I. ЗНАМЕНИТЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ КОНИ

Ак-Кула -- богатырский конь Манаса (киргизский эпос).
Алтан Шарга -- соловый конь богатыря и певца Мингийана (калмыцкий эпос).
Альсвинн (быстрый) -- конь солнечной колесницы (скандинавский эпос).
Арвак (ранний) -- конь солнечной колесницы (скандинавский эпос).
Арфан -- старший из коней. Сын мертвой Дзерассы, дочери владыки водного царства, и трехногого коня Авсурга (осетинский эпос).
Аслан -- конь нарта Урызмага и его Безымянного сына, на котором Безымянный сын был отпущен на землю из страны мертвых. Чтобы души других умерших не могли по следам коня найти дорогу на свободу, конь был подкован задом наперед (осетинский эпос).

Б

Бабьека (дуралей) -- конь Сида. По преданию Сид выбрал из коней своего крестного самого безобразного и жалкого жеребенка, за что крестный и назвал его "дуралеем". Однако же жеребенок вырос в замечательного рыцарского коня (испанский эпос).
Баярд -- конь мятежного вассала Карла Великого Рено де Монтобана, одного из четырех сыновей Эймона. Конь обладал необычайной мудростью, чем вызвал жгучую ненависть императора Карла, задумавшего его погубить. Бежал от казни и с тех пор прячется от людей в Арденнском лесу (французский эпос).
Босан (пегий) -- коней с таким именем имели Ожье Датчанин и Гийом Оранжский Короткий Нос (французский эпос).
Брильянор (златоузд) -- конь Роланда в итальянской и испанской традициях.
Бурушка -- конь Добрыни Никитича.
Бурушка-Косматушка -- конь Ильи Муромца. Илья выбрал его, когда тот был самым слабым и уродливым жеребенком в табуне, распознав в нем богатырского коня.

Вельянтиф -- конь Роланда. Значение этого имени вызывает споры. Одни переводят его как "бдительный" (от глагола veiller -- бодрствовать, другие от прилагательных vieil -- "старый" и antif -- "древний", "дряхлый". В общем, явно повторяется история о кляче, на поверку оказавшейся замечательным конем (французский эпос).

Гульфакен -- вороной конь великана Грунгнира, затем перешедший к сыну бога Тора Магни (скандинавский эпос).
Гырат -- конь Кер-оглы, иногда крылатый (азербайджанский, таджикский, туркменский, узбекский, казахский, курдский, грузинский, армянский, турецкий, каракалпакский и арабский эпос).

Дадхикра (Дадхикраван) -- разбрызгивающий кислое молоко -- конь царя Трасадасью. Символ победоносного боевого коня, Дадхикра также приносит людям еду и солнце и разбрызгивает перед солнечным восходом росу или иней (древнеиндийская мифология).
Дориада -- конь из колесницы бога Луга (ирландская мифология).

Кан -- конь из колесницы бога Луга (ирландская мифология).
Киллар -- конь бессмертого Поллукса, одного из близнецов Диоскуров (римское заимствование из греческой мифологии).

Лиар (серый в яблоках) -- конь Гийома Оранжского (французский эпос).

Свадильфари -- конь великана, выстроившего Асгард, и сам участник этого строительства (скандинавский эпос).

Ташбрюн (коричневый в яблоках) -- говорящий конь Ганелона, отличавшийся к тому же мудростью и дававший советы хозяину (французский эпос).

Улман -- конь прорицателя Алтана Цеджи, а до того сорока богатырей и самого Будды (калмыцкий эпос).

Цохор -- конь злого богатыря мангасов Беке Цагана (калмыцкий эпос).

Шабранги Бехзад -- чудесный вороной конь богатыря и царя Кая Хусроу (иранский эпос).

II Древнегреческие мифические кони

Кони богов

. Абраксас — конь Гелиоса.
. Актеон (Актин) — конь Гелиоса-Аполлона.
. Аластор — конь Плутона.
. Бел — конь Гелиоса.
. Бронта — кобыла Гелиоса.
. Деймос — имя коня Ареса.
. Иао — конь Гелиоса.
. Ламп (en:Lampos) — конь Гелиоса.
. Никтей — конь Плутона.
. Орфней («Темный») — конь Плутона.
. Пироент (Пирой) — конь Гелиоса.
. Сотер — конь Гелиоса.
. Стеропа — кобыла Гелиоса.
. Фаэтон — конь Гелиоса.
. Филогей (Филогевс) — конь Гелиоса-Аполлона.
. Флегон — конь Гелиоса.
. Фобос — конь Ареса.
. Эой — конь Гелиоса. Эпитет Гелиоса.
. Эрифрей — конь Гелиоса-Аполлона.
. Эфон — конь Гелиоса.
. Эфон — конь Плутона.
. Эфопс (Айтопс) — жеребец Гелиоса.

