ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ

Ректорат Государственного университета по землеустройству, одного из старейших учебных заведений России, которому в мае 1999 года исполнилось 220 лет со дня основания. Восстанавливая исторические и духовные традиции межевых инженеров, Ученый Совет университета принял решение о воссоздании домовой церкви Константиновского межевого института, которая существовала с 1869 г. и в начале 1918 года была уничтожена. Домовая церковь была освящена во имя Святых Равноапостольных царя Константина и матери его Елены, а Святой Константин стал небесным покровителем межевых инженеров. Работы по воссозданию этого памятника истории, русской культуры и архитектуры были проведены в течение 2000 г. с Высочайшего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Настоятеля Богоявленского кафедрального собора Протопресвитера отца Матфея. 6 июня 2001 года в главном здании университета прошло торжественное освящение восстановленной Домовой церкви Государственного университета по землеустройству Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси АЛЕКСИЕМ II

В храме слово Божие читается, молитвы возносятся, Святые Тайны совершаются (свт. Тихон Задонский, 4:395)

Со дня воссоздания Домового храма, он является духовным сердцем Университета и играет большую роль в духовном-нравственном воспитании студентов.

Стали традиционными архиерейские службы на престольный праздник святых равноапостольных Константина и Елены и на другие значимые события в Университете. В 2006 году в связи с 5-летним юбилеем возрождения Домового храма Университета, праздничное богослужение возглавил высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. 25 мая 2009 года торжественное богослужение на празднование 230-летней годовщины со дня основания Вуза, по благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, возглавил преосвященнейший Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский, председатель Синодального отдела по делам молодежи, член Высшего Церковного Совета. 3 июня 2011 г. Праздничное богослужение в честь святых равноапостольных Константина и Елены возглавил владыка Меркурий, епископ Зарайский, ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский. 5 июня 2012 г торжественное богослужение по случаю престольного праздника храма, святых равноапостольных Константина и Елены, возглавил преосвященнейший Савва, епископ Воскресенский, викарий Московской епархии.


Владыка Савва на праздничном богослужении в Домовом храме Университета.

3 июня 2013 г. в в честь престольного праздника храма Святых равноапостольных Константина и Елены праздничную Литургию возглавил преосвященнейший Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.


Преосвященнейший Феофилакт, епископ Дмитровский в Домовом храме Университета.


Ректор Университета преподносит преосвященнейшему Феофилакту иконы и книги.

235 -я годовщина со дня основания Университета приходится на год 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского, славного святого, определившего на века духовную и государственную мощь нашего Отечества. Не случайно, нынешние Рождественские образовательные чтения, посвященные юбилею святого преподобного Сергия, были открыты именно в нашем Университете,19 ноября 2013 г.

Торжественные мероприятия начались с Божественной Литургии в Домовом храме Университета, которую возглавил высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

После торжественного богослужения в актовом зале Университета состоялись сами чтения, на которых были заслушаны доклады, посвященные жизни преподобного Сергия, его чудесам и заступничеству за русскую землю в годы лихолетия и нашествия иноплеменников. Возглавил заседание и обратился к собравшимся с приветственным словом высокопреосвященнейший Арсений. Владыка еще раз подчеркнул неоценимую роль Домового храма как в воспитании молодежи, так и в подготовке будущих ученых, любящих и заботящихся о земле, на которой мы живем. Также было сказано о значении чтений для нашего образования и размышления. Наибольшее впечатление Рождественские чтения произвели на молодежь, студентов Университета. В их памяти надолго останется торжественная и радостная атмосфера праздника, интересные исторические доклады.


Высокопреосвященнейший Арсений благословляет молящихся в Домовом храме Университета.


Торжественное заседание в актовом зале Университета в день открытия Рождественских образовательных чтений. честь преподобного Сергия.

Праздник преподобного Сергия Радонежского для нашего храма особо значим, и каждый год в этот день совершается праздничное богослужение.

Интересно, что имя преподобного носил первый директор нашего института Сергей Тимофеевич Аксаков, и носит нынешний ректор Университета Сергей Николаевич Волков. Именно он является инициатором восстановления в стенах Университета Домового храма святых равноапостольных Константина и Елены, который вдохнул новую жизнь в наш Вуз.

В нашем Университете праздник преподобного Сергия еще особенно почитается потому, что ему молятся ему о помощи в учении. И часто студенты ставят свечу с молитвою перед его иконой.


Икона святого преподобного Сергия Радонежского в праздник в честь святого.

