Проектирование и строительство детских дошкольных учреждений. Сеть дошкольных учреждений включает в себя помещения общего типа для дневного и круглосуточного пребывания детей - детские ясли, детские сады, комплексы «ясли-сад», дошкольные детские дома, специализированные дошкольные учреждения и оздоровительные учреждения для летнего отдыха и укрепления здоровья детей.

Однако в компиляции результатов мы нашли утверждения, что респондент определил себя как лидера, сказал, что он осуществляет руководство или выполняет связанные с ним действия, а также заявления, которые относятся к различным типам связанных действий к управлению образовательной деятельностью. В-третьих, несмотря на довольно широкое использование, а не на администрацию, мы предпочитаем использовать термин «управление» для обозначения деятельности по управлению различными ресурсами, организации логистики, особенно школьной организации, административные формальности, устранение неполадок во многих случаях непредвиденных событий и т.д. более того, термин «администрация» вводит в заблуждение, поскольку он относится к двум значениям, которые явно отличаются друг от друга и содержатся в Законе об образовании.

Размещение строений детских дошкольных учреждений в селитебной зоне требует учета характеристик воздушной и шумовой среды, пешеходной доступности (не более 500 м) домов обслуживаемого контингента детей и удаленности транспортного движения. Оптимальным является вариант внутриквартального размещения детских учреждений, когда жилые дома размещаются по периметру участка, а транспортные магистрали расположены в 100 м и дальше (рис. 6.1, а, б).

Таким образом, директор учреждения «обеспечивает педагогическое руководство и административное руководство», а школьный совет «находится в ведении совета уполномоченных». Более 250 директоров ответили положительно. Примерно половина опросов проводилась с этими людьми. Учитывая тенденцию респондентов к опросу, которые будут более благоприятны для изменений, было решено расширить группу респондентов. Поэтому другие директора были выбраны за пределами тех, кто вызвался. Группа должна быть как можно более разнообразной с точки зрения возраста и пола респондентов, многолетний опыт работы в области управления, порядок обучения в школе, размер учреждения, школьный совет по приему, регион и любые другие особые характеристики, характерные для ситуации директора или его учреждения.

Вопрос ориентации зданий детского учреждения решается с учетом оптимальных условий освещения, инсоляции, влияния этих факторов на характеристику воздушной среды.

Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь в 1996 г. введены строительные нормы для новых проектов и реконструирования существующих детских дошкольных учреждений с разделением их на следующие типы:

В конечном счете, согласие людей и их доступность во времени и пространстве стали, в ряде случаев, определяющими факторами в конституции группы респондентов. Несмотря на различные подходы, предпринятые исследователями при проведении интервью, по крайней мере три вопроса позволяют респонденту описать, как он или она рассматривает свои отношения с образовательной деятельностью.

Какую роль вы играли или играете в осуществлении изменений, которые произошли или происходят в образовании в последние годы, которые вы определили в начале интервью? Какое влияние оказывают эти изменения на функцию управления или как изменилась функция управления? Если не указано иное, это открытые вопросы, которые не предрешают конкретный контент. Это был ответчик, который, за некоторыми исключениями, предпочел говорить, например, о лидерстве или педагогическом руководстве. Кроме того, респондент описывает условия и положения для осуществления функции управления в целом и осуществления определенных изменений, в частности в тех случаях, когда внедряется новая учебная программа.

ДДУ общеразвивающего типа обеспечивает интеллектуальное, личностное развитие и обучение воспитанников, осуществляет мероприятия по уходу за детьми и их оздоровлению. Дети находятся здесь 6-24 ч.

ДДУ присмотра и ухода выполняет вышеуказанные функции с меньшей нагрузкой на обучение. Дети находятся здесь Х-4 ч.

ДДУ оздоровления предусматривает специальные занятия физкультурой, плаванием, гимнастикой; здесь организуется лечебное питание. Время пребывания детей 12-24 ч.

После транскрипции интервью были достаточно подробно закодированы с использованием таких широких категорий, как дизайн функций, как действовать в процессе изменения, контекст действия и т.д. из этого набора мы в основном отобрали два типа заявлений: те, которые касаются дизайна и осуществления функции руководства, особенно в отношении образовательной деятельности, а также тех, которые относятся к лидерству, Были также отобраны заявления, в которых отражен отчет респондента о деятельности по управлению, и те, которые указывают на чувство контроля над ситуацией, дополняют друг друга, а некоторые контролируют функционирование создание.

В ДДУ с углубленным направлением в работе превалирует эстетическое и физическое воспитание; организована кружковая, студийная работа. Дети находятся в таком ДДУ от 6 до 12 ч.

В ДДУ комбинированного типа сочетаются направления работы различных типов ДДУ.

В зданиях ДДУ размещение входов соответствует функциональности помещений. Предусматриваются отдельные входы: центральный; в групповые ячейки; служебный; хозяйственный.

Пять профилей дизайна функции и ее отношение к образовательной деятельности

Из полученных данных выходят четыре набора данных. Во-первых, пять профилей дизайна и его связь с образовательной деятельностью вытекают из общих заявлений о том, как респонденты видят лидерскую функцию учреждения и как он работает. Эти профили указывают на качественное или количественное значение, которое руководство образовательной деятельностью имело или должно было иметь в функции директора школы. Они выражаются в следующих формулировках.

Интерес к осуществлению функции в основном сосредоточен на управлении образовательной деятельностью. Затем управление продолжается. Им уделяется равное внимание или интерес. Пример: Учитывая огромное количество задач и обязанностей, которые имеют менеджеры, это значительно ограничивает наши образовательные мероприятия.

Соблюдение принципа изолированности групп диктуется особенностями реактивности детей этого возраста. Варианты архитектурно-планировочной композиции зданий дошкольных учреждений представлены на рис. 6.2.

