Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

по дисциплине: П сихология

на тему: П сихологические теории мотивации

Введение

В плане воздействия, создание мотивов можно обозначить как мотивирование. Мотивирование - это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать - это, значит, создать влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью. Потребность в этом случае выступает как внутренний, а цель - как внешний аспект мотивации. Мотивировать людей - это, значит, затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.

Проблема изучения мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них.

Краткие сведения о некоторых психологических теориях мотивации

Разработанные модели мотивации можно классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А. Маслоу, Д. Маккелланда и Г. Хекхаузена и других авторов. Процессуальные, более поздние теории мотивации, основаны на описании поведения людей с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модель ожидания и модель справедливости . Следует иметь в виду, что хотя эти описания и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из наиболее разносторонних является классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу . Согласно его классификации, выделяют следующие виды потребностей.

· Потребности физиологические (органические), обеспечивающие выживание человека. К ним относятся потребности в кислороде, воде, пище, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;

· Потребность в безопасности (и уверенности в будущем) - это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от страха, от неудач;

· Социальные потребности (потребности в принадлежности и любви) включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувство принятия тебя другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки;

· Потребности в уважении включают потребность в самоуважении, личностных достижений, компетентности, уважения со стороны окружающих, одобрения, авторитета, признания.

· Потребности в самоактуализации (в самовыраже-нии) - это стремление реализовать способности к развитию собственной личности, реализовать свои жизненные цели.

Данные потребности фундаментальны, т.е. присущи всем людям. Индивидуальное развитие человека предполагает восхождение от низших ступеней иерархии (физиологические потребности) к высшим (самоактуализации). Причем, для указанной иерархической системы мотивов существует правило: «Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы». Кроме того, всю мотивационную сферу человека Маслоу разделил на две подсистемы: а) первичные потребности , связанные с компенсацией какого-либо дефицита (недостаточности) внутренних ресурсов для существования; б) вторичные потребности , связанные с расширением жизненного опыта и совершенствованием наличных способностей человека. Вторая подсистема потребностей рассматривается в единстве с высшими ценностями личности. Она определяет направленность человеческого поведения на поиск смысла, истины, красоты, самопознания и самосовершенствования. По Маслоу, такого рода мотивация присуща только самоактуализирующимся личностям, которые стремятся к всесторонней самореализации.

Во второй половине ХХ в. в психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности , которая существенно дополнила теорию потребностей человека. Основателями этой концепции считаются американские ученые Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен . Согласно их теории, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив избегания неудач . Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели.

Наряду с мотивом достижения Макклелландом выделялись и измерялись другие мотивы - такие, как «социальное присоединение» (аффилиация) и власть. Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей.

Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне этот мотив выступает в виде чувства привязанности, верности, внешне - в общительности, стремлении сотрудничать с другими людьми.

Мотив власти кратко можно охарактеризовать как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г. Маррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти - это склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.п. Другой исследователь мотивации власти Д. Верофф психологически уточнил определение данного явления следующим образом: под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми.

Ю. Роттером была предложена другая формализованная модель поведения человека, которое зависит, согласно его представлениям, от значимости для человека достижения цели в определенной ситуации и ожидания того, что данное поведение приведет к желаемой цели. С понятием ожидания у Роттера связано понятие локуса-контроля - устойчивого, характеризующего человека как личность представления о том, в какой степени результаты его деятельности зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от складывающихся обстоятельств (внешний локус контроля). Люди с внутренним локусом контроля (интерналы) ищут причины успехов и неудач человека в нем самом. Они видят в человеке активный источник управления собственным поведением и планирования собственной жизни. Люди с внешним локусом контроля (экстерналы) считают, что локализация этих причин находится вне человека, в окружающей его среде, в судьбе, в обстоятельствах, и человек не несет ответственности за собственные неуспехи. Интерналы, как правило, проявляют больше настойчивости в достижении поставленной цели и достигают большего, чем экстерналы.

В русле когнитивного подхода особое значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (когниций), в частности, их согласованности или противоречивости. Основным постулатом теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласования, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения.

В отечественной психологии также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Более или менее продуманной и завершенной является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека , созданная А.Н. Леонтьевым . Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свой источник в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы и связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия. Данная концепция показывает, как в соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель . Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой, в силу определенных причин, стремился человек, со временем сама становится самостоятельной, побудительной силой, т.е. мотивом. Например, часто родители, для того, чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако, в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей. Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей, т.е. перечня того, в чем нуждается человек. Причем, происходит это в процессе его деятельности и контакта с окружающей средой.

Другой процессуальный подход в описании мотивации предлагает теория справедливости (М. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури , 1992). Согласно ей, люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем соотносят данное отношение с тем, что имеют другие люди, выполняющие аналогичную работу. Если сравнение обнаруживает дисбаланс и несправедливость (т.е. человек считает, что его коллега получает за ту же работу большее вознаграждение), то у него возникает психическое напряжение. При этом, чтобы мотивировать сотрудника, необходимо восстановить справедливость, устранив дисбаланс. В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. При этом восприятие и оценка справедливости носят относительный характер.

Рассмотренные теории не содержат всеобъемлющего подробного анализа. В трудах многих исследователей отрицается принципиальная возможность создания единой теории мотивации, удовлетворительно объясняющей источник целенаправленной активности человека.

