Феликс Дёмин

Предприниматель, путешественник, сёрфер.

Многие спрашивают, как у меня получается вести несколько бизнес-проектов в разных странах (при этом живя на Бали), путешествовать по миру (54 страны), в месяц делать 39 тренировок (сёрфинг и Workout), 25 медитаций, читать 14 книг, осваивать 25 занятий по английскому, внедрять по две новые привычки, изучать 110 статей и видео по самообразованию, осваивать один новый навык, при этом уделять достаточно времени отношениям и быть счастливым каждый день.

Я считаю, что делиться ценными знаниями важно и нужно, и даю вам самое ценное из своих наработок.

Цель этой статьи - стать полезной для вас и сделать жизнь лучше. Тот, кто почерпнёт что-то полезное и применит это в своей жизни, станет лучшей версией себя.

Делюсь тем, к чему пришёл на данный момент с помощью компиляции других систем и идей, экспериментов и работы над созданием своей системы на протяжении многих лет.

Постановка целей

Вот как было распределено моё время на изучение английского языка в феврале:

1. Новых слов внесено через сайт - 2 650. Выучить 300 новых слов.

2. Словарный запас - 8 746 слов.

3. Часов на сайте - 41 час.

4. TED - 40 роликов (40 + 2 на русском языке).

5. Прочесть минимум одну книгу: Eliezer Yudkowsky. New book: A Girl Corrupted by the Internet is the Summoned Hero? (4 часа 20 минут).

6. Просмотреть видео из того, что обычно смотрю: минимум 8 часов на английском.

7. Фильмы и сериалы:

  • The Revenant - 2 часа 30 минут;
  • Elementary (season 4, episodes 10–12) - 120 минут;
  • Титаник - 90 минут; 90 минут ещё не просмотрено;
  • Deadpool - 1 час 50 минут;
  • Zootopia - 1 час 45 минут;
  • Gods of Egypt - 2 часа 7 минут;
  • Walking Dead (season 6, episode 11) - 40 минут.

Итого: 12 часов 22 минуты.

8. Разговорная практика с иностранцами: 21 час 30 минут.

9. Калифорнийский университет в Сан-Диего. Курс Learning How to Learn: Powerful Mental Tools to Help You Master Tough Subjects (3 часа 10 минут).

Итого за месяц: 82 часа 22 минуты.

Также в это папку добавляю разовые задачи. Обычно это статьи, обзоры, видео TED, полезные и прочие материалы, связанные с саморазвитием.

В Google Chrome есть удобное расширение для Wunderlist. Можно быстро создавать задачу. Она попадёт в нужную папку с названием веб-страницы и ссылкой на неё. Так можно сохранять все ценные статьи и материалы и учитывать время, затраченное на них в месяц.

В среднем я трачу на такую задачу 10 минут. В конце месяца открываю завершённые задачи в папке «Саморазвитие» и считаю, сколько их, освежая в памяти всё то, что оказалось полезным для меня за этот месяц.

Папка «Навыки»

Я составил список навыков, которыми к концу года хочу обладать, и распределил их по месяцам. Чтобы закрепить старые навыки, на них стоит цикличная задача с повторением раз в месяц.

На развитие бизнеса трачу не менее 120 часов. В конце месяца анализирую то, что даёт наибольший ROI. Также рассматриваю, какие идеи внедрил, какой от них результат, что можно убрать из текучки и какое обучение наиболее эффективно.

По каждому дню я пишу в таком формате отчёт:

  • Н: 1 час. Созвонились с Михаилом по автоматизации расчётов.
  • О: 1 час. Начал читать книгу по скриптам от скриптолога, которого рекомендовал Азимов, размышлял и писал задачи.

