Самым узнаваемым символом Китая, как и его долгой и яркой истории, стала Великая Китайская стена . Это монументальное сооружение состоит из многочисленных стен и укреплений, многие из которых идут параллельно друг другу. Изначально задумана для защиты от набегов кочевников императором Цинь Шихуанди (около 259-210 до н.э.). Великая Китайская стена (Китай) стала одной из самых грандиозных строек в истории человечества.

Великая Китайская стена: интересные факты

Здесь собраны самые интересные факты про Великую Китайскую Стену:
ВКС — самая длинная стена в мире и крупнейшая постройка древности.
Потрясающие пейзажи: от пляжей Циньхуандао до скалистых гор вокруг Пекина.

Состоит Великая Китайская стена из множества секций-участков:

  • Бадалин
  • Хуанг Хуанченг
  • Цзюйюнгуань
  • Джи Йонгуан
  • Шаньхайгуань
  • Янгуан
  • Губейку
  • Джианку
  • Джин Шан Линг
  • Мутяньюй
  • Сыматай
  • Янменгуан


А вот интересный факт. Почему бойницы Великой Китасйкой стены смотрят в сторону Китая ? На самом деле на фото видно, что они смотрят в обе стороны сразу — то есть их делали с расчетом, чтобы можно было защищаться с обеих сторон.

Длина Великой Китайской стены в километрах

  • Вопреки общепринятому мнению, стену не видно из космоса без хорошего приближения.
  • Уже во времена династии Цинь (221-207 до н.э.) для строительства использовали клейкое тесто из риса в качестве своеобразного материала для скрепления каменных блоков.
  • Рабочей силой на стройке были военнослужащие, крестьяне, осужденные и пленники, естественно не по своей воле.
  • Хотя официально 8851 км, длина всех ответвлений и участков, построенных за тысячи лет, оценивается в 21 197 км. Окружность экватора 40 075 км.

  • Существует популярная легенда о Менг Джинг Ню, чей муж умер на стройке. Ее плач был таким горьким, что Великая Китайская стена рухнула, обнажив кости мужа, и жена смогла его похоронить.
  • На участке Губейку до сих пор остались следы от пуль, здесь в прошлом был жестокий бой.
  • Во время Культурной революции (1966-1976 гг.), множество камней со стены украли для постройки домов, ферм и резервуаров.
  • Северо-западные участки стены (например, в провинциях Ганьсу и Нинся) скорее всего исчезнут в течение 20 лет. Причиной этому как природные условия, так и деятельность человека.
  • Самую известную часть Великой стены - Бадалин, посетило более 300 глав государств и высокопоставленных лиц со всего мира, первым стал советский политик Клим Ворошилов в 1957 году.
  • Великая Китайская стена (Китай): история создания

    Значимость: самое длинное укрепление, когда-либо построенное человеком.
    Цели постройки: защита Китайской империи от монгольских и маньчжурских захватчиков.
    Значимость для туризма: самая большая и в то же время наиболее популярная достопримечательность КНР.
    Провинции, в которых проходит Великая Китайская стена: Ляонин, Хэбэй, Тяньцзинь, Пекин, Шаньси, Шэньси, Нинся, Ганьсу.
    Начало и конец: От Шаньхайгуаньского прохода (39.96N, 119.80E) до пояса Цзяюй (39.85N, 97.54E). Расстояние напрямую - 1900 км.
    Ближайший участок к Пекину: Цзюйюнгуань (55 км)


    Самый посещаемый участок: Бадалин (63 млн. посетителей за 2001 год)
    Ландшафт: в основном горы и возвышенности. Великая Китайская стена, Китай простирается от Бохайского побережья, что в Циньхуандао, вокруг северной части Китайской равнины, через Лёссовое плато. Далее она идет вдоль пустынной провинции Ганьсу, между Тибетским плато и лессовыми холмами Внутренней Монголии.

    Высота над уровнем моря: от уровня моря до более чем 500 метров.
    Наиболее подходящее время года для посещения Великой Китайской стены: участки, что возле Пекина лучше посещать весной или осенью. Цзяюйгуань - с мая по октябрь. Шаньхайгуаньский проход - летом и в начале осени.

    Великая Китайская стена — самое большое кладбище. На ее строительстве жизнь потеряли более миллиона человек.

Великая Китайская стена протянулась по северным регионам Китайской Народной Республики, через территории 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.

С учетом всех ответвлений, измеренных в 2008 году, длина Великой Китайской стены в современном состоянии достигает 8850 — 8851,9 км (5500 миль).

Согласно археологическим исследованиям, результаты которых были обнародованы в 2012 году, историческая длина Великой Китайской стены равна 21196 км (13170,7 мили).

Измерение памятника осложняется тем, что некоторые исторические участки имеют сложную форму, разделены естественными ландшафтными барьерами или оказались частично или полностью размытыми, разобранными местными жителями.

История строительства Великой Китайской стены

Начало строительству Великой Китайской стены было положено в III веке до н. э. — в период Сражающихся (Воюющих) царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты от кочевников. При этом технология возведения укреплений применялась и раньше — в VIII-V веках до н. э.

В возведении северных оборонительных стен участвовало население царств Цинь, Вэй, Янь, Чжао, суммарно в работах оказалось задействовано около миллиона человек. Первые построенные участки были глинобитными и даже землебитными — прессовались местные материалы. Для создания общей стены объединены и ранние защитные участки между царствами.

В первом централизованном государстве при императоре Цинь Шихуанди (с 221 г. до н. э.) ранние участки укреплены, достроены, единая стена удлинена, а стены между бывшими царствами снесены: все силы направлены на создание непрерывного укрепления вдоль горной цепи Иньшань для защиты от набегов. В то время общее количество мобилизованных строителей стены достигло почти 2 млн, из-за суровых условий труда и низкой инфраструктуры росла смертность. Строители того времени продолжали использовать примитивные прессованные материалы и высушенные на солнце кирпичи. На отдельных редких участках, по большей части на востоке, впервые начали укладывать и каменные плиты.

