1 из 9

Презентация на тему: Житие Бориса и Глеба

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

«Житие Бориса и Глеба» является образцом древнерусского книжного жития. Оно создано в конце XI–начале XII века и дошло до нас в двух вариантах: «Сказание» и «Чтение». Автор сказания неизвестен, «Чтение» принадлежит Нестору. В основе этих произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол.

№ слайда 4

Описание слайда:

В 1015 году умер князь Владимир. Власть в Киеве захватил его сын Святополк. По приказу князя был убит его брат Борис, а через месяц - другой брат Глеб. Но третий брат Ярослав двинулся в поход против Святополка, одержал над ним победу и сам утвердился в Киеве. Борис и Глеб были погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Их могилы стали местом паломничества1. При постройке новой церкви взамен сгоревшей обнаружилось, что тела Бориса и Глеба нетленны. Это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми. Культ Бориса и Глеба имел важный политический смысл: он «освящал» и утверждал государственную идею, согласно которой все русские князья - братья, и в тоже время подчеркивал обязательность подчинения младших князей старшим.Житие сосредоточивает внимание на гибели братьев. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают мученический венец.

№ слайда 5

Описание слайда:

Борис во всем покорен старшим князьям. По велению отца, князя Владимира, он отправляется в поход против печенегов. На обратном пути он узнает, что отец скончался, а киевский престол захватил Святополк. Борис оплакивает смерть отца. Дружина предлагает ему пойти на Киев, но, подчиняясь долгу вассала, он отказывается и предпочитает смерть измене. «Идя дорогой, Борис размышлял о красоте и доброте своей и слезами заливался, и хотел удержаться от них, но не мог. И все, видевшие его в слезах, плакали о благородстве и честном разуме юности его, и каждый в душе своей скорбел в горести сердечной, и все пребывали в печали... Вид Бориса был уныл, взор и сокрушенное сердце, как у святого. Был блаженный правдив, щедр, тих, кроток, смиренен, всех миловал и обо всех заботился»2. Борис думал: «Знаю, что брата моего зла ради толкнут люди на убийство мое и погубят меня

№ слайда 6

Описание слайда:

Если прольет кровь мою, то буду мученик, перед Господом моим, и душу мою примет господь» Скорбь Бориса сменялась утешениями божьими: «Кто погубит душу свою меня ради и моего учения, тот найдет и сохранит ее в жизни вечной». И радость наполнила сердце Бориса. Он обратился к Богу, говоря: «Не отвергай, Господь, премилостивый, меня, уповающего на тебя, но спаси душу мою»4.Борис начинает готовиться к смерти. При мысли, что ему предстоит умереть, он испытывает страх. Предчувствие смерти переходит в уверенность. Растет тревога, Борис не в силах сдержать сердечного волнения. Заговорщики, посланные Святополком, окружают шатер, где молится князь, и поражают его копьями. Смертельно раненный Борис просит дать ему время помолиться. Его везут на телеге в город, и два варяга добивают мученика ударом меча в сердце.Глеб такой же герой-мученик, как и Борис. Когда Святополк его зовет в Киев, он немедленно отправляется в путь. Недалеко от Смоленска его настигают посланные Святополком убийцы, и Глеб безропотно, не оказывая никакого сопротивления, позволяет убить себя. Однако образ Глеба не во всем повторяет Бориса. В отличие от Бориса, томимого мрачным предчувствием, Глеб ничего не подозревает, даже когда узнает о смерти отца и гибели брата. Он только выражает желание поскорее встретиться с любимым братом на небесах, если уж нельзя на земле.

№ слайда 7

Описание слайда:

Наивно-восторженно Глеб относится к окружающему миру, он не верит, что его могут убить. При виде убийц, подплывающих к нему в лодке, он, не замечая их мрачных лиц, радуется встрече. О том, что его собираются убить, Глеб догадывается лишь тогда, когда они стали «скакать» в его лодку, держа в руках мечи. Глеб, дрожа всем телом, просит о пощаде, как просят дети: «Не троньте меня, не троньте меня!» Он не понимает, за что и почему должен умереть. Беззащитность Глеба очень трогательна. Это один из самых светлых образов древнерусской литературы.

№ слайда 8

Описание слайда:

Вводятся в «Повесть» и внутренние монологи. Их произносят, как пишет летописец, герои, «глаголаше в сердце своем».Психологическое состояние персонажей воспроизводится и в авторских описаниях. Автор даже пытается донести до читателей противоречивость чувств, охвативших героев. Так, в душе Бориса одно чувство сменяется другим: скорбь в связи с предчувствием гибели и радость в ожидании мученического конца идеального христианского героя. Это живая непосредственность в выражении чувств, характерная для древней литературы, более того, это уже отчетливо выраженные черты психологизма.Монологи Бориса и Глеба не лишены образности и лиризма. Так, например, плач Бориса по умершему отцу: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставление неразумия моего! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, на кого взгляну? Где восприму столь благое учение и наставления разума твоего? Увы мне, увы мне! Закатилось солнце мое, и не было меня с тобой!»5.В этом монологе автор обратился к ораторской прозе и в то же время к образности народного плача. Народная поэзия придала речи героя определенный лиризм, позволила ярче выразить чувства сыновней скорби. В душе Глеба смешиваются два чувства - скорбь от предчувствия гибели и радость, которую должен испытывать идеальный герой-мученик в ожидании мученического конца.

