На развитие индийской цивилизации большое влияние оказал период почти двухвековой британской колонизации. Ко времени появления британцев Индия обладала сильной экономикой. Британия же перестроила эту экономику для обслуживания своих целей, подорвав при этом местную инфраструктуру и мешая развитию самобытной культуры Индии. Индийская государственная администрация -- тоже наследие британского владычества. Со временем она разрослась в огромную бюрократическую систему, создавшую условия для волокиты и коррупции Ковешникова Ю.Н. Англо-французская борьба за Индию // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-12. - С. 46..

Вместе с тем, во многом благодаря британцам получили развитие такие большие порты Индии, как Калькутта, Бомбей (Мумбаи) и Мадрас (Ченнаи). Калькутта была основана еще в 1690 г., что влияет и на ее современную инфраструктуру. Британцы построили сеть железных дорог, каналов, внедрили собственное законодательство и правовые нормы. Система образования была введена с целью «передачи местному населению знаний английской литературы и науки посредством английского языка».

В отличие от португальцев, которые интегрировались в жизнь Гоа, британцы держались изолированно от своих подданных. Это исподволь разрушало местную культуру и язык. Британцы придерживались элитарного стиля жизни, считая собственную культуру и религию столь превосходными, что якобы одно это давало им право на господство.

Английское право было положено в основу кодификаций отдельных отраслей права, которые были осуществлены в ряде колоний. Так, в Индии в XIX в. были приняты уголовный кодекс, а также кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, которые были распространены на Аден и Самали.

Правление британской Ост-Индской компании завершилось в 1857 г. в связи с широкомасштабным восстанием сипаев (индийских солдат, которые служили в британской Бенгальской армии). Через год после подавления бунта британское правительство решило управлять Индией, самой большой своей колонией, напрямую. В 1877 г. королева Виктория была коронована императрицей Индии -- страны, ставшей «алмазом в британской короне» Мавланов И. Модели социально-экономического развития Индии // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5. - С. 40..

Имперское правление было смесью патернализма и расизма, и уже в 1885 г. в Бомбее был основан Индийский национальный конгресс (ИНК), чтобы препятствовать наиболее репрессивным сторонам Британского Раджа (на языке хинди это слово означает «власть»). Именно он в 1905-1908 гг. выдвигает лозунги Сварадж (свое производство, т.е. полная свобода для развития национальной промышленности). Эти требования заставили Англию пойти на ряд политических уступок. В 1909 г. принимается Закон «Об индийских советах», согласно которому увеличивается число членов Законодательных советов Индии и провинций до 60%. Однако этих людей избирали 5-6 тыс. избирателей из 300-миллионного населения колонии.

Реальная оппозиция британцам установилась после того, как адвокату Мохандасу Карамчанду («Махатме») Ганди удалось объединить в партии Национальный конгресс собственников и бизнесменов. Уникальность подхода Ганди состояла в отказе от применения насильственных средств. Он писал: «Я предлагаю моральное и, следовательно, духовное противодействие безнравственности. Я всячески стремлюсь притупить острый клинок сабли тирана, при этом не поднимаю против него еще более острое оружие, а разрушаю его ожидания физического сопротивления с моей стороны» Палишева Н.В. Некоторые аспекты перехода к демократии в Индии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2010. - Т. 9. - № 4. - С. 90..

Результатом кампании ненасильственного сопротивления в отношении британских законов, возглавлявшейся Ганди, стало обретение Британской Индией независимости в 1947 г. Но вопреки его надеждам Индия не осталась единой, а была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. Пакистан стал мусульманским государством, где влиятельную партию Мусульманская лига возглавлял Мохаммед Али-Джинна. Разделение сопровождалось массовым переселением индусов и мусульман и небывалым кровопролитием.

Позиция лидеров освободительной борьбы по отношению к метрополии была не только тактической, но также и критической (социально-политической), ставящей под сомнение многие (хотя далеко не все) достижения западной цивилизации. Эту позицию удачно выразил Дж. Неру в книге «Мое открытие Индии» (1946 г.). Незадолго до обретения Индией независимости он, в частности, писал: «Цивилизация современного Запада... кажется, не добилась значительных успехов, как и не решила важнейших жизненных проблем. Ей свойствен конфликт, и она периодически подвергает себя колоссальному самоуничтожению. По-видимому, в ней отсутствует что-то, что могло бы придать ей стабильность, некие базовые принципы, чтобы придать смысл существованию» Неру Дж. Открытие Индии. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - С. 345..

В итоге бурных событий довольно крупное по территории княжество Джамму и Кашмир к ноябрю 1947 г. фактически распалось. Занимающая в нем центральное место и населенная мусульманами живописная долина Кашмира вместе с прилегающими районами в результате боевых действий досталась Индии. У нее же оказался контроль над индусской на две пятых областью Джамму и восточным тибетско-буддийским Ладакхом.

Большая часть населенной мусульманами области Пунч к западу от Джамму была занята войсками Пакистана. На этой территории была провозглашена символическая власть «правительства Свободного Кашмира» (Азад Кашмир). В состав Пакистана фактически была включена и территория Гилгит, мусульманское население которой подняло мятеж против махараджи-индуса, сформировало собственные полурегулярные Военные действия на территории бывшего княжества велись до декабря 1948 года. Индийское правительство во главе с Дж. Неру согласилось провести референдум в княжестве для решения вопроса о его принадлежности и пошло на интернационализацию конфликта, передав жалобу на действия Пакистана в ООН. Первая индийско-пакистанская война относится к разряду конфликтов низкой интенсивности. В ходе длившихся почти полтора года боев погибло более тысячи военнослужащих. 1 января 1949 г. стороны согласились с резолюцией Совета Безопасности ООН и объявили о прекращении огня, а в июле того года подписали соглашение о перемирии.

Усилия ООН организовать через назначаемых ей посредников референдум успехом не увенчались. Слишком велики были различия в подходах сторон к его организации. Первый раунд борьбы за Кашмир был выигран Индией: она получила районы бывшего княжества, населенные не только индусами, но и мусульманами. Три четверти кашмирского населения попали под юрисдикцию Индии. В составе Индийского Союза, в стратегически важном районе у границ с Пакистаном и Китаем появился индийский штат Джамму и Кашмир, населенный преимущественно мусульманами. В соответствии с введенной в действие в январе 1950 г. конституцией Республики Индия ему был предоставлен особый статус (статья 370 и ряд других положений). Пакистанская сторона считала итоги раздела княжества несправедливыми и сохраняла надежды на реванш, силами и средствами для которого она, однако, не обладала.

