• «Анафем» (англ. Anathem) - научно-фантастический роман Нила Стивенсона, опубликованный в 2008 году. «Анафем» описывает вымышленную планету Арб, на которой ученые и интеллектуалы живут в замкнутых монастырях.
  • Церковное проклятие, осуждение на вечную гибель, произносимое в храме против еретиков и грешников, изгнание из церкви
  • Церковное забвение для грешника
  • (греческое anathema - проклятие) церковное проклятие, отлучение от церкви
  • Высшая церковная кара
  • Церковная опала
  • Бранное слово церковников
  • Высшая мера церковного наказания
  • Церковный "импичмент"
  • Одна из высших церковных наград, предназначенная для не совсем угодных
  • То, чем наградила церковь Льва Толстого
  • ЕПИТИМИЯ

    • Церковное наказание, исполняемое раскаявшимся верующим (долгая молитва, милостыня, паломничество и т. п.)
    • Ж. духовное взыскание, наказание; исправительная кара церковью кающегося грешника, особ. за проступки против уставов церкви, Епитимствовать, состоять на епитимии. Епитимствование ср. состояние на епитимии
      • Аббатиса (лат. abbatissa) - настоятельница женского монастыря (аббатства) в католической церкви. Аббатиса, хотя и наделяется аббатскими знаками отличия (наперсный крест, перстень, посох), но обладает только административной властью над подчиненными.
      • Женское церковное звание
      • АД

        • Есть также люди с фамилией «Черкес». Подробнее см. здесь.
        • Место для грешника, преисподня
        • Пекло грешника
        • Будущее грешника
        • Где грешники коротают вечность?
        • Картина Микеланджело "Грешники, низвергаемые в..."
        • Приемник умерших грешников
        • Согласно большей части религиозных учений, местопребывание душ грешников, обреченных на вечные мучения
        • Подходящее место для грешников
        • Место, где души грешников терпят вечные муки (религиозное)
        • В религиозных представлениях: место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам
          • Ака́фист, у старообрядцев ака́фисто (греч. Ο Ακάθιστος Ύμνος, также неседален, неседальная песнь, то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») - жанр православной церковной гимнографии, представляющий собой хвалебно-благодарственное пение, посвящённое Господу Богу, Богородице, ангелу или (чаще всего) тому или иному святому.
          • Греческое слово "кафизо" означает "сажусь", а какое церковное песнопение исполняется только стоя
          • Христианское хвалебное церковное песнопение
          • Греческое слово "кафизо" означает "сажусь», а какое церковное песнопение исполняется только стоя?
          • Церковное песнопение
          • М. неседален, церковная хвалебная песнь и молитвы Спасителю, Богоматери и св. угодникам. Акафистный молебен, с акафистом. Акафистник м. сборник акафистов, книга. Любитель, акафистов
          • Жанр церковного песнопения
          • Род хвалебного церковного песнопения
          • Разновидность церковно
ПЕРЕЧЕНЬ ГРЕХОВ С ОПИСАНИЕМ ДУХОВНОЙ ИХ СУТИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
О покаянии
Грехи против Бога и Церкви
Грехи в отношении к ближним
Перечень смертных грехов
Особые смертные грехи — хула на Духа Святаго
О восьми главных страстях с их подразделениями и отраслями и о добродетелях, которые им противостоят (по творениям свт. Игнатия Брянчанинова).
Общий перечень грехов
издание
ЗАДОНСКОГО РОЖДЕСТВО -БОГОРОДИЦКОГО
МОНАСТЫРЯ
2005

О покаянии

Господь наш Иисус Христос, пришедший призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13), еще в Своей земной жизни установил таинство прощения грехов. Блудницу, слезами покаяния омывшую Его ноги, Он отпустил со словами: «Прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 48, 50). Расслабленного, принесенного к Нему на постели, Он исцелил, сказав: «Прощаются тебе грехи твои… но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному, — встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мф. 9, 2, 6).

Власть эту Он передал апостолам, а они — священникам Церкви Христовой, которые имеют право разрешать греховные узы, то есть освобождать душу от совершенных и довлеющих над нею грехов. Лишь бы человек пришел на исповедь с чувством покаяния, осознанием своих неправд и желанием очистить душу от греховной тяжести…

Брошюра эта призвана в помощь кающемуся: в ней приводится перечень прегрешений, составленный на основе «генеральной исповеди» святителя Димитрия Ростовского.

Грехи против Бога и Церкви
* Непослушание воле Божией . Явное несогласие с волей Божией, выраженной в Его заповедях, Священном Писании, указаниях духовного отца, голосе совести, перетолковывании воли Божией на свой лад, в выгодном для себя смысле с целью самооправдания или осуждения ближнего, доставление собственной воли выше воли Христовой, ревность не по разуму в аскетических упражнениях и принуждение других следовать себе, неисполнение обещаний, данных Богу на предшествующих исповедях.

* Ропот на Бога. Этот грех есть следствие недоверия Богу, могущий привести к полному отпадению от Церкви, потере веры, богоотступничеству и богоборчеству. Противоположная этому греху добродетель — смирение перед Промыслом Божиим о себе.

* Неблагодарность Богу. Человек часто обращается к Богу в периоды испытаний, скорбей и болезней, прося смягчить или даже избавить от них, напротив же, в периоды внешнего благополучия забывает о Нем, не сознавая, что пользуется Его благим даром, не благодарит за него. Противоположная добродетель — постоянное благодарение Отца Небесного за ниспосылаемые Им испытания, утешения, духовные радости и земное счастье.

* Маловерие, сомнение в истинности Священного Писания и Предания (то есть в догматах Церкви, ее канонах, законности и правильности иерархии, совершения богослужения, в авторитетности писаний святых отцов). Отречение от веры в Бога из страха перед людьми и забота о земном благополучии.

Маловерие — отсутствие полной, глубокой убежденности в какой-либо христианской истине или принятие этой истины только разумом, но не сердцем. Это греховное состояние возникает на почве сомнения или отсутствия ревности к подлинному богопознанию. Маловерие для сердца — то же самое, что сомнение для ума. Оно расслабляет сердце на путях исполнения воли Божией. Исповедь помогает изгнать маловерие и укрепить сердце.

Сомнение — мысль, нарушающая (явно и смутно) убежденность в истинности учения Христа и Его Церкви в целом и частностях, например, сомнения в евангельских заповедях, сомнения в догматах, то есть каком-либо члене Символа веры, в святости какого-либо признанного Церковью святого или событий Священной истории, празднуемых в Церкви, в боговдохновенности святых отцов; сомнение в почитании святых икон и мощей святых угодников, в невидимом Божественном присутствии, в богослужении и в таинствах.

