Наступила Сырная седмица, в народе называемая масленицей, последняя седмица, подготавливающая нас к Великому посту. На Сырной седмице в среду и пятницу не служится Божественная литургия. С вечера вторника в храме впервые звучит молитва Ефрема Сирина.

На 21 февраля в нынешнем году приходится день отдания праздника Сретения Господня. Также в этот день празднуется память великомученика Феодора Стратилата.

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит (Малая Азия). Обладал многими внутренними дарами, прекрасной внешностью. За отвагу был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее. Его горячая вера, добродетельная жизнь, милосердие и кротость стали примером для язычников, и очень многие жители этого черноморского города приняли христианство. Для посрамления веры в бездушных идолов он собрал в своем доме и разбил все золотые и серебряные изваяния языческих богов, а обломки раздал нищим. Прибывший в город император Ликиний приказал подвергнуть Феодора жестоким мучениям. Истерзанного угодника Божия оставили на ночь на кресте умирать, но Господь исцелил его. Наутро, увидев святого Феодора живым и невредимым, многие язычники уверовали во Христа. Феодор Стратилат добровольно предал себя в руки императора-богоборца и был обезглавлен. Это произошло 8 (21) февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Для сестер и прихожан Алексеевского монастыря это день особый - 21 февраля день рождения духовника и старшего священника обители протоиерея Артемия Владимирова.

Божественную литургию в храме Всех Святых в этот день возглавил отец Артемий Владимиров. На службе молились Матушка игумения с сестрами, прихожане обители. Духовника обители поздравили игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского монастыря, иерей Павел Макаренко настоятель храма Казанской Божией Матери, г. Вестерос Швеция. Многие духовные чада отца Артемия нашли возможность в этот будний день прийти в храм, чтобы молитвенно пожелать своему духовному отцу «благоденственного и мирного жития, здравия и спасения и во всем благого поспешения».

По окончании богослужения Матушка игумения от имени сестер и прихожан Алексеевского монастыря обратилась к духовнику обители. Матушка сказала: «Вчера вечером скончался архимандрит Кирилл Павлов, духовник Троице-Сергиевой Лавры, покойного Святейшего Патриарха Алексия и многих верующих. Скорбя об этой утрате, мы одновременно благодарим Господа за то, что в Вашем лице, батюшка, Он даровал нам духовника и попечителя о сестрах и прихожанах». Матушка преподнесла отцу Артемию подарки от сестер, в том числе, икону и четки из монастыря св.Феклы, недавно привезенные из Сирии, а также букет цветов, «символизирующий, - сказала Матушка, - сердца сестер и прихожан, всегда открытые Вам на исповеди».

В своем ответном слове протоиерей Артемий Владимиров молитвенно помянул отошедших ко Господу архимандрита Кирилла Павлова, отметив, что именно он благословил нашего духовника «на стезю священнослужения», дипломата Виталия Чуркина и академика РАН Игоря Шафаревича. Батюшка с низким поклоном обратился к своей матери, в прошлом году принявшей монашеский постриг в нашей обители, а также от всего сердца поблагодарил Матушку игумению с сестрами, отметив, что все мы, собравшиеся в этот день в храме, теперь составляем одну духовную семью.

Свои благопожелания и поздравления от лица священства высказали клирик монастыря протоиерей Сергий Теплов, игумен Лука (Степанов) и иерей Павел Макаренко.

В сестринской трапезе по окончании богослужения приняли участие протоиерей Артемий Владимиров, клирик нашей обители протоиерей Сергий Теплов, иерей Павел Макаренко, игумен Лука (Степанов), сотрудники и прихожане монастыря.