Страны-соседи одновременно похожи и различны. Генетически и в языковом отношении Пакистан (тогдашний Западный Пакистан) был продолжением Северной Индии, а Восточный Пакистан (удаленный на 1500 км от западного) представлял собой мусульманскую часть исторического «ядра» Британской Индии - провинции Бенгалии.

Помимо культурно-религиозных факторов, на различия в природе государств влияла разная структура общества. В Индии оно было более городским и относительно слабо иерархичным, а традиционная элита - менее связанной с землевладением (представителям высшей касты брахманов даже предписывалось не владеть землей). Руководящие позиции в Индии заняли представители политического класса, генетически принадлежащие в основном к средним слоям.

Пакистанское общество сложилось как типично «феодальное»: его элиту составили по преимуществу выходцы из традиционной земельной аристократии. Иерархическая социальная структура, у основания которой находились бесправные сельские низы и кочевые племена, способствовала формированию «верхушечного» политического сообщества. Главную роль в нем стала играть гражданская и военная бюрократия.

При всех различиях оба государства были надэтническими (наднациональными). Понимая свою политическую уязвимость и осознавая большую угрозу сепаратизма из-за наличия многообразных этнических и религиозных групп, населяющих обе страны, индийская и пакистанская элиты ориентировались на идеи сильного единого государства, своего рода южноазиатскую державность. Речь шла не только о военной мощи, хотя она и имела всегда большое значение. Руководители обеих стран (особенно Индии) делали акцент на идеях будто бы присущей каждой из них «особой миссии», соображениях престижа, исторической памяти, борьбе за реализацию своего международно-идеологического проекта или лидерство в коллективном проекте.

Итак, история противостояния начинается с появления на карте мира в августе 1947 г. Индии (Индийского Союза) и Пакистана. Добившись от Лондона статуса независимых доминионов в результате хотя и запланированного, но поспешного ухода Великобритании из главной ее заморской колонии, оба молодых государства встали на путь консолидации власти. В результате размежевания Пакистан как государство оказался состоящим из двух крупных территориальных массивов, не соприкасавшихся между собой - Западного Пакистана (современный Пакистан) и Восточного Пакистана (современная Бангладеш).

Раздел Британской Индии в 1947 году породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами и огромные потоки беженцев: до 6,5 миллионов мусульман перешло из Индии в Пакистан и до 4,7 миллионов индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. До 500 тысяч человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций.

И хотя юридически Англия объявила о полном суверенитете этих стран, фактически она ещё долго господствовала на этой территории как третья независимая сторона, помогающая урегулировать военные конфликты, возникающие на религиозной почве. Сработал хорошо известный принцип: «Разделяй и властвуй».

К началу 20-х годов XIX в. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана. Бенгалия была завоёвана в 1757 году, Синд в 1843-м и Пенджаб - в 1849-м. В 1857 году вспыхнуло антианглийское восстание сипаев, настаивавших на передаче власти номинальному правителю Индии Бахадур-шаху II. Восстание было жестоко подавлено, Бахадур-шах II осуждён и отправлен в Рангун в пожизненную ссылку, династия Великих Моголов прекратила своё существование.

После 1857 года бесспорным лидером исламской общины в Индии стал Саид Ахмад-хан (1817–1898), который настаивал на мирных отношениях с Британией и принятии западной системы образования. В 1875 году Ахмад-хан основал мусульманский университет в Алигархе. В 1883 году ему удалось убедить британские колониальные власти организовать раздельные избирательные курии (разряды) для индусов и мусульман.

В 1887 году Саид Ахмад-хан настоял, чтобы приверженцы ислама обособились от партии Индийский национальный конгресс, основанной в 1885 году. Раздел Бенгалии в 1905-м побудил последователей Ахмад-хана требовать отдельной квоты для мусульман при решении в будущем конституционных вопросов. Отказываясь от политической установки своего покойного лидера, его адепты образовали в декабре 1906 года в Дакке всеиндийскую Мусульманскую лигу, которая в дальнейшем начала борьбу за образование Пакистана. Принятый в 1909 году английским парламентом закон «Реформа Морли Минто» предусматривал специальное представительство мусульман и других меньшинств в выборных органах. Позднее данный принцип по настоянию мусульман был учтён в законе «Реформа Монтегю Челмсфорда» (1919) и в Законе об управлении Индией (1935).

В 1920-е годы индусы и мусульмане выступили единым фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который в 1921 году в знак протеста против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату провозгласил кампанию гражданского неповиновения. В 1920–1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны (1876–1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877–1938), которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии.

Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930 года, Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии.

В Лахоре 23 марта 1940 года Мусульманская лига под руководством Джинны объявила своей целью образование государства Пакистан (предложенное название страны было неологизмом). Лахорская резолюция 1940 года декларировала: «Районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как, например, в Северо-Западной и Восточной Индии, следует объединить для конституирования независимых штатов, а составляющие их административно-территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом».

В 1946 году направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить Северо-Западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая - Северо-Восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права.

Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Индийским национальным конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 года на политической карте мира появились два новых независимых государства - Индия и Пакистан.

После получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 годы в стране действовала парламентская система в соответствии с Законом об управлении Индией (1935) и Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в высший законодательный орган власти. В 1958 году был установлен военный режим во главе с генералом Айюб-ханом. В феврале 1960 года состоялись президентские выборы, на которых Айюб-хан одержал победу. Была создана комиссия по разработке конституции страны, которая была принята в 1962 году. Военное положение было отменено только в июне 1962-го. В 1965-м конституционным путём Айюб-хан был переизбран президентом Пакистана. В 1969 году в стране было снова введено военное положение, и к власти пришёл генерал Яхья-хан (ушёл в отставку в 1971-м).

Разделение враждующих общностей государственной границей и аккуратное перемещение «к своим» населения, оказавшегося в чужой для него стране, в принципе нормальное явление. Однако цивилизованный «развод» не получился. Нормализации обстановки на субконтиненте воспрепятствовал также кашмирский конфликт. До 1947 года в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, которым предстояло решить вопрос о вхождении в мусульманский Пакистан либо в индуистскую Индию. В октябре 1947 года махараджа Кашмира, индус по вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Начавшиеся в 1947 году вооружённые столкновения между индийскими и пакистанскими вооружёнными силами происходили до конца 1948-го, пока с помощью ООН не была установлена линия прекращения огня.

Предложения по проведению референдума среди населения Кашмира по вопросу о будущем княжества не были поддержаны Индией.

29 февраля 1956 года Учредительное собрание приняло конституцию, в соответствии с которой 23 марта 1956 года была провозглашена федеративная Исламская Республика Пакистан. В конституции было зафиксировано положение, что президентом страны должен быть мусульманин. Эта статья сохранилась и в конституции 1962 года, действовавшей при Айюб-хане. В этой связи был образован Консультативный совет исламской идеологии, а также открыт Институт по изучению ислама.

