всех спорных вопросах. Так, СССР предоставил Китаю однопроцентный кредит в сумме 300 млн долларов, безвозмездно передал правительству КНР права на бывшую КВЖД, на 25 лет раньше срока истечения договора ушел из порта Дальнего (Далянь) и вывел свои военные силы с совместной советско-китайской базы Порт-Артур, передав все имущество и сооружения китайской стороне. На вечные времена между СССР и Китаем была провозглашена "великая дружба".

Формирование биполярного мира

После войны фактически происходил передел мира, складывалось два основных полюса притяжения, формировалась биполярная геополитическая модель . На совещании Коминформа в ноябре 1949 г. в докладе М.А.Суслова было констатировано, что с одной стороны находится агрессивный и кровавый империализм, осуществляющий политику насилия над народами, готовящийся к войне против СССР, с другой - прогрессивный СССР

и его союзники.

Наиболее определенно о характере советской внешней политики высказался Черчилль, назвав ее "советским империализмом" и подчеркнув тесную связь внешнеполитических устремлений Советского Союза с коммунистической идеей. Он отмечал, что после войны "русский империализм и коммунистическая доктрина не видели и не ставили предела своему продвижению и стремлению к окончательному господству". Восприняв ленинскую идею "мировой революции", прагматичный политик Сталин постепенно трансформировал ее в концепцию неуклонного расширения "социалистического лагеря", сфер влияния в "третьем мире" под лозунгами пролетарского интернационализма, сплочения борцов за мир и т.п. Наряду с последовательными, реалистичными действиями по расширению советского блока и зоны влияния в странах "третьего мира", послевоенные амбиции Москвы иногда выходили за рамки трезвого расчета. Так, наиболее одиозным примером, трудно объяснимым с точки зрения здравого смысла, можно считать требования Сталина летом-осенью 1945 г., с самого начала обреченные на провал. Это требования об изменении режима Черноморских проливов, возвращении СССР Карского и Ардаганского округов, ставших турецкими в 1921 г., участии СССР в управлении Танжером (Марокко), а также заявления о заинтересованности в изменении политических режимов в Сирии, Ливане, ряде итальянских колоний в Африке. Вынужденный по требованию Сталина реализовывать эти абсурдные инициативы на международной арене В.М. Молотов впоследствии вспоминал: "Выступать с такими требованиями тогда было трудно [...]. Но попугать - попугали крепко".

Так или иначе, но к началу 1949 г. "социалистический лагерь" был идейно сплочен на основе подчинения и жесткой дисциплины. Во всех странах утвердились программы строительства социализма по советскому варианту, а их сотрудничество получило закрепление в рамках СЭВ. В Азиатско-тихоокеанском регионе возникли два коммунистических режима. Победоносно завершилась революция в Китае. Существенно возросло влияние СССР в странах "третьего мира". Меры, предпринимаемые США и их союзниками, были заявлены еще в фултонской речи Черчилля, требовалось только их международно-правовое оформление.

НАТО

4 апреля 1949 г. по инициативе США был подписан Североатлантический договор, определивший международно-правовую базу военно-политического союза проамериканского блока. Этот союз получил название Организации Североатлантического договора, или НАТО (от англ. North Atlantic Treaty Organization -

NATO ). В НАТО вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия, в 1952 г. Турция и Греция. В рамках НАТО было создано объединенное военное командование стран-участниц, что стало основой первого военного блока государств в послевоенном мире. Создание НАТО позволяет говорить о переходе конфронтации из идеологической и политической области в военную , что качественным образом меняло международную обстановку, вело к существенному обострению международной напряженности .

Германская проблема

Единственной сферой союзнических отношений в 1945-1949 гг. оставалось совместное управление Германией, поэтому именно в германском вопросе конфронтация проявилась наиболее остро. Советский Союз придерживался позиции территориальной целостности немецкого государства. Такая позиция была вызвана двумя основными факторами: угрозой реваншистских настроений в западных оккупационных зонах, располагавших богатым в экономическом отношении Рурским бассейном, и желанием получить от правительства единой Германии репарационные платежи в полном объеме. Как вспоминает В.М. Молотов, Сталин был практически уверен в победе немецких коммунистов

и не оставлял надежды распространить советское влияние на всю Германию.

В радикально изменившейся международной обстановке политика в германском вопросе стала для Запада главным способом противостояния. С 1 января 1947 г. начался процесс слияния оккупационных зон союзников: в течение 1947 г. было проведено объединение английской и американской зон, а летом 1948 г. к ним была присоединена французская зона. Реформа денежной системы в июне 1948 г. в Западной Германии и включение ее в сферу экономической помощи по "плану Маршалла" заложило экономическую основу раздела территории немецкого государства. Последней отчаянной попыткой давления на бывших союзников была экономическая блокада Западного Берлина (союзнических оккупационных секторов столицы Германии, находившейся целиком в советской зоне). Весной 1949 г. СССР пытался блокировать доставку продовольствия в Западный Берлин, но безуспешно - американцы доставляли все средства жизнеобеспечения населения воздушным путем. Без внимания осталось предложение Сталина снять блокаду Западного Берлина в обмен на отказ от идеи создания западногерманского государства.