Кони героев

. Асхет — конь Амфиарая.
. Балий — имя двух коней:
o Балий (конь Ахилла)
o Балий — конь Скельмиса, от крови Зефира.
. Гарпаг — конь, сын Подарги, подарок Гермеса Диоскурам.
. Гарпинна — лошадь Эномая.
. Дин (Динос) — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом
. Ирида — кобылица Адмета на Немейских играх
. Кер — конь Адраста
. Кидон — конь Гипподама на Немейских играх
. Кикн — конь Амфиарая
. Киллар — конь Кастора, подарок Геры. Был огромен. Либо конь, укрощенный Полидевком.
. Ксанф — имя нескольких коней в греческой мифологии:
o Ксанф (конь Ахилла)
o Ксанф — конь Гектора.
o Ксанф — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом и убитый Гераклом.
o Ксанф — подарок Геры Диоскурам. Конь Кастора, предсказал ему опасность. Возможно, тождествен коню Ахилла.
o Ксанф — сын Борея и Гарпии, выкуп за Орифию.
. Ламп — конь Гектора.
. Лампон — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом
. Парфения — кобыла Мармака, первого жениха Гипподамии. По её имени названа река Парфения в Элиде.
. Педас — конь Патрокла. Убит Сарпедоном.
. Подарг (Подарк) — имя нескольких коней в греческой мифологии:
o Подарг — конь Гектора.
o Подарг — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом.
o Подарг — конь Менелая.
o Подарк — конь Фоанта на Немейских играх.
. Подарка — дочь Борея и Гарпии, кобыла Эрехтея. Выкуп за Орифию.
. Псилла — лошадь Эномая.
. Реб — конь Мезенция. Убит Энеем.
. Скифий — конь.
. Стримон — конь Хромия (сына Геракла).
. Флогий — конь, сын Подарги, подарок Гермеса Диоскурам.
. Фолоя — кобылица Адмета на Немейских играх.
. Фоя — кобылица Адмета на Немейских играх.
. Эрифа — кобыла Мармака. См. Парфения.
. Эфа — кобылица Агамемнона.
. Эфион — конь Евнея на Немейских играх.
. Эфон — конь Гектора.
. Эфон — конь Палланта.

Прежде чем говорить о феноменальном арабском жеребце по имени Сметанка, необходимо воздать должное его владельцу Алексею Орлову, одному из пяти братьев Орловых, широко известных в российской жизни XVIII века. В 1762 году он сыграл выдающуюся роль в дворцовом перевороте, который возвел на императорский престол Екатерину II и сделал самого Орлова всесильным вельможей.
Граф Алексей Григорьевич Орлов (1737-1807) - личность могучая, противоречивая, разносторонне талантливая - значительную часть своей долгой жизни посвятил конному делу, или, как тогда говорили, "конной охоте". Целенаправленная селекционная деятельность в этой области, не говоря о прочих исторических заслугах графа, поистине обессмертила его имя.

Орлов-коннозаводчик поставил перед собой две труднейшие задачи. Первая из них состояла в том, чтобы вывести универсальную породу верховой лошади. Вторая была еще более сложной - создать ранее никогда не существовавшую рысистую породу, способную везти резвой широкой рысью любую повозку. Заметим попутно, что до Орлова в русском языке вообще не было слова "рысак".

Решить эти задачи можно было только в условиях хорошо оборудованного конного завода и, самое главное, при достаточно разнообразном и многочисленном конском составе высокого качества, необходимом для успешной селекционной работы. В 1764 году Екатерина II подарила Алексею Орлову подмосковное имение - село Остров, в 18 верстах к югу от Москвы, неподалеку от нынешней железнодорожной станции Люберцы. Орлов начал создавать в Острове на берегу Москвы-реки конный, или "конский", как тогда говорили, завод, который в середине 1770-х годов стал лучшим и крупнейшим в России; именно здесь началось создание знаменитых орловских рысаков. Первообраз будущего рысака Орлов провидчески разглядел в арабском жеребце. Поначалу граф задумал скрещивать арабских жеребцов с кобылами неаполитанской и датской пород. Но эти лошади, хотя и способные бежать рысью, не обладали нужной выносливостью и были излишне грузными. К тому же имевшийся в распоряжении графа выбор арабских жеребцов оставлял желать лучшего. Между тем Аравия, родина арабских лошадей, находилась под властью турецкого султана, и доступ к заветному племенному фонду был для российского селекционера практически закрыт.

Но тут разразилась русско-турецкая война 1766-1774 годов. Помимо операций на суше, была задумана грандиозная морская экспедиция: русский флот должен был обогнуть Европу и напасть на Оттоманскую Порту со стороны Средиземного моря; главное командование над флотом с 1770 по 1774 год было доверено Алексею Орлову. Проявив незаурядный флотоводческий талант, он одержал в этой кампании ряд блестящих побед, главная из которых - уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте, после чего Алексей Григорьевич стал официально именоваться Орловым-Чесменским. Но, командуя флотом, Орлов не забывал об арабских жеребцах и посылал за ними доверенных людей в Египет и Сирию.

Всего граф приобрел 30 великолепных жеребцов и 9 кобыл, стоивших ему громадных денег, хотя некоторые были получены в подарок (за подаренных лошадей Орлов, в свою очередь, дарил дорогие меха). 12 жеребцов из 30, включая Сметанку, о котором речь впереди, и 9 кобыл были затем приведены в Остров. Остальные 18 жеребцов - подарены императрице и поступили в казенные конные заводы. Успеху в приобретении арабских лошадей способствовало уважение неприятеля к Орлову за его гуманное отношение к пленным: после Чесменской победы в руках у Орлова оказалось семейство командовавшего турецким флотом паши Гасан-бея, и в благодарность за скорое возвращение семьи в целости и сохранности Гасан-бей, тоже имевший свой конный завод, подарил Орлову после окончания войны первоклассных арабских лошадей. В их приобретении Орлову содействовали также его союзник, правитель Египта Али-бей, и сам турецкий султан. В то время, когда русский флот стоял у берегов Пелопоннеса, графу стало известно о том, что из Аравии через Египет в султанские конюшни Стамбула везут редкой красоты лошадь, которую до наступления мира укрыли на территории Греции. Орлов послал на разведку знающих людей, и они коротко доложили: "Такого еще не видано". Война уже закончилась победой России, и граф стал настоятельно просить турецкое правительство продать ему этого арабского жеребца. После длительных переговоров турки согласились продать лошадь Орлову, но за неслыханную по тем временам цену - 60 тысяч рублей. Чтобы представить значение этой фантастической суммы, достаточно сказать, что парадная запряжка из восьми лошадей стоила всего 2 тысячи.

