О том, где похоронен Иисус, спрашивают редко. Альтернативная версия его жизни предполагает, что он пережил распятие, бежал в Азию, где он поселился и продолжал проповедовать. Эту гипотезу должно подтверждать наличие в столице индийских штатов Кашмира и Джамму Сринагаре могилы мудреца по имени Юз Асаф (Yuz Аsaf), а также легенды о "пророке из сынов Израилевых", который проживал в этом регионе.

С точки зрения Церкви, могила Иисуса – это то место, в котором Иосиф из Аримафеи и Никодим возложили его тело. После двух дней была обнаружена пропажа. Но, как выяснилось, Христос воскрес и еще на протяжении 40 дней пребывал среди своих учеников, чьи свидетельства Церковь признает, как исторические факты, подтверждающие воскресение. По истечении этого срока, согласно Евангелиям от Луки и Марка, Иисус с апостолами пошли на гору Елеонскую, где произошло его восхождение. "Подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо", – говорит святой Лука. Таким образом, Иисус попрощался с миром, не оставив бренные останки.

Однако в эпоху просвещения Библию и описанные в ней события начали критиковать. Генрих Паулюс (1761–1851), немецкий рационалистический теолог, был сторонником гипотезы, что Иисус не умер на кресте, но впал в кому, из которой в недолгом времени пробудился. Эрнест Ренан (1823–1892), французский историк, своей книгой "жизнь Иисуса" (1863) вызвал волну возмущений и негодований. В ней он поведал миру, что чудесные действия вокруг Христа лишь миф.

Эти концепции заложили основу для современного видения Иисуса, как исторической личности. Вопрос о том, что с ним произошло после окончания деятельности на Святой Земле, продолжает являться своего рода табу. Исследователи неохотно принимают попытки ответить на него, поскольку не хотят конфликта с церковью и верующими. Однако следует признать, поскольку Иисус был человеком, его останки не могли исчезнуть просто так. Даже если он умер на кресте, его тело должно быть самой святой реликвией для последователей. Их отсутствие может означать, что Иисус пережил распятие и, возможно, ушел на Восток. И именно там следует искать его могилу.

Теория о том, что Иисус был в Индии, состоит из двух составляющих. Одна из них вращается вокруг таинственного Роза-Бал в Сринагаре, столице Кашмира. Хоть название местности может ассоциироваться с экзотикой и богатством, времена ее расцвета давно позади. Внешний вид мавзолея Роза-Бал отражает этот факт. Скромное здание с белыми стенами, прилегающее к мусульманскому кладбищу, скрывает останки легендарного мудреца, называемого местными жителями Юз Асаф, более известного как Иисус Христос.

Внутри Роза-Бал (дословно "Место мертвых") находится, защищенная деревянной конструкцией, гробница доисламского периода. Идентифицировать личность Юз Асафа призваны вырезанные в камне изображения раненных ног или, как считают некоторые, пробитых гвоздями. О самом мудреце известно мало. Первая информация о нем в письменных источниках появилась в восемнадцатом веке. Интересное упоминание имеется в судебных записях 1770 года. Они касаются дела о праве содержания гробницы под стражей.

"Юз Асаф пришел в долину во время правления Раджа Гопадатти (Raja Gopadatty) […] Был скромным и святым, и, хоть был из царского рода, отказался от всех земных удовольствий. Все время проводил в молитвах и медитации. Для народа Кашмира, который чтил идолов […] стал пророком, который до смерти проповедовал единство Бога. Юз Асаф был похоронен в Кханьяре (Chanjar) на берегу реки, в месте ныне известном, как Роза-Бал. В 871 году эпохи мусульманской там похоронен также Саид Насир-уд-Дин, потомок имама Мусы, который покоится рядом с Юз Асафом", – говорит источник.

Популяризатором идеи, что мавзолей Роза-Бал это место упокоения Иисуса Христа, был Мирза Гулам Ахмад (1835–1908), религиозный реформатор (большинством мусульман считается еретиком) и основатель сообщества Ахмадия, цель которого помощь развитию мирных исламских ценностей. В 1898 году он опубликовала книгу "Masih Hindustan Mein" (в Европе известна, как "Иисус в Индии"), в которой утверждал, что Христос, после ухода из Иудеи, подался через Персию и Афганистан в Индию.

Вывод Мирзы Гулама Ахмада основывался на анализе устных и письменных пересказов, которые указывали на то, что Юз Асаф не кто иной, как Исса, то есть Иисус в трактовке Корана. Верили в это и многие жители Сринагара. Согласно книге основателя Ахмадии, Христос следовал на Восток, чтобы искать там потерянных потомков колен Израилевых.

