Старинным, а потому несколько загадочным, словом «прелюбодеяние» назван один из смертных грехов .

Смертный он потому, что человек, который получил в дар от Бога бессмертную душу, совершая самые тяжелые из существующих грехов, отдаляет ее от Творца и тем самым обрекает на гибель, на невозможность спасения.

Каково же собственно значение слова «прелюбодеяние», что это за грех? В православии это внебрачная любовная связь , нарушение супружеской верности, аналог современного понятия «адюльтер».

Грех прелюбодеяния в православии

Брачный союз освящен Господом, Им благословлено не только духовное единство супругов, но и плотское. По этому поводу о муже и жене в Книге Бытия даже сказано: да будут они одна плоть. Брак предполагает взаимную ответственность, наличие обязанностей как по отношению друг к другу, так и к другим членам «ячейки общества».

Великий учитель Церкви свт. Иоанн Златоуст супружескую измену называет двойным и даже тройным преступлением. В чем смысл этих слов? Они свидетельствуют о коварной сущности прелюбодеяния, «маскирующего» собой еще несколько проблем:

Человек в браке отдает свое тело во власть супругу.

  • воровство,
  • ложь и лжесвидетельство,
  • зависть,
  • вожделение,
  • недоверие к супругу.

Восьмая заповедь Закона Божьего гласит: «не кради». А человек, совершающий прелюбодеяние, крадет у жены (мужа) свое тело , которое с момента вступления в брак является собственностью «второй половинки». Апостол Павел так пишет о супружеских отношениях в телесном плане: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена».

Изменяя супругу, прелюбодеи непременно запутываются во лжи, лжесвидетельствуют о себе, выкручиваются и хитрят.

О зависти и вожделении по отношению к чьей-то жене или имуществу говорит 10-я заповедь: «не пожелай…» всего только что указанного.

А недоверие, точнее даже, убийство доверия к супругу, вызывается не столько ревностью как чувством, сколько по принципу «раз у самого рыльце в пуху», то и другого таковым видит.

Итогом внебрачных связей чаще всего становятся развод, разрушение семьи, обездоленность детей, растление - не только тела, но и, что гораздо более страшно, души.

Кстати, прелюбодеяние, независимо от того, кто из супругов его совершил, - вполне весомая причина для расторжения брака, и даже церковного.

Чем отличается от блуда

Наш безнравственный век породил множество вопросов. В частности, нередко священники признаются, что многие из молодых прихожан вовсе не считают грехом добрачные интимные отношения: что, дескать, здесь греховного - мы же любим друг друга, все происходит по обоюдному согласию, без обмана кого-то третьего. Ведь прелюбодеяние - это когда изменяешь мужу или жене.

Чтобы разобраться с этим, имеет смысл вспомнить, что такое грех вообще. Грехом является все то, что классифицируется как несоблюдение, а то и попрание законов духовной жизни, попросту говоря, беззаконие. А это грозит бедой, саморазрушением. Ничего прочного в жизни нельзя создать, если в фундаменте лежит ошибка, грех.

Надо понимать, что рассматриваемый грех заключается не только в самом факте измены, но даже и в нечистых помыслах, соответствующей манере поведения. Здесь уже можно говорить о грехе блуда.

Блуд и прелюбодеяние - в чем разница, что говорит Библия? Если с первым мы уже в основном разобрались, то второй, если коротко, представляет собой физическую близость лиц, не связанных узами законного брака и предающихся плотским утехам . Таким образом, значение этого явления более широко. Но еще точнее будет назвать блуд «разновидностью» любодеяния.

Человек может быть и холостым, но его природные физиологические потребности настойчиво диктуют добиться своего любым способом, и он свой блудный нрав пытается завуалировать «гражданским браком», то есть, проще говоря, сожительством. А потом вдруг он или она увидят более достойный «объект» сексуального внимания, и «временная семья» распадается так же легко, как и была создана.


Брак, кроме любовной связи, это еще и единение душ.

По-настоящему счастливым человек может быть только в браке, поскольку это не только телесная, но и духовная близость, единение, любовь и взаимное доверие любимых людей.

Говоря о блуде, уместно вспомнить, что это «родной» грех проституток, гомосексуалистов, лесбиянок, людей, имеющих интимные отношения с близкими родственниками - этот вид блуда называется кровосмешением, и других сексуальных извращенцев.

По-другому блуд можно назвать аморальностью, развратом, крайней степенью человеческой испорченности.

Чтобы понять, насколько тяжел этот грех, стоит вспомнить определение апостола Павла о человеке как о «храме Духа Святого». А если человек этот живет блудными страстями, растлевает тела - свое и сексуального партнера, значит, он оскверняет сей святой храм; как ныне принято говорить, совершает акт вандализма по отношению к святыне, т.е. по большому счету восстает против того, что установлено Богом относительно каждого из нас, против Его порядка и гармонии.

Что такое любодеяние

Более широким понятием половой безнравственности является то, что среди смертных грехов именуется любодеянием или любодейством. Что это за грех? Данным «термином» обозначено все, так или иначе связанное с проявлениями похоти, потому и считается этот грех наиболее отвратительным.

Любодеяние - многогранно. О первых двух «видах» под названием «прелюбодеяние» и «блуд» мы уже рассказали. А еще оно охватывает такие противоестественные пороки как:

  • кровосмешение,
  • малакию - что означает ,
  • мужеложство - «содомский грех», гомосексуализм,
  • скотоложство - такой же «содомский грех», представляющий собой половой контакт человека и животного.

Каковы последствия и наказание

В Первом послании к коринфянам апостол Павел предупреждает блудников и идолослужителей, прелюбодеев, малакий и мужеложцев о том, что Царства Божия они не наследуют. Фигурально говоря, это и есть смерть души. Так что же, нет никакого выхода? Слова апостола можно продолжить: если не принесут искреннего покаяния и не порвут с греховной жизнью.


Столетия назад прелюбодеи строго наказывались.

Надо сказать, что во времена, описываемые в Ветхом Завете, прелюбодей предавался смерти. А Новый Завет свидетельствует о том, как женщину, взятую в прелюбодеянии, фарисеи собирались побивать камнями.

По современным церковным канонам впавшие в грех любодеяния тоже наказываются очень строго. Нет, их не казнят, но они на длительное время отлучаются от причастия , что для человека верующего почти сравнимо с физической казнью. А перед этим должны покаяться и понести епитимью - так называется церковная нравственно-исправительная мера для кающихся грешников.

Она может быть выражена назначенными духовником постами, молитвами, делами милосердия, определенным количеством поклонов. Как епитимья будет выглядеть именно за блудный грех какого-то конкретного человека, может решить священник.

