Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. Это же относится к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить этот метод. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий, Н. Н. Ланге организовал их в Новороссийском университете. В Московском университете лабораторную работу вел А А. Токарский, в Юрьевском - В. В. Чиж, в Харьковском - П. И. Ковалевский, в Казанском - В. М. Бехтерев.

В 1893 г. Бехтерев из Казани переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Восприняв сеченовские идеи и концепцию передовых русских философов о целостности человека как существа природного и духовного, он искал пути комплексного изучения деятельности человеческого мозга.

Пути достижения комплексности виделись ему в объединении различных наук (морфологии, гистологии, патологии, эмбриологии нервной системы, психофизиологии, психиатрии и др.). Он сам вел исследования во всех этих областях.

Будучи блестящим организатором, он возглавил многие коллективы, создал ряд журналов, где публиковались статьи также и по экспериментальной психологии.

В лаборатории психологии ведал врач по образованию А. Ф. Лазурский (1874-1917). Он разработал характерологию как учение об индивидуальных различиях.

Объясняя их, он выделил две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности и экзосферу, понимаемую как систему отношений личности к окружающему миру. На этой базе он построил систему классификации личностей. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила его выступить с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.

Было построено исследовательское и учебное заведение, равного которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах не было.

Челпанов приложил немало усилий для обучения экспериментальным методам будущих научных работников в области психологии. Позитивной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Челпанова исследований.

При организации эксперимента Челпанов продолжал отстаивать как единственно допустимую в психологии такую разновидность эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за своими собственными состояниями сознания.

Решающее отличие психологии от остальных наук усматривалось в ее субъективном методе.

Важным отличием сложившегося в России учения являлось утверждение принципа активности поведения. Резко обострился интерес к вопросу о том, каким образом, не отступая от детерминистской трактовки человека, объяснить его способность занимать активную позицию в мире, а не только быть зависимым от внешних стимулов.

Зарождается представление о том, что избирательный характер реакций на внешнее воздействие, сосредоточенность на нем имеют основание не в имматериальной силе воли, а в особых свойствах центральной нервной системы, доступных, как и все другие ее свойства, объективному познанию и экспериментальному анализу.

К сходным представлениям об активной установке организма по отношению к окружающей среде пришли независимо друг от друга три выдающихся русских исследователя - Павлов, Бехтерев и Ухтомский. Они занимались нейрофизиологией и исходили из рефлекторной концепции, но обогатили ее важными идеями. В функциях нервной системы был выделен особый рефлекс. Бехтерев назвал его рефлексом сосредоточения. Павлов назвал его ориентировочным, установочным рефлексом.

Этот вновь выделенный вид рефлексов отличался от условных тем, что, будучи ответом на внешнее раздражение, в виде комплексной мышечной реакции организма, он обеспечивал сосредоточенность организма на объекте и его лучшее восприятие.

