Марина Зюляева
Проект по русскому языку «В словари - за частями речи» во 2 классе

МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа №2»

Проект по русскому языку :

«В словари – за частями речи

Подготовила : ученица 2 класса

Зюляева Анастасия

Толковый словарь

1. Найдите в словаре слово «смекалка» и прочитайте его значение.

К какой части речи относится это слово ?

Смекалка (сущ.) - сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.

2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову ? Догадливый, сообразительный, смекалистый.

3. Составьте предложение со словом «смекалка» или с однокорен-

ным ему словом . Запишите его.

Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.

Орфографический словарь

Найдите в словаре имена существительные - названия расте-

ний. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы

по значению можно распределить записанные имена существитель-

ные? Объясните свой ответ.

Деревья : берёза, осина, яблоня.

Ягоды : земляника, малина, ягода.

Овощи : капуста, морковь, щавель.

Фрукты : яблоко.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначаю-

щие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов .

Голубой - лазурный, жёлтый - золотой, зелёный - изумрудный,

красный - алый, оранжевый - апельсиновый, синий – василько-

вый, фиолетовый - лиловый.

2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляе-

те в речи ?

Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолето-

3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Мой любимый цвет – красный.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре глаголы

лов - антонимов.

Встречать - провожать, хвалить - ругать, говорить - молчать, лю-

бить - ненавидеть, радовать - огорчать.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов : помо-

гать - мешать, одобрять - осуждать.

Помогать - содействовать чему-то или кому-то, способствовать чьей-то деятельности, поддерживать в делах и начинаниях.

Мешать - создавать препятствия, помехи.

Одобрять - признавать, принимать, соглашаться.

Осуждать - порицать, не соглашаться.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Мама с папой каждое утро провожают меня в школу.

После школы дома меня встречает бабушка.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова - названия людей по роду их занятий. К какой

части речи они относятся ? В каком числе употреблены? Запи-

шите эти слова так , как они написаны в словаре .

Дирктор (сущ. ед. ч., директор (сущ. мн. ч.) . Инженр (сущ. ед.

ч., инженры (сущ. мн. ч.) . Столяр (сущ. ед. ч., столяры (сущ. мн.

ч.). Шофёр (сущ. ед. ч., шофёры (сущ. мн. ч.) .

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки ? Произнесите эти слова правильно .

Дирктор, директор. Инженр, инженры. Столяр, столяры.

Шофёр, шофёры.

3. Запишите эти слова . Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -зим- . Выделите в них корень.

Зима (сущ., зимний (прил., зимовье (сущ., зимовать (гл.) .

2. Укажите над каждым словом , какой частью речи оно является .

3. Составьте с любым из этих слов предложение . Подчеркните в

нём главные члены.

Наконец наступила зима!.

II часть – практическая .

МОЙ ПРОЕКТ словари - за частями речи !"

Толковый словарь

1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова ?

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Орфографический словарь

1. Найдите в словаре имена существительные - названия меся-

цев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.

2. В какие группы можно распределить записанные

имена существительные? Объясните свой ответ.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре глаголы . Запишите любые пять пар глаго-

лов - синонимов.

2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые

Пять пар прилагательных - антонимов.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких прилагатель-

ных : грубый - вежливый, простой - сложный.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова - названия предметов одежды. К какой части

речи они относятся ? В каком числе употреблены? Запишите эти

слова так , как они написаны в словаре .

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки ? Произнесите

эти слова правильно .

3. Запишите эти слова . Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -снег- . Выделите в них корень.

2. Укажите над каждым словом , какой частью речи оно является .

3. Составьте текст с этими словами . Подчеркните главные члены в предложениях.

Класс : 2 класс

УМК «Школа России»

Учебник : «Русский язык» 2 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М. «Просвещение»

Тема урока : Проект «В словари - за частями речи!»