В жизни нужно учиться различать «пустые» сомнения, возбуждаемые бесами, окружающей средой (миром) и собственным помраченным грехом умом — такие сомнения нужно отвергать актом воли, — и действительные духовные проблемы, которые надо разрешать, основываясь на полном доверии к Богу и Его Церкви, понуждая себя к полнейшему самораскрытию перед Господом в присутствии духовника. Лучше исповедать все сомнения: и те, которые были отвергнуты внутренним духовным оком, и в особенности те, которые были приняты в сердце и породили там смятение и уныние. Таким образом очищается и просвещается ум и укрепляется вера.

Сомнение может возникать на почве излишнего доверия себе, увлекаемости чужими мнениями, малой ревности к осознанию своей веры. Плод сомнения — расслабленность в следовании путем спасения, прекословие воле Божией.

* Пассивность (малая ревность, отсутствие старания) в познании христианской истины, учения Христа и Его Церкви. Отсутствие желания (при наличии такой возможности) читать Священное Писание, творения святых отцов, вдумываться и постигать сердцем догматы веры, уяснять смысл богослужения. Этот грех возникает на почве умственной лени или чрезмерной боязни впасть в какое-либо сомнение. В результате истины веры усваиваются поверхностно, бездумно, механически, и в конце концов у человека подрывается способность действенно-сознательного исполнения воли Божией в жизни.

* Ереси и суеверия. Ересь — это ложное учение, относящееся к духовному миру и общению с ним, отвергнутое Церковью как находящееся в явном противоречии со Священным Писанием и Преданием. К ереси часто ведет личная гордыня, излишнее доверие собственному уму и личному духовному опыту. Причиной еретических мнений и суждений может быть также недостаточно полное знание учения Церкви, богословская необразованность.

* Обрядоверие. Приверженность букве Писания и Предания, придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении ее смысла и цели — эти пороки объединяются под именем обрядоверия. Вера в спасительное значение лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе, без учета их внутреннего духовного смысла, свидетельствует об ущербности веры и снижении благоговения перед Богом, забвении того, что христианин должен «служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7, 6). Обрядоверие возникает из-за недостаточного вникания в благую весть Христову, а «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Обрядоверие свидетельствует о неадекватном восприятии учения Церкви, не соответствующем его величию, или же о неразумной ревности служения, не соответствующей воле Божией. Обрядоверие, достаточно распространенное в среде церковного народа, влечет за собой суеверие, законничество, гордость, разделение.

* Недоверие Богу. Этот грех выражается в отсутствии уверенности в том, что первоисточной причиной всех внешних и внутренних жизненных обстоятельств является Господь, желающий нам истинного блага. Недоверие Богу вызывается тем, что человек недостаточно вжился в евангельское Откровение, не ощутил его основного узла: добровольного страдания, распятия, смерти и воскресения Сына Божия.

От недоверия Богу возникают такие грехи, как отсутствие постоянной благодарности Ему, уныние, отчаяние (особенно в болезнях, скорбях), малодушие в обстояниях, страх перед будущим, суетные попытки застраховаться от страданий и избежать испытаний, а в случае неудачи — скрытый или явный ропот на Бога и Его Промысл о себе. Противоположная добродетель — возложение своих надежд и упований на Бога, полное приятие Его Промысла о себе.

* Отсутствие страха Божия и благоговения перед Ним. Небрежная, рассеянная молитва, неблагоговейное поведение в храме, перед святыней, непочитание священного сана.

Отсутствие памяти смертной в ожидании Последнего суда.

* Малая ревность (или полное отсутствие ее) к богообщению, духовной жизни. Спасение — это общение с Богом во Христе в вечной будущей жизни. Земная жизнь для стяжания благодати Святого Духа, раскрытия в себе Царства Небесного, боговселения, богосыновства. Достижение этой цели зависит от Бога, но Бог не будет постоянно пребывать с человеком, если он не проявит всю свою ревность, любовь, разум, чтобы приблизиться к Нему. Вся жизнь христианина направлена к этой цели. Если в вас нет любви к молитве как к способу богообщения, ко храму, к участию в таинствах, то это признак отсутствия ревности к богообщению.

Применительно к молитве это проявляется в том, что она бывает только по принуждению, нерегулярная, невнимательная, расслабленная, с небрежным положением тела, механическая, ограниченная лишь заученными наизусть или вычитанными молитвословиями. Отсутствует постоянная память о Боге, любовь и благодарность к Нему как фон всей жизни.

Возможные причины: сердечное нечувствие, пассивность ума, отсутствие должной подготовки к молитве, нежелание продумать и уяснить сердцем и умом смысл предстоящего молитвенного делания и содержания каждого прощения или славословия.

Другая группа причин: привязанность ума, сердца и воли к земным вещам.

По отношению к храмовому богослужению этот грех проявляется в редком, нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или разговорах во время службы, хождении по храму, отвлечении других от молитвы своими просьбами или замечаниями, в опоздании к началу богослужения и уходе прежде отпуста и благословения.

В целом этот грех сводится к нечувствию особенного присутствия Божия в храме во время общественного богослужения.

Причины греха: нежелание войти в молитвенное единство с братьями и сестрами во Христе вследствие обремененности земными заботами и погруженности в суетные дела мира сего, бессилие в борьбе с внутренними соблазнами, насылаемыми духовно враждебными силами, которые мешают и удерживают нас от стяжания благодати Святого Духа, и, наконец, гордыня, небратское, нелюбовное отношение к другим прихожанам, раздражение и озлобление против них.

В отношении к Таинству покаяния грех равнодушия проявляется в редких исповедях без должной подготовки, в предпочтении общей исповеди личной, чтобы безболезненней пройти через нее, в отсутствии желания глубоко познать себя, в несокрушенном и несмиренном душевном расположении, в отсутствии решимости оставить грех, искоренить порочные наклонности, преодолеть соблазны, вместо этого — стремление умалить грех, оправдать себя, умолчать о наиболее постыдных поступках и мыслях. Совершая тем самым обман пред лицом Самого Господа, приемлющего исповедь, человек усугубляет свои грехи.

Причины этих явлений — в непонимании духовного смысла Таинства покаяния, в самодовольстве, жалости к себе, суетности, в нежелании внутренне преодолеть демонское сопротивление.

Особо тяжко согрешаем мы против Пресвятых и Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых, приступая к святому причащению редко и без должной подготовки, не очистив душу предварительно в Таинстве покаяния; не испытываем потребности причащаться чаще, не храним чистоту свою после приобщения, но вновь впадаем в суету и предаемся порокам.

