Разделы: Школьная психологическая служба , Коррекционная педагогика

Смысл личностно ориентированного образования – в создании благоприятных условий для развития личности каждого школьника. Не декларация, а реальное воплощение на каждом уроке личностно ориентированного взаимодействия позволит в значительной мере продвинуть личностное развитие ребенка, активизировать его личностный потенциал. Еще в древности было выявлено, что народное мировоззрение являет собой целостную картину, составленную из взаимосвязанных представлений о том, как устроен мир природы и мир людей – общество. Изучая особенности жизни животных, природные явления учащийся соприкасается с элементами гармонии и системности, который присущи всему живому и, стремиться перенести их во взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Это очень важно сформированность у старшеклассника наблюдательности за явлениями природы, которое помогает учащемуся быть более критичным к самому себе, к своим поступкам, что в свою очередь формирует такое важное качество – успешное общение и социальную адаптацию. Я предполагаю, что именно личностно-ориентированный подход будет способствовать успешной социальной адаптации выпускников.

В последнее время много говорится о личностно-ориентированном подходе. Но истинная сущность такого подхода еще недостаточно проникла в специальные учреждения, хотя и многое делается в этом направлении.

Всесторонне исследовать личность подростка, в особенности его личностный потенциал, и создать условия, в которых становится возможной максимальная реализация потенциальности воспитанника, накопление его позитивного социального опыта – вот путь, который нам представляется наиболее продуктивным. Я полагаю, что социальная адаптированность подростка развивается в условиях «терапевтической среды». Под «терапевтической средой» мы понимаем совокупность физических, материальных и человеческих факторов, формирующих ощущение защищенности и доверия, и способствующих раскрытию и востребованности личностного потенциала подростка. Я больше буду рассматривать «человеческий фактор», под которым понимается высокий уровень профессиональной подготовки и личностной культуры сотрудников, формирующий благоприятную атмосферу в учреждении.

В 2010 -11 году я провела экспериментальное исследование на выявление особенностей протекания личностно ориентированного обучения в школе. В исследование принимали участие учащиеся 7 – 11 классов в количестве 62 человека. Для исследования использовала диагностический инструментарий М.И. Лукьяновой. Разработка этого инструментария проводилась в рамках областной программы поисково-исследовательской и экспериментальной работы на базе средней школы № 73 г. Ульяновска.

Цель исследования – определить общую динамику в развитии личностных качеств учащихся в ходе личностно-ориентированного взаимодействия; содействовать формированию готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности; стимулировать процесс профессионально-личностного развития педагога, его самоопределения в пространстве педагогической реальности.

В соответствии с этим реализация личностно ориентированного подхода в образовательном процессе делают актуальными следующие задачи, направленные для работы с учащимися:

  1. Выявление влияния личностно ориентированного взаимодействия, организуемого учителем на уроках, на развитие определенных личностных качеств учащихся.
  2. Отслеживание динамики в развитии личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на этапе средней и старшей школы.
  3. Определение ведущих тенденций в развитии личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на этапе средней и старшей школы.

Для работы с педагогами :

  1. На основе анализа проблемы сформировать у учителей представление о профессиональной готовности к реализации личностно ориентированного подхода и ее структурных компонентах.
  2. Способствовать осознанию учителями необходимости развития тех личностных характеристик, которые обеспечивают успешное освоение личностно ориентированной педагогической деятельности.
  3. Ознакомить педагогов со способами диагностики отдельных компонентов названной готовности и определить уровень их сформированности, способствуя тем самым процессу самосознания и самосовершенствования.

Реализация поставленных задач будет решаться через внедрение в практику программы практикума «Готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности» [Приложение 1 ].

Проведенное исследование учащихся, которое я буду рассматривать, показало, что для улучшения понимания внедрения личностно ориентированного подхода в коррекционное учреждение будет более эффективным, если охватить и педагогический состав, но в своем исследовании я ограничилась лишь исследование учащихся.

Выбор личностных качеств учащихся, приоритетных к развитию и диагностике, обосновывается возможностью их формирования в учебном процессе, а также необходимостью развития у школьников, прежде всего, тех параметров, на которые изначально направленно личностно ориентированное обучение.

Педагогу необходимо развивать у учащихся в процессе личностно ориентированного взаимодействия следующие личностные характеристики: субъектность (субъектную позицию) в образовательном процессе, мотивацию (стремление) к достижению успеха, ценностные ориентации, стремление к самоактуализации. Каждая из этих качеств является комплексной и свидетельствует об активности субъекта в своей жизни, в своей деятельности и общении. Охарактеризуем каждую избранную к развитию и диагностике личностную характеристику ученика.

Субъектность. Излагая идеи личностно-ориентированного обучения, основоположник гуманистической психологии Карл Рождерс подчеркивал, что процесс преподавания (деятельность педагога) представляет гораздо меньшую ценность и значимость, чем процесс учения (деятельность ученика), важность и непреходящую роль которого трудно переоценить. Ценность и осмысленность учения основана на осознании себя субъектом деятельности, соответственно, на самодеятельности, самопознании, саморегуляции. Ученик должен обучаться сам, т.к. учение – это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика, связанного со всей его личностью.

Способы диагностики субъектности учащихся в учебном процессе. Для изучения субъектности ученика разработана анкета (автор М.И. Лукьянова, апробация и корректировка анкеты проводилась Н.В. Сосновских под руководством М.И. Лукьяновой), которая имеет две модификации, в зависимости от возраста испытуемых: вариант 1 – для учащихся 5 – 7 классов, вариант II – для учащихся 8 – 9 классов.

У большего количества учащихся - 43 человека выборки субъектная позиция учащегося в образовательном процессе выражена очень слабо. В процессе учебной деятельности такие учащиеся занимают чаще пассивную позицию, активность проявляется крайне редко, эпизодически, предпочитают быть в роли исполнителя учительских указаний и не выражают своего собственного отношения к ним.

Мотивация достижения успеха. Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо стремлением к достижениям, либо к стремлениям к избеганию неудачи.

Таким образом, в ходе личностно ориентированного взаимодействия особое внимание следует обратить на формирование мотивации достижения как одной из ядерных свойств личности. Мотивация достижения – это стремление к улучшению своих результатов в любых видах деятельности, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении целей, стремление добиться своего вопреки возникающим препятствиям.

Для изучения сформированности мотивации достижения (или избеганию неудачи) был избран опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи». Тест дает возможность определить, насколько выражены у учащихся мотивационные полюса – на успех или на неудачу, а также наблюдать изменения в развитии этих тенденций по мере воплощения в образовательном процессе личностно ориентированного взаимодействия. У 23 учащихся происходит формирование мотивации, причем у 18 проявляется тенденция к достижениям, у остальных 5 ребят – тенденция к избеганию неудач. У 21 учащегося прослеживается мотивация на неудачу.

Ценностные ориентации. Одна из важнейших задач личностно ориентированного обучения - содействовать ценностной определенности учащихся, создавать условия для развития ценностных ориентаций, делать обучение осмысленным. Формирование ценностной определенности означает, прежде всего, обеспечение условий для выявления смысла выполняемой деятельности каждым учащимся.

Ценности личности связаны с общественными нормами, ценностями окружающего социума и в то же время отражают субъектное отношение к ним самого человека, значимость этих позиций для него лично. Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился. К гуманистическим ценностям относятся: познание; личность (в двух ее ипостасях: «Я – ценность» и «Другой – ценность»); ответственность; общественно-полезная деятельность.

Значимость этих ценностей в том, что они относятся к сфере человеческих отношений, всесторонне учитывают базовые потребности личности, интегрируют в себе направленность на социальную адаптацию и обеспечивают успешность социализации и индивидуализации личности одновременно, чему и призвано содействовать образование. Именно эти ценности являются основой гуманистических отношений в обществе.

Познание означает принятия знания как ценности, необходимости образования своей личности, познания как ведущей базовой потребности личности, наличие стремления к организации своей образовательной деятельности (смообразованию себя) и развитию своих познавательных способностей. Социальная компетентность базируется и «выращивается» прежде всего, на основе знания социальных норм, стремления к пониманию конкретного социума, интереса социальной деятельности и межличностному взаимодействию.

Больше всего учащихся – 36 человек имеют низкий уровень, что подтверждает, что у данных учащихся потребность в познании минимальная. Учащиеся избегают ситуаций, которые требуют от него приложений каких-либо усилий для решения познавательных задач или освоения способов учебой деятельности.

Личность означает призвание ценности и значимости любого человека как индивидуальности, веру в его силу, самобытность и личностный потенциал. Успешность коммуникации и социальной деятельности предопределяется восприятием себя (своей личности) как ценности и другого человека как ценности. Сформированность «Я – ценность» обеспечивает субъектную позицию в различных видах деятельности и в общении, активность, стремление к самоактуализации.

