Вторая мировая война привела к коренным изменениям в международной обстановке и во внутреннем положении Индии. Экономика, в особенности сельское хозяйство, переживала кризис. Длительный колониальный гнет привел к нищете и разорению широких масс. Резко обострилось противоречие между тенденцией к самостоятельному развитию Индии и колониальным господством Англии, что вызвало подъем мощного антиимпериалистического движения с лета 1945 г. В нем объединились основные слои населения, а во главе в силу исторических обстоятельств оказалась национальная буржуазия, интересы которой представлял Индийский национальный конгресс (ИНК). Несмотря на его стремление ограничить выступления рамками «ненасильственной борьбы», в стране развернулось движение протеста против посылки индийских войск в Индокитай и Индонезию, кампания защиты Индийской национальной армии. В начале 1946 г. это движение захватило армию и флот, госаппарат. В нем проявилось единство религиозных общин, национальностей и политических течений. Выборы в Центральное и провинциальные законодательные собрания (конец 1945-начало 1946 г.) оказались для англичан неудавшимся политическим маневром с целью разжечь индусо-мусульманский конфликт. Однако в результате политики противопоставления религиозных общин и нежелания предоставить Индии полную независимость 1946 г. стал временем кровавых столкновений, и Мусульманская Лига объявила начало «прямой борьбы» за Пакистан.
С февраля по июнь 1947 г. англичане предложили новую декларацию об Индии и «план передачи власти Индии». После того, как план обрел юридическую силу в качестве Закона о независимости Индии (15 августа 1947 г.), на смену прежней колонии пришли два доминиона – Индийский Союз и Пакистан. Разделенные по религиозному признаку, они с самого начала оказались резко враждебными. Само их размежевание происходило в обстановке обострившейся вражды, жестоких гонений и кровавой бойни, стоившей едва ли не миллионов человеческих жизней (только в Пенджабе резня и погромы унесли около 500 тыс. человек). Ситуация была усугублена тем, что княжествам (562) давалось право свободы выбора, вследствие чего ряд князей на территории Индии (большинство их были мусульманами) выразили желание – вопреки воле населения княжества, по преимуществу индуистского – присоединиться к Пакистану. Это потребовало вооруженного вмешательства правительства Индийского Союза. Раздел вызвал многомиллионный поток беженцев и взрыв националистических и шовинистических настроений. Жертвой их стал пытавшийся погасить страсти М.К.Ганди, убитый в 1948 г. членом религиозно-националистической группировки Хинду Махасабха. Нелегкой задачей была перестройка экономики каждой из частей прежде единого организма: к Пакистану отошли богатые сельскохозяйственные районы, дававшие хлопок и джут для текстильных предприятий Индии. Стране не хватало своего хлеба. Промышленность оказалась в зависимости от иностранного оборудования и капитала.
1949 г. прошел под знаменем подготовки конституционных реформ. Они были оформлены Учредительным собранием в качестве конституции новой Индии, вступившей в силу в январе 1950 г. Была провозглашена Республика Индия, которая при этом оказалась членом Британского содружества наций, т.е. сохраняла привычные связи с прежней метрополией. На первых выборах в центральный парламент и законодательные собрания штатов (1951–1952 г.) почти три четверти мест получил ИНК – с тех пор почти бессменная правящая партия. Возглавил правительство Дж.Неру (1947–1964 г.).
Индия развивалась по капиталистическому пути. Цивилизационный фундамент здесь оказался принципиально неблагоприятным для экспериментов в марксистско-социалистическом духе, притом, что в Индии есть две влиятельные компартии, одна из которых многие годы провела у руля правления штата Бенгалия. Зато занесенные в Индию англичанами демократические традиции хорошо вросли в местную структуру. В Индии стала реализовываться рожденная Дж.Неру концепция «общества социалистического образца». Она включала в себя смешанную экономику при приоритете госсектора, демократическое единство сильного центра и наделенных широкими правами регионов, плановость народного хозяйства (пятилетки с 1951г.), плюрализм общественной мысли.
Общая оценка преобразований 50 – начала 90-х годов – это путь к компромиссу, преобразованиям социал-реформистского толка. Все в концепции оказалось жизненным и придало развитию Индии устойчивую динамичность.
Первой серьезной реформой была аграрная. Суть ее сводилась к ликвидации слоя посредников-заминдаров и к передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Результатом реформы было сокращение доли арендаторов и превращение основной части крестьян в землевладельцев. При поддержке государства шло развитие кооперации, призванной уменьшить в стране влияние ростовщиков. В 60–70-е годы аграрные преобразования были дополнены серией передовых агротехнических методов и приемов, связанных с «зеленой революцией» и имевших целью резко усовершенствовать сельскохозяйственный процесс. С 1978 г. Индия перестала импортировать продовольствие и достигла полного самообеспечения. В наши дни страна в основном справляется с продовольственной проблемой, хотя при этом значительная доля ее населения питается крайне скудно.
В основу экономической политики были положены два важнейших принципа: развитие госсектора в промышленности и плановое ведение народного хозяйства. С 70-х годов развивается прямое сотрудничество с частным капиталом, происходит сращивание двух секторов. Главными направлениями экономической политики всех правительств ИНК были: а) усиление государственных капиталовложений в базовые отрасли промышленности; б) ослабление государственного регулирования частного сектора; в) упрочение национальной валютной системы и финансов, укрепление национального рынка. В целом к середине 60-х годов объем промышленного производства вырос в 2,5 раза. С 1980 по 1991г. рост экономики составлял ежегодно 5,4%. Индия вышла в ряд индустриально-аграрных стран. Вместе с тем в этом процессе проявились и негативные явления: рост бюрократии, недостаточная эффективность ряда предприятий, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на решение острых социальных проблем.
