Что такое Соборность? Значение и толкование слова sobornost, определение термина

1) Соборность - -термин православного богословия и русской религиозной философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольноесоединение (собор ) индивидов на основе любви к богу идруг к другу.

О специфике С. подробно писали славянофилы ,особенно А. С. Хомяков (1804-1860). Католицизм , с их т. зр., преувеличивает в религиизначение общего, авторитета, вл&сти церк. иерархии, игнорируетличное релит,творчество верующих;протестантизм акцентируетвнимание на индивидуальном, не видит подлинногосмысл а общей релит, жизни.Только православиюякобы свойственна С., гармонически сочетающаясвоеобразие потребностей верующего и церкви вцелом . Хомяков считал, что вне релит, «свободного» общения, вне христ. любви (т. е. вне С.)познать истину,понять сущность человеканевозможно . Этаидея оказалавлияние на рус. релит, философию (В.Соловьев , С.Трубецкой , Н.Лосский , Н.Бердяев и др.), на правосл.учение о церкви, для которого самидогматы о троице, о богочеловеческой природеХрист а выражаютсоборный характер божеств, духа.

Нередко концепции С. придаётся реакционно-политический смысл. Социалистическому коллективизму, рассматриваемому как «принудительный»,враждебный личности исвобода , противопоставляется С. - «братство людей во Христе», «вхождение вобщение живых и умерших». С т. зр. марксизма С.есть не что иное, как ложная, религиозно-мистическаяинтерпретацияколлективистских отношений, складывающихся в практической деятельности людей,попытка идеализировать мнимоколлективный характер релит, жизни.

2) Соборность - русскоязычный аналогкафоличности , её неточный перевод.

У А.Хомяков а: свободное единство членов Церкви в постижении истины и в спасении, в любви к Богу, к БогочеловекуХрист у и к Его правде. Свободе во Христе, в соборном сознании Церкви Хомяков противопоставлял индивидуалистическую свободу как начало, разлагающее духовные основы жизни, но не поддерживал также и авторитарное ограничение такой свободы, считая его принуждением, ведущим к духовной стагнации или смерти. После Хомякова соборность решительнее противопоставляли родовому сознанию, далекому от подлинной церковности и порабощающему личность.Собор ность - от Святого Духа, и низводить ее на уровень национального единства, культурной традиции или же общинного коллективизма означает угашать ее духовную суть и подменять родовым сознанием.

Псевдособорность ведёт к отчуждению совести человека.

Восстановить подлинно соборные основы церковной жизни - значит духовно возродить русское православие, а вслед за этим, по Хомякову, и все общество. Архим. Киприан (Керн) настаивал на евхаристическом характер е соборности.

3) Соборность - специфическая социально-философская концепция, функционирующая, как правило, в религиозно-философских системах европейской и отечественной мысли. Даннымтермин ом обычно определяется особое качество социально-индивидуального взаимодействия, сущностная природа сознания, основа личностного бытия, специфическая форма культурно-эстетического миросозерцания. Многообразие понятия С. затрудняет его однозначную дефиницию и позволяет давать ему весьма широкий спектр интерпретаций - от последовательно персоналистской до тоталитарной. Основой большинства разнообразных концепций С. является традиционноехристианское экклесиологическое учение , восходящее к посланиям ап. Павла, патристике и догматическим установлениям первых семи ВселенскихСобор ов. Здесь складываетсяфундаментальная концепция Церкви как реальномистического соборного организма , становящегося "телаХрист ова", противостоящего искаженным и греховным социально-политическим формам "мира сего". Эти мотивы нашли свое развитие в каноническом учении Аврелия Августина о двух градах - "граде общения по духу" и "граде общения по плоти". Первый из них представляет собой внепространственное и вневременное единство праведных, союз которых основан не на внешних связях или насильственном объединении, а на духовном единстве верующих и любящих. По сути,раннехристианский идеал церковного сообщества является образом всечеловеческой свободной ассоциации, построенной на началах равенства и господства духовного над телесным.

