Все люди, населяющие мир, — разные. Это утверждение относится и к интеллектуальному уровню. Почти каждый считает себя умным, но человек не может объективно оценить свой интеллект. Конечно, мысли в вашей голове всегда звучат очень умно, однако есть несколько признаков высокого интеллекта у человека, как и особенностей низкого IQ.

Интеллект, как умственный, так и эмоциональный, очень важен. Особенно в профессиональном контексте, развитый и гибкий разум может стать лучшей предпосылкой для успеха в жизни. «Человек с низким интеллектом нередко имеет привычки, способные привести к катастрофическим последствиям», — пишет «The Independent». Итак, люди с низкой степенью интеллекта…

Обвиняют других в своих неудачах

Эта привычка выразительная, непрофессиональная, не характерная для человека с высоким коэффициентом интеллекта. Попытки обвинить в своих неудачах других людей характеризуют не самого умного человека. Люди с низким IQ предпочитают не отвечать за неправильные решения, для них лучше «купаться» в жалости к себе или просто обвинить во всем других.

Т. Брэдберри, автор книги «Emotional Intelligence 2.0.», говорит: «Не стоит обвинять и перекладывать ответственность на другого. Если вы сыграли роль – даже самую малую – в конкретном случае, и что-то пошло не так, признайте это», — говорит Брэдбери. «Как только вы начнете обвинять в неудачах других, окружающие начнут воспринимать вас как человека, не отвечающего за свои действия».

Показатель высокого интеллекта – это признание того, что ошибка является шансом получить новый опыт. Дж. С. Мозер из университета Мичигана, в ходе своего исследования пришел к выводу, что мозги умных личностей реагируют на ошибки и неудачи по-разному.

Всегда доказывают свою правоту

В спорной ситуации интеллигентные люди имеют больше шансов стать на место оппонента, понять его аргументы, интегрировать их в свои мыслительные цепи, пересмотреть текущие взгляды. Явное проявление интеллекта – это умение с другой точки зрения смотреть на вещи, понимать их. Интеллектуальные люди открыты для новой информации, изменениям общепринятых принципов.

Наоборот, люди с низкими мыслительными способностями продолжают споры, не уступают со своей позиции, не разбираясь в имеющихся аргументах, не замечают ума и компетентности оппонента. Такая повышенная оценка самого себя называется эффектом Даннинга-Крюгера. Речь идет о когнитивной предвзятости, заставляющей менее компетентных людей переоценивать свои способности, недооценивая разум других.

Умный человек также доказывает свою правоту, но он умеет слушать, рассматривать имеющиеся аргументы, основывая на них конечное решение.

Гневно и агрессивно реагируют на споры

Разумеется, высокий уровень интеллекта не определяется постоянным спокойствием; даже самые интеллигентные люди злятся. Но для низкого IQ агрессия – это, буквально, синоним выхода из ситуации, идущей не по их плану. При появлении чувства отсутствия контроля ситуации согласно своим представлениям, такие люди склонны использовать гнев для доказывания своей позиции.

Ученые из университета Мичигана в ходе исследования четко показали взаимосвязь между агрессией и низким IQ. В заключительном отчете они заявили: «Нам кажется, что люди с низким IQ агрессивно реагируют уже с раннего возраста. Такие гневные проявления усложняют умственное и социальное развитие ребенка, приводя к появлению определенных расстройств».

Не обращают внимания на чувства других

Разумный человек может ставить себя на место других, что позволяет ему понять их позицию. Р. Джеймс из университета Техаса в ходе исследования, включившего 1000 американцев, обнаружил, что люди с высоким разумом часто предлагают помощь, ничего не ожидая взамен. Поэтому ученые считают, что способность принимать во внимание потребности других, делает умных людей склонными к оказанию помощи.

«Лица с развитыми мыслительными способностями могут понимать чувства других людей», – говорится в исследовании. Людям с низким IQ сложно представить, что кто-то может иметь другое мнение, поэтому не соглашаются с ним. В их понятии, идея сделать что-то для другого, не ожидая доброты, как минимум, странная.

Считают себя лучшими

Интеллектуальные люди могут помогать другим, не опасаясь остаться в тени. Они обладают здоровым уровнем доверия и ума, необходимого для точной оценки своей компетенции. Напротив, люди с низким разумом склонны клеветать на других в целях выставления себя в лучшем свете. По мнению ученых, предубеждения – это не симптом хорошего IQ.

В ходе исследования, проведенного в университете Брок (Онтарио), ученые обнаружили, что «люди, имеющие низкий уровень интеллекта, часто требуют более суровых наказаний, более гомофобны, среди них больше расистов». Согласно специалистам-биологам, способность сотрудничать сыграла важную роль в общем развитии человечества. Это говорит о том, что один из важнейших признаков IQ – способность налаженной работы с окружающими.

Удивительные признаки интеллекта

Однако, согласно экспертным исследованиям, есть и другие интересные факторы, которые могут показать, что ваш интеллект выходит за рамки посредственности. Узнайте, как понять что у вас высокий интеллект; посмотрите, не относится ли к вам какой-либо из удивительных научно доказанных признаков хорошего IQ.

Вы – первенец

Если вы – самый старший ребенок, поздравьте себя. Новое исследование, проведенное в Университете Эдинбурга, показало, что у перворожденных детей более высокие результаты в IQ, чем у их младших братьев и сестер. Какая может существовать связь между первенцами и исключительными ментальными способностями?

Специалисты наблюдали за 5000 детей с момента их рождения до 14 лет, и каждые 2 года оценивали, как дети читают, пишут, решают словные и математические задачи. Ученые обнаружили, что, несмотря на одинаковую эмоциональную поддержку, оказываемую детям родителями, первенцы получают больше задач, способствующих улучшению их мышления.

Вы ругаетесь

Ругательства у большинства людей ассоциируются с недостатком умственных способностей и воспитанности, но, как ни удивительно, резкие выражения иногда могут указывать на высокий интеллект. Ученые из Марист Колледжа в Нью-Йорке подчеркнули связь между «крепким словцом» и IQ.

Они попросили добровольцев высказать (в устной или письменной форме) как можно больше слов из разных категорий, таких как непристойности, животные, слова, начинающиеся с определенной буквы. После оценки результатов эксперты узнали, что люди, которым удалось написать наибольшее количество повседневных концепций, включили в свои списки больше ругательных слов.

Специалисты объясняют это так, что нецензурные слова расширяют словарный запас, а правильное использование широкого спектра слов – это признак повышенных интеллектуальных способностей.

Вы имеете понятие черного юмора

Следующий признак высокого интеллекта у подростков (как правило, от 16-17 лет) и взрослых – понятие черного юмора. Слегка искаженное чувство юмора, понятного далеко не всем, согласно австрийским ученым из области психологии, указывает на высокий интеллект. Они попросили более 150 человек оценить мультфильмы, включающие черный юмор. Затем измерили их вербальный и невербальный интеллект, перепады настроения, агрессивность. Участники, предпочитающие наиболее вульгарные шутки, имели более высокий уровень обоих типов интеллекта, были менее агрессивными, чем люди, отдающие предпочтение традиционным формам юмора.

По мнению ученых, причина заключается в том, что для понятия вульгарной шутки необходимо задействовать всю умственную силу, что могут сделать не все. Черный юмор намного сложнее, чем типичная шутка, поэтому для ее оценки нужны хорошие мыслительные способности.

Ваша мать страдала от тошноты во время беременности

Неприятная тошнота при беременности затрагивает почти всех будущих мам, но ее интенсивность может быть показателем интеллекта их детей. Исследователи из Торонто (Канада), изучали будущих матерей во время беременности, а затем – их детей после рождения.

Эксперты обнаружили, что дети женщин, наиболее сильно страдавших от утренней тошноты в период вынашивания ребенка, позже получали более высокие баллы в тестах IQ, чем дети мам, не проводивших каждое утро в обнимку с унитазом.

Ученые связали это явление с уровнями гормонов матери, эстрадиола и пролактина. Женщины с утренней тошнотой подвергают своих детей воздействию более высоких уровней этих гормонов, что может привести к усилению развития мозга плода.

Вы – сова

Для вас характерен ритм совы? В таком случае, согласно британскому исследованию, вы умнее людей, предпочитающих жить в соответствии с противоположным ритмом (жаворонки). Специалисты в ходе 8-летнего исследования наблюдали за 20000 подростков, и пришли к интересным выводам.

Люди, ложащиеся спать позже, чем их сверстники, более умны, обладают повышенным IQ. Ученые полагают, что лица с развитыми мыслительными способностями смогли изменить свой естественный циркадный ритм (термин, более известный, как внутренние часы), заставлявший их ложиться спать раньше.

Наши предки инстинктивно спали ночью, чтобы избежать ночных хищников, но умные, современные люди эволюционировали на этих рисках, адаптировались к ночным часам, что предки сделать не могли.

Для того, чтобы повысить IQ, не следует менять циркадный ритм. Достаточно тренировки мозга, памяти, внимания. Кроме того, помните, что большинство здоровых людей должны спать не менее 7-8 часов.

Вы – интроверт

Вам не нравится большой город, вы не любите ходить на вечеринки, испытываете дискомфорт в переполненном баре? Эти признаки, характерные для интровертов, свидетельствуют о повышенном интеллекте. Британское исследование, в котором оценивались 15000 взрослых людей, показало, что лица с хорошим показателем IQ менее удовлетворены проживанием в густонаселенном районе.

