С вященномученик Николай родился 8 сентября 1863 года в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в семье псаломщика Дмитрия Мезенцева. Николай рано потерял родителей: мать умерла, когда ему было пять лет, а отец, когда ему исполнилось двенадцать. Как круглый сирота, имевший родителей из церковного клира, духовное образование он получил за казенный счет, а затем был назначен преподавателем в Таврическую Духовную семинарию. Епископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) рукоположил Николая Дмитриевича во священника и назначил духовником семинарии. В 1903 году отец Николай был переведен в храм Рождества Богородицы при больнице Таранова-Белозерова в Симферополе и назначен законоучителем женской гимназии. Впоследствии он был возведен в сан протоиерея.

В Симферополе отец Николай встретил революцию и захват власти безбожниками-большевиками, правление генерала Врангеля, последние бои между белыми и красными и уход Добровольческой армии из Крыма. Один из сыновей священника был офицером армии генерала Врангеля, но после эвакуации войск он остался с группой офицеров в Симферополе. Отец Николай помог им спрятаться у духовной дочери, укрывшей их на чердаке своего дома. После ухода Белой армии начались массовые аресты оставшихся в Крыму офицеров и бессудные расправы над ними. Пребывание в Симферополе белых офицеров становилось небезопасным не только для них, но и для тех, кто давал им приют, и они решили пробираться в Севастополь, к морю. Отец Николай их благословил, и они попрощались навсегда. Вскоре по прибытии в Севастополь все они были арестованы и расстреляны.

В марте 1922 года повсеместно по всей России началось изъятие церковных ценностей из храмов. Во многих случаях оно проходило при столкновении членов советских комиссий с церковными людьми. Не миновало это и храм Рождества Богородицы. Во время изъятия одна из женщин ударила в набат, храм быстро наполнился народом, но это не помешало комиссии довершить изъятие. Священник, псаломщик и женщина, звонившая в колокол, были арестованы.

С 5 ноября по 1 декабря 1922 года в Симферополе был организован открытый судебный процесс, на котором в качестве подсудимых оказались архиепископ Таврический и Симферопольский Никодим (Кротков) и почти все духовенство епархии. Среди других был привлечен к ответственности и отец Николай Мезенцев. Будучи допрошен, он виновным себя не признал.

Протоиерей Николай был приговорен к трем годам заключения и отправлен в тюрьму в Нижний Новгород. Через девять месяцев все осужденные по этому делу были досрочно освобождены; вернувшись в Симферополь, отец Николай стал служить в Петропавловском соборе. Вскоре Петропавловский собор захватили обновленцы, и он перешел служить в Свято-Троицкий греческий храм в Симферополе.

В 1933 году протоиерей Николай был арестован по обвинению в том, что будто бы утаил ценности, принадлежавшие Петропавловскому собору. Несколько месяцев священник провел в тюрьме под следствием и в конце концов был приговорен к штрафу. В это время Свято-Троицкий храм был закрыт, прихожане начали хлопотать о его открытии, а поскольку среди них было много греческих подданных, то они обратились в Греческую миссию в Москве, в чем им деятельно помог отец Николай, составляя прошения в официальные учреждения и советуя, как в тех или иных случаях поступить. Власти в этот раз уступили – дали разрешение на открытие храма, и в 1934 году Свято-Троицкий храм вновь был открыт. Настоятелем его был поставлен священник-грек, которому было тогда восемьдесят пять лет, и хотя он еще мог совершать литургию, но по немощи с церковного двора уже никуда не выходил. Протоиерей Николай был назначен помощником престарелому священнику, он исполнял требы, служил, читал и пел на клиросе.

15 декабря 1937 года протоиерей Николай был арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей, в том, что сын его был белым офицером и он помогал ему скрываться, а также в том, что активно помогал греческой общине в ее хлопотах по открытию храма и тем самым «возбуждал население против советской власти» и, «будучи в курсе деятельности контрреволюционной греческой националистической организации, скрывал это от советской власти».