Сделка состоялась в 1775 году. За серебристо-белую масть (по существующей ныне классификации она называется светло-серой) Орлов дал жеребцу имя Сметанный, а позднее за ним закрепилась ласковая кличка Сметанка. Под этим именем жеребец и вошел в историю русского коннозаводства. Кстати, так же назвали позже и единственную дочь Сметанки. Сметанка принадлежал к арабской чистокровной породе и в нем сохранились предания как о лошади исключительно совершенной во всех отношениях: по красивому типу и нарядному экстерьеру, по резвости и силе, по характеру и "натуральным способностям". Рост жеребца в холке был для арабской породы весьма высок: 2 аршина и 2,5 вершка, то есть 153,4 см. Жеребец отличался превосходными движениями на всех аллюрах, включая легкую, свободную и широкую рысь. Следует вспомнить восторженное высказывание опытнейшего специалиста того времени, ветеринарного врача государственных конных заводов Л.М.Эвеста о том, что Сметанка был лучшей арабской лошадью из всех, когда-либо виденных им.

Хранящийся ныне в Московском Музее коневодства портрет жеребца Сметанки, работы крепостного художника конца XVIII века (предположительно Гавриила Васильева) очень несовершенно передает черты экстерьера этой уникальной лошади. Но к одной особенности облика Сметанки, уловленной доморощенным живописцем, следует отнестись с полным доверием. Эта особенность - необычная для арабской лошади длина корпуса сравнительно с длиной конечностей, что придавало жеребцу сходство с упряжной лошадью. После смерти Сметанки загадка его удлиненного корпуса открылась. Оказывается, скелет жеребца имел один лишний (19-й) спинной позвонок и, соответственно с ним, добавочную пару ребер.
Скелет Сметанки был тщательно препарирован, смонтирован и в 1777 году помещен в музей Островского завода, причем это произошло на 12 лет раньше, чем Англия начала сохранять скелеты своих знаменитых скакунов (первым был скелет Эклипса, павшего в 1789 году). Долгое время считали, что скелет Сметанки погиб в Острове во время Отечественной войны 1812 года, но неожиданно выяснилось, что он сохранялся в музее Хреновского конного завода вместе со скелетами других знаменитых лошадей еще в 1650-х годах и только позже был окончательно затерян (возможно, просто выброшен равнодушной рукой тупых хреновских администраторов). Вернемся, однако, к 1775 году. Отправить исключительно ценного Сметанку в Россию морем, как всех других приобретенных в Турции лошадей, Орлов не решился и оставил его временно в Греции под надежной охраной. Едва возвратившись в Россию, граф снарядил за жеребцом экспедицию: старшего конюшего Ивана Никифоровича Кабанова, конюха Степана, двух толмачей (переводчиков) и полтора десятка солдат одного из гвардейских полков. С этим конвоем Сметанка добирался в Россию сушей в течение... полутора лет.


Турецкое правительство выдало на жеребца фирман (охранную грамоту) и прикомандировало, в качестве сопровождения до границ Оттоманской империи, янычарского офицера с тремя конными чаушами. В караване следовали еще солдаты и матросы, караулившие жеребца в Греции. Все ехали верхом, кроме конюха Степана, который пешком вел Сметанку в поводу. Недоуздок жеребца подбили для мягкости шелком на вате.
Маршрут похода проходил не по кратчайшему пути - через Румынию и Молдавию, так как опасались буджацких татар, кочевавших в степях Добруджи, а в северном направлении - через Грецию и Македонию, а затем Венгрию и Польшу. Караван двигался не спеша - примерно по 15 верст в день, кроме суббот и воскресений, когда устраивались дневки. Ночевали всюду в своих шатрах. Солдаты несли караул с заряженными ружьями: сопровождающие турки ведь тоже представляли определенную опасность. Как все молодые и сильные лошади, Сметанка спал стоя. Степан укладывался у него в ногах. Поначалу арабский жеребец отказывался от русской пищи, но вскоре привык. Особенно ему полюбился отборный овес, два мешка которого Кабанов привез из Подмосковья. Отведав этого овса, Сметанка уже не желал есть ячмень. Через полтора месяца пришли к Дунаю, где расстались с турками. На австрийской границе к каравану приставили двух конных жандармов. За Дунаем - Венгрия; кончились степи; вдоль реки Тиссы пришли к холодным Карпатским горам. На Сметанку надели попону, а шею замотали турецкой шерстяной шалью. В Польше, за рекой Сан, 1 октября был получен письменный приказ Орлова встать на зимние квартиры. Зимовали у князя Радзивилла, под городом Дубно. Весной 1776 года тронулись дальше и, наконец, в том же году прибыли в Остров.

