В отечественном музыкознании с течением времени всё более возрастает интерес к теме «Музыкальная культура русской провинции» . Её краеведческий аспект неизменно актуален. О важности проведения музыкально-краеведческих исследований, необходимости изучения местных музыкально-исторических материалов писали в 20 -30 -е годы XX века известные учёные М. П. Алексеев, Б. В. Асафьев. Между тем музыкальное краеведение долго оставалось мало востребованной отраслью научного знания. Только в последнее тридцатилетие оно развивается как самостоятельная научная область, но этап её становления ещё не завершён. В процессе изучения музыкальной культуры различных регионов России нарабатываются методология и понятийный аппарат краеведческих работ. Сегодня вектор научной мысли направлен на расширение географии её объектов, углубление проблематики, выявление типологических и специфических параметров бытования музыки в провинции для воссоздания более полной и объективно обоснованной картины общероссийского музыкально-исторического процесса, где провинции отводится роль хранительницы коренных вековых традиций.

Краеведческие исследования развенчивают устоявшиеся с прошлого века оценки и представления, вкладываемые в понятия «провинция» , «провинциальная культура» как нечто архаичное, застойное - «пропылившийся бархат кулис» , как дешёвое подражание новым веяниям в искусстве, отсутствие интеллектуального начала и плохой вкус. Эти работы открывают миру глаза на богатые, плодоносные музыкальные традиции русской провинции, ее неповторимые черты, самобытный уклад жизни, определяют место провинции в культурологическом контексте российской музыкальной истории. Всё сказанное подтверждает значимость и актуальность рассматриваемой темы, которая сама по себе и не нова в музыкознании. Сегодня в области музыкального краеведения наметилась тенденция к изучению музыкальной культуры центральной части России, которая в силу географической близости к столицам испытала на себе влияние Москвы и Петербурга в большей степени, чем, например, регионы Урала, Сибири, Дальнего Востока. Наглядным подтверждением этому может служить Липецкая область.

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и в Липецкой области, возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какойнибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Особенностью формирования народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение кружева, плетение из соломки, создание елецких гармошек.

Гармоника елецких мастеров – «елецкая рояльная» («роялка» , «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Готовую гармонику елецкий мастер «строил» , вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Каждая елецкая рояльная – мастеровая гармонь, её никогда не собирали на фабриках музыкальных инструментов. На пороге XXI в. напевная ельчанка оказалась на грани исчезновения. Но в 2013 г. в г. Ельце открылась мастерская по изготовлению елецкой рояльной гармони. Николай Афанасьевич (сын знаменитого гармониста-рояльщика Афанасия Ивановича Матюхина), Константин и Илья (внуки), решили возродить традиции старых мастеров. Самая первая рояльная гармонь мастерской Константина Матюхина отправилась в Австрию. В 2014 г. елецкая гармошка 1923 г. работы знаменитого мастера Ивана Черных, отреставрированная Матюхиными, выступила на зимней Олимпиаде в Сочи, показав всему миру ещё одну сторону многоликой российской культуры.

Афанасий Иванович Матюхин (1929 – 2007 гг.) – елецкий гармонист, уроженец д. Озерки Становлянского района Липецкой области. Вошёл в «Золотую Десятку» в передаче Заволокина «Играй, гармонь любимая!» . Корольков Анатолий Иванович род. в 1942 г. на хуторе Поздняково Боринского района Липецкой области. Гармонист «Золотой десятки» Всероссийской передачи «Играй, гармонь любимая!» им. Заволокина (г. Иваново, г. Казань). Лауреат многих конкурсов и фестивалей гармонистов России и зарубежья. Им создан Детский ансамбль рояльных гармоней при детской музыкальной школе в селе Борино, в которой он много лет проработал директором. Евсеев Александр Алексевич, 85 лет. Один из последних жителей деревни 1 -е Машенино Краснинского района Липецкой области. Александр Алексеевич берёт в руки елецкую рояльную. Гармонь отремонтирована в елецкой мастерской Матюхиных. Привычно растягивает меха, из деревянного устройства начинает звучать тонкая, душевная мелодия, и тебе уже хочется улыбнуться, сердце начинает ровнее и веселее биться.

