Труд - Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; результат деятельности, работы, произведение.

Труд - деятельность, направленная на создание об­щественно полезного продукта, удовлетворяющего материаль­ные или духовные потребности людей. В трудовой деятельности раскрываются, по словам Маркса, “человеческие сущностные силы”. Участвуя в создании продуктов труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда.

Полное раскрытие способностей и качеств личности в труде возможно лишь в обществе, свободном от эксплуатации. Труд по принуждению (физическому, юридическому, экономическому) , характерный для рабовладельческого, феодального и капитали­стического способов производства, глушил естественную для человека потребность трудиться. Свобода труда от эксплуатации, механизация трудоемких процессов, стирание грани между умст­венным и физическим трудом создают в советском обществе са­мые благоприятные условия для проявления в полной мере потребности человека в творческом труде.

В прямой зависимости от существующих производственных отношений находятся мотивы, побуждающие человека к дости­жению высоких показателей в трудовой деятельности. В обще­стве, основанном на эксплуатации трудящихся, эти мотивы связаны преимущественно со стремлением к личному благопо­лучию. Мотивы труда советских людей включают не только личную заинтересованность, но и общественные стимулы. Труд на благо Родины, осознание того, что в нашем обществе бла­гополучие самого труженика зависит от роста общественного богатства увеличивают значимость роли общественных мотивов в деятельности.

В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом. Производство ставит перед тружеником огромное количество проблемных ситуаций, задач, которые могут быть решены лишь при творческом подходе к делу. Таким образом, производство стимулирует познавательную активность личности, заставляет работающего совершенствовать знания, умения, навыки. Решение задач, возникающих в совре­менном промышленном и сельскохозяйственном производстве, часто требует широкой общетехнической подготовки.

Изучение условий, влияющих на производительность труда, показало, что в процессе производства для человека нет без­различных факторов. Окраска помещений, организация рабочего места, режим напряжения и пауз в работе, отношения с товарищами по работе - все это имеет прямое отношение к произ­водительности труда, создает общий настрой на работу и об­легчает или затрудняет проявление трудовых усилий.

Деятельность педагога (по объекту, целям и средствам) отлична от других видов труда. Обычное для трудовой деятель­ности отношение субъект - объект выступает в обучении отно­шением субъект - субъект. В педагогическом труде сталкива­ются два вида деятельности: обучение - деятельность педагога по организации процесса передачи знаний и контролю за их усвоением и учение - деятельность обучающегося, связанная с активным восприятием знаний, их переработкой и усвоением.

В условиях технического прогресса, достигнутого нашей стра­ной, значительно изменились особенности труда учителя и тре­бования к его знаниям, умениям и навыкам. Широкое распро­странение средств массовой коммуникации (печатное слово, радио, кино, телевидение) привело к тому, что школьники по­лучают большое количество информации по всем отраслям зна­ний вне школы. Учитель теперь не является тем единственным источником информации, каким он был до недавнего времени. Возникли более высокие требования к его труду. В его задачи все больше входят психолого-педагогические цели: формирова­ние личности и познавательной активности школьников. Быстрое пополнение фактического материала во всех областях науки заставляет учителя все время заниматься самообразованием. Творческий подход к учебной и воспитательной деятельности стал необходимым условием успешного обучения подрастающе­го поколения.

Не зависящее от воли работника приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности трудоустройства, возникшего вследствие расторжения соглашения между работником и работодателем; безработица бывает временной (следствие недостаточной мобильности или квалифицированности рабочей силы); структурной, технологической (результат перемен в структуре экономики); циклической (следствие серьезных экономических кризисов); добровольной; неполной (сокращенное рабочее время и размер зарплаты); сезонной и т.п. Безработица социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится "излишним" населением. Дифференциация и сосуществование в обществе как целом различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей и выделение в связи с этим различных сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, армия и др.). Количество труда, которое работники готовы предоставить работодателю в данный период времени за определенную ставку заработной платы. Это система связанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка. Чтобы реализовать собственную профессиональную деятельность, специалист должен изменить, преобразовать предмет труда, или создать нечто новое, ранее отсутствовавшее или не имеющее место в реальности. Отношение объема продукции к затратам труда. Одно из ключевых понятий политической экономии – орудия производства и люди, приводящие в движение эти орудия и осуществляющие производство материальных благ. Одно из важных понятий политической экономии, определенные связи и отношения людей в процессе производства материальных благ. Род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы. Виды и наименования профессий определяются характером и содержанием труда, а также спецификой и условиями различных сфер деятельности. Особая разновидность товара, товар на рынке труда; экономическая категория, выражающая способность к труду; совокупность физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков, которыми располагает человек и которые используются им для производства жизненных благ; численность населения, предлагающего свой труд на рынке рабочей силы. Средства воздействия человека на предметы труда в целях производства материальных благ: машины, оборудование, производственные здания и сооружения. Часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве. Характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.) Эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания.

