13.12.2016

Что понимается под дуальным образованием?

«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования:

источник целеполагания - запрос экономической сферы (которая рассматривается как ядро «социальной практики», понимаемой в широком смысле) в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;

развитые механизмы социального партнерства (включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы - непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов практико-ориентированного образования);

первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);

преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.

Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации.

В узком смысле, дуальное обучение - это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое - в организации работодателя.

Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.

В широком смысле, дуальное образование - это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой и одна без другой не может существовать.

Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования).

Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.

Важно соблюдать последовательность шагов алгоритма: от определения результатов освоения образовательной программы к процедурам оценивания и оценочным средствам, только потом - к формированию собственно содержания и структуры программы. Понимание целей (результатов) и способов их проверки дает возможность выстроить программу самым оптимальным способом. При этом формирование структуры программы (состав профессиональных модулей, учебных дисциплин) и ее содержания проводится по принципу «от обратного»: сначала определяются виды работ (практик), входящих в состав модулей, затем состав и содержание МДК по модулям, а затем уже состав и содержание дисциплин. Содержание профессионального модуля должно обеспечивать принцип синхронизации теории и практики, а содержание учебных дисциплин должно «поддерживать», подготавливать освоение модулей. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин происходит перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин. Важно понимать, что все содержание программы должно быть направлено на достижение целей обучения - освоения профессиональных и общих компетенций, определяющих квалификацию выпускников.

Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.

Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.

Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей.

Практическая часть экзамена может проходить в рамках производственной практики. При этом необходимо обеспечить экспертную оценку выполнения студентом определенного задания с оформлением соответствующего протокола, который войдет в состав портфолио студента. В экзаменационную комиссию входят представители профессиональной образовательной организации (именно она несет ответственность за организацию аттестации), представители организации работодателей. Желательно предусмотреть «эффект независимости» - включить в состав комиссии преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа и наставников на производстве, которые не обучали именно этих студентов.

Подробнее см. . - Москва, 2015, С. 23-25

Как организуется работа студентов над курсовыми работами и дипломными проектами?

Очевидно, принципиальным отличием является два аспекта. Первое - тематика курсовых, дипломных связана с конкретными технологическими, производственными процессами, видами работ конкретного предприятия и программами профессиональных модулей ОПОП. Тематика разрабатывается совместно профессиональной образовательной организацией и организацией работодателя.

Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется как преподавателями колледжа, так и работниками (наставниками) предприятий. Защита также проходит при комиссии, в состав которой входят представители обеих организаций, при этом должны быть приглашены независимые (не обучавшие и не руководившие работами, проектами) эксперты.

Все особенности организации этой работы закрепляются локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.

При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на следующее: на предприятии должен быть создан учебный центр (производственно-учебное подразделение). В этом подразделении работают разные по своему функционалу и уровню педагогической подготовки сотрудники. Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников. Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает и тех, кто организовывает процесс обучения, взаимодействует с другими организациями, в том числе образовательными.

Наставник-организатор обучения на предприятии может проводить вводные занятия, практические занятия, аналогичные занятиям в колледже, с группой студентов (10-15), а затем они расходятся по рабочим местам, где у каждого из них есть свой наставник. Это идеальный вариант. Если это невозможно, то желательный вариант - 2-3 студента на одного наставника. При этом педагогическая и методическая подготовка таких наставников минимальна (базовая). С ними также взаимодействует наставник-организатор и помогает грамотно организовать обучение студентов.

Какие существуют критерии отбора Наставников на предприятии и как мотивировать их к работе со студентами?

Поскольку на федеральном уровне нет документа, закрепляющего такие требования и меры, в каждом из пилотных регионов и на разных предприятиях эти вопросы решаются по-своему. В рамках проекта на основе обсуждения с экспертами-участниками проекта был подготовлен проект документа «Типовое положение о наставничестве», который дает ответ на данный вопрос с точки зрения лучших практик проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров . - Москва, 2015, С. 110-113

Какое обучение (повышение квалификации) проходят наставники, преподаватели образовательного центра, мастера производственного обучения? Рекомендуемые программы.

Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников, как следствие - о различиях требований к уровню образования.

Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима для техников и технологов, инженеров и т.д. Обучать возможно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.

Однако говоря о психолого-педагогической и методической составляющей подготовки наставника, можно выделить компетенции, в равной степени необходимые всем, как и педагогическим кадрам колледжей. Среди них: компетенции в области педагогического проектирования; создания практикоориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В программе подготовки наставников можно выделить пять основных разделов:

1. Профессиональное обучение: цель и средства ее достижения.

2. Оценивание результатов освоения профессиональной деятельности.

3. Проектирование профессионального обучения.

4. Организация и ведение профессионального обучения.

5. Документирование процесса и результатов деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.