Дебаты по поводу избирательных курий имели серьёзное значение ввиду того, что около 20% населения Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) составляли индусы. В 1950–1952 годах были изданы законы о выборах в провинциальные законодательные собрания. Было решено, что при наличии явного мусульманского большинства целесообразно выделить специальные электоральные группы: христиан и «общие» в ряде областей Западного Пакистана; и христиан, буддистов, зарегистрированных каст («неприкасаемых») и «общие» в Восточном Пакистане.

Каждая из этих групп посылала своих представителей в законодательные органы по собственным избирательным спискам. В результате на выборах в Восточном Пакистане в марте 1954 года среди 309 депутатов оказалось 72 немусульманина. При Айюб-хане (1958–1969) проводились косвенные парламентские выборы через органы местного самоуправления (так называемую систему «основ демократии»). На низовом же уровне раздельное голосование отсутствовало, что практически привело к тому, что в указанные органы почти не попадали кандидаты от немусульманских общин.

На год обретения страной независимости Западный Пакистан включал 4 провинции и 10 княжеств. Бенгальцы настаивали на том, что Восточный Пакистан располагает большими правами на автономию, чем территориально-административные единицы Западного Пакистана и, ввиду превосходства в численности населения, должен иметь приоритет в решении государственных вопросов.

Чтобы пойти навстречу подобным требованиям, в Западном Пакистане были объединены в одну провинцию все 14 входивших в него административных образований. Это событие произошло в октябре 1955 года, затем была достигнута договорённость о равном представительстве обеих частей страны в национальном парламенте.

Восточный Пакистан имел веские причины для выражения своего недовольства. Хотя на территории провинции было сосредоточено свыше половины всего населения страны, государственные ассигнования направлялись прежде всего в Западный Пакистан, на который приходилась и основная доля средств, получаемых в порядке помощи из-за границы. Непропорционально мало восточных пакистанцев числилось в государственном аппарате (15% ), а также в вооружённых силах (17% ). Центральное правительство явно покровительствовало промышленникам Западного Пакистана при валютных операциях, в выдаче лицензий на импорт, займов и безвозмездных ссуд, в предоставлении разрешений на строительство предприятий новейших отраслей индустрии. Промышленное развитие после 1953 года совершалось в значительной степени на фоне экономической и военной поддержки со стороны США, которые ориентировались на защиту Западного Пакистана от возможной советской угрозы.

Раздел Британской Индии в августе 1947 года на религиозно-общинной основе на Пакистан и Индийский Союз привёл к возникновению целого ряда политических, этнических, территориальных, экономических, водных и других проблем. Так, бенгальский, пенджабский, синдхский, кашмирский народы и территории их проживания оказались произвольно разорванными между двумя странами. К тому же две части Пакистана были отделены друг от друга более чем 1 500 км индийской территории. Нарушились экономические связи, поскольку большая часть промышленных предприятий оказалась в Индии, а сельскохозяйственные районы отошли к Пакистану. Национальное, религиозное и территориальное размежевание породило многомиллионную миграцию населения. Мусульмане, жившие в Индии, устремились в Пакистан, а индуисты, населявшие Пакистан, хлынули в Индию.

Всё это в комплексе привело к трём пакистано-индийским вооружённым конфликтам: в 1947–1948 годах, в 1965 и 1971 годах, причём дважды боевые действия начинались из-за статуса индийского штата Джамму и Кашмир, северная и западная части которого оказались в составе Пакистана и Китая. Такая ситуация породила добрые пакистано-китайские отношения и конфронтационные - пакистано-индийские. В 1965 году пакистанские войска возобновили военные действия в Кашмире, которые удалось остановить. Индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри и пакистанский президент Айюб-хан встретились в Ташкенте в январе 1966 года и согласились отвести свои войска на линию прекращения огня. Вооружённый конфликт в 1971 году привёл к отделению от Пакистана его восточной части и образованию здесь нового государства Бангладеш.

К концу 1990-х годов все три страны южно-азиатского «треугольника» (Пакистан, Индия, Китай) стали обладателями ядерного оружия, а пакистанская часть Кашмира превратилась в рассадник международного исламского терроризма.

Обстановка в отдельных районах пакистано-индийской границы периодически обостряется. Анализ характера и причин конфронтации между Исламабадом и Дели, начиная с 1947 года и по настоящее время, показывает, что у руля политического и военного руководства двух государств почти всегда находились и находятся доныне люди, которые придерживаются единой цели - использовать сложные взаимоотношения с соседом с наибольшей выгодой и пользой для себя.

Пакистан и Индия постоянно стремились к расширению числа своих сторонников в лице развитых и развивающихся стран, их политической, деловой и военной элиты, международных организаций и союзов. При этом они периодически обвиняли друг друга в нагнетании напряжённости, и потому зачастую очень трудно установить истинных виновников развязывания того или иного конфликта.

Явно обострили обстановку и террористические акции, совершенные против отдельных руководителей Пакистана (гибель президента генерала Зия-уль-Хака в авиакатастрофе) и Индии (убийство премьеров Индиры Ганди и Раджива Ганди).

Практически постоянная конфронтация между Пакистаном и Индией условно разделила мировое сообщество, международных политологов и экспертов, учёных, средства массовой информации как бы на четыре группы. Первая поддерживает Пакистан, вторая Индию, третья выступает за налаживание добрососедских отношений между этими странами в духе Устава Организации Объединённых Наций и в соответствии с принятыми резолюциями ООН. А четвёртая группа считает, что подобная конфронтация используется Исламабадом и Дели специально или намеренно с наибольшей выгодой для себя, что они просто «пугают» друг друга, чтобы обратить на себя внимание других государств и создать впечатление у мировой общественности о возникновении серьёзных угроз, выходящих за пределы региона.

При этом как руководство Пакистана, так и индийские руководители вовсе не намерены начинать полномасштабную войну, в том числе ядерную, друг против друга. Политические и военные лидеры Пакистана и Индии, судя по всему, пока контролируют ход событий и стремятся не допустить развязывания полномасштабной войны. Частичное сокращение или полное прекращение финансовой, военной и технико-экономической помощи на неопределённое время как Пакистану, так и Индии также может послужить в качестве сдерживающего фактора.

Индийский субконтинент пережил возвышение харизматических лидеров и успешное обретение независимости - невзирая на внутрисоциальные конфликты.