План: 1. Общее понятие о деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь. 2. Структура деятельности человека.Действия и
движения.
3. Осознанные и автоматизированные компоненты
деятельности. Умения, навыки, привычки и их
особенности. Навыки, их структура и
закономерности выработки.
4. Виды человеческой деятельности. Понятие
ведущей деятельности.

1. Отечественная психологическая школа базируется на теории деятельности. Создателями и продолжателями этой теории являются

А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г.
Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов и др.
В общем виде под деятельностью понимается
активность живого организма, направленная на
удовлетворение потребностей и регулируемая
осознанной целью.

Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных: - не обязательно связана с биологическими

мотивами,
- не определяется только наглядными
впечатлениями,
- формируется путем усвоения
общественного опыта.

2. Структура деятельности человека. Действие- это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом

особенностей:
1) действия в качестве необходимого компонента
включают акт сознания в виде постановки и удержания
цели;
2) это одновременно и акт поведения, причем внешние
действия неразрывно связаны с сознанием;
3) через понятие «действие» утверждается принцип
активности;
4) действия могут быть внешние, привлеченные и
внутренние умственные.
Предметные действия - это действия, направленные
на изменение состояния или свойств предметов
внешнего мира. Они складываются из определенных
движений.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты. Первоначально совершаются предметные действия (внешний

компонент) и лишь потом,
по мере накопления опыта, человек
приобретает способность совершать те же
действия в уме (внутренний компонент)
(интериоризация). Направленные в конечном
счете вовне, на преобразование предметной
действительности, они подвергаются
обратному преобразованию
(экстериоризация).

Внутренняя
деятельность
Внешняя
деятельность
потребность
деятельность
мотив
действие
цель
операция
задача
движение
результат
психофизиологические
функции

3. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности. Механизм планирования,

контроля и регулирования
действий исследовали отечественные и зарубежные
физиологи и психологи - П.K. Анохин, П.А. Бернштейн,
Э.А. Афатян, У. Эшби и др. В их исследованиях
показано, что цель всякого действия представлена в
сознании в виде психологического образа -
своеобразной нейропсихологической модели.
Механизм корректировки действий через соотнесение с
образом ожидаемого результата, как указывал П.К.
Анохин, назван акцептором действия.

П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый
принцип управления движениями; он назвал его принципом
сенсорной коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в
импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.
В связи с чем выделяют различные структурные элементы
деятельности - умения, навыки, привычки.
Умения - это способы успешного выполнения действия,
соответствующие целям и условиям деятельности. Умения
всегда опираются на знания.
Навык - это полностью автоматизированный компонент
действия, сформированный в процессе упражнений.

10. Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называются приемами

этой
деятельности
Навыки и умения, как способы действий, всегда
включены в конкретные виды деятельности.
Например:
- двигательные навыки складываются в процессе
физического труда, занятий спортом, в учебном
процессе;
- умственные навыки складываются в процессе
наблюдения, планирования, производства устных и
письменных вычислений, работы с книгой и т. д.

11. Формирование навыков

Навыки образуются в результате упражнений, т. е.
целенаправленных и систематических повторений
действий. По мере упражнения изменяются как
количественные, так и качественные показатели
работы.
В формировании навыка выделяют три основных
этапа: аналитический, синтетический и этап
автоматизации.

12. Этапы формирования навыка

Аналитический
1
2
3
вычленение и овладение отдельными
элементами действий
Синтетический
объединение элементов в целостное действие
Автоматизация
упражнение с целью придания действию
плавности, нужной скорости, снятия напряжения

13. Привычки - это компонент действия, в основе которого лежит потребность и многократное повторение. Они могут в известной степени

сознательно контролироваться, но далеко не всегда
бывают разумными и полезными (дурные привычки).
Пути формирования привычек:
- подражание;
- в результате многократного повторения действия;
- сознательные целенаправленные усилия, например
путем положительного подкрепления желаемого
поведения через материальный предмет, словесную
оценку или эмоциональный образ.

14. 4. Виды деятельности. Понятие ведущей деятельности. Выделяют три вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по

конечным результатам, организации и
особенностям мотивации.
Все многообразие человеческой
деятельности может быть сведено к
трем основным видам: труд, учение,
игра.

15.

Основные виды человеческой деятельности и их предыстория

16. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в

социально закрепленных
способах осуществления предметных
действий, в предметах науки и культуры.

17. Учение Оно следует за игрой и предваряет труд, сближаясь с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, надо выполнять

задания, соблюдать дисциплину,
учебная работа строится на обязанностях.
Основная цель учения – подготовка к будущей
самостоятельной трудовой деятельности, а основное
средство – освоение обобщенных результатов того,
что создано предшествующим трудом человека.
У животных учение невозможно. У человека оно
возможно лишь на этапе сознательной регуляции
своего поведения, т.е. к 6-7 годам.