Есть три формата задач:

  • Т - текучка - повторяющиеся задачи, выполнение которых я стремлюсь минимизировать.
  • Н - новые и полезные задачи, которые связаны с развитием компании, запуск новых проектов, разработка и создание чего-то нового.
  • О - обучение. Сюда относятся статьи, тренинги, книжки по бизнесу. Всегда стараюсь учиться чему-то новому и полезному, что внедряю сразу в бизнес и жизнь.

В конце месяца подвожу итог по времени и по различным типам задач. Анализирую то, что выполнено, а что нет, корректирую план и составляю на следующий месяц.

Папка «Привычки»

Обычно выбираю 2–3 полезные привычки на месяц и их внедряю. Записываю в заметки то, как идёт процесс. Если не идёт, то записываю причины, некоторые привычки исключаю.

Каждый месяц проверяю весь список уже приобретённых привычек и их соблюдение. Если же я их не соблюдаю, то анализирую и принимаю решение, что с этим делать.

Папка «Отношения»

В эту папку попадают все значимые мне люди: с кем я буду общаться вне зависимости от того, где я нахожусь, кому я всегда буду рад.

В «Новых знакомствах» - описание ключевых моментов встреч, идей, мест с людьми, с которыми первый раз встретился и пообщался.

«Не регулярные» - это встречи с людьми, которые не попали в список с отдельным именем.

Всё это я пишу для понимания развития моих отношений.

Дневники

Дневники пишу для осознанности и отслеживания того, как я меняюсь на протяжении лет, для сохранения моментов моей жизни, для практики формулирования мыслей письменно, что, на мой взгляд, полезно по многим причинам.

Пишу каждый день, но в разные дневники по-разному. Сейчас у меня есть около 9 дневников для определённых целей:

  • Личный дневник.
  • Дневник благодарности.
  • Дневники отношений.
  • Дневник счастья.
  • Дневник правды.
  • Дневник здоровья.
  • Дневник сёрфера.
  • Дневник осознанности и медитации.
  • Дневник тренировок.

Благодаря дневникам я смог проанализировать последние годы и не нашёл ни одного дня, когда у меня была или плохое настроение. Для себя я вывел формулу счастья из образа жизни, привычек. Следуя ей, мне удаётся быть счастливым.

Для меня очень важно жить в кайф. То, что я делаю, доставляет мне невероятное удовольствие. Видеть каждый день, как я развиваюсь, как каждый день я становлюсь ближе к миссии моей жизни, - всё это делает меня по-настоящему счастливым.

Жизнь - это лодка, плывущая по реке. Ты, конечно, будешь плыть по ней, но можно взять вёсла, карту и компас в свои руки, чтобы управлять лодкой. Или же можешь просто и смотреть, куда тебя занесёт река жизни.

Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание - это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.

В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание - это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание - это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже поняли, что постановка задач - это важный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении - основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.

Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое. Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

Цель и целеполагание

Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего. Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание - это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению.

Глобальная цель в воспитательном процессе - создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Индивидуальные цели

Целеполагание на уроке - это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:

  • свободный стиль - цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
  • жесткий стиль - цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль - цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Важные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач необходимо:

  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
  2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Требования к целеполаганию

Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
  2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
  5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание - это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание - это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей. Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

Составление списка целей на год - это, пожалуй, давняя традиция у многих людей, которой они следуют в канун самого масштабного праздника страны. Наряжают елку, закупают мандарины и шампанское, планируют жизненные перемены. Это волнительно и отнюдь не бесполезно.

Смысл списка

Во-первых, речь идет не просто о каком-то перечне задач на грядущий год, а о составлении личного годового плана. Формирование такого списка - первый шаг при переходе на новый уровень саморазвития. И вот почему:

  • Человек основательно подходит к делу. Он задает себе вопросы - что ему нужно в будущем году? К чему он бы хотел стремиться? Что бы желал обрести? Где оказаться, и чего добиться? После чего дает себе ответы, пропуская вопросы через призму личностных ценностей, и формирует цель.
  • Записывая ее на бумагу, он еще раз осмысливает свою задачу и визуализирует ее. Закрепляет в письменном виде, можно сказать, делает себе памятку, что служит в дальнейшем дополнительным стимулом.
  • Человек думает, как ему стать лучше. Ведь цель - это итоговый результат стремления. А оно невозможно без желания совершенствовать себя или свою жизнь. Составляя список целей на целый год, человек лишний раз оценивает свои возможности, ресурсы, способности и думает, как и над чем ему придется поработать ради результата.

