Часто приходилось ездить по старой железной дороге, которая два раза пересекала территорию другого государства. Не сказать, что это было слишком неудобно, но все же два пограничных контроля, заполнение пусть и простецких деклараций да и какая то непонятность того, что вроде бы едешь по России, но зачем то заезжаешь в другое государство. Издержки развала СССР. Но как вы знаете несколько лет назад появился повод поправить это.

Железная дорога в обход Украины заработает уже 15 августа 2017 года, то есть более чем на год раньше запланированного срока, сообщил заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. Строители завершили возведение земляного полотна на участке с 11 по 57 километр и ведут укладку путей на перегоне Зайцевка — Сергеевка, рассказал Булгаков.

По его словам, Минобороны увеличило группировку железнодорожных войск на строительстве ветки, и сейчас ее личный состав превышает тысячу человек. Группировка также включает 452 единицы автомобильной, инженерной и специальной техники. С января 2017 года к работам привлекут еще один путевой батальон Южного военного округа, добавил замминистра.

С советских времён главная железнодорожная ветка, соединявшая Центральную Россию с южными регионами, проходила по территории Украинской ССР. После распада СССР российским железнодорожникам приходилось менять маршруты движения, дабы избавиться от необходимости двойного пересечения государственной границы.

Тем не менее до настоящего времени участок железной дороги длиной около 26 километров, соединяющий Центральный федеральный округ и Ростовскую область, проходит по территории Луганской области Украины практически вдоль границы с Россией. Российским поездам из некоторых регионов на пути в Краснодар и Ростов-на-Дону по-прежнему приходится дважды пересекать границу.

Варианты решения этой проблемы предлагались давно. Наиболее масштабный предполагал строительство железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск в обход Украины протяжённостью 748 километров.

Государственный переворот на Украине, произошедший в феврале 2014 года, заставил скорректировать эти планы в пользу менее масштабного, но быстрее реализуемого проекта.

Рассматривалось несколько вариантов трассировки обхода участка, проходящего по территории Украины: Журавка – Шептуховка (протяжённость 149 км), Кантемировка – Шептуховка (146,1 км) и Журавка – Миллерово (122,5 км). В итоге был утверждён вариант протяжённостью 122,5 км, который позволяет отодвинуть ход магистрали от государственной границы без существенного удлинения пути.

На новом участке магистрали планируется построить новые железнодорожные станции Зайцевка и Сергеевка в Воронежской области, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка и Колодези в Ростовской области, а также мост через реку Белая Калитва.

Распоряжение правительства РФ о строительстве трассы Журавка – Миллерово было подписано в сентябре 2015 года.

Двухпутная электрифицированная железная дорога Журавка – Миллерово рассчитана на пропускную способность до 100 пар поездов в сутки. Проектная скорость подвижного состава на данном участке составляет 160 км в час. Несмотря на то, что новый участок железной дороги будет длиннее, чем маршрут через Украину, планируется, что общее время в пути может сократиться за счёт исчезновения пограничного контроля.

Вот что говорит политолог Александр Чаленко. - Они неоднократно заявляли, что Москва - это агрессор. Мы постоянно видим провокации со стороны Киева. Откуда мы можем знать, что когда поезд будет идти 26 километров по украинской территории, всё будет хорошо? Они же могут выдумать всё что угодно. Признают половину пассажиров пособниками террористов и снимут пограничники их с пути. Предъявят надуманные обвинения, например, лайки поставили под «сепаратистскими постами» в социальных сетях. Потом начнутся допросы, аресты. Или взбредёт в голову украинским радикалам отомстить гражданам России за какие-нибудь вещи. И закидают они вагоны коктейлями Молотова. Да и украинская власть может в любую секунду взять и перекрыть маршрут для поездов. Зачем так рисковать? Естественно Россия хочет себя обезопасить. Пути пойдут по безопасной территории. Мы прекрасно понимаем, что это дорога стратегического плана, которая соединяет столицу и юг России.

источники

11.12.2017

Россия с 11 декабря перевела все перевозки по железной дороге в обход Луганской области Украины. Что теряет и чем ответит Киев на отказ РФ от транзита, разбиралась DW.

Россия перевела 11 декабря 2017 года все поезда дальнего следования : и грузовые, и пассажирские в направлении Москва-Ростов-на-Дону и обратно в обход Украины. В РФ заявляют о "стратегической значимости" события и оценивают убытки Киева в сумму более 200 млн долларов, которые раньше РФ платила за железнодорожный проезд через Луганскую область.