Код для блогов / сайтов

Мы дожили до того благодатного времени, когда церковный праздник Христова Рождества стал государственным. Это значит, что 1 января – всего лишь начало очередного финансового года. Обаяние семейного праздника советских времен, не отягощенного материалистической идеологией, уходит, исчезает, растворяется в таинственном свете Рождественской ночи. Люди, мало-мальски причастные к Православию, стараются в завершение поста не повредить собственной душе невоздержанием, не рассеяться, не потерять духовную радость накануне Сочельника и Рождества Христова... Вот почему светское новогоднее веселье требует от воцерковленных людей мудрости и собранности. Важно и приветливость сохранить, и на поздравления ответить с учтивостью, и соблюсти душу и тело в воздержании и чистоте, чтобы не огорчить Человеколюбца Христа. Но теми, кто остается за оградой Матери-Церкви, эта ночь воспринимается как «всешутейшая и всепьянейшая». Пусть только не обидятся на меня те тихие, интеллигентные горожане, которые сами страдают от ночной пальбы и бесчинных воплей уличной толпы. Ведь известно, что все обобщения весьма приблизительны. Однако нельзя не признать: многие только того и ждут, чтобы выпустить «джина из бутылки». Действительно, новогодняя ночь – абсолютная рекордсменка по числу несчастных случаев, насилий, травм, что является расплатой за нечестие и помрачение разума. Какой контраст между мажорным началом мирского празднества и его трагическим завершением! Подлинно, «без Бога не до порога»… Итак, поопасимся, друзья, от воздействия духов блуда и пьянства, привыкших собирать столь обильные урожаи на постсоветском пространстве в гражданские праздники! Мудрые люди говаривали в старину молодежи: «Смотрите, чтобы бес над вами не посмеялся». А потешается он над безвольными пьяницами и жалкими распутниками, лишающими себя и образа Божия, и человеческого облика. Пусть же демоны плачут по нам. Так бывает, когда мы блюдем христианское достоинство личности – целомудрие и меру во всем, бережем ясность ума и мир сердечный. И нам не будут страшны ни конец, ни начало финансового года, а Богомладенец Христос одарит нас Своей Царственной улыбкой, когда мы со страхом и трепетом приблизимся к заветной Вифлеемской пещере. И в заключение немного лирики… Ах, в эту ночь пальба и дым, Дрожат от криков стёкла. И страшно выходить за тын, Там мрачно всё и мокро. Советский шумный Новый год Справляют по старинке, Ушедшему – творит народ Весёлые поминки. Запрос один – на оливье И рыбные закуски; Прилавки голы в январе – Скупаем всё по-русски! Меж тем волхвы ещё в пути, А пастыри – на поле. Звезду нам, грешным, не найти – Нет жажды света боле. О, тайна чудна Рождества! От душ людских сокрыта… Спал Вифлеем, спит и Москва, И мы все у корыта… Но верю: тонкие лучи Развеют мрак кромешный… Прийти к Тебе нас научи И укажи путь Млечный! Ты – Жизнь, Ты – Истина, Ты – Свет, Младенец златокудрый! К Твоим стопам спешит поэт В ночи… уж брезжит утро…

26 июня 2016 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы прошли торжества по случаю престольного праздника.

В этот день в монастырский храм Всех святых была возвращена икона небесного покровителя обители - преподобного Алексия, человека Божия.

Утром в храме Воскресения Христова его настоятель протоиерей Александр Дасаев и духовник Алексеевской обители протоиерей Артемий Владимиров отслужили молебен перед иконой прп. Алексия. За богослужением молились настоятельница Алексеевского монастыря игумения Ксения (Чернега) с сестрами, а также духовенство и прихожане обители.

После молебна протоиерей Александр Дасаев приветствовал игумению Ксению, духовенство и сестер обители, отметив, что в этот день Алексеевская обитель и храм Воскресения Христова стали «побратимами» ввиду состоявшегося обмена святыми иконами: взамен образа прп. Алексия, человека Божия, возвращенного Алексеевской обители, над входной дверью храма Воскресения Христова будет размещен переданный Алексеевским монастырем в дар упомянутому храму древний образ Спаса Смоленского с предстоящими - точная копия того образа, который некогда находился на Спасских воротах Кремля. Протоиерей Александр Дасаев вручил игумении Ксении и сестрам обители праздничную просфору.

Затем украшенный цветами образ преподобного Алексия, человека Божия, крестным ходом был торжественно перенесен в Алексеевский женский монастырь.

В перенесении иконы участвовало духовенство Алексеевского монастыря и храма Воскресения Христова: старший священник обители протоиерей Артемий Владимиров, игумен Тихон (Марилов), протоиерей Александр Симаков, настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Александр Дасаев, иерей Евгений Головин. Всего в крестном ходе приняло участие более 350 человек.