Однако, несмотря на все строгости, всегда следует помнить, что Царствие Небесное открыто для всех. Христианство неспроста называют религией воскресения. На протяжении его истории возникали личности, и единожды согрешившие, и ведшие распутную жизнь, которые, покаявшись и духовно исцелившись, даже были причислены за свои подвиги к сонму святых.

О пути к спасению очень хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст, отметив, что воскресение, которое служит началом будущего для каждого из нас, заключается и в том, когда блудник становится целомудренным, корыстолюбец превращается в милосердного, а жестокий делается кротким. Грех, таким образом, умерщвлен, а праведность воскресла; ветхая жизнь упразднена, а начата новая, евангельская.

Путь от греха к нормальной жизни нелегок. Чистосердечное раскаяние - это первая ступень. Вторая - излечение души - значительно сложнее. Еще долго подорванное духовное здоровье будет нуждаться в духовной же терапии. Главное, не возвращаться к греху. Нельзя также отчаиваться и впадать в уныние, находить спасение нужно в молитве .

Молитва от блуда и прелюбодеяния

«Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами»,

а можно выучить такую молитву:

«О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков».

Кстати говоря, эта молитва - обращение к св. Марии Египетской, которая была в юности блудницей, но потом осознала всю низость своей жизни и подвигами, поистине превышающими человеческие возможности, молитвами и постом искупила содеянные грехи.

Любодеяние и иже с ними способны потянуть за собой цепочку новых грехов . Последствиями блудных грехов, кроме лжи, могут стать клевета и сплетни, ожесточение и ненависть, нередки убийства из ревности и аборты - детоубийство.

А не впасть в этот страшный порок можно, удалив из своего характера саму склонность к подобному греху, избегая соблазнительных развлечений и праздности, изменив свое отношение к соблазнам. Но самое главное - помнить о Страшном суде и его возможных последствиях для себя и призывать помощь Божью в борьбе с грехом.

Видео по теме

Прекрасной путеводной звездой каждого человека может стать закон Божий. Не стоит думать, что это запреты, подобные родительским. Заповеди — это, скорее, название законов духовной жизни, которые подобны физическим: стоит шагнуть с крыши, и ваше физическое тело разобьется; стоит совершить грех прелюбодеяния, убийства — разобьется ваша душа. Православная Церковь — духовная лечебница, нравственная опора, проверенная веками. Увы, не для каждого человека сегодня это очевидно. В современном мире, с его многообразием мнений и возможностей человек часто теряет свои нравственные, духовные, мировоззренческие ориентиры. Сегодня очень легко потерять и самое себя.

Горе, которое приносит в семью измена — прелюбодеяние, — сродни смерти человека. А блудом, то есть половыми связями, люди разрешают целостность своей личности, своего тела. Многие, живя в гражданском браке, «пробуя» отношения только разрушают их. По статистике, большинство таких пробных сожительств заканчивается расхождением, развалом отношений.

Прелюбодеяние — преступление седьмой заповеди

Заповеди Божии были даны еще в Ветхом Завете пророку Моисею. Сегодня они не раз истолкованы и пояснены Церковью и Самим Христом в Евангелии: ведь Господь Иисус заключил Новый Завет с человеком, а значит, изменил смысл некоторых заповедей (например, о том, чтобы чтить субботу: иудеи обязательно сохраняли покой в этот день, а Господь сказал, что нужно и людям помогать). Сами названия смертных грехов также являются пояснениями к тому, как называется преступление той или иной заповеди.

Смертных грехов семь, а заповедей десять потому, что не все заповеди являются запрещающими, а грех — это невыполнение определенного запета.

Также Десять заповедей называют Декалог (в переводе на латынь).

Отметим, что ставя запреты, Бог заботится о нашем духовном здоровье, чтобы мы не повредили духа и души, не погибли для жизни вечной. Заповеди позволяют нам жить в гармонии с собой, другими людьми, миром и с Самим Творцом.

Прелюбодеяние — это преступление седьмой заповеди. Она запрещает половые отношения вне брака. Господь также не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальный материалов, следить за своими мыслями и чувствами.

Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека. Даже позволяя себе думать слишком много о другом человеке, фантазировать — вы очерняете свои чувства, и предаете чувства другого человека.


Секс вне брака — прелюбодеяние и блуд


Духовный и физический уровень греха прелюбодеяния и блуда

Понятие блуда и прелюбодеяния имеют широкое значение, то есть не просто полового акта. К блудным грехам относятся

  • Рукоблудие (онанизм), поскольку это считается извращение данной Богом потребности к деторождению (тем не менее, священники снисходительно относятся к этому греху, поражающему очень многих людей в современном мире с его визуальными соблазнами).
  • Наслаждение определенными фантазиями, извращенными мыслями также зачастую приводит к совершению греха и является согрешением блудными помыслами.
  • Особенно относится к девушкам и женщинам — сознательное использование вызывающего плотские помыслы, вульгарного макияжа и одежды. Разумеется, каждая женщина хочет нравится и собственному супругу или будущему супругу, и в принципе быть уверенной в себе, однако даже современная мода дает достаточно широкий простор для интересной и не вульгарной одежды.
  • Многие не считают разные виды постельных наслаждений (петтинг) блудом и прелюбодеянием, тем не менее, они также относятся к блудным грехам, их необходимо исповедовать.

Чтобы понять, что такое блудные грехи и не согрешать более, почитайте православную литературу о грехах и об Исповеди. Образец такой книги — «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.

Господь не зря дает нам заповеди. Известно множество случаев, когда грехи разрушали жизни людей

По статистике, большинство пар сегодня «пробуют жить вместе, то есть сожительствуют и грешат блудом. Тем не менее, статистика показывает, что те, кто не сожительствовал до брака, разводятся реже. Часто в этом случае мужчина стремится избежать ответственности, а женщина очень хочет замуж. После брака женщина первое время испытывает чувство удовлетворения достигнутым, а затем начинает «обретать зрение», замечать недостатки супруга. Между тем, если люди до брака не жили вместе, необходимость физической близости не затмевает недостатки человека, не привязывает его к вам.

Известно, что сегодня жены изменяют мужьям не реже, чем они супруге. С одной стороны, если мужчина изменяет — женщина может простить по необходимости, ведь она с трудом представляет себе жизнь без мужа (особенно с ребенком), однако опросы показывают, что забыть многие жены этот эпизод не в силах. Зачастую они мстят взаимной изменой. Так или иначе, брак дает трещину.

Измена же замужней женщины с легкостью отражается на детях. Они получают мало внимания от матери, она же, в свою очередь, испытывает чувство вины. А если брак распадается по вине жены, дети и вовсе могут остаться с отцом. Тоска по ребенку разрушает женщину — что происходит дальше можно легко спрогнозировать, даже вспомнив роман «Анна Каренина».