Такой план - это средство, ведущее его составителя к достижению желаемого, которое также позволяет расти и расширять границы действительности. Как минимум, такой список целей, находящийся на виду, будет «толкать» в спину и напоминать о желании к чему-то стремиться, когда его будет пересиливать тяга к прокрастинации и лени.

Правила составления

Первое, что нужно усвоить - список целей на целый год должен быть структурированным, аккуратным, четким и упорядоченным. И лучше выписать задачи не единым «полотном», разделенным лишь пунктиками, а поделить их на блоки. Желательно, чтобы в каждом из них было еще распределение задач по месяцам. Например, блок будет называться «Финансы». И внутри: «Январь - открыть в банке накопительный вклад под проценты. Начать вести учет расходов и доходов. Февраль - изучить все современные методы заработка и варианты бизнеса». И так далее.

И, конечно, руководствоваться нужно системой постановок целей SMART. Согласно ей, любая задача должна быть:

  • Specific - конкретной.
  • Measurable - измеримой.
  • Attainable - достижимой.
  • Relevant - актуальной.
  • Time-bound - ограниченной по времени.

Соблюдение этих принципов позволяет поставить максимально ясную цель, а также заставляет основательно задуматься о своих возможностях. SMART - это уже отдельная тема, и о ней можно говорить долго. Но факт такой: составляя список по ней, человек задаст себе огромное количество вопросов и яснее представит, чего он хочет. Он не просто включит в перечень «Купить машину», а будет знать - какую именно, когда, за сколько и как он на нее заработает.

Личные цели

Выше было сказано, что лучше разграничивать перечень по блокам. Это удобно. Одним из основных должен стать блок «Личные цели». Каждый впишет в него что-то свое. Но вот те, которыми большинство людей мира задаются чаще всего:

  • Похудеть.
  • Начать писать книгу.
  • Перестать прокрастинировать - откладывать дела и мечты на потом.
  • Полюбить.
  • Обрести истинное счастье.
  • Сделать татуировку.
  • Спонтанно рвануть в путешествие, решив это буквально в одну секунду.
  • Начать вести блог или дневник.
  • Научиться экономить.
  • Читать много книг.
  • Интересно и активно жить.

В общем, список целей на год личного характера включает в себя задачи, не только имеющие особую ценность для человека, но и в большинстве случаев требующие от него каких-то усилий и работы над собой. А еще в него входят мечты и надежды.

Духовность

Как многим известно, данным термином обозначается высший уровень саморегуляции и развития зрелой, цельной личности. Многие хотят стать более высоко духовными, но это требует капитальной работы над собой, своим характером и взглядами, так что может быть сформировано в цели списка на год. Вот примеры:

  • Научиться быть спокойным и невозмутимым в любой ситуации.
  • Попробовать медитировать.
  • Научиться мыслить холодно, быстро и трезво в особо напряженных и эмоциональных ситуациях.
  • Поупражняться в благодарности.
  • Помочь кому-то безвозмездно.
  • Отказаться от стереотипов и клише, научиться понимать и принимать другие ценности, уважать их.
  • Преодолеть три своих страха.
  • Найти ответы на важные вопросы: «Кем я являюсь в этом мире? Какова моя роль? В чем смысл моей жизни?».

Также в этот блок списка целей на целый год можно включить прочтение тематических книг, практику различных медитаций и состояний, просмотр развивающих лекций и передач.