Отец Николай не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности. Были вызваны два лжесвидетеля – один был сокамерником священника, а другой членом церковной двадцатки. Они и подписали протоколы с показаниями, необходимыми для осуждения священника. 14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила протоиерея Николая к расстрелу – и он был расстрелян.

Свя-щен-но-му-че-ник Ни-ко-лай ро-дил-ся 8 сен-тяб-ря 1863 го-да в се-ле Крас-ная Сло-бод-ка Труб-чев-ско-го уез-да Ор-лов-ской гу-бер-нии в се-мье пса-лом-щи-ка Дмит-рия Ме-зен-це-ва. Ни-ко-лай ра-но по-те-рял ро-ди-те-лей: мать умер-ла, ко-гда ему бы-ло пять лет, а отец, ко-гда ему ис-пол-ни-лось две-на-дцать. Как круг-лый си-ро-та, имев-ший ро-ди-те-лей из цер-ков-но-го кли-ра, ду-хов-ное об-ра-зо-ва-ние он по-лу-чил за ка-зен-ный счет, а за-тем был на-зна-чен пре-по-да-ва-те-лем в Та-ври-че-скую Ду-хов-ную се-ми-на-рию. Епи-скоп Та-ври-че-ский и Сим-фе-ро-поль-ский Мар-ти-ни-ан (Му-ра-тов-ский) ру-ко-по-ло-жил Ни-ко-лая Дмит-ри-е-ви-ча во свя-щен-ни-ка и на-зна-чил ду-хов-ни-ком се-ми-на-рии. В 1903 го-ду отец Ни-ко-лай был пе-ре-ве-ден в храм Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы при боль-ни-це Та-ра-но-ва-Бе-ло-зе-ро-ва в Сим-фе-ро-по-ле и на-зна-чен за-ко-но-учи-те-лем жен-ской гим-на-зии. Впо-след-ствии он был воз-ве-ден в сан про-то-и-е-рея.
В Сим-фе-ро-по-ле отец Ни-ко-лай встре-тил ре-во-лю-цию и за-хват вла-сти без-бож-ни-ка-ми-боль-ше-ви-ка-ми, прав-ле-ние ге-не-ра-ла Вран-ге-ля, по-след-ние бои меж-ду бе-лы-ми и крас-ны-ми и уход Доб-ро-воль-че-ской ар-мии из Кры-ма. Один из сы-но-вей свя-щен-ни-ка был офи-це-ром ар-мии ге-не-ра-ла Вран-ге-ля, но по-сле эва-ку-а-ции войск он остал-ся с груп-пой офи-це-ров в Сим-фе-ро-по-ле. Отец Ни-ко-лай по-мог им спря-тать-ся у ду-хов-ной до-че-ри, укрыв-шей их на чер-да-ке сво-е-го до-ма. По-сле ухо-да Бе-лой ар-мии на-ча-лись мас-со-вые аре-сты остав-ших-ся в Кры-му офи-це-ров и бес-суд-ные рас-пра-вы над ни-ми. Пре-бы-ва-ние в Сим-фе-ро-по-ле бе-лых офи-це-ров ста-но-ви-лось небез-опас-ным не толь-ко для них, но и для тех, кто да-вал им при-ют, и они ре-ши-ли про-би-рать-ся в Се-ва-сто-поль, к мо-рю. Отец Ни-ко-лай их бла-го-сло-вил, и они по-про-ща-лись на-все-гда. Вско-ре по при-бы-тии в Се-ва-сто-поль все они бы-ли аре-сто-ва-ны и рас-стре-ля-ны.
В мар-те 1922 го-да по-все-мест-но по всей Рос-сии на-ча-лось изъ-я-тие цер-ков-ных цен-но-стей из хра-мов. Во мно-гих слу-ча-ях оно про-хо-ди-ло при столк-но-ве-нии чле-нов со-вет-ских ко-мис-сий с цер-ков-ны-ми людь-ми. Не ми-но-ва-ло это и храм Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы. Во вре-мя изъ-я-тия од-на из жен-щин уда-ри-ла в на-бат, храм быст-ро на-пол-нил-ся на-ро-дом, но это не по-ме-ша-ло ко-мис-сии до-вер-шить изъ-я-тие. Свя-щен-ник, пса-лом-щик и жен-щи-на, зво-нив-шая в ко-ло-кол, бы-ли аре-сто-ва-ны.
