ОАО «Федеральная пассажирская компания»

ПАМЯТКА ПРОВОДНИКУ

ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ

ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ

Г. Москва

1. Основные правила безопасности при сопровождении организованных групп детей.

2. Особенности поведения и специфика общения детей разного возраста со сверстниками и взрослыми.

3. Специфика общения с детьми и подростками в зависимости от их индивидуальных особенностей.

5. Кратко о должностных обязанностях проводника, регламентирующих документах и ответственности.

Самое большое достояние страны – это дети. По принципу: «Всё лучшее – детям!» строится работа по перевозке организованных групп детей в ОАО «Федеральная пассажирская компания». Для реализации данной стратегии производится тщательный подбор работников поездных бригад из числа лучших кадровых работников для сопровождения детских групп и обеспечения безопасности и гарантированного высокого уровня обслуживания детских перевозок.

Сопровождать организованные детские группы – это почётная обязанность и одновременно большая ответственность! Мы надеемся, что проводники ОАО «Федеральная пассажирская компания» справятся с поставленными задачами и организация детских перевозок пройдёт на самом высоком уровне.

Для детей, совершающих поездку в пассажирском вагоне, существуют определённые правила поведения, связанные, в первую очередь, с безопасностью жизни и здоровья.

Основные правила безопасности при сопровождении организованных групп детей

· В начале поездки ознакомить детей и сопровождающих лиц с правилами безопасного проезда в пассажирских поездах. Обратить внимание пассажиров на факторы риска (кипятильник, переходные площадки, верхние полки).

· Во избежание ожогов не допускать детей до использования кипятильника. Разносить кипяток самим.

· Во время отдыха детей (особенно в ночное время) постоянно обращать внимание на наличие и использование ремней безопасности (предохранительных скоб) на верхних полках. Не допускать игр на верхних полках.

· Обращать особое внимание на состояние окон (открытые или закрытые), следить за тем, чтобы окна были закрыты и дети не высовывали в открытые окна головы и руки, не выбрасывали мусор и посторонние предметы.

· Контролировать температурный режим и возникновение сквозняков в вагоне во избежание простудных заболеваний детей.

· При посадке и высадке подавать детям руку, при необходимости придерживать их, помогать в погрузке и выносе багажа.

· Обязательно информируйте детей и взрослых, сопровождающих группы, о том, что детям категорически запрещено :

Выходить из вагона на остановках;

Переходить из вагона в вагон;

Открывать окна в вагоне;

Курить в вагоне;

Приобретать продукты питания на станциях и у частных лиц.

ВНИМАНИЕ! При замеченном нарушении этих правил со стороны детей немедленно примите соответствующие меры и сообщите сопровождающему!

  • В пути следования детям и подросткам необходимо придерживаться определенного распорядка дня: своевременный подъём, туалет, завтрак, обед, ужин по расписанию, уборка купе (застелить полки, выбросить мусор со столиков), отбой не позднее 23.00 - всё в соответствии с расписанием движения.
  • Для предотвращения конфликтов дети в вагоне размещаются с помощью сопровождающего согласно следующему принципу: младшие дети на нижних местах, старшие занимают верхние полки, мальчики на боковых местах, в первом и последнем купе. Дети с указанных им мест пересаживаются только по согласованию с сопровождающим.
  • Информируя детей о правилах поведения в вагоне, будьте вежливы и убедительны. Резкие приказы, жёсткие запреты продемонстрируют неуважительное отношение к ребёнку и могут спровоцировать у него вспышки агрессивности.
  • При решении проблемных ситуаций в поезде настройте себя на сотрудничество с ребёнком, а не на критику и запреты.
  • Все требования, предъявляемые Вами, должны быть четко выраженными, и, кроме того, выполнимыми.
  • Поощряйте ребёнка за правильные действия, а на промахах не «заостряйте» внимания, просто скажите, что если бы он постарался еще лучше, то у него это непременно бы вышло.
  • Формулируйте просьбы, пожелания и требования в утвердительной форме, например, вместо фраз: «Не шумите, пожалуйста!» используйте фразу: «Пожалуйста, ведите себя спокойно (тихо)!» или вместо фразы: «Не сорите, пожалуйста, в купе!» используйте фразу: «Соблюдайте, пожалуйста, чистоту в купе!»
  • Откажитесь от риторических вопросов: «Сколько можно?!», «Когда это кончится?!» и др.
  • Если поведение ребёнка реально опасно для его жизни и здоровья, остановите его с помощью кратких и конкретных фраз: «Это опасно!», «Осторожно!», «Горячо!» «Стоп!» и др.

ВНИМАНИЕ! Во всех экстремальных ситуациях, связанных с угрозами безопасности жизни и здоровья детей необходимо предпринять необходимые меры и немедленно сообщить о случившемся начальнику поезда!