Кроме архиереев, студенты и сотрудники видят в храме многих замечательных клириков: это настоятели Богоявленского кафедрального собора протопресвитер о. Матфей Стаднюк и пртоиерей о.Александр Агейкин, о. Николай Степанюк, настоятель храма Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе протоиерей о. Феодор Рожик, Архимандрит о. Дионисий Шишигин, благочинный, настоятель храма Святителя Николая в Покровском, протоиерей о. Алексий Ладыгин, настоятель храма Святой Ефросинии Московской, священник о. Константин Корнеев, и протоиерей о. Сергий Точеный, заместитель благочинного, настоятель храма Апостола Иакова Заведеева, протодиакон Новоспасского монастыря о.Геннадий Кузнецов, протодиаконы Богоявленского собора о.Сергий Сапронов и о. Михаил Гречишкин, видный бас протодиакон о. Николай Платонов и многие другие. Заметный вклад для храма внес о. Константин Корнеев, выпускник нашего Вуза, он своими руками обновлял потускневшее золотое убранство храма. Трудно переоценить и вклад настоятеля храма Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе протоиерея о. Феодора Рожика, постоянно приносящего в дар храму восковые свечи, лампадное масло, колокола и многое др.


Настоятель Богоявленского собора о.Александр Агейкин


Ключарь Богоявленского собора о. Николай Степанюк.


Священник о. Константин Корнеев на проповеди.


Настоятель Знаменского храма в Переяславской слободе протоиерей Феодор Рожик

В нашем Домовом храме совершаются службы на все основные праздники, читаются акафисты в дни празднования икон Пресвятой Богородицы и святых, все имеют возможность исповедаться, причаститься Святых Христовых Таин, просто зайти в храм и помолиться. Также все значимые события жизни Университета неразрывно связаны с молитвой и службами в Домовом храме. Учебный год по обыкновению начинается с молебна перед началом учебного года.


Храм перед началом молебна.

В такой праздничный день на молебен обычно приходят очень многие студенты, их родители и преподаватели. Служба транслируется и на большой экран вестибюля, чтобы те, кто по причине большого числа молящихся не смогли зайти в храм, имели возможность видеть молебен с экрана и присоединиться к общей молитве. На молебне возносятся молитвы и о всех учащих, и об учащихся, об их благополучии, долгоденствии, и прилежном обучении.


О.Николай благословляет крестом и окропляет святой водой после молебна перед началом учебного года.


Преподаватели во главе с ректором Университета С.Н.Волковым и студенты на молебне перед началом учебного года.

После очень праздничной службы, в преддверии обучения, новых впечатлений и новой студенческой жизни, глаза всех первокурсников, и не только, светятся воодушевлением и радостью. А их родители в очередной раз радуются тому, что прежде всего обучение их детей началось с благословения в храме!

Еще до начала обучения, многие родители абитуриентов и будущих студентов, в первую очередь заходили в храм, восхищались им и возможностью их детей приобщаться к духовности.

"Мы очень хотим, чтобы наши дети поступили к вам в Университет" - первые слова родителей. Все без исключения отмечают наличие храма как важный аргумент в выборе места обучения детей, все родители хотят видеть своих чад под духовным началом храма. Весь учебный год студенты имеют возможность бывать в храме, слушать проповеди и получать благословение наших дорогих батюшек. И весь учебный год храм открыт не только во время службы, но и просто для всех желающих зайти и помолиться, и для кого-то возможно это будет первое знакомство с храмом и первый шаг на пути нравственного возрастания и спасения.


В Домовом храме Университета.


Студенты подходят к кресту после благодарственного молебна по окончании учебного года,и окропляются водой.


Вручение дипломов в актовом зале.


Настоятель Богоявленского кафедрального собора о. Александр Агейкин поздравляет выпускников с вручением диплома. Актовый зал Вуза.



Студенты в Домовом храме Университета.


Студенты на акафисте.

Гости Университета тоже в первую очередь заходят в наш чудесный храм.

27 июня 2013 года Государственный университет по землеустройству посетил Министр сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Федоров.

В торжественной атмосфере Министром сельского хозяйства была вручена путевка первому сводному Всероссийскому студенческому землеустроительному отряду.

Во время знакомства Николая Васильевича Федорова с Университетом, он посетил и наш Домовый храм, с радостью отметил его благолепие и помолился перед иконой святителя Николая.


Министр сельского хозяйства Н В.Федоров в Домовом храме Университета.

3 июня 2013 г. наш домовый храм посетил посол Республики Бенин Анисеет Габриель Кочофа, приехавший в Университет с дружественным визитом.


Посол Республики Бенин Анисеет Габриель Кочофа и его помощник в домовом храме.

