Экономическая ситуация страны - главный повод для беспокойств многих россиян. Жители России немного отвлеклись от негативных мыслей благодаря фееричному торжеству мира, спорта и дружбы - Олимпийским Играм. Но мировое событие в Сочи заканчивается.

Мысли о победах отечественных спортсменов заменяются переживаниями по поводу роста цен, стагнации и нестабильности рубля. Праздник заканчивается, и многие озадачены вопросом: «Как страна заживет после закрытия Олимпийских Игр?».

Негативные мысли по поводу печальной экономической ситуации в России - нормальная реакция любого человека, который немного понимает в экономике. В Олимпиаду инвестировали огромные деньги. Было ли это пустой тратой ресурсов, которая может спровоцировать финансовый кризис, либо инвестиции в Олимпийские Игры оздоровят экономику России?

Олимпиада уже не раз была причиной экономических проблем, например, вспомните Грецию, и чем праздник мира и спорта обернулся для нее. Кризис проявился здесь по причине перерасхода средств, выделенных на Игры. Вследствие этого бюджет страны оскудел на 9 миллиардов евро. Греция не нашла применению большей части построенных для Олимпиады объектов. Этим она нанесла невосполнимый ущерб своему финансовому состоянию. Только авторитетные эксперты могут объяснить последствия Олимпиады для экономики страны.

Так, например, Наталья Орлова, занимающая должность ведущего экономиста «Альфа-Банка», профессор кафедры фондового рынка и инвестиций НИУ ВШЭ, считает, что Олимпийские Игры не замедляют рост экономики. Следует ожидать эффект в масштабе 0,1-0,2% ВВП в год. С чем связаны предположения эксперта? Н. Орлова объясняет свои предположения особенностью локализации эффекта: последствия будут для одного региона, а не для всей страны.

По мнению эксперта, не нужно ждать плачевного экономического положения в стране. Все это - ошибочное предположение населения. Не нужно думать, что Кремль не контролирует ситуацию, и валютный курс после Олимпиады изменится. На самом деле нет угроз для экономики России. Правительство действует по штатному сценарию. Центральный банк Российской Федерации допускает большие движения курса валют по одной причине: курс определяется рынком, приоритетами инвесторов. Наталья Орлова поясняет, нет связи между концом Олимпийских игр и резким спадом экономики России.

Этого же мнения придерживается Андрей Никитюк - председатель правления «Concern General Invest». Эксперт считает, что для страны нет угрозы кризиса после завершения Олимпиады. А. Никитюк подтверждает некоторое замедление роста экономики, но связано оно с подготовкой к Олимпиаде: большие инвестиции в строительство прибавили пунктов к ВВП России.

Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова не исключает, что после Олимпиады экономика Росси вернется к стагнации. Возможно, что после завершения Олимпиады, прибыль от нее добавит ВВП около 0,7-1%. Свое мнение специалист подтверждает примером Олимпиады в Лондоне 2012. Она положительно повлияла на экономику Великобритании: экономический эффект равнялся 9,9 миллиардам фунтов стерлингов, а затраты составили - 9 миллиардов. Британские эксперты прогнозируют рост экономической выгоды до 40 миллиардов фунтов стерлингов до 2020 года.

Георгий Ващенко, занимающий должность начальника управления операциями «Фридом финанс», поясняет, бизнес получает прибыль от Олимпиады, а государство - убытки. Затраты на Олимпийские Игры в России составили 1 триллион рублей. Но государство вложило деньги в инфраструктуру, но не в Игры. Г. Ващенко считает, что этого недостаточно. Правительство отклонило предложение по сооружению высокоскоростной железной дороги. Новая ЖД линия связала бы Центр Российской Федерации с Кавказом, но этого не произошло. Туристический поток по-прежнему ограничен пропускной способностью трасс и сочинского аэропорта.

