Тест «Умеем ли мы правильно слушать»

1 - никогда так не поступаю;

2 - редко поступаю;

3 - почти всегда;

4 - всегда.

1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

2. Умею ли я обнаруживать скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?

3. Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

4. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?

5. Записывая сообщение, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?

6. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?

7. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным или когда лично недолюбливаю собеседника?

8. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?

9. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?

10. Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов:

32 и более баллов - вы - идеальный слушатель;

27-31 балл - слушатель выше среднего уровня;

22-26 баллов - нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать;

21 и менее баллов - многие сообщения воспринимаете в искаженном виде, предвзято, не вникая в смысл.

Можно обсудить наиболее типичные результаты для всего класса в целом. Для этого на доске обозначить четыре группы по результатам опроса и записать количество учащихся, попавших в каждую из этих групп.

Тест «Мой оптимизм»

Уверенность в себе— основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать.

Ф. Шиллер

Чувство уверенности в себе и своих силах, жизнерадостность, бодрость, желание и умение видеть жизнь в светлых тонах выгодно отличают оптимиста. Главное - он уверен в том, что способен многое изменить в жизни в лучшую сторону.

Для пессимиста характерно постоянно подавленное настроение, отсутствие уверенности в своих силах и, как следствие, нет никакого желания что-либо изменять ни в своей собственной жизни, ни в жизни окружающих его людей.

Проверим уровень вашего оптимизма. Внимательно читая приведенные ниже утверждения и варианты ответов, в бланке для ответов напротив номера каждого утверждения поставьте букву, совпадающую с вариантом, характерным именно для вас.

Затем мы расшифруем эти буквы, присвоив каждой из них и соответствии с ключом теста определенное количество очков, а по сумме этих очков определим уровень вашего оптимизма.

Утверждения:

1. О чем думаете вы утром, только что проснувшись:

а) о занятиях, которые вы любите больше всего;

б) о предстоящих делах, которые вам не нравятся;

в) о симпатичном и близком для вас человеке;

г) о человеке, который вам неприятен.

2. Во время завтрака вы обычно:

а) не торопитесь, спокойно сервируете стол;

б) ворчите, что не хватает времени, что опять не выспались;

в) любите поговорить с близкими;

г) спешите поесть, гак как постоянно опаздываете.

3. При первой встрече с незнакомым человеком вы:

а) сразу же доверяете ему;

б) ждете, когда он вас о чем-то спросит;

в) с интересом наблюдаете за ним;

г) сами начинаете разговор.

4. Если вы замечаете, что вас кто-то разглядывает (в театре, кино, на улице...):

а) прежде всего вам кажется, что в вас есть что-то смешное;

б) вам это приятно;

в) смотрите на себя в какую-нибудь витрину, зеркало;

г) не обращаете внимания.

5. Если вы ищете адрес в незнакомом районе (городе), то:

а) предпочитаете обратиться сразу в справочное бюро;

б) будете расспрашивать знакомых;

в) попытаетесь найти самостоятельно;

г) все время будете бояться, что не сможете найти сами.

6. Начиная учебный день, вы:

а) надеетесь, что он будет успешным;

б) ждете, чтобы занятия быстрее закончились;

в) радуетесь возможности увидеть своих друзей;

г) надеетесь, что в этот день у вас не будет неприятностей.

7. Если вы проигрываете в какую-либо игру, то:

а) это вас расстраивает и вы думаете: «Для меня это плохой день»;

в) считаете, что игра есть игра - кто-то должен проигрывать, так почему не вы;

г) пытаетесь придумать способ выигрывать.

8. Когда вы ссоритесь с симпатичным для вас человеком, то:

а) боитесь, как бы не поругаться с ним окончательно;

б) относитесь к этому спокойно, и в этом есть свой смысл;

в) считаете, что наверняка вы быстро помиритесь и все будет в порядке;

г) считаете, что слишком «гладкие» отношения скучны.

9. Ожидая результатов медицинского осмотра, вы:

а) боитесь, как бы у вас не нашли чего-то серьезного;

б) знаете, что врач вам все равно не скажет правду;

в) думаете, раз у вас ничего нет, то чего же вам бояться;

г) думаете, что каждому лучше вовремя узнать всю правду.

10. Принимая решение, вы рассчитываете:

а) на везение и удачу;

б) только на себя самого;

в) на то, чтобы «избежать встречи с черной кошкой»;

г) на судьбу.

Бланк для ответов

Фамилия, имя Дата

Номер утверждения

Ответ (буква)

Обработка результатов

С помощью приведенного ключа найдите свой результат. Для этого нужно все обозначенные вами буквы вариантов ответа перевести в соответствии с ключом в цифры и найти их сумму.

