Восемнадцатый век русской истории богат на события, имена. открытия. Об одном из таких открытий для России расскажет работа "300 лет петровским огненным потехам. которую выполнит ученица 5 Б класса Мария Проводникова.

300 лет Петровским огненным потехам.

Цели исследования: .

Познакомиться с историей фейерверков в России.

Гипотеза: .

фейерверки в России играли не только развлекательную роль, но и решали политические и культурные задачи.

Задачи:

1.Познакомиться с историей фейерверка.

2.Составить представление об истории фейерверка в России.

Содержание:

1. Вступление. «Художества огненныя», или фейеверк.

2. Как и когда изобрели фейерверк.

3. История фейерверка в россии.

4. Кто такие фейервейкеры.

5. Типы фейерверков.

6. Фейерверки и салюты.

7. Заключение.

8. Список использованной литературы и приложения.

Вступление. «ХУДОЖЕСТВА ОГНЕННЫЯ», ИЛИ ФЕЙЕРВЕРК.:

Классический фейерверк (от нем. Feuer - «огонь» и Werk - «дело», «работа») совсем не похож на стрельбу залпами разноцветных ракет через равные промежутки времени. Он был своеобразной светомузыкой прошлого, воистину роскошным зрелищем, праздничным убранством небес. Сейчас трудно представить себе ту феерическую игру огня, цвета и света, которой любовались наши предки. Наиболее ранние упоминания об этом удивительном зрелище относятся к 399 г., когда при дворе императора Гонория в Милане был устроен фейерверк из горящих масляных плошек и факелов. Однако порох стал известен в Европе лишь в XIII в., а потому считается, что первый настоящий фейерверк состоялся в итальянском городе Виченца в 1379 г.

Как и когда изобрели фейерверк?

Это небесное представление всегда заставляет людей на площади замереть и устремить вверх восторженные взгляды. Сотни ярких светящихся точек взмывают вверх и расходятся сферой, вслед за ними вспыхивают багряные искры, и тут же – тысяча сине-фиолетовых звезд рассыпается над головой, и они будто бы несутся прямо на тебя... Кажется, нет зрелища более завораживающего, чем фейерверк. Он способен придать торжественность и особую чарующую атмосферу любому событию. Говорят, история фейерверка берет свое начало из Китая. Самое многонаселенное государство подарило миру не только фарфор, бумагу и дешевую бытовую технику, но еще и возможность наслаждаться таким веселым и красивым зрелищем как огненные картины. Хотя в самом Китае фейерверки на протяжении веков использовали отнюдь не для увеселительных целей. Порох, который является основой большинства пиротехнических смесей, был изобретен китайцами, чтобы… пугать злых духов. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука.

Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. Изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку - ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ. Позже, когда были придуманы составы, которые при горении имеют определенный цвет, размер и форму пламени, с помощью разноцветных вспышек высшую силу стали не просто отгонять, но уже и общаться с нею. Поэтому взрывы петард можно было услышать во время эпидемий или неурожаев. Долгое время во время религиозных церемоний жители поднебесной бросали в костер прутья зеленого бамбука. Пустоты стебля, заполненные воздухом и соком, взрывались и издавали громкий звук, якобы способный отпугивать злых духов. Что касается пороха, который является основой всех современных фейерверков – его случайно изобрели даосские монахи, пытаясь создать эликсир бессмертия. Сегодня формула дымного пороха, открытого еще в IX веке, известна всем – смесь калиевой селитры, древесного угля и серы в весовом соотношении 75:15:10. До изобретения пороха находчивый китайский народ в качестве хлопушек использовал тонкие бамбуковые стволы, имеющие свойство взрываться, как только огонь достигнет коленца. А с развитием технологий научились заполнять его порохом и сырой глиной.

Довольно значительных высот искусство создания фейерверков достигло к XIII веку – цвета и формы «небесных брызг» поражали воображение. Не смогли устоять под чарами этого зрелища и заезжие купцы, которые уже в XIV веке завезли некоторые образцы фейерверков в Европу. А ведь китайцы принимали все меры безопасности, и секреты производства хранились под семью печатями. Тем не менее, эти секреты были украдены и распространены по Европе. Особым мастерством по организации фейерверков владели итальянцы. Они считались лучшими мастерами по устройству фейерверков. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем.

Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников. Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства.

История фейерверка в России

История российского фейерверка начинается ещё задолго до того, как появились сами фейерверки. Наши предки, славяне, многие праздники связывали с огнём - это игрища, посвящённые чествованию Купалы, бога солнца Ярилы и многих других.

Первый документально подтвержденный российский фейерверк был устроен в 1674 году во время царствования отца Петра I - Алексея Михайловича. Иногда любили поиграть с огнем и в других городах. Например, в городе Устюге для увеселения голландского купца было пущено несколько ракет и шутих. Устойчивую моду отмечать праздники "потешными огнями" ввел лично Петр I. В небе "выжигали" картины с дворцами, водопадами и фонтанами, воплощали в огне библейские сюжеты и сцены военных баталий. Пётр I, который сам занимался изготовлением "потешных огней" и целых фейерверочных композиций, сделал огненное искусство общегосударственной задачей, когда пиротехникой занимались учёные академии наук. В Центральном государственном архиве древних актов хранится собственноручные записи Петра I, как снаряжать "бураки", "светящиеся ядра", делать составы "белого и синего огней" и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка "Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять". Историк И. Голиков в своей книге "Дополнения к деяниям Петра Великого" (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была "книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок".

В фейерверки, которые были любимым занятием Петра, настоящей страстью, он вкладывал всю душу, удачно сочетая редкие часы досуга с политической пропагандой. Царь участвовал во всех стадиях создания фейерверка: от работ в пиротехнических лабораториях по приготовлению фейерверочного состава до разработки сюжета фейерверка и его управления. При этом Петр очень часто объяснял зрителям значение тех или иных фигур, сюжетов, надписей, а также раздавал своему окружению абрисы- заранее подготовленные оттиски гравюр, изображавшие сжигаемый фейерверк. Поскольку среди именитых гостей Петра всегда присутствовали иностранные дипломаты, то увиденное ими зрелище, запечатленное в записках и полученных от Петра абрисах, по приезде на родину, было формой пропаганды внешнеполитических успехов России за границей. Другой были фейерверки, проходившие непосредственно за границей при европейских дворах, однако они могли быть только в тех странах, позиция которых была благожелательна по отношению к России. В итоге военные победы России были отмечены фейерверком в Голландии, Дании, Бранденбурге(с 1701г-Пруссия) и Саксонии.

Ломоносовские фейерверки

Петр I «крепил» это удивительное по силе своего воздействия искусство волшебного огня. Росла молодая столица, берега Невы украшались великолепными дворцами, соборами. В новом городе менялась сама жизнь, все более отдаляясь от старинного русского уклада. Шумные гуляния с пушечной пальбой, ассамблеи с бьющим через край весельем требовали невиданных доселе развлечений. И неотъемлемой частью празднеств и стали красочные фейерверки, не в сегодняшнем обычном для нас понимании, а грандиозные пиротехнические спектакли с огромными декорациями, меняющимися картинами и действиями. Это были удивительные зрелища, поражающие воображение современников своими масштабами и великолепием. Петр I придавал большое значение пропаганде своих идей не только среди иностранных послов и дипломатов, но и среди широких народных масс, он ставил цель- укрепить веру русских людей в победу в Северной войне. В этом большую роль играли публичные мероприятия, триумфальные сооружения, военные парады, а также иллюминации и фейерверочные зрелища. Была в действиях Петра и некая хитрость: посредством фейерверков он стремился приучить своих подданных к огню, ибо по собственному опыту знал, что чем больше упражняешься с потешными огнями, тем меньше страшишься настоящего огня в бою. Массовые празднества укрепляли дух народа, вызывали сознание единения и собственной силы, развивали патриотические чувства. Проводимые в это время огненные спектакли несли в себе конкретные идеи - прославляли Отечество, победы русской армии и молодого флота, посвящались взятию вражеских городов и освобождению исконно русских земель. Блестящие, пышные фейерверки, длившиеся часами, демонстрировали всему миру роскошь и великолепие петербургского двора. Датский посланник с удивлением писал: "Трудно себе представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями, на торжествах и салютах, ибо в России порохом дорожат не более, чем песком". Действительно, на "огненные забавы" как на истинно народные зрелища царь денег не жалел. "Лучше б те миллионы на фейерверк издержаны были, - написал Петр I в одной из записок по поводу какой-то неудачной траты денег, - нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий блезир имел".

