В XV – XVI веках в Русском государстве вся передовая мысль была неразрывно связана с церковью. В то время вопросы веры имели чрезвычайно большое значение. Форма исповедания и свобода совести подразумевали определённое поведение, идеологию и распространялись на быт и политику. Но нужно заметить, что в богатом многообразии передовой мысли немалое место занимали негативные мироощущения. Внедрение в жизнь таких учений вызвало отрицательный результат во многих странах.

Так во Франции, исповедующей католицизм, разразились альбигойские войны. Православная Болгария была разгромлена и подчинена Византии. В мусульманском мире исмаилитские и карматские движения спровоцировали массовые убийства, беззаконие и произвол. В Русское государство негативные мироощущения проникли в конце XV века в виде ереси «жидовствующих». Но связь этой ереси с иудаизмом была весьма сомнительной.

Лидеры русской церкви были умными и великолепно образованными людьми. Они прекрасно понимали ту опасность, которую представляла собой ересь для будущего страны. Но вот единства во мнениях и способах борьбы с еретиками у видных деятелей церкви не было. В данной ситуации на передний план вышли иосифляне и нестяжатели – представители церковных направлений. Именно между ними разразился спор о методах искоренения негативных еретических веяний, охвативших часть русского населения.

Нестяжатели – сторонники заволжского старца Нила Сорского (1433-1508), основателя скитского жительства на русской земле (канонизирован во второй половине XVII века). Его учеником и последователем был Вассиан Патрикеев (1470-1531). Эти люди, осуждая еретиков, отрицали возможность их насильственного умерщвления. Они говорили, что Бог желает не смерти грешника, а его раскаяния. Упорствующих в ереси следует изолировать и высылать за границу, а не довлеть над их совестью, угрожая смертью.

Иосифляне – сторонники Иосифа Волоцкого (1439-1515), видного церковного деятеля, канонизированного православной церковью в 1579 году. Эти люди являлись оппонентами нестяжателей. Осуждая ересь, они настаивали на крутых мерах по её искоренению, вплоть до сожжения на костре.

В спор между различными церковными направлениями была втянута и административная власть. В 1500 году великий князь московский Иван III тяжело заболел, и последние 5 лет его правления соправителем государя считался Василий Иванович – сын от второй жены Софьи Палеолог. Он попал под влияние Иосифа Волоцкого, и в 1504 году было вынесено совместное решение Ивана III, фактического правителя Василия Ивановича и собора епископов. Это решение обрекло еретиков на смерть.

По всей русской земле запылали костры. На них сожгли многих вольнодумцев, в число которых входили и крупные государственные деятели, поддерживающие ересь. Тех, кого не сожгли, посадили в тюрьму, где эти люди и умерли.

Однако разногласия между иосифлянами и нестяжателями касались не только борьбы с ересью . Сторонники разных церковных направлений по-разному относились к имуществу, принадлежащему церкви. Нестяжатели ратовали за то, чтобы передать всё церковное имущество в казну. Тем самым государство смогло бы оплатить службу дворянам и укрепить границы государства. Но взамен они требовали право свободно высказывать личное мнение в соответствии с совестью.

Иосифляне выступали против отказа от церковного имущества. Они выражали готовность поддержать Василия III Ивановича, но лишь при условии, что церкви будут оставлены все владения, а в их числе и богатые убранства храмов, и прекрасные библиотеки, и процветающие монастырские хозяйства.

В этот переломный момент определяющими оказались семейные обстоятельства великого московского князя и государя всея Руси. Тут нужно пояснить, что первой женой Василия III была Соломония Юрьевна Сабурова. Этот брак оказался неудачным, так как у пары не было детей. Данное обстоятельство стало причиной развода. И хотя Сабурова была категорически против, её сослали в монастырь, а Василий III женился на юной Елене Глинской (мать Ивана Грозного).

Род Глинских основал потомок Мамая, разбитого на Куликовом поле русскими дружинами. Этот потомок принял православие, стал князем Глинским и устроился на службу в Литву. Уже его потомок Василий Львович Глинский в 1508 году перебрался в Москву. Его дочь Елена Глинская и была замечена Василием III. Она вышла замуж за великого московского князя и родила ему двух сыновей. Правда, злые языки поговаривали, что истинным отцом этих детей был вовсе не государь всея Руси, а молодой и красивый воевода сторожевого полка князь Овчина-Телепнев-Оболенский.

Но мы сплетни слушать не будем, а продолжим изучение фактов. А они свидетельствуют о том, что в вопрос о разводе с Сабуровой вмешалась православная церковь. По всем христианским законам бросать жену без её вины нельзя. Эту точку зрения смело высказал Вассиан Патрикеев. Причём он не просто сказал, а резко осудил ничем не мотивированный развод великого московского князя. Тем самым лидер нестяжателей вызвал недовольство Василия III.

Однако государь всея Руси не стал усугублять ситуация. Он мудро промолчал, справедливо полагая, что со временем столь щепетильное и скандальное дело с незаконным разводом забудется. Но только закончился первый конфликт, как тут же последовал второй, который иосифляне и нестяжатели опять же восприняли по-разному.

Василий III пригласил в Москву из Чернигова независимых князей Шемячичей (потомков Дмитрия Шемяки). Великий московский князь дал этим людям охранную грамоту, но как только князья приехали, то тут же были вероломно арестованы и посажены в тюрьму. Поступок по всем человеческим меркам был явно подлым и коварным.

Об этом во всё услышание и заявил Вассиан Патрикеев. Он резко осудил великого князя, сказав, что тот нарушил честное слово и недостоин считаться христианином. Данное заявление не на шутку разгневало Василия III. Вассиана Патрикеева схватили и насильно увезли в иосифлянский монастырь, предписав ему строгое послушание. Через короткое время лидер нестяжателей там умер, а иосифляне победили.

В 1551 году последователи Иосифа Волоцкого заняли доминирующие позиции на Стоглавом соборе. Ими была отвергнута программа ограничения церковно-монастырских земель, которую выдвинул протопоп Сильвестр. В дальнейшем они выступили сторонниками учреждения опричнины.

Иосифляне стали официальными идеологами православной церкви и неразрывно связанной с нею светской власти. Именно они дали теологическое обоснование божественного происхождения власти монархов. Настаивали на изменении статуса Московской митрополии на статус патриархии. Мотивировалось это тем, что после падения Византийской империи единственным преемником и оплотом православия стало Русское государство. Статус патриархии Московская митрополия получила в 1589 году.

Александр Семашко

Бывший духовником вел. кн. Иоанна III Васильевича. Общение между братией Боровской обители и братией Волоколамского монастыря сохранялось и в дальнейшем, как о том свидетельствуют наблюдения за рукописной традицией, в частности за синодиками. Немалую часть Иосифо-Волоколамского патерика составляют повести прп. Пафнутия Боровского.

Административная и церковно-политическая деятельность иосифлян

Административная деятельность иосифлян осуществлялась на трех главных поприщах: в качестве игуменов Волоколамского монастыря, в качестве настоятелей других крупнейших русских монастырей, на архиерейских кафедрах. Устав прп. Иосифа способствовал созданию в Волоколамской обители сплоченного монашеского братства. Высокий уровень образования и духовной дисциплины, поддерживавшийся в монастыре на протяжении большей части XVI века, а также корпоративная солидарность побуждали иосифлян, занявших епископские кафедры, способствовать продвижению пострижеников Волоколамского монастыря на высокие посты.