Цель : формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта «В словари за частями речи».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за родной русский язык;
  • формирование личностного смысла учения;
  • формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной ответственности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием словарей;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с

задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • формирование умения работать в группах.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • развитие умения использовать полученные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • уточнить представления учащихся о словарях, их видах и назначении;
  • формировать умения пользоваться «Толковым словарём», «Орфографическим словарём», «Орфоэпическим словарём», «Словарём антонимов» и «Словарём синонимов», «Словарём однокоренных слов», находить полезную информацию в словарях, составлять собственные задания, для выполнения которых потребуются словари;
  • формировать умение участвовать в презентации;
  • обобщение знаний учащихся о частях речи;
  • воспитание позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.

Оборудование и материалы

  • Учебник «Русский язык» 2 класс (2ч.) В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Просвещение 2011.
  • Словари:

1)Толковый словарь русского языка для начальной школы. Шведов С.М. 2006 «Современное слово».

2)Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника. Ушаков О.Д. 2009. «Литера».

3)Школьный словообразовательный словарь русского языка. Тихонов А.Н. 1996.

4)Школьный орфоэпический словарь русского языка. Введенская Л.А. Изд.центр «МарТ» 2006

5)Школьный словарь антонимов русского языка. Львов М.Р. Просвещение. 2009

6)Школьный словарь синонимов русского языка. Сост.Медведева А.А. Центрполиграф 2007

  • Карточки для групповой работы
  • Памятки для организации совместной деятельности

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Желают успеха.

Рассаживаются по группам (6 групп по 4-5 человек), готовятся к уроку.

Коммуникативные :

развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные : саморегуляция.

II.Погружение в проект.

Уточняет представление детей о проекте как виде деятельности в ходе беседы.

Что такое проект?

В каких проектах участвовали?

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Знакомит с высказыванием: « Не тот образованный человек, который все знает (это невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

Организует беседу.

Где мы можем найти ответы на возникающие вопросы?

Чему будет посвящен проект?

Создает эмоциональный настрой, используя стихотворение Я.Козловского «Русской речи государь по прозванию словарь!»

(Приложение №1)

Знакомит с темой проекта.

Озвучивают понятие проекта. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения о теме проекта.

Слушают стихотворение.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Личностные : осознают личностный смысл учения; имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивны е: прогнозирование.

Познавательные:

осознанное построение речевого высказывания;

выдвижение гипотез.

Коммуникативные :

умение слушать и слышать, выражать свои мысли.

III. Актуализация знаний

Организует беседу по уточнению и конкретизации имеющихся знаний:

Какие словари вам известны?

Для какой цели используется каждый словарь?

По каким правилам построен?

Вспомните алфавит и отгадайте слова, зашифрованные цифрами:

(части речи)

Отвечают на вопросы.

Слушают высказывания учащихся (по одному представителю от каждой группы - по количеству словарей) о словарях. Делятся впечатлениями, задают уточняющие вопросы, дополняют высказывания.

Личностные :

не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивны е: осуществляют самоконтроль знаний, понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные : анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные : владение монологической и диалогической формами речи.

IV. Постановка

проблемы

Помогает сформулировать проблему и цель проекта.

Умеете ли вы работать со словарями?

Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми видами словарей, научимся ими пользоваться.

Вы узнаете на какие вопросы можно найти ответы в словарях. Составите собственные задания.

Формулируют проблему и цель проекта с помощью учителя.

Регулятивные : целеполагание.

Познавательные : формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.

V. Работа в группах

1.Решение предложенных грамматических задач с использованием словарей.

2.Составление собственных заданий (проектов) по словарю и подготовка их к презентации.

Организует игру «Поисковик»

(Каждая команда получает маршрутный лист с заданиями. Для выполнения каждого задания необходимо определить соответствующий словарь и выполнить задание. В итоге каждая команда должна поработать со всеми словарями)

(Приложение №2)

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы, помогает распределить роли в группах.

Выполняют предложенные задания в группах с использованием словарей.

Оформляют выполненное задание в маршрутном листе.