23 мая 1949 г. было подписано соглашение между верховными комиссарами западных оккупационных зон о создании Федеративной Республики Германии со столицей в Бонне, принята Конституция и сформированы правительственные органы ФРГ. В качестве ответной меры в октябре 1949 г. в советской оккупационной зоне была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

Возрастание международной напряженности

Конфронтация двух систем делала открытое военное противостояние вполне реальным. Опасность этой тенденции усугублялась ядерным фактором. До 1949 г. единственной державой, обладавшей ядерным оружием были США, которые превратили его

в основное средство давления на СССР. Летом 1946 г. США внес на рассмотрение ООН план Баруха, в котором предлагалось учредить международную систему контроля над атомной энергией. Контролировать все виды деятельности (научно-исследовательскую и производственную), связанные с ядерной энергией, должна была специальная международная организация, реальное руководство которой оказывалось у США. В случае принятия плана Баруха возникала возможность закрепления монополии США на разработки

в области ядерной энергии. СССР выступил с контринициативой и внес на рассмотрение

ООН конвенцию по полному запрещению ядерного оружия, предложив не применять его ни при каких обстоятельствах, запретить его производство и хранение, уничтожить все его запасы. Контролировать соблюдение конвенции должен был Совет Безопасности ООН. План Баруха был отвергнут СССР, а конвенция по запрещению ядерного оружия - Соединенными Штатами. Обострение в международно-правовом плане вопроса об атомной энергии и ядерном оружии послужило началом эпохи "ядерной дипломатии" , гонки вооружений на международной арене.

США при подготовке своих военно-стратегических планов исходили из готовности применить против СССР ядерное оружие. Среди этих планов наибольшую известность получил план "Дропшот" (1949), где были намечены первоочередные цели ядерной бомбардировки городов Советского Союза.

Монополия США на ядерное оружие ставила СССР в довольно сложное положение и заставляла руководство страны проводить две основные линии. Первая, официальная линия сводилась к тому, чтобы, невзирая ни на какие сложности, создать советское ядерное оружие и ликвидировать ядерную монополию США. Усилия советского военнопромышленного комплекса увенчались успехом. В заявлении ТАСС от 25 сентября 1949 г. говорилось, что секрета атомной бомбы больше нет. Таким образом, ядерная монополия США была ликвидирована. Противостояние стало термоядерным.

Борьба за мир

Еще не обладая ядерным оружием, СССР активизировал вторую, пропагандистскую линию. Ее суть сводилась к тому, чтобы всячески демонстрировать желание договориться с США о запрещении и уничтожении ядерного оружия. Было ли это желание искренним? Считало ли советское руководство такие переговоры реальными? Вероятнее всего, нет. Важно другое - эта пропагандистская линия отвечала желанию советских людей жить в мире, а официальная пропаганда в данном случае совпала с движением сторонников мира как в СССР, так и за рубежом.

В 1947 г. по инициативе СССР была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН

с осуждением любой формы пропаганды, имеющей целью создать или усилить угрозу миру. На фоне широкого международного обсуждения угрозы мировой войны в августе 1948 г. по инициативе выдающихся ученых и деятелей культуры возникло международное движение сторонников мира, которое провело свой первый конгресс в апреле 1949 г. в Париже. В конгрессе приняли участие представители 72 стран, был создан Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира во главе с выдающимся французским физиком Ф. Жолио-Кюри, учреждены Международные премии мира. Это общественное движение абсолютно совпадало с официальной внешнеполитической линией Советского Союза, поэтому СССР оказывал движению сторонников мира постоянную помощь. Организованный характер оно приняло и внутри страны, соединившись со всей мощью советской пропагандистской машины - в августе 1949 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция сторонников мира и был создан Советский комитет защиты мира. Все взрослое население СССР (115,5 млн человек) поставило свои подписи под Стокгольмским воззванием, принятым в марте 1950 г. сессией Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира. В воззвании требовалось безусловное запрещение атомного оружия "как оружия устрашения и массового уничтожения людей". Подписавшие требовали "установления строгого международного контроля за исполнением этого решения", а применение атомного оружия первым против какой-либо страны объявлялось "преступлением против человечества". На официальном дипломатическом уровне в июне 1950 г. СССР заявил о готовности сотрудничать с законодательными органами других стран

принял Закон о защите мира, согласно которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества.

Война в Корее

Апогеем конфронтации стала война в Корее (25 июня 1950 г. - 28 июля 1953 г.), в ходе которой борьба между СССР и США за влияние в Азии перешла в открытое военное противостояние , грозившее перерасти в мировую войну. В Корейской войне Северная Корея (КНДР) воевала против проамериканской Южной Кореи. На стороне КНДР в боевых действиях участвовали китайские добровольцы, а с конца ноября 1950 г. - несколько советских авиадивизий на самолетах с корейскими опознавательными знаками, соединения ПВО. На стороне Южной Кореи воевали американцы под флагом ООН. Советское правительство оказывало КНДР военную и материальную помощь: снабжало корейскую армию танками, самолетами, боеприпасами, медикаментами. Несколько советских сухопутных дивизий было подготовлено к отправке в Корею. Военные действия проходили с переменным успехом. Наибольшую роль в военном отношении имел десант США в тылу северокорейской армии в сентябре 1950 г. и массированные бомбардировки столицы КНДР Пхеньяна в июле 1952 г. Тем не менее решающего стратегического преимущества ни одной из сторон добиться не удалось, и 28 июля 1953 г. в Корее установился мир, но страна осталась разделенной на два государства.