Еще при жизни прп. Иосифа два его сподвижника заняли архиерейские кафедры: брат преподобного Вассиан (Санин) в 1506-1515 годах являлся Ростовским архиепископом (с 1502 он был архимандритом московского Симонова монастыря), ученик Иосифа Симеон (Стремоухов) 21 августа 1509 года стал епископом Суздальским. 27 февраля 1522 года на митрополичью кафедру был возведен игум. Волоколамского монастыря Даниил Рязанец , который способствовал поставлению в епископы насельников своей обители. 30 марта года на Тверскую кафедру был поставлен постриженик Иосифова монастыря Акакий , 2 апреля 1525 года во епископа Коломенского был хиротонисан племянник прп. Иосифа Вассиан (Топорков) , 20 февр. 1536 г. епископом Смоленским стал др. постриженик Иосифова монастыря - Савва (Слепушкин) . 16 марта 1539 года на Смоленской кафедре его сменил также постриженик Волоколамского монастыря Гурий (Заболотский) , который, возможно, являлся настоятелем Симонова (1526-1528) и Пешношского (с 1529) монастырей. А. А. Зимин причислял к иосифлянам также Митрофана , хиротонисанного в феврале 1507 во епископа Коломенского, Нила Грека , занимавшего Тверскую кафедру в 1509-1521, Досифея (Забелу) , который 23 января 1508 был возведен на Крутицкую кафедру. Однако эти иерархи не являлись пострижениками Волоколамского монастыря, их не следует причислять к иосифлянам на том лишь основании, что они не были оппонентами прп. Иосифа и поддерживали его в некоторых вопросах.

Об особых симпатиях вел. кн. Василия III к иосифлянам свидетельствуют частые поездки правителя в Волоколамский монастырь, выбор в 1530 г. волоцкого старца Кассиана Босого восприемником новорожденного наследника Иоанна, а также обстоятельства смерти и похорон вел. князя. Именно митр. Даниил вопреки возражениям бояр настоял на предсмертном пострижении Василия III. Церемонией погребения руководили старцы Волоколамского монастыря: "Начаша его наряжати старцы осифовскые, а великого князя стряпчих отослаша" . В период регентства Елены Васильевны Глинской (декабрь 1533 - 3 апреля 1538) митр. Даниил активно поддерживал политику правительства. Митрополит привел к присяге малолетнему Иоанну IV и Елене Глинской братьев Василия III и бояр. По благословению митрополита в ноябре года был предпринят поход на Литву, осуществлено строительство Китай-города в Москве. В году, во время мятежа удельного кн. Андрея Ивановича Старицкого , митр. Даниил поддержал регентшу. После прихода к власти боярской группировки князей Шуйских 2 февраля года митр. Даниил был сведен с престола и до кончины жил в Волоколамском монастыре. Кандидатура на пост митрополита др. выходца из Иосифовой обители - игум. Феодосия, настоятеля Варлаамиева Хутынского монастыря, не была поддержана. Во главе Русской Церкви встал постриженик Троице-Сергиева монастыря свт. Иоасаф (Скрипицын) . При нем был сведен с Коломенской кафедры Вассиан (Топорков) (1542).

Наибольшее влияние иосифляне имели в 1542-1563 годах, когда митрополичью кафедру занимал постриженик Пафнутиева Боровского монастыря свт. Макарий , почитавший прп. Иосифа. Митр. Макарий одобрил Житие прп. Иосифа и службу ему и включил в Великие Четьи-Минеи сочинения волоцкого игумена: «Книгу на новгородских еретиков» («Просветитель») и духовную грамоту. 18 июня г. Новгородским архиепископом был поставлен постриженик Волоколамского монастыря Феодосий . В 1540-х годах бывшие насельники обители становились настоятелями важнейших русских монастырей: в году Трифон (Ступишин) был назначен игуменом Пешношского монастыря, в году Савва (Чёрный) стал архимандритом Симонова монастыря, игум. Иосифова монастыря Нифонт (Кормилицын) в сане архимандрита возглавил Новоспасский монастырь. 24 февраля года Савва (Чёрный) был хиротонисан во епископа Крутицкого, Трифон (Ступишин) занял пост архимандрита Симонова монастыря. В конце года архим. Нифонт (Кормилицын) сопровождал царя Иоанна IV в походе на Казань, в ближайшее окружение провожавшего царя до Владимира митр. Макария входили Крутицкий еп. Савва (Чёрный) и архим. Симонова монастыря Трифон (Ступишин) . 10 марта года Трифон был поставлен епископом в Суздаль, а его преемником в Симоновом монастыре стал брат Алексий (Ступишин) . В Полоцком походе года царя Иоанна IV сопровождал среди др. лиц волоцкий игум. Леонид .

Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась иосифлянами, была Крутицкая (Сарская и Подонская) ; Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного) (1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын) , в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион . Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582).

После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп. Герману (Садыреву-Полеву) возглавить Церковь, но тот отказался одобрить опричные порядки и в ноябре году был убит. Согласно Житию митр. Филиппа , архиеп. Герман был единственным иерархом, который поддержал свт. Филиппа в конфликте с царем. Волоколамский монастырь в годы опричнины не пострадал, с ним была связана семья такого видного опричника, как Малюта Скуратов . Однако царь перестал посещать монастырь, его поездки туда возобновились лишь в году. Насельники обители в последней четверти XVI века редко возводились на епископские кафедры, вследствие этого влияние иосифлян ослабело. В конце года Ростовский архиеп. Евфимий позволил себе презрительные высказывания в адрес иосифлян. В ответ единственный в то время иерарх из числа иосифлян - Рязанский еп. Леонид (Протасьев) подал челобитную царю Феодору Иоанновичу, в которой просил защитить волоцких пострижеников от оскорблений . Возможно, в связи с этим была составлена «выписка» "О начале Иосифова монастыря, и преподобном игумене Иосифе… и которые по нем игумены бых, и где на властех бых" . В «выписке» названы имена 14 игуменов после основателя Волоколамского монастыря и указаны сроки их настоятельства. В ответ на челобитную Рязанского архиерея правительство свело с кафедр как Евфимия, так и Леонида, показывая, что оно не желает конфликтов в среде высшего духовенства. Патриарх св. Иов наряду с канонизацией прп. Иосифа Волоцкого занимался и прославлением прп. Максима Грека - оппонента иосифлян. По-видимому, разделение русского духовенства на партии в первой половине XVI века к концу столетия стало забываться. После Смутного времени Волоколамский монастырь потерял значение церковно-политического центра. В XVII веке из его братии вышел единственный иерарх: 8 февраля 1685 года архим. Александр был хиротонисан во епископа Великоустюжского.