Ключ к тесту

Интерпретация результатов и психотехнические упражнения

11-17 очков . Вы почти неизлечимый, болезненный пессимист. Вам надо что-то делать с собой!

Вы все время слышите внутренние голоса, которые убеждают вас в том, что жизнь скучна, люди не стоят того, чтобы на них обращать внимания и т. д. Даже принятие мало-мальски важного решения сопровождается борьбой различных внутренних голосов, которые советуют совсем противоположное. Один говорит, например: «Не ходи сегодня гулять, на улице холодный ветер, можешь простудиться и заболеть». Другой голос уговаривает: «Пойди погуляй, свежий воздух очень полезен для здоровья!»

Этот диалог может продолжаться бесконечно долго, и, как правило, вы поддаетесь уговорам первого голоса и остаетесь дома. Научитесь принимать более оптимистическое решение. Причем это нужно делать как можно быстрее, на первых же минутах этого внутреннего диалога. И если вы приняли решение, значит, нужно действовать в соответствии с ним, например, идти гулять па улицу.

18-24 очка. Хотя время от времени у вас появляются какие-то проблески оптимизма, пессимизм чаще всего берет верх в вашем настроении. Постарайтесь радостнее смотреть на мир, сделайте что-то приятное самому себе.

На большом листе составьте список «Мои достоинства» и поместите его на видном месте. Регулярно (сначала один раз в день, затем реже) дополняйте перечень своих достоинств. Для этого нужно очень тщательно изучать себя, свои особенности, пытливо всматриваться в свои привычки, поступки.

Если сами не можете найти у себя очередное достоинство, обратитесь сначала к самым близким людям, тем, кому вы особенно доверяете и чье мнение для вас значимо. Они вам помогут найти ваши достоинства. Такой же вопрос можно (и наверное, через какое-то время нужно) задать самым разным людям. Все то доброе и хорошее, что они о вас будут говорить, включайте в список «Мои достоинства».

25-30 очков . У вас очень трезвый взгляд на мир, но вы не можете отказаться до конца и от пессимистических настроений.

При возникновении первых признаков пессимистического настроения начинайте хвалить себя за каждую мелочь: «Я хороший, я очень хороший». И так каждый раз, когда в этом будет необходимость.

31-41 очко. У вас четкие, реалистические взгляды на жизнь, обычно в любой ситуации вы сохраняете оптимизм. Вы оптимист от рождения. И вы правы! Но это ваше качество в известной мере мешает вам исправлять свои ошибки. А жаль!

Развивайте в себе привычку анализировать свой оптимизм. Что происходит, что при этом чувствуют окружающие, не мешает ли ваша энергия другим и т. д.? Чаще задавайте себе подобные вопросы. А когда наберется два-три десятка ответов, посмотрите, какие из причин встречаются чаще.

Теперь остается самое главное - исключить причины, по которым ваше настроение и оптимизм мешают окружающим. Постарайтесь не попадать в те ситуации, которые приводят к возможным конфликтам.

42-49 очков . Это уже не оптимизм, а необузданное легкомыслие. Вам нужно подумать над своим отношением к жизни.

Попробуйте войти в образ, например, флегматичного, спокойного человека, который все видел, все знает, и прожить в этом образе несколько часов подряд. Как бы вам трудно ни было, какие бы поводы и причины не возникали, вам нельзя выходить из образа.

Реагируйте на происходящее так, как бы реагировал ваш герой - флегматик. Сначала спокойно обдумайте, что, собственно, произошло, соберите дополнительную информацию для принятия необходимого решения, отложите его еще на некоторое время (вдруг что-то еще произойдет), а только потом действуйте.

Комментарий. Перечень утверждений данного теста открыт для дополнений, особенно непосредственным образом связанных с жизнью самих школьников. Сам процесс обсуждения имеющихся утверждений и возможных ответов является хорошей диагностикой действительного отношения ребят к реалиям современной жизни.

Во время дискуссии следует подчеркнуть, что сегодня действительно трудно оставаться оптимистом, но только такое отношение к жизни поможет преодолеть те трудности, которые испытывает почти каждый человек.

Тест «Мой творческий потенциал»

Стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц.

Г. Селье

Человек по своей природе творец, находящийся в постоянном поиске новых путей преобразования окружающего мира. Но каков творческий потенциал у каждого из нас?

Предлагаемый тест поможет ответить на этот вопрос. На каждый вопрос теста нужно выбрать только один вариант ответа и записать па бланке для ответов соответствующую букву.

Вопросы:

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть значительно улучшен?

а) да; 6) нет; в) только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в изменении окружающего мира?

а) да; б) нет; в) в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей ускорили бы прогресс в той сфере деятельности, которой вы занимаетесь?