Посол и его помощник с удовольствием побывали в храме, поставили свечи к иконе святых равноапостольных Константина и Елены, покровителей нашего Университета, праздник которых совершался в этот день. Также гости послушали об истории храма, о его значимости, о студентах, принимавших участие в восстановлении храма, и о престольном празднике.

В честь праздника им были преподнесены в дар иконы святых равноапостольных Константина и Елены, которые они приняли с радостью и благодарением.

Храм играет огромную роль не только в жизни Вуза в целом, но и в жизни многих сотрудников и студентов. И студенты, и преподаватели, и даже гости Университета с удовольствием принимают участие в его благоукрашении.

Нельзя не отметить наших постоянных благодетелей храма. В праздник святого апостола Андрея Первозванного они все отмечают свой День Ангела.


Благодетели Домового храма Университета А.Л. Ликефет, А.С.Смирнов, А.А.Шимкевич, А.Е.Гуськов.

Студенты также с первых дней восстановления храма принимают участие в его благоукрашении.

15 ноября 2013 г,перед Рождественскими образовательными чтения центрального Викариатства города Москвы, проходившими в нашем Университете, студенты архитектурного факультета помогали восстанавливать роспись в Домовом храме. Желающих поучаствовать в этом прекрасном и интересном деле было очень много, собрались и первокурсники, студенты второго и третьего и даже пятого курсов.


Начало работы. Подборка цвета.

Работалось очень легко, приятно, радостно было что-то сделать для храма, да еще в своем Университете. И с самой работой справились неожиданно быстро. Теперь ребята, когда приходят в храм помолиться или на службу, наверняка чувствуют, что храм стал им еще ближе!


Зюзин Владислав, Лавров Роман.


Кочеткова Полина.

Очень красивая фотография, на которой преподобный Сергий Радонежский как-будто благословляет и студентов, украшающих святой храм.

Заметным событием в жизни студентов архитектурного факультета бывает летняя практика. По желанию, некоторые из ребят проходят ее в монастырях, где используют полученные во время обучения знания для помощи обители.

По установившейся традиции часть студентов архитектурного факультета проходят строительную практику в Свято-Благовещенском монастыре города Киржач Владимирской области. Прежде всего ребята участвовали в строительных и архитектурно-планировочных работах по восстановлению монастырского храма Всех Святых. Кроме того студенты работали над внутренней отделкой иконописной мастерской, а так же выполняли работы по озеленению и благоустройству территории, применив свои знания по ландшафтному дизайну.


Эскиз храма всех Святых


Озеленение территории

Наиглавнейшей же особенностью практики было приобщение ребят к духовной жизни монастыря. Благодаря вниманию насельниц обители для студентов провели экскурсию по монастырю и храму, желающие всегда могли побывать на любой службе. На подворье монастыря был организован костер и беседа с о.Александром.


Беседа с батюшкой у костра


Ребята внимательно слушают о. Александра


Насельницы монастыря. Игуменья Феодора с сестрами

Необыкновенное сочетание полезных для будущих архитекторов работ, прекрасного отдыха, и атмосферы чистоты и нравственности обители произвели особое впечатление на ребят. Многие выразили желание приезжать в монастырь на службы или снова поработать в летние каникулы. Слава Богу, что у студентов нашего Университета есть замечательная возможность оказать посильную помощь в восстановлении монастыря и прикоснуться к истокам духовности. Начало же такому духовно-нравственному воспитанию положил храм нашего Университета.

Летом 2012г. студенты архитектурного факультета нашего Университета прошли практику в деревне Набережная Слобода. Ребята помогали в проектировании реставрационных работ храма Успения Пресвятой Богородицы, построенной в начале 18 века. Двухэтажная одноглавая церковь, выстроенная на средства Шуваловых в духе позднего барокко, в начале 19 века была заброшена, и восстанавливаться начала лишь с 2002г.

Ребята нашего Университета приняли участие в обмерных работах. кроме того выполняли чертежи церкви и рисунки фасадов акварелью.


Евелиович Вера и Вертянкина Настя за работой над чертежами.


Александр Константинович Сикстель и о.Михаил на обмерных работах.

Настоятель храма иерей о. Михаил Геронимус выразил большую благодарность ректору Университета С.Н.Волкову за неоценимую помощь восстанавливаемому храму, оказанную студентами архитектурного факультета Университета, а также ребятам, приехавшим потрудиться для храма.

Со 2 по 16 июля 2013г. несколько студентов 3 курса архитектурного факультета нашего Университета проходили практику в Николо-Сольбинском женском монастыре в Ярославской области.

Наши девочки студентки, Бакулина Екатерина, Конюхова Наталья, и Пономарева Анастасия внесли свою лепту в восстановление обители.