Во всех этих случаях очевидно, что не просто Господь посылает некую кару небесную — люди наказывают себя сами.


Епитимия за прелюбодеяние и как покаяться на Исповеди

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.

В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Конечно, вам будет стыдно за совершенные плотские грехи, но назовите их коротко, не рассказывая подробности: «Согрешил (а) блудом (или) прелюбодеянием».
Возможно, священник назначит за этот тяжелый грех епитимью. Это принятый еще с древних, апостольских времен особый способ послушания. Он излечивает душу, это определенное лекарство для чувства вины и для изменения образа жизни. Сам Христос и апостолы оставили заветы Церкви, чтобы каждый христианин, переступивший грань заповедей Божиих, исповедался.

Однако Церковь не имеет единого списка епитимий за определенные грехи. Зачастую священники не назначают епитимьи вовсе, ограничиваясь разъяснениями, беседой, предложениями читать наставления об этом святых отцов Церкви.


Виды и возможные варианты епитимии

  • Несколько — обычно 40 дней подряд произношение молитвы или акафиста (длительной молитвы);
  • Подаяние милостыни нуждающимся или служение ближним в виде волонтерства для детских домов, приютов, домов престарелых;
  • Совершение поста;
  • Регулярное посещение богослужений;
  • Регулярное Причастие.

На самом деле, это обычная церковная жизнь людей, которые любят Бога. Периодическое посещение Всенощных бдений вечером и Божественных литургий утром по субботам и воскресениям и по праздничным дням, ежедневная молитва — потребность души верующего человека.

Чтобы ваши просьбы о благополучной земной жизни и спасении в Царствии Небесном были приняты Господом и благословлены Им, воцерковляйтесь и сами, старайтесь вести духовную жизнь, делать добрые дела.

    Потрудитесь в молитве — молитесь чаще, читайте утренние и вечерние молитвы, которые Церковь благословляет читать ежедневно и которые есть в каждом молитвослове. Посещайте храм и молитесь за богослужениями.

    Если вы не крещены — примите Святое Крещение, чтобы Господь был вашим Покровителем и Помощником.

    Венчайтесь с вашим супругом, особенно если вы желаете зачать ребенка.

    По возможности, помогайте нуждающимся: детским домам, домам престарелых, благотворительным фондам — и просто поддерживайте людей, которые делятся с вами своими горестями, помогайте, чем можете

Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.

Дома подготовьтесь к Исповеди — запишите грехи, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок. Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.


Молитвы, чтобы избежать искушения измены, прелюбодеяния

Молятся об этом преподобной Марии Египетской — великой древней святой. С юности она была… проституткой, причем занималась сексом не только для пропитания, но и просто ради наслаждения. Однако Господь вразумил ее страшным видением, и будущая святая искренне раскаялась — она удалилась в пустыню, где почти ничего не ела и каялась на протяжении 40 лет, терпя мысленные искушения, но не сдаваясь. Ей молятся, чтобы не так тянуло к плотским удовольствиям и чтобы избежать согласия на грех, греховных помыслов:

«О великая Христова угодница, преподобная мать Мария! Услышь недостойную молитву мою, грешного раба (рабы) Божиего (Божией) (имя), избавь меня, о преподобная мать, от страстей, нападающих на души наши, от печали и пришедшей греховной опасности, от внезапной смерти и от любого зла. Во время же отшествия нашего ко Господу прогони, о святая угодница, все лукавые мысли, чтобы мы достойно исповедовали все грехи наши и сейчас, и перед кончиной, избавь нас от духов лукавых, чтоб принял души наши с миром в светлый рай свой Христос Господь Бог наш, ведь только Он подает очищение грехов, и Он Сам спасает души наши, и Ему подобает слава, честь и поклонение, в Троице Пресвятой вечно. Аминь»

Молитвами святой Марии Египетской да хранит вас Господь!

Демон нечистоты

Каждому священнику периодически приходится отвечать на один и тот же вопрос (обычно его задает молодежь): «Почему телесные, плотские отношения между мужчиной и женщиной вне брака считаются грехом? Ведь все это совершается по обоюдному согласию, никому не причиняется вред, ущерб. Вот прелюбодеяние – другое дело: это измена, разрушение семьи. А здесь что плохого?».

Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4). То есть нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьезный инженерный просчет, дом долго не простоит; такой дом был построен как-то в нашем дачном поселке и через год развалился.

Святое Писание называет сексуальные отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии (то есть занимающиеся рукоблудием. – П.Г. ), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Не наследуют, если не покаются и не перестанут блудить. Для впавших в блуд церковные канонические правила, например святителей Василия Великого, Григория Нисского, также очень строги: им запрещается причащаться, пока они не покаются и не понесут епитимью. О сроках епитимьи умолчу. Такого современный человек просто не выдержит.

Почему же Церковь с такой строгостью смотрит на грех блуда и в чем опасность этого греха?

Нужно сказать, что плотское, интимное общение между мужчиной и женщиной никогда Церковью не возбранялось, даже, наоборот, благословлялось, но только в одном случае – если это брачный союз. И, кстати, не только венчанный, но и просто заключенный по гражданским законам. Ведь и в первые века христианства существовала проблема, когда один из супругов принимал христианство, а другой (или другая) пока еще нет. Апостол Павел не разрешал таким супругам разводиться, признавая, что это тоже брак, пусть пока без благословения церковного.

Тот же апостол пишет о супружеских телесных отношениях: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 3–5).

Господь благословил брачный союз, благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2: 24). Наличие брака – это еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. Самка может совокупляться с любым самцом, даже с собственными детьми, когда они вырастут. У людей же существует брак – взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

Телесные отношения – это очень сильное переживание, и они служат еще большей привязанности супругов. «К мужу влечение твое» (Быт. 3: 16), – сказано про жену, и это взаимное влечение супругов также помогает скреплению их союза.

Но то, что благословляется в браке, является грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в «одну плоть» (Еф. 5: 31) для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Но Библия говорить нам и о том, что в блуде люди тоже соединяются в «одну плоть», но только уже в грехе и беззаконии – для греховного наслаждения и безответственности: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней?» (1 Кор. 6: 15–16).

И действительно, каждая беззаконная плотская связь наносит глубокую рану душе и телу человека, и когда он захочет вступить в брак, ему будет очень тяжело носить в себе этот груз и память о прошлых грехах.

Блуд соединяет людей, но для того, чтобы осквернить их тела и души.

