Общие сведения Майя жили в Центральной Америке, на территории современных Мексики, Гватемалы и Гондураса. Древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. Цивилизация индейцев Майя является большой загадкой для современных учёных. Открытие европейцами Юкатана и затем Мексики обернулось трагедией для местного населения. Во времена завоевания Юкатана европейцами были уничтожены почти все письменные источники цивилизации Майя. Пришельцы жаждали только материальных ценностей, не обращая внимания на ценности духовные. Было уничтожено множество памятников духовной культуры ацтеков, майя, инков. Цивилизация МАЙЯ начинает свою историю с 3000 г. до нашей эры.


Города В настоящее время найдено около 1000 городищ культуры майя, но не все из них раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 поселков. Все города майя были построены в основном по одному и тому же принципу: храмы и пирамиды располагались вокруг центральной площади - это являлось главной частью города. Храмы тянулись ввысь на десятки метров. Далее от центра следовали дома для жрецов и знати и после этого, на окраине города - дома обычных жителей, построенные из менее прочных материалов. Некоторые из городов имели сложную канализационную систему и системы для отбора и хранения дождевой воды. Дороги имели ширину 10 м, протяженность около 100 км и представляли собой прямую линию. Наиболее известные города майя: Чечен-Ица, Ушман, Коба, Паленке и др.


Письменность и счет Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и счёта. Язык майя является единственным в своем роде, он не имеет никакого сходства ни с каким другим языком в Центральной Америке. Майя вырезали иероглифы на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Письменность майя настолько сложна, что до сих пор вызывает споры у специалистов и не во всем поддается расшифровке. Майя использовали двадцатичную систему вычисления в математике (по количеству пальцев на руках и ногах). Точка обозначала единицу, линия - пять и изображение улитки использовалось для обозначения нуля или номера 20. Цивилизация майя первая использовала нуль в математике.


Наука В основу календаря майя была положена мифическая начальная дата - 13 августа 3113 года до нашей эры. Год майя - "хааб" - состоял из 365 дней (18 двадцатидневных месяцев и пять добавочных дней). Календарь майя, несмотря на свою древность, удивительно точен. Для составления столь точного календаря, по мнению ученых, потребовалось бы наблюдать и записывать движения планет на протяжении приблизительно десяти тысяч лет. Они не знали колеса, но знали строение солнечной системы и проводили хирургические операции. Им было известно более четырехсот лекарственных растений, при сложных операциях применялись наркотические средства. Величайшим изобретением индейцев Майя был календарь.

Гуслева Анна, Шершнева Дарья 9-в класс ГБОУ 180 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Творческая работа в виде презентации была выполнена уч-ся в качестве опережающего задания в разделе "Projects" unit 10 учебного пособия "Rising Star" и позволила остальным уч-ся класса легко справиться с пониманием текста страноведческого характера.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Maya civilization.

The Maya were an Indian people who lived in Yucatan in southern Mexico before 1000 BC. Their civilization encompassed(охватывала) his influence Yucatan peninsula, the territory of the modern states, such as Guatemala, Belize, part of Honduras, El Salvador and some states in Mexico.

While Europe was still in the Dark Ages, the Maya had already developed mathematics, writing and astronomy. The “zero” in math was invented by the Maya. The Mayan calendar was more accurate than the one we use today.

The Maya were very creative in sculpture and painting. Their temples and palaces have been compared with those of ancient Greece. The ceramics which have been found at many sites in Mexico prove how skilful they were.

Sacrifices were part of religious activity in the culture of the Maya, they included slaughtering animals or cupping of the community during the rituals conducted under the direction of the priests.

Sacrifice - a feature of almost all pre-modern societies at a certain stage of their development and in general for similar reasons: to appease the gods and to fulfill the commitments are felt to them.

The Maya’s life.

Seven million descendants of the Mayan civilization still survive today. Today’s art is still produced using ancient techniques and is now becoming famous all over the world.

If you want to know about Maya more, you can see the film “APOCALYPTO” (18 +)

Thank you for your attention. Made by: Gusleva Anna Shershneva Dasha 9 ”V”

Cлайд 1

Cлайд 2

Ма йя - цивилизация в Центральной Америке, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э.- 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. - 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.

Cлайд 3

Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным - территория Месоамериканской цивилизации

Cлайд 4

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Пирамиды Майя Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории, состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней. Начиная с IX века майя преодолели господство тольтеков, но продолжали возводить огромные сооружения, вроде храма-пирамиды Чичен-Ица.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Руины города Майя Тикаль спрятались глубоко в джунглях Гватемалы. Над покровом джунглей возвышаются несколько храмов и дворцов города. Камни города с замысловатой резьбой на них подвержены влиянию погоды. Огромная площадь города покрыта мхом и поглощена джунглями. Единственные жители этого места - дикие животные и птицы.

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Календари майя Фрагмент стелы (Стела 1 в Ла Мохара), показывающая три колонки глифов II века н. э. Левая колонка содержит дату календаря долгого счета 8.5.16.9.9, или 156 год н. э. Две другие колонки содержат глифы эпиольмекской письменности. Дрезденский кодекс.

