Интегрированное занятие (Познавательно – исследовательская деятельность, ФЭМП, Безопасность, Физическая культура, Музыка, Художественное творчество, Художественная литература)

Цель: создание условий для развития когнитивных процессов, мелкой моторики, навыков саморегуляции.

Интеграция образовательных областей:
«Познавательно – исследовательская деятельность»;
«Физическое развитие» («Здоровье»); «Социально-коммуникативное развитие» («Безопасность», «Коммуникация»); «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка», «Художественное творчество»)

Задачи:
Оздоровительные:
1. способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата;
2. формировать и закреплять навык правильной осанки;
3. развивать подвижность пальцев рук.

Обучающие:
Способствовать развитию мышления, внимания и памяти, мелкой моторики, эмоционально-волевой и нравственной сфер.
Закрепить геометрические фигуры (овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), основные цвета.
Развивающие:
1. развивать координацию движений на основе уже накопленного детьми опыта;
2. развивать умение слушать музыку, действовать согласованно с ней;
3. способствовать пластической импровизации во время подвижных игр.
4. формировать представления о диких и домашних животных.
5. уметь пользоваться карандашом.
Воспитательные:
1. воспитывать чувство сопереживания герою произведения, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам, чувство товарищества, умение действовать согласованно, сообща;
2. воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, способствовать формированию положительных эмоций.

Предварительная работа.
Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Учим фигуры.

Оборудование: геометрические фигуры: овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, картинки диких и домашних животных, картинки по безопасности, магнитофон, кассеты с записью веселой и спокойной музыки.

Раздаточный материал на каждого ребенка: раскраска Буратино на каждого воспитанника портреты Буратино.

1. Организационный момент

Ход занятия: Дети стоят на ковре в кругу. Воспитатель здоровается с ними, говорит:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

2. Ритуал приветствия
Здравствуйте, ручки! Хлоп – хлоп – хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ – топ – топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх – плюх – плюх!
Пухленькие щечки! Плюх – плюх – плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг – миг – миг!
Здравствуйте, губки! Чмок – чмок – чмок!
Здравствуйте, носик! Бип – бип – бип!
Здравствуйте, детишки! Раз, два, три….
Девчонки и мальчишки! Здравствуйте!

3. Введение в тему занятия
Вос-ль: Ой ребята, смотрите к нам пришел почтальон. Нам прислал письмо Буратино, давайте его прочитаем.
Письмо: Ребята помогите пожалуйста вернуть мне мой золотой ключик, его украли у меня лиса Алиса и кот Базилио. Вы мне поможите?
Дети: Да.
Письмо: Ребята, но лиса Алиса и кот Базилио очень хитрые и придумали много препятствий. Для выполнения, которых нужны знания. Я надеюсь, что вы в детском саду научились считать, рисовать, песни петь и вас все получится.
Вос-ль: Ребята скорее всего лиса Алиса и кот Базилио спрятали ключик в сказочном лесу и чтобы туда добраться нам нужно ехать на поезде. Садитесь в вагоны и поем нашу веселую песенку
Дети: Тра – та- та, Тра – та- та
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку забияку,
Обезьяну, попугая – вот компания какая!
Вос-ль: Ну вот мы и приехали, выходим. Смотрите на полянке старичок – лесовичок. Давайте к нему подойдем и поздороваемся.
Дети: Здравствуй старичок – лесовичок.
Старичок – лесовичок: Ребята помогите мне отгадать загадки.
Зимой белый, летом серый. (Заяц)
Хвост крючком, нос пятачком. (Поросенок)
Рыжая плутовка,
Рыжая да ловкая,
В сарай попала
Кур пересчитала. (Лиса)
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный. (Волк)