Недовольство и национализм

Несмотря на изначальную лояльность Индии по отношению к Великобритании, с началом Первой мировой войны лишения, которые приходилось терпеть Индии как прямое следствие конфликта, влекли за собой постоянный рост недовольства в стране. В 1920-е и 1930-е гг. борьба индийцев за независимость от Англии обострилась, и вновь пробудились националистические чувства. Более того: хотя со стороны англичан был сделан ряд уступок - например, в виде Закона о конституции Индии от 1919 г. («Government o India Act»), который позволял индусам входить в состав провинциальных правительств,- Британия решительно отказалась полностью снимать с себя контроль, что привело к беспорядкам среди индийского населения. Некоторые имели форму мирного протеста, но иногда возникали и жестокие столкновения. С увеличением наплыва националистических идей снова обнаружились острые разногласия между партией индуистов («Индийский национальный конгресс», ИНК) и Всеиндийской мусульманской лигой (All India Muslim League) - разногласия, которые до войны безуспешно использовались англичанами для раздела Бенгалии и которые удалось временно урегулировать в военные годы.

Ганди

Махатма Ганди был индусом, выходцем из среднего класса. Получил юридическое образование в Англии, после чего более 20 лет защищал права индийцев в Южной Африке, где сам подвергался дискриминации и выступал против нее. В 1915 г. вернулся в Индию, по окончании Первой мировой войны реорганизовал Конгресс и взялся поддерживать национальные идеи, устраивая акции ненасильственного сопротивления - забастовки, бойкоты и отказы от уплаты налогов. В ответ британцы арестовали тысячи индийцев, в числе которых были члены ИНК, и сам Ганди на 2 года отправился за решетку. После освобождения Ганди направил свое внимание на самые притесняемые слои индусского населения и pa- I ботал с низшей кастой - неприкасаемыми; Ганди призывал людей возвращаться к простой жизни.

Вверху: Лорд Луис Маунтбеттен граф Бирманский (слева), последний вице-король Индии, осуществивший раздел Индии на Индию и Пакистан, со своей супругой и Мухаммед Али Джинна - лидер Всеиндийской мусульманской лиги, после переговоров в Нью-Дели, Индия 1947 г.

Заинтересованный в политике средний класс поддерживал его, поскольку Махатма сделал из ИНК учреждение для народа, и за ним последовали крестьяне, которые преклонялись перед ним, как перед святым, так как он выступал за социальные реформы. Таким образом Ганди удалось сплотить индийцев-индуистов для стремления к общей цели - независимости. Он также пытался добиться единогласия между индуис-I тами и мусульманами; однако с 1930 г. призыв к образованию собственного мусульманского государства на севере Индии стал звучать все громче.

Путь к независимости

В 1928 г. на всесторонних переговорах Индия и собраниях ИНК выдвинула требование обеспечить ей статус доминиона (статус самостоятельного общества и равноправное членство в Содружестве наций), а в противном случае грозилась вернуться к массовым акциям гражданского неповиновения. После заседания ИНК в декабре 1929 г., на котором незадолго до этого избранный президент Пандит Джавахарлал Неру потребовал полной независимости, подобные акции снова возобновились по всей Индии. 26 января 1930 г. был объявлен Днем обретения полной независимости («пурна сварадж»), а с марта по апрель Ганди возглавил знаменитый «Соляной поход». Вместе с несколькими спутниками он в знак протеста против повышения британцами соляных налогов прошел 400 км пешком от своего ашрама близ Ахмадабада до селения Данди, чтобы собрать на побережье мелкие кристаллики соли - что было запрещено, поскольку тем самым он нарушал британскую монополию на соль. В результате Ганди был арестован вновь. В то же самое время в Лондоне состоялась Первая конференция за круглым столом, целью которой было решить «индийский вопрос». Однако ИНК отказалось участвовать в конференции до тех пор, пока Ганди и другие выразители взглядов индийского народа не будут освобождены из заключения.

В 1931 г., выйдя на свободу, Ганди согласился прекратить акции гражданского неповиновения, а в качестве ответной услуги, согласно пакту Ганди-Ирвинга, на свободу были выпущены все политзаключенные. Ганди отправился на Вторую конференцию за круглым столом как представитель Национального конгресса.

Однако он остался разочарован результатами первого раунда переговоров и в 1932 г. вновь решил открыть движение не сотрудничества. До 1935 г. переговоры между партией Конгресса и британским правительством успели полностью остановиться, а при вице-короле лорде Виллингтоне в тот же год была выпущена новая Конституция для Индии - серьезный шаг к независимости субконтинента.

После выборов было основано одиннадцать самоуправляющихся провинций, в восьми провинциях ИНК завоевало ощутимое большинство голосов, в трех остальных пришлось организовывать коалиции с Мусульманской лигой. Однако Ганди, Неру и многих других их соратников это не удовлетворило: только полная независимость могла выполнить их требования. Тем временем многие мусульмане, во главе которых стоял Мухаммед Али Джинна, опасались, что превосходящие по численности индуисты их в скором времени подавят, так что среди них росло желание получить независимость, не только от Великобритании, но и от Индии, в которой доминировали индуисты.

Вторая мировая война и Индия

В 1939 г., когда началась Вторая мировая война, вице-король лорд Линлитгоу объявил об участии Индии, не посовещавшись с провинциальными правительствами - что заставило министра ИНК уйти в отставку и отказаться от оказания какой бы то ни было поддержки. Однако когда японцы стали приближаться к границам Индии, Великобритания решила предложить Индии полную независимость в обмен на поддержку в войне. В результате в помощь Британии были мобилизованы многочисленные индийские солдаты, которые сражались бок о бок с союзниками.

Во время войны требование Джинна основать отдельное исламское государство Пакистан обрело больший вес, поскольку британцы не только соглашались на послевоенную независимость, но также одобряли пункт, позволяющий провинциям выходить из федерации. Ганди и Неру были настроены против этих планов: в 1942 г. они попытались провести кампанию «Оставьте Индию», чтобы вызвать Великобританию на новые совещания. И снова развернулись массовые протесты гражданского неповиновения, Ганди и Неру вместе с другими депутатами ИНК были арестованы. Британцы были уверены, что в скором времени вторгнутся японцы и помогут партии Конгресса прийти к власти.

