Это будет, наверное, самая полезная для всех статья (из остальных в этом блоге) по самому волнующему для многих вопросу - врачебно-летной экспертной комиссии или просто ВЛЭК.


Когда люди доходят до этого этапа, как же всех заставляет понервничать это слово) Пожалуй, даже больше, чем само собеседование. А все почему?

От незнания.
Мы всегда боимся того, чего не знаем. А с ВЛЭКом в обычный жизни из нас никто не сталкивался. Отсюда и начинается паника - "пройду ли я его или нет, ведь это не собеседование, и от меня мало что зависит".
Скажу в самом начале, дабы успокоить всех - забудьте все страсти которые вы читали про него в интернете. Я не знаю, для запугивания ли их пишут, или просто по приколу, чтобы потролить, но все мои знакомые , кто не имеет каких либо значимых отклонений ВСЕ проходили его БЕЗ труда . Реально, 98% моей группы прошли его меньше чем за неделю. Кто-то за один день, кто-то как я за два. Остальные 2 % прошли чуть больше, чем за неделю, но ПРОШЛИ. Время в основном уходит на то, чтобы дождаться результатов анализов (1-5 дней). А всех врачей можно обойти за 1-2 дня.

Вот вам список основных мифов:

  • Если у меня плохое зрение/я ношу очки/контактные линзы/у меня была операция на глазах, то я не смогу пройти ВЛЭК. Полный бред. Даже если у вас зрение -4 вы можете легко пройти окулиста. Просто вам будут смотреть глазное дно и скажут, можете ли вы работать без очков или нет. Очки носить можно, так же как и линзы (правда в линзах очень высыхают глаза в рейсе, я бы их не советовала). Операции на глазах тоже не запрещаются. У меня, например, оперированные глаза. Никакого ухудшения зрения или дискомфорта за 3 года полетов я не заметила. От ноутбука, за пол года работы на земле, я кажется и то больше посадила зрение.
  • Если у меня есть татуировки, то я не смогу пройти ВЛЭК. Знавала я одного парня, у которого был полностью забит рукав. Не бабочка какая то 5х5 мм на запястье, а вся рука! Ничего, летал) Правда даже в жару +35 в рубашке с длинными рукавами, но летал) Потел и летал хD И не только он. Прилетаешь иногда в эстафету на моря, все переодеваются, выходят в купальниках и ты в шоке - как они это прятали : у кого лодыжка вся забита, у кого на шее тату, на животе, на груди, на ногах, на спине и только они знают, где еще. Никто не сводит и не парится по этому поводу. Просто на время рейса заклеивают телесным лейкопластырем видные места. Девчонки покупают колготки поплотнее. На запястьях все легко прячется под часы. Так что выход есть всегда . На собеседовании лучше конечно своими тату не хвастаться. А на ВЛЭКе могут максимум к психологу дополнительно отправить: вдруг у тебя эти желания разрисовать свое тело от демона?)) хD
  • Если у меня зубы не в идеальном состоянии, не чисто белые или есть камень, то я не смогу пройти ВЛЭК. Снова нет. От вас не будут требовать идеально белоснежной улыбки. Достаточно того, чтобы все видимые зубы были на месте (смешно звучит хD), в них не было дырок и кариеса. Если есть дырки - пока не заделаете - не пропустят. Насчет кариеса - скорее всего предложат вылечить прямо там, у них, сразу же.
  • Если у меня искривление позвоночника, то я не смогу пройти ВЛЭК. Вы мне лучше покажите человека, у которого его сейчас нет хD Мне поставили диагноз: сколиоз 1ой степени , о котором я узнала только там. Ну поржали вместе с хирургом, кому я такая косая нужна буду, и он дал мне допуск. Потом на каждом полугодовом ВЛЭКе, благодаря этому диагнозу, мне давали 2 дополнительных дня на его прохождение - а это кайф) Потому что каждый день оплачивался по 2500 р, а проблем ноль. Зайти к хирургу и доброго утра пожелать, он даже смотреть не станет.
  • Если у меня куплен военник/статья ограниченно годен, то я не смогу пройти ВЛЭК (для парней). Скажем так. Из всех парней с кем я летала, военник не был куплен может процентов у семи) И почти все были ограниченно годны. Но сложностей при прохождении у них не возникало никаких. Но там зависит еще от статьи. Здесь я уже не помогу - просто не знаю с какими статьями не допускают к полетам. Но там какие-то действительно серьезные проблемы должны быть описаны в них. В основном проблемы с сердцем.
  • Если у меня есть эрозия, то я не смогу пройти ВЛЭК (для девушек). У меня тоже была. И я с ней прошла своей первичный ВЛЭК. Правда меня конечно замучили с доп анализами, которые стоили не так то дешево (порядка 3 тысяч). Но эти анализы сдаются только для того, чтобы гинеколог убедился, что твоя эрозия не переросла в онко заболевание. Эти анализы нужно будет сдавать каждый год при прохождении ВЛЭК (позже я опишу что это за анализы). Так что наверно это единственный миф, который может вызвать хоть какие то трудности при прохождении, т.к 80% девчонок, кто проходил со мной гинеколога в этот день, отправляли за доп анализами из-за эрозии. Но как только их приносишь - проблем нет никаких.