Г. Ващенко успокаивает россиян, говорит, что кризиса после Олимпиады не будет. Эксперт напоминает о предстоящем спортивном событии - чемпионате мира по футболу. Государство построит необходимые спортивные объекты, отремонтирует автодороги и аэропорты страны. Но в таком случае масштабное событие мирового уровня не станет для страны возможностью высокого экономического роста некоторых регионов. Чемпионат останется в истории, но напомнит о себе слабыми бюджетами федеральных субъектов.

Николай Журавлев, член Совета Федерации, заместитель председателя по вопросам бюджета и финансового рынка также исключает экономические проблемы после Олимпиады. Эксперт уверен, что Игры наоборот произведут позитивный эффект. По мнению Николая Журавлева, кризиса удалось избежать путем ослабления рубля. Из-за политической нестабильной ситуации рост ВВП России будет низким, но не выйдет за пределы положительной зоны.

Авторитетные мнения экспертов сходятся в одном: после Олимпиады кризиса не будет. Но не нужно ждать и каких-либо позитивных изменений. Правительство инвестировала огромные суммы в Краснодарский край, но изменения экономики носят локальный эффект. Подавляющее большинство россиян не почувствует изменений экономической ситуации в стране. Несмотря на это мы наблюдаем, как замедляется экономика, а рубль по-прежнему теряет позиции.

Опубликовано: 24.01.2014 Просмотров: 3713

В России официально стартовала эстафета олимпийского огня. 23 февраля 2014 года главный политический проект Путина — Олимпиада в Сочи — навсегда уйдет в историю. Но страна Россия будет жить дальше, и в ней останется все тот же президент. Который не создал и уже не создаст полноценной национальной экономики, хоть сколько-нибудь независимой от мировых цен на нефть и газ. Не возродил и уже не возродит советскую империю даже в виде выморочного обмылка, Евразийского союза. Не обеспечил и уже не обеспечит гарантий сохранения самой России в нынешних границах.

Праздник спорта, истерического патриотизма (мы даже из боя Кличко—Поветкин ухитрились сделать мини-войну с Украиной) и вселенских понтов продлится всего-то 16 дней. А до следующих президентских выборов останется еще более четырех лет. Что будет происходить с Россией после Олимпиады? Как она повлияет на политическую жизнь, экономику и общую атмосферу в стране?

Пока мы доподлинно знаем только о том, как уже повлияла. Экономику этот мегапроект на 1,5 триллиона рублей (абсолютный мировой рекорд стоимости для зимних и летних Олимпиад как минимум на два десятилетия) точно не оживил — она так и не оправилась от последствий рокировки Медведева с Путиным два года назад. Что касается политики, в условиях системы, где способы и мотивы принятия решений полностью закрыты от общества, — остается понять только одну вещь: или то, что российская власть делала в течение последних полутора лет — это относительно умеренное и приличное поведение перед Олимпиадой, дабы не слишком злить мир, а дальше будет только хуже; или упорно ходившие среди пикейных жилетов слухи о том, что «настоящие зверства» начнутся уже после Игр в Сочи, просто не подтвердились.

По некоторым признакам, российская власть не боялась наносить себе удары ниже имиджа перед Олимпиадой. Понятно, что закон об «иностранных агентах» стал политическим ответом поначалу напуганной власти на массовые уличные акции протеста. Что «закон подлецов», запрещающий усыновление наших детей-сирот американцами, был реакцией на «акт Магнитского» — дикой, но формально все-таки тоже ответной. Но, например, с принятием антигейского закона Россию уж точно, простите за каламбур, никто не тянул за яйца: его можно было сочинить после Игр без малейшего ущерба для образа неомракобесов, который упорно создавала себе российская власть в последние месяцы. После Олимпиады мировой резонанс от такого закона явно был бы меньше. По крайней мере, точно не возникла бы мировая дискуссия о возможном бойкоте Игр.