Экспериментальная психология - сравнительно молодая наука. Ее зарождение было подготовлено широко развернувшимся в середине XIX в. изучением элементарных психических функций, сферы чувственного познания личности - ощущений и восприятий. Познание этих процессов, осуществлявшееся в основном методом интроспекции, показало невозможность получения достоверных данных, трудность их интерпретации и привело к необходимости поиска других, более эффективных методов исследования, подготовив, таким образом, базу для возникновения экспериментальной психологии. Выделение экспериментальной психологии в самостоятельную область психологических знаний, отличную от философии и физиологии, приурочено ко второй половине XIX в., когда под руководством выдающегося немецкого психолога В.Вундта (1832-1920) была создана первая в мире психологическая лаборатория, оснащенная техническими устройствами и приборами. Их применение знаменовало переход от качественного, описательного исследования психики к более точному, количественному ее изучению, переход от метода интроспекции как основного метода психологического исследования к широкому внедрению в практику психологических исследований экспериментального метода . К этому времени относится открытие основного психофизического закона (закон Вебера-Фехнера), давшего возможность установления связи между физическими и психологическими явлениями. Основной психофизический закон показал возможность количественного измерения психических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал. С этого времени основным объектом измерения стали ощущения человека и животных (Э.Торндайк и др.), их изучение продолжалось до конца XIX в. Крупный вклад в развитие экспериментальной психологии внес В.М.Бехтерев (1857-1927) - русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог, основавший первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем первый в мире Психоневрологический институт по комплексному изучению чело
века. Его работа “Общие основы рефлексологии человека” (1917) получила всемирное признание.
В конце XIX - начале XX в. экспериментальная психология начинает играть все большую роль в изучении психики человека. Экспериментальный метод стал при меняться в изучении не только общих закономерностей протекания психических процессов, свойств и состояний человека, но и индивидуальных различий чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций (Ф.Гальтон, Д.Кеттелл). Таким образом, в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление - дифференциальная психология, предметом которой являются индивидуальные различия между людьми и их группами .
На это же время приходится и развитие тех областей теории вероятности и математической статистики, которые легли в основу количественной обработки экспериментальных данных. Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся психологом Ф.Гальтоном. В 1884 г. он основал Антропологическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях, ему принадлежит заслуга применения в психологии метода корреляции. Ф.Гальтон привлек к сотрудничеству таких ученых-математиков, как К.Пирсон, изобретший дисперсионный анализ, и Р.Фишер, применивший в написанной им работе “Общий интеллект, объективно определенный и измеренный” (1904) факторный анализ к оценке уровня интеллектуального развития личности.
С появлением количественных методов обработки данных экспериментальный метод стал основой психодиагностики. Один из первых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905-1907 гг. французский ученый А.Вине. В дальнейшем этот тест А.Вине усовершенствовал вместе с Т.Симоном.
Во второй половине 1920-х гг. стали появляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты (Г.Айзенк, Р.Кеттелл), вошли в практику тесты, связанные с социально-психологическими исследованиями: социометрический тест, созданный аме
риканским психологом Д.Морено, множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов - учеников и последователей К.Левина.
На 1950-1960-е гг. XX в. приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Эти годы стали годами наибольшей психометрической активности ученых-психологов. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психологических знаний . Создано множество психодиагностических методик, число которых продолжает увеличиваться быстрыми темпами. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также компьютерные средства .
Таким образом, экспериментальный метод стал надежным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций в психологической науке. В результате психология довольно быстро обогатилась новыми более надежными теориями по сравнению с теориями, основанными на исследованиях умозрительного, интроспективного метода. Открылись широкие возможности для развития прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, инженерной, медицинской и педагогической психологии . Благодаря экспериментальному методу исследования современная психология стала не только достоверной академической, но и практически полезной наукой.

История психологии: конспект лекций Лучинин Алексей Сергеевич

7. Развитие экспериментальной психологии

Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. Это же относится к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить этот метод. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий, Н. Н. Ланге организовал их в Новороссийском университете. В Московском университете лабораторную работу вел А А. Токарский, в Юрьевском – В. В. Чиж, в Харьковском – П. И. Ковалевский, в Казанском – В. М. Бехтерев.

В 1893 г. Бехтерев из Казани переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Восприняв сеченовские идеи и концепцию передовых русских философов о целостности человека как существа природного и духовного, он искал пути комплексного изучения деятельности человеческого мозга.

Пути достижения комплексности виделись ему в объединении различных наук (морфологии, гистологии, патологии, эмбриологии нервной системы, психофизиологии, психиатрии и др.). Он сам вел исследования во всех этих областях.

Будучи блестящим организатором, он возглавил многие коллективы, создал ряд журналов, где публиковались статьи также и по экспериментальной психологии.

В лаборатории психологии ведал врач по образованию А. Ф. Лазурский (1874–1917). Он разработал характерологию как учение об индивидуальных различиях.

Объясняя их, он выделил две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности и экзосферу, понимаемую как систему отношений личности к окружающему миру. На этой базе он построил систему классификации личностей. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила его выступить с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.

Главным же центром разработки проблем экспериментальной психологии стал созданный в Москве Челпановым Институт экспериментальной психологии.

Было построено исследовательское и учебное заведение, равного которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах не было.

Челпанов приложил немало усилий для обучения экспериментальным методам будущих научных работников в области психологии. Позитивной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Челпанова исследований.

При организации эксперимента Челпанов продолжал отстаивать как единственно допустимую в психологии такую разновидность эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за своими собственными состояниями сознания.

Решающее отличие психологии от остальных наук усматривалось в ее субъективном методе.

