Фото:пресс-служба департамента градостроительной политики

Финансово-экономические условия этого года будут, по всей вероятности, непростыми. Однако столичные власти намерены построить не менее десятка миллионов квадратных метров жилья, продолжить реорганизацию промзон и достраивать долгострой. О том, как будет улучшен инвестклимат в Москве, когда построят детские сады-трансформеры, а также о будущем промзон и паркингов на первых этажах зданий в интервью сайт рассказал руководитель департамента градостроительной политики Сергей Левкин.

– Сергей Иванович, как городские власти планируют сохранить темпы инвестиционного строительства в нынешнем году? Какие меры предпринимаются правительством Москвы для улучшения инвестклимата?

– Снижать объемы ввода недвижимости не планируем. Мы ставим задачу построить около десяти миллионов квадратных метров недвижимости, из них 3,1 миллиона квадратных метров жилых площадей. В 2015 году на территории города введено в эксплуатацию 9,13 миллионов квадратных метров недвижимости. При этом объем ввода недвижимости, построенной за счет внебюджетных источников, остался на том же уровне, что и в 2014 году, – чуть более 7,9 миллионов квадратных метров или 87 процентов от общего объема ввода.

Безусловно, опасения есть, будет ли выполнен план. Объективно мы видим, что покупательский спрос снижается, емкость финансов у инвесторов уменьшается. Чтобы выяснить реальную картину происходящего мы встречались в течение января со всеми инвесторами, застройщиками, которые уверяли нас, что план на текущий год будет выполнен. Однако здоровый скептицизм и опыт подсказывают мне, что нужно держать на контроле ситуацию, встречаться регулярно, обсуждать каждый вводимый объект и проблемы.

– Одна из идей департамента градостроительной политики в области строительства социальной инфраструктуры – образовательные здания-трансформеры. Какие задачи позволят решить трансформирующиеся детские сады в блоки начальных классов и наоборот? Сколько и где их построят?

– Идея у нас такая: разработать проект первого образовательного здания-трансформера с возможностью трансформации групповых ячеек детсада в школьные классы и обратно. Дело в том, что демография движется волной, и не только в Москве. В один период детей рождается больше, затем меньше. Чтобы оперативно реагировать на такие демографические всплески, сейчас в стадии разработки находится проект образовательного здания-трансформера на Брусиловской улице, дом 29, корпус 1 в Южном Бутове. Аналогов этому проекту пока не существует.

В планах у городских властей построить еще три подобных объекта образования. Таким образом, наметили пока четыре объекта. Один адрес в Южном Бутове определили вместе с департаментом образования, так как здесь, по мнению специалистов, может возникнуть демографическая волна: в последние годы детей родилось много, в ближайшее время будет спад. Трем другим – конкретных адресов пока не выбрали.

– Сколько по времени займет переделка из детского сада в школу? Какие затраты повлечет такая трансформация?

– Всего три-четыре месяца, как раз в период летних каникул, а затраты, хочу отметить, составят меньше одного процента от общей стоимости здания. Быструю перепланировку станет возможным осуществить благодаря легковозводимым перегородкам. Если они мешают, их снесут, возведут новые, заменят мебель, частично оборудование. Вместо игровых и спален, появятся классы.

– Когда возведут детский сад-трансформер? Почему при всех плюсах конструкции он еще не появился?

– Первый трансформер планировали построить уже в этом году, однако столкнулись с проблемой. В федеральной нормативно-технической базе, регулирующей документы, пока нет возможности заложить трансформацию сразу при проектировании. Это значит, что при переделке из детского сада в школу нужно делать другой проект, а это время и деньги. Если перестройку заложить в проект, то департаменту образования не потребуется заново создавать проект.

В январе доложили о наших предложениях зампреду правительства, курирующей программу развития школ, а также заместителю министра строительства.

Сейчас предложения, разрешающие строить образовательные учреждения - трансформеры, рассматриваются на федеральном уровне. Надеюсь, что этом году, быстрее не жду, мы сможем решить задачу внесения необходимых изменений в нормативно-техническую базу и начнем строит средние по вместимости здания-трансформеры, рассчитанные на 300 мест.

– Планируете возводить по такому принципу жилые дома, где сами жильцы смогут переделывать квартиры по своему усмотрению?

– В этом нет необходимости. У владельцев жилья есть возможность перепланировки. Да, им нужно получить на это разрешение, согласование БТИ, но нельзя же быть стопроцентными нигилистами, отвергать все нормы и правила. Никаких проблем с точки зрения перепланировки нет, есть специализированные организации на рынке, которые в состоянии сделать проект и согласовать в короткие сроки.

По пути строительства паркингов на первых этажах пока не пойдем

– Проблема парковок в столице – одна из самых актуальных. Для экономии пространства и места собирались строить паркинги на первых этажах в новостройках. Последует ли реализация этой идеи? Когда?

– Идея есть, но по этому пути пока не пойдем. Дело в том, что требования СанПиНа делают строительство паркингов на первых этажах очень затратным. Выхлопные газы при работе двигателя внутреннего сгорания повлияют на санитарно-эпидемиологическую среду жилых домов. Чтобы сократить или ликвидировать выбросы, от инвестора на необходимые мероприятия потребуется много средств. Размещение парковок без существенных изменений в нормативно-техническую базу на первых этажах нерентабельно, экономически невыгодно. А вообще инвестор при планировке дома обязан закладывать парковку. Эти правила действуют.

– Как будет обустраиваться подземное пространство Москвы? Появятся ли новые торговые комплексы под землей подобные "Охотному Ряду" на Манежной площади?

– Знаете, есть такая поговорка: – всему свое время. Пока для частных инвестиций достаточно места в наземном пространстве, не стоит ожидать массового инвестирования в освоение подземного пространства в Москве.

Кроме того, есть ряд объективных причин, препятствующих такому инвестированию, в том числе некоторые противоречия положений градостроительного законодательства и законодательства о недрах. К сожалению, в нынешних условиях подземное пространство интересует частного инвестора только при комплексном освоении территорий, в основном для размещения паркингов в подземных частях зданий.

– Известно, что промышленных зон в столице всего 85. Сколько территорий планируется реорганизовать? В каких еще промышленных зонах будут строить дома?

– Ни для кого не секрет, что свободных земельных участков в границах "старой" Москвы с каждым годом становится все меньше, и одной из немногих перспектив для градостроительного развития столицы являются в первую очередь неэффективно используемые производственные территории города, которыми занято 17 процентов всей территории столицы. Полной реновации будет подвержено порядка пяти процентов таких территорий, где в силу объективных экономических причин многие неэффективные или неэкологичные предприятия в городе прекратили свою деятельность, а части некоторых производственных территорий перестали использоваться по прямому назначению.

Так, за последние пять лет утверждено 47 проектов планировки производственных территорий, в работе еще остается 24 проекта, десять из которых планируется утвердить в этом году. Продолжается реновация промышленных территорий ЗИЛ, завода "Серп и Молот", территории бывшего Тушинского аэродрома.