б) да, но лишь при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

а) наверняка; б) маловероятно; в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять что-нибудь, думаете ли вы, что осуществите свое начинание?

а) да; б) нет, в) да, иногда.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно пе знаете?

б) неизвестное меня не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?

б) удовлетворюсь тем, чего успел добиться;

в) да, но только если мне это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

а) да, конечно;

б) нет, хочу научиться только самому основному;

в) нет, хочу удовлетворить только свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то ваши действия:

а) какое-то время упорствую, вопреки здравому смыслу;

б) махну рукой на эту затею;

в) продолжаю делать, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. Исходя из чего вы будете выбирать профессию?

а) из своих возможностей, перспектив для себя;

б) из нужности профессии;

в) из преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

в) да, но только там, где местность мне понравилась.

12. Сразу после беседы можете ли вы вспомнить все, о чем говорилось?

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения?

а) да, практически без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) могу повторить, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмышлять;

б) быть в компании,

в) быть одному или в компании - мне безразлично.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие тогда, когда:

а) дело закончено и кажется мне отлично выполненным;

б) я более или менее доволен результатом;

в) дело еще не закончено.

16. Когда вы один, ваши действия:

а) люблю мечтать об абстрактных делах;

б) любой ценой пытаюсь найти себе конкретное занятие;

в) иногда люблю помечтать, но о вещах, которые связаны с моей учебой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, вы думаете о ней: а) независимо от того, где и с кем я нахожусь;

б) только когда я один;

в) только там, где не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, ваши действия:

а) могу отказаться от нее, если выслушаю убедительные аргументы оппонентов;

б) останусь при своем мнении, независимо от аргументов оппонентов;

в) буду сомневаться в аргументах оппонентов.

Бланк для ответов

Фамилия, имя Дата

Номер вопроса

Номер вопроса

Общая сумма баллов: _____________

Обработка результатов

За каждый вариант ответа «а» вы получаете 3 очка; за ответ «б» - 1 очко и за ответ «в» - 2 очка.

Интерпретация результатов

23 очка и меньше. Ваш творческий потенциал, к сожалению, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя?

Вам нужно поверить в свои силы и знания, в свои способности и талант. Поверьте, что на свете нет неталантливых людей У каждого человека есть задатки таланта, его нужно только обнаружить. Для того чтобы это произошло, ищите свой талант, начинайте различные дела, пробуйте себя в разных сферах деятельности. И вы обязательно найдете свой талант, свое место, Себя.

От 24 до 28 очков. У вас неплохой творческий потенциал, но есть и проблемы, которые тормозят продвижение вперед.

Если вы захотите - вы добьетесь успеха, только для этого вам нужно глубже понять себя, разобраться в том, что вас особенно привлекает, найти ту сферу деятельности, в которой вы сможете максимально проявить свой талант. Чаще задавайте себе вопрос: «Мое ли это дело?»

29 очков и более . У вас значительный творческий потенциал. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то добьетесь больших успехов.

Вам повезло, так как вы уже знаете, в чем ваш талант и где вы можете проявить свои способности. Но перед вами трудная задача - сохранить и развить то, что вы имеете. Поэтому постоянно совершенствуйте свою память, приобретайте новые знания, творите и выдумывайте новое.

Анкета для старшеклассников

Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и старшекурсников в коллективе, а также динамику его развития.

Ход проведения

Респондентам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Кого из взрослых следует пригласить в поход?

2. Кто для вас служит нравственным примером:

а) товарищи;

б) родители;

в) учителя;

г) герои книг;

д) выдающиеся спортсмены;

е) участники молодежных ансамблей;

з) допишите _________________.

3. В каких областях жизни студенты вашего учебного заведения обладают реальными правами:

а) в совершенствовании учебного процесса;

б) в организации досуга;

в) в контроле за качеством знаний;

г) в поощрении;

д) в организации воспитательной работы;

ж) допишите _________________.

4. Где вы можете наиболее полно выразить свою личность (где Вам интереснее всего, где вас ценят, понимают):

а) в учебной работе;

б) на занятиях в кружках;

в) в компании друзей;

г) в общественной работе;

д) в производственном обучении;

е) в проведении досуга;

ж) в семье;

5. С кем Вы можете быть откровенными:

а) ни с кем;

б) с ребятами из нашей компании;

в) с директором учебного заведения;

г) с товарищами по группе;

д) с родителями;

е) с руководителем кружка, секции, клуба;

ж) с бабушкой или дедушкой;

з) с классным руководителем;

и) со старым знакомым; к) с любимым человеком; л) с преподавателем;

м) допишите _________________.