В постолимпийской России многое будет зависеть от двух ключевых факторов. Во-первых, от способов решения вопроса о власти: идет ли Путин на четвертый срок в 2018 году (читай: в пожизненные президенты), или начинается подковерная борьба за преемника? Второй важнейший фактор, который определит состояние страны после Олимпиады, — ситуация в экономике.

Сама Олимпиада уже вызвала дополнительный официальный пропагандистский патриотический угар. Страна и может продолжать угорать на фоне разрушающейся экономики. При этом сама российская власть не слишком верит в лучшее будущее отечественной экономики, по привычке пытаясь свалить внутренние беды на мировую конъюнктуру.

«Наиболее острая фаза кризиса преодолена. Однако рассчитывать на быстрое выздоровление глобальной экономики не приходится. Проблемы действующей экономической модели носят структурный и затяжной характер», — заявил Путин, отмечавший день рождения на саммите АТЭС. По его словам, «темпы роста замедляются или стагнируют, к сожалению, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который до последнего времени выступал движущей силой глобального развития… Снижается прогноз роста развивающихся стран. Видим основные причины — в накопленных глобальных дисбалансах». Хотя в России экономический рост по итогам 2013 года может оказаться самым низким с момента прихода Путина к власти и впервые даже меньше, чем в тех же США с несопоставимо более высоким эффектом базы. Причем то, что для Китая замедление роста, для России было бы невиданным скачком.

По тем исходным данным, которые мы имеем сейчас, можно ожидать от власти еще более активной реализации программы «Вперед, в прошлое!». Но если состояние экономики начнет представлять серьезную угрозу стабильности режима, остается крошечный шанс на возвращение признаков вменяемости хотя бы в экономическую политику: те же Набиуллина с Улюкаевым выглядят как воины «армии спасения» российской экономики при Путине. Правда, спасать ее пока позволено явно без политических шагов в сторону здравого смысла — вроде честных выборов, гарантий реальной свободы бизнеса и прав собственности, судебной реформы.

При сохранении нынешних трендов и людей во власти зимняя Олимпиада-2014 в Сочи рискует оказаться примерно тем же, чем была летняя Олимпиада-1980 в Москве для СССР. Тогда до распада страны, проводившей не менее пафосные Игры, оставалось 11 лет…

Семен Новопрудский

После Олимпийских игр-2014 Россия может испытать «постолимпийскую» депрессию, вызванную высокими издержками на проведение Игр.

Об этом пишет The Financial Times. Издание указывает, что существует целый список стран, которые сначала стали хозяевами престижных спортивных мероприятий, а затем пережили экономический упадок – например, Греция и Южная Африка.

По экспертным оценкам, на подготовку к сочинской Олимпиаде Москва потратила более 50 миллиардов долларов – это в семь раз превышает затраты на проведение Игр в Лондоне. России удалось обогнать даже Китай, который вложил в Олимпийские игры в Пекине (причем летние, а не зимние) 40 миллиардов долларов. По мнению The Financial Times, российские олигархи и госкомпании, которые обеспечивали финансирование строительства олимпийских объектов, активно занимали средства у иностранных кредиторов, из-за чего в последние два года наблюдался устойчивый рост российского внешнего долга.

Расплата по этим долгам после Олимпиады может больно ударить по российской экономике. По прогнозу Минэкономразвтития, в 2014 году ВВП увеличиться всего 2,5% вместо предварительных 3%, а по мнению ряда экспертов, рост ВВП вообще не превысит 1,5-2%. В этой ситуации зимние Игры в Сочи, которые, как пишет The Financial Times, являются демонстрационной витриной режима Владимира Путина, способны ухудшить экономическую ситуацию и в будущем существенно ослабить позиции российского лидера.