Причины этого коренятся в том, что мы не вдумываемся в смысл высочайшего таинства Церкви, не осознаем его величия и своего греховного недостоинства, необходимости исцеления души и тела, не обращаем внимания на сердечное нечувствие, не осознаем влияния падших духов, гнездящихся в нашей душе, которые отвращают нас от причащения, и потому не противимся, а поддаемся их искушению, не вступаем с ними в борьбу, не испытываем благоговения и страха богоприсутетвия в Святых Дарах, не боимся причаститься Святыни «в суд и во осуждение», не заботимся о постоянном исполнении воли Божией в жизни, невнимательны к своему сердцу, подвержены суетности, подходим к Святой Чаше с ожесточенным сердцем, не примиренные с ближними.

* Самооправдание, самодовольство. Удовлетворенность своим духовным устроением или состоянием.

* Отчаяние от зрелища своего духовного состояния и бессилия бороться с грехом. Вообще самооценка собственного духовного устроения и состояния; возложение на себя духовного суда в противоположность сказанному Господом Иисусом Христом: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12, 19).

* Отсутствие духовного трезвения, постоянного сердечного внимания, рассеянность, греховное забвение, неразумие.

* Духовная гордость, приписывание себе полученных от Бога даров, желание самостоятельного владения какими-либо духовными дарами и энергиями.

* Духовный блуд, влечение к чуждым Христу духам (оккультизм, восточная мистика, теософия). Истинная же духовная жизнь — это пребывание в Духе Святом.

* Легкомысленно-святотатственное отношение к Богу и Церкви: употребление имени Божия в шутках, легкомысленное упоминание о святынях, проклятия с упоминанием Его имени, произнесение имени Божия без благоговения.

* Духовный индивидуализм, склонность к обособлению в молитве (даже во время Божественной Литургии), забвение того, что мы — члены Соборной (Кафолической) Церкви, члены одного мистического Тела Христова, сочлены друг другу.

* Духовный эгоизм, духовное сластолюбие — молитва, участие в таинствах только ради получения духовных удовольствий, утешений и переживаний.

* Нетерпение в молитве и других духовных подвигах. Сюда относится невыполнение молитвенного правила, нарушение постов, трапеза не вовремя, преждевременный уход из храма без особо уважительной причины.

* Потребительское отношение к Богу и Церкви, когда отсутствует желание отдать что-либо Церкви, как-либо потрудиться для нее. Молитвенное испрашивание мирского успеха, почестей, удовлетворения эгоистических желаний и материальных благ.

* Духовная скаредность, отсутствие духовной щедрости, потребности донести до ближних полученную от Бога благодать словом утешения, сочувствия, служения людям.

* Отсутствие постоянной заботы о выполнении воли Божией в жизни. Этот грех проявляется, когда мы совершаем серьезные поступки, не испрашивая благословения Бога, не советуясь и не прося благословения у духовного отца.

Грехи в отношении к ближним

* Гордость, превозношение над ближним, высокомерие, «демонская твердыня» (этот опаснейший из грехов рассматривается отдельно и обстоятельно ниже).

* Осуждение. Склонность подмечать, запоминать и называть чужие недостатки, совершать явный или внутренний суд над ближним. Под действием не всегда заметного даже для самого себя осуждения ближнего в сердце формируется его искаженный образ. Этот образ служит затем внутренним оправданием нелюбви к этому человеку, пренебрежительно злого отношения к нему. В процессе покаяния этот ложный образ должен быть сокрушен и на основе любви воссоздан в сердце истинный образ каждого ближнего.

* Гнев, раздражительность, сварливость. Умею ли я сдерживать порывы гнева? Допускаю ли я бранные слова, проклятия в ссорах с ближними, в воспитании детей? Не сквернословлю ли я в обычном разговоре (чтобы быть «как все»)? Нет ли в моем поведении грубости, хамства, наглости, злой насмешливости, ненависти?

* Немилостивость, несострадательность. Откликаюсь ли я на просьбы о помощи? Готов ли к самопожертвованию, милостыне? Легко ли даю в долг вещи, деньги? Не попрекаю ли своих должников? Не требую ли грубо и настойчиво возвращения одолженного? Не хвастаюсь ли перед людьми своими жертвами, милостыней, помощью ближним, ожидая одобрения и земных воздаяний? Не был ли скуп, боясь не получить просимое обратно?

Дела милосердия следует творить втайне, ибо мы совершаем их не ради человеческой славы, а ради любви к Богу и ближнему.

* Злопамятность, непрощение обид, мстительность. Излишняя требовательность к ближнему. Эти грехи противоречат и духу, и букве Евангелия Христова. Господь наш учит прощать ближнему грехи против нас до седмижды семидесяти раз. Не прощая других, мстя им за обиду, держа в памяти зло на другого, мы не можем надеяться на прощение собственных грехов Отцом Небесным.

* Самозамкнутость, отчужденность от других людей.

* Пренебрежение ближним, равнодушие. Особенно страшен этот грех по отношению к родителям: неблагодарность к ним, черствость. Если родители умерли, не забываем ли мы молитвенно поминать их?

* Тщеславие, честолюбие. Мы впадаем в этот грех, когда тщеславимся, выставляя напоказ свою одаренность, душевную и телесную, ум, образованность, и когда демонстрируем свою поверхностную духовность, показную церковность, мнимое благочестие.

Как мы относимся к членам своей семьи, к людям, с которыми приходится часто встречаться или работать? Умеем ли мы терпеть их слабости? Часто ли раздражаемся? Бываем ли мы заносчивыми, обидчивыми, нетерпимыми к чужим недостаткам, к чужому мнению?

* Любоначалие, желание быть первым, повелевать. Любим ли мы, чтобы нам служили? Как относимся к зависящим от нас людям на работе и дома? Любим ли мы властвовать, настаивать на выполнении своей воли? Нет ли у нас склонности вмешиваться в чужие дела, в чужую личную жизнь с настойчивыми советами и указаниями? Не стремимся ли мы оставлять последнее слово за собой, лишь бы не согласиться с мнением другого, даже если он прав?

* Человекоугодие — это обратная сторона греха любоначалия. Мы впадаем в него, желая понравиться другому человеку, боясь опозориться перед ним. Из человекоугодия мы часто не обличаем очевидного греха, соучаствуем во лжи. Не предавались ли мы лести, то есть притворному, преувеличенному восхищению человеком, стремясь заполучить его благорасположение? Не подлаживались ли мы к чужим мнениям, вкусам ради своей выгоды? Бывали ли лживы, нечестны, двуличны, недобросовестны в работе? Не предавали ли людей, спасая себя от неприятностей? Не возлагали ли свою вину на других? Хранили ли чужие тайны?

