Основные положения когнитивной психологии.

Предпосылки возникновения когнитивной психологии.

Лекция 29. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Вопросы лекции:

Предпосылки возникновения когнитивной психологии. Начиная с конца 40-х гг. в западной психологии, прежде всего, в американской, намечается возрастание интереса к проблематике сознания. Это выражается в изменении характера публикаций, в росте числа исследовательских работ по данному направлению и связанном с этим росте концепций; а также в популярности данной тематики среди студентов психологических факультетов.

Одновременно внутри психологической науки складываются предпосылки возникновения нового направления, ориентированного на изучение познавательных процессов . Внутри бихевиоризма Э. Толмен способствовал отказу от жесткой схемы S - R и вводит в психологию понятие познания как важной детерминанты поведения. Гештальт-психология также вносит значительные изменения в методологический и концептуальный аспекты психологической науки. Современные когнитивные теории тесно связаны с гештальт-теориями и в терминологической, и в методологическом плане. Наконец, работы Ж. Пиаже способствовали росту исследовательского интереса к проблемам интеллекта и познания .

У когнитивного направления в психологии нет “отца-основателя”, как, например, у психоанализа. Однако мы можем назвать имена ученых, которые заложили своими работами фундамент когнитивной психологии. Джордж Миллер и Джером Брунер в 1960 г. организовали Центр когнитивных исследований, где разрабатывали широкий круг проблем: язык, память, перцептивные процессы и процессы образования понятий, мышление и познание. Ульрик Найссер в 1967 г. опубликовал книгу “Когнитивная психология ”, в которой попытался конституировать новое направление в психологии.

Основные положения когнитивной психологии. Современный когнитивизм трудно определить как единую школу. Широкий спектр концепций, относимых к данной ориентации, объединяет известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством которого описывается достаточно четко определенный круг феноменов.

Основная цель этих концепций - объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания (cognition - познание), “внутренние” характеристики человеческого поведения. Основные направления исследований:

г) изучение построения когнитивной картины мира;


Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент . Основные методологические установки исследователей следующие:

1. источник данных - ментальные образования;

2. познание определяет поведение;

3. поведение как молярный (целостный) феномен;

Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований.

Основные понятия направления: когнитивная организация - процесс организации когнитивной структуры, осуществляющийся под воздействием внешнего стимула (или воспринятого внешнего стимула); frame of reference - “понятийная рамка ”, масштаб сравнения (рассмотрения) воспринятых объектов; понятие образа (целого), понятие изоморфизма (структурного подобия между материальными и психическими процессами), идея господства “хороших” фигур (простых, уравновешенных, симметричных и т.д.), идея поля - взаимодействия организма и среды .

Основная идея направления: когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, а если это все же имеет место, у человека немедленно возникает стремление изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры. Эта идея связана с концептами “логического человека”, “рационального человека” или “экономического человека”.

Основные научные теории когнитивной психологии. Теория структурного баланса Фрица Хайдера . Основное положение этой теории гласит: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Наивная психология стремится к внутреннему балансу воспринимаемых человеком объектов, внутренней непротиворечивости. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Баланс, согласно Хайдеру, это не состояние, которое характеризует реальные отношения между объектами, но только восприятие человеком этих отношений. Основная схема теории Хайдера: Р - О - Х, где Р - воспринимающий субъект, О - другой (воспринимающий субъект), Х - объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача психолога заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию.

Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное положение этой теории выглядит следующим образом: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Развитие этих сходных ориентаций может быть усилено за счет развития межличностных отношений. Консонантное (сбалансированное, непротиворечивое) состояние системы возникает, как и в предыдущем случае, когда все три отношения позитивны, либо одно отношение позитивно и два негативны; диссонанс возникает там, где два отношения позитивны и одно негативно.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера является, пожалуй, наиболее известной широкому кругу людей когнитивной теорией. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение этой теории следующее: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение - человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия.

Диссонанс может возникать:

1. из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить вечно.);

2. из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.);

3. из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за Путина (или Жириновского);

4. из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал правила дорожного движения - и ничего; а сейчас оштрафовали!).

Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом:

1. через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры (Человек престает покупать продукт, который, по его мнению, слишком дорогой (некачественный, немодный и т.д.);

2. через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (Человек продолжает покупать некоторый продукт, убеждая окружающих, что это - то что надо.);

3. через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы (Подбирает факты, свидетельствующие о том, что вот В, С и Д покупают такой же продукт - и все отлично!).

Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума описывает дополнительные возможности выхода из ситуации когнитивного диссонанса . Согласно этой теории, возможны другие варианты выхода из состояния диссонанса, например, через одновременное изменение отношения субъекта и к другому субъекту, и к воспринимаемому объекту. Делается попытка предсказания изменений отношений (аттитюдов), которые произойдут у субъекта под влиянием стремления восстановить консонанс внутри когнитивной структуры.

Основные положения теории : а) дисбаланс в когнитивной структуре субъекта зависит не только от общего знака отношений, но и от их интенсивности; б) восстановление консонанса может быть достигнуто не толь за счет изменения знака отношения субъекта к одному из элементов триады “Р,О,Х”, но и путем одновременного изменения и интенсивности и знака этих отношений, причем - одновременно к обоим членам триады.

План ответа:

Предмет и задачи когнитивной психологии. 1

Основные теоретические положения. 2

История когнитивной психологии. 2

Сфера когнитивной психологии. 6

Когнитивные модели. 10

Теория личностных конструктов Г.

Келли. 12

Современное состояние когнитивной психологии. 14

Предмет и задачи когнитивной психологии.

