Это был классический дорический периптер (отношение колонн 6 к 13), построенный из твердой породы известняка (ракушечника). Пропорции храма отличались строгостью и ясностью. Их суровость смягчалась праздничной по своему характеру окраской. Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах. Метопы наружного фриза, как и в большинстве храмов ранней классики, были лишены скульптурных украшений. 3а наружной колоннадой над портиками были помещены скульптурные композиции, по шесть на каждом фризе. Сюжеты этих рельефов были тесно связаны с общественным назначением храма, бывшего центром обширного архитектурного ансамбля Олимпии - священного центра общеэллинских спортивных состязаний. На фронтонах были изображены легендарное состязание на колесницах Пелопса и Эномая и битва греков (лапифов) с кентаврами, на метопах - подвиги Геракла. Внутри храма с середины 5 в. до н.э. помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия.

Слайд 2


Текст слайда:

Некоторые греческие храмы, действительно, напоминают большие дворцовые залы.
Но ранние храмы больше походят на скромные сокровищницы. Тем более, что в храмах традиционно хранились немалые сокровища.

Классический греческий храм формировался на протяжении нескольких веков из формы дворцового зала микенских царей.

Слайд 3


Текст слайда:

Культовая статуя божества с алтарем.
Наос (греч. «naos» - корабль) – внутреннее помещение, святилище.
Пронаос (греч. «pronaos» - предзал) – открытое помещение перед наосом.
Опистодом (греч. «opiste» - находящийся сзади) – помещение за святилищем для хранения реликвий.
Стереобат – ступенчатое основание храма.

Основные части греческого храма.

Слайд 4


Текст слайда:

Слайд 5


Текст слайда:

Постепенно в храмах увеличивалось число колонн.
Сначала появилось четыре колонны с одной стороны.
Такой храм называют «простиль».

Слайд 6


Текст слайда:

Затем колонны появились и с другого края стилобата.
Такой храм называется «амфипростиль».

Слайд 7


Текст слайда:

Греч. «peripteron» - окруженный колоннами.

Наконец, в «классическом периптере» колонны обступили храм со всех сторон.

Слайд 8


Текст слайда:

Таким мы видим Парфенон

Так выглядел бы Парфенон, если бы все его линии были строго горизонтальны и вертикальны

Так Парфенон построен. Его колонны наклонены внутрь, а горизонтальные линии слегка выгнуты кверху.

Часто колонны периптеров специально наклоняли, чтобы создать иллюзию прямых линий.

Архитектура Древней Греции Храм Геры (Посейдона) в Пестуме. Вторая четверть 5 в. до н.э. Храм Геры (Посейдона) в Пестуме «Человек – мера всех вещей».