Однако украинские эксперты замечают, что на самом деле сумма российских выплат за луганский транзит снизилась втрое после начала событий на юго-востоке страны, так как объемы перевозок упали. По мнению аналитиков, восстановить потери Украины от падения транзитного трафика помогут реформы "Украинской железной дороги" ("Укрзализныця"), обновление подвижного состава, модернизация железнодорожной инфраструктуры и активное участие в проекте нового "Шелкового пути" из Китая в Европу.

Поезда в обход

Пассажирские составы "Российской железной дороги" (РЖД) с 11 декабря будут ходить в южном направлении на удалении 25 км от украинской границы по территории Воронежской и Ростовской областей - по новой линии "Журавка-Миллерово" длиной в 137 км. Ранее поезда РФ шли транзитом через короткий перегон "Гартмашевка-Зориновка" в Луганской области, дважды пересекая украинскую межу. Российские СМИ сообщают, что "построенная дорога усилит независимость России и обеспечит безопасность перевозок". После открытия этого участка в минувшем сентябре по нему пустили грузовые эшелоны, а министр обороны РФ Сергей Шойгу прикрепил орден Жукова к знамени 39-й бригады железнодорожных войск, участвовавшей в строительстве.

Infografik Karte Eisenbahn Russland Ukraine RUS

"Короткий перегон в Луганской области между Гартмашевкой и Зориновкой давно находится в зачахшем состоянии", - рассказал глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко. В начале 90-х этот участок дороги был сдан в аренду России на 49 лет. "До начала российско-украинского конфликта здесь перевозили уголь, добытый в Донбассе и Ростовской области", - пояснил собеседник DW. С 2014 года грузовое движение резко сократилось, но некоторые предприниматели продолжали перевозки. "Участок не был самым главным, его специфика была в том, что грузы частично шли по территории Украины, а теперь россияне будут ее объезжать", - говорит Охрименко. Эксперт не считает это "огромной трагедией", но, по его мнению, "потеря даже небольшого объема оплаты за транзит, а это около 70 млн долларов, конечно, нежелательна".

Борьба за транзитный трафик

Как сообщается на сайте министерства инфраструктуры Украины, "кроме данных о временно оккупированной Автономной республики Крым и города Севастополь, а также части зоны АТО", железнодорожный транспорт обеспечивает 82 процента грузовых и до 50 процентов пассажирских перевозок из всех, которые осуществляются разными видами транспорта. Именно транспортировка грузов приносит больший доход "Укрзализныце" и украинской казне. Однако на протяжении 3 последних лет объемы транзитных грузовых перевозок по отдельным группам товаров неуклонно снижались. Так, только в 2016 году транзитом через Украину проследовало на 30 процентов грузов меньше, чем в 2015-м.

Александр Охрименко

"При этом, несмотря на войну, российский транзит у нас еще остался, хотя по Украине следуют поезда только украинского формирования", - подчеркнул Александр Охрименко. Он считает, что Москва поставила цель - ослабить экономику Украины. "Через нашу территорию идет поток грузов из Азии в Европу и обратно, нам выгодно их обслуживать", - говорит эксперт. Но, по его словам, Россия хотела бы в обход Украины "перетянуть на себя весь транзитный трафик железнодорожных перевозок, которые идут из Китая через Казахстан в РФ и далее в страны ЕС".

РЖД планирует продолжение строительства дороги от станции Журавка до Прохоровки. А к 2025 году будет сдана скоростная железнодорожная магистраль вдоль восточной границы Украины, которая соединит Центральную часть РФ с Черноморским побережьем (направление Воронеж-Лиски-Ростов-на-Дону). Охрименко предупреждает, что "когда Россия выстроит свою инфраструктуру в этом регионе и прекратит использовать Украину как транзитную страну, украинцы могут потерять до 1,6 млрд долларов - столько они зарабатывали в 2011-2012 годах на железнодорожном транзите в Европу, когда отношения с РФ не были такими, как сейчас". Эту же цифру возможных потерь Украины ранее называли СМИ, ссылаясь на слова Евгения Червоненко - экс-министра транспорта и связи при Викторе Ющенко.