Ориентация на капиталистическое развитие гармонично сочеталась в республиканской Индии с генеральными установками в сфере политической и правовой, корнями уходящими в классическую вестминстерскую парламентарно-демократическую систему власти. В соответствии с конституцией Республика Индия – это союз, который включает 25 штатов и 6 союзных территорий. Законодательная власть принадлежит двухпалатному общеиндийскому парламенту, а в штатах – законодательным собраниям; исполнительная власть в руках общеиндийского совета министров в Дели и правительств штатов во главе с главными министрами. Формально президент считается верховным главой исполнительной власти страны, фактически власть в руках премьера.
Политический процесс в стране основан на состязательности партий с полной свободой для партийных коалиций. Общеиндийским языком по-прежнему считается английский. Попытка сделать таковым в 1965 г. хинди не могла быть осуществлена, ибо этому энергично противодействовал ряд южных штатов, для которых хинди является чужим. Так как большинство людей неграмотны, важную роль в борьбе за избирателей играют символы. Для ИНК это изображение священной коровы. Партиям трудно объединить людей вокруг идеологического вопроса, т.к. общество еще расколото по многим признакам.
Избирательные кампании свидетельствовали об устойчивости симпатий основной массы избирателей: при наличии коммунистического левого (с1964 г. – две компартии с примерно равными силами) и религиозно-коммуналистского правого крыла основная доля голосов избирателей приходилась на центр. Он был представлен, прежде всего, ИНК, позже и коалицией оппозиционных ему группировок типа «Джаната парти», находившейся у власти в 1977–1979 г. Если не считать этого небольшого промежутка, все остальные годы во главе Индии стояло правительство ИНК, которое после смерти Неру (1964 г.) возглавляла его дочь Индира Ганди (1966–1977, 1980–1984 г.), а после ее убийства – ее сын Раджив Ганди (1984–1991г.). Нередки были обострения внутриштатных политических противоречий на национальной, религиозной или иной основе, для решения или погашения которых Дели обычно вводила президентское правление (за время независимости более 116 раз).
В середине 60-х годов нарастает внутренняя нестабильность в стране. Критику вызывает позиция ИНК по социальным вопросам, усиливается крестьянское движение, активизируются правые группировки в ИНК. Стремясь восстановить популярность Конгресса, И.Ганди выступила за новые реформы: поощрение мелкого производства, расширение госсектора, национализация крупных банков и оптовой торговли, ограничение монополий, снижение земельного максимума и др. В 70-е годы прогрессивные реформы были продолжены, однако, вскоре проявилось влияние бюрократии и снижение эффективности госсектора. Политическое развитие было следствием острой экономической депрессии, поляризации классовых сил, половинчатости прогрессивной экономической программы, неспособности правительства решить основные проблемы страны: сокращение безработицы, наделение крестьян землей, согласование интересов государства и окрепшей монополистической буржуазии. Все это поколебало авторитет ИНК и впервые привело к поражению в 1977 г. партий консервативного толка. В 1980 г. он восстановил свои позиции и вернулся к руководству в общеиндийском масштабе.
В 80-е годы экономическое развитие Индии замедлилось, обнаружились негативные последствия протекционизма, монополизация внутреннего рынка промышленными кланами, инфляция, неконкурентоспособность индийских товаров, бюрократизация управленческого аппарата, неэффективная работа предприятий госсектора. В 1990 г. внешний долг составил 70 млрд. долларов, приток иностранных капиталов сократился на 59%. Заметные успехи 90-х годов связаны с реализацией с 1991г. радикальной экономической программы. Основными положениями ее являются либерализация политики в отношении иностранного и национального капитала, реформа госсектора. Пик положительных тенденций пришелся на 1995– 1996 г.– темпы роста промышленного производства увеличились на 12,4%. Во второй половине 90-х годов экономические темпы замедляются, продолжается застой капиталов, не решена проблема низкой производительности труда и реформы госсектора. Правильные экономические решения не дали результатов на микроуровне, поэтому в начале ХХI в. главной целью провозглашен «экономический рост и справедливость» (вложения в социальную сферу и инфраструктуру).
Современная Индия владеет высокими технологиями, является крупным производителем и экспортером программного обеспечения – 140 из 500 ведущих компаний мира удовлетворяют свои потребности в этом за счет экспорта из Индии. Страна занимает третье место в мире по численности научно-технических кадров, пятое – по объему сельскохозяйственного производства и по ВВП. В середине 90-х годов заняла второе место в мире по экспорту пшеницы, достигла самообеспечиваемости основными продуктами питания. В 1998 г. стала ядерной державой. Сейчас индийская экономика входит в число 10 самых быстроразвивающихся в мире.
В 80-е годы прежняя структура власти уже не соответствовала новой расстановке социально-классовых сил, все более заметны изъяны в политической жизни (коррупция, нарушения демократии), росло влияние радикализма и популизма, поддержку масс получали новые политические партии. В 1989 г. ИНК уступил власть коалиционным правительствам. Это свидетельствует о появлении в последние 10–15 лет тенденции (пока не завершившейся) создания действительно многопартийной структуры власти вместо доминирования одной партии. В 90-е годы Индия окончательно перешла к коалициям – осенью 1999 г. на выборах в парламент большинство получил правоцентристский Национальный демократический альянс (24 партии). Начался переход партий от конфронтационной к соревновательной политике. Актуализировалась проблема консолидации общества. Сохранение регионального коммунализма и регионализма мешают укреплению патриотизма. Последние годы показали быстрый рост влияния индуистских партий.