М. Н. Тихомиров полагал, что "политика и симпатии иосифлян в значительной степени определялись социальным составом монастырской братии" . Из 438 волоцких монахов, о которых есть известия за 1479-1607 гг., 22% монахов были выходцами из правящих слоев русского общества (6% - из высшей аристократии, 16% - из мелких вотчинников), 9% насельников были из слуг монастыря, по 4% монахов являлись выходцами из духовенства и крестьян, 2% до пострига принадлежали к торговому сословию, социальное положение 59% монахов неясно . Т. о., выходцы из дворянства и высшей аристократии составляли на протяжении XVI в. не менее 1/5 братии монастыря и занимали ключевые посты в его управлении. Среди соборных старцев ведущую роль играли представители семей вотчинников среднего достатка из Волоцкого и соседних уездов. В XVI веке это были Ленковы (Герасим, Тихон, Феогност), Полевы (Нил, Серапион, Симеон, Филофей, Герман), Ступишины (Алексий, Трифон), Коровины-Кутузовы (Иоасаф, Вассиан, Пафнутий), Мечёвы (Иов, Макарий), Толбузин (Леонид), Плещеевы (Арсений, Феодосий), Ржевские (Арсений, Макарий, Тихон, Феодорит), Пушкины (Вассиан, Феодосий), Ельчаниновы (Герман), Садыковы (Пимен), Ростопчины (Зосима, Макарий) .

Иосифлянство как направление общественной мысли

В качестве черт, характерных для позиции иосифлян, исследователи указывают: отстаивание церковного землевладения, мнение о необходимости смертной казни в отношении нераскаявшихся еретиков, представление о Божественной природе царской власти. По двум первым пунктам шла полемика между иосифлянами и нестяжателями . В историографии оформилось две точки зрения на начало этой полемики. Н. А. Казакова, Ю. К. Бегунов, Н. В. Синицына относят начало полемики к спору между основателями иосифлянства и нестяжательства - преподобными Иосифом Волоцким и Нилом Сорским на Соборе 1503 года , а ее главной темой считают вопрос о праве монастырей владеть селами. По мнению, разделяемому Я. С. Лурье, Зиминым, Г. Н. Моисеевой и И. В. Курукиным, полемика началась не ранее года в связи с вопросом о казнях еретиков (см. Жидовствующие). Д. Островский и А. И. Плигузов считают, что письменная полемика была открыта не ранее - гг. князем-иноком Вассианом (Патрикеевым) , а спор о монастырских землях начался не ранее года.

Вопрос о церковном землевладении

Первым пунктом разногласий между иосифлянами и нестяжателями стал вопрос об отношении к тому, что "святители и монастыри земли держат". Нестяжатели поддержали вел. кн. Иоанна III в стремлении ликвидировать или существенно ограничить церковное землевладение, а иосифляне стремились обосновать необходимость наличия сел у церковных корпораций. Первые сведения о разногласиях между преподобными Иосифом Волоцким и Нилом Сорским относятся к году. В «Письме о нелюбках...» сообщается, что на Соборе в августе или в сентябре года после вынесения соборного приговора о запрещении служить вдовым священникам и диаконам "нача старец Нил глаголати, чтобы у манастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием, а с ним пустынникы белозерские" . Прп. Иосиф "нача им вопреки глаголати, приводя на свидетельство святого преподобнаго Феодосиа , общему житию начялника, и святого преподобного Афонасиа Офоньскаго , и святых преподобных отец Антониа и Феодосиа , Печерскых чюдотворцов, и иных многих манастырей, еже у них села" . Затем прп. Иосиф заявил: "Аще у манастырей сел не будет, како чесному и благородному человеку постричися? И аще не будет честных старцов, отколе взяти на митрополию, или архиепископа, или епископа и на всякие честные власти? А коли не будет честных старцов и благородных, ино вере будет поколебание" .

Точка зрения прп. Иосифа возобладала. О том, что на Соборе 1503 года был поставлен вопрос о праве церковных учреждений владеть селами, свидетельствуют и др. источники: «Соборный ответ» 1503 года в двух редакциях , «Слово иное» , анонимное Житие прп. Иосифа Волоцкого в 2 редакциях , принадлежащее перу Вассиана (Патрикеева) «Прение с Иосифом» , Житие свт. Серапиона, архиеп. Новгородского . Показательно, что 2 из этих памятников вышли из лагеря противников волоцкого игумена, это позволяет рассматривать известия о спорах на Соборе 1503 г. как достоверные.

В ответ на составленные противником иосифлян Вассианом (Патрикеевым) три редакции Кормчей книги, в которых тот стремился показать неканоничность существования монастырских вотчин, митр. Даниил составил Сводную Кормчую , в которую вошли правила, обосновывающие неприкосновенность церковных и монастырских имений. В окружении митр. Даниила был создан сборник РНБ. Соф. № 1452, в котором представлено две компиляции - в защиту заупокойно-поминального богослужения (заупокойные вклады были основным источником монастырского землевладения) и церковного имущества . В опровержение мнения о ненужности покаяния и заупокойных молитв составитель сборника приводит 53 статьи из сочинений отцов Церкви. В компиляцию «О церковных и монастырских стяжаниях движимых и недвижимых» вошло 19 статей в защиту владельческих прав Церкви. В одном из сочинений митр. Даниил писал, что "церковная же, и монастырская, и священническая, и иноческая и дела их, и стяжаниа их вся Богови суть освященна" .

После того как митр. Даниил в году был сведен с кафедры, ее занял не принадлежавший к иосифлянам митр. Иоасаф (Скрипицын) , который приблизил к себе осужденного на Соборе 1531 года Исаака Собаку и назначил его архимандритом Чудова монастыря. Ставший в году митрополитом свт. Макарий Московский провел расследование о причинах прощения Исаака и назначения его на этот пост. На Соборе в феврале года, вновь осудившем Исаака Собаку, свидетелем обвинения являлся архим. Новоспасского монастыря Нифонт (Кормилицын) , ранее занимавший пост игумена Волоколамского монастыря .

Полемика вокруг церковного землевладения достигла апогея ко времени Собора 1551 года . В преддверии Собора постриженик Волоколамского монастыря Новгородский архиеп. Феодосий написал послание, в котором напоминал о неприкосновенности церковных имений, "вданных Богови в наследие благ вечных" . Накануне Собора митр. Макарий составил «Ответ», в котором, используя сочинения прп. Иосифа Волоцкого, доказывал невозможность отчуждения у монастырей вотчин . Значительная часть этого текста была включена в 60-ю гл. "Стоглава", где был оформлен правовой статус церковных имений. По-видимому, эти сочинения стали ответом на существовавшее недовольство светских властей ростом церковного (прежде всего монастырского) землевладения.

В такой ситуации власть становилась восприимчивой к аргументам нестяжателей, утверждавших, что материальное обогащение монастырей пагубно влияет на образ жизни насельников. Характерно, что весной года видный нестяжатель старец Артемий был поставлен во главе Троице-Сергиева монастыря, а близкий к нему старец Феодорит стал архимандритом Суздальского Евфимиева монастыря. В несохранившемся послании царю Иоанну IV в преддверии Собора 1551 года игум. Артемий рекомендовал монастырям отказаться от владения вотчинами.