Издание считает, что Путин может повторить судьбу турецкого премьера Реджепа Эрдогана. В 2012-2013 годах Эрдоган сосредоточился на ряде «безумных» проектов (его собственное определение), к 100-летней годовщине образования Турецкой республики, чтобы оставить след в истории Турции. В частности, согласно плану главы турецкого правительства, на фракийском перешейке параллельно Босфору следовало прорыть канал длиной 50 километров и глубиной 25 метров между Мраморным и Черным морями, чтобы разгрузить судоходство по проливу, разделяющему надвое турецкий мегаполис. Стоимость работ достигала 8-10 миллиардов долларов США.

По мнению критиков, в попытке реализовать свой грандиозный проект премьер утратил ясное понимание, что на самом деле нужно большинству жителей Турции. В результате, против Эрдогана поднялась половина страны, причем наиболее обеспеченная и образованная ее часть. Затем последовали аресты эрдогановских министров и зачистка руководства турецкой полиции во всех региональных департаментах.

Сегодня турецкие рынки переживают тяжелые времена – министр финансов Турции предупредил о высокой вероятности роста уровня инфляции и снижения темпов экономического роста. Впервые за десятилетие гегемонии Эрдогана его авторитет на внутриполитической арене подвергся серьезным сомнениям.

Возможно, Путин сейчас рискует совершить те же ошибки, сосредоточившись на Олимпиаде в Сочи, и игнорируя реальные проблемы российской экономики, – резюмирует The Financial Times.

Что на самом деле ждет Россию после Олимпиады?

– После проведения Олимпиад страны-хозяева мероприятия испытывают, как правило, серьезное ухудшение экономической ситуации, – подтверждает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Это можно считать постолимпийской закономерностью. Наиболее яркий пример такого рода – Греция, которая именно после проведения Олимпиады 2004 года стала вползать в нынешнюю тяжелую экономическую ситуацию. В других странах эти процессы протекали в менее выраженной форме, но присутствовали почти всегда.

Единственным исключением стали Игры 2012 года в Лондоне, которые принесли пусть небольшую, но прибыль, плюс оказались испытательным полигоном для новых бесконтактных платежных систем. Так, компания Visa – спонсор Игр – продемонстрировала инновационную технологию оплаты посредством мобильного телефона и карты со встроенным чипом, благодаря которой можно было оплатить покупки в тысячах торгово-сервисных предприятиях Лондона и на территории олимпийских объектов.

«СП»: – Испытает ли Россия постолимпийский спад в экономике?

– В российском руководстве прекрасно понимали, что постолимпийские проблемы в экономике могут возникнуть. С одной стороны, исчерпывается стимул инвестиционного спроса в связи с завершением строительства олимпийских объектов. С другой – возникают проблемы у инвесторов, которые вложили в эти объекты огромные деньги. Эти инвесторы после Олимпиады могут попасть в непростую ситуацию, а поскольку многие из них являются капитанами российского бизнеса, это может отразиться и на состоянии экономики страны в целом.

Но нужно иметь в виду ряд обстоятельств, которые могут сгладить этот прогнозируемый негативный эффект. Олимпийские игры дадут довольно значительный толчок к росту потребительского спроса. Это стимул краткосрочный, но все же может помочь экономике погасить эффект от снижения инвестиций, и поддержать ее на плаву. Думаю, в первом полугодии 2014 года мы сможем даже получить нулевой баланс, когда сокращение инвестиций восполнится всплеском потребительского спроса.

Но долгосрочная проблема с финансовым положением инвесторов, бесспорно, останется. Для ее нивелирования правительством были приняты превентивные меры: Внешэкономбанк пошел на рассрочку платежей по «олимпийским» кредитам, Сбербанк также принимает меры по реструктуризации этих займов. Поэтому, я считаю, у России есть неплохие шансы ослабить постолимпийский синдром.

Но, повторюсь, полностью избежать его не удастся. Если можно так выразиться, имеется серьезная линейка факторов, играющих на общее ослабление российской экономики в 2014 году, прежде всего, из-за ее нерешенных структурных проблем. Никто сегодня не даст гарантии, что Россия избежит постолимпийского торможения, которое испытывали все страны при проведении крупный спортивных мероприятий.

