Диагностический комплекс по выявлению состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФНР

Ключевой частью данного исследования является проведение диагностики состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Процесс составления диагностической программы опирался как на общие принципы логопедии – принцип научности, системности и доступности, наглядности, сознательности и активности, ндивидуального подхода, так и на специфические - принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка, принцип деятельностного подхода.

Цель – выявить особенности звукопроизношения, характер органических поражений артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста с ФФНР. Задачами исследования будут являться следующие:

1. Исследовать строение и подвижность артикуляционного аппарата.

2. Выявить уровень развития звукопроизношения изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики:

Методика №1 «Исследование строения артикуляционного аппарата».

Цель методики: выявление особенностей строения артикуляционного аппарата. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме.

Ход выполнения: ребенку предлагается выполнить упражнения для исследования особенностей строения артикуляционного аппарата. При выполнении вышеперечисленных занятий надо обратить внимание на:

- четкость артикуляционных движений;

- быстроту и плавность их воспроизведения;

- умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

Инструкция: «Открой и закрой ротик, теперь постарайся удержать широко распластанный язык на нижней губе при этом наблюдай за собой в зеркало, оближи широким языком верхнюю, нижнюю губу, как это сейчас сделаю я, проведи широким распластанным языком по верхней и нижней губам; удержи кончик языка у правого, левого углов рта (2- 3 сек.); а теперь давай пощелкаем языком, как лошадка (3-5 раз); теперь вытяни губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2-3 раза); повтори за мной – мы вызываем вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»; надуй щеки.

Интерпретация результатов:

2 балла – строение артикуляционного аппарата не имеет дефектов,

1 балл – строение артикуляционного аппарата имеет 1-2 негрубых отклонений от нормы.

0 баллов – строение артикуляционного аппарата имеет много отклонений от нормы.

Методика №2 «Исследование подвижности артикуляционного аппарата»

Цель методики: выявление особенностей подвижности артикуляционного аппарата.

Ход выполнения: ребенку предлагается выполнить упражнения для исследования подвижности языка и губ. Используются как статические, так и динамические упражнения. Ребенок выполняет задания перед зеркалом.

Интерпретация результатов:

2 балла артикуляционная моторика в норме, все упражнения выполнены правильно, чётко, выдержан счет.

1 балл при выполнении упражнений допущено несколько негрубых ошибок.

0 баллов артикуляционные движения нечетки, часть упражнений не выполнена, требуют усилий, ребенок с трудом переключается с одного артикуляционного уклада на другой.

Методика №3 «Исследование звукопроизношения»

Цель методики: выявление особенностей звукопроизношения. При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, используя соответствующий дидактический материал.

Подбор материала обследования проводился в соответствии с методиками Ф.Ф.Рау, М.Ф.Фомичевой.

Ход выполнения: методика обследования звукопроизношения проводится в три этапа:

1.Произношение звуков в словах.

Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках, в названии которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным. Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно, а также слоги с этим звуком – прямые и обратно.

2.Произношение звуков в предложениях.

Логопед предлагает ребенку повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: "Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома.»

3.Произношение изолированно звука.

Определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, логопед просит малыша повторять этот звук за собой. Итоговым звеном проведения обследования звукопроизношения является определение группы нарушенных звуков: свистящих: с, з, ц, с", з"; шипящих: ш, ж, ч; сонорных: л, л’ р, р’ j; заднеязычных: к, г, х, к", г", х";28 звонких: в, б, и др.; мягких: г", д", н" и др.

Инструкция: Перед каждым этапом обследования звукопроизношения логопед дает ребенку четкую инструкцию: 1. «Внимательно посмотри на картинки и назови предметы, которые на них изображены». 2. «Внимательно послушай предложение и постарайся повторить его за мной». 3. «Я буду называть звуки, а ты постарайся их повторить за мной».

Интерпретация результатов:

3 балла – Правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;

2 балла – Один или несколько звуков группы изолированно и отражённо произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

1 балл – В любой позиции искажается или заменяется только один звук группы

0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.