Важным отличием сложившегося в России учения являлось утверждение принципа активности поведения. Резко обострился интерес к вопросу о том, каким образом, не отступая от детерминистской трактовки человека, объяснить его способность занимать активную позицию в мире, а не только быть зависимым от внешних стимулов.

Зарождается представление о том, что избирательный характер реакций на внешнее воздействие, сосредоточенность на нем имеют основание не в имматериальной силе воли, а в особых свойствах центральной нервной системы, доступных, как и все другие ее свойства, объективному познанию и экспериментальному анализу.

К сходным представлениям об активной установке организма по отношению к окружающей среде пришли независимо друг от друга три выдающихся русских исследователя – Павлов, Бехтерев и Ухтомский. Они занимались нейрофизиологией и исходили из рефлекторной концепции, но обогатили ее важными идеями. В функциях нервной системы был выделен особый рефлекс. Бехтерев назвал его рефлексом сосредоточения. Павлов назвал его ориентировочным, установочным рефлексом.

Этот вновь выделенный вид рефлексов отличался от условных тем, что, будучи ответом на внешнее раздражение, в виде комплексной мышечной реакции организма, он обеспечивал сосредоточенность организма на объекте и его лучшее восприятие.

Из книги Воспоминания о академике Е. К. Федорове. «Этапы большого пути» автора Барабанщиков Ю.

Создание Института экспериментальной метеорологии (ИЭМ) С большой долей вероятности можно утверждать, что Е.К. Фёдоров уже к середине 1966 года решил, что научный и научно-технический потенциал филиала ИПГ в г. Обнинске достиг уровня, достаточного для преобразования его в

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Изменения в психологии И в Российской империи, и в СССР историю писали так, что получалось: Мамай и Тохтамыш – одно и то же. Тогда и нашествие Тохтамыша выглядело вполне логично, – эдакий мститель за Мамая. А было ведь совершенно не так…Начать стоит с того, что Тохтамыш

Из книги История войн и военного искусства автора Меринг Франц

Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

Границы экспериментальной науки Этот критицизм лежит в основе логических и научных трудов представителей Мертоновского колледжа - Уильяма Хейтсбери и Ричарда Свайнсхеда (продолжателей Гроссетеста и Роджера Бэкона), а также парижских мэтров - Николая из Отрекура, Жана

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации автора Горелик Геннадий Ефимович

Из книги Невидимая битва автора Мальцев Сергей

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Предтеча психологии Значительный интерес для истории науки представляют работы Ибн Сины по вопросам психологии, которой он занимался в связи со своими медицинскими и философскими исследованиями. Психологические взгляды его отражены в энциклопедическом сочинении

Из книги Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850 автора Голдстоун Джек

Век изобретательства: от механизированной экспериментальной науки к механизированной промышленности, 1700–1800 гг. Как оказалось, открытия Ньютона и экспериментальная программа Королевского научного общества были как раз тем, что требовалось для запуска промышленной

Из книги Новая Хронология Фоменко-Носовского за 15 минут автора Молот Степан

1.10. И ещё раз о психологии. Мы ещё раз выражаем своё понимание того, насколько трудно для читателя будет поверить во всё вышесказанное. Кто-то примет эту гипотезу за шутку, кто-то за сумасшедшую теорию, кто-то за розыгрыш, поскольку всё это выглядит невероятно. Кто-то

Из книги Новая Хронология Носовского-Фоменко за 1 час автора Молот Степан

2.18. Ещё раз о психологии. Изложив этот материал, мы ещё раз выражаем своё понимание того, насколько трудно для вас будет поверить во всё вышесказанное. Кто-то примет всё это за шутку, кто-то за сумасшедшую теорию, кто-то за розыгрыш, поскольку это выглядит невероятно. Кто-то

автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Развитие психологии в эпоху Возрождения Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название эпохи Возрождения.Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от «средневековых варваров».Эпоху Возрождения часто называют

Из книги История психологии: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

ЛЕКЦИЯ № 5. Развитие психологии в эпоху просвещения

Из книги История психологии: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

1. Англия. Развитие ассоциативной психологии К числу замечательных и ярких фигур в истории философско-психологической мысли в Англии в XVIII столетии относят Давида Гартли (1705–1757) и Джозефа Пристли.Гартли своими взглядами начинает ассоциативное направление в английской