Любовь между мужчиной и женщиной возможна только в браке, где люди дают друг другу перед Богом и всеми людьми обеты верности и взаимной ответственности. Ни просто половые связи, ни сожительство с одним партнером в модном ныне «гражданском браке» не дает человеку настоящего счастья. Потому что брак – это не только телесная близость, но и духовное единение, любовь и доверие любимому человеку. Понятно, что ни беспорядочные связи, ни сожительство без регистрации этого дать не могут. Какими бы красивыми словами ни прикрывались любители «гражданского брака», в основе их отношений лежит одно – взаимное недоверие, неуверенность в своих чувствах, боязнь потерять «свободу». Люди блудящие обкрадывают сами себя; вместо того чтобы идти открытым, благословленным путем, они пытаются украсть счастье «с черного хода». Один весьма опытный в семейной жизни священник сказал как-то, что живущие вне брака подобны людям, которые, надев на себя священнические облачения, дерзают служить литургию; они хотят получить то, что им не принадлежит по праву.

Данные статистики свидетельствуют, что браки, в которых был период сожительства до женитьбы, распадаются гораздо чаще, чем те, где супруги такого опыта не имели. И это понятно и объяснимо: грех не может лежать в фундаменте семейного здания. Ведь телесное общение супругов дается им как награда за их терпение и чистоту. Молодые люди, которые не хранят себя до брака, – люди расхлябанные, безвольные. Если они ни в чем не отказывали себе до брака, то так же легко и свободно пойдут «налево» уже в браке.

Храни сердце твое

С чего начинается грех блуда? «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Вот где начало страсти. Человек впускает ее в сердце, услаждается ею, а там уже недалеко и до телесного греха.

Да, грех исходит из сердца, но в сердце он тоже как-то попадает. Попадает из нескольких источников. Блудная страсть, как говорят святые отцы, напрямую связана с грехом, о котором мы говорили в предыдущей статье, – со страстью чревоугодия, телесного пресыщения и излишнего винопития. «Воздержание порождает целомудрие, чревоугодие же есть матерь блудной похотливости». Вспомним еще: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18). Любообъедение – страсть плотская, и обуздать ее можно, приучая плоть к воздержанию и умеренности. Жирная, сытая, острая пища, обильное винопитие – все это очень горячит кровь, вызывает игру гормонов, возбуждает. Это общеизвестный факт.

Другой фактор, влияющий на буйство плоти, – это нехранение зрения и других чувств. Конечно, у нас нет еще такого чудовищного разврата, в котором утопал Древний Рим, хотя мы приближаемся к этому. Но вот такой пропаганды и рекламы этого греха Рим точно не знал. В статье о средствах массовой информации уже немало было сказано про это. Не только телеэфир (телевизор хотя бы можно выключить), но и улицы наших городов наполнены изображениями обнаженных тел. Притом бесстыдные рекламные щиты порой «украшают» самые напряженные трассы. Думаю, что аварийность около таких плакатов повышается в несколько раз. Один московский священник как-то не выдержал, принес большую лестницу и на огромном непристойном плакате написал черной краской: «Лужков, ты мэр Содома?». Конечно, все это делается, чтобы разложить, ослабить нацию. Известный факт: Гитлер распространял на оккупированных территориях порнографию и противозачаточные средства. Притом что в самой Германии порнография была запрещена.

Можно ли уберечься от всей этой скверны, которая буквально преследует нас на каждом шагу? Сложно, но можно. Господь не дает испытания не по силам. И тот человек, который хочет хранить свою душу и тело в чистоте, сможет это сделать даже в Содоме, подобно праведному Лоту.

Первое, что нужно сделать, – сократить количество источников соблазна до минимума. Второе: не фиксировать свое внимание на раздражающих объектах, не прилепляться к ним. Не пожирать глазами соблазнительные картины, а научиться скользить по ним взором, как бы не замечая их.

И третье: не только не проявлять особого внимания к соблазнам, но и изменить свое отношение к ним, воспринимать как нечто нейтральное. Приведу пример в объяснение моей мысли. Хотя я и имею довольно серьезный водительский стаж, но все же страдаю невнимательностью, рассеянностью на дороге. В пути могу засмотреться на что-нибудь интересное, необычное, и это меня не раз подводило. И я выработал правило, дал себе зарок: за рулем следить только за дорожной обстановкой, знаками, показаниями приборов, а на всем остальном, отвлекающем, не фиксировать взор, как бы скользить взглядом по предметам, не останавливаясь долго на них. В обычной, не автомобильной, жизни такой прием тоже помогает хранить зрение. Когда встречаешь что-то неполезное, вызывающе соблазняющее, нельзя не видеть этого (хотя полезно и отвести взор), но можно не рассматривать, не останавливаться взглядом. Конечно, для этого нужен определенный навык. Но зато потом уже чисто автоматически начинаешь отсеивать то, на что не нужно смотреть.

Еще один важный способ хранения себя от соблазнов – изменение отношения к вещам соблазняющим. Вещи сами по себе нейтральны; хорошими или плохими их делает наше отношение к ним. Например, на женщину можно смотреть как на предмет вожделения, а можно (даже если она не очень скромно одета) как на нечто нейтральное. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть – смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей».

На существо противоположного пола можно смотреть как на сестру или на мать (на брата или отца), но не как на нечто разжигающее в нас похоть. Ведь очень часто мы сами готовы открыть душу страсти. Но если она закрыта на замок, соблазнительному образу, картинке сложно будет проникнуть внутрь. Если человек имеет жену, для него может существовать только одна женщина – супруга. Только ее он может любить как женщину, все остальные не имеют пола. Он должен видеть в других женщинах только человеческое, а не женское. Враг очень силен, и от нескромного взгляда, легкого флирта до прелюбодеяния – один шаг. Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли, как грязь, пачкают, оскверняют душу и сердце. Недаром демона блуда преподобный Ефрем Сирин назвал «бесом нечистоты». О том, как бороться с греховными нечистыми помыслами, мы уже говорили в одной из предыдущих статей.

Все, что было сказано выше, относится к помыслам, чувствам, желаниям – с этого начинается страсть блуда. Второе, о чем нужно помнить, – это наше поведение. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Нескромная одежда, двусмысленные шутки, легкость в обращении с противоположным полом – все это может навредить не только нам, но и другим людям. И тогда «горе нам». Что бы мы ни делали, нужно всегда задумываться: не движет ли нами бессознательно какая-либо страсть, и как наше поведение отзовется в сердце другого человека.

Горе миру от соблазнов

Очень многое в нашей жизни зависит от отношения к той или иной проблеме. Даже к явному соблазну можно относиться вполне нейтрально. Но если специально настраивать себя, подогревать в себе страсть, достаточно небольшого толчка, чтобы страсти сорвались с цепи.