Высота стены при столь неоднородном ландшафте местности тоже отличалась на разных ее отрезках. В среднем укрепления возвышались на 7,5 м, с учетом прямоугольных зубцов — около 9 м, ширина составляла 5,5 м внизу и 4,5 м сверху. Составной частью стены стали башни — построенные в то же время на дальности стрелы друг от друга (около 200 метров) и ранние, включенные в стену в случайном порядке. В грандиозной крепостной стене также были предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.

При династии Хань (206 г. до н. э. — III век н. э.) Великая Китайская стена продолжена на запад до Дуньхуана. По оценкам археологов, в этот период было восстановлено и построено около 10000 км укреплений, в которые вошли и новые сторожевые башни на участке пустыни, где требовалась защита торговых караванов от кочевников.

Следующий описанный в исторических источниках период строительства стены — XII век, правящая династия — Цзинь. Однако построенные в это время участки в основном располагались к северу от ранней стены, в пределах китайской провинции Внутренняя Монголия и на территории современной тстраны Монголии.

Сохранившаяся Великая Китайская стена по большей части построена при династии Мин (1368-1644). Для возведения укреплений использовались долговечные каменные блоки и кирпичи, в качестве связующего состава — смесь рисовой каши с гашеной известью. За продолжительное время правления Мин крепостная стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань, расположенной на современной границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского АО. Эти опорные пункты от моря до пустыни и сейчас обозначаются как начало и конец Великой Китайской стены.

Интересные факты о Великой Китайской стене

  • Туристический участок Бадалин с 1957 года успели посетить более 300 государственных деятелей из разных стран мира. Первым из иностранцев был революционер Клим Ворошилов.
  • С 1999 года ежегодным стал марафон The Great Wall Marathon по оборудованному участку стены. В нем участвует 2500 спортсменов из более чем 60 стран мира.
  • Зрительное различение Великой Китайской стены из космоса — распространенный миф. В настоящее время опровергнуто заблуждение, что стену можно увидеть с Луны невооруженным взглядом. Видимость с земной орбиты до сих пор не подтверждена, фотографии Великой Китайской стены из космоса не могут быть служить доказательствами, так как разрешение используемых камер выше, чем возможности зрительной системы человека.

Участки Великой Китайской стены

Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина .

Бадалин

Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.

Входная плата: 45 CNY в период с апреля по октябрь, 40 CNY — с ноября по март.

Часы работы: с 6:40 до 18:30.

Мутяньюй

Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.

Стоимость входа — 45 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2-1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.

Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.

Симатай

Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.

На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.

Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.

Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 18:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 и с 17:30 до 21:00 (в выходные — до 21:30).

Губейкоу

В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146-150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.

Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).

Входная плата — 25 CNY.

Часы работы: с 8:10 до 18:00.

Джиншалин

Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.

Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.

Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.

Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.

Хуанхуачен

Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.

Плата за вход — 45 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; в выходные 1 — 7 мая и 1 — 7 октября — с 8:00 до 18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.

Перевал Хуанья

Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.

Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.

Входная плата — 50 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Открыто для туристов с 7:30 до 18:30.

Шаньхайгуань

Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.

План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».

Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY летом, 15 CNY зимой.

Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.

Участки стены из фиолетового мрамора

Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.

Как добраться до Великой Китайской стены

Самый доступный в транспортном отношении участок — Бадалин. Однако самостоятельно можно добраться и до других сохранившихся частей Великой Китайской стены.

Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина

Из Пекина в Бадалин доехать получится на транспорте:

  • автобусах № 877 (экспресс от остановки Deshengmen, 12 CNY);
  • общественном автобус № 919 (едет дольше, с остановками, нужно уточнять, довезет ли до Бадалина;
  • на поезде S2 от станции Huangtudian, затем на бесплатном автобусе до станции канатной дороги Бадалина;
  • на специальных туристических автобусах: от остановок Qianmen, East Bridge, Xizhimen Gate, ж/д вокзала Пекина .

Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены (Бадалина) добраться получится с пересадкой (метро/автобус + автобус либо метро/автобус + поезд) либо воспользовавшись трансфером — подобных предложений достаточно как для групп, так и для индивидуальных путешественников.

Транспорт до стены Мутяньюй из Пекина (с пересадкой):

  • от станции Dongzhimen на автобусе № 916 (экспресс либо обычный) до Huairou North Avenue (Huairou Beidajie);
  • пересесть на трансферный автобус h23, h24, h35, или h36 до Мутяньюй.

Транспорт из Пекина до стены Симатай (с 1 пересадкой):

  • автобус № 980 / 980 Экспресс (соответственно 15 / 17 CNY) от Dongzhimen до автобусной станции Miyun;
  • далее — на автобусе Mi 37, Mi 50 или Mi 51 (8 CNY) до деревни Симатай.

Чтобы доехать до Губейкоу из Пекина, нужно сесть на автобус-экспресс № 980 от Dongzhimen до автостанции Miyun, затем добираться на автобусе Mi 25 до пункта назначения.

Джиншалин из Пекина:

  • на метро (линия 13 либо 15) до West Wangjing, затем на туристическом автобусе до места назначения (отправляется в 8:00 и возвращается в 15:00, проезд 32 CNY); актуально только в сезон с апреля по 15 ноября;
  • от Dongzhimen на автобусе № 980 до Miyun County, затем самостоятельно (с попутчиком, на прокатном авто, такси) до Джиншалина.

