Кто такие фрики? Словом «фрик» может обозначаться и цирковой уродец, и одержимый чем-либо человек.

Но чаще всего фриками называют целую молодежную субкультуру, разрывающую в клочья общественные нормы и эпатирующую публику направо и налево .

Первые фрики появились на западе, в среде неформалов и людей, активно модифицирующих свое тело пирсингом, татуировками, шрамированием и пластикой.

Сегодня это более емкое понятие. Люди без разбора определяют в эту категорию всех, кто ведет себя странно и выглядит вызывающе, от панков до рокеров.

Встретив такого «красавчика», можно растеряться. Пирсинг и татуировки по всему телу, одежда нестандартных форм и люминесцентных цветов, парик или ирокез, обилие грима и иные эксперименты с внешностью…

Зачастую это шокирует консервативных прохожих. Добавьте к тому экзальтированное поведение, никак не вписывающееся в заведенный обществом распорядок, и вам покажется, что конец света уже наступил.

Зачем фрики меняют свою внешность и наряжаются в анти-модные вещи? Это своего рода протест – против серых будней, консерватизма, догматизма, правил и норм.

Быть не как все. Да и жить не как все. Истинный фрик не играет эту роль, он такой и есть, снаружи и внутри.

Представителей этой субкультуры часто описывают словами: «сумасшедший», «бешеный», «одержимый», «неформальный», «эпатажный».

Они плюют на традиции и общественное мнение , они сами себе модельеры , стилисты и дизайнеры .

Чаще всего фрики пытаются отразить внешним видом собственное творческое начало, самовыразиться, выпустить наружу истинное «Я».

Поэтому в рядах этих «милых ребят» полно поэтов, художников, музыкантов и иных персонажей креативной направленности.

Фриком быть модно?

Бывает и такое, что образ фрика – всего лишь имидж. Многие музыканты выбирают его для себя, чтобы привлекать внимание и эпатировать публику. А затем вживаются в роль – и становятся истинными фриками.

Если вы видели хоть раз Леди Гагу и Мэрилина Мэнсона, вы представляете, о чем речь.

К числу знаменитых фриков также относят: певиц Жанну Агузарову, Бьорк, Келли Осборн, Эми Уайнхаус, художников Андрея Бартенева и Сашу Фролову, актрису Хелену Бонем Картер, журналисток Анну Пьяджи и Тэви Гевинсон, дизайнера Вивьен Вествуд.

Они надевают невообразимые шляпы, раскрашивают лицо в радугу цветов, шьют наряды из «подножного корма» и шокируют прическами.

Так, Леди Гага не гнушается выйти на сцену в платье из сырого мяса, Бонем Картер годами не пользуется расческой, а Агузарова всю жизнь ищет связь с космосом.

Вествуд претендует на звание самой яркой и эпатажной бабушки планеты, Сашу Фролову легко принять за воздушный шар, а Бартенев щеголяет в костюмах, годных лишь для фантастического мультфильма.

Стоит ли бояться фриков?

Несмотря на эпатажные, вызывающие и глупые на вид поступки, эти юноши и девушки обычно безобидны. Более того – они несут в мир свое понятие о свободе от стереотипов, оптимизме, радости и красоте.

Пытаются показать, что не нужно зависеть от шаблонов модной индустрии и подгонять себя под «идеальные стандарты». Каждый прекрасен таким, каким он себя ощущает. Важно быть собой и выплескивать это наружу.

Настоящие фрики, идущие от головы и сердца, моделируют свою реальность и в ней существуют. Им уже трудно нормально функционировать в нынешнем обществе, соблюдать правила.

Они провоцируют , эпатируют , разрывают стереотипы и видят в этом свою миссию .

Их цель – привлечь внимание, вызвать бурю эмоций у окружения. Поэтому скромных фриков-интровертов просто не существует! Все они готовы к пристальным взглядам, купаются в них.

Поэтому фрики – вовсе не отшельники, без социума их не станет: некому будет себя противопоставлять.

В этом кроется странная взаимосвязь: зрители нужны фрикам так же, как и сами они необходимы обществу – в качестве глотка «свежего воздуха» и как доказательство, что мир может быть очень многогранным!

Там находится много всего интересного, помимо этого текста. Здесь я покажу текст со своими личными лирическими отступлениями.

Вместо предисловия.
В 2008 году мы вернулись из короткого питерского отпуска с новорожденной Ладой, и отправились знакомиться с местным педиатром. Саша еще не снял временные экспериментальные дреды, я выглядела как обычно (для меня), но вместе мы производили впечатление, что уже давно не удивляет нас.
Врач, улыбчивая щербатая бодрая старушка, дружелюбно попыталась выяснить, к какому «движению» мы себя относим. Мы сконфуженно помялись, постеснялись, отнекиваясь и шаркая ножками… Тогда она резюмировала:
- Значит вы просто фрики!!!

Я заметила, что люди часто употребляют термин «фрик», не задумываясь над тем, как именно он в действительности характеризует объект. Слово «фрик» так быстро и вовремя выскакивает в сознании, что уже мало кто замечает его активное использование.

В последнее время мои фотографии, транслируемые по интернетам, подписываются этим словом. Так же мне приходится часто слышать «фрик» за своей спиной, когда я прохожу мимо людей охотных для обсуждений. Удивительно, что каждый раз люди вкладывают различную эмоциональную составляющую: кто-то восхищается моей персоной, кто-то презирает, кто-то с завистью, с претензией, а может быть даже с торжеством, - «диагноз» будет одним: фрик.

«Фрик» – этот термин постоянно мелькает в интернете, фрики у всех на устах и живо обсуждаются. Вы встречали их на улице? – если даже и нет, вам все равно надо бы почитать кое-что об этом социальном явлении, в последнее время набирающем обороты.

Понятие «фрик» требует детального рассмотрения, чтобы официально ввести его в обиход и научить людей им пользоваться. Зачастую, этот термин используется бездумно, как любое новое приживающееся слово, возникающее в определенный момент, моделирующее свои значения под предполагаемую территорию с условиями индивидуальных особенностей культуры.
При ближайшем рассмотрении оно способно вызвать агрессию либо разочарование, тем не менее, процесс ассимиляции нового термина уже не контролируется.