Игумения Еротиида, настоятельница монастыря, с радостью приняла помошниц из нашего Университета,а девочки не только помогли монастырю, но и закрепили свои знания, как будущих архитекторов, и частично применили их на практике.

В июле 2013 г. вновь некоторые из студентов архитектурного факультета прошли практику в Свято-Благовещенском монастыре, где их всегда ждут и с радостью встречают. И как обычно, ребята оказали неоценимую помощь монастырю и его подворью. Были проведены обмеры келейного корпуса, его главного фасада. а также надкладезной часовни, которые потом были сверены со строительными чертежами. На основании этих данных были выполнены чертежи.


Выполнение чертежей по результатам обмеров


Студенты на практике в Свято- Благовещенском Киржачском монастыре.

Итак, каждый год и каждый день, наличие храма в Университете являет бесценное сокровище архиерейских служб и архиерейской проповеди, духовных конференций и добрых дел, восстановления храмов и многое другое, что открывает студентам новый мир и делает их лучше.


Домовых храм Университета.

Домо́вая церковь, в широком смысле слова так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях, особенно часто в больницах, домах престарелых, детских домах и приютах и в иных подобных им богоугодных или благотворительных заведениях, а также в средних и высших учебных заведениях, в помещениях частных об-в, в особенности религ. назначения, или братств и предназначена для участия в богослужении тех, кто в этих учреждениях постоянно или временно пребывают или обучаются. Открытость или закрытость Д. ц. для «посторонних» обыкновенно зависит от режима того учреждения, при к-ром она существует.

В большинстве случаев Д. ц. имеет «приписной» статус и принадлежит приходу, на территории к-рого находится. В отдельных случаях она может быть приписана к иному приходу или представлять собой самостоятельное церковное учреждение. В наст. время, в случае если Д. ц. не приписана к приходу, управление ею осуществляется на иных основаниях, чем приходскими церквами, т. е. при ней не образуется ни приходского собрания, ни соответственно приходского совета. В Москве подобные церкви могут, напр., иметь статус Патриарших подворий (см. ст. Подворье). В синодальный период по статусу Д. ц. имела нек-рое сходство с дворцовыми, военными, т. е. полковыми или корабельными, посольскими и тюремными церквами, которые, однако, не причислялись к Д. ц. в собственном смысле слова, отличаясь от них гл. обр. самостоятельным, не приписным статусом. Особым видом Д. ц. является т. н. крестовая церковь , находящаяся в архиерейских домах или резиденциях (покоях) епископов.

В узком смысле слова Д. ц. в синодальный период назывался храм, находившийся в жилище частного лица. Устраивать Д. ц. дозволялось епархиальной властью, а в Москве и С.-Петербурге - высочайшим соизволением, испрашиваемым через Святейший Синод, лишь лицам, имевшим право на особое уважение по своему высокому положению или исключительным заслугам и при этом по преклонным летам или болезни не имевшим возможности посещать приходские храмы либо существенно затрудненным в такой возможности. Подобная Д. ц. имела непременно «приписной» статус и принадлежала ближайшему приходу. По кончине высокопоставленного лица, имевшего в доме или квартире Д. ц., обыкновенным порядком она подлежала упразднению, и все ее имущество, в т. ч. священные сосуды, иные священные и освященные предметы, независимо от того, что они были приобретены на средства лица, которое пользовалось подобной привилегией, как это обыкновенно бывало, не переходило к наследнику, но подлежало передаче в приходской храм, к которому была приписана упраздняемая Д. ц. В исключительных случаях и лишь по высочайшему соизволению по кончине лица, к-рому дозволено было иметь в своем доме Д. ц., эта церковь не упразднялась, а оставалась в доме или квартире, перешедших наследнику.

Вспомогательные материалы.

Кузнецов Андрей Владимирович

(выпускник ФДО 2010 года)


ДОМОВЫЕ ХРАМЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ист.: do.pstgu.ru/show_file/show_file.php?file=1301582821502711.doc, 2013

В первые два века истории Христианской Церкви не было приходов в современном смысле слова. Все богослужение совершалось преимущественно в городской церкви, обустроенной в катакомбах, на кладбищах и в частных домах. В середине III века в крупнейших городах империи (Рим, Александрия, Антиохия, Эфес, Коринф) устраиваются кафедральные церкви, а также другие храмы, около которых собираются верующие, живущие поблизости.

В IV веке, после издания Миланского эдикта, повсеместно появляются христианские церкви, что обусловлено массовым обращением язычников в христианство. Почти все языческие храмы перестраивались в христианские церкви и освящались. Кроме того, строились новые церкви, инициаторами которых выступали государственные власти, сельские общины и частные землевладельцы.

