Разделы: Администрирование школы , Общепедагогические технологии
Наступила эпоха перемен в образовании. В школах стоят проблемы между старым хорошим и новым. Изменяется взгляд на реально существующую жизнь. Перед педагогами встаёт вопрос: “Что делать?”
В России нет центральной единой программы. Есть государственные вариативные программы.
Образовательная система “Школа 2100” названа программой будущего образования в России. Лучшие наработанные материалы, созданные за многие годы – это ОС “Школа 2100”.Основная идея данной системы – это сохранить старое лучшее, но по-новому, учитывая современную жизнь. Учить по-новому, используя лучшее старое новыми методами. Приложение 1
Научить ребёнка не выживать, а жить полноценной жизнью в окружающей среде и быть достойным человеком - главная цель ОС “ Школы 2100”. Сформировать личность, умеющую отвечать за себя, за своих близких – государство ставит такую задачу. Как этого добиться? Лучшие умы объединяются вместе для решения этой проблемы. ОС “Школа 2100” ставит также главную задачу сформировать грамотную личность. Функционально грамотная личность – это личность обладающая потенциалом к:
- Самоподготовке(учить учиться людей);
- Встречей с нестандартной ситуацией;
- Жизнь – это поиск разумных компромиссов;
- Умение адаптироваться (а не приспосабливаться) в социуме и достигать поставленной цели;
- Реализация мыслительной деятельности через речь.
Общение с помощью языка, коммуникация - этому никогда не учили в школе – это задача ОС “ Школа 2100”.
Многие идеи ОС “ Школа 2100” взяты у Крупской, Луначарского, Блонского, Выготского, Гальперина, Амонашвили, Ямбурга, Тубельского.
Главные проблемы, которые решает ОС “Школа 2100”
1. Преемственность дошкольного и начального образования.
Что значит подготовить ребёнка к школе? Это не умение читать, писать. Это развитие памяти, интеллектуальных операций, умение работать в коллективе, развитые моторика руки, воображение, речь, фонематический слух. Выпущены пособия для дошкольников с 3 до 7 лет.
2. Преемственность начальной и средней школы.
3. Проблема комплектов учебников.
Всё в комплексе для работы учителя: учебники, методические рекомендации, учебные программы, наглядные пособия. Работать необходимо по комплекту, нельзя использовать разные системы, разные методики при обучении.
4. Проблема нас самих.
Работать по ОС “ Школа 2100” профессионально может каждый, а эмоционально - нет!
5. Развитие, формирование интеллектуальных способностей – первично в “Школе 2100”. ЗУН – вторично.
6. Принцип минимакса во всех учебниках.
Дать максимум, а ребёнок выбирает минимум или максимум. По данному принципу построены все учебники, ничего к уроку дополнительно искать не надо.
Побуждать ребёнка к говорению, развивать речь. Коммуникативное общение, сотрудничество учителя и ученика.
8. Роль отметки.
Больше оценок, меньше отметок! В Ос “ Школа 2100” разработана и применяется технология оценивания.
Технология урока отличается от традиционного урока. Правила:
- В ОС “ Школа 2100” нет неправильных ответов детей.
- Из правильных выбирается один, которым будем пользоваться.
- Научить ребёнка отвечать на знакомом материале, а потом переходить на новый материал.
- Максимум оценок - минимум отметок.
- Конкурировать внутри класса знаниями, а не отметками.
- Ничего не навязывать, а попытаться, чтобы дети сами добывали знания. Создать на уроке ситуацию поиска.
Уроки могут быть разные, главное был бы результат. Переход к творчеству должен преобладать.
Должен работать коллектив единомышленников, работающих по ОС “ Школа 2100” и применяющих современные технологии, способствующие качественному обучению школьников.
Какие бы технологии мы не применяли, главное чтобы они соответствовали выбранной системе обучения.
Учебники системы «Школа 2100» не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
«Школа 2100» для начальной школы - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебно-методический комплект (УМК) «Школа 2100» выпускает издательство «БАЛАСС» .
В
систему учебников «Школа 2100»
для начальной школы входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:
- Русский язык.
Букварь. Авторы:
Русский язык. Авторы:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
-
Литературное чтение.
Авторы:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
- Математика.
Авторы:
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
- Информатика
(1-4 классы). Авторы:
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., Суворова Н.И.