В связи с тем, что состояние звукопроизношения зависит от состояния фонематических процессов, мы считаем нужным применение методик по исследованию фонематического восприятия и анализа и синтеза. Кроме того, успешность гипотезы, заявленной в начале исследования, предполагает оценку именно фонематических представлений у дошкольников после применения коррекционно-развивающей программы.

Методика №4 «Исследование фонематического анализа». Цель методики: выявление особенностей фонематического анализа.

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л. Ф. Спировой, в которой обследование начинается с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, а затем постепенно переходят к более сложным для детей позициям звуков.

Ход выполнения: ребенку предлагается ряд заданий на определение места звука в слове, определение количества звуков в слове.

Инструкция: «Внимательно послушай слово и скажи, где ты слышишь в нем звук У: (пример) – в начале, середине или конце. Внимательно послушай слов и скажи, сколько в нем букв» .

Интерпретация результатов:

4 балла - точное и правильное выполнение задания с первого предъявления;

3 балла - переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа;

2 балл - ребенок допускает 2-3 ошибки;

1 баллов - многочисленные ошибки. Затруднение при выполнение задания.

0 баллов - ребенок не справился с заданием.

Методика №5 «Исследование фонематического синтеза». Цель методики: выявление особенностей фонематического синтеза.

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.

Ход выполнения: ребенку предлагается составить слова из заданного количества звуков, составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности Инструкция: «Внимательно послушай звуки, которые я произнесу и, не меняя из порядка, попробуй назвать слово, состоящее из этих звуков. Составь слова из 3 (4) звуков, которые я тебе назову, звуки можно менять местами».

Интерпретация результатов:

4 балла - задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.;

3 балла - ребенок самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков;

2 балл - испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х - 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков).;

1 баллов - ребенок испытывает трудности при синтезе слов состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.

0 баллов - ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 г.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.

В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:

губы - толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

зубы - редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;

прикус - открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

челюсти - верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

нёбо - узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое;

язык - массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции, например: облизать языком губы, постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха; пощелкать языком; сделать язык широким, распластанным, а затем узким, поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т. д.

При этом логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

Обследование звукопроизношения. В результате этого обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. При этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков - при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.

Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны представлять собой слова различного слогового и звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу предъявляются для называния картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным. Например, при проверке произнесения звука с предлагаются следующие картинки:

санки, автобус, усы, сковорода

ш: шишка илишапка, душ, чашка

л: лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа

и: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк

р: радуга, корова, забор, труба

г: гамак, вагон, нога

к: мак, комната, ветка

х: хлеб, муха, мох, охотник

с: санки, коса, нос, стакан, стол

с": сети, семь, Вася

з: завод, зубы, коза, звезда

з": зима, бузина, газета

ц: цапля, солнце, палец, цветок

ш: шишка, пышка, шуба, шкаф

ж: жук, кожа, ножи ч: чайник, качели, печка, ночь щ: щетка, щепки, плащ, клещи л": малина, лебедь, полено

Рис. 7. Картотека наглядного материала

Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим звуком - прямые и обратные.

Как правило, подобного обследования оказывается достаточно, чтобы выявить отклонения в звукопроизношении ребенка. Однако можно встретиться и с таким случаем, когда в каком-то одном слове (называя предъявленную картинку) ребенок произносит звук правильно, а в самостоятельной речи искажает его или заменяет другим. Поэтому важно также проверить, насколько правильно он произносит проверяемые звуки во фразовой речи. Для этого ребенку надо предложить произнести подряд несколько фраз, в которых, бы возможно чаше повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки.

При обследовании состояния звукопроизношения особое внимание нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (отдельных словах и фразах). Можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки с иш, однако вречи их не дифференцирует, заменяет один звук другим («У коски пусиштый хвост»). (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таким образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.

Для обследования подбирают специальные картинки - предметные и сюжетные (рис. 7). При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребенком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы. Ниже приводится примерный перечень слов и словосочетаний:

к-х: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;

л-й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;

с-ш: у Сашеньки шесть стеклышек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;

з-ж: у Зои желтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал;

с-с"-ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;

т"-ч: учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать;

ч-ц: ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, кончается, лечебница;

ч-щ: чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки;

с-ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница;

щ-с: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий;

л-р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролер.

Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребенку повторять их отраженно.

Обследование слоговой структуры слова. Иногда, помимо нарушений в произношении фонем, у детей наблюдаются особые трудности в произношении многосложных слов и слов со стечением согласных. Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместоигрушечный и т. п. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры - со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Вот примерный перечень таких слов:

медведь абрикосы аквариум под мухомором

дверь проспект демонстрация регулировщик

трамвай скатерть холодильник телевизор

верблюд ласточка перекресток со сковородки

сахарница хворост фотографироваться слепили снеговика

полотенце игрушки чернильница мотоциклист ящерица транспорт учительница велосипедист

Обследование фонематического восприятия. После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за и т. д.), звонких и глухих(да-та па-ба, и т. д.), сонорных(ра-ла, ри-ли и т. д.), мягких и твердых(са-ся, ла-ля и т. д.). С этой целью логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например:са-ша, ша-са, ач-ащ, са,-ца, ра-ла, ша-жа и т. д.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: ему предлагают, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слогша, ребенок поднимает руку. Можно также предложить ему написать или сложить из разрезной азбуки называемые логопедом слоги.

Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: жук -сук, том -дом -ком, дом -сом, мишка -миска, коза -коса, лужа -лыжи, день -тень -пень. Эту проверку проводят разными способами: можно предложить ребенку выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов («Что такоелужа и что такоелыжи?») и др.

Можно также предложить ребенку повторять за логопедом сходные слова, например: Маша -Даша -каша; Паша -наша -ваша; тень -день, день -пень-, бак -лак -мак -так -рак; жук -лук -сук -тук и т. п. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти.

В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести дислалии, а также наметить пути коррекции дефекта.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И. Тургенев

Автоматизируем звук Л.

Распечатай и играй!

Игра

«Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Читаем стихотворение, дети внимательно слушают идоговаривают последнее слово.

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к нимв сети угодил

Злой зелёный...(крокодил).

Панцирь крепкий, как гранит,

Отврагов он защитит,

И под ним незнает страха

Медлительная... (черепаха).

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Этоне волшебный сон!

Этоафриканский... (слон).

Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматическийстрой речи (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры . Предложите детям рассмотреть картинкис изображением животных севера и жарких стран и просит

назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?)медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... Упесца лапы (чьи? какие?) ... У моржабивни (чьи? какие?) ... У оленя рога

(чьи? какие?) ... У пингвина клюв(чей? какой?) ...

«Мерсибо»

Это целый сайт, посвящённый развивающим играм для детей от 2 до 10 лет. Каждая игра продумана до мелочей и позволит в непосредственной форме развить все психические процессы ребёнка, речь, навыки чтения, моторику, творческие способности.

У сайта удобная навигация и действует гибкая система скидок на подписку, а так же все игры можно приобрести на дисках и пользоваться в любое удобное время, даже в условиях отсутствия интернета.

Игры детям

Мерсибо специалистам

Источник : Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. - М.: «Гном-Пресс», 2000., цветная вставка.
Назначение : оперативное массовое обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.
Возраст : дошкольники, младшие школьники.

ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков.
  2. Обследование артикуляционного аппарата:
    а) строения;
    б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению).
  1. Обследование произношения звуков:

а) по подражанию
изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова), фразах, коротких потешках;

б)в самостоятельной речи
в словах по предметным картинкам (см. цветную вставку), во фразах по сюжетным картинкам (см. цветную вставку), в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения (по выбору ребенка).

  1. Обследование звукослоговой структуры в словах типа: сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал.
  2. Обследование фонематического слуха

а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда иряда слов, подбор картинок на заданный звук;
б)различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).

Свистящие звуки С, С, 3, 3", Ц

С
С-С-С-С-С-С
1.
са - со - су - сы ас - ос - ус - ыс ска - ско - ску - скы аск - оск - уск - ыск

скамейка

Под сосной стоит собака.