На среднем уровне большее количество учащихся – 34 человека, что свидетельствует, что учащиеся уделяют своему Я много внимания, стараются быть позитивными в своем самовосприятии, а также серьезно задумываются о способах самовыражения.

Сформированность «Другой – ценность» определяет позитивный настрой в межличностном взаимодействии, толерантность и успешность социальной адаптации. Больше всего учащихся признают индивидуальность другого как ценность, стараются уважать других людей, однако им не всегда удается овладеть безусловным принятием другого человека и конструктивно общаться, учитывая его индивидуальные способности – это 43 старшеклассника.

Общественно полезная деятельность рассматривается как ценность потому, что личность проявляется только через вклады в других людей, через те изменения в жизни других людей, которые мы привносим своими действиями, поступками, деяниями. Общественно полезная деятельность как ценность является видом самореализации человеком своих сил, возможностей, способностей и характеризует человека как субъекта собственной жизни, показывает степень его причастности к жизни общества, включенность в социум.

Средний уровень у большего количества исследуемых – 39 человек, показывает, что старшеклассники понимают и принимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдать ей часть своего времени и сил, но не всегда это выходит на уровень их личностной инициативы и самостоятельности в выборе форм общественно полезной деятельности.

Шкала «Ответственность как ценность» выявляет насколько старшеклассник чувствует ответственность за то, что случается с ним в его жизни. Большее количество учащихся имеют средний уровень, что свидетельствует о призвании старшеклассниками важности такого личностного качества, как ответственность, о стремлении проявлять ее в своих поступках. Однако не всегда они понимают и осознают мотивы своих действий.

По мнению К. Роджерса и А. Маслоу, главным мотивом деятельности человека является его стремление к самоактуализации. Полноценное развитие личности предполагает открытость любому опыту, ориентацию на собственные интуитивные стремления больше, чем на рациональные мнения и решения других, чувство свободы, стремление к творчеству, эмоциональную насыщенность каждого момента бытия. Стремление к самоактуализации реализуется через опыт личных переживаний и поиска истины. Для исследования применяла модифицированный вариант «Самоактуализационного теста» Л.Я. Гозмана, Ю.Е. Алешиной и др. Лукьяновой М.И. Данный тест позволяет выявить следующие параметры: познавательные потребности; креативность; самопринятие; самоуважение.

Познавательные потребности - на низком уровне – у 20 учащихся, следовательно, у этих учащихся слабая степень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире. На среднем уровне 16 учащихся – можно предположить среднюю степень выраженности стремления к познанию.

Шкала «Креативность» характеризует выраженность творческой направленности личности. На среднем уровне 17 учащихся выборки. У этих учащихся средняя степень выраженности творческой направленности; есть некоторая склонность к риску, но при этом присутствует осторожность и ориентация на общепринятые представления. В учебной деятельности ориентированы скорее на соблюдение правил, требований, чем на проявление инициативы.

Шкала «Самоприятие» фиксирует степень принятия учащимся себя таким, какой он есть, вне зависимости от оценки своих достижений, достоинств и недостатков. Большее количество выборки на среднем уровне 24 учащихся - то есть прослеживается некоторая условность принятия себя. Отношение к себе нельзя назвать, безусловно, положительным.

Шкала «Самоуважение» диагностирует способность ученика ценить свои достоинства, положительные свойства характера, личностные качества, замечать их в себе и уважать себя за них. Низкая степень уважения к себе диагностируется у 13 учащихся. Можно предположить, что учащиеся не знают своих достоинств, не уверены в себе, как правило, не имеют своих суждений в каких-либо затруднительных ситуациях и потому постоянно сомневаются в выборе своего поведения. Средний уровень у большего количества исследуемых – 29 человек. У этих ребят средняя степень самоуважения, неполная уверенность в себе, не всегда способны оценить себя за свои достоинства и позитивные качества. Высокий уровень у одного человека. Этот учащийся верит в себя и свои возможности, при выборе своего поведения опирается на свое мнение по данному вопросу, высокий уровень самоуважения и знание своих достоинств.

При определении общего уровня сформированности у учащихся стремления к самоактуализации использовался уровневый интервал, разработанный Лукьяновой М.И. , рассчитанным для данной возрастной категории – старших подростков. Низкий уровень стремления к самоактуализации у 18 ребят, который проявляется в недостаточном познании себя, в неосознанности своих достоинств и стремлений, в отсутствии желания развивать свои способности и умения, расширять круг своих личностных возможностей. Большее количество учащихся имеют средний уровень, что говорит о том, что у этих учащихся стремление к самоактуализации не сформировано в достаточной степени. Учащиеся в определенной степени стремятся к достижению в некоторых сферах, но не всегда чувствуют уверенность и прилагают достаточные усилия.

Заключение. Проведенное исследование позволило практически отследить особенности протекания личностно ориентированного подхода в школе. По выявленным параметрам удалось выявить уровень развития каждого качества, которые в совокупности формируют социальную адаптацию личности.В результаты проведенного исследования есть возможность определить как индивидуальные методические рекомендации, так и общие для развития тех или иных качеств у воспитанников школы. Представим общие полученные рекомендации, распределив их по исследуемым параметрам.

  1. Субъектность.

    1.1. Формировать самостоятельность – способность к проявлению инициативы при выдоре целей и способов достижения успеха.

    1.2. Стимулировать личностную активность учащихся.

  2. Мотивация достижения успеха.

    2.1. Для коррекции завышенной самооценки у учащихся необходимо формировать мотивацию достижения через участие в разнообразных конкурсах, трудовых десантах.

    2.2. Давать учащимся задания проблемного характера, требующие продуктивного мышления.

    2.3. В ходе личностно ориентированного взаимодействия особое внимание обратить на формирование мотивации достижения как ядерной свойств личности.

  3. Ценностные ориентации

    3.1. Содействовать ценностной определенности учащихся, создавать условия для развития ценностных ориентаций, делать обучение осмысленным.

    3.2. Формировать на уроках гуманистические ценности, которые направлены на призвание уникальности каждого человека и ценностной толекратнтности.

  4. Познание.

    4.1. Учить социальные нормы и правила, формировать стремление к пониманию конкретного социума, интереса к социальной деятельности и межличностному взаимодействию.

    4.2 Формировать любознательность у учащихся на уроках, развивать активную жизненную позицию, желание познать и изучать предложенный учебный материал.

  5. «Я – ценность».

    5.1. Формировать позитивное отношение к самому себе на основе самостоятельной обработки простых опросников и стремиться к изменению своих личностных качеств или изменения взгляда на создавшиеся обстоятельства.

  6. «Другой – ценность».

    6.1. Учить принимать других как индивидуальность, как личность, стремиться проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал собеседника.

  7. Общественно-полезная деятельность.

    7.1. Ориентировать учащихся в процессе обучения на общественную значимость выполняемого дела, деятельности.

    7.2. Формировать интерес к участию в общественно - полезном труде.

    7.3. Учить стремиться приносить пользу другим и бескорыстие.

    7.4. Нацеливать на значительность и значимость своей деятельности для других.

  8. Ответственность как ценность.

    8.1. Учить чувствовать ответственность за то, что случается с ним в его жизни.

    8.2. Формировать потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремиться анализировать свои поступки.

  9. Стремление к самоактуализации.

    9.1. Учить строить взаимоотношения с другими людьми на основе равенства, уважения и признания ценности других людей.

    9.2. Учить учащихся выражать свое мнение по поводу обсуждаемой проблемы.

  10. Познавательные потребности.

    10.1. Стимулировать у учащихся стремление к приобретению знаний об окружающем мире.

  11. Креативность.

    11.1 Учить относиться к учебной деятельности с энтузиазмом, видя в ней возможности для новизны и ярких впечатлений.

  12. Самоприятие.

    12.1. Создавать ситуации, в которых учащиеся познают себя, принимают себя, позитивно относятся к себе как личности вне зависимости от оценки (своей и окружающих) своих достоинств и недостатков.

  13. Самоуважение.

    13.1. Учить ценить свои достоинства, положительные свойства характера, личностные характеристики, замечать их в себе и уважать себя за них.

    13.2. Развивать самостоятельность в освоении учебной деятельности, через выполнение различных видов деятельности.

Литература.

  1. Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог. Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – с.86 – 106.
  2. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции// Дефектология – 2009. - №1. – с. 5 – 19.
  3. Реан А.А. Психология адаптации личности/ А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008, с. 23- 55.


Личностные качества – не что иное, как составляющие характера, его особенности. Развитие личностных качеств способствует наполнению человека, делая его разносторонним. Личностные качества позволяют правильно реагировать на внешние раздражители и вопреки всему преуспевать в своей деятельности. Это способ эффективного использования внутренних ресурсов.

Уровень развития личностных качеств

Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.

Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.

Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.

От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора и заканчивая приоритетом деятельности для . Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как , умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.


Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.

На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов , стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.

Факторы развития личностных качеств

Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:

  • активное и уместное применение личных местоимений;
  • владение навыками самообслуживания и самоконтроля;
  • способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.