18. Труд Это исторически первый вид человеческой деятельности. К.Маркс: труд – сознательная целенаправленная деятельность, которая

направляется на осуществление
результата и регулируется волей в соответствии с ее
сознательной целью.
Труд – это и основной путь формирования личности. В
труде развиваются способности человека,
формируется его характер.
Цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее
продукте. Труд является деятельностью, направленной
на создание общественно полезного продукта.

19. Каждый вид деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития ребенка. Текущий вид

деятельности как бы
подготавливает последующий.
В связи с этим, в психологии существует понятие
ведущего вида деятельности.
Ведущим называется тот вид деятельности,
который на данном возрастном этапе
обусловливает главные, важнейшие изменения в
психике ребенка, в его психических процессах и
психических свойствах личности, а не тот, которым
чаще занимается ребенок.

20.

Для дошкольника ВВДе является игра,
хотя они в доступных формах
занимаются и учебной и трудовой
деятельностью;
у школьников ВВДе – учение;
у подростков – интимно-личностное
общение;
в юности и взрослом возрасте – труд.

Человек в процессе своей повседневной жизнедеятельности должен следовать целому ряду правил (норм поведения) для обеспечения личного физического, духовного и социального благополучия и сохранения здоровья. К этим правилам относят:

  • умение сохранять психологическую уравновешенность в трудных жизненных ситуациях;
  • умение обеспечивать высокий уровень своей физической формы;
  • умение адекватно реагировать на опасные и чрезвычайные ситуации;
  • умение правильно строить взаимоотношения в обществе.

Все это составляет основные нормы здорового образа жизни. Как правило, в основу этого понятия вкладывают мотивированное поведение человека, направленное на обеспечение, укрепление и сохранение здоровья.

При этом не учитывается, что свобода выбора поведения (образа жизни) в современных условиях часто не зависит от конкретного человека, а зависит от социальных условий (экологической ситуации, культурной среды, финансовых возможностей, стрессовых влияний).

Поэтому понятие ЗОЖ (здорового образа жизни) следует трактовать как «оптимальное качество жизни», определяемое мотивированным поведением человека, направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья в реальных условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.

Влияние природных факторов (химических, физических, биологических) на образ жизни человека во многом обусловлено экологической ситуацией в конкретном регионе и, как правило, связано не с естественным их природным состоянием, а с антропогенными неблагоприятными воздействиями, вызываемыми деятельностью человека.

Основными социальными обстоятельствами, определяющими образ жизни, являются труд, быт, социально-экономический уклад. Среди факторов труда ведущими являются его тяжесть, напряженность, режим, характер связи человека с орудием труда, внешние условия труда.

Образ жизни может зависеть от условий быта, это и условия среды обитания (микроклимат, состояние воздушной среды, освещение, вентиляция и т.д.), и характер питания, одежды, качество воды, режим дня, в том числе отдых и сон.

Социально-экономический уклад характеризуется социально-правовым положением, уровнем образования, культуры и общественной деятельностью.

Отсюда вытекает, что решить проблему ЗОЖ можно путем улучшения качества жизни по всем вышеперечисленным направлениям. Устранение и преодоление факторов, провоцирующих нарушение состояние здоровья (факторов риска) будет способствовать укреплению здоровья человека.

Основными подходами к формированию здорового образа жизни являются:

  • обеспечение социально-экономических условий полноценной жизнедеятельности людей;
  • активность самого человека в утверждении образа жизни, соответствующего требованиям здоровья.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для протекания физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека. Ведя иной образ жизни, человек своим поведением наносит ущерб собственному здоровью: нормальное течение физиологических процессов часто нарушается, жизненные силы организма в большинстве своем расходуются на компенсацию того вреда, который причиняется здоровью. При этом увеличивается вероятность различных заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, сокращается продолжительность жизни.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье. Это соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Следует учитывать также и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональные и психические перегрузки, неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Для соблюдения здорового образа жизни человеку необходимо создание системы поведения, основанной на знании факторов, способствующих сохранению здоровья.

При этом необходимо постоянно корректировать свое поведение с учетом приобретенного опыта, возрастных особенностей, меняющихся условий социальной среды и взаимодействия с другими людьми. Эта перестройка поведения требует дополнительных усилий. Поэтому необходимо представлять конечную цель усилий: чего вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Коротко эту цель можно сформулировать так: благополучие для себя, для своей семьи и для государства.

Выработка личных качеств , необходимых для ведения здорового образа жизни:

  • иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в жизненных ситуациях;
  • знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
  • стремиться быть хозяином своей жизни; верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;
  • выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, уметь радоваться жизни;
  • развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
  • постоянно соблюдать режим двигательной активности, так как нет никаких других средств, которые бы заменили движение;
  • соблюдать правила и гигиену питания;
  • соблюдать режим труда и отдыха, выполнять правила личной гигиены;
  • быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
  • радоваться успехам во всех человеческих начинаниях, зная, что успех порождает успех.