Вот все животные перепутались и я теперь не знаю кто в лесу живет, а кто дома?
1). На столе карточки с дикими и домашними животными перемешаны.
(Одна подгруппа собирает диких животных, другая – домашних).
Вос-ль: Ребята, а почему дикие животные называются дикими, а домашние домашними?
Дети: Ответы.
Вос-ль: Молодцы ребята вы справились с заданиями лесовичка и теперь мы отправляемся дальше искать золотой ключик. А для кого мы его ищем?
Дети: Для Буратино.
Вос – ль: Правильно. Ой, смотрите тут болото, как жжем перейти его?
Дети: Нужно построить мостик.
Вос – ль: Правильно. Давайте его построим. А из чего мы будем его строить
Смотрите здесь что – то лежит. Что же это (на полу лежат геометрические фигуры разного цвета: овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Дети: называют фигуру и цвет.
Вос – ль: Ребята скажите мне, а можно из этих фигур построить мостик?
Дети: Да.
Вос – ль: ну так давайте построим.
Дети: Строят мостик и объясняют, какую фигуру берут и куда кладут.
Вос – ль: Молодцы ребята и с этим заданием справились. Идем дальше. Смотрите, кто это сидит на пенечке?
Дети: Мишка.
Мишка: Ребята расскажите, что нарисовано на картинках и что нужно делать?
На столе разложены картинки по безопасности.
Дети: Берут картинку и говорят, что на них изображено и что нужно делать.
Вос – ль: Ребята мишка говорит вам спасибо, что помогли ему разобраться, и что мы справились с его заданием. Давайте мы про него стишок расскажем.
Дети: Рассказывают про косолапого мишку.
Вос –ль: Молодцы ребята, но перед тем как нам дальше идти давайте разомнемся и отдохнем.
Физминутка «Буратино»:
Буратино подтянулся
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам найти,
Нужно дальше в путь идти.
Вос – ль: Ой ребята, смотрите впереди что – то виднеется. Что это?
Дети: Озеро.
Вос-ль: Правильно, а из чего оно состоит?
Дети: Из воды.
Вос-ль: А для чего нам нужна вода?
Дети: Чтобы пить, готовить кушать, умываться.
Вос-ль: Молодцы, а давайте расскажем потешку про водичку.
Дети: Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся
Деткам улыбаемся.
Вос-ль: Молодцы, а теперь давайте проведем эксперимент с водой.
У меня в руках деревянный брусок и металлический. Как вы думаете, какой брусок будет плавать, а какой утонет?
Дети: Деревянный брусок будет плавать, а металлический утонет.
Вос-ль: Давайте проверим. Вы правильно ответили, а почему так получилось?
Дети: Ответы.
Вос-ль: Молодцы. Ой, смотрите в озере рыбка плавает. Давайте ее позовем.
Дети: Рыбка, рыбка выплывай, нашим деткам помогай.
Вос-ль: Реята рыбка что-то хочет мне сказать (прикладывает рыбку к уху). Ребята рыбка хочет, чтобы мы спели ей веселую песенку и тогда она нам подскажет, где спрятан ключик Буратино. Споем?
Дети: Да.
Песня: «От улыбки»
Вос-ль: Ребята, рыбка сказала, что вы молодцы, а ключик спрятан под красивым деревом. Идемте поищем это дерево. Вот и оно. Ура! Теперь нам надо отправит его с почтальоном Буратино, но прежде чем его отправить давайте раскрасим портрет Буратино и отправим его вместе сключиком. Я думаю, что ему будет приятно. Как вы думаете ему это понравиться?
Дети: Да. Раскрашивают портрет.
Вос-ль: Молодцы ребята. Мы сегодня с вами много путешествовали и устали. Нам нужно отдохнуть. Давайте ляжем на травку и отдохнет. Релаксация под звуки музыки.
Вос-ль: Ну а теперь попрощаемся со сказкой.
Ну-ка все встали в круг.
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять.
Дружно ручками махать.
Вместе все мы занимались,
И немножко баловались.
А теперь нам детвора
Возвращаться в детский сад пора.
Дети: Садять в вагоны и едут в детский сад.
Анализ занятия.
Вос-ль: Чем мы с вами сегодня занимались ребята? Куда ездили? Что искали? Какие препятствия встретили на своем пути? Справились ли мы с ними? Помогли мы Буратино? Понравилось вам наше путешествие? Ну а теперь сложим ключик и все наши портреты Буратино и отправим ему с почтой.

Организация: ГБОУ Школа №1212

Населенный пункт: г. Москва

Программные задачи:

1. Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин, весовые, вкусовые, температурные и другие свойства предметов и явлений.

2. Закрепить использование усвоенных понятий – «большой», «поменьше», «ещё меньше», «самый маленький», «маленький».

3. Узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов.

4. Совершенствовать счётные навыки в пределах 5. Закрепить в сознании детей соотношение числа с цифровой символикой.

5. Закреплять умение различать и называть времена года.

6. Развивать логическое мышление (продолжать учить отгадывать загадки описательного характера)

7.Активизировать использование предлогов для обозначения местоположения предметов в пространстве и относительно себя.

Материалы и оборудование:

  • конверт с письмом, карта, детская морская форма, мяч, пять ключей разного цвета с нумерацией от 1 до 5, корабль (на стулья одет чехол ввиду корабля);
  • книга, цифры от 1 до 5; карточки с изображением геометрических фигур; предметные карточки;
  • схематические изображения к сказке « Жил на свете человек… »
  • магнитная доска, картина
  • сундук, баранки;

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь.

Посмотрите, что случилось с музыкальным залом? Он превратился в волшебные острова. (Открываем конверт, находим в нём карту, рассматриваем.)

Посмотрите, здесь ещё что-то есть (достают из конверта письмо ).