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognoscere – «знать».

Предмет изучения - зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Таким образом, когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на внимание и поведение. Эти исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. Теперь уже ставится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард).

Основные теоретические положения.

Познавательный компонент играет решающую роль в структуре психики, в деятельности людей. Психика – система когнитивных реакций.

Познание – это процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования.

Человек - это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека, для пояснения этой аналогии было введено понятие компьютерной метафоры.

Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения и вывода информации. Информация, достигшая когнитивной системы, преобразуется, обрабатывается, кодируется, хранится, запоминается и забывается, а затем преобразуется в знание. Следовательно, в когнитивной психологии в качестве основного применяется информационный подход.

В качестве методов для изучения процессов выступают визуальный поиск, селективное наблюдение и микроструктурный анализ психических процессов.

История когнитивной психологии.

Развитие когнитивной психологии стало возможным благодаря предшествовавшим работам в области гештальтпсихологии, привлекшим внимание к вопросам восприятия и эффективному, творческому мышлению, исследование которого является одной из основных задач науки. Предпосылки возникновения когнитивной психологии:

«Неудача» бихевиоризма. Бихевиоризму, который изучал внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения. Стало очевидным, что внутренние мысленные процессы, косвенно связанные с непосредственными стимулами, влияют на поведение.

Некоторые полагали, что эти внутренние процессы можно определить и включить их в общую теорию когнитивной психологии.

Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации - т.е. в областях, существенных для когнитивной психологии.

Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам.

Изучение памяти. Исследования по вербальному научению и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.

Компьютерная наука и другие технологические достижения. Компьютерная наука и особенно один из ее разделов - искусственный интеллект (ИИ) - заставили пересмотреть основные постулаты, касающиеся обработки и хранения информации в памяти, а также научения языку. Новые устройства для экспериментов значительно расширили возможности исследователей.

От ранних концепций репрезентации знаний и до новейших исследований считалось, что знания в значительной степени опираются на сенсорные входные сигналы. Все больше свидетельств того, что многие внутренние репрезентации реальности - это не то же самое, что сама внешняя реальность - т.е. они не изоморфны. Работа Толмена с лабораторными животными заставляет предположить, что информация, полученная от органов чувств, хранится в виде абстрактных репрезентаций.

Несколько более аналитичный подход к теме когнитивных карт и внутренних репрезентаций избрали Норман и Румельхарт (1975). В одном из экспериментов они попросили жителей общежития при колледже нарисовать план своего жилья сверху. Как и ожидалось, студенты смогли идентифицировать рельефные черты архитектурных деталей - расположение комнат, основных удобств и приспособлений. Но были также упущения и просто ошибки. Многие изобразили балкон вровень с наружной стороной здания, хотя на самом деле он выступал из нее. Из ошибок, обнаруженных в схеме здания, мы можем многое узнать о внутреннем представлении информации у человека. Норман и Румельхарт пришли к такому выводу: «Репрезентация информации в памяти не является точным воспроизведением реальной жизни; на самом деле это сочетание информации, умозаключений и реконструкций на основе знаний о зданиях и мире вообще. Важно отметить, что когда студентам указывали на ошибку, они все очень удивлялись тому, что сами нарисовали».

Таким образом, представления о мире не обязательно идентичны его действительной сущности. Конечно, репрезентация информации связана с теми стимулами, которые получает сенсорный аппарат, но она также подвергается значительным изменениям. Эти изменения, или модификации связаны с прошлым опытом, результатом которого явилась богатая и сложная сеть наших знаний. Таким образом, поступающая информация абстрагируется (и до некоторой степени искажается) и хранится затем в системе памяти человека.

Концептуальные науки и когнитивная психология Возникновение новых понятий в процессе наблюдений или проведения экспериментов - это один из показателей развития науки. Ученый не изменяет природу, но наблюдение за природой изменяет представления ученого о ней. Когнитивные модели, так же как и другие модели концептуальной науки, есть следствие наблюдений, но в определенной степени они же - определяющий фактор наблюдений.

Когнитивная психология возникла в конце 50 - начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Работы Ж. Пиаже и Д. Брунера во многом способствовали появлению нового направления. Д. Миллер создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов. У. Найссер выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления.

Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве.

Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в т.ч. кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер).

При таком более широком подходе когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллекту алистических или менталистских позиций {Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности {Дж. Келли, М. Махони). Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений когнитивная психология не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

С позиций советской психологии анализ формирования и актуального функционирования знания как психического отражения действительности необходимо предполагает изучение практической и теоретической деятельности субъекта, включая ее высшие социализированные формы.

Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется весь учебный процесс по Д.П. Озбелу, Дж. Брунеру, когнитивная психология показывает, что эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.

Сфера когнитивной психологии.

Согласно Р. Солсо, современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого интеллекта и искусственного интеллекта.

Когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации. Для того чтобы познать механизмы сбора информации нужно понять систему интерпретации сенсорных сигналов, научиться распознавать паттерны. Распознавание паттернов - это сопоставление стимулов с тем, что находится в долговременном хранилище (памяти). Например, человек не знает многие марки машин, но, увидев машину, у него в мозгу бессознательно идентифицируется, что это машина. Пусть ему и неизвестна марка, но он с уверенностью скажет, что это машина.

Восприятие.Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию известно о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и - что более важно для когнитивной психологии- о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы.Экспериментальные исследования восприятия помогли идентифицировать многие из элементов этого процесса. Но исследование восприятия само по себе не может адекватно объяснить ожидаемые действия; здесь участвуют и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.