Внешнеполитическая обстановка и внутреннее положение в стране

Переход от изнурительной, тяжелейшей для Советского Союза войны 1941-1945 гг. практически без перерыва к конфронтации и "холодной войне" оказывал крайне тяжелое воздействие на внутреннюю обстановку . СССР наряду с США стал одним из центров биполярного мира, однако политический вес и амбиции страны-победительницы диаметрально расходились с ее экономическими возможностями. Ведение глобальной мировой политики в роли противовеса США поглощало все народно-хозяйственные ресурсы Советского Союза . Конфронтация на международной арене требовала все новых и новых средств, была губительна для разрушенной страны с огромной убыточной и милитаризованной экономикой. "Холодная война" поддерживала в обществе мобилизационный дух, человеческие и природные ресурсы страны по-прежнему приносились в жертву гонке вооружений. Идеологические шоры не позволяли руководству страны видеть роковой характер противостояния, крайне медленно приходило понимание того, что в ядерной гонке не может быть победителей.

25 апреля 1945 г. на конференции в Сан-Франциско с участием 50 государств была создана ООН. 2 сентября 1945 г. союзники вместе добились капитуляции Японии, после чего II мировую войну можно было считать законченной. В период борьбы с Японией, 6 и 9 августа 1945 г. США подвергли атомной бомбардировке японские города Хиросима и Нагасаки, хотя военной необходимости в том не было.

Но уже к концу войны обозначилось противостояние между СССР и союзниками по антигитлеровской коалиции. Главным стал вопрос о послевоенном переустройстве мира и сферах влияния в нём. Все гнули свою линию, росла напряжённость и непонимание, началась гонка вооружений. Против СССР союзники даже планировали войну, но испугались его боевой мощи. Окончательным поворотным событием стала речь английского премьер-министра Черчилля, произнесённая в США, в г. Фултон в марте 1946 г. Черчилль призвал весь мир, говорящий по-английски, объединиться против СССР. Американский президент Трумэн его поддержал. Началось противостояние, которое американский журналист Липпман в 1947 г. назвал «холодной войной».

СССР и США стремились активно распространять своё влияние на Европу. В Европе, которая была благодарна СССР за освобождение, распространялись идеи коммунизма. США срочно принимают план Маршалла – план оказания помощи послевоенной Европе за отказ от коммунизма. План Маршалла привёл к разделу мира на две противостоящие части – Восток и Запад. В сентябре 1949 г. Германия разделяется на западную часть – ФРГ и восточную – ГДР.

СССР надавил на ряд стран, и они отказались от помощи США. СССР берёт под своё крыло Венгрию, Румынию, Албанию, Болгарию, Югославию, Польшу, Чехословакию. Он оказывает этим странам огромную материальную поддержку и приводит к власти коммунистические правительства. Мир разделился на два лагеря – социалистический (во главе с СССР) и капиталистический (во главе с США).

Раздел мира был закреплён в международных организациях. В 1949 г. создан СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) социалистических стран. В апреле 1949 г. создан военно-политический блок западных стран – НАТО. В 1955 г. создана ОВД (Организация Варшавского договора) – военный блок социалистических стран.



Первые международные кризисы

В 1948 г., после решения США создать отдельное западногерманское государство – ФРГ, разразился Берлинский кризис. СССР заблокировал Западный Берлин (зону оккупации союзников), но Запад создал «воздушный мост», по которому почти год снабжал его всем необходимым. Этот кризис поставил мир на грань новой войны и привёл к окончательному разделу Германии.

После разгрома Японии её бывшая колония Корея была поделена по 38 параллели на две зоны оккупации, советскую и американскую. На севере утвердилось коммунистическое правительство Ким Ир Сена, а на юге – проамериканское правительство диктатора Ли Сын Мина. Эти правительства начинают войну за распространение своего влияния на всю Корею. США, СССР и Китай были втянуты в военные действия. Американцы хотели сбросить атомную бомбу на Китай, но не решились. В 1953 г. было подписано перемирие. Страна оказалась разделённой, а в мире ускорилась гонка вооружений.

Тема: СССР в послевоенные годы 1945-1953 гг.

1. Восстановление страны

2. Укрепление личной власти Сталина

3. Борьба за власть после смерти Сталина

Восстановление страны

Материальные в войне потери были очень велики. СССР потерял треть своего национального богатства. Пятилетка 1946-1950 г. стала планом восстановления и развития народного хозяйства. Проблема технического перевооружения промышленности решалась за счёт вывоза оборудования с германских и японских предприятий. Строились ГЭС, ГРЭС, развивалось дорожно-транспортное строительство. Успехи были в чёрной металлургии, добыче нефти, газа, машиностроении. На предприятиях не хватало рабочих рук и их вербовали в деревне. Необходимость укреплять обороноспособность вновь поставила во главу угла ВПК. Локомотивом, который тащил всю экономику, стало создание ядерного комплекса. Это были высокие технологии и сюда вкладывались большие деньги. В 1949 г. СССР получил ядерное оружие.

Сельское хозяйство после войны было в глубоком кризисе. Из-за нехватки продовольствия в стране крестьян обязывали сдавать всё больше зерна. Иногда приходилось отдавать даже семенной хлеб. Посевные площади сократились, рабочих рук не хватало. Техника была изношена. Росло недовольство крестьян.

Большинство населения находилось в бедственном положении. Введена карточная система снабжения. В 1947 г. провели реформу по обмену денег 10:1, после которой количество денег у населения уменьшилось. Вскоре правительство несколько раз провело снижение цен на продукты массового потребления и отменило карточную систему. Положение горожан несколько улучшилось.

После второй мировой войны сложился международный по-рядок, отличавшийся двумя существенными особенностями.