Бесспорно, что в Роза-Бал действительно похоронен какой-то святой человек. Проблема в том, что, по мнению ученых, в сознании местного населения информация об истории этого места может быть немного запутана. Имя Юз Асаф может исходить от Буд Асаф (Budasaf) или Юд Асаф (Yudasaf), так называли исламисты Будду (эти слова происходят от санскритского "boddhisatva"). Следует иметь ввиду, что Кашмир изначально был буддистским, а в ходе исламизации (период Султаната 14-16 век н.э.) большинство храмов были превращены в мечети.


Тем не менее, Роза-Бал и легенды не единственные следы присутствия в Кашмире человека, который мог бы быть Иисусом. Есть еще надпись с потолка храма Тахт-и-Сулейман (Трон Соломона) на озере Дал в Сринагаре, в которой говорится: "Колоны создал Бихишти Заргар, в год 54. Кваджа Рукун, сын Мурджан, построил эти колонны. В это время Юз Асаф объявил о своей пророческой миссии, в год 54. Он Иисус, пророк сынов Израиля".

Англоязычная литература, которая повторяет содержимое надписи, не определяет, как это имя звучало в оригинале. Если информация правдивая, то имя не может быть "Иисус", ведь это греческое производное имени, изначально оно звучало "Иешуа". Так же под вопросом и заявленная дата, поскольку неизвестно применяемое летоисчисление и возраст колонн. Ссылки на легенды о путешествующем Иисусе также сохранились в средневековых исламских летописях. В книге 15 века "Раузат Ас-Сафа" (Rauzat as-safa), описывающей жизнь царей и пророков, упоминается о нем в следующих словах: "Он был великий путешественник. Из своей страны он прибыл с несколькими учениками в Насибаин (Nasibain). И послал он их в город, чтобы учили они".

Вторая часть теории пребывания Иисуса в Индии связана с периодом, так называемых, недостающих лет его жизни, когда, согласно писаниям Св. Луки, "Иисус набирался мудрости" (хотя Евангелия не указывает где и как). В 1887 году во время поездки в гималайский Ладакх, называемый "маленьким Тибетом", Николай Нотович (1858-?), российский журналист, офицер и исследователь, узнал некоторые подробности. В монастыре Химис он наткнулся на рукопись о жизни Святого Иссы, который ему показался удивительно похожим на Иисуса.

"Когда достиг он 13 лет, то есть возраста, в котором израильтяне женили мальчиков, убогий дом его родителей стал местом встреч богатых и знаменитых людей, которые стремились сделать молодого Иссу своим зятем. Тогда он тайно ушел из дома, вышел из Иерусалима и с караванными купцами отправился в далекую страну Синд, дабы улучшить знания слов и изучать законы Великого Будды. Брахманы и кшатрии, которые слушали речи Иссы, обращенные к шудрам, решили его убить. Но один из шудр предупредил Иссу, и он оставил Джаганнатху и убежал в горы", - повествует рукопись, найденная в Химисе. Она также описывает возращение сына Божьего на родину, его деятельность в Израиле и смерть на кресте. "Когда солнце зашло, закончились мучения Иссы. Потерял он сознание, его душа освободилась от тела и воссоединилась с Богом".

Не менее спорная тема и предмет поиска Юз Асафа. Он пошел искать потомков, так называемых, 10 потерянных колен Израиля. С карты они исчезли, когда их страну оккупировали ассирийцы. На Ближнем Востоке и Индийском полуострове действительно существуют этнические группы и общины, традиции которых относятся к истории потерянных племен. Наиболее известными являются афганские пуштуны и Бней-Исраэль, сообщество индусов, которые признают себя потомками израильтян. Несмотря на годы изоляции, сохранились многочисленные еврейские традиции.

А может Иисус на самом деле пережил распятие и бежал в страну, где он мог рассчитывать на более радушное принятие, нежели у себя на родине? Идеи Мирзы Ахмада и Нотовича продолжает сегодня доктор Фида Хаснаин (Fida Hassnain), автор многих публикаций о тайной жизни Иисуса. Этим идеям трудно прорваться через барьер религиозной догмы и пассивности научного сообщества. Если в фольклоре Кашмира действительно существуют упоминания фигуры Христа, их не мешало бы изучить хотя бы в контексте религиозных исследований.

Благодаря современной библейской археологии, документальным фильмам многие люди заинтересовались земной жизнью Господа, древнехристианскими временами, жизнью апостолов. Люди, знающие о Церкви, о Христе немного, интересуются: если Он воскрес из мертвых, когда же Он умер? И тогда где Его могила?
Мы расскажем, что такое могила Иисуса Христа, храм Гроба Господня и каковы традиции, связанные с ними.