Мотивированное поведение как характеристика личности

Многие из рассмотренных мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания другим людям помощи (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и другое. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. Например, установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладает адекватная самооценка, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, - нереалистическая завышенная или заниженная самооценка.

Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению с людьми) и власти также следует отнести к категории мотивов, которые могут становиться характерными чертами личности. Людей с выраженным мотивом аффилиации привлекает, чаще всего, работа, которая будет давать обширные возможности социального общения. Такие люди стремятся к сближению, установлению доверительных отношений, основанных на симпатии и взаимопомощи. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности, что создает препятствие на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения.

Другим весьма значимым мотивом в формировании личности является мотив власти . Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, доказывать свою правоту, направлять, влиять, организовывать, подчинять, диктовать условия, судить, устанавливать законы и правила поведения, принимать решения за других людей, наказывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей. Признаками наличия у человека мотива власти являются выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми. Другими признаками наличия у человека данного мотива является его нежелание подчиняться кому бы то ни было, а также удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности.

Особое место в психологии занимают исследования так называемых просоциальных мотивов и соответствующего им просоциального поведения . Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Некоторые психологи считают, что в основе такого поведения лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма . Просоциальное поведение чаще всего характеризуется как осуществляемое ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Люди с выраженным мотивом альтруизма по собственному убеждению осуществляют акты заботы о других людях, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

Агрессия рассматривается как явление по своей сути асоциальное. В ходе изучения агрессивного поведения было высказано предположение, что за этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название мотив агрессивности . Агрессивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку, нанесение ему какого-либо ущерба: морального, физического, материального. Психологи выделяют две различные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и тенденция к торможению . Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия других людей, как угрожающие ему, и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется, как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия, как нежелательные и непринятые, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению агрессивных действий.

Таким образом, сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, ставшие привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, которое производит человек на окружающих.

Для управленческой деятельности очень важным является понимание системы мотивации, жизненных ценностей и уклада, к которому относятся люди. В соответствии с теорией поля К.Левина, наблюдаемое поведение есть функция поля, в котором оно проявляется. Двумя основными компонентами этого поля является личность и среда. Изменить личность значительно труднее, чем внешнюю среду, роль которой выполняет рабочая обстановка, психологический климат в организации и другие факторы, мотивирующие поведение человека.

Источники

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1999.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1995.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М., 1996.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

5. Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. Мн., 1999.

6. Куницына В.Н. Межличностное общение. М., 2001. (Серия «Учебник нового века»).

7. Курс общей, возрастной и педагогической психологии /Под ред. Н.В.Гамезо. М., 1982.

8. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2001. (Серия «Учебник нового века»).

9. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

10. Общая психология /Под ред. В.В. Богословского. М., 1970.

11. Основы психологии и педагогики: Курс лекций/Под научной редакцией Н.А. Дубинко - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

12. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.

13. Психология и педагогика /Сост. и отв. ред. Радугин А.А. М., 1996.

14. Сапогова Е.Е. 1001 задача по психологии: В 3 ч. Тула, 1999.

15. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2000.

16. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001.

17. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

18. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

19. Веккер Л.М. Психические процессы. СПб., 2000.

20. Вилюнас В.К.Психология эмоциональных явлений. М.,1976.

21. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982-84.

22. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.

24. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х тт. М., 1986.

25. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2000.

26. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

27. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.

28. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

32. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

33. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

34. Лурия А.А. Язык и сознание. М., 1979.

35. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., 1964.

36. Мерлин В.С. Психология характера. Саратов, 1976.

37. Обозов Н.И. Межличностные отношения. Л., 1979.

38. Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.

39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

40. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. М., 1979.

41. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

42. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. М., 1990.

43. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

44. Аткинсон Р. Человеческая память и процессы обучения. М., 1980.

45. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Учеб пос. Пятигорск, 1990.

46. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. М., 1976.

47. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

48. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

49. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.

50. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2001.

51. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

52. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.

53. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.

54. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М., 1972.

55. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.

56. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

57. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

58. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.

59. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М, 1998.

60. Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.

61. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

62. Клацки Р. Память человека (структура и процессы). М., 1978.

63. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 2001.

64. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М.,2001.

65. Колосьев В.Н. Структурная модель мышления и проблема генезиса психики. Л., 1984.

66. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

67. Кричевский Р.М., Дубровская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

68. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

69. Купер К. Индивидуальные различия. М., 1999.

70. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьников? М.,1991.

71. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М., 1989.

72. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1985.

73. Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учеб.-метод. пос. М., 1987.

74. Ломов Б.В. Человек и автоматы. М., 1984.

75. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. (Ум мнемониста). М., 1989.

76. Лутошкин А.А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.

77. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976.

Подобные документы

    Мотивация достижения: определение, значение, структура. Основные теории мотивации достижения. Соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудач. Развитие и формирование мотивации достижения с точки зрения зарубежной и отечественной психологии.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2013

    Сущность процесса мотивации человека; особенности, структура мотивации достижения, ее роль в развитии личности. Психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Мотивы достижения успеха, избегания неудач в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2011

    Психодиагностика мотивации и мотив аффилиации. Структурно-логическая схема "Место мотивации в структуре личности". Составление списка учёных, разрабатывавших проблему мотивации достижения. Опросник диагностики мотивации аффилиации, достижения Мехрабиана.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2009

    Понятия и видов мотивации. Отличительные черты мотивации сохранения и достижения. Мотив аффилиации, саморозвития, власти, идентификации с другим человеком, самоутверждения. Просоциальные и процессуально-содержательные мотивы. Теория мотивации Маслоу.