Земельный участок является обязательным компонентом в комплексе детского учреждения. Он используется круглогодично для проведения занятий под открытым небом, активного отдыха, закаливания и т.д. Размеры, планировка, оборудование, благоустройство участка подчинены специфическим особенностям, типу дошкольного учреждения и регламентируются строительными нормами и правилами (СНиП).

Ссылка на деятельность, связанную с образовательной деятельностью, является незначительной или отсутствует. Пример: Для меня директор школы должен быть на службе у сотрудников, родителей и детей. Это должно уделять приоритетное внимание школе как можно более приятной для всех, чтобы дети получали лучший сервис.

В случае профилей А и В опыт управленческой функции и размер учреждения не влияют на отношения, которые респонденты имеют с образовательной деятельностью. С другой стороны, дизайн нескольких респондентов, принадлежащих к другим профилям, не был бы связан с институциональными особенностями, такими как размер школы или количество школ. Не кажется, что присутствие или отсутствие депутата является основным. Быть советником по вопросам образования до того, как взять на себя руководящую должность, кажется, не является более решительным.

Особое значение для благоустройства земельного Участка имеют зеленые насаждения. Они улучшают Микроклимат, увеличивая содержание легких ионов в воздухе и фильтруя пылевые частицы, снижая загазованность, уменьшая шумы и интенсивность инсоляции, способствуют также эстетике оформления участка. Согласно нормам проектирования и гигиеническим требованиям, зона озеленения должна занимать не менее 50 % площади земельного участка.

Согласно данным, школьный совет будет прямо или косвенно и в той или иной степени влиять на отношение директоров к образовательной деятельности. Однако трудно оценить истинную степень такого влияния среди респондентов. Тем не менее, согласно данным, реализация новой учебной программы привела бы к тому, что некоторые менеджеры придавали бы большее значение управлению учебной деятельностью. Наконец, анализы, проведенные до настоящего времени, не определяют того влияния, которое управленческая подготовка, полученная респондентами, и их личный опыт влияют на их концепцию функции в отношении образовательной деятельности.

Размер земельного участка детского дошкольного учреждения определяют из расчета нормы на одного ребенка: в яслях-садах, рассчитанных на 95 мест, - это 40 м2 на одно место, а в комплексах типа «ясли-сад» -30 м2. Площадь земельного участка должна содержать четыре элемента: часть, отведенную под застройку (основное здание, хозпостройку); хозяйственную зону (хоздвор, подъезд и парковку транспорта); детские площадки (групповые, общие, огород-ягодник); зеленую зону.

Более того, как показано в таблице 1, подавляющее большинство респондентов, которые признают преобладание руководства образовательной деятельностью при выполнении своих обязанностей или, по крайней мере, они дают другим ролям впечатление от контроля над ситуацией. Другие респонденты разделены между двумя тенденциями. Тем не менее, существует несколько способов рассмотрения профилей. В первом из них подчеркивается оппозиция между менеджерами, которые определяют себя менеджерами образовательной деятельности, и теми, кто воспринимает себя как руководителей в целом, а администрация или управление имеют приоритет среди многих.

Земельный участок обязательно должен быть огорожен. Ограда может быть сетчатой или комбинированной (сетка и декоративные элементы из кирпича, сетка и литые блоки) высотой не более 1,6 м. В ограде предусмотрены входы для пешеходов и въездные ворота для транспорта.

Для озеленения участка запрещено использовать деревья и кусты с ядовитыми плодами, шипами (роза, шиповник, барбарис) и растения, провоцирующие во время цветения аллергию (тополь, акация и т.д.). Высаживают деревья и кустарники таким образом, чтобы они не препятствовали солнечному освещению и не снижали дневную освещенность помещений: деревья - не ближе 10 м от здания, кусты - не ближе 5 м.

Согласно этой точке зрения, респонденты делятся на две широкие категории. С одной стороны, по меньшей мере пятнадцать респондентов считают, что управление образовательной деятельностью является важным аспектом их функций, будь то с точки зрения дизайна или на практике. С другой стороны, по меньшей мере дюжина респондентов считали, что место, занимаемое управлением образовательной деятельностью, ограничено с учетом других требований функции управления.

Половина респондентов не считает, что доминирующее значение должно быть уделено управлению образовательной деятельностью или не придает ей такой значимости на практике. Второй способ взглянуть на профили поощряет первые четыре не быть полностью плотными, а скорее распространяться по континууму, где на одном полюсе преобладает отношение к образовательной деятельности, а где другое полюс, отчет мало или совсем не подтвержден. Более того, разница между некоторыми респондентами, относящимися к профилю, иногда незначительна по сравнению с теми, которые принадлежат к смежным профилям.

Групповые площадки - это практически детский сад под открытым небом. Как продолжение групповой ячейки, площадка размещается в непосредственной близости от входа в ячейку.

Каждая возрастная группа должна иметь отдельную площадку, изолированную живой изгородью (кусты). Размеры и топография групповой площадки обосновываются возрастом детей (в группах раннего возраста требуется 5 м2 на ребенка, в первой младшей - 7,5 м3, в дошкольной - 7,2 м2) и элементами оборудования для игровой деятельности.

Однако, независимо от способа их рассмотрения, остается фактом, что профили обнаруживают довольно выраженные контрасты между директорами в отношении их концепции их функции по отношению к деятельности познавательно. В этом отношении представления менеджеров о характере их деятельности различаются: они не имеют общей профессиональной идентичности.

Некоторые конвергенции в концепции управления учебной деятельностью

Второй набор наблюдений связан с деятельностью, связанной с управлением образовательной деятельностью, которую, по словам респондентов, они осуществляют или должны осуществлять. Эти результаты основаны на таблице 1, которая содержит всю информацию, используемую в этом тексте.