Продумывают задания по своему словарю. Выбирают наиболее интересные. Продумывают, как представят свой словарь. Распределяют обязанности между членами группы.

Оформляют проект.

Личностные : адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с одноклассниками и учителем) свои действия для решения задачи;

действовать по намеченному плану; анализировать ход и способ действий.

Познавательные : осуществление поиска необходимой информации в справочной литературе, использование её для решения учебно-познавательных задач; ориентация и восприятие научных текстов; обобщение, аналогия, сравнение, классификация объектов.

Коммуникативные :

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности;

оценивать мысли, советы других людей, принимать их во внимание;

участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.

VI. Презентация продукта

(осуществляется через несколько дней во внеурочной деятельности)

Организует презентацию.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.

Группы учащихся по очереди представляют свой словарь и предлагают другим учащимся выполнить составленные задания.

Выступают в качестве экспертов, т.е. задают вопросы и высказывают замечания (при презентации других групп) на основе установленных критериев оценивания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, строить высказывания;

Регулятивные :

контролировать, корректировать, оценивать действия партнеров.

Познавательные : структурирование найденной информации в нужной форме;

осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VII. Рефлексия

Обобщает и резюмирует полученные результаты.

Подводит итоги.

В каком проекте вы участвовали?

В чём для вас состоит ценность данного проекта?

Какие умения и способности вы открыли в себе и в своих товарищах?

Отвечают на вопросы.

Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Личностные : адекватная самооценка.

Регулятивные: умение оценивать свою и чужую деятельность.

Познавательные: осознание качества и уровня усвоения материала.

Список литературы.

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.Просвещение, 2011.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. «Начальная школа», 2005, №9.
  3. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Авт.сост.: Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. и др. - Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. Методика обучения. М. «Вако», 2013.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.,2005.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  7. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты. - Волгоград: Учитель, 2012.

Приложение 1

Я.Козловский

Русской речи государь

По прозванию словарь

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь,

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать любое слово,

Как с другими сочетать.

Уважаем государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к Словарю.

Он связует новь и старь.

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию словарь!

Приложение 2

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Группа __________________________________________________________________

Участники: ______________________________________________________________

Последовательность действий

  1. Прочитайте грамматическую задачу.
  2. Определите, каким словарём воспользуетесь для решения данной задачи.
  3. Решите задачу.
  4. Заполните таблицу.
  5. Переходите к следующему заданию.
  6. Составьте свою задачу по одному из словарей.
  7. Подготовьте презентацию своего словаря и задания, для выполнения которого требуется представленный словарь.

Грамматическая задача

Решение задачи

Найдите в словаре слово СМЕКАЛКА и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово? Составьте и запишите предложение со словом

«смекалка».

Найдите в словаре имена существительные - названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.

Определите часть речи данных слов:

жёлтый, голубой, багряный.

Подберите к ним слова близкие по значению. Составьте предложения с любой парой слов.

Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов противоположных по смыслу.

Составьте предложения со словами любой пары.

Найдите слова-названия людей по роду их занятий. Запишите их. Обозначьте в них ударение.

Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень. Определите какой частью речи является каждое слово.

  • Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи.

Толковый словарь

1. Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?

Смекалка — сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.

Смекалка — имя существительное.

2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.

Смекалистый

3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.

Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.

Орфографический словарь

Найдите в словаре имена существительные — названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Деревья: бе рёза, о сина, ябло ня.
Ягоды: зе мля ника, ма лина, яго да.
Овощи: ка пуста, мо рковь, ща вель.
Фрукты: ябло ко.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.

Голубой — лазурный, жёлтый — золотой, зелёный — изумрудный, красный — алый, оранжевый — апельсиновый, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.

2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?

Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый.

3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

У неё были большие васильковые глаза.
Над синим морем летела белоснежная чайка.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.

Встречать — провожать, хвалить — ругать, говорить — молчать, любить — ненавидеть, радовать — огорчать.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать — мешать, одобрять — осуждать.