Хуаньягуан из Пекина:

  • на междугороднем автобусе до Цзичжоу (30-40 CNY), затем на местном чартерном микроавтобусе до Ханьягуана (25-30 CNY);
  • поезд до Цзичжоу от Восточного ж/д вокзала Пекина (14,5 CNY), затем на чартерном микроавтобусе.

Транспорт из Пекина до Великой Китайской стены на участке Хуанхуачен :

  • от Dongzhimen на специальном экскурсионном автобусе, курсирующем в пиковый сезон с апреля по октябрь (в выходные и праздничные дни). Приобретать нужно билет туда-обратно — Huanghuacheng Lakeside Great Wall за 80 CNY;
  • от Dongzhimen на автобусе 916 или 916 экспресс до автовокзала Хуайжоу, затем на автобусе H21 до Small West Lake.

Чтобы добраться до участка Великой Китайской стены Шаньхайгуань из Пекина, нужно сесть на поезд до станции Shanhaiguan, затем пройти пешком. Расписание поездов — на сайте .Мутяньюй

Видео «Великая Китайская стена HD»

Единственное сооружение, созданное руками человека, которое могут видеть с орбиты космонавты – Великая Китайская стена. Начало строительства датируется IV-III веком до нашей эры, как оборонительное сооружение от набегов азиатских племен в стратегически важном месте границы. В строительстве этого монументального сооружения участвовали 400 тысяч воинов. Свое начало стена берет в Шайханьгуане. Этот громадный земляной вал, обложенный камнями, громадным питоном проходит по опасным ущельям, обрывистым скалам и высохшим пустыням. Длина Стены составляет почти шесть тысяч километров, ее высота 7,8 м, ширина – 5,8 м. По всей длине стены на определенном расстоянии друг от друга выстроены сигнальные башни. Заканчивается это великое сооружение на заставе Цзяйгуань. По вершине Стены провозили необходимые грузы, доставляли боеприпасы во время военных действий. Сейчас туристам, которые преодолевают подъем на Стену пешком, выдается красочный диплом «Я был на Великой Китайской стене».

Древнейший китайский памятник

Символом Китая, символом национальной гордости, “восьмым чудом света” и одним из древнейших мировых памятников архитектуры является Великая Китайская стена. На земном шаре не найдется хоть один человек, который не слышал бы и не читал об этом великом крупнейшем грандиозном памятнике древности. Эта стена находится на местности, охватывающей территорию, от Ляодунского залива (северо-восток Пекина), через север Китая до пустыни Гоби. О конкретной длине этой достопримечательности существует несколько мнений. Но о ней со всей точностью можно сказать, что она распростерлась на расстояние больше двух тысяч километров. Учитывая также крепостные валы, которые отходят от нее, в итоге получается приблизительно 6000-6500км.

Официально, эту Великую стену стали возводить в 220 гг. до н.э. по приказу правителя Цинь Ши-хуанди. Она защищала северо-западную границу от набегов кочевых народов. Ее построение длилось сотни лет. После того, как установилось правление династии Цин, его строительство прекратилось.

Для того чтобы попасть внутрь государства, необходимо было пройти через все пропускные пункты, закрывающиеся ночью и не открывающиеся до утра. Среди народа распустились слухи о том, что для того чтобы попасть в свое государство, даже сам китайский император прождал до наступления рассвета.

В течение 2700 лет три раза шло строительство стены. На север, на построение стены отправляли заключенных, военнопленных, а также крестьян, которых забирали силой из семьи, При сооружении этой стены около двух миллионов человек погибло. В ее основании находились их останки. Исходя из этого, до настоящего времени, народ Великую Китайскую Стену называет “Стеной плача”.

На различных местах Великой стены, высота которой была от 6 до 10 метров и ширина от 5,5 до 6,5 метров, были построены казематы, сигнальные вышки и караульные башни. Крепости же были построены у основных проходов гор.

Интересная легенда и история о Китайской стене

Много людей понадобилось для построения китайской стены. Есть такая китайская легенда, согласно которой, после свадьбы муж девушки, которую звали Мюн Цзяннюй, был сослан на строительство Великой стены. После трех лет ожидания молодая жена так и не увидела своего мужа. Домой он не возвратился. Для того чтобы отнести теплую одежду своему мужу она отправилась в очень долгий, опасный и нелегкий путь. Молодая женщина, дошла до заставы Шаньхайгуань и узнав, что ее муж умер от тяжелой работы и похоронен под стеной, громко зарыдала. Тогда обвалился большой участок стены, и она увидела труп своего любимого супруга. В легендах Китая увековечена память о нелегком труде участников строительства стены. Строительство стены включала в себя несколько условий. Так, Каждая из стенных башен обязательно должна была находиться в видимой зоне двух соседних башен. Сообщения между ними передавались с помощью дыма, боя барабан или огня в ночное время. Ширина стены также была рассчитана. Она составляла 5,5 метров. Это делалось специально, потому что тогда в ряд могли маршировать пять пехотинцев или рядом могли ехать пять кавалеристов. Сейчас ее средняя высота девять метров. Дозорные же башни имеют высоту в двенадцать метров.

Стена Бадалин

Туристы, находящиеся в Китае, считают своей необходимостью посещение Китайской стены. Ежегодно миллионы людей приходят увидеть эту великолепную историческую достопримечательность. В районе горы Бадалин, расположенной в 60 км от города Пекин, находится самый посещаемый туристами участок Китайской стены. Здесь всегда полно народу. Этот участок был реставрирован в 1957 году.

Приблизительно 50 километров составляет длина этого древнейшего памятника. Вход: Y45. Летом работает с 6.00 до 22.00, а зимой – от 7.00 до 18.00. В билет включен показ 15-минутного фильма об истории возведения стены, которую показывают в круговом амфитеатре с 9.00 до 17.45, а также знакомство с музеем Китайской стены с 9.00 до 16.00. До Бадалина можно доехать и на автобусе номер 919 (в зависимости от числа остановок Y5-10), который едет каждые 10 минут от старинных ворот Deshengmen, находящихся в 500 м восточнее станции метро Jishuitan. Предупреждение: в 18.30 последний рейс автобуса из Бадалина.