При изучении восприятия были получены данные, доказывающие, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не существует порога в собственном смысле этого слова, т.к. порог обнаружения сигнала зависит от многих факторов. На основании этих материалов была разработана теория обнаружения сигнала.

Распознавание образов. Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они воспринимаются как часть более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов. Следует обратиться к проблеме чтения. Чтение - это сложное волевое усилие, при котором от читающего требуется построить осмысленный образ из набора линий и кривых, которые сами по себе не имеют смысла. Организуя эти стимулы так, чтобы получились буквы и слова, читающий может затем извлечь из своей памяти значение. Весь этот процесс, выполняемый ежедневно миллиардами людей, занимает долю секунды, и он просто поразителен, если учесть, сколько в нем участвует нейроанатомических и когнитивных систем.

Внимание. В жизни люди сталкиваются с несметным количеством признаков окружения. Хотя люди- это существа, собирающие информацию, очевидно, что при нормальных условиях они тщательно отбирают количество и вид информации, которую стоит принимать в расчет. Способность к переработке информации ограничена на двух уровнях - сенсорном и когнитивном.

Память. В результате исследований были впервые описаны такие виды памяти, как кратковременная и долговременная. При этом в экспериментах Д. Сперлинга, изменившего методику У. Найссера по изучению иконической памяти, было показано, что объем кратковременной памяти практически не ограничен.

*** Материалы, полученные при исследовании памяти и внимания, послужили стимулом к исследованию бессознательного. Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала. Изучение содержания долговременной памяти, так же как избирательной реакции человека при одновременной конфликтной подаче информации (например, в правое ухо – одна информация, а в левое – другая), раскрывает роль неосознаваемой переработки. При этом речь идет о том, что из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознавания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе информации в долговременную память.

Воображение. Построение человеком мысленного образа, когнитивной карты.

Язык. При межличностном взаимодействии осуществляется построение грамматически правильных предложений и подбор соответствующих слов из лексикона, необходимость координировать сложные моторные реакции, необходимые для произнесения сообщения.

Психология развития. Это еще одна область когнитивной психологии, которая весьма интенсивно изучалась. Недавно опубликованные теории и эксперименты по когнитивной психологии развития значительно расширили понимание того, как развиваются когнитивные структуры.

Мышление и формирование понятий. На протяжении жизни люди проявляют способность к мышлению и формированию понятий.

Человеческий интеллект. Он включает, но не ограничивается этим способность понимать обычный язык, следовать инструкциям, преобразовывать вербальные описания в действия и вести себя соответственно законам своей культуры. В результате исследований были выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта.

Когнитивные модели.

Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Интересна в этом отношении точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г. Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды».

Одна из моделей, которой обычно пользуются когнитивные психологи, называется моделью переработки информации. Нужно понять ограничения когнитивных моделей. Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, используют для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными. (Р. Солсо).

Обработка информации - это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Эта модель очень напоминает хорошо известную «машину» - компьютер.

Существует несколько моделей достижения и отбора информации в когнитивной системе. Когда же информация достигла когнитивной системы, она начинает преобразовываться в другие формы. Здесь уже подключается память, обработка и хранение информации, процессы запоминания и забывания, а также преобразование информации в знание, организация и репрезентация знаний, управление знаниями, результативность.

Теперь рассмотрим несколько моделей, используемых в когнитивной психологии. Начнем обсуждение когнитивных моделей с довольно грубой версии, делившей все когнитивные процессы на три части: обнаружение стимулов, хранение и преобразование стимулов, и выработку ответных реакций:

Эта суховатая модель, близкая упоминавшейся ранее S-R модели, часто использовалась в том или ином виде в прежних представлениях о психических процессах. И хотя она отражает основные этапы развития когнитивной психологии, но в ней так мало подробностей, что она едва ли способна обогатить «понимание» когнитивных процессов. Она также неспособна породить какие-либо новые гипотезы или предсказывать поведение. Эта примитивная модель аналогична древним представлениям о вселенной как состоящей из земли, воды, огня и воздуха. Подобная система действительно представляет один из возможных взглядов на когнитивные явления, но она неверно передает их сложность.

Одна из первых и наиболее часто упоминаемых когнитивных моделей касается памяти. В 1890 г. Джеймс расширил понятие памяти, разделив ее на «первичную» и «вторичную» память. Он предполагал, что первичная память имеет дело с происшедшими событиями, а вторичная память - с постоянными, «неразрушимыми» следами опыта. Эта модель выглядела так:

Позднее, в 1965 г. Во и Норман предложили новую версию этой же модели, и оказалось, что она во многом приемлема. Она понятна, она может служить источником гипотез и предсказаний,- но она также слишком упрощена. Следует заметить, что в нее была добавлена новая система хранения и несколько новых путей информации. Но даже эта модель является неполной и требует расширения.

За последнее десятилетие построение когнитивных моделей стало излюбленным времяпрепровождением психологов, и некоторые из их творений поистине великолепны. Обычно проблема излишне простых моделей решается добавлением еще одного «блока», еще одного информационного пути, еще одной системы хранения, еще одного элемента, который стоит проверить и проанализировать. Подобные творческие усилия выглядят вполне оправданными в свете того, что сейчас известно о богатстве когнитивной системы человека.

Теория личностных конструктов Г. Келли.

Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Г. Келли рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир. Его точка зрения во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

В основе его теории лежит понятие «конструктного альтернатизма», исходя из которого Г. Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется людьми по-разному, т.к. каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Конструкты имеют определенные свойства: диапазон, применимость, проницаемость и т.д. На основании их сочетаний Г. Келли выделил разные типы личностных конструктов. Говоря о том, что «А – это то, что человек объясняет как А», он утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть несколько мнений. Разница во мнениях объясняется разными схемами (конструктами), которыми оперирует человек. Конструкты человека организованы в определенную иерархическую систему, которая не является жесткой, т.к. изменяются не только отношения доминирования – подчинения, но и сами конструкты. На основании этих положений Г. Келли разработал методический принцип репертуарных решеток. Таким образом, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

Утверждая, что каждый человек исследователь, Г. Келли, не отождествлял эту деятельность с реальными исследованиями ученых. Речь шла о том, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не подтверждается, человек в большей или меньшей степени перестраивает сою систему конструктов с тем, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Иными словами, в отличие от психоаналитиков, утверждающих, что люди ориентированы на прошлое, или от К. Роджерса, говорившего о настоящем, Г. Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Утверждая, что личность тождественна тем личностным конструктам, которые использует данный человек. Г. Келли полагал, что таким образом устраняется необходимость в дополнительном объяснении причин его поступков, т.к. ведущим мотивом является именно стремление к прогнозированию будущего. Следовательно, основной постулат теории Г. Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события, т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации.

Современное состояние когнитивной психологии.

В последнее время когнитивная психология все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии распространенными стали символический и коннекционалистический подходы. Символический подход рассматривает преимущественно способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекцонализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе.

Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности (особенно труды Г. Келли). В социальной психологии все большее распространение получает изучение социальных когниций и их роли в межгрупповом взаимодействии. Работы У. Найссера и других ученых способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать, что эти труды, так же как и исследования Гибсона, привели к тому, что экологический подход является в настоящее время одним из наиболее распространенных направлений в современной психологии, реальной альтернативой информационному подходу во многих сферах когнитивной психологии.

  • 125. Основные понятия и положения когнитивной психологии. Тенденции развития современной психологии памяти и внимания.
  • Психология – штука намного более замысловатая, нежели просто медицина. Телесные проблемы всегда дают о себе знать, а вот с проблемами психологического свойства человек может прожить всю жизнь, даже не осознавая до конца, какую тяжесть в виде переживаний и комплексов он нес в своей душе долгие годы. Разобраться в ощущениях, переживаниях и комплексах психологам помогает когнитивное направление в психологии.

    Это направление появилось в шестидесятые годы прошлого века, и являлось изначально достойной альтернативой популярному в те времена в Америке бихевиоризму. Когнитивная психология видит перед собой цель – изучить роль знаний в поведении человека, а также изменения информации, которую он получает с помощью органов чувств. Крайне важно для этого направления изучение организации знаний и информации в памяти, а также механизмов мышления и запоминания.

    Когнитивная психология - основные положения

    Психика пациента рассматривается, как четкая система когнитивных операций. Вот что изучает современная когнитивная психология: воображение, внимание, восприятие, распознавание образов, развитие, интеллект человека.

    Основные положения этого направления разработал А. Т. Беком. Этот ученый полагал, что различные нарушения психики можно объяснить, прежде всего, неверно выстроенным самосознанием.

    Человек, страдающий от нарушений, не умеет адекватно оценить окружающий мир, людей вокруг и себя самого. К примеру, больной с депрессивным синдромом, симпатичный и физически развитый двадцатилетний юноша, видит себя больным и разбитым, а свое будущее – чередой мучений и неудач. Когнитивная психология личности изучает подобный случаи, и ставит перед собой и пациентом цель – определить, какие именно его суждения, мысли привели к столь болезненному состоянию. Методы когнитивной психологии учит человека познавать себя, адекватно воспринимать действительность и отрабатывать на практике методы познания.

    Метод состоит из трех этапов:

    1. Этап логического анализа. Больной получает инструменты, с помощью которых он учиться выявлять свои ошибочные суждения, возникающие иногда в состоянии аффекта.
    2. Этап эмпирического анализа. Во время прохождения второго этапа психотерапевт вместе с пациентом отрабатывает приемы, помогающие соотносить между собой элементы объективной реальности.
    3. Этап прагматического анализа. На заключительном этапе пациент учиться оптимально осознавать свои действия.

    Сейчас данный метод эффективно применяется не только для работы с депрессивными состояниями, но и для работы с людьми, страдающими от чрезмерно заниженной самооценки.

    Когнитивно-поведенческая психология – это одно из направлений когнитивное психологии. Специалисты, работающие в данной области, полагают, что все проблемы личности возникают по причине его неправильного поведения. Цель ее – обучить человека адаптивному, адекватному поведению, закрепить его навыки, разрешив, тем самым,его проблемы. Во время консультации психотерапевт вместе с пациентом находит вредящие ему модели поведения и предлагает взамен их новые. Пациент также должен будет выполнять задания в обычной жизни, отрабатывая новые модели своего поведения.

    Когнитивная социальная психология изучает уже не проблемы отдельного индивида, а механизмы его социальных суждений, которые пребывают в рамках его обыденного сознания. Специалисты этого направления занимаются исследованиями способов личности объяснять и воспринимать правила окружающей действительности.

    Когнитивная психология охватывает весь спектр познавательных процессов человека: внимание, сознание, поведение, образ мыслей и многие другие. Основной упор делается на изучение того, как люди приобретают, анализируют, хранят информацию и, самое главное, используют полученные знания. Данное направление - фундамент, на который опираются все общественные науки, так как именно когнитивная психология учит тому, как изменить поведение человека с помощью его познания, избавить от страхов и тревог, а также направить мысли в позитивное русло.

      Показать всё

      Что такое когнитивная психология?