В наше время и средства массовой информации, и современная литература, искусство, даже образование пытаются внушить нам мысль, что грех – это норма, а черное – это белое. Особенно яро пропагандируется грех блуда: «Сексуальная жизнь необходима всем без исключения (в разных формах), без этого просто нельзя прожить, без этого у тебя никогда не будет ни счастья, ни здоровья, вообще ничего. Если у человека есть половые органы – они должны обязательно действовать и т.д.». Об этом можно говорить очень долго, но все ясно и так. Все перевернулось: грех, извращения – это не то, от чего надо избавляться, а то, без чего невозможно прожить. Источник всего этого тоже известен. Нам предлагается чудовищная ложь, а «отец лжи», как известно, диавол.

Можно ли, живя в этом страшном мире разврата и греха, сохранить чистоту?

Евангелие, Новый Завет, где блуд называется смертным грехом, написано не только для людей I века. Оно написано для всех времен и для нас, христиан XXI столетия. Где жили первые христиане? В Римской империи. А Рим достиг такого уровня распущенности, разврата, половых извращений, до которых наша страна пока, слава Богу, еще не дошла. И, тем не менее, христиане смогли сохранить себя, свои семьи от натиска нечистоты. И христианство, несмотря на жесточайшие гонения, смогло изменить этот мир. Империя в начале IV века стала христианской.

Если говорить не о временах первых христиан, а о нашем недавнем прошлом, то еще 20 лет назад многое, что современная молодежь считает смешным, нелепым и устаревшим, было нормой. Нормой было обязательно создать семью. Для большинства девиц было нормой хранить себя до брака. Сожительство без брака осуждалось обществом и было явлением крайне редким. Так было в нашей стране, где семейные традиции не умерли даже в советское безбожное время. И вообще любой нормальный человек рано или поздно понимает, что путь распущенности, вседозволенности, разрушения семьи – это путь в никуда. Америка, измученная плодами «сексуальной революции», повернулась в сторону нравственных, семейных ценностей. С 1996 года в США введена программа под названием «Обучение воздержанию». На ее реализацию выделяется по 50 млн. долларов в год. Задача этой программы – противостоять половой распущенности, абортам, внебрачной беременности, пропагандируя воздержание и объясняя подросткам, что оно не наносит вреда организму.

В нашей стране, к сожалению, пока, наоборот, всячески насаждается мнение, что воздержание вредно: «Если есть органы – они должны работать во что бы то ни стало. Если есть желания – они должны удовлетворяться». И поэтому мы и перегнали всех по абортам и количеству брошенных детей.

Немного о детородных органах. Они даны нам для репродукции, для воспроизведения потомства. И все животные организмы их для этого и используют. Нефункционирование их не может привести к потере здоровья. Например, женщина может родить за свою жизнь одного ребенка, а может вообще не родить. При этом ее матка так и останется невостребованной, но это не значит, что женщина будет болеть. В человеческом организме заложены механизмы саморегуляции.

Все зависит от нашего отношения к проблеме воздержания. Если человек настроится, что жить не сможет, умрет без половых связей, ему действительно будет невозможно воздержаться. А настроенный на воздержание, хранящий себя от соблазнов сможет понести это.

В браке также необходимо научиться воздержанию. Ведь существуют посты, периоды беременности, может случиться болезнь. Есть люди, чья профессиональная деятельность предполагает длительные командировки. И так было всегда, и супруги как-то терпели, смирялись. Многие благочестивые матери имели много детей и во время беременности и кормления грудью (а это больше двух лет) не имели плотского общения с мужем.

А сейчас даже иные врачи советуют лечить некоторые болезни (например, простатит) с помощью случайных связей. Если у мужчины нет жены, они советуют завести любовницу, чтобы «подлечиться». Что тут можно сказать? Простатит – болезнь не новая. Но в наше время безнравственность и распущенность захватили все слои общества и сословия, в том числе и врачей. Никакой грех не может лежать в основе лечения. Грех не созидает, а только разрушает. Сейчас появилось очень много современных препаратов и методов лечения мужских болезней. Недобросовестные же врачи иногда дают просто ужасные советы. Один мужчина потерял единственного ребенка, который очень тяжело болел и умер у него на руках. Этот человек чрезвычайно переживал свое горе. К тому же его жена уже не могла рожать детей. Он долго лечился, обращался к психиатрам, психотерапевтам, и вот что они ему советовали: «Заведи себе любовницу, и пусть она родит тебе ребенка. Или разведись с женой и женись на молодой, вот и будут у тебя дети». Да, воистину «ужасный век, ужасные сердца!».

Бог в помощь!

Брань с разжжением плоти – вещь естественная, не нужно ее бояться. Каждый человек чувствует в своем теле определенные поползновения, движения. Но эти движения не должны выходить из-под контроля. Наши гормоны, наше естество нужно всегда держать на коротком поводке и в строгом ошейнике, иначе этот пес вырвется и может покусать нас самих.

Если мы хотим бороться с похотью плоти и просим у Бога помощи, Господь обязательно поможет нам. Если не будет борьбы с плотью, не будет и награды за подвиг.

Некий пресвитер Конон часто совершал таинство крещения. Всякий раз, когда ему приходилось помазывать святым елеем и крестить женщин, он впадал в большое смущение и по этой причине даже хотел уйти из монастыря. Тогда явился ему святой Иоанн Креститель и сказал: «Будь тверд и терпи, и я избавлю тебя от этой брани». Однажды к нему пришла для крещения девушка-персиянка. Она была так прекрасна, что пресвитер не решился помазать ее святым елеем. Она прождала два дня. Между тем пресвитер Конон, взяв мантию, удалился со словами: «Я не могу более здесь оставаться». Но едва взошел он на холм, его встретил святой Иоанн Предтеча и сказал: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Конон с гневом ответил ему: «Будь уверен, ни за что не вернусь. Ты не раз обещал мне это, но так и не выполнил обещания». Тогда святой Иоанн раскрыл его одежды и трижды осенил крестным знамением. «Поверь мне, Конон, – сказал Креститель, – я желал, чтобы ты получил награду за брань эту, но так как ты не захотел, я избавлю тебя, но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг». Возвратившись в монастырь, пресвитер крестил персиянку, как бы и не заметив, что она женщина. После чего до самой смерти совершал крещение без всякого нечистого возбуждения плоти.

Плотскую похоть не случайно сравнивают с огнем, пламенем. И святые отцы единодушно говорят, что нельзя давать ей никакой пищи (топлива) через пресыщение плоти, зрение, слух и другие чувства, и тогда с ней нетрудно будет справиться. Внезапно вспыхнувшее пламя легко можно затоптать, но пройдет всего несколько минут, и будет пылать весь дом. Кто хоть раз видел большой пожар, знает, как неуправляема огненная стихия.

(Продолжение следует. )

Христианин должен содержать свое тело в нравственной чистоте, как и помыслы. Об этом можно прочитать в Новом Завете — настольной книге каждого православного верующего. Однако нравы современного общества настолько далеки от евангельских принципов, что трудно выразить словами.

