Дата публикации: 13.11.16

Всероссийский конкурс
"Формирование УУД как требование ФГОС"

ПРОБЛЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ УУД

Постановка проблемы

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня очень важно вооружить ученика такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе

Задача:

  • продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий в 1 классе;
  • научиться определять и находить универсальные учебные действия.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Развитие СМИ и сети Интернет, в т. ч. мобильных телефонов приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ). Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:

  • самостоятельно ставить учебные цели,
  • проектировать пути их реализации,
  • контролировать и оценивать свои достижения,

иначе говоря - формирование умения учиться .

Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1)личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

школьник научится:

школьник должен уметь: работать с соседом по парте выполнять работу по цепочке;

В

Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий - личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Ожидаемые результаты формирования УУД по литературному чтению к концу 1-го года

В области (общеучебных действий школьник научится: ориентироваться в учебной книге : читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (конце учебника) нужную иллюстрацию; работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и "Хрестоматией"): сопоставлять условные обозначения учебника и Рабочей тетради, учебника и Хрестоматии; находить нужный раздел Рабочей тетради и Хрестоматии.

В области регулятивных УУД школьник научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

В области коммуникативных УУД школьник научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте : распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения , двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.

Ожидаемые результаты формирования УУД по русскому языку к концу 1-го года обучения.

В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: ориентироваться в учебной книге : читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию; получить первоначальные навыки инструментального освоения алфавита : представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине; работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "рабочей тетрадью"): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради;

В области коммуникативных УУД школьник должен уметь: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте : договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения , двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них;

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) школьник должен: понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками; выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.

«Математика» в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символических, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Ожидаемые результаты формирования УУД по математике к концу 1-го года

В соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС, учебный материал курса по математике нацелен на создание условий для формирования личностных и универсальных (метапредметных) учебных действий.

Личностные УУД. Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте. Задания типа: «Ты можешь помочь Маше и Мише, если внимательно посмотришь на рисунок и...»

Регулятивные УУД. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Задания типа: «Проверь свое решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?»

Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

  • - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков
  • - владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
  • а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем
  • б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно:
  • в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий
  • - проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ)
  • - строить объяснение в устной форме по предложенному плану:
  • - использовать (строить) таблицы, проверять по таблице
  • - выполнять действия по заданному алгоритму
  • - строить логическую цепь рассуждений:

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа: Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач.

Универсальное учебное действие моделирование включает в свой состав знаково-символические действия, с освоения которых и должно начинаться овладение моделированием. Практически во всех учебниках для начальной школы, начиная с первого класса, вводится символика для обозначения форм работы (выполни индивидуально, в парах, коллективно), формулировки заданий (проведи линию, впиши цифры, обведи, раскрась и т.п.); введение рисунков для выделения объектов и отношений между ними, иллюстрации понятий, обозначения объектов, использование социально принятой символики (стрелки, схемы, графы, таблицы).

Все умения можно условно разделить на пять групп: учебно-логические, учебно-коммуникативные, учебно-организационные, учебно-управленческие и учебно-информационные.

Учебно-логические:

Умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям;

Умение действовать по аналогии;

Умение соотнести цель и результат;

Умение выделять главное;

Умение делать обобщение, вывод;

Умение предоставлять информацию графически;

Умение давать определение понятия по существенным признакам, опираясь на модель, и т.д.

Учебно-коммуникативные:

Умение распределять роли в процессе совместной учебной деятельности;

Умение проговорить цель, задачи и предполагаемые действия;

Умение поддержать и продолжить мысль собеседника;

Умение слушать друг друга;

Умение работать в группах сменного состава;

Умение задавать вопросы в ходе урока;

Умение участвовать в учебном диалоге и т.д.

Учебно-организационные:

Умение самостоятельно готовиться к уроку;

Умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании урока и сохранить внимание до его завершения;

Оформление и ведение тетрадей и т.д.

Учебно-управленческие:

Уметь определять учебную задачу;

Умение сравнивать полученный результат с учебной задачей;

Умение оценить свою учебную деятельность и деятельность одноклассников;

Умение определить проблемы собственной учебной деятельности и установить их причину;

Умение планировать дальнейшие свои действия по устранению недочетов.

Учебно-информационные:

Умение давать полный или краткий ответ;

Умение отвечать на вопрос по существу;

Умение предсказать учебную информацию;

Умение работать самостоятельно с дополнительной литературой и т.д.

В зависимости от тех целей и задач, которые ставит перед собой учитель, происходит выбор тех умений, сформированность которых нужно либо проверить, либо продолжить работу над их формированием, либо сформировать вновь.

По мнению психологов, ребенок осознанно может работать одновременно над формированием не более пяти умений . Соответственно формирование умений может быть явным и скрытым для ребенка, а значит, цели и задачи урока у детей и учителя могут совпадать.

На уроках в современной школе безраздельно господствуют индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель - ученик»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как учитель всегда выступает посредником между детьми. Обращение детей друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют “подсказкой и списыванием”. И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников. Фактически дети учатся рядом, но не вместе.

В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).

Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила Например, при организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); совместная работа не должна превышать 10-15 минут, так как если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается; не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием и т.д. При этом нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в ученическом классе и в школе в целом – атмосферы поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения. Необходима терпимость к иному мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом терпимого, не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель дает речевые образцы и оказывает помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д.

Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она строится по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. Такой тип деятельности может быть рекомендован, в первую очередь, для организации занятий по курсу «Технология».

Основные метапредметные УУД, формируемые в 1 классе.