На развитие современной Индии существенное влияние оказывают сохраняющиеся серьезные проблемы. Важнейшая из внутренних – это религиозная рознь. Несмотря на раздел 1947 г., в республике проживают 106 млн. (11,4% населения) мусульман. Большую и влиятельную общину составляют сикхи (2%) и буддисты (0,7%). Этнорегиональные конфликты накладываются на давние территориальные споры, перерастая в ожесточенную сепаратистскую и террористическую борьбу. Индо-мусульманские столкновения и борьба сикхского меньшинства вначале за политическую автономию, а затем и за собственное независимое государство Халистан (отделение Пенджаба от Индии) являются практически неразрешимыми проблемами. Переход к вооруженной борьбе экстремистских сикхских организаций в 80-е годы привел к убийству ими И.Ганди (31 октября 1984 г.), что вызвало новую волну насилия и жертв. Акты террора продолжались и в 90-е годы, несмотря на попытку властей найти политическое решение пенджабского кризиса. Источником политической нестабильности для всей Индии остается в XXI в. проблема штата Джамму и Кашмир. Сепаратистские группировки добиваются создания здесь независимого государства. Проблема осложняется претензиями на этот штат со стороны Пакистана, в составе которого находится 1/3 его территории. Взаимная неуступчивость и жесткие позиции двух стран делают спор одним из самых опасных пограничных конфликтов в мире и не раз ставили соседей на грань войны (1947, 1965, 1971, 2001г.). К этим конфликтам может быть добавлена напряженность, которая возникла в 80-е годы на крайнем северо-западе Индии, в Ассаме и других районах, где беженцы-мигранты из Бангладеш создают серьезную нестабильность. Проблемы создают и сепаратистские настроения тамилов на юге и некоторых племенных групп пригималайского района. Точного числа сепаратистских группировок не знает никто (в Индии «говорят» на 179 языках и 544 диалектах). Усилению с конца 80-х годов религиозного фанатизма и межпартийных распрей способствовала эволюция идеологии национализма. После завоевания независимости Индии в национализме отдельных наций уже начали проявляться гипертрофированные национальные амбиции, сепаратизм.
Другая группа проблем, внешне менее острая, но чреватая далеко идущими последствиями – демографическая. Быстрый прирост населения (со времени деколонизации почти вдвое) угрожает стране катастрофой. Наиболее тяжкие его последствия, прежде всего, голод были смягчены успехом «зеленой революции» и фермерского хозяйства (Пенджаб). Попытки решить ее ускоренными темпами, с административным нажимом, результатов не дали, более того, привели И.Ганди к поражению в 1977 г. Несмотря на реализацию программы по ограничению рождаемости, демографический прирост все возрастает – в ХХI в. Индия вступила миллиардной страной.
К числу внутренних относится проблема каст. Государство сделало много для искоренения кастового неравенства: за дискриминацию на кастовой основе вводилось уголовное преследование, за представителями низших каст забронированы квоты в вузах, госучреждениях (по конституции 1950 г. –– 27% мест). Вместе с тем попытка распространить такое проявление социальной справедливости и на промежуточные касты (52% населения) вызвало массовое недовольство и политический кризис 1989-1990 г. Касты играют ту же роль, что и в прошлом – роль стабилизирующего фактора. Однако более значима консервирующая функция касты и общины, явно противостоящая задачам развития страны. Со временем эта функция ослабнет, а развитие возьмет свое. Однако остаются вопросы – сумеет ли общинно-кастовая Индия в случае демографического взрыва прокормить страну, явно не успевшую превратиться к тому времени в фермерскую?
Наиболее сложными проблемами являются чрезвычайная плотность населения, истощение природных ресурсов, безработица, вопиющие социальные контрасты, нерешенность аграрного вопроса (50–55% хозяйств носят деградирующий характер), растущий водный дефицит (80% населения не имеет доступа к
питьевой воде), узость «среднего класса» (20 – 25%) при массовой бедности, неграмотность населения (48%) и др.
Существенным элементом внешней политики Индии в 50– 60-ые годы стали неприсоединение к военным блокам и стремление к консолидации молодых независимых государств. Внешнеполитическая позиция страны во многом объясняется и геополитической конфронтацией сил в Азии, в частности, конфронтацией с КНР и ее союзником – Пакистаном. Это привело в свое время страну, декларировавшую независимость, нейтралитет и неприсоединение в качестве принципиальных основ политического курса, к тесному союзу с СССР. Их сотрудничество способствовало укреплению государственной экономики Индии и заключению важных договоров о мире, дружбе и сотрудничестве, включая Делийскую декларацию 1986 г. С распадом СССР его место заняла Россия. С 1995 г. возрастает внимание к сотрудничеству с Республикой Беларусь.
Внешняя политика в 70–90-е годы преследовала четыре основные цели: укрепление безопасности страны, реализация экспансионистских амбиций в Южной Азии (что привело к устойчивой конфронтации в системе региональных отношений), усиление влияния среди государств мирового сообщества (становится формирующимся центром мировой политики, но без превращения в супердержаву) и установление оптимальных внешних связей для создания благоприятных условий для модернизации экономики.
С середины 90-х годов реализуется новый внешнеполитический курс – нормализация отношений с большими и малыми странами. В 1995 г. с созданием ассоциации «Индоокеанское кольцо» Индия стремится стать одним из региональных лидеров. После распада военных блоков потеряла смысл позиция неприсоединения к ним. Поэтому особое значение приобрела «свобода принятия самостоятельных решений» (Дж.Неру). Несмотря на статус доминирующей в регионе державы с военно-политическими функциями, Индия неоднократно подтверждала свою роль гаранта политической стабильности. Хорошо известно миролюбие Индии, завидная для всего развивающегося мира внутренняя стабильность. Индия не знакома ни с политическими переворотами, ни с попытками армии играть политическую роль, ни с чересчур острыми социальными конфликтами. За Индию никто и никогда не вел и не ведет борьбу. Это объясняется тем, что здесь никогда не было вакуума власти, а государство со стабильным политическим курсом устойчиво и надежно, всегда опиралось на привычные нормы существования и отвечало в своей политике этим нормам.

