Содержимое:

— протоиерей войска Черноморского, проповедник; родился 17-го марта 1774 г. в г. Новомиргороде, где отец его, родом малороссиянин, был священником.
Учился Р. в Новороссийской Духовной Семинарии, где был 20-го апреля 1795 г. посвящен в стихарь для проповедования слова Божия. По окончании здесь курса Р. поступил учителем информаторского класса и Закона Божия при Новороссийской Семинарии, в 1798 г. вступил в супружество, 13-го июня был посвящен в священники и, оставив учительскую службу, 24-го августа был определен священником к Новомиргородской Рождества Богородицы церкви.
Строгий образ жизни и красноречивые проповеди обратили на Р. внимание епархиального начальства, — и ему было поручено учить произнесению проповедей вновь поставляемых священников при кафедральной церкви.
За ревность и труды при исполнении возложенных на него поручений Р. в 1800 г. был возведен в сан протоиерея и переведен в г. Таганрог, где его проповеди заставили говорить о нем, как о редком явлении на церковной кафедре. 19-го июня 1803 г., по просьбе всего войска Черноморского, Р. был назначен Афанасием, Архиепископом Екатеринославским, в город Екатеринодар войсковым протоиереем Черноморского войска, и, одновременно, первоприсутствующим Екатеринодарского Духовного Правления.
Благодаря выдающемуся уму, талантливости и обширным и, по тому времени, разносторонним знаниям, Р. скоро приобрел среди Черноморского войска и населения его большой вес и значение, что очень помогало ему в его последующей деятельности.
Озабочиваясь малым количеством в крае священников (всего 10 человек) и не имея возможности вызвать подходящих лиц из России, где ходили преувеличенные слухи о гибельном климате Черноморья, Р., с согласия войскового начальства, избрал из местных жителей способных и истинно-расположенных к духовному званию людей, сам обучил их всему необходимому и отправил затем их к Екатеринославскому Преосвященному для рукоположения.
Так как церквей в крае было всего четыре (не считая часовен), то Р. иногда месяца по два разъезжал по краю «для испрашивания подаяний на построение церквей». В самое короткое время Р. заложил на собранные суммы во многих станицах деревянные церкви, вызвал из России мастеров и сам заведовал постройкою церквей.
За все время его службы в Черноморье им было заложено и выстроено 27 церквей.
За эти заслуги Р. был награжден бархатною скуфьею и палицею.
Дальнейшая деятельность Р. почти всецело была отдана делу просвещения в Черноморском крае, имевшем до него только одно низшее учебное заведение.
По справедливости Р. и до сих пор именуется «просветителем Черноморского края». По инициативе Р. существовавшая в Екатеринодаре школа была 14-го декабря 1806 г. преобразована в Уездное Училище; на постройку здания для него и на его содержание Войсковая Канцелярия постановила отпускать ежегодно пособие в 1500 рублей.
Благодаря стараниям Р., назначенного Смотрителем Училища, оно в самое короткое время наполнилось воспитанниками; из России Р. вызвал хороших преподавателей, среди которых сам он был примерным законоучителем.
В 1809 г., вероятно, умерла его жена, — и ее смерть сильно подействовала на Р.; по просьбе заштатного протоиерея И. Гоздава-Бочковского, он согласился уступить ему свое место, а сам намеревался идти, «по своему одиночеству и вдовству», в монастырь; на эту комбинацию не согласился Екатеринославский Архиепископ, к которому поступило из св. Синода прошение о. Гоздаво-Бочковского, — и Р. остался в Черноморье.
В 1811 г., по ходатайству Р., в Уездном Училище был образован первый класс Гимназии, чем было положено начало к учреждению в Екатеринодаре Гимназии, открытие которой составляло заветную мечту Р. За заслуги по делу просвещения в крае Р. был Высочайше пожалован, 19-го января 1812 г., орденом св. Анны 3-й степени.
Чтобы увеличить приток учащихся в Уездное Училище и, вместе с тем, подготовить контингент учеников для Гимназии, Р. задался целью открыть приходские школы. Не рассчитывая на помощь Войсковой Канцелярии, Р. вновь обратился к благотворительности; напечатав и распространив Высочайшую грамоту 1806 г. Черноморскому войску за пожертвования на учебное дело, он собрал сумму денег, достаточную для открытия трех школ, каковые и открыл в Темрюке, Щербиновке и ст. Брюховецкой.
Надзирателями в эти школы Р. выбрал лиц из зажиточных и почетных жителей, которые, на основании Устава, должны были заботиться о внешнем и внутреннем благосостоянии школ; у Екатеринославского Архиепископа он испросил разрешение на преподавание в школах латинского языка и нотного пения для детей священно — и церковнослужителей, с правом отчислять за это на школы известную часть кружечного сбора. Вскоре Р. открыл четвертое Училище — в Гривном.
Неожиданно в 1815 г. Екатеринославский Архиепископ запретил пользоваться церковно-кружечными суммами, потребовав от Р. отчета в израсходовании этих сумм; все оказалось правильным, но источник доходов иссяк, благодаря чему многие учителя оставили свои места. Время с 1815 г. по 1817 г. было самым тяжелым в жизни Р., — временем борьбы его за существование школ. Школьное дело было спасено, когда в 1817 г. явился благотворитель — Курский купец С. В. Антимонов, который пожертвовал 6500 рублей, благодаря коим было упрочено существование открытых школ. Заботясь о просвещении и образовании детей духовенства Черноморского края, Р. открыл в августе месяце 1818 г. Духовно-Приходское Училище и был первым его смотрителем.