Там 23 апреля, в день памяти святого Георгия Победоносца, старший конюх Степан вывел к церкви Сметанку, в честь которого был отслужен краткий молебен. Вместе с другими лошадьми Островского завода жеребца окропили святой водой.

Постепенно приучали Сметанку к упряжной работе: запрягали его в легкие дрожки, и с поддужной лошадью, скакавшей под всадником на уровне дуги рядом с рысаком, - выезжали на призовую дорожку, проложенную вдоль Москвы-реки, Сметанка шел широкой рысью, словно летел. Но главное назначение выдающегостя Сметанки состояло в использовании его как жеребца-производителя с целью создания новых конских пород. К сожалению, от него успели получить только одну ставку (жеребят-одногодок). Сметанка оставил после себя всего четверых сыновей: темно-серых Фелькерзама, Бовку, Любимца, серебристо-белого Полкана - и одну дочь: вороную с проседью Сметанку. Все они родились в 1778 году, уже после смерти своего отца.

Ведение завода в условиях Подмосковья, с его суровым климатом, обернулось для Орлова большими потерями: выводные западноевропейские и особенно южноазиатские лошади на пастбищах часто простужались и погибали; пал и Сметанка, уроженец жаркой Аравии, не выдержав более одной зимы и пробыв в Острове всего год с небольшим. Орлову пришлось искать для завода более подходящее место.

Еще в октябре 1776 года Екатерина II пожаловала графу А.Г.Орлову-Чесменскому 120 тысяч десятин земли в Бобровском уезде Воронежской губернии, включая поместье Хреновое близ реки Битюг, - идеальное место для устройства конного завода, который и был основан здесь в 1776 году. Перевод лошадей из Острова в Хреновое проводился постепенно с 1776 по 1778 год. Именно в Хреновском конном заводе наиболее широко развернулась коннозаводческая деятельность Орлова. Но Сметанки уже не было в живых.

Существует, между прочим, и неофициальная, полулегендарная версия гибели Сметанки, не подтвержденная документально. Вывел его однажды конюх Степан на водопой, а рядом оказались молодые кобылы. Начал горячий арабский жеребец беспокоиться и вставать на дыбы. Конюх же, после крепкой выпивки накануне, был не в духе. Сердито рванул он за чомбур (повод недоуздка), жеребец опрокинулся на спину, ударился затылком о каменную водопойную колоду и скончался. Конюх же Степан, опасаясь графского гнева, повесился в тот же день на чердачном сеновале. Из пятерых детей Сметанки в дальнейшем при выведении орловской верховой и орловской рысистой пород использовались фактически только Фелькерзам (Орлов назвал его в честь знакомого генерала) и Полкан. Фелькерзам I, полученный от выводной из Англии чистокровной кобылы Охотничьей, участвовал, наряду с детьми от бурого Салтана I, в создании орловской верховой породы.

Полкан I, рожденный от датской кобылы Буланой, сыграл основную роль в создании орловского рысака. Подлинным же родоначальником породы стал сын Полкана I и серой голландской матки №2 - Барс I, внук Сметанки, родившийся в 1784 году и переживший Алексея Орлова. В1875 году крупнейший специалист-ипполог В.И.Коптев в своем "Похвальном слове графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому по случаю столетнего юбилея со времени основания им пород рысистых и верховых лошадей" сказал, что "все почти производители и матки рысистых лошадей восходят по родословным линиям до арабского Сметанки; а ровно его же потомство через казенное депо улучшает массы верховых и крестьянских лошадей".

В этом же "Похвальном слове" Коптев кратко сформулировал суть селекционной деятельности Орлова по созданию рысистой породы: "Он раздвинул сперва костяк арабского Сметанки широким строением костей сухой датской матки, подняв рост его при произведении Полкана I, от которого и заимствовал крутое нарядное движение рысью славившихся тогда фрисландских рысаков... Созданные им рысаки стали походить на изящного арабского коня, на которого смотрят в увеличительно стекло".

Коптев писал: "Признавая идеального арабского коня самостоятельным, совершеннейшим первообразом лошади, граф Алексей Григорьевич желал, не утрачивая красоты, благородства, силы и энергии, приспособить его к потребностям европейской жизни, увеличить объем его корпуса, усилить мускулатуру и, наконец, одеть его нежные, изящные члены более твердой броней плотных наружных форм против суровости северного климата". Эта задача была блестяще решена долголетней целеустремленной селекционной работой выдающегося коннозаводчика А.Г.Орлова-Чесменского, достойного благодарной памяти многих поколений российских коневодов и любителей лошадей. Не забудется и Сметанка - легендарный прародитель всемирно знаменитых орловских рысаков.

Эскадрон, где служил Ростов, только что успевший сесть на лошадей, был остановлен лицом к неприятелю. Опять, как и на Энском мосту, между эскадроном и неприятелем никого не было, и между ними, разделяя их, лежала та же страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых. Все люди чувствовали эту черту, и вопрос о том, перейдут ли или нет и как перейдут они эту черту, волновал их.