ИНК придерживался двойственной политики. В течение 1938-1939 гг. в среде Конгресса происходила борьба вокруг вопроса статуса Индии.

Часть радикально настроенных членов Конгресса выступала за немедленное требование внесения изменений в конституцию относительно колониального статуса страны. В апреле 1939 года борьба закончилась сменой на посту руководителя Конгресса Субхас Чандра Боса (1895-1945) сменился Ранджендром Прасадом (1884 – 1963). С.Ч. Бос создал внутри конгресса свой фракционный блок.

Сразу после того, как 3 сентября 1939 г. был объявлен чрезвычайный закон об обороне Индии, М. Ганди заявил о поддержке британцев и призвал своих сторонников не оказывать препятствий колониальной администрации в проведении военных мероприятий.

Замечание 1

В ответ на заявление М. Ганди британское правительство пообещало предоставить независимость стране сразу же после победы. 14 сентября 1939 года ИНК предложил британцам программу партнерства, но после того как вице-король отказался вести переговоры, министры провинциальных правительств, которые были членами Национального конгресса, ушли в отставку.

Встревоженный возможностью дестабилизации внутриполитической ситуации накануне военного столкновения с Японией, 10 января 1940 г. вице-король официально пообещал Индии статус доминиона после завершения войны. На это немедленно отреагировала Мусульманская лига, которая в марте 1940 г. четко определила свою позицию, требуя разделить колонию на индуистскую и мусульманскую части. А.М. Джинна объявил, что лига будет добиваться создания отдельного мусульманского государства под названием Пакистан.

Требования о предоставлении независимости

Замечание 2

Успехи японцев в войне заставили Конгресс пересмотреть свои предыдущие решения. Сначала ИНК объявил о начале кампании «ограниченной личной сатьяграхи за свободу слова». Британцы ответили арестами, арестовав к концу мая 1941 г. 20 тыс. чел., среди которых оказались 31 бывших министров и 398 парламентариев. Следующий подъем патриотического движения был связан с объявлением в августе 1941 года Атлантической хартии.

Премьер-министр Великобритании У. Черчилль даже был вынужден выступить с разъяснением о том, что на Индию, Бирму и другие части британской колониальной империи не распространяются задекларированные в хартии гарантии прав на послевоенный суверенный строй всех порабощенных народов.

В начале 1942. М. Ганди выступил с требованием немедленного предоставления стране независимости. Полагая, что признание индийской независимости повлечет беспорядки и межэтнические конфликты, которые были нежелательны во время войны, британцы попытались убедить Конгресс снять свои требования. В марте 1942. в Индию направлено британского дипломата Стаффорда Крипса, который лично был знаком и поддерживал дружеские отношения с М. Ганди и Дж. Неру.

Замечание 3

В поддержку британцев в войне С. Крипс предложил ИНК предоставления Индии статуса доминиона с потенциальным правом на отделение, а также создание органа по разработке новой конституции, но все это – только после окончания войны.

11 апреля 1942 г. ИНК отверг предложения С. Крипса. 8 августа 1942 года ИНК принял резолюцию с требованием немедленно предоставить стране независимость и создать национальное временное правительство из представителей местного населения. Уже утром следующего дня британцы молниеносно арестовали всех лидеров Конгресса, а саму организацию распустили. М. Ганди, который также было схвачено, находился под домашним арестом в одном из делийских дворцов до мая 1944.

Отстранившись от политики, он занимался изучением философии и религиозных проблем. В знак протеста против арестов состоялись выступления сторонников ИНК. По всей стране прокатилась волна насилия и саботажа. Применив оружие, британцы подавили эти выступления силой. До конца 1942 года были арестованы более 60 тыс. лиц, а 940 – убиты в столкновениях с полицией.

Создание и крах «Индийской национальной армии»

Желая использовать антибританские настроения части бывших солдат англо-индийской армии, в конце 1942 года японцы создали в Сингапуре Индийскую национальную армию. Ее бойцами стали 10 тыс. военнопленных, а командующим – Моган Сигхи, а впоследствии – С.Ч. Босс 21 октября 1942 года в Аргад-Хинди создано марионеточное индийское правительство, который также возглавил С.Ч. Бос. Это правительство, объявил войну США и Великобритании, однако так и не смог организовать эффективной помощи японцам.

Замечание 4

После начала наступательных операций союзников в Бирме 30-тысячная индийская армия частично дезертировала, а частично сложила оружие. Некоторые из ее подразделений перешли на сторону западных союзников и приняли участие в боях с японцами.

К окончанию Второй мировой войны в Индии возникло мощное национально-патриотическое движение. Несмотря на постоянные репрессии со стороны колониальной власти, среди местного населения все больше распространялись настроения полной независимости. Специфически индийский способ антиколониальной борьбы, заключался в ненасильственном сопротивлении британскому господству, в конечном итоге оказался эффективным путем к созданию самостоятельного государства.