В 1819 г. Р. открыл еще школы в станицах: Риговской, Темрюке, Медведовской, Кущевской, Леушковской и Пластуновской. 1-го декабря 1819 г. было Высочайше разрешено на собранные Р. 45000 рублей открытие Гимназии в Екатеринодаре; самое открытие Гимназии состоялось 17-го мая 1820 года. Первым Директором ее, в изъятие правил, был Высочайше назначен Р. Его стараниями была при Гимназии сформирована библиотека, куда поступили книги из Войсковой Канцелярии, Межигорского монастыря и др. мест; Р. не щадил на нее средств: все лучшее, что тогда выходило, — учебники и специальные ученые сочинения, — все приобреталось в библиотеку.
Кроме наук, положенных по Уставу, в котором числились и изящные науки, основания политической экономии и коммерции, а с 1821 г. и греческий язык для желающих;
Р., ввиду особого, как он говорил, военного характера населения, свел еще преподавание военных наук: артиллерии и фортификации; он хотел также ввести в курс и турецкий язык, но не нашлось для этого подходящего преподавателя.
В своей деятельности Р. был совершенно лишен поддержки Войсковой Канцелярии, и только Харьковский Университет, в ведении которого находилось школьное дело Черноморского края, являлся единственным пособником и ходатаем за Р., неоднократно давая блестящие отзывы о его деятельности.
Два года (1821 и 1822) Р. преследовала клевета за то, будто он занимался взяточничеством и присвоением общественных сумм; расследование совершенно сняло с него эти обвинения.
Напряженная деятельность, при отсутствии поддержки, подорвала силы Р.; в начале 1825 г. он заболел и, не имея более возможности отправлять свои служебные обязанности, просил школьный комитет Харьковского Университета об отставке; после многих попыток удержать его, Комитет, наконец, предписал Р. сдать должность по форме одному из учителей; как ни торопился Р. скорее окончить сдачу дел и имущества Гимназии, сдача шла медленно по причине его болезни, и, не окончив сдачи, 12-го декабря 1825 года он скончался.
Р. был известен, как писатель и сотрудник журналов «Соревнователь Просвещения» и «Украинский Вестник». Он был членом Харьковского Общества наук, считавшего его в числе своих внешних членов по отделению словесных наук, Императорского Человеколюбивого Общества, почетным членом С.-Петербургского Вольного Общества любителей Российской словесности. «Все эти Общества, избирая его в свои члены, спешили изъявить и дарованиям его, и ревности к наукам, и всяким общеполезным намерениям высокое почитание и уважение». В 1815 г. Р. составил руководство под заглавием: «Краткие правила Российского правописания» (дважды изданные в Харькове, иждивением Черноморского войска подполковника С. M. Дубоноса); кратко, просто и понятно изложенные правила составлены были так рационально, что могли бы с пользою служить еще и теперь, тогда же они были редкое, если не единственное явление в России.
Занимался он также иногда и стихосложением.
Речи его издавались в 1818 («Речь при публичном собрании в Екатеринодарском Уездном Училище 1816 года июля 30-го. Харьков) и в 1820 («Речь при открытии Черноморской Гимназии в Екатеринодаре, 1820 г., мая 17-го»t, СПб. и «Речь при публичном собрании, в заключение годичного испытания, в Екатеринодарском Училище», Харьков) годах. Погребен Р. в Екатеринодарском Воскресенском соборе, по левую сторону алтаря.
Над прахом его не поставлено памятника, но на портрете его, хранящемся в Екатеринодарском Окружном Училище, собственною рукою Р. написаны слова, знаменующие всю его жизнь: «Alienis inserviendo consumor». В память Р. ныне открыта в Екатеринодаре бесплатная городская читальня.
Дела Архива Св. Синода: № 634, от 6-го ноября 1805 г.; № 755, от 23-го июня 1806 г.; № 1014, от 14-го декабря 1806 г.; № 681, от 23-го августа 1809 г.; № 57-1810 г.; № 1381-1821 г.; № 4367, от 11-го февраля 1812 г., № 587, от 3-го июня 1822 года; «Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией», т. VI, стр. 136, 137, 139-142, 145; П. Кеппен, Материалы для истории просвещения в России. вып. II — Библиографические листы 1825 г., СПб. 1826 г., стр. 586-589; Труды Вольного Общества любителей Российской словесности в СПб., ч. XII. стр. 3-32 («Соревнователь», № 10); ч. IX, СПб, 1820 г., стр. 109, 339-340; ч. XVI, СПб., 1821, стр. 109, 357; Отчет Имп. Публичной Библиотеки за 1896 г., стр. 48; «Журнал Министерства Народного Просвещения», ч. LXVI, за 1860 г., отд. V, стр. 1-12; «Ведомости Московской городской Полиции» 1849 г., № 97, ст. В. Золотаренка;
Приложение к циркуляру по управлению Кавказским Учебным Округом, № 10, 1876 г., стр. 1-48; Г. Н. Геннади, Словарь, т. III, М. 1908, стр. 268; Кубанский Сборник на 1913 г. (биография с портретом).
А. Виноградов. {Половцов} Россинский, Кирилл Васильевич (1774-1825) — проповедник, протоиерей черноморского войска.
Некоторые из его речей напечатаны харьковским университетом (Харьков, 1810, 1818, 1820). {Брокгауз}