Во-первых, это уже упоминавшееся достаточно четкое разде-ление мира на две социально-политические системы, которые находились в состоянии перманентной «холодной войны» друг с другом, взаимных угроз и гонки вооружений. Раскол мира нашел свое отражение в постоянном усилении военной мощи двух сверх-держав — США и СССР, он институализировался в противосто-ящих друг другу двух военно-политических (НАТО и ОВД) и по-литико-экономических (БЭС и СЭВ) союзах и прошел не только по «центру», но по «периферии» международной системы.

Во-вторых, это образование Организации Объединенных На-ций и ее специализированных учреждений и все более настойчи-вые попытки регулирования международных отношений и со-вершенствования международного права. Образование ООН от-вечало объективной потребности создания управляемого между-народного порядка и стало началом формирования международ-ного сообщества как субъекта управления им. Вместе с тем, вслед-ствие ограниченности своих полномочий, ООН не могла выпол-нить возлагаемой на нее роли инструмента по поддержанию мира и безопасности, международной стабильности и сотрудничества между народами. В результате сложившийся международный порядок проявлялся в своих основных измерениях как противоре-чивый и неустойчивый, вызывая все более обоснованную озабо-ченность мирового общественного мнения.

Опираясь на анализ С. Хоффманна, рассмотрим основные из-мерения послевоенного международного порядка.

Так, горизонтальное измерение послевоенного международ-ного порядка характеризуют следующие особенности.

1. Децентрализация (но не уменьшение) насилия. Стабиль-ность на центральном и глобальном уровнях, поддерживаемая взаимным устрашением сверхдержав, не исключала нестабиль-ности на региональных и субрегиональных уровнях (региональ-ные конфликты, локальные войны между «третьими странами», войны с открытым участием одной из сверхдержав при более или менее опосредованной поддержке другой из них противополож-ной стороны и т.п.).

2. Фрагментация глобальной международной системы и реги-ональных подсистем, на уровне которых выход из конфликтов зависит каждый раз гораздо больше от равновесия сил в регионе и чисто внутренних факторов, касающихся участников конфлик-тов, чем от стратегического ядерного равновесия.

3. Невозможность прямых военных столкновений между сверх-державами. Однако их место заняли «кризисы», причиной кото-рых становятся либо действия одной из них в регионе, рассматриваемой как зона ее жизненных интересов (Карибский кризис 1962 г .), либо региональные войны между «третьими странами» в регионах, рассматриваемых как стратегически важные обеими сверхдержавами (Ближневосточный кризис 1973 г.).


4. Возможность переговоров между сверхдержавами и возглав-ляемыми ими военными блоками с целью преодоления создав-шегося положения, появившаяся в результате стабильности на стратегическом уровне, общей заинтересованности международ-ного сообщества в ликвидации угрозы разрушительного ядерного конфликта и разорительной гонки вооружений. В то же время эти переговоры в условиях существующего международного по-рядка могли привести лишь к ограниченным результатам.

5. Стремление каждой из сверхдержав к односторонним пре-имуществам на периферии глобального равновесия при одновре-менном взаимном согласии на сохранение раздела мира на «сфе-ры влияния» каждой из них.

Что касается вертикального измерения международного по-рядка, то, несмотря на огромный разрыв, существовавший между мощью сверхдержав и всего остального мира, их давление на «третьи страны» имело пределы, и глобальная иерархия не стано-вилась большей, чем прежде. Во-первых, всегда сохранялась су-ществовавшая в любой биполярной системе возможность контр-давления на сверхдержаву со стороны ее более слабого в военном отношении «клиента». Во-вторых, произошел крах колониаль-ных империй и возникли новые государства, суверенитет и права которых защищаются ООН и региональными организациями типа ЛАГ, ОАЕ, АСЕАН и др. В-третьих, в международном сообщест-ве формируются и получают быстрое распространение новые мо-ральные ценности либерально-демократического содержания, в основе которых — осуждение насилия, особенно по отношению к слаборазвитым государствам, чувство постимперской вины (зна-менитый «вьетнамский синдром» в США) и т.п. В-четвертых, «чрезмерное» давление одной из сверхдержав на «третьи стра-ны», вмешательство в их дела создавали угрозу усиления проти-водействия со стороны другой сверхдержавы и негативных по-следствий в результате противостояния между обоими блоками. Наконец, в-пятых, указанная выше фрагментация международ-ной системы оставляла возможность претензий определенных государств (их режимов) на роль региональных квазисверхдержав с относительно широкой свободой маневра (например, режим Индонезии в период правления Сукарно, режимы Сирии и Изра-иля на Ближнем Востоке, ЮАР — в южной Африке и т.п.).

Для функционального измерения послевоенного международ-ного порядка характерно прежде всего выдвижение на передний план деятельности государств и правительств на международной арене экономических мероприятий. Основой этого явились глу-бокие экономические и социальные изменения в мире и повсе-местное стремление людей к росту материального благосостоя-ния, к достойным XX века условиям человеческого существова-ния. Научно-техническая революция сделала отличительной чер-той описываемого периода деятельность на мировой арене в ка-честве равноправных международных акторов неправительствен-ных транснациональных организаций и объединений. Наконец, в силу ряда объективных причин (не последнее место среди них занимают стремления людей к повышению своего уровня жизни и выдвижение на передний план в международных стратегичес-ко-дипломатических усилиях государств экономических целей, до-стижение которых не может быть обеспечено автаркией), замет-но возрастает взаимозависимость различных частей мира.