Генерал, принимая приглашение полковника на турнир храбрости, выпрямив грудь и нахмурившись, поехал с ним вместе по направлению к цепи, как будто все их разногласие должно было решиться там, в цепи, под пулями. Они приехали в цепь, несколько пуль пролетело над ними, и они молча остановились. Смотреть в цепи нечего было, так как и с того места, на котором они прежде стояли, ясно было, что по кустам и оврагам кавалерии действовать невозможно и что французы обходят левое крыло. Генерал и полковник строго и значительно смотрели, как два петуха, готовящиеся к бою, друг на друга, напрасно выжидая признаков трусости. Оба выдержали экзамен. Так как говорить было нечего и ни тому, ни другому не хотелось подать повод другому сказать, что он первый выехал из-под пуль, они долго простояли бы там, взаимно испытывая храбрость, ежели бы в это время в лесу, почти сзади их, не послышались трескотня ружей и глухой сливающийся крик. Французы напали на солдат, находившихся в лесу с дровами. Гусарам уже нельзя было отступать вместе с пехотой. Они были отрезаны от пути отступления налево французскою цепью. Теперь, как ни неудобна была местность, необходимо было атаковать, чтобы проложить себе дорогу.

Но дело становилось к спеху. Канонада и стрельба, сливаясь, гремели справа и в центре, и французские капоты стрелков Ланна проходили уже плотину мельницы и выстраивались на этой стороне в двух ружейных выстрелах. Пехотный полковник вздрагивающею походкой подошел к лошади и, взлезши на нее и сделавшись очень прямым и высоким, поехал к павлоградскому командиру. Полковые командиры съехались с учтивыми поклонами и со скрываемою злобой в сердце.

Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания.

Жерков, бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно.

Атака 6-го егерского обеспечила отступление правого фланга. В центре действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов. Французы тушили пожар, разносимый ветром, и давали время отступать. Отступление центра через овраг совершалось поспешно и шумно; однако войска, отступая, не путались командами. Но левый фланг, который единовременно был атакован и обходим превосходными силами французов под начальством Ланна и который состоял из Азовского и Подольского пехотных и Павлоградского гусарского полков, был расстроен. Багратион послал Жеркова к генералу левого фланга с приказанием немедленно отступать.


Багратион объехал прошедшие мимо его ряды и слез с лошади. Он отдал казаку поводья, снял и отдал бурку, расправил ноги и поправил на голове картуз. Голова французской колонны, с офицерами впереди, показалась из-под горы.

С богом! - проговорил Багратион твердым, слышным голосом, на мгновение обернулся к фронту и, слегка размахивая руками, неловким шагом кавалериста, как бы трудясь, пошел вперед по неровному полю. Князь Андрей чувствовал, что какая-то непреодолимая сила влечет его вперед, и испытывал большое счастие.

Уже близко становились французы; уже князь Андрей, шедший рядом с Багратионом, ясно различал перевязи. красные эполеты, даже лица французов. (Он ясно видел одного старого французского офицера, который вывернутыми ногами в штиблетах, придерживаясь за кусты, с трудом шел в гору.) Князь Багратион не давал нового приказания и все так же молча шел перед рядами. Вдруг между французами треснул один выстрел, другой, третий… и по всем расстроившимся неприятельским рядам разнесся дым и затрещала пальба. Несколько человек наших упало, в том числе и круглолицый офицер, шедший так весело и старательно. Но в то же мгновение, как раздался первый выстрел, Багратион оглянулся и закричал: «Ура!»

«Ура-а-а-а!» - протяжным криком разнеслось по нашей линии, и, обгоняя князя Багратиона и друг друга, нестройною, но веселою и оживленною толпой побежали наши под гору за расстроенными французами.

Командование левым флангом принадлежало по старшинству полковому командиру того самого полка, который представлялся под Браунау Кутузову и в которой служил солдатом Долохов. Командование же крайнего левого фланга было предназначено командиру Павлоградского полка, где служил Ростов, вследствие чего произошло недоразумение. Оба начальника были сильно раздражены друг против друга, и в то самое время, как на правом фланге давно уже шло дело и французы уже начали наступление, оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу. Люди полков, от солдата до генерала, не ждали сражения и спокойно занимались мирными делами: кормлением лошадей - в коннице, собиранием дров - в пехоте.

Есть он, однако, старше моего в чином, - говорил немец, гусарский полковник, краснея и обращаясь к подъехавшему адъютанту, - то оставляли его делать, как он хочет. Я своих гусар не могу жертвовать. Трубач! Играй отступление!

Опять-таки, полковник, - говорил генерал, - не могу я, однако, оставить половину людей в лесу. Я вас прошу, я вас прошу, - повторил он, - занять позицию и приготовиться к атаке.

- А вас прошу, не мешивайться не свое дело, - отвечал, горячась, полковник. - Коли бы вы был кавалерист…

- Я не кавалерист, полковник, но я русский генерал, и ежели вам это неизвестно…

Очень известно, ваше превосходительство, - вдруг вскрикнул, трогая лошадь, полковник, и делаясь красно-багровым. - Не угодно ли пожаловать в цепи, и мы будете посмотрейть, что этот позиция никуда не годный. Я не хочу истребляйть своя полка для ваше удовольствий.

- Вы забываетесь, полковник. Я не удовольствие свое соблюдаю и говорить этого не позволю.

Ко фронту подъехал полковник, сердито ответил что-то на вопросы офицеров и, как человек, отчаянно настаивающий на своем, отдал какое-то приказание. Никто ничего определенного не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке. Раздалась команда построения, потом визгнули сабли, вынутые из ножен. Но всё еще никто не двигался. Войска левого фланга, и пехота и гусары, чувствовали, что начальство само не знает, что делать, и нерешимость начальников сообщалась войскам.