- Информатика и ИКТ
(3-4 классы). Горячев А.В.
- Окружающий мир.
Авторы:
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В.
- Изобразительное искусство.
Авторы:
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
- Музыка.
Авторы:
Усачева В.О., Школяр Л.В.
- Технология.
Авторы:
Куревина О.А., Лутцева Е.А.
- Физическая культура.
Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России
(4 класс). Авторы:
Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.
Учебники с истемы «Школа 2100» были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
В УМК «Школа 2100» входит завершенная предметная линия учебников по английскому языку для 2-4 классов «Английский с удовольствием» («Enjoy English») (авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.), которую выпускает издательство «Титул». (Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010г. №2080).
ОС «Школа 2100» включает в себя также курс «Риторика» (авторы: Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя). Однако, учебники курса не входят в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных) учебников.
В 2010 году комплект учебников «Школа 2100» для начальной школы был проанализирован Российской академией образования (РАО) на системность с точки зрения последовательности реализации научно-теоретических положений Образовательной системы «Школа 2100» . Как показала экспертиза РАО, комплект учебников для начальной школы Образовательной системы «Школа 2100» полностью реализует Федеральный государственный образовательный стандарт и является системой учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
Особенности ОС «Школа 2100»:
- Системность.
Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.
- Непрерывность.
«Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.
- Преемственность.
Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.
Главная цель ОС «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Это комплексная система, обеспечивающая вариативное развивающее образование в современной массовой школе , имеющая содержательное методическое и психологическое обеспечение, технологически проработанная.
Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация , из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос . Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.
Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса . Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.
В 2008 году Премии Правительства РФ в области образования удостоен авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100». Премия присуждена за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)» для образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и для общеобразовательных учреждений.
Более подробно с учебными и методическими пособиями, программами, основными концептуальными документами, авторским коллективом можно познакомиться, посетив официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». В помощь школам, разрабатывающим основные образовательные программы, открыт раздел «Основная образовательная программа ОС «Школа 2100». Он предназначен для школ, работающих по программе «Школа 2100».
Наша образовательная система - одна из четырех государственных систем РФ. Реализующие ее учебники используются в школах с 1992 года. Все учебники прошли многолетнюю апробацию во всех регионах России и входят в Федеральный перечень учебной литературы. В 2005 году Образовательная система «Школа 2100» прошла комплексную экспертизу всех материалов в Российской академии образования и была признана современной личностно ориентированной развивающей образовательной системой нового поколения. В 2008 году авторский коллектив, разработавший образовательную систему «Школа 2100», был удостоен высшей награды России в области образования - премии Правительства Российской Федерации. За подобную деятельность - теоретическую разработку и практическую реализацию образовательной системы - такая премия в истории России вручается впервые.
Но необходимо добавить, что это еще и первая в истории страны система и первые учебники, которые были сделаны не по заказу Министерства образования, а пришли «снизу», от практиков. Первые экземпляры учебников были сделаны на ксероксном аппарате и передавались учителями из рук в руки, расходясь по стране.
Практически все учебники нашей системы были созданы для обучения собственных детей и для работы со своими учениками.
Учебу можно и нужно превратить из тяжелой обязанности в увлекательный процесс для детей и подростков, эффективность которого можно повысить в несколько раз, не подавляя детскую психику и сохраняя здоровье наших детей. Детям хочется учиться, надо только в этом им помочь. Впервые опубликованный концептуальный документ «Школы 2100» так и назывался - «Педагогика здравого смысла».
Что образовательная система «Школа 2100» может дать вашим детям.
- Обеспечит увлекательный учебный процесс без стресса и перегрузок.
- Сохранит радость детства и здоровье.
- Раскроет индивидуальность Вашего ребенка.
- Вырастит его как самостоятельную личность.
- Научит правильно и грамотно говорить, уметь слышать и слушать.
- Научит ставить перед собой цели, планировать свою деятельность для достижения результата, разовьет умения самоконтроля - т.е. НАУЧИТ РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Портрет нашего выпускника Он хочет и знает, как добиться успеха в жизни. Он выдержан, доброжелательно настроен к миру, к людям.
Он УМЕЕТ:
- использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях,
- формулировать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать ее,
- нести ответственность за себя и своих близких,
- организовывать свои дела, решать различные проблемы,
- результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней,
- оценивать свои и чужие поступки, занимать и отстаивать свою позицию,
- общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща.