Жизнь Иисуса Христа — смерть и Воскресение в Священном Писании

В действительности, и все христианские конфессии, и научное сообщество считают, что тело Господа покоилось три дня на том месте, где его положили Иосиф Аримафейский и Никодим, ученики. Именно это место и называется могилой Иисуса.
Значение смерти, погребения и Воскресения Христа Он Сам показал людям. Его слова и действия остались в Евангелии.

Накануне смерти Господь созвал учеников на Тайную Вечерю. Вечеря по-русски означает ужин. Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

Затем Господь пошел помолиться в Гефсиманский сад с учениками. По словам евангелистов, Христос молился трижды, до кровавого пота. В первой молитве Он просил Бога Отца о том, чтобы не пить Чашу страданий, говоря в то же время, чтобы совершилось так, как хотел того Бог. Христос выражал свой страх, тоску перед мучениями. Затем Он молился с полной покорностью воле Божией и пониманием, что Ему не миновать мучений. Евангелист Лука пишет, что в это время Бог Отец послал Ему Ангела, поддержавшего Христа. В третий раз Господь повторил слова Своего принятия воли Божией и обратился к ученикам, разбудив их и сказав, что приближается предатель, который отдаст Его в руки грешников. Он даже призвал учеников идти вместе с Ним, чтобы отдаться в стражникам Самому.

В этот момент к Нему и подошел Иуда со стражниками, указав им на Господа. Затем Христос был осужден Пилатом по требованию тех же людей, которые недавно любили и приветствовали Его. В день Входа господня в Иерусалим, за несколько дней до суда и Распятия, Он въехал в город кротко, на ослике. Люди приветствуют его криками: «Осанна» и пальмовыми ветвями — но те же люди через пять ней будут кричать «Распни Его!» — потому что Иисус Христос не оправдал их надежд как мирскую силу.

И после осуждения на смерть Господь был Распят на Кресте, словно последний разбойник, с обычными разбойниками рядом. Апостолы оставили Его, испугавшись смерти, и лишь Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом осталась у Креста.

Когда же Господь испустил дух, ученики — не апостолы, а просто ученики Христа Иосиф и Никодим — попросили отдать им Тело Господа для погребения. Они оставили его в саду, где было куплено самим Никодимом место для своего будущего погребения. Однако Христос воскрес уже через день, явившись святым женам-мироносицам. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия — они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи. Во всех Евангелиях рассказывается, что святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» — поняв, что перед ней Христос.

Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им. Апостолы только после Воскресения уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.

На 40 день после Воскресения Христос призвал апостолов на Елеонскую гору, благословил их и на облаке взошел на небо, то есть стал подниматься все выше, пока не скрылся из глаз. При Вознесении апостолы получили от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа, и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя.

Этот день, Вознесения Господня, празднуется и сегодня на 40-й день после Пасхи, Воскресения Христова.


Погребение у иудеев — как был создан Гроб Господень

Именно потому, что Христос вознесся на небо, о чем говорят все евангелисты, на Земле нет могилы — то есть места, где лежит Его земное тело. Он пребывает на Небе в обоженной (то есть просиявшей благодаря благодати и силе) человеческой плоти. Однако христиане глубоко почитают Гроб Господень, который иногда называется могилой Иисуса — то есть место в саду Никодим, где пребывало тело Господа после крестной смерти.

По традициям иудейского погребения Иосиф и Никодим обернули тело Христа тканью, пропитанной благовониями, и оставили в каменном склепе, высеченном в виде пещеры. Вход в него был закрыт огромным валуном, а затем по просьбе фарисеев Понтий Пилат послал стражников, чтобы они опечатали склеп и охраняли его.

Каждый богатый человек в Иудее имел собственный склеп — обычно семейный. Он представлял собой пещеру, выдолбленную в скале (поскольку Иерусалим находится в гористой местности), где в нишах на каменных ложах лежали покойники ногами на восток (там обычно располагался и вход). То есть гроб представлял собой пещеру в пещере. В свою очередь, покойника не клали в деревянный гроб, а заворачивали в погребальные пелены — чистые и зачастую дорогие ткани, помазывая благовониями (миром), как бы бальзамируя.


Археологи в поисках потерянной могилы Иисуса Христа

Сегодня существует ряд документальных фильмов о земной жизни Христа. Через них популяризируется научный миф о существовании могилы Христа и ее поисках. На самом деле, подобные поиски существуют только для коммерческих съемок. Настоящие археологи, серьезные исследователи не занимаются подобными вещами.