Думаю кто-то сейчас выдохнул. Это я описала лишь самые популярные вопросы, что мне задавали. А вообще, все у кого есть какие-то незначительные проблемы со здоровьем, которые никак не мешают вам спокойно жить - всё пройдут ! Главное врачам говорите, что вы самый здоровый человек на планете, что вас ничего не беспокоит, по утрам зарядочку делаете, спортом занимаетесь, водичкой холодной обливаетесь. Если начнете честно отвечать что вот, вчера в левом ухе стреляло, а по утрам как резко встану в глазах темнеет и сердце что-то побаливает когда побегаю, да и гриппую я часто, то естественно, вас отправят на 100500 дополнительных анализов, за которые вы отдадите не малые СВОИ деньги (все дополнительные анализы авиакомпания не оплачивает). А оно вам надо? Обходите систему! Просто будьте хитрее) Все врачи тоже люди. Уставшие люди. Люди которым не так хорошо платят как хотелось бы... Связь улавливаете? )

Но все это без фанатизма конечно! Я сейчас говорю ТОЛЬКО про какие-то мелкие недостатки здоровья, которые есть почти у всех и которые никак не усугубятся после частых полетов.

Помните: ваше здоровье, важнее любой работы! Даже работы вашей мечты. Если у вас не будет здоровья - никакая работа не будет в радость. Вообще ничего не будет в радость. Берегите его и правильно расставляйте приоритеты .
Особенно это касается тех, у кого есть какие-то серьезные сердечные заболевания . Это лишь кажется, что ничего сложного в этой работе нет. Но на самом деле, это огромная нагрузка на весь организм. Как физически так и морально. Не просто так, нам доплачивают за вредность. И не просто так раньше уходят на пенсию. Это конечно не так вредно, как работать скажем на шахте, но здоровье свое можно не слабо убить, если будете забивать на симптомы, не лечить их последствия и врать по поводу серьезных вещей на ВЛЭК #лишьбыдалидопуск. Повторяю, берегите свое здоровье , и если есть весомые причины, по которым вам летать не стоит - не пытайтесь скрыть их , это уже не шутки. Врач то вас пропустит - а вот какие вы можете потом навлечь последствия на свое здоровье, лучше не знать.

Очень многие, после прочтения данной статьи (чаще всего не очень внимательного) видимо на полном серьезе уверены , что я имею несколько медицинских образований и помимо этого, работаю на полставки экспертом местного ВЛЭК. Просто я не могу иначе объяснить то количество вопросов медицинского характера, что падают мне в личку. Я иногда даже не могу с первого раза прочесть диагноз, о допустимости которого вы меня спрашиваете. Откуда же я могу знать что это вообще за болезнь и пройдете ли вы с ней ВЛЭК?)

Ответы на такие вопросы нужно искать в очень замечательном и полезном документе:

Приказ Минтранса России от 22.04.2002 N 50

(с изменениями от 28.11.2014)

"Об утверждении Федеральных авиационных правил

(ФАП МО ГА-2002)


Или как его называют в простонародье:

ФАП 50


Открываем вот эту ссылку и изучаем данный документ. А документ не маленький. Аж 83 страницы. Но поверьте, ответ на ваш вопрос: "А пройду ли я, если у меня то-то-то" вы найдете точно. Там есть специальная таблица с замечательным и точным названием:

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ГОДНОСТЬ К ЛЕТНОЙ РАБОТЕ, РАБОТЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, РАБОТЕ БОРТПРОВОДНИКОМ, БОРТОПЕРАТОРОМ, ПИЛОТОМ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЮ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Я даже подскажу, что она находится на 17ой странице ^^


Изучаем и находим ответ на свой вопрос. Если написано: "инд. оценка" - это значит, что врачу необходимо будет вас осмотреть, может даже назначить какие-то доп. анализы и уже тогда принять решение. Это не значит "не годен" . Это значит - решат уже после вашего осмотра.

Если вы не нашли там ответа на свой вопрос - поверьте, уж я то я совершенно точно его вам не подскажу.
Лучше позвонить или зайти на ВЛЭК и уточнить этот вопрос у компетентных врачей.
Действующие бортпроводники, врачи поликлиник и бабушки с 5го подьезда однозначно вам в этом вопросе не помогут. Даже если будут уверять, что они то наверняка это знают.
Не верьте слухам - проверяйте все сами лично и не "абы где" , а именно на ВЛЭК.

А теперь давайте разберемся в самом сложном:

Какие нам нужны справки/анализы на ВЛЭК и какие можно пройти дома, по месту прописки.

Вот список с чем вы УЖЕ должны прийти на ВЛЭК ОБЯЗАТЕЛЬНО :

Все это вы должны обязательно принести на ВЛЭК. Забудете что-то - отправят обратно.