Билет № 16. Индия после Второй Мировой Войны

В период Второй мировой войны Индия официально выступала на стороне стран антигитлеровской коалиции, но ее политические деятели вели себя по разному. Индийский национальный конгресс предъявил претензии английскому правительству: обещали поддержать Англию в войне только при условии официального признания английским правительством права Индии на самоопределение, созыв учредительного собрания и образование ответственного правительства (потребовали самостоятельного управления). Английское правительство не согласилось и с 42 по 44 Индийский национальный конгресс был под запретом. => в эти года Индийский национальный конгресс боролся на два фронта и против Гитлера и против английского правительства. К концу Второй мировой войны позиция Англии смягчалась. Основной проблемой оставалось взаимоотношение между конгрессом и мусульманской лигой (точка расхождения у них – последовательность предоставления независимости. Индийский национальный конгресс требовал сначала предоставить независимость, а потом провести территориальное размежевание между мусульманами и индусами, мусульманская лига наоборот – боялись оставаться в составе Индии без английского присутствия)

В 1944 конгресс начинает нормальную политическую деятельность. После окончания Второй мировой войны, в июне вице-король Арчибальд Уэйвелл предоставляет план о предоставлении Индии независимости (фактически протекторат):

  1. 1. Статус доминиона
  2. 2. Право индусов на собственную конституцию
  3. 3. Предоставление индийцам всех мест в исполнительном совете (правительстве), за исключением поста вице-короля (главы совета) и главнокомандующего (Войска находятся в ведении митрополии)
  4. 4. Право внешних сношений
  5. 5. Отдельное представительство в совете кастовых индусов

Этот план никому не понравился. Индийский национальный конгресс требовал, чтобы представительство кастовых индусов было за ним. Мусульманская лига требовала, чтобы только она предоставляла мусульман, не признавая права представления мусульман за Индийским национальным конгрессом. (Далее новое лейбористское правительство пытается всячески ускорить предоставление независимости, а индусы не могут распределить последовательность ее получения)

В 1946 идет распределение на различные зоны, в которых должно произойти голосование о создании различных государств. Восток-запад (теперешний Пакистан и Бангладеш) – большинство мусульман и север (Хиндустан, Раджпутана, Бидар, Бенгалия) центр (Декан) юг. Предполагается, что первые две зоны (запад и восток) будут соединены в одно государство, а остальные – отдельное индусское государство. Но возникает несколько проблем:

  • · Проблема Пенджаба (в нем половина мусульман половина индусов)
  • · Проблема Джаммы и Кашмира
  • · Проблема Хайдарабада (значительная часть ассимилирована мусульманами)

Эттли (премьер-министр Великобритании, вице-король Индии) эти вопросы решить не может. В феврале 1947 он издает уже 3-ю декларацию, которая говорит об уходе Англии не позднее 1948.

В марте 1947 Эттли сменяет Маунтбеттен (последний вице-король Индии). Он предоставляет план Маунтбеттена (Если в течение 47 г. индусы и мусульмане не договорятся между собой, то он передаст власть провинциям) => начинают шевелиться, 1947 – образование 2 доминионов: Пакистан (просуществовал до 1956) и Индия (просуществовал до 1950).

15 августа 1947 в силу вступает план Маунтбеттена о независимости Индии. Главой Индии на 3 года продолжает оставаться английский король, премьер-министром становится Джавахарлал Неру.

С 1947 по 1949 к Индии присоединяется 555 (всего было 601) княжество, они вошли на разных основаниях. Но в общем не самый благоприятный период для Индии (+ период стычек, военных действий между мусульманами и индусами, которые шатались по проблемным территориям и не знали где осесть). За князьями проблемных территорий было оставлено право решать вопрос присоединения самостоятельно Проблема Хайдарабада: правитель Хайдарабада должен был решить к кому он присоединяется к Индии или Пакистану, поэтому Индийские войска встали по периметру Хайдарабада и попросили поскорей определиться => раджи Хайдарабада решил присоединиться к Индии. Проблема Джаммы и Кашмира: раджи был индус, а население – мусульмане. В Джамму и Кашмир вошли индийские войска, Пакистан счел это актом агрессии => началась война, которая длиться до сих пор.

Индия – многоэтничная страна - было решено, что на 15 лет государственным языком на ряду с хинди будет английский (таким он остался и до сих пор). В 1950 принимается конституция, по которой в Индии создавалось 3 группы штатов с различным правовым статусом:

  1. Бывшие провинции британской Индии. Управление: губернатор штата, правительство штата и местный двухпалатный парламент.
  2. Бывшие княжества. Управление: князь становился губернатором и у него однопалатная ассамблея
  3. Бывшие комиссарские провинции – провинции, которые имели управление – подчинялись непосредственно центральному правительству. Управление: губернатор штата или президентский комиссар, назначаемый правительством.

С 1950 Индия объявляется независимой . Ведущей политической силой является индийский национальный конгресс, в нем есть различные течения. Основное течение представлял Джавахарлал Неру (левое и центристское крыло) – формально смешанная экономика (на самом деле доминирование гос сектора), плановая экономика, проведение аграрной реформы. Во внешней политике формальный нейтралитет, реально склонение в русло политической направленности Советского Союза. Правое крыло – представлено заместителем премьер- министра Патель + влиятельная фигура – председатель конгресса Тандон – свобода предпринимательства, создание современного рынка, встраивание в международную капиталистическую систему.

После объявления независимости от Индийского национального конгресса начинают отпочковываются различные партии:

  • Крестьянская рабочая партия
  • Конгресс-социалисты => социалистическая партия
  • Доминирует Джавахарлал Неру – конгрессистский социализм и гандийский социализм

На первых выборах 1951 Индийскому национальному конгрессу противостояла партия Джан Сангх (народный союз). Джан Сангх союзник коммуналистской партии (традиционные индуистские организации, как Хинду Махасабха и Раштрия сваямсевак сангхан) – отстаивали интересы индуистов . Глава – Мукерджи. Программа – построение истинного национализма, (лозунгом Индийского национального конгресса был секуляризм – отделение религии от гос-ва) требование изменения секуляристской политики, покровительства индуистам и обеспечения их приоритета. На выборах побеждает Индийский национальный конгресс (получили 75 мест в парламенте).