Независимость - раздел страны

Однако японцы в Индию так и не пришли; их капитуляция последовала через несколько дней после того, как были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки. На этом Вторая мировая война была закончена. I В 1945 г. британское правительство, возглавляемое Клементом Эттли, приняло решение дать Индии независимость - однако при условии, что Индия сохранит структуру федерации, в то время как ИНК желало видеть объединенную Индию с централизованным правительством. Всеиндийская мусульманская лига усиленно следовала своему плану по созданию автономного Пакистана. После выборов 1945 г. политическая ситуация в Индии зашла в тупик, что привело к широкомасштабным восстаниям и ожесточенным столкновениям между индуистами и мусульманами. Англичане пытались разрешить конфликт военным вмешательством, однако гражданская война была уже неизбежна. 15 августа Индия получила свою независимость. Неру стал премьер-министром, одновременно возникли Западный и Восточный Пакистан (с 1971 г.- Бангладеш). Три провинции противились любой интеграции: Джунагадх, Хайдарабад и Кашмир. Первые две были быстро поглощены Индией, в то время как ситуация в Кашмире выглядела более проблемано. Как мусульманские, так и индуистские влияния раскалывали страну и приводили к конфликтам, которые продолжались до 1949 г. Поскольку миллионы индусов и мусульман бежали через новые границы и поселялись либо в преимущественно индуистской Индии, либо в исламском Пакистане, жестокие конфликты повсеместно то и дело снова вспыхивали по обе стороны; многих из тех, кто оставался на своих изначальных местах, ждала смерть - так было и в Индии, и в Пакистане. Ганди, который вернулся к своей общественной работе в Бенгалии, решил положить конец насилию: он объявил голодовку, поклявшись умереть от голода, если не прекратится преследование мусульман в Индии. Этот протест принес плоды - однако вскоре после этого, в январе 1948 г., он был убит брахманом, который видел в Ганди предателя.

28 октября 1950 г.; премьер-министр Индии Пандит Джавахарлал Неру (слева) у пруда с кувшинками в своем саду в Нью-Дели с дочерью Индирой Ганди (справа) и ее сыном Радживом; оба занимали пост премьер-министра после Неру.
Индия после обретения независимости

После провозглашения независимости история Индии характеризовалась спорадически вспыхивающими восстаниями. Пандит Джавахарлал Неру успешно правил на посту премьер-министра до конца своих дней (1964) и провел свою нацию через время относительного спокойствия и стабильности. Преемницей стала его дочь Индира Ганди. Она тоже была сильной правящей личностью, однако получила обвинение в коррупции и в 1978 г. на короткий срок была заключена под арест. В следующем году снова была избрана на пост-премьер-министра, но в 1984 г. погибла от рук сикхов-фанатиков. ИНК оставался доминирующей политической партией в Индии, за исключением коротких периодов в конце 1970 г., а также в конце 1980 г. и до середины 1990-х гг. В эти годы свои позиции укрепляла партия индусских националистов (Бхаратия джаната парти), являя новую политическую силу, которая стремилась возглавить страну; в 1996 г. она победила в выборах с мощным перевесом.

Индия славится давней историей своей демократии, но эта история всегда характеризовалась напряжениями между различными этническими и политическими силами, особенно между индусами и мусульманами. Свидетельство тому - существующее по сей день недоверие в отношениях между Индией и Пакистаном.

Привело к крупным кровопролитным столкновениям, в которых, по официальным данным, погибло около 1 млн.чел., а также к массовым миграциям населения (около 18 млн чел, из которых почти 4 млн «не были обнаружены» при последующих переписях) .

Термин не относится к следующим событиям:

1. Предыстория

1.1. Конец XIX - начало XX вв.

Основные религии Британской Индии по состоянию на 1909 г.

Процент мусульман по состоянию на 1909 г.

Процент индусов по состоянию на 1909 г.

Процент буддистов, сикхов и джайнов по состоянию на 1909 г.

Основные языки по сост. на 1909 г. (северные регионы)

Плотность населения (1901) .

1.2. 1920-1932

Всемусульманская индийская лига была образована в Дакке в 1906 мусульманами, которые с неодобрением относились к преобладанию индусов в Индийском национальном конгрессе и его светской направленности. Среди первых, кто выдвинул требование отдельного государства для мусульман Британской Индии, был писатель и философ Аллама Икбал, который обратился с таким требованием в своей председательской речи на конгрессе лиги в 1930 г., указав на опасность превращения полуострова Индостан в контролируемое индусами государство . С аналогичным требованием выступила ассамблея Синдха в 1935 г. Икбал, Маулана Мохаммад Али Джоухар и ряд других деятелей приложили немало усилий, чтобы убедить М. А. Джинну, который до того времени агитировал за единство мусульман и индусов, возглавить движение за новую мусульманскую нацию. К 1930 г. Джинна начал приходить к убеждению, что в объединённой Индии судьба меньшинств (в том числе мусульман) будет целиком зависеть от индуистов, преобладающих в Конгрессе. Лига мусульман во главе с Джинной получила плохие результаты на выборах в местные органы власти в 1937 г.

1.3. 1932-1942

В 1940 г. Джинна выступил с заявлением на конференции в Лахоре, в тексте которого имелись весьма завуалированные намёки на создание отдельной «мусульманской нации». Хотя документ ещё не содержал территориальных требований, именно территориальные претензии стали основным предметом споров между мусульманами и индусами в следующие 7 лет. В то время все мусульманские партии не желали раздела Индии.

Организации индусов - такие, как «Хинду Махасабха» и др., хотя также противостояли разделу страны, в то же время настаивали на размежевании (власти, влияния, земель и др.) между индусской и мусульманской общинами. В 1937 г. на 19-й сессии «Хинду Махасабха» в Ахмадабаде Вир Саваркар в своём председательском обращении заявил:

Большинство лидеров Индийского национального конгресса были сторонниками светского государства и решительно противостояли требованиям разделить Индию по религиозному признаку. Махатма Ганди и Аллама Машрики считали, что индусы и мусульманы могут и должны жить в дружбе. Ганди возражал против раздела, заявляя, что:

Многие годы Ганди и его сторонники боролись за то, чтобы удержать мусульман в партии «Индийский национальный конгресс» (массовый исход мусульманских активистов из партии начался в 1930-е гг.), что раздражало как индийских националистов, так и мусульманских активистов (Ганди был убит вскоре после раздела Индии индусом-националистом Н. Годзе, который считал, что Ганди умиротворял мусульман за счёт индусов). Политические и общинные лидеры с обеих сторон подогревали взаимное подозрение, которые выплеснулись наружу во время организованных мусульманской лигой бунтов, в частности, в День прямого действия в августе 1946 г. в Калькутте, когда более 5000 человек были убиты, и многие ранены. По мере того, как рушился порядок по всей северной Индии и Бенгалии, росло давление со стороны тех, кто желал политического раздела территории бывшей колонии как средства избежать дальнейших беспорядков.

1.4. 1942-1946

До 1946 г. определение Пакистана в требованиях Мусульманской лиги было настолько расплывчатым, что его можно было понимать и как отдельное государство, и как члена Индийской конфедерации.

Некоторые историки полагают, что Джинна намеревался использовать угрозу раздела как предмет торговли, чтобы добиться большей независимости от Индии населённых мусульманами провинций на западе Британской Индии.