Давно доказано, что Христос как реальный Человек существовал на Земле. Среди иудеев Его времени было широко известно место Его погребения. Кроме того, после Своего Воскресения Он не раз являлся многим людям, как о том говорят евангелисты. Да и сами апостолы — святые люди по свидетельствам многих — не могли лгать, единогласно утверждая, что Он вознесся на Небо и указывая место, где ныне находится храм Гроба Господня, как место Его погребения.

Популярны, однако, как мы доказали, не имеют под собой почвы, следующие версии «могилы Иисуса»:

    Пещера Святого Семейства — могила Христа и членов Его семьи. Знаменитый режиссер Джеймс Кэмерон представил миру один из найденных под Иерусалимом семейных склепов как место захоронения Христа (Который, по версии режиссера, остался на Земле и умер обычной смертью), Марии Магдалины как Его жены и их детей. Ясно, что это кощунственный миф, созданный с коммерческой целью.

    Истинная Голгофа — пещера, созданная во времена земной жизни Господа в результате добычи камня, окруженная полями и близкая к Голгофе. Эту пещеру обнаружил в конце 19 века некий Чарльз Гордон, и представил ее как новый Гроб Господень, бывшее захоронение Христа. Доказательств этому также не существует.

    Могила в Японии, в поселке Синго — место, активно интересующее туристов. По версии местных туристических агентов, в начале прошлого века здесь были найдены древние документы (хотя в Японии очень бережно относятся к подобным вещам и вряд ли важные исторические документы могли быть утеряны), по которым Христос даже не был распят на Голгофе, а приехал в Японию, где уже бывал ранее, женился на японке и скончался в Синго. Эта версия напоминает гипотетическую счастливую жизнь Джона Леннона. Доказательств этому нет, кроме некой местной традиции рисовать на голове новорожденных крестик с помощью угля. Однако эта версия могла появиться как раз в начале прошлого века благодаря святителю Николая Японскому — реальному человеку, основателю Японской православной Церкви, приехавшему по благословению Священного Синода из России для проповеди на землях Японии. Святитель совершил много чудес, его почитают в Японии по сей день, а вот о Синго в его трудах ничего не сказано.

    Индия — место захоронения тела Христа, по версии местных легенд оно лежит в склепе Рауза Бал. Как и японцы, индийцы говорят, что Христос спасся от Распятия и под другим именем жил в Индии до старости. Здесь показывают отпечаток израненных ступней похороненного в пещере человека. Однако почему за долгие годы раны на ступнях не заросли — неясно. Да и то, что Христос «выжил» после Голгофы противоречит самой Его миссии, о которой Он говорил, что Ему надлежит умереть за людей.


Гроб Господень в Иерусалиме

И по свидетельствам апостолов, и по исследованиям современных ученых храм Гроба Господня в Иерусалиме — то самое место, где почивало тело Христа до Воскресения.

  • Во время земной жизни Христа это место располагалось за пределами Иерусалима;
  • Долгое время храм Гроба Господня окружали обширные сады;
  • Пещера имеет характерные для погребальных склепов того времени следы инструментов;
  • Рядом находятся многочисленные склепы с захоронениями, то есть кладбище.

Таким образом, признаки захоронения тела Христова в Гробе Господнем совпадают с описанными в Евангелии ориентирами.

Над самим местом стоит часовня-Кувуклия и лежит мраморная плита с крестом — ложе размером 2х0,8 метра. Место почитания тела Христова впервые было торжественно обозначено святым равноапостольным Константином Великим.

Известно, что в первые века по Рождении Христовом — их еще называют первохристианскими временами — многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное — в сонме языческих богов обязательно находился и сам император, ему возносились молитвы (хотя как он мог их слышать?) и приносились жертвы. Причем император объявлялся богом по праву трона: неважно, каков был уровень его нравственности, праведна ли была его жизнь и справедлив ли он был. Напротив, из истории мы знаем об императорах-убийцах, развратниках, предателях. Зато императора нельзя было свергнуть — только убить. Итак, ученики Христа отказывались поклоняться богам, называя Богом Одного Христа, за это их, как не повинующихся императору-богу, пытали и убивали.

Но однажды, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого — царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства. Со временем и Константин Великий принял христианство.

Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов — орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена.

На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа. Приняв христианство в 325-м году, Константин Великий вместе с матерью велел построить над пещерой, о которой христиане говорили, что именно в ней лежало тело Христа, красивейший храм, чтобы увековечить место.

В течение долгих веков храм несколько раз частично разрушался и отстраивался. вновь. После завоевания крестоносцами Палестины на древних руинах, без разрушения святыни, был возведен новый храм. В 19 веке он горел, а затем был отреставрирован.