6. Как бы вы поступили, если педагог, по вашему мнению, несправедливо обидел вас:

а) промолчу;

б) отвечу дерзостью;

в) обращусь к родителям за поддержкой;

г) обращусь к товарищам за поддержкой;

д) спокойно попытаюсь доказать свою правоту;

е) пожалуюсь администрации;

ж) при случае отомщу;

з) обращусь к руководителю группы;

и) обращусь к педагогу, которому доверяю;

к) попрошу поставить мой вопрос на групповом собрании;

л) допишите _________________.

7. В каких делах педагоги учебного заведения «на равных» участвуют с обучающимися?

8. Допишите фразы:

«Мне хочется идти в техникум, когда...»; «Мне не хочется идти в техникум, когда...»;

«Образцом нравственного отношения к людям в нашем техникуме является...»;

«Отношения преподавателей и студентов в пашем техникуме можно назвать...».

9. Какие системы отношений в школе надо совершенствовать:

а) преподаватель - студент;

б) преподаватели - преподаватели;

в) преподаватели - администрация;

г) преподаватели - родители;

д) родители - студенты;

е) студенты - студенты;

ж) администрация - студенты.

10. К кому вы можете обратиться в трудную минуту за помощью?

11. Какие дела в учебном заведении, по вашему мнению, могут решаться:

а) одними преподавателями;

б) совместно преподавателями и студентами;

в) самостоятельно студентами.

12. В коллективе работников нашего учебного заведения преобладают отношения:

а) враждебные;

б) недружеские;

в) деловые;

г) групповые;

д) ты - мне, я - тебе;

е) сложные;

ж) всякие;

з) дружеские;

и) допишите _________________.

Психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе

    Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка).

    Тест "Способность к обучению в школе" Г.Вицлака (1972) предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет.

    Методика Н.И. Гуткиной "Домик " предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.

    Методики А.Л. Венгера "Дорисуй мышкам хвосты" и "Нарисуй ручки для зонтиков" предназначены для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.

    Методика "Езда по дорожке" предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка.

    Методика "Образец и правило" (разработана А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.

    Методика "Графический диктант" Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

    Методика "Вежливость" предназначена для диагностики произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.

    Методика "Лабиринт" предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях).

    Методика "Объяснение сюжетных картин"

    Методика "Последовательность событий" предназначена для диагностики мышления.

    Методика интерпретации пословиц предложенный Б.В. Зейгарник предназначена для диагностики мышления.

    Методика "Найди звук" служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Методика "Узнавание фигур" предназначена для диагностики особенностей восприятия.

Методика определения кратковременной памяти.

Методика "Оперативная память".

Методика "Образная память".

Методика А.Р.Лурии "Заучивание 10 слов" предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.

Методика "Воспроизведение рассказа" предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов.

Методика "Опосредствованное запоминание" (предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления.

Методика "Пиктограмма" предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

Методика "Корректурная проба" (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания.

Методика "Таблицы Шульте" предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Методика Горбова "Красно-черная таблица" призвана оценить переключение и распределение внимания.

Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.
Методика "Интеллектуальная лабильность" предназначена для диагностики переключения внимания.

Методика "Толкование пословиц" предназначения для исследования уровня мышления.

Методика "Простые аналогии" позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет.

Методика "Сложные аналогии" предназначена для диагностики мышления.

Методика "Сравнение понятий" направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте.

Методика "Выделение существенных признаков" позволяет выявить особенности мышления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене .

Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Векслера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992).

Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития. "Прогрессивные матрицы Равена" - это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.

Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3-6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия - все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К.М.Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7-9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два - пространственное воображение, один - память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

    Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.

    Шкала депрессии (по Т.И.Балашовой, О.П.Елисееву) предназначена для диагностики наличия и степени выраженности депрессии.

    Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний.

    Шкала депрессии Цунга .

    Тест "Определение типового состояния" Э.Э.Эйдемиллера, В.В.Юстицкого предназначен для измерения профессионально-обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревожности.

    Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности).

    Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

    Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А. Курганскому и Т.А. Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.

    Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина . Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека.

    Методика измерения уровня тревожности Тейлора.

    Тест тревожности по В.М.Астапову предназначен для исследования уровня тревожности у дошкольников.

    Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников.

    Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ) предназначена для измерения уровня алекситимии личности.

    Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.Н.Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого.

    Методика диагностики невротизма (опросник Т.Ташева) предназначена для определения наличия и степени невротического расстройства личности и его вида.

    Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения" (по Т.А.Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения.

    Методика выявления степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии (по В.Зунгу-Т.Н.Балашовой).

    Рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.

    Тест "Сказка". Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания.

    САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения.

    Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

    Методика "Кактус" М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.

    Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания ("напряжение", "резистенция" и "истощение").

