Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.В пособии раскрываются теоретические и практические вопросы обучения немецкому языку в средней школе с учётом новейших положений современной методики преподавания.Пособие предназначается дли студентов педагогических вузов, учителей немецкого языка.Оглавление:
Предисловие.
Часть. Научно-теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе.
Глава. Методика обучения иностранным языкам как педагогическая наука.
Научные основы методики обучения иностранным языкам.
Методы исследования в методике обучения иностранным языкам.
Основные методические категории и понятия.
Глава. Лингвопсихологические основы обучения иностранным языкам в средней школе.
Лингвопсихологическая характеристика речевой деятельности.
Лингвопсихологическая характеристика коммуникативных умений и речевых навыков.
Глава. Лингвистические основы обучения иностранному языку.
Дихотомия «язык - речь» и методические выводы из нее.
Коммуникативная организация языкового материала.
Глава. Дидактике-методические основы обучения иностранным языкам в средней школе.
Дидактико-методические принципы формирования коммунистического мировоззрения и общего развития учащихся в обучении иностранному языку.
Дидактико-«технологические» принципы обучения иностранным языкам.
Глава. Цели, содержание и средства обучения иностранному языку в средней школе.
Цели обучения иностранным языкам в средней школе.
Содержание обучения иностранному языку.
Средства обучения иностранному языку.
Часть. Обучение коммуникативным умениям и речевым навыкам на немецком языке в средней школе.
Раздел. Обучение коммуникативным умениям.
Глава. Типология упражнений и их организация для коммуникативного обучения иностранному языку.
Основные типы и виды упражнений.
Система упражнений для обучения иностранному языку.
Глава. Обучение умению понимать устную речь на немецком языке в средней школе.
Лингвопсихологическая характеристика аудирования как вида речевой деятельности.
Обучение аудированию на немецком языке в средней школе.
Глава. Обучение умениям диалогической речи на немецком языке в средней школе.
Лингвопсихологическая характеристика диалогического общения.
Обучение умениям диалогического общения.
Глава. Обучение умениям монологической речи на немецком языке в средней школе.
Лингвопсихологическая характеристика монологической речи.
Обучение монологической речи на немецком языке в средней школе.
Глава. Обучение умениям чтения на на немецком языке в средней школе.
Лингвопсихологическая характеристика чтения как вида речевой деятельности.
Обучение умениям чтения на иностранном языке о средней школе.
Обучение полному и точному пониманию иностранного текста в старших классах средней школы.
Глава. Обучение письму и письменной речи на немецком языке в средней школе.
Психологическая характеристика письменной речи.
Письмо как средство общения.
Коммуникативная письменная речь.
Раздел. Обучение речевым навыкам немецкого языка в средней школе.
Глава. Обучение фонетическим навыкам немецкого языка в средней школе.
Краткая сопоставительная характеристика звуков немецкого и русского языков.
Обучение фонетическим навыкам немецкого языка в средней школе.
Глава. Обучение грамматическим навыкам немецкого языка в средней школе.
Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков немецкого языка.
Требования к объему и отбору грамматического материала по немецкому языку для средней школы.
Обучение грамматическим навыкам говорения и письма на немецком языке.
Обучение рецептивным грамматическим навыкам.
Глава. Обучение лексическим навыкам немецкого языка в средней школе.
Лингвопсихологическая характеристика лексических навыков.
Объем, критерии отбора лексики и ее типология.
Обучение лексическим навыкам в средней школе.
Часть. Организация процессу обучения немецкому языку в средней школе.
Глава. Начальная стадия обучения иностранному языку (IV-V классы).
Общая характеристика начальной стадии обучения иностранному языку.
Вводный курс в IV классе.
Содержание и приемы обучения на начальной стадии (IV-V классы).
Глава. Средняя стадия обучения немецкому языку (VI-VII классы).
Общая характеристика средней стадии обучения иностранному языку.
Содержание обучения иностранному языку на средней стадии.
Основные методические положения.
Глава. Заключительная стадия обучения немецкому языку в средней школе (VIII-Х классы).
Общая характеристика старшей стадии обучения немецкому языку.
Цели, условия и содержание обучения иностранным языкам на заключительной стадии.
Основные методические положения обучения иностранному языку на старшей стадии.
Глава. Контроль навыков и умений практического владения иностранным языком.
Функции контроля на уроках иностранного языка и требования к его проведению.
Объекты контроля.
Виды и формы контроля.
Глава. Планирование процесса обучения немецкому языку в средней школе.
Цели и виды планирования.
Тематическое планирование.
Планирование целей и основных компонентов уроков в системе.
Глава. Факультативный курс иностранного языка.
Цели, задачи и организационные формы проведения факультативного курса.
Основные этапы и некоторые вопросы методики обучения иностранному языку на факультативных занятиях.
Глава. Внеклассная и внешкольная работа по иностранному языку.
Цели и задачи внеклассной и внешкольной работы.
Требования к внеурочной и внешкольной работе.
Формы проведения внеклассной и внешкольной работы.
Часть. Краткий обзор истории методики преподавания иностранных языков в средней школе.
Глава. Переводные методы преподавания иностранных языков.
Переводный метод в истории зарубежной методики.
Переводные методы преподавания иностранных языков в России.
Глава. Прямые метод преподавания иностранных языков.
Прямой метод на Западе.
Прямые методы в России.
Глава. Смешанные методы преподавания иностранных языков.
Смешанные методы на Западе.
Смешанный метод преподавания иностранного языка о России.
Глава. Основные этапы развития советской методики преподавания иностранных языков.
Первый этап развития советской методики (1924-1930).
Второй этап развития советской методики (1931-1944).
Третий этап в развитии советской методики (1944-1961).
Современный этап развития методики обучения иностранным языкам.
Литература.

    Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988.

    Коростелев В. С. Принципы создания системы ком­муникативного обучения иноязычной культуре / В. С. Ко­ростелев, Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев // Иностранные языки в школе. - 1988. - № 2.

Метод активизации возможностей личности и коллектива г. А. Китайгородской

    Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обуче­ния иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. - М.: Высшая школа, 1982.

    Китайгородская Г. А. Методические основы интен­сивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайго­родская. - М.: МГУ, 1986.

Методическая концепция с. Ф. Шатилова

    Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому язы­ку в средней школе / С. Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986.

    Шатилов С. Ф. Факультативный курс немецкого языка: для учащихся 8 класса средней школы / С. Ф. Ша­тилов. - М.: Просвещение, 1980.

Методическая концепция п. Б. Гурвича

    Гурвич П. Б. Коррективно-подготовительный аспект методики преподавания иностранных языков: учеб. посо­бие / П.Б. Гурвич. - Владимир, 1987.

    Гурвич П. Б. Теория и практика эксперимента в ме­тодике преподавания ИЯ (спецкурс) / П.Б. Гурвич. - Владимир, 1980.

    Основы обучения устной речи на языковых факуль­тетах. Ч. 1. - Владимир, 1972; Ч. 2. - Владимир, 1974.

ЛИТЕРАТУРА

    Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому язы­ку в средней школе / С. Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. - С. 179-181, 188-212.

    Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А. А. Миролюбов. - М.: Ступени, ИНФРА-М, 2002. - Разд. V. - С. 269-286; Разд. VI. - С. 339-372.

    Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миро­любов и др. - М.: Высшая школа, 1982. - С. 113-114, 139-155.

    Теория и методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / сост.: А. В. Боль­шакова, Е. Ф. Иванова, Н. П. Серебрякова и др.; под общ. ред. Н. В. Языковой. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.