Личностные УУД

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

  • Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат
  • Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
  • Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься
  • У ребенка развита рефлексия
  • У ребенка сформирована учебная мотивация
  • У ребенка сформирована адекватная самооценка

Регулятивные УУД

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Познавательные УУД

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других. Участвовать в паре.

Урок в сфере формирования УУД имеет следующую структуру:

  • Тема урока
  • Задачи
  • Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
  • Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока
  • Ход урока
  • Описание возможных сложностей, с которыми могут столкнуться педагоги при проведении урока
  • Памятки, задания, которые предлагаются детям
  • Как осуществляется оценивание на уроке

«Формирование УУД на уроке русского языка в 1 классе».

Примерный ход урока.

I. Организационный момент.

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).

II. Постановка проблемы, её решение.

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме (познавательные УУД).

III. Чистописание.

Учитель. Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что в них не получилось?

Дети рассматривают написание букв и рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД).

Учитель. Как вы думаете, ребята, пригодятся ли заглавные буквы нам с вами сегодня на уроке?

Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).

IV. Физкультминутка. Дидактические игры строят аналогии, сравнения.

Учащиеся планируют свои действия, устанавливают аналогии (познавательные, регулятивные УУД).

V. Использование нового материала в письменной речи.

Учитель. Какую работу вы можете предложить с этими словами?

Дети. Распределить слова в два столбика:

Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное, проводят классификацию по различным критериям (познавательные УУД).

Ребята строят рассуждения об объектах, высказываются в устной форме (коммуникативные и познавательные УУД).

VII. Работа с учебником.

Дети высказывают предположения, владеют монологической и диалогической формами речи (коммуникативные и личностные УУД).

Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило (познавательные и регулятивные УУД).

VIII. Первичное закрепление.

Конструирование предложения в прописи. Подчеркните опасные места.

Дети учитывают выделенные учителем ориентиры действия, строят рассуждения, подводят под понятие, устанавливают аналогии, выполняют учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).

IX. Рефлексия деятельности.

Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД). На уроке русского языка первоклассники выясняют существенные признаки, установливают причинно-следственные связи, строят умозаключения на основе полученной информации, принимают её или подвергают сомнению, перепроверке. Все задания урока не должны даваться в готовом виде, что позволяет работать над формированием универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных).

Формирование рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся начальной школы

С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

«Барометр настроения»


Позднее им предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе.

У кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: «Я справился, могу двигаться дальше», желтой – «Затрудняюсь», красной – «Прошу помощи».

На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они могут показывать уровень задания, который выбрал ученик. Изначально учитель предлагает задание и объясняет, какой объем работы необходимо выполнить всем. Если его выполняют все ученики, то можно двигаться дальше. Есть и дополнительное задание, оно труднее и требует большого усилия. Если ученик его выполнил сам, то ему можно выступать в роли учителя или помощника учителя и объяснять непонятное товарищам. После такого объяснения учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.

Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами.

Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.

Пример урока русского языка по теме «Заглавная буква Д».

После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Д, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.

После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).

Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.

Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке? Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

В первом классе можно использовать и другой прием: при проверке тетрадей учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее.

В письменных работах учитель может использовать знаки «!» - «Молодец!» или «?» - «Есть проблемы».

При оценке себя на уроках чтения ученики могут использовать лесенку: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным. Я использую «гору»

Я буду здесь!

Так первоклассник делает первые шаги по самооценке, которая впоследствии будет совершенствоваться. Не беда, если сначала ученики ставят себя на самую высокую ступеньку. Это связано с их возрастными психологическими особенностями и непониманием смысла работы. Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнять эту работу адекватно.

К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает с учительской.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: - Что ты узнал на уроке?

Чему научился?

За что себя можешь похвалить?

Над чем еще надо поработать?

Какие задания тебе понравились?

Какие задания оказались трудными?

Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

В конце года для родителей с ребенком готовится «Папка достижений». В нее можно вложить лучшие работы по разным направлениям: рисунки, образцы каллиграфического письма, успешные контрольные задания и т.д. ученик может сам написать немного о том, что дал ему первый год школьной жизни.

Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика учитель должен спрашивать его:

Что нужно было сделать в этом задании?

Какая была цель, что нужно было получить?

Удалось ли получить результат?

Найдено решение, ответ?

Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)? Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)? Как ты оцениваешь свою работу?

Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам. На эту подробную работу отводится примерно две недели. Далее ученики уже вполне самостоятельно могут оценить себя и своего товарища.

В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.

Развитие рефлексивных способностей ученика с опорой на вопросы

  • Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?
  • Какие задания вызвали у меня наибольший интерес и почему?
  • Как я выполнял задания, каким способом? Что я чувствовал при этом?
  • Каковы были мои основные трудности и как я
  • их преодолевал? и т.д.

Заключение

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса.

Приложения-памятки по формированию УУД

Список технологий формирования УУД.

  • Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов.
  • Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами
  • Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
  • Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
  • Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия
  • Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
  • Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет
  • Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.
  • Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией–пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
  • Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности
  • Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуациии обучает детей применению обобщенных способов действий.
  • Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельно

Проблема формирования универсальных учебных действий

магистрант, 1 курс, ТГУ

Волкова Александра Александровна

д-р пед. наук, профессор ТГУ

Руденко Ирина Викторовна

г. Тольятти

Идея новомодных и популярных универсальных учебных действий не нова. «Учусь учиться!» -- выражение, которое можно встретить во многих классах общеобразовательных учреждений. Термин «Универсальные учебные действия» есть не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. С точки зрения психологии этот термин определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса .

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметные области, в том числе и «Литературное чтение», и «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» .

Понимание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами, такими как: М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Т. А. Нежнова, К. Н. Поливанова.

Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

  • 1. мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);
  • 2. учебную цель;
  • 3. учебную задачу;
  • 4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка).

Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью .

Почему же учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую не успешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов).

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

  • 1. личностный;
  • 2. регулятивный;
  • 3. познавательный;
  • 4. коммуникативный.

Представим характеристику универсальным учебным действиям.

  • 1. Личностные действия сформируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. На наш взгляд, данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.
  • 2. Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования -- развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности. учебный иностранный самостоятельный школьник
  • 3. Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают
  • ·общеучебные действия;
  • ·логические действия;
  • ·действия по постановке и решению проблемы.
  • 4. Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Целесообразно привести примеры тех видов упражнений и заданий для учащихся, через выполнение которых, на наш взгляд, будут формироваться, и развиваться вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий. Педагоги не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий -- масса, но остановимся лишь на некоторых из них.

Таблица 1. Универсальные учебные блоки

Основные виды универсальных учебных действий

Тип/характер задания, формирующего данное УУД

личностные

  • -- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии;
  • -- проведение физминуток (установка на здоровый образ жизни);
  • -- задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»

регулятивные

  • -- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по чтению;
  • -- составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;
  • -- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;
  • -- контрольные задания, в том числе тестового характера

познавательные

  • -- формулировка познавательной задачи самими учащимися;
  • -- организация проектной деятельности учащихся;
  • -- подготовка устного и письменного речевого высказывания;
  • -- формулирование проблемы (главной идеи) текста;
  • --извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;
  • --преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов;
  • -- составление таблиц, схем-моделей;
  • -- замещение буквы звуком;
  • -- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;
  • --самостоятельное достраивание

выражение/предложения/диалога/текста с

восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетений, предложений);

  • -- классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;
  • -- самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)

коммуникативные

Организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

В заключении, хотелось добавить, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение предметными линиями, как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Список литературы

  • 1. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.]. М.: Просвещение, 2010. 125 с.
  • 2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.: ил.
  • 3. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов [и др.] М.: Просвещение, 2010. 220 с.
  • 4. Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М.: Просвещение, 1972. 253 с.

Государственное образовательное учреждение

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Педагогический институт

Кафедра психологии и педагогики начального образования

Направление 050400

Психолого-педагогическое образование

Профиль Психология и педагогика

начального образования

квалификация бакалавр

форма обучения заочная

Курсовая работа

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Научный руководитель:

Выполнила:

ИРКУТСК 2014

Введение ……………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий…………………………………………………………………6
1.1. Формирование умения учиться и формирование общих учебных умений, как целей начального общего образования………………………… ....6

1.2. Универсальные учебные действия как предполагаемый результат начального общего образования на современном этапе………………………..9

1.3. Пути формирования универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………………………………………… 12

Выводы по Главе I ……………………………………………………….... 16

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий младших школьников …………………………………….. 18

2.1. Методики констатирующего эксперимента ………………………… 18

2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента …………..24

2.3. Программа формирования универсальных учебных действий младших школьников……………………………………………………………29

2.4. Описание результатов контрольного эксперимента ……………....35


Выводы по Главе II ………………………………………………………... 42

Заключение ……………………………………………………………….. 44

Литература …………………………………………………………..……. 47

Введение

Актуальность работы. Чтобы быть востребованным на сегодняшний день, требуется проявление инициативности, умение по-своему взглянуть на проблему, творческая активность в любой деятельности, самобытность, автономность, уникальность. Все это черты самоактуализирующейся личности. Стремление к самоактуализации должно стать основной потребностью и мотивом человеческой деятельности, тогда идеалом будет личностная и профессиональная индивидуальность, желание реализовать себя, тем самым, изменяя и окружающий мир в сторону созидания.

Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка . На смену его трактовке как вызревание заложенных в человек способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего их активное и успешное включение в учебную деятельность , становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развивать способности к сотрудничеству.

Основной целью начального общего образования, отраженной в Федеральным государственным образовательным стандартом, выступает формирование умения учиться, а одним из результатов данной ступени образования является сформированность универсальных учебных действий.

Цель исследования: изучить состояние сформированности универсальных учебных действий младших школьников и разработать программу по формированию универсальных учебных действий.

Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий.

Предмет исследования: методы и приемы формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Исходя из цели, определены задачи исследования:

1. Проанализировать специальную литературу и раскрыть сущность понятия и вопрос о формировании универсальных учебных действий.

2. Изучить уровень сформированности универсальных учебных действий младших школьников.

3. Составить и апробировать программу по формированию универсальных учебных действий младших школьников.

4. Оценить эффективность экспериментальной работы.

Гипотезой исследования является предположение о том, что универсальные учебные действия младших школьников можно формировать с помощью оценочной деятельности .

Методологической основой работы явились системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (,), идеи и положения личностно-деятельностного (, и др.), системного (, и др.), компетентностного (, и др.) подходов.

В процессе исследования были использованы следующие методы и методики : наблюдение, беседа и эксперимент; методики:


1. Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)

2. Методика «Диагностика универсального действия общего приема решения задач» (по,)

3. Методика «Проба на внимание» (и)

4. Методика «Кто прав?» ().

База исследования : МКОУ «СОШ №12 села Шаманка». В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса в количестве 16 человек.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I . Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий 1.1. Формирование умения учиться и формирование общих учебных умений, как целей начального общего образования

В процессе образования развитие учащихся осуществляется с различных сторон: общекультурной, личностной и познавательной, благодаря чему дети приобретают умение учиться.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования начальная школа призвана формировать умение учиться, а также способности организовывать свою деятельность. Организация деятельности включает в себя умение принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками .

Такие ученые, как, и др., умение учиться считают универсальной характеристикой личности. Умение учиться определяет степень обученности, развития произвольно-познавательных процессов, воспитанности. Формирование умения учиться происходит в течение всей школьной жизни ребенка, но начальной школе отводится основная роль в развитии данного умения. Это обусловлено тем, что младший школьный возраст является наиболее восприимчивым к умениям и навыкам, приобретаемым в процессе учебной деятельности .

Саморазвитие личности определяется умением учиться, самостоятельно расширять границы своих возможностей, определив пределы собственных умений, знаний, способностей, выходить за эти пределы, указывает. Умение учиться включает в себя рефлексивные действия, помогающие опознать задачу как новую, выяснить, каких средств недостает для ее решения, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться; а также продуктивные действия, помогающие найти ответ на второй вопрос самообучения: как присвоить недостающие знания .

отмечает в своих трудах, что отделение известного от неизвестного, знания от незнания обеспечивается определяющей рефлексией - центральным новообразованием учебной деятельности младших школьников . Таким образом, первым условием развития умения учиться у детей младшего школьного возраста является целенаправленное, систематическое формирование учебной деятельности. Эту же точку зрения поддерживают, и др. авторы .

Освоение младшими школьниками всех составляющих учебной деятельности, куда относятся познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебные действия и операции, по мнению, определяет умение учиться. Умение учиться позволяет детям более эффективно усваивать знания, умения и навыки .

Общие учебные умения, отмечают в своих исследованиях и, являются универсальными для различных учебных предметов способами получения и применения знаний, обладающими свойством широкого переноса действия, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для конкретной учебной дисциплины . Они применимы при решении любых задач, независимо от их содержания .

Стоит отметить, что в дидактике не представлено четкое определение понятию «общие учебные умения и навыки». Более того, различные исследователи, такие как, и др., обозначают их разными терминами: «специальные умения», «надпредметные умения», «универсальные способы получения и применения знаний», «базовые умения учебной деятельности», «первичные умения», «способы учения», «обобщенные умения», «навыки учебного труда» и т. п. В образовательных стандартах также не представлена трактовка понятия «общие учебные умения и навыки», однако рассматривается его структура .

Общие умения и навыки определяет как совокупный компонент образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности.

Общие умения являются основой учебной деятельности и применимы ко всем школьным предметам. Данные умения реализуются в практике и теории, являются своего рода регуляторами и способствуют эффективности всей учебной деятельности .

Ряд исследователей, среди которых, и др., пытались в своих трудах дать точное определение понятию «общие учебные умения и навыки» и классифицировать .

Ключевые слова

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА / КОРРЕКЦИЯ) / ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR SECONDARY EDUCATION / REGULATORY UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES (GOAL SETTING / PLANNING / SELF-ASSESSMENT / SELF-CORRECTION) / TEXTUAL ACTIVITY / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Антошкина Антонина Алексеевна

В статье обоснована необходимость решения проблемы развития у школьников регулятивных универсальных учебных действий (УУД) посредством описания диагностического контрольного среза и результатов его анализа. Контрольный срез преследовал цель: проверить, умеют ли школьники ставить цель своей деятельности, планировать её, оценивать свою работу в соответствии с критериями и корректировать результаты деятельности. Анализ проведённой диагностики актуализировал перспективы дальнейшего исследования, заключающиеся в апробации разработанной программы развития у школьников 6-го класса регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности , которая предусматривает работу в двух направлениях: создание представлений учащихся о регулятивных УУД и обучение данным действиям, что является особенностью разработанной программы. В заключение статьи автор обозначает необходимость формирования у школьников регулятивных УУД в единстве и взаимосвязи, определяет направления работы по программе, которая состоит из трёх разделов: система знаний о способах регулятивных действий; система регулятивных умений на разных фазах текстовой деятельности на уроке русского языка; система заданий, направленная на развитие у школьников регулятивных УУД целеполагания, планирования , самооценки и самокоррекции.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Антошкина Антонина Алексеевна

Regulatory Universal Learning Activities Development of Schoolchildren: the State, Perspectives

The article deals with the development of the regulatory learning activities of the schoolchildren by means of the diagnostic test analysis. The aim of the diagnostic test was to define whether the pupils are able to set the goals of their activity, to plan it, to estimate the results of this or that activity in accordance with the set criteria and to improve the results of such activity. The analysis of the performed diagnostics makes actual the perspectives for the further investigations which involve the approbation of the worked out program consisting in the development of the regulatory universal learning activities of the 6th form pupils. The diagnostics was performed at the lessons of Russian with the text manipulation working in two ways: by portraying for the pupils the regulatory universal learning activities and teaching them. This is the peculiarity of the program developed. In conclusion the author of the article points to the necessity of developing the regulatory universal learning activities of the school children as related to each other, determines the ways of work according to this program which consists of three sections: knowledge system of the methods of the regulatory activities, regulatory abilities system at different stages of the text manipulation at the lessons of Russian, tasks system focused on the development of the regulatory universal learning activities of the goal setting, planning , self-assessment and self-correction.