На сегодняшний день в границах промзон строится около 25 процентов всей вводимой в городе недвижимости, в том числе 18,5 процентов жилой площади. К примеру, в этом году в верхней части территории ЗИЛа начнется строительство первых трех жилых домов. Там уже инвестор построил Ледовый дворец, заканчивается строительство Дворца водных видов спорта с парковками, гостиницами.

Из утвержденных в 2015 году проектов планировки производственных территорий размещение общественно-жилой застройки предусматривается на территориях: ОАО "НПО "Взлет" (улица Производственная, владение 6), ОАО "ДСК № 3" (Боровское шоссе, владение 2), ОАО "Мосстройснаб" (улица Донецкая, владение 30).

– По сегодняшним нормам в Москве можно надстраивать дома не выше пяти этажей. Могут ли расширить эти нормы? Сколько домов в столице надстроят?

– Хочу обратить внимание, что проект абсолютно социальный. Инициативы города в этом проекте нет. Она исходит только от жителей. Первый проект решили сделать жильцы дома 32 на улице Мишина. Они сталкивались с многочисленными проблемами: подключением к сетям, оформлением земельно-правовых отношений, разработкой документации. По кругам ходили восемь лет, город включился в решение их проблем три года назад.

Мы разработали пошаговую инструкцию, что нужно делать, чтобы эффективнее двигаться. В итоге неприметная четырехэтажка из силикатного кирпича превратилась в красивую современную девятиэтажку с дополнительными площадями для всех ее жильцов.

Далее мы проанализировали перечень домов, которые можно надстроить. Взяли здания до пяти этажей включительно, потому что надстройка увеличивает плотность в районе, а существует предел плотности, который устанавливается правилами землепользования и застройки.

Всего выявили 34 дома, где можно сделать надстройку и обстройку, и предложили жильцам уже опробованный вариант. Согласились жители четырех домов. Они провели собрание, создали ТСЖ и сейчас занимаются оформлением земельно-правовых отношений. После этого они выберут проектные управляющие организации, пройдут экспертизу и будут строить, но тогда, когда будет достаточно денег.

– В Москве начали строить муниципальное жилье новых серий. Чем отличаются новые серии от старых?

– В сфере жилищного строительства за последнее время кардинально изменился подход к его возведению, поскольку панельные серии предыдущих поколений морально устарели, не соответствуют нормативам по энергоэффективности, доступности маломобильных групп, по пожарной безопасности и комфортности.

Девять из десяти домостроительных комбинатов Москвы готовы строить дома по новым критериям

– Вы имеете ввиду вход в подъезд, на этажи, лестничные пролеты?

– Да, для проектов типовых серий панельных домов установлены критерии, зафиксированные постановлением правительства Москвы. Изменения затронули лестничные марши, входные группы, внешний облик зданий, планировочные решения и тому подобное.

Невзрачный фасад будет более выразительным. Компоновка из угловых секций позволит делать здания разноэтажными. Первые этажи будут обустраивать под общественные функции, при этом высота потолков увеличится до 3,6 метра. Высота жилых помещений также будет увеличена от 2,8 до 3 метров, по всем параметрам новые дома дружественны к нуждам маломобильных граждан.

В течение 2014–2015 годов девять из десяти домостроительных комбинатов провели модернизацию своих производств и уже готовы строить дома в соответствие с новыми критериями.

– Сколько построено домов уже по новым критериям? Сколько сейчас строится?

– В прошлом году построено шесть домов, в том числе и в Некрасовке. Планируется построить еще 48, 11 из которых – возведет город, 37 – построят инвесторы. Объекты находятся в разной стадии строительства: что-то проектируется, а какие-то дома уже строятся. Дальше будут возводиться дома только новых серий, других просто не будет.

– Насколько строительная отрасль готова заменить импортные материалы на отечественные?

– На 95 процентов строительные объекты возводятся из отечественных материалов. И только пять процентов из импортных – это инженерное оборудование, сложная технологическая техника, управляющая процессами теплоснабжения, водоснабжения, пожарной, охранной сигнализации и некоторые лакокрасочные материалы, куда входит импортный порошок.

– А есть стремление заменить импортные материалы на 100 процентов?

– Такого стремления нет. Сделать хозяйство натуральным, как в феодальное время: все производится внутри и потребляется внутри. На самом деле пять процентов допустимо. Использование новейших технологий, мировых достижений – это и наше инженерное развитие. Впитывая лучшее, производители улучшают потребительские свойства продукта, формируют спрос на отечественном рынке, создавая конкурентоспособные заменители.

– Сергей Иванович, ваше ведомство также занимается темой долгостроя. Как эта проблема решается? Сколько объектов сейчас считается долгостроем?

– С 2011 года в два раза сократилось число объектов незавершенного строительства и долгостроя, и на сегодняшний день по городу насчитывается 346 таких объектов. Только за прошлый год нам удалось исключить 50 объектов: 13 из которых были введены в эксплуатацию, по восьми – принято решение о возобновлении работ и выданы разрешения на строительство, 29 свободных участков приведены в порядок и благоустроены.

При этом долгострой или незавершенка делятся на федеральные, инвестиционные и бюджетные объекты. Здания в свое время были заброшены в силу разных причин: это нехватка финансов или не были урегулированы земельно-имущественные отношения. Для общего понимания, львиная доля долгостроя и незавершенного строительства – это не жилье, а объекты инженерной инфраструктуры, административно-деловые и торговые центры, имеются проблемные федеральные объекты.

– Сколько в этом году многострадальных зданий достроят?

– Точную цифру определить невозможно, так как многое зависит от финансовых возможностей застройщиков, сроков урегулирования по ряду объектов имущественных споров, в том числе в судебном порядке. Кроме того, в перечне находятся 43 федеральных объекта. Влиять на них мы не можем, но будем стараться в силу возможностей.

Грандиозного строительства в центре не планировали и не планируем

– Какие знаковые проекты будут реализованы в ближайшее время в центральном округе?

– Грандиозного строительства в центре не планировали и не планируем. Центр города должен сохраняться как историко-культурное, архитектурное наследие, а объекты в неудовлетворительном состоянии должны реновироваться. В этом году планируем в ЦАО завершить строительство объектов, которые были начаты очень давно, например офисное здание в Оружейном переулке, владение 41. В прошлом году завершено строительство первой очереди. В этом году планируется достроить вторую очередь – шпиль.

Также в планах завершить работы на улице Гиляровского – Театр Олега Табакова. Сейчас идет монтаж сценического оборудования. Продолжаем координировать с федеральными структурами реконструкцию таких объектов, как Московская консерватория имени П.И. Чайковского, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Третьяковская галерея, Политехнический музей.