Регистрационный N 31731

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4079; N 48, ст. 6165) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей" (приложение).

СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.04.2003 N 31 (зарегистрированы Минюстом России 09.04.2003, регистрационный номер 4397);

СП 2.5.2775-10 "Изменения и дополнения N 1 к СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.11.2010 N 152 (зарегистрированы Минюстом России 15.12.2010, регистрационный номер 19184).

Врио руководителя А. Попова

Приложение

Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.3157-14

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям перевозки железнодорожным транспортом организованных групп детей, находящихся в пути следования свыше 10 часов, и направлены на охрану здоровья детей и подростков при нахождении их в пути следования в пассажирских вагонах железнодорожного транспорта, а также в зданиях вокзалов на станциях отправления и прибытия.

1.2. При организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом должны соблюдаться требования настоящих санитарных правил, а также санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

1.3. Настоящие санитарно-эпидемиологические требования являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, участвующими в организации поездок железнодорожным транспортом к месту назначения и обратно организованных групп детей (далее - групп детей) в возрасте до 18 лет в количестве от 8 детей и более.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

II. Требования к организации поездок организованных групп детей железнодорожным транспортом

2.1. Организаторами поездок организованных групп детей железнодорожным транспортом:

Обеспечивается сопровождение организованных групп детей взрослыми из расчета 1 сопровождающий на 8-12 детей (педагогами, воспитателями, родителями, тренерами и другими) в период следования к месту назначения и обратно;

Организуется питание организованных групп детей с интервалами не более 4 часов;

Организуется питьевой режим в пути следования и при доставке организованных групп детей от вокзала до мест назначения и обратно, а также при нахождении организованных групп детей на вокзале.

2.2. Организаторами поездок организованных групп детей направляется информация в органы Роспотребнадзора о планируемых сроках отправки организованных групп детей и количестве детей по форме (Приложение N 1) не менее чем за 3 суток до отправления организованных групп детей.

2.3. У каждого ребенка, входящего в состав организованной группы детей должна быть медицинская справка об отсутствии контакта с инфекционными больными, оформленная в период формирования группы не более чем за 3 дня до начала поездки.

2.4. Посадка в пассажирский поезд больных детей не допускается. При выявлении до выезда или во время посадки в пассажирский поезд или в пути следования ребенка с признаками заболевания в острой форме данный ребенок госпитализируется.

III. Требования к организации питания групп детей при нахождении их в пути следования

3.1. Для организованных групп детей при нахождении их в пути следования организуется питание. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 4 часов в дневное время суток.

Кратность приема пищи определяется временем нахождения групп детей в пути следования, времени суток и в соответствии с физиологическими потребностями.

При нахождении в пути свыше суток организуется полноценное горячее питание (супы, гарниры, мясные или рыбные блюда).

При нахождении в пути следования менее суток организация питания детей осуществляется с учетом примерного перечня продуктов питания для организации питания детей и подростков при перевозке их железнодорожным транспортом менее 24 часов (Приложение N 2).

3.2. Полноценное горячее питание организуется в вагонах-ресторанах пассажирских поездов или по месту размещения организованных групп детей в пассажирских вагонах.

Не допускается использовать в питании организованных групп детей продукты и блюда, которые запрещены санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях начального и среднего образования.

3.3. При организации горячего питания распределение общей калорийности суточного рациона должно составлять: завтрак - 25-30%, обед 35-45%, ужин - 25-30%. Рекомендуемые усредненные величины калорийности в день (далее - ккал/день): до 10 лет - 2100 ккал/день, от 11 и старше - 2550 ккал/день. Рекомендуемое соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4.

3.4. При организации питания пищевые продукты по показателям безопасности должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации и сопровождаться документами, свидетельствующими об их качестве и безопасности.

Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

IV. Требования к медицинскому обеспечению организованных групп детей при перевозке их железнодорожным транспортом

4.1. При нахождении в пути следования более 12 часов организованной группы детей в количестве свыше 30 человек организатором поездки обеспечивается сопровождение организованной группы детей медицинским работником или сопровождающими лицами, прошедшими подготовку по оказанию первой помощи в соответствии с установленным порядком.

4.2. При организации поездок организованных групп детей специализированным железнодорожным подвижным составом, предназначенным для целей перевозки организованных групп детей, организатором поездки обеспечивается сопровождение организованных групп детей квалифицированным медицинским работником (врачом).

V. Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинскими работниками при перевозке организованных групп детей

5.1. Медицинским работником осуществляется:

Взаимодействие с начальником пассажирского поезда, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

Контроль состояния здоровья детей, входящих в организованные группы;

Опрос о состоянии здоровья детей перед посадкой в поезд;

Проверка наличия медицинских справок об отсутствии у детей контакта с инфекционными больными;

Принятие решения об отстранении от посадки в пассажирский поезд детей с явными признаками заболевания в острой форме;

Оказание медицинской помощи заболевшим детям в пути следования;

Своевременная изоляция инфекционных больных детей от здоровых и организация госпитализации больных. При выявлении инфекционного больного или подозрении на инфекционное заболевание, или пищевое отравление среди детей, медицинским работником совместно с проводником вагона изолируются заболевшие дети и немедленно сообщается об этом в ближайший по маршруту следования медицинский пункт вокзала и орган Роспотребнадзора;

Опрос и составление списка детей, контактировавших с больными детьми;

Контроль за соблюдением детьми правил личной гигиены;

Контроль за организацией питьевого режима и питанием детей.

5.2. В целях предупреждения пищевых отравлений медицинским работником совместно с сопровождающими лицами:

Исключить случаи употребления детьми скоропортящихся продуктов питания, а также продуктов, которые не допускается использовать в питании детей санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях начального и среднего образования;

Проводятся беседы с детьми о профилактике инфекционных заболеваний и пищевых отравлениях и о соблюдении правил личной гигиены;

Проверяется обеспеченность детей постельными принадлежностями и постельным бельем.

5.3. Первая помощь и медицинская помощь осуществляются в соответствии с установленным порядком.

VI. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению групп детей в зданиях вокзалов и в пассажирских вагонах

6.1. Организованные группы детей размещаются в залах ожидания, комнатах отдыха или других помещениях железнодорожных вокзалов.

6.2. В пути следования организованные группы детей обеспечиваются постельным бельем и постельными принадлежностями, а также питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Рекомендуется организация питьевого режима с использованием бутилированной питьевой воды.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999).

Приложение N 2 к СП 2.5.3157-14

Примерный перечень продуктов питания для организации питания детей и подростков при перевозке их железнодорожным транспортом менее 24 часов

1. Хлебобулочные и кондитерские изделия без крема:

Изделия хлебобулочные сдобные мелкоштучные в ассортименте из пшеничной муки высшего сорта в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные до 150 граммов;

Изделия хлебобулочные слоеные в ассортименте в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные до 150 граммов;

Сухари, сушки, пряники в вакуумной упаковке промышленного производства, расфасованные по 150-300 граммов;

Печенье, вафли в ассортименте в вакуумной упаковке промышленного производства для одноразового использования с возможностью длительного хранения при комнатной температуре, расфасованные по 25-50-100 граммов;

Кексы в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные по 50-75 граммов;

Коржи молочные в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные по 50-100 граммов и другие изделия.

2. Молоко в одноразовой упаковке промышленного производства с длительным сроком годности (более 10 дней) и возможностью хранения при комнатной температуре объемом 150-250 миллилитров.

3. Сырок плавленый в промышленной упаковке весом 25 - 50 граммов.

4 . Сахар пакетированный в одноразовой упаковке.

5. Чай пакетированный в одноразовой упаковке (без ароматизаторов и пищевых добавок).

6. Вода минеральная негазированная в промышленной упаковке до 0,5 литра.

7. Фруктовые соки, нектары промышленного производства в одноразовой упаковке с возможностью длительного хранения при комнатной температуре объемом 150-200 миллилитров.

8. Фрукты свежие (яблоки, груши, бананы, мандарины) готовые к употреблению в упаковке, предварительно вымытые и просушенные.

9. Орехи, готовые к употреблению, в упаковке промышленного производства, расфасованные по 10-25 граммов.

С 13 апреля вступают в действие новые санитарные правила к перевозке организованных групп детей на железнодорожном транспорте. Это событие почти революционное - эксперты рынка бились над изменениями этого СанПиНа 10 лет. Особую роль в этой победе туристического рынка над бесмысслеными нормами СанПиН сыграла Комиссия по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма и ее руководитель Сергей Минделевич.

Действующий до недавнего времени СанПиН был принят еще в 2003 году, и все это время эксперты в сфере организации туристских поездок детей и общественные организации вели активную деятельность по внесению поправок в документ. Множество откровенно бредовых норм, которые содержались в документе, не просто тормозили развитие детского туризма внутри России, они его практически уничтожали.

«Мы работали над изменением СанПиНа более трех лет. За это время провели или участвовали в десятках совещаний, заседаний рабочих групп с привлечение экспертов различных уровней. Просьбу об изменении этого СанПиНа я высказал лично председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву на совещании в детском лагере «Орленок» в мае прошлого года. Не так давно (в декабре 2013 г.) было организовано совещание по инициативе заместителя председателя Правительства Ольги Голодец. На нем присутствовали представители около 10 ведомств. некоторые из наших предложений, благодаря чему удалось внести важные поправки в проект нового СанПиН. Активную поддержку нам оказал и глава Ростуризма, президент АТОР Александр Радьков», - сообщил «Вестнику АТОР» руководитель Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич.