Текст научной работы на тему «Проблема развития у школьников регулятивных УУД: состояние, перспективы решения»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

THEORY AND METHODS OF SCHOOL EDUCATION

IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

OF THE SECOND GENERATION

Антонина Алексеевна Антошкина,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]

Проблема развития у школьников регулятивных УУД: состояние, перспективы решения

В статье обоснована необходимость решения проблемы развития у школьников регулятивных универсальных учебных действий (УУД) посредством описания диагностического контрольного среза и результатов его анализа. Контрольный срез преследовал цель: проверить, умеют ли школьники ставить цель своей деятельности, планировать её, оценивать свою работу в соответствии с критериями и корректировать результаты деятельности. Анализ проведённой диагностики актуализировал перспективы дальнейшего исследования, заключающиеся в апробации разработанной программы развития у школьников 6-го класса регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности, которая предусматривает работу в двух направлениях: создание представлений учащихся о регулятивных УУД и обучение данным действиям, что является особенностью разработанной программы. В заключение статьи автор обозначает необходимость формирования у школьников регулятивных УУД в единстве и взаимосвязи, определяет направления работы по программе, которая состоит из трёх разделов: система знаний о способах регулятивных действий; система регулятивных умений на разных фазах текстовой деятельности на уроке русского языка; система заданий, направленная на развитие у школьников регулятивных УУД целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, регулятивные универсальные учебные действия (целеполагание, планирование, оценка, коррекция), текстовая деятельность, рефлексия

Antonina A. Antoshkina,

Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]

Regulatory Universal Learning Activities Development of Schoolchildren:

the State, Perspectives

The article deals with the development of the regulatory learning activities of the schoolchildren by means of the diagnostic test analysis. The aim of the diagnostic test was to define whether the pupils are able to set the goals of their activity, to plan it, to estimate the results of this or that activity in accordance with the set criteria and to improve the results of such activity. The analysis of the performed diagnostics makes actual the perspectives for the further investigations which involve the approbation of the worked out program consisting in the development of the regulatory universal learning activities of the 6th form pupils. The diagnostics was performed at the lessons of Russian with the text manipulation working in two ways: by portraying for the pupils the regulatory universal learning activities and teaching them. This is the peculiarity of the program developed. In conclusion the author of the article points to the necessity of developing the regulatory universal learning activities of the school children as related to each other, determines the ways of work according to this program which consists of three sections: knowledge system of the

© Антошкина А. А., 2016

methods of the regulatory activities, regulatory abilities system at different stages of the text manipulation at the lessons of Russian, tasks system focused on the development of the regulatory universal learning activities of the goal setting, planning, self-assessment and self-correction.

Keywords: Federal state educational standards for secondary education, regulatory universal learning activities (goal setting, planning, self-assessment, self-correction), textual activity, reflection

Вводная часть. Развитие личности в системе современного школьного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают, согласно ФГОС ООО и ФГОС СОО второго поколения, основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение учащимися УУД происходит при изучении ими разных учебных предметов и, в конечном счёте, должно привести к «формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться» .

В составе основных видов УУД, диктуемых ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Для нас представляет интерес регулятивный блок УУД, поскольку для успешной жизни в современном обществе человек должен уметь организовывать свою деятельность.

Как показал анализ, школьные учебники русского языка, в частности под редакцией Г. Г. Граник , обладают недостаточным потенциалом для развития регулятивных УУД при обучении русскому языку. Поэтому не случайно у учащихся возникают трудности, связанные с правильной постановкой цели деятельности, в том числе текстовой, планированием своих действий, с адекватной самооценкой и самокоррекцией своей деятельности на уроке.

Эти затруднения на уроках русского языка могут быть преодолены при работе с текстом, например, при написании сочинения-рассуждения. Но перед тем как приступить к преодолению указанных трудностей, необходимо выявить состояние сформированности у школьников знаний и связанных с ними регулятивных УУД в работе с текстом, т. е. провести диагностику.

Данные о методологии и методике исследования. Диагностика проводилась в 6 «Б» классе МБОУ «Многопрофильная гимназия № 12» г. Чита и преследовала цель: проверить, владеют ли школьники регулятивными УУД, в частности умеют ли они:

1) ставить цель своей деятельности;

2) составлять программу своих действий (планировать деятельность);

3) оценивать результаты своего труда;

4) корректировать результаты своей деятельности при работе с текстом, в частности при написании сочинения-рассуждения.

Учащимся предлагалось выполнить задания при осуществлении текстовой деятельности для констатации состояния сформированное™ у них:

Знаний, связанных с последовательностью создания письменного текста;

Знаний, связанных с признаками, структурой текста-рассуждения;

Умений целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции.

Соблюдение очерёдности выполнения заданий было обязательным, т. к. они были даны в строгой последовательности, которая соответствовала последовательности действий учебной деятельности.

При составлении заданий диагностического контрольного среза мы опирались на работы Л. В. Черепановой .

Для проверки, знают ли учащиеся последовательность создания письменного текста, им было предложено задание 1.

Шаги создания письменного текста перепутаны, Вам необходимо восстановить их последовательность. Для этого около шага поставьте порядковый номер в соответствии с последовательностью ваших действий:

□ Составление плана.

□ Обдумывание того, что нужно написать по теме сочинения.

□ Корректирование написанного.

□ Написание текста.

С целью проверки, знают ли учащиеся, что такое «рассуждение» как тип речи и его признаки, им было предложено задание 2.

Для какого типа речи характерно изложение причин явлений и событий во взаимной связи, характерен вопрос «почему?», а текст нельзя «сфотографировать»?

□ Повествование.

□ Описание.

□ Рассуждение.

Для проверки, знают ли учащиеся структуру текста-рассуждения, им было предложено задание 3.

Структура текста-рассуждения дана в неверной последовательности. Вам необходимо восстановить её. Для этого нужно пронумеровать каждую структурную часть:

□ Доказательство (аргументы).

Для выявления состояния сформиро-ванности регулятивных УУД - целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции -школьникам было предложено задание 4.

Прочитайте текст-рассуждение и выполните задания.

(1) Во-первых, она подходит для любого возраста и для любого события, можно подобрать книгу в зависимости от социального статуса, степени родства или знакомства. Во-вторых, книги практичны и долговечны, они не требуют специального ухода. В-третьих, книги влияют на наше настроение, заставляют о многом задуматься.

(2) Можно приводить много аргументов в пользу того, что книга - лучший подарок, но главным остаётся то, что она являет собой кладезь знаний, который необходим нам на протяжении всей жизни.