Каноны церкви, касающиеся устроения храмов и порядка богослужения, начинают формироваться с апостольского века. Основной смысл установлений касается запрета совершать приношения вне храмов и вне власти епископа (т.е. вне Церкви).

Так, 31 апостольское правило гласит: «Аще который пресвитер, презрев собственнаго епископа, отдельно собрания творити будет, и олтарь иный водрузит… да будет извержен, яко любоначальный».

В IV веке сразу несколько Поместных соборов: Гангрский (правило 6) и Антиохийский (правило 5) запрещают мирянам и клирикам составлять собрания, презирая церковь, а 58-е правило Лаодикийского собора прямо указывает: «Не подобает епископам, или пресвитерам совершати приношения в домах».

Ко времени Шестого Вселенского Собора (681 г.) вопрос о совершении богослужения в частных домах перешел в иную плоскость. Если в первые века христианства отсутствовали храмы, то со временем просто сложилась практика обустраивать в домах домовые «молитвенные храмины» или «молитвенницы», в связи с чем Собор установил: «Определяем чтобы священнослужители, священнодействующие, или крещающие в молитвенных храминах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе как по изволению местного епископа...» (31-е правило).

Уточняющие правила установлены также Седьмым Вселенским Собором (787 г.) и Двукратным Поместным Собором (861 г.).

Таким образом, к концу IX века завершилось формирования канонов восточной церкви, регламентирующих устроение домовых храмов и приходскую жизнь в них.

В Русской Православной Церкви, с самого начала ее истории, когда она еще составляла митрополию Константинопольского Патриархата, внутреннее устройство приходов мало чем отличалось от византийских.

В традиции Русской Православной Церкви домовая церковь - отдельная постройка или помещение при жилом доме или учреждении, имеющая антиминс и предназначенная для совершения богослужения. Четкого разграничения между приходской и домовой церквями не было. Пример тому Благовещенский собор Московского кремля, который до XVIII века являлся домовой церковью Московских государей.

В описаниях Благовещенского собора XIX века опубликовано предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского и связано это было с тем, что в Москве в это время существовал княжеский двор, на котором обязательно должен был быть храм.

При Петре I устройство домовых церквей вначале было полностью запрещено, а затем в 1722 году Святейший Синод с императорского разрешения позволил их создавать в исключительных случаях.

С 1762 года возобновляется практика создания домовых церквей. Они обустраивались при военных частях, больницах, государственных учреждениях, создавались также для удовлетворения нужд верующих, лишенных возможности посещать приходскую церковь, а также для создания прихода из членов семей служащих.

Через два года после основания Московского университета, в июле 1757 года, его директор И. И. Мелисино обратился в Святейший Синод с просьбой передать Университету стоящие поблизости храм Параскевы Пятницы и Воскресенскую церковь. В 1791 году была освящена церковь во имя св. мц. Татианы в левом флигеле нового здания Университета на Моховой. В существующем сегодня здании храм был освящен в 1837 году.

Строительство Голицынской больницы (1-ая Градская) началось с возведения храма. В 1801 году в присутствии императора Александра I торжественно освятили больничную церковь во имя Святого Благоверного царевича Димитрия. А через год больница приняла первых пациентов. Позже рядом открылась богадельня.

О воздействии религии на ум и сердце заключенных в России никто и не помышлял, вплоть до открытия Попечительного Общества о тюрьмах в 1819 г. Александр I утвердил «Правила» данного общества.

Правило 11 гласит: «Если найдется средство, при которой тюрьме устроить и церковь, то сие есть превосходным учреждением для душевной пользы содержащихся». Устроение церквей в тюрьмах Петербурга было настолько успешно, что до 1826 года вход в церкви был открыт для всех людей, но из-за недостатка надзора за общением "вольных" и арестованных, свободный вход запретили.

Военные храмы исторически являлись центрами духовной культуры, были не только местом совершения богослужений, но и своего рода военными музеями, хранившими бесценные церковные и военно-исторические реликвии.

К числу первых военных храмов можно отнести церковь Спаса Нерукотворного Образа, устроенную в Спасской башне Казанского кремля по повелению царя Иоанна Васильевича.

В синодальную эпоху были построены церкви в Морском кадетском и Пажеском корпусах, собор всей артиллерии, церковь Главного штаба, ряда полков лейб-гвардии и казачьих частей.

Военные храмы следует разделить на две большие группы: постоянные и походные. Постоянные могли занимать как самостоятельную постройку, так и быть включенными в какое-либо здание, например, здание полковой казармы, штаба или даже манежа. Походные церкви принадлежали сухопутным военным формированиям, а также устраивались на военных судах.