"Подсчитывать прежние утраты бессмысленно"

Эксперт Украинского института будущего Игорь Тышкевич согласен с тем, что названные Россией убытки Киева после открытия небольшого участка "Журавка-Миллерово" преувеличены и не смогут серьезно подкосить экономический потенциал Украины. "С началом полномасштабных военных действий на части Луганской и Донецкой областей "Укрзализныця" уже не существует как единое целое, пассажирское и грузовое сообщение в прежних объемах восстановить просто невозможно", - заявил DW Тышкевич.

Игорь Тышкевич

Поэтому он убежден, что подсчитывать утраты прежних лет не имеет смысла, как и "говорить, что Украина не обойдется без российских грузов". Эксперт не видит также ничего неожиданного и в том, что Россия строит обходной железнодорожный путь вокруг Украины, так как "это связано с программой развития российских портов в южном регионе РФ".

"Что же касается разрыва тесной в прошлом кооперации украинской и российской железных дорог, - это произойдет обязательно, как то, что вечером будет заход солнца", - убежден Тышкевич. По его мнению, "Укрзализныця" должна "заниматься тем, чем она собственно сейчас занимается - проводить тендеры и переговоры о закупках нового подвижного состава и ремонте старого".

По официальным данным, изношенность парка магистральных электровозов и тепловозов, электро- и дизель-поездов, грузовых и пассажирских вагонов - свыше 80 процентов при острой количественной нехватке этой железнодорожной техники. А длина магистральных путей с просроченным капитальным ремонтом составляет 27 процентов от общей протяженности железных дорог.

"Но если тендеры на закупки и ремонты проводятся, то модернизация железнодорожного полотна и линий электропередач в основном существует только в планах", - говорит Игорь Тышкевич. Причина не только в недостатке инвестиций, но и в отсутствии реформ в самой "Укрзализныце", которые затягиваются по разным причинам. В том числе, из-за ее перевода из ведомства министерства транспорта под контроль кабинета министров, а затем обратно. А также "из-за торможения рыночных механизмов работы, преобладания политических причин над экономическими и нежелании реагировать на обвинения в масштабной коррупции", о чем не раз писали украинские СМИ.

В свою очередь Александр Охрименко напомнил еще об одном проекте, в котором могла бы активно участвовать Украина, чтобы возместить потерю российского транзита. Это транспортировка грузов в обход России по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) - одному из коридоров китайского "Шелкового пути" . Южный маршрут под названием "Шелковый ветер" ведет из Китая через Казахстан, Азербайджан и Грузию, оттуда по двум направлениям - в Турцию или на Украину, а из нее через Беларусь - до литовского порта Клайпеда на Балтике.

"Об этом проекте много говорят, но пока мало сделали, - считает эксперт. "Критическая ситуация должна заставить Украину реально подумать, как наряду с реформами в "Укрзализныце" реализовать и этот замысел", - заключает Охрименко.

Новая двухпутная электрифицированная железная дорога протяжённостью 137 км проходит в стороне от российско-украинской границы по территориям Воронежской и Ростовской областей. До сегодняшнего дня все российские поезда кавказского направления, в том числе Москва-Адлер, проезжают 26 км по Луганской области, дважды пересекая государственную границу.

Главной причиной строительства обходной ветки послужила забота о безопасности движения, потому что техническое состояние полотна на украинском участке магистрали, связывающей Москву с курортами черноморского побережья, оставляет желать лучшего. Вдобавок есть неудобства, связанные с пересечением границы. С открытием новой дороги поезда будут следовать по территории России.

Как отметил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу, участок Журавка-Миллерово имеет большое значение для безопасной и интенсивной перевозки пассажиров и грузов на южном направлении страны.

На пути следования модернизировали семь железнодорожных станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка, Колодези и Боченково. Максимальная скорость движения пассажирских поездов будет составлять140 км/ч, для грузовых — 90 км/ч. По официальным данным, на проект федеральный бюджет потратил 55 млрд рублей.

Прогресс или забвение?

Старую железную дорогу, идущую в сторону Украины, и новый обход хорошо видно с федеральной автомобильной трассы М-4 «Дон» между городом Миллерово и станицей Мальчевской Ростовской области. Некоторые автомобилисты останавливаются: делают селфи. Движение поездов здесь интенсивное, составы идут каждые десять минут. Уже скоро локомотивы поменяют направление и станут сворачивать в российскую сторону.

Новая железная дорога в обход Украины. Станция Кутейниково (Чертковский район). Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Предстоящее событие поменяет жизнь многих селян в приграничных населённых пунктах Чертковского и Миллеровского районов Ростовской области. Для одних людей новая «железка» — это прогресс, для других — забвение.