С 5 но-яб-ря по 1 де-каб-ря 1922 го-да в Сим-фе-ро-по-ле был ор-га-ни-зо-ван от-кры-тый су-деб-ный про-цесс, на ко-то-ром в ка-че-стве под-су-ди-мых ока-за-лись ар-хи-епи-скоп Та-ври-че-ский и Сим-фе-ро-поль-ский Ни-ко-дим (Крот-ков) и по-чти все ду-хо-вен-ство епар-хии. Сре-ди дру-гих был при-вле-чен к от-вет-ствен-но-сти и отец Ни-ко-лай Ме-зен-цев. Бу-дучи до-про-шен, он ви-нов-ным се-бя не при-знал.
Про-то-и-е-рей Ни-ко-лай был при-го-во-рен к трем го-дам за-клю-че-ния и от-прав-лен в тюрь-му в Ниж-ний Нов-го-род. Через де-вять ме-ся-цев все осуж-ден-ные по это-му де-лу бы-ли до-сроч-но осво-бож-де-ны; вер-нув-шись в Сим-фе-ро-поль, отец Ни-ко-лай стал слу-жить в Пет-ро-пав-лов-ском со-бо-ре. Вско-ре Пет-ро-пав-лов-ский со-бор за-хва-ти-ли об-нов-лен-цы, и он пе-ре-шел слу-жить в Свя-то-Тро-иц-кий гре-че-ский храм в Сим-фе-ро-по-ле.
В 1933 го-ду про-то-и-е-рей Ни-ко-лай был аре-сто-ван по об-ви-не-нию в том, что буд-то бы ута-ил цен-но-сти, при-над-ле-жав-шие Пет-ро-пав-лов-ско-му со-бо-ру. Несколь-ко ме-ся-цев свя-щен-ник про-вел в тюрь-ме под след-стви-ем и в кон-це кон-цов был при-го-во-рен к штра-фу. В это вре-мя Свя-то-Тро-иц-кий храм был за-крыт, при-хо-жане на-ча-ли хло-по-тать о его от-кры-тии, а по-сколь-ку сре-ди них бы-ло мно-го гре-че-ских под-дан-ных, то они об-ра-ти-лись в Гре-че-скую мис-сию в Москве, в чем им де-я-тель-но по-мог отец Ни-ко-лай, со-став-ляя про-ше-ния в офи-ци-аль-ные учре-жде-ния и со-ве-туя, как в тех или иных слу-ча-ях по-сту-пить. Вла-сти в этот раз усту-пи-ли — да-ли раз-ре-ше-ние на от-кры-тие хра-ма, и в 1934 го-ду Свя-то-Тро-иц-кий храм вновь был от-крыт. На-сто-я-те-лем его был по-став-лен свя-щен-ник-грек, ко-то-ро-му бы-ло то-гда во-семь-де-сят пять лет, и хо-тя он еще мог со-вер-шать ли-тур-гию, но по немо-щи с цер-ков-но-го дво-ра уже ни-ку-да не вы-хо-дил. Про-то-и-е-рей Ни-ко-лай был на-зна-чен по-мощ-ни-ком пре-ста-ре-ло-му свя-щен-ни-ку, он ис-пол-нял тре-бы, слу-жил, чи-тал и пел на кли-ро-се.
15 де-каб-ря 1937 го-да про-то-и-е-рей Ни-ко-лай был аре-сто-ван по об-ви-не-нию в со-кры-тии цер-ков-ных цен-но-стей, в том, что сын его был бе-лым офи-це-ром и он по-мо-гал ему скры-вать-ся, а так-же в том, что ак-тив-но по-мо-гал гре-че-ской об-щине в ее хло-по-тах по от-кры-тию хра-ма и тем са-мым «воз-буж-дал на-се-ле-ние про-тив со-вет-ской вла-сти» и, «бу-дучи в кур-се де-я-тель-но-сти контр-ре-во-лю-ци-он-ной гре-че-ской на-цио-на-ли-сти-че-ской ор-га-ни-за-ции, скры-вал это от со-вет-ской вла-сти».
Отец Ни-ко-лай не при-знал се-бя ви-нов-ным в контр-ре-во-лю-ци-он-ной де-я-тель-но-сти. Бы-ли вы-зва-ны два лже-сви-де-те-ля — один был со-ка-мер-ни-ком свя-щен-ни-ка, а дру-гой чле-ном цер-ков-ной два-дцат-ки. Они и под-пи-са-ли про-то-ко-лы с по-ка-за-ни-я-ми, необ-хо-ди-мы-ми для осуж-де-ния свя-щен-ни-ка. 14 фев-ра-ля 1938 го-да трой-ка НКВД при-го-во-ри-ла про-то-и-е-рея Ни-ко-лая к рас-стре-лу — и он был рас-стре-лян.