Интересно, что Петр I запретивший устроение домовых храмом, в 1721 сам выразил желание иметь на корабле «Фридрик-Штат» походную церковь. Однако Святейший Синод решительно высказался против совершения Литургии на кораблях, «Понеже на корабле, во время морского волнения, бывает не малое … разливающимся вещем колебание, от чего иногда и пролитие случается, каково и Пречистым Тайнам, в Литургии совершаемым, случиться может».

Военные домовые церкви чаще всего имели посвящение в честь святых или праздников, в день которых то или иное подразделение одержало победу.

После Октябрьского переворота в 1918—1919 годах все домовые церкви в России были упразднены. На рубеже XIX-XX веков в России насчитывалось 51400 храмов, из них 2200 - домовые и при учебных заведениях, воинских, включая госпитальные - 260.

Таким образом, доля домовых храмов в числе всех храмов России составляла около 5%. В столичном Петрограде на домовые церкви приходилось около половины из примерно 500 православных храмов.

В их числе: 120 - при больницах, госпиталях и богодельнях, 75 - в учебных заведениях, 25 - в госучреждениях, 20 - во дворцах, 10 - при тюрьмах, 10 - при фабриках и заводах.

В истории современной России с увеличением храмов возобновляется и устроение домовых храмов.

В 1990 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освятил первый тюремный храм. "Чем больше будет в России храмов, тем меньше будет тюрем", - позже скажет Предстоятель Русской Православной Церкви.

В том же 1990 году храм святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы был возвращен Русской Православной Церкви и уже будучи Патриархом, Алексий II 22 ноября заново освятил его.

В начале следующего года 25 января (1991 г.) в здании бывшего домового храма МГУ Святейший Патриарх отслужил молебен с акафистом св. мученице Татиане. 22 января 1995 года после противостояния общины церкви и Студенческого театра МГУ здание было возвращено Церкви.

В 1997 году вступил в силу действующий ныне закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Закон прямо не санкционирует, но и не запрещает устроение домовых храмов. Статья 16 говорит лишь о том, что религиозные организации вправе проводить обряды в лечебно-профилактических учреждениях, в местах лишения свободы и т.д. в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

Относительно воинских частей в той же статье сказано лишь, что командование не препятствует участию военнослужащих в богослужениях.

Противники домовых храмов, твердят о конституционном принципе отделения религиозных объединений от государства и ссылаются на статью 6 рассматриваемого закона, согласно которой «Создание религиозных объединений в органах государственной власти, …государственных учреждениях..., воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается».

Очевидно, что создание домового храма при организации или учреждении не означает создание там религиозного объединения. Служащие и работники учреждения могут посещать или не посещать богослужения, точно так же как и пользоваться или не пользоваться услугами столовой или дома культуры при нем.

Деятельность Церкви по устроению домовых храмов была обоснована на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, где были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В документе закреплена деятельность по созданию тюремных и больничных храмов, отмечена особенность пастырского служения в войсках.

За последнее десятилетие традиция создания домовых храмов при учреждениях различного типа возобновлена. Их количество на сегодняшний день быстро растет, однако трудно поддается подсчету и анализу, поскольку публикуемые данные не синхронизированы ни по времени, ни по объекту учета.

Приведу отдельные статистические данные.

Общее количество храмов в России и Украине сегодня составляет чуть больше половины от числа храмов России на начало ХХ века.

В уголовно-исполнительной системе России действуют более 500 храмов и 700 молитвенных комнат. Это значит, что в каждой «зоне» есть либо храм, либо молитвенная комната.

При ВУЗах России храмов более семидесяти. В Санкт-Петербурге около 20, в Москве - более 10. Количество храмов в абсолютных значениях приблизительно соответствует началу ХХ века, однако число самих ВУЗов в России выросло, как минимум в 7 раз (со 100 до 700).

Больничных храмов в столичной Москве сегодня - 35 (на 800 храмов). В столичном Петрограде их было 70 (на 500 храмов). Существенное снижение по количеству. Снижение в процентном соотношении еще больше, учитывая, что больниц возросло в 2 - 3 раза.

Данные о количестве военных храмов отсутствуют. Отсутствуют также данные о количестве домовых храмов при государственных и общественных учреждениях и организациях.

Сегодня домовые храмы имеют все силовые министерства: Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба налоговой полиции, а также многие их учебные заведения и ведомственные структуры. Домовый храм есть и в Генеральной прокуратуре, что окончательно снимает вопрос о законности устроения домовых храмов в госучреждениях, ибо прокуратура - надзирающий за законностью орган.