Чтобы говорить о том, кто такие фрики, надо проанализировать возможные варианты перевода английского слова freak.
Словари в интернетах предоставляют возможность выбрать что-то одно из большого количества значений. Предлагаю вниманию подборку переводов в порядке убывания популярности, которые в различном количестве появляются при запросе перевода слова freak:

1. урод
2. наркоман
3. каприз
4. чудак
5. уродец
6. извращенец
7. причуда
8. чудачество
9. ненормальный ход
10. гомик
11. голубой
12. педик

Для подробного анализа мы возьмем статью основного яндексовского словаря, и прокомментируем предлагаемые значения:

Существительное:

1) каприз, причуда, чудачество. Синонимы: whim, vagary
Здесь перечислены варианты поведения, отличающегося от нормы.

2)
= freak of nature уродец - с этого слова началось повсеместное употребление термина. Урод – человек с физическими отклонениями, как правило, такие люди пожизненно страдали от насмешек и придирок, их единственным вариантом было собираться в вместе для заработка денег – (например: цирк и балаган) .
- разг. человек с сексуальными отклонениями – сексуальные отклонения могут быть различного характера: гомо- и бисексуальность, фетишизм, эксгибиционизм и т.д., а так же уголовно наказуемые сексуальные отклонения.
- разг. Наркоман – безумец, ставящий все на карту ради зелья
- хиппи. Синоним: hippy
Этим термином в 60-70х годах раньше называли всех странных подростков, которые встречались недалекому или незаинтересованному человеку на пути – доказательства и примеры в литературе и кинематографе. Хиппи называли всех, кто отпускал себе волосы, абстрагируясь от идеологии субкультуры хиппи или какой-либо другой. Термин Хиппи, отпочковавшись от субкультуры, в глазах простых смертных стал нарицательным именем для всех странных и часто неблагополучных подростков. Хиппи – визитная карточка времени, и подобное явление наблюдается в каждом историческом отрывке любой страны. Таким же образом в советском союзе применялся термин «панк» .

3) амер.; разг. поклонник, фанат, поборник, film freaks - заядлые синефилы; ecology freaks - яростные поборники экологии; Синоним: aficionado

4) ненормальный ход (отклонение от нормы в ходе естественного процесса)

5) радио: внезапное прекращение или восстановление радиоприема – техническое описание нехарактерного явления

И для примера прилагательное и глагол:
- прил.; разг.необычный, причудливый; freak accident - странное происшествие, Синонимы: unusual, uncommon
- гл.чудить, дурачиться - freak out

Итак, фрики – те, про кого так много и так вскользь говорят сегодня:

Впервые этот термин применили на западе, группируя неформалов\бодимодификаторов, в попытках классифицировать новую молодежь и объяснить ее поведение. Изначально речь о фриках как о представителях новой субкультуры не велась вовсе, тем более, что субкультуру, как правило, рассматривают в контексте молодежи, хотя модификации от легких до тяжелых до сих пор осуществляют люди разной возрастной категории.

В наше время следует говорить о более широком использовании этого термина.

Фрики - аутсайдеры нашего времени. Этим словом следует называть тех, кто выделяется из данного конкретного общественного сегмента. Другие определения на сегодняшний день уже устарели. Фрик - помимо того, что это самое ёмкое обозначение неформалов, хиппи, «панков», революционеров, провокаторов, отщепенцев, маргиналов и даже девиантов, - это еще и характерное словесное обозначение временного общественного развития.

Фрик сейчас в первую очередь популярное среди обывателей обозначение неясного для общественности поведения. (Например, в середине 90х молодежь делили на панков и наркоманов, используя терминологию в зависимости от собственных настроений и познаний. Другой информации не было) Теперь для обозначения отличного от массы поведения используют новое слово «фрик»: устаревшие «клише» неформал, панк и тем более наркоман почти не используются, и переходят в разряд архаизмов.

Кто же такой фрик? Приступим к классификации и анализу.

Фрик – это человек, который мыслит иначе.
Фрик моделирует свою реальность самостоятельно в данный отрезок времени в конкретном обществе. Инакомыслие свойственно индивиду перманентно, но проявляется периодически. Часто инакомыслие становится способом и методом самореализации, или провокацией, как это понятней прозвучит для обывателей.

Фрики, как общественное явление, существовали повсеместно (не путать с юродивыми и умственно отсталыми) . Каждое общество будет производить тех, кто в меньшинстве станет существовать вне традиций и обычаев. С развитием массового сознания и усложнением общественной жизни, меняется речь и, собственно, терминология для обозначения привычных понятий.

Если противопоставлять общество и фриков, то среднестатистическому человеку проще всего абстрагироваться от тех, кто мало-мальски выделяется из массы, чтобы оградиться от нежелательных размышлений. Но есть тенденция у особо впечатлительных индивидов вступать в нежелательный для спорного объекта контакт: самоутвердиться за счет спорного объекта (унизить объект, чтобы подняться в своих глазах и в глазах окружающих) или уничтожить его по возможности (нанести физический и психологический вред, чтобы убрать объект из своего поля зрения)

Фрик – это тот, кто выделяется, кто мыслит «не так», кто развивается параллельно, кто моделирует свое сознание самостоятельно, тщательно выбирая источники вдохновения и сферы влияния.

Не бывает шаблонных фриков. Изначально фриком был боди-модификатор. Теперь фриком может называться кто угодно, кто не подходит под другие, привычные для нас, характеристики, то есть модифицирует окружающую действительность, как правило (но не обязательно) с использованием внешних модификаций.
Внешние модификации – это в первую очередь изменения своего природного внешнего вида с помощью посторонних предметов и средств.
Есть перманентные или физиологические модификации – те, которые фрик способен демонстрировать себе и окружающим постоянно: татуировки, пирсинг, шрамирование и т.п.
Так же к внешним модификациям следует отнести все остальные внешние атрибуты фрика – прическа, одежда, макияж (или его отсутствие), декор места обитания и работы.
Фрик – многогранный персонаж, его образ быстро меняется под влиянием (или против него) моды, времени или в условиях временного кризиса.
Фрик – не революционер, он редко является новатором. Скорее всего, он грамотно использует и компонует чужие идеи, пользуясь ими каждый день и адаптируя под свою действительность. Хотя, безусловно, надо отметить тех фриков, которые реализуют себя в творчестве и науке, и являются активными деятелями шоу бизнеса, музыкантами, художниками, регулярно провоцируют общественность принципиально новыми идеями и провокационными решениями.