Игу-мен Да-мас-кин (Ор-лов-ский)

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка. Фев-раль». Тверь. 2005. С. 4-7

Священномученик Николай (Мезенцев)
Память 1 февраля с.с.

Священномученик Николай родился 8 сентября 1863 года в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в семье псаломщика Дмитрия Мезенцева. Николай рано потерял родителей: мать умерла, когда ему было пять лет, а отец, когда ему исполнилось двенадцать. Как круглый сирота, имевший родителей из церковного клира, духовное образование он получил за казенный счет, а затем был назначен преподавателем в Таврическую Духовную семинарию. Епископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) рукоположил Николая Дмитриевича во священника и назначил духовником семинарии. В 1903 году отец Николай был переведен в храм Рождества Богородицы при больнице Таранова-Белозерова в Симферополе и назначен законоучителем женской гимназии. Впоследствии он был возведен в сан протоиерея.

В Симферополе отец Николай встретил революцию и захват власти безбожниками-большевиками, правление генерала Врангеля, последние бои между белыми и красными и уход Добровольческой армии из Крыма. Один из сыновей священника был офицером армии генерала Врангеля, но после эвакуации войск он остался с группой офицеров в Симферополе. Отец Николай помог им спрятаться у духовной дочери, укрывшей их на чердаке своего дома. После ухода Белой армии начались массовые аресты оставшихся в Крыму офицеров и бессудные расправы над ними. Пребывание в Симферополе белых офицеров становилось небезопасным не только для них, но и для тех, кто давал им приют, и они решили пробираться в Севастополь, к морю. Отец Николай их благословил, и они попрощались навсегда. Вскоре по прибытии в Севастополь все они были арестованы и расстреляны.

В марте 1922 года повсеместно по всей России началось изъятие церковных ценностей из храмов. Во многих случаях оно проходило при столкновении членов советских комиссий с церковными людьми. Не миновало это и храм Рождества Богородицы. Во время изъятия одна из женщин ударила в набат, храм быстро наполнился народом, но это не помешало комиссии довершить изъятие. Священник, псаломщик и женщина, звонившая в колокол, были арестованы.

С 5 ноября по 1 декабря 1922 года в Симферополе был организован открытый судебный процесс, на котором в качестве подсудимых оказались архиепископ Таврический и Симферопольский и почти все духовенство епархии. Среди других был привлечен к ответственности и отец Николай Мезенцев. Будучи допрошен, он виновным себя не признал.
Протоиерей Николай был приговорен к трем годам заключения и отправлен в тюрьму в Нижний Новгород. Через девять месяцев все осужденные по этому делу были досрочно освобождены; вернувшись в Симферополь, отец Николай стал служить в Петропавловском соборе. Вскоре Петропавловский собор захватили обновленцы, и он перешел служить в Свято-Троицкий греческий храм в Симферополе.