Однако на уровне идеологического измерения международ-ного порядка периода холодной войны эта взаимозависимость не получает адекватного отражения. Противопоставление «социалис-тических ценностей и идеалов» «капиталистическим», с одной стороны, устоев и образа жизни «свободного мира» «империи зла», — с другой, достигли к середине 80-х годов состояния психологи-ческой войны между двумя общественно-политическими систе-мами, между СССР и США И хотя путем использования силы на региональных и субре-гиональных уровнях, ограничения возможностей «средних» и «малых* государств сверхдержавам удавалось сохранять глобаль-ную безопасность и тем самым контролировать сложившийся после второй мировой войны международный порядок, изменения, про-исходящие в сфере международных отношений, делали все более очевидным тот факт, что уже к 80-м годам он превратился в тор-моз общественного развития, опасное препятствие на его пути.

Тяжелым бременем для человечества стала вызванная проти-воборством двух систем гонка вооружений. Так, в середине 80-х годов на вооружение ушло около 6% мирового валового продук-та. Военные программы повлекли за собой огромный расход топ* лива, энергии, редкого сырья. Реализация этих программ приос-тановила либо замедлила использование для невоенных нужд множества научных открытий и новейших технологий (7). По дан-ным Стокгольмского международного института мира (SIPRI) в середине 80-х годов более половины ученых и технической ин-теллигенции планеты работали над созданием средств и методов разрушения, а не созидания материальных ценностей. Военные расходы оценивались в 1000 млрд. долларов в год или свыше 2 млн. в минуту (8). В то же время около 80 млн. человек в мире жили в абсолютной нищете, а из 500 млн. голодающих 50 млн. (половина которых — дети) ежегодно умирали от истощения (см.:там же, р. 79—80).

Если для мировой экономики непомерное бремя военных рас-ходов стало причиной стагнации и экономического дисбаланса, то еще более тяжелыми были его последствия для «третьего мира». Так, каждое вызванное гонкой вооружений повышение США своего ссудного процента на единицу добавляло 2 млрд. долларов к долгу развивающихся стран. Одним из самых опасных послед-ствий и аспектов проблемы стал рост военных расходов стран «третьего мира», испытывающих острый недостаток средств для медицинского обслуживания и продовольственного обеспечения населения. Достигнув ежегодной суммы в 140 млрд. долларов к 1980 г., эти расходы утроились в реальных ценах между 1962-* 1971 и 1972— 1981 годами. Во многих развивающихся странах на военные цели выделялось до 45% национального бюджета (см.: там же). Возрастающее бремя военных расходов стало непосиль-ным и для СССР, сыграв едва ли не решающую роль в крушении его экономики.

В целом же, в истории человечества создалась принципиаль-но новая ситуация, когда накопленного им прежде опыта нахож-дения оптимальных путей общественного развития уже недоста-точно, когда возникла острая необходимость в нетривиальных подходах, порывающих с привычными, но более не отвечающими действительности стереотипами. Беспрецедентные вызовы, с которыми столкнулось человечество, потребовали соответствую-щих их масштабам изменений в области международных отно-шений. Первостепенную важность для судеб цивилизации полу-чило широкое осознание уже отмечавшегося ранее некоторыми учеными того факта, что современный мир представляет собой неделимую целостность, единую взаимозависимую систему. Но-вое значение приобрел вопрос о войне и мире — пришло пони-мание всеми, причастными к принятию политических решений того, что в ядерной войне не может быть победителей и побеж-денных и что войну уже нельзя рассматривать как продолжение политики, ибо возможность применения ядерного оружия делает вполне вероятной гибель человеческой цивилизации.

2. Биполярный мир в 50-90 годы ХХ века

Пятидесятые годы – это то десятилетие «холодной» войны, когда мир фактически находился в тени двух сверхдержав, обладающих ядерным оружием. Его испытания наносили непоправимый вред окружающей среде, вызывали раковые заболевания у людей, но в то время мало кто об этом знал. Обеими странами проводились испытания межконтинентальных ракет, хотя в этом плане СССР немного отставал. В середине 50-х годов наступила новая эра и в отношениях СССР и США, и в мировой истории, суть которой сконцентрирована в трех словах: гарантированное взаимное уничтожение. Преобладающим в советско-американских отношениях стал тот факт, что обмен ядерными ударами уничтожил бы обе противоборствующие стороны, огромный арсенал ядерного оружия делал войну невозможной. Но, к великому сожалению, это не относилось к войнам между малыми нациями.

Через три месяца после вступления американских войск в Корею верховным главнокомандующим североатлантического союза был назначен Дуайт Эйзенхауэр, а уже 20 января 1953 года он стал президентом Соединенных Штатов. Получив в «наследство» «холодную» войну в Европе и «горячую» в Корее, Эйзенхауэр первостепенной задачей поставил окончание Корейской войны, истощавшей людские и материальные ресурсы воюющих сторон. В это время советские летчики и зенитчики прикрывали наземные войска и стратегические объекты, города Китая и Кореи от массированных налетов американской авиации. Переговоры о мире начались еще в 1951 году (в Кессоне и Панмуньужоне), но не увенчались успехом, поскольку северокорейские и китайские военнопленные не хотели возвращаться домой из лагерей ООН. Заняв пост президента, Эйзенхауэр в январе 1953 года предъявляет ультиматум Мао Цзэдуну: либо он немедленно прекращает войну, либо США переносят военные действия на территорию Китая и применяют атомное оружие. 5 марта умер Сталин, и 27 июля 1953 года было подписано соглашение об окончании войны, но оно не решило проблемы объединения Кореи, а, напротив, усугубило ее: несмотря на протесты Сингмана Ри, Корея была разделена на две части на условиях Южной. Более того, 10 октября администрация Эйзенхауэра подписала договор о безопасности с Южной Кореей, предполагавший совместную оборону в случае повторного нападения севера и экономическую помощь для восстановления Корейской Республики. После смерти Иосифа Виссарионовича американцы видели две перспективы развития отношений с СССР: либо им удастся сблизиться, либо, если политика СССР «лишь смягчится, но будет носить тот же захватнический характер», кризис усугубится.