№ слайда 9

Описание слайда:

В образе князя Святополка миру света и добра, как и в русском фольклоре, резко противопоставляется мир тьмы и зла. Уже в начале произведения автор приписывает ему эпитет «окаянный», при его изображении не жалеет черных красок. Святополк - «треклятый», «второй Каин, мысли которого уловлены дьяволом», у него «прескверные уста», «злой глас». За совершенные преступления Святополк несет достойное наказание. Разбитый Ярославом, в паническом страхе бежит он с поля боя. Автор пишет: «Окаянный Святополк побежал и напал на него бес. И расслабло тело его так, что он не мог на коне сидеть. И несли его на носилках». Ему постоянно слышится топот коней преследующего его Ярослава: «“Бежим! Вот преследуют нас!” И посылали посмотреть, но не было ни гонящихся, ни преследующих его. А он, лежа в немочи, восклицал, говоря: “Бежим! Опять преследуют!” И не мог остаться на одном месте. И прибежал в Ляшскую землю, гонимый гневом божьим. И прибежал в необитаемое место между чехами и ляхами и здесь в муках окончил жизнь свою. И принял возмездие от Бога, наславшего на него губительные язвы и после смерти муку вечную». И, если убитые им братья считаются святыми, то от могилы Святополка «исходит смрад в назидание людям... И с этого времени прекратилась крамола на русской земле». Этим подчеркивается стремление автора к единению Руси.

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ КНЯЗЕМ ЯРОСЛАВОМ МУДРЫМ НЕВИННОУБИЕННЫХ БРАТЬЕВ – КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА. КОНЕЦ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО

Цели урока:

Обучающие :

      дать понятие сказания как жанра духовной литературы;

      познакомить обучающихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба и их канонизацией;

      выявить главные христианские заповеди «Сказания Бориса и Глеба».

Воспитательные :

      воспитывать патриотизм, нравственные ценности в детях (различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, смысла жизни человека);

      создать условия для формирования интереса обучающихся к истории и культуре своего народа, используя исторические образы;

      воспитывать осознание истинного смысла существования человека на земле.

Развивающие :

      развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;

      формировать умение выделять главное;

      пополнять словарный запас.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, УМК «Православная культура 5-6 классы», иконы Святых Бориса и Глеба, текст для анализа «Сказание о Борисе и Глебе», мультимедийная презентация.

Основные понятия и термины: святые, князь Ярослав Мудрый, сказание, канонизация.

Место проведения урока : кабинет с компьютером, проектором, экраном.

Тип урока : изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Эпиграф

Уклонись от зла, сотвори добро,

найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

Владимир Мономах

I. Организационный момент

(Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка готовности обучающихся к уроку).

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Настройте себя на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу.

II. Объявление темы урока, постановка целей урока (Слайд 1-3)

Актуализация темы урока, постановка проблемно–познавательного задания

Почему Борис и Глеб – святые? Чему мы должны учиться у них? (Слайд 4)

III. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний

Слово учителя

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал: «О, Святая Русь! Вера и правда, любовь и смирение, надежда и подвижничество слышатся в этих словах. "Подвигали" к лучшему, светлому, защищая и укрепляя наши духовные ценности, ратники, земледельцы, монахи, князья... По крупинкам добавлялась святость в нимб страны. Кто же вы, первые русские святые?» Ответ на этот вопрос даёт нам духовная литература. (Слайд 5)

Вопросы

1. Что значит «духовная литература»? Что вы вкладываете в это понятие?

(Обучающиеся высказывают различные мнения).

2. Какие книги можно отнести к духовной литературе? Приведите примеры (Библия).

– Ребята, духовная литература – это не только Библия. Сюда относятся и рассказы о святых людях.

3. Кто же такие святые? (Обращение к глоссарию.) И где, как вы думаете, можно увидеть святых? Жили они давно, фотографий ещё не было (Верно, святые, как и Иисус Христос, и Богородица, изображались и изображаются на иконах).

4. А что является символом святости, как мы можем это определить, глядя на икону? (Нимб). (Слайд 6)

Работа над эпиграфом к уроку

Эпиграфом к уроку не случайно стали слова Владимира Мономаха: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.» Выделите ключевые слова в этом высказывании (Добро, мир), и пусть в вашей жизни всегда царят мир и добро. (Слайд 7)

IV. Усвоение новых знаний

Словарная работа

К духовной литературе относятся и такие жанры как сказание, поучение, житие.

Как вы понимаете значение слова «сказание»? Подберите однокоренные слова.

Сказание = сказ, сказка, сказочник, сказать.

Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова:

«Сказание – это жанр древнерусской литературы исторического или легендарного содержания» (Определение записывается и объясняется).

– Одним из первых сказаний, появившихся на Руси, было «Сказание о Борисе и Глебе». Мы будем читать переложение этого исторического текста, сделанного писателем Е. Поселяниным. Читать житие непросто. Но, внимательно прочитав его, постарайтесь ответить на вопрос: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Но прежде, чем мы начнем знакомиться с образами русских святых, нам необходимо вспомнить то далёкое время, а помогут нам в этом наши историки и литературоведы (Доклады обучающихся) (Слайд 8,9)

Историческая справка

У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Но так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове - глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор и это откладывает отпечаток на всю его жизнь.

Сыновья крестившего Русь князя Владимира по прозвищу Красное Солнышко жили в 11 веке. Младшие из двенадцати братьев – Борис (княжил в Ростове) и Глеб (в Муроме). Старший брат Святополк (усыновлённый Владимиром) захватил престол в Киеве после кончины отца, вероломно убив младших братьев. За свои злодеяния прозван в народе Окаянным. Это печальное событие нашей истории произошло летом 1015 года.

Братья были особенно любимы в народе как первые русские святые среди большого сонма святых, пришедших в годы крещения из Византии. Изображения Бориса и Глеба стали появляться уже в 11 веке, а – позже одноимённые церкви и монастыри. Поныне существуют города под названием Борисоглебск в Ярославской и Воронежской областях. Храмы русских святых ставились в Византии и Чехии.