А вот следующий список анализов вы можете сделать по желанию либо дома, либо на самом ВЛЭК. Разницы никакой нет. Просто если вы сделаете их заранее, то ВЛЭК пройдете за 1-2 дня , так как в основном только из-за их ожидания время прохождение комиссии увеличивается. Стоят они примерно одинаково везде. На ВЛЭКе может быть дороже рублей на 50, чем в вашем городе. Все эти анализы платные даже в том случае, если ВЛЭК вам оплачивает компания. Так что платить придется хоть как. Раньше можно было принести с собой буквально все результаты анализов (включая кровь, мочу, кал, ЭКГ и тп), но сейчас их уже не принимают и заставлять сдавать только непосредственно у них. Поэтому вот список тех анализов, которые вы можете сдать ЗАРАНЕЕ в любом месте, в любом городе и результаты которых ПРИМУТ на ВЛЭК (основываюсь на своем опыте из ЦентрАвиаМеда (ЦАМ)):
  1. Анализ крови на ВИЧ - обычно сдается бесплатно в специализированном центре ВИЧ вашего города. Может сдать любой гражданин РФ, даже не имеющий местной прописки. Только не стоит говорить, что сдаете для трудоустройства. Иначе потребуют его оплатить. Говорите что делаете для личных нужд , но не забудьте уточнить, чтобы результат бы НЕ анонимным .
    Сдать у себя в городе - бесплатно, либо ~220-250 р;
    Сдать в ЦАМ - 300 р (все цены указаны по прайсу за сентябрь 2016 г);
    Срок изготовления - на следующий день (но уточняйте заранее в вашем городе, возможно время исследований будет больше).
  2. Анализ крови на Гепатит Б и С категории - существует куча разновидностей этих анализов, но нужны всего два, а именно: HBc Ig суммарн. и HCV Ig суммарн. Можно сдать в том же центре ВИЧ в вашем городе.
    Сдать у себя в городе - ~250-300 р каждый;
    Сдать в ЦАМ - 300 р каждый;
    Срок изготовления - 1-2 дня
  3. Анализ крови на брюшной тиф - довольно замудренный анализ. Не везде его делают и если делают то довольно долго. Я так и не нашла где он делается в моем городе и сделала его на ВЛЭКе;
    Сдать в ЦАМ - 370 р;
    Срок изготовления - 3 дня.
  4. Кал на дизентерийную группу - он же кал на патогенную/кишечную группу и он же БАК-анализ . Самый доооолгий анализ из всех. И еще, сдается не каждый день. У меня в поликлинике его можно сдать всего 2 дня в неделю . Узнавайте заранее в какие дни и не сдавайте перед выходными - это еще больше может увеличить время его изготовление.
    Сдать у себя в городе
    Сдать в ЦАМ - 150 р за забор мазка + 420 р исследование мазка;
    Срок изготовления : 5 дней.
  5. Флюорография - тут ничего необычного. Все ее наверняка делали в институтах и школах. Ее результаты принимают лишь потому, что нельзя облучаться чаще, чем раз в пол года. Поэтому спокойненько сдаем у себя в поликлинике по полису и привозим результат с собой. Вам нужно будет только лишь попросить переставить печать из вашего результата, в вашу мед книжку. И ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить этот результат при себе (в вашу карту он не прикладывается).
    Сдать у себя в городе - бесплатно в поликлинике по полису;
    Сдать в ЦАМ - 390 р;
    Срок изготовления : сразу на руки.
  6. Снимок пазух носа с заключением (только на первоначалку) - можно сдать как в поликлинике, так и в специальных учреждениях своего города. Обязательно просим заключение , иначе одного снимка будет недостаточно. В заключении просите написать что у вас все чудесно и если затемнения и есть, то абсолютно не значительные.
    Сдать у себя в городе - бесплатно в поликлинике по полису, либо ~220-250 р в другом месте;
    Сдать в ЦАМ - 300 р;
    Срок изготовления : сразу на руки.
Почти все анализы действительны только месяц (если я не ошибаюсь). Так что сильно заранее не делаем, но и не затягиваем, чтобы все успеть. Пожалуй самым оптимальным, было бы сделать БАК-анализ дней за 10 (чтобы уже ТОЧНО успеть его забрать). А все остальные за неделю (чтобы был задел во времени на экстренный случай). Не позже!

Если принесете на ВЛЭК все эти результаты, пройдете все ровно за 1 день парни и 2 дня девочки (из-за того что дерматолог принимает только с мазками, которые готовы через день после забора). Ну не считая конечно индивидуальных ситуаций по здоровью и ваших диагнозов).

Кстати. Вот по этой ссылке вы можете сами посмотреть все цены ЦАМ.

Совет №1 . Если немного простыли и болеете - лучше полечитесь дней 5 - иначе все анализы могут показать плохие результаты.

Для того, чтобы вы хорошо понимали, что вас еще ждет, приложу ПОЛНЫЙ список остальных анализов, которые вам необходимо будет сдать уже на ВЛЭК.

Полный список всех остальных анализов ВЛЭК:


  1. Сведение о группе крови и резус факторе;
  2. Общий анализ крови;
  3. Сахар крови;
  4. Анализ мочи;
  5. Кал на яйце глист;
  6. Соскоб на энтеробиоз;
  7. Кровь на RW;
А теперь приступаем к следующему шагу.

Что делать после того как вам вручили заветный листочек с направлением на ВЛЭК?

После того, как спляшите танец победителя, первым делом нужно собрать в отдельную папку (чтобы не потерять) все-все справки и анализы которые у вас есть, обязательно паспорт и медкнижку (если ее нет, сделают за 1220 рублей в ЦАМ)

Вам нужно ехать ранним-ранним утром, примерно к 8.00 в "ЦЕНТРАВИАМЕД" который находится по адресу пр. Академика Сахарова, 7 НО если вы проходите ВЛЭК от Аэрофлота, то у них есть свой собственный центр) Однако я опишу процесс прохождения именно для ЦАМ, думаю что они все все равно очень похожи.