Возраст начала становления личности

Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.

На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.

Навык это выработанное путем многократного повторения умение, сформированная способность, которая позволяет достигать результатов в определенном виде деятельности. Навыки человека являются исключительно приобретенными, любой деятельности необходимо учиться. Не существует людей, обладающих какими-либо навыками от рождения , но определенно, у каждого из нас есть больше склонностей к развитию одних навыков, и меньше к развитию других. Кому-то легче научиться рисовать или танцевать, кому-то программировать, а для кого-то быстрее всего окажется освоение языков или игра на музыкальном инструменте.

Личностные навыки представляют собой набор индивидуальных умений, необходимых для жизни в современном обществе. Они помогают нам справляться с любыми повседневными задачами, взаимодействовать с окружающими и жить продуктивной, и насыщенной жизнью.

Большую ценность для человека представляют также его профессиональные навыки, которые делают его экспертом в какой-либо области, и помогают овладев определенной профессией, найти хорошую работу, зарабатывать деньги, и приносить пользу обществу.

Помимо личностных навыков каждый человек обладает набором индивидуальных личностных качеств. Совокупность личностных навыков и качеств личности создают человеческий характер , который в определенной мере заложен в нас от рождения, но также формируется и меняется под воздействием внешней среды и жизненных обстоятельств. Во многом это определяет наши будущие приоритеты и создает фундамент того, какой скорее всего будет наша жизнь. Человек может следовать своему предначертанному жизненному сценарию, либо проявив силу воли, и развивая необходимые личностные навыки и качества, менять его на свое усмотрение, в соответствии со своими целями или мечтой!

Многие специалисты убеждены, что характер человека формируется в первые пять лет его жизни. В дальнейшем, характер подвергается лишь незначительным корректировкам под воздействием внешних обстоятельств. Но в пять лет вряд ли кто-то уже начинает в серьез задумываться о том, какие личностные навыки помогут ему или ей в жизни. Хотя есть и исключения. Например, маленький Вольфганг Амадей Моцарт уже в 4-х летнем возрасте садился за клавесин, и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Как оказалось позднее, именно эти навыки, а также развитие феноменального музыкального слуха, памяти и умения импровизировать, позволило Моцарту стать одним из самых известных композиторов в мире.

Как навыки развития личности помогают в жизни?

Современное общество является настолько сложным и многогранным, что для его функционирования необходимы сотни тысяч навыков различных людей. Вы только представьте любую профессиональную сферу деятельности, например строительство или медицину, и подумайте сколькими навыками должны обладать эксперты этих областей для успешного решения повседневных задач. И это только две области. А теперь предположите сколько всего в мире профессиональных областей, и умножте это число на необходимое количество навыков в каждой. Скорее всего вы не сможете этого посчитать, но говорят что ответ представляет собой цифру, состоящую более чем из десяти знаков.

Мир нуждается в огромном количестве личностных навыков, и если бы все люди договорились между собой и каждый занимался бы развитием тех навыков, которые ему ближе, и помогал бы вносить вклад в общее дело, то мы бы давно уже раскрыли многие загадки мироздания и освоили бы жизнь в соседних галактиках.

Но пока мы имеем огромное социальное неравенство в разных странах и растущую безработицу. Поэтому ваш выбор относительно того, какие свои личностные и профессиональные навыки развивать, является очень важным. Это либо может сделать вас востребованным и нужным специалистом в любой стране мира, либо обеспечит вам минимальную заработную плату и небольшую пенсию. Решать вам!

В течение жизни мы осваиваем новые навыки и умения, в результате чего происходит коррекция характера и жизненных целей. Одним из важнейших качеств, которые принесут невероятную пользу своему обладателю, можно обозначить навык системного планирования собственной жизни . Иными словами, это способность человека придерживаться намеченной цели. Наличие этого навыка позволяет нам придерживаться образа той жизни, которую мы мечтаем построить для себя, и развиваться в тех областях которые мы избрали для себя в качестве приоритетных.

Освоение новых личностных навыков делает человека всесторонне развитым. Он учится правильно реагировать на внешние раздражители и преуспевать в выбранном направлении, не смотря ни на что, а также эффективно использовать внутренние ресурсы. Личностные навыки определяют успешность и уникальность индивида во многих сферах человеческой жизни. Это касается и выбора стиля в одежде, и освоения определенной профессии. Человек, который четко осознает потребность в повышении качества жизни, будет работать в заданном направлении.


В чем отличие между навыками и качествами личности?

Чтобы лучше понимать себя и других следует уделять особое внимание изучению качеств личности. Это позволяет лучше разбираться в характере других людей, и дает больше возможностей для прогнозирования их поведения.

Качества личности – это повторяющиеся реакции человека, т.е. его поведение, которое он демонстрирует в тех или иных ситуациях, в зависимости от воздействия внешней среды и его собственных мотивов.

Личностные качества связаны с особенностями типа нервной системы человека, некоторые из них напрямую зависят от темперамента, другие могут быть развиты посредством восписания, или самостоятельной работы над собой.

Рассмотрим примеры навыков и качеств личности, которые являются наиболее полезными, и которые чаще всего ищут в кандидатах работодатели:

Навыки личности Качества личности
– Навыки чтения и письма

– Навык работы с информацией

– Навык коммуникаций

– Навык управления своими эмоциями

– Навык эмпатии и понимания чужих эмоций

– Навык планирования и постановки целей

– Навык самомотивации

– Навык принятия решений

– Навык активного слушания

– Навык работы в команде

– Навык публичных выступлений

– Навык выстраивания отношений

– Навык оказания первой помощи

– Навык выживания в дикой природе

– Навык обращения с деньгами

– Навыки владения иностранными языками

– Навык вождения автомобиля

– Навык многозадачности

– Навык самоорганизации

– Спокойствие

– Уверенность в себе

– Ответственность

– Пунктуальность

– Доброжелательность

– Вежливость

– Оптимизм

– Трудолюбие

– Внимательность

– Терпение

– Настойчивость

– Целеустремленность

– Стрессоустойчивость

– Инициативность

– Энергичность

– Дипломатичность

– Общительность

– Самостоятельность

Как видите, личностные качества в наибольшей мере показывают то, какие мы есть, а личностные навыки отражают то, что мы умеем делать.

Как происходит формирование личностных навыков?

Чтобы начать развивать в себе нужные навыки, достаточно осознать потребность прожить жизнь по собственному усмотрению, а не по сценарию, продиктованному обществом или родителями.

Формирование навыков личности начинается в раннем детском возрасте в процессе взаимодействия с родными и социумом, а также в процессе саморазвития. В дошкольном возрасте развитие личностных навыков, в большей степени, зависит от семьи и принятых в ней ценностей. В процессе взаимодействия с близкими, ребенок начинает рассматривать себя как индивидуальность, учится принимать ответственные решения и примеряет разнообразные схемы взаимодействия с другими людьми.

Наиболее активно умения и навыки развития личности подвергаются освоению в тот момент, когда ребенок осознает свою уникальность и начинает оценивать свое место в окружающем мире. О старте подобных процессов свидетельствуют:

  • уместное и активное употребление в речи личных местоимений;
  • освоение навыков самоконтроля и самообслуживания (самостоятельной заботы о себе);
  • способность к объяснению своих переживаний и трактовке мотивации совершаемых поступков.

Перечисленные процессы позволяют сделать вывод, что активное развитие личностных навыков ребенка начинается в 3-5 лет. До этого возраста в сознании маленького человека осуществляется подготовка к последующей работе над формированием собственной «Я-концепции».

На начальном этапе навыки для развития личности не нужно подвергать корректировке. Вполне достаточно создать условия для гармоничного развития интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей. Постепенно ребенок, в мягкой и ненавязчивой форме, знакомится с общепринятыми поведенческими нормами. Семью можно рассматривать в качестве воспитательной среды, которая еще долгое время будет основной, в плане формирования характера, для ребенка.

Чтобы успешно развивать личностные качества ребенка и формировать новые, следует постоянно вовлекать его в активную и созидательную деятельность.

При поступлении в школу, навыки маленькой личности продолжают формироваться под влиянием окружения и авторитета взрослых: воспитателей, тренеров, учителей. Если учебный процесс организован правильно, то формирование и развитие личностных качеств ребенка происходит параллельно учебно-познавательной деятельности. Ответственность, креативность и ряд других качеств закладывается в процессе школьного обучения.

Наличие друзей и товарищей неизбежно оказывает влияние на формируемые личностные качества. Если ребенок будет учиться в классе со множеством гениальных и не по годам развитых детей, то его собственное развитие будет на порядок быстрее. В начальной школе дети учатся взаимодействовать друг с другом, с окружающими людьми, выбирать корректные модели поведения, искать выходы из сложных ситуаций.

Почему лучше развивать профессиональные навыки с юных лет?

