По материалам выставки «Священное искусство Древнего Египта». КЦ «Новый Акрополь», 2003 г.


Египетский храм — священное пространство, которое представляет собой идеальную картину мира, где царит строго определенный порядок, космос. Он отделялся от окружающего «несвященного» пространства для защиты и сохранения священного места и проявлялся как в самой структуре храма, так и в этапах его строительства.

Строительство храма начинается со святилища, символизирующего первозданный холм, который поднимается из вод праматерии. Эти изначальные воды часто обозначали основание фундамента храма.

Потолок святилища и других закрытых частей храма является символом неба, представленного звездами, зодиакальными рельефами и изображениями священных птиц.

Колонны храма олицетворяют жизнь, развитие и трансформацию, отраженную в образах цветов с раскрытыми и закрытыми бутонами-капителями.

Стены храма, отделяющие внутреннее пространство от внешнего мира, увенчаны карнизом в виде согнутых стеблей тростника и папируса. Это еще один аспект защиты, напоминающий о зарослях, где богиня Исида укрывала от опасностей младенца Хора.

Пилоны и врата храма, по мнению исследователя Р. Уилкинсона, изображают две горы горизонта, между которыми поднимается солнце, представленное рельефом с крыльями.

Ян Ассман ссылается на тексты Нового царства, в которых утверждается, что храм есть «образ небесного горизонта», место, где земля соприкасается с небом.

Древнеегипетский храм представляет собой модель пути, где каждая часть отражала определенный этап подготовки человека к встречи с Божественным. Этому активно способствовали средства изобразительно искусства и архитектуры, которые были не только выражением эстетических идей, но и имели глубокий философско-мистический смысл.

В Фивах, как и во всем Египте, эти семь принципов были представлены и в основных характеристиках храмов. И поскольку храмы были одновременно пристанищами богов, а также людей, которые хотели вновь стать богами, планы этих сооружений были сходными. Внешние части храмов служили иным целям: они были местом, где собирались верующие, принимающие участие в обрядах; степень их участия зависела от отмечавшегося праздника.

Мы не можем на примере какого-либо одного храма объяснить символику его частей, ибо многочисленные перестройки и ремонты, которым подверглись за тысячелетия эти грандиозные сооружения, могут внести сумятицу. Поэтому в качестве примера возьмем фиванский тип храма в его упрощенном варианте, который соответствует сущности и характеру первоначального проекта.

Являясь образом Вселенной и человека, египетский храм имел семь основных частей:

Дорога, ведущая к храму, — аллея, вдоль которой иногда стояли сфинксы, иногда солнечные бараны или просто каменные глыбы. Они олицетворяли физическое начало, показывая своим постоянством и сосредоточенностью, каким должен быть путь, ведущий к храму.

Один или несколько пилонов. Они представляли двери, которые одновременно соединяют и разъединяют человеческий мир и мир божественного; это подступы к Священному.

Открытый дворик, окруженный многочисленными колоннами, на которых были высечены и расписаны сцены из жизни, со всеми ее переживаниями, с победами и поражениями.

Гипостильный зал, обычно небольшой и уединенный. Здесь игра света и тени отражала двойственность человеческого сознания и переход от внешнего к внутреннему. Зал заканчивался стеной с маленькой дверкой. За ней начинался Мир Таинств.

Зал Ладьи, где хранилась ритуальная ладья. Она переносила в другое измерение, и поэтому в зале больше нет великолепия проявленной жизни. Часто ладья была прикрыта полупрозрачным покрывалом, а вокруг нее курились фимиам и благовонные смолы, создавая ощущение изменчивых вод.

Святилище, инициатическая крипта. Здесь находилась статуя божества. Это священное место, где высшими жрецами храма совершались тайные обряды, давались обеты служения Богу.

Отверстия в потолке, обычно выполненные в форме воронки и расположенные в особом порядке, позволяли лучам солнца в разное время дня освещать изображения разных богов или определенные участки пола, освещая скрытые знаки на полу.

Эта основная схема дополнялась различными часовенками и маленкими храмами. Существовали также подземные лабиринты и другие небольшие храмы, расположенные на террасах основного храма. Картину дополняли священные озера, сады и обелиски, вершины которых были покрыты электрумом (неизвестный сейчас сплав серебра и золота).

Заслуживают особого упоминания библиотеки, находившиеся в храмах и прилегающих сооружениях. Там не только записывались исторические факты, но тщательнейшим образом фиксировались все природные феномены. На стенах и потолках храмов содержится огромное количество астрономических, магических, теологических и других сведений.

ЕГИПЕТСКИЙ ХРАМ

Как понять архитектуру египетского храма, построенного несколько тысячелетий тому назад? Как разобраться во всех его частях, во всех его деталях? Конечно, если мы будем со вниманием вглядываться в каждый камень, будем искать объяснения всего увиденного и наблюденного, то в конце концов многое поймем, многое станет нам ясным. Однако есть и другой путь, который позволит достигнуть куда более ощутимых результатов. Этот путь связан с познанием человека той эпохи, его суждений, его представлений о природе и мире. Поэтому, если на наше счастье от этой глубокой древности до нас дошла лишь строчка, говорящая о взглядах создателя этих непонятных, иной раз даже каких-то таинственных сооружений, то мы получим в руки путеводную нить - ключ к пониманию существа заинтересовавших нас произведений - их композиции, составляющих частей, тех или иных приемов и отдельных детален, которые в совокупности определяют архитектурный замысел.

Судьба, в данном случае, благоприятствовала нам. До нас дошла надпись, вложенная жрецами в уста бога Амона, главного божества Фив - столицы Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.). В ней он так обращается к фараону: «Я дал тебе силу и победу над всеми странами; я распространил твою славу повсюду, страх перед тобою до четырех столбов неба... и поверг твоих врагов под твои сандалии... земля в длину и ширину, на запад и восток подвластна тебе». Если такой неизмеримой силой, величием и славой был, по мнению египтян, наделен фараон, то каков же должен был быть сам бог Амон! Вот эта-то неземная сила и величие божества нашли свое выражение во всемирно известных грандиозных храмах Древнего Египта - в Карнаке, Луксоре и Эдфу. Здесь все было поставлено на службу прославления божества и его земного наместника - фараона.