РОССИНСКИЙ КИРИЛЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Россинский (Кирилл Васильевич, 1774 - 1825) - проповедник, протоиерей черноморского войска. Некоторые из его речей напечатаны Харьковским университетом (Харьков, 1810, 1818, 1820).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РОССИНСКИЙ КИРИЛЛ ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КИРИЛЛ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    и МЕФОДИЙ, братья, христианские миссионеры у славян, создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка. Кирилл (до …
  • РОССИНСКИЙ
    (Кирилл Васильевич, 1774—1825) — проповедник, протоиерей черноморского войска. Некоторые из его речей напечатаны харьковским университетом (Харьков, 1810, 1818, …
  • КИРИЛЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Кирилл, св. туровский - знаменитый проповедник и писатель XII в.(1130 - ок. 1182). Родился в г. Турове (в нынешней Минской …
  • КИРИЛЛ
    КИР́ИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ок. 1130-х гг.- не позднее 1182), др.-рус. писатель, проповедник; епископ г. Туров (ок. 1169). Автор посланий, поучений, молитв, …
  • КИРИЛЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИР́ИЛЛ И МЕФОДИЙ, братья из Солуни (Салоники), слав. просветители, создатели слав. азбуки, проповедники христ-ва. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в …
  • КИРИЛЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИР́ИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ (1337-1427), архимандрит Симонова монастыря (1388-90), основатель Кирилло-Белозерского мон., положил начало рукописному собранию монастыря, открыл книжную мастерскую и школу …
  • КИРИЛЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИР́ИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (?-444), христ. церк. деятель и богослов, отец Церкви; епископ г. Александрия (с 412). В борьбе с несторианством сформулировал …
  • КИРИЛЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИР́ИЛЛ (в миру Вл. Мих. Гундяев) (р. 1946), митрополит Смоленский и Калининградский (с 1991), пред. Отдела внешних церк. сношений Моск. …
  • КИРИЛЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИР́ИЛЛ (в миру Конст. Илларионович Смирнов) (1863-1937), митрополит Тифлисский и Бакинский (1918). По завещанию патриарха Тихона - первый кандидат в …
  • РОССИНСКИЙ
    (Кирилл Васильевич, 1774?1825) ? проповедник, протоиерей черноморского войска. Некоторые из его речей напечатаны харьковским университетом (Харьков, 1810, 1818, …
  • КИРИЛЛ
    Так зовут Народного артиста СССР …
  • КИРИЛЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Имя актера …
  • КИРИЛЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Брат …
  • КИРИЛЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • КИРИЛЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Кирилл, (Кириллович, …
  • КИРИЛЛ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Гортинский (Критский) (ум. в нач. 4 в.), епископ, священномученик, пострадавший в гонение императора Диоклитиана. Память в Православной церкви 9 (22) …
  • ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ в Цитатнике Wiki.
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРОИЦКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троицкий Петр Васильевич (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 31 декабря и …
  • РУМПЕЛЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румпель Иван Васильевич (1926 - 2002), чтец, регент. Родился 7 июня 1926 г. в …
  • РОЗОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Розов Константин Васильевич (1874 - 1923), архидиакон. Родился 10 февраля 1874 года в …
  • ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петров Николай Васильевич, имя нескольких лиц: Петров Николай Васильевич (1874 - 1956), прот., проф. Петров …
  • КИРИЛЛ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Святой равноапостольный Кирилл (до принятия схимы - Константин) (+ 869), славянский первоучитель. Вместе со своим …
  • КИРИЛЛ НОВОЕЗЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл Новоезерский (+ 1532), иеромонах, преподобный. Память 4 февраля, 7 ноября (обрет. …
  • КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл Иерусалимский (315 - 386), епископ, святитель. Память 18 марта. Родился …
  • КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл Белозерский (+ 1427), игумен, преподобный. Память 9 июня. В миру Косма, …
  • КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл Александрийский, Великий (+ 444 г.), архиепископ, отец Церкви, святитель. Память 18 января …
  • КИРИЛЛ III КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл III (II) (+ 1281), митрополит Киевский и всея России (1250 - 1281) …
  • КИРИЛЛ II ТУРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл II (+ ок. 1183), епископ Туровский, святитель. Память 28 апреля и в …
  • КИРИЛЛ II КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл II (I) (+ 1233), митрополит Киевский и всея Руси . Был поставлен митрополитом …
  • КИРИЛЛ (ЙОНЧЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл (Йончев) (1920 - 2007), архиепископ Питтсбургский, Западно-Пенсильванский и Болгарской епархии (Православная Церковь …
  • КИРИЛЛ (БОГОСЛОВСКИЙ-ПЛАТОНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл (Богословский-Платонов) (1788 - 1841), архиепископ Каменец-Подольский и Брацлавский. В миру Богословский-Платонов Константин …
  • ЗАЙЦ КИРИЛЛ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зайц Кирилл Иванович (1869 - 1948), протопресвитер. Родился 15 июля 1869 года в …
  • ГОРЮНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горюнов Николай Васильевич (1880 - 1938), протодиакон, священномученик. Память 9 марта, …
  • БОЛОТОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Болотов Василий Васильевич (1853 - 1900), историк Церкви, филолог, член-корреспондент Императорской Академии Наук по …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • СКОПИН-ШУЙСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Скопин-Шуйский (Михаил Васильевич, 1587 - 1610) - князь, знаменитый деятель в Смутное время. Рано лишившись отца, Василия Федоровича, который при …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кукольник, Нестор Васильевич - известный писатель (1809 - 1868), сын В.Г. Кукольника. Учась в нежинской гимназии высших наук (лицей …
  • КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ (КОНСТАНТИН И МЕФОДИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (мирское имя неизвестно, предположительно Михаил) - братья, славянские первоучители и апостолы, святые не только …
  • КИРИЛЛ (СЕМЕНОВИЧ ТЕРЛЕЦКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Кирилл (Семенович Терлецкий) - епископ Лужский и Острожский (умер в 1607 г.). Происходя из небогатого рода православных дворян, Кирилл не …
  • ВЕРЕЩАГИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Верещагин (Николай Васильевич), брат художника Василия Васильевича Верещагина, современный сельский хозяин-практик, известный своими трудами по улучшению отечественного молочного хозяйства …
  • САПОЖНИКОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Василий Васильевич , советский ботаник и географ. Ученик К. А. Тимирязева. В 1884 окончил Московский …
  • ДОКУЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Василий Васильевич , русский естествоиспытатель, основатель современного научного генетического почвоведения …
  • КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Кирилл, 827-869; Мефодий, † в 885) — св. равноапостольные просветители славян; родились в городе Солуни в Македонии, где жил отец …
  • КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Кирилл, 827?869; Мефодий, + в 885) ? св. равноапостольные просветители славян; родились в городе Солуни в Македонии, где жил отец …
  • РУССКИЙ ЯЗЫК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-30 Time: 17:43:27 - * Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова …
  • МЕАНДРИРОВАНИЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-27 Time: 08:05:32 Меандри?рование — тип русловых процессов, в виде последовательных стадий извилистости речного русла. Термин « меандрирование » …
  • ДРУЖБА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-27 Time: 19:41:14 = А = * Анатомия дружбы понимается нами только при взаимности чувств. (Синяков Артём) …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …

С.А. Раздольский

К началу XIX в. в распространении христианства на Северном Кавказе православная церковь испытывала большие трудности. Они были обусловлены отсутствием должного внимания к вопросам миссионерства в регионе со стороны государства. Постоянное вмешательство светской власти в дела церкви все больше превращало церковную организацию в разновидность государственного аппарата. Частый передел границ Северо-Кавказской епархии привел к тому, что влияние церкви на жизнь всего Северного Кавказа было фактически устранено. Этим объясняется решение черноморского казачества выбирать духовенство из своей среды, а не ждать назначения из Астраханской или Донской епархий. Слабая поддержка официальной церковью духовенства Северного Кавказа привела к сокращению числа православных церквей в станицах с традиционным вероисповеданием. Православное влияние на казаче¬ство ослабевало. Многие начали склоняться к вероучению раскольни¬ков и сектантов, бежавших в начале XIX в. на Северный Кавказ от преследования властей.

К этому времени Северный Кавказ являлся центром сектанства, с которым успешно боролись миссионеры Кавказской епархии. Их успехи обусловлены глубокой убежденностью русских миссионеров в правильности своей деятельности: она основывалась на стремлении к духовному преображению человека, изменению его нравственного облика. Все это можно требовать от других только тогда, когда сами проповедующие бережно относятся к человеку, его личности, не прибегая к насилию в вопросах вероисповедания. Образцом миссионерского служения является протоиерей Кирилл В. Россинский: его деятельность, начавшаяся в первые годы XIX в., оставила после себя глубокую память среди кубанского казачества.

По мнению Щербины, «протоиерей Россинский был редкою для своего времени личностью. Он, можно сказать, целой головой стоял выше той административно-служебной среды, в которой ему пришлось вращаться всю свою жизнь. По образованию и по уму не было равного в войске. По энергии и бескорыстию он был также единственным в своем роде общественным деятелем. Будучи духовным пастырем, он всю свою жизнь и состояние посвятил делу народного просвещения, и умер никем не оцененный, положительно бедняком» (1).

Россинский приехал на Кубань в возрасте 27 лет, и с этого момента она прочно и навсегда вошла в его жизнь. Протоиерей Россинский, отмеченный войсковым начальством как человек честный, бескорыстный и деятельный, был не раз поощряем и духовными руководителями (2).

Благодаря его активной миссионерской деятельности на территории Екатеринодара в 1813 г. возникает ряд церковных строений: были построены церкви Во Имя Святой Екатерины в центре города, во Имя Святого Апостола Фомы на территории кладбища. В 1821 г. Россинский обращается с просьбой к князю Александру Николаевичу Голицину, ведавшему в то время духовными делами и народным просвещением в Санкт-Петербурге, а также бывшему президентом Российского Библейского общества, о разрешении открыть в «г. Екатеринодаре и окрест войска Черноморского, сотоварищества Библейского общества, для содействии в снабжении книгами Священного писания» (3). Такое разрешение было получено, и он приступает к активной работе, вовлекая в нее все больше своих единомышленников. Таким образом, Россинский как бы создавал духовенство, тесно связанное со своими прихожанами, которое могло удовлетворять религиозные потребности населения в образовании и культурно-нравственном поведении. «Не рассчитывая на средства казны и войска, он с книгой и кружкой в руках отправился по войску собирать пожертвования. Труды пастыря увенчались успехом: на собранные средства он выстроил 27 церквей и организовал войсковой певческий хор (4).