Профессиональные навыки личности развиваются параллельно личностным . Их набор определяет будущую сферу деятельности и возможность реализации себя в качестве хорошего специалиста. Чем раньше уделяетя внимание выбранной профессиональной сфере и ее навыкам, тем быстрее в ней можно будет достигнуть успеха. Сейчас уже все чаще, дети, у которых есть такая возможность и стремления, заканчивают школу экстерном, параллельно осваивая выбранные для будущего дисциплины, например такие, как иностранные языки, навыки работы с компьютером и гаджетами, программирование, финансы, маркетинг, и многое другое.

Молодые люди все больше разочаровываются в школьной программе, и все раньше осознают ценность профессиональных навыков, которым уделяют много времени, и делают большие успехи в их развитии!

Если объективно взглянуть на существующую систему образования, то она вообще мало направлена на то, чтобы сфомировать у человека необходимый комплекс профессиональных и личностных навыков, сделать его успешным и конкурентоспособным на рынке труда. Скорее наоборот, образование направлено на усвоение базовых концепций, на внушение удобных обществу догм и правил, и на создание среднестатистического гражданина, который вероятнее всего будет испытывать трудности с поиском работы, и будет иметь невысокую рыночную стоимость. А уж тем более практически нигде не учат как быть лидером, как создать свой бизнес, не дают основы финансовой грамотности , потому что очень многим гораздо выгоднее, чтобы молодая семья залезла в долги и взяла ипотеку! И чем раньше молодые люди осознают, чем они действительно способны и хотят быть полезны, тем успешнее сложится их профессиональная и личная жизнь.

Формирование личностно-профессиональных навыков состоит из следующих этапов:

  • Определение будущей сферы деятельности , основываясь на личных предпочтениях. Индивидуум выбирает не только свой путь в жизни, но и профессию.
  • Адаптация к условиям последующего развития . Эти условия изначально неизвестны человеку, поэтому он получает огромные массивы информации относительно работы, которую предстоит выполнять, и качеств, необходимых для достижения успеха.
  • Стабилизация процесса обучения или развития , получение определенных практических навыков и осознание соответствия себя и выбранной профессии. В дальнейшем, успешность будет определяться не природными данными, а готовностью к постоянной работе над собой и самосовершенствованию.
  • Целенаправленная работа над выбранным спектром личностных и профессиональных навыков , выстроенная на системной основе,и в идеале, осуществляемая при поддержке опытных наставников, менторов или коучей, помогающих в отслеживании динамики развития всего комплекса навыков, и предоставляющих развивающую обратную связь высокого качества.

Эффективным инструментом для помощи молодежи в прохождении указанных этапов являются профессиональные тренинги по планированию своей карьеры, а также межличностные тренинги, которые позволяют провести самоанализ своих талантов, склонностей, имеющихся качеств, и сформировать привлекательное видение своего профессионального будущего!

Многие стремления и надежды человека связаны с его будущей работой, поскольку большую часть жизни мы проводим в трудовой деятельности. По набору профессиональных навыков, оценивают степень соответствия человека занимаемой им должности, а по набору личностных – его потенциал. Чтобы добиться определенного успеха, важно также адекватно воспринимать себя в составе коллектива. Если у человека хорошо развиты коммуникативные и командные навыки, то он сможет легко приживаться в любом коллективе и быстро выстраивать необходимые отношения с другими людьми! Такой сотрудник прекрасно знает, как дальше действовать, и что необходимо для продвижения по карьерной лестнице.

Какие навыки помогали известным людям добиться успеха?

Уверенность в себе и вера в собственный В этом уверены многие известные персоны, которые сумели добиться поставленных целей и с гордостью считают себя успешными людьми.

При этом важно не только развивать навыки личностного роста , но и кардинально изменить свое представление об окружающей действительности. Необходимо избавиться от комплексов, предубеждений и страхов, которые мешают большинству из нас двигаться к поставленной цели. Человек добивается успеха в процессе кропотливой работы, лишь единицы могут похвастаться банальным везением.

Многие люди, которые построили эффективный бизнес с нуля, не выигрывали в лотерею и не получали миллион долларов в наследство. Они делали ставку на собственные: креативность, уникальность, трудолюбие, желание реализоваться в интересующей их сфере и возможность принести максимальную пользу обществу и своим клиентам. Секрет их успеха кроется в умении правильно поставить себе цель, найти нужные ресурсы и выбрать оптимальную стратегию.

Современный бизнес знает немало примеров, когда бизнесменам-женщинам, людям с ограниченными возможностями, людям из небогатых семей удавалось добиться невероятных успехов в своем деле. Одним из таких предпринимателей с мировым именем является Сергей Брин. Он входит в число основателей Google и давно обрел статус миллиардера. Сергей родился в Москве в небогатой семье ученых-математиков, которые решили перебраться в США. Во время обучения в Стэнфордском университете, Брин вместе с товарищем принялся за разработку поисковой системы. Их детище успешно прошло тестирование на уровне университета, появились инвесторы, готовые развивать проект. Прошло семь лет, и имена молодых разработчиков вошли в список Forbes.

Другой пример: успешная телеведущая из США, Опра Уинфри, стала миллиардером благодаря упорному труду. Она родилась в небогатой афроамериканской семье горничной и шахтера, поэтому полагалась лишь на собственный пробивной характер и желание добиться в этой жизни многого.

Свои разносторонние личностные навыки в резюме для поиска достойной работы не раз указывала и Рут Хендлер, но успех американской предпринимательнице после долгой череды неудач принесло воплощение ее детской мечты: создание куклы для детей по имени Барби. Рут потом неоднократно уверяла, что:

Успех приходит к тем, кто способен найти в себе силы подняться после падения и продолжить движение к намеченной цели.

Хендлер появилась на свет в 1916г. В семье эмигрантов в США. Будучи десятым ребенком, с раннего возраста она работала. Трудолюбие и целеустремленность принесли свои плоды. В 1959 году Рут придумала Барби, и с тех пор ее семейный бизнес начал приносить многомиллионные доходы. Этой американской предпринимательнице понадобилась единственная креативная идея и умение находить выход из абсолютно безвыходных ситуаций, чтобы обеспечить достойную жизнь себе и всей своей семье.

Оглушительный успех Рут не прошел бесследно. В 1970г. У нее выявили рак груди, параллельно ее обвинили в финансовых махинациях и приговорили к условному сроку. Эти обстоятельства не заставили женщину впасть в отчаяние. Потеряв пост в своей прежней компании, Хендлер основала новую - по изготовлению протезов груди - и снова вернулась на вершину успеха.

Каждая компания индивидуальна, имеет сложившуюся корпоративную культуру, и чаще всего ищет в свою команду людей, с наиболее похожим на большинство сотрудников, набором личностных навыков разделяющих при этом схожие корпоративные ценности.

Если рассматривать этот вопрос в целом, то к наиболее важным деловым навыкам и качествам, которые понадобятся человеку для успешного продвижения по карьерной лестнице, можно отнести:

  • профессиональную зрелость (самоанализ и самокритичность, умение прислушиваться к чужому мнению, способность подчинять собственные интересы интересам организации);
  • ответственное отношение к труду и коллегам (трудолюбие, чуткое и внимательное отношение к людям, развитое чувство персональной ответственности, личная дисциплинированность);
  • достойный уровень узкоспециализированных знаний (наличие квалификации в соответствии с занимаемой должностью, наличие минимального набора знаний для успешного выполнения своих трудовых обязанностей, умение использовать передовую технику в своем труде);
  • организаторские способности (умение организовать собственный труд, взаимодействовать с руководителями и подчиненными, корректно излагать мысли в любой деловой беседе и при написании корреспонденции, выстроить взаимоотношения с другими отделами и организавать эффективный обмен информацией).

Для лиц, претендующих на руководящую должность, также особое значение обретают:

  • умение своевременно принимать верные решения;
  • способность проконтролировать исполнение решений надлежащим образом;
  • умение моментально сориентироваться в трудной ситуации и найти выход с наименьшими потерями;
  • самообладание;
  • уверенность в собственных силах;
  • умение своевременно увидеть новые технологии, оценить их пользу, внедрить их в работу;
  • инициативность и лидерство;
  • умение создать вокруг себя сплоченную команду;
  • готовность идти на обоснованные риски.

Какие личностные навыки помогают людям в семейной жизни?

Основу счастливого и успешного брака составляет ответственное отношение к взятым на себя обязанностям. Это качество в равной степени необходимо развивать и мужчинам, и женщинам, так как семья это сбалансированная система двух любящих энергий, дающая синергию только при взаимном и полном взаимодействии партнеров друг с другом.

Следующий важный навык - стремление к постоянному самосовершенствованию. Если супруги не уделяют время своему развитию, не помогают друг другу стать лучше, то такой брак рано или поздно переходит в стадию стагнации. Проще говоря, он начинает напоминать сломанные костыли, с которыми идти уже менее удобно, чем без них, но при этом бросить жалко!

