Минуло уже полвека, как земляне начали осваивать космос. Однако он остаётся Великим Непознанным. Это лишний раз доказывают загадочные сюрпризы на его бескрайних просторах, свидетельства о которых не фигурируют в открытых источниках.

Рассказывают, что 26 марта 1991 года в Атлантике приводнилась спускаемая капсула с американским астронавтом Чарльзом Гибсоном, который якобы полетел в космос ещё в 1963 году.


После того как радиосвязь НАСА с ним прервалась, а его космический корабль «Джемени» исчез с орбиты, Гибсона считали погибшим при невыясненных обстоятельствах. Когда же капсулу выловили и открыли, то оказалось, что астронавт жив! Как он просуществовал 28 лет на корабле с запасом кислорода и пищи всего на полгода и куда девался с орбиты «Джемини», по сей день остаётся загадкой.

После возвращения на Землю Гибсон прошёл карантин и медицинскую реабилитацию на авиабазе Эдварде в Калифорнии. И астронавт, и «Джемини» скрупулёзно исследовались учёными и специалистами разного профиля, но это не прояснило, что с ними произошло. Поэтому представитель НАСА ограничился весьма туманным сообщением:

Физически Чарльз Гибсон чувствует себя хорошо, но он полностью дезориентирован. Он не отдаёт отчёта в своём длительном отсутствии на Земле. Психическое состояние астронавта оставляет желать лучшего, а его слова невозможно связать в одно целое. На вопрос, где он находился столько лет, Гибсон неизменно отвечает лишь нечто непонятное: «Никогда больше, ни за что!»

Как утверждают, о втором подобном случае, который произошёл с астронавтом Джоном Смитом, рассказала популярная британская газета «Сан».

В октябре 1973 года Смит отправился в космос на корабле, который был замаскирован под очередной спутник, запускаемый по заказу Пентагона якобы для изучения околоземного космического пространства. Первые трое суток полёт проходил вполне нормально, но затем дала сбой система маневрирования и ориентации корабля.

В результате астронавт оказался в зоне действия так называемых радиационных поясов, которые отрицательно воздействуют не только на живые организмы, но даже на технику. Руководство НАСА намеревалось предпринять попытки, чтобы спасти Джона, но с ним совершенно неожиданно прекратилась связь.

После случившегося в космосе в течение нескольких дней НАСА пребывало в состоянии шока. Первым опомнилось начальство и строго распорядилось всем сотрудникам под угрозой увольнения забыть о происшедшей космической трагедии, как будто бы её никогда и не было. При этом запуск корабля, пилотируемого Джоном, отметили в документации просто как неудачный, а астронавта списали как погибшего в результате несчастного случая во время тренировочного полёта.

Но история загадочного происшествия на этом не закончилась, а наоборот, получила новое и неожиданное продолжение. В конце 2000 года астроном-любитель с островов Фиджи совершенно случайно зафиксировал неизвестное космическое тело на орбите высотой 480 км и тотчас сообщил о своём открытии в НАСА. Там специалисты немедленно навели в указанный район неба радары и, порывшись в архивах, пришли к неожиданному выводу: это не что иное, как некогда пропавший корабль Смита, который возник из неоткуда.

К тому же корабль постепенно снижался, но не отвечал на радиозапросы. Тогда НАСА решило снять объект с орбиты, когда он снизится до приемлемой для этого высоты. В начале 2001. года операцию по его возвращению на Землю удалось осуществить во время очередного полёта челнока «Эндевор».

Возвращённый объект сразу же вскрыли, и, к удивлению всех присутствующих, в нём находился целый и невредимый Смит, но только в бессознательном состоянии, ибо температура внутри корабля была близка к абсолютному нулю. Когда её стали постепенно поднимать, то астронавт начал подавать явные признаки жизни. Срочно были вызваны специалисты по криогенной медицине. Они медленно, но уверенно реанимировали астронавта.

А вскоре выяснилось, что на Землю возвратился вовсе не Джон Смит, а некто, похожий на него как две капли воды. Первые подозрения возникли у медиков, которые, сверив состояние пациента с его медицинской картой, с удивлением заметили существенные расхождения. В ней, например, были зафиксированы следы перелома рёбер, полученного Джоном ещё в детстве, а у изучаемого астронавта ничего подобного не было. Хорошо также было известно, что Смит испытывал некоторые трудности с высшей математикой, а исследуемый пациент совершенно свободно извлекал кубические корни из 18-значных чисел.

Обнаружилась и физиологическая аномалия, а именно: сердце «нового» Смита оказалось смещённым в правую часть груди, чего у настоящего Джона не было. Выявились и другие странности. В частности, в личном блокноте, который выдаётся каждому астронавту перед вылетом, из 100 листов осталась лишь половина. Причём 50 страниц мнимый Джон испещрил почему-то странными мелкими символами, не похожими ни на восточные иероглифы, ни на древние идеографические письмена, ни на буквы какого-либо современного алфавита. В

результате специалисты пришли к выводу, что на Землю вернулся вовсе не Джон Смит, а прибыло некое человекообразное существо, которым заменили астронавта. Кто и зачем это сделал - неведомо. А через несколько дней бдительно охраняемый пришелец якобы бесследно исчез. Поиски его не дали никаких результатов. Впрочем, не исключено, что официальные круги США просто строжайше засекретили загадочное происшествие и изолировали его героя от общения с учёными.

Исследователи паранормальных явлений считают, что они знают разгадку обоих случаев: и первый «Джемини» с астронавтом Чарльзом Гибсоном, и второй корабль с Джоном Смитом попали в так называемый водоворот времени.

Известно, что наш мир существует во времени и пространстве. Со вторым вроде бы всё понятно. Но что значит существовать во времени, мы плохо себе представляем. Между тем это не так уж трудно: стоит только вообразить бурную реку, несущую различные предметы, в том числе смытые ею дома и людей. Можно сказать, что они существуют именно в этой реке. Так и мы существуем в потоке времени.

Но плавное течение реки времени, как и любого потока, может нарушаться. В нём иногда возникают водовороты, в которых ход времени искажается. Люди и предметы, попавшие в такие аномалии, оказываются, образно говоря, затянутыми в глубину этой реки, где течения нет, то есть время останавливается. Затем через какой-то промежуток «пленники» выбрасываются на поверхность, то есть обратно в наше время. Возможно, что при этом в их организмах происходят кардинальные психофизические изменения. Именно это и случилось с обоими астронавтами.

АНГЕЛЬСКИЕ ВИДЕНИЯ

В 1985 году, когда советская космическая программа была на подъёме, а о чрезвычайных происшествиях в космосе предпочитали не сообщать, на орбитальной станции «Салют-7» случилось непредвиденное. Шёл 155-й день полёта. Экипаж из трёх космонавтов - Олега Атькова, Владимира Соловьёва и Леонида Кизима занимался запланированными экспериментами и наблюдениями. Вот-вот должна была начаться серия медицинских опытов. Неожиданно станцию залил сверкающий оранжевый свет, ослепивший космонавтов. Это не был взрыв или пожар на самой станции. Казалось, что свет проник в неё извне, из космоса, через абсолютно непрозрачные стенки «Салюта».