Что такое любодеяние, о котором говорили святые апостолы, и почему они этому уделяли такое внимание? Разговаривая с молодыми девушками православного вероисповедания, мне пришлось объяснять разницу между любодеянием, прелюбодеянием и откровенным блудом. Также разговор касался и приличия в одежде, которое совершенно не соблюдают молодые люди. Давайте рассмотрим, чему нас учат святые отцы церкви, чтобы объяснить молодежи нравственные принципы христианской морали.

Святость брака

Церковь освящает брачные узы во время обряда венчания, придавая этому действу глубокий сакральный смысл. Браки совершаются на небесах — об этом слышали все. Однако в современном понимании институт брака приобрел совсем иной смысл, а то и вовсе обесценился. Теперь в моде короткие встречи ради удовлетворения сексуальных потребностей.

Церковь говорит, что после обряда бракосочетания муж и жена становятся единой плотью и обретают святость. Поэтому очень важно соблюдать себя в чистоте как в браке, так и до брака. Если человек сочетается брачными узами после нескольких интимных контактов с разными людьми, он несет на себе груз грехов за беззаконные половые связи. Их можно стереть из памяти, но невозможно очиститься духовно.

Блудная связь оскверняет тело и душу, давая повод лукавому постоянно соблазнять человека и мучить греховными помыслами. Эти связи не дают счастья, а только наполняют разочарованием и болью воспоминаний.

Любодеяние и прелюбодеяние

Любодеяние и прелюбодеяние — в чем разница? Новый Завет написан не совсем понятным для современных людей языком, очень редко можно найти перевод на привычный для нашего времени разговорный русский язык. Поэтому люди не всегда понимают, о чем идет речь. Например, слово «любодеяние» вообще не употребляется в современном языке, да и слово «прелюбодеяние» не совсем понятно.

Любодеянием в евангелии называется добрачная половая связь между молодыми людьми. Прелюбодеянием называется супружеская измена. Блудом можно назвать всё вместе — любодеяние и прелюбодеяние. Однако более тонкой градацией значения слова «блуд» является беспорядочная половая жизнь с разными партнерами. Это аморальное с точки зрения христианства поведение, которое порочит честное имя человека.

Откуда берут начало перечисленные грехи? Источник грехопадения — сердце человека и его помыслы. Если в Ветхом Завете прелюбодеянием считалось действие, которое было обнаружено или не обнаружено свидетелями, то в Новом Завете блудом называются даже помышления о недостойных действиях. В евангелии от Матфея говорит:

То есть, если человек предается в своих фантазиях сексуальному контакту с объектом своей страсти, это уже считается любодеянием или прелюбодеянием. категорично запрещает предаваться подобным фантазиям и учит уклоняться от них.

Также прелюбодеянием считается развод с супругом без вины измены. В евангелии такое действие называется блудом: блудит инициатор развода и его вторая половинка, вынужденная искать утешение на стороне. В послании к Фессалоникийцам апостол говорит:

Ибо воля божья в том, чтобы верующие люди не предавались похотливым побуждениям и не искали утешения на стороне, а с чистым сердцем служили Иисусу. В Первом послании к Коринфянам апостол поясняет, почему нельзя блудить верующим людям:

Наши души и тела принадлежат Господу, поэтому должны соблюдаться в чистоте и непорочности.

Блудодействующий оскверняет храм бога живого, которым является наше физическое тело. Совершая блуд, верующий забывает о боге и его заповедях. А это является огорчением и оскорблением бога.

Блудник является пристанищем для демонов, добровольно поселяя их в свое тело.

Совершая прелюбодеяние, человек может отдалиться от бога настолько, что вообще отпадет от веры. Эти действия развращают не только тело и помыслы, но и оскверняют бессмертную душу. Подавшийся соблазнам, постепенно деградирует как личность и пожнет горькие плоды своих поступков.

В послании к Ефесянам апостол говорит, что блудник не сможет наследовать Царствия Божьего:

К блудодеянию относится также:

  • просмотр порнографических фильмов и картинок;
  • групповой секс;
  • мастурбирование (рукоблудие);
  • соитие во время месячных;
  • секс с лицом одного пола;представление, будто занимаешься сексом с другим человеком вместо законного супруга;
  • иные виды развратных действий.

Временное удовольствие может стоить бессмертия в вечности. Поэтому следует сопротивляться любым соблазнам, приходящим в ум от дьявола. Верующий человек должен понимать, откуда приходят подобные мысли, и кто их инициатор. Задача дьявола — совратить людей и увести с пути правды. Поэтому не поддавайтесь на его уловки, соблюдайте помыслы в чистоте и святости.

Причины буйства плоти

Что является причиной помышлений о блуде? К такому поведению лукавый подводит человека исподволь. Начинаться всё может казалось бы с безобидных вещей:

  • стремление красиво и привлекательно выглядеть;
  • тщеславие, стремление доказать свое сексуальное превосходство;
  • пристрастие к длительному сну и нахождению в кровати;
  • любовь к праздной жизни и мирской суете.

Это приводит человек к привычке потакать своим прихотям и сиюминутным желаниям. А дальше всё заканчивается помыслами о любодеянии и блуде. Отцы церкви учат, что одна страсть влечет за собой вторую, вторая — третью, третья — четвертую. Это целая порочная цепь, звенья которой прочно цепляются одна за другую.

Стоит ли напоминать, что блуд может привести человека не только к духовным недугам, но и к телесным? Венерические заболевания, СПИД и прочие проблемы с системами организма являются следствием блудной страсти. Нравственная распущенность может обернуться незапланированной беременностью и тяжкими последствиями для здоровья молодой девушки. Многие после абортов не могут стать матерями. Поэтому следует прислушаться к заветам апостолов и пересмотреть свое поведение.

Плотское невоздержание калечит судьбы, отравляет душу и может привести даже к суициду. Об этом нас стремится предупредить святое писание и спасти нетленную душу от разложения. Животную страсть нужно победить, иначе она победит тебя. Верующий человек должен осознать тлетворность блудной страсти и раскаяться перед Господом, и в будущем не поддаваться дьявольским соблазнам.