Другие историки утверждают, что Джинна в реальности видел Пакистан простирающимся даже на территории, где индусы составляли большинство. По крайней мере, Джинна приложил немало усилий к аннексии Кашмира, княжества, населённого преимущественно мусульманами, а также Хайдарабада и Джунагадха, княжеств с преимущественно индусским населением, но мусульманскими правителями.

Британская колониальная администрация не имела прямой власти над всей территорией Британской Индии: провинции управлялись непосредственно британской властью , а «княжества» - на основании многочисленных соглашений о разделе власти между ними и британцами. Британская колониальная администрация состояла из Государственного секретаря по вопросам Индии (Secretary of State for India), Индийской администрации (India Office), генерал-губернатора Индии и Индийской гражданской службы (Indian Civil Service). Зарегистрированными политическими партиями были следующие: Всеиндийская мусульманская лига , Коммунистическая партия Индии, Индусская Махасабха, Индийский национальный конгресс, Хаксар Техрик и Юнионистская мусульманская лига (последняя действовала в основном в Пенджабе).

2. Раздел 1947 г

Две отдельные страны юридически возникли в полночь 15 августа 1947. Церемония передачи власти была проведена днём раньше в Карачи , который в то время стал столицей новообразованного доминиона Пакистан, благодаря чему британский вице-король Луис Маунтбаттен смог присутствовать на церемонии как в Карачи, так и в Дели . Ещё одной причиной было то, чтобы возникновение Пакистана не выглядело как его отделение от суверенной Индии. Поэтому Пакистан празднует день независимости 14 августа, а Индия - 15 августа. Ещё одна причина - чисто техническая - состоит в том, что пакистанское время отстоит от индийского на 30 минут, поэтому в момент подписания акта в Пакистане ещё было 14 августа, а в Индии - уже 15 августа.

2.1. План Маунтбаттена

Фактический раздел между двумя новыми доминионами был проведен в соответствии с «Планом 3 июня», известным также как План Маунтбаттена.

Граница между Индией и Пакистаном была определена на основании отчёта британской правительственной комиссии и первоначально называлась «линия Редклиффа» (по имени лондонского юриста Сирила Редклиффа). Пакистан возник как два не соединённых друг с другом анклава - Восточный Пакистан (ныне Бангладеш) и Западный Пакистан (ныне собственно Пакистан), между которыми лежала Индия. Пакистан был образован из территорий, населённых преимущественно мусульманами, а Индия - преимущественно индусами.

18 июля 1947 британский парламент принял Акт о независимости Индии, завершивший формальное разделение. В Акт об управлении Индией 1935 г. были внесены поправки, чтобы создать законные основы существования двух новых доминионов . После разделения Пакистан стал новым членом ООН. Индийский союз, образованный из штатов с преобладанием индуизма , принял название Индия, что автоматически дало ему право унаследовать в ООН место Британской Индии (член ООН с 1945 г.) и стать её правопреемником.

625 княжествам была дана возможность сделать выбор , к какой из двух стран присоединиться.

2.2. География раздела: линия Редклиффа

Прежде чем Комиссия по границам начала формальные слушания, были назначены правительства для восточной и западной части Пенджаба. Территория британской провинции была временно разделена, основываясь на преобладании индусского или мусульманского населения в округах. Как в Пенджабе, так и в Бенгалии, комиссия по границам состояла из двух мусульманских и двух немусульманских судей под председательством сэра Сирила Рэдклиффа. Цель пенджабской комиссии была сформулирована следующим образом: «Провести демаркацию границ между двумя частями Пенджаба, основываясь на определении районов с преобладанием мусульманского и немусульманского населения. В выполнении этой задачи, принимать во внимание также и другие факторы». Каждая из сторон (мусульмане и конгресс/сикхи) выдвинули свои требования посредством совета, не имевшего права принимать решения. Судьи также не обладали мандатом на компромисс и по всем важным вопросам голосовали два голоса против двух оставляя в руках Сирила Радклиффа ответственность принимать решения.

2.3. Массовые миграции населения

Сразу же после официального раздела начался массовый «обмен населением» между двумя государствами , который продолжался несколько месяцев. После утверждения официальных границ около 14,5 миллиона людей пересекли их, надеясь обрести относительную безопасность среди единоверцев. По данным проведенной в 1951 году Переписи перемещённых лиц, вскоре после раздела 7 226 000 мусульман переехали в Пакистан (включая нынешний Бангладеш) из Индии, в то время как 7 249 000 индусов и сикхов переехали в Индию из Пакистана (включая нынешний Бангладеш). Около 11.2 млн чел. или 78 % общего обмена населения произошло на западе, большей частью в Пенджабе; 5.3 млн мусульман переселилось из Индии в Западный Пенджаб в Пакистане, 3.4 млн индусов и сикхов переселилось из Пакистана в Восточный Пенджаб в Индии.

Новообразованные правительства были совершенно не готовы справляться с миграциями такого масштаба, что привело к массовому насилию по обеим сторонам границы. Количество жертв, по разным оценкам, колеблется в районе 500 тыс. (по минимальным оценкам - 200 тыс., по максимальным - около 1 млн.).

2.4. Пенджаб

Индийский штат Пенджаб был создан в 1947 году, когда при разделе Индии бывшая провинция Британской Индии Пенджаб была поделена между Индией и Пакистаном. Мусульманская западная часть провинции стала пакистанской провинцией Пенджаб, а восточная часть, - населённая в основном индусами и сикхами, - индийским штатом Пенджаб. Много индусов и сикхов проживало на западе, а много мусульман на востоке , что и послужило причиной массового переселения и кровавых столкновений при разделе. Лахор и Амритсар оказались в самом сердце конфликта , англичане не знали, сделать ли их частью Индии или Пакистана. В конце концов они решили, что оба города были частью Пакистана, но из-за отсутствия достаточного контроля на границе, Амритсар стал частью Индии, а Лахор Пакистана.

2.5. Бенгалия

Бывшая провинция Британской Индии Бенгалия была разделена на две части. Западная Бенгалия отошла к Индии, а Восточная Бенгалия к Пакистану . В 1955 году Восточная Бенгалия была переименована в Восточный Пакистан и в 1971 году стала независимым государством Бангладеш.

2.6. Синдх

Предполагалось, что синдхи-индусы после раздела останутся в Синдхе, поскольку там традиционно существовали хорошие отношения между индусами и синдхами-мусульманами. Ко времени раздела в Синдхе проживало около 1,4 млн синдхов-индусов, большинство которых жило в таких городах, как Хайдарабад, Карачи, Шикарпур и Сукхур. Тем не менее, в течение всего лишь года около 1,2 млн из них были вынуждены покинуть родные места и отправиться в Индию, поскольку по мере прибытия в Синдх мусульман-мигрантов из индусских регионов участились нападения на индусские дома. Синдхи-индусы в наибольшей степени потерпели от раздела, поскольку они потеряли не только дома, но и свою родину (в отличие от пенджабцев, которые традиционно проживали как на землях будущего Пакистана, так и на землях будущего индусского государства).