К счастью, зрение вернулось почти сразу. Кинувшиеся к иллюминатору космонавты не поверили своим глазам: по ту сторону сверхпрочного стекла в оранжевом светящемся облаке отчётливо виднелись семь гигантских фигур! У них были человеческие лица и тела, но, кроме того, за спиной угадывалось нечто полупрозрачное, похожее на крылья.

Все трое космонавтов были людьми с крепкой психикой, во время подготовки прошедшими всевозможные тесты. О религиозных суевериях не могло быть и речи. Однако всем им пришла одна и та же мысль: в космосе рядом с ними летели ангелы! В течение 10 минут они сопровождали «Салют-7» на той же скорости, повторяя манёвры корабля, а затем исчезли. Пропало и оранжевое светящееся облако. Придя в себя, командир корабля Олег Атьков, космонавты Владимир Соловьёв и Леонид Кизим доложили о случившемся в ЦУП.

Там требовали подробный отчёт об увиденном. Когда с ним ознакомились руководители полёта, отчёт моментально получил гриф «секретно», а космонавтами заинтересовалась наземная команда медиков. Так что вместо медицинских экспериментов экипаж станции занялся изучением состояния собственного здоровья, как физического, так и психического. Тесты показали норму. Поэтому было принято решение считать случившееся групповой галлюцинацией вследствие переутомления за время пятимесячного полёта.

Однако произошло непредвиденное. На 167-й день полёта к первому экипажу присоединились трое коллег: Светлана Савицкая, Игорь Волк и Владимир Джанибеков. И снова орбитальная станция озарилась оранжевым светом и появились семь «ангелов». Теперь уже все шестеро космонавтов доложили, что видели «улыбающихся ангелов». Версию о групповом умопомрачении из-за переутомления можно было смело отклонить, так как второй экипаж прибыл всего за несколько дней до второго «ангельского видения».

Конечно, можно списать случившееся на человеческий фактор. Мало ли как может сказаться на психике пребывание в космосе. Однако на Западе сенсацию вызвали несколько снимков, сделанных орбитальным телескопом «Хаббл», которые вездесущие журналисты каким-то образом заполучили из американской лаборатории «Джет пропалшн». Там в обстановке строгой секретности эксперты занимались изучением загадочных аномалий, запечатленных «Хабблом». На фотографиях были отчётливо видны семь летящих ангелоподобных фигур! Установить их истинную сущность учёным пока не удалось.

Впрочем, на орбите космонавты сталкиваются не только с загадочными зрительными видениями, но и с не менее таинственными космическими голосами. Первым о загадочном феномене в октябре 1995 года сообщил космонавт-исследователь Сергей Кричевский, старший научный сотрудник Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина и Института истории естествознания и техники РАН, да к тому же кандидат технических наук и действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского.

В его докладе говорится, что «все сведения о фантастических видениях, сопровождаемых космическим голосом, - достояние весьма узкого круга лиц... Сведения о них космонавты передавали и передают исключительно друг другу, делясь информацией с теми, кому вскоре предстоит совершить полёт».

Они слышали различные звуки, в том числе воспринималась и речь других существ, и она была понятна - усваивалась тут же, без обучения. Характерным моментом при этом является то, что космонавт начинает воспринимать идущий откуда-то извне поток информации, но с прекращением действия потока всё так же неожиданно исчезает. То есть возникает ощущение, что кто-то мощный и великий снаружи передаёт некие новые и необычные для человека сведения.

Случалось, причём с весьма подробным прогнозом, и предвосхищение грядущих событий - с детальным «показом» грозящих опасных ситуаций или моментов, которые - как бы внутренним голосом - особо выделялись и комментировались. При этом слышалось: мол, всё образуется, завершится хорошо. Таким образом, заблаговременно предвосхищались наиболее сложные и опасные моменты программы полёта.
Был случай, что если бы не такое «вещее видение», космонавты могли бы погибнуть.

Поразительна и точность, детализация опасных моментов. Так, голос предсказал смертельную опасность, которая поджидала космонавтов при выходе в открытый космос. В вещем видении эта опасность была показана несколько раз и прокомментирована голосом. В реальном выходе, при работе вне станции, всё это подтвердилось абсолютно, однако космонавт был уже подготовлен и спас свою жизнь (иначе улетел бы от станции).

Нет смысла гадать, кто является разумным субъектом, вступающим в контакте космонавтами. Для этого пока нет необходимых данных. Можно лишь привести слова одного из космонавтов, который слышал чужой голос: «Космос доказал нам, что он, безусловно, разумен и куда сложнее наших представлений о нём. И ещё то, что наши знания не позволяют сегодня понять сути большинства процессов, происходящих во Вселенной».

Иван Чипурин

Кто сделал второй в мире автомобиль? Кто оказался в Америке сразу после Колумба? А может быть кто-то помнит, кого обогнал Усейн Болт? Вот и в космической гонке, как и в любой другой, вторые не запоминались.

Открыто, выходите

Астронавт Эдвард Уайт вышел в открытый космос 3 июня 1965 года. Для 60-х - очень знаковое событие. На тот момент его можно было бы сравнить с полетом Юрия Гагарина, если бы не одно но. За четыре месяца до Уайта в тогда еще "закрытый" открытый космос вышел Алексей Леонов.

Выход американского астронавта сопровождался некоторыми сложностями. Запланированный на второй виток, его пришлось перенести на третий из-за усталости и некоторого волнения после старта. Затем покинуть корабль Уайту не давал заклинивший люк. Он же доставил экипажу трудности при возвращении. Уайт пробыл в открытом космосе 20 минут - почти на восемь больше, чем Леонов. Но сколько из них он думал о том, что до него здесь уже побывали?

Космос. Начало

По сути, первым в космосе появилось радио - освоение бесконечного пространства началось с запуска искусственного спутника Земли. И говорить о том, что все последующие запуски никто не запомнил, было бы неверно, так как каждый следующий космический аппарат в чем-то был первым. Так получилось и со вторым искусственным спутником Земли. "Спутник-2" стал первым аппаратом с пассажиром на борту.

Собака Лайка стала первым живым существом в космосе. Правда она же стала и первым мертвым существом на орбите. Лайка выдержала четыре витка вокруг Земли, однако из-за ошибок в расчете площади спутника и отсутствия системы терморегуляции, температура внутри аппарата выросла до 40 градусов и собака умерла от перегрева. Сам спутник совершил 2370 витков вокруг Земли и сгорел в атмосфере через полгода после запуска.

Герман и Алан

По всем канонам, вторым космонавтом должен считаться Герман Титов. Перед ним стояли уже более широкие задачи, чем перед Юрием Гагариным. Вообще, включать Титова в текст про не успевших, не совсем честно. Он стал первым человеком, совершившим длительный космический полет, продолжавшийся более суток. То есть, он уже летел не просто отметиться.

Интереснее с точки зрения серебряных призеров выглядит полет Алана Шепарда. Он состоялся после Гагарина, но до Титова. Именно его полет в космос считается вторым, хотя в отличие от советских космонавтов Шепард не выходил на орбиту. В общем, американец, по сути, не слетал, а заглянул в космос. Ракета вывела его капсулу на баллистическую траекторию. Шепард поднялся на высоту в 186,5 километра, посмотрел на Землю из космоса и пошел на снижение. Весь полет занял чуть больше 15 минут.