18 августа 2016 года состоялась пресс-конференция руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Лёвкина Сергея Ивановича на тему: «Результаты работы Департамента градостроительной политики города Москвы по итогам семи месяцев 2016 года»

ВЕДУЩИЙ

Уважаемые коллеги, сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Лёвкина Сергея Ивановича.
Тема пресс-конференции: «Результаты работы Департамента градостроительной политики города Москвы по итогам семи месяцев 2016 года».

С.И. ЛЁВКИН

Добрый день, дорогие друзья. Как ранее заявлял мэр Москвы С. Собянин, с одной стороны, электронные услуги экономят время граждан, а с другой позволяют оптимизировать административные процессы и значительно снизить коррупционные риски.
Работа по переводу госуслуг началась Правительством с 2013 года в активной фазе, к концу которого 7 основных услуг в сфере строительства были доступны в электронном виде. В настоящее время таких услуг 12. При этом в отношении 11 из них мы полностью ушли от бумажного формата взаимодействия с застройщиками. В результате, сегодня в электронном виде осуществляются все основные госуслуги в строительной сфере. Создан замкнутый контур, обеспечивающий инвестиционно-строительный процесс.
ВЦИОМ, а также компания «Ernst & Young» в этом году провели масштабные социологические исследования среди представителей строительных организаций, в т.ч., зарубежных, работающих в Москве. Данные исследования показали высокую осведомленность и положительную оценку респондентами реформ, проведенный Правительством в строительной отрасли.
Результаты работы Правительства по переводу в электронный вид процедур в строительной сфере были представлены на Московском урбанистическом форуме. Наряду с новыми интернет-сервисами, позволяющими организовать диалог с горожанами и застройщиками, мы показали на этом форуме дополнительные услуги, о которых я скажу позже.
По поручению Сергея Семеновича на месте снесенных 5-эиажек возводится новое комфортное жилье со всей социальной и инженерной инфраструктурой. Расселение ветхих 5-этажек продолжается. Все решения в этой части приняты и реализуются в полной мере. С 1998 года в программу вошли 1722 дома общей площадью более 6 300 000 квадратных метров. на сегодняшний день программа сноса выполнена более чем на 93%. Снесено 1617 домов общей площадью более 5 900 000 квадратных метров. Остаток на сегодняшний день - 105 5-этажек. Программа выполняется как за счет бюджета, так и за счет инвесторов: 69% выполняется за счет города и 36% за счет инвесторов.
На сегодняшний день в ЦАО, ЮВАО, ЮАО и Зеленограде программа сноса завершена. На 2016 год есть плановые показатели. На сегодняшний день мы выполнили программу года на 34%. Из запланированных к сносу 95 домов снесено 32. Мы планируем в этом году завершить программу сноса в САО, ВАО, ЮЗАО и СЗАО. В 2017 году мы эту программу завершим.
Наибольший объем остаточного сноса в ЗАО - 47 домов. В основном, мы планируем завершить их снос в 2017 году. Несколько 5-этажек уйдут на начало 2018 года.
На сегодняшний день, за 7 месяцев текущего года, в Москве введено чуть более 3 700 000 квадратных метров – это 301 объект. Из них 270 площадью 3 300 000 за счет инвесторов и 31 объект – 391 000, - за счет бюджета. Среди этих объектов 203 – это жилые объекты – 1 500 000 квадратных метров, - 9 детских дошкольных учреждений, 5 школ, 3 объекта среднего и высшего образования, 2 объекта здравоохранения, 1 объект физкультуры, 1 объект культуры, 18 объектов административно-деловых и 4 гостиницы.
Наша задача максимально вовлечь в строительство и реорганизацию территорий инвестиционные средства. Если в 2011 году объем инвестиций в вводе недвижимости составлял 81% по квадратным метрам, то в 2016 году за 7 месяцев – 89%. Все это результат планомерной работы Правительства Москвы, лично С.С. Собянина, градостроительного комплекса и наших коллег из других комплексов.
Как сказал С.С. Собянин, неиспользуемые заброшенные территории Москвы будут активно развиваться. Он поставил такую задачу в начале 2011 года. Здесь появятся новые городские районы с рабочими местами и необходимой инфраструктурой. На сегодняшнее время на промышленно-коммунальных территориях строится около 25% всей вводимой недвижимости в городе. Из запланированных в 2016 году по городу 9 млн квадратных метров недвижимости мы ожидаем, что более 2 млн будет построено в промышленно-коммунальных территориях. В 2013 году в ПКТ (промышленно-коммунальных территориях) был введен 1,3 млн, то в 2015 уже более 2 млн квадратных метров. за истекшие месяцы 2016 года на этих территориях введено почти 800 000 квадратных метров. Мы готовим эти территории для вложения инвесторами средств в их реорганизацию и развитие. На сегодняшний день утверждено 53 проекта планировки, из которых 6 в этом году. Из этих 53 в стадии активной реализации находится 15. Более 40 находятся в разработке.
Из наиболее значимых, находящихся в стадии активной реализации, это территория «ЗИЛ», территория бывшего Тушинского аэродрома, «Серп и молот», «ДСК-№» на Боровском шоссе, НПО «Взлет» Московского зеркального завода.
По территории «ЗИЛ» разработаны 3 проекта планировки, которые прошли публичные слушания и получили одобрение горожан. Предполагаемый объем строительства – 6,2 млн квадратных метров, из которых жилых – 3,5 млн. Предполагаемая численность населения после ее реновации - 76 000 человек. Инфраструктура и план выстроены так, что здесь же должно появиться не менее 78 000 рабочих мест.
Прилегающие территории тоже будут развиваться комплексно с территорией «ЗИЛ». Это территория «Апин». Там объем чуть более 1 млн квадратных метров, и всем известная территория Нагатинской поймы, где сейчас в активной фазе реализуется проект «Парк развлечений».
В целях транспортного обеспечения территорий предусмотрено строительство дорожно-транспортной инфраструктуры за счет средств бюджета. Эти объекты сейчас находятся в активной фазе реализации. К части работ Департамент строительства уже приступил. За счет городского бюджета реализуется строительство 2 ТПУ: «Технопарк» и «Парк легенд». В 2015 году была введена в эксплуатацию станция «Технопарк» в опережающем режиме.
На территории бывшего Тушинского аэродрома предусмотрено комплексное формирование общественно-деловой, жилой и социальной инфраструктуры. На территории 244 гектар появится более 2 млн квадратных метров различных видов недвижимости. Планируемое населения для этой территории – 42 000 человек. Будет создано около 30 000 рабочих мест. На сегодня на территории бывшего Тушинского аэродрома построен стадион «Открытая арена», открыта станция метро «Спартак», введено административное здание, обслуживающее спортивную инфраструктуру, сделаны парковочные места в виде большого гаража-стоянки и открытой стоянки для проведения мероприятий, связанных с ЧМ-2018.
«Серп и молот» - это около 900 000 квадратных метров застройки с детскими садами, школами, поликлиниками. Инвестор «Донстройинвест» будет реализовывать свой проект с привлечением внебюджетных средств в 2 этапа до 2021 и 2025 года.
В 2016 году здесь запланировано мероприятие по благоустройству плоскостного ТПУ. В 2018 году запланировано строительство ТПУ «Лефортово». В 2016-2020 гг. в планах Москвы проектирование и строительство ТПУ «Авиамоторная» с полным комплексом инфраструктуры. Здесь будет сбалансированное размещение проживающих и работающих: 10 000 проживающих и до 20 000 работающих.