Другой сын Владимира – Ярослав, княживший в это время в Новгороде, отомстил за гибель братьев: после ожесточённой борьбы, длившейся почти четыре года, Ярослав разбил Святополка, и тот бежал из Русской земли. Позднее, став великим киевским князем, Ярослав, прозванный в народе Мудрый, добился у Константинополя причисления Бориса и Глеба к лику святых. (Слайд 10,11)

Литературная справка

Событие убиения Бориса и Глеба отразилось в целом ряде произведений 11-12 веков, составляющих Борисоглебский цикл. Помимо сокращённых вариантов жития, предназначенных для богослужения, сюда вошла летописная повесть под 1015 годом (в составе «Повести временных лет»), «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора-летописца, а также «Сказание, страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу» (Слайд 12) (произведение конца 11- начала 12 веков).

Физкультминутка (Слайд 13)

Работа с учебником

Чтение текста стр. 114-117, беседа по содержанию:

Кто такой Святополк? (Старший сын князя Владимира)

Какое прозвище он получил и за что? (Окаянный, за убийство братьев)

Кто такие страстотерпцы? (Мученики - святые, принявшие мучение и смерть за веру

в Иисуса Христа)

Что значит «образец христианских добродетелей»? (Истинная любовь, кротость, смирение, незлобие)

Что такое «канонизация»? (Причисление умершего к лику святых)

Кто такой Ярослав Мудрый? (Сын князя Владимира, правивший на Руси после его мерти)

(Слайд 14, 15)

Чтение сказания

– Святым князьям – страстотерпцам Борису и Глебу посвящается. (Учитель читает сказание с небольшими комментариями) (Слайд 16)

Блиц-опрос

Назовите главных героев.

Почему князь Владимир так горячо любил своих младших сыновей?

- «…И восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили». Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)

– Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением жития: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Подтвердите текстом. («…Удивительна высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, смирение и правда, покорность старшим…)

Итак, князья Борис и Глеб стали святыми, потому что приблизились к Богу.

Что же стало со Святополком Окаянным?

Каким вы представляете себе Святополка внешне и внутренне?

Почему он замыслил погубить братьев?

В каком эпизоде проявляется истинное христианство Бориса?

Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытается её избежать, не оказывает сопротивление Святополку? (Старшинство – безусловная ценность для русского человека того времени.)

С именем Христа Борис спокойно принимает свою смерть.

Чем вызвана расправа Святополка с Глебом?

Как погибает Глеб?

– Можно ли на основании житийного духовного портрета отнести князей Бориса и Глеба к святым?

Почему благоверных князей Бориса и Глеба называют ещё страстотерпцами?

(Слайд 17)

V. Закрепление новых знаний

Выполнение тренировочных тестов к § 2.4 №№ 7, 8, 9, 10, 11, 12 и тренировочных упражнений №№ 3, 4 (Слайд 18)

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок

Ребята, вам понравилось сказание? Что именно?

Чем сказание может быть интересно нам, живущим в 21 веке?

(Мы задумываемся о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если и мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие).

– Ребята, сегодня мы познакомились с вами только с одним сказанием, но их написано много. Наши предки очень любили читать духовную литературу. И у нас с вами это не последняя встреча с этим жанром. Я надеюсь, что вы теперь самостоятельно захотите познакомиться с другой сказательной литературой.

(Слайд 19)

VII. Рефлексия

«Градусник» (на большом листе изображается градусник с отметками «температуры» на уроке: «дружелюбная», «теплая», «приятная», «ноль», «прохладная», «холодная», «отвратительная».

VIII. Домашнее задание (по выбору):

1. Нарисовать иллюстрацию к «Сказанию о Борисе и Глебе».

2. Составить кроссворд по «Сказанию о Борисе и Глебе».

3. Написать эссе «Что такое святость?»

4. Сделать презентацию по теме «Сказание как жанр древнерусской литературы»

(Слайд 21)

Список литературы

    Ожегов С.И. Толковый словарь М.: Просвещение, 1999.

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (http://www.km.ru/ )

МБОУ «ПЬЯНОВСКАЯ ООШ» СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ. Благоверные князья Борис и Глеб. ВЫПОЛНИЛИ: УЧЕНИЦЫ 9 КЛАССА ДОЛЬСКАЯ ДИАНА И ПЕРЕВАЛОВА ВИКТОРИЯ Руководитель: ГОРБУНОВА АНЖЕЛА НИКОЛАЕВНА, учитель русского языка и литературы 2015 Жизнеописание святых представляет Жизнеописание святых представляет собой неоценимый источник христианского назидания. Протоирей Сергей Булгаков. Святые князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами. Выбрав путь непротивления злу, отказ от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных ценностей, братья стали символом русского патриотизма, совестливости, высочайшей нравственности. Братья Борис и Глеб были младшими сыновьями киевского князя Владимира Святославича от его жены, в начальной Киевской летописи мать их названа «болгарыней», в других летописях она названа гречанкой (возможно, она была пленной наложницей), и единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого. Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб - имена, полученные при рождении, Роман и Давид - при крещении. Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за христианские убеждения. Около 987-989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб - Муром. Братья Борис и Глеб были младшими сыновьями киевского князя Владимира Святославича от его жены, в начальной Киевской летописи мать их названа «болгарыней», в других летописях она названа гречанкой (возможно, она была пленной наложницей), и единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого. Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб - имена, полученные при рождении, Роман и Давид - при крещении. Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за христианские убеждения. Около 987-989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб - Муром. Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми , их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. УБИЙСТВО БОРИСА (ок. 990 – 1015 г.) В 1015 году заболел отец братьев - великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола сводным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками. Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна - поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата - так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна - поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата - так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов убить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет. УБИЙСТВО ГЛЕБА (? – 1015 г.) После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что будучи с убитым Борисом не только единокровным, но и единоутробным братом, тот может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата - Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев. Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия. Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия. История святых Бориса и Глеба в древнерусской литературе Святые Борис и Глеб - традиционные персонажи литературных произведений агиографического жанра, среди которых особое место занимает «Сказание о Борисе и Глебе», написанное в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее «Сказание» дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в 1089-1115 годы последовательно тремя авторами. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, а возможным автором на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца. Существует также «Чтение о Борисе и Глебе», написанное преподобным Нестором Летописцем. По мнению ряда исследователей, «Чтение» было написано раньше «Сказания», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала. Существует также «Чтение о Борисе и Глебе», написанное преподобным Нестором Летописцем. По мнению ряда исследователей, «Чтение» было написано раньше «Сказания», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала. КАНОНИЗАЦИЯ Братья были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам. Однако в отношении причины канонизации Е. Голубинский отмечает, что братья были канонизированы не за мученическую смерть, а по причине чудотворений, приписываемых их мощам (особо он подчёркивает, что князь Святослав, также сын великого князя Владимира, убитый Святополком, не был канонизирован так как был убит и погребён в Карпатских горах и сведения о чудесах от его гроба неизвестны.) ДНИ ПАМЯТИ В честь Бориса и Глеба установлены следующие празднования (по юлианскому календарю): 2 мая - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде. 24 июля - совместное празднование святым. 5 сентября - память князя Глеба. Память людская о Борисе и Глебе воплощена не только в литературе, но и в архитектуре, живописи. Память людская о Борисе и Глебе воплощена не только в литературе, но и в архитектуре, живописи. Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Святые Борис и Глеб. Икона XVI века БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ

Множество храмов и монастырей посвящены в России святым князьям Борису и Глебу; фресками и иконами святых братьев-страстотерпцев украшены многочисленные храмы Русской Церкви.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ТОРЖКЕ

Борисоглебская церковь в Кидекше Храм свв. Благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзине «Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем». Сказание о Борисе и Глебе. Источники информации  Борис и Глеб. – Википидия. Ru/ wikipedia/ orq/ wiki/ Борис_ и _ Глеб.  uchportal. ru/ load/258-1-0-8363  prez-base. ru/ index. Php/predmery/ ist  kuchaknig. Ru/show_ book/ php? book СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Человек и история в древнерусской литературе:

«Сказание о Борисе и Глебе»

Литература - это свидетельство жизни. Она огромным потоком сопровождает историю, следует за ней по пятам в разные эпохи. Но особо тесная связь литературы с историческим процессом наблюдалась в Древней Руси. В то время произведения редко создавались на явно вымышленные сюжеты. Вымысел - ложь, а это со средневековой точки зрения недопустимо.

Творения древнерусских авторов всегда прикреплены к конкретному историческому событию и историческому лицу. Эта черта присутствует в самых различных жанрах - в повестях о битвах, о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и о людях - по преимуществу о святых и князьях-полководцах. Именно таких героев увидим мы в «Сказании о Борисе и Глебе». Написанное сотни лет назад неизвестным автором, это произведение и для сегодняшнего читателя не потеряло актуальности. Вечные проблемы долга и чести, верности и предательства, братства и междоусобицы важны и в наши дни. Кроме того мы узнаем, почему же имена князей Бориса и Глеба так почитаемы на Руси, почему так часто их история вдохновляла древнерусских авторов на новые сюжеты.

Интересно, что создание культа Бориса и Глеба не было случайным и преследовало две цели. Во-первых, канонизация первых русских святых поднимала церковный авторитет Руси (прежде всего перед лицом Византии), свидетельствовала о том, что Русь «почтена пред богом» и удостоилась своих «святых угодников». Во-вторых, был еще и важный политический подтекст: утверждалась государственная идея, что все русские князья - братья, но в то же время обязательно «покорение» младших князей «старшим».

Какие же исторические события повлияли на сюжет «Сказания о Борисе и Глебе»? В 1015 г. умер князь киевский Владимир I Святославич. Престол занял один из его двенадцати сыновей - Святополк, еще при жизни отца в союзе с польским королем Болеславом I Храбрым пытавшийся организовать против него заговор. Святополк решает устранить наиболее опасных соперников. По его тайному приказу были убиты сыновья Владимира Борис, Глеб и Святослав. В борьбу за киевский княжество вступил правитель Новгорода - сын Владимира Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым. В результате упорной и длительной борьбы, продолжавшейся до 1019 г. и окончившейся поражением и гибелью Святополка, Ярослав утвердился на киевском столе до своей смерти в 1054 г.

Но «Сказание о Борисе и Глебе» шире рамок летописи. Оно написано в жанре жития – это одна из основных форм церковной словесности, изображающая подвиг веры исторического лица или группы лиц, почитаемых святыми. Истоки житий лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах биографии. Однако прежде всего житие находится под прямым влиянием Евангелия и Деяний Апостолов. Здесь задается эталон страданий за веру и Христа. Самой высшей формой святости становится мученичество. И именно мученическая гибель Бориса и Глеба становится центром повествования в «Сказании». Они беспрекословно подчинились своему старшему брату Святополку, почитая его как отца, он же употребил во зло их братскую покорность. Поэтому имя Святополка Окаянного становится во всей древнерусской литературной традиции нарицательным обозначением злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми защитниками Русской земли.

Опираясь на особенности жанра, автор стремится показать героев как идеальных христиан. Однако, создавая образ того или иного князей, автор сообщает немало и исторических сведений о военных подвигах и удачах героев, об отношении к дружине, народу, пирах, набрасывает общую политическую картину данного времени, вводит иногда и элементы народно-песенного эпоса, народно-легендарные мотивы.