(3) Я считаю, что книга - лучший подарок.

Задание 4.1 было дано с целью проверки

сформированности у школьников умения составлять план своих действий.

Напишите, что и как Вы будете делать, чтобы восстановить правильную последовательность частей текста (составьте план своих действий).

Задание 4.2 было дано для проверки сформированности у школьников умения работать в соответствии с составленным планом действий, осуществлять самоконтроль.

Сопоставьте текст со структурой рассуждения. Соответствует ли текст приведённой далее структуре рассуждения? Если нет, измените так, чтобы соответствовал (поставьте на место многоточий номера абзацев).

Тезис- ... абзац.

Доказательство (аргументы) - ... абзац.

Вывод - . абзац.

Задание 4.3 проверяло состояние сформированности у школьников умения оценивать свою деятельность в соответствии с критериями - проверки учащимися правильности выполнения задания 4.2.

Сопоставьте свои изменения текста-рассуждения с образцом и оцените свою работу в соответствии с критериями:

□ Верно - (3) (1) (2).

□ Неверно - (2) (1) (3).

*Если Ваш ответ «неверно», свои изменения не исправляйте!

Задание 4.4 было нацелено на проверку сформированности у учащихся умения осуществлять самокоррекцию своей деятельности.

Составьте план текста в соответствии с верной структурой, отражая в формулировках микротемы абзацев.

Завершали диагностику два рефлексивных вопроса, на которые должны были ответить учащиеся.

Первый вопрос был задан с целью проведения рефлексии после работы с заданиями.

Какие задания контрольного среза Вам было трудно выполнить? Почему?

Второй вопрос был задан с целью проведения рефлексии и проверки сформирован-ности у учащихся умения ставить цель своей деятельности.

Подумайте и напишите, над чем, по Вашему мнению, после выполнения всех заданий контрольного среза Вам необходимо поработать (выучить, потренироваться и т. д.)? Сформулируйте цели Вашей работы.

Результаты исследования и обсуждение.

Анализ выполнения задания 1 показал, что 19 учеников (79,1 %) из 24 правильно восстановили последовательность шагов при создании письменного текста:

1. Обдумывание того, что нужно написать по теме сочинения.

2. Составление плана.

3. Написание текста.

4. Корректирование написанного.

Из 24 учеников 4 ученика (16,6 %) неправильно указали последовательность шагов при создании письменного текста: перепутали местами обдумывание того, что нужно написать по теме сочинения, и составление плана (первым назвали составление плана); 1 ученик (4,3 %) из 24 перепутал шаги корректирование написанного и написание текста (первым поставил корректирование написанного).

Таким образом, подавляющее большинство учеников в классе (79,1 %) справились с заданием, что свидетельствует о том, что они знают, в какой последовательности нужно действовать при создании текста. Такой результат выполнения первого задания не случаен: к 6-му классу учащиеся уже освоили последовательность работы по созданию текста, т. к. на это направле-

на вся работа по развитию речи, предусмотренная Программой по русскому языку .

Анализ выполнения задания 2 показал, что из 24 учеников 19 (79,1 %) правильно отметили вариант «рассуждение»; 3 ученика (12,5 %) отметили «повествование»; 2 ученика (8,4 %) -«описание».

Таким образом, подавляющее большинство учеников в классе (79,1 %) справились с заданием. Это свидетельствует о том, что они знают признаки рассуждения как типа речи, по которым могут отличить его от других типов (повествование, описание).

Из всех учеников 21 (87,5 %) правильно восстановили последовательность структурных частей текста-рассуждения, пронумеровав их следующим образом: 1. Тезис. 2. Доказательство. 3. Вывод. Однако 3 ученика (12,5 %) ошибочно указали последовательность частей рассуждения:

1. Доказательство. 2. Тезис. 3. Вывод.

1. Вывод. 2. Доказательство. 3. Тезис.

1. Тезис. 2. Вывод. 3. Доказательство.

Таким образом, большая часть учеников в классе (87,5 %) правильно выполнили задание 3. Это говорит о том, что к 6-му классу у учащихся сформировано знание структуры текста-рассуждения, также предусмотренное Программой по русскому языку .

Анализ выполнения задания 4.1 показал, что выполнить его не смогли 2 ученика (8,3 %) из 24. Остальные школьники выполнили задание. Полагаем, что правильным вариантом выполнения является: 1. Прочитать текст. 2. Обдумать смысл текста. 3. Восстановить последовательность частей текста. Правильно выполнили задание 12 учеников (50 %) из 24. Приведём примеры таких работ:

Прочитаю текст, вникну в смысл и подумаю, восстановлю последовательность.

Прочитаю, пойму суть, восстановлю последовательность.

Прочитаю текст, увижу логическую связь между частями текста, расставлю части по своим местам.

Расшифрую суть текста, поставлю цифры в правильном порядке, прочитаю составленный текст и др.

Отметим, что 6 учеников (25 %) из 24 либо излишне конкретизировали свои действия, либо, наоборот, указали их в общих чертах. Например:

Прочитаю исходный текст, мысленно переставлю части в правильном порядке, напечатаю текст на компьютере.

Прочитаю текст ещё раз, мысленно расставлю части текста по местам, запишу их в правильном порядке.

Прочитаю, подумаю, напишу и др.; Кроме того, 4 ученика (16,7 %) из 24 составили план своих действий, не соотносящийся с формулировкой задания. Например:

Придумаю текст, напишу (тезис, доказательства), сделаю вывод и др.

Таким образом, 50 % учеников в классе затрудняются в составлении программы своей деятельности с текстом, в частности в восстановлении последовательности структурных частей текста-рассуждения.