В деле просвещения Россинский не всегда имел материальную поддержку войскового начальства. Но несмотря на это, в 1806 г. ему удалось открыть в Екатеринодаре уездное начальное училище. Сам Россинский был назначен его смотрителем и законоучителем. Для преподавания предметов из разных городов были выписаны хорошие наставники. В 1811 г. к училищу были присоединены гимназические классы, что позволило в дальнейшем открыть гимназию. В августе 1818 г. трудами Россинского было открыто духовно-приходское училище, а первым смотрителем назначают его основателя. Для учеников местных училищ Россинским были составлены «Краткие правила Российского правописания». В 1818 г. Харьковская университетская типография выпустила в свет второе издание этих правил, которое финансировал полковник Черноморского войска. М. Дубонос. Одновременно с управлением духовенством всего войска Россинский собирал вокруг себя людей, которые тянулись к образованию и культуре.

Вклад Россинского в миссионерскую деятельность в Черноморском войске и среди коренного населения Кубани бесценен. Недаром в 1901г. в заметке «Кубанских областных ведомостей» от 16 апреля выражается желание большинства екатеринодарцев назвать одно из проектируемых зданий начальных училищ именем протоирея Россинского.

Примечания:

1 Городецкий Б.Н. Кирилл В. Россинский: литературные и общественные деятели Се¬верного Кавказа. Екатеринодар, 1913.
2 Попко И. Черноморские казаки. СПб. 1858.
3 Потто В.А. Кавказская война. От древнейших времен до Ермолова. Ставрополь, 1994.
4 Щербина Ф. А. История Кубанского Казачьего войска. Екатеринодар, 1910-1913, Т. 1-2
5 Щербина Ф.А. Происхождение казачьего выборного духовенства в Черномории."На Кавказе". Екатеринодар, 1910.
6 Кавказские горцы. Сборник сведений. М., 1992. Т. 3.
7 Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетическая проповедь и письма» мирянам. СПб. 1905. Т. 4.
8 Кавказские Епархиальные Ведомости. 1883. № 1-4.
9 Ставропольские Епархиальные Ведомости. 1880. № 8.
10 Ставропольские Епархиальные Ведомости. 1888. № 18.
11 РГИА (Российский Государственный исторический архив). Ф. 796. Оп. 126. Д. 1101
12 РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1938.
13 РГИА Ф. 796. Од. 148. Д. 621.
14 РГИА Ф. 796. Оп 158. Д. 1854.
15 РГИА Ф. 250 .Оп. 2, Д. 249.
16 РГИА. Ф. 249. Оп. I. Д. 787.
17 «Ходатайство Черноморского Казачьего войска перед Архиепископом Астраханским и Кавказским Преосвященнейшим Авраамом о награждении Кирилла Российско¬го митрой (Дело войскового атамана Черноморского Казачьего войска (1822-1824 гг.)» - РГИА, Ф.250. 0.2. Д.249- Л.56.

«Доношение. Войсковой наш протоиерей Кирилл Российский, служа при Екатеринодарском соборе в духовном правлении с 1803 г., проходит звание свое с примерным усердием, тем приобрел от всего войска отменное уважение и признательность, упражняясь в учености своей в проповедовании слова Божия на пользу душам христианским, утверждая то жизнью и поведением своим, аже меньше и сочинениями своими, издаваемыми в публику, обращает на себя особое влияние. С 1806 г. принял на себя должность смотрителя при новозаводимом здешнем городе Екатеринодаре Училища, которое трудами его и старанием его преобразовано в гимназию, 1820 г. торжественно открытую». - РГИА, Ф.250. 0.2. Д. 189 (редкий фонд).

«...6 сентября 1805 г за отличное усердие и труды на пользу церкви Высочайше пожалован фиолетовою бархотною скуфьею. За усердие по сбору за короткое время значительной суммы в пользу народного просвещения и за изъявление принять на себя должность смотрителя Екатеринодарского училища, хлопоты по устройству этого училища, исполнения должности этой без жалованья в течение 3-х лет, каковое отдал на содержание бедных учеников этого же училища, Высочайше пожалован 14 января 1806 г. камелавкою. В уважение отличной и ревностной службы Высочайше награжден 8 сентября 1810 г. крестом. За долговременное и добропорядочное служение и ревностное прохождение, а также за честное поведение награжден Высокопреосвященным Архиепископом 13 марта 1816 г. палицею для употребления при священнослужении». - Кияшко И.И. Войсковой протоиерей отец Кирилл Российский. Екатеринодар, 1913, т. XVIII.

Проблемы изучения и развития казачьей культуры. – Майкоп, 2000.–112 с.