Помогать -содействовать чему-то, способствовать чьей-то деятельности.
Мешать — создавать препятствия, помехи.
Одобрять — признавать, принимать, соглашаться.
Осуждать — порицать, не соглашаться.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Мы любили встречать поезда.
Мама провожала сына в школу.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.

Эти слова относятся к именам существительным. Употреблены в единственном и множественном числах.

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.

Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.

Сущ. прил. сущ. гл.
Зим/
а, зим/ ний, зим/ овье, зим/ овать.

2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.

Зимним днём ребят ждут весёлые забавы во дворе.

  • Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.

МОЙ ПРОЕКТ «В словари — за частями речи!»

Толковый словарь

1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж .

Орфографический словарь

1. Найдите в словаре имена существительные — названия месяцев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.

2. В какие группы можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-синонимов.

2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые пять пар прилагательных-антонимов.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких прилагательных: грубый — вежливый, простой — сложный.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, поприветствуйте их. Присаживайтесь.

На прошлых уроках мы пришли к выводу, что в русском языке есть очень много словарей. Какие это словари? (выслушать ответы детей)

Послушайте стихотворение Якова Козловского и скажите, где сегодня мы будем искать ответы на вопросы

1-й ученик (стихотворение Я. Козловского «Русской речи государь по

прозванию Словарь»):

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами.

Как людьми населена.

2-й ученик:

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

3-й ученик:

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как с другими сочетать...

4-й ученик:

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь!

С чем мы сегодня будем работать? (Со словарями)

Обобщение:

В русском языке очень много словарей. Все они наши помощники. Они помогают многое узнать о слове. Сегодня мы заглянем в этот мир слов, чтобы больше узнать о словарях русского языка, поучимся ими пользоваться. Ввиду их многообразия, остановимся лишь на некоторых из них.

На доске появляются словари (можно напечатать на карточках и повесить или устроить выставку).

Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание

Слайд 1.

«Не тот образованный человек, который всё знает (это невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос!»

Прочитайте высказывание. Как вы его понимаете?

Давайте поговорим о слове, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми» - Что это за слово? (ПРАВДА)

Русская пословица гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". - Какой словарь, на ваш взгляд, поведает нам о друзьях слова "правда"?

Какую информацию о слове «Правда» мы можем найти в каждом из словарей?

Ребята, послушайте, а в каком из словарей можно найти информацию о слове «Правда»? (дети высказываются)

«Я думаю…»

«Мне кажется…»

«Может быть…»

Обращаю внимание детей на разнообразие и противоречивость предположений.

Все вы думаете по-разному.

Итак, вопрос остается открытым: в каком из словарей можно найти всю информацию о слове? И что мы можем узнать мы словарей?

Какова же будет цель нашего исследования?

Цель: выяснить, для какой цели используется каждый словарь.

Слайд 2.

«Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке» (А. Франс)

Как вы понимаете эти слова? (слова в словарях расположены в алфавитном порядке)

Вспомните алфавит и отгадайте слова, зашифрованные цифрами:

Слайд 3.

25 1 19 20 10 (части речи) Висит алфавит

Какую задачу мы поставим на уроке? (находить в словарях слова различных частей речи)

Слайд 4 «В словари – за частями речи»

Для того, чтобы исследовать, для какой цели используется каждый словарь, вы станете исследователями . Кого называют исследователями? Как называется помещение, в котором проводят исследования? (лаборатория). Мы отправляемся с вами в научную лабораторию.

Дети заранее поделены на 6 групп и сидят за столами.

Сейчас мы будем работать в малых группах. В каждой группе я назначаю руководителя (сильные дети, вешаю эмблему ).

2. Исследование в малых группах

Каковы правила работы в группе? (у каждого на столах). Найдите.

1. Работай в группе дружно, помни – вы одна команда!

2. Принимай активное участи в работе, не стой в стороне!

3. Не бойся высказывать свое мнение!

4. Работай тихо, не старайся всех перекричать! Уважай мнение других участников группы.

6. отвечай у доски громко, четко, кратко.