Деньги и работа

Этот блок тоже обязательно нужно включить в список целей на следующий год. Здесь, кстати, особенно важна конкретика. Благо дело, ее можно выразить в цифрах, и в дальнейшем к ним стремиться. Вот, как это может выглядеть:

  • Ежемесячно откладывать с зарплаты 15 000 рублей на отпуск.
  • Купить новый мощный ноутбук за ~70 000 руб.
  • Отправиться летом на 10 дней в Грецию, цена путевки и учет расходов - ~70 000 руб.
  • Повысить свой доход как минимум на 20%.
  • Найти новую сферу перспективной деятельности и попробовать себя в ней.
  • Начать смотреть блоги успешных людей, читать книги о таковых.
  • Заняться тайм-менеджментом.
  • Улучшить продуктивность.

Составляя финансовый список целей на год, не нужно пренебрегать цифрами. В этом же блоке можно выделить несколько дополнительных «окошек», чтобы наглядно просчитать в них суммы, необходимые для зарабатывания и накопления, которые потом уйдут на покупки.

Личностный рост

Каждый день нужно становиться лучше. Это один из самых правильных Выполнив пункты блока «Личностный рост», человек по завершении грядущего года должен с удовлетворением отметить - он сделал все, что хотел. Он стал лучше. Вот какие цели в список на новый год можно включить:

  • Начать учить иностранный язык, к концу следующего декабря овладеть им на бытовом разговорном уровне.
  • Прочитать 12 книг научного характера.
  • Найти интересное, но не развлекательное хобби. Например, начать изучать химию.
  • Записаться на какие-нибудь курсы.
  • Отучиться делать «эмоциональные» покупки. Речь идет о приобретении тех вещей, которые хочется в данный момент, но спустя две недели у человека возникает вопрос, о том зачем он их брал?
  • Развить свой словарный запас. В день заучивать по одному новому термину и запоминать его значение.
  • Освоить мнемотехнику.

В этот блок можно включить как образовательные цели, так и те, которые связаны с сугубо личностным самосовершенствованием.

Здоровье

Тоже очень важный блок. Вот пример списка целей на год, связанных со здоровьем:

  • Полностью отказаться от белого сахара.
  • Начать правильно питаться, сбалансировать свой рацион.
  • Отказаться от беспричинного употребления алкоголя, а-ля «Да я только бутылочку пива вечером».
  • Записаться в фитнес-клуб и нанять персонального тренера.
  • Пойти в бассейн.
  • Привить себе привычку каждый день выпивать по 1,5-2,5 литра чистой воды.
  • Начать бегать на дорожке. За год увеличить скорость с минимальной до максимальной.

Здесь тоже могут иметь место цифры. Особенно актуально это для девушек - в список целей на год многие из них включают похудение и тщательно расписывают, от какого количества килограммов они желают избавиться за месяц.

Отношения

Всем известно, что над ними нужно работать. И если уж возник вопрос о том, как составить список целей на год и что в него включить, то нужно не забыть и о теме отношений. Здесь перечень может быть таким:

  • Научиться слушать и слышать своего партнера.
  • Принимать людей такими, какими они являются. Понять, что попытки «перекроить» их - неуважение, ибо так человек словно говорит, что ему плевать на их истинную, искреннюю сущность.
  • Научиться находить правильные, нужные собеседнику в конкретный момент слова поддержки, которые реально могли бы его утешить.
  • Сделать приятные подарки друзьям и близким просто так.
  • Найти новое совместное хобби вместе со второй половинкой. Заняться чем-то необычным, привнести новизну в отношения.
  • Больше экспериментировать в интиме.
  • Научиться давать конструктивные советы.
  • Привить привычку ставить себя на место других людей, чтобы лучше их понимать.