Для создания ярких образов князей автор умело развивает лирический материал, усиливает драматическую выразительность монологов и диалогов. Узнав о кончине отца, Борис произносит плач-монолог: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего… наставление недоразумения моего. Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращусь? Смогу ли насытиться вновь благим учением и наказанием разума твоего? Увы мне, увы мне ... »

Столь же патетичен, но мягче, лиричнее плач Глеба. В нем слышатся мотивы народных причитаний-заплачек: «О увы мне, господин мой! Плачу и стенаю, горюю и тужу… Увы мне, увы мне! Рыдаю слезно по отцу, особо же страдаю по тебе, брат и господин мой, Борис ... » Обращаясь к убийцам, Глеб молит их: «Не губите жизни моей молодой, не срезайте колоса неналившегося, не режьте лозы, не до конца выросшей, но плодоносной».

Автор привлекает множество подтверждающих цитат из библейских книг, риторический элемент, церковную лирику (главным образом молитвы) и заключительную похвалу в панегирическом стиле. Здесь использованы самые разнообразные стилистические приемы, риторические вопросы и обращения к святым в различных повышенно-интонационных формах: «Вы небесные люди, земные ангелы, столпы и утверждение нашей земли». Автор расширяет свою похвалу, обращаясь сначала к гробнице святых, затем к церкви, где они положены, к Вышгороду, где находится эта церковь, наконец, завершает «Сказание» лирическим молитвенным обращением. Бориса и Глеба автор называет «забралом Русской земли», обоюдоострым мечом, которым поражается «дерзость поганская», т. е. нашествие кочевников.

Итак, «Сказание о Борисе и Глебе» - это самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник древнерусской литературы, это занимательная историко-житийная повесть, написанная ясным, образным, пластичным языком. «Дела давно минувших дней» словно ожили под пером древнерусского автора, заставляя сочувствовать и сопереживать героям, далекое стало близким и понятным. Читая это произведение, мы узнали, почему духовный подвиг святых Бориса и Глеба так почитаем на Руси, почувствовали свою причастность к истории родной земли и гордость за ее славных сынов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ к изучаемому тексту:

    Используя словарно-справочный материал, выясните, как определяется жанр жития и чем он характеризуется, каковы его композиция и стиль.

    Относятся ли к житию как жанру следующие художественные приемы: трехчастная композиция, торжественно-приподнятый стиль, сочетающийся с фактическим повествованием о жизни, строго определенное изображение героя («злодей», «святой»), а также изображение героя, близкое к иконописи?

    Покажите на конкретных примерах жанровые особенности «Жития Бориса и Глеба». Выясните его связи с устным народным творчеством.

    Кратко перескажите содержание произведения, сохраняя его стиль и передавая авторское отношение к изображаемому.

    Как житие связано с идеей осуждения братоубийственных распрей князей и патриотической идеей «русской великой страны»?

    Сопоставьте его сюжет с повестью об ослеплении Василька Теребовльского. Какие общие идеи волнуют авторов? Почему их так подробно излагает летопись?

    Какое выражение в произведении находит «мир света и добра»?

    Как создается ореол святости Бориса? Почему о нем можно сказать, что он святой?

    Какие человеческие черты присущи его облику? Проследите по тексту примеры проявления живых человеческих чувств Бориса.

    Какое место в характеристике Бориса занимает мотив слез? Подтвердите словами из текста.

    Что отличает Глеба от Бориса? Какие особенности его характера подчеркивает автор?

    Как складывается драматическая ситуация вокруг юного князя?

    Перескажите сцену убийства Глеба.

    Какими средствами пользуется автор, раскрывая внутренний мир героев (монологи, плачи, молитвы и другие художественные средства)?

    Прочитайте похвалу Борису и Глебу. Какую роль играют эти святые, по мысли автора, что они сделали для Русской земли?

    Какое место в этом прославлении занимает идея единства и защиты Русской земли?

    Почему исторические деятели были причислены к лику святых?

    В какие другие памятники древнерусской литературы и с какой целью включался житийный рассказ о Борисе и Глебе?

Валентина Ступина
Проект по знакомству дошкольников с историей села Борисоглеб «Святые Борис и Глеб в нашей жизни»

МОУ начальная школадетский сад № 16 «Солнышко» .

Выполнила : воспитатель, Ступина Валентина Анатольевна.

Проект «Святые Борис и Глеб в нашей жизни »

Аннотация проекта

Тип проекта : творчески – исследовательский.

Продолжительность : 1 неделя.

Образовательные области : интегративный : познавательное, речевое, художественно- эстетическое социально-коммуникативное, физическое развитие

Актуальность проекта

Наша малая родина это село Борисоглеб . Проводя опрос детей об истории нашего села мы не получили правильных ответов. Мы сделали вывод, что у детей отсутствуют знания об истории малой родины , возникновении села Борисоглеб и церкви . Проводя индивидуальные беседы с родителями мы отметили невысокий уровень знаний по данной теме и низкий уровень активности родительского сообщества.

Планируемые результаты

Для детей :

1. Большинство детей знают историю села , могут рассказать о селе и жизни святых Борисе и Глебе .

2. Дети создают рисунки о селе и конструируют разные виды церквей.

3. Большинство детей приняли участие в создании и оформлении выставки рисунков «Мое родное село»

Для родителей :

села .

Для детского сада :

1. Организация партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса путем соединения усилий в работе над данным проектом .

2. Изменение в конструктивную сторону отношения родителей и общественности к МОУ.

3. Отсутствие негативного отношения к школе

Для педагога :

1. Расширились знания о истории , традициях села , о святых Борисе и Глебе .

2. Изучила архивные документы.

3. Провела опрос старожилов села .

4. Провела диагностику детей способом опроса.

Знакомство детей и родителей с историей села Борисоглеб .

Задачи :

святыням ;

3. познакомить с легендой святыми Борисом и Глебом ;

Ресурсы :

Научно – методические :

Подборка литературных источников ;

Интернет – ресурсы;

Владение педагогами ИКТ

Кадровые :

Педагог, родители, дети, иерей Максим Викленко – настоятель церкви иконы Смоленской Божьей Матери.

Материально – технические :

Наличие в библиотеке справочной и энциклопедической литературы.