    Методика "Дифференциальные шкалы эмоций" (по К.Изарду) предназначена для выявления доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Социометрическая игра "Секрет" (Т.А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений.

    Методика "Капитан корабля" предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников.

    Методика "Мозаика" - естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу".

    Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений.

    Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.

    Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе.

    Методика изучения взаимных отношений "ученик-преподаватель" (по Ханину-Стамбулову).

    Методика изучения психологической атмосферы в группе (шкала-опросник Ф.Фидлера). Методика предназначена для исследования особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в трудовом коллективе.

    Методика изучения психологического климата в коллективе А.Н.Лутошкина.

    Тест "Психологический климатический круг" предназначен для диагностики психологического климата, измеряемого посредством деловой и эмоциональной составляющей

    Методика "Стиль управления коллективом" предназначена для диагностики стиля, который реализует руководитель при управлении трудовым коллективом (либеральный, демократический или авторитарный).

    Тест К.Томаса предназначен для определения стратегий поведения испытуемого в конфликтных ситуациях.

    Методика "Конструктивная ссора" С.Кратохвила направлена на определение степени конструктивности хода конфликта и его результатов (применяется в семейной психологии).

    Методика "Изучение сплоченности коллектива" (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления

    Методика "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований

    Тест-опросник удовлетворенности браком В.Столина, Т.Л. Романовой, Т.Бутенко. Назначение методики - определение уровня удовлетворенности - неудовлетворенности супругов браком.

    Методика "Конфликтность в разных сферах жизнедеятельности семьи". В методике использовано преимущественное распространение конфликтов в 8 сферах семейной жизни, а именно: а) проблемы отношений с родственниками и друзьями; б) вопросы, связанные с воспитанием детей; в) проявление супругами стремления к автономии; г) ситуации нарушения ролевых ожиданий; д) ситуации рассогласования норм поведения; е) проявление доминирования супругами; ж) проявление ревности супругами; з) расхождения в отношении к деньгам.

    Методика "Распределение ролей в семье" предназначена для определения сложившейся в молодой семье практики распределения ролей.

    Методика "Диагностика родительского отношения" А.Я.Варга и В.В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал: 1) Принятие - отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз. 4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) "Маленький неудачник". Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.

    Рисуночный тест "Рисунок семьи" (Т. Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла - позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемым.

Личностный опросник Г.Айзенка предназначен для выявления особенностей характера, которые получили название "экстраверсия", "интроверсия" и "нейротизм".

Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI) предназначен для исследования следующих личностных особенностей: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания.

Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда.

Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности, в том числе: 1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Методика "Q-сортировки" предназначен для диагностики испытуемого о себе, а также для определения идеального Я индивида.

Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

Тест Кейрси для диагностики коммуникативных особенностей личности.

Опросник уровня субъективного контроля Роттера предназначен для определения экстернального или интернального типов личности.

Методика "Мотивация к успеху" Т.Элерса .
Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А.Реана). Методика "Цель-средство-результат" предназначен для исследования особенностей структуры деятельности.
Методика определения направленности личности призвана оценить приоритетные сферы для личности посредством направленности на себя, на общение или на дело.
Методика исследования эмпатических особенностей личности В.В.Бойко. Методика определения самооценки дошкольника (В.Г.Щур).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ПСИХОСОМАТИКЕ

    Гиссенский опросник соматических жалоб выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу состояния физического здоровья.

    Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни.

    Опросник Келлермана-Плутчика предназначен для определения защитных механизмов.

    Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных, направлена на изучение следующих параметров: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к семье, отношение к женщинам (мужчинам), отношение к половой жизни, отношение к друзьям, отношение к вышестоящим лицам, отношение к подчиненным, отношение к товарищам по работе, страхи и опасения, сознание вины, отношение к себе, отношение к прошлому, отношение к будущему, отношение к болезни, цели.

    Опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта.

    Тест К.Маховера "Нарисуй человека" предназначен для исследования представлений о прошлом, настоящем, будущем, специфике взаимоотношений человека с окружающими.

    Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний.

    Тест Роршаха направлен на исследование личностных особенностей испытуемого в ходе ассоциативного теста.

    Содни-тест позволяет выявить удовлетворенные и неудовлетворенные потребности испытуемого.

    ТАТ – тематический тест апперцепции предназначен для диагностики стремлений, потребностей обследуемого, воздействий, оказываемых на него, конфликтов, возникающих во взаимоотношениях с окружающими.

    Проективный тест "Образ себя" предназначен для исследования особенностей восприятия испытуемым своих физических параметров и образа себя.

ПРОЧИЕ ТЕСТЫ

    Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холма и Рея

    Методика исследования уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана направлена на изучение уровня удовлетворенности различными факторами социальной среды.