Отношение к еретикам

Одним из обвинений, выдвигавшимся в адрес прп. Иосифа и его последователей, была жестокость по отношению к еретикам . Прп. Иосиф отказывался принимать в христианскую общину раскаявшихся еретиков и предлагал отправлять их в заточение, при этом преподобный осуждал практику заточения еретиков в монастырях. Нераскаявшиеся еретики, по мнению волоцкого игумена, подлежали смертной казни. Жесткость его позиции была обусловлена представлением о том, что раскаяние еретиков часто бывает ложным и они продолжают распространять лжеучения, а это, по мнению прп. Иосифа, ведет к гибели государства, примеры чему он приводил в своих сочинениях.

По свидетельству еп. Саввы, против прп. Иосифа в этом вопросе выступили мн. епископы и старцы: "Начаша Иосифа многыми хулами и поношенми укаряя, глаголюще: яко Иосиф не велит кающыхся на покаяние приимати" . По нашему мнению, самым ранним полемическим сочинением, в котором выражено несогласие со взглядами прп. Иосифа относительно наказания еретиков, является текст, опубликованный Б. М. Клоссом, который ошибочно атрибутировал его прп. Иосифу . Анонимный автор в ответ на призыв к участию в преследовании лжеучителей пишет о Божием долготерпении, приводя примеры из ветхозаветной истории, и советует своему адресату возложить надежды на Бога . Сочинением, направленным против позиции прп. Иосифа в вопросе об отношении к еретикам, является «Ответ кирилловских старцев» , который исследователи датируют концом 1504 года или временем не ранее 1507 года . В «Ответе...» опровергаются аргументы прп. Иосифа в пользу необходимости казни еретиков. Не исключена вероятность того, что инициатором «Ответа...» был живший на покое в Кирилловом Белозерском монастыре митр. Зосима Брадатый , которого обвиняли в причастности к ереси жидовствующих и у которого поэтому были основания опасаться за свою судьбу в случае применения к еретикам смертной казни. Ответом прп. Иосифа Волоцкого на выступление его противников стало «Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.» 1504/05 г. .

Между тем известные факты деятельности иосифлян свидетельствуют о другом. Стремясь на постах церковных иерархов поддерживать российских самодержцев, иосифляне твердо отстаивали интересы и права Церкви в ее отношениях с властью, в т. ч. традиционное право печалования о находившихся в опале. За противодействие светской власти лишился кафедры Новгородский архиеп. Феодосий , из-за неприятия опричнины был убит Казанский архиеп. Герман (Садырев-Полев) . В решениях Собора 1551 года, принятых с санкции иосифлянского большинства, нашли отражение усилия иосифлян во главе с митр. Макарием отстоять определенную автономию Церкви перед лицом государственной власти. По всей видимости, под влиянием митр. Макария Иоанн IV включил в решения Стоглавого Собора многочисленные тексты о неприкосновенности церковного суда и церковных владений. В «Стоглаве» зафиксированы решения, направленные на воспитание общества, приходского духовенства, на укрепление монастырской дисциплины, на создание церковных структур, способных содействовать переменам в обществе.

Митр. Макарий активно использовал сочинения прп. Иосифа, трактующие вопросы взаимоотношений светских и церковных властей . В году некоторые положения из второго послания прп. Иосифа "на еретики" были включены в чин венчания царя Иоанна IV .

Исифлян неверно считают причастными к разработке концепции "Москва - Третий Рим" . Синицына убедительно показала, что иосифляне не имели отношения к разработке этой доктрины . В то же время выработке представлений о Москве как о центре христианского мира в значительной мере способствовал Русский хронограф, составленный Досифеем (Топорковым) . Здесь древнерусская летопись была впервые соединена в одно целое с византийскими хрониками и древнерусская история стала выступать как заключительный раздел всемирной истории. Хронограф, созданный в Иосифовом Волоколамском монастыре, завершался сообщением о падении Константинополя, далее говорилось о покорении турками многих христианских царств, кроме России, значение которой в мире, напротив, возросло.

Иосифляне в историографии

А. С. Павлов сформулировал представление о прп. Иосифе как о главном идеологе неотчуждаемости церковного имущества . Это мнение попытался опровергнуть В. Н. Малинин, который полагал, что иосифляне, как и их противники, в отношении церковных имений не преследовали "строго определенную политическую доктрину" .

Другой стороной учения и деятельности иосифлян историки считали безоговорочную поддержку московских самодержцев "во всех спорных делах своего времени" . И. П. Хрущов писал, что "учение Иосифа Волоцкого, изложенное в обширных главах «Просветителя», воспитало убеждения Ивана Грозного" . В дальнейшем приоритет был отдан не изучению взглядов последователей прп. Иосифа, но оценочным суждениям о нравственном характере иосифлян, которым приписывали ненависть к противникам и раболепство перед властью . В исторической литературе неоднократно подчеркивалась поддержка (или неосуждение) митр. Даниилом сомнительных с точки зрения норм христианской морали действий вел. князя (нарушения крестоцелования, насильственного развода). Деятельность иосифлян характеризовалась как "консервативно-формальное направление» в общественной мысли, в то время как нестяжатели объявлялись представляющими «направление критическое, нравственно-либеральное»" . Утвердилось мнение, что прп. Иосиф и его последователи не являлись сколько-нибудь самостоятельными мыслителями . Во многом этот подход был обусловлен тем обстоятельством, что историки Церкви в XIX веке искали ответ на вопрос о причинах подчинения Церкви государству в эпоху Петра I и готовы были видеть одну из причин в "иосифлянской традиции", как они ее понимали. Исключением стали работы М. А. Дьяконова и В. Е. Вальденберга, в которых были впервые оценены как оригинальные взгляды прп. Иосифа Волоцкого на взаимоотношения духовных и светских властей .

Негативные оценки иосифлянства были усилены в историографии советского периода, взгляды иосифлян оценивались с позиций вульгарного социологизма. Н. М. Никольский считал прп. Иосифа Волоцкого выразителем враждебного великокняжеской власти "религиозного сознания боярско-княжеского класса" . Деятельность иосифлян получила преимущественное раскрытие в качестве идеологов московского самодержавия и была охарактеризована как прогрессивная в работах И. У. Будовница, И. П. Ерёмина и др. . В работах Зимина и Лурье политическая идеология иосифлян характеризовалась как выражающая интересы крупных духовных феодалов, которые на первом этапе деятельности находились в оппозиции к великокняжеской власти, а затем стали главными идеологами самодержавия . Согласно указанной точке зрения, прп. Иосиф выступал идеологом крупного монастырского землевладения, а его последователи, "поддерживая в своей повседневной политической деятельности власть московских государей... вместе с тем охраняли и свои собственные корпоративные интересы, определявшиеся в конечном счете программой сильной воинствующей церкви, которая стремилась стать своеобразным государством в государстве, а по возможности и высшей санкцией государственной деятельности вообще" .

Мыслители русской эмиграции оценивали историческое значение иосифлян неоднозначно. Г. П. Федотов, о. Г. Флоровский, И. К. Смолич, о. Иоанн (Кологривов), о. А. Шмеман и другие считали иосифлян сторонниками социальной организации и уставного благочестия, враждебными началам духовной свободы и мистической жизни, их победа в споре с нестяжателями расценивалась как "трагедия русской святости" . Положительное значение социального служения иосифлян подчеркивали В. В. Зеньковский, А. В. Карташёв и др. .