Впоследствии западная богословская традиция отождествляет "идеальную Церковь " с реально функционирующей церковно-политической организацией Римской Католической Церкви, чья иерархия воспринимается как перспективный эталон всемирно-христианского государства.Друг ие перспективные мотивы раннехристианской экклесиологии - учения о святой телесности и о соборном сознании - стали фундаментом философскотеологических концепций С. в восточноправославной традиции. Здесь наиболее существенный вклад был внесен автором"Ареопагитик" (VI в.), св. Максимом Исповедником (VII в.) и представителями исихазма, нашедшего теоретическое выражение у св. Григория Паламы (XIV в.). В основе этой традиции осмысл ения С. лежит неоплатоновская концепция тождества индивидуального сознания ибожественного Абсолюта - первоистока и первопричины всего сущего .

В мистических учениях неоплатонизма разработана логика восхождения к самотождественному Единому, данная как интуитивнокогнитивный процесс и одновременно индивидуальное обожение (теургия) . Восточноправославное богословие дополняет эту концепцию, вводя ее в контекст социально-экклесиологических и персоналистических принципов христианского миропонимания. В результате выстраивается сложная иерархия различных манифестаций С. как проявления единосущности божественного и тварного. В принципе, основная логическая компонента понятия С. остается инвариантной: это - представление о неполноценности, несовершенстве "налично индивидуального" бытия. С т. зр. С., всякая индивидуальностьесть , в определенной мере, иллюзия, т. к. в основе обособленных существ лежит единаясущность , архетип, прямо связанный с божественнопровиденциальными основами мира. Свое философское освещение в отечественной традиции проблема С. впервые получает в XVIII в. в неортодоксальной мистике Г. С. Сковороды, антропология которого основана на разделении "земляного" и "нутряного" человека. Первым понятиемхарактер изуется налично-эмпирическая индивидуальность, скрывающая в себе истинного человека, который идентичен Христу и един во всех индивидах. Последний, в свою очередь, отождествляется с "сердцем" и разумом. Соответственно, первичная актуализация всечеловеческого начала в индивиде связана с особыми символически-когнитивными усилиями и духовным совершенствованием. По своей сути учение Сковороды о "двух естествах" в человеке близко к аналогичным построениям Майстера Экхарта и Я Беме. Следующий шаг в разработке идей С. принадлежит П. Я. Чаадаеву, соединившему антропологическое и гносеологическое толкование проблемы с социологическим. Согласно его положениям, носителем С. является человеческое сознание, природа которого не индивидуальна, а социальна: сознание и разум индивида формируются под воздействием коллективного сознания общества. Содержание последнего воспринимается индивидом как врожденное и априорное, его ядро составляют миросистемные, смысложизненные и моральные ориентиры. Само по себе содержание коллективного сознания совпадает с провиденциальным замыслом, т. е. детерминируется волей и разумом Бога.Социокультурная специфика отдельных частей общечеловеческого организма, по Чаадаеву , позволяет говорить о большей или меньшей проявленности С. в исторической и духовной жизни различных народов. Именно православная культура проявляет архетип С. в наибольшей степени, чем и определяется ее всемирно-историческоезначение . Эти мотивысоциоисториософии Чаадаева были разработаны представителями славянофильства. В их интерпретации понятие С. приобрело преимущественно культурно-морфологическое значение, став критерием определения перспективности особых социокультурных типов человечества. Как Чаадаев, так иславянофилы полагали движущей силой и подлинной целью исторического процесса реализацию Царства Божия. Национально-культурный тип, являющийся носителем соборного начала социально-исторического процесса, призван стать лидером всемирной истории. В работах славянофилов понятие С. было достаточно однозначно отождествлено с общинным укладом патриархального русского крестьянства. В основе этого отождествления лежат критерии коллективности решений, авторитет групповой морали и отсутствие выраженной социальной дифференциации и связанной с ней проблемы социальных конфликтов. Кроме того, славяно-русское национальное самосознание также рассматривается через призму его соборного характера, который в данном случае можно понимать как открытость национальной психологии, "народного духа" всечеловеческим и архетипальным ценностям. В таком своем качестве социокультурный славянский либо российский тип противостоит западной цивилизации, построенной на началах индивидуализма и рационально-позитивистского мышления. В историософском учении славянофилов одно из ключевых мест отведено православной церкви - концентрированному носителю и выразителю национально-соборного сознания. При этом речь идет, скорее, о православности как средоточии культурно-исторического опыта этносоциального образования, нежели о реальной церковной организации. В культурософии "почвенничества" (Ф. М. Достоевский, А. А Григорьев, ?. ?. Страхов), напротив, соборно-православное начало русской жизни тождественно реальным социально-политическим и религиозным институтам. Сходная метаморфоза происходит и в неославянской историко-морфологическойконцепции И. Я. Данилевского. К. Н. Леонтьев придает понятию С. отчетливо выраженный акцент органического понимания общества и культуры, сближающий его учение с концепциями "философской жизни" В. Дильтея и Г. Зиммеля. Вцелом , осмысление проблемы С. в отечественной философии второй половины XIX в. происходит преимущественно в контексте социально-политической идеологии. Новый творческий импульс для разработки этой идеи дает философия всеединства В. С.Соловьев а, где философема С. вновь вводится в широкий и многообразный теоретический контекст, становясь основой учения о "свободной теократии". При этом раскрытие теоретического потенциала С. утрачивает жесткую связь с представлением о превосходстве славяно-православной культуры над западноевропейской. Более того, говоря о "церковной общественности", теократических эталонах социального взаимодействия, Соловьев и его последователи, как правило, имеют в виду существенно модернизированную христианскую традицию, имеющую своей перспективой формирование"вселенской церкви".