Россинский, Кирилл Васильевич

Протоиерей войска Черноморского, проповедник; родился 17-го марта 1774 г. в г. Новомиргороде, где отец его, родом малороссиянин, был священником. Учился Р. в Новороссийской Духовной Семинарии, где был 20-го апреля 1795 г. посвящен в стихарь для проповедования слова Божия. По окончании здесь курса Р. поступил учителем информаторского класса и Закона Божия при Новороссийской Семинарии, в 1798 г. вступил в супружество, 13-го июня был посвящен в священники и, оставив учительскую службу, 24-го августа был определен священником к Новомиргородской Рождества Богородицы церкви. Строгий образ жизни и красноречивые проповеди обратили на Р. внимание епархиального начальства, - и ему было поручено учить произнесению проповедей вновь поставляемых священников при кафедральной церкви. За ревность и труды при исполнении возложенных на него поручений Р. в 1800 г. был возведен в сан протоиерея и переведен в г. Таганрог, где его проповеди заставили говорить о нем, как о редком явлении на церковной кафедре. 19-го июня 1803 г., по просьбе всего войска Черноморского, Р. был назначен Афанасием, Архиепископом Екатеринославским, в город Екатеринодар войсковым протоиереем Черноморского войска, и, одновременно, первоприсутствующим Екатеринодарского Духовного Правления. Благодаря выдающемуся уму, талантливости и обширным и, по тому времени, разносторонним знаниям, Р. скоро приобрел среди Черноморского войска и населения его большой вес и значение, что очень помогало ему в его последующей деятельности. Озабочиваясь малым количеством в крае священников (всего 10 человек) и не имея возможности вызвать подходящих лиц из России, где ходили преувеличенные слухи о гибельном климате Черноморья, Р., с согласия войскового начальства, избрал из местных жителей способных и истинно-расположенных к духовному званию людей, сам обучил их всему необходимому и отправил затем их к Екатеринославскому Преосвященному для рукоположения. Так как церквей в крае было всего четыре (не считая часовен), то Р. иногда месяца по два разъезжал по краю "для испрашивания подаяний на построение церквей". В самое короткое время Р. заложил на собранные суммы во многих станицах деревянные церкви, вызвал из России мастеров и сам заведовал постройкою церквей. За все время его службы в Черноморье им было заложено и выстроено 27 церквей. За эти заслуги Р. был награжден бархатною скуфьею и палицею.

Дальнейшая деятельность Р. почти всецело была отдана делу просвещения в Черноморском крае, имевшем до него только одно низшее учебное заведение. По справедливости Р. и до сих пор именуется "просветителем Черноморского края". По инициативе Р. существовавшая в Екатеринодаре школа была 14-го декабря 1806 г. преобразована в Уездное Училище; на постройку здания для него и на его содержание Войсковая Канцелярия постановила отпускать ежегодно пособие в 1500 рублей. Благодаря стараниям Р., назначенного Смотрителем Училища, оно в самое короткое время наполнилось воспитанниками; из России Р. вызвал хороших преподавателей, среди которых сам он был примерным законоучителем. В 1809 г., вероятно, умерла его жена, - и ее смерть сильно подействовала на Р.; по просьбе заштатного протоиерея И. Гоздава-Бочковского, он согласился уступить ему свое место, а сам намеревался идти, "по своему одиночеству и вдовству", в монастырь; на эту комбинацию не согласился Екатеринославский Архиепископ, к которому поступило из св. Синода прошение о. Гоздаво-Бочковского, - и Р. остался в Черноморье. В 1811 г., по ходатайству Р., в Уездном Училище был образован первый класс Гимназии, чем было положено начало к учреждению в Екатеринодаре Гимназии, открытие которой составляло заветную мечту Р. За заслуги по делу просвещения в крае Р. был Высочайше пожалован, 19-го января 1812 г., орденом св. Анны 3-й степени. Чтобы увеличить приток учащихся в Уездное Училище и, вместе с тем, подготовить контингент учеников для Гимназии, Р. задался целью открыть приходские школы. Не рассчитывая на помощь Войсковой Канцелярии, Р. вновь обратился к благотворительности; напечатав и распространив Высочайшую грамоту 1806 г. Черноморскому войску за пожертвования на учебное дело, он собрал сумму денег, достаточную для открытия трех школ, каковые и открыл в Темрюке, Щербиновке и ст. Брюховецкой. Надзирателями в эти школы Р. выбрал лиц из зажиточных и почетных жителей, которые, на основании Устава, должны были заботиться о внешнем и внутреннем благосостоянии школ; у Екатеринославского Архиепископа он испросил разрешение на преподавание в школах латинского языка и нотного пения для детей священно- и церковнослужителей, с правом отчислять за это на школы известную часть кружечного сбора. Вскоре Р. открыл четвертое Училище - в Гривном. Неожиданно в 1815 г. Екатеринославский Архиепископ запретил пользоваться церковно-кружечными суммами, потребовав от Р. отчета в израсходовании этих сумм; все оказалось правильным, но источник доходов иссяк, благодаря чему многие учителя оставили свои места. Время с 1815 г. по 1817 г. было самым тяжелым в жизни Р., - временем борьбы его за существование школ. Школьное дело было спасено, когда в 1817 г. явился благотворитель - Курский купец С. В. Антимонов, который пожертвовал 6500 рублей, благодаря коим было упрочено существование открытых школ. Заботясь о просвещении и образовании детей духовенства Черноморского края, Р. открыл в августе месяце 1818 г. Духовно-Приходское Училище и был первым его смотрителем. В 1819 г. Р. открыл еще школы в станицах: Риговской, Темрюке, Медведовской, Кущевской, Леушковской и Пластуновской. 1-го декабря 1819 г. было Высочайше разрешено на собранные Р. 45000 рублей открытие Гимназии в Екатеринодаре; самое открытие Гимназии состоялось 17-го мая 1820 года. Первым Директором ее, в изъятие правил, был Высочайше назначен Р. Его стараниями была при Гимназии сформирована библиотека, куда поступили книги из Войсковой Канцелярии, Межигорского монастыря и др. мест; Р. не щадил на нее средств: все лучшее, что тогда выходило, - учебники и специальные ученые сочинения, - все приобреталось в библиотеку. Кроме наук, положенных по Уставу, в котором числились и изящные науки, основания политической экономии и коммерции, а с 1821 г. и греческий язык для желающих; Р., ввиду особого, как он говорил, военного характера населения, свел еще преподавание военных наук: артиллерии и фортификации; он хотел также ввести в курс и турецкий язык, но не нашлось для этого подходящего преподавателя. В своей деятельности Р. был совершенно лишен поддержки Войсковой Канцелярии, и только Харьковский Университет, в ведении которого находилось школьное дело Черноморского края, являлся единственным пособником и ходатаем за Р., неоднократно давая блестящие отзывы о его деятельности. Два года (1821 и 1822) Р. преследовала клевета за то, будто он занимался взяточничеством и присвоением общественных сумм; расследование совершенно сняло с него эти обвинения. Напряженная деятельность, при отсутствии поддержки, подорвала силы Р.; в начале 1825 г. он заболел и, не имея более возможности отправлять свои служебные обязанности, просил школьный комитет Харьковского Университета об отставке; после многих попыток удержать его, Комитет, наконец, предписал Р. сдать должность по форме одному из учителей; как ни торопился Р. скорее окончить сдачу дел и имущества Гимназии, сдача шла медленно по причине его болезни, и, не окончив сдачи, 12-го декабря 1825 года он скончался.