      Когнитивная психология - это раздел психологии, который занимается исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. На современном этапе к когнитивным, или познавательным процессам относят память, внимание, восприятие, распознавание образов, речь, воображение - все то, что связано с приобретением, структурированием и использованием знаний.

      Изначально наука зародилась как своеобразный протест бихевиоризму, поскольку последний не включал в предмет изучения некоторые психические функции, например, внимание или использование языка для разговора.

      Основоположниками данного направления считаются У. Нейсер, Дж. Келли, Дж. Роттер, А. Бандура. В своих исследованиях они выделяли основной проблемой организацию знаний в памяти субъекта и утверждали, что все мыслительные процессы "определяются понятийными схемами так же, как и устройство организма генотипом".

      Главная цель - понимание того, как можно разложить процессы на простые этапы.

      Основные идеи когнитивизма и научные теории

      Основные идеи данного направления включают в себя:

      • познавательные процессы, являющиеся фундаментом когнитивной психологии; к ним относится и эмоциональная сфера развития личности и интеллект, причем особенный упор делается на изучение искусственного интеллекта;
      • проведение параллели между познавательными процессами человеческого мозга и современного компьютера; утверждается, что электронное устройство работает с информацией, анализирует, хранит и использует ее практически аналогично человеку;
      • теорию поэтапной обработки информации: все полученные знания последовательно проходят несколько стадий анализа, часть из них - неосознанно;
      • вычисление предела емкости человеческой психики: этот предел есть, но от чего он зависит и каков у разных людей, ученые пока не знают; важно определить механизмы, которые позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить все знания;
      • кодировку обработанных данных: есть теория о том, что любая информация получает код и хранится в определенной ячейке человеческой памяти;
      • хронометрические данные: считается важным время, затраченное на поиски решения поставленной задачи.

      Теория структурного баланса Фрица Хайдера

      Люди склоняются к упорядоченному взгляду на мир, строят так называемую "наивную психологию", которая стремится к внутреннему балансу воспринимаемых объектов. Дисбаланс же вызывает напряжение, направленное на восстановление баланса - характеристики восприятия человеком отношений между объектами. Упрощенная схема этой теории: воспринимающий субъект - другой воспринимающий субъект - объект, воспринимаемый двумя субъектами. Главная задача - выявить отношения между элементами, которые являются устойчивыми или, наоборот, вызывают дискомфорт.

      Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома

      Ньюком расширяет положения Хайдера на интерперсональную систему отношений. То есть, когда два человека позитивно относятся друг к другу и строят какие-либо отношения к третьему (человеку или объекту), у них возникают сходные ориентации относительного этого третьего.

      Сбалансированное состояние будет наблюдаться только в следующих случаях:

      • все три отношения позитивны;
      • одно позитивно, а два - негативны.

      Если же два отношения позитивные, а одно негативно - возникает дисбаланс.

      Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера

      Как и другие представители, Фестингер развивает теорию о внутреннем балансе, считая, что внутреннюю согласованность человек воспринимает как желаемое состояние. Опять же, возникновение противоречий в знаниях или в действиях приводит к когнитивному диссонансу, воспринимаемому как дискомфортное состояние. Диссонанс "призывает" к изменению поведения для достижения внутреннего баланса.

      Когнитивный диссонанс может возникнуть:

      • из логической непоследовательности;
      • из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам;
      • из несоответствия данного элемента широкой системе взглядов;
      • их несоответствия элемента прошлому опыту.

      В этой же теории предлагается несколько вариантов выхода из диссонанса:

      • изменение поведенческих компонентов когнитивной структуры;
      • изменение когнитивных элементов, относящихся к среде;
      • расширение когнитивной структуры так, чтобы в нее вошли ранее отсутствовавшие элементы.

      Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума

      Соответственно, восстановление баланса может быть достигнуто изменением знака отношения субъекта к остальным элементам триады или интенсивности и знака отношений одновременно.

      Базовые аспекты и методы когнитивной психологии

      Главное, на что направлено данное научное течение - объяснить поведение человека, опираясь на познавательные процессы индивида. Исследование основ восприятия, процессов памяти, способов построения когнитивной картины мира - все это возможно благодаря применению лабораторного эксперимента. Основной для ученых являются:

      • ментальные образования в качестве источника данных;
      • факт, что познание определяет поведение;
      • принятие поведения как целостного феномена.

      Приоритетным и определяющим является тот факт, что когнитивная структура человека не должна находиться в дисгармоничном состоянии. И если такое имеет место быть, то человек стремится направить максимальные усилия на изменение этого состояния вплоть до достижения полной гармонии и баланса.

      Основы когнитивной психотерапии

      Когнитивно-бихевиоральная психотерапия исследует восприятие индивидом обстоятельств и форму его мышления, а также способствует выработке более реалистичного воззрения на происходящее. Вследствие формирования адекватного восприятия вновь случившихся событий возникает соответствующее поведение. Чаще всего когнитивная психотерапия работает в обстоятельствах, требующих новых форм поведения и мышления, направлена на поиск решений в проблемных ситуациях.

      Психологи используют разные методы психотерапии. К ним относятся:

      • борьба с негативными мыслями;
      • альтернативные пути восприятия проблемы;
      • повторное переживание ситуаций, произошедших в детстве;
      • включение воображения.

      Практическим путем было выяснено, что когнитивная трансформация напрямую зависит от степени эмоционального опыта индивида.

      По большей части, терапия противодействует стремлению личности негативно трактовать события или самого себя. Но направлена на работу с тем, что пациент "сообщает сам себе". То есть, одна из основ - это распознавание пациентом собственных мыслей, в ходе чего удается их изменить, предотвратив, тем самым, возможные неблагоприятные последствия.

      Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на этом же методе. Она направлен на коррекцию неосознанных, автоматически возникающих умозаключений пациента. В ходе работы он самостоятельно и с доктором выясняют обстоятельства, при которых возникают "автоматические мысли" и определяют, как они влияют на поведение. Психотерапевт составляет индивидуальную программу, которая включает задания, требующие выполнения в местах или обстоятельствах, вызывающих тревогу у человека. Именно такие задачи позволяют сформировать новые навыки и поведение. В ходе занятий пациент перестает быть категоричным, он по-другому смотрит на обыденные ситуации. Изменяется и эмоциональный статус.

      Когнитивно-поведенческие упражнения, применяемые в терапии

      Для коррекции автоматических, подчас негативных умозаключений личности психотерапевты используют определенный набор упражнений. Для каждого пациента требуется индивидуальный подход, и комплекс может изменяться непосредственно во время лечения.

      Для избавления от тревоги

      При возникновении подобного чувства, нужно задать себе несколько вопросов:

      1. 1. Не порчу ли я свое настоящее, постоянно концентрируясь на будущем?
      2. 2. Почему возникает тревога: из-за того, что я преувеличиваю проблему или от того, что отсрочиваю принятие решения?
      3. 3. Могу ли я сделать что-то прямо сейчас, чтобы перестать тревожиться?

      Иногда стоит пытаться пережить тревогу "здесь и сейчас", несмотря на то, что это не так просто. Но нужно обязательно обращать внимание на окружающий и внутренний мир, описывать собственные эмоции и ощущения, полностью сосредоточиться на себе и своем теле.

      Для преодоления страха

      Существует несколько техник для постепенного избавления от чувства страха, причиной которого чаще всего служат иррациональные представления:

      • смеяться над своей паникой и страхом;
      • рассказать кому-нибудь о постыдных чувствах и показать свое расстройство от эмоциональных нарушений;
      • выявить личные иррациональные представления о должном, которые являются первопричиной страха ("я не должен...");
      • заменить необоснованные представления о должном на рациональные;
      • постоянно наблюдать за собой, признать, что страх возникает из-за мелочей.

      Для повышения творческой активности

      Если проблема сложная - стоит привлекать модель так называемого "мозгового штурма". При этом все идеи должны последовательно пройти три стадии:

      1. 1. Генерация идей. Быстро записывать абсолютно все, что приходит в голову относительно проблемы, не боясь отрицания, неудачи, неподходящей идеи.
      2. 2. Критически проанализировать все написанные идеи, оценить по пятибалльной шкале.
      3. 3. Отобрать оптимальный вариант, при необходимости можно скомбинировать несколько идей в одну.

      Упражнение "взмах" для стрессовой ситуации

      Требуется представить два слайда. На одном изображена проблема в мрачном цвете, а на втором - желаемая ситуация в виде крупной картины, написанной яркими цветными красками, которая вызывает приятные эмоции. При появлении в сознании визуально-негативного образа одним взмахом нужно менять его на желаемый.

      Повторять это упражнение надо регулярно для того, чтобы закрепить положительный результат по вытеснению проблемного негативного образа.

      Экстренная психологическая самопомощь

      Реализуется путем мысленного диалога с зеркалом. Последовательность действий:

      1. 1. Принять удобную позу и закрыть глаза.
      2. 2. Представить себя как бы со стороны, как отражение в зеркале (переживаемые в этот момент эмоции часто отражаются и на мысленном образе самого себя: поза, выражение лица).
      3. 3. Перенести все внимание на телесные ощущения, выделить проявления физического дискомфорта, которые связаны с эмоциональным.
      4. 4. Мысленно обращаться к собеседнику в зеркале, произносить те слова, которые хотели бы услышать в реальной жизни - похвала, комплимент, одобрение - они могли бы утешить, приободрить. Эти слова должны быть наполнены теми же эмоциями, которыми они сопровождаются в реальной жизни.
      5. 5. Вновь переключить внимание на телесные ощущения, связанные с эмоциями.

      Если образ "в зеркале" отреагировал на мысленный диалог, то проявления отрицательных эмоций должны стихать.

      Можно повторять упражнение до тех пор, пока не исчезнут все проявления эмоционального дискомфорта.

    Психология - это одна из самых молодых наук, которой не всегда уделяют должное внимание. Однако ее бурное развитие за последние годы просто невозможно. Но до сих пор ученые не считают ее единой наукой, ведь на сегодняшний момент она имеет множество направлений, которые выдвигают собственные теории организации и восприятия психической реальности человеком. Это мешает представителям разных направлений делиться знаниями и обогащать ими друг друга.

    Когнитивная этого течения активно работают над его развитием, разрабатывая методологию) является тем направлением, которое более остальных интересует научный мир. И это вовсе не удивительно, ведь оно раскрывает человека как существо мыслящее и постоянно анализирующее свою деятельность. На этом основывается вся когнитивно-поведенческая психология, зародившаяся в середине прошлого века и до сих пор находящаяся в стадии активного развития. Из статьи читатели получат возможность поближе познакомиться с этим относительно новым течением в науке. А также узнать об основных представителях когнитивной психологии, ее положениях и задачах.

    Общая характеристика нового направления

    Когнитивная психология (представители этого направления сделали очень многое для его популяризации и постановки основных задач) на сегодняшний момент занимает довольно большой раздел в психологии как в науке. Само название этого течения образовалось от латинского слова, обозначающего «знание». Ведь именно на него чаще всего ссылаются представители когнитивной психологии.