Cлайд 16

В IX веке произошла какая-то странная, страшная и загадочная катастрофа. После чего всякое строительство прекратилось и люди ушли с обжитых мест, а джунгли поглотили своей растительностью все города майя. К приходу конкистадоров от великих майя остались лишь небольшие разрозненные племена.

Cлайд 17

Что же случилось с империей майя, когда, по мнению некоторых ученых, в течение всего ста лет погибло не менее одного миллиона человек? По одной версии это связано с большой засухой, а также с сильными землетрясениями и даже эпидемиями малярии и лихорадки. По другой версии, которая одно время была достаточно популярной, всё это приписывалось социальным потрясениям- восстанию, массовым беспорядкам, революции. Третья версия учёных связана с периодами изменения солнечной активности, влияние которой на подъём и упадок цивилизаций было открыто американскими учёными в 90-х гг. XX века. Дело в том, что процесс образования пятен на солнца меняется через каждые 3744 года и очередной спад солнечной активности будет 23 декабря 2012 года, дата, которую индейцы считают окончанием современной пятой эпохи жизни вселенной. Исследованиями было установлено, что упадок индейской цивилизации происходил во время пика наименьшей солнечной активности. Это отразилось на гормональную активность женщин и на их плодовитость, в следствии чего численность населения майя стала резко сокращаться, а детская смертность достигла небывалых размеров за всю историю цивилизации.

Cлайд 18

Источники. http://mesoamerica.narod.ru/ http://mesoamerica.narod.ru/mayafall.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%E5%ED%E4%E0%F0%FC_%EC%E0%E9%FF

1 слайд

Военное дело Междоусобицы и войны Майя часто воевали друг с другом. Некоторые историки даже видят в этом главную причину упадка классической культуры майя. Войны в цивилизации древних майя велись по многим причинам, служившим политическим, экономическим или религиозным целям. Частой причиной войны служил контроль над конкурирующими городами-государствами, таким образом, войны велись с целью сместить с чужого трона конкурирующую династию, посадив на него подконтрольного правителя. В политическом смысле главной была репутация, заработанная в войне правителем-победителем. В экономическом смысле победа над противником давала выход к новым торговым путям, а также часть населения побеждённого города-государства порабощалась. Для религиозных целей победоносная война служила захватом новых людей, которые в будущем приносились на религиозных церемониях в жертву. Примечательно отметить, что войны классического периода не ставили своей задачей захват территории противника и присоединение завоёванных земель к городу-победителю. Таким образом, образования мощного единого государства майя в эпоху классического периода не произошло. Вооружение Воины майя использовали в битвах боевые дубины, духовые трубки, ножи, копья, топоры, маканы и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками. Шлемы использовались майя редко, однако майя использовали в бою щиты из древесины и кожи животных. На вооружении майя также были деревянные мечи со вставленными в них кремнёвыми лезвиями и приспособления, напоминающие пращу. Интересные приспособления, как правило, кожаные жгуты, которые зажимались пальцами или надевались на запястье руки. Работали они как вспомогательная катапульта, для более дальних бросков коротких копий (дротиков), с использованием этих приспособлений дальность метания увеличивалась в два раза.

2 слайд

Архитектура Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя - антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности. Храм в Паленеке.

3 слайд

Одежда Основным одеянием мужчин была набедренная повязка (эш); она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати - накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья (куб), которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо (как, например, на Юкатане) представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Судя по сохранившимся изображениям, платье и юбка могли носиться как вместе, так и отдельно; в последнем случае грудь оставалась открытой (вероятно, тот или иной способ ношения определялся социальным статусом женщины или местными обычаями). Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами. Костюм короля Майя Уйпил - традиционная женская одежда индейцев Майя

4 слайд

Искусство Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года - 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира, поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией, либо временем. Каменный рельеф подэнего периода в искусстве майя

5 слайд

6 слайд

Майя Ма йя - цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 г. до н. э. - 250 г. н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250-900 гг. н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.