В Алексеевском монастыре крестный ход встречали насельницы обители, многочисленные прихожане.

Божественную литургию в монастырском храме Всех святых возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон .

Его Преосвященству сослужили старший священник Алексеевского монастыря протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев, протодиакон Валерий Щеглов.

Перед причастием духовник монастыря протоиерей Артемий Владимиров обратился к собравшимся с проповедью, в которой поздравил всех с престольным праздником обители и возвращением иконы прп. Алексия, человека Божия.

По окончании Божественной литургии игумения Ксения обратилась с приветственным словом к владыке Пантелеимону, поблагодарив его за участие в торжественном богослужении по случаю престольного праздника. Слова благодарности были сказаны и в адрес настоятеля храма Воскресения Христова протоиерея Александра Дасаева и причта данного храма за долговременное хранение дорогой для обители святыни. Игумения Ксения отметила, что возвращение иконы имеет большое значение для дальнейшего духовного созидания обители и является связующим звеном с предшествующими поколениями ее насельниц.

Владыка Пантелеимон поздравил обитель с возвращением святыни, передал благопожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумении Ксении и сестрам обители на дальнейшее укрепление и процветание монастыря. Поздравляя присутствующих с праздником, Его Преосвященство, предположив, что святые есть и среди присутствующих, но Господь хранит это до времени в тайне, призвал не искать в окружающих внешней высоты и красоты, отдавая каждому дань любви и уважения.

В завершение праздника по приглашению игумении Ксении и сестер обители в монастырской трапезе приняли участие владыка Пантелеимон, настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Александр Дасаев, старший священник и духовник монастыря протоиерей Артемий Владимиров, клирики монастыря, прихожане и гости обители.

Образ прп. Алексия, человека Божия, написанный в XIX в. сестрами Алексеевской обители, после закрытия монастыря находился долгие годы в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В некоторой степени образ повторил судьбу самого святого угодника Божия прп. Алексия, много лет прожившего вдали от родного дома.

С 2002 года сначала приход, а затем монастырь ходатайствовал перед Священноначалием о возвращении иконы в родную обитель.

25 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал резолюцию о возвращение иконы.

Возвращение в обитель образа ее небесного покровителя прп. Алексия, человека Божия, в Неделю Всех святых, от века Богу угодивших, стало еще одним связующим звеном между прошлым и настоящим Алексеевского монастыря, исторически старейшего в Москве и одновременно самого молодого на сегодняшний день в столице.

Московский Алексеевский девичий монастырь – это древняя обитель, известная с XIV в. За время своего существования монастырь три раза менял место расположения и название, но неизменно носил имя Алексеевского – в честь прп. Алексия человека Божия, святого покровителя основателя монастыря.

Зачатьевский Алексеевский стародевичий монастырь

Монастырь был основан около 1360 г. по благословению Святителя Алексия, митрополита Московского, по просьбе его младших сестер Иулиании и Евпраксии (прославлены в лике святых в 2001 г.). Место для устроения первой женской обители выбрали на Остоженке, где находились земли, принадлежавшие Святителю Алексию по праву митрополита Московского. Рядом протекала Москва-река, тогда еще широкая и полноводная, вокруг простирались леса и рощи. Немаловажно, что располагался монастырь недалеко от кремлевских стен, служивших защитой на случай нашествия неприятеля. Было здесь и село Семчинское с церковью Успения Пресвятой Богородицы.

Вначале в обители был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия человека Божия. Маленький и тесный, он освещался узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анны. По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя прп. Алексия человека Божия – Алексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями в Москве – стародевичьим.

В XIV в. жизнь церковная и гражданская составляли одно целое – святую Русь православную. Государи перед смертью принимали схиму, схимники умирали в сражении. Православная церковь блистательно сияла и церковными и государственными заслугами своего Первосвятителя Алексия, почитаемого не только на Руси, но и в Царьграде, и в степных улусах татарских. Русская земля собиралась около московского князя Дмитрия Донского, крепла, устраивалась под его рукою, и плодом этого была славная Куликовская битва.