Вдумываясь в свое прошлое, христианин, готовящийся к исповеди, должен припомнить все дурное, что он вольно или невольно совершил по отношению к ближним.

Не был ли причиной горя, чужого несчастья? Не разрушал ли семью? Виноват ли в нарушении супружеской верности и не подталкивал ли другого к этому греху сводничеством? Не брал ли на себя греха убийства нерожденного ребенка, не содействовал ли этому? В этих грехах следует каяться только на личной исповеди.

Не был ли склонен к непристойным шуткам, анекдотам, безнравственным намекам? Не оскорблял ли святыню любви человеческой цинизмом, надругательством?

* Нарушение мира. Умеем ли мы хранить мир в семье, в общении с соседями, сотрудниками по работе? Не позволяем ли себе злословия, осуждения, злых насмешек? Умеем ли обуздывать свой язык, не болтливы ли?

Не проявляем ли праздного, греховного любопытства к жизни других людей? Бываем ли внимательны к нуждам и заботам людей? Не замыкаемся ли в себе, в своих якобы духовных проблемах, отвращаясь людей?

* Зависть, зложелание, злорадство. Не завидовал ли чужому успеху, положению, устроению? Не желал ли тайно неудачи, провала, печального исхода чужим делам? Не радовался ли явно или тайно чужому несчастью, неудаче? Не подстрекал ли других на злые поступки, оставаясь внешне невинным? Не бывал ли излишне подозрителен, видя во всех лишь дурное? Не указывал ли одному человеку на порок (явный или мнимый) другого человека, чтобы поссорить их? Не злоупотреблял ли доверием ближнего, открывая другим его недостатки или грехи? Не распространял ли сплетни, порочащие жену перед мужем или мужа перед женой? Не вызывал ли своим поведением ревность одного из супругов и озлобление против другого?

* Противление злу против себя. Этот грех проявляется в явном противлении обидчику, в воздаянии злом за зло, когда наше сердце не хочет понести причиняемую ему боль.

* Неоказание помощи ближнему, обижаемому, гонимому. Вэтот грех мы впадаем, когда из трусости или ложно понятого смирения не вступаемся за обижаемого, не обличаем обидчика, не свидетельствуем истину, позволяем торжествовать злу и несправедливости.

Как переносим мы несчастье ближнего, помним ли заповедь: «Тяготы друг друга носите»? Готовы ли всегда прийти на помощь, жертвуя своим покоем и благополучием? Не оставляем ли ближнего в беде?

Грехи против самого себя и прочие греховные наклонности, противоречащие духу Христову

* Уныние, отчаяние. Не предавался ли унынию, отчаянию? Не допускал ли мысли о самоубийстве?

* Недобросовестность. Понуждаем ли мы себя к служению ближним? Не грешим ли мы недобросовестным исполнением своих обязанностей в работе, воспитании детей; выполняем ли мы обещания, данные людям; не вводим ли мы в соблазны людей опозданием к месту встречи или в дом, где нас ждут, забывчивостью, необязательностью, легкомыслием?

Аккуратны ли мы в работе, в быту, в транспорте? Не разбрасываемся ли мы в работе: забывая закончить одно дело, переходим к другому? Укрепляем ли мы себя в намерении служить ближним?

* Телесные излишества. Не разрушал ли себя излишествами по плоти: многоядением, сладкоядением, чревоугодием, трапезой не вовремя?

Не злоупотреблял ли склонностью к телесному покою и комфорту, многоспанием, залеживанием в постели после просыпания? Не предавался ли лени, неподвижности, вялости, расслабленности? Не пристрастен ли к определенному образу жизни так, что не желаешь изменить его ради ближнего?

Не грешен ли пьянством, этим страшнейшим из современных пороков, разрушающим душу и тело, приносящим зло и страдание ближним? Как борешься с этим пороком? Помогаешь ли ближнему отступиться от него? Не соблазнял ли непьющего вином, не давал ли вина малолетним и больным?

Не пристрастен ли к курению, также разрушающему здоровье? Курение отвлекает от духовной жизни, сигарета заменяет курящему молитву, вытесняет сознание грехов, разрушает душевное целомудрие, служит соблазном для окружающих, приносит вред их здоровью, особенно детям и подросткам. Не употреблял ли наркотики?

* Чувственные помыслы и соблазны. Боролись ли мы с чувственными помыслами? Избегали ли соблазнов плоти? Отвращались ли от соблазнительных зрелищ, разговоров, осязаний? Не согрешили ли невоздержанием душевных и телесных чувств, услаждением и медлением в нечистых помыслах, сладострастием, нескромным воззрением на лиц противоположного пола, самоосквернением? Не вспоминаем ли мы с услаждением прежние свои плотские грехи?

* Мироугодие. Не согрешаем ли угождением человеческим страстям, бездумно следуя принятому среди окружающих нас людей образу жизни и поведению, в том числе хотя и бытующим в церковной среде, но не проникнутым духом любви, притворно изображая благочестие, впадая в ханжество, фарисейство?

* Непослушание. Согрешаем ли непослушанием родителям, старшим в семье, начальникам на работе? Не исполняем советы духовного отца, уклоняемся от возложенной им на нас епитимий, этого духовного лекарства, исцеляющего душу? Подавляем в себе укоры совести, не исполняя закон любви?

* Праздность , расточительство, привязанность к вещам. Не тратим ли мы впустую свое время? Употребляем ли во благо дарованные нам Богом таланты? Не расточаем ли мы без пользы себе и другим деньги?

Не грешим ли мы пристрастием к удобствам жизни, не привязаны ли к тленным материальным вещам, не накопляем ли излишне, «на черный день», пищевые продукты, одежду, обувь, роскошную мебель, драгоценности, тем самым не доверяясь Богу и Его Промыслу, забывая, что завтра можем предстать пред Его судом?

* Стяжательство . В этот грех мы впадаем, когда излишне увлекаемся накопительством тленных богатств или ища человеческой славы в работе, в творчестве; когда отказываемся под предлогом занятости от молитвы и посещения храма даже в воскресные и праздничные дни, предаемся многозаботливости, суетности. Это приводит к пленению ума и окаменению сердца.

Согрешаем мы словом, делом, помышлением, всеми пятью чувствами, ведением и неведением, волею и неволею, в разуме и неразумии, и нет возможности перечислить все грехи наши по множеству их. Но истинно каемся в них и просим благодатной помощи для воспоминания всех своих согрешений, забытых и потому нераскаянных. Обещаем впредь блюсти себя с помощью Божией, избегать греха и творить дела любви. Ты же, Господи, прости нас и разреши от всех грехов по милости Твоей и долготерпению, и благослови приобщиться Святых и Животворящих Тайн Твоих не в суд и во осуждение, но во исцеление души и тела. Аминь.