В 1933 году протоиерей Николай был арестован по обвинению в том, что будто бы утаил ценности, принадлежавшие Петропавловскому собору. Несколько месяцев священник провел в тюрьме под следствием и в конце концов был приговорен к штрафу. В это время Свято-Троицкий храм был закрыт, прихожане начали хлопотать о его открытии, а поскольку среди них было много греческих подданных, то они обратились в Греческую миссию в Москве, в чем им деятельно помог отец Николай, составляя прошения в официальные учреждения и советуя, как в тех или иных случаях поступить. Власти в этот раз уступили – дали разрешение на открытие храма, и в 1934 году Свято-Троицкий храм вновь был открыт. Настоятелем его был поставлен священник-грек, которому было тогда восемьдесят пять лет, и хотя он еще мог совершать литургию, но по немощи с церковного двора уже никуда не выходил. Протоиерей Николай был назначен помощником престарелому священнику, он исполнял требы, служил, читал и пел на клиросе.

15 декабря 1937 года протоиерей Николай был арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей, в том, что сын его был белым офицером и он помогал ему скрываться, а также в том, что активно помогал греческой общине в ее хлопотах по открытию храма и тем самым «возбуждал население против советской власти» и, «будучи в курсе деятельности контрреволюционной греческой националистической организации, скрывал это от советской власти».
Отец Николай не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности. Были вызваны два лжесвидетеля – один был сокамерником священника, а другой членом церковной двадцатки. Они и подписали протоколы с показаниями, необходимыми для осуждения священника. 14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила протоиерея Николая к расстрелу – и он был расстрелян.

Свои именины отмечают христиане, нареченные в честь святых: Трифона, Николая, Петра.

Церковный календарь

Сегодня свои именины день отмечают христиане, нареченные в честь святых Николая, Петра.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика, протоиерея Николая Мезенцева.

Священномученик Николай родился 8 сентября 1863 года в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в семье псаломщика Дмитрия Мезенцева. Николай рано потерял родителей. Мать умерла, когда ему было 5 лет, отец — когда ему исполнилось 12 лет. Как круглый сирота, имевший родителей из церковного клира, он получил духовное образование за казенный счет. Далее был назначен преподавателем в Таврическую Духовную семинарию. Епископ Таврический и Симферопольский Мартиниан рукоположил Николая Дмитриевича и назначил духовником семинарии. В 1903 году отец Николай был переведен в храм Рождества Богородицы при больнице Таранова-Белозерова в Симферополе и назначен законоучителем женской гимназии. Впоследствии он был возведен в сан протоиерея. В Симферополе отец Николай встретил революцию и захват власти безбожниками- большевиками, правление генерала Врангеля, последние бои между «белыми» и «красными» и уход Добровольческой армии из Крыма. Один из сыновей священника был офицером армии генерала Врангеля, но после эвакуации войск из Крыма он с группой офицеров остался в Симферополе. Отец Николай помог им спрятаться в доме его дочери, укрывши их на чердаке. После ухода Белой армии из Крыма начались массовые аресты оставшихся офицеров и бессудные расправы над ними. Пребывание белых офицеров в Симферополе становилось небезопасным не только для них, но и для тех, кто давал им приют. И они решились пробираться в Севастополь к морю. Отец Николай их благословил, и они попрощались навсегда. Вскоре по прибытии в Севастополь все они были арестованы и расстреляны.