Сегодня храм Гроба Господня, который принадлежит абсолютно всем христианским течениям. Каждая из христианских конфессий (католики, православные, протестанты, армяне, копты) имеет свою часть храма и определенное время для совершения богослужений.

Подземная часовня, то есть пещера с каменным ложем — Кувуклия — находится в центре храма. Сама ниша погребения закрыта мраморной плитой с древности — многие паломники старались увезти с собой частичку Гроба Господня, и святыня разрушалась.


Вскрытие Гроба Господня — могилы Иисуса Христа

27 октября 2016 года археологи впервые в истории сняли мраморную плиту, установленную в Кувуклии над Гробом Господним, то есть местом Его захоронения. Мероприятие прошло в рамках реставрации, которая ведётся в храме Воскресения Христова — Гроба Господня.

Руководитель группы учёных Фредрик Хиберт сказал, что под мраморной плитой обнаружилась вторая плита 12 века, а ниже — известняк, оригинальная поверхность, на которую, по преданию, и было положено тело Господа Иисуса Христа.


Благодатный огонь в храме Гроба Господня

Чудо схождения Благодатного огня на Святой Земле происходит в Кувуклии в Великую Субботу накануне Пасхи, его наблюдают тысячи паломников, а трансляцию смотрят христиане по всему миру.
Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его — самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.

Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света — от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм — здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.

Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны, где есть православные верующие люди.

В дальнейшем торговцы обжигают заранее заготовленные факелы в Благодатном Огне, тушат и продают по всему миру. Эти факелы состоят из нескольких свечей, называемых Иерусалимскими. Каждая свеча не просто атрибут богослужения — это символ души, горящей пламенем веры и любви к Богу, знак пламенеющий перед Богом молитвы. Многие православные христиане ставят свечу после молитвы, уже не задумываясь о ее символике. Между тем, сама свеча призывает нас к размышлениям о себе и своей душе. Нужно стоять перед Богом, словно свеча, с таким же, как пламя, светлым и горячим сердцем — по крайней мере, стремясь к этому.

Иерусалимская же свеча — духовный дар, и хранится она вместе с домашними святынями. Ее традиционно зажигают в некоторые дни, не во все и по особым поводам.

Есть два вида Иерусалимских свечей

  • Факел, сложенный из 33 свечей, по количеству прожитых Иисусом Христом земных лет; они или связаны нитью, или частично сплавлены между собой. Основной цвет факела — белый, красный, зеленый или желтый, он украшен маленькой иконой Христа и разноцветными полосами.
  • Разноцветные одиночные свечи черного, красного, зеленого, желтого, белого, голубого и фиолетового цветов с длинными фитильками-петлями.

Их следует отличать от подделок — например, по пчелиному воску, из которого они приготовлены.


Как молиться с Иерусалимскими свечами

Если вы не знаете, как и о чем попросить Бога, скажите коротко: «Господи, даруй мне и моей семье все, что полезно нам, благослови нашу жизнь»

Можно также прочитать«Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву «Отче наш» можно и на русском языке:

«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».

«Видя Воскресение Христово, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единственному Безгрешному! Кресту Твоему, поклоняемся, Господи Христе, и Святое Воскресение Твое воспеваем и прославляем! Ты — Бог наш, кроме Тебя других богов не имеем, Имя Твое возвеличиваем! Придите, все верующие люди, поклонимся Святому Христову Воскресению — ведь пришла через Крест Христов радость всему миру! Всегда благословляя Господа, воспеваем Воскресение Его ведь Он Сам распятие претерпел и смертью смерть победил!»

Молятся Господу особо усердно, зажигая Иерусалимские свечи. Обращение к Самому Богу — важнейшая молитва. Молитесь Господу Вседержителю с Иерусалимскими свечами в любой момент жизни:

  • Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,
  • Молитесь в опасности,
  • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,
  • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,
  • прося Господа о помощи в любых бедах и скорбях,
  • молясь об исцелении в болезни,
  • обращаясь к Нему во внезапной опасности,
  • когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,
  • благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

Также есть особые традиции, связанные с Иерусалимскими свечами, по их благоговейному возжиганию и использованию в праздники.

Да хранит вас Господь наш Иисус Христос Своей благодатью!

