БИПОЛЯРНЫЙ МИР

«Соединенным Штатам придется выступить против мирового общественного мнения, которое значительно изменилось со времен «холодной войны».

Доклад «Контуры мирового будущего», декабрь 2004 г.

Количество выпускников высших учебных заведений по инженерно-техническим специальностям в США достигло пика в 1985 году и с тех пор сократилось на 20 процентов. Доля студентов, желающих специализироваться в инженерно-технических дисциплинах, поставила страну на предпоследнее место среди развитых стран мира. Количество дипломированных инженеров, выпускаемых учебными заведениями Китая, превосходит их число в США в три раза. К тому же всеобщая обеспокоенность безопасностью жизни в США, возникшая в результате террористической атаки 11 сентября, затрудняет привлечение иностранных студентов в американские вузы, а в некоторых случаях служит и причиной отказа иностранным специалистам в разрешении работать в американских компаниях. В этой ситуации университеты других стран, где не возникает подобных затруднений с получением визы, пытаются использовать открывшиеся возможности и переманить студентов.

Объем частных инвестиций в исследования и научные разработки (составляющий 60 % всех инвестиций, выделяемых в США на эти цели), хотя и возрос в текущем году, находился на низком уровне все предыдущие три года. Более того, ведущие транснациональные корпорации создают свои собственные исследовательские центры за пределами США.

Исторический опыт. Представляется, что в будущем государства и граждане будут встречать опасности прежде всего внутреннего характера: этнические войны, терроризм, наркотики, гангстеризм - проблемы скорее для полиции, чем для армии. Это новая постановка вопроса для государств, долгие годы пребывавших в условиях холодной войны с ее ярко выраженной внешней угрозой. Решать чужие проблемы, вмешиваться в конфликты соседней страны, сколь бы дружественной она ни была, будет все более дискомфортно, для американцев в первую очередь. Это и подтолкнет реализацию многополярности. Что говорит нам опыт нового времени?

1. Впервые став многополярной (именно системой), конструкция международных отношений в восемнадцатом веке в конечном счете эволюционировала в биполярное соперничество Британии и Франции. На несколько лет Наполеон сумел заручиться поддержкой России, завоевать континентальную Европу, чем практически нейтрализовал Британию, потерявшую к тому же североамериканские колонии. Стремление к абсолютному господству бросило французского императора на

Москву, но завоевание всего мира оказалось невозможным. Французская гегемония была сломлена под Бородином, Лейпцигом и Ватерлоо.

2. Между Ватерлоо и Садовой (где Пруссия разбила Австрию и стала лидирующим германским государством) Россия и Британия полвека сохраняли биполярную систему, нарушенную ослаблением России (Крымская война) и триумфом национализма в Италии и Германии. Первая индустриальная революция укрепила германские государства, Францию и Италию, в. результате чего снова восторжествовала многополярная система. Германия, сокрушив Австрию и Францию в 1866–1870 годах, после Бисмарка стала нарушать многополярную систему своей претензией на континентальное (читай глобальное) первенство, чем вызвала формирование противостоящей Entente cordiale.

3. Приложив колоссальные усилия, внешний мир между 1914 и 1945 годами отверг германские посягательства. Одновременно он покончил с династической дипломатией. Из антигитлеровской коалиции очень быстро выделился американо-советский дуэт, и система снова стала на сорок лет биполярной (Америка заручилась поддержкой Западной Европы, а СССР заключил союз с Китаем). С отчуждением Москвы и Пекина, внутренним раздором в СССР биполярность снова канула в историю и выделился американский лидер.

Американские политологи не скрывают, что «Соединенные Штаты, конечно же, предпочли бы находиться в однополюсной системе, где они владели бы положением гегемона… С другой стороны, крупные державы предпочли бы многополярную систему, в которой они могли бы преследовать свои интересы собственными силами и коллективно, избегая при этом ограничения, принуждения и давления единственной сверхдержавы. Они ощущают угрозу в стремлении Америки к глобальной гегемонии».

Обозначились некоторые устойчивые черты. Во-первых, та или иная система сохраняется примерно одно-два поколения. Во-вторых, финалом дипломатически-социального конструкта является конфликт. В-третьих, движение идет от хаоса к формированию многополярной системы, в которой выделяются два лидера (биполярная система), один из которых после (продолжительного) соперничества становится гегемоном. Соперники объединяются, выступают против своеволия лидера - общие интересы и общие страхи сближают, - и мир снова погружается в некое подобие хаоса.

Итак, обычным является следующий цикл: из свободной игры независимых центров, где господствует переменчивость и гибкость дипломатии нескольких центров, вызревает тенденция большей жесткости, формируется обычно биполярный мир. Биполярность обычно ведет к продолжительному конфликту (холодная война). Затем побеждает один из центров и возникает лидер, чье своеволие неизбежно вызывает оппозицию и объединение потенциальных противников. Монополярный мир неизбежно раскалывается, и весь процесс восходит на новый круг. Такова мировая история.

Занимая влиятельные позиции в глобализирующемся мире, используя американское недовольство трудностями имперского всевластия, ряд суверенных стран получит реальный шанс вырваться из орбиты единственной сверхдержавы. Первым этапом трансформации однополюсной системы будет биполярный мир. Он придет в ходе противостояния, выработки позиции в ходе спора о региональной гегемонии между ЕС и Россией, между Китаем, Индией и Японией».

Противостояние коалиций. Существуют различные варианты возвышения новых центров. Их сил на этапе становления нового мирового центра скорее всего окажется недостаточно для вызова Америке, для реального противостояния мировому гегемону. Первым шагом на пути реформирования международной системы, переходной фазой на пути межгосударственной биполярности может стать сближение ряда американских конкурентов между собой. Исторический опыт говорит об относительной легкости сближения стран, если обнаруживается параллельность их интересов. Сепаратное блокостроительство возможно и в Западной Европе, и в Восточной Азии. Среди предсказываемых антигегемонистских блоков выделяются пять вариантов.