Из книги История психологии: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Германия. Развитие немецкой психологии в XVIII–XIX вв После Лейбница в немецкую психологию начинают проникать эмпирические тенденции. Они стали особенно заметны в работах X. Вольфа (1679–1754). В психологии Вольф известен разделением психологии на эмпирическую и

Из книги История психологии: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

1. Кризис психологии Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений, тем стремительнее росла неудовлетворенность версий о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом – интроспекция. Это

Психология стала полноправной наукой после внедрения в неё экспериментов.
В России первые психологические эксперименты начали проводиться в конце 19-го века в следующих лабораториях:
- в Новороссийском университете (Н. Н. Ланге),
- в Московском университете (А. А. Токарский),
- в Юрьевском университете (В. В. Чиж),
- в Харьковском университете (П. И. Ковалевский),
- в Казанском университете (В. М. Бехтерев).
В 1893 г. Бехтерев из Казани переехал в Петербург, где занял кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Бехтерев искал пути комплексного и объективного изучения человеческого мозга. На него большое влияние оказали идеи Сеченова и передовых русских философов о целостности человека как существа природного и духовного. Бехтерев стремился объединить различные науки (сам при этом вёл исследования во всех указанных областях):
- морфологию нервной системы (НС),
- гистологию НС,
- патологию НС,
- эмбриологию НС,
- психофизиологию,
- психиатрию и др.
В одной из созданных Бехтеревым лабораторий психологии работал А. Ф. Лазурский (1874–1917), который, опираясь на эксперименты, разработал характерологию как учение об индивидуальных различиях. Эти различия, по Лазурскому, объясняются двумя кругами причин: эндопсихическим (прирождённая основа личности) и экзосферой (система отношений личности к окружающему миру). Лазурский разработал одну из первых экспериментально обоснованных систему классификации личностей.
Лазурский предлагал не останавливаться лишь на лабораторно-экспериментальных методах. Он разработал план естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Естественный эксперимент позволяет изучать не отдельные функции, а личность в целом.
Главным центром экспериментальной психологии в России скоро стал созданный в Москве Челпановым Институт экспериментальной психологии. Было построено исследовательское и учебное заведение, равного которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах не было. Челпанов занялся обучением экспериментальным методам будущих научных работников в области психологии. Высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Челпанова исследований оказала сильнейшее влияние на развитие всей отечественной психологии. Однако, продолжая идеи интроспекции, Челпанов отстаивал как единственно допустимую в психологии разновидность эксперимента, при которой испытуемый занимается самонаблюдением.
В целом экспериментальная психология в СССР, в отличие от западных школ, особенно бихевиоризма, отличалась большей ориентированностью на системное рассмотрение психики человека, утверждение принципа активности поведения, ключевого влияния сознательной деятельности.


Экспериментальная психология Направление в общей психологии, занимающееся разработкой теории психологического эксперимента, новых экспериментальных методов, а также нахождением общепсихологических закономерностей, экспериментальных фактов.

59. Предмет и задачи экспериментальной психологии .
Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.
По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.
Экспериментальная психология – это не отдельная наука, это область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальная психология отвечает на вопрос – «как сделать эксперимент в психологии научным?».
1) Под экспериментальной психологией (Вундт и Стивенсон) понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения психических процессов, личностных свойств и поведения человека. Она противопоставляется философским вопросам и интроспекции (самонаблюдению).
2) Экспериментальная психология – система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Как правило, так трактуется экспериментальная психология в американской школе.
3) Европейская школа под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента.
Таким образом, экспериментальная психология – это научная дисциплина, занимающаяся проблемой психологического исследования в целом.
Можно выделить три основных задачи экспериментальной психологии в психологическом исследовании:
1. Выработка адекватных методов обследования, соответствующих предмету исследования.
2. Разработка принципов организации экспериментального исследования: планирование, проведение и интерпретация.
3. Выработка научных методов психологических измерений. Применение математических методов.