Частушечные песенно-инструментальные формы занимают центральное место в фольклорной традиции Добровского района, расположенного на северо-востоке Липецкой области. В репертуаре местных народных исполнителей можно выделить как общерусские, так и специфические локальные частушки («Канарейка» , «Досада» , «Монастырские» , «Тягучие» и др.). Всего в селах Добровского района Липецкой области зафиксировано 13 различных частушечных форм. Их выделяют многоплановость бытования, уникальность музыкально-стилевых форм и особая манера исполнения в крайне высоком регистре. Этнографические сведения позволяют говорить о том, что на этой территории частушки были доминирующим жанром уже в 1930 -е годы, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции. Наибольшее распространение получили частушки в сопровождении гармони. Помимо хроматической гармоники в Липецкой области огромную популярность в народной среде имела елецкая рояльная гармошка, получившая название от известного центра по ее изготовлению – г. Ельца. Особенностью елецкой рояльной гармоники являются клавишные клавиатуры на правой и левой сторонах, причем слева клавиши расположены с обеих сторон грифа. В народной среде особой любовью пользовалась однорядная диатоническая рояльная гармошка, или шестипарка.

Фольклорный ансамбль «ВОСКРЕСЕНИЕ» Липецкий фольклорный ансамбль «Воскресение» был организован в 1991 году выпускницей Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова Кристиной Иващенко при Областном Доме народного творчества г. Липецка. Ансамбль принадлежит к коллективам «натуральной» ориентации, стремящимся базироваться на подлинном местном песенном репертуаре и воспроизводящим его в манере, максимально приближенной к аутентичному оригиналу. Одним из важных направлений работы коллектива является передача своих знаний и умений подрастающему поколению. При ансамбле существуют две детские группы, осваивающие традиционную культуру народа посредством естественного вхождения в неё через игру, сказку, прибаутку. Главный принцип освоения традиции, которому следуют участники коллектива – перенимать песни «из уст в уста» , учиться непосредственно у сельских мастеров-умельцев во время специальных музыкально-этнографических экспедиций, начавшихся в 1989 году и продолжающихся по сей день.

ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ "ВЕРА" Фольклорный ансамбль "Вера" был создан на базе областного центра культуры и народного творчества в 2010 году. Руководителем и вдохновителем ансамбля стала выпускница липецкого областного колледжа искусств им. К. Игумнова Григорьева Екатерина Алексеевна. Своё название "Вера" ансамбль выбрал не случайно. Давняя искренняя увлечённость участников коллектива фольклором с течением времени стала их осмысленной верой в незыблемую ценность традиционного фольклора как части общего наследия человечества и мощного средства сближения различных народов. "Живы традиции, жива моя земля, жив мой народ!" – вот девиз коллектива. В репертуар «Веры» входят традиционные русские песни. Липецкая область молода, она соткана из частей Курской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской областей. Такое разноцветье культур наложило отпечаток на жанровое и локально-стилевое своеобразие музыкального фольклора Липецка, и участники ансамбля с удовольствием демонстрируют слушателям всю многогранность культуры родного края. Так же, в репертуаре ансамбля присутствуют и традиционные песни других областей.

Описание

Традиционная музыкальная культура Урала - сложное культурное явление, основные черты которого сложились относительно поздно (в ХVII - ХIХ вв.). Историей заселения Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие музыкальной традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота "музыкальной карты" локальных вариантов внутри региона.

Работа состоит из 1 файл

Музыкальная культура родного края.

Работу выполнила ученица 7в-Трофимова Ирина.

Музыкальная культура Урала.

Традиционная музыкальная культура Урала - сложное культурное явление, основные черты которого сложились относительно поздно (в ХVII - ХIХ вв.). Историей заселения Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие музыкальной традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота "музыкальной карты" локальных вариантов внутри региона.

Подобные духовным стихам "гимны" были записаны в общине евангелистов. Тексты таких "духовных песен" передаются в рукописных списках, происхождение напевов в народном сознании мифологизировано и реально не определяется: "Это дело древнее. Это первые христиане ишшо пели. Даже святые апостолы, когда совершил Господь вечерю свою" (Кушвинский).
Духовные стихи, в уральских рукописях и публикациях середины ХIХ в. называемые "нищенскими стихами" и "песнями при поминках", и ныне существуют как часть похоронно-поминальной обрядности. Как постовые, т.е. календарно приуроченные, эти тексты бытуют почти исключительно в старообрядческой и казачьей среде.