Что ж, целей можно сформировать еще очень много. Но в данном случае важно не только количество, а еще и качество. В список надо вносить лишь то, что действительно важно и имеет ценность. А потом, составив его и красиво оформив, можно закрепить на видном месте. Или даже вставить в рамочку - будет лучше смотреться и дополнительно вдохновлять.

Приветствую. Очень рада всех видеть! Как только стихают новогодние праздники, люди начинают задумываться, как улучшить свою жизнь в новом году и какие цели стоило бы поставить. Но перед тем, как начать писать новую главу, необходимо вспомнить предыдущую и сделать соответствующие выводы. Итак, тема заезженная, но с новыми подсказками и идеями от коучеров — как правильно писать цели на год, а именно на 2018 год.

Если в этом году вы решили четко и скрупулезно поставить цели, как я, то предлагаю пройтись со мной по всем рекомендациям, которые дают коучеры и психологи. А самая главная рекомендация — определить истинность цели. Если цель ложная, то вряд ли получится ее достичь в этом году. Как это сделать немного ниже. Коучеры рекомендуют начать с оценки предыдущего года (внутренних и внешних своих изменений, духовных и материальных приобретений) и, конечно, благодарности себе и всем за все эти изменения.

Вопросы к прошлому году

Для того, чтобы провести ревизию ушедшего года, мы предлагаем вам ответить на следующие вопросы. Постарайтесь быть максимально честными и объективными, ведь от оценок зависит ваша же мотивация действовать на благо будущего.

  1. Насколько вам понравился уходящий год?
  2. Сколько было позитивных событий? Какое из них хотелось бы запомнить навсегда?
  3. Что из запланированного удалось реализовать? Каких результатов вы достигли в различных сферах своей жизни?
  4. Охарактеризуйте прошедший год одной фразой.
  5. Какие дела не удалось выполнить? По какой причине?
  6. Чему вы научились? Какие знания и навыки приобрели? Какие книги прочитали? Какой опыт получили?
  7. Насколько вырос ежемесячный доход по сравнению с прошлым годом?
  8. О чем вы сожалеете? Вспомните и простите себя.
  9. Хотите ли вы прожить этот год так же, как и предыдущий?

Задание лучше всего выполнять письменно, чтобы перечитать результаты и решить, удовлетворены ли вы ими. И если нет, то задайтесь вопросом, почему из 365 дней вы грамотно использовали для себя всего лишь некоторые из них? Неужели не было возможности научиться чему-то новому, порадовать себя прочтением хорошей книги или отправиться на какое-нибудь мероприятие за яркими впечатлениями?

И, самое обидное, наверняка в январе того года вы точно так же представляли, как изменится ваша жизнь, если поставить цели и начать реализовывать себя. Так почему же поставленные цели не оказались воплощены?

Как правильно ставить цели?

Начать новую жизнь — непросто, потому что это сопряжено с необходимостью отказаться от лени и регулярно переступать через препятствия. Будьте уверены, что как только вы поставите себе новую цель, вокруг создадутся максимально неблагоприятные условия для ее достижения. Именно поэтому люди обычно не выполняют собственные планы. Это напрямую связно с естественным страхом изменить жизнь и собственную личность, ведь ни одна цель не будет исполнена без выполнения большого объема работы над собой и окружающей средой.

Человеку свойственно находиться в состоянии безволия и действовать по привычному, предсказуемому сценарию, а для того, чтобы достигать цели, необходимо отказаться от этого и изменить все. Поймите, что ваша задача не только поставить цель, но и действовать тоже.

Для того, чтобы раз за разом преодолевать себя и возникающие на пути трудности, необходимо действительно хотеть достичь цели. Вы должны получать удовлетворение от процесса работы на собственные желания. Навязанные и чужие цели необходимо отсечь в самом начале пути, потому что они никогда не принесут счастья.

Важно четко формулировать собственные цели на будущий год, охватив все сферы жизни. Например, личную, рабочую, финансовую, и так далее. Чем больше конкретики, тем лучше. Обязательно зафиксируйте каждый этап достижения цели.