Вторая жизнь хутора Марьяны

Новая станция Кутейниково находится на территории хутора Марьяны, сюда железная дорога пришла впервые. Тут уже построили трёхэтажное здание для дежурных смен, подключают оборудование. Готова электрическая подстанция, скоро начнётся возведение вокзала для пассажиров. В хуторе к семи улицам добавилась ещё одна, на которой возводят два шестнадцатиквартирных дома для железнодорожников.

Строители заканчивают обустройство прилегающей территории новой железной дороги. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Поначалу марьяновцы с настороженностью отнеслись к масштабному строительству, но постепенно поняли своё преимущество. Самое главное, что многие из них обрели работу по месту жительства и теперь не уезжают от семей в далёкие края на заработки. Подрядные организации приняли марьяновцев на работу водителями, механизаторами, поварами.

«Конечно, меня радуют те изменения, которые внесла в жизнь земляков железная дорога. Хутор Марьяны начинает вторую жизнь. Территория железнодорожной станции Кутейниково разрастается и благоустраивается», — говорит глава сельского поселения Виталий Нещерет. По его мнению, персонал с Чертково переведут в Кутейниково, поэтому действующие железнодорожники работу не потеряют.

«Дырка в бюджете»

Для жителей слободы Колодези, как и хутора Марьяны, железная дорога в новинку. Разъезд построили в нескольких километрах от Колодезей, и теперь привычная степенная жизнь селян изменилась. Люди подстраиваются под новые реалии, свыкаются с соседством стальной магистрали.

Глава Колодезянского сельского поселения Виктор Рудой подсчитывает и плюсы, и минусы: «В бюджете сельского поселения теперь дыра в 50 тысяч рублей за изъятую „федералами“ землю у фермеров, а это 300 гектаров. Недополучим налогов на них теперь».

В прилегающих к «железке» населённых пунктах обновляют автомобильные дороги, строят мосты. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«Железка» затронула интересы тысячи пайщиков земли, колхозники получают компенсацию. Сельским предпринимателям пришлось менять стратегию бизнеса, потому что полотно разделило поля на две части. У некоторых хозяйств техника оказалась на одной стороне, а угодья на другой.

Места проезда сельхозтехники под путями согласовывали со строителями не без проблем. В итоге удалось найти баланс интересов, железнодорожники услышали местное население. «Проколы» построили нужной ширины, даже комбайн с жаткой проходит под железной дорогой. Поэтому страхи фермеров оказались напрасными.

Виктор Рудой отмечает преимущество соседства с «железкой»: «У селян появились новые рабочие места. На станции Колодези семь человек обслуживают электростанцию, на содержание моста также будет требоваться персонал. В планах строительство трёх четырёхквартирных домов для железнодорожников».

Дорога в обход Украины удалена на расстояние 25 км от границы. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«Железка» ушла от станичников

Но не всем населённым пунктам так повезло, как хутору Марьяны или слободе Колодези. Есть и такие, до которых ветка не дошла.

Больше других из-за изменения движения пострадает население маленькой станицы Мальчевской, которую, как и районный центр Чертково, новая «железка» оставила в стороне.

Своей почти полуторавековой историей населённый пункт обязан железнодорожникам. В 1865 году в Мальчевской построили станцию на железной дороге, ведущей из Воронежа в Ростов, и все годы жизнь в станице процветала благодаря отрасли. До развала Советского Союза в Мальчевской останавливались пассажирские поезда дальнего следования Тамбов-Ростов, Жданов-Воронеж, Москва-Ростов и многие другие, а теперь делает короткую остановку лишь одна электричка Ростов-Чертково.

Главной особенностью станции в Мальчевской в семидесятых-восьмидесятых годах были два буфета, работавшие круглосуточно, в которых продавали спиртное на розлив: пиво, вино, водку. Многие пассажиры поездов, едущие на южные курорты или домой, в Москву, знали об этом факте и с нетерпением ждали остановку. За десять минут стоянки некоторые курортники успевали так «набраться», что потом бежали вдогонку за составом. Были и те, кто отставал от поезда...

Поезда пока идут через станцию Чертково: проезд к путям загорожен насыпью. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Но есть и другая сторона жизни станичников: гибель людей под колёсами поездов. «Порожняки» стоят часами (а то и сутками) в ожидании формирования составов, поэтому местные вынуждены «нырять» под вагонами, чтобы перейти на противоположную сторону.