В наше время так умножились разводы и злоупотребления разводами, что это зло теперь проникает и в среду верующих людей, христиан. И так как среди верующих инициаторами разводов и их причиною бывает, как правило, отпавшая сторона, отпавшая от Бога, то страдает от этого больше всего невинная и верная Господу сторона. Страдает и морально, и физически. К сожалению, эта проблема не изучена как следует многими верующими славянского происхождения и не понята правильно. Через незнание духа Священного Писания создалось ложное понятие, что будто бы всем без исключения разведенным нельзя жениться или выходить замуж вторично, потому что этим они станут прелюбодеями. И ясно, что отпавшая от Бога сторона, виновная сторона, в таком случае только посмеивается, а пострадавшая — еще больше страдает и (так выходит) должна нести всю жизнь наказание за чужие грехи, т. е. нести незаслуженное наказание.
Справедливо ли это?
Где же логика?
Многие верующие видят и чувствуют, что в таком положении нет ни логики, ни справедливости, но, не зная, как объяснить слова Христа: «всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует», держатся ложного мнения и говорят так: «Ну, что же, как видно, они должны нести свой крест?»
Но так легко сказать тем, кого это не касается. Пусть кто-то несет крест… А если бы этот крест лег на них, такие бы люди запели иную песню.
За долгие годы своей жизни во Христе как проповедник Евангелия и автор ряда книг, я встречал много горя и много исковерканных жизней через такое неправильное понимание, что невиновная сторона должна нести «крест», а вернее — нести наказание за вину виноватых. Были случаи падения, отхода от церкви, самовольного вступления в брак с неверующими и даже входили в супружеское сожитие без брака. Но даже и те, кто в таких случаях выдерживал искушения, оставаясь всю жизнь одиноким или одинокой, не были счастливыми. Они становились огорченными, неудовлетворенными, нарекающими, обиженными, одинокими и замкнутыми в себе. И все это ради тех, кто при чтении Писания не пользуется ни разумом, ни логикой, ни справедливостью, отвергая дух Священного Писания.
Другими словами: ложное понимание и применение буквы Писания без духа Писания приносили и приносят сегодня весьма печальные плоды.
В Западной Европе и в Америке эта проблема давно уже разрешена, может быть, уж слишком либерально, но в среде славянских верующих есть еще много людей фанатично настроенных, которые держатся этого ложного понятия, что по сути дела является процеживанием комара и проглатыванием верблюда. И это приносит трудности в церквах.
Я не думаю, что мы должны принять во всем западный либерализм, но эту проблему необходимо рассмотреть внимательно во свете слова и духа Священного Писания. Я подчеркиваю слово «духа», потому что так учил Христос. Все ереси возникли и возникают вследствие того, что еретики не понимают духа Писания. Апостол Павел в 2Кор. 3:6 пишет: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, а духа, потому что буква убивает, а дух животворит».
Возьмем несколько примеров. В Евангелии Луки написаны такие слова: «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует; и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует».
В этом тексте нет никаких пояснений о разводе, а просто — развод запрещен. Разведенные муж и жена, если вступят вторично в брак, одинаково будут прелюбодеями. И нельзя сказать, что буква этого текста неверна. Нет, она верна, ибо если супруги разводятся не по причине неверности одной стороны, а по какой-либо другой причине (не сошлись характерами, например) и оба хотят разойтись, то они могут это сделать, но в таком случае они не должны вступать в брак вторично. Такую возможность допускал и апостол Павел в 1Кор. 7:10-11.
Но если одна сторона невиновна, а супружескую верность нарушила, или нарушает только одна сторона, то будет ли справедливо и логично, чтобы Бог налагал на невинного такое же наказание, как и на виновного?
Библия говорит нам, что Бог — добрый и справедливый, и вдруг справедливый Бог виновного и невиновного наказал бы одинаково, т. е. обоим бы запретил вступать в брак! Где же здесь простая, элементарная логика? А тем не менее, находятся люди, которые понимают именно так. И среди них есть даже проповедники! Это ли не трагедия?
Уже Авраам понимал, что Бог не может поступать несправедливо (Быт. 18:25).
Допустим, а это бывает, что муж возненавидел свою жену только за то, что ему понравилась другая, и он, не имея страха Божия вообще, начал изменять жене, издеваться над ней, а потом оставил ее с детьми и женился на другой. Можно ли допустить, чтобы милосердный Бог отнесся к ним одинаково и беззаконие мужа перенес бы на жену? В таком случае, где же логика? Где справедливость вообще, а тем более — Божия справедливость? Неужели это трудно уразуметь?
Мы возьмем другое место Священного Писания — Мф. 5:32. Здесь написано так: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Это — слова Христа. Разве из этих слов не ясно, что развод допустим только по вине прелюбодеяния? И только тогда человек, женившийся на другой, не был бы прелюбодеем. Но тот, кто женился бы на этой развратной женщине, тот и только тот, совершил бы прелюбодеяние,
В этом тексте есть еще намек на другую возможность, а именно, что человек, если разведется с женою своею не по вине прелюбодеяния, «тот подает ей повод прелюбодействовать». Это означает, что эта женщина с горя, в обиде за неправду и бесчестие, может стать блудницею, хотя в супружеской жизни она ею не была. Понятно, что в таком случае честный, правоверный израильтянин, а в наши дни — истинный христианин, не должен жениться на такой павшей женщине, хотя она пала по вине своего бывшего, неверного мужа.
Должно быть понятно также, что если такая, ни в чем неповинная жена выдержит свое горе и тяжелое испытание и останется честною, хотя развратный муж, покинув ее, дал ей повод к падению, то на каком основании можно налагать на такую женщину пятно разведенной и относиться к ней с пренебрежением? Она была и остается честною, богобоязненной христианкою. Вся ее вина в том, что ее разлучница оказалась красивее ее, а может быть моложе или богаче, и ее муж поругал истину и поддался соблазну. Так за что же справедливый Бог будет наказывать дальнейшим безбрачием уже обиженную женщину? Почему она должна оставаться одинокой всю жизнь? Да это еще не все! Почему это наказание должно быть таким тяжелым, что должно перейти на третье лицо — на мужчину свободного, который захотел бы на ней жениться?
Может ли Бог стать на стороне развратного мужа, который тяжело обидел свою жену? Может ли Бог вместо милосердия к такой обиженной женщине наказать ее на всю жизнь одиночеством? Может ли Бог запретить кому-либо взять такую женщину за жену? Писание такого запрета не дает.
Если мы, будучи злы, чувствуем в наших сердцах, что наказание должно упасть на голову виновного мужа, или виноватой жены, то, тем более, добрый Бог не может допустить такую несправедливость, чтобы виновного и невиновного одинаково сделать прелюбодеями! Допустить такую мысль — это было бы богохульством.