В философии всеединства теоретически осмысляются также и антропологические, и гносеологические мотивы соборности. В трудах С. Н. Трубецкого разрабатывается проблема соборного сознания с опорой на платоновский архетип Мировой Души.

С. Н. Булгаков иП. А. Флоренский вводят понятие Соборность в контекст широкомасштабных софиологических построений, придавая ему статус онтологической сущности, одной из основ последовательно актуализующегося "положительного всеединства". Наибольшеевнимание этой проблематике уделялось С. Л. Франком и Л. П. Карсавиным. Первый из них рассматривал С. преимущественно в социально-философском и социально-психологическом плане, полагая принцип С. субстанцией или "духовной основой общества". В его социологической концепции соборное начало реализуется в двух аспектах: внешнем и внутреннем. В первом случае речь идет об акционально-институциональной системе социальных связей, определяющих меру активности и социализованности индивида. Во втором случае С. есть субстанциальное качество личности и ее бытия в обществе. Франк подчеркивает специфи ческий рационально-сверхрациональный характер выявления и реализации С., дающейся лишь в интуитивном опыте наряду с творческим присвоением культурно-коллективного опыта конкретного социума. Во всяком случае, С. не противостоит индивидуальности и не реализуется вне личностного бытия-действия. В этом плане конкретные социально-политические формы, включая политический режим, вторичны по отношению к личностному самосознанию и сами по себе не детерминируют соборносоциальный организм. Л. П. Карсавинымидея С. рассмотрена в контексте его учения о Симфонической Личности, становящейся сложной иерархией "внутренних", "эмпирических" и "внешне-потенциальных" тел человека. Сама актуальная Симфоническая Личность есть не что иное, как соборно-совокупное человечество или же Богочеловечество, т. е. всеединое "внутренне-внешнее" предельное тело человека. Подчеркнем, что в комплекс последовательно взаимодействующих тел входит и природно-космическое бытие в целом, обретающее в лице человека имманентный разум, волю и активность. Этот мотив чрезвычайно близок учению В. И. Вернадского о ноосфере, равно как и основным идеям русского космизма вообще. В целом, для философии всеединства понимание С. характерно тем, что это качество личностного и социального бытия находится в ситуации становления и не дано в наличном, где оно представлено лишь в свернутом виде, потенциально. Носителем такой потенциальной соборности являетсяСофия, социализующееся сознание индивида, церковное сознание и т. д.

Историческое становление С. совпадает с творческим "лицетворением" человеком самого себя и "олицетворением" окружающего мира (Л. П. Карсавин ).

Близкие мотивы разрабатывались и в других течениях русской религиозной мысли. Представители академического богословия (М. М. Тареев, В. И. Несмелов) создали своеобразные антропологические концепции, в которых сущность человека представала в виде триединства божественного, индивидуального и социального.