«СП»: – Какие выводы можно сделать из этой ситуации?

– Нам нужно заниматься не только превентивными мерами для сглаживания негативного постолимпийского эффекта, но и активным аудитом эффективности затрат на олимпийское строительство. Думаю, после проведения Олимпиады в этой сфере вскроется немало любопытных фактов.

На мой взгляд, из этой ситуации следует сделать выводы и для финансово-экономической политики в широком смысле. Прежде всего, необходимо создать институты независимой экспертизы крупных инвестиционных проектов, которые реализуются на территории РФ. Это крайне острая проблема, и после Олимпиады она, надеюсь, получит дополнительный импульс для скорейшего разрешения…

– Параллель The Financial Times между судьбами Путина и Эрдогана не кажется мне убедительной, – отмечает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. – В Турции, как мы видим, при росте роли Эрдогана сохранялись и другие центры силы. Фактически то, с чем столкнулся сейчас турецкий премьер – это не вдруг произошедший раскол в элите, а действия сил, которые Эрдоган никогда не контролировал.

В России – для Путина – ситуация тактически лучше, но стратегически хуже. Лучше потому, что невозможно представить, чтобы Верховный суд или какая-то силовая структура вдруг выступит вопреки мнению, решению, позиции президента. С другой стороны, это означает, что в Турции, пусть через кризис, ситуация стабилизируется, и не всегда взвешенные и адекватные действия Эрдогана будут быстро пересмотрены. А вот в России можно идти в тупик довольно долго, поскольку нет сдержек, которые могут приводить систему власти в оптимальное состояние. И потому, когда наша страна все же столкнется с политическим кризисом, его последствия могут быть весьма разрушительными для властной системы.

«СП»: – В чем для России будет заключаться негативный постолимпийский эффект?

– Здесь нужно различать два момента. Первый – Олимпиада как таковая. Сегодня уже понятно, что получить дополнительные выгоды – например, имиджевые – в результате проведения Игр не удастся. Речь идет, скорее, об издержках, и о том, насколько велики они будут.

Это зависит отчасти от власти, но в большей степени от того, как будет развиваться ситуация в стране во время Игр – например, будут ли масштабные теракты. В конечном счете, при тех колоссальных затратах, которые понесены в связи с сочинской Олимпиадой, любой сбой – будь то техногенная катастрофа или плохое выступление российской сборной, – могут привести – условно – к эффекту русско-японской войны 1904 -1905 годов. Эта война, напомню, задумывалась как демонстрация силы царского режима, но в результате привела к резкому ослаблению позиций императора Николая II, поскольку поражение в ней рассматривалось, как национальное унижение.

Что касается долгосрочных экономических последствий, неправильно сравнивать Россию с ЮАР или Грецией – масштабы другие. Да, затраты на сочинскую Олимпиаду огромны, но и российская экономика немаленькая. Серьезные негативные экономические последствия могут, скорее, почувствовать лишь южные регионы России.

Тот же Краснодарский край в течение нескольких лет получал колоссальные инвестиции, и находился в центре внимания федеральной власти. Сразу после Игр ситуация изменится – причем, не только для края, но и всего Северного Кавказа. Кроме того, она изменится политически для этнического Северного Кавказа. Те факторы, которые обуславливали готовность Кремля платить любые деньги за покупку лояльности этнических элит, перестанут действовать сразу после Олимпиады.

Поэтому после Игр возможна как политическая дестабилизация региона, так и его экономическое проседание – это в данном случае взаимосвязанные вещи. Это и будет главным постолимпийским синдромом Игр-2014 в Сочи…

Андрей Полунин Свободная Пресса

Население нашей страны замерло в тревожном ожидании - по слухам, Россию после Олимпиады-2014 ждет масштабный экономический кризис. Кажется, что недавнее падение курса рубля - одна из его первых ласточек.