Кроме того, эти люди сообщали о большем удовлетворении жизнью при условии меньшей траты времени на общение с друзьями, чем люди с более низким уровнем интеллекта. Интровертированный образ мышления развивался вместе с эволюцией – наши предки жили в племенах, и социализация часто была необходима для выживания, объяснили исследователи. Но умные люди, вероятно, вышли за рамки «племенной поддержки». Это значит, что они могут адаптироваться к современному быстро меняющемуся обществу, независимо от своих сверстников.

Текст: Илья Янович

Идея измерять человеческий интеллект с помощью относительно простого теста появилась больше ста лет назад и с тех пор попадала в разные руки. Единого и универсального теста на IQ не существует, но к подобной методике до сих пор прибегают как некоторые работодатели на собеседованиях, так и сторонники ультраправых взглядов, пытающиеся с научных позиций доказать теорию расового превосходства.

Впрочем, некоторое время назад учёные заметили , что среднее значение коэффициента интеллекта в развитых странах от Великобритании и Дании до Австралии начало падать, хотя стабильно росло последние 80 лет. Разбираемся, важен ли вообще показатель IQ и что он в действительности говорит о человеке.

Что влияет на наше
умственное развитие

Новозеландский политолог Джеймс Флинн первым заметил связь между уровнем жизни и показателем IQ. Развитие науки и образования, новые изобретения, улучшение жилищных условий, здравоохранения, питания, снижение уровня преступности - вот некоторые факторы, которые влияют на интеллектуальное развитие.

Так называемый эффект Флинна подтверждают и практически все локальные исследования. Например, в Дании тест на IQ должны пройти все люди, готовящиеся стать военными, - и так уже более 60 лет, причём тест, адаптированный в середине прошлого века, обновили лишь несколько лет назад. Средний результат при этом рос с каждым годом: с теми баллами, которые в 1950-х годах считались нормой, сегодня вас могут не принять на службу. Рост продолжался до конца 1990-х, в 2000-х цифры застыли, незначительно колеблясь то в одну, то в другую сторону, а теперь пошли вниз. И не только в Дании: о схожих результатах докладывают многие университеты и исследовательские центры по всему миру.

На первый взгляд этому нет никакого логического объяснения: согласно эффекту Флинна, рост должен только набирать обороты. Более того, учёные из Университета Отаго - именно того, в котором Флинн вёл свои исследования - добавляют к факторам роста ещё и информационный поток. Число газет и журналов в середине XX века выросло во много раз, тогда же появилось телевидение, и люди, постоянно пропуская через голову большие объёмы данных, научились проще усваивать любую новую информацию. Падение показателей совпало с массовым распространением интернета, что ещё сильнее запутывает.

Два объяснения этому явлению есть у самого Флинна. Первая версия - по статистике в развитых странах обеспеченные и добившиеся относительных успехов пары всё чаще заводят одного ребенка, в то время как многие многодетные семьи живут у черты бедности. Родители там не получили должного образования и не могут позволить оплатить колледж или университет детям, а плохие жилищные условия, согласно всё тому же эффекту Флинна, ведут к падению интеллекта. Эта гипотеза, во-первых, требует дополнительных исследований, во-вторых, состоятельна только в том случае, если гены действительно влияют на уровень IQ.

Гены и правда влияют на уровень IQ, причём значительно, говорится в результатах исследования американского психолога Роберта Пломина. Но у этого предположения есть множество противников: якобы Пломин и его коллеги не привели убедительных доказательств в пользу того, что из хороших семей умные дети выходят именно из-за генетических связей, а не из-за окружающей их комфортной среды.

Вторая версия Флинна: высокий уровень жизни давно уже стал нормой для большинства развитых стран, уровень этот сегодня растёт незначительно или не растёт вовсе, из-за чего и средний IQ больше не поднимается.


Что на самом деле измеряют IQ тесты и почему они не универсальны

Тест, очень близкий к тому, что мы сегодня понимаем под тестом на IQ, в 1912 году разработал немецкий психолог Уильям Льюис Штерн. Он взял за основу разные задачи и головоломки XIX века и подвязал их под свою систему изучения детской психологии - результат частично напоминал параллельно разрабатываемый Альфредом Бине психологический тест. По сути, Штерн хотел создать методику оценки потенциала развития у детей, но все последующие IQ-тесты (в том числе и тесты неоднозначного британского психолога Ганса Юргена Айзенка, популяризовавшие саму идею измерения IQ) предполагали вариации для взрослых.

Тест, во время которого надо ответить на 40 вопросов за 30 минут, слишком несовременный и неточный. Но он так глубоко проник в университеты, исследовательские институты, а теперь уже и в интернет , что его не могут выветрить до сих пор. Если вы проходили тест на IQ в школе, это наверняка была одна из многочисленных вариаций теста Айзенка. При этом стандартизированный тест за 100 с лишним лет так и не появился: есть несколько десятков основных вариантов (Кеттела, Векслера и других психологов), а также несколько сотен их модификаций - и это если учитывать только тесты, которыми пользуются крупные учёные, и не брать в расчёт адаптированные версии для разных возрастов.

Тест на IQ, скорее всего, проходил каждый из нас, хотя бы из интереса, но многие затрудняются ответить, что же именно он измеряет. Самый популярный ответ - какой-то условный «ум». На деле средний тест на IQ определяет вашу способность анализировать новую информацию (как используя, так и не используя старую) относительно вашего возраста. При этом тесты специально разрабатывают таким образом, чтобы среднее значение было равно 100 очкам. Считается, что результат ниже 70 очков говорит о проблемах в умственном развитии, а вот так называемый порог гениальности сильно варьируется от версии к версии: где-то он начинается со 140 баллов, где-то - со 160.

Негласно человеком с самым высоким IQ в истории считается американец Уильям Сайдис, родившийся в 1898 году. Писатель, асексуал, политический активист, он в три года прочитал «Илиаду» в оригинале, знал к совершеннолетию несколько десятков языков и придумал один собственный, был невероятно способен в математике, выпустил несколько фантастических книг и монографий на разные темы. Точные данные о его показателе IQ не сохранились, но, по неподтверждённым данным, достигали коридора в 250–300 баллов. Тем не менее единственным его прагматичным изобретением, «вечным календарём», сегодня никто не пользуется.

Умный и успешный по всем видимым параметрам человек с заурядным
или даже низким IQ - далеко не исключение

Проходя один и тот же тест с небольшими перерывами, вы можете получить разные результаты, потому что на концентрацию значительно влияет ваше физическое и психологическое состояние. Но даже в потенциально стерильных условиях IQ-тестам далеко до высокой точности. Например, в варианте теста Айзенка, долго использовавшемся в США для того, чтобы проверять дошкольников в возрасте от 3 до 5 лет, был вопрос, какого цвета яблоко. Правильный ответ - сказать, что цветов много, и назвать некоторые из них, но высока вероятность, что трёхлетний ребенок мог видеть только красные или только зелёные яблоки, и это никак не влияет на его умственные способности.

Некоторые версии теста Рудольфа Амтхауэра вообще задают вопросы на эрудицию («что измеряют в джоулях?») - ответ можно за секунду узнать в интернете или справочнике, отчего вы не станете способнее. Психолог У. Джоэль Шнайдер в интервью изданию Scientific American также напоминает, что средний тест на IQ даёт не только очень приблизительное, но и очень усреднённое значение, потому что складывается из нескольких субтестов, каждый из которых проверяет разные типы мышления. Таким образом, человек с выдающимся абстрактным мышлением и слабым вербальным с большой вероятностью получит средний результат.

Исследовательские центры используют более совершенные системы, выдающие не только средний балл, но и очень подробную статистику. Одну из таких программ под названием Compositator разработал сам Шнайдер, хотя признаёт, что и она далека от нужной точности, а умный и успешный по всем видимым параметрам человек с заурядным или даже низким IQ - далеко не исключение. В своём блоге, во многом посвящённом как раз измерению IQ, Шнайдер отмечает, что общественный интерес к тестам на коэффициент интеллекта и их результатам падает: их уже не воспринимают слишком серьёзно. Это особенно заметно по американским работодателям: в 50-е годы, когда измерение IQ стало популярным, крупные компании хотели брать на работу только людей с высоким баллом и даже устраивали тесты прямо на собеседовании, но к 2000-м от такой практики почти полностью отказались.

Наконец, ещё одна важная проблема тестов на IQ - строгая привязка ко времени. Известно, например, что Альберт Эйнштейн думал чрезвычайно медленно и не укладывался в отведённые сроки на экзаменах, но едва ли кто-то будет сомневаться в уровне его интеллектуальных способностей.


Важен ли высокий IQ

Есть несколько организаций, объединяющих людей с чрезвычайно высоким IQ. Mensa International примет тех, чей результат выше, чем у 98 % населения (то есть двух человек из ста). Хотя проходить вам всё равно нужно будет не стандартный IQ-тест, а специально переработанный. Prometheus Society гораздо строже: их тесты разработаны таким образом, чтобы их мог пройти лишь один человек из 30 тысяч. Организация растёт очень медленно: в 2013 году она насчитывала лишь около 130 членов.