Перечень смертных грехов

1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему; словом, гордость до самообожания.

2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие, или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное с страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился на вся дни светло.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.

7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.

Особые смертные грехи — хула на Духа Святого

К этим грехам относятся:

Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Отчаяние, или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

Чрезмерное упование на Бога, или продолжение тяжкогреховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

Смертные грехи, которые вопиют небу об отмщении за них

* Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).

* Содомский грех.

* Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.

* Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.

* Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.

* Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

О восьми главных страстях с их подразделениями
и отралями и о добродетелях, которые им противостоят

(по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)

1. Чревообъядение — объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого происходит нехранение верности Богу, Церкви, добродетели и людям.

Этой страсти надо противостоять воздержанием — удержанием от излишнего употребления пиши и питания, в особенности от употребления в излишестве вина, хранением постов, установленных Церковью. Плоть свою надо обуздывать умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, отчего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и ее покоя.

2. Любодеяние — блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

Этой страсти противостоят целомудрием — уклонением от всякого рода блудных дел. Целомудрие — это уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Отчуждение от телевизора и развратных фильмов, от развратных газет, книг и журналов. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога.

3. Сребролюбие — любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысел. Пристрастие или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

С этой страстью борются нестяжанием — удовлетворением себя одним необходимым, ненавистью к роскоши и неге, милосердием к нищим. Нестяжание — это любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

4. Гнев — вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова; ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

Страсти гнева противостоит кротость уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

5. Печаль — огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за всэ случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

С этой страстью борются, противоставляя ей блаженный плач ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от них легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества своих грехов. Готовность терпеть.

6. Уныние — леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Празднословие. Шутки. Кощунства. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

Унынию противостоит трезвение усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями

и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

7. Тщеславие — искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

С тщеславием борются смирением . К этой добродетели относится страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение премудрости земной как непотребной пред Богом (Л к. 16,15). Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, восстающего на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

8. Гордость — презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость; омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Гордости Противостоит любовь . К добродетели любви относятся изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения, Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение, в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним, братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме. Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения… Конец бесконечен!

Общий перечень грехов

Исповедаю аз многогрешный (имярек) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.

Согрешил: обеты святого Крещения не соблюл, но во всем солгал и непотребна себе пред лицем Божиим сотворил.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и Святой Церкви; неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния, призыванием имени Божия без нужды — всуе.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: неимением ко Господу любви и страха, неисполнением святой воли Его и святых заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием святых икон; не носил креста, стыдился креститься и исповедовать Господа.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; Закону Божию и святых отцов преданиям от лености и небрежения не поучался.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякой святыни прикасаться.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением святых постов и нехранением постных дней — среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой; тунеядством; своей воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; недолжным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями; поминал живых за упокой, ел кровь животных.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием; самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностью, раздражительностью.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: осуждением всех людей — живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств, нечистотою душевною и телесною; услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению Слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы, любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностью к разного рода вещам и людям.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: леностию, расслаблением, негою, люблением телесного покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанным браком; тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим, или склоняли кого-нибудь к этому великому греху — детоубийству; проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах; читал неприличные книги, журналы и газеты, смотрел по телевидению развратные передачи и фильмы.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: против Животворящих и Святых Тайн Христовых, приступая к ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, —

волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаю блюстись.

Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне, грешном, а в оный Судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.

Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, повторять на исповеди не следует, ибо они, как учит Святая Церковь, уже прощены, но если мы их снова повторяли, то снова в них нужно каяться. Надо также каяться в тех грехах, которые были забыты, но вспомнились теперь.

От кающегося требуется сознание своих грехов, осуждение себя в них, самообличение пред духовником. Для этого нужны сокрушение и слезы, вера в прощение грехов. Чтобы приблизиться ко Христу и получить спасение, необходимо возненавидеть прежние грехи и совершить покаяние не только словом, но и делом, то есть исправить свою жизнь: ведь грехи ее сокращают, а борьба с ними привлекает благодать Божию.

Архимандрит Савва (Мажуко)

Богомыслие Креста – самое трудное из духовных упражнений. Мы читаем о подвижниках, которые предавались этому подвигу постоянно. Они не просто созерцали Крест в молчании, но их молитва непостижимым образом соединялась с мыслью о Кресте, становясь молитвенным богомыслием.

Наверное, это очень странно, но впервые я погрузился в это богомыслие на уроке химии. Конечно, мне было далеко до откровений старцев, но именно тогда я неожиданно задумался над тайной Креста.

Дело было в последних классах школы. Пожилая учительница надрывно рассказывала что-то важное о полной горьких превратностей жизни химических элементов, но буйные подростки предавались более волнующим темам, и класс гудел, словно растревоженный улей. Наконец, у наставницы сдали нервы:

– Перед кем я тут распинаюсь?

Дети стыдливо притихли, бросая друг на друга укоризненные взгляды, но стыда хватило ненадолго, и уже через минуту вернулся привычный гул.

Вот тогда я и обратил внимание на эту фразу – «перед кем я тут распинаюсь? », и давно я уже не в школе, но не отпускают меня эти слова, напоминая о самом трудном из духовных упражнений.

Крест над городом

Святой Константин Великий видел Крест на небе.

Святая Елена искала Крест под землей.

Святой Андрей воздвигал Крест над киевскими холмами, а потом и сам был распят на апостольском Кресте.

Великие зодчие ставят кресты на шпилях церквей, художники вырезают знамение Распятого на скалах и саркофагах, иконах и фресках. Крест украшает и драгоценные ризы царей, и бедные одежды схимника. Его вешают на хрупкую шейку крещеного малыша, а мужественные коптские христиане выжигают Крест на запястье, и где-то в далеких африканских деревушках женщины-христианки носят татуировки Креста на лице. Русские не так суровы, зато непрестанно крестятся во время молитвы, прикладываясь к святыне, принимая пищу, заходя в храм, открывая Евангелие и даже задаваясь вопросом:

– А зачем столько крестов? Не слишком ли много напоминаний о Распятии? Не обесцениваем ли мы то уникальное событие истории, которое требует благоговения, тишины и простого человеческого уважения?

И это справедливые вопросы.

Что такое Крест? Ответ на поверхности: это орудие казни.

А если не на поверхности? Если остановиться и позволить себе труд созерцания Креста, труд тяжелый и пугающий?