План: 1. Общее понятие о деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь. 2. Структура деятельности человека.Действия и
движения.
3. Осознанные и автоматизированные компоненты
деятельности. Умения, навыки, привычки и их
особенности. Навыки, их структура и
закономерности выработки.
4. Виды человеческой деятельности. Понятие
ведущей деятельности.

1. Отечественная психологическая школа базируется на теории деятельности. Создателями и продолжателями этой теории являются

А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г.
Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов и др.
В общем виде под деятельностью понимается
активность живого организма, направленная на
удовлетворение потребностей и регулируемая
осознанной целью.

Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных: - не обязательно связана с биологическими

мотивами,
- не определяется только наглядными
впечатлениями,
- формируется путем усвоения
общественного опыта.

2. Структура деятельности человека. Действие- это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом

особенностей:
1) действия в качестве необходимого компонента
включают акт сознания в виде постановки и удержания
цели;
2) это одновременно и акт поведения, причем внешние
действия неразрывно связаны с сознанием;
3) через понятие «действие» утверждается принцип
активности;
4) действия могут быть внешние, привлеченные и
внутренние умственные.
Предметные действия - это действия, направленные
на изменение состояния или свойств предметов
внешнего мира. Они складываются из определенных
движений.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты. Первоначально совершаются предметные действия (внешний

компонент) и лишь потом,
по мере накопления опыта, человек
приобретает способность совершать те же
действия в уме (внутренний компонент)
(интериоризация). Направленные в конечном
счете вовне, на преобразование предметной
действительности, они подвергаются
обратному преобразованию
(экстериоризация).

Внутренняя
деятельность
Внешняя
деятельность
потребность
деятельность
мотив
действие
цель
операция
задача
движение
результат
психофизиологические
функции

3. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности. Механизм планирования,

контроля и регулирования
действий исследовали отечественные и зарубежные
физиологи и психологи - П.K. Анохин, П.А. Бернштейн,
Э.А. Афатян, У. Эшби и др. В их исследованиях
показано, что цель всякого действия представлена в
сознании в виде психологического образа -
своеобразной нейропсихологической модели.
Механизм корректировки действий через соотнесение с
образом ожидаемого результата, как указывал П.К.
Анохин, назван акцептором действия.

П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый
принцип управления движениями; он назвал его принципом
сенсорной коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в
импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.
В связи с чем выделяют различные структурные элементы
деятельности - умения, навыки, привычки.
Умения - это способы успешного выполнения действия,
соответствующие целям и условиям деятельности. Умения
всегда опираются на знания.
Навык - это полностью автоматизированный компонент
действия, сформированный в процессе упражнений.

Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называются приемами

этой
деятельности
Навыки и умения, как способы действий, всегда
включены в конкретные виды деятельности.
Например:
- двигательные навыки складываются в процессе
физического труда, занятий спортом, в учебном
процессе;
- умственные навыки складываются в процессе
наблюдения, планирования, производства устных и
письменных вычислений, работы с книгой и т. д.

Формирование навыков

Навыки образуются в результате упражнений, т. е.
целенаправленных и систематических повторений
действий. По мере упражнения изменяются как
количественные, так и качественные показатели
работы.
В формировании навыка выделяют три основных
этапа: аналитический, синтетический и этап
автоматизации.

Этапы формирования навыка

Аналитический
1
2
3
вычленение и овладение отдельными
элементами действий
Синтетический
объединение элементов в целостное действие
Автоматизация
упражнение с целью придания действию
плавности, нужной скорости, снятия напряжения

Привычки - это компонент действия, в основе которого лежит потребность и многократное повторение. Они могут в известной степени

сознательно контролироваться, но далеко не всегда
бывают разумными и полезными (дурные привычки).
Пути формирования привычек:
- подражание;
- в результате многократного повторения действия;
- сознательные целенаправленные усилия, например
путем положительного подкрепления желаемого
поведения через материальный предмет, словесную
оценку или эмоциональный образ.

4. Виды деятельности. Понятие ведущей деятельности. Выделяют три вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по

конечным результатам, организации и
особенностям мотивации.
Все многообразие человеческой
деятельности может быть сведено к
трем основным видам: труд, учение,
игра.

Основные виды человеческой деятельности и их предыстория

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в

социально закрепленных
способах осуществления предметных
действий, в предметах науки и культуры.

Учение Оно следует за игрой и предваряет труд, сближаясь с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, надо выполнять

задания, соблюдать дисциплину,
учебная работа строится на обязанностях.
Основная цель учения – подготовка к будущей
самостоятельной трудовой деятельности, а основное
средство – освоение обобщенных результатов того,
что создано предшествующим трудом человека.
У животных учение невозможно. У человека оно
возможно лишь на этапе сознательной регуляции
своего поведения, т.е. к 6-7 годам.

Труд Это исторически первый вид человеческой деятельности. К.Маркс: труд – сознательная целенаправленная деятельность, которая

направляется на осуществление
результата и регулируется волей в соответствии с ее
сознательной целью.
Труд – это и основной путь формирования личности. В
труде развиваются способности человека,
формируется его характер.
Цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее
продукте. Труд является деятельностью, направленной
на создание общественно полезного продукта.