«Поскорее, поскорее бы», - думал Ростов, чувствуя, что наконец-то наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал от товарищей-гусаров.

Литературная игра, посвящённая году Лошади

В феврале, в середине нескончаемой третьей четверти, мы предлагаем вам и вашим ученикам на некоторое время отойти от серьёзных литературных дел и немного поиграть. Наша игра посвящается наступившему году Лошади; это животное так часто изображалось в литературе и других искусствах, что материала для игры хватит с лихвой. Основные её участники - старшеклассники (в нашем варианте - организованные в три команды), хотя с отдельными заданиями справятся и ученики средних классов. Мы не будем давать жёсткого сценария игры, группируйте задания по своему усмотрению, придумывайте новые, творите! Убеждены, что такая работа доставит удовольствие и вам, и вашим ученикам, а значит, поможет сделать процесс общения с литературой радостным и волнующим.

1. Разминка. За 30 секунд каждая команда должна придумать как можно больше обозначений - близких синонимов к словам “лошадь, конь” (кобыла, кляча, иноходец, скакун, жеребец, мустанг, коняга, мерин, рысак и так далее). Усложнённый вариант - дать толкования придуманных слов.

2. Театральный конкурс . Если в игре участвуют несколько команд, то каждая предоставляет по 1 человеку. Они получают листок с напечатанными строчками из романа “Евгений Онегин”: “Вот бегает дворовый мальчик, // В салазки жучку посадив, // Себя в коня преобразив; //Шалун уж заморозил пальчик: // Ему и больно, и смешно, // А мать грозит ему в окно…” В течение нескольких минут вне помещения, в котором находятся зрители, они готовят пантомиму, изображая последовательно происходящее в каждой строке. Выигрывает команда, первой догадавшаяся, какие стихи изображаются. Дополнительный балл может получить команда, наизусть прочитавшая всю строфу целиком. Отдельным баллом можно поощрить самых талантливых актёров.

3. Конкурс “Третий лишний” .Команда должна определить “третьего лишнего” в предложенных группах: Заседатель, Пегас, Фру-Фру (ответ: Пегас - это мифологический персонаж; остальные - “герои” произведений русской классики: Заседатель - одна из лошадей Чичикова, Фру-Фру - лошадь Вронского); Карагёз, Грачик, Соколко (Соколко - имя пса из “Сказки о мёртвой царевне”; остальные - лошади: Карагёз принадлежал Казбичу, Грачик - Николаю Ростову); Буцефал, Холстомер, Росинант (Буцефал - реальный конь Александра Македонского; остальные - литературные персонажи: Холстомер - из одноимённой повести Л.Толстого, Росинант - из “Дон Кихота”).

4. Конкурс экскурсоводов. За короткое время придумать и представить фрагмент экскурсии по картине, на которой изображена лошадь (очень удобна для этой цели “Всадница” К.Брюллова). Экскурсоводы от команд должны выступать по очереди, при этом важно, чтобы они не слышали экскурсий друг друга, что исключает заимствования.

5. Конкурс “Лошадиные фразеологизмы”. Определить, из каких литературных произведений взяты фрагменты, восстановить пропущенные фразеологизмы:

а) Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что, видно, такова была судьба Марьи Гавриловны, что __________конём не ____________, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное.

б) Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и ___________ , да _______________. А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

Приведите свои примеры фразеологизмов (или устойчивого употребления слова в переносном значении) на “лошадиную” тему.

Ответы:

а) А.С. Пушкин “Метель”; суженого конём не объедешь;

б) А.С. Пушкин “Капитанская дочка”; конь о четырёх ногах, да спотыкается.

Примеры других фразеологизмов, устойчивых сочетаний, переносных значений: добрый конь, железный конь, ломовая лошадь, лететь во весь опор, быть в чём-то подкованным, троянский конь, взнуздать кого-то, весь в мыле, врёт как сивый мерин, лошадиная сила, с места в карьер.

6. Конкурс “Масти лошадей” . Объясните, какого цвета была лошадь в следующих случаях:

1. “Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везёт…” (Н.Гоголь “Мёртвые души”)

Ответ: чубарый - с тёмными пятнами по светлой шерсти, хвост и грива чёрные.

2. “Пристяжной каурой масти, называвшийся Заседателем… трудился от всего сердца…” (Н.Гоголь “Мёртвые души”)

Ответ: каурый - светло-каштановый, рыжеватый.

3. Какой масти был третий конь в чичиковской тройке?

Ответ: гнедой - тёмно-рыжий, хвост и грива чёрные.

4. “Сыпал снег буланому под ноги…”

Ответ: буланый - светло-жёлтый, хвост и грива чёрные.

5. На каком коне поехал в поход легендарный Мальбрук?

Ответ: “Мальбрук на войну едет, // Конь его был игрень ”; игреневый - рыжий, хвост и грива светлые.

7. Конкурс чтецов . Выразительное чтение стихотворения В.Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”.

8. Конкурс художников . Под диктовку ведущего представители команд с завязанными глазами рисуют лошадь.

9. Конкурс “Лошадиное сравнение”. Определите художественные произведения, из которых взяты фрагменты. Восстановите пропуски в тексте.

1. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная, как смоль, ноги - струнки, и глаза не хуже, чем у ______; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят вёрст; а уж выезжена - как _________ бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он её никогда и не привязывает. Уж такая разбойничья лошадь!..