План постановки целей

  1. Сформировать образ жизни желаемого будущего года в различных сферах своей жизни (карьера, семья, отдых).
  2. Определить свои истинные цели на будущий год.
  3. Разработать план их достижения.
  4. Действовать.

История Джона Годдарда

Джон Годдард известен как исследователь, путешественник, ученый и антрополог. Он написал несколько книг, удостаивался множества наград и несколько раз попадал в книгу рекордов Гиннеса. Будучи пятнадцатилетним подростком, он перечислил на бумаге 127 целей на жизнь, среди которых были покорения крупнейших рек, восхождения на высочайшие вершины, пилотирование новейших самолетов и изучение затерянных племен. За 87 лет жизни Джон Годдард выполнил 114 пунктов из своего списка.

Лайф-лист

Лайф-лист — это список тех целей, которые хотел бы достигнуть человек в течении своей жизни. Часто пункты в подобном списке называются не целями, а желаниями, чтобы человек не ограничивал себя по тому или иному признаку.

Критерии к лайф-листу

  1. Исполнение желаний/целей должно зависеть от вас.
  2. Это должны быть эмоционально окрашенные и значимые события.
  3. Не включайте в список покупку вещи ради самой вещи; укажите, для чего она нужна.
  4. Проверяйте, действительно ли это ваше желание, а не навязанное?
  5. Делайте формулировки предельно конкретными.

Прежде, чем браться за цели на ближайший год, рекомендуется составить собственный лайф-лист и записать все, что приходит в голову, если оно не противоречит вышеперечисленным критериям. Не стесняйтесь вносить в список свои детские и юношеские мечты. Многие психологи считают, что именно исполнение детских мечт делает людей по-настоящему счастливыми.

И не смейтесь над собой! Если вы мечтали стать известным гитаристом, то почему бы не купить, наконец, гитару и не научиться играть над ней? Может, и не дело всей жизни, зато прекрасное хобби, способное подарить ощущение счастья.

Представьте собственные похороны

Данное задание может показаться мрачным и крайне неприятным, но его выполнение необходимо для того, чтобы человек понял ценность собственной жизни, и четко представил, какой след хочет оставить после себя. Не относитесь к данным вопросам как к плохому предзнаменованию.

  1. Представьте, что вы находитесь на собственных похоронах. Порекомендуйте что-то себе в настоящем времени из этой позиции восприятия.
  2. Что скажут ваши близкие, родственники, друзья, коллеги и знакомые в качестве прощального слова? Как они будут описывать вас и ваши достижения в различных сферах жизни?
  3. Что бы вы хотели услышать от них?

Перечитав собственные ответы на вопросы, сделайте выводы, которые помогут вам улучшить качество своей жизни и оценить сегодняшний день по достоинству. Сталкиваясь со смертью даже мысленно, человек испытывает мощнейший жизненный подъем.

Цели и ценности

Настало время поговорить об актуальных целях на обозримое будущее. Разделите листок на три части и распишите свои цели на 3 года, на 1 год и на последние 6 месяцев жизни (просто представьте, что бы вы стали делать, если бы узнали о своей скорой смерти). Желательно ограничиться 6 пунктами в каждой категории.

Затем возьмите новый листок, вновь разделите его на три части и распишите ценности личной жизни, деятельности и отдыха (также по 6 штук в каждой сфере). Убедитесь, что в списках нет навязанных, то есть не ваших ценностей.

Теперь от каждой ценности проведите линии к тем целям, которые удовлетворяют эти ценности. Те цели, которые удовлетворяют больше ценностей являются истинными. Можно таким образом определить рейтинг целей. Если есть цель, которая не удовлетворяет ни одну ценность, то вряд ли она будет достигнута, пока не изменятся ваши ценности.

Вот что получилось у меня. Цифры в кружочке возле целей — то, сколько ценностей она поддерживает.