Подготовительный этап.

1. Просмотрена презентация «Сказание о Борисе и Глебе » о святых , в честь которых названо село Борисоглеб .

2. Подобраны и проанализированы архивные документы (1,2, 3,4) .

3. Проведен опрос старожилов села .

4. Проведена беседа с родителями :

Основной этап.

1 день проекта :

НОД на тему «История церкви (конспект) ;

Сконструировали церкви (1, (2, (3, (4, (5, (6, (7, (8, (9) разных видов конструкторов.

2 день проекта :

НОД на тему : «Святые Борис и Глеб (конспект)

Создали рисунки церкви (1(2, (3, (4, (5)

3 день проекта :

Организовала экскурсию в храм в престольный праздник села – Борисов день (фотоотчет) .

Основной этап.

3 день проекта :

Для детей :

1. Знакомы с легендой о строительстве церкви, с историей возникновения села .

2. Рассмотрели иконы (1, (2, (3) , (4, (5(6(7)

3. Посмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья»

4. Создали рисунки села (1, (2) (3, (4, (5) .

Основной этап.

Для детей :

1. разгадали кроссворд «Древняя Русь»

2. экскурсия в храм на престольный праздник села – Борисов день .

3. Создали буклет и презентацию

по теме проекта совместно с родителями.

Для родителей :

Большая часть родителей участвуют в поисковой деятельности, экскурсии в церковь.

Заключительный

Для педагога :

«Мое родное село»

2 Подвела итоги работы по проекту .

3. Провела анкетирование : «О чем хотели бы узнать?»

Заключительный этап.

Для детей :

проекта .

Рефлексия :

«Мое любимое село» ;

Для родителей :

проекта ;

Отзывы родителей о проекте .

Для педагога :

1. Организовала выставку рисунков и фотографий «Мое родное село»

2 Подвела итоги работы по проекту .

3. Провела анкетирование : «О чем хотели бы узнать?»

Для детей :

Проведена диагностика по окончании проекта .

Рефлексия :

участвуют в оформлении выставки рисунков и фотографий «Мое любимое село» ;

Для родителей :

1. Участвуют в исследовательской деятельности и оформлении результатов проекта ;

2. создание буклета и презентации в совместной деятельности с ребенком;

3. Отзывы родителей о проекте .

Последующая работа

села .

3. Узнать о знаменитых людях села .

Дети познакомились :

1. с историей села Борисоглеб и святыми Борисом и Глебом ;

2. с легендой и архивными документами о строительстве церкви;

3. родители приняли активное участие в исследовательской деятельности и экскурсии на престольный праздник села .

Показатели результативности проекта .

Наличие у детей знаний об истории возникновении села Борисоглеб , церкви иконы Смоленской Божьей Матери, о святых Борисе и Глебе .

До начала проекта дети ничего не знали об истории села и церкви - 0% ,

родители – 40%.

По окончании проекта : 75 % - дети, родители - 100%.

Информационные ресурсы.

UHopuA. http://www.gradromanov.ru

Климочкина,

Сайт «Град Романов» http://www.gradromanov.ru) иконы борису и Глебу- http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=7&ch_l2=2&chap=8

Изображение воспроизводится по изданию : Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века . М.: Искусство,2000

СВЯТЫЕ Борис и Глеб

Борис_и_Глеб#/media/File :Святые_Борис_и_Глеб . jpg

иконы - http://spb-icon.ru/ikoni-svyatich/ikona-svyatich-borisa-i-gleba.html

Иконы Светланы Багатовой

Мультфильм «Братья»

Личные контакты с жителями села

Адрес : Исторический музей , Москва Красная Площадь, 1

Станция метро : Площадь Революции, Охотный Ряд, Театральная. Фотографии с выставки «Защитники земли русской»

http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=513&sid=358

Иконы Святых благоверных князей Бориса и Глеба ,

иконописец Юрий Кузнецов

Святой Глеб

https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_и_Глеб

Какие старинные архитектурные сооружения находятся на территории нашего села ?

А вы знаете как появилась наша церковь?

Ответы детей.

П. А напротив села расположена деревня Понгилово. Стоит она на самой высокой горе Ярославской области. С этим местом связана легенда, рассказанная Балмасовой Фаиной Петровной. Послушайте её:

«Это было очень давно. Храм сначала решили строить в Понгилове. Уже навозили бревна, но стали происходить чудеса. Бревна сами по себе стали скатываться к Борисоглебу . Их возвращали, но они продолжали скатываться.

Стало понятно, что богу угодно, чтобы храм построили в Борисоглебе »

А еще Фаина Петровна рассказала что несколько лет назад в храме мироточила икона изображающая Иисуса Христа и находящаяся справа от Царских врат в пределе Николая Чудотворца. Батюшка показывал, что из глаз Христа текут как бы слезы.

Основная часть.

Так гласит легенда. Я предлагаю вам совершить путешествие в далекое прошлое, когда нашего села еще не было . Вы согласны? Или у вас есть другое предложение?

Ответы детей.

П. А сейчас перед большим путешествием немножко разомнемся.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали

Это берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

П. Представьте, что наш палас – «ковер самолет» , усаживайтесь по удобнее, и мы с вами отправляемся в путешествие во времени.

П. По преданию наше село основали выходцы из Борисоглебской слободы , что была напротив Романова. Отсюда пришло и название села . Находится село на горе, с двух сторон его протекают небольшие речки Каменка и Ломинка. Место открытое и живописное. Главным зрительным центром села и всей округи в радиусе 15-20 км. является каменная церковь, сохранившаяся до наших дней.

Вот об истории церкви я хочу вам рассказать.

Современная церковь иконы Смоленской Божьей Матери была построена на месте двух деревянных церквей : одной разрушенной, а другой обветшавшей от времени. О времени их строительства свидетельств не сохранилось.