Каждый вид деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития ребенка. Текущий вид

деятельности как бы
подготавливает последующий.
В связи с этим, в психологии существует понятие
ведущего вида деятельности.
Ведущим называется тот вид деятельности,
который на данном возрастном этапе
обусловливает главные, важнейшие изменения в
психике ребенка, в его психических процессах и
психических свойствах личности, а не тот, которым
чаще занимается ребенок.

Для дошкольника ВВДе является игра,
хотя они в доступных формах
занимаются и учебной и трудовой
деятельностью;
у школьников ВВДе – учение;
у подростков – интимно-личностное
общение;
в юности и взрослом возрасте – труд.

У Рене Декарта есть высказывание о том, как важно изначально определять значение слов, чтобы избавлять мир от его заблуждений. Действительно, чаще всего наше непонимание, ошибочные представления о действительности проистекают из незнания подлинного смысла и содержания тех понятий, с помощью которых мы пытаемся отразить отдельные ее фрагменты. Поэтому начнем и мы тоже с определения значений слова «образование».

Обычно это слово в русском языке используется в двух смысловых значениях. Во-первых, образование - появление, устройство, создание, организация чего-либо. Например, образование, или организация, комиссии по этике, образование, или появление, культурного слоя, образование, или создание, новой семьи и т.д. Во-вторых, образование - все то, что связано с приобретением знаний.

Именно в этом значении образование тесно связано со своим корневым словом «образ». Кстати, во многих языках слово «образ» - это лик, картина, отображение, представление чего-либо или кого-либо. В философии образ - это идеальная форма отражения или конструирования объективной действительности (т.е. некое представление, понятие о ней). По существу, это означает, что образование тесно связано с формированием (появлением, созданием, устройством) образа или образов - картин, представлений, понятий о мире в сознании человека, или, что то же самое, образование есть процесс приобщения человека к всеобщему, его вхождение во всеобщее. Собственно так определяет образование Гегель, подчеркивая его смысл в возвышении к духу, к свободе, в приведении единичности человека к всеобщности . Именно этот подход к определению образования и используется в научном дискурсе сегодня.

Образование рассматривается процессом приобщения человека к всеобщему - социально значимым представлениям, понятиям, формам поведения. При этом всегда отмечается, что образование - это подъем, возвышение человека над своей природной сущностью, вхождение его в сферу духа (ценностей культуры, созданных человечеством на протяжении всей его истории). Вместе с тем, сущность образования заключается не только в освоении всеобщего (социально значимого) опыта, знаний людей, но и в субъективизации (преломлении) этого опыта, знаний в формы осмысления и созидания каждым человеком собственной деятельности (изменения его самосознания). Иначе говоря, образование есть еще и становление, развитие (обогащение) самой личности как единичного (отдельного) человека, когда всеобщее в ней приобретает уникальную, неповторимую форму .

Именно поэтому можно сказать, что сущность образования заключается в формировании личности человека, в которой должны гармонически сочетаться две меры ее бытия: социально значимого в индивидуальном и индивидуального в социально значимом. Собственно, это означает, что образование выступает социальным феноменом, поскольку его смысл и назначение в жизни общества организовывать и осуществлять специализированную деятельность по формированию и развитию личностей - «индивидуальных ансамблей всех общественных отношений» (Э. В. Ильенков).

Образование как деятельность по формированию и развитию личности тесно связано с социализацией - процессом вхождения человека в различные звенья общественной жизни и его встраивания в окружающий социальный порядок. Точнее говоря, социализация - это необходимый процесс освоения всяким человеческим индивидом норм, ролей, установок, принятых в данных сегментах того или иного определенного этапа развития общества, посредством как его собственной активности, гак и стороннего (чужого) воздействия, влияния на него родителей, друзей, а также школы и других общественных институтов.

Человек живет в обществе, он общественное существо, ибо вне общества, вне взаимоотношений с другими людьми он жить не может. Однако человек не рождается общественным существом сразу, он им становится в процессе социализации. Это значит, что социализация является закономерным процессом приобретения человеком его общественной сущности, а поэтому является необходимым процессом бытия всех людей, поскольку человек становится таковым через адаптацию к общезначимым формам жизнедеятельности людей в обществе. В этой связи можно сказать, что образование решает задачи социализации человека, его вхождения в общество и приобщения к нему. Таким образом, социализация, как и образование индивида тоже связана с расширением его повседневного мира за счет увеличения знаний, опыта о мирах других людей и адаптации собственного мира к их требованиям .

Естественно, в процессе социализации человека происходит расширение и его повседневного мира за счет увеличения знаний, приобретения опыта взаимоотношений с миром и с другими людьми. Все это значит, что образование имманентно включается в социализацию, сопровождает и направляет процесс вхождения человека в окружающий его социальный порядок. Уже при таком общем сопоставлении социализации и образования людей кажется, что по сути эти процессы идентичны, взаимозаменяемы. Однако при более углубленном их рассмотрении оказывается, что они нс только часто не совпадают, но и порой даже противостоят друг другу. Все это требует обратить пристальное внимание на соотношение процессов социализации и образования людей, особенно в условиях современного общественного развития.