Воспитатель читает письмо . Карта указывает, где находится клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по этим островам. На каждом из них вас ждут задания – испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. На каждом острове за выполненное задание – испытание вы сможете получить ключи-помощники, только тогда вы сможете отыскать клад. Ключей будит пять.

(Обращаемся к карте)

Первый остров - остров «Наоборот».

А на чём же мы поплывём? (На корабле). Мы станем очень дружной морской командой. - Ну что, поплывем? Тогда в путь. (Музыка)

Остров игра «Наоборот»

Задание .

Воспитатель: На этом острове всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется « Наоборот» (с мячом):

Низкий – высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный.

Молодцы, справились с заданием!

Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Первый, красный). Отправляемся дальше (обращаемся к карте).

(Обыгрывается ситуация с кораблём - дети руками имитируют плавающие движения.)

Остров игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.

Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).

Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).

Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).

Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).

Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).

Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).

Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).

Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).

Воспитатель: Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Второй, синий)

Остров «Геометрических фигур»

Воспитатель: Лежит книга «Геометрических фигур». Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой – треугольник, на третьей – круг, а на четвертой - прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.

Задание.

Ветер растрепал книгу, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали из своих страниц. Может быть, мы поможем книге «Геометрических фигур»? Надо все картинки разложить по своим страницам.

- Отыщите страничку с фигурой, у которой нет углов и которая похожа на солнце. Миша, какая это фигура? (Круг)

Возьмите страничку, на которой расположена фигура, у которой есть три угла и три стороны. Вова, какая это фигура? (Треугольник)

Найдите страницу, где есть фигура без углов, которая похожа на круг, но вытянута. Какая это фигура? (Овал)

Как называется фигура, которая тоже имеет четыре угла и четыре стороны, но по длине стороны разные (прямоугольник). Какая это фигура?

А теперь найдите на своих картинках предмет, имеющий такую же форму, как у вас на странице. (Дети картинки прикрепляют на соответствующие страницы книги)

Воспитатель: Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Третий, жёлтый)

Гимнастика для глаз.

Садимся на корабль. Ребята, замрите.

Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе (показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас. Приплыли, где-то должен быть замок. Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали).

Остров « Посчитайте животных, которые присутствуют в сказке Д. Родари «Жил на свете человек…»».

(Обыгрывается ситуация с кораблём)

Воспитатель: Я вам расскажу сказку, про удивительного человека.

Жил на свете человек

Скрюченные ножки

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

(Показ рис.)

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

(Показ рис.)

И стояли у ворот скрюченные елки

Там гуляли без забот скрюченные волки.

(Показ рис.)

И была у них одна скрюченная кошка

И мяукала она. Сидя у окошка. (Показ рис.)

Вопросы:

Сколько животных встретилось ему на дороге? (пять)

Правильно, а какая же цифра обозначает это число? (дети показывают число 5). Сколько мышек? Волков?

Воспитатель: Вот и ключ - помощник наш. (ключ, дети называют его порядковый номер 4 и цвет).

(Обыгрывается ситуация с кораблём)

Остров игра «В какое время года?»

В какое время года все купаются и загорают?

В какое время года птички улетают на юг?

В какое время года расцветают подснежники?

В какое время года играют в снежки?

В какое время года тает снег?

В какое время года с деревьев опадают листья?

В какое время года появляются проталины?

Воспитатель: Вот и ключ пятый последний. (дети называют его порядковый номер и цвет).

Воспитатель. Вот мы и добрались до клада. Каким же ключом надо открывать?

Задание. Чтобы сундук открылся нужно развесить ключи в порядке убывания.

(Большой, меньше, поменьше, еще меньше, самый маленький)

Сундук открывается. Сначала вынимается письмо. Зачитывается: «Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Всё что вы сегодня выполняли в путешествии – это и есть клад».

Вот мы и вернулись домой. Хоть мы уже и не морская команда, но мы останемся дружными ребятами.

Молодцы. Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами в поисках клада.

Мария Кених
Конспект открытого занятие по ФГОС в средней группе «Волшебные превращения»

Цель : Создание благоприятной обстановки для раскрытия умственного и творческого потенциала воспитанников. Формировать познавательно-исследовательский интерес в процессе игровой деятельности.

Задачи :

Развивать творческую индивидуальность детей

Развивать воображение, восприятие, мышление.

Формировать навыки коллективной деятельности, считаясь с интересами и мнением других детей.

Создать благоприятную атмосферу для детского творчества.

Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

Совершенствовать Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз)

Развивать внимание, память, мышление, творческие способности,

Познакомить с новым видом рисования.

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Художественно – эстетическое развитие» , «Физическая культура» , «Социализация» , «Музыка» .

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Образовательные области :

Коммуникация (речевая деятельность)

Социализация (игровая деятельность)

Художественно – эстетическое развитие

Физическая культура

Методы :

Словесные

Наглядные

Игровые

Методические приемы :

Сюрпризный момент;

Художественное слово;

Игровые приемы;

Вопросы;

Задания;

Использование музыки.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств : Дети любознательные, активные, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности.