В СССР в это время, за неимением официальных преемников «вождя народов», велась тайная борьба за власть, в которой, как ни странно, большую роль играло высшее военное командование, некогда тщательно контролировавшееся партийной верхушкой. Маленков стал главой правительства, а Хрущев – секретарем ЦК. Первым результатом такой борьбы стал арест Берии прямо на заседании Политбюро, которого втайне осудили и расстреляли («Кухня» Политбюро оставалась тайной вплоть до времен Горбачева). Шаг за шагом партия восстанавливала свое былое превосходство, в том числе заявлением об отклонении сталинского режима от ленинских норм и осуждении Сталина в докладах Хрущева. Во внешней политике советское руководство стремилось придерживаться умеренного поведения, дабы не допустить расширения пропасти между СССР и Западом, сократить военные расходы, причем нельзя было дать понять мировой общественности, что Советский Союз действует с позиции слабости. Он также всячески стремился показать свою заинтересованность в окончании Корейской войны и в прекращении совместной оккупации Австрии (15 мая 1955 года был подписан мир, и из Австрии ушли войска СССР), однако не собирался выводить свои войска из Восточной Европы (жесткое подавление берлинских беспорядков). Были восстановлены дипломатические отношения с Израилем, Грецией и даже с Иосипом Броз Тито.

Весной 1954 года Советский Союз, Великобритания, Франция и Китай приняли участие в Женевской конференции, на которой было достигнуто соглашение по поводу войны в Индокитае. Через год там же произошла встреча стран «большой четверки» - СССР, США, Франция, Великобритания, на которой, хотя и не получилось договориться о разоружении или другой какой-либо проблеме, между Эйзенхауэром и Хрущевым установились дружелюбные отношения.

Это дало повод думать, что конец «холодной войны» совсем близок. К тому же, путешествие Хрущева и Булганина (заменившего на посту премьера Маленкова) в Индию, Бирму и Афганистан укрепило отношения с этими странами, так как им оказывалась экономическая, а Афганистану и военная, помощь; СССР сблизился с Китаем, Югославией, странами Юго-Восточной Азии, «третьего мира», предоставлялась военная помощь Египту.

Однако в этом же году после присоединения к НАТО ФРГ, в котором лидеры СССР видели прямую антисоветскую направленность, появился военно-политический союз – ОВД, в который вошли Венгрия, Болгария, Албания (в 1962 году отказалась от участия), Польша, Румыния, Чехословакия, ГДР и СССР. Германия еще долгое время оставалась одной из самых горячих точек мира. США не хотели признавать ГДР, что советские лидеры считали поощрением тех, кто вынашивал идею реванша и объединения немецкого государства. В связи с этим в августе 1961 года за одну ночь была воздвигнута стена, изолировавшая Западный Берлин от остальной части ГДР, в результате чего Германия оказалась окончательно разделенной.

Возможность улучшения советско-американских отношений продемонстрировал визит Хрущева в США с 15 по 27 сентября 1959 года так сказать «по высшему разряду». Он и Эйзенхауэр отмечали, что гонка вооружений требует колоссальных расходов и порождает большую опасность, и, следовательно, необходимо ограничить вооружения. Ответного визита президента США не последовало в связи с инцидентом сбитого 1 мая 1960 года в районе Свердловска американского самолета-разведчика У-2 и убило все надежды на мирные отношения.

В ноябре 1960 года на президентских выборах в США победил демократ Джон Кеннеди. При нем расходы на вооружение были увеличены, и произошел разрыв дипломатических отношений с Кубой, в которой в начале 1959 года Фидель Кастро сверг Батисту и установил контроль над Гаваной, объявив себя лидером страны. Тогда Кубинская коммунистическая партия была легализована, а соратники Кастро – коммунисты Че Гевара и Антонио Хименес вошли в состав правительства.

В июне 1962 года в Москве был подписан секретный договор о размещении на Кубе атомного оружия. Советский Союз принял решение оказать маленькой стране всестороннюю поддержку: политическую, экономическую и военную. С июля началась подготовка крупной операции под кодовым названием «Анадырь» по развертыванию в предельной близости от США группы войск, способной вести бои на удалении 11 тысяч километров от баз без снабжения. Первые боевые подразделения прибыли на Кубу в начале августа, затем началась переброска ядерных зарядов. Период с 14 по 27 октября стал апогеем кризиса. 14 числа разведывательный американский самолет У-2 обнаружил на Кубе стартовые площадки для запуска баллистических ракет средней дальности, на что США ответили блокадой Кубы и подготовкой военного вторжения (22 октября Кеннеди с этим заявлением выступил по телевидению). День 27 октября мог закончиться ядерной катастрофой – над Кубой был сбит У-2. в ночь с 29 на 30 октября президент США отдал приказ разбомбить советские ракетные установки и кубинские военные базы, после чего захватить остров.