1. Храм Хонсу в Карнаке. XII в. до н. э. План

Из истории мы знаем, что храм - это, по представлениям того времени, земное жилище бога. Поэтому по размаху архитектурной композиции, по величию грандиозных архитектурных масс, по силе создаваемого тонко рассчитанного впечатления храм несравним с царским дворцом той эпохи, хотя в отдельных своих частях он все же зависел от него. А эта зависимость, эта связь не случайны. Ведь храм сооружался на средства фараона и как величайшее деяние его времени прославлял фараона - заказчика и вдохновителя постройки.

Чтобы попасть в храм, чтобы удостоиться лицезреть его святыню, чтобы ощутить все величие божества, египтянину надо было приготовиться пройти ряд этапов - «ступеней очищения». С этой-то целью была разработана определенная последовательность частей египетского храма, воспринимаемого в процессе движения - во времени. Эта система поражает нас и сейчас своей продуманностью и вниманием к каждой детали (илл. 1).

Длинная двухкилометровая аллея из одинаковых по форме и размеру сфинксов - овнов (баранов), водруженных на высокие постаменты, ведет к храму, возведенному на краю пустыни. Мерный ритм расстановки этих скульптур, их одинаковый облик настраивал на определенный лад участников медленно двигавшейся процессии. Каждый из сфинксов наделен деталью, которая создает представление о роли и значении идущего мимо этих своеобразных скульптур человека - голова каждого сфинкса опирается на небольшую человеческую фигурку. Различие в масштабе настолько велико, что сперва даже можно не заметить этой фигурки, но ее неоднократное повторение заставляет, наконец, глаз не только остановиться на ней, но и сопоставить ее с монументальной формой животного. А так как человек привык сравнивать себя, порой даже интуитивно, с различными предметами видимого мира для определения их размера, то сфинксы сразу же как бы вырастают в его сознании в масштабе, в то время как сам человек невольно начинает казаться неизмеримо малым, даже ничтожным перед лицом этих застывших таинственных стражей храма. Этот прием сопоставления масштабов, неоднократно повторяемый в архитектуре египетского храма, позволял достигнуть необычайно эффектных результатов, порабощая сознание древнего египтянина.

Наконец, мы перед храмом, вернее перед его входом, поскольку само здание храма невидимо за двумя широкими и высокими стенами-пилонами, скрывающими его от нашего взора. В древности по сторонам храма располагались обнесенные высокими оградами сады. Ими могли пользоваться только жрецы, что не позволяло видеть храм с боковых точек зрения.

Оба сужающиеся ввысь пилона отгораживают внешнее пространство от того, что ждет нас за ними. Перед пилонами поставлены четыре огромные статуи фараона - строителя храма, как бы охраняющие вход и вместе с тем его прославляющие. На плоскостях стен пилонов видна многометровая фигура фараона в мчащейся колеснице, поражающая маленькие фигурки врагов. Вновь это масштабное сопоставление фигур зрительно увеличивает пилоны, делает их поистине грандиозными. Этой же цели служил и другой, уже чисто архитектурный прием, заставляющий еще сильнее почувствовать всю колоссальность архитектурных форм. Между пилонами расположен портал входа в храм. Нетрудно заметить, что его большой размер согласован с размером скульптур и изображений на пилонах. Однако некогда в этот портал был вставлен другой, деревянный, значительно меньший, сквозь который проходили люди. Этот деревянный «человеческий» портал в сопоставлении с большим каменным порталом и пилонами как никакая другая деталь говорил о ничтожестве входившего человека по сравнению с изображениями фараона и самой архитектурой священного жилища божества.

Мы минуем портал и входим на широкий обнесенный высокой каменной стеной двор. Вдоль стен идут колоннады (см. обложку), дававшие защиту паломникам от палящих лучей солнца. Но и тут впечатление от колоссальных архитектурных форм не покидает нас. На обратной стороне пилонов все те же грандиозные фигуры, резко очерченные врезанной в камне контурной линией - бороздой. Вглядываясь в эти изображения, мы видим, что их рисунок часто не считается с каменной кладкой стен. Более того, кладка порой как бы подчинена рисунку, поскольку различные по величине блоки камня не образуют ровных рядов, а предстают компактной единой массой так называемой циклопической кладки, поверх которой бегут линии рисунка фигур. Тут стоит вспомнить и представить себе излюбленные в Древнем Египте ночные шествия. Неровный, пляшущий свет факелов не только заставлял четче выглядеть божественные изображения, но и таинственно изменял их очертания благодаря бегущим полосам света и тени. Фигуры как бы оживали, двигались, изменялись.

2. Гипостильный зал храма Амона в Карнаке. Кон. XIV - нач. XIII вв. до н. э.

Это умение воспользоваться светом и тенью с целью обрисовать массивность стен архитектор Древнего Египта показал в такой детали, как венчающая часть пилона. Криволинейное очертание выкружки, как бы выбранной в массиве кладки, и нависающий полувал завершающей плиты «лепят» архитектурную форму, позволяют познать толщу пилонов, отделяют гладкую ослепительную поверхность их стен, готовую слиться с знойным небом. Этот прием «лепки» тенью архитектурных форм перенесен и в детали. Не менее последовательно применены зрительно тяжелые пропорции, выраженные обычно в целых числах (вспомним египетский треугольник с отношением сторон 3:4:5), так соответствующие незыблемости инертных каменных масс египетской архитектуры.

За двором расположен гипостильный зал - «зал явлений» божества, сплошь заставленный могучими колоннами, несущими перекрытие из массивных каменных блоков (илл. 2). Колонны заканчиваются капителями, то собранными в бутоны, то распускающимися, в священный цветок Нила - лотос. Колонны уподоблялись каменному лесу, воздвигнутому по воле фараона, а перекрытие, окрашенное в синий цвет с золотыми звездами и изображениями парящих птиц, символизировало небо. Здесь, в этом таинственном месте, погруженном в полумрак, могли находиться лишь избранные. Свет проникал сюда либо через дверь, либо через окна, размещенные под потолком, там, где более высокие колонны прохода сменялись низкими. Далее, за гипостильным залом, располагалось святилище, совершенно лишенное света, куда могли войти лишь жрецы.