Не меньшую опасность для дальнейшей семейной жизни представляет мужской гнев и женская обидчивость. По этой причине, важно научиться освобождаться от этих качеств. Совершенные в момент сильной обиды или гнева поступки могут привести к непоправимым последствиям. Не всегда раны, оставленные ими на душе любимого человека, способны затянуться.

Самоотдача и забота друг о друге в отношениях - навык, которым должны овладеть оба супруга. Способность делиться лишь укрепляет семью.

Среди прочих личностных навыков, которые помогут при создании счастливой семьи, можно обозначить: развитый самоконтроль, доверие и открытость, исполнение взятых на себя обязательств и обещаний.

Формирование необходимых навыков - это процесс, включающий в себя несколько стадий. Он предполагает проведение кропотливой работы над собственным сознанием.

Изначально важно поставить перед собой правильную цель, которую вы стремитесь достичь. Формирование личностных навыков является результатом многократного повторения тех или иных действий.

Для формирования личностных навыков существует три способа:

1) Самостоятельная работа над выбранными навыками

2) Формирование навыков при поддержке коуча или наставника

3) Участие в тренингах по формированию личностных и профессиональных навыков

Рассмотрим плюсы и минусы каждого способа:

Самостоятельная работа над выбранными навыками

– Самый доступный способ

– Бесплатно

– Занимаетесь в любое время суток

– Низкая скорость развития навыков

– Высокая вероятность того, что вы бросите занятия не доведя навыки до нужного уровня

– Отсутствие развивающей обратной связи

– Отсутствие возможности задать вопросы

– Отсутствие компетентной поддержки и помощи от профессионалов

– Самый долгий способ развития навыков

Если вы решили работать над своими навыками самостоятельно, то составьте письменный план действий, установите сроки и приступайте к его реализации как можно скорее!

Формирование навыков при поддержке коуча или наставника

– Самый адаптированный под ваши нужды и потребности способ

– Максимальный учет ваших особенностей и способностей

– Индивидуальный подход

– Развивающая обратная связь

– Высокая скорость развития навыков

– Снижение риска бросить начатое и возможность довести развитие навыка до нужного уровня

– Коучинг до результата

– Помощь и поддержка после обучения

– Не так просто найти хорошего наставника или коуча

– Необходимость оплачивать занятие либо нужно как-то заинтересовать коуча, чтобы он взял вас в ученики бесплатно

– Занятия по расписанию, которому нужно будет следовать

– Для достижения результатов потребуется регулярность и определенное количество занятий, которое зависит от сложности навыка, и того уровня, на который вы хотите его вывести.

В случае желания заниматься с наставником или коучем, начните с того, чтобы найти экспертов в необходимой вам области.

Участие в тренингах по формированию личностных и профессиональных навыков

– Самый быстрый способ развития навыков. Стандартный тренинг обычно рассчитан на 1-3 дня, пройдя которые вы получаете нужные навыки и советы по их развитию

– Вся актуальная и ценная информация по нужным вам темам, которая уже собрана для вас заранее

– Опытный тренер или тренеры, которые будут учить вас тому, что уже умеют сами, и будут демонстрировать применение нужных вам навыков

– Наличие практических заданий, выполняя которые вы сразу получаете результат

– Наличие раздаточных материало, и материалов для самостоятельного изучения после тренинга

– На тренингах человек учится как у тренера, так и у других участников, каждый из которых делится своим бесценным опытом

– Возможность общения с близкими по духу людьми, имеющими схожие цели, и помогающими друг другу

– Получение большого заряда мотивации и энергии от прохождения тренинга, что помогает достигать дальнейших целей

– Возможность найти друзей, которые останутся с Вами после тренинга на всю жизнь

– Послетренинговая поддержка от тренеров и других участников

– Получение сертификата о прохождении тренинга (возможно это пригодится вам при поиске работы)

– Все подобные тренинги являются платными, на бесплатных тренингах вы скорее всего услышите много рекламы, и получите мало пользы

– Придется потратить время чтобы найти и выбрать хороший тренинг

– Возможно, нужного тренинга не окажется в вашем городе, но в этом случае стоит рассмотреть другие города либо узнать проводится ли онлайн обучение развитию нужных вам навыков.

Участие в любом тренинге, это целое событие, которое безусловно способно изменить вашу жизнь к лучшему! Самое главное выбрать эффективный тренинг, который уже реально помог многим другим людям, и отнестись к участию в нем со всей серьезностью! Это большая и интересная работа, способная принести максимальный результат!

Для чего нужны навыки личностного роста?

Овладение навыками личностного роста помогает нам стать успешными в этой жизни. Мы развиваем в себе качества, помогающие улучшить одну или несколько сфер жизни: социальную, культурную или любую другую.

Личностный рост человека нацелен на повышение человеческого потенциала и результативности в выбранной сфере жизни.

Концепция личностного роста, основанная на идеях Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, основывается на том, природа человека изначально позитивна и созидательна, а смысл жизни человека заключается в саморазвитии, исследовании себя и окружающего мира, развитии своих личностных навыков, и раскрытии своих талантов. Такой подход является полной противоположностью классического фрейдизма, и ряда религиозных учений, заявляющих о том, что человек изначально грешен, плох и нуждается не столько в развитии, сколько в ограничениях и коррекции.


Разум. Тело. Душа.

Какую из выбранных концепций принимать на веру каждый решает сам. Для тех людей, кому ближе позитивная природа человека, важным является и развитие навыков личностного роста, к которым относят: изучение своих особенностей, понимание себя и своих эмоций, раскрытие своих талантов, поиск новых интересов, умение понимать и реагировать на эмоции других людей, навыки эмпатии, доверия, прощения, выстраивания отношений, внутренней свободы и независимости, любви к окружающим, к природе, к Мирозданию. Многие навыки личностного роста переплетаются с идеями различных религиозных учений.

И верующие люди, и атеисты сходятся во мнении о том, что навыки личностного роста улучшают, и делают более гармоничной жизнь современных людей.

Особенно это актуально сейчас в эпоху потребления, когда большинство компаний пытается манипулировать покупателями, используя рекламу и пропаганду, для подмены истинных ценностей навязанными желаниями, с целью побуждения к большему приобретению ненужных материальных ценностей, зарабатывая деньги на которые, человек бесцельно тратит время своей жизни!

Какие личностные навыки лучше отражать в резюме?

Чтобы получить работу своей мечты, важно сначала составить список всех значимых навыков, которыми вы владеете. После этого выбрать из них те, которые на ваш взгляд наилучшим образом подходят для этой работы. Например, для соискателей на должность менеджера по продажа особое значение обретают:

  • коммуникабельность;
  • умение склонить к собственной точке зрения;
  • обширный кругозор;
  • способность выстраивать с людьми доброжелательные отношения;
  • стрессоустойчивость;
  • инициативноть;
  • умение эффективно работать в режиме многозадачности.

Тому, кто претендует на роль руководителя важно развивать свои управленческие и аналитические способности, уметь проявлять лояльность, упорство и порядочность. Юрист должен обладать виртуозными навыками трактовки и жонглирования различными статьями законов, и способностью находить решение для непростых задач.

Если вы испытываете сложности в анализе своих личностных качеств, тогда можно сделать еще проще.

Зайдите на любой сайт по поиску работы, посмотрите интересующие вас вакансии, и выпишите оттуда все навыки, которые перечисляют работодатели в своих требованиях.

После этого выберите те из них, которые у вас развиты сильнее всего и укажите их в своем резюме. В таком случае, вы сможете найти нового работодателя максимально быстро. Главное сильно не преувеличивать, и не указывать в резюме наличие тех навыков, которых у вас нет. Ведь в ходе собеседования или в дальнейшей работе вы не сможете их продемонстрировать, и столкнетесь с проблемами.

Как меняются личностные навыки с течением времени?

Каждому возрасту человека необходим свой набор навыков. С течением времени трансформируются наши цели и потребности. Это происходит как под воздействием внешних факторов, так и в соответствии с нашими внутренними изменениями. Актуальность одних навыков утрачивается, а других возрастает. Подобные изменения неизбежны, поскольку жизнь не стоит на месте. Следует также помнить, что в процессе жизни, личность проходит через ряд психологических кризисов, например в подростковом возрасте. Многим знакомо такое понятие как, “кризис среднего возраста”. Причин тому достаточно много, в основном они связаны с тем, что ожидания человека слишком расходятся с окружающей действительностью.

Люди, у которых достаточно хорошо развиты личностные навыки, могут справиться с любым таким кризисом достаточно быстро.

Если определенные навыки личности развиты слабо, то это может привести к временной апатии, депрессии, плохому настроению, отсутствию мотивации. В таком состоянии человек может чувствовать себя несчастным, но его можно избежать, уделяя время работе над собой и собственному развитию. Душевное и личностное здоровье не менее важно, чем здоровье физическое. Более счастливыми себя чувствуют те люди, которые стремятся к балансу и гармонии в жизни, уделяя внимание и телу, и разуму, и душе.