ВЕДУЩИЙ

Вы упомянули, что еще в 2011 году пошла речь о развитии ПКТ. Но только в 2016 году в федеральное законодательство были включены такие нововведения. Это было инициировано Департаментом? Что вообще произошло?

С.И. ЛЁВКИН

Учитывая, что в полномочия Департамента включены полномочия, связанные с координацией действий всех органов власти в части развития и реорганизации промышленных территорий, с первого дня мы оценили пропорции - ПКТ составляют от площади Старой Москвы порядка 17%. В Генплане, который сейчас действует, они были условно разделены на сохраняемые и реорганизуемые. Это колоссальный потенциал для дальнейшего развития Старой Москвы. Видя опыт предыдущих лет, мы понимали проблемы, которые мешают реорганизации этих зон - любая ПКТ включает в себя множество собственников, обладателей земли и недвижимости. Они имеют разные целеполагания своей деятельности, различные интересы, которые не всегда можно аккумулировать в общую задачу. Развивать, как это было раньше, территорию в 100 гектар, когда есть собственник, понимающий задачи города, проблемы жителей, и он готов из 100 гектар свои 15 реорганизовать, а остальные довольствуются тем, что у них там есть небольшое имущество, которое они сдают в аренду, получают свою ренту, и им этого достаточно – таким образом развивать территорию невозможно городу. Получается лоскутное одеяло. Юридических полномочий понудить собственников войти в реорганизацию таких территорий в градостроительном комплексе не было. Тогда мы в Комплексе по поручению С.С. Собянина озадачились, что же можно сделать, чтобы возникла юридическая схема и юридический институт комплексного и устойчивого развития территорий. Были подготовлены изменения в федеральное законодательство. К этому процессу подключился Клуб инвесторов, потому что они знают нюансы и тонкости, поскольку занимаются этим каждый день. Они вместе с нами отработали положения, в которые нужно внести изменения в федеральном законодательстве и на протяжение 2-х лет шла работа, которая привела к тому, что 3 июля этого года подписан ФЗ №373, который дополнил и ввел нововведения в градостроительный кодекс. В нем впервые введено понятие, определение деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий. Закон дополняет Градкодекс двумя новыми правовыми схемами развития: инициатива инвестора и инициатива города. Если это инвесторы, то по инициативе правообладателей земельных участков или объектов недвижимости, они заключают соглашения о разграничении обязанностей, которые, вместе с подготовкой документации по планировке территорий, предоставляются Правительству Москвы на заключение договора о компле5ксном развитии территории. Документация по планировке такой территории, согласно законодательству, утверждается без проведения публичных слушаний. Градкодекс позволяет, если застройщики за свой счет строят инженерную, коммунальную, социальную инфраструктуру, то город может давать льготы по определенным вещам таким застройщикам, чтобы улучшать экономическую устойчивость таким преобразованиям. Вторая схема, когда город инициирует, вступает в силу, если не менее 50% общей площади заняты земельными участками, на которых имеются объекты, признанные аварийными, подлежащими сносу, объекты самовольного строительства. Если на нем находятся объекты, включенные в адресные перечни Москвы, и если на нем находятся земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют правилам землепользования застройки, в этом случае проводится аукцион. По его итогам заключается договор с победителем на комплексное развитие территории. Кроме того, в этом законе появились нормы, что с 1 января 2017 года градостроительный план земельного участка уходит из документов по планировке территорий. Остается только проект планировки территории. ГПЗУ становится информационным документом, а не планировочным.
Еще одно важное изменение – изменен пресекательный срок разработки правил землепользования застройки. Он перенесен с июля 2016 года на июль 2017 года. Это позволяет нам более качественно проработать все, что связано с правилами землепользования и застройки, потому что ПЗЗ – это ключевой документ, регулирующий все, что будет происходить на территории города с точки зрения его развития.

ВЕДУЩИЙ

Как жили до этого без этого? Как строили?

С.И. ЛЁВКИН

Инвестор, который имел деньги, заемные или собственные, понимая, что деньги должны работать, находил отдельные предприятия по лоскутному принципу, договаривался с каким-то правообладателем, у которого уже практически фактическая деятельность закончилась. У них было имущество, земля, там, 25 гектар, и они имели все документы права собственности. Они вступали с ними в переговоры. Переговоры заключались в том, что они готовы их выкупить, на территории сделать реорганизацию и в долевой пропорции либо рассчитаться метрами, либо деньгами. Но комплексно вовлекать могли только самые крупные из крупных. Но городу не надо, чтобы среди разрухи был кусок реорганизованной территории.

А. ПАШКОВА – «Информационный центр Правительства Москвы»

Сергей Иванович, скажите, пожалуйста, как происходит реорганизация на производственно-коммунальных территориях в ЦАО?

С.И. ЛЁВКИН

В Генплане у нас около 400 гектар, которые возможны к реорганизации и сохранению на территории ЦАО. За 5 лет, с 2011 по сегодняшний день, завершена реорганизация около 12% этих территорий. Это не значит, что все остальные 88% должны реорганизовываться. Принцип, которым мы сейчас руководствуемся, состоит в том, что если на ПКТ, промышленной, а там есть и научная составляющая территории, есть действующие предприятия, которые работают эффективно, не наносят вред окружающей среде, с такими предприятиями надо заниматься индивидуально, и такая работа сейчас идет в блоке Н.А. Сергуниной в Департаменте науки и промышленности, и максимально их поддерживать с точки зрения будущего развития, потому что нет задачи выводить производство и научную деятельность из Москвы. Есть задача ее максимально поддержать, развить. Это всегда рабочие места, налоги. Но, при этом, этим сохраняемым территориям порой требуется небольшая реорганизация территории. Например, строительство жилья для сотрудников, дополнительные офисные площади, научно-производственные площади. В этой части Градкомплекс дает необходимые планировочные решения. Оставшиеся 88% сейчас находятся в части осмысления хорошо работающих предприятий и их развитие и организация другой территории - это все сейчас находится в работе. Но, могу сказать, что на этих территориях введено более 1,3 млн квадратных метров общей недвижимости в целом. Реорганизованы известные промышленные территории как зона №17, Курская – построено несколько объектов. До конца года в ЦАО в наших планах будет введено чуть больше 120 000 квадратных метров – это всего 3 объекта. Это жилой комплекс на Садовнической улице (бывшая территория завода «Корнет»), жилой комплекс на ул. Кооперативная и многофункциональный комплекс на ул. Коровий вал.

«Экоград»

Скажите, пожалуйста, какова будет дальнейшая судьба блочных пятиэтажек, которые сейчас относятся к несносимым сериям?