Нетрудно заметить, что архитектурная композиция египетского храма, всего его грандиозного по размаху комплекса рассчитана на последовательное восприятие в течение определенного времени. Сперва длинная аллея сфинксов подготовляет человека к входу в храм. Затем следует зрительно тесный проход между гигантскими пилонами, за которыми открывается пространство двора храма. Он, в свою очередь, сменяется гипостильным залом - «залом явлений», с его лесом колонн, подавляющих своей массивностью вошедшего человека. Полумрак настраивает на восприятие чего-то необыкновенного. И, наконец, это необыкновенное - изображение божества - появлялось, несомое жрецами, возможно, в то мгновение, когда последний луч заходящего солнца, освещая таинственное святилище, проникал сквозь двери, преднамеренно расположенные друг против друга.

Какая последовательность, какая логика композиционного построения, тесно связанная с восприятием мира и природы в ту далекую от нас эпоху!

Из книги Мадрид и Толедо автора Грицак Елена

Введение во храм За время Реконкисты могущества достигли не только светские, но и духовные феодалы. Архиепископы, епископы и аббаты захватывали либо получали в дар крупные земельные участки, где возводили монастыри и храмы. Испанские священники не скупились на убранство

Из книги Пекин и Великая Китайская стена автора Грицак Елена

Храм Святого Лаврентия Решив построить замок недалеко от столицы, Филипп II мечтал провести остаток жизни наедине с собой и Богом. Кроме того, королю требовалась выполнить волю отца, завещавшего устроить достойную усыпальницу себе, королеве и последующим монархам из рода

Из книги Египетские храмы. Жилища таинственных богов автора Мюррей Маргарет

Храм неба Пройдя через ворота Цяньмынь, гости Пекина попадали в кварталы Тяньцяо, что в переводе с китайского означало «Небесный мост». Столь поэтичное название не совсем подходило заселенному беднотой району. Впрочем, оно возникло слишком давно, в те времена, когда

Из книги Основы понимания архитектуры автора Ильин Михаил Андрекевич

I Гранитный храм Раньше он был известен как храм Сфинкса, потому что стоит неподалеку от этого исторического памятника; однако на плане видно, что нет оснований предполагать, что между Сфинксом и храмом непременно существует какая-то связь.Впервые раскопки в храме

Из книги Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов автора Рассохин Олег О.

II Храм Сфинкса Между лапами Сфинкса расположилась небольшая открытая молельня без крыши, слишком маленькая, чтобы называться храмом. Впервые ее обнаружил в 1817 году Кавилья, работавший на Английское историческое общество.Грудь и лапы мифического чудовища составляют

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

III Храм ступенчатой пирамиды Сбоку от ступенчатой пирамиды находятся храмы, которые являются древнейшими известными постройками в Египте; они датируются III династией и воздвигнуты фараоном Джосером, строителем ступенчатой пирамиды. Они имеют чрезвычайно важное

Из книги Ярошенко автора Порудоминский Владимир Ильич

VI Абидос. Храм Сети I Самый прекрасный храм во всем Египте – это храм, построенный Сети I, фараоном XIX династии, для поклонения предкам. Храм отличается своеобразной схемой, которой он, по-видимому, обязан тому, что из-за подземного источника воды фундамент стал небезопасен;

Из книги автора

VII Абидос. Храм Рамсеса II Этот храм пострадал больше, чем любой другой египетский храм, от сознательного разрушения. Мариетт говорит, что старожилы ближайших к храму деревень рассказали ему, как, по их воспоминаниям, Селим-паша, владелец деревень, систематически уничтожал

Из книги автора

XIV Карнак. Храм Птаха Этот маленький храм, хотя и является независимым сооружением, находится внутри ограды на севере от Большого храма Амона. Скорее всего, на этом месте еще во времена XII династии находилось святилище, которое в эпоху XVIII династии перестроили Хатшепсут и

Из книги автора

Из книги автора

XX Луксорский храм Современный Луксор получил свое название от руин храма, стоящего посреди города. С ходом времени сооружение пришло в упадок, превратилось в руины и утратило свою святость. Селение постепенно поглотило его, и мало-помалу внутри и вокруг развалин храма

Из книги автора

ХРАМ В ФИЛЯХ В историю русской архитектуры церковь Покрова в Филях (илл. 9) вошла как один из лучших и типичнейших памятников конца XVII века, когда так ценили «дивное узорочье», сделавшееся непререкаемым идеалом для всего искусства этого столетия. Действительно, уже при

Из книги автора

Храм Христа Спасителя Берега Москвы-реки в кадрах «Третьей Мещанской» еще не убраны в камень (набережные реконструировали начиная с 1930-х). Храм Христа Спасителя от этого кажется парящим в воздухе; электростанция на Болотной набережной и маленькие, почти игрушечные дома

Из книги автора

Храм Александра Невского Снова уникальные кадры – появляется величественный храм Александра Невского на Миусской площади. По масштабам он уступал лишь храму Христа Спасителя. Оба были варварски уничтожены. Так выглядит Миусская площадь в наше времяХрам на Миусской

Из книги автора

«Египетский» дом Интерес к искусству Древнего Египта возник после похода Наполеона. К чести завоевателя следует отнести то, что впервые вместе с военными в загадочную древнюю страну прибыли ученые. Это в Египте при нападении мамелюков Наполеон командовал: «Пехота - в

Из книги автора

«Забытый храм» Ярошенко, кажется, единственный раз в жизни не скрывает огорчения, растерянности даже: «…чтобы можно было распорядиться с нашим обществом так легко и просто, не встретив ни сопротивления, ни стыдливости…»Дубовской, глядя на Ярошенко, бывало

Египет - одна из тех стран, посещение которых позволяет увидеть воочию красоту древнего мира, сохраненную в великолепных произведениях архитектуры.