В зарубежной историографии наиболее широко распространено мнение о том, что иосифляне являлись творцами идеологии теократического абсолютизма . Новаторство иосифлян в организации заупокойного поминания при разработке дифференцированной системы учета заупокойных вкладов описано Л. Штайндорфом.

Литература

  • Горский А. В., прот. Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифова Волоколамского мон-рей в XVI в. // ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 502-527;
  • Надгробное слово прп. Иосифу Волоколамскому… инока Досифея (Топоркова) / Подгот.: К. И. Невоструев // ЧОЛДП. 1865. Кн. 2. Прил. С. 153-180;
  • Житие прп. Иосифа, игум. волоколамского, составленное Саввою, еп. Крутицким // Там же. С. 11-76;
  • То же // ВМЧ. Сент. 1-13. Стб. 453-499;
  • Житие прп. Иосифа Волоколамского, сост. неизвестным // ЧОЛДП. 1865. Кн. 2. Прил. С. 77-152;
  • Мат-лы для летописи Волоколамского мон-ря // ЧОИДР. 1887. Кн. 2. Отд. 5. С. 1-128;
  • АФЗХ. Ч. 2;
  • Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959;
  • Das Speisungsbuch von Volokolamsk: Eine Quelle zur Sozialgeschichte russischer Kloster im 16. Jh. / Hrsg. L. Steindorff et al. Köln; Weimar; W., 1998;
  • Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999;
  • Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря: (1479-1510-е гг.) / Подгот. текста и исслед.: Т. И. Шаблова. СПб., 2004.
  • Хрущов И. П. Исследование о сочинениях Иосифа (Санина), прп. игумена Волоцкого. СПб., 1868;
  • Николаевский П. Ф., прот. Рус. проповедь в XV и XVI вв. // ЖМНП. 1868. Ч. 138. № 4. С. 92-177;
  • Невоструев К. И. Рассмотрение книги И. Хрущова // Отчет о 12-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1870. С. 84-186;
  • Жмакин В. Ф., прот. Митр. Даниил и его сочинения. М., 1881;
  • Голубинский. История РЦ. Т. 2/1;
  • Малинин В. Н. Старец Елеазарова мон-ря Филофей и его послания. К., 1901;
  • Прп. Иосиф, Волоколамский чудотворец, и основанный им Иосифо-Волоколамский мон-рь. М., 1915;
  • Тихомиров М. Н. Монастырь-вотчинник XVI в. // ИЗ. 1938. Т. 3. С. 130-160;
  • Лурье Я. С. Краткая редакция «Устава» Иосифа Волоцкого - памятник идеологии раннего иосифлянства // ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 116-140;
  • он же. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960;
  • Моисеева Г. Н. «Валаамская беседа» - памятник рус. публицистики сер. XVI в. М., 1958;
  • Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М., Л., 1960;
  • она же. Очерки по истории рус. обществ. мысли: 1-я треть XVI в. Л., 1970;
  • она же. Когда началась полемика нестяжателей с иосифлянами? // Из истории феод. России. Л., 1978. С. 111-115;
  • Зимин А. А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского мон-ря с Василием III // Лингвист. источниковедение. М., 1963. С. 131-135;
  • он же. Из истории феод. землевладения в Волоцком удельном княжестве // Культура Др. Руси. М., 1966. С. 71-78;
  • он же. Борьба дворянства с монастырским землевладением в кон. XVI - нач. XVII в. // Из истории Татарии. Каз., 1968. Сб. 3. С. 109-124;
  • он же. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977;
  • Клосс Б. М. Иосифо-Волоколамский мон-рь и летописание кон. XV - 1-й пол. XVI в. // ВИД. 1974. Вып. 6. С. 107-125;
  • Синицына Н. В. Нестяжательство и ереси // ВНА. 1987. Вып. 25. С. 62-79;
  • она же. Спорные вопросы истории нестяжательства, или О логике ист. доказательства // Спорные вопросы отечественной истории XI-XVIII вв. М., 1990. С. 250-254;
  • Колычева Е. И. Аграрный строй России в XVI в. Л., 1988;
  • она же. Правосл. мон-ри 2-й пол. XV-XVI вв. // Монашество и мон-ри в России, XI-XX вв. М., 2002. С. 81-115;
  • Steindorff L. Commemoration and Administrative Techniques in Muscovite Monasteries // Russian History = Histoire russe. Pittsburg, 1995. T. 22. N 3. P. 285-306;
  • он же [Штайндорф]. Поминание усопших как общее наследие зап. средневековья и Др. Руси // «Сих же память пребывает во веки»: Мат-лы междунар. конф. М., 1997. С. 41-48;
  • idem. Monastic Culture as a Means of Social Disciplining in Muscovite Russia - a Common European Feature // Mesto Rossii v Evrope = The Place of Russia in Europe: Materials of Intern. Conf. Bdpst, 1999. P. 108-112;
  • Чернов С. З. Волок Ламский в XIV - 1-й пол. XVI в.: Структуры землевладения и формирование военно-служилой корпорации. М., 1998;
  • Пигин А. В. Волоколамские произведения XVI в. о смерти // Дергачевские чт.-2000: Рус. лит-ра: Нац. развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 2001. Ч. 1. С. 167-171;
  • он же. О лит. контактах Иосифо-Волоколамского и Павлова Обнорского мон-рей в 1-й пол. XVI в. // ВЦИ. 2006. № 1. С. 99-107;
  • Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002;
  • Гревцова О. А. Правовые идеи нестяжателей и иосифлян в области гос.-церк. отношений // Гос. строительство и право. М., 2003. Вып. 3. С. 104-110;
  • Dykstra T. E. Russian Monastic Culture: «Josephism» and the Iosifo-Volokolamsk Monastery, 1479-1607. Münch., 2006;
  • он же [Дайкстра]. Иноческие имена в Московской Руси и проблемы идентификации их обладателей: На мат-ле источников Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1479-1607 // Именослов: Ист. семантика имени / Сост.: Ф. Б. Успенский. М., 2007. Вып. 2. С. 238-298;
  • ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 157, 159

    Никольский Н. М. История Рус. Церкви. М., 1930. С. 65

    Будовниц И. У. Рус. публицистика XVI в. М.; Л., 1947. С. 100; История рус. лит-ры. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1. С. 309

    Зимин А. А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 159-177; Он же. 1977. С. 238, 246; Лурье. 1960. С. 480-481

    Зимин. 1977. С. 281

    Федотов Г. П. Святые Др. Руси. М., 1990 3. С. 187; Флоровский. Пути русского богословия. 1937. С. 19-21; Smolitsch I. Russisches Mönchtum. Würzburg, 1953; Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории рус. святости. Брюссель, 1961. С. 194; Шмеман А., прот. Ист. путь православия. М., 1993р; Бердяев Н. А. Русская идея. СПб., 2008. С. 36

    Зеньковский В. В. История рус. философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 48-50; Карташев. Очерки. Т. 1. С. 407-414