Сайт Mensa позволяет поучаствовать в интеллектуальном упражнении - пройти тест из 30 вопросов за час. Это не традиционный тест на IQ и не экзамен для приёма в Mensa. Вас предупреждают, что тест создан исключительно для развлекательных целей, но на основе тех вопросов и методик оценки интеллекта, что и настоящий Mensa-экзамен, которого в открытом доступе нет. Многие задания напоминают тест Айзенка, но в конце вам детально распишут методы решения вопросов и самые распространённые ошибки, допущенные вами.

Каких-то необычайных достижений у членов Mensa и Prometheus нет. 68-летняя американская журналистка Мэрилин вос Савант, член Prometheus и рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по баллам IQ с 1986 по 1989 год, ведёт колонку в журнале Parade, решает логические парадоксы, выпустила несколько книг и написала несколько пьес. Но вы могли вовсе о ней не слышать, хотя по результатам теста это самая выдающаяся женщина в истории. Последний рекордсмен книги Гиннесса, кореец Ким Ун Ён, быстро осваивал математику и иностранные языки, решал задачки на скорость в передачах местного телевидения, но к своему 51 году тоже не отметился ничем по-настоящему значимым. В 1990 году Книга рекордов Гиннесса вообще перестала включать IQ-чемпионов в свои издания, объяснив это тем, что тестов слишком много, все они дают разные результаты и определить победителя невозможно.

Хотя средний IQ и правда падает по всему развитому миру, это ни на что заметным образом не повлияло, говорит Томас Тидл, профессор университета в Копенгагене и тот самый учёный, заметивший снижение среднего IQ у датских военных. Количество научных публикаций растёт, всё больший процент людей получает высшее образование, темпы развития технологий повышаются с каждым годом, и не очень понятно, может ли вообще среднее значение IQ влиять на что-то, кроме статистики. Так что не следует придавать слишком большое значение каким-то условным цифрам.

Материал подготовлен редакцией ИноСМИ специально для раздела РИА Наука >>

Скотт Барри Кауфман (Kaufman)

В. Джоэл Шнайдер — психолог из Университета штата Иллинойс. Участвует в двух проектах: "Программа по клиническому консультированию" и "Программа количественной психологии". Кроме того, он сотрудничает со Службой мониторинга успеваемости учащихся колледжей, куда может обращаться не только молодежь, но и взрослые, чтобы узнать о своих интеллектуальных способностях — сильных и слабых сторонах. Основная сфера научных интересов Шнайдера — количественная оценка психологических данных. Кроме того, Шнайдер учит врачей правильно пользоваться методами математической статистики, что позволит им получить более рельефное представление о конкретных заболеваниях и более точно ставить диагнозы. Шнайдер ведет один из моих любимых блогов по измерению IQ — "Assessing Psyche" ("Измеряя душу"). Я очень обрадовался, когда Шнайдер согласился дать мне интервью.

— Как вы определите понятие "интеллект"?

— Большинство людей определяет понятие "интеллект", руководствуясь лишь своими личными представлениями. Так, инженер будет вкладывать в это понятие те качества, которые имеются у хорошего инженера, художник — те, что присущи великому художнику. Точно так же поступят и другие группы людей — ученые, предприниматели, спортсмены. Я, например, выделю в "интеллекте" те качества, которые характерны для хорошего ученого-психолога. Но существуют не только различия между определениями, но и нечто в них общее. Поскольку определений "интеллекта" много, то каждое из них имеет право на существование. Получается, расхождения в трактовках этого понятия велики, из-за чего определение термина "интеллект" становится неоднозначным, ведь самые разные группы населения будут его понимать по-своему.

Итак, слово "интеллект" порождено широкими массами населения, но из этого вовсе не следует, что оно примитивно и требует научной доработки. Наоборот, многие понятия, рожденные в недрах народа, невероятно тонки и сложны. Поэтому переводить их на язык формальных научных понятий — это все равно, что переделывать народную песню в оперу. Конечно, в операх тоже используются народные песни, к тому же, народный и научный языки могут друг друга подпитывать, но не всегда это нужно. По этой причине не хочу лишний раз напоминать, что есть нечто сомнительное в том, чтобы рассматривать исследования интеллекта как раздел науки, поскольку психологи никак не придут к единому определению понятия "интеллект" — а им этого и не нужно делать. Да и мы от них этого не должны требовать. Если бы они вдруг пришли к согласию, то выработанное ими определение "интеллекта" все равно было бы субъективным и не могло бы считаться обязательным для остальных психологов (или для кого-либо еще). Такова природа понятий, порождаемых разными группами населения; такие понятия сохраняют подвижность, текучесть, ведь люди постоянно меняют свое мнение.

Если мы говорим, что некая концепция родилась в недрах народных масс, то из этого не следует, что она несерьезна и маловажна. Так, например, многие слова, которые мы используем для описания человека, — "вежливый", "спокойный", "жадный", "достойный", "спортивный" и т.д. — это все народное творчество. Однако мы все равно продолжаем считать эти слова реальными и необходимыми. Точно в таком же ключе надо трактовать и понятие "интеллект" — оно тоже вполне реально и необходимо! Оно важно уже по определению, ведь слово "интеллект" мы используем для описания людей, которые умеют приобретать полезные знания и с их помощью решать сложные проблемы, подключив для этого логику, интуицию, креативность, опыт, мудрость.

Видите, что я только что сделал? Я дал определение понятию "интеллект" при помощи нескольких слов, столь же расплывчатых, как и само определяемое ими понятие. Конечно, словосочетания "полезное знание" и "сложные проблемы" — это абстракции, которые принимают конкретные значения только в определенных культурных контекстах. Поэтому, если у вас и у меня имеется одинаковое понимание этих туманных выражений, то мы друг друга поймем. Если мы с вами принадлежим к одной и той же социальной группе, то в этом случае эти выражения будут нести полезную информацию.

Красивые люди обладают более высоким IQ, выяснили ученые После многолетних испытаний ученые пришли к выводу, что мужчины и женщины с более привлекательными внешними данными, как правило, лучше успевают в учебе и в итоге добиваются больших жизненных успехов.

Если мы говорим, что некоторое явление обусловлено культурным контекстом, то из этого не следует, что оно может означать все что угодно. Возьмем, к примеру, слово "спортивный". Его значение будет сильно варьироваться в зависимости от возраста человека, пола, спортивных результатов и многих других факторов. Но, даже несмотря на различное понимание слова "спортивный" в зависимости от контекста, оно все равно в общих чертах обозначает "степень тренированности человека", например в спорте. Поскольку это слово придумано людьми, оно имеет множество разных трактовок. А это значит, что нельзя составить универсальный перечень определений к понятию "спортивный", которые бы применялись к любому человеку во всех ситуациях. Тем не менее некоторые определяющие признаки этого слова выделить можно, например спортивные навыки. То же самое можно сказать и насчет понятия "интеллект" — о нем имеет смысл говорить только если речь идет о конкретном человеке в конкретной ситуации в рамках конкретной культуры. Только в таком случае значение этого слова будет достаточно конкретным, для того чтобы описывать людей и высказывать суждения.

Процитирую здесь очень яркий отрывок из введения к книге Штерна "Психологические методы тестирования интеллекта" (1914): "Зачастую выдвигается следующее возражение: задачу интеллектуальной диагностики нельзя решить, покуда у нас нет точного представления о сути понятия "интеллект". Но это возражение не кажется мне уместным…. ведь мы же научились измерять электродвижущую силу, не зная, по сути, что такое электричество, мы же научились очень умело диагностировать множество таких заболеваний, об истинной природе которых нам известно очень мало".

Не нужно придавать понятиям типа "интеллект", которые порождены широкими массами людей, непременно научную форму. Содержание таких понятий будет меняться по мере прогресса в сфере науки, занимающейся исследованиями когнитивных способностей, — так происходит часто. Здесь можно, например, вспомнить, насколько удачно Говарду Гарднеру (1983) удалось уточнить и расширить смысл понятия "интеллект". Но ученым необходимо не только прийти к согласию по поводу определений, нужно еще и помочь им качественно делать свою работу и рассматривать данную тему с разных сторон. Когда-нибудь в будущем ученые придут к согласию по поводу понятия "интеллект", если такое согласие будет необходимо. На протяжении более века не удалось прийти к определению понятия "интеллект", но из-за этого ничего страшного не случилось. А может быть, такого понимания никогда и не будет.

— Что выявляют

— Важнее не что выявляют IQ-тесты, а с чем коррелируют — в этом и состоит их ценность. Сейчас IQ-тесты коррелируют с множеством ключевых факторов, хотя с момента их появления этого не наблюдалось. Но постепенно наметился прогресс. Он объясняется тем, что IQ-тесты на протяжении длительного времени видоизменялись — происходило что-то типа естественного отбора. Считается, что первый тест составил Бине, но это не совсем верно [А. Бине — французский психолог, известен как составитель психологического теста для диагностики детей с задержкой умственного развития, называвшегося "шкалой умственного развития Бине-Симона" — прим. перев. ]. Достаточно обратиться к трудам самого Бине, в которых он даже демонстрирует тестовые задания, заимствованные из книг некоторых авторов, работавших до него! Всякий раз значимые пункты теста оставляли, а незначимые убирали.