Обывательское определение (то, с чем я сталкиваюсь в интернетах, опрашивая):
Фрик – это некий безумец, который берет на себя смелость самовыражаться, моделируя свой внешний вид до крайностей, слабо понятных ему, окружающим, собратьям, сочувствующим и органам правопорядка, но чувствующий себя как рыба в воде вызывая эмоции и повышенное внимание.

На самом деле:
Фрик – возможно и сумасшедший (не подразумеваем «душевнобольной», хотя во всех правилах есть исключения). Он способен принимать себя таким, какой он есть (что как правило, является существенной проблемой для всех остальных). Фрику трудно адаптироваться в чуждой его интересам среде. Он противопоставляет себя миру: «я – обычный. Все остальные ведут себя странно».
Чувство дисбаланса присутствует в некоторых случаях, но, как правило, в тех ситуациях, когда носитель сталкивается с проявлением беспричинной для носителя агрессии.

Для того, чтобы быть фриком, нужно функционировать в обществе. Большая часть деятельности фрика рассчитана на оценку другими людьми (это касается не только фриков, но и деятельности других людей, но в контексте необходимо отметить данный факт) .

Те, кому требуется удалиться из общества скорее отшельники, чем фрики, потому что в таком случае некому противопоставляться. Отшельник может быть разновидностью фрика, но в таком случае – он и остается самым обычным и самым нормальным в своей среде, попросту потому что больше нет никого вокруг.
Если наше общество станет состоять из фриков, то фриками обернутся те, кто до этого ими не являлся, и все будет функционировать по такой же схеме, только с другими составляющими.

Если в нашем обществе все станут фриками, в какой-то момент общество перестроится на определенный уровень и есть два пути развития:
- Фрики сами по себе склонны экспериментировать и в этом случае общество придет в норму – люди, периодически изменяющие себя и свой мир так и будут пребывать в состоянии движения, поэтому необходимость в контркультуре отпадет,
– только потому, что нет идеальной модели общества – внутри этого общества фриков будут рождаться те, кто будет иметь возможность быть абсолютно нейтральным, серым прозрачным, однотипным, постепенно пропагандировать эту идею в массы.

О клише и общественном настрое:
Фрики - это те люди, которые не могут прикрыть свою сущность офисной одеждой, а если костюмы ничего не прикроют, то ты уже фрик. – классическое описание фрика, которого видно издалека. Но.

Фрики - это так же те люди, которые выглядят так же, как и все остальные, но при этом – никогда не будут заниматься тем, чем привыкли заниматься все остальные.

Фрики есть те, кто виден всем и каждому, внешним видом ли или родом занятий. Внешнее самовыражение не есть критерий фрика, это лишь его часть, но некоторые путают.
Используя только внешние способы изменения себя, те кто хочет быть фриками, по сути ими не являются, используют только внешнюю провокацию.

Провокаторы, защищаясь, часто путают «неспособность понять» с «завистью». Вряд ли обывателю хотелось бы окунуться в подобное буйство красок.
Главное различие между фриком и обывателем – способность принимать решения, а так же – нести за них ответственность.

Схема возникновения агрессии к нестандарту у обывателя:
Многие молодые люди используют внешность для выражения определенной формы протеста. Но, как правило, с течением времени они перестают быть способными нести ответственность за подобные поступки. Жизненные или семейные приоритеты диктуют только тот образ, который приемлем в данной конкретной среде, молодой человек легко отказывается от своего подросткового вызова. Выход из провокации осуществляется легко, потому что изначально под внешним самовыражением не имелось продуманных или осознанных идей. По прошествии лет, молодой человек превращается в обывателя, который так же и оценивает по себе тех, кого в данную секунду мы могли бы назвать фриками. В результате своего прошлого опыта, возможно, печали из-за каких-либо в прошлом нереализованных идей, рождается агрессивная реакция. Обыватель видит во фрике самого себя, того, кто безыдейно и бездумного провоцировал родителей и общественность.

Наличие определенного культурного и жизненного опыта, навязанные социумом стереотипы, возможные воспоминания о собственных неудачных юношеских протестах заставляют человека с обыденным сознанием воспринимать фрика именно как провокацию, причем адресованную не обществу в целом, а персонально себе самому.

Непривычное поведение «фрика» шокирует и вызывает интерес, затем агрессию, а после спада ярких эмоций в адрес источника, наступает раздражение, ничем идеологически не обусловливаемое. Это обычное бытовое недовольство, назойливый запах ароматных палочек, доносящийся из соседней комнаты или чавкающие за обедом члены семьи.

Поступать согласно своим жизненным установкам – необходимость фрика, он не способен менять и прогибаться под существующую систему. При непонимании и несогласии старается найти выход из неблагоприятной среды, чтобы обрести способность быть свободным.
Фрик в отличие от обывателя знает и активно пользуется специфической терминологией, которая присуща беседам обывателей. Фрик знает, что такое свобода, ответственность, самореализация. Это те понятия, применяя которые в течение всей жизни, фрик почти не использует в обиходе, они не нужны ему на транспарантах или в беседе – он просто делает так и все.

Фрик - не обязательно представитель субкультуры. Фрик может родиться в то самой ячейке общества, которая обособилась от всех. В любом обществе будут рождаться те, кто станет способен вызывать удивление у окружающих, в субкультуре тоже.

Внутри субкультуры, как уже было сказано, могут выделяться так же фрики, которые на базе субкультуры будут использовать кардинально новые или старые или непопулярные или нестандартные или заимствованные элементы, для того чтобы полностью завершить свой образ.

Можно много говорить о внешне выделяющихся фриках – как правило к популяризации причастны те, кому важно заявить о себе: «посмотрите, я очень яркий, я не похож на остальных и все что я делаю – гротескно, это замечательно и прекрасно. – я провоцирую и крайне доволен этим».

Фрики используют только качественные материалы. Создавая свой образ согласно внутренним предпочтениям, фрик старается максимально качественно окружить себя товарами и услугами, чтобы внутренний мир полностью гармонировал с окружающим, чтобы окружающая среда и внешний вид соответствовали внутренним процессам.
Те, кто пользуется атрибутикой в качестве оболочки – они потребляют любой продукт, примеряя и применяя его на себе.

Фрики могут делить себя на настоящих или позеров, в этом есть смысл.
Позеры как и в любой субкультуре, примеряю на себя личину, делают вызов, минимально погружаясь и ничего не подразумевая под вычурным внешним видом.
Настоящий фрик – человек, погруженный в другую реальность, ему зачастую все равно, как именно его классифицируют.