6. Работа над программой и учебно-методическим комплексом ведется в настоящее время Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»

Белякова Т.Н. преподаватель ГБПОУ СХТК

Дуальная модель обучения в системе среднего профессионального образования

    Основные понятия, используемые в дуальной модели обучения.

Дуальная система образования - система образования, предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности.

Профессиональный стандарт - документ, который устанавливает определяемые профессиональной квалификацией требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту, системе ценностей и личным качествам.

Учебная образовательная программа - документ, который устанавливает перечень и наименование учебных дисциплин, подлежащих изучению в процессе обучения, объем часов теоретической и производственной составляющей процесса обучения и условия аттестации обучаемых.

Профессиональная квалификация - это уровень компетентности, необходимый в данной сфере профессиональной деятельности и признаваемый на основании урегулированных требований либо требований, сложившихся исторически или в международной практике.

Кредит - унифицированная единица измерения объема учебной работы студента; один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучаемого в неделю на протяжении академического периода.

Кредитная система обучения - образовательная технология, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

    Сущность и содержание дуальной модели обучения.

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка). Такая форма подготовки и переподготовки работников технического и профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым более высоких квалификаций (разрядов), возможность расширения функциональных обязанностей. График учебного процесса по дуальной системе образования разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации обучаемого в соответствии с рекомен­дациями РГП «РНМЦ» МОН РК.

Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение

    Назначение и цели дуальной модели обучения.

Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации.

Цели: Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.

    Нормативно-правовое обеспечение дуальной модели обучения.

ст. 8 Закона РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем и элементов:

1) преемственных образовательных программ различного уровня

и направленности, федеральных государственных образовательных

стандартов и федеральных государственных требований;

2) сети реализующих их образовательных учреждений;

3) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и

подведомственных им учреждений и организаций;

4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-

общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования

Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основе:

    Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (проект);

    ФГОС СПО 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)»;

    ФГОС ВО 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")»

и в соответствии с Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 года №ВК-1032/06).

Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования Российской Федерации»;

Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) требует подготовки соответствующей нормативно-правовой базы на всех уровнях управления:

    федеральный;

    региональный;

    локальный.

    Цели и задачи внедрения дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.

Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения.

Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.

Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов рабочих и технических специальностей.

Задачи: Приведение объёмов, профилизации и территориального размещения организаций подготовки рабочих и технических кадров в соответствие с потребностями рынка труда, динамикой и перспективами развития отраслей народного хозяйства и социальной сферы и с учетом инновационной направ­ленности экономической стратегии развития РК.

Развитие многопрофильной и многофункциональной сети учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и рынка труда.

Изменение и качественное обновление содержания и структуры учебных образовательных программ для системы подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих их высокий профессионализм и мобильность.

Создание благоприятных условий для кадрового, научно-методического и материальнотехнического оснащения организаций образования профессиональной подготовки и переподготовки.

    Основные этапы реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Этап 1 Выбор координатора (оператора)

Этап 2 Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) – федеральный, региональный, локальный.

Этап 3. Прогноз отраслевых и региональных потребностей.

Этап 4. Профессиональная ориентация.

Этап 5. Обновление образовательных программ.

Этап 6. Организация производственной практики.

Этап 7. Оценка профессиональной квалификации.

    Зарубежный опыт дуальной модели профессионального образования.

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и "Ремесленное уложение". Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров – структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

    Лучшие российские практики реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования.

Практика студентов является составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности (профессии). Видами практики студентов, осваивающих ОПОП, являются: учебная практика и производственная практика.

Дуальная система включает две различные, но самостоятельные в правовом и организационном отношениях учебно-производственные среды, такие как учреждение СПО и предприятие - работодатель.

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая комбинирует теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на площадках компаний и предприятий. Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

    Актуальные проблемы реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Недостатки дуальной системы: С мотивацией обучения на предприятии может снижаться качество образования; Рабочие программы не всегда согласованны с сезонной последовательностью выполняемых работ на производстве; Образовательная организация не всегда может вовремя преподать необходимый предприятиям учебный материал; Недостаточная готовность предприятий к обучению - вследствие этого отсутствие учебных местах на производстве; Предприятия вынуждены через повышение цен на производимый продукт зарабатывать средства на образование (недостающее оборудование, недостаток финансов и др.).

    Основные направления развития дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Соответствие содержания образования современному уровню производства; Знакомство студентов с корпоративной культурой предприятия, его особенностями; Сведение к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации выпускника в новом трудовом коллективе; Использование в обучающем процессе современного оборудования в условиях реальных производственных площадок; Привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения высококвалифицированный инженерно- технический персонал предприятия.