Что чувствовали Шепард или Гагарин человеку, не бывавшему в космосе, понять сложно. Но вот поставить себя на место первооткрывателя и его последователя можно попробовать. Понимавший свою роль Гагарин перед стартом сказал свое знаменитое "Поехали!". Его американский коллега, знавший, что он уже не первый, сказал перед запуском: "Не облажайся, Шепард" (Don"t fuck up, Shepard).

Женщина на корабле

Несмотря на всю толерантность и политкорректность, второй женщиной в космосе после Валентины Терешковой также стала гражданка СССР. За все 19 лет между полетами Терешковой и Светланы Савицкой ни одна уважающая или не уважающая себя американка так и не побывала на орбите.

Вторая женщина-космонавт отправилась в экспедицию в составе экипажа "Союз Т-7" вместе с Леонидом Поповым и Александром Серебровым. Это был полет с пересадками. "Союз Т-7" Савицкой пристыковался к станции "Салют-7", где уже находились Анатолий Березовой и Валентин Лебедев со своим кораблем "Союз Т-5". Спустя почти восемь суток совместного проживания и экспериментов экипажи поменялись кораблями. Савицкая, Попов и Серебров отправились на Землю на "Союзе Т-5". Лебедев и Березовой отправились домой лишь через четыре месяца.

Fly Me To The Moon

В какой-то момент американцам надоело быть вторыми, и в космическую гонку начали вкачиваться такие деньги, которые СССР собрать не смог. США начали лунную программу.

Как и любая франшиза с существенными финансовыми вливаниями, американская лунная программа стала масштабной, многосерийной и местами драматичной. Тут вам и шесть высадок на поверхность Луны, и почти трагический, но с благополучным исходом полет "Аполлона-13" (описать его подробно в рамках этого текста невозможно, да и кино, конечно же, уже снято). Тем не менее, при упоминании о лунной программе США все равно вспоминается первая высадка и Нил Армстронг с его маленьким шагом для человека, и большим для человечества.

Вторым высадку на Луне в 1969 году совершил экипаж "Аполлона-12". Эпичные фразы для этого события закончились уже тогда, поэтому, ступая на поверхность спутника Земли, невысокий Чарльз Конрад смог только вспомнить о своем предшественнике Армстронге и его первом шаге: "Возможно, для Нила он был маленький, но для меня — большой". В целом экипаж почти полностью выполнил свою расширенную по сравнению с "Аполлоном-11" программу полета. Не удалось лишь провести два сеанса телетрансляции из-за сломавшейся камеры.

Удар по бездорожью

Когда Луна была уже затоптана астронавтскими сапогами, смысла бегать по чужим следам уже не было. СССР решил ответить двухсерийной франшизой "Луноход". Планировался и третий запуск, однако ракету-носитель стали активно использовать для вывода на орбиту спутников-связи и подбросить до Луны аппарат было некому. "Луноход-3" подарили музею "НПО имени Лавочкина", где он и находится до сих пор.

А вот второй "Луноход", который по логике этого материала, никто не должен был запомнить, установил несколько рекордов. На спутник Земли он был доставлен 15 января 1973 года, и работал до 4 июня того же года. "Луноход-2" установил рекорды по продолжительности активного существования, пройденному расстоянию (42,1-42,2 километра), скорости движения и по продолжительности активных действий.

Эпоха космических маршруток

Монополия на многоразовые аппараты принадлежала американцам. Первым многоразовым кораблем США был шаттл "Колумбия". Свой первый полет он совершил в очень символичную дату - 12 апреля 1981 года.

Второй полет шаттла состоялся 12 ноября 1981 года, и это тоже была "Колумбия". Ну, хотя бы потому, что ему надо было подтвердить статус многоразового корабля. То есть, это был первый полет в истории, когда космический аппарат использовался повторно. Полет стал самым коротким за всю историю программы Space Shuttle.

Однако в этом тексте про догоняющих невозможно не упомянуть "Буран". Да, он стартовал спустя семь лет после первого полета "Колумбии", да у него был всего один полет, но зато какой. На орбиту "Буран" вывела ракета-носитель "Энергия". Корабль сделал два витка вокруг Земли за 205 минут, а затем в автоматическом режиме совершил посадку на аэродроме "Юбилейный" космодрома Байконур. В ходе приземления произошла нештатная ситуация, которая дополнительно подчеркнула успех испытания. Получив данные о погоде автоматика "Бурана" догадалась дополнительно погасить скорость, зайдя на посадку против штормового ветра. Так советский челнок перехитрил своих создателей, появившись не с той стороны, с которой его ждали. Погубило программу "Буран" лишь отсутствие финансирования.

Летайте звездолетами Роскосмоса

Что касается туристов, то вспомнить, кто был вторым без помощи интернета оказалось действительно трудно. Причем первый - Деннис Тито - всплыл в памяти довольно быстро.

Вторым космическим туристом стал айтишник-миллионер из ЮАР Марк Шаттлуорт. Несмотря на "шаттл" в своей фамилии, на орбиту он отправился на корабле "Союз ТМ-34". Как и Тито, Шаттлуорт выполнил главное условие для полета в космос - 20 миллионов долларов. Его подготовка длилась год, в том числе семь месяцев в Звездном городке. Второй космический турист провел на борту Международной космической станции восемь дней. Он принял участие в экспериментах на борту МКС и вернулся на Землю 5 мая 2002 года.

«Совершая полеты в космосе, нельзя не выходить в космос… Космонавт должен уметь выполнять в межзвездном пространстве необходимые ремонтные и производственные работы… Это не фантазии - это необходимость. Чем больше человечество будет летать в космос, тем больше будет ощущаться эта необходимость».

Эти слова, сказанные еще в самом начале космической эры Королевым, стали поистине пророческими. За неполные пятьдесят лет «внекорабельной деятельности» десятки людей побывали в открытом космосе, а продолжительность пребывания человека за один выход возросла от нескольких минут до нескольких часов. Создание же и поддержание МКС вообще было бы невозможным без длительных выходов в космос и выполнения гигантского объема ремонтных и монтажных операций. Однако первый шаг на этом пути был сделан 18 марта 1965 года. Именно в этот день советский летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян покинул пределы космического корабля. Он пробыл в космосе всего 12 минут 9 секунд, но в деле освоения Вселенной это событие по праву заняло второе место после легендарного полета Гагарина.

Родился Алексей Архипович 30 мая 1934 года в небольшой деревеньке под названием Листвянка, расположенной в шестистах километрах севернее города Кемерово. В этом месте долгое время жил его дедушка, сосланный царским правительством после революции 1905 года, сюда же с Донбасса приехали родители Алексея - сначала матушка, а после того как закончилась Гражданская война, батюшка - Леонов Архип Алексеевич. Мать, Евдокия Минаевна, трудилась деревенской учительницей, отец, в прошлом донецкий шахтер, устроился председателем сельсовета. Алексей у них был девятым ребенком.