На протяжении всего XVIII века фейерверочные зрелища продолжают быть в центре внимания. В 30-е годы у стрелки Васильевского острова был построен на 1000 сваях специальный пиротехнический театр, который обслуживали 600 пиротехников, изготовлявших в лаборатории фейерверки и приготовлявших для иллюминаций до 30 000 лампионов. Так называемый "театрум" замечательно вписался в городской пейзаж: с одной стороны - здание Кунсткамеры с куполом обсерватории, с другой - монументальный ансамбль Петропавловской крепости, окруженные величественной полноводной Невой. На площадке пиротехнического театра, напротив императорского дворца и разворачивались невиданные огненные представления. В дни праздников Кунсткамера и Петропавловская крепость были иллюминированы тысячами огней и казались огромными декорациями сказочного спектакля, который возникал в центре темного города. Гремели литавры и трубы, со стен Петропавловской крепости раздавались громовые раскаты артиллерийской канонады, сотни огненных букетов освещали город, как днем. Полюбоваться представлением на набережных собирались тысячи горожан самых разных сословий. Проведение фейерверков было тесно связано также с развитием художественной культуры. Привлекаемые к работе над фейерверками лучшие художники и архитекторы создавали произведения живописного и декоративного искусства, рассчитанные на восприятие широких народных масс и развивавшие художественные вкусы населения. Среди авторов фейерверков имена выдающихся деятелей культуры - Ломоносова, Державина, академика Штелина, архитектора Казакова, механика Кулибина.

Второй "столицей" фейерверков со времен Петра стала его загородная резиденция - Петергоф, его последнее и любимое детище, в котором воплотились его мечты о прекрасных дворцах, золотых каскадах и полноводных фонтанах, где царят музы, где соединились стихии земли, воды, воздуха и огня.

Великолепный "приморский парадиз" Петра по своему великолепию мог соперничать с прославленными парковыми ансамблями Европы. Блестящие петергофские праздники и ассамблеи были предметом особой гордости Петра, они изумляли и восхищали иноземных гостей. И после смерти Петра I, Петергоф остается парадной резиденцией царей. Здесь устраивают дипломатические приемы, проводят торжественные церемонии, праздники тезоименитства царствующих особ и другие увеселения. И точно так же, как при Петре, снова сверкают в парке "преизрядные фейерверки". Для подготовки фейерверков и иллюминаций и обслуживания праздников Петр I основал в Петергофе специальный "иллюминационный двор". В память об этом и с целью возрождения петровских традиций в 1989 г. была создана организация "Пиротехнические дворы Петергофа". Богатый опыт мастеров прошлых столетий - в руках современных пиротехников. Они воплощают забытые пиротехнические фигуры, которые снова возвращаются в старинный парк Петергофа, где стараниями его руководителей сохраняется первозданная, неиспорченная временем краса. Так, в атмосфере заботы и доброжелательности, и создаются неповторимые по красоте спектакли, которые постоянно хочется украшать - искать новые постановочные решения, создавать красочные иллюминационные картины.

В восемнадцатом веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу - полумесяцем, порох - вертикальной палочкой, перечеркнутой двумя горизонтальными линиями. Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника генерала Гордона, Петр "на маслянице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года... с пушечною пальбою.., при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масляницу". В феврале 1699 года, после казни стрельцов, был "пущен для увеселения потешный огонь серного состава... Иностранные представители... могли любоваться зрелищем искусственного огня".