Для тех кто в Москве совсем недавно и вообще не ориентируется, объясняю один из способов как добраться:

Едем до метро Тургеневская или Чистые пруды (оранжевая либо красная ветка соответственно). Если приехали на Чистые пруды, то выходим в город в сторону проспекта Академика Сахарова . Если на Тургеневскую, то тут уже точно не вспомню в какую, но там по указателем все понятно. Идти потом нужно пешком минут 10-15 (одинаково с обеих станций). Дойти там несложно даже для тех, кто ориентируется в местности плохо (как я хD) . Главное скачайте себе какую нибудь программу типа 2GIS и двигайтесь по ней) Вот вам карта для наглядности:

Теперь расскажу как ВЛЭК прошла я.

Сентябрь 2013 года . Утро. Я встала пораньше и поехала к 8.00. Даже впервые будучи в центре Москвы одна я очень быстро нашла здание хотя топографический кретинизм это прям про меня. Когда я зашла внутрь, добрый дядечка охранник пока я озиралась по сторонам с глазами испуганного котенка, спросил, на ВЛЭК ли я? И подсказал куда идти - на 2ий этаж в 240 кабинет . Подходим в регистратуру, говорим что мы на ВЛЭК и просим выписать пропуск. Если вы там в первый раз, скорее всего на вас заведут карту с вашими контактными данными. НЕ ЗАБУДЬТЕ ПАСПОРТ - без него не выпишут пропуск. И обязательно оставьте в гардеробе куртку, если есть - с ней будет дико неудобно таскаться.

Врач терапевт начинает принимать с 8ми утра. Я была там уже в 7.50 и естественно была первой и в общем то единственной)) Поэтому прошла без проблем сразу же в 8.00. Однако сейчас уже все поменялось, и с утра получаются самые дикие очереди!

Совет №2 . Хочу вас предупредить, что если приехать позже, часам к 11-12, то очередей почти не будет, НО терапевт может уже не принимать. И все анализы можно сдавать лишь до 11.
Когда я сдавала ВЛЭК повторно, после долгого перерыва в полетах, я сдала все анализы в первый же день, всех врачей прошла за два дня и приехала через 5 дней (долго готовился БАК анализ) чтобы получить заключение . Каждый раз приезжала к 10-11 часам и сидела в очередях максимум минуты 2 (не считая терапевта и секретаря - у них очереди почти всегда).
Первым делом мы идем к секретарю - Римме Анатольевне . Просто чудеснейшая женщина! Очень помогает всем бортпроводникам и сильно за всех переживает. Она выпишет вам направления на все анализы и примет те, что у вас есть.

То есть что мы отдаем на этом этапе:

  • выписку из поликлиники;
  • справку их "психушки";
  • справку из "наркологички";
  • военник (для мальчиков);
  • фото 3х4;
  • результаты анализов список которых я приводила выше (если сдавали до этого).

Она заводит при вас карточку, клеит ваше фото, вкладывает туда все ваши анализы, отдает направления на анализы (но помните, что все лаборатории работают с 8.00-11.00) и дает листочек А4, где список всего-всего что вы должны пройти.

Там все подробно расписано - какой нужен кабинет и в какое время он работает. Почти все врачи с 9ти часов утра. У девочек только гинеколог был с 10.00.

Вот фото этого листка. Специально сфотала для вас, когда проходила его повторно перед трудоустройством в "Глобус":


Первым делом нужно сдать все анализы по направлениям которые вам дали. После того как пробежались и сдали все анализы, начинайте обходить всех врачей. Можно в любом порядке. Но первым делом сходите к терапевту . Я к нему последнему пошла и вроде как зря. Она мне потом говорила что я поторопилась и ЭКГ сделала без нее. Так что бежим сначала к ней, а то потом очередь большая будет (однако когда я проходила ВЛЭК недавно, я очень торопилась и к ней вначале не зашла. Отреагировала она нормально - так что если будет большая очередь к ней - не ждите, проходите других врачей).