Первый основывается на реальности отчуждения ряда западноевропейских стран, которые могут найти дружественную силу в России. Скажем, лидер современной социологии И. Валлерстайн предсказывает «высвобождение» Западной Европы от обязательств по Североатлантическому договору. Параллельно российско-китайскому охлаждению осуществится приход Китая в американо-японский лагерь, а России - в западноевропейский. В сформировавшихся двух великих коалициях - американо-японо-китайский союз против европейско-российского союза. Между 2000–2025 годами осуществится экспансия обоих блоков. Затем конфликтные интересы не позволят избежать столкновения и возникнет угроза долговременной мировой войны.

Второй вариант исходит из цивилизационной прочности Атлантического союза, которому с гораздо большей естественностью будут противостоять основные азиатские государства - Китай и Япония. (В чисто экономическом смысле эти две страны являются естественными партнерами - одна имеет технологию, ноу-хау, другая - естественные ресурсы и огромный рынок. Одна - стареющее умудренное население, другая - энергичную молодежь, одна имеет специфически азиатский демократический опыт, другая - однопартийную систему.) Обе страны могут оказать чрезвычайную помощь друг другу, преодолев прежний горький исторический опыт, различие в идеологии, самоутверждение Китая, его нечувствительность к японским опасениям, то обстоятельство, что Япония договорами связана с США.

Две великие азиатские страны могут забыть взаимные обвинения. И одновременно вспомнить прежние обиды от американцев и европейцев, если внутри обеих стран возобладают сторонники «возвращения» Тайваня и «возвращения» Окинавы. Продолжение бурного экономического роста КНР поможет восстановлению прерванной на десятилетие яростной экономической экспансии Японии. Китай уже стал вторым - после США - торговым партнером Японии. Эти обстоятельства немедленно вызвали американскую озабоченность. Союз Японии и Китая мог бы создать партнерство, способное претендовать на доминирование любого уровня.

Третий вариант - сближение России и Китая - на Западе реалистичным пока не считается. Обе страны очень ценят западные инвестиции, они не столь гармонично дополняют друг друга, модернизируя экономику в погоне за западными экономическими показателями. И все же сближение двух гигантов Евразии имеет черты реальности. По мнению австралийского исследователя, «наиболее вероятным наследником современной однополярной структуры явится новый биполярный баланс, который восстановит старый союз Москвы и Пекина 1950 года на основе укрепившей свои силы России и экономически и в военном отношении развившегося Китая, подключая некоторые силы из мусульманского мира - например, Иран. В традиционных показателях «status quo альянс» (США, Европа и Япония) будет обладать гораздо большей экономической и военной силой, чем ревизионистский альянс. Но напряжение будет напоминать 1949–1962 годы - пик холодной войны».

Успехи Запада, отставание его «преследователей», раздражение России и Китая по поводу пристрастности США и их союзников в вопросе национального самоопределения живущих в России и Китае народов - могут резко стимулировать вчера еще невероятное сближение Пекина и Москвы. По крайней мере вооружение Россией китайской армии на фоне ужесточения китайской политики в вопросе о будущем Тайваня создают правдоподобный сценарий вольного и невольного сближения двух крупнейших (по населенности и по размерам территории) стран мира. На протяжении всех последних лет русские и китайцы делали осевой идеей своего отношения к внешней политике сотрудничество «во славу многополярности».

В декабре 1996 года обе страны провозгласили в совместном коммюнике: «Партнерство равных прав и доверие между Россией и Китаем направлено на стратегическое сотрудничество в XXI веке».

Россия продала Китаю стратегически важные системы наведения и контроля своих систем СС-18 и СС-19 для китайских комплексов ДФ-31 и ДФ-41. В порты КНР прибыли современные российские подводные лодки, проданные Китаю. В Китае построены заводы, производящие части для мобильных межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» (СС-27).

Россия помогает Китаю создать новое поколение баллистических ракет подводных лодок и сами подводные лодки с практически бесшумными двигателями, примерно равные по классу американским системам «Виктор-Ш», которые в США будут взяты на вооружение лишь в 2007 году. Российские заводы предоставили Китаю части мобильных СС-24 и СС-25. Китай получил от РФ технологию создания мирвированных ракет на твердом топливе, что чрезвычайно увеличило точность китайского стратегического оружия. Существуют планы строительства Россией в Китае до двадцати атомных реакторов. По мнению американского специалиста С. Бланка, «Москва видит военный рост Китая и намерена содействовать ему». Уже решен, в частности, вопрос об учебе в Москве китайских ядерных физиков.

«В результате Китай и Россия, - пишет американец Г. Биннендийк, - сблизились в сфере безопасности, несмотря на наличие ряда факторов, препятствующих сближению. Глобализация как бы притягивает обе страны к Западу, но противоречия с Западом препятствуют этой тенденции. Укрепившиеся китайско-российские связи базируются на взаимном недоверии в отношении Запада, растущих общих интересах, на заинтересованности в торговле оружием, на разрешении прежних пограничных и прочих противоречий… Очевидны и связи Китая и России с государствами-париями. Не может не вызывать озабоченности то, что нации, имеющие серьезные противоречия с Западом, формируют отношения сотрудничества, что ведет к опасной биполярности».

В конце 1998 года премьер российского правительства Е. Примаков выдвинул проект тройственного союза Россия - Китай - Индия, что можно рассматривать как апофеоз планов сплочения главных незападных сил. В 2000 году президент России В. Путин выдвинул во время визита в Пекин сходные планы. В 2005 г. в ШОС (Шанхайскую организацию шести) был принят Узбекистан. В 2006 г. Киргизия дала понять Вашингтону, что присутствие американских войск на ее территории нежелательно. Потенциал этой схемы в будущем будет зависеть от многих составляющих.

Четвертый вариант является едва ли не самым большим кошмаром для американских футурологов - союз Западной Европы с Китаем, объединяющий величайший в мире общий рынок с самой многочисленной нацией на Земле.