Анализ выполнения задания 4.2 показал, что 18 учеников (75 %) из 24 правильно соотнесли части предложенного текста со структурными частями текста-рассуждения: тезис - 3-й абзац, доказательство (аргументы) - 1-й абзац, вывод - 2-й абзац. Остальные 6 учащихся (25 %) неправильно соотнесли части текста со структурой рассуждения. Так, 3 ученика (12,5 %) ответили: тезис - 1-й абзац, доказательство (аргументы) - 2-й абзац, вывод - 3-й абзац; 2 ученика (8,3 %): тезис - 2-й абзац, доказательство (аргументы) - 1-й абзац, вывод - 3-й абзац; 1 ученик (4,2 %): тезис - 3-й абзац, доказательство (аргументы) - 2-й абзац, вывод - 1-й абзац.

Таким образом, 25 % учеников в классе не смогли сопоставить части текста со структурой текста-рассуждения и найти несоответствия между ними, действуя по намеченному плану.

С заданием 4.3 справились все 24 ученика (100 %), что свидетельствует о том, что если дать учащимся чёткие критерии самооценивания, то они без труда справятся с заданием, поэтому самооценка должна проводиться на основе понятных учащимся критериев.

Анализ выполнения задания 4.4 показал, что только 6 учеников (25 %) из 24 выполнили его правильно. По нашему мнению, правильным вариантом выполнения является: 1. Книга - лучший подарок. 2. Польза книги. 3. Книга -кладезь знаний. Этим ученикам не нужно было корректировать выполнение предыдущих заданий. Приведём примеры таких работ:

Книга - лучший подарок. Практичность и польза книги. Книга - кладезь знаний.

Книга - лучший подарок. Ценности книги. Книга остаётся лучшей! и др.

Отметим, что 14 учеников (58,3 %) выполнили задание следующим образом:

7 учеников (29,1 %) не отразили микротемы абзацев в формулировках пунктов плана:

Книга - лучший подарок. Разные социальные слои, книга долговечна и практична. Кладезь знаний.

Книга - лучший подарок. Книгу можно подобрать любому человеку. Книга нужна нам на протяжении всей жизни и др.

Этим ученикам также не нужно было корректировать выполнение предыдущих заданий, т. к. структура текста-рассуждения в их планах не нарушена;

6 учеников (25 %) не откорректировали свои изменения предложенного текста-рассуждения в соответствии с образцом:

Книга. Польза книги. Лучший подарок (Вывод. Доказательство. Тезис).

Книга - лучший подарок. Подходит всем. Много аргументов (Тезис. Вывод. Доказательство).

Лучший подарок. Вещь для любого возраста. Хвала книг (Тезис. Вывод. Доказательство).

Хорошие качества книг. Кладезь знаний. Книга - лучший подарок (Доказательство. Вывод. Тезис) и др.;

1 ученик (4,2 %) откорректировал свои ошибочные изменения текста-рассуждения (Вывод, Тезис, Доказательство) в соответствии с образцом:

Книга - лучший подарок. Объяснение, почему книга - лучший подарок. Обобщение о книге.

Из 24 учеников 4 ученика (16,7 %) не выполнили это задание.

Таким образом, 41,7 % учеников в классе не определили, что предложенный текст не соответствует структуре текста-рассуждения, не поменяли части текста местами, следовательно, не осуществили самокоррекцию деятельности.

Анализ ответов на первый вопрос показал, что 9 учеников (37,5 %) учеников считают, что задания затруднений не вызвали; 13 учеников (54,2 %) указали, что было трудным 4-е задание (полностью или под пунктами 1, 2, 4). В качестве причин затруднения указывали:

4.1, 4.4 - не сразу понял, что нужно делать;

4.1 - сложно было сформулировать мысль так, чтобы она была понятна;

4.4 - было сложно разглядеть микротему каждого абзаца;

4.2 - было трудно восстановить правильную последовательность частей текста и др.

Кроме того, 1 ученик (4,2 %) указал, что сложным показалось 3-е задание, т. к. заставило сильно задуматься; 1 ученику (4,2 %) показалось сложным 2-е задание: забыл типы речи.

Таким образом, у 54,2 % учеников в классе вызвало затруднение 4-е задание, что говорит о недостаточности развития у них регулятивных УУД на уроках русского языка при работе с текстом.

Анализ ответов на второй рефлексивный вопрос показал, что 4 ученика (16,7 %) из 24 не ответили на него; 6 учеников (25 %) поставили цель - поработать над составлением плана текста; 6 учеников (25 %) - выучить структуру текста-рассуждения. Приведём примеры таких ответов:

Научиться отличать тезис от вывода.

Узнать, как правильно нужно восстанавливать порядок текста-рассуждения и др.;

Кроме того, 8 учеников (33,3 %) поставили перед собой разные цели. Например:

Повторить последовательность шагов письменного текста.

Потренироваться в определении типов речи.

Улучшить знания по написанию сочинения и др.

Таким образом, умением ставить цель своей дальнейшей деятельности владеют 83,3 % учеников в классе.

Анализ выполнения всех заданий контрольного среза показал, что большинство учеников класса знают последовательность действий при создании письменного текста, что такое «рассуждение» как тип речи и его признаки, структуру текста-рассуждения, что свидетельствует об усвоении учащимися этих программных тем. Однако высокий процент школьников, в достаточной мере не владеющих умениями организации своей деятельности на уроке русского языка при работе с текстом, показал, что формирование регулятивных УУД - актуальная проблема современной методики, требующая решения.

Заключение. На основе проведённой диагностики можно говорить о необходимости специально организованной системы работы по формированию и развитию у учащихся регулятивных УУД целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции на уроках русского языка. Мы полагаем, что данная система может быть построена на основе текстовой деятельности школьников.