  • Хирург - насколько я помню, там принимает взрослый дядечка (во всяком случае мне такой попался) с каким то странным чувством юмора. Просто проходишь, раздеваешься полностью, до трусов (да да девочки, и лифчик тоже снимаем) и он просит встать вас в центре кабинета, развести руки в стороны, ноги на ширине плеч и начинает вас осматривать)) Да, приятного конечно мало, и дверь в этот кабинет то и дело открывается. Экстрим хD Но видимо ему было по барабану) Он попросил несколько раз наклониться и достать кончиками пальцев то пола. Что-то там пробормотал про мой кривой позвоночник (я сутулилась сильно в детстве). Вроде спрашивал есть ли тату, но я уже точно не помню. Если у кого есть тату, например, на запястье - надевайте часы. Он их снимать не просит. И еще, можете заклеить телесным лейкопластырем. Если спросит зачем - скажите обожглись на днях и невинно хлопайте глазами. После осмотра он записывает вам в карту что вы к летной работе годны. Одеваемся у уходим (урааааа);
  • Невролог - тут я уже смутно помню, что там было, но раз ничего не запомнила, значит ничего страшного и не было) Вроде бы даже не просили раздеваться.
  • Окулист - тут я вначале садилась за какие-то аппараты и врач осматривал мои глаза. Кому то капали глазные капли, чтобы можно было посмотреть глазное дно. После них потом еще на несколько дней может быть плохое зрение, но у меня такого не было. Потом я просто прочитала буквы и цифры на табло и мне поставили зрения 1.0. У кого зрение не очень и кто переживает из-за этого, не волнуйтесь. Если с первого раза неправильно назвали, еще можете вариантов 5 перебрать) Их засчитают все хD И вообще, зрение поставят даже повыше чем у вас есть);
  • Стоматолог - тут тоже все быстро и просто, для тех кто позаботился заранее и заделал все дырки и убрал кариес. Всем советую это сделать дома, потому что в Москве ценники на стоматологов просто космические . А с дырками вас точно не пропустят. Ровно как и с кариесом. Если все в порядке они просто визуально смотрят и ставят в карте где стоят пломбы или коронки и помечает что все хорошо;
  • Лор - к лору можно идти только со снимками пазух носа и после стоматолога. Там сначала вас осмотрят всего с ног до головы, потом посмотрят нос, уши, постучат молоточком по коленкам и по пяткам. Что-то попутно спрашивают, жалуетесь ли на что-нибудь, но вы естественно самый здоровый человек который болел максимум ОРЗ) Далее будут проверять слух . Вас проводят в отдельную комнату, ставят одним ухом к стенке, второе просят прикрыть. Врач уходит на другой конец комнаты и шепчет цифры. Вы их повторяете. Так на два уха. Не скажу что она слишком тихо их шепчет. Все довольно легко различимо. Но вот потом начинается самая жесть - тестирование вашего вестибулярного аппарата . Вы садитесь в железное кресло, как на карусели о боже меня уже затошнило, вас там закрывают, начинают крутить и просят постоянно то поднимать то опускать голову) И так раз 10 ) Потом кресло резко останавливают, просят поднять голову и спрашивают - тошнит ли, кружится ли голова и т.п. У меня перед глазами уже все плыло, не знаю хорошо ли, что я не покушала с утра, или плохо ли это, но тошнило меня знатно ) А потом все повторилось, но в другую сторону хD Когда это замечательная карусель закончилась, я еле встала и оставшиеся силы потратила на то, что бы просто пройти прямо и не спалиться хD Чувствовала себя пьяным человеком, идущим по прямой перед гаишником хD Но боюсь что белый цвет моего лица, мне все-таки выдавал) Однако замечаний мне по этому поводу не сделали. И кстати говоря - во время взлетов, посадок и вообще всего полета я никогда не чувствовала головокружения или тошноты. Так что этот тест весьма спорный. Потом, все еще белая , я села в какую-то будку, одела наушники и получила в руки небольшой пульт с кнопкой, на которую должна была нажать, когда услышу какой-либо звук. Тут я тоже запаниковала: "какой звук? А вдруг я его уже прослушала? Как я пойму что это он если услышу???" Но уверяю вас, вы его не пропустите) Сначала врач подавала его в правое ухо, а потом в левое. Всего 7 разных звуков, просто гудение, как помехи, разной тональности - от высоких до низких - еле слышные. Так что тут уже слушайте внимательнее.
  • Дерматолог - к дерматологу можно только с результатами на сифилис и мазками у девочек от гинеколога. Про мальчиков вроде ничего не написано). Дерматолог даже не просит раздеться. Просто делает запись в вашей карте;
  • Гинеколог - это единственное что реально может вызвать проблемы при прохождении у девочек. Фактически всех, кто стоял со мной в очереди отправляли на три дополнительные анализа из-за эрозии - цитология, ВПЧ и колькоскопия . Все эти анализы можно сдать прямо там. Но стоят они порядка 3000. И я не была исключением. Правда я сдавала их в другом месте, но все приняли без проблем. В общем, результаты врача устроили, и она написала мне, что я годна, но при каждом прохождении ВЛЭК должна буду делать эти три анализы. Это не смертельно. Хотя и затратно. Если вы знаете, что ваша эрозия достаточно обширная, то даже посоветую сделать эти анализы заранее в своем городе (это будет гораздо дешевле). И еще. После года полетов, моя и без того не маленькая эрозия выросла в огромную , и на годовом ВЛЭКе (который я кстати проходила уже во Внуково) к полетам меня уже не допустили. Хотели списать не землю. Пришлось клятвенно молить, что я сделаю операцию (хотя горе врачи до этого убеждали, что до родов ее делать не нужно). И врач согласилась. Хотя думаю, что больше меня запугивала. И правильно делала. Я сейчас ей очень благодарна за это. Я слетала домой (у меня как раз был отпуск после этого ВЛЭКа) и довольно быстро сделала лазерное прижигание. Меньше чем за месяц я полностью восстановилась, и теперь любые походы к гинекологу перестали быть пыткой - не осталось даже и следа от болячки) Так что повторю в третий раз - берегите свое здоровье.
Совет №3 . Девочки, у кого не вовремя выпадают критические дни - просите в АК сдвинуть сроки прохождения ВЛЭК. Потому что в это время вы не сможете пройти гинеколога и некоторые анализы будут неверным. Они все это знают, так что проблем не будет, главное вовремя предупредить.

Вот и все) После того как прошли всех врачей, получили все результаты анализов, идем обратно к терапевту и получаем у него заключение. Скорее всего там будет большая очередь. Если терапевта устроит все ваши результаты, она тоже напишет вам свой допуск. Но меня вот просила еще раз пересдать ЭКГ, но я думаю что из вредности) Потому что у меня с ним все в порядке было.
После терапевта вам будут оформлять медицинскую книжку (если ее нет, то заплатите 1220 р за ее оформление), проставят печати и налепят голограмму что мед комиссия пройдена.
Потом вас отправят в 314 или 315 кабинет и там уже выдадут заключение ВЛЭК и отдадут вашу карту.