В марте 1922 года повсеместно по всей России началось изъятие церковных ценностей из храмов. Во многих случаях оно проходило в столкновениях членов церковных комиссий с церковными людьми. Не миновало это и храм Рождества Богородицы. Во время изъятия одна из женщин ударила в набат, храм быстро наполнился народом, но это не помешало комиссии совершить изъятие. Священник, псаломщик и женщина, звонившая в колокол, были арестованы. С 5 ноября по 1 декабря 1922 года в Симферополе был организован открытый судебный процесс, на котором в качестве подсудимых оказались архиепископ Таврический и Симферопольский Никодим и почти все духовенство епархии. Среди них оказался в подсудимых и отец Николай Мезенцев. На допросах виновным себя не признал. Протоиерей Николай был приговорен к трем годам заключения и отправлен в тюрьму в Нижний Новгород. Через девять месяцев все осужденные по данному приговору были досрочно освобождены. Вернувшись в Симферополь, отец Николай стал служить в Петропавловском соборе. Вскоре собор захватили обновленцы, и он перешел служить в Свято-Троицкий греческий храм в Симферополе.

В 1933 году отец Николай был арестован и обвинен, что будто бы утаил ценности, принадлежавшие Петропавловскому собору. Несколько месяцев священник провел в тюрьме под следствием и в конце концов был приговорен к штрафу. В это время Свято-Троицкий греческий храм был закрыт. Прихожане начали хлопотать об его открытии. Поскольку среди них было много греческих подданных, они обратились в греческую миссию в Москве. Отец Николай деятельно помогал им, составляя прошения в различные учреждения и советуя, как поступать. В этот раз власти уступили, дав разрешение на открытие храма. В 1934 году Свято-Троицкий храм был открыт. Священником был назначен грек 85 лет, который еще мог совершать Божественную литургию, но по немощи со двора уже не выходил. Протоиерей Николай был назначен помощником престарелому священнику: исполнял требы, читал, пел на клиросе.

15 декабря 1937 года отец Николай был арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей и в и в сокрытии своего сына, белого офицера. Также обвинялся в том, что помогал открытию Свято-Троицкого храма, тем самым возбуждая население против советской власти, участвуя в контрреволюционной деятельности греческой организации. Отец Николай не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности, поэтому были вызваны два лжесвидетеля. Один был сокамерником священника, другой — членом «церковной двадцатки». Они подписали протоколы с показаниями, необходимыми для осуждения священника. 14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к смерти, и он был расстрелян.

Сегодня принято ассоциировать 14 февраля с Днем всех влюбленных. С одной стороны, это коммерческий проект, который наживается на страстях человеческих, культивирует чувство влюбленности. С другой, Церковь освящает этот день. Как говорится: «идеже бе капище, бысть храм». Там, где была ложная идея или идол, Церковь всегда освящала эти места или события истинным смыслом. Хорошо бы напомнить, что любовь — это не пылкое чувство, от которого кровь кипит или которое в результате химических реакций возбуждает внутреннее состояние человека. Любовь — это свойство Божие. Как говорит апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает». «Если я говорю языками человеческими и ангель скими, отдам все имение, а любви не имею, то я ничто», и даже «если я имею всю веру и все знание, так, что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я кимвал звучащий». Человек, который стяжет эту добродетель, пройдет через смирение, терпение, кротость, милосердие, прощение. Без этих составляющих невозможна любовь.

В этот день, кроме внешних атрибутов, смешных «валентинок», пустых формальных слов, постарайтесь вникнуть, что любовь — это цель, к которой мы должны прийти через большой труд самоотвержения от себя. Чем больше человек любит себя, тем меньше любит других. Если в этой жизни человек не любит хоть одного человека, значит, он не любит никого. Потому что, любовь все покрывает.

14 февраля 1930 года был закрыт Успенский Собор на Везе, настоятелем которого милостью Божией я сейчас являюсь. В этот день пришла комиссия по изъятию церковных ценностей. В храме проходило собрание: он был источником сопротивления обновленчеству и большевистскому безбожию. С 1930 года был закрыт, переоборудовани разрушен. Настоятель, протоиерей Федор Козельский был арестован и расстрелян 28 ноября 1937 года.