Любые модификации с внешним видом могут стать атрибутами фрика. Есть несколько индивидов, которые не останавливаются на достигнутом и максимально модифицируют внешний вид, так же находят себе подобных для того, что бы слиться с толпой.

В большинстве своем человек, активно строящий свою реальность, не склонен причислять себя к той или иной социальной группе. Для него это - единственная реальность из возможных. При этом он не склонен отвергать новое, скорее – ему удобней отторгать старое, не из стремления разрушить, а из привычки менять привычное, чтобы посмотреть, как будет, если сделать по другому и ввести это новшество в систему.

Человек, активно использующий яркую и взвывающую личину гордо называет себя фриком, и этим объясняет свои часто необъяснимые и себе непонятные поступки.

Все чуждое непонятное, необъяснимое непривычное как бы то ни было будет вызвать отторжение. Толерантность - прекрасное понятие, которым каждому надобно уметь пользоваться, так же как и тем, кто требует толерантности к себе, следует понимать, что если кто-то должен идти на уступки, то это обе стороны.

Самое характерное, как правило, то, что человек, который может позволить себе быть свободным и делать выбор, минимально настроен на агрессию по отношению к остальным.

Представьте себе, что вы прямо сейчас очутились на одной из московских улиц. Вы торопитесь куда-то, а может, п росто прогуливаетесь не спеша. Что вы видите? Дома, машины и, конечно же, людей. Их много, иногда даже слишком… Посмотришь на них – и сразу же вспомнишь фильм «Матрица»: из 100 человек, идущих по улице, 95 одеты в чёрные плащи, серые куртки или во что-то другое неброское.

Прямо глаз радуется! Красота!..

Присмотритесь внимательнее и вы убедитесь, что это «серо-чёрное изобилие» буквально «пестрит» на улицах. И вдруг вы замечаете весьма странную парочку – юноша и девушка, которые прямо «переливаются» всеми цветами радуги. У парня ярко-фиолетовые волосы, намеренно торчащие в разные стороны, огромные, необъятных размеров ботинки, содержащие всю цветовую гамму; одет он в какой-то непонятный красно – жёлто- оранжевый костюм, кроме того, в ухе серьга странной формы. Это, пожалуй, основное, что в таком многообразии цветов удаётся рассмотреть и выделить. А девушка даже сумела превзойти своего спутника в яркости и эпатаже: ее «прическа-ёжик» выкрашена в огненно-оранжевый цвет, глаза паранормально зелёные (она носит цветные контактные линзы), яркий, даже слишком, макияж. На ней – невероятного размера электронные часы, синяя юбка с большущим красным бантом на правом бедре и огромных размеров сапоги. В ушах у обоих – плеер.

Умственные и психические особенности данной пары тут же становятся предметом всеобщего обсуждения. И это естественно - ведь серая необъятная масса под названием «толпа» не может и не хочет мириться с теми, кто хоть немного выходит за рамки привычных и общепринятых норм.

Поэтому без внимания эта парочка точно не останется. Кто-то удивлённо посмотрит вслед, а кто-то отреагирует примерно как сейчас какой-то парень, отделившийся от своей «серой» компании и решивший, наверное, «немного прикольнуться»:

– Эй, вы!.. <…>. Вы чё? Вы куда, <…>, так вырядились, а? У нас чё, сегодня парад клоунов?..

Молчание. Парочка спокойно, немного презрительно смотрит на паренька и как ни в чем не бывало спокойно продолжает свой путь.

Почему же не ответили?..

Да потому что реагировать на выпады таких вот «экземпляров» для них – попросту тратить свое время. Эта парочка – редкие оригиналы, которым нет особого дела до мнения окружающих их филистеров, для них главное – их внутренний мир, их внутренняя свобода, их внутренний комфорт.

Такие люди – те, кто хотят выразить себя и не хотят мириться с общепринятыми нормами, - представляют собой уникальное явление современной молодежной культуры. Это фрики – люди, свободные в представлениях о том, что надо и что не надо, как устроено общество, как себя вести и что носить. Поэтому, где бы они вам ни встретились, не заметить их вы не сможете.

Конечно, так спокойно отреагировать на такой вот «наезд», как эта парочка, могут только истинные фрики, которые выглядят таким образом именно «для себя», а не «для показухи». О них и пойдет сейчас речь.

Немного истории…

Сначала давайте разберёмся в этимологии самого названия.

Фрик (freak ) – слово, заимствованное из английского языка в дословном переводе имеет несколько значений: «чудак», «придурок», «причудливый», «бешеный», и т.п.

В любом случае, смысл один – «выделяющийся человек». Но, помимо основного смысла (любое из приведённых выше слов), многие представители этого течения видят в названии ещё одно английское слово: free – «свободный».

Свобода творчества и самовыражения – вот единственные вещи, интересующие фриков. А уж меньше всего они хотят кого-то удивить или шокировать. Окружающие люди вообще мало их занимают - слишком много они встречают непонимания с их стороны.

Фрики начали своё шествие в 80-х годах прошлого века. Бесспорно, оригиналы сопутствовали всей истории человечества. Но именно 20 лет назад сформировался пласт особых людей, не желающих вписываться в рамки любой из молодёжных субкультур. Своей «униформой» они провозгласили оригинальный, а порой и шокирующий образ. Они не имели (не имеют и сейчас) каких-либо определённых правил в создании внешнего образа. Одевайся как хочешь. Главное – выражай себя, будь непохожим на других, «заражай» всех своей позитивной энергией, а самое главное – веселись и радуйся жизни. Таков был «типичный» фрик прошлого столетия.

Какие они бывают

Сейчас уже не 80-е – и фрик-культура не совсем однородна. Выделились фрики, для которых данное понятие («фрик») является образом жизни («истинные фрики»), и те, для кого фрик-культура стала своего рода бизнесом, источником дохода – фрик-танцоры, фрик- музыканты, фрик-артисты…

Первые свободны в полном смысле этого слова: они живут таким образом для себя, выглядят так, потому что им так хочется, главное для них – культ личности, создание своего образа, для которого «все средства хороши». Для вторых же их собственный образ давно стал способом заработка, и причём очень неплохого. Они уже зависимы от вкусов публики (в плане образа) и от денег (я плане творчества и самовыражения). Они чаще всего выступают для «любителей» в клубах, на концертах, ни закрытых вечеринках.