    Medlin W. Moscow and East Rome: A Political Study of the Relations of Church and State in Muscovite Russia. Gen., 1952; Stokl G. Die politische Religiostat des Mittelalters und die Entstehung des Moskauer Staates // Saeculum. Münch., 1951. Bd. 2. H. 3. S. 393-416; Idem. Zur Geschichte des russisches Mönchtums // JGÖ. 1954. Bd. 2. S. 221-231; Szеftеl М. Joseph Volotskýs Political Ideas in a New Historical Perspective // Ibid. 1965. Bd. 13. N 1. S. 19-29

Не буду пересказывать историю конфликта между иосифлянами и нестяжателями – об этом и так написано достаточно много. Напомню лишь суть. Нестяжатели, идеологом которых был Нил Сорский, считали, что монастыри не должны иметь никакого имущества, а жить им надлежит исключительно трудами монастырской братии; всё остальное о нестяжателях фактически сказано в их названии. В то же время Иосиф Волоцкий и его последователи, в отличие от идеалистов-нестяжателей, стояли на противоположных, по сути дела, идейных и мировоззренческих позициях, будучи своего рода церковными прагматиками. Иосиф Волоцкий считал, что монастыри должны иметь в своей собственности земли вместе с проживающими на этих землях крепостными крестьянами, а также – иные виды доходов. Справедливости ради, впрочем, следует отметить, что сам Иосиф Волоцкий, как свидетельствуют исторические источники, вёл предельно аскетический образ жизни, будучи настоятелем монастыря, обитал в кельи, которую сам же для себя и построил своими же собственными руками, прощал личные обиды, проявляя при этом поистине чудеса христианского смирения, а в период неурожая ежедневно за счёт монастырских запасов накрывал столы для всех без исключения крестьян из близлежащих деревень. Так что он явно не искал для себя выгоды. Он, всё же, скорее всего, руководствовался соображениями блага Церкви, суть которого сам, быть может, понимал ложно.

Как мы знаем из истории, в конечном счёте, восторжествовала точка зрения иосифлян. По-другому, собственно говоря, и быть не могло.

Лично я же в последнее время всё чаще и чаще ловлю себя вот на какой мысли. Иосифляне вошли в историю под названием, полученным по имени их идеолога и вдохновителя Иосифа Волоцкого, о чём только что было сказано, вместе с тем нестяжатели вошли в историю, не отождествляясь с чьим-либо именем, несмотря на тот факт, что у них был не менее яркий и пламенный идейный и духовный вдохновитель Нил Сорский. И в этом, пожалуй, проявилось удивительное христианское смирение, воплотившись в форме, если можно так сказать, коллективного подсознательного.

Впрочем, вот ещё о чём стоило бы сказать. Об иосифлянах и нестяжателях мы судим во многом с позиций сегодняшнего дня и наших нынешних знаний и исторического опыта. С позиций же той эпохи… Откуда нам, в конце концов, знать, что было бы в том случае, если бы тогда всё же восторжествовала точка зрения нестяжателей, чем обернулся бы их чистый, простодушный – хотя, и бесконечно прекрасный – идеализм?!

Почему-то приходит на ум аналогия – конечно же, как и любая аналогия, явно хромающая – с деятельностью египетского фараона Эхнатона, столь превозносимого прогрессивной интеллигенцией 19го и 20го веков, пытавшегося в языческом Египте, издревле исповедовавшем многобожие, утвердить единобожие. Как-то, помню, у английского писателя Клайва С. Люиса прочитал такое рассуждение, что, мол, подобная деятельность Эхнатона нам сегодня, действительно, кажется заслуживающей уважения, в то время, как мы, на самом же деле, не знаем и не можем знать всех обстоятельств той эпохи, и потому, естественно, не можем поручиться, что если бы (хотя история, как известно, не имеет сослагательного наклонения) тогда в Египте и удалось ввести единобожие в его тогдашнем понимании (а ни в каком другом понимании его в то время быть не могло, и здесь является излишним вообще что-либо объяснять), то не приняло бы оно такие уродливые формы, что было бы ещё хуже любого самого отвратительного язычества, поэтому и не попустил Господь Бог Эхнатону осуществить его – пусть даже изначально, возможно, и благие – намерения.

  • Тест ответы (Шпаргалка)
  • Реферат - Проблема зависимости от массовых многопользовательских ролевых онлайн игр (MMORPG) и ее лечения (Реферат)
  • Ответы на тест (i-exam.ru) по Экологии (Документ)
  • Шпаргалка - Краткие ответы к экзамену (Шпаргалка)
  • Тест - нелинейная регрессия (Шпаргалка)
  • Презентация - Влияние массово-многопользовательских ролевых онлайн-игр на человека (Реферат)
  • Тест - Реконструкция (Шпаргалка)
  • Шпаргалки по ИППУ (Шпаргалка)
  • Тест по КПЗС (Шпаргалка)
  • n1.doc


    • Автором какого термина является О. Конт? Социологи я

    • В «Капитале» К. Маркса право трактуется чаще всего как: определенная форма производственных отношений, которая не слита с последними, а вторична по отношению к экономической структуре общества


    • В «Сказании о царе Константине» И.С. Пересветов доказывает, что главная причина захвата Константинополя турками состояла в: засилии византийских вельмож, которые «измытарили» государство, ограбили его казну, брали «посулы…. с правового и виноватого»

    • В «Слове о полку Игореве» автор использовал новый политический термин - «господин». Это термин отражает: идею единовластия, получившую глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства

    • В Германии в эпоху просвещения строить юридическую науку на светской основе первым начал: С. Пуфендорф

    • В Древней Персии отход от ранних мифических представлений в сторону более рациональных воззрений связан с именем: Заратустры (Зороастры )

    • В истории русской политической и правовой мысли второй половины XVIII в. «Наказ» депутатам Екатерины II вошел как наиболее концентрированное выражение теории: просвещенного абсолютизма

    • В каком произведении изложена концепция даосизма?«Дао дэ цзин »

    • В каком произведении Тита Лукреция Кара говорится о договорном характере государства и права? «О природе вещей»

    • О граде божием»

    • В каком сочинении Аврелий Августин разрабатывает основные положения христианской философии? «О граде божием»

    • В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного: Догматизма

    • В отличие от представителей юридического позитивизма С.А. Муромцевым в основу понятия права положены: правоотношени е

    • В период реформ Петра I в России складывается официальная идеология абсолютизма. В основу всех официальных объяснений происходящих перемен была положена доктрина: «общего блага »

    • В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма демократии при которой: господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов

    • В учении какого узбекского мыслителя, поэта XV в. проводится мысль о необходимости централизованной, просвещенной монархии? А. Навои

    • В чем видел причину происхождения и главную основу политической власти и государства Л. Гумплович? завоевание, порабощение одних племен другими

    • В чем видит основную причину происхождения государства Марк Туллий Цицерон? врожденная потребность людей жить вместе

    • В чем смыл социологического позитивизма (вторая половина XIX в.)? исследование права в тесной связи с другими социальными явлениями (органическая теория государства, теория насилия, социолого-психологические концепции и т.д .)