Демесинова Динара Валерьевна. УТК «Сервис»

«ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ»

Аннотация

В данной статье изложен материал о системе «Дуального обучения». Рассмотрены общие методы внедрения дуального обучения в систему профессионального образования, преимущества этой системы на примере зарубежных учебных заведений. В статье разработан и собран материал для среднего профессионального образования по специальности «Организация питания». Статья интересна тем, что всесторонне рассматриваются пути и методы внедрения и реализации системы дуального обучения, именно в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Вхождение Республики Казахстан в международное сообщество, быстро развивающаяся экономика, производство и научные достижения требуют инновационного развития системы профессионального образования и подготовки конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.

Одной из динамично развивающихся отраслей городского хозяйства является сегодня индустрия питания, которая испытывает дефицит профессионально подготовленных кадров менеджеров по сервису, рестораторов, отельеров, менеджеров ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса. Формирующиеся в городах ресторанные комплексы требуют постоянно возрастающее количество квалифицированных работников с высоким уровнем профессиональной компетентности, способных к эффективной работе по специальности на уровне международных стандартов. Такой уровень квалификации, может быть, достигнут на основе компетентностного подхода в профессиональном образовании, позволяющеговыпускнику образовательного учреждения успешно применять полученные знания, умения, навыки для решения практических производственных задач, эффективно осуществлять деловые коммуникации, быть готовым к обучению в течение всей жизни в связи с изменениями требований профессиональной деятельности.

В связи с этим возникла необходимость внедрить новую – «Дуальную систему обучения».В мировой практике профессионального образования дуальная система,зародившаяяся в германии,получила широкую известность и признание [К.А. Гесслер, В. Грейнерт, Г. Кутшаи др.]

Дуальная система профессиональной подготовки, строится на взаимодействии двух самостоятельных, в организационном и правовом отношениях носителей образования, в рамках официально признанного профессионального обучения,

т.е. осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании. Эта система включает две различные учебно-производственные среды, такие как предприятие и государственная профессиональная школа, которые действуют сообща во имя общей цели - профессиональной подготовки обучаемых.

Дуальная система обучения – это две производственные среды

ПРЕДП РИЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА

Одна цель

Профессиональная подготовка специалистов

Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают что затраты на качественное профессиональное обучение являются хорошим вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации и т.д. Этим и определяется значимость дуальной системы как модели организации профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть разрыв, рассогласованность в отношениях производственной и образовательной сфер по вопросам подготовки профессиональных кадров.

Как показывает анализ работ немецких исследователей [А. Шелтен, К.В. Штратман, Н. Stegmann и др.], дуальная система обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимодействие профессионального обучения с производственной сферой, своевременное реагирование на изменение ее потребностей и учет тенденций развития.Как известно, новое поколение образовательных стандартов основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере

Можно перечислить ряд преимуществ дуальной системы образования исходя из международной практики:

Образовательная деятельность и работа студентов непосредственно на предприятиях общественного питания будет направлена на обеспечение конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами регионального рынка труда, потребностями отрасли, требованиями профессионального стандарта рестораторов и отельеровт.кобразовательные технологии имеют практическую направленность и способствовать формированию готовности студентов к профессиональной деятельности:

Процесс курсового и дипломного проектирования построен на использовании студентами реальных проектов предприятий сферы общественного питания по предложениям работодателей и социальных партнеров.

Осуществляется принципа непрерывности профессионального образования как постоянного приобретения, применения и совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, углубление профессионального опыта;

Организация процесса подготовки специалистов в соответствии с социальным заказом, с учетом требований социальных партнеров, на основе культурных и социально-экономических особенностей региона;

Обеспечение качества подготовки выпускников на основе ориентации профессионального образования на модель специалиста, владеющего комплексом профессиональных компетенций.

В ходе обучения формулируются ряд качественных критериев, входящих в характеристику специалиста гостиничного и ресторанного бизнеса:

Профессиональные знания, умения, навыки;

Социально и профессионально значимые качества специалиста;

Ценностные ориентации личности;

Требования к профессиональной компетентности: владению способами деятельности, выполнение профессиональных функций, культурная компетентность.

Компетентность, как способность делать работу качественно и эффективно, проявляется через формы поведения в профессиональной среде, связывается с эффективностью труда, оценкой качества процесса и результатов деятельности.

Компетентность выпускников получивших образование по дуальной системе рассматривается и в диссертационной работе Фоминой Ольги Викторовныпо теме "Теория и методика профессионального образования":

«Компетенция является результатом образования, выражающимся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

В ходе исследования профессиональная компетентность определена как профессиональной подготовки и как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностных коммуникаций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, готовность к предприимчивости и принятию управленческих решений, адаптация к изменяющимся условиям деятельности.

В ходе исследования определены и экспериментально проверены возможности формирования профессионально компетентного специалиста гостиничного и ресторанного бизнеса на примере государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Колледжа гостиничного хозяйства «Царицыно» №37 г. Москвы.