На проекторе видео с превращениями (звучит музыка, входит воспитатель в образе волшебницы )

В : Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (ответы детей)

Я хочу пригласить вас в волшебную страну . Чтобы попасть туда, надо сказать волшебные слова . Руки положите на животик, животик вперед вдохнули носиком, животик убрали и выдохнули ротиком. Закрыли глаза, произнесли заклинание : «Фокус, покус, тонус, толонус» (звучит музыка)

В : Молодцы! Здесь нас ждет волшебный сундучок . В нем много всего интересного. Вы хотите узнать что в нем? Давайте его откроем . Скажем вместе "Чок – чок -чок открывайся сундучок ". (не открывается )

В : Что-то не открывается , наверное вы не все говорили со мной волшебные слова .

В : Попробуем еще раз. Давайте все вместе : "Чок-чок-чок открывайся сундучок "."1, 2, 3- открылся ! Ой, сколько здесь всего! интересного, а чье это и для кого? Ребята, а вы бы хотели превратиться в маленьких волшебников ? (ответы детей)

Давайте каждый возьмет себе костюм (дети выбирают себе костюм и одевают их)

В : Ну вот, когда мы с вами одели, волшебные костюмы , пора бы и сказать волшебные слова .

хлоп, хлоп,

вокруг себя повернись,

В маленького волшебника превратись .

В : Ребята, слышите, что-то жужжит (воспитатель подходит к сундуку и достает картинку с изображением Карлсона который держит записку)

В : Кто это? (ответы детей) . Смотрите ребята, а Карлсон держит в руках записку, давайте я вам ее прочитаю :

"Я вам дети, не игрушка,

Настоящий Карлсон Я

Скажите слово "Ба-ра-бас"

Вмиг появлюсь и я у вас"

В : Ребята, настало время проверить наши силы, все готовы?

Давайте, чтобы наш фокус у нас получился, я уберу картинку Карлсона за дверь и мы вместе с вами скажем волшебное слово (воспитатель убирает за дверь картинку)

Все вместе говорим "Ба-ра-бас"

(появляется Карлсон, пролетает мимо детей под музыку)

Карлсон :

Здравствуйте, а вот и я!

Привет, от Карлсона друзья.

В волшебной вы стране сейчас

Исполнится все в сей же час!

Да, волшебники из вас получились , хорошие.

Карлсон : Давайте дружить, а?

Дети : Да, давайте!

Карлсон : Ребята, а у вас тортик есть?

Дети : Нет. Нет.

Карлсон : Ну я тогда с вами не дружу, какая дружба без тортиков?

Волшебница : Карлсон от тортиков фигура портится и зубки болят, ты разве не знал?

Карлсон : А что же вы тогда предлагаете? Как с ребятами дружить?

Волшебница : А поиграть, просто вместе поиграть!

? «Горячо – холодно»

Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему.

Например :

Горячий – холодный

Хороший – плохой

Умный – глупый

Весёлый – грустный

Острый – тупой

Гладкий – шероховатый

Ребята я прилетел к вам в гости. Но где же я буду жить?

В : не переживай Карлсон, теперь, когда мы превратились в маленьких волшебников , мы сможем построить, слепить, нарисовать красивые, волшебные дома и замки . А вот и наш строительный материал (воспитатель подходит к столам с песком, деревянными кубиками, раскрасками.) Дети сами выбирают -то, из чего они хотят делать дом.

Поделки дети выполняют под спокойную, релаксационную музыку)

В : Ребята, давайте расскажем, что за чудо- дворцы у вас получились?

К : Расскажите из чего вы сделали ваш замок? Сложно было? (беседа с детьми) А есть в вашем замке, башня для волшебства ? (ответы детей)

К : какие же вы молодцы, все то вы умеете, все-то, вы знаете, но ведь и я пришел к вам не с пустыми руками. Сейчас я покажу вам один, фокус "Цветная мыльная вода" (Карлсон показывает прозрачную баночку с мыльной водой, затем вставляет трубочку и начинает в нее медленно дуть) Хотите и я вас научу? (ответы детей) . Только тссс, давайте подходите к стаканчикам здесь всем хватит! (заранее приготовлены стаканы с мыльной цветной водой и трубочки) . С детьми выполняется коллективная работа, рисунок мыльными пузырями (газета) «Веселое настроение»

К : вот какие молодцы, ребята из вас получились самые настоящие волшебники !

Карлсон : Что же мне сегодня рассказать вашим папам и мамам? Чем вы сегодня занимались? А давайте вы сами расскажите, что мы сегодня делали. В самом начале вы постарались показать, вы…

И наконец мы…

Карлсон : Дети в такой замечательный день, когда мы с вами встретились, желаю вам всего самого вкусного, сладкого, веселого, каждый день есть конфеты, торты и варенье.