    • В чем смысл идеи «всесвящества» М. Лютера? каждый верующий оправдывается перед богом лично, становясь священником самому себе и вследствие этого не нуждается более в услугах духовенства

    • В чем смысл теории конвергенции Дж. Гелберта, Р. Арона, П. Сорокина? синтез двух противоположных - капиталистической и социалистической систем

    • В чем смысл юридического позитивизма (вторая половина XIX в.)? рассмотрение права как самодовлеющую форму в отрыве от его содержания


    • В.И. Ленин представлял себе социалистическое государство как: унитарное государство, построенное на основе принципа демократического централизма

    • В.Н. Татищев в «Истории Российской» убеждал, что невозможность демократии в России, в основном, вытекает из: обширности территории государства

    • Важнейшим произведением Ибн Халдуна является: «Сборник проповедей»

    • Важнейшим средством свержения царизма В.И. Ленин считал: вооруженное восстание

    • народного суверенитета

    • Взгляды Ж.Ж. Руссо на государство и право были несравненно радикальнее политических идей Вольтера, Ш. Монтескье. Он сделал основным принципом своей теории идею: народного суверенитета

    • Во «Временном Уставе Товарищества» К. Маркса основной целью классовой борьбы пролетариата провозглашалась: ликвидация классового господства

    • Во времена крестьянского восстания Е.И. Пугачевым предполагалось создать: казацкое государство во главе с «хорошим мужицким царем »

    • Вольтер считал, что социальное зло коренится в отсутствии просвещения и невежестве. Всю силу своей острой, как меч, сатиры, пафос обличения («Раздавите гадину») он направлял против: католической церкви

    • Высшей ступенью в развитии политической мысли во Франции XVIII в. было учение утопического революционного коммунизма Г. Бабефа, сформулированное в программе: «Заговор во имя равенства »

    • Г.Еллинек выдвинул наряду с социологическим понятием государства юридическое понятие государства. Это - снабженная первоначальной властью господства корпорация или юридическая личность оседлого народа

    • Главным средством «промывания мозгов» в примитивном государстве, по Спенсеру, выступает: религия

    • Значительным шагом вперед в науке о государстве и праве стала разработанная Б. Спинозой методология политико-юридических явлений. Трактуя государство и право как систему естественных сил, органично выходящую в более общий механизм мироздания, он применил __________ подход. Натуралистический

    • Как вы понимаете идею секуляризации монастырских земель на Руси в XVI в? передача монастырских земель в руки государства

    • Как вы понимаете принцип недеяния в даосизме? осуждение антинародной активности властителей и богатых

    • Как вы понимаете термин «нирвана»? состояние высшей просветленности

    • Какая идея является центральной в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса? в ходе коммунистической революции пролетариат устанавливает свое политическое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии

    • Какая идея является центральной в творчестве Фр. Ницше? борьба воль за власть

    • Какая из аналогий принадлежит Г. Спенсеру? Государство есть: биологический организм

    • Каково предназначение человеческого (позитивного) закона по Ф. Аквинскому? силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели

    • Какое из определений наиболее точно и полно характеризует предмет истории политических и правовых учений? Предметом истории политических и правовых учений является: история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий

    • Какое из суждений является ложным? Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: в субъективной свободе (частное право )

    • Какое из суждений является ложным? Историю Древнего Рима принято делить на три периода: христианский (до 1453 г.)

    • Какой вид властвования по Цицерону является уродливым? власть толпы тирания единоличного владыки господство клики

    • Какую часть населения Г. Гегель называет пауперизированной? не имеющую возможность бороться с чрезмерной бедностью

    • Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип: историзма

    • Когда в Древней Греции возникла государственность? в I тысячелетии до н.э.

    • Кого бы вы причислили к когорте «семи мудрецов»? Фалес

    • Кому А.М. Курбский посвятил «Историю о великом князе Московском»? Ивану IV

    • Кому принадлежит изречение: «Платон мне друг, но больший друг - истина»? Аристотелю

    • Кто автор идеи государственного суверенитета Франции? Ж. Боден

    • Кто был идейным вдохновителей иосифлян? И. Волоцкий

    • Кто в 1882 году перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса? В.Г. Плеханов

    • Кто в Древнем Китае выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа), суровые наказания? Шан Ян

    • Кто в поэмах Гомера («Илиада», «Одиссея») выступает в качестве верховного заступника всеобщей справедливости (дике), сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд? Зевс

    • Кто объявил Фр. Ницше своим предтечей? идеологи фашизма и национал-социализма

    • Кто такие иосифляне? сторонники сохранения за церковью всех ее земельных владений

    • Кто является автором богословского трактата «Наставление в христианской вере» (1536 г.)? Ж. Кальвин

    • Кто является автором произведения «Утопия»? Т. Мор

    • Кто является автором революционного документа - Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (утверждена 4 июля 1776 г.)? Т. Джефферсон

    • Кто является автором теории «Москва - третий Рим»? Филофей

    • Кто является организатором и руководителем Международного Товарищества Рабочих - I Интернационала? К. Маркс и Ф. Энгельс

    • Кто является основателем философской школы (Ликей) в Афинах? Аристотель

    • Кто является пионером применения историко-материалистического метода специально к анализу происхождения правовых понятий, законов, правосудия (сочинение «Экономический детерминизм К. Маркса»)? П. Лафарг

    • Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки нового времени - Stato. Что означает данный термин? Государство

    • Назовите древнейшую часть памятника права XI - XIII вв. «Русская правда». Правда Ярослава

    • Назовите кредо юридического позитивизма. Формализ м

    • Назовите политический идеал автора «Утопии». Демократизм

    • Назовите политический идеал М. Робеспьера. демократическая республика

    • Назовите представителя движения свободного права (социологической юриспруденции). Г. Канторович

    • Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии? Дж. Уиклиф

    • Найдите ложное суждение. В структуре гражданского общества Г. Гегель выделяет такие сословия: криминальное (воры, рецидивисты)

    • Найдите ложное суждение. Недовольство крестьян существующим строем вылилось в крестьянскую войну по руководством И.И. Болотникова (1606-1607 г.г.). Двигаясь к Москве, Болотников рассылал «листы», в которых излагались основные цели восстания: установление республиканского правления

    • Найдите ложное суждение. В «Повесть временных лет» включен рассказ о том, что: Рюрик был призван южными славянами в целях служить воеводой

    • Найдите неверное суждение. Навеян духов Просвещения и перекликается с индивидуализмом школы естественного права краеугольный принцип социальных воззрений И. Канта: в своем поведении человек должен руководствоваться велением материальных потребностей

    • Направление общественной мысли в XVI в. получило название «гуманизм». Подберите исторический синоним к этому слову. идеология Возрождения

    • Определяющую роль во всем мировоззрении пифагорейцев, носившем во многом мистический характер, играло их учение о: числах

    • Опыт Парижской Коммуны позволил К. Марксу и Ф. Энгельсу разработать важное положение о: пролетарском государстве нового исторического типа

    • Основателем какого направления в теории политики, государства и права является О. Конт? Позитивизм

    • Под «отчуждением труда» К. Маркс понимает отделение пролетариата от средств производства, от орудий труда, принадлежащих буржуа и потому противостоящих рабочему как враждебная ему сила