Экономика России после Олимпиады 2014

Ходят слухи, что после Олимпиады 2014 Россию ждет экономический кризис. После мобилизации всех внутренних ресурсов для претворения в жизнь масштабного проекта Сочи-2014. Портал RB.ru приводит мнения экспертов о возможности кризиса после Олимпиады 2014 и ее влиянии на российскую экономику.

Алексей Кузнецов, руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН:

"В нашей стране с экономикой явно не все в порядке, это все видят. Наблюдается замедление темпов роста экономики. За прошедшие годы не решено несколько проблем, которые приводят к этому торможению. Это коррупция, это жилищный вопрос, который влечет за собой спад рождаемости. Среди серьезных проблем - монополизированный рынок, медленное внедрение инноваций. Все эти факторы не вселяют оптимизма относительно российской экономики. Говорить о том, что Олимпиада ударит по экономике - неправильно. Часть инвестиционных расходов в Олимпиаду была сделана еще при подготовке к Играм. По моему мнению, сам факт проведения Олимпиады ни в коем случае не стоит рассматривать как спусковой крючок для экономического кризиса".

Антон Шабанов, эксперт банка "БКС Премьер":

"Оснований полагать, что Сочи столкнется с финансовым кризисом, на данный момент нет – если, конечно, будет предложена адекватная программа использования олимпийской инфраструктуры для развития курорта в будущем. Не стоит забывать, что Сочи будет принимать и другие масштабные спортивные мероприятия: Чемпионат мира по футболу-2018, гонки Формулы-1".

Диана Маклозян, руководитель юридического департамента компании HEADS:

"Стоит отметить, что под проведение Олимпиады в налоговое законодательство была внесена масса поправок, вводящих налоговые льготы для компаний, принимающих участие в проведении Олимпиады. Основная их часть касается так почитаемого в России НДС.

После сдачи объектов значительно возрастет сумма НДС, заявляемая к вычету, что ляжет бременем на российский бюджет. А бюджет надо пополнять, следовательно, возрастут налоги на самую эффективную отрасль экономики РФ, нефтегазовую промышленность, что повлечет за собой рост цен на газ и бензин, что, в свою очередь, приведет к очередному скачку цен и инфляции.

Также после Олимпиады возможен отток инвестиций за пределы РФ, для этого существуют две причины: закончатся иностранные инвестиции в Олимпийские объекты и возмещенный НДС, который должен кто-то получить.

Не стоит забывать, что совпадает по времени с датой судьбоносной для доллара США, а экономика России слишком тесно связана с судьбой этой иностранной валюты. Исходя из вышеизложенного можно предположить, что кризис возможен".

Что будет после Олимпиады 2014 с олимпийскими объектами

Судьба почти всех олимпийских объектов определена. Некоторые планы их дальнейшего использования были озвучены еще в марте 2013 года, во время встречи Президента России Владимира Путина с чиновниками и представителями спортивных федераций.

По сообщению РИА-новости, во время этой встречи губернатор Краснодарского края рассказал, что конькобежный центр в будущем станет большой выставочной площадкой и будет вести коммерческую деятельность, а международный медиацентр превратится в торговый комплекс. По оценкам губернатора, после Олимпиады в гостиницах и домах бывшей олимпийской деревни будут жить около 100 тыс. человек, и торговый молл будет пользоваться популярностью.

Ранее чиновники Минспорта и эксперты посчитали возможным перепрофилировать в крытый велотрек ледовый дворец спорта для фигурного катания и соревнований по шортреку "Айсберг". Малая ледовая арена для хоккея с шайбой в последствие может стать всероссийским образовательным центром по хоккею.

На сессии МОК в начале февраля 2014 года подтвердил планы перепрофилирования: «На базе нескольких объектов Игр будет создан Всероссийский детский спортивно-образовательный центр. Для мировой практики передача объектов олимпийского значения, олимпийских объектов в сферу детского спорта явление пока редкое».