Начинает реализовываться курс Неру:

  1. Обеспечение себя всем необходимым, создание импортозамещающей промышленности.
  2. Программой национального конгресса было предусмотрено создание этнолингвистических штатов. В 1956 принимается закон о реорганизации штатов, согласно которому в 19 штатах и союзных территориях должны существовать гомогенные этнолингвистические сообщества (что опять выдвинуло проблему единого языка – стало ясно что введение хинди, как государственного языка откладывается)
  3. В первый срок Индийского национального конгресса выявился подконгрессистский социализм – ограничение стяжательских инстинктов и собственнических устремлений
  4. Считали что необходима борьба кастовыми ограничениями (упразднение неприкасаемых)
  5. Создание условий для развития отсталых народов и племен
  6. Упор на этатизм и смешанную экономику

На вторых выборах 1957 – опять победа Индийского национального конгресса, но уже с меньшей поддержкой народа (особо она снизилась в региональных областях). Эти выборы также продемонстрировали усиление Джан Сангх.

В 1959 из конгресса выходит группа, которая недовольна курсом Неру – Сватантра (более правая организация), которая примыкает к Джан Сангх, они тоже собираются строить истинный индусский социализм.

В 1957 создается республиканская партия, которая выражает интересы низкокастовых и внекастовых индийцев.

Создаются партии на базе различных сект: раджпутов, брахманов.

1962 – третьи выборы . Видна существенная потеря авторитета Индийского национального конгресса (потеряно 6 млн. избирателей). Усиливаются правые Сватантра и Джан Сангх. В Индийском национальном конгрессе разворачивается фракционная борьба, если раньше Джавахарлал Неру представлял и левых и центристов, то теперь только центристов. Левые приобретают своего нового вождя – Маллавия, правыми остаются Патель и Десаи. => группировки внутри Индийского национального конгресса выступают против официально выдвинутых кандидатов в конгресс. В 1963 Морарджи Десаи и Патель образуют группу внутри конгресса, которая назевается Синдикат и в 1969 они выходят из Индийского национального конгресса.

В 1964 умирает Джавахарлал Неру, премьер-министром становится Лал Бахадур Шастри – не может преодолеть разногласия внутри конгресса, продолжается распадение.

В Индии фактически 5 коммунистических партий:

  • · Коммунистическая партия
  • · Марксистская коммунистическая партия
  • · Ценристская партия марксистов-интеллектуалов
  • · Марксистско-ленинская коммунистическая партия
  • · Движение наксалитов

В это время 1964-65 война с Пакистаном. Примирение сторон происходит в Ташкенте. В 1967 Лал Бахадур Шастри понимает, что он не может справится с управлением Индийским национальным конгрессом и с Индией => постепенно устраняется от дл. В 1967 в результате внутренней политической борьбы к власти в Индийском национальном конгрессе приходит Индира Ганди .

1967 – четвертые выборы , на которых Индийский национальный конгресс теряет значительное число мест в парламенте (19 мест в народной палате). В 1969 выходит Морарджи Десаи и происходит раскол:

  • Индийский национальный конгресс с Индирой
  • Индийский национальный конгресс Синдикат (организация) с Десаи

В это время в стране с одной стороны развивается гос. сектор и создается тяжелая промышленность, новейшие технологи, проходит аграрная реформа (за счет перераспределения земель между крупными землевладельцами и неимущими), и в то же время в стране дикая бедность, 70% страны – находятся в крайне бедноте. Все экономические успехи проходят в меньшей части населения.

Пятые выборы 1971-72 прошли на фоне сильного внешнеполитического успеха Индии, произошел раскол традиционного противника Индии – Пакистана (в 1971 Пакистан потерял свою восточную половину и образовалась Бангладеш). => Индийский национальный конгресс получил абсолютное большинство и возможность изменять конституцию.

На фоне успехов Индийского национального конгресса оппозиционные илы объединяются: Сватантра, Джан Сангх, Индийский национальный конгресс Синдикат, Объединенная социалистическая партия и Региональный конгресс – пытаются противостоять Индийскому конгрессу.

1974-75: ситуация обостряется, образуется Индийская народная партия (аграрная), которая основывается на выражении интересов богатых слоев деревни (недовольных аграрной реформой)

В 1975 против Индиры Ганди возбуждается процесс, ее обвиняют в фальсификации выборов, нарушении законов штата. На пост премьер-министра выдвигается Рам. В 1975 в Индии вводится чрезвычайное положение, Индийский национальный конгресс с помощью чрезвычайных мер пытается стабилизировать свою социальную базу. На политическую арену выдвигается молодежное движение во главе с сыном Индиры – Санджаем Ганди, сторонник жестки методов решения проблем => выдвигает программу:

  1. Ликвидация неграмотности (хождение в народ, образование народных масс + попутное разъяснение им насколько хороша политика Индиры Ганди)
  2. Борьба с кастовостью (устранение неприкасаемости) – поднятие низших каст
  3. Отмена приданого
  4. Борьба за чистоту улиц (снос старых домов и строительство новых из которых получали прибыль)
  5. Борьба с рождаемостью – свелось к стерилизации мужского населения.