На каждой площадке оборудуют теневой навес, позволяющий детям играть на открытом воздухе в любую

погоду. Теневой навес имеет многофункциональное назначение, используется для занятий, спокойных игр, трудовых процессов, приема пищи. Обычно площадь под навесом (не менее 40 м2) имеет дощатый пол. Здесь оборудуют ящики для инвентаря, стеллажи, скамьи, шкафчики для хранения игрушек, столы (рис. 6.3).

Первые пятнадцать столбцов таблицы относятся к видам деятельности или категориям деятельности, которые были определены в интервью и которые относятся к управлению образовательной деятельностью. Следующие три столбца следуют в той же строке, но зарезервированы для управления реализацией новой учебной программы. Одним из них является стратегия участия в этом изменении. Второе указывает, кто поддерживает внедрение учебного плана в учреждении. Наконец, другая колонка используется для идентификации респондентов, которые говорят, что они принимают стратегию, которая учитывает темпы каждой или пошаговой стратегии.

Навесы защищены с трех сторон, открытая сторона обращена на юг. Для ясельных групп используют пристроенные к зданию открытые веранды.

Игровые площадки для группы раннего возраста (площадью 75 м2) оборудуют манежем (2,5 х 2,5), стола-ми для кормления.

На площадке для детей от 1 до 3 лет (150 м2) устанавливают песочницы, качели, скамеечки.

В результате этих трех столбцов таблица также содержит столбец «Другие роли», который относится к другим ролям, выполняемым респондентом. Эти роли не входят в управление образовательной деятельностью, но влияют на нее. Предпоследний столбец таблицы иллюстрирует важность мероприятий по управлению респондентами, в то время как последнее относится к чувству контроля над функционированием учреждения, которое, по их мнению, обладает.

Из данных выходят несколько конвергенций. Многие директора считают, что они несут ответственность за направление деятельности учреждения, включая образовательную деятельность и изменения. Они выражают это либо путем определения себя лидерами, либо с использованием выражений, которые относятся к осуществлению руководства, или путем указания того, что они несут ответственность за «видение направлений», «направление» или «указание», заставить его уважать, быть проводником и т.д. кроме того, такие заявления, как «выдвинутые», «предлагать», должны быть связаны с управлением изменениями и, в частности, с управлением внедрением новой учебной программы.

Для групп старшего возраста площадку оборудуют с учетом высокой активности детей в играх - гимнастическими стенками, горками, лесенками, лабиринтами, качелями, строительными деталями, позволяющими игровые комбинации (рис. 6.4, 6.5).

Обычно на игровых участках имеется газонное покрытие. Удачное решение планировки - включение в комплекс искусственных зеленых холмов, склонов.

Только пять респондентов не представили никаких заявлений, отражающих эту ответственность. Однако трое из них говорят «инициировать проекты». Двадцать пять респондентов сообщили, что они должны выполнять или выполнять роль службы, которая включала либо облегчение работы учителей, либо изменение образовательной практики, либо оказание вспомогательной роли с точки зрения условий, регулирующих деятельность образование и его изменение или моральную поддержку. На экзамене две роли кажутся очень близкими друг к другу, не говоря уже о том, что они сливаются.

Огород-ягодник организуют для дошкольных групп из расчета 0,5 м2 на одно место. Огород-ягодник может располагаться как централизованно, так и быть разделен между групповыми площадками. Детей обучают элементарным приемам ухода за огородом и цветником. Для этого должен быть набор необходимого инвентаря: ведра, лопаты, грабли, совочки и т.д. Размеры, вес и материал, из которого сделаны инструменты, должны строго соответствовать возрастным возможностям детей.

Физкультурная площадка предназначена для круглогодичных занятий спортом, подвижных игр и организации праздников. Площадь ее колеблется от 150 до 250 м2 в зависимости от количества групп.

Площадка должна иметь уклон от центра к краям для стока грунтовых вод. По периметру площадки целесообразно устройство беговой дорожки в 100-150 м, Прыжковой ямы, полосы препятствий длиной около 70 м с разнообразными снарядами, преодолевание которых способствует развитию опорно-двигательного аппарата детей.


Кольцевая дорожка оборудуется по периметру участка, имеет ширину не менее 1,5 м, предназначена для прогулок на самокатах, велосипедах, педальных машинах, роликах, а зимой - для катания на санках и лыжах. На кольцевой дорожке оборудуют зону, где детей обучают правилам дорожного движения,

Рис. в.4. Гимнастическая стенка

имитируя светофоры, дорожные знаки, переходы. Вдоль кольцевой дорожки размещают скамейки для отдыха.

Вдоль всех дорожек участка на травяном покрытии полезно размещать клумбы с цветами. Красивый ландшафт участка способствует эстетическому воспитанию детей.

Хозяйственная площадка обычно находится в хозяйственной зоне и связана с ее постройками (кухня, прачечная и т.д.)- Площадка максимально удалена от групповых площадок и от входа в жилые помещения, имеет асфальтовое или бетонное покрытие. На участке хозплощадки отводится место для парковки машин.

Здание дошкольного учреждения проектируется отдельно от других построек, но при современной многоэтажно-комплексной архитектуре допускается и пристройка к жилым домам, если вместимость яслей-сада не более 140 мест.

Рис. 6.5. Горки игровые (а, в), «бревно» для балансирования и лазания (б

Здания дошкольных учреждений строят двухэтажными. с высотой от гюла до потолка 3 м. Опыт городов-новостроек < повышенным числом дошкольников, где проектировалиа трехэтажные здания, показал, что повышенная этажносп здания вызывает перегрузку сердечно-сосудистой системы.