Давайте я вас сейчас прокачу на своем транспорте! Держитесь за меня покрепче! (под звук мотора дети вместе с Карлсоном отправляются в группу )

Публикации по теме:

Осень богата своими плодами, все собирают урожай, и некоторые даже не подозревают какие замечательные интересные поделки можно смастерить.

Программное содержание: Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Задачи:.

Конспект НОД «Волшебные превращения Капельки» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: 1. Уточнить.

Конспект НОД «Волшебные превращения» по ОО «Познание» (первая младшая группа) ЦЕЛЬ: Развитие познавательной активности через совместную игровую деятельность с элементами экспериментирования. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:.

Дети 4–5 лет посещают среднюю группу ДОУ. Это средний дошкольный возраст, а значит, ребята понемногу начинают готовиться к школьной жизни. Основными задачами в этот период являются развитие имеющихся способностей и пополнение накопленного багажа знаний. Для этого в детских садах проводят интегрированные и комплексные занятия.

Теоретические основы проведения интегрированных и комплексных занятий в средней группе ДОУ

Ребёнок 4–5 лет воспринимает окружающий мир как неделимый. Он не может вычленить отдельный объект и не рассматривает его в пределах лишь одной отрасли. Например, дошкольник не может сказать, что числа - это из математики, растения и животные - из ознакомления с окружающим миром, буквы - из чтения или письма и т. п. Поэтому необходимо проводить интегрированные и комплексные занятия, объединяющие материалы из нескольких областей, касающихся конкретного явления или понятия.

Интегрированные и комплексные занятие включают в себя приёмы, направленные на раскрытие сути определённой темы в различных видах деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими. Основная особенность - тема раскрывается наиболее полно и глубоко, но по времени занятие длится, как обычное. В результате такой насыщенной деятельности у ребят повышается мотивация к занятию, кроме того, остаётся больше времени на прогулки или подвижные игры.

Комплексные и интегрированные занятия проходят динамично и включают различные виды деятельности воспитанников

Общие черты и основные отличия

Общими моментами интегрированного и комплексного занятия являются:

  • построение вокруг определённой тематики;
  • наличие межпредметных связей;
  • разнонаправленность действий;
  • сочетание нескольких видов деятельности (речевой, художественной, музыкальной, познавательной, физической).

Как в интегрированных, так и в комплексных занятиях воспитанники активно включаются в деятельность с помощью игровых моментов, ведь игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Комплексное занятие может строиться вокруг основного персонажа, например, кота. Дети могут выполнять различные задания: познавательные (беседа с котом о вежливых словах), физические (подвижная игра с котом), счётные (посчитать, сколько усиков у кота) и т. п. Получается, что задания связывает одна тема, но каждое из них выполняет свою задачу. Любое из заданий может использоваться в виде конкурса или мини-игры. Выполнение таких действий не приводит к систематизации и расширению знаний, в отличие от заданий интегрированного занятия.

Основным отличием интегрированного занятия от комплексного является то, что его практически невозможно разделить на составляющие. Это занятие предполагает плавный переход от одного вида деятельности к другому посредством интеграции блоков из разных дисциплин. Например, занятие о весне может включать в себя задания по вспоминанию других времён года и их особенностей, а такие понятия, как цветы, животные, птицы, погода и т. д., будут включаться в тему постепенно. Получится целостное занятие, вычленить из которого отдельный блок очень сложно.

Цели и задачи

Общая цель как интегрированного, так и комплексного занятия заключается в раскрытии сути конкретной темы с помощью комбинации различных видов деятельности.

Задачи могут меняться в зависимости от темы занятия:

  • образовательные - закрепить знания детей о предметах или явлениях, расширить представления об их свойствах, активизировать и обогатить словарный запас, закрепить полученные ранее навыки;
  • развивающие - развить память, речь, внимание, координацию, мелкую моторику, умение выражать свои мысли;
  • воспитательные - воспитать доброжелательное отношение к людям, животным, бережное отношение к природе, умение сотрудничать.

Задачи занятия зависят от выбранной темы и изучаемых предметных областей

Приёмы

Для реализации поставленных задач можно использовать такие приёмы, актуальные для средней группы детского сада:

  • Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников:
    • комментирование действий,
    • игровые методы.
  • Активизация:
    • беседа,
    • отгадывание загадок или ребусов,
    • постановка проблемных вопросов («как ты это понял?», «объясни», «докажи» и т. п.),
    • анализ деятельности и выводы.
  • Организация практической деятельности детей:
    • показ картинок,
    • прослушивание аудиозаписей,
    • самостоятельное выполнение заданий детьми.
  • Поддержание интереса:
    • предложение выбора,
    • физкультминутка,
    • музыкальное сопровождение,
    • чередование видов деятельности.
  • Приёмы оценки:
    • похвала,
    • совместное обсуждение результатов занятия,
    • взаимопомощь детей.