Затраты на оборону отдельных европейских стран, включая Великобританию, Францию и Германию, будут на протяжении ближайших пятнадцати лет снижаться, особенно по сравнению с Китаем и другими поднимающимися силами. Но в совокупности оборонные расходы Евросоюза будут превышать расходы других стран за исключением США и, возможно, Китая. Члены Евросоюза сталкивались в своей истории с большими трудностями в координации и оптимизации оборонных расходов, направленных на обеспечение роста благосостояния, укрепление безопасности и возрастание роли ЕС на международной арене. Вопрос о том, будет ли создана единая армия в рамках ЕС, остается открытым - частично по той причине, что ее создание могло бы привести к дублированию функций с силами НАТО.

Хотя вооруженные силы объединенной Европы вряд ли способны к развернутым боевым действиям за пределами региона, мощь ЕС может быть использована - благодаря приверженности идее многосторонности - для выработки модели глобального и регионального управления, которая может оказаться привлекательной для поднимающихся сил (таких, как Китай и Индия), особенно в том случае, если они предпочтут «западную» альтернативу, чтобы избежать односторонней зависимости от Соединенных Штатов. Например, альянс Евросоюз - Китай хотя и остается маловероятным, но уже не воспринимается как немыслимый.

Старение населения и сокращение численности рабочей силы в подавляющем большинстве европейских стран окажет большое влияние на судьбу континента, поставив перед ним серьезные, но, по-видимому, разрешимые экономические и политические проблемы. Среднеевропейский коэффициент рождаемости составляет ныне около 1,4, что ниже уровня простого воспроизводства населения, коэффициент которого равен 2,1 ребенка на одну женщину. На протяжении ближайших пятнадцати лет экономика стран Западной Европы будет нуждаться в нескольких миллионах рабочих для того, чтобы заполнить бреши, образующиеся в связи с уходом на пенсию своих ветеранов труда. Европа стоит перед дилеммой: либо она сумеет адаптировать свои трудовые ресурсы к сложившейся ситуации - то есть реформировать системы социального обеспечения, образования и налоговую систему и интегрировать растущее иммигрантское население (особенно выходцев из мусульманских стран), либо впадет в продолжительную экономическую стагнацию, которая может свести на нет все успехи, достигнутые в процессе создания более единой Европы.

Этого более всего боялись в свое время президенты Вашингтон и Джефферсон: евразийский колосс, объединяющий свою экономическую и военную мощь с громадными людскими массами Азии - союз Срединной Европы и Срединного Царства, союз ведомой Германией Европы и ведомой Китаем Азии. Главной глобальной задачей Соединенных Штатов должно быть предотвращение такого союза. Если же готовиться к худшему и согласиться в принципе с неизбежным отчуждением внешнего мира, то в качестве противовеса следует подготовить союз с Японией, Россией и Индией. Подобной ситуации, такого варианта «жесткого» будущего следует избежать за счет мобилизации проамериканских сил в Европе.

Пятый вариант не выглядит пока реалистичным, но обсуждается в западной научной литературе. Речь идет о сближении Западной Европы и Японии. В принципе это очень логичная тема: против самого сильного блокируются находящиеся рядом. (К тому же ряд исследователей предвидят «грядущую конфронтацию между Китаем и Японией».)

Отметим ежегодные встречи лидеров ЕС и Японии на высшем уровне, встречи на самых различных форумах, на регулярных сессиях ООН, Всемирной торговой организации и пр. За последние годы «Европейский союз расширил географические рамки двустороннего диалога… Эти встречи влияют на восприятие ЕС и Японией друг друга. Ощутимость этого сближения связана с угрозами экономического характера и в безопасности, исходящих от Китая и Корейского полуострова». Важно отметить принятие в 1994 году Европейским союзом «новой азиатской стратегии». Стало очевидно восприятие Брюсселем Японии как своего рода моста между Европой и Азией. С японской стороны определенное сближение связано с благоприятным откликом премьера Кайфу на призыв западноевропейцев оказать помощь Восточной Европе, не дожидаясь американской реакции. Кооперация двух сторон в ВТО «облегчает взаимоподдержку ЕС и Японии в отношении американских требований».

Фактически Европейский союз и Япония закладывают фундамент для совместных действий в XXI веке. При всем нежелании Японии рисковать своими особыми отношениями с США, если последние примут более «самоцентричный» курс, - Токио может усилить ориентацию на западноевропейский центр. «В то время как, - пишет английская исследовательница Дж. Гилсон, - Соединенные Штаты продолжают уменьшать свое вмешательство в европейские и азиатские дела; новые проблемы «менее стратегического» значения занимают все большее место на международной арене. Именно сейчас Япония и ЕС становятся ключевыми игроками в сфере международной экономической и политической активности, и они уже вырабатывают партнерство в решении глобальных вопросов».

Но складывание коалиций - это непростой и часто долговременный процесс. Суверенные государства, вступающие в союзы, склонны проявлять не дисциплину, а самостоятельность. Наряду с коалиционным блокостроительством привилегированному положению США будет грозить антиамериканская эволюция отдельных крупных государств. Их немного, но они суверенны и потенциально могущественны.

Не Север - Юг и не Восток - Запад явятся политической дихотомией будущего. Двумя реальными претендентами на роль независимого от США полюса являются объединенная Европа и Китай. «Хотя весьма сложно предсказать условия, которые будут господствовать в Европе или в Китае через 25 лет, - приходит к выводу историк П. Кеннеди, - оба эти региона имеют потенциал, необходимый для того, чтобы стать равными - или даже превзойти Соединенные Штаты, - по крайней мере в экономическом могуществе».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Отрицаю тебя, Йотенгейм! автора Павлов Алексей

Глава 26 Сдержанное нетерпение, готовое перейти в безудержную радость - вот что чувствует арестант, которого заказали с вещами, если существует хотя бы теоретическая возможность освобождения. Своеобразие состояния заключается и в том, что твоё положение на тюрьме может,

Из книги В среде умеренности и аккуратности автора

Глава IV Впервые - ОЗ, 1876, № 9 (вып. в свет 20 сентября), стр. 255–292, под заглавием «Экскурсии в область умеренности и аккуратности», с порядковым номером «IV». Подпись: Н. Щедрин. Сохранилась наборная рукопись первоначальной редакции очерка.Очерк написан летом 1875 г. в