Объединенные дошкольные учреждения повышенной вместимости (280-320 мест) и комплексы имеют преимущество в преемственности воспитания детей. Строительство комплексов и их эксплуатация значительно экономичнее, а уровень комфорта в них выше. Но с гигиенических позиций такие учреждения требуют особенно строгих условий групповой изоляции. При современном градостроении этот вопрос решается с помощью блочных структур - тисовые блоки для детских групп объединяются переходами, к которым примыкают помещения общего и хозяйственного назначения.

Помещения. Характерным для детских дошкольных учреждений является принцип групповой изоляции: для каждой группы выделяются помещения, объединенные в групповую ячейку с самостоятельным входом с земельного участка. Допускается общий вход и одна лестница для двух ясельных групп.

Для предотвращения травматизма детей лестницы должны иметь ограждения высотой 1,2 м с вертикальными элементами украшений, расположенными через 0,1 м. Для малышей рекомендуются пристенные поручни на высоте 0,5 м от ступеньки. Лестницы должны обеспечивать удобный и неутомительный подъем и спуск, одновременное перемещение значительного количества детей. При планировании лестниц учитывается средняя длина шага ребенка и высота подъема ноги. Гигиенические нормы лестничных пролетов следующие: глубина ступеньки лестницы - 27-30 см, высота ступеньки - 12-14 см, ширина пролета не менее 1,2 м.

Необходимо учитывать эстетическое оформление интерьера для всех видов помещений как один из видов воспитательного процесса.

Групповая ячейка является главным элементом здания дошкольного учреждения. В состав групповой ячейки входят приемный покой, раздевалка, помещение для игр, спальня, буфетная, туалет для детей ясельного возраста. Для детей дошкольного возраста предусматриваются раз-Девалка, спальное помещение, туалетная, буфетная.

Норма площади обусловлена рациональным размещением необходимого оборудования и мебели для разнообразной деятельности детей в соответствии с учебно-воспитательным режимом и созданием благоприятных условий для работы персонала детского учреждения.

В групповой детей раннего возраста часть приемной выделяют под пеленальные столы (рис. 6.6), организуют место для кормления детей грудью (стол и табурет для матери). Для хранения одежды предусмотрены двухъярусные шкафы.

Рис. 6.6. Столы пеленальные

В игровой дети раннего возраста проводят весь период бодрствования в специальных манежах (рис. 6.7), установленных вдоль окон на расстоянии 0,5 м от окна. Столы для кормления (одно- и двухместные, рис. 6.8) устанавливают ближе к буфетной, располагая так, чтобы сеет не слепил детям глаза.



Рис. 6.7. Манеж детский игровой

Рис. 6,8. Стол для кормления детей раннего возраста

Для развития двигательной активности детей необходимо специальное оборудование для физических упражнений: мостики, горки, фигурные стенки для лазания. Часть таких приспособлений находится на игровой площадке и используется во время пребывания детей на свежем воздухе.

Д

ля спальной предназначают помещение, смежное с игровой. Оборудование спален - детские кроватки (рис. 6.9) и встроенные в шкафы. Норма площади на одного ребенка - 4 м2, объем воздуха - 12 м3. Такой режим является оптимальным.

Рис. 6.9. Кровать для детей раннего возраста

Туалетная для групп ясельного возраста площадью около 12 мг вмещает умывальные раковины, вешалку для полотенец, ванную детских размеров, шкаф для хранения горшков, слив для их обработки, хозяйственный шкаф.

Помещение буфетной (около 3 м2), где раскладывают пищу и моют посуду, должно примыкать к групповой. В буфетной находится двухгнездная мойка, подвесной шкаф для хранения посуды и рабочий стол.

Для старших ясельных и дошкольных групп в приемной-раздевалке (18 ма) размещают шкафы высотой 120-135 см с индивидуальными ячейками для хранения одежды. Вверху ячейки расположена полка для шапок и шарфов, внизу - 2 ячейки для сменной обуви (рис. 6.10). Обязательно должно быть зеркало, чтобы дети могли увидеть себя во весь рост и определить, аккуратно ли они одеты. Предусматривается стенная выставка (доска-полочка) для демонстрации трудовой деятельности детей их родителям.

В игровой-групповой дети играют, занимаются, едят. Для занятий и кормления используют столы и стулья - детскую мебель, предусмотренную действующими «Санитарными правилами и нормами устройства и сод

ержания ДДУ*. На время занятий столы устанавливают, учитывая левостороннее освещение.

Рис. 6.10. Шкаф для одежды с индивидуальными ячейками

Основное гигиеническое требование, предъявляемое к мебели в ДДУ, - обязательное соответствие ее росту ребенка. Соблюдение гигиенических требований способствует гармоничному физическому развитию детей, хорошей работоспособности, выработке правильной осанки, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. Настенную доску размещают на расстоянии 60-70 см от пола. Для активных игр используют свободное пространство. Рекомендуются раздвижные шкафы и подоконные столы для игрушек, вдоль стен устанавливают гимнастические лестницы и снаряды для лазания.

В спальне (площадь около 50 м2), обычно смежной с групповой, используют встроенные шкафы и откидные кровати с секциями для хранения постелей. Кроватные Матрасы наполняют предпочтительно морской травой; Подушки используют перьевые. Около каждой кровати ставят стул, на котором ребенок складывает свои вещи на время сна (рис. 6.11).

Туалетная (16 м2) разделена на уборную и умывальную. В уборных устанавливают не менее 3 унитазов, отгороженных открытыми кабинками. При оборудовании Унитаза лучше использовать

д

еревянное сидение, имеющее обязательный вырез в переднем секторе шириной около 3 см, чтобы половые органы детей не касались сидения.

Рис. 6.11. Кровать и стул для детей старшей ясельной и дошкольной групп

Для мальчиков и девочек старшей группы оборудуют отдельные уборные. В умывальных устанавливают 4 раковины, душевой поддон, вешалки для личных полотенец. Устанавливают шкаф для уборочного инвентаря.

