Цели:

  • Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.
  • Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола; показать различия глаголов совершенного и несовершенного вида, возможности функционирования глаголов в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа с текстом. (Презентация , слайд 1)

Апрель – настоящий в..долей 4 . Заиграли талой водой овра..ки. Моросит на снег 3 первый весенний 3 дождик. Шир..ко ра..лились лужи и разводья в низинах. Трогают..ся вешние воды. Идет лед.

  1. Вставить пропущенные орфограммы.
  2. Синтаксический разбор предложения.
  3. Морфологический разбор слов.

(Слайд 2)

– Какие слова в данном тексте несут основную смысловую нагрузку?
(Глаголы)

– Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам:

– На какие вопросы отвечают эти глаголы?

(Что сделали? Что делают?)

– Какой из глаголов обозначает законченность действия?

(Заиграли – уже сделали, совершили действие).

– Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?

(Трогаются – еще только трогаются, действие не доведено до конца).

– Надпишем над глаголами вид: совершенный вид – несовершенный вид.

В определении вида глагола поможет такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что сделать? что сделает?) – глагол совершенного вида.

– Укажите в данном тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.

IV. Работа с таблицей. (Слайд 5)

– На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида, а на какие – совершенного вида?

– В форме каких времен могут стоять глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?

V. Чтение параграфа 112.

VI. Минутка отдыха. (Звучит мелодия). (Слайды 6–8)

– Прослушать текст, озаглавить.

У каждого времени года своя музыка.

Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.

Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

VII. Закрепление материала.

(Карточки с текстом перед каждым учеником).

Определить вид глаголов.

Утро. С гор ласково течет запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав ещё блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить её рукой.

VIII. Найти и исправить ошибки в употреблении глаголов. (Слайд 9)

  1. Я дочитал книгу и шел спать.
  2. Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.
  3. Я долго переписал сочинение.
  4. Ребенок горько плакал и никак не успокоился.
  5. Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.

IX. Домашнее задание. П. 112, упр. 647, слова на стр. 240–256 выучить. (Слайд 10)

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида что делать? :

сидеть, говорить, играть

Глаголы несовершенного вида имеют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:

(что делал?) толкал - прошедшее время , возможно, действие повторялось несколько раз и неизвестно, был ли достигнут нужный результат;

(что делают?) читают - настоящее время , продолжающееся действие, так как неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;

(что буду делать?) буду рисовать - будущее сложное время , возможно, действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца;

Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:

зажигал, зажигаю, буду зажигать

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать? :

Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:

(что сделал?) присел - прошедшее время , действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

(что сделают?) поговорят - будущее простое время , действие будет сделано полностью и не повторится.

Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:

заговорил, заговорю

Образование видов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:

  • Добавление приставки:

    писать - под писать, сидеть - до сидеть

  • Отбрасыванием суффиксов, например:

    дава ть - дать, спаса ть - спасти

  • Заменой суффиксов, например:

    удваива ть - удвои ть, реша ть - реши ть, прыга ть - прыгну ть

  • Заменой суффиксов и чередованием звуков в корне:

    проща ть - прости ть, засы ха ть - засо хну ть

Видовые пары глаголов

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару .

Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:

говорить - поговорить

решать - решить

Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и то же действие:

Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:

засыпа́ть - засы́пать

разреза́ть - разре́зать

отреза́ть - отре́зать

Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда. (настоящее время, несовершенный вид)

Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде. (будущее время, совершенный вид)

Такие глаголы называются двувидовыми , к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.

КЛАСС

Глагол как часть речи. Не с глаголами.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает
на вопросы что делать? что сделать? думать, рисовать; послушать, зашуметь.

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам,

а в прошедшем времени - по числам и родам (в единственном числе).

В предложении глагол обычно бываетсказуемым.
Петя прыгает через лужи. Снег тепла не даёт.

Не с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются безне.

Не придаёт глаголам отрицательный смысл. Не врать, не шуметь; ненавидеть, негодовать.

Неопределённая форма глагола.

Каждый глагол имеет начальную форму. Она называется неопределённой формой глагола. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? они оканчиваются нать, ти, чь: решать, нести, беречь.

Начальная форма глагола не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

В неопределённой форме глагола после буквы ч пишется мягкий знак: беречь, беречься

Правописание -тся и -ться в глаголах.

Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы

что делать? что сделать? На небе начали (что делать?) появляться первые звёзды.

Букваь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы
что делает? что сделает?
На небе скоро (что сделают?) появятся первые звёзды.
Саша (что делает?) учится читать.

Если в предложении нет подлежащего, ивопрос к глаголу поставить нельзя,

значит, этот глагол стоит в форме 3-го лица ед. ч. ипишется без ь.

Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться!

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголысовершенного вида указывают назавершенность действия, его результат, конецдействия или его начало.

что сделать?
Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.