В перспективе исследования планируется апробация разработанной программы развития у школьников 6-го класса регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности, предусматривающая работу в двух направлениях:

1) создание понятийной базы: формирование представлений учащихся о регулятивных УУД - о постановке цели, составлении плана, проведении самооценки и самокоррекции, а также актуализация опорных речеведческих понятий;

2) обучение действиям целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции в текстовой деятельности.

Программа представлена разделами «Знания», «Умения» и «Виды заданий». Объём умений, которыми должны овладеть школьники, распределён по темам уроков развития речи, которые соответствуют темам, предусмотренным программой и тематическим планированием . Выделение умений для каждого урока отдельно - условно, т. к. работа по их развитию должна вестись не только на уроке развития речи, но и русского языка. Умения, которые должны быть развиты у учащихся в результате обучения, взаимосвязаны и взаимообусловлены, и работа по их формированию представляет единый процесс, результатом которого является организация учащимися своей учебной

деятельности на всех её этапах. Разработанные уроки направлены на развитие и совершенствование у учащихся регулятивных УУД в текстовой деятельности.

Таким образом, программа развития у школьников 6-го класса регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности включает:

Систему знаний о способах регулятивных действий целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции;

Систему регулятивных умений, которыми должны овладеть учащиеся на разных фазах текстовой деятельности на уроке русского языка;

Систему заданий, ориентированную на развитие у школьников регулятивных УУД целе-полагания, планирования, самооценки и самокоррекции в текстовой деятельности.

Список литературы

1. Русский язык: 6-й класс / Г Г Граник [и др.]; под общ. ред. Г Г Граник. М.: Мнемозина, 2012. Ч. 2. 207 с.

2. Черепанова Л. В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому языку // Учёные записки Забайкал. гос. гум.-пед. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Профессиональное образование. Теория и методика обучения. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2010. № 6. С. 30-40.

3. Черепанова Л. В. Методы и приёмы формирования у школьников рефлексии // Русская словесность. 2004. № 8. С. 62-71.

4. Черепанова Л. В. Технология «Языковой портфель» в контексте перехода на ФГОС по русскому языку второго поколения основной школы // Учёные записки ЗабГГПУ. Сер. Профессиональное образование. Теория и методика обучения. Чита, 2012. № 6. С. 83-93.

5. Черепанова Л. В. Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому родному языку в средней школе // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование. Теория и методика обучения. Чита, 2015. № 6. С. 158-167.

Источники

6. Граник Г. Г., Борисенко Н. А., Владимирская Г Н. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9-е классы / под общ. ред. Г. Г Граник. М.: Мнемозина, 2013. 175 с.

7. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9-е классы: проект. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 112 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. М., 2011. Режим доступа: http://www.standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 07.07.2016).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. М., 2012. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (дата обращения: 07.07.2016).

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования // Российская академия наук, Российская академия образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с. (Стандарты второго поколения).

1. Russkii yazyk: 6-i klass / G. G. Granik ; pod obshch. red. G. G. Granik. M.: Mnemozina, 2012. Ch. 2. 207 s.

2. Cherepanova L. V. Vedushchie podkhody sovremennoi paradigmy obucheniya russkomu yazyku // Uchenye zapiski Zabaikal. gos. gum.-ped. un-ta im. N. G. Chernyshevskogo. Ser. Professional"noe obrazovanie. Teoriya i metodika obucheniya. Chita: Izd-vo ZabGGPU, 2010. № 6. S. 30-40.

3. Cherepanova L. V. Metody i priemy formirovaniya u shkol"nikov refleksii // Russkaya slovesnost". 2004. № 8. S. 62-71.

4. Cherepanova L. V. Tekhnologiya «Yazykovoi portfel"» v kontekste perekhoda na FGOS po russkomu yazyku vtorogo pokoleniya osnovnoi shkoly // Uchenye zapiski ZabGGPU. Ser. Professional"noe obrazovanie. Teoriya i metodika obucheniya. Chita, 2012. № 6. S. 83-93.

5. Cherepanova L. V. Formirovanie universal"nykh uchebnykh deistvii pri obuchenii russkomu rodnomu yazyku v srednei shkole // Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Professional"noe obrazovanie. Teoriya i metodika obucheniya. Chita, 2015. № 6. S. 158-167.

6. Granik G. G., Borisenko N. A., Vladimirskaya G. N. Russkii yazyk. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov. 5-9-e klassy / pod obshch. red. G. G. Granik. M.: Mnemozina, 2013. 175 s.

7. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Russkii yazyk. 5-9-e klassy: proekt. 3-e izd., dorab. M.: Prosveshchenie, 2011. 112 s.

8. Federal"nyi gosudarstvennyi obrazovatel"nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya . M., 2011. Rezhim dostupa: http://www.standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588 (data obrashcheniya: 07.07.2016).

9. Federal"nyi gosudarstvennyi obrazovatel"nyi standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya . M., 2012. Rezhim dostupa: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (data obrashcheniya: 07.07.2016).

10. Fundamental"noe yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya // Rossiiskaya akademiya nauk, Rossiiskaya akademiya obrazovaniya; pod red. V. V. Kozlova, A. M. Kondakova. 4-e izd., dorab. M.: Prosveshchenie, 2011. 79 s. (Standarty vtorogo pokoleniya).

Библиографическое описание статьи

Антошкина А. А. Проблема развития у школьников регулятивных УУД: состояние, перспективы решения // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 6. С. 100-106. (Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения).

Reference to the article

Antoshkina A. A. Regulatory Universal Learning Activities Development of Schoolchildren: the State, Perspectives // Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2016. Vol. 11, No. 6. PP. 100-106. (Series Vocational Education, Theory and Methods of Teaching).