Помещения общего назначения служат для осуществления программ разностороннего обучения и воспитания детей.

Для гимнастических и музыкальных занятий предусмотрен зал площадью 75 ма для яслей-сада на 100 мест, для ДДУ на 280-320 мест планируют два зола - 100 м^ и 150 м2. При залах размещают кладовые для хранения инвентаря (6 ма).

Для обучения детей плаванию в ДДУ по современным нормам предусматривается устройство крытого плавательного бассейна площадью 37 м2 и глубиной от 0,6 до 0,8 м. При бассейне оборудуют раздевалку и душ. Проходная ножная ванна устанавливается на выходе из душевой на обходную дорожку, обогреваемую до 26-30 С. Внутренняя поверхность стенок должна быть светлых тонов, гладкой, но не скользкой.

Купально-плавательный бассейн представляет собой ложное санитарно-техническое сооружение. Недооцен-ta гигиенических требований при строительстве и экс-1луатации бассейнов может привести к эпидемическим заболеваниям детей. Инфицирование воды в бассейне 1еизбежно, а в детских бассейнах оно в 3-5 раз выше, 1ем в спортивных.

В детских плават. бассейнах используют проточные и рециркуляционные схемы водонаполнения. Наиболее целесообразна проточная схема. Технич. простота проекта предусматривает непрерывный проток воды (замена 20 % объема воды в час). Загрязненная вода отливается через желоба по борту бассейна.

Бассейны заполняются водой, отвечающей требова-1иям ГОСТа 28-74-82 «Вода питьевая», с температурой 28-30 "С. Дезинфицируют воду хлорированием, бронированием или озонированием.

Существующие методы пользования бассейном без Пополнительного обеззараживания воды химическими веществами, небезразличными для слизистых и кож-яых покровов детей. При строгом соблюдении расчетного водообмена и санитарного режима и постоянном кон-гингенте детей, которые проходят тщательный мед. контроль, можно использовать бассейн детского сада объемом 30-35 м3 для купания 50-60 детей без хлорирования воды. Уход за бассейном, уборка и очис-гка емкости проводятся согласно рекомендациям СЭС, которая ведет регулярную проверку бассейна по специальным схемам.

Дополнительные помещения дошкольных учреждений предназначены для того, чтобы разнообразить формы учебно-воспитательной работы. Это игротека, зрительный зал, кабинет ручного труда и изобразительного искусства и т.д. Обычно это большое помещение (50 м2), в котором одновременно вся группа может заниматься Разными видами труда. Оборудование соответствует виду деятельности детей.

Медицинский блок детского учреждения состоит обычно из кабинета врача, проц. кабинета, изолятора с отдельным туалетом. Выход из изолятора не Должен совмещаться с входами в детские групповые.

Служебно-бытовые помещения (кабинеты администрации) располагаются на первом этаже, изолированно от детских групп. Для персонала должны быть оборудованы гардероб, душ, туалет. Число хозяйственных помещений зависит от мощности детского учреждения.

Комплекс пищеблока по составу площадей и размерам зависит от вместимости яслей-сада и специфики снабжения (сырье или полуфабрикаты). Общие требования к организации пищеблока: размещение на первом этаже, самостоятельный вход. Оборудование кухни -электрические плиты. Наиболее распространены пищеблоки, рассчитанные на приготовление пищи из сырья.

В состав пищеблока входят: помещение кухни с раздаточной (16-30 м2), заготовочный цех (6-14 м2), моечная {5-10 м2), кладовая для сухих продуктов (7-12 м2), кладовая для овощей (5-10 м2).

Помещение для стирки белья состоит из постирочной (14-25 м2) и гладильной (10-25 м2). Если детское учреждение обслуживается фабрикой-прачечной, то отводится помещение только для сортировки грязного белья (4-5 м2).

В летний период в дошкольных учреждениях проводится широкий комплекс воспитательно-оздоровительных мероприятий, что обусловливает специальные гигиенические требования к материальной базе и благоустройству летних дошкольных учреждений.

В детских учреждениях, не выезжающих летом на загородную дачу, особое значение приобретает благоустройство земельного участка. Для оздоровления детей целесообразно устройство солярия, душа под открытым небом. Полезно устраивать игры с водой на траве, где дети ходят босиком - это один из приемов закаливания. Необходимо, чтобы после солнечных ванн и игр на воздухе дети в группе принимали душ перед дневным сном. Желательно организовывать недалекие автобусные выезды в лес, на водоемы.

Расширенный комплекс мероприятий, строгий суточный режим, рациональное питание, интенсивный двигательный режим обеспечивают удовлетворительный отдых детей.

Летние дачи строят за чертой города по специальным проектам (СНиП «Детские дошкольные учреждения») на территории лесных массивов, вблизи водоемов с чистой проточной водой. Участок выбирается возвышенный на сухой местности, вдали от автострад и железных дорог, а также вдали от ферм, предприятий, автобаз. Для возможности оказания срочной медицинской помощи детям на летней даче учитывают близость больниц или санатория (расстояние до 10 км).

Предпочтение отдается одноэтажным строениям, удобно рассредоточенным на территории, связанным с игровыми площадками, с комплексом спортивной зоны. Обязательно устройство солярия с душем или в комплексе с плавательным бассейном.

Обязательный элемент летней дачи - жилая зона для персонала и хозяйственная зона (сараи для хранения инвентаря, овощей, топлива, холодильник). Возможен гараж. Величина земельного надела под летние загород-вые дачи рассчитывается из нормы 100 м2 на одного ребенка.

Проектирование детских учреждений интернатного типа. Проекты разрабатываются в соответствии с требованиями СНиП 2.08.89, однако в разработке проектов учитываются особенности, отражающие специфику работы интерната, на коллектив которого полностью возложена забота о жизни детей.