В 1936 году на Архипа Алексеевича был написан донос. По статье «враг народа» без суда и следствия он был отправлен в сибирский лагерь, а мать с восемью детьми (одна из сестер Леонова, Вера, умерла в младенчестве) и девятым в положении выгнали из дома с конфискацией всего имущества. Ребятишки также были отчислены из школы. Будущий космонавт рассказывал: «В это время моя старшая сестра жила в Кемерово и работала на сооружении ТЭЦ. Там же вышла замуж за паренька из Могилева - он тоже работал на стройке и учился в техникуме. У них была комнатка в бараке. В тридцатиградусный мороз муж сестры приехал за нами на розвальнях, разостлал тулуп, положил нас восьмерых и прикрыл тулупом сверху…. Так мы очутились в кемеровском бараке - одиннадцать человек в шестнадцатиметровой комнате. Парню было 22 года - простой рабочий, студент, он приютил у себя семью врага народа. Это ж, какое мужество нужно было иметь…». В 1939 году Архип Алексеевич был реабилитирован и вернулся домой. Семья Леоновых медленно стала вставать на ноги. А вскоре вышел указ о поддержки многодетных матерей. Все в том же бараке им выделили две комнаты - на шестнадцать и на восемнадцать квадратных метров.

В 1943 году Алексей Архипович отправился в начальную школу №35. Среди основных увлечений юного Алексея в то время была роспись старых русских печей, которой он научился у живших по соседству переселенцев с Украины. Однажды, уже учась в школе, Леонов увидел у своего одноклассника книжку с чёрно-белыми иллюстрациями картин Айвазовского и загорелся желанием приобрести её. Обошлась она ему очень дорого - в уплату Алексею пришлось в течение месяца отдавать выдаваемые ему каждый день в школе 50 грамм хлеба и кусочек сахара. С той поры Айвазовский стал его любимым художником.

В 1947 году семья Леоновых переехала на новое место - в город Калининград. Здесь Алексей в 1953 году окончил среднюю школу №21, получив свой аттестат зрелости. К тому времени он уже сильно увлекался летным делом, знал назубок известных авиаторов, пересмотрел все киноленты про лётчиков, самостоятельно мастерил авиамодели. По конспектам старшего брата Петра, бывшего авиационным техником, Алексей Архипович с завидным упорством изучал основы теории полетов, авиационные двигатели и конструкции самолетов. В сочетании с выдающимися спортивными достижениями это стало ключом, открывшим перед парнем двери летной школы. В августе 1953 Леонов был зачислен в десятую Военную авиашколу первоначального обучения летчиков, расположенную в городе Кременчуге (Полтавская область), которую успешно окончил в 1955 году. В связи с проявленными незаурядными способностями он был направлен на Украину в город Чугуев в высшее военное училище летчиков-истребителей. А начиная с 1957 и по 1959 годы, Алексей служил в 69-ой Воздушной армии десятой гвардейской дивизии, располагавшейся на территории Украины.

В конце лета 1959 года в дивизию Леонова приехал полковник Карпов - будущий руководитель Центра подготовки космонавтов. Он пригласил к себе на беседу нескольких летчиков, включая и Алексея Архиповича. К слову, накануне авиатор попал в серьезную аварию, случившуюся из-за отказа гидросистемы истребителя МиГ-15бис. Масло залило альтернатор, и отключилась вся группа навигационных приборов. С трудом сориентировавшись, Леонов сразу же направил самолет к аэродрому. Когда он уже пролетел дальний привод, загорелся индикатор «Пожар» и заработала сирена. Леонов знал, что в такой ситуации необходимо катапультироваться, однако на высоте в двести метров это было чистым самоубийством. Летчик шел на посадку, прекрасно осознавая то, что в любую минуту может произойти взрыв. На ближнем приводе он перекрыл подачу топлива и сел с выключенным двигателем. До полосы Алексей Архипович не дотянул около трехсот метров, однако вырулил на нее и остановился. В итоге летательный аппарат не получил никаких повреждений, а пожара, как оказалось, вовсе не было - индикация сработала, потому что масло засосало в компрессор.

На встрече полковник Карпов, не разъясняя своих намерений, поинтересовался здоровьем Леонова и его планами на будущее. Алексей Архипович отметил, что полностью здоров и думает продолжать летать. Тогда полковник предложил ему поступить в школу летчиков-испытателей. Вызов пришел 2 октября 1959, а спустя два дня Леонов уже прибыл в Сокольники в Авиационный госпиталь (ЦВНИАГ) на медкомиссию. Там он впервые увидел Юрия Гагарина: «Я зашел в палату и обнаружил, что не один - человек моих лет сидел на табуретке, голый по пояс, и читал. Больше всего поразило меня, что он читал… Хемингуэя «Старик и море». В 1959 даже из читательской элиты об этом писателе мало кто знал, а здесь летчик…. Он посмотрел на меня большими улыбающимися голубыми глазами и представился: «Старший лейтенант Юрий Гагарин». Спустя короткое время летчики стали близкими друзьями. Уже после гибели первого космонавта Леонов сказал: «Он ничем не выделялся, однако все равно пройти мимо него было нельзя - встанешь и посмотришь. Обычная речь, классический русский язык, понятный и запоминающийся. Только позднее я уразумел, какая это незаурядная личность - он схватывал все на лету, обладал удивительным системным анализом, был обязателен, трудолюбив, предан дружбе…».

В госпитале над Леоновым проводили многочисленные, зачастую изнурительные обследования. Алексей Архипович говорил: «С моей точки зрения в ходе обследования было допущено множество глупостей. Среди врачей были люди, занимающиеся научной работой и бравшие космонавтов, как материал для своих диссертаций. Из-за всякой ерунды, которая потом была отменена, мы лишились множества талантливых ребят…. Если применить старые медицинские требования к последним наборам в отряды космонавтов, то, вероятно, ни один человек не прошел бы…. После того, как я стал руководителем, многое с этими же докторами пересмотрел, ослабил требования».

Несмотря ни на что в 1960 году Леонов был принят в первый отряд космонавтов. Потянулись месяцы упорных тренировок с целью подготовки к предстоящим полетам, в ходе которых участники продолжали подвергаться различным медицинским экспериментам, зачастую неоправданно жестоким: «Маневры на центрифуге сопровождались очень большими перегрузками, достигавшими 14g. Это сумасшедшая нагрузка. На спине после таких тренировок были кровоизлияния, кровоизлияния имелись и внутри, и на мягких тканях. В общем, здоровья все это не прибавляло». Во время одного из таких испытаний Алексей Архипович был на пятнадцать суток помещен в сурдобарокамеру. Ему при помощи неизвестной пасты для электропроводимости приклеили к телу датчики. Далее со слов космонавта: «Просыпаюсь я на десятый день и вижу, что вся простыня в крови. Гляжу, а пара датчиков отвалилась и с ними лохмотья моей кожи. На местах, где они были приклеены, эпидермиса не осталось - одни мышцы, дергающиеся в ритме сердцебиения. Два месяца заживали эти места. Остальные цинковые датчики я срезал и положил на полочку, чтобы после опыта показать, кому нужно…. Но на тринадцатые сутки начал кончаться кислород, эксперимент прекратили, а меня извлекли оттуда. Когда я вернулся за датчиками в камеру, их уже там не было…. Не было вещественных доказательств. Та же публика позднее сожгла Бондаренко…».

Еще один случай произошел во время отливки ложемента кресла космонавта. В ходе этой операции Леонову пришлось голым лечь в корыто, которое затем было заполнено жидким гипсом температурой около 10 градусов. Он лежал в этой ледяной сметане, которая постепенно твердела и нагревалась. Самым важным было не упустить момент, когда гипс начинал застывать. И именно с ним этот момент прозевали: «И стали меня выковыривать. А тут каждый волос - якорь. Никак не выходит, тогда рванули - и в кусках гипса вместе с волосами остались ошметки кожи».