На занятиях с дошкольниками важную роль играет наглядность

Методическими приёмами организации комплексного или интегрированного занятия также могут выступить: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрение, объяснение, указание, художественное слово и др.

Как провести интегрированное и комплексное занятие в средней группе

Отличия проведения интегрированного и комплексного занятия начинают выявляться уже на стадии подготовки. Если суть темы можно раскрыть посредством сменяющих друг друга видов деятельности, то следует выбрать комплексное занятие. Чтобы подготовить его, потребуется:

  1. Выбрать общую тему, основанную на уже знакомом детям материале, например, «Весна».
  2. Выбрать более узкую тему (или конкретного персонажа) для организации вокруг неё/него деятельности дошкольников. В рамках темы о весне это могут быть занятия «Пробуждение мишки», «Приключения подснежника» или «Весёлые игры на весенней полянке» и т. п.
  3. Придумать задания по организации деятельности ребят, объединённой выбранной темой. Например, если выбрана тема «Приключения подснежника», то можно включить в занятие такие виды заданий, как просмотр картин, где изображено это растение, или предложить детям нарисовать цветок самостоятельно, игру «Кто быстрее», в ходе которой они собирают подснежники из бумаги в корзинки, или изучение маленькой песенки.

Подготовка интегрированного занятия займёт больше времени. Чтобы организовать его, нужно выбрать тему, о которой дети уже имеют представление, и детально продумать схему занятия. Для этого можно использовать интеллектуальную карту. Это схема, в которой содержатся все аспекты изучения темы. В центре располагается ключевое понятие. Все другие понятия по теме - это ответвления от центрального термина. С помощью такой карты становится проще смоделировать и провести занятие.

Например, для интегрированного занятия по теме «Зима» основное понятие и будет «Зима», оно располагается в центре. Ответвлениями станут слова, раскрывающие суть времени года, например, тёплая одежда, снеговик, снежинки, Новый год и т. д. Схему можно дополнять до бесконечности, однако нужно помнить о том, что занятие не должно быть продолжительным. Часто интегрированные занятия, объединённые общей темой, проходят серией. Можно подготовить необходимый материал и составить такую интеллектуальную карту в конце занятия вместе с детьми.

Предварительно составленная интеллектуальная карта поможет систематизировать информацию по теме

В возрасте 4–5 лет дошкольники проявляют особую любознательность ко всему, что их окружает, учатся взаимодействовать с окружающим миром. Комплексные и интегрированные занятия в средней группе позволяют расширять круг знаний ребят о предметах, узнавать об их назначении и признаках и включают в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию у дошкольников речевых, мыслительных и творческих способностей.

Темы интегрированных и комплексных занятий по разным предметам

Интегрированные и комплексные занятия могут проводиться по самым разным предметам:

  • В ходе математического занятия под названием «Зайки вышли на лужайку» можно повторить с детьми понятия «много» и «мало», посчитать ушки, лапки и другие части тела животных. Занятие «Строим дом» познакомит детей с новыми геометрическими фигурами. Интересное интегрированное занятие может получиться по мотивам известных сказок, например «Курочка Ряба», где все герои состоят из геометрических фигур и наглядно демонстрируются.
  • Развитие речи происходит на занятиях, где изучаются и сравниваются части тела людей и животных («Лапки и ручки»), описание предметов и действий («Мой день»).
  • На занятиях по окружающему миру можно изучать фрукты и ягоды («Варим варенье») или виды животных («Поход в зоопарк»), растений («Прогулка по лесу»).
  • Музыкальные интегрированные и комплексные занятия могут быть посвящены подготовке к празднику, причём не обязательно это всем известный Новый Год или 8 Марта, можно провести занятие, посвящённое Дню пап или Дню сладкоежек.

На занятии дети могут знакомиться с самыми разными областями человеческой деятельности

Временной план и структура занятия

Дети 4–5 лет могут удерживать внимание не более 15–20 минут, это нужно учитывать при подготовке и проведении занятия. В случае интегрированных и комплексных занятий, где виды деятельности постоянно сменяют друг друга, общее время проведения может укладываться во временные рамки 30–35 минут.

Комплексное занятие по математике может иметь следующую структуру:

  1. Приветствие, настрой на работу, повторение пройденного ранее материала, например, игра «Что изменилось» на сравнение ширины и длины предметов (от 3 до 5 минут).
  2. Знакомство с новой темой, например, измерение длины и ширины прямоугольного предмета с помощью разноцветных ленточек (в дальнейшем можно усложнить до линейки или измерительной ленты) (5–7 минут).
  3. Самостоятельное выполнение детьми аналогичного задания (7–10 минут).
  4. Обобщение усвоенного материала в ходе игры «Кто длиннее» (5–7 минут).
  5. Подведение итогов (3–5 минут).