    Великая Суббота. В этот день воспоминают телесное погребение Христа - Великая Суббота это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Погребение - Традиционные военные похороны Морские похороны Пакистан Похороны обряд по … Википедия

    Погребение графа Оргаса - … Википедия

    ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ - по обряду Православной Церкви, тело умершего мирянина омывается, тело священника обтирается губкой, напитанной елеем, а тело монаха водой. Затем умершего одевают в чистые, если возможно, новые одежды и полагают в «саван» (белый покров), в знак… … Русская история

    Погребение - проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкою, пропитанною елеем. Затем умерший одевается в чистые одежды,… … Православный энциклопедический словарь

    Погребение - проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкой, пропитанной елеем. Затем умершего одевают в чистые одежды,… … Православие. Словарь-справочник

    Сошествие Христа в ад - (сошествие во ад; греч. Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα, лат. Descensus Christi ad inferos) христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую… … Википедия

    Воскресение Иисуса Христа - «Воскресение», картина Эль Греко Воскресение Иисуса Христа одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскр … Википедия

    Искушение Христа - «Искушение Христа» (Хуан де Фландес, XVI век) Искуше … Википедия

    Воскресение Христа - «Воскресение», картина Эль Греко Воскресение Иисуса Христа одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение Иисуса является одной из основных доктрин христианства. Содержание 1 Пророчеств … Википедия

Книги

  • Путь Христов , . Книга «Путь Христов» - это подробное описание земной жизни Спасителя, от Его рождения в Вифлееме и до крестной Голгофы. Впервые выпущена в свет в 1903 году в качествеприложения к журналу… Купить за 511 руб
  • Библейские истории Нового Завета: Жизнь Иисуса Христа , А. П. Лопухин. Собрав и проанализировав огромный хронологический, археологический, исторический и этнографический материал, выдающийся русский ученый-библеист, богослов и писатель Александр Павлович Лопухин…

Погребение Иисуса Христа

В субботу народ должен был праздновать Пасху и, чтобы не омрачать этот великий праздник, в пятницу вечером люди попросили у Пилата разрешения снять трупы казнённых с крестов и похоронить их.

Понтий Пилат согласился.

Похоронить Христа попросил разрешения у Понтия Пилата один из тайных учеников Иисуса по имени Иосиф.

Пилат не стал возражать, он даже был рад, что нашёлся человек, который не побоялся сделать это доброе дело.

Иосиф вместе с другим тайным учеником Иисуса пришли на Голгофу. Они принесли с собой плащаницу (большую простыню) и кувшин с душистой смесью мирры и алоэ.

Они сняли тело Христа с креста, обмыли его душистой смесью, спеленали полосами льняной ткани и обернули плащаницей, а голову обвязали платком – в общем сделали всё, как нужно было при похоронах.

Недалеко от Голгофы у Иосифа был сад, где он велел сделать в скале пещеру. (Такие пещеры назывались гробами, и в них местные жители хоронили своих близких. Помнишь пещеру, в которой похоронили Лазаря?)

В такую пещеру и принесли тело Иисуса.

Иосиф и его друг похоронили Христа. Вместе с ними в похоронах участвовали женщины, которые оплакивали своего Спасителя.

Они смотрели, как хоронят Иисуса, плакали и радовались, что есть люди, которые его чтут, любят и не забыли после смерти.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Новый завет. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

III. Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа. Искушение Иисуса Христа злым духом. В раннем еще возрасте Иоанн удалился в пустыню и - пустыня воспитала его. К нему как бы не прикоснулось ничто житейское, мирское… Как возрастал он пред лицом единого Бога, как вел внутреннюю

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Погребение Господа Иисуса Христа (Мф. 27:57-66; Марк. 15:42-47; Лук. 23:50-56; Иоан. 19:38-42). О погребении Господа повествуют совершенно согласно все четыре Евангелиста, причем каждый сообщает свои подробности. Погребение состоялось при наступлении вечера, но суббота еще не наступила,

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

57. Погребение Иисуса Христа 57. Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; (Мк. 15:42, 43; Лк. 23:50, 51; Ин. 19:38). У Иоанна (19:31-37) перед тем рассказывается о перебитии голеней у разбойников и о прободении копьем ребра Иисуса

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1-6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7-12). Избрание 12-ти учеников (13-19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20-30). Истинные родственники Иисуса Христа (31-85) 1 Об исцелении

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Глава XV. Христос на суде у Пилата (1-16). Насмешки над Христом, отведение Его на Голгофу, распятие (16-25а). При Кресте. Смерть Христа (25б-41). Погребение Христа (42-47) 1 (См. Матф. XXVII, 1-2). - Евангелист Марк во всем этом отделе (1-15 ст.) опять говорить только о самом выдающемся в

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Глава 7 ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. СОШЕСТВИЕ В АД. ЯВЛЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА ПО ВОСКРЕСЕНИИ Непостижимый по самой сущности своей момент воскресения Христа в Евангелии не описан. Евангелие упоминает о «великом трусе» (землетрясении. - Ред.) и отвалении ангелом камня от входа