В 1963 году, после того как на орбите планеты побывало шесть одноместных кораблей типа «Восток» (включая «Восток 6» с Валентиной Терешковой), КБ, возглавляемое Королевым, приступило к проектированию нового космического корабля той же серии, но рассчитанного на три места. Одновременно с подготовкой полета (который был успешно выполнен в октябре 1964 года Комаровым, Феоктистовым и Егоровым) на основе новой конструкции «Восхода» было принято решение создать двухместный корабль, позволяющий человеку выйти в безвоздушное пространство. Место, освободившееся после демонтажа третьего кресла, использовали как площадку для одевания скафандра, а также входа в шлюзовую камеру.

К слову, изначально предполагалась провести эксперименты с животными. После разгерметизации ящика находящийся в нем и одетый в скафандр зверь должен был совершить самостоятельный выход (или же его намеревалось выдвинуть) из космического корабля с обязательным последующим возвратом для исследования. Однако от такого шага отказались. Во-первых, вставали вопросы разработки особого скафандра для животного. Во-вторых, подобный эксперимент не давал ответа на основной вопрос: способен ли именно человек двигаться и ориентироваться в такой необычной обстановке.

В результате рассмотрения различных технических решений выбор был отдан использованию шлюзовой камеры, представляющей собой небольшое пространство, изолированное со всех сторон. Космонавт, облаченный в скафандр, должен был находиться в ней, пока не выпустится весь воздух, окружающий его. После этого он сможет открыть люк, ведущий наружу. Возвращение на корабль проходило в обратном порядке - закрытая снаружи и изнутри шлюзовая камера постепенно наполнялась воздухом, после чего открывался внутренний люк, и космонавт попадал в кабину корабля. Сама шлюзовая камера была надувной, располагаясь вне корпуса летательного аппарата. Во время выхода на орбиту она помещалась под обтекателем в свернутом виде, а перед спуском на Землю ее основная часть отстреливалась, и космический корабль достигал плотных слоев атмосферы в своем обычном виде, если не считать небольшого нароста в районе входного люка. Проведенные испытания показали, что баллистика отсека при этом не пострадала.

Параллельно с изменениями космического корабля «Восход» подготовку к полету проходили два экипажа космонавтов: Павел Беляев с Алексеем Леоновым и их дублеры - Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Любопытно, что при подборе экипажа учитывались не только задачи и цели полета, его сложность и продолжительность, но и психологические, индивидуальные особенности космонавтов, представленные психологами. К экипажу корабля «Восход 2» предъявлялись особые требования по критериям слаженности и сработанности. Предполагалось, что такую сложную задачу, как выход из кабины корабля в открытый космос через шлюзовую камеру, можно было решить лишь при полном доверии, взаимопонимании и веры друг в друга. В соответствии с исследованиями специалистов-психологов, Беляев характеризовался как волевой и выдержанный человек, не паникующий даже в самых сложных ситуациях, проявляющий огромную настойчивость и логическое мышление при достижении поставленных целей. Леонов, в свою очередь, принадлежал к холерическому типу, был порывист, смел, решителен, легко развивал кипучую деятельность. Кроме того отмечался его художественный дар, способность быстрого запоминания представленных его взору картин, а затем очень точного их воспроизведения. Эти два человека, имея разные характеры, отлично дополняли друг друга, создавая, по словам психологов, «высокосовместимую группу», способную успешно выполнить поставленную перед ними задачу и составить детальный отчет обо всех проблемах и неожиданностях, связанных с пребыванием в космосе.

Для выхода в космос также был создан специальный скафандр, получивший название «Беркут». В отличие от скафандров, на которых летали на «Востоках», он имел дополнительную герметичную оболочку, повышающую общую надежность. Являясь, по сути, термосом, он состоял из слоев покрытой алюминием пластиковой пленки. Верхний комбинезон был сшит из многослойной металлизированной ткани. Скафандр сильно потяжелел - веса добавила система жизнеобеспечения, размещаемая в наспинном ранце и включающая систему вентиляции и два двухлитровых баллона с кислородом. Кроме того в шлюзовой камере на всякий случай была установлена резервная кислородная система, связываемая при помощи шланга со скафандром. Изменилась и окраска скафандра - для лучшего отражения солнечных лучей оранжевый цвет сменили на белый, а на шлеме установили светофильтр. Алексей Архипович вспоминал: «В декабре 1963 года мы побывали в опытно-конструкторском бюро Королева. Сергей Павлович встретил нас, провел в цех и показал макет «Восхода», оснащенного какой-то необычной камерой. Увидев наше удивление, он объяснил, что это шлюз для выхода в космическое пространство. Затем Сергей Павлович попросил меня надеть новый скафандр и попробовать выполнить ряд экспериментов. После двух часов работ, во время которых мне пришлось порядком потрудиться, я снова встретился с Королевым. Помню, сказал ему, что задание выполнить можно, нужно только хорошо все продумать».

Общий вес «костюма для выхода» был около 100 килограмм, однако в условиях невесомости это не играло существенной роли. Проблемы создавало давление воздуха, наполнявшего герметичную оболочку и делавшего скафандр неподатливым и жестким. Космонавтам приходилось с большими усилиями преодолевать сопротивление своего облачения. Алексей Архипович вспоминал: «Только чтобы сжать кисть руки в перчатке, необходимо было приложить усилие в 25 килограмм». В связи с этим все время подготовки к полету особое значение придавалось физической форме - космонавты выполняли ежедневные пробежки, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой. Кроме того в комплекс тренировок для более совершенного владения своим телом входили прыжки в воду, занятия на батуте, спуски на парашюте, упражнения на вращающейся «скамье Жуковского». Создавались для космонавтов и условия кратковременной настоящей невесомости - в летящем по специальной траектории самолете. Леонов рассказывал: «В огромном салоне ТУ-104 был смонтирован макет кабины «Восхода 2», имеющей шлюзовую камеру в натуральную величину. Самолет пикировал вниз, разгонялся и уходил круто вверх, выполняя «горку», во время которой наступала невесомость. «Качество» её зависело всецело от мастерства пилотов, которые, опираясь лишь на данные своих вестибулярных аппаратов, заставляли самолет лететь точно по параболе. При каждом подобном маневре невесомость продолжалась чуть больше двадцати секунд. За полтора часа полета делалось пять таких «горок», набирая в общей сложности две минуты невесомости…. Множество раз мы поднимались в воздух, шаг за шагом за эти краткие отрезки времени оттачивая все детали по входу в кабину корабля и выходу из шлюза».

Интересно, что в те годы существовало множество научных теорий о поведении человека в открытом космосе. Некоторые специалисты вполне серьезно утверждали, что космонавт неминуемо «привариться» к космическому кораблю. Подобные опасения были основаны на опытах по холодной сварке, проводимых в вакууме. Другие научные светила считали, что человек, лишившись привычной опоры, не сможет сделать ни одного движения за бортом корабля. Третьи полагали, что бескрайнее пространство крайне негативно отразится на психике космонавта…. В действительности, как космос встретит человека, не знал в точности никто, включая и Главного конструктора. Смельчаки, дерзнувшие оставить уютную поверхность земли, могли надеяться только на себя и технику, улетевшую с ними. Никаких спасательных систем еще не существовало - невозможно было ни пристыковаться, ни выбраться из одного корабля и через безвоздушное пространство перейти в другой. Королев говорил космонавтам: «Трудно будет - сами принимайте решение в зависимости от ситуации». Экипажу, в крайнем случае, было разрешено ограничиться открытием люка и выставлением руки за борт.