Важную роль в проведении занятия играет настрой детей на работу

Структура интегрированного занятия о времени года по структуре может быть такой:

  1. Настрой на работу (игра на сравнение выбранного с тремя другими временами года) (3–5 минут).
  2. Чтение сказки про время года (5–7 минут).
  3. Игра по мотивам прочитанной сказки (3–5 минут).
  4. Подведение итогов, обсуждение героев, составление коллажа на тему «Зима» и т. п. (5–7 минут).

Конспект занятия

В конспекте занятия должна найти отражение следующая информация:

  • цели занятия;
  • задачи;
  • необходимые материалы;
  • ход занятия.

Самая внушительная составляющая - ход занятия. В ней описываются 3 части, из которых состоит любое занятие:

  1. Вводная - настраивает на работу, обозначается тема и цель занятия.
  2. Основная - содержит основные задания, в ходе которых выполняются поставленные цели и задачи.
  3. Заключительная - подводится итог деятельности.

Вводная часть (3–5 минут) включает в себя 3 момента:

  • организационный (привлечение внимания детей, напоминание о правилах дисциплины и т. п.);
  • заинтересовывающий (появление сказочного персонажа, отгадывание загадки и т. п.);
  • сообщение цели занятия.

Основная часть (20–25 минут) состоит из игр и заданий на определённую тематику.

Если воспитатель заметил, что дети устали, можно включить в ход занятия физкультминутку по соответствующей теме.

Итоговая часть (3–5 минут) включает:

  • обобщение, вспоминание и обсуждение заданий;
  • оценка детей в общем и поимённо (в младшем дошкольном возрасте указываем только положительные моменты);
  • создание благоприятной обстановки, вызывающей желание прийти на такое занятие снова (игра или песня, советы, рекомендации и т. п.);
  • переход к другой деятельности.

Таблица: пример конспекта комплексного занятия в средней группе

Название «Путешествие в волшебный мир эмоций»
Цель Познакомить детей с видами эмоций и научить их различать.
Задачи
  • Развивающие:
  • Образовательные:
    • расширить словарный запас;
    • закрепить знания об интонациях.
  • Воспитательные:
    • научить детей быть отзывчивыми;
    • воспитать чувство сопереживания;
    • привить навыки межличностного общения.
Необходимые материалы
  • Аудиозаписи;
  • обои и фломастеры;
  • картинка цветка с двумя эмоциями (грусть и радость), изображёнными на разных сторонах;
  • игрушки;
  • карточки с изображением различных эмоций (радость, злость, спокойствие и др.).
Ход занятия Воспитатель здоровается с ребятами:
  • Здравствуйте, детишки,
    Девчонки и мальчики.
    Какие все красивые,
    Умные и сильные!
    Ну-ка, сядьте все в кружок,
    На зелёный наш лужок.
    На соседей поглядите,
    С ними вы поговорите.
    Кто же здесь хорошенький?
    Кто же здесь пригоженький?
    Все у нас хорошенькие,
    Все у нас пригоженькие!

В.: Сегодня мы с вами совершим путешествие по волшебной стране эмоций. Все будут вести себя хорошо? Никто не будет кричать, громко топать, хлопать и плакать? Тогда давайте поедем! А полетим мы в волшебную страну на этом ковре-самолёте. Но как туда добраться, я не знаю, поэтому сейчас к нам придёт добрый гном, он и покажет нам дорогу.
Появляется гном, приветствует детей, усаживает всех на ковёр, а сам садится впереди.
Включается аудиозапись.
В.: Мы уже приближаемся к стране эмоций. Смотрите, ребята, мы приземляемся на полянку «Смешинка». На этой полянке все улыбаются и веселятся. Вот так. (Показывает картинку с весёлым смайликом).
А теперь встаём все в кружок, берёмся за ручки и смотрим вверх на солнышко. Улыбнёмся все вместе солнышку! Солнышко-солнышко, к нам скорее прилетай, наши щёчки поласкай.
Гном: Молодцы, ребята, мне теперь тоже захотелось веселиться с вами.
В.: Как нам хорошо, весело и радостно. Но, кажется, не всем.
Подходят к ежу.
В.: Ой, какой сердитый ёж. Вот такой. (Показывает сердитый смайлик).