Домовые храмы есть на космодроме Байконур, в Звездном городке (самый красивый из новых), на Киевском вокзале, в гостинице Университетская (самое высокое расположение - 15-ый этаж). Есть храм на крыше здания (театр «Школа драматического искусства») и в подвале (здание МИФИ). В Счетной палате храмом является холл с обустроенным в нем алтарем.

Одним из последних среди домовых храмов был освящен храм в здании телецентра Останкино в честь мученика Порфирия в день его памяти 28 сентября 2010 г.

Святой мученик Порфирий был актером и жил в 4 веке. На день рождения императора Юлиана Отступника он участвовал в спектакле, в котором должен был глумиться над таинством святого Крещения. Погрузившись в воду, согласно сценарию он произнес крещальную формулу и вышел из воды уже христианином, после чего вместо хуления он открыто исповедал Христа Богом. Император тут же приказал его мучить и обезглавить.

На освящении храма епископ Солнечногорский Сергий сказал:

Святой мученик Порфирий дает пример силы слова… С сегодняшнего дня у вас есть очень удобное место, где можно подумать, прежде чем сказать, - добавил владыка.

Появление храма в Телецентре - личная заслуга его директора Шубина Михаила Марковича. К сожалению, появление большинства домовых храмов учреждений полностью зависит от мировоззрения их руководителей.

Со времени открытия первых домовых храмов их юридический статус остается неопределенным.

Студенты, как самая активная часть общества, сделали шаг в сторону внесения ясности. 27 марта 2009 года состоялась первая конференция домовых храмов при вузах России, на которой было составлено обращение к священноначалию с просьбой начать решение вопроса о юридическом статусе домовых храмов и формах православного присутствия в ВУЗах.

Действительно, если существующие домовые храмы финансово зависимы от администрации учреждений (таких большинство), то церковная жизнь склонна к деградации. Если храмы финансово не зависимы (малая часть), их могут просто ликвидировать. И даже если домовый храм открыт православным руководителем, то при смене руководства велика возможность его закрытия.

Цыпин В., прот. Курс церковного права: Учебное пособие/ по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002, стр.433

Там же, стр.434

Книга правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец: С алфавитным указателем. М.: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2009, стр.18

Там же, стр.158

Книга правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец: С алфавитным указателем. М.: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2009, стр.86

Там же, стр.125

Там же, стр.258

Цыпин В., прот. Курс церковного права: Учебное пособие/ по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002, стр.440

Домовая церковь [Электронный ресурс] // Яндекс словари / Российский гуманитарный энциклопедический словарь . http://slovari.yandex.ru/ ~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3% D0%B8/%D0%93%D1%83 %D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8% D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0 %BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0% D1%80%D1%8C/%D0%94%D0%BE% D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20% D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C/ (28.11.2010)

Благовещенский собор Московского кремля [Электронный ресурс] // Русский город / Москва . http://www.russiancity.ru/text/mos03.htm (13.12.2010)

Храм святой Татианы: Святыни. История. Современность. М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2010, стр. 16-17

Храм здоровья от князя Голицына [Электронный ресурс]// Газета «Вечерняя Москва» 2002, 17 июня, №106 (23422) . http://www.vmdaily.ru/article/9007.html (15.11.2010)

Пастырское служение в тюрьме в настоящее время: Курсовая работа выпускника СПб Духовной Академии 1998 г [Электронный ресурс] // Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь / Сайт создан по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Климента Митрополита Калужского и Боровского. http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8649 (15.11.2010)

Сирый С.П. О богослужении Литургии на военных кораблях [Электронный ресурс] //Отдел Санкт-Петербургской епархии по связям с Военно-Морским Флотом . http://www.pobedaspb.ru/o-bogoslugenii-liturgii-.html (24.11.2010)

Статистика [Электронный ресурс] // Спасская церковь: Сайт Спасской церкви г.Балахна Нижегородской области . http://spcb.narod.ru/Data/Hist/stat.htm (28.11.2010)

Котков В.М. Военный православный храм [Электронный ресурс] // Победа.ru / Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями . http://www.pobeda.ru/content/view/988/226/ (28.11.2010)

Домовые церкви в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия .http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%

D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5

_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0% BA%D0%B2%

D0%B8_% D0%B2_%D0%A1%D0% B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82% D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%

B3%D0%B5 (28.11.2010)

Федеральный Закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс - надежная правовая поддержка / Официальный сайт компании «Консультант Плюс» . http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 78684;fld=134;dst= 4294967295#BFB38008D413280938D01687C013593A (28.11.2010)

Домовые храмы вузов и российское законодательство [Электронный ресурс] // Межвузовская ассоциация "Покров" . http://www.pokrov-forum.ru/domovy_hram/hram_zakonadelstvo/hramy_zakanodatelstvo.php (28.11.2010)

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. 2-е изд. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008, п IX.3.