Из книги Неоконченное автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Глава V Впервые - ОЗ, 1876, № 10 (вып. в свет 21 октября), стр. 567–597, под заглавием «Экскурсии в область умеренности и аккуратности», с порядковым номером «V». Подпись: Н. Щедрин. Рукописи и корректуры не сохранились.В первом отдельном издании (1878) текст главы отличается от

Из книги Сатира из Искры. Итоги автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Глава VI Впервые в изд.: М. Е. Салтыков-Щедрин. В среде умеренности и аккуратности, СПб. 1878, стр. 173–176. Рукописи и корректуры не сохранились.Написано специально для отдельного

Из книги Адская игра. Секретная история Карибского кризиса 1958-1964 автора Фурсенко Александр Александрович

ГЛАВА V Первая редакция О первой публикации первоначальных редакций пятой главы «Итогов» и установлении их последовательности см. выше, стр. 657–658. Первая редакция представляет собою черновой автограф с многочисленными вставками и несколькими вычерками. На полях

Из книги Закат Гейропы и России автора Разумков Максим

ГЛАВА I В мундирной практике всех стран и народов существует очень мудрое правило: когда издается новая форма, то полагается срок, в течение которого всякому вольно донашивать старый мундир. Делается это, очевидно, в том соображении, что новая форма почти всегда застает

Из книги Вся кремлевская рать. Краткая история современной России автора Зыгарь Михаил Викторович

ГЛАВА II Представьте себе, что в самом разгаре сеяний, которыми так обильна современная жизнь, в ту минуту, когда вы, в чаду прогресса, всего меньше рассчитываете на возможность возврата тех порядков, которые, по всем соображениям, должны окончательно кануть в вечность,

Из книги автора

ГЛАВА III Ежели существует способ проверить степень развития общества или, по крайней мере, его способность к развитию, то, конечно, этот способ заключается в уяснении тех идеалов, которыми общество руководится в данный исторический момент. Чему симпатизирует общество?

Из книги автора

ГЛАВА IV Стало быть, ежели нет возможности формулировать, чего мы желаем, что любим, к чему стремимся, и ежели притом (как это доказала ревизия Пермской губернии), несмотря на благодеяния реформ, человек, выходя из дому с твердым намерением буквально исполнять все

Из книги автора

ГЛАВА V К числу непомнящих родства слов, которыми так богат наш уличный жаргон и которыми большинство всего охотнее злоупотребляет, бесспорно принадлежит слово «анархия».Употребление этого выражения допускается у нас в самых широких размерах. Стоит только

Из книги автора

ГЛАВА V Первая редакцияК числу непомнящих родства слов, которые чаще всего подвергаются всякого рода произвольным толкованиям, несомненно принадлежит слово «анархия».Герои улицы прибегают к этому выражению во всевозможных случаях. Прикасается ли человек к вопросам,

Из книги автора

ГЛАВА V Первая редакцияО первой публикации первоначальных редакций пятой главы «Итогов» и установлении их последовательности см. выше, стр. 657–658.Первая редакция представляет собою черновой автограф с многочисленными вставками и несколькими вычерками. На полях

Из книги автора

Глава 8 ИсполкомРешение Хрущева о спешной поставке ядерного оружия на Кубу после того, как в сентябре Кеннеди предпринял решительные шаги, ускорило по крайней мере на две недели завершение развертывания на Кубе ракет Р-12. Ракеты Р-12, или SS-4, согласно обозначению НАТО,

Из книги автора

Глава 6 «Главная глава». Замещение На страницах книги мы обсуждали те факторы, которые позволяют слугам царицы Толерантности последовательно и неумолимо идти к достижению собственных целей. Давайте их кратко вспомним и предварительно подытожим. Сократить рождаемость в

Из книги автора

Глава 4 В которой глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев создал новое российское сословие Дмитрий Медведев производит очень необычное для политика впечатление - он кажется хорошим человеком. По нему видно, что он не очень уверен в себе, - особенно это

Из книги автора

Глава 5 В которой глава администрации президента Украины Виктор Медведчук остался последним украинцем, которому верит Путин В начале нулевых Медведчук на фоне украинских политиков выглядел как человек из космоса. Абсолютный европеец, совершенно не похожий на

25 апреля 1945 г. на конференции в Сан-Франциско с участием 50 государств была создана ООН. 2 сентября 1945 г. союзники вместе добились капитуляции Японии, после чего II мировую войну можно было считать законченной. В период борьбы с Японией, 6 и 9 августа 1945 г. США подвергли атомной бомбардировке японские города Хиросима и Нагасаки, хотя военной необходимости в том не было.

Но уже к концу войны обозначилось противостояние между СССР и союзниками по антигитлеровской коалиции. Главным стал вопрос о послевоенном переустройстве мира и сферах влияния в нём. Все гнули свою линию, росла напряжённость и непонимание, началась гонка вооружений. Против СССР союзники даже планировали войну, но испугались его боевой мощи. Окончательным поворотным событием стала речь английского премьер-министра Черчилля, произнесённая в США, в г. Фултон в марте 1946 г. Черчилль призвал весь мир, говорящий по-английски, объединиться против СССР. Американский президент Трумэн его поддержал. Началось противостояние, которое американский журналист Липпман в 1947 г. назвал «холодной войной».

СССР и США стремились активно распространять своё влияние на Европу. В Европе, которая была благодарна СССР за освобождение, распространялись идеи коммунизма. США срочно принимают план Маршалла – план оказания помощи послевоенной Европе за отказ от коммунизма. План Маршалла привёл к разделу мира на две противостоящие части – Восток и Запад. В сентябре 1949 г. Германия разделяется на западную часть – ФРГ и восточную – ГДР.