Что поменялось в СанПиНе

Одно из ключевых изменений касается отмены требования об обязательном сопровождении медицинским работником группы детей от 8 человек. По СанПиНу, сопровождающий должен был быть действующим медицинским работником - т.е. нанимать студентов медицинских вузов или медиков-пенсионеров не разрешалось. На текущий момент, по данным Минздрава, в России не хватает около 40 тысяч врачей. В такой ситуации найти сопровождающего для каждой группы из восьми человек было крайне затруднительно. Кроме того, нет ни одного нормативного документа, обязывающего медицинские учреждения выделять своих сотрудников для сопровождения детских групп, поэтому все решалось путем личных договоренностей. Организаторы поездки, как правило, должны были оплатить сопровождающему билеты на поезд, проживание и питание в пункте назначения, а также предоставить соответствующую оплату его труда. Эти затраты закладывались в стоимость путевок для детей. Теперь эти расходы удастся сократить. По новым правилам, сопровождение медработника вообще не требуется в коротких поездках не более 12 часов для групп не более 30 человек. Для более продолжительных поездок или групп, численность которых превышает 30 человек, необходимо медицинское сопровождение. «Но теперь это может быть не только действующий сотрудник медицинского учреждения, достаточно, чтобы человек прошел обучение по оказанию первой помощи в установленном порядке. Такое обучение проходят, например, сотрудники МЧС и т.д. То есть появляется гораздо больше возможностей найти человека для сопровождения группы. Обязательно присутствие врача только при перевозке детей целыми составами», - пояснил Сергей Минделевич.

Он отметил, что упразднение действующей нормы вовсе не повышает риск для детей. Все поезда оборудованы связью с диспетчером, а остановки и узловые станции есть примерно каждые два часа следования поезда. Таким образом, при необходимости, детям будет оказана вся необходимая помощь. Кроме того, в каждом составе по действующим правилам должна быть аптечка, а проводники обязаны уметь оказать пассажирам первую помощь.

Были внесены изменения и в процедуру предоставления детям питания. В частности, сухие пайки больше не нужно согласовывать с Роспотребнадзором, а горячее питание можно покупать не только в вагоне-ресторане. «Раньше вагоны-рестораны были монополистами и могли назначать любую цену за питание, а руководители групп вынуждены были на нее соглашаться - им просто некуда было деваться. Нам удалось изменить эту ситуацию. В новых правилах нет обязательного требования кормить детей пищей только из вагона-ресторана, поэтому группы могут сами выбирать, чем питаться. Например, горячее питание может быть заказано на комбинате, поставляющем питание в школы одного из городов на пути следования поезда, и доставлено к вагону на узловой станции. Это питание может быть оплачено по безналичному расчету заранее при организации поездки. Таким образом, появляется конкуренция, которая неизменно приведет к улучшению качества питания, снижению его цены», - говорит г-н Минделевич.

Удалось добиться отмены части медицинских справок. Детям больше не нужно брать с собой справку о состоянии здоровья, а вот справка о контакте с инфекционными больными по-прежнему требуется. На сохранении этой нормы настояли Минздрав и Роспотребнадзор, к позиции которых впоследствии склонилась и Ольга Голодец. Напомним, что такая справка действует только три дня. С большим трудом удалось доказать, что получить такую справку на обратном пути фактически невозможно, поэтому при возвращении домой она теперь не нужна.

Также отменено дискриминационное требование о том, что детей-инвалидов надо перевозить только в отдельном купе.

Ну и, наконец, определена область применения самого документа. Дело в том, что размытая формулировка предыдущего СанПиНа распространяла его действие даже на пригородные электропоезда. То есть группе детей, следующих из Подмосковья в Москву с туристскими целями или для участия в концертах, соревнованиях, нужно было искать сопровождающего медика, электричку с биотуалетом и кондиционером и др. К сожалению, таких практически нигде в России нет. В новом документе указывается, что соблюдение СанПиНа обязательно при поездках длительностью более 10 часов. Правда, в это время включили время нахождения на вокзалах в пунктах отправления и прибытия. «Если поездка занимает меньше 10 часов, то эти требования на нее вообще не распространяются. Это очень существенный момент, т.к. большинство поездок не занимают длительное время», - говорит Сергей Минделевич.

По его словам, новый документ не вызывает серьезных возражений и не препятствует организации поездок детей на железнодорожном транспорте. Предполагается, что документ будет опробован в летнем сезоне, после чего, при необходимости, может быть вновь вынесен на обсуждение.