7 слайд

История Ранний доклассический период (около 2000-900 годов до н. э.) На раннем доклассическом этапе развития майя появляются поселения и развивается земледелие в районах расселения. Первые отнесённые к цивилизации майя построения в Куэйо (Белиз) датированы приблизительно 2000 годом до н. э. Из этого места происходит расселение племён майя на север до Мексиканского залива. В Копане (Гондурас) охотники селятся около 1100 года до н. э. На раннем доклассическом этапе был основан город Ламанай (Белиз). Средний доклассический период (около 899-400 годов до н. э.) В среднем доклассическом периоде развития происходит дальнейшее расселение майя, развивается торговля между городами. Около 700 года до н. э. в Месоамерике появляется письменность.В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской цивилизации. Поздний доклассический период (около 400 года до н. э. - 250 года н. э.) Приблизительно 400 годом датируется изображение самого раннего солнечного календаря майя, высеченного на камне. Майя принимают идею иерархического общества, управляемого королями и лицами королевской крови. Основание города Теотиуакана относится также к позднему доклассическому периоду Ранний классический период (около 250-600 годов н. э.) Самая ранняя, датируемая 292 годом н. э. стела в Тикале изображает фигуру правителя Кинич-Эб-Шока. Около 500 года Тикаль становится «сверхдержавой», жители Теотиуакана поселяются в нём, неся с собою новые обычаи, ритуалы, в том числе сопровождаемые жертвоприношениями. В 562 году разражается война между городами Калакмуль и Тикаль, в результате которой правитель Калакмуль пленяет правителя Тикаля Яш-Эб-Шока II и приносит его в жертву. Поздний классический период (около 600-900 годов н. э.) Цивилизация майя классического периода представляет собой территорию городов-государств, каждый из которых имеет своего правителя. Распространившаяся на весь Юкатан культура майя переживает эпоху своего расцвета, в этот период были основаны города Чичен-Ица (ок. 700 года), Ушмаль и Коба. Города соединяют дорогами, так называемыми сакбе.

Майя

Искусство индейского народа

Преподаватель Истории мировой культуры

Вдовиченко О.В


Зарождение

  • искусство индейского народа, создавшего одну из древнейших цивилизаций Америки, существовавшую на территории Юго-Восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. В истории искусства майя выделяют протоклассический период (1-е тыс. до н. э. – 3 в. н. э.); период расцвета (ок. 300 г. – ок. 900 г.); период существования майя-тольтекского государства (10–12 вв.) и поздний период (13–16 вв.), закончившийся испанским завоеванием.


ИСКУССТВО ДРЕВНИХ МАЙЯ

  • Искусство майя - это придворное искусство, то есть поставленное на службу царской власти и элите. Конечно, именно в монументальном искусстве этот характер сильнее всего проявляется размерами, объемами и использованием долговечных материалов. Думается, цари майя пытались произвести впечатление на свои подданных и на соперничающие царства своими пирамидами и дворцами



  • Совсем так же, как единая система письменности и единый письменный язык позволяли различным группам народа майя, невзирая на их различия, общаться в рамках единой цивилизации, единая система иконографических и стилистических кодов стала цементом, позволявшим поддерживать ее существование на протяжении почти тысячелетия. С технической точка зрения, искусство народа майя практически не менялось: совсем небольшие отклонения могли породить серьезные расхождения, но этого не произошло; скульптуры все время высекали каменными инструментами, не думая о том, чтобы призвать на помощь металл; керамика ограничивалась терракотой, а ее тип, называемый "свинцованной", был первой попыткой освоить глазурование и появился лишь в постклассический период, но не имел последствий.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

  • Города майя не были, как в Европе, заполнены домами, выстроенными рядами вдоль улиц. План городов отчасти определялся требованиями окружающей среды, так как во многих поселениях были низкие участки, затопляемые в сезон дождей и потому непригодные для застройки. Градостроительство включало знание гидрологии: так, дренаж городов использовался для пополнения городских запасов воды в резервуарах или цистернах, обеспечивавших ею жителей; излишек затем сливался в низкие участки (бахос), нередко обрабатываемые. Иногда в поселении можно выделить центр, где сгруппированы важнейшие здания, и периферию. Различные архитектурные ансамбли или группы зданий, представлявшие, без сомнения, место проживания важнейших родов, были соединены между собой насыпными дорогами (сакбеоб).

  • Населенные пункты окружены рвом, который дублируется валом; они призваны одновременно защищать город и отмечать его границы. Здания почти никогда не располагаются на уровне земли, они строятся каждое на собственном цоколе или делят один общий цоколь. Новые строения часто возводятся поверх прежних и включают их в свой состав.

Случается, что последовательные наложения различных групп строений создают, как мы это видим в Копане или Пьедрас-Неграс, искусственный холм значительного объема, так называемый "акрополь". Он, в свою очередь, является цоколем для новых строений, группирующихся вокруг одного или нескольких мест. Ориентация зданий различна в разных поселениях и играет исключительно важную роль в отдельно взятом поселении. Но и там иногда, по неизвестным причинам, она изменялась со сменой эпох.



Изобразительное Искусство Культуры Майя

  • Но не только математическими достижениями примечательна культура майя. Не меньших успехов они достигли и в изобразительном искусстве. Живопись майя достигла расцвета в период с 200 по 900 гг. н. э. и дошла до нашего времени в виде настенных фресок и изображений на керамике.

Простота и изящество изображений человеческого тела роднит рисунки майя с классическими примерами живописи античной Греции, поэтому этот период в истории искусства цивилизации майя называют классическим. Лучше всего сохранилась и стала наиболее известной роспись в Храме Фресок в древнем городе майя Бонампак, расположенном в мексиканском штате Чиапас.

Высокого мастерства достигли майя в изготовлении керамики (при том, что ни один из коренных американских народов не пользовался гончарным кругом!). Из глины индейцы делали посуду, ритуальные храмовые сосуды, музыкальные инструменты и даже детские игрушки.