С.И. ЛЁВКИН

Как была построена оценка домов, которые вошли в первый этап в 90-х годах, в эти 6,3 млн квадратных метра? Были все панельные 5-этажки обследованы Государственным институтом «Монитеп» на предмет их износа, отдельных конструктивных элементов, балконов, панелей, перекрытий, кровли, инженерных систем и сетей. Понятно, что все панельное, что было построено в 60-е годы, невозможно было сразу взять в работу. Поэтому, нужно было разбить на некие этапы. То был первый этап. Были выбраны серии панельных домов, в которых эти износы были максимальны. Теперь остались 5-этажки - около 20 млн квадратных метров, - которые по виду аналогичные, по сериям другие, по конструктивным решениям другие. Там перегородки из других материалов, перекрытия из других материалов и т.д. Мэром поставлена следующая задача: заканчиваем первый период (те 105, о которых я сказал), одновременно готовимся ко второму периоду. Сейчас идет оценка нами и Москомархитектурой градостроительного потенциала 1500 кварталов, которые относятся к этим 20 млн квадратным метрам. Выявляется по каждому кварталу (от 100 до 200 тысяч квадратных метров) состояние этих домов, состояние инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, чтобы потом, пользуясь инструментом, заложенным в Градкодекс – «развитие застроенный территорий», - оценив градпотенциал, посчитав экономику каждого проекта, можно было такие территории, составив адресный перечень жилых домов, подлежащих будущему сносу, провести аукцион. Федеральный закон предполагает реновацию жилых территорий только с участием инвестора. У нас есть опыт, накопленный при реализации первого периода. Здесь есть нюансы, связанные с тем, что не каждый квартал экономически выгоден инвестору. Когда большая часть жителей готова и согласна переезжать в новый дом по нормативам, установленным федеральным и московским законодательством, а появляется несколько семей, которые не хотят. И что происходит? Построен стартовый дом, куда планируется переселить три 5-этажки. Законодательного урегулированного права выселить этих людей, когда большинство хотят переехать, у нас нет. Получается, переехали 80 семей, а 3 остались в этом доме. Мы начинаем пытаться сначала договориться, Департамент городского имущества, потом судиться, и на это уходит полгода минимум. На это время смещается возможность снести эту 5-этажку и на ее месте строить следующий дом, чтобы переселять жителей других домов. Таким образом, квартал, который мы решили реновировать за 7 лет, останавливается по одному дому на полгода, по второму дому еще на полгода. Вот эти проблемы мы доложили Сергею Семеновичу и сегодня идет работа на уровне Минстроя, чтобы появились изменения в Жилищный и Градкодекс в части того, что если 2/3 жителей проголосовали за переселение, то остальные по принципу демократии должны подчиниться и переселяться тоже. Это будет обязательством либо требования выполнять, либо решение суда будет только одной инстанции – суд признает, что все по закону сделано правильно, и жители обязаны переехать во вновь построенный дом. А что касается, когда экономика не складывается у инвестора, мы предлагаем федеральным органам власти изменения в части, что город тоже может участвовать в реновации такого квартала, когда экономика не срастается, т.е. забрать часто, например, дорожной или социальной инфраструктуры на бюджет.

ВЕДУЩИЙ

В памяти всплывает, что, когда началась эта программа по 5-этажкам, ездили в Германию, где реконструировали аналогичные дома, не выселяя жителей. Но потом вернулись и сказали, что с нашим населением это невозможно. Это правда?

С.И. ЛЁВКИН

Да, это правда. Мало того, для меня этот вопрос очень интересный. Более того, во время урбанистического форума мы с коллегой запланировали встречу со статс-секретарем бургомистра Берлина и его коллегами, и мы общались около полутора часов. Я этот вопрос ему задавал, как у них получилось и т.д. но здесь нужно принимать во внимание ментальность немецкого народа, законодательство, отрегулированное в нюансах и то, что было не совсем правильно сделано у нас, это то, что мы навязывали людям, что к ни придет инвестор и надстроит этажи и будет, не отселяя, что-то делать. Надо спросить у жителей, надо ли это им? Мы спросить забыли. Вы, наверное, слышали, проект Мишина, где закончена уже работа - обстройка дома без выселения жителей. Появляются дополнительные метры, и они улучшают свои условия. Жители приняли решение, 2/3 проголосовали по Жилищному кодексу. Они создали ТСЖ и через него сами привлекают деньги, сами находят соинвесторов или сами вкладывают деньги. Нужно вовлечь людей и создать интерес, а не навязывать.

Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»

Сергей Семенович давал поручение избавиться от недостроенных объектов. Как сейчас Москва избавляется от недостроя?

С.И. ЛЁВКИН

Это одна из ключевых задач. Была создана оперативная группа из представителей разных органов власти Москвы. На сегодняшний день из списка, который был в начале работы, исключено уже 362 объекта - это половина. 37 объектов из них исключены в этом году. 112 введены в эксплуатацию, из которых 11 введены в этом году. 169 объектов – это те, по которым возобновлена работа, из них 11 добавилось в этом году. 73 объекта – площадка была свободна, и она благоустроена. Принято решение ничего там не строить, учитывая обращения жителей. 13 из них было благоустроено в этом году. 8 объектов перенесены в другую категорию, в группу самовольного строительства. Этой категорией уже занимается Департамент городского имущества. На сегодняшний день в работе остается 309 объектов: в ЦАО – 68; на юге – 37; в ЗАО – 36; в ЮЗАО – 33 и т.д.
У всех на слуху объекты, которые введены из долгостроя – это многофункциональный комплекс на Ружейном переулке и «Геликон-опера». Еще в ЦАО - это Московский городской дворец творчества детей и молодежи на Полянке, административное здание на Хоромном тупике. Есть еще несколько объектов в ЗАО, на ул. Лыковская, на ул. Летная, на Волоколамке гараж и многие другие. В части дорожного строительства – это во Внуково подъездная дорога к большому почтово-грузовому комплексу.

Е. КАРМАНОВА – ИА «Москва»

Уточните, пожалуйста, а сколько всего объектов?

С.И. ЛЁВКИН

671 объект.

П. ПИКАЛОВ – «Север столицы»

Если можно, вкратце, по Северному округу могли бы сказать какие-то цифры?

С.И. ЛЁВКИН

В САО остается в работе 32 объекта. Их перечень и статус в рабочем порядке вам предоставим. Рабочая группа заседает каждый месяц.
Могу сказать, что сложнее работать на уровне объектов, которые относятся к федеральному уровню, поскольку, если бюджетные проходят через включение в адресно-инвестиционную программу, то по федеральным объектам все полномочия по земле, инвестконтракту находятся на их уровне и это больше идет разъяснительная работа, чем административное влияние.

А. МАСТРЕНКОВ – «Стройкомплекс»

Одним из направлений вашего Департамента является координация работы научно-технического совета. Какие строительные новинки, может быть, появятся на стройках города в ближайшее время?