    Опросник психологических затруднений предназначен для экспресс-диагностики уровня переживания собственного неблагополучия в сфере межличностных отношений.

    Методика диагностики согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре в обеих группах А.Н.Волковой . Методика позволяет определить: 1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. 2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний.

    Тест "Уровень удовлетворенности жизнью" Э.Голизека.

    Шкала одиночества Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюсона предназначена для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества.

    Шкала поиска ощущений предназначена для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям.

    Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и позволяет исследовать индивидуальный ранг ценностей. М.Рокич различает два класса ценностей: 1) терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит, того чтобы к ней стремится; 2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

    Методика "Мотивы выбора профессии" предназначена для определения, какие мотивы являются ведущими при выборе профессии: внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые.

    Тест Д.Голланда предназначен для диагностики типа личности в зависимости от способностей, желаний, увлечений, интересов.

    Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова "Я предпочту" направлен на определение типа профессиональной области деятельности оптанта.

    Опросник для исследования познавательной сферы личности в контексте профессиональной ориентации.

    Определение склонностей по методике Л.А. Йовайши.

Определение школьной тревожности. Методики на исследование памяти. Тесты мышления. Вербальные методики. Детские проективные методики. Опросники межличностных отношений ребёнка. Данная анкета предназначена для разного рода случаев психологической практики, в которой требуется определить особенности взаимоотношений детей или подростков в диаде. Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком. Данная анкета предваряет психологическую консультацию родителей. Анкета предназначена для сбора сведений о неуспевающем ребенке со стороны работников образовательного учреждения. Дислалия. Дизартрия. Ринолалия. Методика предназначена для исследования работоспособности у дошкольников. Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления. Другой вариант "Аналогий". В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов. Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов. В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. Методика предназначена для оценки уровня развития вербального интеллекта у детей 6 – 8 лет. В задачу ребенка входит закончить начатое психологом предложение. Все предложения построены таким образом, что их можно закончить лишь определенным словом. С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Методика предназначена для оценки концентрации внимания у детей. Используется в батарее с другими тестами на внимание. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения. Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения. Оценка уровня зрительного восприятия. Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Эта методика предназначена для диагностики уровня разви­тия наглядно-действенного мышления. Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. Методика предназначена для оценки словарного запаса ребенка и беглости мышления. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Оценивается объём зрительной памяти. Уровень развития понятийного мышления. Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. ... Методика предназначена для оценки долговременной памяти ребенка. Проводится индивидуально. Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора. В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра­жен лабиринт, вход в кото­рый указан стрелкой, рас­положенной слева вверху, а выход - стрелкой, распо­лагающейся справа вверху. Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Методика предназначена для оценки уровня развития когнитивного представления у ребенка. Применяется индивидуально. Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка. Оценивается фантазия ребёнка. Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста. Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги. Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Оценивается уровень развития восприятия. Методика предназначена для оценки готовности к обучению. Ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из которых не хватает какой-то существенной детали. Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, - определить, насколько ребенок в со­стоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об­разы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исс­ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Методика предназначена для примерной оценки уровня развития у ребенка технического мышления. Проводится индивидуально, используется в батарее с другими тестами. Общая тревожность в школе. Переживание социального стресса. Фрустрация потребности в достижение успеха. Страх самовыражения. Страх ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Произвольность внимания. Активность мышления. Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Психодиагностика детей и подростков является актуальной задачей школьного психолога и служит предупреждением дезадаптации и неуспеваемости. Желательно проводить регулярный мониторинг состояния учащихся, их мотивации, уровня стресса и других факторов, чтобы вовремя принять меры. Психологические тесты для школьников различаются по своему способу и назначению, в настоящее время существует достаточное количество стандартизированных методик с высокой валидностью и надежностью, также пользуются популярностью и проективные методы.

Психология младшего школьного возраста определяет задачи для диагностики. Это психологическая готовность к учебе, проверить которую позволяют тесты школьной мотивации. Также важна проверка уровня когнитивных функций: внимание, память, мышление. Школа, ее расписание и правила, множество новых контактов неизбежно вызывают у ребенка стресс, поэтому важна проверка свойств эмоционально-волевой сферы: уровня тревожности, стресса, а также адаптации ребенка в коллективе.

Тесты для детей первого класса должны отличаться простотой и небольшой продолжительностью, так как детям этого возраста еще трудно удерживать внимание продолжительное время при отсутствии высокой мотивации, что может повлиять на результаты теста. К третьему-четвертому классу дети способны дольше сохранять концентрацию при работе с тестами-опросниками.