Ответ Бога

Много лет я задавался вопросом: что же чертил на песке Христос, когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии? Мне все время казалось, что это были слова, непременно слова, какая-то сокровенная мудрость, которую так бездарно упустили и ученики, и летописцы. Один старый священник сказал мне, что Христос чертил на песке ответ Бога людям на все их вопросы.

– Что же это за ответ?

– Знамение Креста!

Крест – ответ Бога.

Крест – самое убедительное свидетельство Любви и Человеколюбия.

Крест – откровение о Боге-Любви.

Крест – свидетельство о смирении Бога.

– Но откуда мне знать, что Бог есть любовь? С чего вдруг вы поверили, что Богу вообще есть до нас дело?

– Посмотри на Крест! Бог дал Себя убить, чтобы спасти человека!

Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:8).

Христос распинался перед теми и за тех, кто плевал Ему в лицо, зверски избивал и своей клеветой и ложью привел к казни.

Христос распинался за тех, кто остался скучать во дворце, малодушно умыв руки, и за тех, кто предал Его на смерть или просто сбежал от испуга и неожиданно для себя отрекся при свидетелях у Него на глазах.

Христос распинался за тех, кто даже не заметил ни Его служения, ни Его смерти, ни Его воскресения, и за тех, кто продолжает жить так, будто никогда не было Креста и Воскресения.

Ответ ученика

Тайна Креста открывается не всем, не каждому дается это напряженное созерцание крестной тайны мира. Но о том, что важно для каждого, говорит Евангелие:

Кто не берет креста и не следует за Мной, тот не достоин Меня (Мф. 10:38).

Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14:27).

Вот это звучит по-настоящему больно! Не беру свой крест, значит, не ученик, не христианин, не Христов! А что значит «взять свой крест»?

Взять Крест – пойти против природы, которая отовсюду кричит, что мы должны пожирать друг друга, что человеку естественно рваться вперед, не озираясь на трупы поверженных врагов.

Взять Крест – жить, как Христос, любить, как Христос, верить в людей и бескорыстно служить Добру.

Взять Крест – облечься во Христа, так, чтобы Его чувства стали моими, Его любовь к людям стала моей, Его доброта раскрылась в моей жизни.

Крест – это бескорыстная любовь к людям! За такую любовь мстят! Такое не прощают! И не только люди!

Но любить людей очень трудно! Мы читаем о том, как вели себя жители Иерусалима во время казни Христа, и думаем:

– Господи! Перед кем Ты распинался!

Тише! Посмотрите вокруг! Боже мой, да не обязательно вокруг, – посмотрите в зеркало! Нас повсюду окружают кресты – Христос продолжает распинаться – за нас распинаться, праздных созерцателей, уже привыкших к этому откровению любви.

Христос перед нами распинается! Перед нами и ради нас! И что нам на это ответить? И кто в состоянии на это ответить? Только тот, кто берет свой крест и идет за Христом. А это значит, вопреки самым сильным свидетельствам о том, что мир лежит во зле, а люди – мелкие и подлые животные, которые предадут, обесчестят, растопчут при первой же возможности – вопреки всему этому, с последним крестным юродством, с безумием Креста продолжать свидетельствовать о любви и доброте как единственном естественном состоянии человека и мира, как о замысле Божием о творении.

Это люди придумали Освенцим, это они строили лагеря в Сибири, морили голодом нищих в Бенгалии, рубили руки рабам в Конго, травили индейцев в Америке, мучили детей в Беслане, и много зверств совершается и по сей день под прикрытием ночи и изящной болтовни.

И все же мир стоит на любви и доброте, хоть всякому, кто станет апостолом Доброты, придется взойти на Крест. В этом трагедия нашего мира.

Праведнику не миновать Креста!

Добро обязательно будет распято!

Поэтому так больно смотреть на Крест. Поэтому так быстро заволакивает нашу память забвение о Кресте, и чтобы напомнить себе о Его правде, нам приходится так часто и настойчиво напоминать себе об этом знамении победы.

Бывает иногда, что ты знаешь, что ты грешник, и хочешь молиться, но у тебя нет состояния умиления, то есть ты ощущаешь ожесточение сердца. Что тогда нужно делать?

Это ожесточение сердца во время молитвы называется холодностью, сухостью или черствостью. И оно обычно, согласно святым отцам. Холодность почти всегда приходит от забвения. Причина холодности души - я ведь, грешный, каждое мгновение страдаю ею - это забвение. А забвение что такое, по святым отцам? Это первый грех рациональной части души.

Душа делится на три части: рациональную, раздражительную и вожделевательную, по святому Григорию Нисскому . Так их располагает и «Пидалион». Святой в точности предписывает епитимии за грехи по трем частям души. Посмотри в его правилах в «Пидалионе» .

С рациональной стороны первым грехом является забвение. Затем следуют неведение, нерассудительность, нерадение, неблагодарность за благодеяния Божии и ближнего, неразборчивость, неправоверие, хула, безумие, ересь и другие. Но первым шагом в сторону холодности , запомни, является забвение .

Когда мы забываем о благодеяниях Божиих, когда забываем, что Бог здесь, когда забываем о присутствии Бога, мы впадаем в так называемую акедию . Акедия есть расслабленность души и ума. Великий Василий и другие святые отцы называют акедию «каракатицей души». Когда человек становится апатичным и лежит в унынии, расслаблении, тогда все страсти и все зло входят в его душу.

Так он называет и воображение. Аристотель в своей философии называл его общим чувством. Потому что воображение улавливает не только один грех и борет душу не только одним грехом. Ты читал книгу «О хранении пяти чувств», написанную святым Никодимом Святогорцем?

Эх, сколько еще надо сказать! Видишь, как одно с другим связывается, когда говоришь? Пять раз я прочел ее за свою жизнь, в отшельничестве. Исключительная книга, очень назидательная. И когда заканчиваешь ее, автор говорит: «Эту непотребную книгу, которую я написал». Видишь, сколько тут смирения? «Ты сделался подобным огниву, а я как кремень. Ты ударил раз и другой в сердце мое, будто кремневое, и брызнули эти малые искры». Эта книга вся содержит великую мудрость!

Ты видел, что сказано там? Там показано нам, как идти этим путем. По причине того, что ум впал в холодность из-за забвения, после того как мы забыли страх Божий, человек начинает позволять себе все что угодно. А поначалу, когда человек забыл о страхе Божием, диавол начинает приносить ему всякого рода помыслы через воображение.