Социализация человека осуществляется как посредством собственной активности человека, так и сторонней активности - влияния семьи, школы, других социальных институтов и людей. Правда, распределение активности самого человека и его окружения в процессах и социализации во многом зависит и определяется как видом социализации, так и структурой социальных связей людей самого общества.

Что касается видов социализации людей, то обычно вычленяют первичную и вторичную их социализацию. Под первичной социализацией понимают процессы приобретения навыков существования в семейной и общественной среде в период детства. Вторичная социализация - все последующие формы вхождения человека в различные сегменты общественной жизни - возможна лишь на основе первичной. Она имеет дело с социализированным (освоившим элементарные коллективные формы жизни) человеком, который стал взрослым и способен теперь уже осознанно и в целом самостоятельно ориентироваться в системе разветвленных социальных связей и исполнять ответственные роли в них. В процессе вторичной социализации человек усваивает и воспроизводит различные социальные практики, ищет и находит свое место в обществе. Понятно, что при первичной социализации активность самого человека (ребенка) минимальна, она практически целиком направляется внешними для него силами: семьей, школой, ближайшим окружением. При вторичной социализации собственная активность человека, самостоятельный поиск своего места и роли в общественных структурах максимальны. Однако это не означает, что значение образования в рамках вторичной социализации сужается. В условиях современных процессов глобализации и информатизации общественной жизни людей, роль образования в различных формах самообразования значительно возрастает. Процесс социализации человека, его вхождения, адаптации к существующим общественным отношениям не всегда им осознается (особенно на начальных этапах развития человека), он нередко проходит стихийно, спонтанно, а значит, осуществляется с определенными издержками, не всегда ведет к желаемому результату. Кроме того, процесс социализации в основном направлен лишь на формирование определенных социально значимых качеств человека, ибо социализация ограничивает и даже во многом препятствует развитию индивидуально особенного, своеобразного в человеке. Все это объясняет, почему в общественной жизни людей необходима еще и специализированная педагогическая деятельность, т.е. целенаправленное воспитание и обучение, и почему они играют такую важную роль в жизни людей.

Анализируя соотношение процессов социализации и образования в современном обществе, важно отметить, что каждый из них протекает как сознательно, так и стихийно. Сознательно (целенаправленно) поскольку осуществляются через постановку индивидуально значимых целей в достижении какого-либо определенного результата. Стихийно - поскольку человек не полностью осознает, чем может обернуться то или иное его действие в будущем. Однако и в условиях стихийного протекания этих процессов, человек также приобретает опыт и знание своих действий в социуме. Правда, в отличие от социализации процесс образования в основном, конечно, целенаправленный. Он координируется и регулируется обществом и его институтами. Хотя несомненно, что человек может и сам направлять процесс своего образования. Однако содержание его самообразования, т.е. сами знания и установки поведения в обществе в том виде, в котором они существуют, не могут быть сконструированы самим человеком. Они могут лишь быть выбраны или не выбраны индивидом и в той или иной степени преобразованы, приспособлены им для себя. Именно поэтому человек и в своей социализации через самообразование не всегда может преодолеть стихию (неупорядоченность) знаний и опыта, их мозаичность (фрагментарность). Ведь процесс социализации, особенно на вторичной его стадии - это практически всегда самостийный процесс поиска человеком себя, своего «Я», процесс проб и ошибок. Это процесс, который, можно сказать, дает человеку возможность хранить дистанцию по отношению к господствующей в обществе системе норм, ценностей. Он позволяет критически относиться к тем или иным институтам социальной среды, мешающим его самоутверждению силам, делать гак, как ему хочется - и в этом смысле как бы противостоять общественному давлению. Поэтому прав современный немецкий философ Юрген Хабермас, когда говорит о том, что процесс социализации не охватывает всего человека, имея в виду, что этот процесс - соответствовать обществу - охватывает только часть его личности. Однако общество желает, чтобы человек целиком, полностью вписался в его структуру, соответствовал сложившимся отношениям: был грамотным, общественно-нравственным гражданином, добропорядочным семьянином, достойным профессионалом и т.д. Иначе говоря, любое общество, государство стремится добиться от каждого из своих членов, чтобы они соответствовали некоторому определенному стандарту его ожиданий и требований. Ведь никто не хочет, чтобы в обществе возвышались так называемые «лузеры» - социально потерявшие себя индивиды, озлобленные, неприспособленные к коммуникации с другими людьми, деклассированные элементы с отсутствующими или утраченными общественно значимыми навыками.