  • Феодор Фокийский Храм Афины в Дельфах
Греческий ордер
  • Ордер - система рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них.
Главными частями греческого ордера являются:
  • 1) основание храма – стереобат ;
  • 2) верхняя часть стереобата – стилобат ;
  • 3) вертикальные опоры, возвышающиеся на стилобате – колонны ;
  • 4) верхняя часть колонны – капитель («голова» колонны);
  • 5) верхняя часть здания, опиравшаяся на колонны, получила название антаблемент. Он состоит из архитрава (балки, которая лежат на колоннах), фриза и карниза ;
  • 6) треугольное завершение двускатной крыши – фронтон.
  • Сокровищница афинян в Дельфах, построена в честь богини победы Нике
Особенности дорического ордера
  • Дорическая колонна коренастая и приземистая, у нее нет базы, основания; она резко сужается кверху.
  • Ее ствол по вертикали разделен неглубокими широкими желобками – каннелюрами , имеющими острые грани.
  • Приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имел припухлость (энтазис ).
  • Верхняя часть колонны – капитель – представляет собой сплюнутую «подушку» - эхин и четырехугольную плиту – абак .
  • Фриз обработан чередующимися вертикальными планками – триглифами и квадратными плитами между ними - метопами , украшенными рельефами.
Дорический ордер Храм Геры в Пестуме. Дорический ордер Особенности ионического ордера
  • Тонкие, высоки колонны; они не могли стоять прямо на каменных ступенях, им нужна подставка – база, похожая на точеную подставку шахматной фигуры.
  • Каннелюры колонн более глубоки, отделяются не острыми гранями, а тонкими плоскостями; каждая каннелюра заканчивается закруглениями сверху и снизу.
  • Капитель колонны – два завитка спирали – волюты .
  • Архитрав ионического ордера состоит из трех горизонтальных полос; вдоль всего храма сплошной лентой идет фриз, украшенный рельефом.
  • Ионический ордер
Храм Ники. Ионический ордер Эрехтейон. Портик Кариатид на Акрополе Особенности ионического ордера
  • По пропорциям этот ордер совпадает с ионическим, но отличается более высокой капителью, декорированной листьями аканфа – ядовитого растения.
  • Функция опоры в ней полностью замаскирована декоративным букетом, поэтому именно коринфский ордер используется в декоративных целях.
Коринфский ордер Храм Аполлона в Эфесе. Коринфский ордер Планировочная структура храма
  • В основе лежал жилой дом типа мегарон , где очаг был заменен статуей божества.
  • Это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план с двускатной крышей и небольшим внутренним пространством.
  • Внутреннее пространство состояло из центральной части, или святилища (цела , или наос ), где стояла статуя божества, и передней части – портика (пронаос ).
  • Иногда на западной стороне храма располагалось помещение для хранения даров (опистодом ).
  • Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным (разделялось внутренними колоннами на 3 продольные части – нефы ). В среднем нефе помещалась фигура бога.
Типы храмов в Древней Греции:
  • а) «Храм в антах» - небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен – антами (анты – выступающие стены), между которыми ставились 1-2 колонны.
  • б) Простиль (греч. Pro – впереди; stylos – колонна) - прямоугольное здание с одним рядом колонн на главном фасаде.
  • в) Периптер – прямоугольное здание, с 4-х сторон обрамленное колоннадой.
  • г) Диптер – прямоугольное здание, с 4-х сторон окруженное двумя рядами колонн.
  • д) Моноптер – круглый в плане храм, состоявший из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей.
Храм Ники. Ионический ордер
  • Простиль
Иктин и Калликрат. Парфенон. Афины
  • Периптер
Феодор Фокийский. Храм Афины в Дельфах
  • Моноптер

«Архитектура Древней Греции» – презентация, которая познакомит с истоками европейской архитектуры, с тремя основными ордерами и выдающимися памятниками древнегреческой архитектуры. Кроме иллюстраций, презентация содержит видео, которое увидеть можно только в программе PowerPoint.

Архитектура Древней Греции

«Архитектура Древней Греции» – одна из важнейших тем в курсе мировой художественной культуры, так как по-настоящему понять огромное количество прекрасных памятников европейской архитектуры, насладиться их красотой в полной мере можно лишь тогда, когда знаешь основы этого искусства, возникновение которого связано с Древней Грецией.

Очень важно познакомить учащихся с тремя архитектурными ордерами: дорическим, ионическим, коринфским. Ребята должны запомнить из каких элементов состоит колонна, чем отличается капитель дорической колонны от капители ионической или коринфской.

Прогуливаясь по улицам городов Европы, России мы встречаем множество зданий, созданных с использованием форм, рождённых в Древней Греции. Одно из моих любимых занятий – прогулки с фотоаппаратом по московским улицам и переулкам. Коллаж, который я представляю вашему вниманию, составлен из моих фотографий, сделанных во время таких прогулок. Было бы неплохо организовать экскурсию для учащихся по родному городу с целью обнаружить элементы античного ордера в зданиях, мимо которых они проходили когда-то, не обращая на них внимания. Такие здания можно увидеть на улицах многих городов России.

Античный ордер в Москве

В качестве домашнего задания ребятам я бы предложила на выбор: создать проект храма для одного из греческих богов или богинь (это может быть рисунок, макет, аппликация), презентацию об одном из античных памятников архитектуры или творческую работу по созданию фотоальбома из созданных ребятами снимков архитектурных памятников в стиле классицизма.