Такую же мысль, как и в предыдущем тексте, мы имеем в Евангелии Матфея 19:3-9. Там рассказывается, как фарисеи спросили Христа: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» У евреев было так, что жены были бесправными и беззащитными жертвами. Часто за самую ничтожную вину муж мог написать жене разводное письмо и выгнать ее из дому. Но Христос не признал никаких причин для развода, но одну оставил. Вот слова Христа: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». (Мф. 19:3-9).
Из этих слов Христа хорошо видно, что никакие причины не дают права на развод и вторичную женитьбу, кроме одной — прелюбодеяние. Если жена станет прелюбодейкою, тогда муж имеет право с ней развестись и его женитьба на другой не будет прелюбодейством, ибо неверность и прелюбодеяние уничтожают брак перед Богом. Уже пророк Иеремия сказал: «Если муж отпустит жену свою, и она отойдет о т него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» (Иер. 3:1).
Христианин должен хорошо и твердо знать, что прелюбодеяние равно смерти. Оно освобождает другую сторону от прелюбодейной половины.
Бог, в которого мы верим, справедливый и нелицеприятный Бог. Он не делает дискриминации между мужем и женою. То же самое право, какое дано мужьям, дано и женам. Если муж имеет право развестись с прелюбодейною женою и жениться на другой, то также и жена имеет право оставить прелюбодейного мужа и выйти замуж за другого и не быть прелюбодейкою.
Это ясно, как солнечный день, и приходится удивляться, что некоторые христиане этого никак не хотят понять. Элементарная логика говорит, а Писание подтверждает, что ни Бог, ни люди не могут одинаково наказывать жену за грехи мужа, а мужа за грехи жены. И если Господь запретил жениться на разведенных, то безусловно — на виновных в прелюбодеянии и никак иначе, т. е. разведенных по их вине, а не на невинных жертвах чужого греха.
Эти слова Христа (Мф. 19:3-9) дают право на развод потерпевшим и право на второй брак даже тогда, если бы они сами взяли развод. А что и говорить, если прелюбодей или прелюбодейка сами возьмут развод, оставят на произвол судьбы своих невинных жен или мужей?! Да еще, бывает, оставляют с детьми, разбивая этим детские души.
Давайте, к примеру, сделаем сравнение этого греха с другими грехами, скажем, с воровством. Ведь Бог не делает градаций в грехах. Грех есть грех. «Грех есть беззаконие» — говорит Писание.
Допустим, вор кого-то обокрал, и его поймали. Бывает ли так, чтобы суд осудил и наказал одинаково вора и обворованного? Бывает ли так, чтобы люди с одинаковым презрением относились к вору и к обворованному, упрекая его в том, что у него были ненадежные замки? Наоборот, все порицают вора и сочувствуют пострадавшему. И если кто поможет пострадавшему, то такого человека называют благодетелем. Никому и в голову не придет, чтобы того, кто помог обворованному, назвали вором, а ведь так получается с теми, кто называет прелюбодеем женившегося на оставленной мужем.
Возьмем другой пример. На человека нападают разбойники. Они его грабят, избивают и оставляют едва живым. Но вот нашелся добрый человек, отвозит обиженного в госпиталь, заботится о нем, помогает ему стать на ноги. До сих пор такого человека называли милосердным самарянином, а Христос сказал: «Иди, и поступай так же» (Лк. 10:37). Так неужели воровство унижает обворованных, а украсть мужа или жену унижает пострадавшего?
Где же логика?
Покалечить тело человека — вызывает сочувствие, а покалечить сердце и душу человека — должно ли вызывать презрение?
Где же логика?
Во всех случаях пострадавшим нужно помочь, а почему же пострадавших в супружеской жизни нужно добивать до конца или придавить их тяжелым «крестом»? Пусть лежит под ним до смерти!..
Это ли справедливость?
Ясно, что некоторые верующие, а среди них и некоторые проповедники, не поняли духа слов Христа по поводу прелюбодеяния в разводе. Они вместо проявления любви к пострадавшей стороне, начинают презирать, а порой и ненавидеть, что равнозначно убийству. Вместо делания добра они делают зло, вместо помощи налагают «крест», который Христос не налагает.
Грех ломает нас всесторонне. Божий же принцип и дух Его действий — помогать, спасать, облегчать, утешать, лечить и поддерживать во всех отношениях.
Сатана все портит. Господь все исправляет.
В этом же духе должны поступать и верующие. Грех остается на грешниках и никогда не переходит на невинных. Поэтому разведенные не по их вине не должны называться разведенными, а оставленными мужем, или женой, ибо они не желали и не думали разводиться. Так как нельзя обворованного называть вором, а израненного — разбойником, так нельзя невинно оставленных называть разведенными. Они — жертвы своих неверных и прелюбодейных мужей и жен. Они нуждаются в сочувствии и помощи так же, как и жертвы других преступлений.
Но если мы согласимся, что жертвы преступников невиновны, и мы их не исключаем из церкви, то почему мы ставим в вину тем, кто женится на невиновной или выйдет замуж за невинного?
Где же логика?
Каким образом грех прелюбодеяния одной стороны может переходить на третью личность через пострадавших?
Я еще раз хочу подчеркнуть, что оставление мужем жены для нее болезненней и страшнее и много хуже, чем его смерть. Обворованный может снова приобрести украденное, но украденного мужа, отца детей, друга сердца приобрести уже невозможно. Он ушел навеки, навсегда. Нанесенные разбойником раны могут зажить, но побитую душу, поруганную честь так скоро исцелить нельзя. Вот почему к таким обездоленным душам надо отнестись с особым вниманием, а не клеймить их и унижать позорным клеймом: «разведенный» или «разведенная». Почему так бывает? Потому что некоторые люди упорно и сознательно не хотят понять духа Христова учения. И при этом хвалятся своим благочестием, своей праведностью.
Если Христос мог сказать действительной блуднице: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши!» (Ин. 8:11), то какую же черствую совесть должны иметь те люди, которые смеют бросать камень на невиновных, которых так тяжело обидели и оскорбили порочные мужья или жены?!
Сторона, сохранившая супружескую верность, невиновна, несмотря на недостатки, а сторона прелюбодейная — виновна в расторжении брака, и она понесет наказание перед Богом.
Не будем же «судьями с худыми мыслями» (Иак. 2:4). Вспомним слова Никодима: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Ин. 7:50-51).
Мы — не «святая инквизиция», которая судит, как ей хочется и как ей выгодно, а мы должны судить судом праведным, имея в виду, что всех нас будет судить Бог.
Печально, когда люди спешат судить дела, которых они не знают и людей, которых они даже не видели. Может ли в таком суде проявляться христианская любовь, или защита Истины? Конечно, нет. Не делается ли это так, как написано у пророка Исаии: «Обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «Не обман ли в правой руке моей?» (Ис. 44:20).
И, конечно, в такой руке обман, ибо не может быть правды в суде вслепую.
Будем же поступать осторожно и познавать, что есть воля Божия «благая, угодная и совершенная». Люди и Христа осудили, не узнав Его (Деян. 13:27). Поэтому, очень опасно судить кого бы то ни было, не узнав ни людей, ни дела. Таким образом, можно сделать много зла невинным людям, делу Божьему и, конечно, самим себе.