Вместе с тем понятно, что приближение к достигнутому общественному (цивилизованному) стандарту - очень сложный процесс, и он требует все больше и больше времени (в связи с динамичностью общества и возрастанием числа задач, стоящих перед ним). Вот почему необходима целенаправленная (целерациоиальная и, естественно, ценностно-рациональная, по Максу Веберу) специальная деятельность общества, которая проецирует и направляет процессы социализации людей. Эта особая деятельность, безусловно, является социально значимой, т.е. приспособленной к задачам общественного развития и, конечно, поэтому несколько усредненной подготовкой по освоению молодежью комплексных форм и функций общежития, деятельности в разнообразных структурах бытия общества. Несомненно, эта деятельность, будучи подготовительной, проективной, является и более ускоренной, (опережающей но времени реальный процесс социализации). Вот в этом - в создании духовной опоры в жизни, развитии благоразумия и других полезных свойств пригодности людей в обществе - и проявляется, в сущности, назначение образования. В этом смысле образование - необходимая составляющая целенаправленной, сознательно направляемой и осуществляемой обществом социализации человека.

Без образования, его ориентации на всеобщее, социально значимое и одновременно его направление на обогащение самосознания личности, развитие ее идентичности нет эффективной социализации, т.е. эти два процесса - образование и социализация - находятся как бы «в одном флаконе». Можно сказать, что по существу образование является важнейшим средством (инструментом) регулирования процессов социализации людей. При этом образование, будучи социальным институтом, специализированной деятельностью общества по формированию и развитию человека, направляет, регулирует и осуществляет процесс социализации - процесс вхождения людей в общество и адаптацию к его структурам.

Образование позволяет построить и провести социализацию людей ускоренно и более эффективно, предельно сиять и ограничить стихийные ее моменты, связанные со всякого рода пробами и ошибками человека в его становлении, развитии и поиске своей социальной пиши. Ведь образование предполагает наличие некоторой желательной обще или индивидуально значимой модели или образца для подражания при усвоении человеком передаваемого опыта человечества. В образовании спрессован значимый опыт людей (кстати, в этом также определенное отличие образования), который доводится до человека в процессе его социализации. Кроме того, подчеркнем, образование, передавая социально значимый опыт, накопленный человечеством, изначально ориентировано и готовит людей к жизни любого, а не только какого-либо конкретного общества. Оно (образование) призвано, если так можно сказать, избавить человека от необходимости пройти все этапы общественного развития, предостеречь его от совершения тех ошибок, которые имели место в опыте предшествующих поколений людей. Поэтому можно сказать, что и социализация, и образование человека идут на протяжении всей жизни человека и значение образования в ней постоянно возрастает. Такова общая тенденция развития социализации и образования современного общества.

Говоря о зависимости процессов социализации и образования от структуры социальных связей общества, нельзя не видеть, что и в современную эпоху сохраняются некоторые особенности дифференциации способов социализации людей в зависимости от их принадлежности к той или иной социальной группе. Вместе с тем нельзя не заметить, как социальная мобильность и сложившаяся сегодня система массового образования способствуют в целом выравниванию способов прохождения социализации людьми из разных социальных групп. Следовательно, образование - активный процесс целерационального, а часто одновременно и ценностно-рационального действия воспитателя, учителя (педагога) на воспитанника, обучающегося. Однако это не означает, что восиитуемый или обучаемый лишь пассивный элемент педагогических воздействий, он не глина, из которой можно лепить все что угодно. Без них (учащихся, воспитанников) вообще невозможен и никогда не будет состоятельным образовательный (педагогический) процесс. Они вступают в образовательный процесс, а поэтому и сами потом активно участвуют в этом образовательном, педагогическом процессе. Они не только зачастую корректируют целевую и ценностную рациональность педагогического процесса, но порой могут даже определять ход и способы осуществления своего образования.

Образование как целенаправленное приобщение индивидов к жизни общества, в ходе которого осуществляется усвоение социального опыта, ценностей культуры и его (общества) развития, включает в себя два тесно взаимосвязанных друг с другом процесса (стороны): воспитание и обучение (просвещение). Воспитание и обучение всегда взаимодействуют, а это значит, что и отделить, изолировать одно от другого невозможно.

Воспитание и обучение людей - необходимая и существенная часть их социализации и образования одновременно, целенаправленная деятельность по формированию и развитию определенных личных качеств человека как общественного существа. Именно поэтому образование в единстве обучения и воспитания - важнейший социальный институт всякого общества. Именно через систему воспитания и обучения идет социальное наследование ценностей культуры: от поколения к поколению передаются опыт, знания, умения, навыки людей. Образование тиражирует, распределяет эти ценности, консервирует (закрепляет) и адаптирует их к конкретным условиям жизнедеятельности людей в обществе. Оно практически везде рассматривается как необходимый институт устройства жизни людей в обществе, поскольку декларирует и обеспечивает систему различных идей и действий, направленных на совершенствование общественного строя и достижение общего блага. Это было всегда и так будет в дальнейшем, ибо образование действительно стремится открывать людям наиболее эффективные способы удовлетворения своих потребностей и обеспечения своего благосостояния. Оно дает людям возможность познать и использовать свои права, понять и выполнять свои обязанности.