В 1702 году в Москве по случаю первой победы над шведами был пущен "фейерверк и огни разные, и изрядные символы" И в тот же год в Москве был показан грандиозный фейерверк по случаю взятия Нотебурга (так назывался Шлиссельбург). В Архиве древних актов есть следующее описание большого фейерверка, сочиненного в Москве 1 января 1710 года по случаю Полтавской битвы: "Гора каменная, изъявляющая Шведское государство, Леф, выходящий из оной горы, явълял армею шведскую., столб с короною, являющей Государство Российское, к которому лев приблизился, потом явился орел для защищения оного столба, изъявляющей армею российскую, и оного льва перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом". В 1772 году в Царском селе явилась вдруг "страшная огнедышащая гора, с текущею в нее огненной рекою". А в 1775 году на Ходынке в Москве по случаю заключенного с Турцией мира дано огненное представление - в его первом действии была представлена "Спокойная Россия", во втором - "Обеспокоенная Россия", в третьем - "Торжествующая Россия" и, наконец, в четвертом - "Утешная Россия". Затем был выстроен "великолепный и разновидный павильон", составленный из 42 тысяч ракет! Этот фейерверк изобрел уже упомянутый оберфейерверкер Мартынов, а исполнил его помощник Немов. Петр I заложил традицию огненных потех в России, все последующие века развивали ее.

Фейерверкеры.

Постучалось ночь в окошко сумеркам своим,

А по небу словно кошка, растянулись огоньки.

Желтым, красным, синим, белым

Разноцветным конфетти,

Фейерверк царит на небе, золотом сорит.

Вмиг он купол свой откроит,

Вспыхнет пестренький цветок,

И мгновенно рассыпаясь

Превращается в песок

Использованная литература.

1. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом. М., 1899. С. 257.

2. Васильев В. Б. Старинные фейерверки. Л., 1960. С. 6.

3. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988. С. 168.

4. Энциклопедия для детей Аванта +. Том 14.Техника.-1999 г. Стр.484-487.

Фейерверк

Основными составными частями фейерверков являются:

  • корпус (из картона, бумаги, алюминия, пластмасс)
  • заряды (вышибные, воспламенительно-разрывные и звуковые) из дымных порохов, бездымных порохов и пиротехнических составов типа фотосмесей
  • пироэлементы в виде звёздочек, факелов, таблеток из световых, дымовых и звуковых пиротехнических составов
  • средства воспламенения - огнепроводный шнур, электровоспламенители

При горении пиротехнические составы могут развивать высокую температуру (до 3000 °C).

Ещё в древние времена придавали огню большое значение. Его использовали и как средство коммуникации, и как предупреждение об опасности, и для оформления различных ритуалов, священнодействий. У многих народов существуют традиции, связанные с использованием костров (в России - это Масленица , праздник Ивана Купалы), свечей, факелов и т. п. Это были прообразы первых фейерверков.

Существует предположение, что первыми фейерверками были куски зелёного бамбука, который взрывался, когда его бросали в костёр. Взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали злых духов на все праздники, пока не изобрели порох. В поиске эликсира бессмертия даосские учёные смешали селитру, древесный уголь и серу, получив чёрный порошок, который горел медленно, но очень устойчиво и ярко.

Новый год при правлении императора Ю-Суна отметили по-новому: засыпая чёрный порошок в стебли бамбука и закидывая тысячи таких изделий в костёр под слова императора: «Пусть ночь превратится в день!» Потом огненные зрелища были объявлены частью религиозной церемонии, и на них ввели государственную монополию. Применять порох разрешалось только специально обученным монахам. Это были первые пиротехники.

Ключевую роль в распространении фейерверка сыграл Марко Поло, который после долгих странствий привёз порох из Китая.

Уже к XV веку каждая европейская страна имела свои традиции фейерверка. В Италии и Германии даже формировались пиротехнические школы.

В начале XIX века развитие фейерверка вступило в новую стадию. Теперь пиротехники задумались не только над технической стороной, но и над варьированием цветов фейерверка. Палитра значительно расширилась, также появились новые спецэффекты.

В России первый фейерверк был устроен в городе Устюг в 1674 году. При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. В царствование Анны Иоанновны , Елизаветы Петровны , Петра III и Екатерины Великой многие торжества сопровождались фейерверками и иллюминацией с постановкой аллегорических композиций. Автором этих затей был Якоб Штелин . Так одним из самых грандиозных стал фейерверк в честь годовщины восшествия на престол Екатерины II 28 июня 1763 года . На Неве перед Летним садом , согласно общему замыслу Штелина, была построена временная деревянная галерея для императрицы. Примерный чертёж сооружений был прислан И. И. Бецким , а сооружал строения Ю. М. Фельтен . Последний фейерверк в дореволюционной России был в августе 1915 года в честь взятия русскими войсками Перемышля. Возрождаться у нас фейерверки стали со времён Великой Отечественной Войны.