Ученые об IQ: исследования, споры, опровержения Может ли глупый человек поумнеть с возрастом, что ученые думают об IQ-тестах, влияет ли курение марихуаны на умственные способности, достиг ли человек вершины интеллектуального развития и другие исследования ученых в подборке РИА Новости.

Значимые пункты демонстрируют высокую степень корреляции с ключевыми параметрами, которые характерны для конкретной группы населения, проходившей тестирование. Незначимые пункты ни с чем не коррелируют, разве что с остальными пунктами. От некоторых тестовых заданий нужно отказаться, поскольку показатели корреляции между ними и результатами, характерными для других демографических подгрупп, сильно различаются; получается, что тесты в таком случае становятся предвзятыми в пользу одних групп за счет других.

Помните, как в том старом анекдоте про члена Французской академии говорилось: "Это работает на практике — но будет ли работать в теории?". Я не утверждаю, что теория никак не повлияла на разработку тестов и не помогла усовершенствовать процесс тестирования. Мы видим, что тестовые задания, разработанные на базе теории, как правило, эффективны. В общем, у нас есть успешные тесты вместе с теоретической базой. И эта теоретическая база, в общем-то, неплоха. Однако на данный момент строгая теория когнитивных процессов, используемая для подсчета IQ, пока что не разработана. Есть, конечно, много хороших исследований, которые пытаются описать и объяснить факторы, влияющие на результаты IQ. Литература по данной теме весьма обширна, однако я все равно считаю, что мы только делаем первые шаги.

Грубо говоря, качественный IQ-тест должен уметь выявлять то, насколько хорошо человек умеет приобретать новую информацию. Как это сделать? Один из способов такой: сначала нужно дать человеку новую информацию, а потом оценить способность ее удерживать. Такой подход хорошо работает в случае, если предлагается запомнить несложную информацию (например, запомнить списки слов или пересказать простые рассказы). Другое дело, если информация сложная. Очень непросто разработать тест, в котором можно было бы измерить способность удержания сложной информации (скажем, запомнить лекцию о политике в Ливане), поскольку уже в исходной, базовой информации содержатся различия.

Женщины в группе усиливают ее "коллективный IQ", выяснили ученые Слаженно работающая группа людей может демонстрировать уровень интеллекта, который нельзя свести к условной сумме интеллектов ее членов, и такой "коллективный IQ" зависит в том числе от количества в группе женщин, которые отличаются большей способностью к переживанию.

Обучаемость можно оценить косвенно путем измерения информации, усвоенной в прошлом. Если мы хотим измерить непосредственную способность к обучению, то данный подход оставляет желать лучшего, поскольку обучаемость зависит от многих факторов — культурных, семейных, индивидуальных различий и способности к обучению. Однако, если цель IQ-теста состоит в прогнозировании способности к обучению, то для этих целей лучше всего измерить знания, приобретенные в прошлом. Тестирование знаний — это один из самых надежных способов, который у нас есть для прогнозирования человеческих способностей.

Сейчас в нашем обществе ценится способность человека делать выводы на основании неполной информации, а также генерировать новую информацию на базе отвлеченных понятий. С помощью IQ-тестов измеряются способности субъекта к рассуждению при минимальном наличии у него предварительных знаний в конкретной области.

Эффективный IQ-тест должен оценивать способность обрабатывать визуально-пространственную информацию, а также оценивать кратковременную память и скорость обработки данных.

— О чем говорит общий IQ человека? Если IQ невелик, значит ли это, что человек неумный?

— Показатель IQ — несовершенен. Человек, у которого IQ очень низкий, скорее всего, столкнется с проблемами во многих областях. И все же, уровень IQ может и не учитывать индивидуальные особенности многих людей.

Ученые показали, что интеллектуальный уровень человека определяется развитием фронтальных и теменных отделов головного мозга, а также развитием нервных каналов, соединяющих эти отделы.

Возмущает ли нас тот факт, что IQ-тест может ошибаться? Нет. Ведь все психологические измерения приблизительны и время от времени бывают ошибочными — они такие по сути. Если результаты теста ошибочны, то нужно возмущаться лишь некомпетентностью тех, кто их проводил. Нас должен возмущать тот факт, что некоторые учреждения используют IQ-тестирование ради навязывания своего диктата. Но если неверную оценку выставил компетентный, внимательный и добросовестный врач, то этим самым мы лишний раз убеждаемся в ограниченности наших знаний. Компетентные, внимательные и добросовестные врачи, конечно же, помнят об этом недостатке тестирования — т.е. его ограниченности — и потому не стремятся делать поспешные выводы лишь на основании тестов. Если же некий институт принимает ключевые решения на основе тестов, то в нем должны существовать механизмы выявления ошибок (например, нужно время от времени проводить повторные тесты).

— Может ли человек быть очень умным, но иметь низкие результаты по IQ-тестам? Если да, то в каких случаях эта ситуация возможна?

— Таких случаев огромное количество. Такая ситуация возможна, например, при наличии языковых и культурных различий. Очень часто получаются накладки при тестировании маленьких детей, а также людей, страдающих разными психическими расстройствами. В этих случаях любой врач, который проводит тестирование, за исключением самых некомпетентных, заметит ошибку и примет соответствующие меры (например, создаст более подходящий тест или временно прекратит тестирование, отложив его до лучших времен). К сожалению, один недалекий врач может принести много вреда.

— В чем практическая польза IQ-тестов?

— Я всегда возмущаюсь, когда слышу о том, что на основании IQ-теста порой делаются некорректные выводы. Зачастую приходится слышать, как разного рода эксперты начинают фантазировать — призывать к избавлению от унифицированного подхода к тестированию. Их человеколюбие и нелюбовь к шаблонным решениям, не способным разглядеть за цифрой отдельную личность, конечно же, похвальны. Но вот Бине в своих работах показал, какие неприятности нас ждут, если фантазии экспертов насчет избавления от унифицированного подхода претворятся в жизнь. Вот почему необходимо вспомнить работы Бине.

Британские ученые доказали бесполезность IQ-тестов Авторы отмечают, что показатели интеллектуальных способностей человека зависят как минимум от трех компонентов - кратковременной памяти, способности логически рассуждать, а также вербального компонента.

Понятно, что когда мы решаем, что нам сделать — поступить неправильно, основываясь на ложной информации из IQ-теста, либо поступить правильно, но игнорировать IQ-тест, то нужно выбирать последний вариант. К сожалению, мы не всегда понимаем, что значит "поступать правильно". В нашем мире существует всеобщая неоднозначность, в том числе неоднозначность в отношении понимания неоднозначности. IQ-тесты, очищенные от неоднозначностей и ошибок, позволяют до некоторой степени избавиться от неоднозначного толкования способностей человека. В умелых руках тесты — достаточно эффективное орудие. Они намного чаще показывают правильные результаты, чем грубо ошибаются. Если бы их вообще не было, то при принятии решений пришлось бы использовать гораздо менее надежные инструменты.

Большую часть беспокойства по поводу стандартизированных тестов можно снять, если удастся убедить общественность в том, что никто не стремится делать поспешные выводы лишь на основании результатов тестирования. Специалисты, которые проводят тестирование, должны подробнее рассказывать о том, чем они в реальности занимаются. На протяжении многих десятилетий наблюдались постоянные трения между целостным подходом и принятием решений только на базе статистических данных — это нормально. Стандартизированные тесты являются своего рода отправным пунктом для прогнозирования, ведь человеческому разуму трудно подсчитать соответствующие вероятности. Делать выводы и ставить диагнозы можно и без всяких стандартизированных тестов, но тогда это будет делаться, скорее всего, бессистемно.

С другой стороны, если вовсе пренебречь субъективным компонентом, т.е. человеческим мнением, то тогда тесты превратятся в капризных тиранов. Обычно при интерпретации данных теста о когнитивных способностях мы идем на поводу у цифр. Да, в одних случаях цифры действительно (с небольшими корректировками) приближают нас к истине. Однако в других случаях они не отражают истинную картину даже приблизительно. Вот в таких случаях, если цифры ведут к нелогичности, становятся бесполезными или морально неприемлемыми, мы имеем полное право их отбросить. Однако пользование этим правом уже само по себе может стать проблемой, если им пользоваться слишком часто. Чтобы разумнее подходить к этому вопросу, я настоятельно рекомендую каждые несколько лет перечитывать работы Пола Мила (Meehl) (например, Grove & Meehl, 1996; Meehl, 1957).

— Почему IQ-тесты измеряют "Общий уровень знаний" и акцентируют внимание на словах языка? Входит ли в понятие "интеллект" обладание бесполезными знаниями или же бесполезные знания — это всего лишь бесполезные знания и больше ничего?

— Если мы хотим с помощью IQ оценить только потенциальные возможности человека, тогда нам не нужно учитывать багаж знаний, приобретенных человеком ранее. Мы разработали очень неплохие тесты, которые оценивают непосредственные познавательные способности различного вида (например, тест по оценке рабочей памяти или скорости обработки информации). У нас есть достаточно хорошие тесты, оценивающие логическое мышление, для чего не требуется учитывать весь багаж знаний, приобретенных человеком ранее. Однако, если мы собираемся использовать IQ как инструмент прогноза, необходимо учитывать весь прошлый багаж знаний, приобретенных человеком. При этом накопленные ранее знания не столько способствуют прогнозированию, сколько помогают облегчить прогноз.