Сегодня Мясопустная Родительская суббота - мы готовимся к Великому Посту. Вспоминаем всех от века усопших, вся Церковь молится о представльшихся родных. Мы собираемся в храмах, молимся дома, особо вспоминаем своих родных. Нужно подумать, как можно помочь усопшим милостыней: покормить бедных, навестить пожилых. Милостыня много может. Нужно позаботиться, проявить любовь к своим усопшим близким. Помогай нам всем Господь!

Расшифровка: Наталья Маслова

Протоиерей Николай Мезенцев (1863–1938) родился в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в малоимущей семье псаломщика. Рано осиротев, духовное образование получил за казенный счет. В 1891 году приехал в Симферополь и был принят преподавателем в Таврическую духовную семинарию. В 1903 году отец Николай стал настоятелем храма Рождества Богородицы при больнице Таранова Белозерова и оставался им до своего ареста в 1923 году.

Установление советской власти повлекло немало трагических событий, как в личной, так и в церковной жизни отца Николая. Его старший сын Сергей Николаевич - офицер Добровольческой армии - прятался некоторое время в Симферополе, затем уехал в Севастополь, где был арестован и расстрелян. В 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей для борьбы с голодом в Крыму. Отец Николай старался сохранить серебряные утварь и сосуды, необходимые для совершения Богослужений, икону Тихвинской Божией Матери, пожертвованную при учреждении больницы, и иконы, оставленные прихожанами в храме на хранение. Собрание прихожан решило выдать в помощь голодающим лом серебра и восемь риз с икон. Но властям казалось, что священник укрывает огромные церковные богатства, поэтому отец Николай был арестован. Ему предъявили обвинение в расхищении, сокрытии и небрежном хранении церковных цен костей, а также в оказании сопротивления при их изъятии. Протоиерея Николая Мезенцева осудили на три года концлагерей отправили в нижегородскую тюрьму, откуда выпустили досрочно спустя десять месяцев.

По возвращении в Симферополь отец Николай служил в Петропавловском соборе, затем перешел в Свято-Троицкую греческую церковь , ставшую позже кафедральным собором. Свято-Троицкий храм закрыли в феврале 1933 года, отца Николая вновь арестовали, обвинив в сокрытии ценностей теперь уже Петропавловского собора. Несколько месяцев он провел в тюрьме, заплатил 640 рублей штрафа, после чего его отпустили.

Тем временем Свято-Троицкий храм уже начали перестраивать под интернат для детей. Греческая община под руководством Анастаса Ксенитопуло встала на его защиту. Прихожане отправили ходатайство в греческую миссию в Москве. Раньше, по совету и с благословения отца Николая, они обратились к греческому консулу, с помощью которого общине удалось отстоять колокольный звон. Властям пришлось вернуть храм в 1934 году верующим, ведь большинство членов общины были греческими подданными, поэтому приходилось обращаться с ними корректно. Настоятелем храма был отец Митрофан Василькиоти. 85-летний старец, он совершал литургии, но выйти за пределы церковного двора ему уже не доставало сил. Отцу Николаю запретили совершать службы, но он помогал престарелому настоятелю исполнять требы и службы, читать и петь на клиросе.

15 декабря 1937 года протоиерея Николая Мезенцева арестовали в последний раз, обвинив в том, что он помогал сыну, белому офицеру, скрываться от советской власти, принимал активное участие в возвращении Свято-Троицкого храма и, «будучи в курсе деятельности контрреволюционной греческой националистической организации, скрывал это от Советской власти». Отец Николай и в этот раз не признал себя виновным, несмотря на преклонный возраст и болезни, держался мужественно, сохранял душевный покой и остался верным Христу и Его Святой Церкви. 4 февраля 1938 года священник Николай Дмитриевич Мезенцев был приговорен к расстрелу.

Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви в 1997 году священномученик протоиерей Николай Мезенцев причислены к лику местночтимых крымских святых.