    • Представителем какого направления в правоведении был Г. Еллинек (1951 - 1911)? дуалистическая теория государства

    • Приверженцем какого направления в теории политики, государства и права является И. Бентам? Утилитаризм

    • Распределяющая справедливость по Аристотелю исходит из принципа «геометрического равенства», что означает: деление общих благ по достоинству, пропорциональному вкладу и взносу того или иного члена общения

    • Свою теоретическую и практическую деятельность Г.В. Плеханов начал как: революционный народник

    • Согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти персона императора является точкой связи с высшими, небесными силами? Древнекитайском у


    • Согласно позиции Б. Спинозы, рассвета могут достигнуть лишь те государства, которые устроены на: республиканско-демократический

    • Согласно Р. Штаммлеру, науки о духе оперируют с помощью закона: целесообразности

    • Согласно чей концепции власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших? Конфуци й

    • Т. Кампанелла в своем сочинении «Город солнца» приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является: частная собственность

    • Ф. Лассаль (1825 - 1864) - организатор Всеобщего германского союза, порицая бесправное положение трудящихся в буржуазном обществе, эксплуатацию работников, искал выход в: социальной солидарности

    • Целью государства высшего типа, по Спенсеру, является: благо индивида, защита его интересов

    • Ч. Беккария является родоначальником «классической школы» в теории: уголовного права

    • Что в переводе с арабского означает «ислам»? предание себя богу, покорност ь

    • Что в переводе с древнеиндийского означает «Будда»? просветленны й

    • Что изучает история политических и правовых учений? закономерности исторически возникающего и теоретически развивающегося знания о праве и государстве

    • Что имел в виду А.Н. Радищев, называя «зверским обычаем, знаменующим сердце окаменелое и души отсутствие совершенное». крепостное право

    • Что означает санскритское слово «веды»? знание

    • Что означает слово «софистика»? стремление обязательно выиграть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логических передержек

    • Что понимает под словом «благодать» автор «Слова о законе и благодати»? то, что лежит в основе Нового завета, синоним истины

    • Что послужило поводом для создания в 1049 г. «Слова о законе и благодати»? окончание строительства оборонительных сооружений в Киеве

    • Что предлагал Н.М. Карамзин для смягчения крепостного права? обуздать жестокость господ

    • Что является, по Аристотелю, критерием уравнивающей справедливости гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания? «арифметическое равенство »

    • Что, по мнению Р. Иеринга, лежит в основе права? эгоистические интересы (материальные и духовные )

    • Чьи взгляды были подвергнуты К. Марксом разгрому в «Критике Готской программы»? Ф. Лассаля

    • Чьи интересы отстаивал А. Гамильтон? торгово-промышленной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев

    • Чьи интересы отстаивали Ж. Ру, Т. Леклерк, Ж. Варле - авторы программы «бешенных»? зарождавшегося пролетариата, сельской бедноты

    • Чьи интересы отстаивали идеологи жирондистов: Ж. Бриссо, Ж. Кондорсе? средней и части крупной буржуазии, настроенной радикально

    • Чьи сочинения («О правлении властителей», «Сумма теологии») являются своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков? Ф. Аквинского

    • Ш. Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Эта идея была использована при создании: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 г.

    История спора

    Полемика нестяжателей и иосифлян относится к рубежу $XV-XVI$ вв., и объединяет царствования Ивана III, Василия III и Ивана IV Грозного. Участниками указанного спора являются:

    • со стороны нестяжателей – Нил Сорский, Максим Грек, Кирилл Белозерский, Корнилий Комельский и др.
    • со стороны иосифлян – Иосиф Волоколамский, митрополит Даниил, Вассиан Топорков и др., сочувственно относился к идеологии иосифлян митрополит Макарий, что позволило утвердить ее как общецерковную позицию на Стоглавом соборе.

    Интеллектуальный контекст

    Духовная и интеллектуальная среда средневековой Руси рубежа $XV-XVI$ веков характеризуется двумя ключевыми идеями.

    1. Во-первых, это концепция «Москва – Третий Рим», определившая предназначение Русского государства, как единственной, после падения Константинополя в $1453$ году, державы, призванной хранить чистоту Православия. Указанная идеология имела как духовно-мистическое значение, так и непосредственное внешне и внутренне политическое выражение в рамках русской истории.
    2. Во-вторых, на активизацию религиозно-философской мысли средневековой Руси указанного периода повлияло развитие ересей. Так накануне своего падения Константинополь заключил Ферраро-Флорентийскую унию с католической церковью, которая была встречена в русской богословской среде отрицательно. Начиная с этого момента, Русская церковь начинает самостоятельно избирать церковных иерархов, боясь влияния католицизма.

    Среди ересей, появившихся в русской средневековой среде особенно стоит отметить ересь богомилов, стригольников, жидовствующих. Как нестяжатели, так и иосифляне своими богословскими трудами осуществляли борьбу с указанными ересями.

    Спор нестяжателей и иосифлян

    Замечание 1

    Предметом спора нестяжетелей и иосифлян было решение вопроса о том, должна ли церковь обладать богатством или нет. Из осмысления данной проблемы ими было выведено две социально-политические концепции, каждая по-своему раскрывающие суть православной веры, место и роль церкви в жизни общества, ее соотношение с государственной властью, концепцию царской власти.

    По большому счету, нестяжателями и иосифлянами было создано два альтернативных пути государственного развития.

      Позиция нестяжателей. Концепция нестяжательства, разработанная Нилом Сорским, имеет своими корнями исихастское учение, духовно-мистическую концепцию византийского монашества.

      Религия – это дело внутренней жизни отдельного человека. Она проявляется не во внешнем, но в развитии уровня внутренней жизни человека. Исходя из этого, нестяжатели призывали церковь отказаться от внешнего богатства (пышности храмов, монастырского хозяйств и т.п.). Церковь должна заниматься исключительно душой человека, ей не должно мешать стремлению к умножению земных богатств.

      Нестяжатели были не согласны с устанавливающимся в средневековой Руси сращиванием государства и церкви. Они стоят на позиции разделения религиозной и светской властей. Кроме того, они считали, что государство должно оставлять общественное пространство для проявления свободы человека. Эта мысль нашла выражение в концепции народного совещательного органа в рамках государственной системы Руси, с идеей которой выступили нестяжатели.

      Позиция иосифлян. Духовный вдохновитель указанного богословского течения Иосиф Волоцкий утверждал, что царь и данная ему власть основываются на божественных законах. Царь поставлен на свое место Богом. Власть государства распространяет не только над телом человек, но и над его душой.

      Иосиф создает теократическую доктрину государства, в которой абсолютная власть царя освящена волей Бога. Власть царя, согласно с ней, распространяет не только на дела государственные, но и на церковные. Цель царской власти – следить за сохранением чистоты Православия.

      По вопросу монастырского имущества иосифляне стояли на позиции его признания. По их мнению, занятие сельским хозяйством, с одной стороны, благотворно влияло на экономическую ситуацию, что укрепляло государственную власть, с другой стороны, оно являлось основой для социального служения Церкви.