Правильно составленные тесты не просто измеряют способность запоминать голые факты, они, скорее, позволяют оценить умение пользоваться некоторыми когнитивными инструментами, облегчающими рассуждение и процесс решения задач. Вот простой пример: знание базовых математических фактов (например, 6 × 7 = 42) облегчает процесс рассуждения, в то время как незнание этих фактов делает его невозможным. Правильное понимание некоторых слов, фраз и общеизвестных фактов облегчает рассуждение; c помощью IQ-теста можно оценить, насколько хорошо человек их усвоил. Люди, имеющие о них правильное представление, вероятнее всего, смогут находить решение в сложных ситуациях.

Cлова

Некоторые слова позволяют лаконичнее излагать сложные идеи, при этом необходимо знание синонимов. Если мы хотим описать понятие "храбрость", то мы описываем разные степени храбрости — "героический", "мужественный", "храбрый" и т.д. Если говорим о храбрости безрассудной, тогда используем слова "бесшабашный", "дерзкий", "самоуверенный". Если описываем понятие "трусость", то пользуемся синонимами "малодушный", "мягкотелый", "бесхарактерный". Если говорим о страхе в положительном смысле — тогда берем слова "осторожный", "осмотрительный", "проницательный". Знание таких слов позволяет человеку сообщить окружающим о необходимой осторожности и одновременно не быть обвиненным в трусости. Если человек не владеет данной лексикой, то он ставит себя в неудобное положение. Не будет преувеличением сказать, что слова являются мощными инструментами. Без этих инструментов человек попал бы в затруднительное положение.

Фразы

Коллективная мудрость данной конкретной культуры содержится в цитатах (например, "В стране, где ученый не приравнен к воину, мыслить будут трусы, а сражаться — дураки"), в речевых клише ("Отступить — не значит сдаться"), в поговорках ("Говори тихо и держи в руках большую дубинку"). Тому, кто не понимает смысла пословиц (например, такой: "Благоразумие — главное достоинство храбрости"), придется заново изобретать велосипед путем проб и ошибок (в основном ошибок).

Притчи тоже играют роль инструментов, расширяющих познание. Конечно, можно забивать гвозди голыми руками, но даже самые сильные руки не могут конкурировать с молотком. Тема выбора притч для конкретной ситуации все еще требует дальнейшей разработки. Молотки — вещь хорошая, но не для затягивания винтов.

Общеизвестные факты

Большинство исторических событий быстро забывается, даже историками. Те, что не были забыты, имеют для нас первостепенную важность. Если их помнят на протяжении веков, то это значит, что они содержат нечто важное для культуры. Например, выражение "пиррова победа" может и не столь широко известно и не часто используется широкой публикой, но его часто слышишь в речи образованных читателей, поскольку оно напоминает нам о некотором историческом эпизоде и притом колоритно его описывает.

Некоторые ключевые факты истории служат своеобразными аксиомами, на базе которых можно делать последующие выводы (например, вторжение Наполеона в Россию, политика Чемберлена по умиротворению Гитлера, война во Вьетнаме). В условиях демократии необходимо располагать множеством подобных исторических фактов-аксиом, на которые можно опираться, поскольку они имеют жизненно важное значение. Если бы Джордж Вашингтон не знал истории ранней Римской Республики, то он, скорее всего, не увидел бы мудрость, которая заключена в следующем древнем принципе: отказ правителя от власти после двух сроков. Его бы его современники не знали историю, то не назвали бы Вашингтона "американским Цинциннатом", переименовав в его честь один из новых городов штата Огайо — Цинциннати [Луций Квинкций Цинциннат (ок. 519 до н. э. — ок. 439 до н. э.) — древнеримский патриций; считался среди римлян одним из героев ранних годов Римской республики, образцом добродетели и простоты — прим. перев. ]. Если республика не хочет диктатуры, она должна почитать принцип, согласно которому сильные и популярные лидеры должны добровольно покидать свой пост, когда придет срок окончания полномочий.

— Действительно ли тест, измеряющий у детей так называемый подвижный интеллект (т.е. способность человека анализировать и решать задачи независимо от накопленного опыта), выявляет реальную степень развития подвижного интеллекта?

Ученые развеяли миф о связи музыки с интеллектуальным развитием детей Ученые проследили за интеллектуальным развитием 29 четырехлетних детей, половина которых посещала занятия музыкой, а остальные занимались изобразительными искусствами.

— Никакой психологический или другой тест этого сделать не может. Не спорю, в тестах, проверяющих абстрактное мышление, значимость фактора накопленного человеком опыта снижается. Но в то же время процесс абстрактного мышления сам приобретается с опытом и формируется под сильным воздействием культуры. Больше всех этой проблемой интересовался Джеймс Флинн [Дж. Флинн — новозеландский ученый, зафиксировал поступательное возрастание среднестатистических показателей интеллекта во всем мире на протяжении предшествовавших пятидесяти лет — прим. перев. ]. Да, измерять способность к абстрактному мышлению нужно, но было бы ошибкой рассматривать эту способность, как и само стремление к абстрактному мышлению, в отрыве от воздействия ряда важных культурных реалий. Ведь в некоторых культурах, чтобы выжить, намного важнее усвоить конкретный набор уже готовых практических знаний для ежедневного использования, чем заниматься выведением каких-то эфемерных абстракций.

Так, например, древнегреческая культура очень подозрительно относилась к абстрактному мышлению. По правде говоря, большинство жителей Древней Греции были равнодушны к абстракциям. Поэтому, приступив к систематическому изучению абстракций, греческие философы вступили на опасную территорию. Вспомним, на Сократа с его безумными вопросами смотрели как на реальную угрозу. Человеческая способность абстрактно мыслить — это недавнее явление в истории эволюции. Способность к абстрактному мышлению развивалась, напоминая компьютерный софт — еще не доведенный до ума, латанный-перелатанный, пестрящий ошибками, пребывающий в плену всяких предрассудков. И к тому же очень неустойчивый ко всяким помехам, стоит только немного устать, отвлечься, напиться, встревожиться, заболеть — да и мало ли чего еще может произойти, как он тут же дает осечку. Слабым звеном в этой системе, вероятно, являются крайне уязвимые механизмы контроля рабочей памяти/внимания. Почти каждое психологическое расстройство, начиная от депрессии и кончая шизофренией, связано с нарушениями работы этих систем и их неэффективностью.

Ученые научились предсказывать реакции человеческого мозга на слова Исследователи из американского университета Карнеги-Меллон впервые создали компьютерную модель, которая может предсказывать реакцию человеческого мозга на слова и понятия, сделав таким образом шаг к созданию технологии чтения мыслей.

Компьютерщикам было намного проще разработать логические процессоры, чем сымитировать подлинное чудо инженерной мысли — систему обработки человеческим мозгом визуальной информации. И все же, в наши дни у тех членов общества, кто берет на вооружение абстракции, имеются более высокие шансы достичь беспрецедентного уровня благосостояния. Абстракции оказывают неоценимую услугу тем, кто занимается научными исследованиями и хочет выразить себя в искусстве.

— Что вы считаете более важным — высокий уровень IQ или необычайная интеллектуальная любознательность?

— Отношение между уровнем IQ, любознательностью, знаниями в определенной сфере деятельности и достижениями такое же, как между длиной, шириной, высотой и объемом.

— Что, по вашему мнению, важнее — высокий показатель IQ или творческая продуктивность?

Проблемы с обучением встречаются у 10% детей, установили ученые Среди детей с синдромом гиперактивности или дефицита внимания от 33% до 45% также страдают от дислексии или дискалькулии. "Есть множество отклонений неврологического характера, которые могут способствовать трудностям в обучении, даже если ребенок имеет нормальный, а иногда и высокий интеллект", считают ученые.

— "Написанный мною текст умнее меня, потому что я могу отредактировать его," — эту цитату мне кто-то ретвитнул, и она меня заинтриговала. Она принадлежит Сьюзен Зонтаг [Сьюзен Зонтаг (1933 —2004) — культовая американская писательница, литературный, художественный, театральный кинокритик, режиссер — прим.перев. ]. Потом я прочитал все эссе Сьюзен целиком и влюбился в него. Хорошо обладать высоким IQ; имеется множество доказательств того, что IQ, по сути, коррелирует с творческой продуктивностью. С другой стороны, многие люди с высоким IQ не в состоянии создать чего-нибудь стоящего, в то время как многие другие люди с умеренным интеллектом способны добиться подлинного величия. Вот Зонтаг и пытается понять, как преодолеть нашу ограниченность.

— Не кажется ли вам, что "синдром дефицита внимания и гиперактивности" (СДВГ) теперь стали диагностировать все чаще и чаще?

— Действительно, среди нашей общественности множество людей обеспокоены тем, что СДВГ — не реальное расстройство развития, а всего лишь прекрасный предлог для того, чтобы ленивые родители и недалекие учителя пичкали лекарствами детей — фактически здоровых детей, но немного бурно проявляющих эмоции и чуточку менее управляемых. И общественность правильно беспокоится! Мы не хотим, чтобы у нормальных детей выискивали болезнь, которой нет, и кормили их лекарствами, в которых нет никакой необходимости… И все же, СДВГ — это именно расстройство, реальное расстройство. Если вам когда-нибудь приходилось работать с ребенком, страдающим тяжелой формой СДВГ, то вы бы увидели, что отнюдь не только буйное проявление эмоций мешает такому ребенку иметь друзей, хорошо учиться и готовиться к взрослой жизни.