«Фрик» как образ жизни,

или пара слов об истинных фриках

Яся, московский фрик, (юноша из той «странной» пары, которую мы наблюдали в самом начале рассказа) уже 5 лет (!) ведёт «двойную» жизнь. В обычной жизни он Владимир, студент одного из московских вузов. Жека (девушка, которая шла рядом с ним) в обычной жизни Евгения – менеджер в одном из московских офисов. Оба они каждый день, как и все, ходят ни работу/учёбу, занимаются обычными, повседневными делами, носит обычную одежду и только время от времени примеряют свой «яркий образ», в котором их, конечно же, никто не узнаёт, и, как они сами говорят, «надевают своё истинное лицо».

С фрик-культурой Яся познакомился чуть больше пяти лет назад. И ни разу не пожалел. Ещё будучи подростком, он стал чувствовать дискомфорт от того, что ему постоянно навязывали нормы и стереотипы: что носить, как носить, как себя вести… Уже тогда его свободный дух воспротивился всему этому, начались «поиски» и эксперименты с собственным имиджем, иногда даже шокирующие. Например, один раз он выкрасил волосы в ярко-зелёный цвет. О реакции окружающих на такие выходки и говорить не стоит: непонимание одноклассников, неприязнь учителей и знакомых не заставили себя долго ждать… Что ни говори, и в жизни такому «оригиналу» приходится сложновато. Поэтому знакомство с фрик-культурой оказалось для Яси настоящим спасением. Он смог найти себе подобных, но самое главное – смог найти себя.

Самим собой он становится тогда, когда «примеряет» на себя свой образ. В обычной же жизни он старается вести себя «как все» и ничем не выделяться, тем самым тщательно оберегая свою личную жизнь от постороннего вмешательства. Всего несколько часов и он изменяется до неузнаваемости: из обычного человека превращается в «Человека Радугу» (такой он себе придумал образ). Его одежда – смешение самых разных стилей: здесь и тяжёлые рокерские ботинки, и яркий костюм (если честно, немного маскарадный) с обилием рюшей, кружев и т.п., и различные интересные аксессуары (перья, банты). Всё во внешнем облике, как говорит сам Яся, подчинено созданию одного образа. Свой очередной костюм он готов обдумывать месяцами, даже сотрудничает с несколькими фрик-модельерами 1 . При создании любого своего костюма Яся отметает все правила современной моды и стиля: им движет исключительно желание самовыражения, собственная фантазия и креативные ресурсы (и видели бы вы, какие шедевры может создать такая фантазия!). А самый желанный «бутик» для него – любимый ближайший секонд-хэнд, где он часто обнаруживает вещи под стать своей личности: яркие, экстравагантные, «из ряда вон».

А вот его подруга Жека при выдумывании своего очередного костюма перебирает платяной шкаф своей бабушки и находит там много свежих идей.

В общем, каждый фрик выкручивается как может!

Яся – человек довольно образованный, увлекающийся философией, психологией, литературой и эзотерикой. Словом, человек разносторонне развитый. С ним интересно и на удивление легко общаться.

Настоящий праздник самовыражения для него, как и для любого фрика, – это freak party – фрик-вечеринки, которые посещают исключительно фрики, чтобы на других посмотреть (ну, конечно, и себя показать), обменяться впечатлениями, послушать хорошую музыку. Чаще всего проводятся фрик-вечеринки в каком-нибудь экстравагантном месте: это и полуразрушенный дом, и подвал, и заброшенная дача. Там, пусть и ненадолго, Яся может отдохнуть от серых, скучных будней и ощутить праздник в своей душе.

«Фрик» как способ заработка.

Фрик-танцоры

Сеня, фрик-танцор с относительно небольшим стажем (2 года), считает, что фрик-бизнес – дело очень прибыльное. Наверное, потому, что людей всегда привлекает всё яркое, новое, непохожее. Поэтому для любого клуба «заполучить» фрик-танцора считается большим престижем.

Модельеры, занимающиеся разработкой нарядов специально для фриков.

Узнать Сеню несложно. Он, как правило, танцует в ночных клубах или на закрытых вечеринках в ярком костюме, имитирующем образ Вампира. В этом образе он бывает чаще всего, но может примерять и другие, в зависимости от требования заказчика (клуба). Образ, который создаётся не только с помощью костюма, но и с помощью танца, должен соответствовать теме вечеринки. Кстати, на такие вечеринки ходят исключительно любители подобного рода мероприятий, так что ни сам образ, ни экстравагантный танец никого не шокируют, а, скорее, приятно удивляют.

Сеня отличается от обычного фрика (например, от Яси или Жеки).

Для него эпатажный образ не только и не столько само­выражение, сколько способ зарабатывать деньги. И всё же, конечно, определённая доля самовыражения здесь также присутствует: Сеня с детства мечтал танцевать, получил хореографическое образование, а теперь вот совмещает приятное с полезным.

Фрик-танцоры сейчас дей­ствительно ценятся, потому что настоящих профессионалов пока ещё очень немного, да и организация фрик-шоу 1 весьма популярна. Так что работы Сене хватает.

Описать выступление Сени очень сложно, но, поверьте, это зрелище незабываемое. Профес­сионализм танцора в сочетании с ярким костюмом, умело подобранной музыкой и спецэффектами доставят вам море различных эмоций!..

Вместо заключения…

Глядя вслед той экстравагантной парочке фриков (Ясе и Жеке), с которыми мы уже знакомы, вы неволею восхититесь той внутренней силой и стойкостью, которыми они обладают; ведь они, как никто другой, смогли победить свои страхи, комплексы и неуверенность перед восприятием или осуждением окружающих. Это действительно очень отважные люди.

И кто знает, много ли ещё среди нас тех, кто очень хочет выглядеть не так, как все, но боится осуждения общества? И очень страдает от этого, замыкается в себе (не все же обладают сильным характером, не все способны бросить вызов и, пусть ненадолго, выглядеть так, как хочется, а не так, как того требуют другие).

Я думаю, что такие есть и их немало.

1 Шоу-маскарад, где выступают исключительно фрик-танцоры.

Когда же общественное мнение перестанет нас заставлять ходить строем, носить чёрное и не думать лишнее? Любому чем-то выделившемуся из серой толпы индивидууму – незамедлительный приговор: «Выскочка!»