При участии казачества складывались культурные традиции южных и юго-восточных земель. При постройке оборонительных укрепленных линий казаки заселяли территории нынешних Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Уклад жизни с его разделением на "внутренний" и "внешний" быт определил условия существования различных жанров музыкального фольклора. При исполнении казаками воинских обязанностей звучали исторические, солдатские, походные песни. Сюжеты их довольно поздние. Так, события солдатских песен, записанных А.Н. Зыряновым в 1859 г. в Шадринском уезде, относятся к Отечественной войне 1812 г. и первой русско-турецкой войне. В быту музыкальное исполнительство определялось календарными и семейными событиями, сопровождало досуг и различные трудовые процессы, как и в среде крестьянского населения этих мест.

Небольшое место в календарном фольклоре Урала занимали масленичные песни и припевки, приуроченные к Масленице лирические песни и частушки. Весенние праздники сопровождались детскими закличками, приуроченными к Вербному воскресенью и Пасхальной седмице "качульными" частушками. Отдельную группу составляют семицкие и троицкие обрядовые песни и хороводы. Семицкими песнями сопровождалось хождение девушек-подростков с украшенной березкой ("кумушкой"). Хороводы и троицкие песни исполнялись на общих гуляниях - кругах, лугах. Наиболее частые формы вождения хороводов: круговые, "стенка на стенку", "через человека", с "воротцами", "завивания", крыловые, а также имитирующие движения ткацкого станка ("сновалка") и шествия-проходки по селу под песни.

Детский музыкальный фольклор делится на две большие группы - так называемую поэзию пестования (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с песенками и т.д.) и собственно детский неприуроченный фольклор, основу которого составляют игры и игровые песни, заклички, дразнилки. Граница между "взрослым" и "детским" в традиционной культуре весьма условна: в качестве колыбельных песен и потешек детям пелись романсы, лирические и плясовые песни, частушки. В свою очередь, дети с раннего возраста овладевали "взрослым" репертуаром, исполняя в различных ситуациях колыбельные, затем свадебные, плясовые и лирические песни, инструментальные наигрыши и т.д.
Песенное исполнительское искусство на Урале имеет свои особенности. В большинстве районов Свердловской и соседних Курганской, Челябинской, Тюменской областей отмечается преимущественно двухголосная фактура. Исключение составляют Невьянский, Кушвинский, Красноуфимский р-ны, в которых встречается удвоение нижнего голоса третьим (он звучит на октаву выше). А в отдельных селах Талицкого района (Беляковский Катарач) каждый исполнитель считал необходимым вести свой голос.
Женское пение в большинстве районов отличается низкой тесситурой (малая октава). Первым голосом на Урале называют нижний, он - ведущий. "Мама высоким пела, а я запевала" (Каменский). Народные исполнители Каменского, Камышловского районов рассказывают, что раньше запевала (нередко - мужчина) исполнял этот голос в одиночку. Вторым голосом считается верхний. Им подпеваются, подтягают, выводят, вытягают. Манеру исполнения лирических песен сами носители традиции определяют как умение зыбать, колыбать (распевать) мотив. Темп напева определяется ими как пологий (медленный) или частый, крутой (быстрый).
Исполнители считают, что общее звучание определяется запевалой, к которому легко или трудно подпеться. Человек, не умеющий подпеться, засекает, пересекает остальных. В смешанных ансамблях нередко запевали мужчины. В женских сельских ансамблях до сих пор сохраняются песни с "мужским" характером запева или песни из мужского репертуара.

Каждая социальная или возрастная группа (конные пастухи, солдаты, некрута, заключенные, вдовы, замужние женщины, дети, подростки) имела в каждой местности свой любимый репертуар. Исполняли его небольшими группами родственников или соседей. Так, молодежь собиралась группами по возрастам и месту проживания - "артелями", "хороводами". "На вечерки ходили с 14 лет. Было несколько хороводов, в хороводе было по 15 подруг; каждому хороводу была кличка: Сербиянки, Пиканки, Мохнушки,". Каждая артель, как правило, имела свой вариант напева той или иной лирической или хороводной песни. Девушки и парни из соседних сел и даже артелей вместе уже не спевались.

Инструментальная традиция на Урале представлена наигрышами на гармони, балалайке, скрипке, мандолине, гитаре, различных дудках, рожках и свистульках, а также многочисленных ударных и шумовых инструментах (ложки, бубен, барабанка, ведро, заслонка, веретено и т.п.). По данным экспедиционных материалов, в Челябинской области играли и на гуслях Обычно инструментальные наигрыши сопровождают пляску или пение частушек.