Причиной молчания малыша может быть обычное стеснение, говорят ученые Выяснилось, что у детей есть сложности лишь непосредственно с выражением речи, но не существует проблемы отсроченного или неполного понимания языка. Они способны отвечать, но просто не хотят.

С одной стороны, нас тревожит, что детям, у которых нет никакого СДВГ, его выискивают, ставят в качестве диагноза и накачивают лекарствами. Но, с другой стороны, нас точно так же тревожит, что мы не способны выявлять детей, которые действительно страдают СДВГ, — в этом случае тоже ставится ошибочный диагноз; таких детей называют ленивыми, апатичными, безответственными. Если они играют по правилам, то их обзывают "странными". Если не играют — "фиго выми" (а то и еще хуже). Со временем (во многих случаях) эти термины — "ленивый", "апатичный", "безответственный", "фиго вый" — становятся ярлыками, с которыми такие дети смиряются и сами начинают их применять по отношению к себе. И вот, когда они вырастают, их жизненный опыт представляет собой лоскутное одеяло из несбывшихся надежд и неудач в отношениях, представляя собой уже порядком запущенный случай — лет на двадцать, а то и больше. И впервые СДВГ у них диагностируется только тогда, когда они обращаются за помощью — нет, не по поводу импульсивного поведения или проблем с концентрацией внимания — а по поводу депрессии. В общем, мы должны уметь правильно ставить диагноз каждому ребенку. Современные методы диагностики СДВГ явно несовершенны, но если их применять грамотно, то они работают достаточно хорошо. В настоящее время я вместе со многими другими учеными пытаюсь найти более совершенные методы диагностики СДВГ.

— Расскажите о созданном вами программном приложении " Compositator".

— Приложение "Compositator", несмотря на свое странное название, разрабатывалось на чистом энтузиазме на протяжении многих лет. Это был демонстрационный проект, в который интегрированы некоторые виды опций, которые, я считаю, необходимо включить в тесты следующего поколения и в программы интерпретации данных. Надеюсь, что последующие версии этой программы усвоят полезные качества предыдущей версии. В этой программе заложена необходимая математическая начинка.

Главная особенность программы "Compositator", благодаря которой она и получила свое название, заключается в способности генерировать собственные комбинированные оценки, чтобы эффективнее и надежнее обрабатывать входящую информацию. Это функция полезная, но далеко не самая важная. Основной вклад программы "Compositator" в науку психологического тестирования состоит в том, что для этой программы совсем не нужен задающий вопросы экспериментатор, к тому же участнику теста придется отвечать на гораздо более широкий круг вопросов, чем раньше. Программа не только проставляет баллы по тестам, но и умеет рассчитывать корреляцию между официальными и пользовательскими составными показателями. Программа использует много новых и интересных инструментов для интерпретации результатов — простую регрессию, путевой анализ, моделирование структурных уравнений и т.д. — в применении к участнику теста и на выходе предлагает свои выводы, представленные в форме путевых диаграмм и интерактивных графиков.

Обычно, чтобы обнаружить нарушение способности к обучению, вначале показывают, что при данной общей способности к рассуждению существует расхождение между реальной успеваемостью и ожиданиями. При тестировании специалисты используют простую регрессионную модель, а в качестве индикатора обычно используют значение IQ. К сожалению, данный метод, как правило, включает в себя множество громоздких таблиц и утомительных расчетов.

На втором этапе определяются значения соответствующих индикаторов (например, быстрое автоматическое присваивание имен, фонологическая обработка), способных правдоподобно объяснить расхождение. Программа "Compositator" дает пользователю возможность самостоятельно выбирать любые дополнительные индикаторы (не только IQ), т.е. программа адаптируется к отдельному человеку. При таком подходе мы получаем более объективную картину. С помощью программы "Compositator" пользователь может сравнить, насколько фактические показатели ниже прогнозируемых, а также ориентировочную долю людей, у которых наблюдаются точно такие же расхождения между значениями индикаторов, и вклад каждого из этих индикаторов в общий результат. Таким образом, "Compositator" при помощи индивидуального профиля "WJ-III NU" автоматически генерирует значительный объем информации, которую раньше было непросто получить.

Благодаря программе Compositator теперь можно получить не только оценки, характеризующие познавательные способности, но и выявить другие параметры успеваемости человека. Возьмем, к примеру, проблему нарушения у детей понимания прочитанного текста. Программа Compositator сначала анализирует познавательные способности, а потом пытается понять, чем можно объяснить указанные нарушения — скоростью чтения или же неправильным пониманием отдельных слов текста.

Программа "Compositator" позволяет не только использовать анализ множественной регрессии, но и выявлять при помощи путевого анализа степень прямого и косвенного воздействия каждой из способностей индивидуума. Например, при оценке так называемого кристаллизовавшегося интеллекта [противоположен "подвижному интеллекту" — прим. перев. ] почти в каждой из тестируемых возрастных групп фактор "слуховая обработка" оказывает очень незначительное прямое влияние на понимание прочитанного текста. В то же время тот же самый фактор оказывает существенное косвенное воздействие через другой фактор — "навыки понимания" слов текста. Выявление этой ранее скрытой косвенной связи между слуховой обработкой и пониманием прочитанного текста имеет важное значение для интерпретации полученной информации и для последующего вмешательства. "Compositator" может оценивать сценарии альтернатив. Например, если навыки обработки информации на слух увеличились на 15 баллов, то на сколько пунктов увеличатся навыки понимания слов? На сколько баллов может увеличиться понимание прочитанного?

— Над чем вы сейчас работаете?

— Люди прекрасно умеют распознавать образы и осмысливать сложные конфигурации, но, к сожалению, очень плохо могут оценить вероятностные характеристики (это касается и меня). И вот мною созданы несколько компьютерных программ, которые используются в качестве инструмента интерпретации психологических факторов. Мой подход заключается в том, чтобы позволить компьютерам делать то, что они умеют делать лучше всего: вычислять вероятности. А после этого все больше и больше вступает в силу человеческое суждение.

Я пишу книгу, в которой хочу объяснить, как психометрия помогает понять человеческую природу.

Я работаю над программным обеспечением, которое расширит возможности программы "Compositator" и позволит ей работать более гибко. Я хочу сделать так, чтобы пользователь мог добавлять любую SEM-модель (SEM — моделирование структурными уравнениями) и применить ее к любому психологическому тесту.

Я провожу исследование, с помощью которого пытаюсь понять, почему самооценка способности к вниманию плохо коррелирует с когнитивной оценкой внимания.

Я провожу серию исследований, в которых собираюсь показать, что Gs (Скорость обработки) = Gt (Скорость восприятия/время принятия решения) + быстрота реакции (т.е. способность плавно переключать внимание от одной вещи к другой).

IQ позволяет определить уровень определенной группы умственных способностей к логике, абстрактному мышлению, обучению. Ученые говорят, что высокий IQ - это как высокий рост в баскетболе, но чтобы быть отличным баскетболистом, нужны и другие способности. Однако, есть и субъективные черты неразвитого интеллекта и эмоциональной незрелости. Вот 15 признаков как интеллектуальных, так и эмоциональных недостатков, с которыми крайне трудно бороться.

Интересно, что высокий IQ вовсе не обязательно означает, что вы умны. Бывает, что люди, не блещущие остротой ума, отлично выполняют тесты на IQ. Самый яркий пример - Джордж Буш, над умственными способностями которого потешались весь его 8-летний срок президентства. Уж слишком много в его поступках было грубых ошибок, а его идиотские высказывания по разным поводам стали притчей во языцех. Буш прошел тест на IQ и его результат оказался невероятно высоким - 120! (Результат в 100 единиц является нормой, 160 - супервысоким, а 70 - низким. Нельзя не упомянуть Билла Гейтса - его результат в 160 единиц частично объясняет его успех).

Если вы когда-нибудь проходили тест на IQ, то это наверняка был тест Айзенка (создателя теста на IQ) или одна из его многочисленных модификаций. По сегодняшним меркам, эти тесты можно считать устаревшими и неточными, но они глубоко проникли в разные структуры (образовательные и даже военные), а теперь уже они повсеместны и в интернете, что просто отмахнуться от них не получается. На самом деле, средний тест на IQ определяет вашу способность анализировать новую информацию (как используя, так и не используя старую) относительно вашего возраста.

Психологи напоминают, что средний тест на IQ даёт не только очень приблизительное, но и очень усреднённое значение, потому что складывается из нескольких субтестов, каждый из которых проверяет разные типы мышления. Таким образом, человек с выдающимся абстрактным мышлением и слабым вербальным с большой вероятностью получит только средний результат.

У психологов есть термин «эмоциональный интеллект» (EQ), который включает в себя способность слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, контролировать свои и чужие эмоции. Возможно, оценивать личность нужно и по уровню IQ, и EQ. Например, профессор психологии Гарвардского университета г-н Говард Гарднер вводит понятие "множественного интеллекта".

Есть такая шутка, что высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта. В каждой шутке есть доля правды: баллы IQ ни к практическому уму, ни к творческим способностям не имеют ни малейшего отношения.