3. Беженцы

3.1. Пенджабские беженцы в Дели

По оценкам, 25 млн человек - индусы, мусульмане и сикхи (по сост. на 1947 г.) - пересекли новые границы, чтобы оказаться на «своих» территориях . Оценки основаны на сравнении данных переписей, проводившихся в 1941 и 1951 гг., с поправками на прирост населения в областях миграций.

Город Дели принял самое большое число беженцев по сравнению с другими городами - население Дели выросло за период 1941-1951 от 1 до почти 2 млн (переписи Индии 1941 и 1951 гг). Беженцев поселяли в различных исторических и военных местах, как Старый Форт Пурана Кила, Красный Форт, в военных казармах в Кингсуэе (в районе нынешнего Делийского университета).

Позднее в лагерях беженцев стало появляться всё больше постоянных домов благодаря крупномасштабной программе строительства, развёрнутой правительством Индии с 1948 года. Были также начаты программы по образованию беженцев, предоставлению им работы, дешёвых займов для начала своего бизнеса и т. д. Тем не менее, беженцы в Дели получили гораздо больше выгоды от указанных программ, чем беженцы в других местах.

3.2. Беженцы, осевшие в Индии

Многие сикхи и индусы-пенджабцы поселились в индусских частях Пенджаба и Дели. Индусы родом из Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) поселились в Восточной Индии и Северовосточной Индии, многие осели в соседних штатах, напрмер, Западный Бенгал, Ассам, и Трипура. Некоторые мигранты были отправлены на Андаманские острова.

Индусы Синдхи остались без родины. Ответственность за их реабилитацию взяло на себя их правительство. Для них были устроены лагеря беженцев. Тем не менее ни один синдх-индус не получил ни малейшей помощи от Правительства Индии, и многие так и не получили какой-либо компенсации от индийского правительства.

Многие беженцы справились с «травмой» нищеты. Потеря родины же оказала более глубокий и длительный эффект на культуру Синдхи, можно сказать, что в Индии она находится в упадке.

В конце 2004 года диаспора Синдхи противостояла в общественном судебном процессе в Верховном суде Индии по обращению к правительству Индии об удалении слова «Синдх» из индийского национального гимна (написанного Рабиндранатом Тагором до раздела) на основании того, что это посягало на суверенность Пакистана.

3.3. Беженцы, осевшие в Пакистане

Беженцы, прибывшие в Пакистан - там их называли мухаджирами - происходили из различных регионов Индии. В частности, туда прибыло значительное число пенджабцев из Восточного Пенджаба, спасающихся от массовых беспорядков. Несмотря на экономические трудности, затруднительные условия проживания, пенджабцы в Пакистане не испытывали проблем с культурной и лингвистической ассимиляцией - напротив, до сих пор пенджабцы составляют в Пакистане влиятельное большинство, хотя их язык получил не государственный, а лишь региональный статус. С другой стороны, с подобными проблемами столкнулись мусульмане, прибывшие в Пакистан из других частей Индии - нынешних Раджастхана, Уттар Прадеш, Мадхья Прадеш, Гуджарата, Бихара, Хайдарабада и др. Потомки этих непенджабских беженцев в Пакистане часто считают себя мухаджирами, в то время как ассимилированные пенджабские беженцы больше не делают этого политического различия. Большое число педжабских беженцев поселились в Синдхе, особенно в городах Карачи и Хайдарабад. Они объединены своим статусом беженцев и родным языком урду, и составляют значительную политическую силу в Синдхе. В 1970-е гг. для поддержки интересов беженцев и их потомков сформировалось Мухаджироское движение . Со временем движение обросло сторонниками из местного населения и было переименовано в Движение Муттахида Кауми; в настоящее время это наиболее влиятельная либеральная партия в Пакистане.

4. Последствия

4.1. Индия и Пакистан

Раздел стал причиной массового насилия, но несмотря на это, Индия и Пакистан прилагали усилия для налаживания отношений. Один из самых больших споров произошёл из-за Кашмира:

Между Индией и Пакистаном продолжается гонка ядерных вооружений.

4.2. Международные отношения

Раздел не смог положить конец вражде между индусами и мусульманами. Более миллиона бенгальских индусов и мусульман стали жертвами пакистанских войск в ходе Войны за независимость Бангладеш 1971 г. Индусы, проживающие в Пакистане, подвергаются преследованиям (см. Индуизм в Пакистане, Снос храма в Лахоре 2006). С другой стороны, мусульмане в Индии неоднократно подвергаются насилию со стороны индусов: характерным случаем являются столкновения 2002 г. в Гуджарате.

4.3. Текущая религиозная демография Индии, Пакистана и Бангладеш

Несмотря на массовые миграции во время раздела и после него, светское и федеральное государство Индия до настоящего времени имеет третье по величине в мире мусульманское население (после Индонезии и Пакистана). В Бангладеш и Пакистане, также образованных в результате раздела, процент меньшинств существенно меньше.

Индия (население 1095 млн по оценкам 2006 г. по сравнению с 361 млн по переписи 1951 г.)

Пакистан (2005, оценка - 162 млн по сравнению с 34 млн по переписи 1951 г.)

  • 98.0 % мусульмане (159 млн.)
  • 1.0 % христиане (1.62 млн.)
  • 1.0 % индусы, сикхи и прочие (1.62 млн.)
Бангладеш (2005, оценка - 144 млн по сравнению с 42 млн по переписи 1951 г.)
  • 86 % мусульмане (124 млн.)
  • 13 % индусы (18 млн.)
  • 1 % христиане, буддисты и анимисты (1.44 млн.)

5. Изображение в искусстве

О разделе Индии было написано огромное количество исторической литературы, а также множество произведений художественной литературы (романы, рассказы , стихи , поэмы, пьесы) в которых нашли отображение боль и ужас произошедших событий.

Прогремевшие в Индии взрывы напоминают о том, что эта страна имеет сразу несколько доморощенных Косово, угрожающих развалить эту страну. В первую очередь, речь идёт о северо-западном штате Джамму и Кашмир. Однако Индия имеет целый ряд и других, более мелких Косово, таких как самопровозглашенное сикхское "государство" Халистан в Пенджабе и проблемные районы на северо-востоке страны.

Серия взрывов, произошедшая в западном штате Индии Раджастан, ставшая причиной ранения и гибели почти 300 человек, вновь заставила вспомнить о том, что она испытывает серьезные межэтнические и межрелигиозные проблемы. И сепаратизм является серьезной головной болью для Индии, где проживает 700 народностей.