«Несчастные случаи у нас не редкость. В прошлом году мужчина попал под поезд, я опознавал. Ещё бабушка погибла: не услышала сигнала идущего поезда, — рассказал глава Мальчевского сельского поселения Александр Гусаков. — Пешеходный мост через железнодорожные пути мы просили построить для безопасности людей многие десятилетия, но его возвели на соседней станции Боченково, через которую прошла новая ветка».

Сельский глава разочарован тем, что проектировщики выбрали разъезд Боченково, где практически нет жителей, а не Мальчевскую, где проживает 3,5 тысячи селян. Александр Гусаков уверен, что без «железки» его землякам станет хуже: «Для нас это вовсе не радостная новость, потому что уже прикипели. Железная дорога давала рабочие места на нефтебазе, элеваторе, а теперь как будет, не знаю. Говорят, старую дорогу не станут убирать, но мне не верится. Ведь Россия за проезд по территории Украины платит деньги».

Чертково на обочине

Статус узловой потеряет и станция Чертково, расположенная в районном центре. Здесь больше других переживают украинцы из соседнего посёлка Меловое. Многие жители соседнего государства пользуются электричкой Ростов-Чертково для поездок на заработки в Ростов-на-Дону. Теперь непонятно, оставят ли электропоезд на старой ветке. Сейчас украинцам очень удобно: перешёл железнодорожный мост и сразу оказался на российском вокзале Чертково.

«Для страны лучше, конечно, но для нас неудобно, — говорит жительница Чертково Александра Фоменко. — Надеемся, что здание вокзала Чертково оставят, но будут ли держать его штат ради одной электрички?»

Посёлок Чертково сегодня. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Глава администрации Чертковского сельского поселения Татьяна Безгина более оптимистична в прогнозах: «На мой взгляд, обход не затронет жителей посёлка. Мы ведь не ездим каждый день на поезде».

Тем не менее изменения в жизни чертковцев можно наблюдать уже сейчас, причём положительного характера. Год назад двадцатипятикилометровая автомобильная дорога от Чертково до Кутейниково не выдерживала никакой критики, была с ухабами и ямами. Теперь же трассу капитально отремонтировали, ехать по ней одно удовольствие. По плану проектировщиков Чертково заменит именно Кутейниково. Здесь будут останавливать пассажирские поезда дальнего следования, идущие из Москвы на юг и обратно.

Работу на строительной площадке получили местные жители. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Продолжение проекта «Центр-Юг»

По стратегической значимости новый железнодорожный участок Журавка-Миллерово эксперты сравнивают с Керченским мостом и строительством железной дороги в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Байкало-Амурской магистрали). Но это только начало масштабных планов «РЖД» в направлении Центр-Юг. Следующий этап — строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Ростов-Адлер. На 2021-2025 годы намечено строительство участков Ростов-Краснодар-Адлер и Тула-Воронеж. До 2030 года планируют проложить ВСМ между Ростовом и Воронежем. Общее время в пути от Москвы до Ростова составит 4,5 часа (вместо 18 часов на пассажирском поезде), от Ростова до Адлера — 3,5 часа (вместо 11 часов).

Вчера было запущено рабочее движение поездов по новой железной дороге, которая построена в Ростовской и Воронежской областях, в обход украинской территории. В перспективе она станет частью новой скоростной магистрали от Москвы до Черноморского побережья.

Дорогу хотели строить еще до войны

Еще с царских времен времени поезда, идущие с юга в центральные регионы (в частности, из Ростовской области в Воронежскую), преодолевали 26-километровый участок по территории Луганской области. В начале XX столетия, когда строилась эта железная дорога, инженеры просто выбрали самый короткий путь, однако после распада СССР участок пути оказался на территории соседнего государства.

Поначалу никакой проблемы это не представляло: на Луганщине располагается крошечная железнодорожная станция Зориновка (где даже нет пункта пограничного контроля), которая относилась к РЖД.

Впрочем, о строительстве новой скоростной дороги в обход соседнего государства было объявлено еще до начала гражданской войны на Украине. Дело в том, что по данному направлению идет основной грузопоток из европейской части России в черноморские порты и обратно. Однако старая дорога с растущим потоком грузов и пассажиров не справлялась.

Строительство обхода было предусмотрено федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие транспортной системы России до 2020 года». Причем, как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев , российская сторона не собиралась отказываться от эксплуатации существующего участка железной дороги через Украину.