Таким образом, наличие тех или иных личностных навыков является результатом продолжительной и трудоемкой работы. Поставьте перед собой цель, представьте образ того, каким или какой вы хотите быть, и смело двигайтесь в этом направлении: определите желаемые навыки и приступайте к их тренировке. В этом вопросе важна регулярность, поскольку навык формируется при многократном повторении необходимых действий. Эта работа гораздо приятнее чем та, ради которой многие просыпаются каждое утро, и именно она поможет Вам получить совершенно иное качество жизни и ощутить себя успешным человеком.

Была ли Вам полезна эта статья? Какие возникли вопросы?

На самом деле не существует такой вещи, как универсально положительный тип личности. У каждого человека свои вкусы и предпочтения. Главное, стремиться к построению личности, которая принесет вам гордость и уверенность в себе. Вам нужно обрести характер, который будет привлекать интересные вам типы людей. Для развития личностных качеств, так же, как и для внесения серьезных изменений в образ жизни, потребуется приложить много времени и упорства. Со временем вам нужно будет сформировать новые убеждения и приводить их в действие до тех пор, пока они не превратятся в привычки.

Шаги

Развивайте положительные личностные качества

Оставайтесь счастливым и беззаботным. Старайтесь наслаждаться жизнью. Смейтесь с другими, но не над ними. Все мы ценим веселых и жизнерадостных людей. Улыбка и смех являются значительным элементом хорошей личности.

Задавайте вопросы. Любознательность - это часть заботы о других людях, что, в свою очередь, делает нас более интересными людьми в глазах окружающих. Постарайтесь выяснить, что нравится другим людям и что важно для них. Вы многому научитесь и поможете им ощутить свою значимость.

Сохраняйте верность. Не предавайте близких людей. Ваши любимые будут ценить вас все больше и больше, если вы будете им верны. Не бросайте дорогих вам людей, что бы ни случилось. У вас получится преодолеть тяжелый этап отношений, если вы останетесь верны человеку.

Предлагайте поддержку и наставничество. Не пытайтесь вести себя так, будто вы все знаете, но всегда старайтесь протянуть руку помощи людям, когда это возможно. Это может быть нечто незначительное, например, помощь другу с переездом, или более основательная поддержка, например, наставничество по жизни. Предложите все свои познания, но не пытайтесь давить. Уважайте решения и мнения других людей.

Укрепляйте уверенность в себе

    Думайте в положительном ключе как о себе, так и о других. Мысли, которые приходят нам в голову, вскоре превращаются в слова, которые мы говорим, и в действия, которые мы совершаем. Наличие позитивного мышления о себе дает нам уверенность и самоуважение (а это ключевые признаки любой положительной личности). Как только вы лучше осознаете свои мысли, вы сможете легко направлять их в правильное русло при помощи позитивного мышления.

    Проявляйте свою истинную натуру. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с возможностями выразить свою личность. Используйте их! Не пытайтесь следовать за толпой. Быть хорошей личностью - не значит быть как все. Например, когда вы беседуете с компанией людей или отдельным человеком, старайтесь не просто постоянно соглашаться со всем, что они говорят. Вставляйте в разговор реплики, выражающие ваше собственное мнение, и истории в уважительной и увлекательной форме.

    Сосредоточьтесь на достоинствах своей личности. Легко корить себя за те черты, над которыми следует поработать. Старайтесь избегать этого. Обратите внимание на те качества, которые, по вашему мнению, привлекают других людей, и старайтесь их продемонстрировать.

    Посвятите себя работе над теми чертами характера, которые вам не нравятся. Возможно, вам кажется, что вы слишком много говорите о себе или слишком быстро теряете терпение. Важно осознавать эти вещи, но не стоит ненавидеть себя за это. Старайтесь обращать внимание на свое поведение. В следующий раз, когда вы начнете действовать нетерпеливо, поймайте себя на этом и постарайтесь иначе отреагировать на ситуацию.

Развивайте свои интересы

    Обращайте внимание на качества людей, которыми восхищаетесь. Это могут быть люди, которых вы знаете лично, люди из истории вашей семьи, о которых вы много слышали, или известные личности, которых вы уважаете. Изучите, что они думают о мире и о себе, и попробуйте принять схожие убеждения.

    • Если вы знаете человека, поговорите с ним о его убеждениях и отношении к жизни. Спросите его, как он начал верить в то, что делает, и как у него получается действовать в соответствии со своими убеждениями.
    • Если вы не знаете этого человека, прочитайте его биографию, посмотрите его интервью или поговорите с людьми, которые знают (или знали) его лично, чтобы узнать больше об его убеждениях и действиях.
  1. Постарайтесь понять, кто вы есть. Загляните глубоко внутрь себя и подумайте, кем вы являетесь. Это одна из самых сложных вещей, но она тоже очень важна. Попытайтесь разобраться в разнице между своими поступками и своей реальной личностью.

    • Для начала изучите свои убеждения и ценности. Может быть трудно изменить свои убеждения и поведение, которое произрастает из них, пока вы не разберетесь, что это за убеждения. Обратите внимание на свое поведение и подумайте, как эти действия соотносятся с вашими личными ценностями.
  2. Решите, что для вас важно. Помните - если вы даже не уверены, кем вы являетесь на самом деле, выяснить, что для вас важно, будет гораздо труднее. Не навешивайте ярлык «важного» на что-либо, только потому, что другие люди сказали вам, что это важно. Выясните, к чему действительно лежит ваше сердце.

    • Возможно, вам всегда нравилось играть в футбол, потому что ваш отец очень любит этот вид спорта. А может, вы всегда поддерживали определенную политическую партию, потому что ваши друзья поддерживают ее. Постарайтесь понять, что вы на самом деле чувствуете.
  3. Развивайте свои увлечения. Наличие хобби - это важный элемент положительной личности. Вам следует быть всесторонне развитым человеком, а не ходячим клише. Попробуйте погрузиться в то, чем вам нравится заниматься. Вам даже необязательно преуспевать в этом деле, оно просто должно вас сильно увлекать.

Неэффективность воспитательной работы в школе во многом объясняется тем, что ее научно-методическое освещение зачастую характеризуется недостаточной четкостью, неконкретностью, а иногда и определенной теоретической аморфностью. Например, если речь идет о патриотическом или трудовом воспитании, то обычно в общих чертах раскрываются их этическая сущность, задачи, а также рассматриваются те «воспитательные мероприятия», которые составляют их содержание. Но учителям и классным руководителям расплывчатых рассуждений о столь сложных процессах далеко не достаточно. Ведь практику нужно осмыслить систему и конечные результаты воспитательной работы, к достижению которых необходимо стремиться, а также то, в каких личностных изменениях и новообразованиях они должны воплощаться. Однако именно этого зачастую и недостает учебным пособиям по педагогике для студентов и многочисленным методическим рекомендациям, адресованным учителям.

Существует убежденность, что теоретикам и практикам в своей работе акцент необходимо делать именно на таком аспекте воспитания, который характеризует и личностное развитие учащихся, и его конечные результаты.

Какой смысл имеет само понятие «воспитание»? В его истолковании даже в специальной литературе наблюдаются определенный разнобой и неточности. Термин этот в содержательном отношении слишком сложный и многоплановый, что и позволяет вкладывать в него различные смысловые оттенки, акцентируя внимание то на одних из них, то на других. Но в науке подобное недопустимо. Известный российский академик-математик А.Д. Александров писал: «Научный подход, научная позиция требуют точности понятий, точности употребляемых терминов, тем более что одни и те же слова употребляются сплошь и рядом в разных смыслах» Александров А.Д. Поклоняться только истине // Правда. - 1995. - 3 февр.. К таким словам, в частности, относится и «воспитание».

«Воспитание» долгое время ассоциировалось с понятием «образование» и по существу выступало как его синоним. В этом случае оно включало в себя как обучение, так и формирование у обучае-мых определенных духовных и нравственных или, выражаясь современным языком, личностных свойств и качеств. Определенная синонимичность сохраняется до сих пор. В частности, она проявляется при определении сущности воспитания в его, так называемом широком смысле. Например, Н.К. Крупская считала, что воспитание в его широком понимании включает в себя процесс овладения всей совокупностью общественного опыта, т.е. знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духов-ными (нравственными, эстетическими и мировоззренческими) отношениями. Подобным же образом трактуется и понятие «образование». «Три качества, - писал Н.Г. Чернышевский, - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Родственность воспитания и образования в таких определениях выступает со всей очевидностью.

Но есть и специфические различия, связанные с результатами этих взаимосвязанных процессов, которые привели к содержательному разграничению самого понятия «воспитание». Речь идет о том, что и в процессе воспитания, понимаемого в широком смысле, и в системе образования с некоторой долей условности можно выделить обучающий компонент, когда учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками мировоззренческого и нравственно-эстетического плана и таким образом достигают определенного уровня обученности.