И только в последние годы фейерверки в России интенсивно развиваются. Сейчас они включают в себя не только так называемые «бомбы», но и различные фонтаны, горящие надписи/логотипы, статические и динамические фигуры, дневные фейерверки и спецэффекты для помещений. Ассортимент на данный момент настолько широк, что без помощи специалиста сложно сориентироваться во всем его многообразии.

Не путать с салютом

Не следует смешивать понятия «салют» и «фейерверк» и называть фейерверк «салютом». Салют - это торжественная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий и/или стрелкового оружия. Салют - это традиция военных парадов, например, известна традиция «салюта наций» при прибытии военного корабля с мирными намерениями в иностранный порт или во время официального визита высокопоставленных иностранных гостей; отличительная особенность - однообразие пиротехнических эффектов. Артиллерийские орудия, из которых производится салют, как правило, оборудуются специальными глушителями.

Техника безопасности

  1. Приобретение . При покупке фейерверочных изделий необходимо убедиться, что упаковка не повреждена, инструкция на упаковке составлена на языке страны, в которой продается изделие, продавец имеет сертификаты соответствия и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы МОЗ, проверить срок годности.
  2. Транспортировка и хранение . При транспортировке следует исключить встряхивание, переворачивание и падение фейерверочных изделий. Хранить изделия в сухих, теплых помещениях (до 30С), недоступных для детей.
  3. Эксплуатация . На упаковке изделия в инструкции по применению указаны радиус безопасной зоны и другие условия использования изделия. Как правило, это должна быть ровная площадка, свободная от домов, деревьев и линий электропередач, радиусом не менее 100 м. Во избежание опрокидывания следует укрепить изделие песком, снегом или кирпичами и убедиться, что изделие размещено строго вертикально. Поджечь фитиль вытянутой рукой, не наклоняясь над изделием. После поджога фитиля следует немедленно удалиться на безопасное расстояние. В последнее время, перед новогодними праздниками, объявляют расположение специально отведенных мест массового для запуска фейерверков.
  4. Если не сработало . Если фитиль догорел, но фейерверочное изделие не сработало, необходимо выждать 15 минут, затем утилизировать изделие в воде.

Детям до 16 лет по Российскому законодательству фейерверки не продаются, и им использовать их категорически запрещается.

Фотогалерея

См. также

  • Шутиха
  • Батарея салютов

Литература

  • Е. Сариева. Фейерверки в России XVIII века // Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории. - СПб.: 2000. С. 88-98
  • Чудес фейерверков. Kazuma Saeki// Наука фейерверков,SOFTBANK Creative Corp.、2011.7. ISBN978-4-7973-6450-7

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Современная энциклопедия - ФЕЙЕРВЕРК, а, муж. Во время торжеств, празднеств: высоко взлетающие из ракеты (в 1 знач.) декоративные огни. Устроить ф. Рассыпаться фейерверком (также перен.: ярко, в разные стороны). Ф. слов (перен.: об излишнем многословии). | прил.… … Толковый словарь Ожегова

Муж., нем. потешные огни; фейерверочный, к сему относящийся. Фейерверкер, кто делает потешные огни; | артиллерийский унтер; фейерверкерский, к ним относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- «ФЕЙЕРВЕРК» (Hana bi), Япония, 1997, 99 мин. Драма. У бывшего полицейского Ниши жена больна раком. Она должна умереть, и врач сказал, что ее лучше забрать из больницы. Стараясь скрасить последние дни своей жены, Ниши занимает у якудза деньги под… … Энциклопедия кино

Фейерверк - (нем. feuerwerk, feuer огонь и werk дело, работа) цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических составов, содержащих соли металлов, окрашивающих пламя в разные цвета...