Интуитивизм Н. О. Лосского построен на фундаменте монадологической картины мира и социума, в которой осуществляется имманентная связанность индивидуальных сознаний посредством творческой интуиции. Согласно Лосскому, "отвлеченный интуитивизм" с его абстрактной формулой "Все имманентно всему" должен быть дополнен "конкретным интуитивизмом", раскрывающим актуальное присутствие в индивидуальном сознании всей совокупности "внешних" - социокультурных и природных феноменов.

В соборном духе выдержана и персоналистическая философия Н. А. Бердяев а , утверждавшего, что не общество и мир включают в себя личность, а личность содержит в себе все актуальное и потенциальное богатство мироздания, раскрывая и объективируя его в творчески-свободных актах.И. А. Ильин обосновывал возможность "непосредственной очевидности" как основы объективно-экзистенциального познания реальности, исходя из сопредставленности в структуре индивидуального сознания и бытия всего божественного и обоживающегося универсума. В данных концепциях налицо существенное расширение принципа С., распространяющегося на сферы внесоциального бытия. Благодаря этому складывается иерархия "ипостасных подобий": структура "мира в Боге" - структура природного бытия - структура социального бытия - структура религиознокультурных ценностей. Эти взаимоподобия в сконцентрированном, "стяженном" состоянии внедрены в глубинную, сущностную структуру индивида, его сознания и телесности. Творческое становление личности, т. о., совпадает и со становлением соборно-всеединой структуры Богочеловеческого и Космочеловеческого мира. В целом можно отметить, что идея С. является одной из характерных черт социально-философского мышления отечественной культуры и своеобразным эталоном, идеальной перспективой социально-политического развития, альтернативной по отношению к социальным архетипам Запада - либеральной и консервативной традициям социальнополитического мышления.Е. В. Гутов

4) Соборность -термин , введенный русским славянофилом А.С.Хомяков ым, обозначающий самобытность русской общественной организации (самоорганизации), в основе которой лежит православие с его принципом решения богословских проблем на вселенскихсобор ах.

Соборность , по Хомякову –это гармоничная целостность человек, мира, церкви . С. должна была описывать решения общественных проблем всем миром в противоположность западной представительной демократии, основанной на юридических нормах. Дальнейшее развитие этого понятия в русской религиозной философии привело к поиску онтологических оснований социальных проекций С. (Н.Ф. Федоров, Н.О.Лосский ).

5) Соборность - - специфическое понятие русской философии, выработанное А.Хомяков ым, означающее единство людей на духовной основе.

6) Соборность - - понятие русской философии, выработанноеХомяков ым в рамках его учения о Церкви как органическомцелом , как о теле, главой которого является ИисусХрист ос.Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность , а потому все члены Церкви органически, а не внешне соединеныдруг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви.Только тогда постигаются истины веры, ибо полная истина принадлежит всей Церкви в целом, а не одному лицу или учреждению, сколь бы авторитетны они ни были. Человек находит в Церкви "самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, но в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит в ней себя в своем совершенстве, или точнее находит в ней то, что есть совершенного в нем самом, - Божественное вдохновение, постоянно теряющееся в грубой нечистоте каждого отдельно личного существования". С. - это свободное единство членов Церкви в деле совместного понимания ими правды и свободного отыскания пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности.

Идея С. стала основной идеей всего славянофильства, хотя и по-разному интерпретировалась. А) Таку К.С. Аксакова понятие С. социологизируется посредством фактического её отождествления с общиной, где "личность свободна как в хоре". Хотя изначально в понятие С. включался социальныйсмысл , однако даннаяинтерпретация была шагом назад по сравнению с Хомяковым, который С. понимал скорее не как данность, а как заданность.

Б) У B.C. Соловьев а , отказавшегося от термина "соборность", данная идея трансформировалась вучение о всеединстве .

В) Термин Соборность возродилС.Н. Трубецкой в своёмучении о " собор ной природе сознания" . Углубляя идеи славянофилов с учётомконцепции всеединства Соловьёва, Трубецкой интерпретируетсоборность как совпадение религиозного, нравственного и социального начал , противостоящее как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму.