Перед угрозой ядерной войны СССР убрал свои ракеты с территории Кубы, а Вашингтон пообещал не предпринимать попыток вторжения на остров, удерживать от этого своих союзников и убрать свои ракеты с территории Турции. Вывоз советских ракет осуществлялся без предварительного согласования этого решения с Ф. Кастро, поэтому реакция последнего на «капитулянтство» Хрущева была вулканической. Необычайно сложные переговоры с американской и кубинской стороной пришлось вести А. Микояну. В результате 20 ноября 1962 года Кеннеди объявил о прекращении блокады Кубы – Карибский кризис удалось разрешить.

В том же году завершился раскол в советско-китайских отношениях. Некоторое время научно-техническое и экономическое сотрудничество этих стран шло по нарастающей, после чего внутреннее развитие и внешняя политика разошлись. С января 1956 по февраль 1959 года СССР обязался помогать Китаю и строительству крупных промышленных предприятий. Кроме того, 15 мая 1957 года Советский Союз заключил с КНР договор о предоставлении ей атомной бомбы с технической документацией для организации соответствующего производства.

Конфликт зародился во время ХХ съезда КПСС, взявшего курс на разрядку международной напряженности, налаживание делового сотрудничества с Западом, предотвращение мировой войны, демократизацию жизни общества и отказ от стимулирования мировой революции. Особое возмущение у Пекина вызывали формы разоблачения культа личности Сталина. Китайский лидер отмечал, что не следует бояться войны, поскольку она «более выгодна нам и менее выгодна Западу», «большая революция не может обойтись без революционной войны». На установку на Кубе советских ракет Китай отреагировал как на реализацию своей линии, но при «капитуляции» Пекин продемонстрировал готовность сражаться до последнего американца и до последнего русского.

После подписания в Москве исторического договора от 5 августа 1963 года между СССР, США и Великобританией о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космическом пространстве Китай в октябре 1964 года взорвал свою первую атомную бомбу (только через 20 лет Пекин присоединился к этому договору, который вступал в силу в 1970 году). Помимо всего прочего, КНР выдвинула к СССР территориальные претензии, что послужило благодатной почвой для нарастания напряженности на границе и вооруженного конфликта в конце 60-х годов.

Последней дипломатической акцией, возглавляемой Хрущевым, было выступление в защиту Кубы с заявлением от 10 августа 1964 года. Это произошло после того, как ОАГ под напором США обвинила правительство Острова свободы в агрессии, вмешательстве в дела другого государства и потребовала всех членов ОАГ порвать дипломатические связи с Ф. Кастро.

22 ноября 1963 года в Далласе, штат Техас, был застрелен Джон Кеннеди, которого на его посту сменил вице-президент Линдон Джонсон. В период его правления основным событием было вмешательство США во Вьетнамскую войну, в которой оказывали всестороннюю поддержку войскам Южного Вьетнама, направленную против северовьетнамских коммунистов.

Эта война забирала у Соединенных Штатов много материальных и людских сил. На волне массового выступления против войны и внутриполитических проблем новым президентом стал Ричард Никсон, основной свое целью считавший снятие напряжения в международных отношениях. Он намеревался в корне изменить американскую тактику в войне: теперь главный удар следовало направить на базы снабжения вьетконговцев, расположенные в Камбодже и Лаосе, авиация должна была разрушить коммуникации, по которым в ДРВ поступало оружие из СССР и Китая. Война прервалась Парижским мирным договором от 27 января 1973 года, предоставившим Южному Вьетнаму право самому решать свою судьбу и гарантировавшим вывод американских войск. Через два года коммунисты нарушили договор и возобновили войну, которая была подавлена контратакой сайгоновских войск. По завершении войны во Вьетнаме в 1973 году Никсон нормализовал отношения с СССР и Китаем, для чего посетил Москву и Пекин.

Поиск компромиссов с СССР выражался в подписании важных договоров по обоюдному согласию. Так, в январе 1967 года, был принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, в апреле 1968 года – Соглашение о спасении космонавтов и Договор о нераспространении ядерного оружия, в 1973 году – Соглашение о предотвращении ядерной войны. Их результатом является советско-американский космический эксперимент в июле 1975 года. Особо продуктивными в отношениях США и СССР явились встречи на высшем уровне.

Первая встреча состоялась в мае 1972 года в Москве между президентом Никсоном и сменившим Хрущева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС еще в 1964 году Леонидом Брежневым. Наиважнейшим элементом упрочнения двусторонних связей являлось расширение торгово-экономических отношений, а также программа сотрудничества в области культуры, науки и техники. Стороны заявили, что «не претендуют сами и не признают чьих бы то ни было притязаний на какие-либо особые права или преимущества в мировых делах».

Контакты на высшем уровне стали традиционными и были призваны стабилизировать международную обстановку. В результате договоров 1972-1974 годов США стали вторыми торговыми партнерами СССР, но высокие таможенные пошлины, дискриминационные торгово-кредитные санкции и военное обострение на международной арене к концу 70-х годов свели товарооборот СССР и США практически к нулю. В 1975 году форум в Хельсинки положил начало встречам руководителей 33 стран Европы, а также США и Канады, призванным быть основой укрепления мира, взаимного доверия и безопасности. Также улучшению добрососедских отношений помогли декларация «За новые рубежи в международной разрядке, за укрепление безопасности и развитие сотрудничества в Европе» 1976 года и Московская декларация 1978 года, принятые членами ОВД.

