Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи , музыке, литературе - «стиль - это человек».

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тема урока: Художественный образ – стиль – язык 8 класс (2 урок)


Портрет юноши в золотом венке из Фаюма. Египет. Искусство александрийской эпохи




О. Роден. Граждане Кале



Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.


Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

В искусстве различают:

  • стиль эпохи (исторический),
  • национальный стиль (принадлежность тому или иному народу),
  • индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.

Характеризуя стиль в архитектуре , говорят, что «стиль - это эпо-

ха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».


Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

1

2

3

4

5

6

К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно

отнести эти произведения искусства?


К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному -

можно отнести эти произведения искусства?

1

2

3

4

5

6

Язык любого искусства помогает услышать в

Картина «На пороге вечности» или «Старик, опустивший голову на руки», в сохранившемся варианте, написанном маслом на основе литографии, во многом превосходит более ранние, аналогичные работы с изображением старого, больного крестьянина.

Если на раннем рисунке, наброски которого появились в 1881-1882 гг., Ван Гог изобразил старого, горюющего человека, то после возвращения к сюжету в 1890 году, когда ему открылись тайны передачи чувств посредством карандаша и кисти, на первый план выходит горе и одиночество старика, т. е., передано само состояние несчастного человека.

Более прозрачной становится внутренняя сущность больного, беззащитного существа. Художник не ищет нового отношения к тому, что изображал ранее, он просто в поиске воскрешения былых переживаний, но стремится передать их на более совершенном в эстетическом плане уровне, с учетом вершин мастерства, достигнутых им в процессе эволюции творчества. Если раньше, он только воспринимал истинное душевное состояние человека, то теперь, сумел постичь, как передать это чувство на холсте.

Винсент Ван Гог. "На пороге вечности"


Выразительность, эмоциональность,

образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают:

композиция,

форма, -

фактура,

ритм,

тон,

интенсивность.

Это общее - в языке искусств.

К. Малявин. Вихрь


Каждый вид искусства говорит своим языком:

живопись - цветом,

графика - линией и пятном,

скульптура -объемом,

музыка - звуком, интонацией,

танец - пластикой жестов и движений,

литература - словом.

А. Головин. Декорация к драме М. Лермонтова «Маскарад»

Д. Веласкез. Менины

Х. Миро. Карнавал Арлекина

П. Пикассо. Менины


Цвет - язык живописи

Шишкин И.И. Зима.

И.И. Шишкин. Пруд в роще

И.И.Шишкин

Лес весной.

Шишкин И.И. Рожь.


Линия и пятно – язык графики.

Альбрехт Дюрер

Леонардо да Винчи

"Меланхолия"

Набросок к картине

Врубель Автопортрет


Язык скульптуры - объём

Микеланджело Пьета

Е. Вучетич.

Памятник

воину-освободителю

вБерлине.

Этьен-Морис Фальконе

Памятник Петру I




Слово – язык литературы

Язык художественной литературы характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.

В художественной, поэтической речи, кроме типичных для нее языковых средств, используются и средства всех стилей, и средства разговорной речи. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы; слова высокие, поэтические и жаргонные, грубые; профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в языке художественной литературы подчиняются основной его функции - эстетической.


В чем специфика средств выразительности этого произведения? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать образ?

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» было написано Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову, даже не надеясь на брак с ней. Жанр - элегия.

Стихотворение посвящено теме любви. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. Два первых стиха (строки) дают пейзаж­ную картину:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы - воз­вышенности, поднятые к небу. Второй - лежащую у ног поэта глубокую реку. Третий и чет­вертый стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя. Оно находится в согла­сии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые героем-автором, противоречивы: «грустно и легко» - это не только разные, но и трудно совместимые чувства. Объяснение их дается в сле­дующих строках:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

Введенное в стихотворение поэтическое «ты» (образ неназванной возлюбленной) становится источником света. Именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой. Следующие четыре сти­ха меняют интонацию. Спокойно-печальная повествовательная интонация первого четверостишия делается более напряженной:

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Последние строки особенно важны для понимания стихотворения и пушкинской концепции любви: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии.


Звук и интонация – язык музыки

Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение?

Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»

Русская народная мелодия «Сударыня»

Шостакович Д.Д. «Симфония №7»


Художественный образ – это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Художественный образ можно понимать как способ бытия произведения искусства, взятого в целом. Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения.


Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс – хранитель вечности. Ему недоступны душевное смятение и тревоги. Человек же испытывает разнообразные чувства: печаль и радость, любовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение… Эти чувства овладевают и художником, который облекает их в формы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи и художественной манерой мастера. Большой сфинкс в Гизе. Египет


Портрет юноши в золотом венке написанный неизвестным египетским художником еще в начале II века. Огромной притягательной силой обладает этот образ. В нем все прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, легкие завитки волос, прямой нос, пушок над верхней губой и едва уловимая улыбка. Смуглое лицо оттеняет венок из золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, решительный взгляд, направленный прямо на зрителя. Портрет юноши в золотом венке. Фаюм. Египет


Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в 14 веке. Во времена осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с веревками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей и города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряженности героев, лаконичностью и глубиной характеристика каждого из них. Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в 14 веке. Во времена осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с веревками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей и города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряженности героев, лаконичностью и глубиной характеристика каждого из них. О. Роден. Граждане Кале. Франция О. Роден. Граждане Кале. Франция


Главные персонажи картины «Вихрь» русского художника Ф. Малявина – крестьянки в ярких нарядах. Все полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающим колоритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица женщин. Преобладающий красный цвет словно теряет свойства предметного мира и приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром, неуправляемой стихией русской души. Ф Малявин. Вихрь


Стиль (от греч. stylos – буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают: стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность к тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.


Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают: композиция, форма, т.е. фактура, ритм, тон, интенсивность. Д.Веласкес. Менины


Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись – цветом, графика – линией и пятном, скульптура – объемом, музыка – звуком, интонацией, танец – пластикой жестов и движений, литература – словом. П.Пикассо. Менины Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись – цветом, графика – линией и пятном, скульптура – объемом, музыка – звуком, интонацией, танец – пластикой жестов и движений, литература – словом. П.Пикассо. Менины



"Художественный образ - стиль - язык". Поурочная разработка по предмету "Искусство". 8 класс. Архив включает поурочную разработку, презентацию, медиафайл.

Просмотр содержимого документа
«Художественный»

Художественный образ – стиль – язык

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египет-ские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство - это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.

Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, - фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее - в языке искусств.

При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура - объемом, музыка - звуком, интонацией, танец - пластикой жестов и движений, литература - словом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

Рассмотрите изображения на этих страницах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?

Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Обсудите, какой эмоцио-нальный отклик вызвало у вас то или иное произведение.

К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно отнести эти произведения искусства?

Какие из этих произведений созданы современными авторами?

В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особен-

ности языка помогают понять и почувствовать эти образы?

Как вы понимаете выражения: «стиль - это эпоха» и «стиль - это человек»?

Просмотр содержимого презентации
«Художественный образ - стиль - язык»


У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда.

Большой Сфинкс в Гизе.


Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство - это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

Портрет юноши в золотом венке из Фаюма.

Египет. Искусство александрийской эпохи.


Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему.

Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.

О. Роден. Граждане Кале.


Это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.

В. Ван Гог. На пороге вечности.


Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

И. Крамской. Незнакомка.


означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

Собор в готическом стиле. Милан.


В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».


Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, - фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее - в языке искусств.

К. Малявин. Вихрь.








Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

П. Пикассо. Менины


Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

Х. Миро. Карнавал Арлекина

Менины"Веласкес.Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст? Разумеется, нет. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia“ – «Семья». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Поэтому нас не должна удивлять вольность художника, изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута.

В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь, инфанта Маргарита. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей.

«Жители Кале».После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным.

Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

В 1880 году, когда Франция пыталась свыкнуться с мыслью о поражении во Франко-прусской войне, мэр Кале решил поставить на центральной площади города памятник знаменитым землякам. Этот монумент должен был выразить обуревавшие французов эмоции - и горечь поражения, и упоение героической жертвенностью сограждан. Создание памятника было поручено Огюсту Родену, который работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. Через шесть лет бронзовая скульптура была установлена в Кале.

По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным: до него памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста). На постамент «Граждане Кале» были водружены только после смерти скульптора, в 1924 году. В продолжение XX века копии роденовской скульптурной группы появились во многих городах мира, включая Париж и Лондон.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественный образ – стиль – язык

Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.

Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живо й голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, - фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее - в языке искусств.

Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура - объемом, музыка - звуком, интонацией, танец - пластикой жестов и движений, литература - словом.

Фаюмский портрет

Жители Кале. Огюст Роден

Горюющий старик на пороге вечности. Ван Гог

Вихрь. Малявин

Менины. Диего Веласкес

Менины.Пабло Пикассо

Эскиз декорации «Маскарад» М. Ю. Лермонтова

Карнавал Арлекина. Миро

музыкальный образ – это воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества.

Зимняя сказка Когда зимний вечер Уснет тихим сном, Сосульками ветер Звенит за окном, Луна потихоньку Из снега встает И желтым цыпленком По небу идет. А в окна струится Сиреневый свет На хвою ложится Серебряный снег, И, словно снежинки, В ночной тишине Хорошие сны Прилетают ко мне. Ах, что вы хотите, Хорошие сны? Вы мне расскажите О тропах лесных, Где все, словно в сказке, Где - сказка сама - Красавица русская Бродит зима. Но что это? Холод На землю упал, И небо погасло, Как синий кристалл? - То желтый цыпленок, Что в небе гулял, Все белые звезды, Как зерна, склевал.

Натюрморт с атрибутами науки.Шарден.