60. Экспериментальный метод в психологии
Эксперимент – это метод проверки гипотез путем варьирования независимой переменной и регистрацией зависимой переменной.
Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:
Возможность выбрать момент начала события. Возможность в любое время вызвать интересующие процессы.
Повторяемость изучаемого события. Возможность организации повторяемости изучаемого процесса.
Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными. Экспериментатор всегда может добиться изменения результатов, меняя параметры.
Возражения против эксперимента:
Считается, что эксперимент – очень механическая вещь.
В эксперименте можно исследовать только простейшие процессы.
В эксперименте присутствует лабораторный эффект (человек в эксперименте ведет себя не так как в жизни).
Роберт Вудвортс, опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии, определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного - независимой переменной. В эксперименте должна быть только одна независимая переменная.
В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная - реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула. Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом, окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:
Выделяют следующие этапы проведения эксперимента:
Планирование эксперимента, подготовка опыта (создание и апробация измерительной аппаратуры, оборудование места).
Инструкция. Должна вырабатывать у испытуемых хорошее отношение к исследованию, мотивировать их на участие в эксперименте. В то же время она не должна говорить точно о тех факторах, которые будут исследоваться.
Фаза стимуляции. Влияние независимых переменных.
Стадия регистрации данных. Создается матрица сырых данных. Если в эксперименте используется наблюдение, важно чтобы наблюдателей было больше. Автор эксперимента обычно в регистрации данных не участвует.
Табулирование первичных данных.
Классификация экспериментов:
1. Констатирующий (пилотажный) эксперимент. Цель – уточнение, проверка предварительно неоформившихся гипотез. Берется маленькая группа, и на этой группе пробуем свою идею (действует она или нет).
2. Причинно-следственный эксперимент. Цель – установление и открытие причинно-следственных связей между независимой и зависимой переменными.
3. Критический эксперимент. Проводится в случае, если получили столкновение результатов. Цель – установить какие факторы вызывают появление сталкивающих результатов. Найти, где произошла ошибка. Выбирается явление, которое противоречит психологической данности и анализируется, почему это так. Цель – выявить факторы, которые дополнительно влияют на независимую переменную.
4. Психометрический (тестовый) эксперимент. Это методы, использующие шкалирование или измерение.
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на
те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
Методы контроля:
1. Метод исключения (если известен определенный признак – дополнительная переменная, то его можно исключить). / Исключение людей, любящих вино.
2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя). / Нельзя было избежать воздействия 1-ой и 2-ой рюмки.
3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т.п. / Выявление профессионального выгорания – проверяются влияющие факторы в разных профессиях.