Может, стоит понять, а еще лучше – принять таких людей?..

Сколько же времени понадобится для того, чтобы каждому стать особенным, научиться не бояться мнения филистеров, не страшиться разного рода экспериментов; ведь через них ты ищешь себя – единственного, неповторимого, уникального.

Ответ на все эти вопросы один – кто знает…

С В. Фёдорова. 2006

Необычные люди, выделяющиеся из толпы, существовали всегда, так же, как и интерес общественности к ним. Слово «фрик» довольно плотно вошло в обывательский лексикон, люди активно употребляют его по отношению к ярким персонажам, которые своим внешним видом сильно отличаются от основной массы. Часто этого звания без разбора удостаиваются чудаки, «городские сумасшедшие», представители практических всех «неформальных» субкультур (будь то готы, панки и проч.). Отношение общественности к ним неоднозначно. Одни откровенно осуждают, другие искренне восхищаются их смелостью и силой духа, третьи проявляют явную агрессию. В любом случае никто не остаётся равнодушным. Эти люди всегда привлекают внимание, вызывают эмоции, на них смотрят, о них говорят.

Кто же такие фрики и чего они добиваются своим необычным видом и поведением?

История возникновения понятия «фрик»

Дословно фрик означает «уродец» (от англ. «freak »). Изначально так называли людей с какими-либо физиологическими нарушениями, генетическими заболеваниями. Чтобы считаться фриком, человеку достаточно было иметь какое-то сильное отклонение от нормы во внешности – слишком высокий/низкий рост, большой/маленький вес, буйную растительность на лице и теле и т.п. Такие люди часто выступали в балаганах, так называемых «цирках уродцев», которые были популярны в Америке и Европе, начиная с XIX века. Это и бородатые женщины, и карлики, и чересчур высокие люди (великаны), горбуны, сиамские близнецы, люди, страдающие микроцефалией или не имеющие конечностей, гермафродиты и проч. Серьёзные генетические заболевания делали внешний вид этих людей экзотическим, что всегда привлекало внимание зрителей. «Шоу уродцев» приносили неплохой доход владельцам цирков и просуществовали довольно долго (до середины XX века).

Позже фриками стали называть людей, не имеющих каких-то физиологических особенностей, но шокирующих общество необычным внешним видом или странным поведением. Можно сказать, что одними из первых знаменитых фриков в этом значении слова были: Сальвадор Дали, любивший гулять с муравьедом на поводке и появляться обнажённым в общественных местах; Николай Врубель, красивший волосы в зелёный цвет.

Фрик-культура (фрик-сцена) как субкультура появилась в 60-70-х годах XX века в среде хиппи, панков, рокеров, любителей психоделической музыки и лёгких наркотиков. Цель – противопоставить себя «серой массе», бросить вызов обществу, политическому строю. Члены этого движения называли себя фриками, чтобы подчеркнуть, что они другие. Они были чудаковаты, устраивали лёгкие шалости, хулиганили, носили экстравагантную одежду, делали необычные причёски. Как отдельная субкультура, имеющая чёткую идеологию, просуществовала недолго. Но именно с этого времени слово «фрик» приобретает значение, которое дошло до наших дней.

В современном понимании фрик – это человек, сильно выделяющийся из общества, он шокирует окружающих своим внешним видом (странная, вызывающая одежда, татуировки по всему телу, шрамирование, пирсинг в огромном количестве, всякого рода импланты, рога, нарощенные клыки и проч.). Современные фрики в основном – «freak made », дословно – «сделанные». То есть, если раньше они имели врождённые или приобретённые после какого-то заболевания особенности внешности, то теперь эти люди сами модифицируют свой облик. Помимо экстравагантного, а порой и устрашающего внешнего вида фрики имеют своеобразное мировоззрение и свои собственные, нестандартные взгляды на окружающую действительность, пренебрегают общепринятыми социальными стереотипами. Словом, они моделируют не только свой образ, но и собственный мир, выстраивают свою реальность. Их возраст разнообразен, но начинается всё, как правило, с подросткового возраста. Фрики в большинстве своём миролюбивы, они позитивно настроены к людям, в них нет агрессии. Этим людям необходимо внимание, они яркие экстраверты, в желании привлечь к своей персоне как можно больше взглядов они совершают самые невообразимые чудачества. Чаще фрики не пугают людей, а забавляют, а порой и вызывают сочувствие.

Какие бывают фрики

Всех современных фриков можно условно разделить на группы:

  • «настоящие», убеждённые фрики (люди, имеющие соответствующее мировоззрение, мышление. Для них «фричество» – это образ жизни);
  • поддавшиеся моде, ставшие фриками «за компанию» (такие обычно поверхностно относятся к фрик-культуре, чаще соблюдают только внешний антураж, не углубляясь в суть);
  • использующие свою необычность как способ заработка, их чудачества – это сценический образ, источник дохода (музыканты-фрики, блогеры-фрики и т.п.);
  • люди с психическими отклонениями.

Фрики как субкультура

В наше время назвать фриков субкультурой в полном смысле этого слова нельзя, так как субкультура подразумевает под собой наличие определенных правил, условий, идеологии, особенностей поведения. Сами фрики никак себя не называют, не являются представителями какого-либо движения, они не объединяются на почве каких-то музыкальных увлечений, политических или религиозных убеждений (в отличие от растаманов, рокеров, готов, кришнаитов, скинхэдов и прочих субкультур, представители которых тоже выглядят довольно экстравагантно). Настоящий фрик свободен, он не вписывается ни в какие строгие рамки, он никому ничего не должен. Основная его задача – эпатировать публику, привлекать как можно больше внимания, бросать обществу вызов, пренебрегая всеми социальными устоями и правилами. А уж как он это будет делать – тут полная свобода самовыражения. Но в любом случае фрик-культура объединяет людей, решивших выделиться из толпы. Фрики устраивают свои вечеринки, фрик-парады, шоу. Так как больше всего фриков в подростковой среде, они предпочитают держаться вместе. Так им проще противостоять общественному мнению, которое, безусловно, оказывает на них определённое давление. И, кроме того, фрикам необходимо общение, а люди традиционных взглядов не всегда оказываются готовы подружиться с ними.

Почему подростки становятся фриками

Объединение подростков в ту или иную группу по интересам необходимо для социализации молодого поколения. Это можно назвать репетицией вступления во взрослую жизнь. Именно в подростковый период – переходный этап взросления, — человек начинает процесс самоидентификации.