Древний Египет - начало зарождения современной цивилизации

Он относится к первым государствам, появившимся в мире в далеком прошлом (их было несколько - тех, сведения о которых сохранились до наших лет). Возникли они на территории Древнего Востока благодаря существовавшим там хорошим условиям для жизни (климат, наличие водоемов) в начале III тыс. до н. э. К ним относятся Двуречье, Египет, Индия и Китай.

Древний Египет (кратко рассмотрим историю этой страны) располагался в долине реки Нил. Только по его берегам и в пустынных оазисах была возможна жизнь. Всю остальную территорию древнего государства занимала пустыня. Она представала большую опасность для египтян - наступающие пески, с которыми приходилось бороться круглый год и отвоевывать земли, годные для посевов, иссушающий ветер, терзающий страну в апреле и мае... Но одновременно пустыня несла и благо: она способствовала формированию в долине реки влажного и умеренного климата, необходимого для успешного земледелия, и была естественной преградой от нападений со стороны других стран. Здесь, по берегам Нила, покрытого плодородным черноземом, и возникла великая цивилизация Египта, прекрасными произведениями искусства и величественными архитектурными сооружениями которой современный человек может любоваться и сейчас.

Великие правители - воплощение богов на земле

Они - избранники богов, посредники между небом и землей, непоколебимый центр страны. насчитывает более четырех тысяч лет, и все эти долгие века он был единым целым - государством, в котором время словно застыло.

Значение фараона выражалось в том, что с приходом к власти царя для страны начиналась новая эра и новый отсчет времени. Правитель, земное воплощение бога Хора (Гора), должен был ревностно следить за своим главным богатством, порученным ему богами - Египтом. Он искоренял насилие и зло, устанавливал справедливость, порядок и согласие.

Одной из главных обязанностей фараона было строительство домов для великих богов. Древние храмы Египта, построенные в огромном количестве, прославляли Осириса, Изиду, Ра и других божеств. Сам фараон являлся одновременно и верховным жрецом, который проводил религиозные обряды и церемонии. Считалось, что боги могут услышать только его. Поэтому древние храмы имели большое значение в жизни египтян.

Искусство

Время сохранило для нас лишь малую толику произведений искусства древних египтян. Огромное количество драгоценных предметов хоронили вместе с фараонами в пирамидах, но все найденные на сегодня усыпальницы царей были разграблены тысячелетия назад. Только открытие дало миру представление о великом мастерстве древних художников, гончаров и ювелиров.

Есть и то, с чем не смогло справиться даже время. Это древние храмы Египта и пирамиды. Конечно, прошедшие тысячелетия сильно сказались на их сохранности, и некоторые из архитектурных сооружений бесследно исчезли. Но и сохранившиеся древние храмы могут дать представление о жизни египтян и их религии. Благодаря тому, что стены сооружений покрывались фресками со сценами, прославляющими фараонов, и надписями, рассказывающими об их деяниях, мы теперь многое знаем о том времени.

Архитектура

Величественные Египта и монументальные пирамиды - основной образец зодчества строителей прошлого. Считается, что в этой стране началась история архитектуры. Из-за отсутствия лесов строительными материалами здесь были известняк, песчаник, гранит и кирпич-сырец. Камень шел на сооружение пирамид и храмовых комплексов, из кирпича возводили дворцы и крепости.

Особенность египетской архитектуры заключалась в том, что каменную кладку делали без использования сцепляющих растворов. Изнутри и снаружи стены храмов и колонн были украшены фресками, фигурками и надписями. Все они являлись символичными.

Увидеть труд древних зодчих можно воочию или на фото Египта. Храмы и пирамиды даже на изображениях поражают своей монументальностью, строгостью линий и величественным спокойствием.

Как возводились древние архитектурные сооружения

Пирамиды - одна из загадок истории, которую современный человек до сих пор не может решить. Собственно, все, что связано с ними - одна большая головоломка. Ученые до сих пор не уверены, что строились пирамиды как погребальные комплексы фараонов. Как именно они возводились, учитывая отсутствие какой-либо технологии обработки и доставки гигантских каменных блоков, - еще одна

О строительстве храмов известно намного больше. Их было три вида: скальные, полускальные и наземные. Последние возводились по определенному типу. Это были прямоугольники, окруженные высокими стенами. От Нила к храму обычно вела дорога, которую по обеим сторонам украшали статуи сфинксов. Сооружения не представляли собой законченную композицию, они возводились по принципу формосложения - здания пристраивались друг за другом.

Скальные храмы имели наружный фасад, все остальные помещения вырубались в горной породе. Полускальные комплексы частично строились на поверхности, а частично - в скалах.

Обязательным элементом храмов были колонны. В зале Карнакского храма их 134. Часто они изображали связки тростника.

Древние храмы Египта не имели окон. Они освещались за счет небольших проемов под самой кровлей.

Обязательной была облицовка стен храмового комплекса или обмазка с росписью красками.

Великая женщина-фараон и ее святилище

Одно из красивейших строений Египта - храм Хатшепсут - было возведено для великой правительницы, руководившей страной в эпоху Нового царства.

В истории этого древнего государства было всего несколько случаев, когда власть переходила в женские руки, и происходило это в кризисные моменты. Хатшепсут, чистокровная царица, дочь Тутмоса I, была верховной жрицей Амона, что в немалой степени помогло ей получить бразды правления Египтом. Она стала женой своего брата Тутмоса II и после смерти мужа от болезни руководила страной.

Царица известна как фараон-строитель. Во время ее правления (за 22 года) было возведено много храмов, обелисков, святилищ, восстановлены разрушенные завоевателями-гиксосами памятники.

Заупокойный храм Хатшепсут располагается на западе от Фив и относится к полускальному типу. В древности он носил название «Джесер Джесеру» - «Священнейший из священных», а именовать его в честь царицы Хатшепсут стали намного позже.