2. Ещё кипели злобно волны,

Как бы под ними тлел огонь,

Ещё их пена покрывала,

И тяжело Нева дышала,

Как _____________________.

3. “Ты говоришь об хорошенькой женщине, как ______________________,” - сказал Грушницкий с негодованием.

4. Маленькая княгиня, как _______________, услыхав ___________, бессознательно и забывая своё положение, готовилась к привычному ___________ кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.

5. И конь на дыбы поднимался порой,

И прыгал, как ____________________

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке.

Ответы:

1. Чем у Бэлы; как собака (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”);

2. Как с битвы прибежавший конь (А.С. Пушкин “Медный всадник”);

3. Как об английской лошади (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”);

4. Как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы; к привычному галопу кокетства (Л.Н. Толстой “Война и мир”);

5. Как барс, поражённый стрелой (М.Ю. Лермонтов “Три пальмы”).

10. Игра со зрителями .

1. Кто из литературных героев, упав с коня в весьма неподходящий момент, дал повод подозревать героиню в любви к нему? (Молчалин, “Горе от ума”)

2. Кто из литературных героев гордился тем, что его род происходит от одной из знаменитых лошадей? (Симеонов-Пищик, “Вишнёвый сад”)

3. Для кого из литературных героев лошадь стала самым терпеливым слушателем? (извозчик Иона, рассказ Чехова “Тоска”)

4. Причиной смерти кого из литературных героев может считаться в равной мере как животное - символ будущего года, так и животное - символ ушедшего года? (вещий Олег, “Песнь о вещем Олеге”)

5. Кто из литературных героев утверждал, что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овёс? (Ипполит Ипполитыч, рассказ Чехова “Учитель словесности”).

Советуем также провести общешкольную викторину, материалы для которой можно развесить на несколько дней по стенам в коридоре. Участвующему в викторине предлагается восстановить пропущенные слова в цитатах (мы выделяем их курсивом), отгадать автора и название произведения, из которого взята цитата; иногда (особенно см. раздел “Кто скачет, кто мчится?”) нужно указать, о ком идёт речь в приведённых фрагментах. Победит тот, кто правильно угадает наибольшее количество цитат. Ученики могут привлекать к работе и своих родителей - главное, чтобы все вместе покопались в книгах, поискали цитаты, прочитали хорошие стихи. Мы приводим примеры цитат, по их образцу вы можете составить свой список.

КУДА ТЫ СКАЧЕШЬ, ГОРДЫЙ КОНЬ?

1. Образ сладостной мести мерещится мне.
Громкой славой увенчанный, в час неурочный,
Я въезжаю в столицу на белом коне.
Предо мной переулок Второй Самотёчный.

Открываются окна. Сияет луна.
Я проехал задумчив и взора не кинул.
Вслед мне в позднем раскаянье плачет она.
А соперник растерянный чай опрокинул.
(Д.Самойлов “Ревность”)

2. Измучив доброго коня,
На брачный пир к закату дня
Спешил жених нетерпеливый.
(М.Лермонтов “Демон”)
3. Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н.Некрасов “Крестьянские дети”)

ЧТО ЗА ЛОШАДЬ? ЧТО ЗА КОНЬ?

4. С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне .
(А.С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге”)
5. А за ним
По большой траве
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребёнок
(С.Есенин “Сорокоуст”)
6. Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...
(А.С. Пушкин “Зимнее утро”)
7. Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.
(М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”, песня Казбича)
8. И то сказать, что и в сраженьи
Раз в настоящем упоеньи
Он отличился, смело в грязь
С коня калмыцкого свалясь...
9. Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы
И усмирять рабынь строптивых…
(А.Блок “Скифы”)
10. Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вина европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей...
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
11. Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
(С.Есенин “Я обманывать себя не стану…”)
12. Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями…
(А.С. Пушкин “Полтава”)
13. Мы объехали весь свет
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами…
(А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане…”)
14. И стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня...
(М.Ю. Лермонтов “Три пальмы”)
15. Я люблю свою лошадку ,
Причешу ей шёрстку гладко...
(А.Барто)
16. На передней лошади едет император
В голубом кафтане.

Белая кобыла с карими глазами,
С чёлкой вороною…
(Б.Окуджава “Батальное полотно”)

17. По лесу, лесу частому
Полозьями скрипит,
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
(Р.Кудашева “В лесу родилась ёлочка…”)
18. А два братана Губины
Так прямо с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В своё же стадо шли...
(Н.Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”)
19. Взнуздан
и осёдлан он,
крепко сбруей оплетён.
На спину сплетённому -
помогай Будённому!
(В.Маяковский “Конь-огонь”)

КТО СКАЧЕТ, КТО МЧИТСЯ?