На 8 часов, т. е на весь день можно взять такси в аренду с 4 пассажирами (максимум), стоимостью в Y400, а может и больше.

Помимо всего прочего, существуют туристические маршруты. Один из них – это Line C со стоимостью в Y80 туда и обратно, включающая стоимость посещения стены. Часы работы: с 6.30 до 22.00. Другой маршрут – это Line C, с остановкой у гробницы Минь со стоимостью Y140,в стоимость включены входные билеты и обед. Часы с 6.30 до 22.00.

Секреты Великой Китайской Стены

Стена Мутянью

Мутянью – это второй известный участок стены. Он расположен на 90 км севернее Пекина. Ее можно посетить с 6.30 до 18.00. Стоимость билета для входа - 35 юаней. Участок Мутянью расположен в горной местности. На нее можно подняться, воспользовавшись фуникулером. На фуникулере за билет в обе стороны потратите еще 50 юаней или только в одну сторону 35 юаней. Более радостный, дешевый спуск – это железный желоб, проходящий под канатной дорогой. На нем, в специальной капсуле, можно прокатиться вниз. Билл Клинтон также ехал в одной из кабинок фуникулера. Это можете прочитать на специальной вывеске. Может и вам удастся прокатиться в кабине президента.

Эта стена имеет большое достоинство. Она находится в очень живописном месте. Здесь людей гораздо меньше, чем в Бадалине. Люди отсутствуют после четырнадцатой башни. Поэтому, это место очень подходит для запечатления красивых и интересных моментов, фотографирования.

Здесь необходимо учесть, что этот участок стены, который состоит из лестниц, идущих вниз и вверх, сделан очень продуманно. Чтобы замедлить врага, который пробрался на стену, придумали и эти неровные, различных размеров лестницы. Не все посетители во время прогулки получают удовольствие от такого количества препятствий.

Проезжая на автобусе номер 916 до последней остановки можно дойти до башни. До самой же стены нужно пересесть в микроавтобус. Эта остановка находится в 200 м восточнее станции Dongzhimen. Вы заплатите 11 юаней на проезд. Часыработы автобусов – с 6.00 до 19.00.

Стена Симатай

В 110 километрах северо-восточнее от Пекина расположился следующий участок стены – Симатай, протяженностью в 4,5 км. 30 юаней составляет вход на этот участок. Время для посещения с 8.00 до 17. 00. Для того чтобы подняться на стену, вы должны проехаться по канатной дороге, заплатив за билет 50 юаней в оба конца или 30 – только в один конец.

С той же самой остановки Dongzhimen едут два автобуса до стены Симатай. Первый автобус под номером 970 едет в Симатай в 5:40, а в 18:30 уезжает последний обратный автобус. Второй же автобус под номером 980 едет туда в 5:50, а последний – в 19:00. Тем же способом необходимо ехать до последней остановки и потом пересесть в микроавтобус.

Здесь людей намного меньше. Людям для посещения этой стены, поднимающейся вдоль гор и спускающейся по обрывам, необходима хорошая физическая подготовка. Сторожевых башен, расположенных близко друг к другу – 35, с минимальным расстоянием между ними, составляющим 40 метров. Главная башня, на которой изображены мифические существа и украшены резьбой, является самой красивой из них. Самая же высокая - шестнадцатая башня – это башня Пекина. Для возвышения над уровнем моря на километр, ей недостает нескольких метров. Несравненный, великолепный и интересный вид открывается с нее.

На этом участке есть два места, которые особенно удивительны и опасны. Это Небесный Мост и Небесная Лестница. Небесный Мост наверху сужается до 30 сантиметров. Вы представляете, как храбрые китайские солдаты в древности могли преодолевать его? Туристов не пускают на Небесный Мост и на Небесную Лестницу. На Небесной Лестнице подъем наверх очень крутой. Лестница очень узкая и угол подъема составляет 85 градусов. Парапеты там отсутствуют.

Стена Джиншанлин

Джиншанлин находится на расстоянии 130 километров от Пекина, западнее от Симатай. Входные билеты к этому участку с середины ноября до середины марта стоят 40 юаней, а в другое время года – 50 юаней. Добраться по канатной дороге можно тем же способом и той же стоимостью, т. е 50 юаней туда и обратно и 30 в одну сторону. Здесь, как и на Симатае, одинаковое время работы, т. е. с 8.00 до 17.00.

Этот участок стены - мало отреставрированный. Здесь, очень мало посетителей и мало мест, куда могут пустить людей.

10,5 километров составляет длина стены Джиншанлин. Здесь находится 24 сторожевых башни. У них у всех разная форма. Высота дополнительных стен, которые огородили сторожевые башни - 2,5 м. Эти стены были сделаны для защиты воинов. Воины, находясь в безопасном месте, в случае нападения, могли атаковать врага, даже после того, как они смогли подняться на стену.

Около башни, которая называется Худин, в стене расположены кирпичи, на которых стоят подписи из иероглифов. Дату изготовления кирпича и подразделения, занимавшиеся строительством каждого участка, можно узнать по ним.

Добраться до Джиншалина можно тем же способом и теми же автобусами, которые едут в Симатай. Потом необходимо сесть на микроавтобус. Есть еще один способ доехать туда - на поезде №6453, который отправляется в 6:38 с Северного Пекинского вокзала до станции Gubeikou. После чего остается немного проехать на автобусе до стены.