В январе 1977 отменили чрезвычайное положение, выборы назначены на март. Аппозицией был создан народный фронт (Джарата фронт) во главе с Морарджи Деси , основной задачей которого было:

  1. Восстановление демократических свобод (Индира обвинялась в авторитаризме)
  2. Проведение аграрной реформы не социального характера, а проведение «зеленой революции» введение новых технологий повышения урожайности.
  3. Обеспечение занятости
  4. Ограничение государственного сектора и предоставление большей свободы предпринимателям (+ в ланах Народного фронта были даже проекты приватизации)

Шестые Выборы 1977 – первое поражение Индийского национального конгресса. У власти Джарата фронт, представляемый конгломератом различных партий. Они попытались из фронта сделать партию => май 1977 – Джарата партия, но как только они объединились у них начинаются терки. Из Джарата фронта начинают выходить различные партии =>фактически он распадается. Все это приводит к дестабилизации, нарушению управления. =>

На седьмых выборах 1980 опять побеждает Индийский национальный конгресс . (Внутри конгресса за это время произошли изменения – проявилось стремление несколько отступить от курса гандийского социализма)

В стране в это время активизируются национальные аппозиционные движения:

  • · Сикхи – объявляют о стремлении создать собственное гос-во Халистан
  • · Тамилы – пытаются образовать независимое гос-во Тамил-Илам
  • · Джамму и Кашмир – ведутся то открытые ото тайные военные действия

Внутреациональная борьба приводит к тяжелым последствиям. Охрана Индиры Ганди состояла из сикхов => октябрь 1984 - они убили Индиру.

На восьмых выборах 1984 побеждает Индийский национальный конгресс во главе которого стоит Раджив Ганди (он полностью меняет политический курс):

  1. Отступает от гандийского социализма
  2. Начинается приватизация, уменьшается доля гос. сектора
  3. Индия склоняется в сторону США, ФРГ и Японии – резко изменяется внутренний и внешний курс

Одновременно правительство Раджива Ганди подвергается нападкам в связи с коррупцией, что резко подрывает веру в Индийский национальный конгресс. Из него опять выходит группа членов в 1988.

Девятые выборы 1989 – второе поражение конгресса. Конгрессистское правительство уходит в отставку и к власти приходит национальный фронт (Раштрия Морча) во главе с Вишванат Пратап-Сингхом . => Стабильности нет, с 1989 по 1991 продолжают пороться различные политические силы (из числа правых: на базе Джарата фронта образуется пария - Бхаратия Джаната партия ).

1991 десятые выборы (между турами выборов убивают Раджива Ганди) => сердобольные индусы голосуют за Индийский национальный конгресс. В индии новый премьер –Нарасимха Рао , в его программе:

  1. Денационализация
  2. Смена импортозамещающей экономики на лицензионную

1990-е – резкий рост и модернизация экономики. На одиннадцатых выборах 1996 Индийский национальный конгресс проигрывает (проблема приватизации, обогащения, переход на дружбу с Америкой – исконно политика не конгресса, есть те кто делают это лучше).

На двенадцатых выборах 1996 побеждает Бхаратия Джаната партия. К власти приходит Атал Бихари Ваджпае (на короткий срок занимает пост премьер-министра - 16 мая 1996 - 1 июня 1996)

+ Появилась новая организация – Объединенный фронт (во главе с Деве Говда, который с 1 июня 1996 занимал пост премьер-министра Индии от Объединённого фронта (коалиция 13 центристских и левых партий). Правительство Деве Говда ушло в отставку 21 апреля 1997) – технократы, люди представляющие в основном региональные интересы (ориентируются на улаживание отношений с Китаем). Фактически они проводили ту политику, которую проводил Индийский национальный конгресс в 1991-95, но делали это лучше и с большей определенностью – идут по пути развития капитализма (продаются частные предприятия, идет приватизация). Но им не хватает определенности (либо гандийский социализм, либо истинный национализм) => Итогом парламентского компромисса между Конгрессом и Объединенным фронтом, нежелавшими проведения досрочных всеобщих парламентских выборов после отставки правительства Х.Д. Деве Говды, стало правительство И.К. Гуджрала (партия Джаната Дал – премьер 21 апреля 1997 - 19 марта 1998).

Тринадцатые выборы 1998 – опять успех Бхаратия Джаната партии. Премьер Атал Бихари Ваджпае, в о время премьерства Ваджпаи Индия провела первые ядерные испытания на полигоне в штате Раджастхан (Резкий экономический рост, выделяются зоны развития – Индия выбивается в число ведущих стран) Все это не может не тревожить ту часть общества, которая привержена идеям гандизма (семью Ганди в то время возглавляет итальянка Соня Ганди- жена Раджиба.

Четырнадцатые выборы 2004 – победа Индийского национального конгресса и встает проблема делать ли премьером итальянку или поступить по-другому. В итоге премьером становится индус - Манмохан Сингх.


В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно- полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация. В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно- полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация.


Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели. Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели. Образовались два государства: Индия и Пакистан. Образовались два государства: Индия и Пакистан.


Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (,) и его внук Раджив Ганди (). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК. Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (,) и его внук Раджив Ганди (). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК.


За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно- командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%. За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно- командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%.


Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%. Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%.


Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов. Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов.


Внутриполитическая обстановка осложнялась обострением межобщинных отношений, в первую очередь, между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В е годы наблюдался рост индусского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране. Межобщинные столкновения приводили к колоссальным человеческим жертвам и создавали вполне реальную угрозу территориальной целостности страны. Внутриполитическая обстановка осложнялась обострением межобщинных отношений, в первую очередь, между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В е годы наблюдался рост индусского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране. Межобщинные столкновения приводили к колоссальным человеческим жертвам и создавали вполне реальную угрозу территориальной целостности страны.