Подростки часто не хотят быть похожими на людей старшего поколения. Они выходят во взрослый мир, но совсем не знают, как в нём жить, а советов старших не приемлют, вот и пытаются разобраться сами методом проб, ошибок и экспериментов, порой безумных и безрассудных. Это естественный путь взросления. Подросток – это бунт, он противопоставляет себя всему на свете, родители редко являются для него авторитетом, они ничего не понимают, они устарели и отстали. Он готов спорить по любому поводу, доказывать, что чёрное – это белое и наоборот. «Пробующее поведение» характерно для подростков, так они прощупывают дорогу во взрослую жизнь. У них появляется потребность отделиться от родителей, для этого они объединяются в группы своих, равных, создают свой мир, куда родителям вход закрыт. Это может быть любое объединение ребят по интересам – на почве спорта, музыкальных предпочтений.

Какие причины могут склонить подростка к выбору именно фрик-культуры?

  • гиперопека – когда родители чрезмерно контролируют ребенка, следят с пристрастием за каждым его шагом, не дают ему свободы выбора, считают, что они лучше знают, что ему нужно. В таком случае путь в неформальную среду – глоток свежего воздуха. Подросток стремится доказать себе и окружающим, что он самостоятельная личность. Да, зелёный ирокез и тоннели в ушах – это его осознанное решение;
  • недостаток родительского внимания – обратная ситуация. Родители слишком заняты работой, своими проблемами, ребёнок предоставлен сам себе. Странное поведение, вызывающая внешность в этом случае – попытка привлечь к себе внимание, которого так недостаёт;
  • проблемы с учителями или сверстниками (предвзятое отношение, буллинг) – подросток находит отдушину в среде таких же отверженных;
  • уход от реального мира в соцсети. Когда молодой человек большую часть времени проводит в виртуальном мире, он часто не знает, как вести себя в реальности, теряется и пытается от настоящего мира уйти, создавая свой собственный, в котором ему уютно и комфортно. Тут возникает замкнутый круг: чем больше времени подросток проводит в соцсетях, тем меньше он коммуницирует с людьми в реальности и испытывает больше трудностей при живом общении, тем еще больше углубляется в мир соцсетей.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что чаще всего фрик-образ – это защитная маска, помогающая уйти от внутреннего дисбаланса, проблем, конфликтов в школе и дома, непонимания и одиночества.

Как себя вести родителям, чьи дети решили стать фриками?

Далеко не каждый родитель готов к тому, что его ребёнок в один прекрасный день станет фриком. Даже если взрослый сам терпим к фрик-культуре, ему довольно сложно спокойно смотреть на то, как его ребёнок сознательно становится белой вороной. рекомендуют постараться понять и принять желание подростка поэкспериментировать с внешностью и не запрещать ему вступать в какую-либо субкультуру (конечно, если она не имеет агрессивной направленности). Для того, чтобы сохранить контакт и сберечь доверительные отношения с ребёнком, решившим стать фриком, родителям рекомендуется:

  • проанализировать свои взаимоотношения, попытаться понять, что стало причиной, побудившей ребёнка к этому шагу, попытаться её устранить, наладить психологический климат в семье;
  • не пугаться и не паниковать – проблема непонимания отцов и детей существовала всегда. Ребёнок ищет свой способ самовыражения, это всего лишь один из них;
  • не запрещать, не отговаривать сразу же и категорично («Нет, даже знать ничего не хочу, только через мой труп»), сначала внимательно выслушать ребёнка. Поговорить с ним по душам, задавая открытые вопросы: Почему он решил это сделать? Для чего ему это нужно? Как, по его мнению, изменится его жизнь? Чего он ждёт?
  • не обесценивать увлечение ребёнка – не нужно ругать, стыдить, относиться пренебрежительно («это всё временно, перебесишься, вот увидишь, сам потом смеяться будешь над собой» и т.п.) . Даже если так и случится в будущем, в данный момент ребёнок уверен, что это навсегда;
  • ни в коем случае не отзываться негативно о представителях фрик-культуры в целом («все фрики – ненормальные, наркоманы и т.п .»);
  • оценить степень внешних изменений, к которым стремится ребёнок:
    • безобидные эксперименты с имиджем (разноцветные волосы, необычная стрижка, экстравагантная одежда);
    • более серьёзные шаги (пирсинг, одна-две татуировки, дреды);
    • кардинальные изменения внешнего вида (шрамирование, модификация форм тела, радикальная пластическая хирургия – вживление имплантов, наращивание клыков, рогов; тоннели в ушах, разделение языка, удаление зубов, пирсинг, татуировки по всему телу, в том числе и на лице, закрашивание радужной оболочки глаза и т.п.).

Если в первых двух случаях можно пытаться найти компромисс и решить проблему своими силами, то в последнем – лучше обратиться за помощью к специалисту, так как за этим может стоять серьёзное расстройство личности.

Как переубедить ребёнка?

Делать это нужно осторожно и максимально деликатно, руководствуясь логичными доводами:

  • рассказать ребёнку, что фриком быть непросто и далеко не все представители фрик-культуры способны быть такими всю жизнь. Человеку, ставшему на этот путь, приходится противостоять общественному мнению, сносить неодобрительные взгляды, отвечать на провокационные вопросы, терпеть насмешки, а иногда и агрессию. И спокойно пережить всё это под силу немногим;
  • объяснить, что радикальные изменения внешности – это ответственный шаг, который может повлечь за собой серьёзные последствия на всю жизнь, о которых в будущем человек может горько пожалеть («А что, если это увлечение всё-таки пройдёт?» );
  • попробовать «выиграть время». Подростки часто принимают решения импульсивно, на эмоциях, есть шанс, что он и сам передумает, откажется от своей идеи. Родитель может предложить дать желанию некий испытательный срок (полгода, год), а за время этой отсрочки попытаться изменить ситуацию – ненавязчиво предложить ребёнку новое хобби, занятия спортом, путешествие и т.п.

Фрик – это навсегда?

Многие молодые люди экспериментируют с внешним видом, желая не быть, как все, но со временем это становится им неинтересно. Часто для подростков это просто период взросления, поиска себя, становления личности. Этап, который взрослые люди потом вспоминают с улыбкой. Обычно подростки отходят от «фричества» в связи с какими-нибудь значимыми внешними событиями в их жизни (например, окончание школы, поступление в институт, переезд, смена круга общения и т.п.).