18 марта 1965 года после трехгодичной подготовки корабль «Восход 2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым успешно стартовал с Байконура. После выхода на орбиту, уже в конце первого витка Алексей Архипович стал готовиться к выходу в открытый космос. Беляев помог ему с ранцем системы жизнеобеспечения, а затем наполнил шлюз воздухом. Когда Леонов перешел в шлюзовую камеру, Павел Иванович закрыл за ним люк и провел разгерметизацию камеры. Оставался только последний шаг…. Мягко оттолкнувшись, Алексей Леонов «выплыл» из шлюза. Очутившись в космосе, он осторожно подвигал ногами и руками - движения выполнялись легко, и тогда он, раскинув руки в стороны, стал парить в безвоздушном пространстве, связываемый с кораблем пятиметровым фалом. Во время пролета над Волгой Павел Иванович подключил телефон в скафандре космонавта к трансляции Московского радио - в это время Левитан зачитывал сообщение ТАСС о первом выходе человека в космос. С корабля за Леоновым следила пара телевизионных камер, кроме того он сам вел киносъемку, используя портативную камеру. По этим материалам уже на Земле смонтировали фильм. Также в распоряжении космонавта имелась миниатюрный фотоаппарат серии «Аякс», способный делать снимки через пуговицу. Ее предоставили экипажу корабля «Восход 2» с разрешения председателя КГБ. Эта камера управлялась дистанционно с помощью тросика, однако из-за возникших деформаций скафандра Леонов не смог дотянуться до него.

Пять раз Алексей Архипович отлетал и возвращался к кораблю. В скафандре все это время поддерживалась «комнатная» температура, и это при том, что наружная поверхность его в тени охлаждалась до -100°, а на солнце разогревалась до +60°С. Когда Алексей Архипович увидел Енисей и Иртыш, Беляев дал команду возвращаться. Однако сделать это оказалось не так-то просто - в вакууме скафандр космонавта раздулся. Сам он так описывал произошедшее: «Давление в скафандре достигало 600 мм, снаружи 10. Такие условия смоделировать на Земле было невозможно. Не выдержала ни плотная ткань, ни ребра жесткости - скафандр так раздулся, что ноги вышли из сапог, а руки - из перчаток. Мы, конечно, предполагали, что это произойдет, но не думали, что так сильно». Возникла критическая ситуация: Леонов в таком состоянии не мог влезть в люк шлюза, а на разговоры с Землей времени уже не оставалось - запас кислорода был рассчитан на 20 минут. Беляев был в курсе всего, но ничем помочь не мог. И тогда Алексей Архипович, нарушая все инструкции, самостоятельно сбросил давление в скафандре и «вплыл» в шлюз лицом (а не ногами, как положено) вперед.

К сожалению, нештатные ситуации на этом не закончились. После возвращения космонавта на корабль, несмотря на то, что сработали датчики закрытия, крышка люка прикрылась недостаточно плотно. Из-за постоянного подтравливания воздуха из корабля, система регенерации, отрабатывая свою программу, начала нагнетать давление. Уже вскоре уровень кислорода в кабине поднялся выше критического уровня. Космонавты сделали все, что от них зависело - убрали влажность, понизили температуру до 10°С, однако так и не смогли определить причину неисправности и заработали кислородное отравление. Когда общее давление добралось до отметки 920 мм, люк стал на место. Вскоре после этого давление кислорода в кабине корабля вернулось в норму.

По плану спуск «Восхода 2» должен был осуществляться в автоматическом режиме, но перед этим было необходимо еще отсоединить камеру шлюза. Пристегнувшись, Леонов и Беляев произвели необходимые действия, однако сильный удар в момент отстрела закрутил космический корабль в двух плоскостях. Это, в свою очередь, привело к нерасчетным угловым ускорениям и выходу из строя систем ориентации и автостабилизации. В этот момент «Восход 2» находился над Австралией, и космонавты не имели связи с Центром. Посоветовавшись, они приняли решение отключить систему автоспуска и посадить корабль в ручном режиме. До этого момента в ручном режиме еще никто не приземлялся. Уже после того как космонавты начали выполнять ориентацию, связь восстановилась, и экипаж запросил разрешение на посадку в ручном режиме. Ответил им через какое-то время сам Гагарин, сказав, что разрешение дано. Любопытно, что визир, через который можно было осуществлять ориентацию, находился по отношению к сидящим космонавтам под углом в 90 градусов, вынуждая управлять космическим кораблём, повернувшись боком. Одному из космонавтов в нарушение всех инструкций пришлось развязаться, вылезти из кресла, лечь поперек кабины и, смотря в иллюминатор, объяснять другому положение Земли.

В конце концов, корабль «Восход 2» удачно приземлился в двух сотнях километров севернее Перми. В сообщении ТАСС это назвали посадкой в «запасном районе», являвшимся на самом деле глухой тайгой. Леонов рассказывал: «Почему мы очутились не в расчетной точке? Мы сами определили место посадки из соображений безопасности, все возможные отклонения смещали точку в безопасные районы. В результате при скорости 28 тысяч километров в час мы приземлились всего в 80 километрах от нами же назначенного места. По-моему, это хороший результат». Нашли космонавтов далеко не сразу, ведь как таковой, поисковой службы в те годы еще не было. Вертолеты не смогли сесть из-за высоких деревьев, теплую одежду им также сбросить не удалось. Ночь космонавты провели одни в диком заснеженном лесу: «Мы достали скафандры и спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Выбросили жесткую часть, а оставшееся, девять слоев покрытой дедероном алюминизированной фольги, надели на себя. Сверху, как две сосиски, обмотались парашютными стропами. Так и сидели всю первую ночь». На следующий день недалеко от места приземления, в мелколесье спустился десант спасателей на лыжах. Они пробились к космонавтам по глубокому снегу и вырубили лес под площадку для приземления вертолёта. Только на третий день Леонова и Беляева доставили на Байконур.

Оценку подвига, совершенного космонавтами, дал Главный конструктор: «Перед экипажем «Восхода 2» была поставлена сложнейшая, совершенно иная, нежели в предшествующих полетах, задача. От ее успешного выполнения зависело будущее космонавтики…. Полет показал, что люди могут выходить из корабля и жить в свободном космосе, работать так, как это окажется необходимо…». На государственной комиссии Алексей Архипович произнес доклад, ставший самым кратким в истории космонавтики: «В открытом космосе можно жить и работать».