Доклад по истории мировых цивилизаций

Индия после войны

Формирование антиколониального фронта

Колониальные власти в годы войны обе­щали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды на­родов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия дер­жала мертвой хваткой свою главную колонию, и это было не удивительно, если учесть общее ослабление сил в послевоенный период – Англии как никогда нужны были ресурсы, которые она «выкачивала» из колоний. Так или иначе, это вызвало новый этап антиколониальной борьбы.

Развитие капиталистического уклада упрочило позиции нацио­нальной буржуазии. Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность последнего была неве­лика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас и др.) превращала немногочисленный пролета­риат в важную организованную силу.

Однако не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная организация. Всю жизнь деревни пронизывают кастовый строй, племенной и сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий ре­лигиозный фактор. Таким образом, индийская деревня - это са­модовлеющая организация.

Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-освободительного движения в Индии в межвоенный период. Вовлечь такую деревню в широкий поток антиколониаль­ной борьбы можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянства и городского рабочего - вчерашнего крестьянина. Выдающаяся роль в организации массо­вых ненасильственных кампаний сопротивления в 20-40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869-1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского национального конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиколониальный фронт.

Махатма Ганди и гандизм

Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской куль­туры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этиче­ские и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н, Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя ), царства Божия на земле, общества справедливости, которое красочно описыва­ется в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла евро­пейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому, что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за независимость против британского господства - это кровное дело, поскольку это борьба за справед­ливость. Ганди черпал из культурно-исторических и религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику. Поэтому требования независимости страны и преобразования об­щества, облаченные в традиционные образы, становились понят­ными многим десяткам миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди и его идей. Печатью глубочайших традиций Индии, пониманием психологии кресть­янства был отмечен тактический метод гандизма в национально-освободительной борьбе, метод ненасильственного сопротивления (бойкот, мирные марши, отказ от сотрудничества и т.д.). В этом методе весьма своеобразно сочетались терпение и протест, кон­серватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном миро­воззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался с терпимостью к противнику. Именно в таком сочета­нии ненасилие у Ганди выступает как единственно возможная форма сопротивления колониальному гнету. Ганди отрицал клас­совую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию фактор перед лицом общей задачи - освобождения от иностран­ного гнета. Таким образом, гандизм был глубоко национальной н по своему характеру крестьянской идеологией. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с народом стремилась к устранению британского колониального господства и к установлению своей собственной власти мирным путем при опоре на массовое движение. Гандизм связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию и заста­вил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной воору­женной борьбы.

Критики Ганди утверждали, что он был склонен к компромис­сам, но он как никто другой знал, когда именно массовое нена­сильственное движение нужно приостановить, чтобы оно не пре­вратилось в свою противоположность, то есть в кровавую бойню. Экстремисты также упрекали его в том, что он не доводил до конца всех революционных возможностей массового ненасиль­ственного сопротивления. А что было бы, если бы Ганди довел их до конца?

Один раз в истории Индии этот процесс вышел из-под кон­троля, будучи спровоцирован британской политикой «разделяй и властвуй» в 1947 г., когда Индия была разделена на два государ­ства по религиозному признаку. Тогда конфликты между мусуль­манами и индусами переросли в религиозную войну, унесшую миллионы жизней и мусульман и индусов. Ганди и сам стал жертвой междоусобицы. Он был убит религиозным фанатиком вскоре после утверждения независимости Индии в январе 1948 г.

Первая кампания ненасильственного несотрудничества была ор­ганизована Ганди в 1919-1922 гг. Послевоенный подъем наци­онально-освободительного движения в Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настро­ении индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр по делам Индии Монтегю предложил ре­форму избирательной системы в Индии, чтобы ослабить напря­женность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и губернаторах провинций. Одно­временно был принят репрессивный закон, определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну освободительного движения.

Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. 6 апреля 1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему удалось.

Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского национального конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.

Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходи­мости поэтапного развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала постепенность, дву-этапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусма­тривалось на первом этапе проводить кампании бойкота колони­ального режима: отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных товаров; на втором этапе - уклонение от уплаты государственных налогов.

Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига совместно руководили кампанией. ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У дви­жения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией ИНК.

4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал пе­рерастанием движения в неконтролируемую фазу: толпа кресть­ян сожгла загнанных в помещение нескольких полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о прекраще­нии кампании гражданского несотрудничества. Движение пош­ло на убыль.

Новый подъем антиколониального движения в Индии при­шелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928-1933) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции.

Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 20-х гг. Английские власти объявили кампанию незакон­ной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где вы­ступления начали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.

5 марта1931 г. между руководством ИНК и администрацией вице-короля было заключено соглашение, по которому англий­ская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского неповиновения. Ганди дал согласие на участие з конференции «круглого стола», созываемой в Лондоне для обсуждения индий­ских проблем. Таким образом, борьба была перенесена за стол переговоров.

К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии». Фактиче­ски это была основа конституции.

В документе были важные пункты: введение в Индии буржуазно-демократических свобод, признание кастового и религиозного равенства, административно-территориальное пере­устройство страны с учетом религиозного фактора, установле­ние минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю, снижение налогов. Конференция окончилась прова­лом.

В августе 1935 г. английский парламент принял для Индии новую программу реформ. Реформа предусматривала расширить (до 12% населения) участие граждан Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить мест­ным законодательным органам большие права.

Кампании ненасильственного сопротивления расшатали коло­ниальный режим. В 1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания по новой избиратель­ной системе. Индийский национальный конгресс получил боль­шинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там местные правительства. Это был крупный шаг вперед к овла­дению властью в стране, накоплению «парламентского опыта».

С началом второй мировой войны в 1939 г. и объявлением Великобританией войны Германии 3 сентября 1939г. вице-король Индии объявил Индию воюющей стороной.