    презентация , добавлен 06.04.2015

    Анализ понятия мотивации, её свойств, структуры. Обзор мотивационных теорий и моделей. Мотивация достижения как фактор успешности у курсантов. Эмпирическое исследование влияния стиля родительского поведения на формирование мотивации достижения курсантов.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2016

    Теоретический анализ понятия и механизмов мотивации личности. Тенденция к возникновению гипермотивации деятельности. Теории особенностей развития мотивации З. Фрейда, К. Левина, А.Н. Леонтьева. Мотивация творческой деятельности К. Роджерса и А. Маслоу.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2010

    Ведущее место мотивации в структуре личности человека. Схемы анализа мотивации. Исследования мотивации достижений и их необходимость. Методы для диагностики мотивации. Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2010

    Направленность как ведущая характеристика личности, особенности ее исследования различными учеными прошлого и настоящего. Формы направленности и их использования в процессе мотивации деятельности человека. Психологические теории мотивации, их содержание.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Проблема мотивации учения в психологических исследованиях. Роль содержания учебного материала в мотивации учения. Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации. Значение оценки в учебной мотивации младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2011

    Подходы к определению мотива и мотивации. Изучение мотивации в зарубежной и отечественной психологи. Изучение вопросов мотивации в спорте. Психодиагностика как метод. Анализ исследований, посвященных вопросам мотивации в экстремальных видах спорта.

Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. То, что сегодня связывается с проблемой мотивации - это вопросы активизации и управления поведением.

Как в психологии личности в целом, в психологии мотивации выделяют четыре основных направления, к которым в той или иной мере относят современные концепции мотивации:

Теории научения (бихевиоризм);

Теории бессознательного (психоанализ);

Теория гуманистическая;

Теория когнитивная.

В бихевиоризме в качестве основы активности индивида рассматривается некая потребность, нужда организма, вызванная отклонениями физических параметров от оптимального уровня. Эта нужда, в свою очередь, создает побуждение, приводящее организм в состояние активности. Основным механизмом формирования мотивации является стремление организма снять напряжение, вызванное возникшей потребностью. Таким образом, работает принцип гомеостаза: при отклонении от нормы система стремится вернуться в исходное состояние. Но способ поведения не связан однозначно с потребностью. Он зависит от того, что именно способно удовлетворить эту потребность, т.е. от подкрепления. Получается, что поведение инициируется потребностью, а формируется под влиянием факторов среды (подкрепления). Кроме этого, бихевиоризм признает также и идеальные психические категории типа целей и ожиданий.

Психоанализ утверждает, что любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами. Основа мотивации - стремление удовлетворить врожденные инстинкты жизни и смерти. У инстинкта жизни две формы: половая потребность и обычные физиологические потребности. Инстинкт смерти выражается в агрессии, мазохизме, самоуничижении и т.д. Современный психоанализ отошел от определения, что половые отношения являются первопричиной поведения человека, но при этом сохранился взгляд на источник мотивации как на борьбу противоположных и в принципе непримиримых начал.

В гуманистических теориях основным постулатом является самоценность каждого индивида, способного самостоятельно определять свой жизненный путь. Нормальный человек автономен, высокоиндивидуален, в основном сознателен. Основной мотивирующей силой является реализация индивидом своих способностей. При этом отрицается возможность аналитического, рационального познания человеческой сущности. Необходимо лишь наблюдать личность. Человек в свою очередь должен доверять своим чувствам.

В когнитивных теориях поведение инициируют и направляют представления человека о мире (когнитивное представление реальной ситуации, ее причин и следствий) В рамках этой теории существуют:

Теория когнитивного дисбаланса (стремление к уменьшению состояния дискомфорта, испытываемого личностью в случае противоречия нескольких когниций);

Теория баланса (в основу поведения человека закладывается стремление к гармоничным, непротиворечивым социальным ситуациям и отношениям);

Теория сценариев (поведение мотивируется представлениями будущих действий, ситуаций и отношений; при этом, чем детальнее разработан сценарий, тем реальнее его осуществление);

Теория контрфактов (представление об исходе событий, альтернативном реальности; в зависимости от позитивной или негативной окраски оно улучшает или ухудшает мотивацию будущей деятельности).

Проблеме мотивации посвятили свои труды многочисленные исследователи, среди которых В.Г.Асеев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Магун, В.С. Мерлин, К. Обуховский, А.Б.Орлов, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, Дж. Аткинсон, Б. Вайнер, К. Левин, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу, Г. Мюррей, Х. Хекхаузен и др.

Ярким представителем школы бихевиоризма является Э. Торндайк. Основываясь на идее Ч. Дарвина о существовании между животными и человеком переходных форм в способности к научению, Торндайк создал экспериментальную психологию научения (придерживаясь трактовки поведения по схеме «стимул-реакция»). Торндайк значительно конкретизировал положения, лежащие в основе теории научения, показав, что между раздражителями и реакциями всегда образуются ассоциации. Объединение этих элементов он обозначил как привычку, выполнение которой не контролируется сознанием, причем не имеет значения, была ли привычка первоначально осознанной или же с самого начала соответствующие процессы выполнялись без участия сознания.