С.И. ЛЁВКИН

Совсем недавно, в прошлом году, появилось направление с использованием материала с нанотехнологиями. Это композитные материалы. Один из научно-технических советов был посвящен созданному и начинающему функционировать композитному кластеру. Спектр этих материалов расширяется. Начинали коллеги с композитной арматуры. Чтобы продвигать свою продукцию они создали такой кластер, куда вошло около 20 предприятий различный. Они доложили о том, что это такое, и мы довели до инвестиционно-строительного и проектного сообщества, что это перспективно и удешевляет, ускоряет процесс. В прошлом году мы завершили разработку свода правил Департамента по применению композитных материалов в строительстве. В первую очередь, речь идет об арматуре. Потому что на федеральном уровне не было закреплено нормативов, а как тогда пройти экспертизу, подтвердить на безопасность с точки зрения конструктива и т.д.? Получили заключение экспертного сообщества.
В рамках стратегии развития стройиндустрии, которая утверждена на федеральном уровне, мы поговорили о том, что вообще происходит в Москве с предприятиями стройиндустрии, какие у них есть проблемы. В рамках это стратегии мы эту работу продолжим с конкретными предприятиями. У них появилось неформальное объединение, которое они назвали «Инновационный кластер производителей строительных материалов», куда вошли лучшие научно-исследовательские институты в этой части, производители, чтобы успешнее и результативнее продвигать свою продукцию на строительном рынке.

ВЕДУЩИЙ

В прошедшие выходные был День строителей. Поздравляем вас. Вы, как руководитель департамента, могли бы дать оценку, испытываете ли вы дефицит инженерных кадров, рабочих?

С.И. ЛЁВКИН

У нас налажено плотное взаимодействие, подписаны соглашения с ведущими ВУЗами в части подготовки кадров для строительных и околостроительных специальностей. Дефицита в инженерно-технических работниках по разным специальностям в Стройкомплексе Москвы нет. Выстроена система, когда идет прямое взаимодействие подрядных организаций с ВУЗами, вплоть до практики, стажировки.
В части среднего профессионального звена, не все должны иметь высшее образование, чтобы быть прорабом, начальником участка. В этой части есть проблема нехватки. Она решается через то, что мы с Департаментом образования 3 года назад договорились, и сейчас идет специальная работа с колледжами по популяризации этой специальности. И остается проблема рабочих кадров. Их на стройке не хватает, тем более при сегодняшний масштабах строительства в Москве. Пока у нас идет через привлечение рабочих рук из других регионов. Где-то участвуют иностранные рабочие. Идет замещение таким образом. На мой взгляд, москвичи никогда не закроют нишу рабочих кадров на стройке, что бы мы ни сделали для этого, в силу разных обстоятельств. Мы всегда будет готовы и рады, если у нас будет появляться люди рабочей специальности, лучше из других регионов, чем из других стран.

Е. КАРМАНОВА – ИА «Москва»

Территория аэропорта Тушино, какие сроки сдачи объектов?

С.И. ЛЁВКИН

Там же не инвестиционный контракт, когда устанавливаются конкретные сроки. Там есть проект планировки, который инвестор сам разбил на несколько этапов. Здесь многое по срокам зависит от финансов. Для города самым важным было дать необходимую градостроительную документацию. Мы ее дали. Кроме того, мы уже подготовили дорожно-транспортную инфраструктуру, чтобы новые объекты не создавали транспортных проблем в этом районе города.

Какие направления строительной науки сегодня наиболее актуальны? Насколько они универсальны, или могут применяться только для Москвы?

Действительно, многие направления развития строительной науки Москвы рождаются в стенах нашего Департамента, мы же вместе с организациями-партнерами занимаемся их дальнейшей разработкой и внедрением. Причем, как показала практика, наработанный нами опыт интересен и может быть использован не только в Москве, но и в других регионах Российской Федерации.

Направлений работы множество, в контексте темы сегодняшнего интервью можно выделить следующие.

В области нормативно-технического регулирования строительства:

Разработка новых и актуализация действующих нормативно-технических документов с целью устранения противоречий в документах, выпускаемых различными ведомствами, учета проблем крупных городов, оценки влияния выпускаемых документов на удорожание строительства, гармонизации национального законодательства в сфере строительства с требованиями организаций Таможенного союза, СНГ и ВТО;

Совершенствование нормативно-технической базы проектирования объектов метрополитена.

В области архитектурно-строительного проектирования:

Внесение изменений в действующие нормативные акты с целью получения возможности разработки и прохождения экспертизы типовой проектной документации, разрабатываемой для последующего массового применения (без адресной привязки);

Участие в работе Нормативно-технического совета по отбору проектной документации для включения в федеральный Реестр типовой проектной документации.

В области осуществления государственного строительного надзора:

Внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ с части полномочий и порядка проведения государственного строительного надзора (ст.49, 54, 55, 62) с учетом резолюции межрегиональной конференции руководителей органов государственного строительного надзора из 74 субъектов РФ, прошедшей в городе Москве 2-4 октября 2013 г.

В области инженерных изысканий в строительстве:

Формирование и ведение государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий;
оптимизация состава и требований к осуществлению и материалам инженерных изысканий.

В сфере развития предприятий строительного комплекса и производства строительных материалов:

Актуализация программ развития предприятий строительного комплекса;
мониторинг цен на основные строительные материалы и составление строительных балансов.

Также на Рабочей группе рассматриваются вопросы ценообразования в строительстве, передачи некоторых полномочий федеральных органов исполнительной власти Правительства Москвы, сокращения административных барьеров и улучшения предпринимательского климата в строительной сфере и многие другие.

Насколько необходим для инвестиционно-строительного сообщества Московский территориальный строительный каталог?

В Московском территориальном строительном каталоге (МТСК) собрана максимально полная информация обо всех продуктах, материалах и технологических решениях, применяемых сегодня в городском строительстве. На сегодняшний день это более 32 000 наименований продукции, в том числе инновационной.

Структура МТСК дает возможность ознакомиться со всей номенклатурой продукции разных производителей и сопоставить ее технические характеристики. Эта база данных находится в открытом доступе в интернете по адресу www.mtsk.mos.ru, работать с ней может любое заинтересованное лицо. Каталог постоянно актуализируется, только за июнь - декабрь 2013 года в него включено 48 видов приоритетной продукции.

Частью каталога является Реестр инновационных технологий и технических решений. В нем содержится информация о строительной продукции, проектных и конструктивных решениях, программных продуктах - импортозамещающих или адаптированных к российскому применению и отличающихся особой новизной. Эта продукция прошла рассмотрение Экспертной комиссии по инновационным технологиям и техническим решениям Департамента градостроительной политики города Москвы и рекомендована к широкому применению при проектировании и строительстве объектов городского заказа.

Вы являетесь заместителем председателя Объединенного научно-технического Совета (ОНТС) по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы. На его заседания выносится очень широкий круг вопросов. По какому принципу происходит их отбор?