В 16 веке крестьяне были в ведении Ярославского Спаского монастыря.

Каменный храм был построен на средства прихожан, причем главным строителем называется помещик сельца Кащеева Платон Захарович Лотов.

Храм строился с1806 года крепостными крестьянами Алексеем и Григорием Михайловыми. Церковь представляет собой образец культовой сельской архитектуры 19 века, с традиционным планом, декором, конструкциями Её строительство совпало с периодом, когда в Романово – Борисоглебском уезде было возведено 80% всех существовавших культовых построек сельской местности. Церковь с кладбищем была обнесена с четырех сторон земляным валом. С юга были устроены каменные святые ворота .

Колокольня сначала была отделена от церкви, а в 1852 году на средства прихожан под руководством церковного старосты связана с церковью.

Односельчане рассказывали,что церковь продолжала работать до 1943года.

Вновь начала действовать в 1998 году.

При рассказе я использовала не знакомые для вас слова : выходцы, слобода, обветшавшая церковь, прихожане, сельцо.

Такие не знакомые слова , может вы мне расскажите что они обозначают?

Ответы детей

П. Может у кого – то есть другая версия? (Педагог корректирует ответы детей) .

Заключительная часть.

А сейчас мы проверим, что вы запомнили.

Для этого нам надо встать в круг, вспомнить считалку, выбрать водящего, который будет кидать вам мяч и задавать вопросы. Вы будете на них отвечать. Если кто – то затрудняется ответить, вы ему поможете.

Проводится игра.

Рефлексия.

П. Ребята! Наш ковер - самолет готов к возвращению в наш век. А вы готовы к возвращению домой или хотите продолжить наше путешествие ? У кого какие предложения?

Ответы детей.

П. Я предлагаю вам сегодня возвратиться в группу и сконструировать из различных конструкторов нашу церковь.

А в следующее путешествие мы отправимся завтра

2. Конструирование церкви.

П. Ребята! Сегодня мы с вами были путешественниками. А сейчас я вам предлагаю поработать архитекторами и строителями по проектированию и строительству нашей церкви . Это важные профессии., одному из вас будет трудно справиться с заданием, я предлагаю вам объединиться в группы и создать свои варианты построек. Вам нравится мое предложение или у вас есть другие мнения?

Ответы детей.

Дети работают в группах.

Рефлексия. Каждая группа показывает свою церковь.

Проводится обсуждение результатов работы и фотографирование на память.

(Фото в приложении : к1, к2,к3, к4, к5, к6 ,к7, к8, к9).

Комплексное занятие.

Тема НОД : «Знакомство со святыми Борисом и Глебом » . Рисование «Моя церковь» .

Цель : Знакомство с первыми русскими святыми Борисом и Глебом .

Задачи :

-Познакомить детей с первыми русскими святыми Борисом и Глебом и их жизнью .

Побудить детей воплотить в рисунках полученные в ходе реализации проекта впечатления .

Развивать познавательный интерес к святыням нашего села .

Воспитывать любовь к родному селу.

Дать детям возможность выразить свои впечатления в изобразительной деятельности, используя ранее полученные знания.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально коммуникативное» , «Художественно – эстетическое» , «Физическое развитие» .

Условия проведения : Занятие проводится в групповой комнате, в первой половине дня.

Оборудование : ноутбук, бумага для рисования, карандаши, фломастеры, конструктор «Церковь» .

Организационный момент

П. Ребята! Собирайтесь поскорее в круг! Произнесем наше традиционное приветствие.

Дети и педагог : «Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

Вчера мы с вами решили продолжить путешествие в прошлое.

Ваше мнение не изменилось?

Ответы детей.

П. Скажите мне, пожалуйста, как называется наше село ?

Ответы детей.

П. А в честь кого оно так названо?

Ответы детей.

П. А кто они такие?

Ответы детей.

П. Я предлагаю послушать рассказ и рассмотреть картинки по теме.

Для этого усаживайтесь поудобнее. Путешествие начинается.

Основная часть.

Рассказ педагога с показом картинок.

Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира Красное Солнышко. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья принадлежали к самому первому поколению русских людей, воспитанных в христианской вере. Когда они достигли совершеннолетия, отец поставил Бориса князем в Ростов , а Глеба – в Муром .

Однажды разведчики донесли Владимиру о том, что на Русь идут степные кочевники печенеги. Великий князь был в ту пору тяжело болен. Понимая, что сам он не сможет встать во главе войска, Владимир вызвал из Ростова Бориса , дал ему в подчинение свою дружину и отправил в поход против печенегов.

Вскоре Владимир скончался. В это время в Киеве находился Святополк , старший брат Бориса и Глеба . Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским.

Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего» . Коварный Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Борис узнал об этом , но не стал скрываться. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями.

Но святой Борис был еще жив . Выйдя из шатра, он попросил у своих палачей позволить ему закончить молитву. Помолившись, он обратился к убийцам : «Подходите, братия, кончите и вы службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам ». Так погиб Ростовский князь Борис .

После этого Святополк убил и Глеба . Обманом, вызвав его из Мурома, Святополк послал ему навстречу убийц. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве Бориса . Но также предпочел войне с братом собственную смерть. Со своими убийцами святой Глеб встретился в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Захватив его ладью, наемники Святополка силой принудили к убийству Глеба его собственного слугу.

Иногда о принципиальном человеке говорят : «он скорее умрет, чем сделает нечто» . Князья Борис и Глеб действительно предпочли умереть от руки своего брата, лишь бы самим не стать братоубийцами. После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши.

П. Вот такими были святые Борис и Глеб , в честь которых и было названо наше село .

Борис и Глеб – русские богатыри . Они были сильны своим духом. А что надо делать, чтобы быть сильными, не только духом, но и телом?

Ответы детей.

Я предлагаю вам заняться физкультурой.

Физкультминутка.