СССР надавил на ряд стран, и они отказались от помощи США. СССР берёт под своё крыло Венгрию, Румынию, Албанию, Болгарию, Югославию, Польшу, Чехословакию. Он оказывает этим странам огромную материальную поддержку и приводит к власти коммунистические правительства. Мир разделился на два лагеря – социалистический (во главе с СССР) и капиталистический (во главе с США).

Раздел мира был закреплён в международных организациях. В 1949 г. создан СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) социалистических стран. В апреле 1949 г. создан военно-политический блок западных стран – НАТО. В 1955 г. создана ОВД (Организация Варшавского договора) – военный блок социалистических стран.



Первые международные кризисы

В 1948 г., после решения США создать отдельное западногерманское государство – ФРГ, разразился Берлинский кризис. СССР заблокировал Западный Берлин (зону оккупации союзников), но Запад создал «воздушный мост», по которому почти год снабжал его всем необходимым. Этот кризис поставил мир на грань новой войны и привёл к окончательному разделу Германии.

После разгрома Японии её бывшая колония Корея была поделена по 38 параллели на две зоны оккупации, советскую и американскую. На севере утвердилось коммунистическое правительство Ким Ир Сена, а на юге – проамериканское правительство диктатора Ли Сын Мина. Эти правительства начинают войну за распространение своего влияния на всю Корею. США, СССР и Китай были втянуты в военные действия. Американцы хотели сбросить атомную бомбу на Китай, но не решились. В 1953 г. было подписано перемирие. Страна оказалась разделённой, а в мире ускорилась гонка вооружений.

Тема: СССР в послевоенные годы 1945-1953 гг.

1. Восстановление страны

2. Укрепление личной власти Сталина

3. Борьба за власть после смерти Сталина

Восстановление страны

Материальные в войне потери были очень велики. СССР потерял треть своего национального богатства. Пятилетка 1946-1950 г. стала планом восстановления и развития народного хозяйства. Проблема технического перевооружения промышленности решалась за счёт вывоза оборудования с германских и японских предприятий. Строились ГЭС, ГРЭС, развивалось дорожно-транспортное строительство. Успехи были в чёрной металлургии, добыче нефти, газа, машиностроении. На предприятиях не хватало рабочих рук и их вербовали в деревне. Необходимость укреплять обороноспособность вновь поставила во главу угла ВПК. Локомотивом, который тащил всю экономику, стало создание ядерного комплекса. Это были высокие технологии и сюда вкладывались большие деньги. В 1949 г. СССР получил ядерное оружие.

Сельское хозяйство после войны было в глубоком кризисе. Из-за нехватки продовольствия в стране крестьян обязывали сдавать всё больше зерна. Иногда приходилось отдавать даже семенной хлеб. Посевные площади сократились, рабочих рук не хватало. Техника была изношена. Росло недовольство крестьян.

Большинство населения находилось в бедственном положении. Введена карточная система снабжения. В 1947 г. провели реформу по обмену денег 10:1, после которой количество денег у населения уменьшилось. Вскоре правительство несколько раз провело снижение цен на продукты массового потребления и отменило карточную систему. Положение горожан несколько улучшилось.

После второй мировой войны сложился международный по-рядок, отличавшийся двумя существенными особенностями.

Во-первых, это уже упоминавшееся достаточно четкое разде-ление мира на две социально-политические системы, которые находились в состоянии перманентной «холодной войны» друг с другом, взаимных угроз и гонки вооружений. Раскол мира нашел свое отражение в постоянном усилении военной мощи двух сверх-держав — США и СССР, он институализировался в противосто-ящих друг другу двух военно-политических (НАТО и ОВД) и по-литико-экономических (БЭС и СЭВ) союзах и прошел не только по «центру», но по «периферии» международной системы.

Во-вторых, это образование Организации Объединенных На-ций и ее специализированных учреждений и все более настойчи-вые попытки регулирования международных отношений и со-вершенствования международного права. Образование ООН от-вечало объективной потребности создания управляемого между-народного порядка и стало началом формирования международ-ного сообщества как субъекта управления им. Вместе с тем, вслед-ствие ограниченности своих полномочий, ООН не могла выпол-нить возлагаемой на нее роли инструмента по поддержанию мира и безопасности, международной стабильности и сотрудничества между народами. В результате сложившийся международный порядок проявлялся в своих основных измерениях как противоре-чивый и неустойчивый, вызывая все более обоснованную озабо-ченность мирового общественного мнения.

Опираясь на анализ С. Хоффманна, рассмотрим основные из-мерения послевоенного международного порядка.

Так, горизонтальное измерение послевоенного международ-ного порядка характеризуют следующие особенности.

1. Децентрализация (но не уменьшение) насилия. Стабиль-ность на центральном и глобальном уровнях, поддерживаемая взаимным устрашением сверхдержав, не исключала нестабиль-ности на региональных и субрегиональных уровнях (региональ-ные конфликты, локальные войны между «третьими странами», войны с открытым участием одной из сверхдержав при более или менее опосредованной поддержке другой из них противополож-ной стороны и т.п.).

2. Фрагментация глобальной международной системы и реги-ональных подсистем, на уровне которых выход из конфликтов зависит каждый раз гораздо больше от равновесия сил в регионе и чисто внутренних факторов, касающихся участников конфлик-тов, чем от стратегического ядерного равновесия.

3. Невозможность прямых военных столкновений между сверх-державами. Однако их место заняли «кризисы», причиной кото-рых становятся либо действия одной из них в регионе, рассматриваемой как зона ее жизненных интересов (Карибский кризис 1962 г .), либо региональные войны между «третьими странами» в регионах, рассматриваемых как стратегически важные обеими сверхдержавами (Ближневосточный кризис 1973 г.).


4. Возможность переговоров между сверхдержавами и возглав-ляемыми ими военными блоками с целью преодоления создав-шегося положения, появившаяся в результате стабильности на стратегическом уровне, общей заинтересованности международ-ного сообщества в ликвидации угрозы разрушительного ядерного конфликта и разорительной гонки вооружений. В то же время эти переговоры в условиях существующего международного по-рядка могли привести лишь к ограниченным результатам.