Графические (проективные) методы

Для младших школьников целесообразно использовать рисуночные тесты, особенно актуально это для детей с проблемами в общении. Такова, например, диагностика интеллекта Гудинаф-Харриса. Ребенку предлагается нарисовать человека («мужчину», «дяденьку») так хорошо, насколько он умеет. При оценке обращается внимание на такие вещи как:

  • присутствие существенных деталей: голова должна быть присоединена к туловищу при помощи шеи, есть руки и ноги;
  • присутствие мелких деталей: на лице обозначены глаза, нос и рот, на голове - волосы, на руках пальцы;
  • способ изображения: одной непрерывной линией или раздельно, руки и ноги «растут» из туловища или соединяются более естественным образом, прорисованы одной линией или двумя и прочие;
  • наличие декоративных элементов одежды.

За каждую существенную деталь выставляются баллы согласно ключу, количество баллов указывает на соответствие развития ребенка определенному уровню.

Для оценки психического состояния используют цвето-рисуночный психологический тест. Инструкция состоит из нескольких частей. Вначале детям предлагается нарисованный пустой квадрат, который нужно закрасить разными цветами, отражающими состояние («настроение») ребенка на данный момент. Затем нужно нарисовать свое состояние в виде какого-то образа, с которым оно ассоциируется. В зависимости от использованных цветов и образов можно диагностировать:

  • активность;
  • радость;
  • внимание, сосредоточенность;
  • мечтательность, фантазии;
  • усталость;
  • дружелюбие;
  • открытость;
  • уважение;
  • бодрость;
  • заинтересованность;
  • сочувствие, сострадание.

Оценка внимания

Для оценки устойчивости внимания младших школьников применяется так называемая корректурная проба. Это последовательность букв, где определенные из них нужно зачеркнуть по инструкции. Тест проводится на время, результаты оцениваются по количеству верных ответов за минуту.

Оценка переключаемости внимания производится с помощью таблиц Горбова-Шульте с черными и красными цифрами от 1 до 25 в разнообразном порядке. Испытуемому предлагается найти все черные цифры в порядке возрастания, а красные - в убывающем, при этом черные и красные цифры показываются попеременно. Экспериментатор фиксирует число верных ответов за временную единицу.

Оценка объема кратковременной памяти

В первом варианте метода исследования ребенку предъявляются изображения предметов или геометрических фигур, а также слова, которые он должен запомнить, а затем воспроизвести по памяти, обычно 10-12. Во втором варианте слова произносятся, и запомнить их нужно на слух. Из количества правильно воспроизведенных слов или названий фигур и предметов рассчитывается объем кратковременной памяти.

Оценка мышления

У младших школьников появляются новые особенности мышления - анализ и планирование. Оценка этой функции представляется наиболее сложной, так как во многом успех зависит от мотивации к исследованию. Существуют разные типы мышления, которые сложно охватить одним тестом. При этом исследование мышления на этом этапе очень важно, так как необходимо выявить наиболее одаренных ребят и, наоборот, имеющих отставание в психическом развитии.

Есть различные психологические тесты мышления для школьников младшего возраста. А.З.Зак предложил метод словарных карточек, позволяющих разделить испытуемых на преимущественно использующих теоретический или эмпирический способ мышления. Вначале предлагаются карточки с фразами типа: «Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?» Затем некоторые слова в заданиях заменяются абстрактными буквосочетаниями типа: «Катя иаее, чем Лиза. Лиза иаее, чем Лена. Кто иаее всех?» Чтобы верно выполнить задания, ребенок должен заменить мысленно сочетания букв на существующие слова либо непосредственно оперировать логической конструкцией.

Оценка вербально-логического мышления

Детям предлагаются 15 серий по 4 слова такого типа: «Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед». Предлагается исключить лишнее. Для этого ребенок должен в уме проанализировать, по какому принципу объединены понятия, и какое не соответствует общей теме, причем сделать это достаточно быстро. Выделение нехарактерных признаков может говорить о нарушениях мышления.

Оценка образного мышления

Испытуемому предлагаются карточки с предметами, где необходимо выделить лишний, также определив общий принцип, по которому объединены эти вещи. При этом с каждой серией картинок сложность нарастает. Важно убедиться, что ребенок усвоил инструкцию, если же нет, то сделать одно-два задания вместе с ним.

Существуют тесты самооценки, тревожности (тест Филлипса), школьной мотивации и другие. Целесообразно использовать в работе со школьниками младших классов метод наблюдения, данные, полученные в ходе бесед с педагогом, самим ребенком, родителями.

Тесты для среднего и старшего школьного возраста

Уже в 11 лет ребенок вступает в переходный возраст, и становится актуальным исследование личностных особенностей. В этот период происходит становление характера, оформляются способы поведения и эмоционального реагирования. Очень важными становятся достижения и реакция на них окружающих, принятие ребенка социальной микросредой. Повышается чувство собственного достоинства, и обостряется чувствительность к критике, восприятие себя зачастую может быть неадекватным. В то же время появляется мотивация к самопознанию. Важной становится половая самоидентификация.