Строителем этого великолепного архитектурного комплекса был зодчий Сенмут, которому впоследствии великая женщина-фараон доверила воспитание своей дочери Нефруры. Храм построили в рекордно короткие сроки - за 9 лет. Он вырублен в скалах и кажется их естественным продолжением. Состоит из трех огромных террас, располагающихся одна над другой. Каждая имеет открытый двор и святилище. В древности дорога к первой террасе была обсажена мирровыми деревьями, специально завезенными для этого в Египет. Согласно традиции, дорогу украшали и ярко раскрашенные сфинксы.

Первозданная красота храма Хатшепсут утеряна. Он пострадал от времени и землетрясений. Но и сейчас великолепный памятник древности поражает своей строгостью линий и величием.

Древняя красота Луксора

Не только монументальностью и величием знаменитых пирамид может поразить Египет. Карнакский храм, посвященный богу Амону-Ра, является самым крупным архитектурным комплексом страны.

Расположен он на правом берегу Нила в небольшом селении Карнак в трех километрах от другого известного храма - Луксорского. С ним его соединяет длинная аллея, украшенная статуями сфинксов. В древности он назывался Ипет-Исут. Строился гигантский храмовый комплекс более тысячи лет.

Святилище возведено в честь но также включает храмы других египетских божеств - Хонсу, Птаха, Монту, Мут. Здесь находятся капеллы, многочисленные обелиски, статуи фараонов и священное озеро.

Центр Карнакского храма и его гордость - Большой колонный зал. Он был построен во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. В нем находятся 134 колонны, расположенные в 16 рядов. Самые большие из них имеют высоту 8-этажного дома.

Размеры храмового комплекса огромны. В нем располагаются более 30 храмов. Большая часть территории закрыта для туристов, поскольку здесь не прекращаются археологические раскопки и восстановление памятников древности. В настоящее время буквально по кусочкам воссоздается аллея сфинксов.

Святое место христианского мира на земле фараонов

Страна многих религий - так можно с полной уверенностью охарактеризовать Египет. Храм Екатерины - одна из почитаемых святынь христианского мира - находится на его территории. Строение существует уже 1600 лет. Храм был основан в IV столетии и укреплен по приказу византийского императора Юстиниана I в VI веке.

Храм Святой Екатерины в Египте построен у подножия где, по библейским преданиям, Моисей получил от бога, явившегося ему в пламени неопалимого куста, десять заповедей. Он назван по имени христианской просветительницы Екатерины, жившей в III веке, замученной и казненной за отказ от отречения от веры в Христа.

Храм Екатерины - это целый городок, включающий монастырь, храм и сотни других построек.

Абу-Симбел

На территории Египта можно увидеть множество великолепных храмов. Один из них интересен тем, что высечен в скале, и только фасад находится снаружи. Точнее, это два святилища семейной пары: фараона Рамсеса II и царицы Нефертари. Еще одно их предназначение - определять южную границу государства. Святилища знамениты своими гигантскими скульптурами, изображающих фараона и его жену.

Заключение

В древности египетские храмы были важной составляющей религиозной жизни великой страны. В наши дни их ценность состоит в том культурном наследии, которое они представляют. Памятники архитектуры дают возможность современному человеку прикоснуться к глубокой древности и позволяют узнать больше об истории Древнего Египта.

Храмы Древнего Египта: Планы храмов. Святилище. Гипостилъный зал. Передний двор и пилон. Последовательное расширение плана храмов. Перспективный план и общее расположение Карнака. Постройки, связанные с храмом.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храмовый комплекс Карнака. Храм Сфинкса. Храм Дендера. Мединет-Абу. Южный Храм в Фивах. Луксорский храм. Храм в Эдфу. Рамессеум. Храм Рамсеса II в Ибсамбуле. Храм Сети в Абидосе. Дейр-эль-Бахри. Элефантинский храм.

Египетская архитектура делится на две четко различимые группы: с одной стороны - жилища, с другой - гробницы и храмы. Жилища людей недолговечны, Они строились из непрочных материалов - глины и дерева. Гробницы и храмы, посвященные религиозным верованиям и памяти мертвых, строились для вечности и обладают той неразрушимой прочностью, которую часто ошибочно приписывают всем сооружениям древней египетской архитектуры.

ХРАМ

План. - Описание Страбона знакомит нас с общим планом египетского храма. Основной план храма состоит из следующих частей: Святилище (S) - наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества. Вокруг святилища расположены помещения служебного назначения, а перед ним - зал, «наос» (N), доступный только для посвященных. Перед наосом N- обширный двор А, окруженный портиками, куда допускались молящиеся.

Рисунок 42 воспроизводит один из храмов общего архитектурного комплекса Карнака. План предельно прост и четок. Нарастание эффектов достигается простейшими приемами. В большей части храмов, по мере приближения к святилищу, уровень пола повышается, плафон опускается ниже, темнота увеличивается, священный символ окружен сумраком.

Святилище. - Святилище почти всегда представляет собой прямоугольное помещение, украшенное только рельефами или надписями. В египетском храме нет огромной статуи, которую мы обычно встречаем в глубине греческого храма. Святилище иногда совершенно пусто, но обычно в нем находится фетиш или символ - ковчег, священная ладья и жертвенный стол.

Встречаются святилища, высеченные из цельного гранита. В Карнаке коридор отделяет святилище от окружающих помещений. Гранитный плафон перекрыт настилом из плит песчаника (рисунок 43 ). Двойное перекрытие разделяется, таким образом, воздушной прослойкой, защищающей внутреннее помещение от колебаний наружной температуры.

Гипостилъный зал. - Все искусство зодчего раскрыто в архитектуре гипостильных зал, расположенных перед святилищем. Площадь гипостильного зала Карнакского храма (рисунки 44 и 45 ) равняется половине двора Лувра. Перекрытие такого большого пространства не представляло особых трудностей благодаря множеству колонн, делящих его на узкие пролеты. Вопрос заключался лишь в том, как осветить это помещение.

В стенах никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных (рисунок 44 ), благодаря чему свет проникал в промежутки между двумя уровнями плафона. Отдушины в стенах давали дополнительный свет. Эти отдушины входят в употребление со времен постройки храма Сфинкса . В Рамессеуме вертикальные отдушины на некотором расстоянии друг от друга устроены в самых плитах террасы кровли. Впрочем, возможно, что эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.