От уровня теоретических представлений о предмете психологии следует отличать уровень конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадает все более широкий круг явлений. Давним, с платоновских времен, "гостем" психологии было представление об ассоциации, имевшее самые разные толкования. В одних философских системах (Декарт, Гоббс, Спиноза, Локк, Гартли) ассоциация означала связь и порядок телесных впечатлений, появление одного из которых по закону природы вызывает смежные с ним; в других (Беркли, Юм, Томас Браун, Джеме Милль и др.)-связь ощущений во внутреннем опыте субъекта, не имеющую отношения ни к организму, ни к порядку испытанных им внешних воздействий.
С рождением экспериментальной психологии изучение ассоциаций становится ее излюбленной темой, которая разрабатывается в нескольких направлениях.
Молодая психология заимствовала свои методы у физиологии. Собственных она не имела, пока немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) не принялся за экспериментальное изучение ассоциаций. В книге "О памяти" (1885) он изложил результаты опытов, проведенных на себе с целью вывести математически точные законы сохранения и воспроизведения выученного материала. Занявшись этой проблемой, он изобрел особый объект-бессмысленные слоги (каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними, например, "мон", "нат" и т. п.). Чтобы изучить ассоциации, Эббингауз сначала отобрал раздражители, которые не вызывают никаких ассоциаций. Над списком из 2300 бессмысленных слогов он экспериментировал в течение двух лет. Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты количества слогов, времени заучивания, числа повторений, промежутка между ними, динамики забывания ("репутацию классической приобрела "кривая забывания", показывавшая, что примерно половина забытого падает на первые полчаса после заучивания) и других переменных. В результате Эббингауз получил разнообразные данные, касающиеся числа повторений, нужных для последующего воспроизведения материала разного объема, забывания различных фрагментов этого материала (начала списка слогов и его конца), эффекта сверхзаучивания (повторения списка большее число раз, чем требуется для его успешного воспроизведения) и др.
В итоге этой кропотливой работы законы ассоциации выступили в новом свете. Эббингауз не обращался за их объяснением к физиологам. Но и роль сознания его не интересовала. Ведь любой элемент сознания, будь то психический образ или акт, изначально осмыслен, а в смысловом содержании виделась помеха изучению механизмов чистой памяти. Эббингауз открывал новую главу в психологии не только потому, что первым отважился заняться экспериментальным изучением мнемонических процессов, более сложных, чем сенсорные. Его уникальный вклад определялся тем, что впервые в истории науки посредством экспериментов и количественного анализа их результатов были открыты собственно психологические закономерности,. действующие независимо от сознания, объективно. Это, в свою очередь, ставило под сомнение равенство психики и сознания, принимавшееся до этих пор за аксиому.
То, что в европейской традиции считалось процессами ассоциации, вскоре стало одним из главных направлений американской психологии "научения". Это направление привнесло в психологию объяснительные принципы учения Дарвина, утвердило новое понимание детерминации поведения целостного организма и, тем самым, всех его функций, в том числе психических. Среди новых объяснительных принципов выделялись вероятностный характер реакций как принцип естественного отбора и адаптация организма к среде с целью выживания в ней. Эти принципы образовали контуры новой детерминистской (казуальной) схемы.
Прежний механический детерминизм уступил место биологическому. На этом переломе в истории научного познания понятие ассоциации приобрело особый статус. Прежде оно означало связь идей в сознании; теперь же-связь между движениями организма и конфигурацией внешних стимулов, от приспособления к которым зависит решение жизненно важных для организма задач. Ассоциация выступала как способ приобретения новых действий научения (по принятой вскоре терминологии).
Первый крупный успех в преобразовании понятия ассоциации связан с опытами над животными (главным образом кошками) Эдуарда Торндайка (1874- 1949), использовавшего так называемые "проблемные ящики". Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство (нажав на пружину, потянув за петлю и т. п.). Животные совершали множество движений, бросались в разные стороны, царапали ящик, пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. "Пробы, ошибки и случайный успех" - такова была формула, принятая для всех типов поведения как животных, так и человека.
Торндайк объяснял свои опыты законами научения. Прежде всего-законом упражнения, по которому двигательная реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и продолжительности повторения связей. К нему присоединялся закон эффекта, гласивший, что из нескольких реакций наиболее прочно закрепляются те, которые сопровождаются чувством удовлетворения.
Торндайк предполагал, что связям между движением и ситуацией соответствуют связи в нервной системе (т. е. физиологический механизм), которые закрепляются благодаря чувству (т. е. объективному состоянию). Но ни физиологические, ни психологические компоненты ничего не добавляли к нарисованной Торндайком независимо от них "кривой научения", где на абсциссе отмечались повторные пробы, а на оси ординат-затраченное время (в минутах).
Главный труд Торндайка назывался "Интеллект животных. Исследование ассоциативных процессов у животных" (1898). Уже из этого названия следовало, что ассоциации - суть интеллектуальные, стало быть, смысловые процессы. Вся прежняя психология считала смыслы неотъемлемым атрибутом сознания; теперь же они становились атрибутом телесного поведения.
До Торндайка считалось, что интеллектуальные процессы определяются идеями, мыслями, умственными операциями (как актами сознания). У Торндайка же они выступили в виде независимых от сознания двигательных реакций организма. В прежние времена эти реакции относились к разряду рефлексов-машинальных стандартных ответов на внешнее раздражение, предопределенных самим устройством нервной системы. Согласно Торндайку, эти реакции интеллектуальны, ибо направлены на решение задачи, справиться с которой, используя наличный запас ассоциаций, нельзя. Выход состоит в выработке новых ассоциаций, новых двигательных ответов -на необычную (и потому проблемную) для субъекта ситуацию.
Традиционно упрочение ассоциаций психология относила к процессам памяти; когда же речь шла о действиях, ставших автоматическими благодаря повторению, их называли навыками. Поэтому открытия Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. Между тем сам он считал, что исследует интеллект, а стало быть, смысловую основу поведения. На вопрос "имеется ли ум у животных?" Торндайк дал положительный ответ.