Э. Толмен, как представитель «психологического бихевиоризма», утверждал, что выучиваются не сочетанию «раздражитель - реакция», а ожиданию наступления следствий (смежности). Отсюда следовала простая когнитивная модель мотивации: вероятность реакции возрастает с увеличением силы ожидания смежности, а также с увеличением ценности следствий.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд. Его теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Основываясь на достижениях физики и физиологии 19 века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызываемого потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и косвенным, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение - их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются « конечной целью любой активности». Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:

1. привязки, или направления энергии на объект (катексис);

2. препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис).

Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям, (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет основу психоаналитического построения системы мотивации.

У. Макдауголл расширил рамки, установленные Фрейдом относительно количества основных инстинктов, и предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах У. Макдауголл добавил к перечисленным - еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям. Не смотря на такое увеличение числа предлагаемых инстинктов, в целом, суть его теории сводилась так же к проведению аналогии с поведением животных.

Американский исследователь мотивации Г. Мюррей наряду с перечнем первичных потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенных У. Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это - потребности достижения успехов, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избежания вредных воздействий, избежания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Кроме этих двух десятков потребностей автор приписал человеку и следующие шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.

Еще одно направление исследований личности известно как «третья сила», наряду с психоаналитической теорией и бихевиоризмом, и называется «Теория роста» или (в отечественной психологии) это направление получило название «гуманистическая психология». Это направление представлено такими психологами, как Маслоу, Роджерс и Голдштейн. Теория роста подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению.

Создатель теории самоактуализации Курт Голдштейн развивал это представление: будучи нейрофизиологом, занимающимся в основном пациентами с поврежденным мозгом, он рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума.

Согласно его теории, ослабление напряжения является сильным побуждением только у больных организмов, а нормальный организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы, такие как любопытство или желание игры, вызывают это напряжение. Другими словами, способности организма определяют его потребности. Представления Маслоу существенно отличаются от разработок Голдштейна, хотя и сохраняют общую концепцию. Маслоу начал изучать жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Маслоу утверждает, что более резонно строить обобщения относительно человеческой природы, изучая лучших ее представителей, каких только удается найти.

Маслоу определил иерархическое строение системы человеческих потребностей из пяти уровней:

физиологические потребности.

потребности безопасности.

Потребности в принадлежности.

Потребности в признании.

Потребности в самореализации.

Последнюю группу потребностей он назвал потребностями развития противопоставил их потребностям нужды. Потребности более высокого уровня возникают только тогда, когда удовлетворены низшие.

Гуманистический контекст классификации потребностей обусловлен тем, что Маслоу исходил не только из наличного поведения, но и из того, каким оно должно быть, поскольку многие индивиды не достигли высшего уровня потребностей и «застряли» на низших ступенях

В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в котором особое значение придаётся сознанию и знаниям человека.

Побуждение к действию может возникать у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (когниций).

Одним из первых обратил свое внимание на данный фактор и исследовал его, разработав соответствующую теорию, Л. Фестингер. Основным постулатом его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения.

Уменьшить возникший диссонанс можно одним из трех способов:

изменить один из элементов системы знаний таким образом, чтобы он не противоречил другому;

добавить новые элементы в противоречивую структуру знаний, сделав ее менее противоречивой и более согласованной;

уменьшить значимость для человека не согласующихся между собой знаний.

Американский ученный Д. Аткинсон одним из первых предложил общую теорию мотивации, объясняющую поведение человека, направленное на достижение определенной цели. Эта же теория явила собой один из первых примеров символического представления мотивации. Сила стремления человека к достижению поставленной цели (М) по Аткинсону, может быть установлена при помощи следующей формулы:

М = Пду * Вдц * Здц,

Где М - сила мотивации (стремление); Пду - сила мотива достижения успехов как личностной диспозиции; Вдц - субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели; Здц - личностное значение достижения данной цели для человека.

Если каким-то способом измерить перечисленные переменные и подставить их значения в правую часть формулы, то можно вычислить силу внутреннего стремления человека к достижению соответствующей цели.

Для того чтобы предсказать, как поведет себя человек в той или иной ситуации, важно знать: какое значение лично для него имеет достижение поставленной цели - как он оценивает свои шансы на успех с точки зрения: (а) инструментальности тех или иных, возможных для него в данной ситуации действий; (б) своих способностей, связанных с выполнением данных действий. Максимальной сила мотивации будет в том случае, если положительными и высокими окажутся все перечисленные переменные.

Мотивирование - это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать - это, значит, создать влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью. Потребность в этом случае выступает как внутренний, а цель - как внешний аспект мотивации. Мотивировать людей - это, значит, затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.

Проблема изучения мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них.

Краткие сведения о некоторых психологических теориях мотивации

Разработанные модели мотивации можно классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А. Маслоу, Д. Маккелланда и Г. Хекхаузена и других авторов. Процессуальные, более поздние теории мотивации, основаны на описании поведения людей с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модель ожидания и модель справедливости. Следует иметь в виду, что хотя эти описания и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из наиболее разносторонних является классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. Согласно его классификации, выделяют следующие виды потребностей.

  • · Потребности физиологические (органические), обеспечивающие выживание человека. К ним относятся потребности в кислороде, воде, пище, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;
  • · Потребность в безопасности (и уверенности в будущем) - это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от страха, от неудач;
  • · Социальные потребности (потребности в принадлежности и любви) включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувство принятия тебя другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки;
  • · Потребности в уважении включают потребность в самоуважении, личностных достижений, компетентности, уважения со стороны окружающих, одобрения, авторитета, признания.
  • · Потребности в самоактуализации (в самовыражении) - это стремление реализовать способности к развитию собственной личности, реализовать свои жизненные цели.