Примечание:

Центральные ряды колонн обычно имеют капитель в форме распустившегося цветка лотоса, а остальные сохраняют архаическую форму бутона. Фасад, замыкающий наос и служащий входом в него, в течение разных эпох подвергался наибольшим изменениям.

Рис. 44

Рис. 45

Рис. 46

В эпоху фиванских династий фасад представляет собой просто стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутренность храма. Впрочем, есть много исключений из этого правила. Так, в Аб-дель-Гурке, начиная с XVIII династии, гипостильный зал замыкается со стороны двора колоннадой вместо сплошной стены.

Позднее этот конструктивный прием начинает преобладать, и ко времени развития отношений между Египтом и греческим миром фасад наоса в виде колоннады становится обычным и переходит из Египта в Грецию (рисунок 46 ).

Рисунок 46 воспроизводит сравнительно поздний храм Дендера. Замыкающая стена не доходит доверху и представляет собой лишь низкую каменную ограду между колоннами. Тот же прием мы видим в Филе, в Эснехе и т. д.

Очень часто гипостильный зал представляет собой перекрытый впоследствии двор. В этом случае фасадом наоса служит пилон.

Передний двор и пилон. - Передний двор окружен двойным или тройным рядом портиков. При входе стоят гигантские массивы пилонов, обычно представляющих собой высокую массивную стену (рисунок 47 ) с одной скошенной плоскостью. Пилон зажимает портал двери и увеличивается карнизом с выкружкой. Поверхность стен покрыта рельефами, не оставляющими свободным ни малейшего пространства. Скульптура дополняет архитектуру, не подавляя ее и не нарушая строгой непрерывности линий. Перед пилоном расположены мачты, остроумное прикрепление которых показано на рисунке 48 .

Примечание: Мачты с вымпелами украшали наружный фасад пилонов и располагались обычно симметрично по сторонам от входа, перед обоими пилонами. Число их варьировалось: так например, в большом Карнакском храме было по 8 шестов с вымпелами у каждого пилона.

По бокам дверного портала высятся обелиски - коммеморативные стелы с именами основателя.

Примечание: Возникновение формы обелиска восходит к V династии эпохи Древнего царства (середина третьего тысячелетия до н. э.). Таков, например, обелиск на мастабообразном цоколе в солнечном храме фараона Наузир-Ра. В эпоху Среднего царства (начало второго тысячелетия до н. э) обелиски вытягиваются и становятся более элегантными (например обелиск Сенусерта I; высота 20,5 м). Высота обелисков эпохи Нового царства еще более увеличивается: высота обелиска Тутмоса III 37 м, Хатшепсут 29,5 м, Тутмоса I-20 м и т. д.

Наконец двойной ряд овнов и сфинксов завершают грандиозную композицию.

Примечание: Самая длинная аллея сфинксов с головами овнов соединяет Карнакский и Луксорский храмы (время Рамсеса II, 1292-1225 гг.).

Последовательное расширение плана храмов. - Египетский храм никогда не являлся вполне законченным целым. В описанном выше храме каждый из последующих фараонов перестраивал дворы в крытые залы, строил новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. При таком постепенном разрастании храма план его усложнялся, приобретая громадные размеры, подобные комплексу храмов в Карнаке, занимающему больше трех гектаров.

Рис. 49

Рис. 50

Рис. 51

Рисунок 49, S изображает первоначальный план южного храма в Фивах: святилище с примыкающими к нему служебными помещениями, гипостильный зал, передний двор, пилон.

На рисунке 49, М (Мединет-Абу) три гипостильных зала следуют один за другим, за передним двором - еще один двор, позднейшей постройки.

На рисунке 49, Е (Эдфу) мы видим двойной гипостилыный зал; фасад заменен колоннадой, характерной для эпохи Птолемеев.

На рисунке 51 изображены рядом планы двух величайших храмов в Египте, а может быть, и во всем мире. Места последовательных пристроек отмечены штриховкой.

План L показывает Луксорский храм с его пристройками и неправильными очертаниями.

М - первоначальное святилище с примыкающими к нему двумя гипостильными залами; к ним пристроен третий, за которым расположен открытый двор с пилоном. Перед пилоном Р, который некоторое время служил фасадом храма, тянется продолговатая галерея Q, вероятно представляющая недостроенный гипостильный зал.

Перед этим незаконченным залом помещается двор R, неправильная четырехугольная форма которого обусловливается близостью нильского русла. Дальше - второй пилон S, два обелиска и аллея овнов. Последний двор построен Рамсесом II.

Рисунок 50 представляет перспективный план Карнака . Общее расположение его масс показано на рисунке 51, К . Карнак - в действительности еще более сложное сооружение и подвергался еще большим перестройкам.

Ядро храма восходит по крайней мере к XII династии. Последующие пристройки принадлежат к эпохе великих Ливанских династий. Хотя каждая часть храма и носит имя основателя, тем не менее этой хронологии доверять нельзя, так как фараоны имели обыкновение стирать имена своих предшественников и заменять их своими именами.

Первоначальные части храма расположены вокруг гранитных зал А, которые являются остатками или воспроизведением древнего святилища. Первоначальный храм не имел пилона, который впервые был сооружен Тутмосом I (XVIII династия) (пилон а). Тот же Тутмос I построил впереди этого пилона второй, более монументальный пилон В, а затем - еще более великолепный, третий пилон С.

Между пилонами В и С первоначально был расположен двор, украшенный двумя обелисками в честь царицы Хатшепсут, правившей во время малолетства Тутмоса III. Пространство между пилонами В и С было позднее обращено в гипостильный зал, и обелиски были скрыты массивами колонн. Новые сооружения окружили первоначальные постройки. Тутмос III обнес все пространство новой стеной, создал новый фасад и пристроил в Т портик.

Аменхотеп III пристроил к храму четвертый пилон D, Рамсес I возвел еще один пилон F. Сети I перестроил двор Е, находившийся между двумя этими пилонами, в гипостильный зал. Создание этого грандиознейшего в мире произведения архитектуры связано с именами Сети I и его наследника Рамсеса II. Ширина этого зала более 100 м, высота 23 м, толщина колонн равняется толщине Вандомской колонны.