Там же, п. XI.2.

Там же, п. VIII.4.

Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Тюрьма и воля: Центр содействия реформе уголовного правосудия . http://www.prison.org/150910.shtml (29.11.2010)

Справочник домовых храмов при вузах [Электронный ресурс] // Татьянин день: Издание домового храма св. мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова . http://www.taday.ru/directory/ (29.11.2010)
Котрелев Ф., диак. Университетский храм на птичьих правах [Электронный ресурс] // Православие и мир: Ежедневное интернет-СМИ , 28.04.2009. http://www.pravmir.ru/article_4104.html (29.11.2010)

Освященное помещение в жилище частного лица (в узком смысле слова) или учреждении (в широком смысле слова). Иногда - отдельная, на том же участке стоящая, освященная постройка. Имеет собственный антиминс , используется для совершения богослужения . Особым видом домовой церкви является крестовая церковь в архиерейских домах или резиденциях епископов .

Домовая церковь в широком смысле слова может быть расположена в больнице, доме престарелых, детском доме, приюте, ином социальном (благотворительном) учреждении, а также учебном заведении и предназначена для участия в богослужении лиц, постоянно или временно пребывающих или обучающихся в этих учреждениях .

История

Богослужение в домовых церквях посещали иногда и посторонние лица по так называемым «билетам» . Внешне домовая церковь, расположенная в здании, выделялась небольшой главкой либо просто крестом над кровлей .

В 1918-1919 годах в России распоряжениями местных властей были упразднены все домовые церкви (как в широком, так и в узком смысле слова) .

Домовые церкви в настоящее время

В настоящее время традиция создания домовых церквей при учреждениях возобновлена.

В большинстве случаев домовая церковь приписана к приходу , на территории которого находится, и принадлежит этому приходу, иногда - приписана к иному приходу или представляет собой самостоятельное церковное учреждение. Если домовая церковь не приписана к приходу, ею управляют иначе, чем приходскими церквами: ни приходского собрания, ни приходского совета при ней не образуется. В Москве подобные церкви могут, например, иметь статус

В одном из залов Эрмитажа находится собор Спаса Нерукотворного образа, это отреставрированная домовая церковь семьи Романовых. Она была построена в 1753–1762 годах по проекту знаменитого Растрелли. Сейчас здесь в точности воспроизвели интерьер, восстановили иконостас. Хоть и сегодня этот домовой храм - один из многих выставочных залов музея, можно представить, как в действительности выглядела императорская домовая церковь тех времён.

    Дворцовая пл., 2

Домовая церковь Юсуповых

В Юсуповском дворце находится домовая церковь знаменитых князей. Её постройкой руководил архитектор В. А. Кенель, и спроектировал её в византийском стиле. Здесь происходили важные для семьи события - венчание, крещения детей. В 1926 году церковь прекратила своё существование, а через четыре года помещение было полностью переделано под лекционный зал. Спустя 85 лет реставраторы воссоздали небольшой домовой храм, и сейчас он открыт для посетителей.

    наб. реки Мойки, 94


Церковь Воскресения Господня считается первым храмом в Царском Селе. Изначально она была установлена как походная церковь, так распорядилась хозяйка дворца Екатерина I. История этого святого места непростая, церковь два раза горела, и её переносили в разные части дворца и за его пределы. В годы немецкой оккупации церковь использовалась как склад, многие реликвии были утеряны. В наше время храм до сих пор восстанавливают, и изредка в нём проходят молебны.

    г. Пушкин, Садовая ул., 7


Церковь Спаса Нерукотворного образа находится в комплексе Конюшенного двора Санкт-Петербурга. Его повелела сделать Анна Иоанновна в 1736 году. В то время храм предназначался служащим придворных конюшен. Годами позднее в стенах храма отпевали Александра I, и позже - А. С. Пушкина. После 1917 года Конюшенная церковь была разграблена, а позже и совсем закрыта. Новое торжественное освящение храма состоялось в 2000 году. Сейчас он открыт для всех желающих.

    Конюшенная пл., 1


Церковь во имя Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы с улицы совсем неприметна, она находится в обычном доме. Помимо богослужений, при храме действует благотворительное братство, которое помогает заключённым в тюрьмах и осуществляет уход за тяжёлыми больными в госпиталях. В этом же здании размещается и радио Санкт-Петербургской епархии «Град Петров».

    наб. Лейтенанта Шмидта, 39