В новоустроенной обители было введено общежитие. Первой игуменией монастыря стала Иулиания, которая скончалась в 1393 г. К этому времени и Алексий митрополит (1374) и Дмитрий Донской (1389) уже ушли в мир иной. Обитель пережила вместе с Москвой и многими городами опустошительное нашествие Тохтамыша (1382 г.). Не окончилось еще годовое поминовение Сергия Радонежского (1392 г.), как обитель постигла утрата горячо любимой игумении Иулиании. Через год скончалась и ее сестра монахиня Евпраксия.

Погребли преподобных сестер в монастыре. Благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. Добрые качества, составляющие достоинства монашеского жития сестер Зачатьевского Алексеевского стародевичьего монастыря при жизни первоначальницы, долгое время и после смерти игумении усваивали в общем мнении первенство этому монастырю.

На Остоженке монастырь просуществовал почти 200 лет и пережил немало бедствий: и пожары, и даже землетрясение, во время которого треснули монастырские стены. В 1451 г. обитель разграбили татары.

Упоминание о монастыре встречается в летописи 1473 г. В связи с тем, что по приказу Великого князя московского Иоанна III игумения монастыря была приглашена для облачения в новые ризы мощей Великой княгини Марии (в иночестве Фотинии), супруги Великого князя московского Симеона Гордого, найденных в притворе церкви Спаса на Бору в Кремле.

Сохранилось также завещание князя Михаила Верейского, согласно которому он дарил в 1486 г. одну из своих деревень "к Олексию святому в монастырь…". Этими скудными сведениями и завершается справка о монастыре со дня его основания до 1514 г., т. е. почти до конца первой половины периода княжения Великого князя Василия III.

В летописи под этим годом упоминается о сооружении после опустошительного пожара итальянским зодчим Фрязином Алевизом каменной церкви Алексия человека Божия. А после страшного пожара в 1547 г. царь Иоанн Грозный перевел монастырь ближе к Кремлю в урочище Чертолье (ныне улица Волхонка).

После перенесения обители на новое место на Остоженке осталась небольшая монашеская община, но уже к 1584 г. она была преобразована в Зачатьевский монастырь, у которого своя богатая история и который существует и в наши дни.

Алексеевский монастырь в Чертолье XVI - XVII вв.

Сведения о дате перемещения монастыря с Остоженки в урочище Чертолье противоречивы. В одних источниках это 1547 год, в других – 1571-й. Дело в том, что в период между 1547–1571 годами о монастыре не найдено упоминаний ни в одном документе. Известно только, что после разрушительного пожара 1547 года монастырь по воле Государя Иоанна IV перенесли на Чертольский холм (место, где ныне стоит храм Христа Спасителя).

Отсюда взору открывалось все пространство от Воробьевых гор вдоль по течению Москвы-реки до Кремля и далее к монастырям Андроникову, Крутицкому и Симонову.

Москва теперь была обширная, красивая и богатая. Кремль красовался не только каменными стенами с высокими стройными башнями, но и величественными постройками Иоанна III, каменными соборами, дворцом с Грановитой палатой.

На новом месте – в черте Белого города и около Кремля – монастырь принял характер городского; значительно увеличилось число его посетителей. Однако монастырская слобода стояла на рубеже Москвы опричной, а данное соседство, конечно, не могло быть безопасным для обители.

И на новом месте обитель перенесла немало бедствий. В 1611 году, в Смутное время, Алексеевский монастырь был разорен поляками и сгорел. Казалось бы, история его должна была бы окончиться. Однако Царь Михаил Федорович по совету отца Патриарха Филарета в 1625 году построил на пепелище новую теплую каменную церковь прп. Алексия человека Божия с приделами Тихвинской Божией Матери и Зачатия святой Анны. Обитель была восстановлена. Прошло четыре года, и вновь сильный пожар (1629) уничтожил все постройки монастыря.

В марте этого же года у Царя Михаила Федоровича родился наследник Алексей, названный в честь преподобного Алексия человека Божия. Государь опять разрешил возобновить старую обитель на том же месте. Уже в 1634 году каменщики Онтип Константинов и Трифон Шарутинов построили в монастыре архитектурное чудо средневековой православной Москвы дониконовской эпохи – знаменитый двухшатровый храм, который был освящен во имя Преображения Господня с Тихвинским и Зачатьевским приделами, а другой престол – во имя преподобного Алексия человека Божия (откуда и пошло название монастыря – Алексеевский).