Воображение , по святому Василию Великому, - это мост для бесов, через который они пробираются в душу человека . Поэтому нам нужна великая внимательность на молитве, чтобы мы не представляли себе ничего, ибо первое мытарство, которое поджидает ум на пути к сердцу, - это воображение. Ни одно злое дело, ни один бес, ни одна страсть не переходит из ума в чувство иначе, как через воображение. Потому что ты не можешь совершить грех, пока не представишь его себе. Ты не замечал этого, когда борешься с умом? Или появляется образ того, кто тебя огорчил и на кого ты был сердит. Будто напоминает тебе о нем, и как бы ты отомстил ему. «Эх, если бы он был сейчас тут! Я бы ему такое устроил, я бы ему такое сделал!» И это бесы. Но они борют тебя через воображение. «Да, но он сказал мне то-то, скажу ему и я!»

Бесы принимают образ огорчившего тебя и вводят его в твою душу через воображение и показывают его тебе: «Вот посмотри, он сказал тебе то-то, он ненавидит тебя!». Затем ум начинает обманываться, предполагая, что тот тебя ненавидит, что тот говорит так-то, что тот еще что-то делает.

Один великий духовник говорил: «Не верь им, отче, ибо это обман ума, и потом увидишь, что ничего из того, что говорил тебе ум, не было правдой». Это обманы ума, которые бесы во время искушения вводят в душу через воображение, чтобы разрушить ее. Это предположения, обманчивые мнения. Предположения, будто такой-то говорит тебе то-то, такой-то питает злобу, такой-то еще что-нибудь делает. А ничего из всего этого не верно.

Бесы, видя, что человека возмущают такие подозрения, ведут брань и с помощью их. В Псалтири сказано: мнози борющии мя с высоты (Пс. 55: 3). И святой апостол Павел говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6: 12). Вот так, с воздушными князьями борется бедный ум!

Что тут происходит? О грехе ты прежде всего подумал. Если ум согласился с мыслью, он переходит к размышлению. Переходит к выбору. Бес сразу погружает его в воображение. Он начинает припоминать… (Мы не говорили с вами об искушении с восьми сторон? Увидели бы вы и там, сколько любомудрия у святых отцов!) Когда он погрузил тебя в воображение, он подбросил тебе идола и нанес тебе удар прямо в ум. Всё! Ты слышишь, что сказано: когда увидишь мерзость запустения, стоящую на святом месте, читающий да разумеет! (ср.: Мф. 24: 15).

Святой Максим говорит: «Мерзость запустения на месте святом - это грех, представленный в воображении » . Ибо место святое - это сердце, потому что мы - храм Бога Живаго и Дух Божий живет в сердце нашем (ср.: 1 Кор. 3: 16). Бес, когда ему удалось через воображение водворить в уме идола, отсюда вводит его в сердце! Тогда в сердце и уме твоем есть только то лицо, которое огорчило тебя или которое ты страстно любишь! Когда он водворил в тебе идола, ты отдаешь себе отчет: «Да! Я не был трезвенным до первой приманки [прилога], - ибо здесь нам нужно сказать о двенадцати ступенях греха. - Если бы я был трезвен при первой уловке, то сразу же произнес бы: “Господи Иисусе Христе…”», - и при трезвении внимания идол не входит.

А поскольку я не был внимателен, то идол вошел: такое-то лицо, такая-то женщина, с которой мы встречались, или деньги, или слава, - всё, какого бы оттенка он ни оказался. Он его ввел в сердце через воображение. Это идол, это «мерзость запустения на месте святом». А если бы было трезвение внимания, то он не вошел бы. Оно сразило бы его с самого начала. Пришел? «Господи Иисусе Христе!..» Ты ударяешь его о камень, Христа. И знаешь, как ум привыкает к этой невидимой брани! Как написано в книге «Невидимая брань».

Блажен кто имеет трезвение ума! Потому сказал божественный Пимен Великий в «Патерике»: «Нам ничего не нужно, чтобы спастись, кроме трезвенного ума » . Ясно! Столько-то всего. С трезвенным умом и с этим деланием трезвения внимания мы можем спастись легче всего.

Его называет святой Исихий Синаит «всеобъемлющим деланием всякого доброго дела и всякой добродетели» , - почитайте в «Добротолюбии», ибо оттуда мы говорим, и в «Патерике».

Первый грех, рождающийся в рациональной части души, - это забвение. Из забвения рождается холодность души. Марк Подвижник говорит, что существуют три великана, убивающие душу: забвение, неведение и разленение .

Видишь? Может, кто-то и трезвен умом, да ослеплен неведением. И опять же, трезвения внимания нет и у него. Ты слышал, что неведение - это слепота души. Святой Максим говорит: «Жизнь для ума - свет ведения, а неведение - слепота души » . А значит, кто-то может ослепнуть не только от забвения, но и от неведения. А если он сказал и о разленении, то ты слышал, что он поставил сначала? То же забвение. Ибо и неведение, и разленение приходят вслед за забвением.

Святой Григорий Нисский классифицирует в «Пидалионе» все грехи по трем частям души, и первым грехом, возникающим из рациональной части, является забвение . И причина нашего охлаждения к духовному, даже во время молитвы, также проистекает из забвения.

А у кого есть трезвение внимания, тот, прежде чем придет забвение, чувствует его. Почему? Трезвение рождается из страха Божия. А страх Божий - из веры в Бога. Святой Максим Иповедник говорит: «Кто верует, тот боится, и кто боится, тот трезвится »! Посмотри, пришел помысл! Теперь я должен различить его: плох он или хорош! Что делать? И кто трезвится, тот сразу должен призвать Господа Иисуса, ибо трезвение внимания состоит в трех деланиях: трезвиться умом, противиться греху, как только он вошел в ум, и взывать: «Господи Иисусе Христе…». Трезвение наше не имеет никакой силы без Иисуса Христа.

А забвение - это первый шаг к холодности, как показывают божественные отцы. Если же мы боремся против забвения, то ум всегда трезв и потому избавлен от остальных борений на следующих ступенях греха.

Приходя на исповедь нужно без утайки рассказать священнику все грехи, совершённые с момента последней исповеди и вспомнившиеся ранее не исповеданные грехи. Если исповедь первая, нужно рассказать грехи начиная с 7-летнего возраста или с момента принятия Крещения. Надо называть все свои грехи, не скрывая ни одного из них, священник обязан хранить тайну исповеди. Сокрытие греха во время исповеди - это двойной грех, такую исповедь Бог не принимает. Чтобы легче было подготовиться к исповеди, приводим краткий список наиболее распространённых грехов, в которых на исповеди нужно каяться и с которыми бороться. Соотнося свою жизнь с перечисленными грехами, можно вспомнить более частные грехи, совершённые Вами, их также нужно перечислить на Исповеди, чтобы получить от Бога полное в них прощение.