Однако для развития личности обучения и определенной обученности недостаточно. В самом деле, хорошо овладев некоей совокупностью знаний, умений и навыков, человек может проявлять довольно высокую обученность. Но он может не иметь должной воспитанности, т.е. не владеть необходимой культурой общения, быть неопрятным, проявлять эгоцентрические наклонности, лицемерие, низкий уровень общественно-политических взглядов и даже быть нравственным уродом. Задача школы - формировать у учащихся и высокую степень обученности, и высокий уровень воспитанности.

Может ли она успешно решать эту задачу только с помощью обучения даже при том условии, что одной из важнейших функций последнего является взаимосвязанное развитие и воспитание учащихся? Безусловно, обучение играет весьма значительную роль в личностном формировании. Оно развивает познавательно-интеллектуальную сферу, расширяет кругозор, способствует осмыслению нравственности, мировоззренческих идей и т.д.

В этом смысле обучение и воспитание выступают в органическом единстве. И, тем не менее, воспитание не может ограничиваться и сводиться к обучению. Отстаивая самосто-ятельный характер воспитания в педагогическом процессе, А.С. Макаренко, как известно, утверждал, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной; и то, и другое - методика воспитания и методика образования - составляют два более или менее самостоятельных отдела педагогической науки. Довольно четко отграничивала воспитание от обучения Н.К.Крупская. Она подчеркивала, что обучение направлено главным образом на приобретение знаний и умений применять их на практике, и обеспечивает определенную обученность. Воспитание же она связывала с формированием личностных свойств и качеств, которые характеризуют воспитанность учащихся.

Существенным признаком развития, формирования личности, отраженным в понятии «воспитание», является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения. К настоящему моменту произошло определенное содержательное «раздвоение» понятия «воспитание», которое теперь трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле оно стало, как уже отмечено выше, обозначать весь процесс формирования личности, включая в себя организацию ее интеллектуально-познавательной деятельности, овладение изучаемым материалом, а также духовно-нравственное развитие и выработку соответствующих свойств и качеств. В этом значении оно по существу и выступает как синоним образования, обеспечивая одновременно и обученность, и воспитанность учащихся. В узком смысле воспитание связывается со специфическим процессом формирования у учащихся личностных (нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических) свойств и качеств. Естественно, что в этом значении оно характеризуется не только специфическими содержательными особенностями, но и своеобразными методами его практической реализации, среди которых существенное значение имеют методы убеждения, поведенческие упражнения и т.д.

В педагогической работе мы всегда имеем дело с отношением, которое и составляет истинный объект нашей пе-дагогической работы. Поскольку же отношения не всегда определяются обученностью человека, это обусловливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, а также разработки и знания теоретических и методических основ этого процесса.

Касаясь объекта воспитания, нельзя не детализировать его предметной стороны и хотя бы в общей форме не определить содержания тех отношений, которые необходимо формировать у учащегося. Условно их можно объединить в четыре основные группы:

Социальные отношения личности, сюда входят такие качества, как гражданственность, законопослушание, уровень общественной активности и зрелости, выполнение общественного долга и т.д.;

Нравственные - весьма разветвленная система моральных качеств - патриотизм, культура межнациональных отношений, дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, честь и личное достоинство и т.д.;

Эстетические, сюда относятся уровень развитости чувства прекрасного, увлеченность различными видами искусства и степень их понимания, творческо-эстетические способности и т.д.;

Санитарно-гигиенические, под которыми подразумеваются физическая культура, занятие спортом, здоровый образ жизни, экологическая подготовленность и т.д.

В данном случае указаны лишь некоторые отношения и входящие в их состав личностные качества. В процессе же воспитания школа имеет дело со множеством отношений и личностных качеств, что не может не находить своего отражения как в содержании воспитательной работы, так и в ее методике.

В свое время в педагогике, как известно, утвердилось положение о деятельностном характере воспитания. Потом оно было несколько уточнено и расширено, и стали говорить о деятельностно-личностном подходе, подчеркивая, что личность развивается только в процессе разнообразной активной деятельности. Но, есть основание считать данное определение неполным. Дело в том, что формирование личности происходит не только благодаря той деятельности, в которую она включается. Едва ли не решающее значение в ее развитии имеют те отношения, которые возникают и упрочиваются в процессе этой деятельности. Именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально коренятся социальные и психолого-педагогические истоки личностного формирования растущего человека. Это означает, что воспитание и формирование личности происходят только путем включения ее в разнообразные виды деятельности и благодаря развитию и укреплению тех отношений, которые возникают у нее в процессе этой деятельности.

Человек по своей природе существо деятельное. Он становится личностью, овладевая различными сторонами общественного опыта: знаниями, разнообразными умениями и навыками, способами творческой деятельности. Но его личностное развитие в решающей мере зависит от тех отношений - положительных или отрицательных, - которые возникают и упрочиваются у него в этом процессе. Можно, к примеру, привлекать учащегося к труду, но для воспитания трудолюбия необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она возбуждала у него положительные эмоции, внутреннее воодушевление и радость. Если же переживания будут носить негативный характер, это не только не будет способствовать формированию трудолюбия, но, наоборот, вызовет отвращение. Сказанное относится ко всем видам деятельности - к учебной, художественно-эстетической, экологической, спортивно-оздоровительной и т.д., в которые вовлекаются учащиеся в процессе школьного воспитания.

Когда тот или иной школьник не проявляет старательности в учении, то говорят, что он «не хочет учиться», ему адресуются постоянные упреки, прибегают и к другим мерам так называемого педагогического воздействия. Но педагогические ли эти меры? Конечно, нет. Скорее, антипедагоги-ческие. С точки зрения деятельностно-отношенческой концепции воспитания, здесь нужны действенная помощь в преодолении возникающих затруднений и возбуждение интереса к учению. Другими словами, необходимо формировать и закреплять положительное отношение к овладению знаниями, развивать такие личностные качества, как усидчивость в учении, упорство в преодолении трудностей, стремление к улучшению успеваемости и т.д.

Что же следует понимать в этом случае под отношениями как объектом воспита-ния и связанными с ними личностными качествами?

Отношение в известном смысле выступает как определенное внутреннее эмоционально-чувственное переживание человека, которое возникает у него в процессе той или иной деятельности. Чем бы ни занимался человек, это порождает у него определенные позитивные или негативные эмоции, которые, соответственно, стимулируют эту деятельность или же тормозят ее. С этой точки зрения отношение можно трактовать как выражение определенных эмоционально-чувственных переживаний, которые устанавливаются между личностью и другими людьми (различными событиями, сторонами окружающего мира), затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявле-ний.

Например, включаясь в трудовую деятельность, одни учащиеся проявляют к ней интерес, старательно и добросовестно выполняют задания, добиваются при этом высоких показателей, что, естественно, вызывает у них положительные психологические переживания и еще больше воодушевляет к участию в труде, способствует формированию трудолюбия. В тех же случаях, когда учащиеся проявляют негативное отношение к трудовой деятельности, вряд ли можно говорить об эффективности трудового воспитания. По-разному могут относиться друг к другу в ученическом коллективе. Одни учащиеся проявляют гуманность, учтивость, скромность, другие же допускают грубость, неуважение, заносчивость и т.д. Все это сказывается не только на характере повседневного поведения, но и на личностном развитии в целом, определяя его положительную или негативную направленность.

Влияние отношений имеет временной аспект. Одни из них являются быстро проходящими, носят кратковременный характер, не оставляя заметного следа в развитии личности. Другие же не только вызывают достаточно сильные переживания, но и часто повторяются, приобретая определенную устойчивость и постоянство и выступая в форме соответствующего личностного качества. Когда, например, под влиянием воспитания формируется умение при встрече здороваться с другими людьми, проявлять учтивость, обходительность и уважительность, это закрепляется и становится присущим поведению, и так бывает во всех случаях, когда те или иные отношения и действия приобретают определенную устойчивость, постоянство и характеризуют развитие соответствующих личностных качеств. Таким образом, под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях. Скажем, если вежливость или другое качество стали привычными, они проявляются не только в условиях нормального общения или деятельности, но даже и тогда, когда учащийся сталкивается с грубостью. Именно в этом состо-ит подлинная воспитанность личности, к достижению которой необходимо стремиться и которая требует как знания психолого-педагогических основ воспитательной работы, так и умелого ее осуществления. Процессуальные основы формирования отношений и личностных качеств. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что учителя и классные руководители, сталкиваясь с недостатками в поведе-нии учащихся, зачастую оказываются не в состоянии найти действенные подходы к их преодолению. Например, в классе обнаруживается, что многие учащиеся стали хуже выполнять домашнюю работу, что повлекло за собой снижение успеваемости. Но дело ограничивается проведением одного-двух «мероприятий», вместо того, чтобы разработать и использовать целую систему воспитательной работы, направленную на решение возникшей проблемы. Тут, во-первых, нужна целая система разнообразной воспитательной работы, во-вторых, она должна проводиться более или менее продолжительное время, с тем чтобы соответствующее отношение и личностное качество закрепились и приобрели необходимую устойчивость. Какой же должна быть эта система?