XVII век – время процветания обители. Цари Михаил и Алексей почитали святого Алексия, они усердно заботились о благосостоянии обители, много жертвовали, посещали монастырь, особенно в день прп. Алексия человека Божия. По книгам царских выходов видно, что Михаил Федорович в течение двенадцати лет (1646–1676) был на празднике преподобного восемь раз, а Алексей Михайлович за тридцать лет (1646–1676) – двадцать пять раз.

Алексеевский монастырь славился дарами, преподнесенными обители царской семьей и другими знатными людьми. Так, перед образом св. Алексия висела красивая серебряная лампада, подаренная монастырю в 1629 году первым царем династии Романовых, Михаилом Федоровичем, в честь рождения у него наследника престола, будущего Царя Алексея Михайловича. Дары в Алексеевский монастырь присылали и Патриарх Филарет, и Царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, и князь Ромодановский, и безвестные миряне. Это были кресты, утварь, Евангелия, кадила, водосвятные серебряные чаши, облачения. В Алексеевском монастыре находилась чудотворная икона Грузинской Божией Матери, которую ежегодно праздновали 15 октября в память об избавлении Москвы от моровой язвы в 1655 году.

В 1674 году монастырь получил в собственность земли в пустоши Сетуньского стана. Монастырь имел земли и крестьян в Коломенском уезде. В 1722 году к обители приписали село Дегунино Московского уезда. В обители стегали пуховые одеяла и вышивали затейливые изделия. По учету 1744 года за монастырем было записано 1586 крестьян. Обитель была богата. Однако беды ее не оставляли: в 1737 году, как ни единожды в прошлом, монастырь сгорел, и, как не раз, был снова восстановлен.

В 1764 году с утверждением штатов монастырь был зачислен во второй класс с отобранием земель и крестьян. Древний Алексеевский монастырь имел много преданий – как письменных, так и устных. Известно, что в монастыре приняла постриг под именем Таисия жена будущего Патриарха Никона, когда муж уговорил ее уйти в монахини и принял постриг сам. Здесь же – на монастырском кладбище – инокиня Таисия и была погребена. В монастыре в заключении содержалась княгиня Евдокия Урусова – сестра боярыни Морозовой, поборницы старообрядчества.

В соборном храме был погребен князь А. Шаховской, сподвижник Петра I, князь Щербатов и многие другие известные люди. Во времена нашествия Наполеона неприятельские гренадеры разорили монастырь. Все здания, кроме соборного храма, пострадали от пожара. Церковное имущество было зарыто в трапезной церкви под полом и в келье казначеи. Над ямами, где спрятали имущество, монахиня Магдалина поставила лавки с больными и престарелыми. К кроватям, как известно, враги даже не подошли, испугавшись эпидемии и заразы. Зарытое имущество уцелело. После ухода оккупантов из Москвы обитель сравнительно быстро восстановили и привели в прежнее благолепие, о котором заботился Преосвященный Августин, архиепископ Московский, имевший особенное усердие к дому прп. Алексия человека Божия, тезоименитого ему.

В 1837 году для обители наступил тяжкий час испытаний. Император Николай I решил на месте Алексеевского монастыря построить храм Христа Спасителя в память о победе русского оружия и в благодарность Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, а монастырь перевести в окраинное Красное село к стоявшей там приходской Крестовоздвиженской церкви. Было приказано снести все постройки, в том числе и уникальный соборный храм. Для древнего Алексеевского монастыря, простоявшего на Чертольском холме 300 лет, предстояло начать все сначала на третьем месте – в Красном селе.

Игумения Антония (Троилина)

В миру Троилина Александра Николаевна родилась 23 мая 1821 года в Москве, в благочестивой семье купца 2-ой гильдии, почётного гражданина Троилина Николая Ивановича и Марии Васильевны Синельниковой. Кроме неё в семье были старшие дети: Николай, Мария и Пелагия. Отец занимался широкой благотворительной деятельностью. Мать отличалась глубокой религиозностью.