  1. Са - са - са - в саду оса,
    Со - со - со - оса пьет сок,
    Су - су - су - видим мы осу,
    Сы - сы - сы -в саду нет осы.

Ест киска суп из миски, Сыта киска - пуста миска.

  1. С"-С-С"-С"-С"-С
  2. ся - сё - сю - си ась - ось - усь - ысь стя - стё - стю - сти асть - ость - усть - исть

умываюсь

4. Вася пасёт гусей. Вася ходит босиком.
5. Ты не бойся - это гусь. Я сама его боюсь. Непоседа Васенька Не сидит на месте. Непоседа Васенька Всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, На усах сединки. Хвост дугой у Васеньки И пятно на спинке.

2. за - зо - зу - зы

зда - здо - зду - зды

  1. Завод, мозаика, мимоза, язык, азбука, знамя.
  2. У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.
  1. Зоя - зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка.

За - за - за - у Зои коза, зо-зо-зо - у Зои зонт, зу - зу - зу - Зоя пасёт козу, зу - зу - зу - зайка с Зоей пасёт козу, за - за - за - от Зои убегает коза, зо-зо-зо - Зоя гонится за козой, зы - зы - зы - у Зои лет козы, зы - зы - зы - у зайки нет козы.

Зайка не спит,
Зою зовёт.
Зайке коза
Спать не даёт.
Возьмите козу,
Замкните козу
И заинька мой
Заснёт в тазу.

З"-З"-З"-З"-З"-З"

  1. зя - зе - зю - зи зня - зне - зню - зни азнь - ознь - узнь - изньЗина, музей, изюм, гвозди, гвоздика.
  2. Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.
  3. Зе - зе - зе - Кузя едет на козе, Зя - зя - зя - ездить на козе нельзя!

В зелёном, зелёном, зелёном лесу Зелёный листок земляники несу, Зелёная ветка под вязом не спит, Зелёная музыка где-то звучит, Зелёный кузнечик в зелёной листве Поёт он зелёную песенку мне.

  1. Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц
  2. ац - оц - уц - ыц ца - цо - цу - цы цма - цму - цмо - цмы ацм - оцм - уцм - ыцм

цветик-самоцветик

  1. Заяц сидит под кустом акации. В степи цветут цветы.
  2. Зиме конец! Летит птенец Цапля важная, И песню напевает: Носатая,
  3. - Идёт весна! Весна ясна! Целый день
  4. На улице всё тает! Стоит, как статуя
  1. Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

3. шапка шайба шина шуба

1. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

2. ша - шо - шу - ши

аш - ош - уш - ыш

шка - шко - шку - шкы

ашк - ошк - ушк - ышк

душа вишня

машина башня

  1. Тише, мыши, не шумите, Нашу кошку не будите.
    Маша под душем моет шею и уши.
    Кошка в окошке шапку шьёт,
    Мышка в сапожках избушку метёт.
    Мышонку шепчет мышь:
    - Ты всё шумишь, шумишь! Мышонок шепчет мыши:
    - Шуметь я буду тише.
    Кукушка кукушонку
    Шьёт новый капюшон
    - Надень, кукушонок, капюшон!
    Как в капюшоне ты смешон!

2. жа - жо - жу - жи жда - ждо - жду - жды

  1. Жук жужжит на ветке жасмина. Женя живёт на шестом этаже.
  2. Дождик, дождик, не дожди, Дождик, дождик, подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому,

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!
Я живу, не тужу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!»

  1. Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч
  2. ач - оч - уч - ич ча - че - чу - чи чня - чне - чню - чни ачнь - очнь - учнь - ычнь
  1. Танечка качается на качелях. Девочка печёт печенье.
  2. Идёт бычок качается, Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!

Ча-ча-ча - на столе стоит свеча, чо-чо-чо - солнце на небе печёт, чу-чу-чу - я стучу, стучу, стучу, чи-чи-чи - мы сидели на печи.

  1. Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ
  2. ащ - ощ - ущ - ищ ща - ще - щу - щи
  3. Вещь, овощ, щит, щёки, щипцы, вещи
  4. Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка. Щенок щиплет щётку.
  5. Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.

Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке.
Ты нас, мама, не ищи: Щиплем щавель мы на щи.

Соноры Р, Р", Л, Л"

  1. р-р-р-р-р-р------------
  2. ра - ро - ру - ры

ар - ор - ур - ыр тра - тро - тру - тры атр - отр - утр - ытр

виноград

4. Мы с Тамарой ходим парой, Санитары мы с Тамарой.
К нам во двор пробрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдёт, Если крот раскроет рот.

Р"-Р"-Р"-Р"-Р"-Р

  1. ря - ре - рю - ри арь - орь- урь - ырь кря - кре - крю - кри акрь - окрь - укрь - ыкрь

3. .рябина

  1. Рита варит рис.

Боря ремонтирует приёмник.

  1. У моей сестры Марины
    Щёки, будто мандарины,
    А сама сестра Марина
    Чуть побольше мандарина.
  2. Открываем календарь: Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.

1. Л-Л-Л-Л-Л-Л

2. ал - ол - ул - ыл ла - ло - лу - лы кла - кло - югу - клы акл - окл - укл - ыкл

4. Мила мыла пол в классе. Алла ела яблоко.

5. Белый снег, Белый мел, Белый заяц Тоже бел А вот белка Не бела. Белой белка Не была.
- Заяц белый, Заяц белый, Ты куда За лыком бегал? Заяц белый Отвечал: - Я не бегал, Я скакал.

3.1. Л"-Л"-Л"-Л"-Л"-Л"

2. ля - ле - лю - ли аль - оль - уль - иль для - дле - длю - дли адль - одль - удль - идль

  1. Лена калина моль пальто туфля липа колено пыль пальма блины лёд метель уголь дельфин клён люди салют шаль бульдог клюв
  2. У Лены зелёная лента. Люда поливает тюльпаны из лейки.
  3. В лесу метёт метелица,
    Белым снегом стелется,
    А мы валенки надели -
    Не боимся мы метели.

Фонематический слух

1.Различение на слух фраз, слов, слогов (при помощи шумового сигнала: хлопков, колокольчика, погремушки и т.д.)

а)На лугу пасутся козы.
У Сони длинные косы.
На клумбе расцвели розы.
На траву выпали ранние росы.

б) барка - балка
балка - палка
балка - булка

в) па - ба ба - па
ши - жи жи - ши
зы - сы сы - ши

  1. Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда и ряда слов

а) а а, о, у, ы, а, и, а, ы, у
б) п па, ба, пы, по, бу, ап, збо
в) б бант, поле, будка, панама, банан, дом
Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом слов санки, суба, шапка, шуба, шанки, санка, сарик, и т.д

Скачать готовый расчет по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.

ВВЕДЕНИЕ

Самыми распространенными недостатками речи у детей до­школьного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с", з, з", ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л", р, р, j), задне­язычные (к, к", г, г", х, х"), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т, д, н,).

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (ча­стичное), или мономорфное. У других детей нарушают­ся одновременно две или несколько групп звуков, например, ши­пящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

Искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;

Отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произ­носить его. Например: «коова» (корова);

Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).

Причиной искаженного произношения звуков обычно явля­ется недостаточная сформированность или нарушения артикуля­ционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно язы­ком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые ав­торы дают им определение антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фоне­тической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между р ил ). Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им опре­деление фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, рак звучит как «лак», рожки - как «ложки».

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой - искажаются. Например, свистящие с, з, ц заме­няются звуками т, д (собака- «тобака», зайка - «дайка», цап­ля- «тапля»), а звук р искажается. Такие нарушения называ­ются фонетико-фонематическими.

Знание форм нарушения звуков помогает определить мето­дику работы с детьми. При фонетических нарушениях звуко­произношения больше внимания уделяют развитию артикуляцион­ного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образован­ными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

Фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические - парасигматизмы - от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;

Фонетические нарушения звуков л и л" называются ламб-дацизмы, а фонематические - параламбдацизмы - от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;

Фонетические нарушения звуков р и р" называются рота-цизмы, а фонематические - параротацизмы - от названия гре­ческой буквы ро, обозначающей звук р;

Фонематические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические - парайотацизмы - от названия греческой буквы йота, обозначающей звук;

Фонематические - паракаппацизмы - от назва­ния греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы, а.

Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных тер­минов не имеют - их называют:

Дефекты озвончения;

Дефекты смягчения.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др.), надо четко знать разновид­ности сигматизмов и парасигматизмов, ламбдацизмов и параламбдацизмов и др., их отличия от нормы как по артикуляции, так и по звучанию. Но одних теоретических знаний недостаточно - логопед должен выработать у себя необходимые для обсле­дования звукопроизношения умения и навыки:

умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;

умение фиксировать работу органов артикуляционного аппа­рата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движе­ния не получаются, какое участие принимают губы, нижняя че­люсть, каждая часть левой и правой половины языка;

умения и навыки общения с детьми, страдающими наруше­ниями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе кото­рой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдель­ных словах, при их изолированном произнесении).

Целесообразно придерживаться определенного порядка провер­ки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправ­лению у ребенка недостатков звукопроизношения. Для этого логопед заводит тетрадь, в которой фиксирует все ошибки воспи­танника.

В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена.

Старшим детям логопед может предложить повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Га­лин черный щенок резвится около дома. Если этого будет недо­статочно для определения нарушений звуков, целесообразно вос­пользоваться картинкой. Описанные приемы помогут логопеду определить, простое или сложное нарушение у ре­бенка, выявить форму нарушения каждой группы звуков, а исхо­дя из этого, решить, какое это нарушение - фонетическое, фоне­матическое или фонетико-фонематическое, установить его вид (сигматизм, парасигматизм или др.).

Поскольку необходимо определить не только вид, но и разно­видность нарушения, логопед, предлагая ребенку называть предметные картинки, вслушивается в его речь, определяет осо­бенности звучания исследуемых звуков, отмечает, какое положе­ние занимают при этом органы артикуляционного аппарата. На­пример: вместо звука с слышен шепелявый звук, при его произне­сении кончик языка просовывается между зубами, вместо того чтобы находиться за нижними резцами. Все это характеризует межзубный сигматизм. Таким образом, логопед выявляет раз­новидность сигматизма. А точное определение нарушения звука помогает выбрать соответствующую методику работы.

Далее определяют уровень неправильного произношения зву­ка. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изо­лированный звук, логопед просит малыша повторять этот звук за собой, используя различные игровые приемы и картин­ки-символы. Затем ребенку даются пред­метные картинки, и он демонстрирует свое умение произносить этот звук в различных словах. А при повторении за логопедом фраз, насыщенных данным звуком, выявляется умение правиль­но употреблять его во фразовой речи. Ниже приводятся образцы предложений для проверки наиболее часто нарушаемых звуков.

Собака ест мясо. У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду око­ло колодца. Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.

У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит - жжж. Щеткой чищу я щен­ка. Девочки и мальчики скачут как мячики.

Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

Логопед отмечает в тетради результаты проверки (произ­несение изолированного звука, в словах, во фразах), определяет уровень нарушения и делает вывод о характере коррекционной работы (постановка звука, автоматизация или дифференциация со звуком-заменителем).

В ряде случаев выявление уровня нарушения звука ослож­няется тем, что дети не могут правильно повторить за логопедом предложения. У некоторых дошкольников наблюдаются разные замены одного и того же звука, часто зависящие от сосед­них звуков или слов, перестановки и пропуски слов в предложе­нии (ребенок не может удерживать в памяти фразу), ошибки в окончаниях слов (ребенок не согласовывает слова в роде, числе, падеже), пропуски предлогов или неправильное их употребление. Иногда все эти ошибки могут встречаться у одного ребенка и не только при назывании сюжетных картинок, пересказе, рассказы­вании, но и при повторении предложений. Такие же ошибки мо­гут наблюдаться в речи ребенка и на занятиях, особенно по род­ному языку и формированию математических представлений. На­личие ошибок в словаре, фразовой речи указывает на то, что на­рушение звукопроизношения является частью другого, более слож­ного, дефекта речи. Соответственно это будет влиять и на методику работы по его коррекции.