Г) Социально философскую интерпретацию понятия соборности дал С.Л. Франк , рассматривая её в качестве внутреннего, органического единства, которое "лежит в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей". К первичным и основным формам С. относятся, согласно Франку, брачно-семейное единство, религиозная жизнь, общность судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эти три формы соборности в реальности неразрывны и не могут существовать отдельно друг от друга.

К признакам соборности, по Франку, относятся следующие:

1) это органически неразрывное единство "я" и "ты", вырастающее из первичного единство "мы", причем "мы" не внешне "я", а имманентно присутствует в каждом из них;

2) соборное единство образует жизненное содержание самой личности;

3) "соборное целое, частью которого чувствует себя личность и которое вместе с тем образует содержание последней, должно быть столь же конкретно-индивидуально, как сама личность", "само есть живая личность";

4) и как наиболее существенный признак - сверхвременное единство, выражающее сверхвременность, присущую сознанию и душевной жизни отдельного человека.

Строгое церковно-богословское значение термину С. возвращаютБулгаков и Флоренский , рассматривая соборность (или"кафо-личность" ) какдушу православия , означающую вселенскость, единую жизнь в единой истине, причём Флоренский, следуя Хомякову, подчёркивает в содержательном плане не столько действительность, сколько возможность кафоличности как задачи, идеала для членов церкви.Г.Я. Миненков

7) Соборность - специфическое понятие русской философии, выработанноеХомяков ым.Этимологически оно связано со словом "собор" , имеющим два основных значения:

1) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения к.-л. вопросов,

2) храм, служащий для совершения богослужения духовенством нескольких церквей.

По Хомякову, церковный Собор выражает идею "единства во множестве" (Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. С. 312). В этомсмысл е, считал он, православная церковь, органично сочетая два принципа - свободу и единство, противоположна католической авторитарной церкви, гдеесть единство без свободы, и протестантской церкви, где существуетсвобода без единства.Только в православиипринцип соборности , хотя и не во всей своей полноте, но существует иосознан как высшая божественная основа церковной жизни .

После Хомякова идея соборности сталаосновной идеей всего славянофильства (хотя далеко не всеславянофилы употребляли само это слово).

Киреевский, считая, что " развитие самобытного православного мышления... должно быть общим делом всех людей верующих и мыслящих" (Соч. М., 1911. Т. 1. С. 270), по мнению Зеньковского, "подходит совсем близко к... учению о соборности" Хомякова (История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2. С. 18).

Некую "социологизацию" данного понятия мы находим уже у К. С. Аксакова, фактически отождествляющегособорность и общину, где, по его мнению, " личность свободна, как в хоре". Резко противопоставив социальную сферу жизни государственной, он пришёл к отрицанию необходимости развития в России западной"законности" как свидетельствующей о "недостатке правды". Отождествление соборности с общиной было определенным шагом назад по сравнению с Хомяковым, который соборность всёже понимал не как данность, а какзаданность . Дальнейшее развитие идея соборности получила у В. С.Соловьёв а, хотя он отказался от самого этого термина, желая тем самым отмежеваться от славянофильства (обр. от его "эпигонов"). Она трансформировалась у него в идею всеединства, которую он определяет следующим образом: "Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия" (Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 552).

Термин "Соборность" в русской философии возродил последователь Соловьёва С. Н.Трубецкой , который в своём учении о "соборной природе сознания" (в цикле статей "О природе человеческого познания") развивает и углубляет идеи Хомякова и Киреевского с учетом "философии всеединства" Соловьева.Идеал соборности у Трубецкого означает совпадение религиозного, нравственного и социального начал и противостоит как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму. В эпоху "между двух революций" определенный "возврат к славянофилам" наметился усимволистов , главным образом, у Иванова, который, исходя из "предчувствия" "новой органической эпохи", создал свою театрально-эстетическую утопию, должную увенчаться созданием "обновленного соборного духа" (Борозды и межи. М., 1916. С. 275). В своей утопии он опирался не только на идеи славянофилов о С. с учетом сказанного по этому поводу Соловьёвым, Трубецким и Достоевским, но и научение Ф. Ницше о диалектикедвух начал - аполлонийского и дионисийского , в которой последнее означало коллективизм, слияние всех воедино (или в терминологии Иванова С).