Другие известные кусочки стены

Существуют три участка стены, которые построены из мрамора фиолетового цвета. Два участка расположены в городе Цзянъань, а другой в Янышанских горах, который называется Байянъюй. Они считаются самыми надежными, крепкими и самыми красивыми. К великому сожалению, не каждый турист может посетить эту стену.

Суть надписи, оставленной Мао Цзедуном у входа на реконструированную часть стены о том, что китаец, не побывавший на Великой Китайской Стене, – не настоящий китаец.

Если попросить человека в любой точке мира назвать первое, что ассоциируется с Китаем, высока вероятность, что это будет Китайская стена. Неудивительно - это действительно огромное, величественное сооружение, заслуживающее того, чтобы о нем упомянули. Многим читателям наверняка хотелось бы узнать, какова длина Китайской стены в км, когда она была построена, кем, с какой целью. Постараемся ответить на эти вопросы коротко, но содержательно.

Где она расположена?

Казалось бы, ответ очевиден - Великая Китайская стена должна быть расположена в Китае. Однако он верен лишь отчасти. Конечно, большая ее часть действительно находится в Поднебесной. Но не вся! Несколько сотен километров стены - на юге Монголии, а какой-то отрезок - на северо-востоке этой же страны. Многих, наверное, удивит тот факт, что небольшой кусок этого же отрезка проходит по самой южной границе Читинской области. Некоторые наиболее древние участки можно обнаружить на территории Северной Кореи.

Сама же стена имеет очень сложное устройство - отдельные куски построены за десятки и даже сотни километров от других. Из-за этого стена расположена не только в северной части Китая, но и в центральной, и даже восточной.

Какова ее длина

Не только рядовые читатели, но и многие эксперты хотели бы узнать, какова длина Великой Китайской стены. Увы, данные об этом очень сильно разнятся. Судя по летописям, длина была одна, одни современные комиссии предъявляют совершенно иные данные, а другие группы специалистов - третьи.

Итак, какова длина Китайской стены в км?

Сами китайцы называют ее "Стеной длиной в 10 000 ли". Если учесть, что "ли" - древняя китайская мера длины, равная примерно 570 метрам, то можно подсчитать длину - получится 5 700 000 метров, или 5700 километров. Весьма впечатляющая цифра. Однако в древности зачастую возникали проблемы при подсчете. Поэтому лучше обратимся к современным изысканиям, благо проводятся они регулярно.

В 2012 году была собрана специальная комиссия, которая должна была точно установить, какова длина Великой Китайской стены в км. Они насчитали 21 196 километров - просто уму непостижимо. Ведь длина планеты Земля по экватору - чуть больше 40 тысяч километров. Получается, стена смогла бы опоясать Землю больше чем наполовину? Весьма сомнительно. Более вероятно, что китайские ученые, желая произвести впечатление на весь мир, привлечь еще больше туристов, просто "слегка" завысили длину своей главной гордости. Были учтены все участки - как существующие доныне, так и разрушенные много веков назад. Они даже включили в подсчеты параметры сооружений, возведенных в Монголии во времена династии Цин, хотя они никогда не являлись частью Великой Китайской стены.

Официальная же длина - 8852 километра. Тоже весьма впечатляет! Особенно если учесть остальные ее размеры. Толщина на разных участках колеблется от 5 до 8 метров, а высота составляет примерно 6-7 метров. Впрочем, встречаются и места, где она возвышается на целых 10 метров.

Даже при использовании современной техники и материалов создать такую махину было бы очень непросто. А ведь здесь строительство велось с использованием ручного труда, природных материалов и самых примитивных орудий труда. Так что в трудолюбии китайцам точно не откажешь.

Почему так сложно подсчитать ее длину?

После прочтения у читателя может возникнуть вопрос: почему же возникают такие проблемы и расхождения при попытке определить, какова длина Великой Китайской стены в км?

Ответ прост. Дело в том, что строилась она не один и не два года, а почти два тысячелетия. В результате, когда одни участки были только достроены, другие уже разрушились - под влиянием дождей, наводнений, а также деятельности людей.

Когда находят два отрезка стены длиной по несколько десятков километров, между которыми нет никаких построек, возникает множество догадок, почему же это произошло. Может быть, китайские инженеры не захотели строить здесь ничего? Или не успели? А может, стена здесь была, но просто разрушилась со временем? Поэтому одни специалисты, пытаясь понять, какова длина Китайской стены, подсчитывают только существующие на сегодняшний день участки. Другие же, стремясь получить более впечатляющие цифры, принимают во внимание и разрушенные, а также гипотетически существовавшие. Конечно, расхождения получаются более чем серьезными.

Так что, если говорить о параметрах такой постройки, как Великая Китайская стена, длину в километрах ее однозначно назвать не представляется возможным.

Зачем ее строили

Говоря о глобальности стройки, нельзя не задаться вопросом о том, для чего она вообще была построена. Самый очевидный и популярный ответ - для защиты китайских земель от противника с севера. Но он не выдерживает никакой критики - к этому вернемся позже.

Существует версия, что она должна была помешать противнику, захватившему в Китае рабов и богатства, беспрепятственно уйти обратно на север. Но и эта версия не слишком правдоподобна.

Зато проверен практикой иной вариант - она использовалась в качестве дороги. Достаточно широкая, чтобы там могли свободно разминуться две телеги, она не боялась дождей и распутицы. На стене даже в осеннюю слякоть было сухо. Купцы и простые крестьяне, везущие товар на рынки, могли быстро перемещаться из одной провинции в другую.

Также стена могла использоваться в качестве таможенного поста. Ведь в башнях все время дежурили военные, которые проверяли, уплачены ли все пошлины купцами. Один только Великий Шелковый путь пересекается стеною три раза.