Р. был известен, как писатель и сотрудник журналов "Соревнователь Просвещения" и "Украинский Вестник". Он был членом Харьковского Общества наук, считавшего его в числе своих внешних членов по отделению словесных наук, Императорского Человеколюбивого Общества, почетным членом С.-Петербургского Вольного Общества любителей Российской словесности. "Все эти Общества, избирая его в свои члены, спешили изъявить и дарованиям его, и ревности к наукам, и всяким общеполезным намерениям высокое почитание и уважение". В 1815 г. Р. составил руководство под заглавием: "Краткие правила Российского правописания" (дважды изданные в Харькове, иждивением Черноморского войска подполковника С. M. Дубоноса); кратко, просто и понятно изложенные правила составлены были так рационально, что могли бы с пользою служить еще и теперь, тогда же они были редкое, если не единственное явление в России. Занимался он также иногда и стихосложением. Речи его издавались в 1818 ("Речь при публичном собрании в Екатеринодарском Уездном Училище 1816 года июля 30-го. Харьков) и в 1820 ("Речь при открытии Черноморской Гимназии в Екатеринодаре, 1820 г., мая 17-го"t, СПб. и "Речь при публичном собрании, в заключение годичного испытания, в Екатеринодарском Училище", Харьков) годах. Погребен Р. в Екатеринодарском Воскресенском соборе, по левую сторону алтаря. Над прахом его не поставлено памятника, но на портрете его, хранящемся в Екатеринодарском Окружном Училище, собственною рукою Р. написаны слова, знаменующие всю его жизнь: "Alienis inserviendo consumor". В память Р. ныне открыта в Екатеринодаре бесплатная городская читальня.

Дела Архива Св. Синода: № 634, от 6-го ноября 1805 г.; № 755, от 23-го июня 1806 г.; № 1014, от 14-го декабря 1806 г.; № 681, от 23-го августа 1809 г.; № 57-1810 г.; № 1381-1821 г.; № 4367, от 11-го февраля 1812 г., № 587, от 3-го июня 1822 года; "Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией", т. VI, стр. 136, 137, 139-142, 145; П. Кеппен, Материалы для истории просвещения в России. вып. II - Библиографические листы 1825 г., СПб. 1826 г., стр. 586-589; Труды Вольного Общества любителей Российской словесности в СПб., ч. XII. стр. 3-32 ("Соревнователь", № 10); ч. IX, СПб, 1820 г., стр. 109, 339-340; ч. XVI, СПб., 1821, стр. 109, 357; Отчет Имп. Публичной Библиотеки за 1896 г., стр. 48; "Журнал Министерства Народного Просвещения", ч. LXVI, за 1860 г., отд. V, стр. 1-12; "Ведомости Московской городской Полиции" 1849 г., № 97, ст. В. Золотаренка; Приложение к циркуляру по управлению Кавказским Учебным Округом, № 10, 1876 г., стр. 1-48; Г. Н. Геннади, Словарь, т. III, М. 1908, стр. 268; Кубанский Сборник на 1913 г. (биография с портретом).

А. Виноградов.

Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. - Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918.