5. Стремление каждой из сверхдержав к односторонним пре-имуществам на периферии глобального равновесия при одновре-менном взаимном согласии на сохранение раздела мира на «сфе-ры влияния» каждой из них.

Что касается вертикального измерения международного по-рядка, то, несмотря на огромный разрыв, существовавший между мощью сверхдержав и всего остального мира, их давление на «третьи страны» имело пределы, и глобальная иерархия не стано-вилась большей, чем прежде. Во-первых, всегда сохранялась су-ществовавшая в любой биполярной системе возможность контр-давления на сверхдержаву со стороны ее более слабого в военном отношении «клиента». Во-вторых, произошел крах колониаль-ных империй и возникли новые государства, суверенитет и права которых защищаются ООН и региональными организациями типа ЛАГ, ОАЕ, АСЕАН и др. В-третьих, в международном сообщест-ве формируются и получают быстрое распространение новые мо-ральные ценности либерально-демократического содержания, в основе которых — осуждение насилия, особенно по отношению к слаборазвитым государствам, чувство постимперской вины (зна-менитый «вьетнамский синдром» в США) и т.п. В-четвертых, «чрезмерное» давление одной из сверхдержав на «третьи стра-ны», вмешательство в их дела создавали угрозу усиления проти-водействия со стороны другой сверхдержавы и негативных по-следствий в результате противостояния между обоими блоками. Наконец, в-пятых, указанная выше фрагментация международ-ной системы оставляла возможность претензий определенных государств (их режимов) на роль региональных квазисверхдержав с относительно широкой свободой маневра (например, режим Индонезии в период правления Сукарно, режимы Сирии и Изра-иля на Ближнем Востоке, ЮАР — в южной Африке и т.п.).

Для функционального измерения послевоенного международ-ного порядка характерно прежде всего выдвижение на передний план деятельности государств и правительств на международной арене экономических мероприятий. Основой этого явились глу-бокие экономические и социальные изменения в мире и повсе-местное стремление людей к росту материального благосостоя-ния, к достойным XX века условиям человеческого существова-ния. Научно-техническая революция сделала отличительной чер-той описываемого периода деятельность на мировой арене в ка-честве равноправных международных акторов неправительствен-ных транснациональных организаций и объединений. Наконец, в силу ряда объективных причин (не последнее место среди них занимают стремления людей к повышению своего уровня жизни и выдвижение на передний план в международных стратегичес-ко-дипломатических усилиях государств экономических целей, до-стижение которых не может быть обеспечено автаркией), замет-но возрастает взаимозависимость различных частей мира.

Однако на уровне идеологического измерения международ-ного порядка периода холодной войны эта взаимозависимость не получает адекватного отражения. Противопоставление «социалис-тических ценностей и идеалов» «капиталистическим», с одной стороны, устоев и образа жизни «свободного мира» «империи зла», — с другой, достигли к середине 80-х годов состояния психологи-ческой войны между двумя общественно-политическими систе-мами, между СССР и США И хотя путем использования силы на региональных и субре-гиональных уровнях, ограничения возможностей «средних» и «малых* государств сверхдержавам удавалось сохранять глобаль-ную безопасность и тем самым контролировать сложившийся после второй мировой войны международный порядок, изменения, про-исходящие в сфере международных отношений, делали все более очевидным тот факт, что уже к 80-м годам он превратился в тор-моз общественного развития, опасное препятствие на его пути.

Тяжелым бременем для человечества стала вызванная проти-воборством двух систем гонка вооружений. Так, в середине 80-х годов на вооружение ушло около 6% мирового валового продук-та. Военные программы повлекли за собой огромный расход топ* лива, энергии, редкого сырья. Реализация этих программ приос-тановила либо замедлила использование для невоенных нужд множества научных открытий и новейших технологий (7). По дан-ным Стокгольмского международного института мира (SIPRI) в середине 80-х годов более половины ученых и технической ин-теллигенции планеты работали над созданием средств и методов разрушения, а не созидания материальных ценностей. Военные расходы оценивались в 1000 млрд. долларов в год или свыше 2 млн. в минуту (8). В то же время около 80 млн. человек в мире жили в абсолютной нищете, а из 500 млн. голодающих 50 млн. (половина которых — дети) ежегодно умирали от истощения (см.:там же, р. 79—80).

Если для мировой экономики непомерное бремя военных рас-ходов стало причиной стагнации и экономического дисбаланса, то еще более тяжелыми были его последствия для «третьего мира». Так, каждое вызванное гонкой вооружений повышение США своего ссудного процента на единицу добавляло 2 млрд. долларов к долгу развивающихся стран. Одним из самых опасных послед-ствий и аспектов проблемы стал рост военных расходов стран «третьего мира», испытывающих острый недостаток средств для медицинского обслуживания и продовольственного обеспечения населения. Достигнув ежегодной суммы в 140 млрд. долларов к 1980 г., эти расходы утроились в реальных ценах между 1962-* 1971 и 1972— 1981 годами. Во многих развивающихся странах на военные цели выделялось до 45% национального бюджета (см.: там же). Возрастающее бремя военных расходов стало непосиль-ным и для СССР, сыграв едва ли не решающую роль в крушении его экономики.

В целом же, в истории человечества создалась принципиаль-но новая ситуация, когда накопленного им прежде опыта нахож-дения оптимальных путей общественного развития уже недоста-точно, когда возникла острая необходимость в нетривиальных подходах, порывающих с привычными, но более не отвечающими действительности стереотипами. Беспрецедентные вызовы, с которыми столкнулось человечество, потребовали соответствую-щих их масштабам изменений в области международных отно-шений. Первостепенную важность для судеб цивилизации полу-чило широкое осознание уже отмечавшегося ранее некоторыми учеными того факта, что современный мир представляет собой неделимую целостность, единую взаимозависимую систему. Но-вое значение приобрел вопрос о войне и мире — пришло пони-мание всеми, причастными к принятию политических решений того, что в ядерной войне не может быть победителей и побеж-денных и что войну уже нельзя рассматривать как продолжение политики, ибо возможность применения ядерного оружия делает вполне вероятной гибель человеческой цивилизации.