Однако с началом гражданской войны на Донбассе необходимость в эксплуатации старой дороги окончательно исчезла. Строили новую двухпутную линию ударными темпами: в 2015 году в проект было инвестировано государством 7 млрд. рублей (из которых 5,5 млрд. рублей составили расходы на строительно-монтажную часть), в прошлом году — 18 миллиардов, а в нынешнем потратили уже 31 миллиард.

Чтобы объехать Украину, нужно 800 км

Поначалу в РЖД обещали, что эксплуатация нового участка железной дороги начнется в 2018 году. Но с задачей, выходит, справились на полгода раньше.

Строительством новой железной дороги занимались четыре бригады Железнодорожных войск Минобороны: 34-я из Рязани, 37-я из Волгограда, 39-я из Краснодарского края и 48-я из Омска. Это напомнило времена строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа), когда в Забайкалье и на Дальнем Востоке были переброшены со всего СССР два корпуса войск общей численностью более 40 тысяч военнослужащих.

На границе с Украиной работы также пришлось проделать титанические: трасса обходного участка проходит на расстоянии от 5 до 25 км от государственной границы, пассажирские поезда могут развивать здесь скорость до 160 км/час, а грузовые — до 90 км/час.

На новом участке (в Воронежской и Ростовской областях) построены шесть железнодорожных станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка и Колодези. Также построен мост через реку Белая Калитва, два железнодорожных, четыре автодорожных и один пешеходный путепроводы в Воронежской области, а в Ростовской — два пешеходных, четыре автодорожных и один железнодорожный.

Новая линия «Миллерово — Жуковка» должна стать составной частью другой, более масштабной, железной дороги в обход украинской территории. Будет построена новая скоростная линия (электрифицированная, двухпутная) от Прохоровки, что в Белгородской области, до Жуковки, от которой и начинается «обводная» линия. Следующий этап — это строительство 350-километровой линии от Чертково до Шахт. Ну а конечным пунктом новой дороги станет Батайск в Ростовской области.

В настоящее время существующая железная дорога от Прохоровки следует через украинские города Харьков, Чугуев, Изюм и Луганск. Новая же дорога общей протяженностью 800 км пройдет вблизи семи российских населенных пунктов, ее открытие позволит сократить время в пути между Москвой и Адлером на четыре часа — с нынешних 24 до 20. Предполагается, что суммарные инвестиции в мегапроект составят почти 480 млрд. рублей.

«Обходные» дороги были и в Чечне

У «Российских железных дорог» уже есть опыт строительства дорог в обход «воюющих» территорий. Стоит напомнить, что в 1994 году Железнодорожные войска начали строить 78-километровую дорогу «Кизляр — Карлан-Юрт» в обход Чечни: она позволяла напрямую добираться из Астрахани в Махачкалу и далее в Закавказье. По тем временам стоимость строительства была гигантской — 1 триллион рублей (правда, неденоминированных).

Однако и важность новой дороги была огромной: чтобы можно было без опаски пропускать поезда с грузами на иранское направление. Несмотря на сложные рельефные условия, построили линию в рекордно короткие сроки, всего за 270 дней, и уже в 1997 году по ней начали курсировать поезда. В 1998 году по новой дороге перевезли 3 млн. тонн транзитных (экспортно-импортных) грузов, что позволило еще и значительно увеличить перевалку в Махачкалинском морском порту до 400 тысяч тонн.

Впрочем, после окончания Чеченской войны террористическая активность переместилась в Дагестан, и в уже 2003 году боевики взорвали полотно новой железной дороги. Подобных инцидентов потом, к счастью, не было…

Еще один крупный инфраструктурный проект РЖД связан со строительством обходных линий на западном направлении, чтобы укрепить транспортные связи Урала с восточными районами страны. Дело в том, что значительные части Средне-Сибирской и Южно-Сибирской железнодорожных магистралей (с ответвлениями) расположены на территории Казахстана.

Скажем, Средне-Сибирская магистраль (начинается от Троицка и выходит к Барнаулу) «разрывается» казахской территорией, проходя через Кустанай и Кокчетав, а Южно-Сибирская магистраль, соединяющая Карталы и Артышту (станция близ Кемерово) проходит через Акмолинск (станция Астаны) и Павлодар.