Перед этим гипостильным залом расположен еще один передний двор G. Этот двор и замыкающий его пилон были последними по времени постройками Карнакского храма и принадлежат Шешонку, фараону XXII династии. Двор этот относится к X в. до н. э. (за 100 лет до постройки Иерусалимского храма и за 500 лет до Парфенона). В него включено несколько более древних святилищ. Между ними - храм К. план которого приводится на рисунке 42 .

Чтобы получить полное представление о Карнаке, надо себе представить, что центральная группа зданий была окружена отдельными храмами, иногда достигавшими значительных размеров, священными водоемами и боковыми аллеями, где пилоны перемежаются с рядами сфинксов и овнов. Одна из таких аллей длиной около 2 км соединяет Луксорский храм с Карнакским.

К этим гигантским храмам можно отнести Рамессеум , построенный Рамсесом II, Мединет-Абу - постройку Рамсеса III, Филэ, Эснех, который был основан в глубокой древности, но от которого до нас дошла лишь архитектура эпохи Птолемеев и римского владычества. Все эти храмы создавались таким же образом, как и Карнакский.

Другие типы храмов. - Подобный способ расширения храмовых построек был возможен только на плоской равнине и не всегда был осуществим на всем протяжении узкой долины реки Нила. В Эфиопии храмы Ибсамбула, Бэт-эль-Уали, Герф-Госсейн вырублены в склонах скал. Рисунок 52 представляет план и разрез храма Рамсеса II в Ибсамбуле с колоссами, высеченными в массиве скалы.

В Абидосе храм Сети I (рисунок 53, А ) развертывается в долине, пока ось его не достигает горы. Здесь она поворачивает под прямым углом, и задняя часть храма располагается вдоль подножия горы.

План Дейр-эль-Бахри В занимает промежуточное положение между абидосским и ибсамбульским, а именно - одна часть его расположена снаружи, и другая внутри скал.

В Дейр-эль-Бахри следует отметить еще одну особенность: этот храм расположен на поднимающихся уступами террасах. По-видимому, это единственный из египетских храмов, в котором сохранились в одном из дворов следы жертвенника. Храм этот относится к эпохе первых сношений Египта с Месопотамией, и возникает предположение, не был ли он построен под влиянием зиккурат. Так или иначе, Дейр-эль-Бахри выпадает из обычного типа египетских храмов.

Примечание: Полупещерныи храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, представляя собой иной архитектурный тип по сравнению, например, с большими храмами в Луксоре и Карнаке, имеет, однако, с ними и некоторые аналогии. Насколько представляется возможным реконструировать храм Ментухотепов Среднего царства, надо признать здесь ряд сходных, черт с упомянутым храмом Нового царства.

Что касается небольших храмов, то их планы довольно различны. Самый древний из всех - храм Сфинкса, построенный в виде буквы Т. Изящный план Элефантинского храма (рисунок 54 ), представляющего собой целлу, окруженную портиками, повторяется впоследствии греческими храмами.

Примечание: Ошибочное название переднего памятника, «пропилеи» поминального храма Хефрена (начало третьего тысячелетия до н. э.).

Постройки, связанные с храмом. - К постройкам, связанным с храмом, относятся прежде всего служебные постройки, сгруппированные около святилища. Центром таких пристроек часто служит двор, расположенный позади святилища.

В Дендера в разрушенных стенах были найдены тайники, где могли сохраняться от воров предметы культа. Затем идут строения, предназначавшиеся, по-видимому, для школ, наподобие медрессе при мусульманских мечетях.

И, наконец, необходимые в эпоху, когда деньги еще не были известны, - склады для жертвоприношений и податей, уплачиваемых натурой. Целый квартал позади Рамессеума занят длинными галереями, тесно прилегающими друг к другу и перекрытыми коробовыми сводами. В этих кладовых собирались приношения. Храм представлял собой целый город с жилищами жрецов и сокровищницами, в которых хранились его богатства. Все строения были обнесены кирпичной стеной, придававшей храму вид крепости.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

11.01.2017

Луксорский храм — один из памятников древнейшей египетской цивилизации, находится на месте уже не существующего города Фивы. В древности египтяне называли этот храм «ипут-ресит», что переводится как «южные тайные покои».

Общая информация о Луксорском храме

Построен этот храм на восточном берегу реки Нил. Раньше там находился один из центров египетской цивилизации, Фивы, а ныне это территория города Луксор. Храм располагался в южной части Фив, поэтому и получил название «южных покоев». Конечно, до наших времен памятник сохранился не в первозданном виде, но на некоторых колоннах еще можно увидеть следы первоначальной краски, а в полуразрушенном храме – разглядеть очертания залов. Изначально Луксорский храм был соединен с Карнакским аллеей сфинксов, мощенной каменной аллеей длиной около трех километров, по обеим сторонам которой располагаются сфинксы. Аллея была создана при правлении фараона Нектабена I.

Красота и масштабы Луксорского храма поражают воображение. Он достигает в длину 260 метров. По бокам входа располагаются пилоны высотой более 20 метров и длиной около 70 метров. Первый пилон был воздвигнут при Рамзесе II. Он украшен сценами его побед. В древности по бокам от входа в храм стояли шесть статуй этого фараона. До наших времен сохранились только три из них. Так же у северного входа можно увидеть обелиск. Второй обелиск, который стоял здесь, был увезен во Францию в конце 19 века.

Мохаммед Али, правитель Египта в то время, подарил его Филиппу Луи, французскому королю, который преподнес Мохаммеду в качестве подарка французские часы.

Войдя в храм, вы попадете в перистильный двор, который был создан при Рамзесе втором. Этот двор ведет к колоннаде, возведенной уже при Аменхотепе третьем. Аллея из колонн протянулась на сто метров и состоит из 14 рядов столпов, выполненных в форме папируса. Следом вы попадете в следующую колоннаду, тоже построенную при Аменхотепе – гипостильный зал. Эту колоннаду образуют 32 колонны, которые ведут в святилище храма. Во времена Византийского правительства этот внутренний храм служил для отречения от языческой религии в пользу византийского христианства. Затем, пройдя дальше, можно увидеть самую позднюю из построек – храм Амона, который воздвигнут во времена Византийской империи Александром Македонским.