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля :

- «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая :

- «Лучше нет родного края!»

(Г. Граудин)

Заключительная часть.

Беседа по вопросам.

П. Дети, как звали отца у Бориса и Глеба ?

Как называется город, где стал княжить Борис ?

В какой город князь Владимир послал княжить Глеба ?

Куда отправил князя Бориса его отец ?

Как звали брата, который стал править в городе Киеве?

Князья Борис и Глеб были согласны с тем , что Святополк стал княжить вместо их отца – князя Владимира?

Как вы думаете, в чем же состоит подвиг князей Бориса и Глеба ?

Ответы детей.

П. Святые Борис и Глеб отдали жизнь ради того , чтобы не изменить смирению и послушанию, добродетелям, которые являются одними из самых важных для христианского отношения к жизни . Своей мученической смертью они подтвердили новозаветный принцип – нельзя воздавать злом за зло,. Они стали первыми святыми на еще не отошедшей полностью от язычества Руси. Русь встала на путь православия.

Подвиг Бориса и Глеба не остался незамеченным. В честь их стали называть, города, села , реки.

Художники стали создавать их образы на иконах и картинах.

2. Рисование.

П. Вчера мы с вами осваивали профессии архитекторов и строителей, а сегодня я вам предлагаю стать художниками и нарисовать церковь. Вы согласны, или есть другие предложения?

Ответы детей.

П. Чтобы вам было легче справиться с заданием, если кто затрудняется, можете пользоваться конструктором «Церковь» .

Садитесь за столы и принимайте правильное положение тела.

Рефлексия.

Проводится выставка рисунков с анализом и выбором лучших работ.

П. Сегодняшнее путешествие заканчивается. Эти два дня мы с вами путешествовали виртуально. Завтра 15 мая – престольный праздник села Борисоглеб , празднуется 1000-летие подвига святых Бориса и Глеба .

Я предлагаю вам реальное путешествие «Экскурсия в церковь» . Готовы?

Ответы детей.

рисунки церкви (1(2, (3, (4, (5)

С самого утра мы готовились к экскурсии :

1. посмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья» ;

2. рассмотрели иконы (1, (2, (3) , (4, (5(6(7) ;

В 10.00 мы отправились в церковь.

После экскурсии была проведена фотосъемка участников проекта совместно с родителями и священником.

Во второй половине дня дети рисовали виды Борисоглеба . (1, (2) (3, (4, (5) .

В дальнейшем из этих рисунков и фотографий была оформлена выставка «Мое родное село» .

Подведены итоги работы по проекту . Проведено анкетирование детей на тему «О чем еще из истории села вы хотели бы узнать

Получены отзывы родителей о проекте .

В ходе проекта родители в совместной деятельности с ребенком

создали буклет и презентацию под общим названием - «Мое родное село Борисоглеб » .

Визитка проекта

Образовательное учреждение (я) МОУ начальная школа – детский сад №16 «Солнышко»

(ФИО, должность) Ступина Валентина Анатольевна

Тема проекта : Святые Борис и Глеб В нашей жизни .

Творческое название : Живет, живет село родное, оно поет, оно живет…

Типология проекта : Творчески - исследовательский.

учащихся/ воспитанников Разновозрастная группа 4-7 лет. Продолжительность проекта 1 неделя

Образовательная

область / Центры активности Интегративный : познавательное, речевое, художественно- эстетическое социально-коммуникативное, физическое

развитие.

Цель : Знакомство детей и родителей с историей села Борисоглеб .

Задачи (для педагогов) 1. познакомить детей с историей села ;

2. воспитать любовь к малой родине и её святыням ;

3. познакомить с легендой , архивными документами о строительстве церкви и святыми Борисом и Глебом ;

4. вовлечь родителей в поисковую деятельность.

Ожидаемые результаты (для воспитанника) 1 .Большинство детей знают историю и традиции села , могут рассказать о жизни святых Борисе и Глебе .

2. Дети создают рисунки о селе и конструируют церковь.

З. Большинство детей приняли участие в создании выставки рисунков «Мое родное село»

Ожидаемые результаты (для родителей) Большая часть родителей участвует вместе с детьми в поисковой деятельности, в экскурсии на престольный праздник села .

Научно-методические. Научно – методические :

Подборка литературных источников ;

Интернет – ресурсы;

Кадровые 2. Кадровые :

Инициативная группа педагогов, родителей, детей, священник церкви иконы Смоленской Божьей Матери иерей Максим Викленко.

Материально-технические 3. Материально – технические : ноутбук, мяч, конструкторы разных видов бумага для рисования, карандаши, фломастеры.

Наличие мультимедиа и выхода в Интернет;

Различие фото и видеоаппаратуры. ;

Наличие в библиотеке справочной и энциклопедической литературы

Этапы проекта

Название этапа/сроки Обучающийся/воспитанник Педагог родители

Диагностика в начале проекта способом опроса .

Просмотр презентации о святых Борисе и Глебе ,

1. Подбор и анализ архивных документов.

2. Проведение опроса старожилов села .

Беседа «Что мы знаем о своей малой родине»

с легендой о строительстве церкви,

- историей возникновения села .

Рассмотрели иконы Борису и Глебу .

Просмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья»

Выполнили рисунки на тему «Мое любимое село»

Сконструировали церкви разных видов.

1 день проекта .

Тема : История церкви

2 день проекта

Тема : Святые Борис и Глеб .

Участие родителей в экскурсии в церковь.

Большинство родителей вовлечены в совместную с детьми исследовательскую деятельность.

Показатели результативности проекта

Количественные 90% -дети; 50% -родители.

Качественные Начало проекта : дети-0%, родители -;0% По окончании проекта :

Дети 75%, родители-100%.

Последующая работа

1. Дальнейшее изучение православных праздников.

2. Изучение традиций, промыслов жителей села .

3. Узнать о знаменитых людях села .