Старшая сестра матушки Антонии, Пелагия Николаевна Троилина, в замужестве Прохорова, всегда оказывала ей значительную материальную помощь. Когда Александре было 2 года, умерла её мать. До 11-ти лет девочка воспитывалась в доме, после чего вступила в частный пансион, где была одной из лучших учениц и получила прекрасное образование, в том числе и религиозно-нравственное.

Александра не любила светскую жизнь и стремилась к уединению. К 18-ти годам она решила, что лучшее средство ко спасению и совершенству есть нищенство.

Отец не поддерживал такие рассуждения и не одобрял устремления дочери. По этой причине у Александры случился нервный срыв и она заболела. Во время болезни ей приснился сон, в котором она увидела незнакомую игумению. Черты лица величественной монахини запомнились девушке.

Посетив через три месяца Спасо-Бородинский монастырь, Александра узнала в игумении этой обители матушке Марии Тучковой ту таинственную монахиню, которая ей приснилась. Девушка бросилась к ногам матушки Марии с просьбой принять её в монастырь. Игумения Мария оставила Александру погостить в монастыре и дождаться благословения на монашество отца, не соглашавшегося с решением дочери. Однако, посоветовавшись с митрополитом Филаретом, которого он очень почитал, родитель дал своё благословение.

Александра вступила в число сестёр Спасо-Бородинского монастыря, уйдя из мира, будучи 19-ти лет отроду, в начале 1841 года, получив новое имя Антония в честь прп. Антония Печерского.Она стала келейницей игумении Марии, заменившей ей мать, и несла послушание письмоводителя обители.Духовник Тучковой митрополит Филарет опекал Антонию и наблюдал за её духовным возрастанием.

В 1858 в 37 лет инокиня Антония приняла постриг в мантию. В 1859 году митрополит Филарет перевёл монахиню Антонию ризничей в Аносин Борисоглебский монастырь.

22 октября 1861 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, монахиня Антония была произведена митрополитом Филаретом в сан игумении и назначена настоятельницей Страстного монастыря, находившегося в то время в состоянии упадка. Заботами игумении Антонии в монастыре были выстроены жилые корпуса и устроена богадельня.

В 1871 году матушку Антонию перевели в Алексеевский монастырь. Первым делом матушка ввела в обители общежительный устав, освободив монашествующих от внешних забот и попечений. В том же 1871 году осенью было открыто училище для южно-славянских девочек. Славянский благотворительный комитет, занимавшийся организацией подготовки народных учительниц для южно-славянских стран, избрал игумению Антонию своим почётным членом по Дамскому отделению.Училище действовало при монастыре двенадцать лет. Воспитанницы были на полном обеспечении монастыря, давая при этом хорошее образование.

За заслуги в просвещении славян сербский князь Милан Обренович пожаловал игумении Антонии государственную награду - орден Такова второй степени. В 1879 и 1882 годах за выдающиеся заслуги по оказанию помощи раненым воинам игумения Антония была награждена двумя знаками Красного Креста.

В 1874 г. был отреставрирован, благоустроен и расписан Крестовоздвиженский храм. В 1878-1879 г.г. стараниями матушки возвели новый двухэтажный корпус с небольшой церковью во имя Архангела Михаила для престарелых сестёр с богадельней и больницей. Попечением матушки Антонии в монастыре построили просфорню, надвратную часовню, обновили и позолотили иконостасы храмов, провели воду.В 1891 году был построен Всех Святых. При обители организовали золошвейную мастерскую, устроили иконописные и чеканные мастерские.

Игумения Антония занималась широкой благотворительной деятельностью. Она помогала арестантам, военным, православным братствам, храмам и монастырям.31 мая 1880г. матушку наградили золотым наперстным крестом с драгоценными камнями. В последствии были ещё награды: всего 4 креста (один от Священнного Синода, три - из кабинета Его Величества).

Скончалась матушка Антония от воспаления лёгких в воскресение в половине шестого утра, 5 октября 1897 года, когда колокол звал к утренней молитве. Тело почившей было перенесено в храм, который не закрывался круглые сутки.

Во всех московских монастырях и во многих приходских храмах служились панихиды. Отпевание и погребение было совершено 7 октября митрополитом Сергием в сослужении многих архипастырей и пастырей православной Церкви. С великими почестями игумения Антония была похоронена у южных дверей Крестовоздвиженского храма, возле алтаря Симеоновского придела.