В эмиграции понятие соборности активно разрабатывал Франк, понимавший под нею "внутреннее органическое единство", лежащее в основе всякого человеческого общения, всякого единства людей. Первичной и осн. формой Франк считал единство брач-но-семейное, затем - религиозную жизнь и, наконец, общность "судьбы и жизни всякого объединенного множества людей" (Духовные основы общества. М., 1992. С. 58-59). Строгое цер-ковно-богословскоезначение термину "С." вернули Булгаков и Флоренский. По Булгакову, С. (или " кафоличность ") есть душа православия и означает вселенскость, единую жизнь в единой истине (см.: Православие. М., 1991. С. 145-150). Флоренский отчасти возвращается к С. в понимании Хомякова. "Кафолический", илисоборный , по его мнению, есть всеединый. "Но при действительной кафоличности формы Церкви содержание ее кафолично не в действительности, а только в возможности. В действительности же для вещества Церкви - верующих - кафоличность есть такая же задача, как и единство и нравственное совершенство " (Понятие Церкви в Св. Писании /У Богословские труды. М., 1974. Сб. 12. С. 129). В рус. философии наиболее удачным и приемлемым эквивалентом (а в каком-то смысле и альтернативой) понятия С. является понятие солидарности, разработанное гл. обр. Левицким, опирающимся, в свою очередь, на идеиН. О. Лосского иФранка . Понятие солидарности (или, более строго,солидаризма ) позволяет несколько смягчить абсолютизм и категоричность понятия С. и построить иерархию солидарности (или С.) от внутрисемейной до общечеловеческой

СОБОРНОСТЬ – понятие русской философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в др. языках. Словом «соборная» первоучители славянства Кирилл и Мефодий при изложении 9-го члена Символа веры перевели термин «кафолическая» (Церковь).
Концепция соборности многосторонне развита в русской религиозно-философской мысли (А.С.Хомяков, Вл.Соловьев, Н.Ф.Федоров, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев и др.). Пафос соборности – основное и наиболее общее самоощущение в славянофильстве. У К.С.Аксакова выражением соборности служит «хоровое начало», где личность не подавлена, но только лишена эгоизма. В славянофильской гносеологии (а затем у Федорова) соборность есть критерий познания, в противоположность картезианскому cogito: не «я мыслю», но «мы мыслим», т.е. в общении, через взаимную любовь в Боге доказывается мое бытие. Для Хомякова дух церковной соборности есть одновременно и дух свободы, единство Церкви понимается им как согласие личных свобод. Соборность Православной Церкви противополагается им и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму. Вл.Соловьев подытожил воспринятое им представление славянофилов в формуле: католицизм есть единство без свободы; протестантизм – свобода без единства; православие – единство в свободе и свобода в единстве.
Булгаков воспринял идею соборности из православного учения о Св.Троице, которая есть «предвечная соборность»: Бог един и в то же время существует в трех ипостасях, каждая из которых обладает индивидуальными качествами. Умопостигаемая небесная Церковь воплощает в себе соборную сущность Троицы. «И в живом многоединстве человеческого рода уже заложено церковное многоединство по образу Св. Троицы» («Православие. Очерки учения Православной Церкви», Париж, Troexyi Pizdoprovod , с. 39). Обстоятельства места и времени, национальные особенности народов могут извращать соборные начала, но могут и способствовать их развитию, – последнее философ связывает с именем Сергия Радонежского, узревшего духовным зрением Св.Троицу. Напротив, многие интеллигентские теории и практика коллективизма, имеющие высший идеал не в любви, а в «солидарности», представляют собою лжесоборность.
Бердяев видит в соборности саму идею Церкви и церковного спасения: «Есть круговая соборная ответственность всех людей за всех, каждого за весь мир, все люди – братья по несчастью, все люди участвовали в первородном грехе, и каждый может спастись лишь вместе с миром» («Философия свободы. Смысл творчества». М., 1989, с. 190). Бердяев указывает на непереводимость понятия соборности на другие языки и для западного его усвоения вводит термин «коммюнотарность» (от франц. commune – община, коммуна). Соборность он признает существенно русской идеей и близость к ней находит лишь у немногих мыслителей Запада. В русском коммунизме, по Бердяеву, восторжествовал вместо духовной соборности безликий коллективизм, который был деформацией русской идеи. Г.В.Флоровский в утопическом и не утопическом социализме в России усматривает «подсознательную и заблудившуюся жажду соборности» («Философы русского послеоктябрьского зарубежья». М., 1990, с. 339).
В.В.Лазарев

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 08.04.2015. Марш Прощание Славянки
  • 02.04.2015. Соборность понятие русской философии, означающее с

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

СОБОРНОСТЬ (от «собор») - принцип совместного обсуждения и решения вопросов общенациональной, высокой общественной значимости на высшем собрании народных представителей, соборе.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 475.