  • Жил да был сердитый ёж,
    Всех пугал иголками,
    Он ни с кем не дружил,
    И сидел под ёлкою.
    Так он злился - фыр-фыр-фыр!
    И сердился - фыр-фыр-фыр!
    Он ворчал - пшш-пшш-пшш!
    И кричал - пшш-пшш-пшш!
    Как ужасно - р-р-р!
    Успокойся, милый ёж,
    Так друзей ты не найдешь.
    Крепче кулачки сжимай,
    Злость скорее прогоняй!
    Если очень рассердился,
    На кого-то разозлился,
    Ручки сжать, глaза закрыть, (дети сжимают кулаки)
    И тихонько говорить:
    «Я спокоен, не кричу,
    И ногами не стучу.
    И не буду я сердиться -
    Злость совсем не пригодится!» (разжимают кулаки, дуют)
    Дружно до пяти считаем,
    И спокойно отдыхаем:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Нужно тихо полежать.

Гном и дети ложатся на коврик.
В.:

  • Все спокойно полежали,
    Отдохнули, подремали.
    Но пришла пора проснуться,
    Встать на ножки, улыбнуться!
  • Мишка грустный сидит на поляне,
    Мишка устал, мишке хочется к маме.
    Мишка, мишка, не скучай,
    Лучше с нами поиграй!

Гном: Давайте споём вместе песенку про мишку?
Поют песню «Мишка косолапый», делают движения.
Гном: Ура, мишка развеселился! Но посмотрите, вот цветочек. Он тоже грустит. Цветочек, почему ты грустишь? Он говорит, что грустит, потому что у него нет друзей.
В.: Давайте его развеселим? Нарисуем ему весёлых друзей?
Все садятся на пол и рисуют цветы с улыбками на большом куске обоев.
Гном: Посмотрите, ребята, цветочек теперь весёлый.
Полетели дальше по стране Эмоций.
Все садятся на ковёр, Гном впереди.
Включается музыка.
В.: Ребята, мы прилетели. Посмотрите на нашего гномика, какой он спокойный. Вот такой (показывает спокойный смайлик).

  • Наш гном сегодня рано встал,
    И сладко потянулся.
    В спокойном настроении,
    Наверно, он проснулся:
    Ему спокойно на душе,
    Легко ему шагается,
    Ему, конечно, хорошо,
    Хоть он не улыбается.
    Нам рядом с гномом быть приятно,
    Мы любим с ним поговорить,
    Нам так не хочется обратно,
    Из этой сказки уходить.

В.: Гномик остаётся здесь, в сказочной стране эмоций, а нам пора лететь домой. Садитесь на наш ковёр-самолёт.
Включается музыка, дети садятся на ковёр.
В.: Ну, а пока мы летим на ковре, давайте ещё раз вспомним эмоции, с которыми мы сегодня познакомились. Давайте покажем все (показывают).
Как здорово, что мы помогли и мишке, и цветочку, и ёжику, а ещё познакомились с гномом, правда? Все такие молодцы. (Выделяет самых активных).
Ну, вот и всё.

  • На ковре мы полетали,
    Все эмоции узнали.
    Ай-да детки, молодцы,
    Удальцы и храбрецы!

Фотогалерея: карточки с изображениями эмоций

Спокойный смайлик демонстрирует ровный эмоциональный фон
Злой смайлик выражает отрицательные эмоции
Смайлик грустит, потому что у него нет друзей Весёлый смайлик демонстрирует радость и удовольствие

Как провести итоговое интегрированное и комплексное занятие

Итоговое интегрированное или комплексное занятие проводится в конце учебного года. Главной задачей такого занятия должно быть обобщение и закрепление знаний, полученных детьми за весь год. Эта задача очень обширная, поэтому в занятие включается большое количество видов деятельности. Итоговое занятие по длительности не должно превышать обычное. Не должна ничем отличаться и его структура, и уровень сложности.

Итоговое комплексное занятие удобнее организовывать в форме путешествия по станциям, где детям будут даны различные задания (например, «Волшебное путешествие в лес»). Итоговое интегрированное занятие можно провести в виде игры в известную детям сказку, героями которой они на время станут, а затем помогут персонажам выполнить задания (например, «В поисках волшебного сундучка»).

Приход в группу сказочного персонажа поможет поддерживать интерес детей в течение всего занятия

Помимо всего прочего, итоговые занятия развивают чувство единства воспитанников группы, сплочённости, учат детей действовать согласованно.

Видеоматериалы по теме

Педагогу, готовящему комплексное или интегрированное занятие, желательно ознакомиться с опытом коллег в данном направлении. В этом помогут представленные видеоролики.

Видео: интегрированное занятие по развитию познавательной активности в средней группе

Видео: интегрированное занятие по развитию речи в средней группе

Видео: комплексное занятие по формированию математических представлений в средней группе

Видео: комплексное музыкальное занятие в средней группе

Форма проведения комплексных и интегрированных занятий может быть различной, но в любой из них можно раскрыть потенциал детей и сформировать у них необходимые умения. Тщательная подготовка педагога к занятию гарантирует стойкий интерес дошкольников к разработанному материалу, положительную мотивацию и доверительное отношение к воспитателю.