Характерно, что сепаратисты Индии праздновали признание независимости Косово так, как будто признали не косовских албанцев, а их самих. Так, лидер террористов и сторонников независимости Кашмира Шабир Шах, высказав восхищение "борцам за независимость Косово" провёл прямые параллели с ситуацией в мятежном индийском штате, заявив о том, что "недалек день, когда Кашмир станет свободным".

Не оставили без внимания Косовский прецедент и сикхские сепаратисты, чья организация "Центр по делам Халистана" находится в США. Её лидер Амарджит Сингх прямо заявил о том, что нежелание Дели признавать Косово вызвано страхом перед возможным повторением этого прецедента в других районах страны.

В первую очередь это спорный с Пакистаном штат Джамму и Кашмир, где проживает мусульманское большинство, стремящееся к независимости. Радикализация настроений стала отмечаться после отказа Индии предоставить штату автономию.

Дело в том, что еще 60 лет назад Джамму и Кашмиру ООН обещала референдум о самоопределении, но в Дели так этого и не сделали, опасаясь "отделения".

Из-за мятежного штата между Индией и Пакистаном дважды вспыхивали войны. Причем позднее, в 1999 и 2002 гг. регион находился всего в одном шаге от ядерного конфликта. До сих пор Пакистан поддерживал террористическую войну в Кашмире, размещая на своей территории базы подготовки боевиков, откуда они проникали в Индию. Формально Исламабад под давлением США прекратил их поддержку. Однако свято место пусто не бывает и на его смену пришла "Аль-Каида".

Стоит заметить, что значительное влияние на ситуацию оказывают Запад и Китай, имеющие свои интересы в регионе. Как и многие другие террористы, сепаратисты Индии пользуется поддержкой "извне". По данным западных правозащитников, число убитых только с 1989 г. индусами насчитывается свыше 80000 человек, а еще несколько тысяч пропали без вести.

Другая проблемная точка в Индии – сикхский Халистан в штате Пенджаб на западе страны. Напомним, что борьба за создание независимого сихского государства с государственной религией, представляющей во многом синтез ислама и индуизма, началась еще в 1944 г. Пиком накала борьбы стал 1984 г., когда индийские войска штурмом взяли главный оплот сикхов – их святыню Золотой храм в Амритсаре и провели серию зачисток на территории штата. В ответ сикхи убили главу страны Индиру Ганди и начали кампанию террора против индуистов. И хотя сегодня сикхи тяготеют к мирным формам борьбы, от идеи независимости они не отказались, тем более, что как и в случае с Кашмиром, помощь сепаратистам оказывает Пакистан.

Другие серьезные очаги сепаратизма находятся на северо-востоке страны в штатах Ассам, Манипур, Мизорам, Нагаленд и Трипура. Рядом граница с Китаем, Бутаном, Бангладеш и Бирмой, откуда им идет помощь.

Подобных проблем в Индии много. Так, в "показательном штате неолиберализма Андхра-Прадеш" за год в среднем погибает 200 экстремистов. Неспокойно в штате Тамил Наду, где проживает немало тамилов, связанных с организацией "Тигры освобождения Тамил Илама", действующей на Шри-Ланке. Под подозрением властей находятся представители народности адиваси штата Джаркханд, в которых видят маоистов и "революционеров". Неспокойно и в штатах Гуджарат и Мумбаи (Бомбей), где проживает немало мусульман.

Во многом проблемы сепаратизма в Индии являются "британским наследием". До прихода англичан в Южной Азии существовало несколько независимых государств, которые они завоевали и объединили под своей властью. Уходя, они разделили бывшую колонию по религиозному признаку, проведя границу таким образом, чтобы перессорить тех же мусульман с индуистами. Кроме того, они обещали другим проблемным регионам через определенное время провести референдумы о независимости. Индусы этого не сделали и началось противостояние. И с обретением независимости эти "бомбы замедленного действия" рванули. И особенно сильно в Джамму и Кашмире.

Показательно, что многие другие "сепаратистские" очаги расположены в сельских районах. Всё дело в том, что разрыв между доходами городских и сельских жителей постоянно растет. Последние считают, что их несправедливо душат налогами для того, чтобы за их счёт кормить город.

Стоит заметить, что тот же Пенджаб, где живут сикхи – один из самых экономически развитых районов Индии, в котором производится 45% аграрной продукции страны. Лидеры сикхов говорят, что “маленькому и благополучному Пенджабу мешает развиваться огромная и нищая Индия, которая тянет все соки из штата”. В Ассаме недовольны тем, что Индия пользуется его нефтью, от которой его жителям почти ничего не перепадает. В Трипуре недовольны "грабежом" со стороны Дели и тем, что индусы допускают сюда иммиграцию беженцев из Бенгалии, "которые отнимают у наших людей работу".

И на экранах телевизоров и в знаменитом Болливуде одна жизнь, а за окнами – другая. И в числе главных причин, подпитывающих сепаратизм, как раз и лежит экономическая диспропорция.

Однако Индии удалось минимизировать последствия сепаратистских выходок. Дели предоставил многим проблемным районам на северо-востоке страны значительную автономию. И во главе мятежных регионов стоят бывшие лидеры повстанцев. Это нанесло сепаратистам более серьёзный удар, чем все силовые операции.

Показательно, что Индия ведет в сепаратистских районах целенаправленную "силовую политику". Она напрочь отказывается от усилий международных посредников, не пускает туда "правозащитников" и иностранных журналистов, справедливо полагая, что под их маской в проблемные регионы попадут представители иностранных, в том числе и американских спецслужб, которые подкармливали кашмирских сепаратистов еще во времена Афганской войны 1979–88 гг.

"Упёртость" индусов вполне понятна. Для них сохранение сепаратистских регионов в составе Индийского государства является той самой "лакмусовой бумажкой" на территориальную целостность всей страны. Ведь если мятежные штаты и в первую очередь Кашмир, отделятся, следующими будут другие провинции, населенные 150 млн мусульман.

По словам самих индусов, они еще не забыли, как происходило кровавое крушение когда-то единой "Британской Индии" по религиозному принципу, когда образовались "многорелигиозное" Индийское государство и мусульманский Пакистан, от которого в скором времени и опять-таки не без крови отделился Бангладеш. А раз так, то они будут игнорировать Косово и всеми силами противиться повторению событий конца 1940-х – начала 1950-х гг., что может развалить страну и погрузить живущие в ней народы в кровавый хаос. А это выгодный для Запада и прежде всего для США сценарий, которые всячески стремятся к тому, чтобы не допустить появления на карте региональных супер-держав, способных бросить им в будущем глобальный вызов.