История Луксорского храма

Луксорский храм относится к постройкам XIV-IX веков до н.э. За свою многотысячелетнюю историю эта постройка пережила и мирные времена, и вражеские нашествия. Основан он был в XIV веке до н.э. фараоном Аменхотепом третьим в эпоху начала Нового царства. Хотя споры по поводу этого до сих пор не утихают. Есть предположение, что начало храма было положено еще в эпоху Среднего царства, об этом гласили надписи на стенах Белого храма.

На протяжении нескольких веков каждый правитель во время своего царствования добавлял пристройки в это величественное здание. Например, во времена правления Хоремхеба и Тутанхамона был добавлен двор, включающий в себя 74 колонны и статуи фараонов. А Рамзес решил оставить наследие и память о себе в виде пилона, который изображал его подвиги в борьбе с хеттами, и северного перистиля.

Храм исполнял свое назначение вплоть до завоевания Египта Александром Македонским. В 320 году до н.э. Александр попытался возродить славу храма времен Аменхотепа. И пока Римская империя господствовала в Египте храмы комплекса стали центром поклонения римскому императору, который объявил себя сыном Амона. Птолемей, полководец Александра, назначенный наместником Египта после смерти Македонского, разрушил прекрасный город Фивы и его храмы в 84 году до н.э.

В VII веке н.э. Египет был завоеван арабами. К этому времени весь храм и его сооружения большей частью были скрыты под слоем речного ила. В ХIII веке на месте храма (а точнее на его вершине) была построена мечеть Абу Хаггаг. Ныне можно увидеть только один из оставшихся минаретов.

В 18-19 веках путешественники делали зарисовки торчащих из-под земли колонн. А в конце 19 века Гастон Мосперо, французский археолог, организовал раскопки храма. Датой открытия храма принято считать 1884 год. Активные раскопки начали проводить только с 1930-х годов. А в 1989 под полом храма нашли 26 статуй. Возможно, что эти священные изваяния были спрятаны священнослужителями, чтобы уберечь от разрушения во время вторжения. Их можно увидеть и по сей день в Луксорском музее. Сейчас туристы могут любоваться храмом, как наследием древних цивилизаций.

Культурное (религиозное) значение Луксорского храма

Храмовый комплекс был посвящен фиванской божественной триаде: Амону-Ра, его жене, богине Мут, и их сыну Хонсу. В древние времена Луксорский храм, построенный на берегу Нила, был соединен аллеей сфинксов с Карнакским храмом. Это было очень важным моментом в религии того времени. Ведь именно по этой дороге проходило шествие во время праздника Опет. Этот праздник отмечали каждый год, когда воды Нила становились багровыми и выходили из берегов.

Во время половодья на воду спускали божественную ладью, которая следовала из Карнакского храма до Луксорского и обратно. Эта пышная процессия служила для обновления Бога-царя, равно как и для обновления земель после долгой засухи. Эти празднества проходили на протяжении трех тысяч лет, пока Македонский не захватил Египет. Во времена Византийского правления некоторые залы были превращены в христианские святилища.

Как вы помните из истории Древнего мира, фараоны были посланниками богов, их сила и власть приравнивалась к божественной. Но фараоны не имели связи с богами пока не проходили коронацию. До этого правитель считался простым смертным. Именно Луксорский храм был связующим звеном между царем и богами, он был олицетворением божественной природы власти правителя Египта. Также храм считался символом творения мира.

Текущее состояние Луксорского храма

До нашего времени храм сохранился в отличном состоянии. Еще можно отчетливо увидеть и границы залов и архитектурные строения вплоть, до рисунков на колоннах. Храм в древности многократно реставрировался и реконструировался. А его отличное состояние приписывают огромным слоям земли, которые вырастали вокруг него с течением времени. Единственно, что мы с вами не сможем увидеть высокую ограду, которую, по словам некоторых историков, воздвиг Рамзес. Она скрывала от глаз обычных верующих величественность здания и множество красивых статуй. Но до сих пор проводятся раскопки аллеи сфинксов.

Туристы нескончаемым потоком приезжают на экскурсии в этот храм. Луксор популярен тем, что ранее здесь находился древний египетский город Фивы, оставивший после себя множество архитектурных шедевров. Каждый турист, побывавший в Египте, обязательно должен посетить этот великий памятник архитектуры.

Где находится Луксорский храм, что можно посмотреть рядом

Луксорский храм являлся одной из значимых построек «Города живых» (так называлась часть города, на восточном берегу Нила). Ныне храм находится в центре египетского города Луксора. Очень необычно выглядят руины древней постройки среди современных магазинчиков и зданий. Туристы облюбовали Луксор из-за его богатой древней культуры. Приехав с экскурсией в этот город, вам и одного дня будет мало. Вы можете посетить Луксорский музей, где выставлена коллекция памятников древности. Так же обязательно посмотрите экспозицию недавно найденных статуй у ограды храма.

Многие туристы, посещая Луксорский храм, не проходят мимо Долины Царей («города мертвых»), а так же едут в Карнак увидеть второй прекрасный памятник древности (Карнакский храм).

Как добраться до Луксорского храма

Храм находится в Египте, в центре города Луксор. Экскурсионные автобусы ездят к храму постоянно из разных курортов Египта. Туроператор организует поездки для туристов, и билет на экскурсию можно приобрести в гостинице, в которой вы проживаете.

Заключение

Луксорский музей принимает посетителей с девяти утра до часу дня и с 16.00 до 21.00 (летом с 17 до 22). За вход надо будет заплатить 12 LE. Сам храм работает с семи утра до девяти часов вечера. Здесь за вход с вас возьмут 20 LE. Многие, кто побывал уже на экскурсиях в Луксоре, советуют посетить храм ночью (вечером). Удачно выбранная подсветка покажет это монументальное строение с другой, совершенно удивительной, стороны.