    Выводы, которые были сделаны данным научным течением, в дальнейшем стали широко использоваться в других дисциплинах. В первую очередь, конечно, психологических. К ним регулярно обращаются социальная психология, психология образования и психолингвистика.

    Главное отличие данного направления от других - это рассмотрение психики человека как определенный набор схем, образующихся в процессе познания мира. Последователи и представители когнитивной психологии, в отличие от своих предшественников, уделяют большое внимание познавательным процессам. Ведь именно они дают необходимый опыт и возможность проанализировать ситуацию, чтобы принять правильное решение. В дальнейшем этот же алгоритм действий будет применяться в подобных ситуациях. Однако при изменившихся условиях поменяется и он. То есть поведение человека определяется не столько заложенными в него склонностями и воздействиями внешней среды, сколько мыслительными процессами и способностями.

    Когнитивная психология и ее представители (У. Найссер, к примеру) считают, что все знания, полученные человеком при жизни, преобразовываются в некие схемы. Они хранятся в определенных ячейках памяти и извлекаются оттуда при необходимости. Можно сказать, что вся деятельность индивида происходит именно в этих рамках. Но нельзя считать, что они статичны. Познавательная деятельность происходит постоянно, а значит, регулярно появляются новые схемы и обновляются старые. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как нечто обособленное. Его изучают в совокупности всех познавательных процессов, таких как мышление, память, восприятие и так далее.

    История возникновения научного направления

    Можно сказать, что своим возникновением когнитивная психология обязана американским ученым. Именно они в сороковые годы прошлого века проявили серьезный интерес к человеческому сознанию.

    Со временем этот интерес породил большое количество исследовательских работ, экспериментов и новых терминов. Постепенно в психологию прочно входит понятие познания. Оно начинает выступать как определяющая не только человеческого сознания, но и практически всех его поступков. Конечно, это еще не была когнитивная психология. Найссер положил начало серьезным исследованиям в данном направлении, которые в дальнейшем начали перекликаться с работами других ученых. Они также ставили на первое место знания человека о самом себе и окружающем мире, позволяющие создавать новые поведенческие схемы и приобретать определенные навыки.

    Интересно, что изначально данное направление сложно было считать однородным. Эта тенденция сохранилась до сих пор, ведь когнитивная психология не является единой школой. Скорее, ее можно описать как широкий диапазон задач, объединенных общей терминологией и методологией изучения. С их помощью описываются и объясняются определенные феномены психологии.

    Когнитивная психология: основные представители

    Многие считают это направление психологии уникальным, ведь оно практически не имеет основателя, вдохновившего других. Можно сказать, что разные ученые создавали приблизительно в одно и то же время научные труды, объединенные единой идеей. В дальнейшем они стали базовыми для нового направления.

    Поэтому среди представителей когнитивизма нужно выделять несколько имен, внесших серьезный вклад в развитие этого течения. К примеру, Джордж Миллер и Джером Брунер организовали пятьдесят семь лет назад специализированный научный центр, который занялся изучением проблем и постановкой задач нового направления. К ним относятся память, мышление, язык и другие познавательные процессы.

    Спустя семь лет после начала исследований У. Найссер опубликовал книгу, в которой подробно рассказал о новом направлении в психологии и дал его теоретическое обоснование.

    Большой вклад в середине прошлого века внес в когнитивную психологию и Саймон. Ее представители, хочется отметить, зачастую начинали заниматься своими исследованиями совершенно случайно. В когнитивизм их приводил интерес к тем или иным сторонам человеческого сознания. Именно так произошло и с Он работал над созданием теории управленческих решений. Его очень интересовали процессы принятия решения и организационное поведение. Несмотря на то, что его научный труд был направлен на поддержание научной теории управления, его очень активно используют и представители когнитивной психологии.

    Основные идеи

    Чтобы более точно представлять себе, что входит в сферу интересов данного течения в психологии, необходимо обозначить его основные идеи:

    • Познавательные процессы. К ним традиционно относят мышление, память, речь, воображение и так далее. Помимо этого когнитивная психология рассматривает и эмоциональную сферу развития личности, ведь без нее невозможно создание поведенческих схем. В этом процессе принимает участие и интеллект, причем когнитивизм с большим интересом относится к изучению искусственного интеллекта.
    • Изучение познавательных процессов с точки зрения вычислительного устройства. Психологи проводят параллель между человеческими познавательными процессами и современными компьютерами. Дело в том, что электронное устройство собирает, обрабатывает, анализирует и хранит информацию практически так же, как психика людей.
    • Третья идея заключается в теории поэтапной обработки информации. Каждый человек работает с полученными данными в несколько этапов, большая часть этого процесса происходит бессознательно.
    • Выяснение емкости человеческой психики. Ученые считают, что она имеет определенный предел. Вот только от чего он зависит и насколько разнится у людей, на данный момент непонятно. Поэтому психологи пытаются отыскать механизмы, которые в дальнейшем позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить поступающую информацию.
    • Пятая идея заключается в кодировке всех обработанных данных. Когнитивная психология транслирует теорию о том, что любая информация получает особый код в человеческой психике и отправляется на хранение в определенную ячейку.
    • Одной из идей нового направления в психологи является необходимость проводить изыскания только с помощью хронометрических средств. В когнитивизме считается важным то время, которое человек тратит на поиски решения какой-либо поставленной задачи.

    Перечисленные выше идеи лишь на первый взгляд кажутся очень простыми, в реальности они являются базой, на которой выстраивается сложная цепочка научных изысканий и исследований.