всех спорных вопросах. Так, СССР предоставил Китаю однопроцентный кредит в сумме 300 млн долларов, безвозмездно передал правительству КНР права на бывшую КВЖД, на 25 лет раньше срока истечения договора ушел из порта Дальнего (Далянь) и вывел свои военные силы с совместной советско-китайской базы Порт-Артур, передав все имущество и сооружения китайской стороне. На вечные времена между СССР и Китаем была провозглашена "великая дружба".

Формирование биполярного мира

После войны фактически происходил передел мира, складывалось два основных полюса притяжения, формировалась биполярная геополитическая модель . На совещании Коминформа в ноябре 1949 г. в докладе М.А.Суслова было констатировано, что с одной стороны находится агрессивный и кровавый империализм, осуществляющий политику насилия над народами, готовящийся к войне против СССР, с другой - прогрессивный СССР

и его союзники.

Наиболее определенно о характере советской внешней политики высказался Черчилль, назвав ее "советским империализмом" и подчеркнув тесную связь внешнеполитических устремлений Советского Союза с коммунистической идеей. Он отмечал, что после войны "русский империализм и коммунистическая доктрина не видели и не ставили предела своему продвижению и стремлению к окончательному господству". Восприняв ленинскую идею "мировой революции", прагматичный политик Сталин постепенно трансформировал ее в концепцию неуклонного расширения "социалистического лагеря", сфер влияния в "третьем мире" под лозунгами пролетарского интернационализма, сплочения борцов за мир и т.п. Наряду с последовательными, реалистичными действиями по расширению советского блока и зоны влияния в странах "третьего мира", послевоенные амбиции Москвы иногда выходили за рамки трезвого расчета. Так, наиболее одиозным примером, трудно объяснимым с точки зрения здравого смысла, можно считать требования Сталина летом-осенью 1945 г., с самого начала обреченные на провал. Это требования об изменении режима Черноморских проливов, возвращении СССР Карского и Ардаганского округов, ставших турецкими в 1921 г., участии СССР в управлении Танжером (Марокко), а также заявления о заинтересованности в изменении политических режимов в Сирии, Ливане, ряде итальянских колоний в Африке. Вынужденный по требованию Сталина реализовывать эти абсурдные инициативы на международной арене В.М. Молотов впоследствии вспоминал: "Выступать с такими требованиями тогда было трудно [...]. Но попугать - попугали крепко".

Так или иначе, но к началу 1949 г. "социалистический лагерь" был идейно сплочен на основе подчинения и жесткой дисциплины. Во всех странах утвердились программы строительства социализма по советскому варианту, а их сотрудничество получило закрепление в рамках СЭВ. В Азиатско-тихоокеанском регионе возникли два коммунистических режима. Победоносно завершилась революция в Китае. Существенно возросло влияние СССР в странах "третьего мира". Меры, предпринимаемые США и их союзниками, были заявлены еще в фултонской речи Черчилля, требовалось только их международно-правовое оформление.

НАТО

4 апреля 1949 г. по инициативе США был подписан Североатлантический договор, определивший международно-правовую базу военно-политического союза проамериканского блока. Этот союз получил название Организации Североатлантического договора, или НАТО (от англ. North Atlantic Treaty Organization -

NATO ). В НАТО вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия, в 1952 г. Турция и Греция. В рамках НАТО было создано объединенное военное командование стран-участниц, что стало основой первого военного блока государств в послевоенном мире. Создание НАТО позволяет говорить о переходе конфронтации из идеологической и политической области в военную , что качественным образом меняло международную обстановку, вело к существенному обострению международной напряженности .

Германская проблема

Единственной сферой союзнических отношений в 1945-1949 гг. оставалось совместное управление Германией, поэтому именно в германском вопросе конфронтация проявилась наиболее остро. Советский Союз придерживался позиции территориальной целостности немецкого государства. Такая позиция была вызвана двумя основными факторами: угрозой реваншистских настроений в западных оккупационных зонах, располагавших богатым в экономическом отношении Рурским бассейном, и желанием получить от правительства единой Германии репарационные платежи в полном объеме. Как вспоминает В.М. Молотов, Сталин был практически уверен в победе немецких коммунистов

и не оставлял надежды распространить советское влияние на всю Германию.

В радикально изменившейся международной обстановке политика в германском вопросе стала для Запада главным способом противостояния. С 1 января 1947 г. начался процесс слияния оккупационных зон союзников: в течение 1947 г. было проведено объединение английской и американской зон, а летом 1948 г. к ним была присоединена французская зона. Реформа денежной системы в июне 1948 г. в Западной Германии и включение ее в сферу экономической помощи по "плану Маршалла" заложило экономическую основу раздела территории немецкого государства. Последней отчаянной попыткой давления на бывших союзников была экономическая блокада Западного Берлина (союзнических оккупационных секторов столицы Германии, находившейся целиком в советской зоне). Весной 1949 г. СССР пытался блокировать доставку продовольствия в Западный Берлин, но безуспешно - американцы доставляли все средства жизнеобеспечения населения воздушным путем. Без внимания осталось предложение Сталина снять блокаду Западного Берлина в обмен на отказ от идеи создания западногерманского государства.

23 мая 1949 г. было подписано соглашение между верховными комиссарами западных оккупационных зон о создании Федеративной Республики Германии со столицей в Бонне, принята Конституция и сформированы правительственные органы ФРГ. В качестве ответной меры в октябре 1949 г. в советской оккупационной зоне была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

Возрастание международной напряженности

Конфронтация двух систем делала открытое военное противостояние вполне реальным. Опасность этой тенденции усугублялась ядерным фактором. До 1949 г. единственной державой, обладавшей ядерным оружием были США, которые превратили его

в основное средство давления на СССР. Летом 1946 г. США внес на рассмотрение ООН план Баруха, в котором предлагалось учредить международную систему контроля над атомной энергией. Контролировать все виды деятельности (научно-исследовательскую и производственную), связанные с ядерной энергией, должна была специальная международная организация, реальное руководство которой оказывалось у США. В случае принятия плана Баруха возникала возможность закрепления монополии США на разработки

в области ядерной энергии. СССР выступил с контринициативой и внес на рассмотрение

ООН конвенцию по полному запрещению ядерного оружия, предложив не применять его ни при каких обстоятельствах, запретить его производство и хранение, уничтожить все его запасы. Контролировать соблюдение конвенции должен был Совет Безопасности ООН. План Баруха был отвергнут СССР, а конвенция по запрещению ядерного оружия - Соединенными Штатами. Обострение в международно-правовом плане вопроса об атомной энергии и ядерном оружии послужило началом эпохи "ядерной дипломатии" , гонки вооружений на международной арене.