Удобно использовать для психодиагностики анкеты и опросники, такие как:

  • САН (самочувствие-активность-настроение);
  • тепинг-тест (исследование свойств НС по психомоторным показателям);
  • тесты структуры темперамента Я. Стреляу, В.М. Русалова;
  • опросник Айзенка (выявление акцентуации личности);
  • ЧХТ (черты характера и темперамента).

В исследовании психических функций детей в старших и средних классах используются перечисленные выше диагностические инструменты, кроме того, к ним добавляются новые:

Для диагностики разных сторон личности применяются методы изучения мотивации к обучению, самооценки, тревожности (например, опросник Спилберга), характера (тест определения акцентуации Леонгарда), шкала депрессии, проективные методы изучения образа своего «Я», такие, как «Несуществующее животное», «Дом-дерево человек» и другие.

С помощью этого теста проводится анализ семейных отношений.

Для прохождения теста ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги с помощью карандашей или фломастеров свою семью. Время проведения теста не ограничено. Полученный рисунок помогает определить психо-эмоциональную обстановку в семье, выявить проблемы, волнующие ребенка. Исследование проводится по следующим критериям:

  • состав семьи на рисунке и в реальности;
  • расположение членов семьи по отношению друг к другу;
  • характерные черты в изображении каждого члена семьи;
  • деятельность людей, изображенных на рисунке.
Рисуночный тест «Дерево» (3 года -15 лет)

Тест позволяет выявить индивидуально-типологические особенности ребенка.

На листе бумаги карандашом или ручкой необходимо нарисовать любое дерево.

Все фигуры, изображенные на рисунке, группируются по 15 категориям. Тщательное изучение нарисованного по критериям позволяет определить склонности ребенка, его эмоциональное состояние и особенности отношений с окружающими людьми. Исследователь обращает внимание на крону дерева, расположение веток, листов и их количество, на форму дерева и другие параметры.

Рисуночный тест «Несуществующее животное» (5-10 лет)

Данный тест позволяет исследовать личность ребенка и состояние его психики.

Ребенку предлагается нарисовать несуществующее в природе животное и дать ему особенное имя, которое будет характеризовать его. Полученный рисунок исследуется на основе ряда признаков, которые позволяют раскрыть эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему миру. Особое внимание исследователи уделяют таким параметрам рисунка, как расположение изображения на листе, черты и характер выдуманного животного, контуры фигуры, общий характер рисунка и название.

Психологический тест «Сказки Дюсса» (2 года -7 лет)

Тест помогает узнать состояние ребенка и его страхи и переживания.

Взрослый рассказывает ребенку сказку, в которой обязательно есть герой, с которым малыш должен идентифицировать себя. После прочтения ребенку задается вопрос по теме сказки. Наблюдение за тоном голоса ребенка, его поведением, скоростью ответа и нетипическими реакциями позволяет узнать больше о ребенке и его состоянии, ведь дети, когда пересказывают или придумывают сказки, как правило, искренне выражают свои чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Тест на определение темперамента. Круг Айзенка (8-18 лет)

Темперамент является динамической характеристикой психической деятельности человека, поэтому так важно знать, какой темперамент у ребенка, чтобы понимать его действия и поступки.

Для того чтобы узнать темперамент ребенка, необходимо задать ему 57 вопросов. По результатам опроса можно будет отнести его к одному из четырех характеров с различной устойчивостью нервной системы: холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик, которые имеют ряд отличительных признаков.

Тест Люшера для детей (3 года -12 лет)

Цветовая методика Люшера позволяет определить уровень комфортности ребенка в различных местах его времяпровождения (дом, сад, школа) и выявить его возможное депрессивное состояние.

Взрослый предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.

Исследование самооценки. Тест «Лесенка» (4 года – 14 лет)

Тест позволяет определить особенности отношения ребенка к самому себе, к своему положению среди окружающих.

На листе бумаги изображается лесенка из семи ступеней, на одну из которых ребенок должен вписать свое имя или нарисовать себя в виде человечка. Четвертая ступенька представляет собой площадку между лестничными пролетами. Условное расположение ребенка на лестнице отражает его самооценку. На верхние ступеньки помещают себя дети с завышенной самооценкой, любящие быть в центре внимания. На 2-3 ступеньку ставят себя дети с адекватной самооценкой, знающие свои положительные и отрицательные черты характера. Расположение ребенка на нижней ступеньке или у лестницы свидетельствует о его недовольстве собой, выражающемся в заниженной самооценке.