В отечественной практике полет «Восхода 2» по праву считается одним из самых напряженных. На праздновании 35-летия выхода в космос выдающийся конструктор и соратник Королева Борис Черток сказал Леонову: «Ты чудом выжил! Там было все так «сыро», так непонятно…. Королев после старта ходил и повторял: «Куда же я их отправил!». Так что - поздравляю тебя!». К слову, американцы также планировали выход человека в космическое пространство и намеревались осуществить это первыми. Выход же советского космонавта в космос правительство США расценило как очередной вызов и активизировало все свои усилия. Информацию о готовящемся полете NASA обнародовало 25 мая 1965 года, и уже 3 июня стартовал «Джемини 4» с астронавтами Уайтом и Макдивиттом на борту. На американском аппарате не было никакой шлюзовой камеры, перед тем как открыть входной люк, астронавтам пришлось откачать весь воздух из кабины. В открытый космос «выплыл» Уайт, а Макдивитт снимал его на кинокамеру. С кораблем американца связывал фал длиной в семь с половиной метров, через него же поступал кислород для дыхания.

С 1965 по 1967 год Алексей Архипович являлся заместителем командира отряда космонавтов, а с 1967 по 1970 входил в группу, готовившуюся по программе облета Луны (Протон-Зонд) и посадке на спутник Земли (Н1-Л3). Дата полета «Зонд 7» была уже назначена на 8 декабря 1968, но в итоге его отменили из-за неотработанности носителя и корабля. В итоге приоритет остался за американцами, совершившими аналогичный полет 21-27 декабря 1968. В дальнейшем Алексей Архипович являлся одним из двух кандидатов на участие в программе по высадке советского космонавта на поверхность Луны, которая также была отменена. За период с 1971 по 1973 годы Леонов пять раз проходил подготовку в качестве командира экипажей для космических полетов по разным программам, однако по не зависящим от него причинам все они были отменены.

В 1969 году Алексей Архипович нежданно-негаданно стал невольным свидетелем покушения на Леонида Брежнева. 22 января Москва встречала членов экипажей кораблей «Союз 4» и «Союз 5», возвратившихся с орбиты всего за несколько дней до этого. Машина, в которой сидели космонавты Леонов, Николаев, Береговой и Терешкова, по дороге из аэропорта в Кремль была обстреляна младшим лейтенантом Виктором Ильиным, решившим, что в их автомобиле находится Генсек. К счастью, Алексей Архипович не пострадал, хотя у Георгия Берегового было изрезано лицо осколками стекла, а Андриана Николаева ранило в спину.

В конце 1972 года супердержавы СССР и США приняли решение осуществить совместный космический полет и в ходе него выполнить стыковку кораблей двух разных стран. Критерии отбора космонавтов каждая сторона определяла самостоятельно, однако необходимыми условиями являлись: высочайшая профессиональная квалификация, глубокие познания в области техники, способность работать с оборудованием и системами обоих кораблей, отличное знание языка страны партнера и готовность к проведению обширной программы научных наблюдений и опытов. Советский Союз представляли Леонов (командира экипажа) и Кубасов, США - Стаффорд, Бранд и Слейтон. Алексей Архипович вспоминал: «Полет по программе ЭПАС был чрезвычайно политизированным. Началось все со страшного недоверия. Руководителем программы со стороны США был Дэвид Скотт. Он всем только и говорил, как у нас все плохо. Как-то раз я его отвел «побеседовать»: «Дорогой Дэвид, ты ведь знаешь, что мы исполняем волю наших народов. Нам доверили такую трудную задачу, и мы обязаны сделать все от нас зависящее. Не нужно искать, что и у кого плохо. Я могу тоже тебе рассказать, что у вас плохо». В следующий раз, когда мы собрались, Скотта уже не было, а руководителем программы стал Сернан». В июле 1975 совместный полет по программе ЭПАС был успешно осуществлен, открыв новую эпоху в освоении космоса. Впервые в истории прошла стыковка советского «Союза 19» и американского «Аполлона», было проведено множество медико-биологических, астрофизических, геофизических и технологических экспериментов.

В отставку генерал-майор авиации Алексей Архипович Леонов вышел в марте 1992 года. До 2000 года он трудился на посту президента инвестиционного фонда «Альфа-капитал», а затем перешел на должность вице-президента «Альфа-банка». Ныне легендарный космонавт проживает в загородном доме под Москвой, который сам спроектировал и построил.

За свою долгую и насыщенную карьеру Алексей Архипович принимал участие во множестве международных конгрессов и научных конференций, сделал около тридцати докладов, написал несколько книг. Ему принадлежат четыре изобретения и свыше дюжины научных трудов в области космонавтики. Леонов дважды Герой Советского Союза и обладатель множества орденов и медалей, почетный гражданин более тридцати городов мира. Свыше двух десятков лет Алексей Архипович сотрудничает с Российским Государственным архивом научно-технической документации, передав из личного собрания уникальные документы о совместных тренировках советских космонавтов и американских астронавтов, а также множество любительских фильмов об отечественных покорителях космоса.

Со своей будущей супругой, Светланой Павловной Доценко, Алексей Архипович познакомился еще во время учебы в авиационном училище. Впоследствии у них родилось две девочки - Оксана и Виктория. Самым любимым хобби Леонова всю жизнь была и остается живопись, которой космонавт увлекся еще в юные годы. Леонов является автором свыше двухсот картин и пяти художественных альбомов, среди которых преобладают космические пейзажи, однако встречаются и земные ландшафты, а также портреты друзей. Работать космонавт предпочитает акварелью, голландской гуашью и маслом. Также у Леонова собрана большая библиотека по искусству, включающая множество редких книг, он посетил все крупнейшие зарубежные картинные галереи и музеи, лично был знаком с Пикассо. В 1965 году Алексея Архиповича избрали членом Союза художников СССР. Среди других его увлечений можно отметить чтение книг, охоту, фото- и киносъемку. Леонов - обладатель второго разряда по велоспорту и третьего разряда по фехтованию, профессионально занимался метанием копья и легкой атлетикой.

Свою книгу «Выхожу в космос» Алексей Архипович заканчивает такими словами: «Выход в космос - это одна из сложнейших операций на орбите, требующая большого мастерства, тщательной подготовки и огромного мужества. Я смотрю по телевидению на нынешних космонавтов, слушаю их доклады на Землю и каждый раз заново переживаю свой полёт. Я завидую им и от всего сердца желаю успехов».

По материалам сайта http://www.vokrugsveta.ru/ и из интервью с космонавтом на http://www.pravoslavie.ru/ и http://88.210.62.157/content/numbers/237/40.shtml

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Стал первым человеком, вышедшим в открытое космическое пространство: 18 марта 1965 года он совместно с космонавтом П.И. Беляевым совершил полет в космос на космическом корабле «Восход-2» в качестве второго пилота. Впервые в мире Леонов вышел в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до 5 м, проведя в открытом космосе 12 минут. На госкомиссии после полета прозвучал самый короткий в истории космонавтики доклад: «В открытом космосе жить и работать можно».

Рекорды первых лет освоения космоса проложили путь к новым свершениям и открытиям, позволив человечеству шагнуть далеко за пределы Земли и человеческих возможностей.

Старейший человек в космосе
Старейшим человеком, побывавшим на орбите, является американский сенатор Джонн Гленн, слетавший на борту шаттла Discovery в космос в 1998 году. Гленн был в так называемой первой семерке американских астронавтов, он был первым американским астронавтом, совершившим орбитальный космический полет 20 февраля 1962 года. Поэтому Гленну принадлежит рекорд и самого длительного периода между двумя космическими полетами.