Валерия Малина
Музыкальная культура родного края как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гражданственность и патриотизм… Доступны ли эти понятия детям? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ : дошкольникам доступно чувство любви к родному дому , семье, родному городу , родной природе , к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания .

Известно, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны, для них характерны яркие впечатления. Именно музыкальное искусство является инструментом воздействия на тонкий духовный мир ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки , воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая гражданско-патриотические , нравственные качества – какая это благодатная и вместе с тем важная задача!

Сегодня мы можем говорить и об актуальности данной темы : не секрет, что наша страна переживает не только экономический кризис, но и кризис семьи и семейного воспитания . Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали поколения, возросла агрессия в обществе, произошло обесценивание духовных устоев. Поэтому очень важно с раннего детства прививать детям нравственные правила, патриотические настроения, возвращать в жизнь ребенка традиции и обычаи нашего народа. Отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.

Работая музыкальным руководителем в детском саду, я понимаю необходимость обращения к истокам народного искусства . Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре . Знакомясь с русским фольклором, песенным творчеством, традициями, обычаями, дети учатся любить тот уголок Родины, в котором живут, бережно относиться к родной природе , уважать и гордиться своей историей. Не забываем и о богатом культурном наследии Кубани . Ведь становление человека как гражданина , патриота должно начинаться с его малой Родины – родной улицы , родного города , края . Любовь к большому надо прививать с малого.

На музыкальных занятиях в средней и старших группах детского сада я широко использую различные формы приобщения детей к музыкальной культуре кубанского края . Дети слушают народные песни в исполнении Кубанского хора, с удовольствием исполняют казачьи песни, музицируют на простейших народных инструментах . Стараюсь добиваться, чтобы дошкольники были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, музыкальных игр , активно включались в работу по подготовке к праздникам и развлечениям. Результатом этой работы становятся традиционные для нашего детского сада праздники «Осенняя ярмарка» , «Масленица» , «Яблочный Спас» , развлечения «Мы ребята –казачата» , «Казачьи игры» .

Предлагаю сценарий праздника для подготовительной группы, посвящённого Дню народного единства «Родной край собирает друзей» . Это ещё один шаг к формированию у дошкольников первого чувства патриотизма : гордости за свою Родину, любви к родному краю , уважения традиций.

Сценарий праздника, посвщённого Дню народного единства .

РОДНОЙ КРАЙ СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ

Цель : формировать основы гражданственности , патриотизма.

Задачи :

Расширять представления детей о родной стране .

Вызвать интерес к истории своей страны.

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине.

Воспитывать любовь к родному краю .

Ход праздника

Под песню «У нас Родина одна» (сл. М. Гуцериева, муз. В. Дробыша) в зал входят дети. Перестроение с флажками. После выполнения упражнения все рассаживаются на места. Выходят чтецы стихов :

1. У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть Родина своя.

2. Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой березки

Опушки нет родней .

3. Есть ветка у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть Родина своя.

4. Страну, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные

Россией мы зовём.

(В. Карасёв)

Ведущий : Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Четвертого ноября вся Россия будет отмечать праздник «День народного единства » . Значение этого праздника скрывается в его названии :

ДЕНЬ НАРОДНОГО (народ – это мы с вами, наши родители, бабушки, дедушки, соседи, друзья) ЕДИНСТВА (когда мы все дружим, живем в согласии, понимании, уважении) .

Что же нас всех объединяет?

Это праздник нашего народа и нашей Родины.

Выходит ребёнок, под музыку (на выбор музыкального руководителя ) читает стих :

Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи,

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм,

Здесь отеческий дом.

(П. Синявский) .

Дети исполняют песню «Россия» (сл. Л. Штоколовой, муз. Т. Барбакуц)

Ведущий : Наш народ придумал множество пословиц и поговорок о Родине, родной стороне . А какие пословицы или поговорки знаете вы о своей стране?

Дети :

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Жить – Родине служить.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина-мать, умей за неё постоять.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Родная земля и в горсти мила.

Человек без Родины, что земля без семени.

Ведущий : Россия – богатая и гостеприимная страна. И проезжего, и прохожего угостить всегда рада :

Встанем утром рано,

Напечем блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот вам угощенье!