Определим план исследования (найдите его у себя на столах). 1 человек зачитывает.

2. сделать нужные записи.

3. подготовиться к выступлению.

Каждой группе предлагается для исследования текстовый материал о каком-то словаре (толковый, орфографический, сл. Синонимов, сл. Антонимов, орфоэпический, сл. Однокоренных слов) и «Помощник ответа» (заранее все лежит на столах).

На столах лежат учебники по русскому языку на подставке (4 шт.)

Ребята, прочитав текст, вы должны выделить главное о каждом словаре, выполнить задания и записать все в «помощнике ответа.

«Помощник ответа»

1. Мы прочитали о __________________________________________________.

2. Выяснили, что ____________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________.

3.Мы сделали вывод, что этот словарь нужен для

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

Время отсчитывается с пом. магнитов. (примерно 10 мин.)

3.Обмен информацией и ее организация

Стоп! Исследование в малых группах закончено.

Переходим к следующему этапу ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ.

4. Обмен информацией

Работать будем следующим образом: каждая группа по очереди выходит и рассказывает всему классу о словаре, который изучали. (учебник, стр. 114)

Задания мы будем выполнять все вместе.

У вас есть добавления к сказанному вашим руководителем? (Молодцы, Успешно справились с заданием).

Учитель по ходу рассказов детей добавляет необходимую информацию.

5. О многих словарях мы сегодня поговорили, рассмотрим еще 1. О нем нам расскажет _________.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. (взять в библиотеке)

Назначение этимологического словаря - дать историю и происхождение слов. Ведь у каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Об этом стихотворение С. Острового "Первородство":

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны:
И когда я слышу: "Извини меня!"-
Это значит: "Исключи меня из вины!"
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: "Защити меня!"
Это значит: "Спрячь меня за щитом!"
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

- Ребята, кто-нибудь из вас задумывался над происхождением слова, которое мы произносим, когда благодарим человека за что-либо?

- Что это за слово? (Спасибо . Находят значение слова в этимологическом словаре)

Правда (найдем в этимологическом словаре)

Так давайте, друзья, будем проникать в суть слова, в истинное значение слова, в первоначальный смысл слова, будем добрыми и умными. А этимологический словарь, станет вашим надёжным помощником, как и другие словари русского языка.

6. Связывание информации, обобщение.

Мы обменялись информацией, узнали о каждом из словарей. А теперь подведем итоги.

Давайте возвратимся к цели нашего исследования. (выяснить, для чего используется каждый словарь).

Что можно сказать о каждом из словарей?

Какое заключение можно сделать? (выслушать детей, сформулировать обобщение).

Совершенно, верно. Словари – это наши помощники.

А кто создает словари? Этом нам расскажет______

Созданием словарей занимаются лексикографы.

Слайд

Наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, наз-ся лексикографией.

Самыми известными лексикографами были: Даль, Ушаков, Ожегов.

Когда вышел самый первый словарь?

Это было очень давно. Первый печатный словарь назывался «Лексис». Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1.061 слово. Это очень много по тем временам.

А каким должен быть примерный словарный запас человека?

Для того, чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тыс. слов.

Вывод: чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что речь является показателем ума человека, показателем его культуры.

Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились лишь с некоторыми из них. Сегодня, я думаю, вы поняли, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут вашими друзьями.

Давайте обратимся к цели нашего исследования. (выяснить, для какой цели используется каждый словарь)

Мы достигли цели? Да. молодцы. Хорошо сегодня поработали.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

На доске прикрепляются картинки:

Я узнал новое

Я хочу рассказать о том, что узнал другим

Было скучно и неинтересно

А теперь давайте покажем свое отношение к уроку. На столах лежат магниты. Каждый возьмет по 1 магниту и прикрепит его к нужной картинке.

Многие из вас оставили магниты на второй картинке.

« словарь добрых слов», «словарь вежливых слов», «лесной словарь», «спортивный словарь». Нарисуйте обложки к своим словарям.

Задания для каждой группы

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