На основе предложений, вносимых членами Совета, составляется план работы ОНТС на год. Дополнительно в него вносятся вопросы, требующие оперативного рассмотрения в соответствии с решениями рабочих совещаний у Мэра Москвы, Коллегии строительного комплекса, предложений органов исполнительной власти Москвы.

Также рассматриваются предложения организаций, входящих в строительный Комплекс, ведущих научно-исследовательских институтов, проектных, строительных, производственных и иных организаций.

Округа дали первые адреса домов, предназначенных для переселенцев

Фото: Евгения ГУСЕВА

Изменить размер текста: A A

ПАРКОВОК СТАНЕТ БОЛЬШЕ

Сергей Иванович, нам удалось посмотреть новостройки для будущих переселенцев из пятиэтажек («КП» писала об этом 19 мая с. г. и на сайте kp.ru). Дома с корпусами разной высоты, с яркими фасадами. Это будут типовые проекты для программы реновации?

Мы планируем строить дома, индивидуальные по всем характеристикам. В основном они будут монолитные. Хотя, конечно, используем и типовые панельные дома новых улучшенных серий. Районы пятиэтажек полностью изменятся за счет квартальной застройки. Сейчас Москомархитектурой объявлен конкурс на проекты кварталов от лучших мировых архитекторов и урбанистов. Около жилых домов должны появиться приватные дворы, свободные от машин.

- А где машину парковать?

Для этого в каждом доме один ярус парковок планируем разместить под землей. Остальные стоянки - на местных дорогах и в проездах. Причем заранее расширим их специально для парковки. Часть машино-мест распределим по соседним свободным площадкам, но не внутри двора. Если будет возможность, построим обычный многоярусный паркинг.

ВЫРУБЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ ВОССТАНОВЯТ

- Сколько этажей будет в новых домах?

Высота зданий будет установлена в каждом случае индивидуально с учетом особенностей местности и окружающей застройки. В среднем от 6 до 14 этажей. Никаких 25-этажных «монстров» массово строить не будем. В таких нужно использовать лифты для повышенной этажности, системы безопасности и эвакуации. Это сделает проект дороже. К тому же такой дом не вписывается и в принципы современной урбанистики о комфортности городской среды.

В районах сноса окажутся и хорошие дома, которые расселять не будут. Получается, что этим жильцам придется жить на стройке...

Сказать, что все будет без шума и пыли, - невозможно. Но строители уже привыкли работать так, чтобы доставлять меньше неудобств жителям соседних домов. Круглосуточного графика на стройплощадках в районах реновации не будет. Мы строим только в строго отведенное законом время - с 9 до 19 часов. Жители также могут сообщать нам о нарушениях.

- Правда, что из-за сноса и нового строительства вырубят половину деревьев в старых районах?

Город старается сохранять как можно больше зелени. Разумеется, какую-то часть деревьев в кварталах реновации потеряем. Но вместо них высадим новые взрослые клены, липы, черемуху от пяти лет и старше. Такие деревья выстоят во время сильного ветра и непогоды.

Одним из первых районов расселения хрущевок уже назвали Бескудниково. Там полностью готовы новые квартиры. Какие еще районы могут попасть в первую волну? Везде ли удалось найти стартовые площадки?

Сейчас мы предварительно оцениваем каждый квартал на наличие свободных участков. Пока подобраны 263 стартовые площадки по всему городу (см. «Конкретно»). Но большинство из них пока заняты каким-то городским имуществом или есть другие обременения. После подведения итогов голосования по списку пятиэтажек станет понятно, в каких районах точно понадобятся площадки для строительства. Потом нужно будет освободить эти участки. Для этого потребуется время. В каких-то районах уже есть строящиеся дома, которые мы тоже предлагаем для старта реновации. График волнового переселения на год вперед может появиться к концу этого года. А волну поднимем, возможно, в конце 2018 - в начале 2019 года.

ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СНОСА МОЖНО В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ

Если дома оказались в окончательном, утвержденном мэрией списке, появятся ли для жителей какие-то ограничения? Например, нельзя будет прописаться в квартиру или продать ее?

Ни в московском, ни в федеральном законопроекте никакие ограничения не прописаны. У жителей домов, включенных в программу реновации, сохраняются все права и возможности. Единственное новшество - со дня официального включения в программу жители перестанут платить за капитальный ремонт дома. Этой суммы в платежках не будет.

- А можно передумать и отказаться от сноса, даже если дом уже в окончательном списке?

Отказаться от сноса можно в любое время. Но сделать это нужно до того, пока не будет заключен первый договор мены на новую квартиру. Для этого надо провести общее собрание собственников в доме и большинством голосов принять решение о выходе из программы. Тогда исключим дом из списка.

КОНКРЕТНО

По этим адресам могут переехать москвичи

На встречах с жителями пятиэтажек префекты уже называют предварительные списки домов, куда могут переселить из сносимых хрущевок. Но площадки продолжают подбирать, могут появиться новые стартовые точки, так что следите за публикациями в «Комсомолке». Пока же округа дали ориентировочные списки домов для переселенцев.

Центральный округ

ул. Бакунинская, вл. 60

ул. Верхняя Красносельская, вл. 14Б, 16В

ул. Климашкина , вл. 7/11, стр. 1

ул. Мельникова , д. 2

Посланников пер., вл. 18 - Старокирочный пер., вл. 5

ул. Русаковская, д. 2/1, стр. 1, 2; д. 6

Токмаков пер., вл. 25

Шмитовский пр-д, вл. 39 - Мукомольный пр-д, вл. 6

Северо-Восточный округ

ул. Вешних Вод

ул. Нансена , д. 8

ул. Сельскохозяйственная, д. 36

Хибинский пр-д, участок рядом с ул. Дудинка , д. 1

Северный округ

ул. Авангардная, вл. 10

ул. Ангарская, вл. 33

Дмитровское ш., вл. 55

ул. Долгопрудная, вл. 7 и 12

Конаковский пр-д, вл. 15

Кронштадтский б-р, вл. 55

ул. Нарвская, вл. 5

3-й Новомихалковский пр-д, вл. 8, корп . 1

ул. Онежская, вл. 35, корп. 5 и 6

ул. Смольная, вл. 21

Соболевский пр-д, вл. 20Б

ул. Тимирязевская, вл. 8

ул. Флотская, вл. 6, 8, корп. 1 и 2

Юго-Восточный округ

ул. Артюхиной , д. 24А; д. 28А

ул. Верхние Поля, д. 19, корп. 2

Волжский б-р, вл. 2

ул. Краснодарская, д. 6

ул. Краснодонская, д. 46

ул. Люблинская, д. 109, корп. 1; д. 111, корп. 2; д. 113

ул. Чистова, д. 3А, стр. 1

ул. Шумилова , д. 4

ул. Юных ленинцев, д. 42; д. 73; д. 99

Восточный округ

Измайловский пр-д, вл. 5, стр. 11

Южный округ

ул. Судостроительная, вл. 5; вл. 19

Юго-Западный округ

Свободный участок между Нахимовским проспектом и улицей Вавилова

Западный округ

ул. Гжатская , д. 16, корп. 1

участки на ул. Щорса , ул. Авиаторов, ул. Попутная

Северо-Западный округ

ул. Свободы, вл. 67

ул. Новощукинская, вл. 9

Зеленоград

Крюково , свободный участок около пересечения Георгиевского пр-та и ул. Радио

Троицкий и Новомосковский округа

Рязановское поселение, пос. Знамя Октября, на месте снесенного аварийного дома 4

пос. Мосрентген , жилой комплекс в дер. Мамыри

ВАЖНЫЙ ВОПРОС

Дадут ли посмотреть будущую квартиру?