Прошедшее время:что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?
подбежали, увидела, нашел, взошло.

Будущее простое время:что сделают? что сделаю? что сделает? и т.д.
выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.

Обратите внимание: у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.

Глаголынесовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия,без указания на их завершенность.
В неопределенной форме они отвечают на вопросчто делать?
Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.

Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?
бежали, прыгал, искала, заходило.


Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т.д.
загорают, строим, подтягивается, покупаю.

Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т.д.
будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

У глаголовнесовершенного вида есть всетри формы времени: прошедшее, настоящее и будущеесложное.


Способы образования видов следующие.
  1. Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов -а-, -я-: кончить - кончать, ускорить - ускорять; -ыва-, -ива-: отложить - откладывать, раздарить - раздаривать; -ва-: надеть - надевать, дать - давад/гб.
  2. Глаголы совершенного вида образуются, как правило, посредством присоединения приставок к глаголам несовершенного вида: на-, по-, о- (об*, обо-), за-, у- и др. Например: рисовать - нарисовать, белить - побелить, дряхлеть - одряхлеть, злиться- обозлиться, душить - задушить, жалить - ужалить.
Иногда совершенный вид глаголов образуется при помощи суффикса -ну. Например: капать - капнуть, глотать - глотнуть.
В некоторых случаях видовые пары образуются от разных корней. Например: брать (несов.) - взять (сов.), ловить (несов.) - поймать (сов.), класть (несов.) - положить (сов.).
Нередко при образовании видов глагола наблюдается чередование гласных и согласных звуков в корне. Например: начать (сов.) - начинать (несов.); сжать (сов.) - сжимать (несов.); замереть (сов.) - замирать (несов.) и др.
Упражнение 249. В приводимом ниже тексте найдите глаголы и определите их вид.
За перевалом Хребтовым, южнее Горячего Ключа, довольно долго действовал небольшой, в десять человек, отряд лейтенанта Кугуелова. Он пробирался в фашистские тылы, приводил «языков», минировал дороги. В октябре Кугуелов совершил блестящую операцию, стоившую ему жизни.
Дело было так. В одну из туманных октябрьских ночей лейтенант Кугуелов повел свой отряд в тыл к фашистам. Охотники миновали «нейтральное» селение Пятигорское, углубились в лес и к рассвету вышли на широкую дорогу близ Горячего Ключа... Уже взошло солнце. По дороге двигались одиночные вражеские солдаты, изредка проезжали нагруженные минами телеги, проносились связные-мотоциклисты... Но вот вдали показался большой штабной автобус. Кугуелов знал, что в таких комфортабельных автобусах обычно ездят офицеры, и приказал своим людям приготовиться.
Автобус медленно приближался. Дорога шла в гору, и слышно было, что шофер ведет тяжелую машину то на первой, то на второй скорости... Когда автобус приблизился к месту, где сидели охотники, Кугуелов подал сигнал. В машину полетели гранаты...
В. Закруткин.
Упражнение 250. Перепишите приводимые ниже глаголы, распределяя их на три колонки: в одну - глаголы несовершенного вида, в другую - совершенного, в третью - двувидовые.
Зарядить, различать, крепить, убедить, побеждать, проявить, одевать, столкнуть, женить, стирать, надписать, аттестовать, бросать, утопить, делить, отменять, предлагать, арестовать, пугать,
велеть, слушать, ранить, налететь, видеть, телеграфировать, выдать, добывать, яровизировать, сеять, запеть.
Упражнение 251. От приводимых ниже глаголов совершенного вида, используя суффиксы -ива-, -ыва-, образуйте глаголы несовершенного вида. Поставьте ударение. Объясните особенности образования вида, используя сведения о чередовании гласных в корне.
Упрочить, сморщиться, дотронуться, успокоить, оздоровить позвонить, выломить, замочить, затопить, наколоть, намолоть, выполоть, выкроить, прикормить, притоптать, заработать, закончить, удостоить.
Упражнение 252. Сопоставьте приводимые ниже видовые пары глаголов с приставкой вы-. Укажите, в каком виде эта приставка находится под ударением, а в каком она безударная.
Выявлять - выявить, выполнять - выполнить, вычитать - вычесть, выбирать - выбрать, выносить - вынести, вырезать - вырезать, выражать - выразить, выгребать - выгрести, вычищать-^ вычистить.
Упражнение 253. С приводимыми ниже парами глаголов составь те предложения. Укажите, чем различаются эти глаголы (значением ударением, видом).
Разрезать - разрезать, рассыпать - рассыпать, насыпать - насыпать, засыпать - засыпать.

Еще по теме § 77. Образование видов глагола:

  1. § 24. Грамматическая борьба за признание категории вида и против старой теории времен в первой трети XIXв.
  2. § 38. Учение акад. Фортунатова о значениях совершенного вида русского глагола