Исследование организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности специалиста гостиничного и ресторанного бизнеса осуществлено с учетом требований рынка труда и направлено на формирование качеств конкурентоспособной личности, к которым отнесены: профессиональная мобильность, готовность к продуктивной деятельности в проблемных ситуациях; способность мобилизовать умения и навыки для принятия самостоятельных решений; умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми, работать в команде и др.»

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что необходимо внедрение технологий развития социального партнерства. Так же учитывать мнение работодателей в разработке учебных планов и программ колледжа; тем самым решаются проблемы обеспечения практики студентов на современных предприятиях ресторанного и гостиничного бизнеса, организацияпроведения независимой экспертизы оценки качества подготовки выпускников и содействие их трудоустройству.

Внедрение дуальной системы в профессиональное образование решит проблемы, связанные с использованием студентов III курса на рабочих местах, должностях, которые не только позволяют ликвидировать дефицит рабочих кадров, но способствуют совершенствованию подготовки работников управленческого звена. Будут разрешены проблемы сочетания успешной учебы и работы; коллектив колледжа профессионально и целесообразно может использовать производственный и учебно-методический опыт преподавателей спецдисциплин, их знания производственных процессов предприятия.Дуальная система обучения позволяет студентам получить и применить практические навыки в конкретном виде деятельности на стадии обучения в колледже. Кроме того, базовое предприятие получает целевой адаптированный кадровый потенциал. Студенты могут по окончании колледжа выбрать место работы на базовом предприятии.

В основу формирования практико-ориентированного (повышенного) уровня обучения положены принципы:

Приоритета качества подготовки специалистов;

Усиления профессиональной направленности содержания образования за счёт широкого участия социальных партнёров;

Коллективной мыследеятельности, заключающейся в выработке общих подходов к разработке требований и содержания профессиональных образовательных программ совместными усилиями педагогической общественности, учёных, работодателей и других социальных партнеров:

Практикоориентированности среднего профессионального образования, выражающейся в том, что практическая подготовка студента (производственная практика, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы, проекты) должна составлять не менее 50% от общего объёма времени, отведённого на теоретическое обучение и практику.

Выпускник при продолжении работы на предприятии не нуждается в психологической и профессиональной адаптации, он хорошо ориентируется в проблемах возникающих в процессе работы, для производственных целей он коммуникабелен. Здесь, несомненно, учитываются и техническое развитие (овладение производственными технологиями), и социальный уровень (профессиональная трудовая деятельность) будущих специалистов. Поэтому, можно сказать, что эта система подготовки кадров носит социально-технологический характер, где наряду с технологическим оборудованием и применяемыми технологиями присутствует и необходимый уровень социальной подготовки специалиста.

К примеру: в России, в Казанском технологическом колледже с 1999 по 2008 год проводилось исследование дуальной системы обучения. Производился анализ и мониторинг выпускников на протяжении 9 лет. Большинство выпускников базового уровня определились с работой в период технологической и преддипломной практик на базовых предприятиях и во время посещения ярмарки вакансий.

99 (+155) специалистов (96,3%), закончившие курс повышенного уровня, решили продолжать работать на заводах и производствах. Предприятия направляют их по целевой контрактной подготовке на обучение в Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева по сокращенной программе.

Практически 100% выпускников колледжа остаются жить и работать всвоих городах. Что очень важно и для наших регионов.

Список использованной литературы:

1. Аксенов, B.C. Социальная и профессиональная адаптация студентов СПО во взаимодействии учебных заведений и социальных партнеров / B.C. Аксенов // Среднее профессиональное образование. - 2004. - № 1. - С.21.

2. Актуальные проблемы среднего профессионального образования: опыт апробации и внедрения / Под ред. Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: ИСПО РАО, 1998. 94 с.

3. Александров, Г.Н. Формирование творческой личности специалиста в системе ЦИПС / Г.Н. Александров, A.B. Райцев / Проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов: Межвузовский тематический научный сборник. - Уфа: изд. УАИ, 1989.-176 с. С. 111-119.

4. Алексюк A.M., Аюрзанайн A.A., Пидкасистый П.И., Козаков A.A. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Киев: ИСИО, 1993.-336 с.

5. Анисимов, П.Ф. Развитие СПО в контексте модернизации российского образования / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. -2004. -№ 2.-С. 10.

6. Анисимов, П.Ф. Современное состояние и основные направления развития среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. - 2001. № 12. - С. 5-9.

7. Анисимов, П.Ф. О состоянии и перспективах развития среднего технического образования / П.Ф. Анисимов, А.Л. Коломенская // Среднее профессиональное образование. - 2004. № 4. - С. 2.

8. Анисимов, П.Ф, Тенденции развития практико-ориентированного образования в контексте международного образовательного пространства / П.Ф. Анисимов, A.JI. Коломенская, Н.

9. Фомина О.В. диссертационная работа- «Теория и методика профессионального образования»