Некоторые эксперты отстаивают совершенно иную версию. Когда стену начинали строить, Китай представлял собой кучу раздробленных, враждующих государств и народов. Нужна была единая великая цель, которая бы заставила вчерашних врагов работать сообща, помогая друг другу. Именно такой целью и стало возведение Великой Китайской стены.

Бесполезность с военной точки зрения

Теперь подумаем, почему же она не могла использоваться как военный объект? Все просто - именно из-за своей протяженности. В те времена армия Китая была совсем небольшой, и защищала она не столько границы от набегов недругов, сколько императора и его приближенных, а также других феодалов от простых крестьян.

Если раздробить всю имевшуюся армию, посадив по небольшому отряду в каждую башню, то они не смогли бы оказать сопротивления - даже небольшая армия неприятеля, выбрав удачное направление для удара, без труда захватила бы участок крепости, перебив охранников. А если собрать маленькие отряды в большие армии, то они оказались бы на большом расстоянии друг от друга - контролировать всю протяженность стены не получилось бы.

К тому же, как упоминалось выше, стена представляет собой не прямую, непрерывную постройку, а цепочку отдельных участков, между которыми зачастую зияют провалы в десятки и сотни километров. Что же мешало врагам не ломиться через стену, а спокойно обойти ее, выбрав маршрут через такую дыру?

Так что тот факт, что она не смогла бы при всем желании исполнять военную функцию, вполне очевиден.

Сколько лет ушло на возведение

Что ж, вопрос о том, какова длина Китайской стены, на сколько километров она протянулась, более-менее раскрыт. А сколько лет ее строили? К счастью, сохранилось немало письменных источников, позволяющих довольно точно ответить и на этот вопрос.

Начато было строительство в третьем веке до нашей эры. Тогда Китая как такового не существовало - только многочисленные разрозненные и постоянно воюющие между собой царства. Если верить летописям, то почти сразу на строительство было брошено 20% населения - около миллиона человек.

Закончилось же строительство в 1644 году, когда объединенным Китаем уже правила могущественная династия Мин.

Конечно, строительство велось не постоянно. Иногда про него забывали на десятилетия и даже века, чтобы со временем снова вернуться к возведению этого удивительного объекта.

Людские потери при строительстве

Сказать, сколько людей погибло при строительстве, еще сложнее, чем однозначно ответить, какова длина Китайской стены. Дело в том, что люди калечились и гибли постоянно: плохое питание, примитивные механизмы, нечеловеческие условия труда - все это сказывалось на продолжительности жизни. Но никому и в голову не приходило записывать или как-то иначе отмечать смерти людей на производстве. Просто время от времени сюда пригоняли все новых и новых рабочих.

Существует легенда, что на каждый построенный километр стены приходился один несчастный случай со смертельным исходом. Но не исключено, что на самом деле жертв было гораздо больше, чем 9 тысяч.

С покойниками обходились довольно просто - их замуровывали в основание стен, чтобы не копать для них могилы. Так что Китайская стена - это не просто внушительная постройка, но еще и весьма необычное кладбище.

Легенды, связанные с нею

Кстати, именно с людьми, похороненными в стене, связана одна из легенд. Она гласит, что один мужчина - простой фермер, которого насильно заставили строить стену - умер и был вмурован в основание постройки. Его жена - Мэн Цзян Ну - была разбита горем и страшно плакала. Настолько страшно, что часть стены, где был похоронен муж, просто рассыпалась, оголяя останки и позволяя похоронить их согласно обычаям. Ходят слухи, что в честь этого на стене был даже установлен памятник.

Еще одна интересная легенда связана с драконом - ну какой же Китай без него? Якобы местоположение Великой Китайской стены выбрано не случайно. Мудрый дракон прополз по земле, показывая место, где нужно воздвигнуть ее. Что ж, легенда действительно красивая и вполне в восточном стиле.

Вандализм и мошенничество

В разное время Великая стена часто использовалась в качестве… источника строительных материалов. Приземленные крестьяне, не слишком задумываясь о ценности постройки, спокойно разбирали ее на кирпичи для своих нужд. Причем началось это многие века назад и продолжается и сейчас. Только в середине ХХ века власти спохватились и назначили штраф за такое вредительство - 5000 юаней (около 48 тысяч рублей). Правда, в отдаленных провинциях это людей слабо останавливает - многие даже не знают о таком запрете и наказании.

Во многих местах можно даже приобрести такой кирпич - стоит он совсем недорого, около 50 юаней (меньше 500 рублей). Однако при вывозе из страны вполне могут возникнуть серьезные проблемы. Да и что мешает мошенникам подсунуть под видом древнего артефакта обычный кирпич, сделанный несколько дней назад? Поэтому от таких покупок лучше воздержаться.

В качестве основного связующего вещества использовался не бетон, как это сделали бы сейчас, а гашеная известь, смешанная с рисовой кашей.

В среднем за один год Великую Китайскую стену посещает 40 миллионов туристов - как с Поднебесной, так и со всего мира.

Хотя существует мнение, что это единственная постройка, которую видно из космоса невооруженным глазом, это не так - хотя стена и достаточно длинная, но малая ширина делает это невозможным.

В 1987 году она была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь величайшей достопримечательностью Китая.

Заключение

На этом можно закончить статью. Теперь вы знаете если не все, то многое о такой удивительной постройке, как Великая Китайская стена: длина в километрах, ширина, назначение, годы строительства и многое другое. Наверняка это позволит вам существенно расширить кругозор.

Великая Китайская стена - по сей день это архитектурное сооружение поражает своим могущественным величием и заслуженно занимает место самого масштабного и древнего памятника архитектуры на всей планете. Сооружение тянется по территории Китая на протяжении 8851,8 км. Один из промежутков сооружения проходит очень близко к Пекину. Скорее всего каждый из нас слышал об этом чуде архитектурной мысли, но не каждый знает, какую историю прошла стена в ходе своего возведения. Строительство Великой Китайской стены способно потрясти любого историка своими масштабами. Сегодня наш сайт о путешествиях предлагает вам погрузиться в историю строительства Стены, а так же узнать новые интересные факты, которые во многом повлияли на ход работ и сегодняшний вид сооружения.