Кирилл Васильевич Россинский (17 марта 1774 года - 12 декабря 1825 года) - протоиерей войска Черноморского, проповедник. Активно участвовал в деле просвещения на вверенной ему территории

Биография

Россинский родился 17 марта 1774 года в Новомиргороде в семье священника из Малороссии. Обучение он проходил в Новороссийской духовной семинарии, где 20 апреля 1795 года был посвящён в стихарь для проповедования слова Божия. Окончив курс обучения, Россинский устроился учителем информаторского класса и Закона Божия в Новороссийскую семинарию. В 1798 году он женился. Будучи 13 июня 1798 года посвящён в священники (перед этим в дьяконы), он ушёл с учительской службы. Уже 24 августа того же года Россинский был определён священником в Новомиргородскую церковь Рождества Богородицы. Своими успехами в проповедях он привлёк внимание епархиального начальства, в связи с чем был назначен обучать произнесению проповедей новых священников при кафедральной церкви.

Церковные преобразования

В 1800 году Россинский был возведён в сан протоиерея и переведён в Таганрог. 19 июня 1803 года по просьбе почётной депутации от всего войска Черноморского, он был назначен Афанасием (Ивановым), архиепископом Екатеринославским, в город Екатеринодар войсковым протоиереем Черноморского войска и одновременно первоприсутствующим Екатеринодарского духовного правления. Разносторонние способности и знания помогли приобрести ему вскоре вес среди Черноморского войска и населения. Ввиду малого количества священников в крае (всего 10 человек), Россинский, с согласия войскового начальства, лично выбрал из числа местных жителей и обучил способных людей, которых затем направил к Екатеринославскому Преосвященному для рукоположения. В течение двух лет количество священнослужителей значительно увеличилось. Также вызывал священников из внутренних губерний. Также будучи озабочен малым числом церквей (которых было всего четыре, кроме часовен), он предпринимал иногда поездки по краю на два месяца для сбора подаяний на постройку храмов. Собранные суммы позволили Россинскому в короткие сроки заложить во многих станицах деревянные церкви, для постройки которых вызвал из России мастеров. Также он лично контролировал процессом возведения и материалами. Результатом этого стали 27 церквей, построенных за всё время его службы в Черноморье. Наградой за это Россинскому стали бархатная скуфья и палица.

Развитие образования Кубани

В дальнейшем Россинский почти всё своё время отдавал делу просвещения в Черноморском крае, имевшем до него только одно низшее учебное заведение. Впоследствии он именовался «просветителем Черноморского края». Он опять обратился к сбору пожертвований и за короткое время сумел собрать более 10 000 рублей ассигнациями. Первой инициативой в этом направлении стало преобразование 14 декабря 1806 года школы в Екатеринодаре в уездное училище; на постройку здания для него и на его содержание войсковая канцелярия постановила отпускать ежегодно пособие в 1500 рублей. Получив назначение смотрителем училища, Россинский быстро смог наполнить его учениками и вызвать из России хороших преподавателей (сам оставался среди них законоучителем). Также содержал за свой счёт более двенадцати детей, учеников училища, бедный родителей. Вероятно, к 1809 году относится смерть его жены, которая сильно подействовала на него: Россинский был готов оставить своё место и уйти в монастырь, но Екатеринославский Архиепископ не дал своего согласия. Благодаря его ходатайству в 1811 году в уездном училище был образован первый класс гимназии, открытие которой было мечтой протоиерея. За свои успехи в деле просвещения 19 января 1812 года Россинский был награждён орденом св. Анны 3-й степени.

С целью увеличения притока учащихся в уездное училище и подготовки учеников для гимназии он обратился к вопросам открытия приходских школ. Не рассчитывая на помощь войсковой канцелярии, Россинский вновь обратился к благотворительности. Так, была напечатана и распространена Высочайшая грамота 1806 года Черноморскому войску за пожертвования на учебное дело, которая позволила ему собрать сумму денег, достаточную для открытия трёх школ. Последние были открыты в Темрюке, Щербиновке и станице Брюховецкой. Надзирателями в эти школы он выбрал лиц из зажиточных и почётных жителей, которые на основании устава должны были заботиться о внешнем и внутреннем благосостоянии школ. У Екатеринославского Архиепископа им было получено разрешение на преподавание в школах латинского языка и нотного пения для детей священно- и церковнослужителей, с правом отчислять за это на школы известную часть кружечного сбора. Вскоре Россинский открыл четвёртое училище - в Гривном. Вслед за неожиданным запретом Екатеринославским Архиепископом в 1815 году использования церковно-кружечных сумм последовало требование к Россинскому дать отчёт в израсходовании средств. Всё сошлось, но источник доходов иссяк, из-за чего многие учителя оставили свои места. Время с 1815 по 1817 год было самым тяжёлым в жизни Россинского - временем его борьбы за существование школ. Школьное дело было спасено, когда в 1817 году явился благотворитель - курский купец С. В. Антимонов, пожертвовавший 6500 рублей. Заботясь, в свою очередь, о просвещении и образовании детей духовенства Черноморского края, Россинский, собрав более трёх тысяч рублей пожертвований и взяв со многих лиц обещание вносить суммы и далее, открыл в августе 1818 года духовно-приходское училище в Екатеринодаре и стал его первым смотрителем. В 1819 году Россинским были открыты школы ещё в станицах Риговской, Темрюке, Медведовской, Кущёвской, Леушковской и Пластуновской.