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Погребение Господа Иисуса Христа У Иисуса Христа был ученик, по имени Иосиф, из города Аримафеи, член синедриона. Он отправился к Пилату и попросил позволения взять тело Господа.Пилат разрешил, и Иосиф вместе с Никодимом, тоже учеником Христа и тоже членом синедриона,

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

ГЛАВА 44. Шествие на Голгофу. Распятие. Иисуса и двух разбойников. Смерть Иисуса. Снятие тела Иисуса со креста и погребение Его. Приставление стражи ко гробу Когда Пилат решил быть по прошению первосвященников и Иисуса предал в их волю (Лк. 23, 24–25), воины взяли Иисуса, сняли с

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Погребение Иисуса Христа В субботу народ должен был праздновать Пасху и, чтобы не омрачать этот великий праздник, в пятницу вечером люди попросили у Пилата разрешения снять трупы казнённых с крестов и похоронить их.Понтий Пилат согласился.Похоронить Христа попросил

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Поучение 1-е. Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности) I. Праздник обновления, т. е. освящения, храма Воскресения Христова, который совершается ныне, установлен следующим образом. Место, где

Из книги автора

57. Погребение Иисуса Христа. 57. Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;(Мк. 15:42, 43; Лк. 23:50, 51; Ин. 19:38). У Иоанна (19:31-37) перед тем рассказывается о перебитии голеней у разбойников и о прободении копьем ребра Иисуса

Из книги автора

XXIX Распятие, крестные страдания, смерть и погребение Иисуса Христа Распятие было самым ужасным и позорным видом смертной казни в древности, – настолько позорным, что само название его, как говорит Цицерон, «никогда бы не должно приближаться к мыслям, глазам или ушам

Иерусалим. — Ученые продолжают исследование гробницы, которую традиционно считают местом погребения Иисуса Христа. Согласно предварительным выводам исследования, часть гробницы сохранилась до наших дней, пережив на протяжении столетий многочисленные разрушения, повреждения и реконструкции окружающего ее храма Гроба Господня в Старом городе Иерусалима.

Гробница, являющаяся самым почитаемым местом в христианском мире, сегодня состоит из погребального ложа, высеченного в известняковой стене пещеры. Как минимум с 1555 года, а может, с еще более раннего времени каменное ложе покрыто мраморной облицовкой — предположительно для того, чтобы паломники не растащили куски известняка на сувениры.

Когда ночью 26 октября плиту сняли, то консервационная команда из Национального технического университета Афин нашла при первичном осмотре только слой заполняющего материала. Исследователи безостановочно работали еще 60 часов, обнаружив вторую мраморную плиту с крестом, вырезанным на ее поверхности. К ночи 28 октября, за считанные часы до закрытия гробницы, их взорам предстало оригинальное погребальное ложе из известняка в неповрежденном состоянии.

Контекст

Исчезнет ли когда-нибудь религия?

BBC 08.01.2015

Христианство, религия немногих

Frankfurter Allgemeine Zeitung 20.09.2016

Религия и насилие

Foreign Policy 19.06.2016
«Я в полном потрясении. У меня даже немного дрожат колени, потому что я этого не ожидал, — сказал археолог National Geographic Фредрик Хиберт (Fredrik Hiebert). — Мы не можем сказать на 100%, но это похоже на визуальное доказательство того, что местонахождение гробницы не изменилось с течением времени — о чем ученые и историки думали на протяжении десятилетий».

Кроме того, исследователи подтвердили наличие оригинальных известняковых стен пещеры, находящихся внутри Кувуклии, или часовни, которая закрывает гробницу. В южной внутренней стене часовни прорезали окно, чтобы открыть одну из стен пещеры.

«Это священное ложе, перед которым преклонялись веками, но лишь сейчас его удалось реально увидеть», — заявила Антония Моропулу (Antonia Moropoulou), руководящая работами по консервации и восстановлению Кувуклии.

Действительно ли это гробница Христа?

Археология не может со всей определенностью сказать, что гробница, вскрытая недавно в храме Гроба Господня, это на самом деле место погребения Иисуса из Назарета. Однако косвенные доказательства указывают на то, что представители римского императора Константина спустя 300 лет правильно определили место захоронения.

Первые указания на погребение Иисуса дает Четвероевангелие, или четыре первые книги Нового Завета, которые были составлены примерно в 30 году нашей эры, спустя несколько десятилетий после распятия Христа. В деталях есть разночтения, однако эти книги довольно последовательно и непротиворечиво описывают, как в высеченной из камня гробнице, принадлежавшей богатому иудейскому последователю Иисуса Иосифу Аримафейскому, был погребен Христос.