Так как фонематические дефекты звукопроизношения обуслов­лены нарушением фонематического слуха, логопед должен проверить его состояние. Для этого логопед определяет умение ребенка дифференцировать (различать) на слух следующие груп­пы звуков: свистящие - шипящие (с - ш, з - ж, с" - щ, ц - ч), сонорные (л - р), звонкие - глухие (б - п, д - т, г - к ), твер­дые - мягкие (т – т , , д - д", н - н" ). Одним из наиболее доступ­ных приемов проверки является такой. Логопед просит ре­бенка повторить за ним в той же последовательности два слога, например: са - ша (ши - сы; со - шо; шу - су и др.) - для детей пяти лет. Шестилетним детям можно предлагать для вос­произведения по три слога, например: са - ша - са (сы - сы - ши; шо - со - шо; шу - шу - су). Проговаривая слоги, логопед закрывает рот экраном (можно листом бумаги), кото­рый держит на расстоянии 10-15 см, чтобы ребенок не мог ис­пользовать как подсказку видимые им движения органов арти­куляционного аппарата (при с губы в улыбке, при ш округлен­ные, выдвигаются вперед) и различал звуки только на слух. Сна­чала логопед произносит звуки медленно, затем постепенно убыстряет темп.

Так как фонетические нарушения звукопроизношения связа­ны в основном с нарушением речедвигательного анализатора, логопед должен зафиксировать все отклонения в строении органов артикуляционного аппарата - челюстей, зубов, твердо­го нёба. Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса (соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях):

прогения - передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед;

прогнатия - передние зубы верхней челюсти сильно вы­двинуты вперед;

открытый прикус - при сомкнутом положении верх­ней и нижней челюстей остается свободным промежуток между верхними и нижними зубами. Если промежуток образуется меж­ду передними зубами при сомкнутых боковых, это передний от­крытый прикус; если промежуток наблюдается между боковыми зубами при сомкнутых передних, это боковой открытый прикус.

Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка. При прогении затруднено положение широкого кончика языка за нижни­ми резцами, что необходимо для произношения свистящих зву­ков. При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков. При переднем открытом прикусе кончик языка просовывается в щель между резцами, что придает шепелявый оттенок звуку; при боковом открытом прикусе боковой край язы­ка просовывается в щель между коренными зубами и туда же ухо­дит воздушная струя, что придает звукам хлюпающий оттенок.

Могут наблюдаться и отклонения в строении зубного ряда: отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы, что мо­жет влиять на формирование направленной воздушной струи. Во всех этих случаях надо направить ребенка к специалисту-ор­тодонту в стоматологическую поликлинику. Но это не значит, что с таким ребенком не надо заниматься. Если у него хорошо рабо­тают подвижные органы артикуляционного аппарата и достаточ­но развит фонематический слух, можно добиться положительных результатов посредством занятий по исправлению звукопроиз­ношения.

Обычно у тех детей, у которых недостаточно сформирована артикуляционная моторика, бывает также недостаточно разви­та и скоординирована мелкая моторика рук. Для ее проверки ис­пользуются следующие упражнения:

одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх-то ладо­нями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен при­поднимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу);

кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем раз­жимать соединенные вместе пальцы; при каждом движении ку­лаки или ладони кладутся на стол;

положить кисти обеих рук на стол: левую ладонью вниз, пра­вую ладонью вверх, затем одновременно перевернуть ладони;

положить кисти обеих рук на стол - ладонь левой руки сжать в кулак, а правой - раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т. е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую;

поочередно прижимать большой палец руки ко всем осталь­ным («здороваться»), при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то ле­вой рукой, локоть при этом стоит на столе;

последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.

Для успешного выполнения упражнений необходимо, чтобы ребенок правильно сидел: высота стула и стола должна быть та­кой, чтобы локти малыша все время спокойно лежали на поверх­ности стола, спина должна быть прямой, а ноги стоять на твер­дой опоре.