Дети с ансамблем ложкарей исполняют русскую народную песню «Блины» .

Выходят дети, читают стихи :

1. Нет края на свете красивей ,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия –

Что может быть сердцу милей?

2. Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия,

Мы в горе и счастье – с тобой!

3. Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережем мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

4. А если бы нас вдруг спросили :

«А чем дорога вам страна?»

Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная , - одна!

(В. Гудимов) .

Дети исполняют танцевальную зарисовку «Я люблю тебя, Россия!» (сл. и муз. Р. Гуцалюк) .

Ведущий : Любовь к России у каждого из нас начинается с любви к родным местам , где ты родился и живёшь.

Дети читают стихи :

1. Мы весёлые ребята,

Мы ребята - казачата,

Любим вместе мы играть,

Петь и весело плясать.

2. Славу предков-казаков,

Знаменитых вожаков,

Умножать готовы мы,

Только надо подрасти.

3. Нет терпения ждать дня,

Когда сядем на коня,

Чтобы с шашкой и в седле

Послужить родной земле .

4. Вот такие мы ребята,

Озорные казачата,

Внуки славных вожаков –

Знаменитых казаков!

(Н. Дик) .

Дети исполняют песню «Кубанские казаки» (современная казачья песня)

Выходит девушка в традиционном казачьем костюме.

Казачка :

Я – казачка Кубани

И характер мой крут.

Жизнь – погони и скачки.

Я - и пряник, и кнут.

Знойной степи царица

И полыни сестра.

Я, как вольная птица,

И сладка, и горька.

Не живу я иначе,

Не к душе мне покой.

Я казачка Кубани.

И не спорьте со мной!

(С. Прилепская) .

Ребята! Пришла я к вам не с пустыми руками – приготовила для вас подарки. Но прежде хочу проверить вашу смекалку, узнать, достойны ли вы называться казачатами. Загадаю я вам загадки, а вы найдите на них ответы.

1. Голове не будет страха,

если есть на ней … /папаха/

2. Что удобней для ноги :

туфли или… /сапоги/

3. В ножнах спит, а не в постели.

Как огонь, горит на деле.

И надёжна, и остра.

Казаку в бою - сестра.

/шашка, сабля/

4. Кто в бою надёжный друг,

Знает своё дело?

С казаками на врагов

наступает смело?

5. Он, как ветер, как огонь.

Лучший друг – любимый…

6. Вымыл руки и лицо,

вылил воду за крыльцо

И повесил на крючок

вышиванный… /рушничок-полотенце/

Казачка : Молодцы, ребята! Вот вам от меня в подарок кукла – оберег. В народе зовут ее «берегиня» , потому что она оберегает дом от всяческих бед.

Казачка прощается с детьми.

Девочки исполняют казачий танец с платками.

Ведущий :

Вот они последние станицы,

И вся Кубань встаёт перед тобой.

Ты видишь, как пшеница золотится,

Ты слышишь, как о берег бьёт прибой…

И, если даже родом ты не здешний,

Однажды побывав у нас, поймёшь,

Какой природой славен край наш вешний,

Какой красой особенно хорош!

Дети исполняют финальную песню «Кубань моя» (совр. казачья песня)

Cлайд 1

Cлайд 2

Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года – весенние песни и др.). У них узкий диапазон.

Cлайд 3

9-12 века – время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры: 1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из народа выделялись талантливые люди – скоморохи. Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не одобряла инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку.

Cлайд 4

2) Княжеский двор. Здесь центральной фигурой был певец-сказитель, который сочинял и пел нараспев песни и былины о ратных подвигах князя и его дружины. Аккомпанировал он себе на гуслях. При дворе использовали и другие инструменты – домру, рожки, гудок (струнный инструмент, имеющий 3 струны и смычок).

Cлайд 5

3) Церковь. Это – самый важный очаг. Развивалась письменность, иконопись. Появился “знаменный распев” (11-17 вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон. По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки. Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи-распевщики. Самые известные из них – Федор Крестьянин (одно из наиболее известных произведений – “Стихира”), Савва Рогов. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.).

Cлайд 6

В 12-15 веках выделялось Новгородское княжество. Здесь музыкальное искусство несколько отличалось. Народ жил хорошо. Расцветало скоморошество (здесь оно не подвергалось гонению церкви). Слагались былины, но в них прославляли не подвиги князя, а ловкость, смекалку.