Данные потребности фундаментальны, т.е. присущи всем людям. Индивидуальное развитие человека предполагает восхождение от низших ступеней иерархии (физиологические потребности) к высшим (самоактуализации). Причем, для указанной иерархической системы мотивов существует правило: «Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы». Кроме того, всю мотивационную сферу человека Маслоу разделил на две подсистемы: а) первичные потребности, связанные с компенсацией какого-либо дефицита (недостаточности) внутренних ресурсов для существования; б) вторичные потребности, связанные с расширением жизненного опыта и совершенствованием наличных способностей человека. Вторая подсистема потребностей рассматривается в единстве с высшими ценностями личности. Она определяет направленность человеческого поведения на поиск смысла, истины, красоты, самопознания и самосовершенствования. По Маслоу, такого рода мотивация присуща только самоактуализирующимся личностям, которые стремятся к всесторонней самореализации.

Во второй половине ХХ в.в психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности, которая существенно дополнила теорию потребностей человека. Основателями этой концепции считаются американские ученые Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен. Согласно их теории, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели.

Наряду с мотивом достижения Макклелландом выделялись и измерялись другие мотивы - такие, как «социальное присоединение» (аффилиация) и власть. Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей.

Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне этот мотив выступает в виде чувства привязанности, верности, внешне - в общительности, стремлении сотрудничать с другими людьми.

Мотив власти кратко можно охарактеризовать как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г. Маррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти - это склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.п. Другой исследователь мотивации власти Д. Верофф психологически уточнил определение данного явления следующим образом: под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми.

Ю. Роттером была предложена другая формализованная модель поведения человека, которое зависит, согласно его представлениям, от значимости для человека достижения цели в определенной ситуации и ожидания того, что данное поведение приведет к желаемой цели. С понятием ожидания у Роттера связано понятие локуса-контроля - устойчивого, характеризующего человека как личность представления о том, в какой степени результаты его деятельности зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от складывающихся обстоятельств (внешний локус контроля). Люди с внутренним локусом контроля (интерналы) ищут причины успехов и неудач человека в нем самом. Они видят в человеке активный источник управления собственным поведением и планирования собственной жизни. Люди с внешним локусом контроля (экстерналы) считают, что локализация этих причин находится вне человека, в окружающей его среде, в судьбе, в обстоятельствах, и человек не несет ответственности за собственные неуспехи. Интерналы, как правило, проявляют больше настойчивости в достижении поставленной цели и достигают большего, чем экстерналы.

В русле когнитивного подхода особое значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (когниций), в частности, их согласованности или противоречивости. Основным постулатом теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласования, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения.

В отечественной психологии также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Более или менее продуманной и завершенной является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н. Леонтьевым. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свой источник в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы и связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия. Данная концепция показывает, как в соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой, в силу определенных причин, стремился человек, со временем сама становится самостоятельной, побудительной силой, т.е. мотивом. Например, часто родители, для того, чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако, в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей. Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей, т.е. перечня того, в чем нуждается человек. Причем, происходит это в процессе его деятельности и контакта с окружающей средой.

Другой процессуальный подход в описании мотивации предлагает теория справедливости (М. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури, 1992). Согласно ей, люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем соотносят данное отношение с тем, что имеют другие люди, выполняющие аналогичную работу. Если сравнение обнаруживает дисбаланс и несправедливость (т.е. человек считает, что его коллега получает за ту же работу большее вознаграждение), то у него возникает психическое напряжение. При этом, чтобы мотивировать сотрудника, необходимо восстановить справедливость, устранив дисбаланс. В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. При этом восприятие и оценка справедливости носят относительный характер.

Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры. Социально-когнитивное направление в изучении личности представлено американским психологом А. Бандурой, который описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных (поведенческих), когнитивных (познавательных) и относящихся к окружающей среде факторов. В соответствии с этой концепцией поведения люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. Напротив, большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов, относящихся к окружению, - динамическому процессу, где когнитивные компоненты играют центральную роль в организации и регулировании деятельности человека.

Основная теоретическая концепция Бандуры - моделирование, или научение через наблюдение. Ключевое положение о том, что моделирование генерирует научение в основном посредством своей информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры.

Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами: процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.

Истолкование Бандурой подкрепления в научении через наблюдение также отражает его когнитивную ориентацию. В социально-когнитивной теории внешнее подкрепление часто имеет две функции - информативную и побудительную. Далее Бандура подчеркивает роль косвенного подкрепления, т. е. наблюдения за тем, как другие получают подкрепление, и самоподкрепления, когда люди подкрепляют свое собственное поведение.

Саморегулирование (то, как люди регулируют свое поведение) также является важной чертой социально-когнитивной теории. В саморегулировании важное значение придается в основном процессам самонаблюдения, суждениям и самооценке. Кроме того, Бандура рассматривает вопрос, почему люди наказывают себя.

В последние годы Бандура расширил свою точку зрения на социально-когнитивную теорию, включив в нее когнитивный механизм самоэффективности для объяснения некоторых аспектов психосоциального функционирования. Концепция самоэффективности относится к осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Самоэффективность приобретается из четырех основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем.