20. Как часто, по скалам Кавказа,
Она Ленорой, при луне,
Со мной скакала на коне!
(Муза; А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
21. У Петра Великого
Близких нету никого,
Только лошадь и змея -
Вот и вся его семья.
(И.Ильф, Е.Петров “Золотой телёнок”)
22. Я помню,
Когда я был ещё ребенком, он
Меня сажал на своего коня
И покрывал своим тяжёлым шлемом,
Как будто колоколом.
(Герцог о Бароне; А.С. Пушкин “Скупой рыцарь”)
23. Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
(Пётр I; А.С. Пушкин “Полтава”)
24. Луна чуть светит над горою;
Объяты рощи темнотою,
Долина в мёртвой тишине...
Изменник едет на коне.
(Фарлаф; А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”)
25. Под ним весь в мыле конь лихой
Бесценной масти, золотой.
Питомец резвый Карабаха
Прядёт ушьми и, полный страха,
Храпя косится с крутизны
На пену скачущей волны.
(Жених Тамары; М.Ю. Лермонтов “Демон”)

И БУНТУЕТ, И КЛОКОЧЕТ… (Угадай глагол)

26. Почуя мёртвого, храпят
И бьются кони, пеной белой
Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
27. Мой конь притомился ,
стоптались мои башмаки…
(Б.Окуджава “Ночной разговор”)
28. - Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец...
(С.Маршак “Кузнец”)
29. И конь скакал , и влёкся вол…
(А.С. Пушкин “Обвал”)
30. Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою , он всадника несёт
(А.С. Пушкин “Осень”)
31. Ни ложбиночки пологой,
Ни тропиночки убогой,
А как же коням быть?
Кони хочут пить.
(Ю.Ким “Кони”)
32. А кони в сумерках колышут гривами,
Автобус новенький, спеши, спеши!
(Б.Окуджава “Из окон корочкой несёт поджаристой…”)
33. А бедный конь руками машет…
(Н.Заболоцкий “Движение”)
34. Но только лошади летают вдохновенно !
Иначе лошади разбились бы мгновенно...
(Ю.Мориц “Песенка летающих лошадей”)
35. Болтала лошадь селезёнкой ,
И звону шлёпавших подков
Дорогой вторила вдогонку
Вода в воронках родников.
(Б.Пастернак “Весенняя распутица”)

ВОТ МЧИТСЯ ТРОЙКА… (Кто автор этих строк?)

И, наконец, не пройдите мимо замечательных стихотворений Н.Языкова “Конь”, Н.Заболоцкого “Лицо коня”, Д.Самойлова “Белые стихи (Рембо в Париже)” - включите их в свои программы по литературе.

Генерал, принимая приглашение полковника на турнир храбрости, выпрямив грудь и нахмурившись, поехал с ним вместе по направлению к цепи, как будто все их разногласие должно было решиться там, в цепи, под пулями. Они приехали в цепь, несколько пуль пролетело над ними, и они молча остановились. Смотреть в цепи нечего было, так как и с того места, на котором они прежде стояли, ясно было, что по кустам и оврагам кавалерии действовать невозможно и что французы обходят левое крыло. Генерал и полковник строго и значительно смотрели, как два петуха, готовящиеся к бою, друг на друга, напрасно выжидая признаков трусости. Оба выдержали экзамен. Так как говорить было нечего и ни тому, ни другому не хотелось подать повод другому сказать, что он первый выехал из-под пуль, они долго простояли бы там, взаимно испытывая храбрость, ежели бы в это время в лесу, почти сзади их, не послышались трескотня ружей и глухой сливающийся крик. Французы напали на солдат, находившихся в лесу с дровами. Гусарам уже нельзя было отступать вместе с пехотой. Они были отрезаны от пути отступления налево французскою цепью. Теперь, как ни неудобна была местность, необходимо было атаковать, чтобы проложить себе дорогу.

Но дело становилось к спеху. Канонада и стрельба, сливаясь, гремели справа и в центре, и французские капоты стрелков Ланна проходили уже плотину мельницы и выстраивались на этой стороне в двух ружейных выстрелах. Пехотный полковник вздрагивающею походкой подошел к лошади и, взлезши на нее и сделавшись очень прямым и высоким, поехал к павлоградскому командиру. Полковые командиры съехались с учтивыми поклонами и со скрываемою злобой в сердце.

Опять-таки, полковник, - говорил генерал, - не могу я, однако, оставить половину людей в лесу. Я вас прошу, я вас прошу, - повторил он, - занять позицию и приготовиться к атаке.

- А вас прошу, не мешивайться не свое дело, - отвечал, горячась, полковник. - Коли бы вы был кавалерист…

- Я не кавалерист, полковник, но я русский генерал, и ежели вам это неизвестно…

Очень известно, ваше превосходительство, - вдруг вскрикнул, трогая лошадь, полковник, и делаясь красно-багровым. - Не угодно ли пожаловать в цепи, и мы будете посмотрейть, что этот позиция никуда не годный. Я не хочу истребляйть своя полка для ваше удовольствий.

- Вы забываетесь, полковник. Я не удовольствие свое соблюдаю и говорить этого не позволю.

Эскадрон, где служил Ростов, только что успевший сесть на лошадей, был остановлен лицом к неприятелю. Опять, как и на Энском мосту, между эскадроном и неприятелем никого не было, и между ними, разделяя их, лежала та же страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых. Все люди чувствовали эту черту, и вопрос о том, перейдут ли или нет и как перейдут они эту черту, волновал их.



Ко фронту подъехал полковник, сердито ответил что-то на вопросы офицеров и, как человек, отчаянно настаивающий на своем, отдал какое-то приказание. Никто ничего определенного не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке. Раздалась команда построения, потом визгнули сабли, вынутые из ножен. Но всё еще никто не двигался. Войска левого фланга, и пехота и гусары, чувствовали, что начальство само не знает, что делать, и нерешимость начальников сообщалась войскам.

«Поскорее, поскорее бы», - думал Ростов, чувствуя, что наконец-то наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал от товарищей-гусаров.