Что такое Новый год? Это мишура, мандарины, оливье, елка и, конечно же, фейерверки. Взрослые и дети с одинаковым восторгом наблюдают яркие огни, вспыхивающие в небе. Сегодня мы вспомним историю появления фейерверков. Эта традиция появилась еще в 7 веке в Китае, и только спустя много столетий стала популярна во всем мире!

Современный фейерверк

Фейерверки были изобретены в Китае во время правления императорской династии Тан. Мастера пиротехнического искусства скоро стали почитаемыми в обществе: они знали, как удивить зрителей и создать невероятное шоу. Для китайцев это было особенно важно, поскольку, согласно поверьям, фейерверки прогоняли прочь злых духов и приносили удачу и счастье. Запуск фейерверка требовал особого мастерства и знаний, этому подолгу обучались и постоянно совершенствовали полученные навыки.

Китайский фейерверк, иллюстрация из сборника, изданного в 1628-1643 гг.

Гораздо позже фейерверки стали запускать исключительно ради развлечения и в знак торжественности момента. Сохранились сведения о грандиозном фейерверке 1110 года, который устроили во время военного парада для того, чтобы потешить императора Хуэй-цзун и его двор.

Английская иллюстрация китайского фейерверка, XVIII в.

Благодаря длительному изучению пиротехнических свойств пороха, китайцы одними из первых стали использовать его в военных целях. В середине XIII века арабы переняли знания, полученные у китайцев. Согласно сохранившимся записям, они были поражены «китайскими цветами» (так они называют фейерверки) и стали изучать технологию их создания.

Фейерверк на Темзе, Лондон, 1749 год


«Китайские цветы» появились в Европе в XVII веке. Это был период увлечения азиатской культурой в целом, и фейерверки – не стали исключением. Европейцы охотно перенимали ландшафтные решения для обустройства сада, с интересом знакомились с китайской литературой, музыкой, живописью. В частности, генерал-поручик Лев Измайлов, посетивший Китай с дипломатической миссией, отмечал, что в этой стране запускают такие фейерверки, каких в Европе никто и представить не может.

Современный фейерверк


К 1765 году появились первые руководства с подробными описаниями технологии создания различных китайских фейерверков. Так изобретение Поднебесной покорило мир. Представить нынешний Новый год без праздничных фейерверков просто невозможно.


Принято считать, что самый первый фейерверк был изготовлен из фрагментов зеленого бамбука, которые кидали в огонь, где они благополучно и взрывались. Таким взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали всех злых духов во время различных торжеств до того времени, пока не придумали способ получения пороха. Благодаря этому, сейчас существует огромное количество всевозможных наземных и летающих фейерверков, петарды, бенгальские и римские свечи, дневные фейерверки и даже фейерверки для помещений!

О религиозных истоках праздника с фейерверком

В понимании современного человека, фейерверк предстает в виде особых декоративных огней, имеющих различные формы и цвета, которые получаются путем сжигания пиротехнических составов. Само же слово «фейерверк» имеет немецкое происхождение и расшифровывается, как «работающий огонь». Точно известно, что много лет тому назад древние люди использовали огонь не только как средство предупреждения об опасности, но и для оформления всевозможных ритуалов. В истории практически всех религий есть традиции, связанные с разжиганием костров, свечей, лампад на алтарях и даже с иллюминационными феериями, которые, по сути, являлись самыми первыми прообразами теперешней пиротехники. Буквально каждому такому празднику люди придавали поистине особенное значение, именно поэтому они и старались продумывать каждый нюанс использования пиротехники. В настоящее время, конечно же, люди перестали придавать фейерверкам такой особый смысл, какой был раньше. Теперь залпы салюта, хлопушки и свечи ассоциируются у нас исключительно с каким-нибудь торжеством, а не с таинством, как было ранее.

Фейерверк на Новый Год

Конечно же, из года в год люди стараются отмечать этот праздник фейерверками и салютами. В подавляющем большинстве случаев пиротехника используется самостоятельно, поэтому каждый человек волен сам выбирать не только продолжительность всего действа, но и его размах. Ведь вы можете устроить целый праздник с использованием хлопушек, бенгальских свечей и даже очень сложных фигур и пиротехнических декораций. Мы же предлагаем вам уникальную возможность на самом высшем уровне организовать по-настоящему не забываемое торжество с помощью высококвалифицированных специалистов.