Скорее всего, вы не сможете себе правильно даже представить, сколько было затрачено времени и ресурсов на создание такого огромного архитектурного объекта. А сколько людей пострадало и погибло при строительстве Стены - это просто огромные цифры. Нигде в мире больше нет сооружения, которое по своей протяженности сможет состязаться с Великой Китайской стеной.

История строительства

Изучение Великой Китайской стены не будет полным, если мы с вами не углубимся в историю создания этого могущественного сооружения. Начали строить Стену в далекие года 3 века до нашей эры. В те неспокойные времена страной управлял император Цинь Ши-хуанди, который являлся потомком династии Цинь. Периодом его правления были годы Воюющих царств (475 - 221 гг. до нашей эры).

Для государства этот период истории был очень опасным, так как кочевой народ хунну регулярно осуществлял свои набеги. Конечно, их участники были не единственными, кто не против поживиться легкой наживой. Тогда и было решено построить огромный забор который огородил бы государство и надежно его защитил. Строить стену было призвано более пятой части населения всего Китая. В те годы это было порядка одного миллиона человек.

Большая Стена имела одной из своих основных задач защитить поданных "Поднебесной" от того, что они будут вовлечены в кочевой образ жизни. Так же это могло гарантировать отсутствие ассимиляции с варварами. На тот момент Китай лишь только начал свое становление в одно государство из множества маленьких завоеванных им. Было критически важно обозначить и защитить свои территории и владения. Стена должна была стать тем подспорьем, которое поможет объединить и удержать империю как одно целое. Границы стены на карте можно обозначит следующей схемой:

Год 206 до нашей эры. К власти приходит династия Хань, и именно в этот период Стена покоряет новые цифры по протяженности. К западу её увеличивают до Дуньхуана. На сооружении для защиты торговых караванов от нападений кочевников возводят большое количество сторожевых вооруженных башен. Конечно, до настоящего времени сохранились не все участки великой стены, но большинство тех участков, что все же нам сегодня предстают принадлежали династии Мин, которая правила в период с 1368 по 1644 года. Именно в этот период сооружение становится наиболее прочным, так как уже строят из кирпичей и бетонных блоков. В этот период стена пролегает уже с востока на запад от территории Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря вплоть до земель Юймэньгуань, которые расположены на границе с провинцией Ганьсу.

В 1644 году к власти приходит династия Цин из Манчжурии. Представители этой династии были противоречивого мнения о необходимости существования этого сооружения. В период правления Цин Великая стена была в большей степени разрушена, чем в годы правления других династий. На этот фактор сказало свое влияние и время в том числе. Небольшой участок от Пекина до Бадалина использовался в качестве ворот, которые открывали вход в столицу. Именно этот участок сохранился лучше всего. Сегодня именно этот отрезок сооружения является самым популярным среди туристов со всего мира. он открыт для посещения еще с далекого 1957 года. Интересным будет тот факт, этот участок так же служил финишной прямой для спортсменов велосипедистов, которые принимали участие в Олимпиаде 2008 года в Пекине. В 1899 году в США написали, что оставшийся участок стены разберут полностью, а на его месте построят автостраду. Стену посещал президент Соединённых Штатов Америки Ричард Никсон.

Великая стена сегодня

Да, в определенный период прошлого века Стену действительно было решено разобрать, но немного переосмыслив ситуацию правительством было решено наоборот стену реконструировать и оставить как наследие Китайской истории.

В 1984 году архитектор Дэн Сяопина организовал сбор средств., которые нужны были для проведения работ по возвращению стене её былого величия. Привлекались средства как китайских, так и иностранных инвесторов. Средства на восстановление собирали даже у обыкновенных частных лиц, таким образом, каждый желающий мог внести свою лепту в историю восстановления уникального архитектурного наследия.

Давайте сейчас на секунду остановимся и о следующем предложении на миг задумаемся. Длина Великой китайской стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров! Вдумайтесь в эту цифру! Это просто невероятно, как можно было руками человека возвести такую громадину.

В Китае очень активными, а под час даже агрессивными методами ведут сельское хозяйство. По этой причине с 1950-х годов в стране начали иссякать воды, которые давали недра земли. В итоге весь регион стал местом, где берут начало очень порывистые и сильные песчаные шторма. Именно из-за указанных факторов сегодня более чем 60-километровый участок Стены на северо-западе Китая подвергается сильной эрозии и активным разрушениям. 40 километров участка уже разрушены, и только 10 километров все еще остаются на своем месте. Однако, воздействия стихии и природных факторов так же изменили высоту стены на некоторых отрезках. Где ранее стена достигала 5 метров, теперь не превышает 2-ух метров.

В 1987 году Стена была занесена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Она по праву заняла свое место в категории величайших исторических достопримечательностей Китая. Кстати, на сегодня это местность является одной из самых посещаемых в мире. Более 40 миллионов туристов выбирает именно этот пункт на карте, как главный объект своих путешествий.

Конечно, такое существенное архитектурное сооружение не могло не оставить своих следов по всей истории государства и планеты в целом. Вокруг Стены и по сей день бродит много легенд и суеверий. К примеру, есть версия, что стену построили цельной всего за один подход. Однако же, если обратиться к фактам, тогда сразу выясняется, что это просто миф. На самом деле стену не то, что в один заход - её строили даже разными династиями. К тому же в работах возводились отдельные участки определенной длины. Длина участка определялась разными факторам, учитывающими рельеф, погодные условия и прочие факторы. Строили максимально надежно, чтобы закрепить и защитить Китай с севера.