Cлайд 7

Конец 14-го – 16 вв. – время Московской Руси. В это время правили Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие (знаменный распев – одноголосие). Стало появляться строчное пение – основной голос и голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую запись – “киноварные пометы”, в которых уже фиксировалась высота звука. Запись стала более совершенной.

Cлайд 8

В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни. Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра – песня “Лучинушка”.

Cлайд 9

Развивалось русское многоголосие. Во многом это связано с тем, что к России присоединилась Украина, в которой сказывалось влияние польской католической музыки (хоральное пение). Развивалось “партесное пение” – пение по партиям. Высший жанр партесного пения – духовный хоровой концерт. Это – грандиозное хоровое произведение для многих голосов (аккордовое мышление). Обязательно должны были отсутствовать инструменты. Партесные концерты писал Василий Титов (написал концерт в честь полтавской победы – 12 голосов), Николай Бавыкин.

Cлайд 10

В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка – заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) – 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.

Cлайд 11

С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Березовский покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт – “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу).

Множество молодёжных организаций нацелены на восстановление интереса учащихся к культурному богатству страны. Одним из способов привлечь внимание детей к историческому достоянию является введение обзорного курса в школьную программу. Музыкальная культура родного края - как раз один из таких предметов. Вначале будучи экспериментальной, дисциплина твёрдо укоренилась в современном быте многих областей России. Она предполагает не только воспитание в детях уважения к уникальности традиций, но и поощрение самоопределения и патриотизма.

Что такое музыкальная культура родного края?

Впервые о таком предмете задумались в 80-х. С 1983 года в Приморье начали появляться музыкальные и танцевальные труппы, поддерживаемые местными музыкальными кружками. С тех пор в истории России появилось много важных дат и имён.

В 2000 году было принято решение организовать школьную программу таким образом, чтобы дети узнали больше о традициях родного края, и в расписании начальной школы появился новый предмет. Задачи музыкальной культуры родного края включают в себя формирование целостного восприятия музыкального творчества отдельных регионов, а также поощрение участия молодых людей в общенародных действиях.

Для кого?

Несомненно, воспитывать чувство любви к родине необходимо с раннего возраста. Изначально программа была одобрена в начальной школе и на протяжении всего обучения в учебных заведениях с музыкальным уклоном. Позже предмет занял место в ряду общеобразовательных дисциплин многих школ по всей территории России. Однако популярной дисциплина "Музыкальная культура родного края" не стала и вернулась к первоначальной полусамодеятельной форме. Главной ошибкой стало отсутствие качественно подготовленной программы, а преподаватели оказались психологически не готовы к ведению нового предмета.

Современный вид

Сейчас родного края изучается в режиме, принятом на уровне самоуправления субъектов РФ. Например, в Чебоксарах - с 5-го по 9-й класс. Музыкальная культура родного края (фото снято на межкультурном фестивале языка) поощряет любую творческую инициативу молодого поколения в этой области.

В течение 33 часов в год дети учатся толерантности в отношении культур и обычаев всех народностей, населяющих регион. Особенно интересной является предлагаемая подросткам программа «Музыкальная культура родного края». 7 класс - время, когда детям предлагают проводить собственные исследования в области этнографии, которая также является важным атрибутом уроков.

Особенно важно помнить, что предмет создан для просвещения молодёжи, а не для выполнения плана. Следует максимально разнообразить программу, чтобы ученики приходили на урок пусть даже раз в неделю, но с удовольствием.

Ответвления

Музыкальная культура родного края (Урал является прямым доказательством) приобрела одобрение в некоторых районах неспроста. В середине ХХ столетия началось активное возрождение казачьего движения, что не могло не отразиться на культуре региона. Характерная музыка и песни стали исполняться организованными коллективами. Важной особенностью этого направления является то, что казачья культура сочетает в себе русские, украинские, татарские и другие элементы, что соответствует задачам предмета.

Возрождение музыкальных традиций происходит не только на уровне народного творчества. Также проводятся праздники и фестивали, где каждый может наблюдать влияние музыкальной культуры на развитие региона, а также принять участие в концерте. Более того, концертная деятельность приветствуется в кругах молодёжи даже больше, чем среди взрослых.

Сегодня отдельную часть в культуре занимают музыкальные инструменты. Как духовые, так и струнные экземпляры помещены в музеи. К примеру, гусли давно вышли из употребления, но они занимают важное место в истории струнных инструментов России. Таким образом, школьники получают важную информацию об истории развития музыки.