«Мощный стимул для Южного макрорегиона»

Каковы перспективы нового инфраструктурного проекта? Этот вопрос «Свободная пресса» задала нашему постоянному эксперту по экономическим вопросам, основателю маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роману Алехину .

— Безусловно, на весь Южный макрорегион строительство железной дороги окажет положительное влияние. Во-первых, уже построены новые станции и подстанции. То есть создаются рабочие места. Плюс это послужит стимулом создать вокруг станций всю необходимую инфраструктуру.

Новые транспортные узлы традиционно становятся центром для привлечения инвестиций и строительства ряда дополнительных объектов. И само по себе строительство этой сопутствующей инфраструктуры может дать региону даже больше, чем уже готовая дорога.

Во-вторых, открытие направлений без пересечения с Украиной создает большие перспективы по перевозке грузов и увеличению пассажиропотока. Поэтому, как мне кажется, можно ожидать в ближайшее время улучшения экономических показателей Южного макрорегиона.

На юге Воронежской области два министра - обороны и транспорта - осмотрели железнодорожную линию Журавка-Миллерово, построенную в обход Украины на стратегическом направлении Центр-Юг. Работы были завершены за два года вместо трех запланированных. Поезда здесь будут ходить со скоростью до 160 километров в час, а безопасные интервалы между ними станет поддерживать новейшая электронная система.

У новенького вокзала Сергей Шойгу прикрепил орден Жукова к знамени 39-й железнодорожной бригады. Она стала первым соединением железнодорожных войск, удостоенным столь высокой награды в послевоенное время.

Вместе с министром транспорта Максимом Соколовым глава оборонного ведомства осмотрел станцию Зайцевка - одну из шести построенных на участке Журавка-Миллерово. Пути и контактная сеть уже готовы к началу движения, перроны рассчитаны на прием длинных составов. Построили станцию в чистом поле за год - об этом свидетельствует памятный камень в специальном скверике.

Станция будет принимать 48 поездов дальнего следования в сутки и три пары электричек. Нам осталось настроить динамическую систему автоблокировки - такая технология пока работает только на Московском кольце. Вместо путевых семафоров безопасную дистанцию между поездами будет поддерживать электроника. Можно сказать, круиз-контроль, - улыбнулся начальник Юго-Восточной железной дороги Анатолий Володько.

Строительство дороги в обход Украины началось в марте 2015 года. На юге Воронежской области у деревни Колесниковка появился лагерь военных строителей, на грунтовых дорогах заурчали мощные армейские грузовики. "Теперь хоть поговорить есть с кем, а то пять лет один живу. Из окошка вижу свет в лагере, и уже веселее", - рассказывал единственный житель Колесниковки 76-летний Иван Кадурин. Железнодорожные войска починили старику колодец и накололи дров из деревьев, спиленных при строительстве. 9 мая в здешнем райцентре Кантемировка состоялся первый в истории села военный парад.

Военные переместили почти 10 миллионов кубометров грунта - хватит, чтобы насыпать три пирамиды хеопса. Фото: NTV.ru

Стройка получилась всероссийской - здесь работали механизированные батальоны из Сибири, Краснодарского края, Волгограда и Рязани. За два года военные переместили почти 10 миллионов кубометров грунта - этого хватит, чтобы насыпать три пирамиды Хеопса и рядом еще одну, поменьше. Большой объем земляных работ связан с выравниванием складок местности - новую дорогу построили скоростной, рассчитанной на движение до 140 пар поездов в сутки со скоростью 160 километров в час. Возведено шесть новых железнодорожных станций, модернизированы две имеющиеся, построено несколько десятков виадуков и путепроводов, мост через Белую Калитву. В марте 2016 года началась укладка путей на построенное полотно. Тогда же стало ясно, что рассчитанное на три года строительство будет завершено гораздо раньше.

Строительство железной дороги в обход Украины было запланировано федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы". Главной причиной ее создания стала забота о безопасности движения - состояние полотна на украинском участке магистрали, связывающей Москву с курортами черноморского побережья, оставляет желать лучшего. Плюс неудобства, связанные с двойным пересечением российско-украинской границы. Стоимость проекта, по словам Максима Соколова, изначально составляла 56,6 миллиарда рублей. 122-километровую двухпутную электрифицированную ветку планировали построить за три года и пустить по ней поезда в 2018 году. На деле получилось на год быстрее. Военные железнодорожники пробудут здесь до октября, помогая гражданским структурам в подготовке и наладке, а затем передислоцируются на другие объекты.