Жителям показывают картинки с большими кухнями, балконами. А можно прийти в новостройку и побродить по квартире?

Это фотографии реальных квартир, которые уже построены. В следующем году планируется открыть в каждом районе шоу-румы. Это будут или конкретные квартиры в готовых новостройках, или павильоны, где полностью будет создан образец квартиры. Туда можно прийти, посмотреть, получить консультацию. Кстати, в каждой квартире для переселенцев поставим металлическую входную дверь.

- Новый дом собираетесь строить в среднем чуть больше года. А качество не пострадает?

У нас шесть уровней контроля. Первый - на стадии проекта планировки. Второй - при разработке проектной документации. Третий - государственная экспертиза проектной документации. Четвертый - контроль со стороны технического заказчика. Пятый - строительный надзор. Шестой - заключение о соответствии дома проекту с учетом полноценной работы инженерных и остальных систем. Так что качество новостроек будет достойным.

КСТАТИ

На личном приеме в центре госуслуг района Басманный - Центросоюзный пер., д. 13, ст р. 3, ст. м. «Бауманская». График работы: пн. - вс . - 8.00 - 20.00, без перерыва.

Светлана ВОЛКОВА

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Столица потянет великое переселение

Владислав ИНОЗЕМЦЕВ, доктор экономических наук

Сегодня, когда жители Москвы, эксперты и пресса активно обсуждают вопросы так называемой реновации жилого фонда города, особое внимание привлечено к двум обстоятельствам.

ДО ПЛОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, КАК В НЬЮ-ЙОРКЕ, НАМ ЕЩЕ ДАЛЕКО

С одной стороны, говорят об уплотнении жилищных массивов, переселении москвичей в отдаленные районы, уничтожении зеленых насаждений и т. д. Однако нужно отметить, что в тех районах города, на которые, судя по всему, и распространится программа сноса старых домов, плотность населения существенно ниже, чем в более отдаленных от центра районах массовой застройки 1980 - 2000-х годов.

В Нижегородском районе показатель составляет 6 тыс. человек на квадратный километр, в Даниловском - 7,4, Кунцевском и Донском - по 9 тыс., в Пресненском - 10,7 тыс. Для сравнения - в Теплом Стане на одном квадратном километре живут 17,8 тыс. человек, в Восточном Измайлове - 20,2 тыс., в Северном Медведкове - 22,4 тыс., и список можно продолжить. И даже если плотность застройки (а скорее всего, все же этажность) повысится тут в 2 - 2,5 раза, все упомянутые районы не дотянут по плотности заселения до жилых массивов больших европейских городов типа Барселоны или Парижа (не говоря, например, о Нью-Йорке , который больше схож с Москвой и по количеству жителей, и по масштабам экономической активности). Сама по себе программа новой застройки выглядит, на мой взгляд, давно назревшей.

С другой стороны, в последнее время объектом критики стал московский бюджет (не секрет, что бюджет Москвы с запланированными на 2017 г. доходами в 1,76 трлн. рублей по российским меркам огромен и составляет 13,1% федерального бюджета). Когда чиновники говорят о том, что за десять или более лет на реновацию уйдет до 3,5 трлн. рублей, сразу же возникает мысль о том, не слишком ли город шикует. Для того чтобы на него ответить, нужно принять во внимание несколько обстоятельств.

Во-первых, у города действительно есть на это средства. Согласно проектировкам, доходы бюджета Москвы вырастут на 4,9% в 2018 г. и на 5,1% в 2019-м - и это пока довольно консервативные оценки. Доходы бюджета 2016 года оказались выше плана на 15,9%, и сейчас собираемость поступлений в бюджет выглядит очень обнадеживающей. Да, в Москве доля бюджета, направляемая на улучшение городской инфраструктуры, составляет около 10,5% от общих расходов, что существенно превышает уровень в 1 - 3%, характерный для большинства российских городов. Однако стоит все же учитывать, что Москва - это столица страны, и если сравнивать расходы на инфраструктуру и городскую среду с, например, осуществленными из бюджета Парижа в 2016 г. (768,5 млн. евро из 7,8 млрд., или 9,85%), они окажутся не столь уж различающимися. И сейчас дополнительные доходы действительно вполне можно направить на развитие жилищной инфраструктуры (те же 95 млрд. рублей, которые предполагается направить на это в текущем году (или 5,4% расходов), чуть превышают 4,4% (342,2 млн. евро из 7,8 млрд.), которые в бюджете Парижа составляют прямые инвестрасходы на социальное жилищное строительство).

Во-вторых, следует заметить, что расходы на благоустройство и недавно обнародованные жилищные программы не идут вразрез с социальным обеспечением москвичей (расходы на него в бюджете до 2019 г. растут, тогда как на благоустройство снижаются).

В-третьих, надо учитывать определенное давление на Москву со стороны федеральных властей. Москва традиционно получала очень высокие доходы, потому что штаб-квартиры крупнейших компаний России находились именно здесь. Однако с 2012 г. начал действовать ФЗ № 321 о консолидированной группе налогоплательщиков, по которому часть налогов стала платиться по месту расположения их производственных активов. Кроме того, штаб-квартиры ряда крупных компаний - например, банка ВТБ и Газпрома - переводятся из Москвы в Санкт-Петербург . Доходы бюджета Москвы сейчас наполняются в основном налогами на доходы самих москвичей (около 40% поступлений), а также налогами на прибыль крупных финансовых организаций (немногим менее 30%). Это дало возможность свести бюджет за 2016 г. с профицитом - и, мне кажется, именно данный факт и подтолкнул мэрию к идее реновации: не секрет, что федеральные власти ищут источники дополнительных доходов и вполне могут претендовать на изменение правил, которые уменьшат доходы московского бюджета (например, через сокращение региональной доли налога на прибыль). Поэтому стремление мэрии нарастить расходы на инфраструктурное и жилищное строительство являются в том числе и защитной мерой, направленной на сохранение денег московских налогоплательщиков в рамках города.

Сегодня, в преддверии назначенных на осень муниципальных выборов, как никогда важно внимательнее анализировать шаги городских властей, направленные на пользу москвичам, а не во вред им.