Теория Бандуры хорошо эмпирически протестирована, в ее поддержку накоплено достаточно фактов.

Рассмотренные теории не содержат всеобъемлющего подробного анализа. В трудах многих исследователей отрицается принципиальная возможность создания единой теории мотивации, удовлетворительно объясняющей источник целенаправленной активности человека.

Многие из рассмотренных мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания другим людям помощи (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и другое. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. Например, установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладает адекватная самооценка, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, - нереалистическая завышенная или заниженная самооценка.

Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению с людьми) и власти также следует отнести к категории мотивов, которые могут становиться характерными чертами личности. Людей с выраженным мотивом аффилиации привлекает, чаще всего, работа, которая будет давать обширные возможности социального общения. Такие люди стремятся к сближению, установлению доверительных отношений, основанных на симпатии и взаимопомощи. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности, что создает препятствие на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения.

Другим весьма значимым мотивом в формировании личности является мотив власти. Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, доказывать свою правоту, направлять, влиять, организовывать, подчинять, диктовать условия, судить, устанавливать законы и правила поведения, принимать решения за других людей, наказывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей. Признаками наличия у человека мотива власти являются выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми. Другими признаками наличия у человека данного мотива является его нежелание подчиняться кому бы то ни было, а также удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности.

Особое место в психологии занимают исследования так называемых просоциальных мотивов и соответствующего им просоциального поведения. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Некоторые психологи считают, что в основе такого поведения лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма. Просоциальное поведение чаще всего характеризуется как осуществляемое ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Люди с выраженным мотивом альтруизма по собственному убеждению осуществляют акты заботы о других людях, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

Агрессия рассматривается как явление по своей сути асоциальное. В ходе изучения агрессивного поведения было высказано предположение, что за этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название мотив агрессивности. Агрессивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку, нанесение ему какого-либо ущерба: морального, физического, материального. Психологи выделяют две различные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и тенденция к торможению. Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия других людей, как угрожающие ему, и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется, как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия, как нежелательные и непринятые, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению агрессивных действий.

Таким образом, сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, ставшие привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, которое производит человек на окружающих.

Для управленческой деятельности очень важным является понимание системы мотивации, жизненных ценностей и уклада, к которому относятся люди. В соответствии с теорией поля К.Левина, наблюдаемое поведение есть функция поля, в котором оно проявляется. Двумя основными компонентами этого поля является личность и среда. Изменить личность значительно труднее, чем внешнюю среду, роль которой выполняет рабочая обстановка, психологический климат в организации и другие факторы, мотивирующие поведение человека.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. "Трудность здесь состоит в том, - пишет он, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач". (6,С.205)

Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).

Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в 17-18 вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного.

Вторая половина 19 века ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии – появлением эволюционной теории Ч.Дарвина. Она оказала влияние не только на природоведение, но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Дарвин как бы перекинул мостик над пропастью, многие столетия разделявшей человека и животных на две несовместимые в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях группы. Он же сделал первый решительный шаг вперед и в поведенческом и мотивационном сближении этих живых существ, показав, что у человека и животных имеется немало общих форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов.

Под влиянием теории эволюции Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В.Келер, Э. Торндайк и др.) и инстинктов у человека (З.Фрейд, У. Макдаугалл, И.П.Павлов и др.).

Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животных, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдауголла, предложенные в конце 19в. и разработанные в начале 20в.


Согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызываемого потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти.

У. Макдауголл расширил рамки, установленные Фрейдом относительно количества основных инстинктов, и предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах У. Макдауголл добавил к перечисленным - еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

В 20-е годы текущего столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое влияние на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

Оба понятия – "инстинкт" и "потребность" – обладали одним существенным недостатком: их использование не предполагало наличия психологических когнитивных факторов, связанных с сознанием, с субъективным состояниями организма, которые называются психическими. В силу данного обстоятельства эти два понятия были заменены понятием влечения – драйва. Влечение – стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленное в виде некоторой цели, ожидания, намерения, сопровождающееся соответствующими эмоциональными переживаниями.

Американский исследователь мотивации Г. Маррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это – потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избежания вредных воздействий, избежания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Кроме этих двух десятков потребностей автор приписал человеку и следующие шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения признания и бережливости.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти же годы возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Дарвина, но так же открытиями Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать, К. Халла и Б. Скинера. При рассмотрении бихевиористского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное. Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Также респондентное поведение влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему. Однако респондентному поведению можно и научить.

Павлов - русский физиолог, первым при изучении физиологии пищеварения открыл, что респондентное поведение может быть классически обусловленным. Исследования, начатые И.П.Павловым, были предложены, углублены, расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н.А. Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции движений, П.К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е.Н. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

Респондентное поведение – это скиннеровская версия павловского, или классического обусловлевания. Однако Скинер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами. Тип поведения, который предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скинер определил, как оперантное поведение. Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию.

Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления) обусловились. И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Скинер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их. Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение, не подкрепленное или наказуемое, имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера. Скиннер доказывал, что фактически любой нейтральный стимул может стать подкрепляющим, если он ассоциируется с другими стимулами ранее имевшими подкрепляющие свойства.