Среди всего прочего также можно найти уникальные предметы. Например, в Якутии основным инструментом является варган (на фото), не относящийся ни к одной категории. Возможность научиться играть на инструментах также предоставляет программа.

Особенности областей

Музыкальная культура каждой из областей уникальна кругом рассматриваемых вопросов. Некоторые делают акцент на народной музыке, другие - на специфической игре на одном инструменте (Якутия). Несмотря на всё разнообразие, каждая область выполняет одну функцию - проявление уважения к традициям и их глубокое изучение.

Музыкальная культура родного края Самарской области возвращается к классическому началу. Самара является одним из древнейших центров культуры, где проживало много представителей интеллигенции. Принимая это во внимание, программа делает акцент именно на истории развития музыки в России. Среди менее распространённых направлений можно выделить цыганские песни.

В городе также находится Самарский государственный институт культуры, который проводит большое количество творческо-исполнительских проектов, подчёркивающих актуальность предмета во всех его обличьях.

Ярославская область проводит фестиваль, посвящённый колоколам, который проводится на территории заповедника.

Уникальность

Предмет также является сугубо российской инициативой. Музыкальная культура родного края (Россия - это многонациональная страна) рассматривает индивидуальные особенности традиций каждой народности и их региональную совокупность.

Во многих странах изучается одновременно несколько предметов этнографической направленности. Однако музыкальная культура родного края поддерживает процесс обучения в рамках малой родины. Несомненно, это позволяет ученикам получить больше информации о своем городе. Так как сегодня мы сталкиваемся с невежеством в отношении традиций родного края со стороны молодого поколения, крайне необходимо показать, что история также может быть захватывающей и интересной.

Наряду с книгами, иллюстрациями и песнями проводятся концерты, которые не могут не вызвать интереса у детей. Также важно то, что предмет позволяет соединить в себе примеры разных эпох.

Мероприятия

На самом деле, помимо стандартного изучения музыки, школьники посещают различные мероприятия международного уровня. Так, например, некоторые области ввели обязательное посещений театра и филармонии два раза в полугодие. Эти же концерты посещаются иностранными туристами, что позволяет развивать языковые навыки на высоком уровне.

Ни одно музыкальное мероприятие не проходит без национальных костюмов или танцев. Администрация культуры областей позволила максимально адаптировать выступления для восприятия школьников. Ежегодно 26 марта проводится Международный день театра, в котором принимают участие все деятели культуры.

На Международный день музыки музыкальные школы устраивают концерты, на которые приглашаются участники оркестров и деятели культуры.

Отношение учащихся

Исследовательский проект "Музыкальная культура родного края", проведенный самими учащимися и их научными руководителями, взял на себя задачу ответить на вопрос: является ли дисциплина интересной для изучения? А может, единственная задача учеников - просто заработать оценку?

По опросам учащихся было определено, что на разных ступенях обучения предмет является более или менее интересным. Для учеников старших классов материал адаптирован лучше, так что с выполнением творческих заданий проблем не возникает. Причина этого также может скрываться в том, что многие участники выбирают историю для сдачи Единого государственного экзамена, который также включает вопросы о культуре. На научно-практических конференциях музыкальная культура рассматривается как отдельная единица исторической секции, на которую подготавливаются презентации и интересные проекты.

В любом случае, для того чтобы заинтересовать учеников младшего школьного возраста, учителю будет необходимо придумать творческие занятия.

Однако больше всего недовольства вызывают контрольные тесты, которые даются в течение года. В этом вопросе родители учеников солидарны с самими учащимися. Они считают, что нельзя заменять практические и наглядные занятия тестами. Прежде всего необходимо пробудить интерес в детях.

Стоит ли продолжать?

Если встаёт вопрос о том, нужна ли музыкальная культура родного края в том контексте, который предлагается нам сейчас, то ответ определённо положительный. Однако если мы говорим об интересе учеников, то система однозначно требует коррекции.

Однако, несмотря на некоторые сложности в преодолении стены между поколениями и историческими эпохами, дисциплина поддерживает важные задачи. Если они будут выполнены, мы с гордостью сможем говорить о патриотизме учащихся и их знании родной культуры. Как бы то ни было, час в неделю на протяжении пары лет стоит потратить на то, чтобы узнать свою страну и её историю лучше.