Совет №4 . Заключение очень маленькое и будет нужно вам всегда , при прохождении каждого предполетного осмотра. Это один из основных ваших документов , так что храните его, как зеницу ока)

Надеюсь что я создала максимально точную и понятную инструкцию для прохождения ВЛЭК.
Мне бы такая в свое время точно не помешала хD
Так что пользуйтесь на здоровье)

PS : так как мне все чаще в ВК стали приходить вопросы, которые я ну просто максимально подробно описала в остальных своих статьях, в надежде что перестану наконец быть попугайчиком и повторять сотни раз одно и тоже каждый день, я хочу обратить ваше внимание на очень важный факт:

КАК СТАТЬ БОРТПРОВОДНИКОМ!


Я понимаю, что кому-то этот красный цвет и КАПС ЛОК покажется смешным, странным, неуместным или ЮляТыЧеВообщеУжеСдурела но я вас уверяю - очень много людей в силу своей невнимательности просто читают эту статью про ВЛЭК, находят меня ВК или Спрашивай и спешат задать вопросы про английский, собеседование или еще кучу других вопросов, ответы на которые я действительно ОЧЕНЬ подробно описала в этом блоге.


Не надо так:) Это ранит мое сердце хD


Ведь я стараюсь и пишу для вас, а кому-то лень полистать блог на минуту дольше и чуть более внимательнее) Сразу чувствую, что все мои труды впустую. А это грустненько как-то)


И если после внимательного прочтения всех остальных статей у вас есть какие-то вопросы, вы можете задавать их:
  • прямо в комментариях блога
  • в личных сообщениях

Сегодня не существует профстандарта для пилотов гражданской авиации. Этот нормативный акт в настоящее время находится на стадии разработки и по некоторым данным будет утвержден осенью этого года. Тем не менее, требования к персоналу авиации содержатся в главе 7 Воздушного кодекса РФ, а также в Приказе Минтранса России от 31.07.2009 № 128, Приказе Минтранса России от 22.04.2002 № 50, Приказе Минтранса России от 12.09.2008 № 147 и других нормативных актах.

Требования для пилотов гражданской авиации

Согласно пункту 1 статьи 52 ВК РФ, к авиационному персоналу относятся лица, имеющие профессиональную подготовку и осуществляющие деятельность, связанную непосредственно с выполнением перевозок, обеспечением безопасности и обслуживанием воздушного транспорта. Перечень специалистов авиационного персонала содержится в Приказе Минтранса России от 04.08.2015 № 240.

ВК РФ предусматривает следующие требования для авиационного персонала, в том числе и летчиков:

  • пилоты и другие специалисты авиации не могут иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  • лица из числа специалистов должны проходить предварительные и периодические медицинские обследования;
  • на должности персонала авиации не принимаются лица, подвергавшиеся административному наказанию за употребление наркотических и психотропных веществ без предписания врача, также страдающие алкоголизмом и другими психическими расстройствами;
  • наличие свидетельства, дающего право на осуществление летных функций и т.д.

Это далеко не полный список требований, остальные перечислены в других нормативных актах, в частности в Постановлении Правительства РФ от 06.08.2013 № 670.

Основной документ, дающий право работать пилотом - летное свидетельство. Чтобы его получить, необходимо пройти четыре длительных и весьма затратных этапа:

  • получить профильное образование;
  • сдать теоретические и практические экзамены;
  • пройти медицинское освидетельствование;
  • налетать необходимое количество часов.

Получение летного свидетельства

Обучение в профильном ВУЗе или училище не является гарантией того, что выпускник непременно станет летчиком. Ведь на протяжении обучения к курсантам предъявляются самые высокие требования, они подвергаются различным проверкам и экзаменам. В том числе уделяется значительное внимание физическому и психическому здоровью. Если студенту все же удалось успешно пройти обучение, он становится кандидатом на получение летного свидетельства.

Правила проведения проверки лиц, претендующих на получение этого документа, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 № 670.

Теоретический экзамен

В первую очередь проводится проверка соответствия знаний кандидата. Ее проводит специально сформированная Федеральным агентством воздушного транспорта комиссия. Ее состав и порядок формирования определятся Приказом Минтранса России от 10.02.2014 № 33.

Проверка знаний проводится на основании обращений образовательных организаций, а также самих кандидатов на получение свидетельства. Экзамен проходит в форме тестирования. Чтобы проверка знаний считалась успешно пройденной, экзаменуемый должен правильно ответить как минимум на 75 % вопросов. Если количество правильных ответов меньше, то минимум через 14 дней можно пройти повторное тестирование.

По результатам экзамена составляется протокол, в который вносятся основные сведения о кандидате, полученная оценка, тип свидетельства, на которое претендует экзаменуемый, а также дата, место и время проведения оценки. Документ заверяется подписью председателя комиссии и печатью. Оригинал протокола передается кандидату, а копия отправляется в орган по выдаче свидетельства в течение 24 часов по электронным каналам связи.

Проверка практических навыков

После сдачи теоретического экзамена, кандидат должен пройти проверку практических навыков. Она осуществляется специалистом, имеющим право на проведение подобных проверок, на воздушном судне той модификации, которая соответствует требуемому типу свидетельства. По результатам практического оценивания, кандидату выдается справка, в которой содержатся сведения о кандидате, экзаменаторе, тренажере или самолете, на котором осуществлялась проверка, дата, время и место оценивания, тип свидетельства. Этот документ в течение 24 часов отправляется в орган по выдаче свидетельства по электронным каналам связи.