Еще одно направление исследований личности известно как "третья сила", наряду с психоаналитической теорией и бихевиоризмом, и называется "Теория роста" или (в отечественной психологии) это направление получило название "гуманистическая психология". Это направление представлено такими психологами, как Маслоу, Роджерс и Голдштейн. Теория роста подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению.

Создатель теории самоактуализации Курт Голдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. Для Голдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страданий. Голдштейн писал, что способности организма определяют его потребности.

Во второй половине 20 века теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др.

В отечественной психологии можно выделить теорию деятельности происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н.Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и последователей.

Согласно концепции А.Н.Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствует потребности человека; в системе деятельности, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множество действий, формирующихся деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существует отношение изоморфизма, т.е. взаимного соответствия.

В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придаётся феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Наиболее часто употребляемыми в соответствующих теориях являются понятия когнитивного диссонанса, ожидания успеха, ценности (привлекательности) успеха, боязни возможной неудачи, уровня притязаний.

Побуждение к действию может возникать у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (когниций), в частности, согласованности или противоречивости. Одним из первых обратил свое внимание на данный фактор и исследовал его, разработав соответствующую теорию, Л. Фестингер. Основным постулатом его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения.

Американский ученный Д. Аткинсон одним из первых предложил общую теорию мотивации, объясняющую поведение человека, направленное на достижение определенной цели. В его теории нашли отражение моменты инициации, ориентации и поддержки поведенческой активности человека на определенном уровне. Эта же теория явила собой один из первых примеров символического представления мотивации.

Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться, как относительно самостоятельные, по меньшей мере, 10 теорий. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них содержится, способно дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различай в методах исследований, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека.

Особенно активное развитие многочисленные теории мотивации получили в XX веке. Важнейшее их отличие друг от друга состоит в выделении ведущего (доминирующего) мотивационного фактора и побудительных сил поведения.

Теория мотивации в классическом психоанализе

Наиболее ранняя теоретическая модель мотивационной сферы личности была представлена в классическом психоанализе.

Психоаналитический подход к рассмотрению мотивации человека строится на утверждении диалектической борьбы противоположно направленных побуждений человеческой природы, интенсивность и динамичность которых формирует внутренне противоречивую картину психической жизни личности, способствуя развитию непреодолимого внутриличностного конфликта. Основные мотивационные доминанты деятельности человека при таком рассмотрении – это стремление к получению удовольствия (максимальному удовлетворению естественных – витальных – потребностей), а также страх неудовольствия, то есть намерение человека минимизировать объем неудовлетворенных потребностей, а также сократить меру наказания за удовлетворение тех потребностей, которые нарушают установленные социальные нормы.

Теория мотивации активно разрабатывалась З. Фрейдом, который полагал, что существует определенное число врожденных влечений, свойственных каждому человеку и неизменных в процессе его онтогенетического развития. Эти влечения рассматривались Фрейдом в качестве своеобразных энергетических систем, которые стремятся к разрядке, вынуждая человека действовать в направлении конкретных объектов импульсивно, неосознанно. Таким образом, в рамках классического психоанализа утверждалось, что мотивацию человека формирует непрерывное противоборство двух разнонаправленных влечений, которые в ряде случаев достигают компромисса (при нормальном психическом развитии личности жизнеутверждающие влечения преобладают над деструктивными).

Представители неофрейдизма сохранили общую модель «единства и борьбы противоположностей» в мотивационной сфере личности, хотя и акцентировали влияние социальных и культурных факторов на развитие человеческих потребностей. Так, в индивидуальной психологии А. Адлера основным побуждением индивида выступает насущная потребность преодолеть, компенсировать болезненно переживаемый «комплекс неполноценности». Эта потребность удовлетворяется двумя противоположными способами: через стремление к власти, превосходству и через стремление к принадлежности, общности с другими людьми. Воля к доминированию, соперничеству, господству и социальный интерес – таковы две крайности, между которыми, согласно Адлеру, «разрывается» каждое человеческое существо. Диады противоположностей обнаруживаются и в учении Э. Фромма: это биофилия и некрофилия, «модус бытия» и «модус обладания» (потребность «быть» и потребность «иметь»), которые описываются Фроммом как основные мотивационные детерминанты поведения человека.

Теория мотивации в классическом (ортодоксальном) бихевиоризме и необихевиоризме

Первоначально в рамках классического (ортодоксального) бихевиоризма проблемы мотивации исключались из области исследований, так как основополагающая формула «S – R» («стимул – реакция») не допускала существования иных детерминант кроме внешних стимулов. Данный подход исключает рассмотрение психики как источника активности личности, выступая в качестве совокупности автоматических, запущенных извне реакций. Переход проблематики мотивационного поведения в рамки психологического исследования сопровождался корректировками бихевиористического учения, в том числе признанием в качестве аксиомы положения о существовании внутренних побудительных сил, закрепляемых в форме потребностей и оказываемых на поведение индивида не меньшее воздействие, чем внешние стимулы. В рамках необихевиоризма этими внутренними движущими силами признавались мотивы, составившие «среднее (промежуточное) звено» между стимулами и реакциями и опосредовавшие ответ организма на выдвигаемые средой требования.

Однако даже после признания существования данной промежуточной переменной в необихевиоризме делался упор лишь на внешней стороне активности организма и физиологических факторах, которые мотивируют поведение субъекта. В качестве первых детерминант активности рассматривались физиологические циклы и эмоциональные состояния, которые проявлялись в форме конкретных телесных реакций.