В Доме ребенка воспитываются здоровые дети в возрасте до 3 лет, не имеющие родителей, или дети, родители которых на длительное время изолированы от общества по причине заключения, инвалидности, болезни, дети из неполных семей. Вместимость Дома ребенка обычно составляет от 33 до 100 мест. В группе воспитывается 15 детей.

Дети от 3 до 7 лет воспитываются в дошк. детс. доме. Численность детей в дет. доме устанавливается Советом Министров, исполкомами. Оптимальная наполняемость дошк. детского дома - 150 воспитанников.

Детей объединяют в возрастные группы (по 25 человек): младшую (3-4 года), среднюю (4-5 лет), старшую (5-6 лет), подготовительную к школе (6-7 лет).

Дошкольный детский дом может функционировать Как самостоятельное учреждение или входить в состав школ-интернатов.

Земельный участок учреждения интернатного типа должен соответствовать широкому и разнообразному комплексу мер оздоровления детей. В этой связи земельный участок выбирают в загородной зоне, в зеленых массивах, из расчета от 45 м2 на одно место.

Современные гигиенические нормы организации участка под ДДУ требуют оборудования аэрария, солярия (из расчета 2 м2 на одного ребенка), летнего душа, дополнительных игровых площадок для карантинной группы детей и отдельной площадки для группы детей грудного вскармливания.

Для групповой ячейки предусматривается расширение площадей и их состава (помещения для сушки одежды, кладовая для хранения личных вещей, веранды и т.д.). Увеличиваются площади игровых и спален (6 м2 для ребенка ясельной группы, 5 м2- для дошкольной), а также площади помещений для музыкальных занятий (75 м2 и 100 м2 соответственно для Дома ребенка и детского дома).

Для учреждений интернатного типа предусмотрено оборудование карантинного отделения для поступающих детей. Здесь должна производится противоэпидемическая санобработка детей. Отделение состоит из приемной и санпропускника (12 м2), палаты и полубокса (4 м2 на одного ребенка), бокса (5 ма), туалетной (8 м2), веранды {12-16 м2).

В медицинском блоке выделяется комната для обслуживания больных с инфекционными заболеваниями. В изоляторе увеличено количество палат и введены дополнительно площади для хранения вещей, буфетной, моечной (для посуды), веранды и открытой террасы (16 м2) для выздоравливающих детей.

Оборудуют процедурную для физиопроцедур.

Подсобные помещения тоже значительно расширены: комната донора (для сцеживания грудного молока), пункт приготовления молочных смесей, имеющий холодильники и раздаточную.

Приемное отделение в детском учреждении интернатного типа планируют с учетом процесса оформления детей в интернат. Оно состоит из вестибюля, кабинета врача, канцелярии и комнаты свиданий с родственниками.

Более подробные гигиенические требования к строительству и благоустройству учреждений интернатного типа отражены в санитарных правилах № 4076-86.

А. ЧАЛДЫМОВ

Велика забота Советской страны о детях. Огромны достижения Совет­ского Союза в деле воспитания детей всех возрастов и в частности детей дошкольного возраста. По всей стра­не раскинулась сеть детских учреж­дений, далеко продвинулось за по­следние годы и строительство новых по типу детских садов.

Однако строительство 1936- 1937 гг. все же не свободно от ряда существенных недостатков. Тов. В. М. Молотов, принимая делегацию пер­вого с"езда архитекторов, указал на недостатки массового строительства и, в частности, строительства детских учреждений. Исходя из этих указа­ний тов. Молотова, Всесоюзная ака­демия архитектуры в конце 1937 го­да развернула работу по экспе­риментальному проектированию дет­ских садов и яслей. Была созда­на комплексная бригада из спе­циалистов по оборудованию, ме­бели, арматуре, отделочным мате­риалам, конструкциям, санитарной технике, скобяным и столярным из­делиям и др. Кроме того, для повсе­дневной работы были привлечены пе­дагоги, врачи и практики дошколь­ной работы. На основе тщательного изучения опыта строительства дет­ских садов, ознакомления с ново­стройками и анализа проектных за­даний бригадой был собран интерес­ный материал, который еще нуж­дается в окончательной обработке.

От редакции. Помещая настоя­щую статью, р=дакция считает нужным отметить, что эскизы детских садор, раз­работанные Академией архитектуры, саюг интересный материал для ппоектировщича. днако эскизы эти страдают весьма су­щественными недостатками, отр»жающ<-ми он ибки, допущенные при составенчи задания, в частно"ти, необходимо (и впо1 не возможно без ущерба дня работы дег ского сада)добиться гораздо более эк -номных i ешений-путем общэго снижения кубатуры, исключения некоторых обслу­живающих помещений и т. п.

Тем не менее, уже сейчас вполне возможно, анализируя этот материал, пересмотреть принятые в прошлом задания, решения планов и методы подхода к проектированию детских садов.

Одним из крупнейших недостат­ков практики прошлых лет является отсутствие творческого подхода и чисто деляческое, беспринципное от­ношение к проектированию детских садов. Прямым следствием такого подхода являлось раболепное соблю­дение условий задания. Между тем, в прошлом, исследовательские орга­низации мало уделяли внимания на­коплению опыта, проблемам органи­зации и строительства детских садов - в результате чего задания, на основе которых проектировались и строились детские сады, страдали крайней «академичностью» и отор­ванностью от требований жизни.

Архитекторы-проектировщики ча­сто плохо знали условия воспитания в детских садах. В строительстве игнорировались многие «мелочи», иг­рающие существенную роль при нор­мальной организации жизни в дет­ском саду: совершенно не предусма­тривались, например, места для раз­девания взрослых, кладовки для гряз­ного белья, помещения для техниче­ского персонала и т. д. Еще меньше внимания уделялось вопросам ин­терьера - архитектуре и оборудова­нию помещений. В частности, совер­шенно отсутствовало встроенное обо­рудование. Все это приводило к то­му, что уже после сдачи детского са­да в эксплоатацию, персоналу его приходилось своими силами произ­водить все необходимые доделки.