ВЛЭК для пилотов гражданской авиации: требования

Предъявляемые ВЛЭК требования для пилотов весьма строгие. Ознакомиться с ними в полном объеме можно в Приказе Минтранса России от 22.04.2002 № 50. Проходить ВЛЭК должны все специалисты, осуществляющие управление воздушным судном, кабинный экипаж, а также абитуриенты и курсанты учебных заведений. По результатам медицинского освидетельствования выдается заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.

Медицинское заключение для пилота гражданской авиации имеет срок годности 12 месяцев.

Что касается непосредственно требований к состоянию здоровья, то все показатели жизнедеятельности пилота должны находиться в норме или иметь некоторые незначительные отклонения. Внимание уделяется всем системам и органам, в особенности сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, пищеварительной системам. В Приложении № 3 к Приказу Минтранса России от 22.04.2002 № 50 имеется перечень патологий, являющихся препятствием для работы в авиации.

ВЛЭК для бортпроводников: требования

Медицинские требования ВЛЭК для бортпроводников также содержаться в Приложении № 3 к Приказу № 50. Изучив их, можно сделать вывод, что к бортпроводникам применяются несколько более лояльные требования. Тем не менее, лица, имеющие психические расстройства, проблемы с сердечно-сосудистой системой, органами дыхания и вестибулярным аппаратом не могут рассчитывать на полеты.

Сколько нужно налетать

Согласно пункту 4.3 Приложения к Приказу Минтранса России от 12.09.2008 № 147, коммерческий пилот должен налетать как минимум 200 часов или 150 часов в ходе прохождения подготовительного курса. Из них:

  • 100 часов в качестве командира воздушного судна;
  • 20 часов в качестве командира по маршрутам не менее 540 км с посадками до полной остановки в двух аэродромах;
  • 10 часов в процессе обучения, из них не более 5 часов на тренажерах;
  • 5 часов ночью в качестве командира + 5 взлетов и посадок.

Медицинские требования по 3 графе ВЛЭК:

Вес не менее 48 кг, не более 110 кг.

Рост не ниже 155 см и не выше 190 см.

Рост, сидя не более 95см.

Избыточная масса тела не более 1 степени ожирения.

Острота зрения - не менее 0,5 на каждый глаз, с коррекцией 0,8 (разрешено в линзах).

Дальнозоркость и близорукость не более 3,0 Д.

Астигматизм +(-) 2,0 Д.

Отсутствие травм, операций за период - последние 6 месяцев.

При хронических синуситах (катаральных, серозных, вазомоторных, аллергических, кисты гайморовых пазух) годны по индивидуальной оценке.

Негодны при гнойных синуситах с полипозом или дистрофией слизистой.

При незначительно нарушающих функцию лор-органов и не затрудняющих использование спецоборудования годны по индивидуальной оценке.

Хронический тонзиллит - годны при компенсированной форме, при декомпенсированной форме негодны.

Наличие легко выраженных, не влияющих на разборчивость речи дефектов - годны по индивидуальной оценке.

Справки, которые необходимо предоставить на ВЛЭК

Справка (выписка) из амбулаторной карты о перенесенных заболеваниях, травмах, обращениях и диспансерном учете за последние 5 лет - берется из поликлиники по месту жительства у терапевта.

Заключение терапевта (дается в выписке из амбулаторной карты).

Справка из психоневрологического диспансера.

Справка из наркологического диспансера.

Справка о прохождении флюорографии.

Снимок пазух носа с заключением врача.

Для девушек - справка от гинеколога об отсутствии беременности.

Вместо справок из психоневрологического и наркологического диспансера можно предоставить действующую медицинскую, водительскую справку не старше 2 лет.

Как проходить влек и что нужно сделать заранее

После прохождения собеседования, если вам дадут положительный ответ, вас направляют на комиссию ВЛЭК (Врачебно-лётная экспертная комиссия) и вышлют список необходимых справок.

Далее вам прислали список необходимых справок и анализов все они должны быть в полном комплекте, плюс к ФЛГ требуется снимок - просите там, где Вам делали ФЛГ, на справке из психоневрологического диспансера обязательно 3 подписи.

Вот секретарь посмотрела все Ваши справки и выдала медицинскую карту для прохождения ВЛЭК и начинаются очереди, а в них знакомство с Вашими будущими Коллегами!

1. Лаборатория. Сдаете анализы. Кровь сдайте до ВЛЭК вместе со всеми анализами и узнаете, какой у вас гемоглобин, так Вы сможете пропить витамин и начать кушать очень полезные продукты: гречка, печенка, орехи, гранаты и так далее.

2. Гинеколог. Перед тем как ехать на ВЛЭК, обязательно сходите в свою поликлинику на прием, Вам скажу все ли хорошо, может надо что-то подлечить. Если все не смертельно, и Вы привезете все обследования, и анализы Гинеколог Вас допускает.

3. Стоматолог. Если видимых дефектов нет и все хорошо, то ставит печать «Полость рта санирована».

4. Психолог. Пишите разные тесты, а потом Она ведет с вами беседу, спрашивает, почему именно профессия Бортпроводника, что Вы знаете о ней и так далее. Пишет заключение, без которого не принимает Невролог.

5. Функ. диагностика. ЭКГ. Сходите покушать в буфете, но не пейте кофе и те - кто курит, не курите.