После скандала в предвыборной кампании 1972 года, несмотря на переизбрание на второй срок, 8 августа 1974 года Ричард Никсон подал в отставку, и президентом стал Джералд Форд. Спустя два года он проиграл демократу Джимми Картеру, который вступил на должность в 1977 году. Ему не удалось наладить отношения с СССР, поскольку Брежнев активно поддерживал тоталитарные режимы в Африке и развязал войну в Афганистане.

27 апреля 1978 года афганские коммунисты организовали военный переворот, убив главу государства Дауда. После этого в страну прибыло множество советских военных и гражданских советников, практически подчинивших Афганистан Москве. Вскоре сопротивление навязанному режиму вылилось в открытую войну между сторонниками Москвы и моджахедами (бойцами исламской оппозиции). Ввод советских войск в Афганистан в конце 1979 года резко изменил отношение мира к СССР: многие прежние договоренности так и остались на бумаге, а Олимпиада-80 прошла в обстановке бойкота со стороны многих стран Запада.

Международная обстановка стала приобретать черты конфронтации. В этих условиях в американских выборах победил сторонник жестких мер по отношению к СССР Рональд Рейган, называвший Советский Союз «империей зла». В США стали разрабатываться планы СОИ – стратегической оборонной инициативы, предусматривающей создание ядерного щита в космосе («планы космических войн»). Декабрьская сессия совета НАТО 1979 года решила разместить с ноября 1983 года в Европе новых американских ядерных ракет средней дальности. В этих условиях СССР разместил в Чехословакии и ГДР ракеты среднего радиуса действия, в ответ НАТО стал размещать такие же ракеты в Европе, а также крылатые ракеты. Дабы предотвратить дальнейшую эскалацию напряженности, Кремль предложил пойти на уступки, сократить присутствие атомного оружия в Европе, одновременно с этим регулируя афганский вопрос. Советский Союз хотел решить проблему путем привлечения к переговорам пакистанской стороны, что, сняв напряжение на афгано-пакистанской границе, позволило бы вывести его войска. Однако инцидент 1 сентября 1983 года со сбитым южнокорейским пассажирским лайнером привел к сворачиванию переговорного процесса.

Встреча в верхах в Женеве в 1985 году между Рейганом и уже Горбачевым завершилась мало к чему обязывающей Декларацией о недопустимости ядерной войны; в том же русле было оформлено Заявление советского правительства от 15 января 1986 года с программой ядерного разоружения, призывавшее и другие страны. В 1986 году на XXVII съезде КПСС была откорректирована политика в Афганистане: произведена замена руководства страны, провозглашен курс на примирение, чтобы вывести свои войска с территории соседнего государства.

В том же году состоялась встреча глав США и СССР в Рейкьявике, обозначившая новое начало внешнеполитического курса Советского Союза. Горбачев предложил Рейгану уничтожить все ракеты средней дальности, причем первый пошел на большие уступки, нежели другой. Несмотря на это, подобное заявление имело огромный резонанс: в 1987 году страны ОВД выработали одностороннюю оборонительную доктрину по сокращению вооружений до разумных пределов. На третьей встрече Горбачева и Рейгана в Вашингтоне 8 декабря 1987 года стороны подписали договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, что послужило поводом к общему снижению напряженности и началу разоружения. Уже 15 февраля 1988 года Советский Союз приступил к выводу войск из Афганистана. В мае – июне 1989 года Горбачев посетил КНР, в результате чего СССР пошел на изменение границ по фарватеру пограничных рек. Однако главными событиями 1989 года стали перемены в Восточной Европе, где правительства большинства стран были свергнуты. В декабре 1989 года на Мальте состоялась встреча Горбачева и нового президента США Джорджа Буша. Во время переговоров было намечено сократить наступательные вооружения на 50 %, а также сократить численность войск в Европе и химического оружия. На встрече с канцлером ФРГ Колем в Москве в феврале 1990 года Горбачев согласился с возможным воссоединением Германии, но не был оговорен выход ФРГ из НАТО. 3 октября 1990 года ГДР прекратила свое существование.

В 1990 году Горбачев получил Нобелевскую премию мира, на что реакция в стране была двойственной: с одной стороны, в 1989 закончилась афганская война, снижалась опасность нового конфликта, но с другой – СССР терял свои позиции в мире. Внутриполитический кризис Советского Союза в 1990-1991 годах ослаблял его внешнеполитический престиж. Наиболее значительным документом этого времени стал Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанный представителями США и СССР в июле 1991 года в Москве, предусматривающий сокращение различных видов наступательного оружия.

Распад СССР и образование СНГ положили начало новой, российской внешней политики. Победа США в войне в Персидском заливе значительно укрепила авторитет нового президента. Кроме того, после краха международной коммунистической системы и развала СССР Соединенные Штаты стали единственной супердержавой в мире.

40-50-е годы в его душе уже зрел конфликт, который со временем приведет Фадеева к самоубийству. Таким образом, летом 1947 г. в связи с началом «холодной войны» советские пропагандисты начали активно внедрять в общественное сознание образ внешнего врага в лице США, Великобритании, Запада в целом, а также начали поиск людей, которые могли бы олицетворять образ внутреннего врага. 2.4 Второй этап...

... (включая Гонконг и Тайвань), Индии, Индонезии, Южной Кореи, Мексики, Бразилии, Аргентины, Польши, Турции и Южной Африки. Третьей целеполагающей установкой современной внешнеполитической стратегии США (наряду с обеспечением безопасности и процветания страны) является продвижение демократии в мире. Хотя тяга к демократическому переустройству мира по американскому подобию издавна является одной из...