Этой работе приписывалось огромнейшее значение, поскольку церковная реформа Петра I, в ходе которой власть патриарха была заменена Святейшим Синодом, по сути своей разрушила лежащий в основе церковного устройства принцип соборности и превратила Русскую церковь в «ведомство православного исповедания», составлявшего часть государственной машины...

Соборность (Платонов)

Соборность, одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: “Верую во святую, соборную и апостольскую церковь”. Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни.

Святая Русь в своем развитии придала идее соборности особое значение и универсальность. Наиболее полно это понятие раскрыто в трудах А.С. и Д.А. Хомяковых. “В вопросах веры, - писал А. С. Хомяков , - нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора”...

Соборность (Маслин, 2014)

СОБОРНОСТЬ - специфическое понятие русской философии, выработанное А. С. Хомяковым. Этимологически оно связано со словом «собор», имеющим два основных значения: 1) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения каких-либо вопросов, 2) храм, служащий для совершения богослужения духовенством нескольких церквей. По Хомякову, церковный Собор выражает идею «единства во множестве» (Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. С. 312).

Соборность (Мчедлов, 1999)

СОБОРНОСТЬ - 1) Религиозно-богословское понятие, означающее единство, целостность церковного организма. «Соборный» - значит собранный из множества в единство, единый во множестве. Объявляя себя соборной кафолической, христианская церковь стремилась быть единой и единственной в эйкумене, т. е. вселенной. По мнению русских богословов, наилучшие условия для соборности сохранились в восточном христианстве; в Риме она вытеснена внешним авторитетом папской власти, а в протестантизме разрушена Реформацией, вырвавшей автономную личность из целостной церковной жизни.

Соборность (Лопухов, 2013)

СОБОРНОСТЬ - понятие русской философской мысли, выработанное А. С. Хомяковым. Выражает идею «единства во множественности». Сочетает два принципа - свободу и единство. Свободу личности, свободу развития общностей и их единство в решении основополагающих, фундаментальных задач жизнедеятельности и самосохранения. Настоятельным требованием времени является соборное сотворчество мыслящих личностей с целью выработки новых культурных основ глобальной жизнедеятельности.

Соборность (Грицанов, 1998)

СОБОРНОСТЬ - понятие русской философии, выработанное Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность, а потому все члены Церкви органически, а не внешне, соединены друг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви.

Соборность (Коджаспирова)

СОБОРНОСТЬ - качество личности, выражающееся в принятии ею сверхличных и сверхиндивидуальных идеалов и ценностей, возникших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности. Термин «соборность» предложен ранними славянофилами (А.С. Хомяковым). В понятии Соборность акцент делается на этической значимости человеческого коллективизма. Возрождение национального сознания русского народа, проявляющееся, в частности, развитием русских школ в современной образовательной системе и острым интересом к христианско-антропологическому направлению в русской философско-педагогической мысли конца XIX - начала XX века, вновь вводит понятие Соборность в число нравственных качеств, подлежащих формированию у подрастающего поколения.

Соборность (Кириленко)

СОБОРНОСТЬ - русскоязычный аналог христианского термина katholikos (греч. - единый, всецелый, универсальный). С. - понятие русской религиозной философии, разработанное А.С. Хомяковым в рамках его консервативно-романтической утопии преображения России. Принцип С. имеет три аспекта: религиозный, философский и социальный.

В религиозном аспекте основанием С. является вера в первореальность церкви как цельного и единого «духовного организма», воплощенного в видимой («исторической») своей плоти. Поскольку сама сущность церкви есть «единство благодати, живущей во множестве различных творений, покоряющихся благодати», постольку все члены церкви «духовно и органически» соединены друг с другом в постижении «всецелой» истины, доступной лишь «соборному разуму», постижении «себя в своем совершенстве» на пути к спасению, к Христу и божественной праведности...