Яркое шоу из десятков и сотен рассыпающихся по небу огненных струй и сегодня является захватывающим зрелищем, от которого не могут оторвать взгляд не только маленькие дети, но и умудренные опытом и, казалось бы, уже подрастерявшие веру в чудеса взрослые. А потому запуск фейерверка стал у нас уже давно доброй традицией, которая ярко выделяет кульминационный момент практически любого праздничного зрелища.

Поскольку салюты и фейерверки связаны с пиротехникой, которая, в свою очередь, берет начало в достижениях военного дела, многие люди ошибочно полагают, что фейерверк - это своего рода побочный продукт именно оружейного производства. На самом же деле история появления фейерверков куда более интересна и отнюдь не так военизирована, как о ней думают.

Кто придумал фейерверк?

Идея фейерверка, как и многие гениальные изобретения, обнаружилась совершенно случайно и принадлежит она некоему кулинару, имя которого, к сожалению, история не сохранила. Однажды, занимаясь своим обычным делом, приготовлением пищи, он решил, что огонь в печи недостаточно яркий и дабы он обрел новое дыхание, бросил в печурку несколько бамбуковых палочек и вскоре не на шутку испугался, поскольку палочки начали трескаться и «взрываться» с громким звуком.

Между тем китайцы, будучи людьми мудрыми, быстро приспособили это свойство зеленого бамбука к собственным религиозным нуждам. Впоследствии «взрывать» бамбуковые трубочки стало неотъемлемой частью ритуальных действий. Жители Поднебесной полагали, что громкий неожиданный звук способен отпугнуть злых духов от дома и семьи.

Порох для развлечения, а не для войны!

Изобретение пороха совершило настоящую революцию в стратегии и тактике ведения войн и стало началом так называемой «дистанционной» войны, когда, чтобы поразить противника, уже не было нужды подходить близко. Появились ружья и пистолеты, заряжаемые порохом, и, конечно же, пушки. Именно поэтому порох наравне с разработками ядерной физики считается хоть и безусловно важным, но неоднозначным с морально-нравственной точки зрения изобретением, ведь его открытие облегчило и увеличило возможности для убийства.

На самом же деле порох, представляющий собой смесь, селитры, древесного угля и серы, был изобретен также случайно, когда китайские монахи проводили эксперименты с различными веществами дабы открыть источник вечной жизни. С вечной жизнью не получилось, но открытие это положило начало не только уже упомянутой революции оружейного дела, но и истории красочных пиротехнических шоу, которые радуют человечество вот уже многие века.

В какой-то момент трескающиеся трубочки зеленого бамбука было решено объединить со «взрывчатым порошком», попросту насыпав последний в полости трубочек. Так на свет появился первый фейерверк, который является прародителем и сегодняшних достижений современной пиротехники.

Некоторое время его использовали в частных ритуалах, чтобы не позволить злым духам приблизиться к дому. Но изменил все опять же, его величество случай. В девятом веке нашей эры на Китай обрушились стихийные бедствия, погубившие урожай и оставившие народ голодным. Полагая, что все это происки нечистых сил, сегун империи решил провести массовый ритуал по изгнанию черных сил, и в один из вечеров в небо взвилось несколько тысяч фейерверков одновременно. Ночное небо осветилось яркими огнями и, казалось, что на несколько мгновений ночь отступила. Это зрелище настолько поразило воображение императора, что он повелел запускать фейерверки регулярно.

Но развитие технологии на этом не остановилось. Желая сделать световое шоу еще более ярким, изобретательные китайцы начали добавлять в состав различные соли. Так появились разноцветные фейерверки. Со временем бамбуковая палочка трансформировалась в корпус из плотной бумаги. Изменился и способ поджига. Теперь уже не было никакой нужды бросать фейерверк в горящий огонь. Вместо этого к корпусу приделывался фитиль, пропитанный горючим составом и, чтобы достичь желаемого результата, было достаточно просто его поджечь. В этом виде фейерверки начали распространяться по миру, и даже сейчас принцип их работы остался с тех давних пор практически неизменным.