Главная цель «Школы 2100»
- научить ребенка самостоятельно учиться,
- организовывать свою деятельность,
- добывать необходимые знания,
- анализировать их,
- систематизировать и применять на практике,
- ставить перед собой цели и добиваться их,
- адекватно оценивать свою деятельность.
(ФГОС НОО 2009г.)
Образовательная система «Школа 2100» – это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года – академик РАО А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года - академик РАО Д.И. Фельдштейн.
УМК «Школа 2100»
для начальной школы включает в себя учебники по следующим учебным предметам:
- Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы:
- Русский язык.
Авторы:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
- Литературное чтение.
Авторы:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
- Математика.
Авторы:
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
- Окружающий мир.
Авторы:
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (1-2 класс) и Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В. (3-4 класс).
- Информатика.
Автор
Горячев А.В.
- Технология.
Авторы:
Куревина О.А., Лутцева Е.А.
- Изобразит искусство.
Авторы:
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
- Риторика.
Автор
Ладыженская Т.А.
Все учебники (кроме ИЗО и риторики) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» стал Лауреатом премии Правительства РФ 2008 года в области образования «За теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках». Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Эксперты Российской академии образования отмечают, что авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.
Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования . По этой программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература).
Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса" : учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.
Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему
, которая:
во-первых, была бы системой развивающего образования
, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
во-вторых, была бы доступна массовой школе
, не требовала бы от учителей переучиваться заново;
в-третьих, была бы разработана именно как целостная система
– от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования
.
Программа «Школа 2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.
Авторы Образовательной системы "Школа 2100" разработали систему психолого-дидактических принципов
развивающего образования, а именно:
а) личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности;
б) культурно ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
в) деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Разработана технология проблемно-диалогического обучения , которая позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Предложена оптимальная для условий развивающего образования трактовка образовательного стандарта, в основе которой лежит принцип минимакса – несовпадение уровня требований к содержанию предъявляемого материала и уровня требований к усвоению его учащимися. На основе этого принципа созданы учебники, которые существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны (стандарт и требования программы) усвоить. Это позволяет формировать информационную компетентность, т.е. способность определить недостающую информацию, искать, анализировать и синтезировать новую информацию.
Воспитательные принципы программы: - социальной активности; - социального творчества; - взаимодействия личности и коллектива; - развивающего воспитания; - мотивированности; - индивидуализации; - целостности воспитательного процесса; - единства воспитательной среды; - опоры на ведущую деятельность.
В настоящее время учебники Образовательной программы «Школа 2100» активно входят в практику массовой школы, авторы учебников регулярно проводят методические курсы, консультации и семинары для учителей, научно-практические конференции.
Образовательная система «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы.
Научные руководители - А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили.
«Школа 2100» для начальной школы - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебно-методический комплект (УМК) «Школа 2100» выпускает издательство «БАЛАСС».
В систему учебников «Школа 2100» для начальной школы входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:
Информатика и ИКТ (3-4 классы).
- Изобразительное искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.
Учебники системы «Школа 2100» не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Учебники «Школа 2100» были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
В УМК «Школа 2100» входит завершенная предметная линия учебников по английскому языку для 2-4 классов «Английский с удовольствием» («Enjoy English») (авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.), которую выпускает издательство «Титул». (Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010г. №2080).
Программа «Школа 2100» включает в себя также курс «Риторика» (авторы: Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя). Однако, учебники курса не входят в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных) учебников.
В 2010 году комплект учебников «Школа 2100 » для начальной школы был проанализирован Российской академией образования (РАО) на системность с точки зрения последовательности реализации научно-теоретических положений Образовательной системы «Школа 2100». Как показала экспертиза РАО, комплект учебников для начальной школы Образовательной системы «Школа 2100» полностью реализует Федеральный государственный образовательный стандарт и является системой учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
Особенности ОС «Школа 2100»:
- Системность . Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.
- Непрерывность . «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.
- Преемственность . Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад - начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.
Главная цель программы «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Это комплексная система, обеспечивающая вариативное развивающее образование в современной массовой школе, имеющая содержательное методическое и психологическое обеспечение, технологически проработанная.
Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.
Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.