Совершенно непростительным яв­ляется игнорирование в проектах детских учреждений основных тре­бований санитарии и гигиены.

Возможность изоляции групп в случае инфекции всегда должна учитываться при решении детского сада. В проектах и в строительстве прошлых лет это требование не было предусмотрено. Невыясненным в строительстве 1937 г. остался и вопрос о планировке и оборудовании участка детского сада. Все эти и многие дру­гие недостатки текущего строитель­ства, на которых мы не останавли­ваемся, заставили бригаду Всесоюз­ной академии архитектуры решитель­но пересмотреть основные приемы решения детских садов, задания на проектирование и строительство.

К каким же выводам пришла бригада?

Архитектор, проектируя детский сад, должен прежде всего предусмо­треть нэ случай инфекционных за­болеваний возможность групповой изоляции детей. Обязательным усло­вием такой изоляции является созда­ние особых групповых ячеек, доступ в которые открывается не из обще­го вестибюля. Групповые ячейки дол­жны включать следующие помеще­ния: комнату для игр, санитарный узел (умывальная, уборная, буфет­ная или место для мытья посуды), раздевальню (она же мешочная) и веранду.

В строительстве 1936-1937 гг. веранды рассматривались только как места дневного сна детей. Между тем, веранду в пасмурные дни це­лесообразно также использовать для занятий с детьми. В свя­зи с этим, надо при веранде преду­смотреть холодное помещение для хранения складных кроватей и теп­лый шлюз, соединяющий веранду с прилегающими к ней комнатами.

При таком использовании веран­ды она должна быть значительно увеличена и проектироваться из рас­чета нормы площади в 2 м на одного ребенка. Расширение веранды вполне оправдывается сравнительно неболь­шой стоимостью кубатуры при облегченном типе строительства и полной возможностью отказаться в этом случае от устройства навесов на площадке.

Дальнейшее исследование пока­зало, что зал, необходимость которо­го в детском саду очевидна, обычно очень нерационально используется. В зале проводятся ежедневно заряд­ки, музыкальные занятия и массовая работа среди детей. Все это не ис­ключает добавочного использования зала как спальни для ночной груп­пы. Проектируя встроенные кроват­ки-панели или устраивая рядом с за­лом специальное помещение для хра­нения кроваток и отдельный сани­тарный узел, архитектор добьется разрешения этой задачи. В планиров­ке необходимо предусмотреть воз­можность изоляции такого зала от остальных четырех групп, что важ­но в случае обнаружения в ночной группе инфекционных заболеваний.


Зал следует проектировать не менее чем в 75 м2. Зал должен быть хороших пропорций, без устройства опор, так как введение столбов или удлиненная коридорная форма зала, неизбежная при конструкции деревян­ного - применяемого в практике пе­рекрытия, будет сильно затруднять его эксплоатацию.

Уборные для детей можно про­ектировать из расчета 0,25-0,30 м2, умывальные - из расчета 0,40 м2, с обязательным размещением полного оборудования санитарно-техническо-го узла (3 унитаза и 4 раковины на группу в 25 человек).

Душевую на два рожка (с ван­ночкой для мытья ног) и раздеваль­ную лучше всего расположить в первом этаже. Общая площадь душевой не должна превышать 9-10 м2.

В 4-групповом детском саду площадь изолятора и врачебной (от­дельно) достигает 8 м2. Изолятор мо­жет проектироваться без отдельного выхода.

Устройство специальной комнаты заведующего не обязательно в том случае, если комната педагогов про­ектируется размером не меньше чем в 9 м2. Под канцелярию также реко­мендуется отводить не менее 9 м2. Обязательно, кроме того, устройство кладовых или встроенных шкафов для хранения белья и для других хозяйственных нужд детского сада.

По высоте помещения детского сада диференцируются на основе следующих расчетов: а) групповые комнаты - не менее 3,20 м; б) веран­ды - не ниже 3 м, в) обслуживающие помещения - не ниже 3 м, г) высота зала минимальная - 3,20 м.

В задании общую кубатуру сле­дует устанавливать только ориенти­ровочно. Вместе с тем стоимость детского сада того или иного типа твердо лимитируется в рублях на од­но детское место. Экономичность проекта надо определять не кубату­рой, а сметой, подсчитанной по эле­ментам конструкций, применяемых материалов и предлагаемых способов строительных работ.

Такой способ определения эко­номичности проектов не стесняет свободу архитектора в установлении нормативов отдельных помещений и одновременно открывает перед ним возможность творческого подхода к своей задаче.

Нет нужды особо останавливать­ся на архитектурных требованиях, пред"являемых к детскому саду. Са­мо собой разумеется, что во внешней архитектуре и интерьерах детского сада должна быть выражена счаст­ливая, радостная жизнь детей совет­ского народа.

На основе изложенных выше принципов бригадой Всесоюзной ака­демии архитектуры было разработа­но несколько вариантов решений дет­ского сада на 100 детей, которые в конечном счете приведены к шести основным вариантам.

1-й вариант - надземная ку­батура 3 680 м3. Детский сад имеет центральный вход с двухмаршевой лестницей, идущей по стенам.