Хотя воспитание и обучение тесно взаимосвязаны, они тем не менее (каждое из них) имеют свое назначение и определенный смысл в образовательном процессе, направленном на человека. Поэтому надо уметь их разводить.

Воспитание - это целенаправленная деятельность по формированию и развитию личности человека, его определенных социокультурных и индивидуальных качеств как члена общества. Эта деятельность тождественна собственно педагогической деятельности, ибо она всегда направлена на решение, в том числе и конкретных задач, связанных с настройкой поведения человека в социуме (быть послушным, аккуратным, вежливым, пунктуальным и т.п.). Естественно, здесь надо иметь в виду, что воспитание - это не просто рекомендации, советы и призывы, но и динамическое вмешательство в сознание, равно как и поведение человека, ибо любой воспитательный процесс - это изменение его бытия и его взращивание. Кстати, интересно, что не во всех культурах именно таким образом интерпрем ируется воспитание. В буддизме, например, считается, что воспитание не взращивает и не переделывает человека, а только выявляет его природу.

Обучение - это тоже целенаправленная деятельность, через которую осуществляется получение и усвоение (формирование) знаний, умений, навыков, развитие умственных сил и способностей человека. И воспитание, и обучение, являясь тесно взаимосвязанными сторонами образования человека, выступают одновременно видами духовного производства его личности. Обучение - это познавательно-теоретический способ освоения мира, в ходе которого у человека формируется определенная картина мира. Воспитание же есть духовно-практический способ освоения действительности, способ поведения, действия человека в этом мире. Это значит, что обучение создает предмет для человека (знание, образ мира), а воспитание формирует человека как субъекта для этого предмета (для этого знания, образа, картины мира). Другими словами, обучение создает предмет для человека (знание, образ мира), воспитание же формирует субъекта, то есть самого человека, сознающего себя, готового сознательно действовать для этого предмета - окружающего его мира и себя. Понятно, что при всех различиях обучения и воспитания одно без другого, как было уже отмечено, не существует. Данное обстоятельство хорошо иллюстрируется на примере искусства. Ведь всякое произведение искусства - это определенный образ предмета, его знание, видение внутреннего и внешнего мира этого предмета. Однако человек не просто созерцает предмет, имеет место воздействие этого произведения на человека. Возникает желание, стремление человека соответствовать, походить (или наоборот не походить) на этот, данный художественным произведением, образ, т.е. целенаправленно сформировать в себе необходимые качества. Последнее хорошо согласуется с тем, что сказал однажды Пабло Пикассо, когда написал портрет одной дамы по ее заказу: «Мадам, я закончил ваш портрет, а теперь сделайте все, чтобы быть на него похожим».

Всякое образование, как собственно и воспитание, и обучение людей является двусторонним процессом. По существу, это означает, что образование не состоятельно, если не произойдет соединение (встречное движение по направлению друг к другу) субъекта и объекта воспитания и обучения. Обычно говорят, что сам Песталоцци будет бессилен, т.е. не сможет реализовать своих целей, если смысл обучения и воспитания не будет принят их объектом, если не произойдет встречного движения педагога с его воспитанниками и учащимися. Это значит, что стать образованным человек может только тогда, когда он формируется еще и сам, ибо образование есть еще и «трудная и раздражающая борьба» (Гегель) человека с самим собой.

Итак, обучение и воспитание - это взаимосвязанные и необходимые части образования и как социального института, и как педагогической деятельности людей в любом обществе. Их трудно оторвать друг от друга, да они и не существуют отдельно друг от друга. Так было всегда: обучая - воспитываем и, воспитывая - обучаем. Естественно, образование (воспитание и обучение) как общественный институт не создается по воле отдельного человека. Воспитание и обучение - это функции общества, обусловленные определенными условиями, которые всегда конкретны. Следовательно, при тех или иных конкретных условиях существует и может существовать только вполне определенное воспитание и обучение людей (система образования). Это значит, что если общество тоталитарно, то обучение и воспитание в основном тоже тоталитарно. В обществе теократии не исключена религиозная индоктринация людей всей существующей в нем системой образования. Если в обществе процветает конформизм, то и в системе образования тоже будут господствовать проявления конформизма.

Вместе с тем нельзя не видеть, что условия жизни, равно как и соответствующие им образовательные системы, создаются самими людьми, их потребностями и интересами, которые затем оформляются в цели, в том числе и их педагогической деятельности. А поэтому люди могут ломать и преобразовывать эти условия, равно как и ничего не менять в них, подстраиваясь под них, сохраняя соответственно сложившиеся формы организации и функционирования своих образовательных институтов.

  • См.: Гегель Г. Философская пропедевтика // Гегель Г. Работы разных лет: в 2 т. Т. 2.М., 1973.
  • Микешина Л. А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования.М., 1996. С. 44.
  • Бергер Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологиизнания. М., 1995. С. 213.