Все династии, которые строили стену создавали свой определенный участок, который в итоге объединялся с предыдущим уже следующей династией. Все это происходило в разные времена, которые порой разделяли десятилетия. На период неспокойных времен, в которые строилась стена такие оборонительные сооружения были объективной необходимостью, их строили повсеместно. Если свести все оборонительные сооружения Китая за последние 2000 лет в од ну статистику, тогда получим цифру в районе 50 тыс. километров.

Стена, как уже я описывал выше, во многих местах имела прерывающиеся отрезки. В итоге в 1211 и 1223 годах этим пользовался Чингисхан и его монгольские захватчики, которые в итоге завладели всей северной частью страны. До 1368 года монголы были правителями Китая, но постом их изгнали представители династии Мин.

В рамках этого абзаца позволим себе развеять еще один расхожий миф. Кто бы что ни говорил, а все же Великая Китайская стена не видна из космоса. Это предположение или просто вымысел появился на свет в 1893 году. Тогда издавался в Америке журнал The Centuries (Столетия), и там упоминался такой вот факт. Позже в 1932 году ноумен Робер Рипли заявил, что Стену видно из космоса, а именно - с Луны. Этот факт был забавен, если учесть, что до первой высадке человека на Keне оставалось еще немало десятков лет. Сегодня космос исследован уже в какой-то мере, и наши космонавты и спутники могут предоставлять качественные фото с орбиты. посмотрите сами, из космоса стену заметить довольно сложно.

О стене можно так же услышать, что в основе раствора, которым скреплялись кирпичи, использовался порошок на основе костей погибших рабочих этой стройки. А остатки тел хоронили прямо внутри стены. Таким образом якобы конструкция становилась крепче. Но на самом деле ничего этого не было, стена строилась стандартными для тех времен методами, а для изготовления скрепляющего раствора использовалась обыкновенная рисовая мука.

По понятным причинам это чудо не было включено в 7 древних чудес света, но Великая Китайская стена вполне обоснованно входит в список 7 новых чудес света. Еще одна легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих, указывая, где нужно строить стену. Строители впоследствии следовали за его следами

Есть так же легенда, которая поведает нам о большом драконе, который свои пламенем указывал путь для строителей. В итоге рабочие шли по его следам, а огонь их пасти дракона расчищал для них путь. Что самое интересное в этой истории - это действительно правда. Нам удалось найти фото этого дракона и даже выяснить, в какой зоопарк он попал:

Ладно, признаемся все же, что это просто напросто одна из мифических легенд, которые не имеют под собой ни здравого смысла ни логических обоснований. А на фото изображен просто рисунок мифического существа - дракона.

Но вот в чем сомневаться не приходится, так в том, что сегодня Великая Китайская стена заслуженно занимает свое почетное место в списке "7 новых чудес света".

Самой известной легендой, связанной с Китайской стеной является сказание о девушке Менг Джинг Ню, которая была просто женой фермера. Она была привлечена к работам по строительству Стены. Жена, которая была сражена горем пришла ночью к стене и плакала над ней до тех пор, пока чтена не треснула и не показала девушке кости её возлюбленного. В итоге девушка смогла их захоронить.

Здесь на местности существовал определенный обычай захоронения погибших на строительстве людей. Члены семьи того, кто погиб здесь несли гроб, увенчанный белым петухом. Крики петуха должны были держать дух умершего бодрствующем состоянии. Так должно было продолжалось до тех пор, пока процессия с гробом не пересечет Стену. Ходили легенды, что если обряд не завершить, или завершить с нарушениями, тогда дух навечно останется здесь и будет бродить вдоль стены.

На период, когда строилась стена для всех заключенных в государстве и всех безработных имела место только одна мера наказания. Всех отправлять на строительство Великой стены! Этот период особенно нуждался в защите внешних границ, поэтому приходилось прибегать к кардинальным мерам.

Эта стройка дала наследию китайского народа немало полезных изобретений. Так, именно здесь и для целей строительства была изобретена та самая тачка, которую сегодня используют повсеместно на стройках. Уязвимые при строительстве Стены участки окружали рвом, который заполнялся водой, или просто оставался в виде пропасти. Помимо прочего, народ Китая так же использовал продвинутое вооружение для обороны. Это были и молоты, и копья, и арбалеты, топоры. Но главным преимуществом китайцев было их главное изобретение - порох.

Повсеместно вдоль стены на равных отрезках возводились смотровые площадки, которые служили для мониторинга местности и защиты торговых караванов. если приближалась опасность, дозорный на вершине зажигал факел или сбрасывал флаг, после чего войска приводились в боевую готовность. Так же обзорные башни служили хранилищем для провизии и боезапасов. Вдоль стены пролегал знаменитый торговый маршрут - Шелковый путь. Его так же охраняли с вершины стены.

Стена повидала немало кровавых сражений, видела он и свой последний бой. Случилось это в 1938 году в период китайско-японской войны. Стена до сих пор хранит на себе множество шрамов от пуль тех сражений.

Великая китайская стена пусть и не самое высотное сооружение, но её высота в максимальной точке достигает 1534 метра. Это место расположено недалеко от Пекина. А вот самая низкая точка опустилась до уровня моря возле берегов Лаолонгту. Если отталкиваться от средних значений, то высота стены равна 7 метров, а ширина в максимально просторных участках 8 метров. Но в среднем чаще от 5 до 7 метров.

Сегодня правительство Китая затрачивает миллиарды долларов США на то, чтобы укрепить и сохранить Великую стену. Сегодня для страны могущественная Стена - это не просто сооружение. Это - символ культурной гордости, символ борьбы, которая длилась несколько веков, и показатель величия целого народа.