15. С трудом усваивают новый материал

Одним из признаков человека с низким IQ является трудность понимания новых или изменение знакомых концепций. Это проблема, особенно учитывая наше время, с его быстрым развитием технологий и меняющимся образом жизни. Этим людям не только трудно понять и принять более сложные системы и способы мышления, но даже простая абстракция принимается с внутренней борьбой. Они также с трудом справляются с числами и последовательностями. Они вынуждены преодолевать значительные препятствия, когда речь идет об аналитической обработке информации.

Предполагают, что существуют определенные барьеры для людей с низким IQ в отношении работы разума и законов логики. Поскольку тесты IQ измеряют способность человека к абстрактному мышлению, видимо, сложности вызывает именно этот тип тестовых вопросов. Многие из них чувствуют досаду, это постоянный вызов для них, они быстро начинают сердиться и набрасываться на окружающих из-за своей неспособность понять абстрактные категории. Эмоционально развитые люди - более гибкие и умеют адаптироваться. Они выходят из зоны комфорта, потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к новым победам.

14. Плохо контролируют свои эмоции

Вы умеете держать себя в руках? Некоторые люди обладают взрывным темпераментом, и вспыхивают от каждой мелочи, на самом деле, не требующей такой бурной реакции. Это больше, чем просто встать не с той ноги или чувствовать разочарования от каждого вызова. Откуда берется этого гнев? Рационального объяснения зачастую просто нет. Тем не менее, человек с низкими IQ и EQ, постоянно находится в состоянии неконтролируемой ярости, и любой, казалось бы, небольшой катализатор может вызвать приступ гнева, и для них все выглядит вполне логично и рационально...

Такие люди имеют тенденцию к вспышкам ярости в общественном месте или любых других местах, где скандалы неуместны. Не поймите нас неправильно, если у грубой дамы в Starbucks в очереди перед вами оказалось плохое утро, это вовсе не означает что у нее она не хватает баллов IQ...хотя, вполне возможно, и означает...

13. Им кажется, у них есть ответы на все вопросы

Можно подумать, что всезнайка имеет более высокий IQ, чем большинство людей, но - совсем наоборот. Есть люди, которые действительно кажутся ходячей энциклопедией, а есть другие, которые на самом деле знают не так уж много, но важничают, как будто они самые умные. Последним не обязательно нужны факты или логика, иногда они просто полны информации настолько, что это должно вас насторожить: возможно, перед вами не очень умный человек. Это имеет мало общего с реальным интеллектом, скорее, перед вами классический отличник-зубрила.
Люди с более низким уровнем IQ часто чувствуют себя не на месте при попытках социализации в обществе, так что они имитируют свое собственное восприятие идеальной ролевой модели, которое включает в себя такую позицию - всегда иметь ответы на любые вопросы. Они не имеют возможности "считывать" информацию о социальной среде и понять иерархию конкретной группы (кто на верхушке, кто отвержен и т.п.), они не умеют распознавать социальные сигналы, которые подают собеседники, и которые, на самом деле, могут быть вовсе не осведомлены о вопросах, которые случайно всплывают в разговоре.

12. Неспособность учиться на своих ошибках

Если вы живой человек, вы совершаете ошибки. Нельзя отрицать, что многие из нас делают одни и те же ошибки дважды, но есть люди, которые в принципе не извлекают уроков из своих промахов. Это как положить руку над огнем и обжечься, и продолжать повторять это действие каждые пять минут, до полного самоуничтожения.

Эмоционально развитые люди не принимают ошибки близко к сердцу, но и не игнорируют их. Они извлекают пользу из полученного опыта и всегда готовы признать свою вину. В то время как люди с низким уровнем эмоционального интеллекта никогда не извиняются за свои ошибки и часто пытаются обвинить в своих промахах других.

11. Неумение понять эмоции других людей

Эмоциональна глухота свойственна людям с низким уровнем IQ и EQ. На вечеринках и в других социальных ситуациях они не понимают язык тела и не считывают сигналы; их общение неэффективно, им трудно понять, что и почему делают другие люди.
Хотя есть много умных людей, которые "социально неуклюжи", но они, по крайней мере, отлично знают, как удалиться от разговоров или ненужных им взаимодействий с неинтересными им людьми (к вашему сведению, придти на вечеринку и сидеть весь вечер на кухне с собакой, безусловно, является мудрым сознательным решением). Эмоционально неразвитые люди не видят ограничений социального протокола - отличный пример профессор Шелдон из "Теории Большого взрыва".
Эмоционально развитые люди быстро вычисляют эмоции других просто по глазам и жестам, это помогает скорректировать свое поведение и принимать правильные решения. Ведь нет смысла, например, обсуждать важные вещи с человеком, погруженным в свои проблемы, или пытаться выстроить коммуникацию с полностью равнодушным собеседником.

10. Отсутствие базовых социальных навыков

Есть навыки, которые помогают нам жить изо дня в день, эффективно общаться, взаимодействовать с другими людьми, и быть в состоянии заботиться о наших основных жизненных потребностях. Люди с низким уровнем эмоционального и интеллектуального развития сочтут этот короткий список слишком сложным, им понадобится помощь с двумя или более пунктами этого списка, причем ежедневно. Они могут забыть помыться, или не знать, как разморозить полуфабрикат в микроволновой печи, не говоря уже о более сложных кулинарных задачах. Это не потому, что им физически сложно выполнить эти действия, а потому что они не обладают умственными способностями среднего человека. Им придется напоминать о самых простых вещах, если они не в состоянии помнить о их самостоятельно. Как правило, такие люди живут под чьим-то присмотром.
Тут уместно напомнить о феномене современной Японии под названием "хикки" или "хикикомори" - буквально означающее «острую социальную самоизоляцию». Под этим термином понимают людей, отказывающихся от социальной жизни, не имеющих работы и живущих на иждивении родственников. Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой-либо работы или заработка. Психолог Тамаки Саито, который и придумал сам термин, вначале предполагал, что число хикикомори в Японии составляет чуть более миллиона или около 1 % от численности населения страны. Но по данным отчёта правительства Японии, таких людей может быть гораздо больше. "Потерянное поколение" - вот как их называют Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивно-компульсивных расстройств или расстройств аутистического спектра (сюда относятся в том числе и синдром Аспергера и «классический» аутизм).

9. Они живут за пределами своих финансовых возможностей

Высокий финансовый IQ - это еще один подвид показателя интеллектуального развития.
В семействе Кардашьян привыкли тратить деньги, как будто они растут на деревьях, но у них есть банковские счета, которые изрядно забиты деньгами. А чтобы поддержать свои экстравагантные покупки, людям с низким интеллектуальным уровнем приходится сорить деньгами при абсолютно пустых банковских счетах. Кредит кредиту, конечно, рознь. И бывают оправданные траты. Но стремление обладать предметами роскоши, не имея на то средств, и тенденция увязать в бесконечных долгах, свидетельствует о явной недалекости и незрелости.
Пользоваться кредитом нужно аккуратно, четко понимая, для каких целей вы его берете, и насколько эти цели оправданы. И обязательно необходимо заранее знать о том, как вы будете его отдавать. Но есть целая армия людей, которая не понимает очевидного: отдавать придется, и с процентами! Невероятно, но факт: оглянитесь вокруг, сколько народу берет кредиты на дорогие автомобили, которые им не по карману, не имея при этом даже собственного жилья и сбережений. Неумение спланировать свой бюджет и увязание в долгах - есть четкий признак низкого финансового IQ . Надеемся, это не о вас!

8. Они сконцентрированы на себе

Пуп Земли - знакомая ситуация? Быть социально некомпетентным не только означает, что люди с низким уровнем IQ не могут функционировать в социальной среде; это также значит, что они имеют тенденцию смотреть на мир через призму только своей собственной персоны. Они не в состоянии смотреть на идеи, мнения глазами кого-то другого. Им важна только их собственная позиция и точка зрения. Их эгоизм возникает не по злому умыслу, такова уж их природа, и она основана на их интеллектуальном потенциале.

Для того, чтобы смотреть на мир глазами других людей и принимать во внимание их потребности, нужно обладать способностью к восприятию абстрактных понятий, но это эмоционально сложно и психологически трудно. Эмоциональный эгоизм характерен для людей, которые при восприятии мира и оценке ситуаций настолько зацикливаются исключительно на собственных эмоциях, что слишком мало думают о чувствах окружающих.

7. Не воспринимают критику

Критика, безусловно, бывает разная. И любую критику стоит принимать с достоинством, юмором и абсолютным спокойствием, а далее анализировать - конструктив или троллинг? И делать свои выводы - игнорировать или принимать к сведению, корректируя свои поступки. Описанный выше процесс, как ни странно, совершенно не по плечу эмоционально и интеллектуально неразвитому человеку. Он не может ни проанализировать критику на предмет ее конструктивности, ни отличить добрый совет от простой завистливой лжи.

Не имея навыков эффективного общения и не умея держать себя в руках, человек с низким IQ не справляется с какой-либо критикой. Они видят в ней нападение и угрозу, а не слова, дающие им шанс расти и развиваться. Критический анализ является посягательством на все, на чем они стоят, по крайней мере, именно в это они и верят. Упрямство и непримиримость - обычные спутники такой невосприимчивости к критике. Таким людям, безусловно, нужна помощь.