Дело в том, что те цели, которые удовлетворяют максимальное количество ценностей и поддерживаются ими, имеют больше шансов на реализацию, поскольку имеют сильную внутреннюю поддержку. Очень важно, чтобы цели и ценности были связаны. Понимание истинности цели и ценности — это уже шаг к изменению жизни в лучшую сторону.

Особое внимание необходимо уделить тем целям, которые вы поставили бы себе на последние 6 месяцев жизни. Зачастую там находятся желания, которые вызывают мощный эмоциональный отклик, но постоянно откладываются на потом по тем или иным причинам. Сядьте и хорошенько подумайте, стоит ли постоянно откладывать их в дальний ящик, если их достижение способно подарить столь желаемое ощущение счастья и полного удовлетворения?

Проверка цели на истинность

Если вы думаете о поставленной цели и ничего внутри не чувствуете, то вам стоит сейчас же вычеркнуть ее из списка. Да, она может быть хорошей, полезной, правильной по всем пунктам. Но достигнуть ее без физиологического отклика невозможно, поскольку главный инструмент по достижению цели — это человек, а он не будет действовать, пока не почувствует себя эмоционально вовлеченным в процесс. Мысль о цели должна вызывать воодушевление, радость и желание действовать прямо сейчас. В противном случае она является надуманной и ничего не стоит.

Как проверить цель на истинность?

  1. Когда вы думаете о цели, чувствуете ли вы повышение жизненного тонуса?
  2. Представляя образ цели и результаты ее достижения, вам хочется приступить к процессу уже сейчас?
  3. Можете ли вы дать ясный и четкий ответ на вопрос, зачем нужна эта цель? Какие у вас откроются возможности, как ее достижение повлияет на все стороны жизни.
  4. Есть ли связь с детскими мечтами. Ведь такие цели наиболее эмоциональны и смогут дать энергию для достижения результата.
  5. Вы будете получать удовольствие от самого процесса достижения цели?
  6. Готовы ли вы бороться за достижение поставленной цели в ущерб своему привычному укладу и комфорту?
  7. Представьте, что вы достигли цели. Вам нравятся изменения и последствия?
  8. Вы верите в собственную способность достичь поставленной цели?

Обязательно оцените перспективность поставленной цели, ведь за ней должны следовать новые возможности, способные изменить жизнь в лучшую сторону. Не стоит трудиться зазря ради целей, которые не способны раскрыть потенциал.

И помните, важен не результат — достижение цели, а трансформация вас как личности в процессе достижения цели. Сам процесс достижения должен нравиться, вы должны находиться в состоянии «напряженного удовольствия». А это возможно, только если цель истинна и желанна.

Цель должна быть оплачена

Цель не может быть одновременно глобальной, хорошей и удобной. Признайте необходимость оплатить достижение целей различными неудобствами, связанными с постоянной работой над собой, превозмоганием трудностей, переменах в жизненном укладе. Невозможности достичь цели в одной сфере жизни не затронув при этом другие.

После того, как вы осознали это, сядьте и проведите анализ тех изменений, которые произойдут в процессе и в результате достижения поставленных задач. Устраивают ли они вас целиком и полностью или же с основания разлагают устоявшийся порядок? Готовы ли вы пожертвовать чем-то во имя лучшей жизни или же привычная жизнь все же дороже? Если вы хотите отказаться от какой-то цели, то это абсолютно нормально, не стоит даже расстраиваться.

Но если вы готовы ко всем сопутствующим переменам, то действуйте и не позволяйте собственным страхам и привычкам саботировать вас на этом пути.

Убедитесь, что:

  • цель желанна и достижима;
  • она стоит того, чтобы быть достигнутой;
  • действия, необходимые для достижения, естественны и нормальны;
  • жизнь после достижения цели станет лучше;
  • у вас присутствуют все способности для достижения этой цели;
  • вы заслуживаете этой цели.