Грехи против Десяти Заповедей Божиих

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня. Грехи: невежество в вере, безбожие, лжеучения, коммунизм, магия, хождение к бабкам и целителям, астрология (чтение гороскопов в т.ч.), участие в сектах, гордыня, хвастовство, карьеризм, самонадеянность, самолюбие, ересь.


2. Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи им. Грехи: идолопоклонство, вызывание духов, кормление домовых, гадание, человекоугодие, сребролюбие, привязанность к вещам.

3. Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно. Грехи: кощунство, издевательство над святыней, мат, божба, нарушение обещания, чертыхание.

4. Помни день субботний, проводи его свято; шесть дней работай, а седьмой, день покоя, посвяти Господу Богу твоему. Грехи: забвение Церковных праздников, пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение поста, помехи близким ходить в храм и вести благочестивый образ жизни.

5. Почитай отца твоего и мать твою. Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение их на молитвах, ругань на священство и власти, не почтение к старшим и учителям, не приглашение священника к родным перед смертью.

6. Не убивай. Грехи: убийство, аборты, гнев, ругань, драки, ненависть, обиды, злопамятство, раздражительность, дерзость, осуждение, обзывательства.

7. Не прелюбодействуй. Грехи: супружеские измены, секс вне брака, гомосексуализм, онанизм, смотрение порнографии, половые извращения, неприличные прикосновения и телодвижения, ношение вызывающей одежда, злоупотребление косметикой.

8. Не кради. Грехи: воровство, грабеж, мошенничество, ростовщичество, скупость, неотдание долгов, обвес, обсчёт, небрежное исполнение обязанностей.

9. Не произноси ложного свидетельства. Грехи: лжесвидетельство, ложь, клевета, сплетни, предательство, обман, .

10. Не желай чужого. Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот.

Мытарства - это частный суд Бога над каждою человеческою душою. По преданию Церкви, каждая душа человека после смерти прежде чем предстать перед Судом Божиим, проходит последовательно 20 мытарств, на которых в присутствии ангелов и демонов, и перед оком всевидящего Бога, она подробно даёт ответ за все свои грехи, дела, наклонности и мысли за исключением тех, которые человек совершал до принятия Крещения и в которых он покаялся в Таинстве Исповеди. Это неизбежный путь, который проходят все души человеческие (и злые, и добрые). Души праведные, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами в райские обители, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся демонами в ад для мучения перед Страшным Судом Божии во время Второго пришествия на землю Господа Иисуса Христа. Ежедневно рассматривай грехи твои, молись о них, а раскаиваясь в своих грехах в Таинстве Исповеди, получишь от Бога полное прощение и благодатную помощь к исправлению, очищению и началу новой жизни (Св. Кирилл Александрийский «Об исходе души»).

Грехи, истязуемые на мытарствах.

1.Словом: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажения слов, упрощения, велеречие, нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывания, пение страстных песен, кривотолки, сварливость, косноязычие, гнусности, подстрекательство, кощунство, поругание людей и имени Божьего, поминание всуе, хамство.

2. Ложь: лесть, подхалимство, угождение с хитростью, подлость, трусость, кривляние, суета, обособленность, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, утаивание грехов на исповеди, скрытность, нарушение данного на исповеди обещания не повторять грехи, лукавство.

3. Клевета: оскорбления, осуждение, искажение правды, ябедничество, жалобы, надругательства, глумление, содействие грехам других, бесцеремонность, циничность, моральное давление, угрозы, недоверие, сомнения.

4. Чревоугодие: обьядение, обпивство, курение, тайноядение, нарушение постов, невоздержание, пиршествование, пьянство, наркомания, токсикомания и прочее, обжорства.

5. Лень: небрежение, невнимание, забвение, многоспание, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, забывчивость, беспечность, халтура, тунеядство, необязательность, хладность и теплохладность к духовному, нерадение о молитве, нерадение о спасении, бесчувственность.

6. Воровство: хищения, кражи, дележ, авантюры, аферы, пособничество, использование краденного, мошенничество, присвоение в виде изъятия, святотатство (кража Церковного).

7. Сребролюбие: корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, скупость, накопительство, дача денег в долг под проценты, спекуляции, взятки.

8. Лихоимство: вымогательство, грабеж, разбой, коварство, не отдача долгов.

9. Неправда: обман, обвес, подкуп, неправедный суд, бесчестие, мотовство, подозрение, укрывательство, соучастие.

10. Зависть: в благах материальных, в душевных достоинствах, желание чужого.

11. Гордость: самомнение, своеволие, самовозношение, возвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, самообожание, ослушание, неуступки, неповиновение, презрение, бесстыдство, бессовестность, богохульство, невежество, дерзость, самооправдание, упрямство, нераскаянность, кичливость.

12. Памятозлобие: злопамятность, злорадство, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы.

13. Гнев: непримиримость, вспыльчивость, ненависть, ярость, удары, пинки, дерзость, озлобление, отчаяние, ссоры, склоки, истерики, скандал, вероломство, беспощадность, грубость, обиды.

14. Убийство: (мыслию, словом, делом), драки, применение всякого рода орудий или препаратов для убийства, аборты (или соучастие)

15. Волхование: гадания, ворожба, оккультизм, астрология, гороскопы, прельщения модой, целительство (экстрасенсорика) прикрываясь именем Божиим, левитация, знахарство, ведьмовство, чародейство, шаманство, колдовство, магия вне зависимости от цвета и направления.

16. Любодеяние: плотское сожительство вне церковного брака в том числе т.н. гражданский брак, сладострастные воззрения, блудные помыслы, мечты, фантазии, упоения, услаждения, соизволения на грех, осквернение целомудрия, ночные осквернения, порнография, смотрение развратных фильмов и программ, рукоблудие.

17. Прелюбодеяние: попытка совращения, супружеская измена, насилие, падение, нарушение обета безбрачия.

18. Блуд содомский: извращение естества, самоудовлетворение, самоистязание, насилие, похищения, кровосмешения, совращение малолетних (прямое и косвенное).

19. Ереси: неверие, суемудрие, искажения и извращения истины, искажения Православия, сомнения, отступничество, нарушение церковных постановлений, участие в еретических сборищах (Свидетели Иеговы, Сайентология, Богородичный Центр, Иванова, Рериха и т. д.), а также участие в других богоборческих объединениях и структурах.

20. Немилосердие: нечувствие, безжалостность, гонение немощных, жестокость, окаменение, очервствление, не заботились о детях, стариках, больных, не подавали милостыни, не жертвовали собой и своим временем ради других, бесчеловечность, бессердечность.