    Когнитивизм: положения

    Основные положения когнитивной психологии довольно просты и понятны даже человеку, далекому от науки. Примечательно, что главная цель данного направления заключается в нахождении объяснений человеческого поведения с точки зрения познавательных процессов. Ученые делают акцент не на заложенных чертах характера, а на опыте и знаниях, приобретенных в результате сознательной деятельности.

    Основные положения когнитивной психологии можно представить в виде следующего списка:

    • изучение чувственного процесса познания мира;
    • исследование процесса присваивания людьми определенных качеств и характеристик другим индивидам;
    • изучение процессов памяти и создания определенной картины мира;
    • понимание бессознательного восприятия событий и так далее.

    Мы решили не перечислять все положения данного научного течения, а выделили только основные. Но даже после их изучения становится понятно, что когнитивизм с разных сторон изучает процессы познания.

    Методология

    Практически любое исследование в рамках когнитивной психологии должно в первую очередь включать в себя лабораторный эксперимент. При этом выделяется ряд установок, чаще всего они состоят из трех компонентов:

    • все данные выделяются из ментальных образований;
    • поведение является следствием познания и опыта;
    • необходимость рассматривать поведение как нечто целостное и не расчленять его на составляющие элементы.

    Особенности когнитивной психологии

    Интересно, что ученые сумели выделить особую схему, которая и управляет поведением личности в определенных ситуациях. Когнитивисты считают, что первичным в познании человеком окружающего мира является впечатление. Именно чувственное восприятие запускает процессы, которые в дальнейшем преобразуют знания и впечатления в некую цепочку. Она регулирует поведение человека, в том числе и социальное.

    Причем данные процессы находятся в постоянном движении. Дело в том, что человек стремится к внутренней гармонии. Но в связи с получением нового опыта и знаний личность начинает испытывать определенную дисгармонию. Поэтому стремится упорядочить систему и получить еще больше знаний.

    Когнитивный диссонанс: определение

    Стремление индивидуума к внутренней гармонии и переживаемый в этот момент дискомфорт в психологии называется «когнитивный диссонанс». Его испытывает в разные периоды жизни каждый человек.

    Возникает он в результате противоречий между знаниями о ситуации и реальностью либо знаниями и поступками личности. При этом когнитивная картина мира нарушается, и возникает тот самый дискомфорт, толкающий человека на ряд поступков, чтобы вновь войти в состояние гармонии с собой.

    Причины возникновения диссонанса

    Как вы уже поняли, избежать этого состояния невозможно. К тому же причин его появления крайне много:

    • логическая непоследовательность;
    • несоответствия в поведении с образцами, принятыми за эталон;
    • противоречие ситуации прошлому опыту;
    • возникновение нарушений в привычной схеме когнитивного поведения.

    Любой пункт списка может серьезно повлиять на поведение человека, который начинает активно искать пути выхода из неприятного для него состояния. При этом он рассматривает несколько возможных алгоритмов решения задачи.

    Выход из когнитивного диссонанса

    Как утверждают ученые, вариантов выхода довольно много. Но чаще всего человек выбирает следующие:

    • изменение поведенческой схемы на новую;
    • смена определенных элементов когнитивной схемы;
    • расширение схемы и включение в нее новых элементов.

    Когнитивный подход: краткая характеристика

    Ученых-когнитивистов очень интересует сознательное поведение человека. Именно оно становится основным предметом исследования научного направления. Но делается это с определенной точки зрения, чтобы как можно лучше раскрыть основные задачи, поставленные психологией.

    Когнитивный подход позволяет понять, как именно человек воспринимает, расшифровывает и кодирует информацию, извлекаемую из окружающего мира. Так с помощью данного подхода раскрывается процесс сравнения и анализа полученных данных. В дальнейшем они помогают принимать решения и создавать поведенческие схемы.

    Психология личностных конструкторов

    Нельзя рассматривать когнитивизм без теории личностных конструкторов. Она является базовой при изучении поведения людей в разных ситуациях. Если описывать ее кратко, то можно сказать, что люди, воспитанные и живущие в разных условиях, не могут воспринимать и оценивать действительность одинаково. Поэтому при попадании в равные условия они зачастую абсолютно по-разному воспринимают ситуацию и принимают неодинаковые решения.

    Это доказывает, что личность выступает в роли исследователя, который опирается только на свои знания, и это позволяет ей отыскать верное решение. К тому же индивид может просчитывать последующие события, вытекающие из принятого решения. Таким образом, образуются определенные схемы, называемые личностными конструкторами. Если они оправдывают себя, то в дальнейшем продолжают использоваться в идентичных ситуациях.

    Теория Альберта Бандуры

    Еще до появления когнитивной психологии ученый разработал теорию, которая сейчас легла в основу научного направления. Теория основывается на том, что основные познания об окружающем мире возникают в процессе наблюдения.

    Бандура утверждал в своих трудах, что в первую очередь социальная среда дает личности стимул для роста. Из нее черпаются знания и выстраиваются первые цепочки, которые в дальнейшем будут выступать в роли регулятора поведения.

    При этом благодаря наблюдениям человек может предугадать, каким образом его действия скажутся на других людях. Это позволяет самому регулировать себя и менять модель поведения в зависимости от той или иной ситуации.

    В данной теории знания и способность к саморегуляции являются превалирующими по отношению к интуиции и заложенными от природы инстинктами. Все перечисленное как нельзя лучше перекликается с основными положениями когнитивизма. Потому самого Альберта Бандуру часто причисляют к основателям нового направления в психологии.

    Когнитивная психология - это очень интересное научное течение, которое позволяет лучше понять человека и мотивы, побуждающие его поступать в соответствии с теми или иными правилами.