В процессе этих упражнений учитывают точность выполнения движений в различном темпе (от медленного до быстрого). От­мечают также, участвуют ли органы артикуляционного аппара­та в выполнении движений рук, например, если ребенок закусы­вает губу или язык и т. п., это свидетельствует о недостаточной сформированности двигательной сферы.

Итак, в ходе обследования логопед фиксирует все дан­ные в тетради для индивидуальной работы с ребенком. Анализ результатов обследования даст логопеду, возможность, определить нарушение и наметить наиболее эффективный путь его кор­рекции. Далее логопед приглашает родителей, чтобы пока­зать им, какие звуки и как говорит их ребенок, как он различает звуки, как работают его органы артикуляционного аппарата, как развита мелкая моторика рук. Родители должны знать, что, как и зачем надо в дальнейшем делать. Необходимо, чтобы они ста­ли сознательными и заинтересованными помощниками логопеда в работе по устранению недостатков звукопроизношения у ребенка.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различа­ют четыре основных этапа: подготовительный, постановка зву­ка, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука дру­гим или смешения их,- этап дифференциации. Каждый этап име­ет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, само­контроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хоро­шо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Подготовительный этап

Цель этого этапа - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроиз­ведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппара­та осуществляется в основном посредством артикуляционной гим­настики, которая включает упражнения для тренировки подвиж­ности и переключаемости органов, отработки определенных по­ложений губ, языка, необходимых как для правильного произно­шения всех, звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправ­ленными: важны не их количество, а правильный подбор и каче­ство выполнения.

Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуля­ции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка, т. е. логопед выделяет, что и как нарушено. Так, при правильном произнесении звука с боковые края языка плотно примыкают к верхним коренным зубам. Если же, например, у ребенка левый (правый) край языка опускается и пропускает воздушную струю вбок, логопед подбирает игровые упражнения для его укреп­ления.

В любом упражнении все движения органов артикуляцион­ного аппарата осуществляются последовательно, с паузами пе­ред каждым движением, чтобы логопед мог контролировать его качество, а ребенок - ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняют­ся в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конеч­ного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движении и положений органов артику­ляционного аппарата).

Постановка звука

Цель этого этапа - добиться правильного звучания изолированного звука.

Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ - по подражанию, когда внима­ние ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчко­образная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых, связок при звонких звуках. При этом способе ши­роко используются опорные звуки. Например, ребенку предла­гают произнести звук и (логопед контролирует вместе с ним арти­куляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате стадии ставится звук с .

Второй способ - с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата, при­нимать соответствующее положение или выполнять нужное дви­жение. Например, для удержания широкого языка за верхними зу­бами, для выработки вибрации кончика языка логопед может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) иди туго набитую ваткой, длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ре­бенку произнести звук с , логопед плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.

Третий способ - смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели - поста­новки правильного произношения изолированного звука.

При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опор­ные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подго­товки, подсказывающей логопеду, что следует делать в том или ином случае, ему нужны определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять все намеченное.

Автоматизация звука

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

При автоматизации звука в слогах мы соединяем закреп­ляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, ысы, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): ста, спа, сна, сны, ско, сфу и т. п. Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игро­вых упражнений, игр.

Автоматизация звука в словах - это выработка нового на­выка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, в середине, конце - подбирают по 20-30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработан­ные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных) Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребенку должно быть предложено не менее 60-90 картинок.

Дифференциация звуков

Цель данного этапа - учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблю­дать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2-3 ребенка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей, вида и уровня наруше­ния звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошколь­ников (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчиненных общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет до­биться логопед), содержание (игра, упражнение и т. п.) и заканчивается подведением ребенком итога по вопросам логопеда. При подготовке к занятию логопед продумывает, какую дать инструкцию (немногословную, но четкую), как организовать, то, или иное упражнение (на что обратить внимание ребенка), как подвести итог.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бы­вает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упраж­нения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматиза­ции и т. д.) методы и приемы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от логопеда тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологи­ческих особенностей ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, - М., -1999.

2. Л.Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников. - М.,1995.

3. Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998.

1. Введение

2. Обследование звукопроизношения у дошкольников

3. Основные направления коррекционной работы