Социальные факторы в рамки научного исследования были введены одним из лидеров необихевиоризма Э. Толменом, который предлагал три уровня мотивации, два из которых можно признать социальными:

  1. биологическая мотивация;
  2. мотивация власти;
  3. мотивация успеха.

Далее, в необихевиоризме для научного описания такой характеристики мотивации, как направленность, использовалось понятие «валентность». Было экспериментально доказано, что организм далеко не всегда стремится к тому, в чем испытывает насущную потребность. С целью прояснения этих механизмов было предложено различать положительную и отрицательную валентности. Если объект в силу каких-либо причин обладает положительной валентностью, организм стремится к обладанию этим объектом, если же отрицательной, то возникает реакция избегания (Б. Скиннер). То, какой валентностью будет обладать конкретный предмет, зависит от прошлого опыта взаимодействия со средой и особенностей научения, то есть в большей степени определяется социальными, а не сугубо биологическими факторами.

Анализируя различные нарушения поведения человека (фобические расстройства), теоретики необихевиоризма утверждали, что поведение человека детерминируется преимущественно отрицательной мотивацией, при которой направляющим вектором служит реакция избегания. Так, М. Майером был рассмотрен страх как основная движущая сила поведения человека. Особенностью приобретенной отрицательной мотивации является ее стремительная генерализация, то есть быстрое распространение на новые объекты и ситуации.

С точки зрения необихевиоризма рассматривалась и познавательная мотивация. Например, стали широко известны эксперименты с людьми, предполагающие изоляцию и сенсорную депривацию испытуемых. Так, в результате экспериментов Д. О. Хэбба был доказан тезис о врожденной потребности индивида в контакте с внешним миром.

Теория мотивации в гештальтпсихологии

Рассмотрение мотивации в русле гештальтпсихологии сводилось к анализу особенностей человеческой психики.

По мнению К. Левина, энергия побуждения/мотива реализуется не только в пределах организма, а распределяется в системе «организм – среда», которая представляет собой единое динамичное поле. Под воздействием мотивационных факторов разные объекты приобретают по отношению к индивиду «требовательный характер», побуждая выполнять его конкретные действия по отношению к данным объектам.

Подход К. Левина к мотивации может быть охарактеризован как «гомеостатический». По мнению исследователя, нарушение баланса между субъектом и ситуацией, способствует появлению состояния мотивационной напряженности, которое он путем различных действий стремится редуцировать.

К. Левин предлагал рассматривать два вида потребностей: биологические и социальные (квазипотребности, то есть стремление к совершению целенаправленного социального действия). В структуре личности потребности не находятся в изоляции, они взаимодействуют друг с другом, подчиняясь определенной иерархии. Связанные между собой квазипотребности могут обмениваться аккумулированной в них энергией. Этот процесс Левин называл «коммуникацией заряженных систем». Возможность такой коммуникации ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать внешние и внутренние барьеры, находить выход из сложных ситуаций. Таким образом, стремясь к разрядке напряжения, человек не запрограммирован на выполнение строго определенных действий, а может изменять и замещать их, находя новые способы преобразования ситуации.

Когнитивная теория мотивации

Наибольшую популярность из когнитивных теорий мотивации приобрела теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1956). По мнению исследователя, каждый человек обладает особой потребностью в конгруэнтности, то есть в гармонии и консонансе, в совпадении ожиданий субъекта и реально происходящих событий. Под воздействием данной потребности любой диссонанс (несовпадение когнитивных элементов) ощущается личностью как состояние дискомфорта, которое приводит к запуску активности, направленной на его устранение (редукцию) и восстановление согласованности содержаний сознания. Стремление к когнитивному согласованию мотивационных процессов (побуждений) и представлений о ситуации запускает сложный механизм интерпретации и переинтерпретации, который позволяет постепенно снять существующие противоречия.

Теория мотивации в гуманистической психологии

Особая традиция понимания и исследования мотивационных процессов сложилась в гуманистической психологии, найдя отражение, прежде всего, в трудах Г. Олпорта и А. Маслоу.

По мнению Г. Олпорта, огромное число мотивов, которое предопределяет поведение человека, можно свести к некоторому количеству первоначальных мотивов, которые являются не только врожденными, но и свойственными, как правило, всему животному миру. Отдельно Г. Олпортом рассматривалось «послеинстинктивное поведение» сформировавшейся личности, которое проявляется в интересах и побуждениях, не сводимых к их более ранним архаическим и унаследованным формам (влечениям и рефлексам), но формирующихся в результате постепенной дифференциации, структурирования и интеграции индивидуального опыта, в процессах обучения и социализации.

А. Маслоу предлагалось разделение всей мотивационной сферы человека на две подсистемы:

  1. дефицитарная мотивация, которая предполагает компенсацию дефицита внутренних ресурсов и приобретение чего-то недостающего;
  2. мотивация роста, которая построена на расширении жизненного опыта и совершенствовании имеющихся способностей человека.

Потребности, которые относятся к первой подсистеме, характеризуют актуальные нужды человека и функционируют по гомеостатическому принципу («актуализация – удовлетворение (насыщение) – угасание»); потребности, относящиеся ко второй группе, не сводятся лишь к сохранению существующего, а нацелены на развитие. Последняя подсистема мотивов, рассматриваемых в единстве с высшими ценностями личности, получила обозначение – метамотивация.

Перечисленная система мотивов послужила основой для разработки А. Маслоу иерархии потребностей, получившей широкую известность.