Пронести «фричество» через всю жизнь под силу только истинному фрику, у которого внешний образ дополнен соответствующим внутренним содержанием. Чаще всего это люди творческих профессий, которые благодаря своему неординарному облику и мировоззрению заняли определённую нишу в обществе. Им проще поддерживать свой фрик-образ, поэтому они дольше ими остаются. Художник/музыкант-неформал вызывает меньше вопросов, недоумения и осуждения. Но бывает, что представители фрик-культуры с возрастом ощущают эмоциональное выгорание. Это происходит тогда, когда человеку не удалось реализовать себя в творчестве, по-настоящему заявить о себе, он понимает, что вся эта внешняя броскость, неординарность больше не приносит ему тех ярких эмоций и ощущений, которые были раньше. Его начинают терзать вопросы: а ради чего всё это, чего я добился? Поэтому с возрастом многие фрики склонны к депрессиям.

Социальная значимость явления. Зачем обществу фрики?

Чем же фрики могут быть полезны обществу?

Во-первых, они обладают особенной креативностью мышления. Для творческих профессий или развития бизнеса такие люди просто находка. Они находят новые нестандартные решения, у них неординарный взгляд на вещи. Они не ищут подтверждения или одобрения со стороны. Их идеи свежи, интересны и необычны.

Во-вторых, многие их эксперименты с внешним видом и смелые решения со временем могут войти в моду, которая постоянно меняется. Многие стилисты, модельеры и дизайнеры заимствуют нестандартные идеи фриков для создания новых коллекций – и вот ногти, накрашенные тёмным лаком, и разноцветные волосы уже не безумие, а модный тренд.

Нестандартные люди, не вписывающиеся в общепринятые рамки, были, есть и будут всегда. Сложно представить мир, где все люди «абсолютно нормальны», одинаковы и благоразумны – это невозможно, да и не нужно.

Направление молодёжи «фрики » получило свое название от английского «freak ». Данное понятие используется для обозначения человека, который выделяется из толпы крайне неординарной внешностью, или же имеет собственное мировоззрение, резко отличающееся от общепринятого. Как и в случае с любой другой субкультурой, основная часть этого течения - это подростки или молодые люди. Однако среди них встречается немало более взрослых представителей. Чаще всего это люди, которые занимаются творчеством.

Откуда появились такие личности?

Для того, чтобы понять, каких людей называют фриками, стоит немного разобраться в истории происхождения данного понятия. Изначально эта субкультура возникла как сообщество музыкантов и молодых людей, относящих себя к пацифистам. Они показали миру музыку, называемую психоделической, а также продемонстрировали индивидуальный взгляд на рок. Первыми из них можно смело назвать хиппи, а потом панков. В основном это очень молодые люди. Им свойственно бросать выхов старшему поколению.

Несмотря на то, что разговоры о фриках велись не один десяток лет, субкультура начала набирать популярность только в конце 80-х годов прошлого века. Раньше это понятие применялось ко всем, кто страдал от редких заболеваний с последствиями в виде различных уродств. А в наше время они в большинстве своем - обычные люди, которые осознанно идут на необычные изменения своей внешности. Всем им присуще эпатажное, вызывающее поведение, цель которого - шокировать публику.

Внешний вид, манеры поведения

Как уже было сказано выше, раньше фриками называли владельцев различных природных уродств. Но сегодня люди сознательно идут на серьезные изменения внешности и поведения, чтобы ярко выделяться на фоне остальных. Вот что делают «фрики» для привлечения внимания к своей персоне:

  • носят необычные прически (ирокезы, дреды и многое другое);
  • красят волосы в неестественные, «кричащие» цвета - ярко-розовый, синий, желтый, зеленый или малиновый;
  • набивают большое количество татуировок, которые порой занимают практически всю поверхность кожи;
  • носят оригинальную одежду и обувь нестандартного кроя, цвета, а также вещи, не сочетаемые между собой по стилю;
  • прибегают к услугам пластического хирурга для внесения необычных черт в свою внешность;
  • украшают себя многочисленным пирсингом на открытых участках тела.

Известные представители субкультуры

  • Первые «фрики» совершили попытку заявить о себе миру еще в 60-х годах прошлого столетия. В первую очередь среди первопроходцев этой субкультуры стоит отметить британского актера Питера Селлерса, который выделялся довольно эпатажным внешним видом. Тони Хэнкоком, популярный американский исполнитель комедийных ролей, также отличился своей необычной внешностью.
  • Из более поздних представителей направления самым популярным можно назвать Мэрлина Мэнсона. Он стал известным не только благодаря исполнению песен рок-жанра и созданию одноименной группы. Запоминающийся стиль одежды и яркий макияж стали своеобразной визитной карточкой музыканта. Также к этой субкультуре можно отнести Бьерк - певицу, композитора и актрису из Исландии с очень интересной внешностью.
  • Сегодня ряды фриков все чаще пополняют российские знаменитости. Среди них ярко выделяется Гоген Солнцев - скандально известный шоумен, организатор торжеств, а также основатель Театра Ужасов. Вызывающее поведение, красочные наряды и яркие оттенки волос хорошо подчеркивают его неуёмную творческую натуру, и совсем не отнимают привлекательности.
  • Фриком можно также назвать Лену Ленину. Девушка занимается актерской, писательской и модельной деятельностью, а также имеет сеть маникюрных салонов. Она известна своим экстравагантным поведением, необычными нарядами и провокационными поступками. Друзья и близкие этой знаменитости считают, что она очень талантлива и красива, однако иногда ее поведение иногда бывает чересчур наглым.
  • Девушка по имени Светлана Яковлева - довольно непростой персонаж. Об этой персоне уже не первый год ведется множество споров. Некоторые люди, которым удалось пообщаться с этой представительницей фриков в живую, заявляли о возможном психическом нездоровье девушки. Ей присуще крайне надменное, вызывающее поведение на публике, да и внешность Светы не из самых обычных.

Она использует нестандартные сочетания в одежде, надевает кучу дешевых блестящих украшений и делает не самые привлекательные прически. Качество макияжа этой персоны тоже вызывает сомнения - тональный крем иногда выглядит, будто грязь на лице. Девушка неоднократно заявляла, что постоянно вращается в высших кругах, и дружит с самыми знаменитыми звездами шоу-бизнеса. Правда это или выдумка - никто не знает.