Самый молодой космонавт
Космонавту было 25 полных лет, когда он отправился в космос на корабле «Восток-2» 9 августа 1961 года. Он стал вторым человеком, облетевшим Землю, выполнив 17 витков вокруг планеты в течение 25-часового полета. Титов также стал первым человеком, который поспал в космосе, и первым, испытавшим космическую болезнь (снижение аппетита, головокружение, головная боль).

Самый долгий космический полет
Российскому космонавту принадлежит рекорд самого длительного пребывания в космосе. С 1994 по 1995 год он провел на станции «Мир» 438 суток. Ему же принадлежит рекорд самого длительного одиночного пребывания в космосе.

Самый короткий полет
5 мая 1961 года Алан Шеппард стал первым американцем, покинувшим пределы Земли в ходе суборбитального космического полета. Ему же принадлежит рекорд самого короткого полета в космос, который длился всего 15 минут. В течение этой четверти часа он залетел на высоту 185 км. Он приводнился в Атлантическом океане в 486 км от места запуска. В 1971 году Шеппард побывал на Луне, где 47-летний астронавт стал старейшим человеком, ступившим на поверхность спутника Земли.

Самый далекий полет
Рекорд максимального удаления астронавтов от Земли был установлен командой «Аполлон-13», которая в апреле 1970 года пролетела над невидимой стороной Луны на высоте 254 км, оказавшись на рекордном расстоянии 400 171 км от Земли.

Дольше всех в космосе
Дольше всех в космосе провел космонавт Крикалев, который в ходе шести полетов провел в космосе более 803 дней. Среди женщин этот рекорд принадлежит , которая провела на орбите более 376 суток.

Крикалеву же принадлежит еще один, неофициальный рекорд: последний человек, живший при СССР. В декабре 1991 года, когда исчез СССР, Сергей находился на борту станции «Мир», а в марте 1992-го он вернулся уже в Россию.

Наиболее долго обитаемый космический корабль
Этот рекорд, который увеличивается с каждым днем, принадлежит МКС. Станция стоимостью $100 млрд непрерывно обитаема начиная с ноября 2000 года.

Самая длительная миссия шаттла
Космический шаттл Columbia отправился в космос 19 ноября 1996 года. Изначально спуск был запланирован на 5 декабря, однако погодные условия задержали посадку корабля, который провел на орбите 17 дней 16 часов.

Дольше всех на Луне
Дольше других астронавтов на Луне находились и — 75 часов. В ходе высадки они совершили три длительные прогулки общей продолжительностью более 22 часов. Это был последний на сегодняшний день полет людей на Луну и за пределы околоземной орбиты.

Самый быстрый полет
Самыми быстрыми людьми на Земле и за ее пределами стали члены миссии «Аполлон-10» — последнего подготовительного полета перед высадкой на Луну. Возвращаясь на Землю 26 мая 1969 года, их корабль достиг скорости 39 897 км/ч.

Наибольшее число полетов
Чаще всех в космос летали американцы: Фраанклин Чанг-Диас и Джерри Росс слетали в космос по семь раз в составе экипажей космических шаттлов.

Максимальное число выходов в открытый космос
Космонавт в течение пяти космических полетов в 80-90-е годы совершил 16 выходов за пределы станции, проведя 82 часа в открытом космосе.

Самый длительный выход в космос
11 марта 2001 года астронавты Джим Восс и Сьюзан Хелмс провели почти девять часов за пределами шаттла Discovery и МКС, готовя станцию к прилету нового модуля. До сегодняшнего дня та космическая прогулка остается самой длительной в истории.

Самая представительная компания в космосе
13 человек единовременно собрались в космосе в июле 2009 года, когда челнок Endeavour причалил к МКС, где находилось шесть космонавтов. Эта встреча стала самой массовым пребыванием в космосе людей единовременно.

Самый дорогой космический корабль
Международную космическую станцию начали собирать в 1998 году, а завершена она была в 2012-м. В 2011 году затраты на ее создание превысили $100 млрд. Станция стала самым дорогим одиночным техническим объектом из когда-либо построенных и самым большим космическим кораблем. В его строительстве принимали участие 15 стран, ее размеры на сегодняшний день составляют почти 110 м. Объем ее жилых помещений эквивалентен объему салона пассажирского «Боинга-747».

Невероятные факты

Больше 50 лет назад 12 апреля 1961 года российский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, начав эру полета людей в космос. Ракета-носитель Восток-1 с Юрием Гагариным на борту стартовала с космодрома Байконур в 9:07 по московскому времени.

Достигнув беспрецедентной скорости для полета человека в то время, космический корабль вырвался из гравитационного притяжения Земли и вышел на орбиту вокруг нашей планеты, сделав оборот один раз перед тем, как вновь войти в атмосферу и приземлиться на советской земле.

Вот 5 интересных фактов об этой исторической миссии:


1. Как долго Гагарин находился в космосе?

Вся миссия длилась 108 минут, а полет вокруг Земли на скорости 28 260 км/ч занял меньше полутора часов. За это время Восток-1 завершил не совсем круговой оборот на максимальной высоте 327 км, перед тем как замедлиться до точки, когда капсула отсоединилась в атмосферу для баллистического возвращения.

2. Что за аппарат был Восток-1?

Восток-1 представлял собой сферическую капсулу, которая была разработана для того, чтобы устранить изменения в центре тяжести. Таким образом, корабль должен был обеспечить комфорт экипажа состоящего из одного человека, независимо от направления. А вот для чего он не был предназначен, так это для приземления с человеком на борту.

В отличие от более поздних российских космических аппаратов, таких как современный Союз, Восток-1 не был оснащен двигателем для его замедления по мере направления к Земле, и потому Гагарин должен был катапультироваться до того, как достичь Земли на высоте примерно 7 км.

3. Что мешало более ранним миссиям достичь орбиты?

Одним словом можно сказать - скорость. Чтобы избежать гравитационного притяжения Земли, кораблю нужно было достичь скорости 28 260 км/ч или около 8 км/с. До Востока-1 ни одна ракета не была достаточно мощной, чтобы двигаться с такой скоростью. Капсула Востока-1 в форме пушечного ядра помогла ракете и космическому кораблю достичь необходимой скорости.

4. Как тестировали Восток перед миссией Гагарина?

За несколько недель до полета, прототип корабля на котором отправился Гагарин – Восток 3КА-2, завершил полет, на борту которого находился манекен ростом с человека, которого назвали Иван Иванович, и собака Звездочка. Ивана продали на аукционе Сотбис в 1993 году, а капсулу продали в прошлом году на том же аукционе за 2,88 миллиона долларов.

5. Что было до слов "Поехали"?

Гагарин больше всего известен своей фразой "Поехали!", которую он произнес, когда Восток оторвался от Земли. Но в прошлом году появились записи последних слов Гагарина перед первым полетом. Эти данные с бортового магнитофона, куда Гагарин записывал свои мысли во время полета. До всем известных слов "Поехали", на стенограмме был записан любопытный диалог с Сергеем Королевым:

Королев: Там в укладке тубы - обед, ужин и завтрак.

Гагарин: Ясно.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.

Гагарин: Ага.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Вот.

Гагарин: Понял.

Королев: 63 штуки, будешь толстый.

Гагарин: Хо-хо.

Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.

Гагарин: Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать.

Все смеются.

Королев: Зараза, а ведь он записывает ведь все, мерзавец. Хе-хе.