Позитивная формулировка цели

Очень важно правильно формулировать цели. Нельзя использовать негативные формулировки, например «Я не хочу жить в этом городе», подразумевая желание куда-то переехать. Почему бы не написать «Я хочу переехать в Москву/Киев/Лондон»?

Ограничиваться этим пунктом не стоит, представьте свою цель в красках, образах и звуках, запишите их тоже. Осознайте, как вы узнаете, что достигли поставленной цели и отметьте это следующим пунктом. Для большей эффективности рекомендуется расписать, почему для вас так важна эта цель и поддерживают ли ее какие-то ценности. Если да, то какие именно?

Помните, что конкретика — ваш лучший друг.

Подготовьтесь в трудностям

Уже было неоднократно сказано, что достигать поставленных целей нелегко. Это сопряжено с определенными трудностями и вызовами. Лучше всего подготовиться к этому, составив список тех сложностей, которые могут поджидать вас на пути достижения той или иной цели, дабы впоследствии, когда препятствие появится на пути, вы не спасовали и не растеряли решимость. Проиграйте все возможные сценарии в голове и сразу же отметьте, как бы вы реагировали на те или иные события, способные вам помешать. Это отличная шпаргалка себе на будущее.

Не позволяйте своим целям оставаться только на бумаге. Ваша жизнь находится в ваших руках и вы всегда достойны большего, чем имеете!

С чего начать достижение?

Ребята жду ваших комментариев. Понравилось ли вам так долго и сложно, по-новому, ставить цели. Удалось ли вам дочитать и сделать все до конца.

Целеполагание

Целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.

Целеполагание - первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач .

Термин «целеполагание» применяется для именования краткосрочных обучающих курсов - тренингов, - популярных в бизнес-среде, изучающих системы планирования, методики управления временем (time management), в результате которых должны достигаться:

  • умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;
  • способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;
  • умение правильно устанавливать цели и достигать их.

Результатом целеполагания в производстве и сервисе является увеличение производительности труда и снижение совокупной стоимости владения решением..

Целеполагание , также - одна из основных составляющих прототренинга (тренинги Эпштейна М. М., ЭГМ БТК), позиционируемого среди бизнес–тренингов как ключевого в формировании успешного организатора, управленца.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Целеполагание" в других словарях:

    Целеполагание … Орфографический словарь-справочник

    Энциклопедия социологии

    целеполагание - tikslo kėlimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mąstymo ir valios proceso etapas, kuriame vyraujantys motyvai lemia numatomo veiklos rezultato pasirinkimą. Tai specifinis žmogaus veiklos komponentas, lemiantis kitus jos komponentus… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    целеполагание - целеполаг ание, я … Русский орфографический словарь

    ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в его продукции и услугах и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения … Большой экономический словарь

    ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - переосмысление человеком того места, которое он занимает в экономической, социальной, производственной структуре мира … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - англ. realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно реальном результате деятельности… … Толковый словарь по социологии

    ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - процесс формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом; начинается на уровне потребностей (см.), переходит уровень мотивов (см.) и определяется в цели. Цель образуется при встрече мотива (как осознанного стремления к… … Российская социологическая энциклопедия

    Целеполагание - постановка цели субъектом деятельности. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Книги

  • Современный отечественный уголовный процесс: целеполагание, система целей, задач и функций, средства , Алексей Павлович Попов. В прошлом году была издана монография этого известного автора, серьезного исследователя и опытного сотрудника органов внутренних дел, «Целеполагание в современном отечественном уголовном… электронная книга
  • Урок в условиях ФГОС. Целеполагание. Технологизация. Оценка результативности (CD). ФГОС , Пашкевич Александр Васильевич. Настоящий компакт-диск "Урок в условиях ФГОС. Целеполагание. Технологизация. Оценка результативности" серии" Методическая лаборатория" содержит системный анализ…