В предлагаемом решении было обращено особое внимание на обеспе­чение легкой ориентации детей при входе в детский сад. Из вестибюля или же лестничной клетки второго этажа ребенок попадает непосред­ственно в раздевальню -светлую ком­нату в 16 м2 и видит вход в свою групповую комнату, В раздевальной комнате каждый ребенок имеет свой индивидуальный шкаф для верхнего платья. Здесь же устроены ящики для хранения постельного белья и мешков (раздевальня служит одно­временно мешочной). Групповая ком­ната проектируется в 60 м2 и обрат щена двумя своими сторонами на южную часть горизонта. Умывальная в 10,0 м2 связывается входами не­посредственно с групповой, через которую ребенок попадает в убор­ную. В умывальной устроены 2 раковины для мытья посуды групповой. В стене, примыкаю­щей к групповой, проектируется бу­фет, одновременно открывающийся как со стороны групповой, так и со стороны умывальной.

Веранда, площадью в 50 м-, связана с раздевальней тамбуром.Здесь же предусмотрено помещение в 5 м2 Для хранения складных кроваток. Ве­ранда первого этажа имеет непо­средственный выход на участок, к веранде второго этажа примыкает одномаршевая запасная лестница, благодаря чему в случае инфекцион­ных заболеваний в одной из групп открывается возможность выключить остальные. Запасные выходы могут быть использованы педагогами и при работе с ребятами на участке. Во всех случаях дети как в первом, так и во втором этаже, попадают непо­средственно в свою групповую разде­вальню.

Зал, он же спальная для ночной группы, проектируется в 75 м2, рас­положен во втором этаже и снабжен встроенными в панель кроватками. В непосредственной близости от за­ла проектируется уборная-слив. В случае инфекции, обнаруженной в ночной группе, для обслуживания зала используется главный вход, а остальные группы пользуются свои­ми запасными входами.

Кухня проектируется как одно помещение в 32 м2. Автор проекта решительно отказался от устройст­ва переборок до потолка. Из общего помещения выделен только шлюз-раздаточная в 3-4 м2 и одна пере­борка со стороны заготовочной, не доходящая до потолка. При кухне проектируется кладовая в 6 м- с от­дельным помещением для холодиль­ника.

При душевой проектируется боль­шая раздевальня с индивидуальны­ми шкафами для педагогов и техни­ческого персонала. Этот же душ дол­жен обслуживать и детей ночной группы.

В первом этаже, в непосредствен­ной близости к входу, располагается изолятор и канцелярия. Во втором этаже - врачебная и педагогическая, каждая по 8V2 м2.

Кроме того, проект предусматри­вает устройство шкафов-кладовых для белья и другого инвентаря дет­ского сада. В первом этаже проекти­руется уборная для персонала.

2-й вариант - надземная ку­батура 3 400 м3. В отличие от перво­го варианта здесь не предусмотрена возможность выключения зала-спаль­ной, в случае возникновения инфек­ции. Веранды обращены на северный горизонт. Но если это потребуется, они могут быть повернуты на 90° и

обращены на южную часть горизон­та. Запасные входы в первом этаже ведут непосредственно с участка на веранду; во втором этаже использу­ются запасные входы с лестничной клетки. Преимуществом этого вариан­та является расположение главного входа вне зависимости от ориента­ции групповых комнат. Четкое деле­ние плана на групповые ячейки и обслуживающие общие помещения, тесно увязанное с главным входом, дает возможность легко приспо­соблять этот вариант к различным условиям расположения детского са­да на участке.

3-й вариант - надземная ку­батура - 3 200 м3. Этот вариант от­личается четкостью расположения групповых ячеек. С целью снижения кубатуры веранда проектируется из расчета 1,75 м2. Обслуживающие по­мещения расположены в первом цо­кольном этаже. Это дает возможность открыть доступ в зал непосредствен­но с площадки лестничной клетки. Перспектива на последний открыва­ется уже при входе в детский сад. Устройство цокольного этажа дает также возможность, не увеличивая общей кубатуры, довести высоту за­ла до 4V2 м.

При зале проектируется белье­вая, помещение для хранения кро­ваток и самостоятельный санитарный узел. По этому варианту также от­крывается возможность изоляции всех четырех групп и зала. Принцип устройства выходов (запасных) с первого и второго этажей, обеспечи­вающий изоляцию и устройство груп­повых ячеек, тот же, что и в первом варианте. Исключением является устройство недиференцированной об­щей мойки при кухне.

4-й вариант - надземная ку­батура-3100 м3. Детский сад в этом случае проектируется без зала, но с увеличенными нормами групповых комнат для игр. Лестница двухмар-шевая, идущая по стенам, вести­бюль - в первом этаже. В осталь­ном принципы решения те же, что и в предыдущих вариантах.

5-й в а р и а н т-надземная куба­тура-3200 м3. Вариант рекомендует­ся для северных районов нашего Сою­за и в соответствии с этим проекти­руется без веранд, но зато с увели­ченными нормами групповых. В каж­дой групповой ячейке, кроме резде-вальни в 15 м2, уборной и умываль­ной, предусмотрена комната для хранения складных кроваток. Изоляция групп достигается путем устройства входов и выходов по тем же принци­пам, что и во 2-м варианте. В первом и втором этажах проектируются спе­циальные тамбуры, связанные непо­средственно с раздевальнями груп­повых.

6-й вариант. - В этом вариан­те сделана попытка определить архитектурный образ детского до­ма. Автор, в отличие от рас­смотренных выше вариантов, проек­тирует его одноэтажным. Центром архитектурной композиции является зал-холл-зимний сад. Таким образом, достигается непосредственная связь всех групповых ячеек с участком. Каждая групповая ячейка снабжена закрытой верандой с примыкающей к ее уровню открытой площадкой. При входе в детский сад открывает­ся перспектива колонного зала-зим­него сада. Этот вариант предлагает­ся для экспериментального строи­тельства 4.

* В разработке вариантов детсада при­нимали участие аэх. В. В. Жаров, инж. Чеплыгин, проф. Экман, инж. Очкин и специа­лист по оборудованию т. Морозова.