6. Аудиограмма. На специальном аппарате проверяют Ваш слух. Врач, которой ведет прием, не любит тех - кто слушает музыку через наушники, так что убирайте их с глаз долой, а Ей говорите, что вообще не понимаете тех - кто пользуется ими. Также без Её заключения Вас не примет Отоларинголог.

7. Отоларинголог. Именно тут нужен рентген придаточных пазух носа с описание. Если отклонений от нормы нет, то все хорошо. Далее Вы отходите на другой конец кабинета и Вам шепотом называют разные числа или буквы, Вам надо озвучивать что слышите, а потом крутят на стуле с закрытыми глазами сначала в одну сторону, останавливают, и Вы открываете глаза и смотрите на определенный предмет, а потом в другую то же самое.

8. Дерматолог. Кожа, ногти и прочее это уже как есть. Не примет без гинеколога.

9. Офтальмолог. Зрение то же, какое есть, такое есть.

10. Хирург. Не примет без дерматолога и гинеколога.

11. Терапевт. Всё показатели должны быть просто отличными! Иногда даже если у вас всё хорошо, могут отправить пересдавать кровь например.

12. Невролог. Советую идти в последнюю очередь, так как она смотрит результаты обследования у офтальмолога, терапевта и частенько отправляет к психиатру.

Если врачи пытаются вас отговорить или говорят неприятные вещи (невролог, терапевт, психиатр), это не значит, что им не нравитесь вы, просто проверка на проф. пригодность и стрессоустойчивость.

В последний день вы приходите за печатью к председателю. И знаете, пройдя через «семь кругов ада», вы поднимитесь в небо! Думаю оно того стоит!

В АУЦ , без нее немыслима работа пилотом, поэтому между собой ее часто зовут «хлебной карточкой».

Процедура медосвидетельствования летного состава в России, по признанию многих, является одной из самых сложных в мире. Для сравнения, в США свидетельство пилот а может получить даже человек с ограниченными возможностями, тогда как у нас пилот самолета должен быть здоров как космонавт. Все потому, что принцип работы ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия) практически не менялся десятилетиями, с советских времен, когда частной и малой авиации в стране в принципе не существовало.
Между тем, научиться управлять самолетом вроде Цессна-172 сейчас не многим сложнее, чем управлять машиной. Обладать для этого суперспособностями и возможностями совершенно необязательно. Но в существующей системе координат проходить ВЛЭК пилоту маленького самолета АОН приходится практически по тем же критериям, что пилоту огромного «Боинга».

Изменится ли такое положение дел после предложенных Президентом РФ нововведений, пока непонятно, но факт остается фактом: Владимир Путин дал поручение Правительству в срок до 1 октября изменить порядок работы врачебно-летных комиссий гражданской авиации.

Как минимум, полномочия по ее проведению планируется передать Росавиации. Сейчас ВЛЭК для пилотов подведомственны Минтрансу. Медицинские требования к здоровью пилотов разбиты на три графы:

  • Первая (она же самая жесткая) – для тех, кто поступает и проходит обучение в летном училище гражданской авиации
  • Вторая – для тех, кто уже имеет свидетельство пилота гражданской авиации
  • Третья – для тех, кто начинает обучение на пилота в летной школе или АУЦ по программе частный пилот, он же пилот-любитель.
Полностью требования к здоровью летчиков прописаны в Федеральных Авиационных Правилах (ФАП-50) от 2002 года «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава <…>».

Поменяются ли сами требования, или только порядок работы медкомиссий, пока не ясно. Поэтому на всякий случай для тех, кто начинает обучение на пилота прямо сейчас, мы подготовили список советов, как успешно преодолеть самый нелюбимый эпизод из жизни человека летающего под названием ВЛЭК . Итак:

  • Заранее (за несколько месяцев) вылечить зубы.
  • Проверить зрение. Раньше к кандидатам в пилоты в этом отношении предъявляли очень жесткие требования. Зрение должно быть строго 100-процентным без коррекции. Сейчас позволяется лазерная коррекция, после которой зрение должно быть на «единичку» по первой графе или 0,8 по третьей.
  • Сходить в свою «домашнюю» поликлинику, померить давление, сделать ЭКГ. Если обнаружатся какие-то отклонения, останется время пропить курс препаратов для нормализации давления, чтобы явиться на ВЛЭК с нормальными показателями.
  • Проверить вестибулярный аппарат. Летчиков, конечно, проверяют гораздо проще, чем космонавтов, но несколько оборотов на специальном кресле придется сделать. Если с детства не переносите качели, знаете, что вас регулярно укачивает в машине, это может стать проблемой. Но есть и хорошая новость – вестибулярный аппарат можно тренировать. Например, прыжками на батуте.
  • Вылечить любые малейшие намеки на простуду. Дело в том, что всевозможные гаймориты, синуситы, тонзиллиты и прочие хронические заболевания дыхательных путей являются серьезным противопоказанием к полетам, и объяснить ЛОРу, что у вас всего лишь заложен нос, скорее всего, будет крайне сложно.
  • За несколько дней до обследования отказаться от алкоголя, курения, вредных привычек
  • Накануне: как следует выспаться, чтобы придти на медкомиссию бодрым и в отличном настроении. В конце концов, вы же не просто за какой-то там справкой пришли, вы пришли получить пропуск в небо, чтобы научиться управлять самолетом и получить свидетельство пилота в АУЦ .