Для ответа обратимся к психологической структуре отношений и личностных качеств. В общем виде здесь можно выделить:

а) потребностно-мотивационную сферу,

б) знание сущности и способов проявления соответствующего качества,

в) внутреннее эмоционально-чувственное стремление и убеждение в необходимости выработки этого качества,

г) владение соответствующими поведенческими умениями и навыками,

д) способность к проявлению волевых усилий, придающих отношению и личностному качеству необходимую устойчивость.

Надо, однако, не только знать указанные структурные компоненты, но и владеть надлежащими методами и формами воспитательной работы. Возьмем, к примеру, связанный с этим вопрос о необходимости выработки у учащихся потребностно-мотивационной сферы. Как его решать практически? С психологической точки зрения, потребность в формировании того или иного качества возникает тогда, когда учащийся переживает внутреннее противоречие между тем, какой он есть, и тем, каким хочет быть в соответствующей сфере поведения и деятельности. Чтобы возбудить это противоречие, нужно создать необходимые педагогические условия или ситуации. К таковым, в частности, относятся: анализ педагогом особенностей по ведения и деятельности учащихся и выявление имеющихся недостатков. Логическим продолжением данной работы должно быть обсуждение в классе выявленных недостатков и постановка перед учащимися конкретных задач по их преодолению. В этих целях можно провести «классный час», беседу, организовать встречу учащихся с директором школы или такое классное собрание, на которое были бы приглашены для совместного обсуждения данной проблемы родители учащихся. Цель указанных форм воспитательной работы - создать общественное мнение и возбудить у школьников стремление (потребность, мотивацию) к преодолению имеющихся недостатков.

Следующий компонент процесса формирования личностного качества - включение учащихся в познавательную деятельность по осмыслению сущности того или иного качества и способов его проявления. Здесь весьма важно придавать этой деятельности содержательно-интеллектуальный и эмоционально-положительный характер, сделать ее интересной и увлекательной. В качестве форм этой работы могут использоваться и «классные часы», и разнообразные виды бесед, и дискуссии, и встречи со специалистами в сфере науки и техники, и экскурсии на производство, а также в культурно-просветительские учреждения, и обсуждение произведений литературы и искусства и т.д.

Не менее существенны в плане личностного развития учащихся формирование поведенческого и волевого компонентов, выработка соответствующих навыков и привычек, которые, в конечном счете, и определяют результативность воспитательной работы. Главным методом воспитания здесь, по утверждению А.С. Макаренко, является упражнение в правильном поступке.

Когда иной раз говорят о так называемом словесном воспитании, то, как раз и имеют в виду то, что различные формы разъяснительной работы и различные требования учителей и классных руководителей не подкрепляются соответствующими поведенческими упражнениями, приучением к разумным действиям и поступкам. В результате страдает дисциплина на уроках и переменах, замедляется развитие культуры общения, речи и т.д.

Интегративный характер формирования личностных качеств. Любое каче-ство представляет собой весьма сложное образование и включает в себя целую совокупность разнообразных личностных черт и свойств. Возьмем тот же простейший пример с вежливостью. Воспитание этого качества обычно начинают с формирования таких элементов поведения, как приучение детей здороваться со сверстниками и знакомыми взрослыми, уступать место взрослым, благодарить за те или иные услуги. Потом вырабатываются более сложные черты этого качества: умение быть предупредительным, оказывать знаки внимания и учтивости, проявлять готовность к взаимопомощи и т.д.

В педагогическом плане здесь имеют место два момента. Во-первых, в силу возрастных возможностей учащихся нельзя сразу формировать всю совокупность черт и свойств, составляющих содержание того или иного качества. И, во-вторых, любое личностное качество ввиду своей сложно-сти обусловливает необходимость начинать его воспитание с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и деятельности и лишь постепенно переходить к более высокому уровню их развития. Отметим, что в принципе так же формируются дисциплинированность, трудолюбие и другие качества.

Указанная особенность воспитания породила в педагогике идею об интегративном характере формирования личностных качеств, которая нашла свое отражение в работах таких известных педагогов, как В.М. Коротов и И.С. Марьенко, а также автора настоящих строк. Понятие интегративности обозначает в данном случае объединение, сочетание в процессе воспитания отдельных свойств и черт, которые в своей совокупности образуют то или иное личностное качество. Реализация принципа интегративности в процессе формирования у учащихся личностных качеств требует от учителей и классных руководителей обстоятельного знания этики и детального представления о чертах и свойствах, которые определяют содержание тех или иных качеств. Без подобной конкретизации и целенаправленности воспитание становится педагогически недейственным, что нередко и наблюдается в школах.

В процессе воспитания необходимо формировать не одно, а множество различных качеств - интеллектуально-познавательных, социально-этических, нравственных, художественно-эстетических и санитарно-гигиенических. Как же быть в этом случае?

При решении данной проблемы следует исходить из того, что, как отмечал А.С. Макаренко, человек воспитывается, не по частям, все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. Здесь значимо то, что учащиеся обычно вовлекаются в различные виды и формы учебной, обществен-ной, патриотической, трудовой, нравственно-эстетической и спортивно-оздоровитель-ной деятельности. При этом они находятся в постоянном коллективном общении, и каждый из этих видов деятельности влечет за собой возникновение тех или иных отношений, служащих основой развития личностных свойств и качеств.

Указанная многосторонность и целостность личностного развития учащихся имеют особое методическое значение. Воспитательная работа в школе должна быть организована так, чтобы учащиеся вовлекались в разнообразные виды деятельности. Вряд ли можно считать нормальным, когда все время школьников поглощено только учебной работой и не обращается должного внимания, к примеру, на организацию трудовой деятельности, или когда из системы воспитания выпадают вопросы развития читательских интересов, культуры общения и т.д. На все это необходимо обращать должное внимание. Если же запросы и интересы учащихся в этом отношении не удовлетворяются, они сами, проявляя известную самодеятельность, расширяют предмет своих увлечений, причем не, всегда здоровых.

Вот почему организация и вовлечение учащихся в разнообразные виды учебной и внеклассной работы по их всестороннему личностному развитию должны составлять важное направление школьного воспитания. Но не меньшее значение имеет и другое его направление. Речь идет о том, что, хотя развитие личности и носит целостный и разносторонний характер и все ее качества формируются в тесной связи между собой, это не означает, что они развиваются одновременно. Наблюдается как раз обратное. В одних видах деятельности школьники участвуют регулярно и проявляют более высокую активность, другие же по разным причинам их не всегда привлекают. Это, естественно, ведет к тому, что одни отношения и личностные качества формируются и закрепляются быстрее, другие отстают в своем развитии, что обусловливает необходимость определенного «подтягивания» и «выравнивания» этого развития. Вот почему в каждый отдельно взятый период воспитательной работы, наряду с формированием всех сторон и свойств личности, обязательно нужно выдвигать перед учащимися ту или иную конкретную (ведущую) воспитательную задачу и доводить ее решение до выработки соответствующего личностного качества. Скажем, в классе учащиеся не всегда поддерживают необходимый порядок и дисциплину или же им не хватает культуры общения. Каждый из этих недочетов может составить предмет ведущей воспитательной задачи, разработки разнообразных форм урочных и внеклассных занятий и концентрации педагогических усилий на ее решении.

Указанная двоякая направленность воспитательной работы имеет большое значение. Дело в том, что развитие всех сторон и свойств личности в системе ее целостного формирования происходит постепенно и медленно, иногда даже незаметно как для самих учащихся, так и для учителей и классных руководителей. Между тем весьма важно, чтобы школьники ощущали свой рост, совершенствовали свою духовность и поведение и черпали в них силу для дальнейшей активной работы над собой. Решение ведущих воспитательных задач по формированию связанных с ними личностных свойств и качеств как раз и способствует этому. Почувствовав прогресс в своем развитии, учащийся переживает удовлетворение, и у него появляется стремление не только закрепить достигнутый успех, но и активизировать свои усилия в дальнейшем самосовершенствовании.

Немаловажную роль здесь играет и феномен генерализации в процессе личностного формирования учащихся. Суть его состоит в следующем. Если то или иное личностное качество закрепляется и становится устойчивым, то, по законам генерализации, оно оказывает воздействие на развитие других сторон и свойств растущего человека. К примеру, в процессе решения ведущей воспитательной задачи учащиеся стали активнее читать художественную литературу или улучшили культуру общения. Это, несомненно, положительно скажется на их интеллектуальном и эстетическом развитии, на разумной организации досуга, а также на возросшем взаимном уважении и микроклимате в коллективе сверстников и т.д.

Рассмотренные вопросы позволяют не только глубже осмыслить теоретические и методические основы личностного формирования учащихся, но и корректировать проводимую в школе воспитательную работу, конкретнее анализировать и устранять ее недочеты, если она оказывается педагогически недостаточно эффективной.