Мультимедиа

Ученые вскрыли гробницу Христа

National Geographic 28.10.2016
В районе Иерусалима археологи отыскали более тысячи таких вырезанных в камне гробниц, говорит археолог и получатель гранта National Geographic Джоди Магнесс (Jodi Magness). В каждой из этих семейных усыпальниц была одна или более гробниц с высеченными по бокам в камне длинными нишами, на которые укладывали тела умерших.

«Все это вполне вписывается в наши знания о том, как состоятельные иудеи во времена Иисуса хоронили усопших, — говорит Магнесс. — Конечно, это не является историческим доказательством данного события. Но это говорит о том, что какие бы источники ни легли в основу Четвероевангелия, рассказчики были знакомы с данной традицией и с похоронными обычаями».

За пределами городских стен

Иудейская традиция запрещала хоронить умерших внутри города, и в Новом Завете четко указывается, что Иисуса похоронили за пределами Иерусалима, недалеко от места его распятия на Голгофе. Спустя несколько лет после похорон пределы Иерусалима были расширены, и Голгофа вместе с гробницей оказались внутри города.

Когда примерно в 325 году в Иерусалим на поиски гробницы прибыли представители Константина, им якобы указали на храм, возведенный 200 годами ранее римским императором Адрианом. Исторические источники указывают на то, что Адриан приказал построить над гробницей храм, чтобы утвердить господство римской государственной религии в том месте, которое почитали христиане.

По словам богослова Евсевия Кесарийского, римский храм был снесен, и в ходе раскопок под ним была обнаружена высеченная из камня гробница. Верхнюю часть пещеры срезали, чтобы была видна ее внутренняя часть. А вокруг нее построили храм, чтобы закрыть место погребения. Фатимиды в 1009 году полностью разрушили этот храм, но в середине 11 века он был восстановлен.

В 20-м веке внутри храма Гроба Господня проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены остатки, как считают ученые, храма Адриана и стен первой церкви Константина. Археологи также нашли древний известняковый карьер и как минимум полдюжины других высеченных в камне гробниц, часть которых можно увидеть и сегодня.


© AFP 2016, Gali Tibbon Работы по укреплению Кувуклиии гробницы Иисуса в церкви Гроба Господня в Иерусалиме

Наличие других гробниц того периода является важным археологическим доказательством, отмечает Магнесс. «Они показывают, что во времена Христа этот район действительно был иудейским кладбищем за пределами стен Иерусалима».

Бывший главный археолог Иерусалима Дан Бахат (Dan Bahat) отметил: «Мы не можем быть абсолютно уверены, что каменное ложе под храмом Гроба Господня это действительно место погребения Иисуса, однако у нас совершенно точно нет иного объекта, в отношении которого можно было бы заявить то же самое с теми же основаниями, и у нас нет причин отвергать подлинность этого места».

Месяцы восстановительных работ, десятилетия исследований

Спустя 60 часов погребальное ложе вновь было закрыто мраморной плитой, которая скрыла его на века или даже тысячелетия. «Те архитектурные консервационные работы, которые мы ведем, должны сохранить этот объект навечно», — говорит Моропулу. Но до возвращения плиты на место на поверхности камня были проведены многочисленные исследовательские работы.

Археолог Мартин Бидл (Martin Biddle), опубликовавший в 1999 году важнейший труд по истории гробницы, считает, что единственный способ узнать или понять причины, по которым люди верят, что это именно та гробница, куда согласно Новому Завету положили тело Христа — тщательно изучить данные, собранные за то время, когда погребальное ложе и стены пещеры были открыты.


© РИА Новости, Виталий Белоусов

«Надо самым внимательным образом, скрупулезно изучить поверхность камня на предмет наличия надписей», — говорит Бидл. Он ссылается на другие гробницы в этом районе, имеющие большое значение, так как они покрыты крестами и надписями, которые были нарисованы или нацарапаны на поверхности.

«Вопрос о надписях чрезвычайно важен, — говорит Бидл. — Нам известно, что под разными частями храма есть как минимум полдюжины других высеченных в камне гробниц. Так почему же епископ Евсевий назвал могилой Христа именно эту гробницу? Он не говорит, а мы не знаем. Не думаю, что Евсевий ошибался, ведь он был очень хорошим исследователем. Так что доказательства наверняка есть — их надо только найти».

Между тем, консервационная команда из Национального технического университета Афин продолжает реставрационные работы в Кувуклии. Они будут укреплять, очищать и документировать каждый сантиметр храма еще как минимум пять месяцев, собирая ценную информацию, которую ученые будут изучать долгие годы, чтобы лучше понять происхождение и историю одной из самых священных в мире реликвий.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.