термин православного богословия и русской религиозной философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольное соединение, единение (собор) индивидов на основе любви к Богу и друг к другу. Это – так же единение Церкви и верующего человека, это и общая молитва, общая вера в Бога и общая любовь к нему. Это путь познания Истины и сущности человека (А.С. Хомяков). В наше время термин «соборность» используется в отечественной философии, социологии, в педагогике и др. сферах постижения человеческого бытия в качестве характеристики духа русского человека, его традиций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Соборность

это тип социального единения людей на духовной основе, на основе взаимной любви и добра; это принцип духовного собирания единичного сознания в общее – в сознание народа, нации, рода, семьи, прихода, слияния индивидуального и коллективного. Соборный – значит единство, собранное из множества, а также единый во множестве, это свобода «как в хоре». В этом состоит зерно «русской идеи» и сущность православия, отрицающего индивидуальное спасение и проповедующего идею всеобщей нравственности. Соборность для русского человека – это Церковь, коллективное сознание, слияние своего «я» с общим. Это полная духовно-нравственная свобода, «нелукавая ответственность личности» перед Богом, перед людьми, за свои деяния и их последствия. Соборность отличается от других типов общностей своей открытостью, общедоступностью и человечностью, ярко выражает его церковное братство – епархии, монастыря, прихода, всего православного люда. Соборность здесь, как христианская святыня, представляет собой единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвования. Такой высокий смысл единения людей, как соборность, вошел в сознание русского человека, стал основой менталитета русского этноса. Для системы образования это значит воспитание детей в единстве их собственного «я» и коллективного сознания вокруг общественно полезного дела, единение индивидуального и коллективного, в духе взаимного духовного обогащения.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова соборность

соборность в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

соборность

соборности, мн. нет, ж. (книжн., церк.). Отвлеч. сущ. к соборный во 2 и 3 знач., публичное, общественное участие в чем-н., обсуждение. Принцип соборности.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

соборность

И, ж. (высок.). Духовная общность многих совместно живущих людей.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

соборность

СОБОРНОСТЬ (кафоличность) (греч. Katholikos - всеобщий) один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной ("единая, святая, соборная и апостольская церковь" - Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум "церковного народа" в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римскокатолической церкви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в "свободное и органическе единство" (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.

Википедия

Соборность

Собо́рность - понятие, введённое русским философом А. С. Хомяковым (1804-1860), развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа кафоличности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм , стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

Примеры употребления слова соборность в литературе.

И вот почему невозможны соборность и народоправие, почему нельзя позволить Новгороду отделить себя от Руси и нельзя позволить Юрию Московскому безнаказанно подрывать великокняжескую власть!

Коммунистам остро не хватало Неба, Его тайны и таинств, без которых советский коллективизм приобретал постепенно внешний характер, превращаясь не в СОБОРНОСТЬ , а в социалистический муравейник.

Реалист мистический видит Ее в любви и в смерти, в природе и в живой соборности , творящей из человечества - сознательно ли, или бессознательно для личности - единое вселенское тело.

Они действовали, будто не Бога нет, а князя тьмы, будто можно без соборных молитв и церковных таинств легко переделать падшую вампирскую природу человека лишь при помощи вписанного в сердце Закона, заменив соборность солидарностью трудящихся масс.

Таким образом, в то время как Западная Европа только начинала подниматься от национализма к интернациональной идее и ввязываться в войны, далекие от расовых проблем, в Западной Азии начинался переход от религиозной соборности к националистической политике и к мечте о войнах уже не за веру или догмат, но за самоуправление и независимость.

Другое дело, что русский соборный опыт значительно отличается от западного, не знающего вообще такого понятия, как соборность .

Подчинить православную церковь, единственно сохранившую заветы Христа, латинскому Папе, вместо соборности получить церковную иерархию, где даже Бог-Отец отделен от Бога-Сына, а о потустороннем велено узнавать лишь посредством умственных ухищрений, ибо откровения старцев афонских признаны не более чем больным бредом их воображения.