6. Они обвиняют всех вокруг в собственных неудачах

Очень умные люди способны оценить вероятные риски и осознать последствия принятых ими решений. Менее умные люди не станут искать причины своих неудач в собственных просчетах, придираться в себе - это не в их эгоистической природе. Вместо этого они обвиняют в своих неудачах кого угодно - родителей, супругов, коллег и так далее.

Саморефлексия является признаком внутренней работы, анализа и процесса самосовершенствования, недаром умные люди обычно не считают себя таковыми. Успешность в жизни во многом зависит от того, как человек реагирует на неудачи. Люди с развивающимся мышлением считают, что хоть и с усилием, но могут все улучшить. В результате они превосходят тех, у кого мышление фиксированное, даже если имеют более низкий IQ. Высокий IQ при столкновении с неприятностями помогает искать решения своих проблем, в отличие от людей с низким IQ, которые начинают тонуть в жалости к себе, и набрасываться на других с обвинениями в собственных катастрофах.

5. Спорщики без тормозов

Некоторые люди - просто спорщики, независимо от того, каков их уровень IQ. Есть такой тип людей, которые всегда на грани обиды, они только и ждут, чтобы начать дебаты по любому поводу. Среди них есть довольно высокий процент людей с низким уровнем IQ, потому что они не умеют правильно оценивать свои эмоции и не знают, когда надо остановиться в споре, который становится слишком жарким.

Они не способны уважать мнение, отличное от их собственного. И им не хватает ума и деликатности промолчать в определенных ситуациях. Иногда для них самих такое поведение становится трагедией - они просто загоняют себя в угол и обрекают на изоляцию. Им бы спросить себя: чего я хочу? Быть правым любой ценой и оставить за собой последнее слово в споре? Или я хочу быть спокойным и счастливым человеком, способным уважать окружающих. Но для этого нужны мозги и IQ чуть выше среднего!

4. Не умеют планировать

Мы уже упоминали, что новые идеи и концепции трудны для восприятия для человека с низким IQ. Умение спланировать свои дела дано не всем. Задачи наваливаются в огромным количестве, все они разноплановые и большинство из них не связано друг с другом. Помнить обо всем практически невозможно. Ведение ежедневников и использование различных напоминалок возможно, но бывает так, что они только больше запутывают ситуацию. В особенности, если речь идет о многоэтапных задачах. Для человека с низкими IQ и EQ - это практически неразрешимо.

Они просто не в состоянии что-то спланировать, будь план работы на день или событие в долгосрочной перспективе. Если прибавить сюда неумение планировать финансы и невосприимчивость к критике, то результатом всегда будет провальный проект - неважно, идет ли речь об организации вечеринки или квартального отчета. Всякая попытка помочь или проконтролировать, будет восприниматься как недоверие и оскорбление. Воистину, обидчивость - показатель слабости! Сильный примет и помощь, и совет.

3. Долго не задерживаются на одном рабочем месте

Одни работодатели требуют многого от своих сотрудников, в то время как другие избирают более спокойный подход, практически не требующий усилий. Для человека с низким IQ, оба эти варианта слишком сложные, чтобы с ними справиться. Как мы уже обсуждали, они не в состоянии планировать свою работу, не понимают как акклиматизироваться а рабочей среде, они плохо обучаемы и не социализируются.

Какое-то время их терпят, они могут даже пройти испытательный срок, но рано или поздно выясняется, что человек не справляется. Как правило, этот цикл равен году. Так что если к вам на работу пришел человек, который меняет рабочее место каждый год, не спешите его нанимать! И, если вы, заглянув в свою трудовую книжку, видите в ней похожую картину, то стоит задуматься. Если у вас постоянные авралы на работе, вы постоянно живете в ситуации нехватки времени, перерабатываете, и при этом не задерживаетесь вне одной работе дольше года - остановитесь и посмотрите на ситуацию со стороны.

2. Не могут сосредоточиться

Люди с низким IQ не склонны к абстрактному мышлению, им не придет в голову провести качественное обучение для расширения своих навыков и развития умственных способностей. Они сосредоточены на тривиальных вещах, и о них можно многое рассказать, основываясь на их примитивных увлечениях.

Мы, однако, живем в поверхностном обществе, и с первого взгляда человека с низким IQ иногда не определить. Если кто-то предпочитает идти в ногу с семейством Кардашьянов, не читает книг и не развивает свой мозг, это вовсе не обязательно означает, что у них низкий IQ (хотя иногда означает). Тем не менее, если человек постоянно прерывает мысль собеседника, сам не в состоянии сформулировать ни одну проблему и постоянно теряет мысль, это может обусловлено его интеллектуальными возможностями. Ему проще переключиться на другую тему, более близкую и доступную, чем чувствовать себя идиотом. Можно понять!

1. Недостаток зрелости

Мы не о кидалтах, это не про любителей мультфильмов и видеоигр. Очень важно, уметь получать удовольствие и оставаться ребенком (или просто молодым) в душе. Мы не об этом...скорее, мы про общую тенденцию к инфантилизации общества, которая особенно ярко отражается на людях с низким интеллектуальным развитием и эмоционально незрелых.

Неспособность общаться с другими людьми, самостоятельно вести свои дела, полный раздрай в личной жизни... инфантилизм означает нежелание взрослеть. Термин «инфантилизм» используется психологами для обозначения незрелости личности, особенно эмоционально-волевых качеств. Взрослый человек не хочет принимать серьезные решения, ожидает, что «как-то все само собой рассосется», и что кто-то придет и за него все решит...слышали о «синдроме Питера Пэна»?
Иногда человек за 35 своим поведением напоминает 9-летнего малыша. Эгоисты, которым свойственно отрицание всего, они не задумываются о будущем, о последствиях своих действий, стараются как можно меньше думать о реальной жизни, в основном, они развлекаются и не пытаются вникать ни в какие проблемы. Такой человек является больше зрителем, чем участником своей жизни. Такие люди любят помечтать, со временем они начинают искать причины своих неудач в других. Чтобы "отвлечься", человек начинает пить, зависать у компьютера или телевизора, и...по-преждему ждать того, что все решится само собой. Но это тупиковый путь, и им придется повзрослеть с психологической и эмоциональной точки зрения.

Если вы имеете коэффициент интеллекта от 90 до 110, то вы в пределах нормы. К сожалению, по шкале IQ вы не умны и не глупы - вы такой же, как 50% остальных. Несмотря на то, что тест не учитывает множество факторов, другой возможности протестировать свой интеллект нет.

Но всё же тест IQ показывает верные результаты, о чём свидетельствуют баллы известных людей. К примеру, результат гениального шахматиста Бобби Фишера - 187, Билла Гейтса - 160. Очень странно, что в таблицах IQ известных людей часто гуляет имя Леонардо да Винчи с результатом 180, несмотря на то что тест IQ разработали лишь в 1912 году. Непонятно, насколько правдивы эти результаты, поэтому лучше послушать истории реальных людей с Quora , чей IQ выше 150.

Леон Маттиас

Когда Леону было 13 лет, он набрал 161 балл в тесте IQ, проводившемся британским подразделением общества Менса. Спустя время его не взяли в Оксфордский университет, затем в Кембридж. После этого он провалил 7 из 15 экзаменов, получая специальность бухгалтера.

Дело не в баллах IQ, а в том, насколько усердно вы работаете и используете полученные возможности.

Кам Ми Фам

Несколько лет назад Кам общалась с мужчиной, который заявлял, что имеет один из самых высоких результатов теста IQ в Торонто - в пределах 160. Ещё он говорил о своём брате, который также очень умён.

Позже Кам выяснила, что этот мужчина - чернорабочий, а его брат работает продавцом на заправке. Они оправдывают это тем, что им скучно работать головой и .

Альфред Синглстоун

В 1966 году Альфред прошёл тест IQ и получил феноменальный результат в 170+ баллов. На тот момент это был предел теста. Сейчас Альфреду 54 года, и он не считает, что его жизнь отличается от жизни других людей с меньшим коэффициентом интеллекта. У него есть вторая половинка, хорошая работа и достаточный уровень комфорта и безопасности.

А ещё он хорошо решает кроссворды.

Майкл Джонсон

IQ Майкла - 162, и он считает себя полным идиотом. Он думает, что жизнь тяжела и, возможно, ему удаётся понимать вещи проще, чем другим. Но что делать с этим навыком, он не знает.

Тони Рено

Тони считает, что секрет высокого IQ и успешной жизни - это любовь к чтению. Именно любовь. практически бессмысленно.

У Тони были проблемы со сверстниками в детстве, от которых он избавился после прочтения книги . Чтение книг по баскетболу помогло Тони вступить в университетскую сборную. Он также считает, что высокий IQ не делает жизнь проще, но есть другие секретные ингридиенты:

  1. Хороший ментор.
  2. Мотивация к делу.
  3. Чтение книг, написанных людьми, которые знают своё дело.
  4. Умение радоваться, а не завидовать успехам других людей.

Тест IQ может показать, насколько хорошо вы решаете задачи, узнаёте недостающую фигуру и определяете пропущенное число. Но нет теста, который заранее предскажет ваш успех и достижения в жизни. И это не так уж и плохо.