США при подготовке своих военно-стратегических планов исходили из готовности применить против СССР ядерное оружие. Среди этих планов наибольшую известность получил план "Дропшот" (1949), где были намечены первоочередные цели ядерной бомбардировки городов Советского Союза.

Монополия США на ядерное оружие ставила СССР в довольно сложное положение и заставляла руководство страны проводить две основные линии. Первая, официальная линия сводилась к тому, чтобы, невзирая ни на какие сложности, создать советское ядерное оружие и ликвидировать ядерную монополию США. Усилия советского военнопромышленного комплекса увенчались успехом. В заявлении ТАСС от 25 сентября 1949 г. говорилось, что секрета атомной бомбы больше нет. Таким образом, ядерная монополия США была ликвидирована. Противостояние стало термоядерным.

Борьба за мир

Еще не обладая ядерным оружием, СССР активизировал вторую, пропагандистскую линию. Ее суть сводилась к тому, чтобы всячески демонстрировать желание договориться с США о запрещении и уничтожении ядерного оружия. Было ли это желание искренним? Считало ли советское руководство такие переговоры реальными? Вероятнее всего, нет. Важно другое - эта пропагандистская линия отвечала желанию советских людей жить в мире, а официальная пропаганда в данном случае совпала с движением сторонников мира как в СССР, так и за рубежом.

В 1947 г. по инициативе СССР была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН

с осуждением любой формы пропаганды, имеющей целью создать или усилить угрозу миру. На фоне широкого международного обсуждения угрозы мировой войны в августе 1948 г. по инициативе выдающихся ученых и деятелей культуры возникло международное движение сторонников мира, которое провело свой первый конгресс в апреле 1949 г. в Париже. В конгрессе приняли участие представители 72 стран, был создан Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира во главе с выдающимся французским физиком Ф. Жолио-Кюри, учреждены Международные премии мира. Это общественное движение абсолютно совпадало с официальной внешнеполитической линией Советского Союза, поэтому СССР оказывал движению сторонников мира постоянную помощь. Организованный характер оно приняло и внутри страны, соединившись со всей мощью советской пропагандистской машины - в августе 1949 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция сторонников мира и был создан Советский комитет защиты мира. Все взрослое население СССР (115,5 млн человек) поставило свои подписи под Стокгольмским воззванием, принятым в марте 1950 г. сессией Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира. В воззвании требовалось безусловное запрещение атомного оружия "как оружия устрашения и массового уничтожения людей". Подписавшие требовали "установления строгого международного контроля за исполнением этого решения", а применение атомного оружия первым против какой-либо страны объявлялось "преступлением против человечества". На официальном дипломатическом уровне в июне 1950 г. СССР заявил о готовности сотрудничать с законодательными органами других стран

принял Закон о защите мира, согласно которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества.

Война в Корее

Апогеем конфронтации стала война в Корее (25 июня 1950 г. - 28 июля 1953 г.), в ходе которой борьба между СССР и США за влияние в Азии перешла в открытое военное противостояние , грозившее перерасти в мировую войну. В Корейской войне Северная Корея (КНДР) воевала против проамериканской Южной Кореи. На стороне КНДР в боевых действиях участвовали китайские добровольцы, а с конца ноября 1950 г. - несколько советских авиадивизий на самолетах с корейскими опознавательными знаками, соединения ПВО. На стороне Южной Кореи воевали американцы под флагом ООН. Советское правительство оказывало КНДР военную и материальную помощь: снабжало корейскую армию танками, самолетами, боеприпасами, медикаментами. Несколько советских сухопутных дивизий было подготовлено к отправке в Корею. Военные действия проходили с переменным успехом. Наибольшую роль в военном отношении имел десант США в тылу северокорейской армии в сентябре 1950 г. и массированные бомбардировки столицы КНДР Пхеньяна в июле 1952 г. Тем не менее решающего стратегического преимущества ни одной из сторон добиться не удалось, и 28 июля 1953 г. в Корее установился мир, но страна осталась разделенной на два государства.

Внешнеполитическая обстановка и внутреннее положение в стране

Переход от изнурительной, тяжелейшей для Советского Союза войны 1941-1945 гг. практически без перерыва к конфронтации и "холодной войне" оказывал крайне тяжелое воздействие на внутреннюю обстановку . СССР наряду с США стал одним из центров биполярного мира, однако политический вес и амбиции страны-победительницы диаметрально расходились с ее экономическими возможностями. Ведение глобальной мировой политики в роли противовеса США поглощало все народно-хозяйственные ресурсы Советского Союза . Конфронтация на международной арене требовала все новых и новых средств, была губительна для разрушенной страны с огромной убыточной и милитаризованной экономикой. "Холодная война" поддерживала в обществе мобилизационный дух, человеческие и природные ресурсы страны по-прежнему приносились в жертву гонке вооружений. Идеологические шоры не позволяли руководству страны видеть роковой характер противостояния, крайне медленно приходило понимание того, что в ядерной гонке не может быть победителей.

Современный мир находится в от монополярной системы, установившейся после поражения СССР в Холодной войне, до биполярной системы. Она стала вполне реальной благодаря постоянному увеличению влияния Российской Федерации в мире.

Описание и особенности

Биполярная международная система - это вариант разделения всего нашего мира на две огромные серьезно отличающихся друг от друга по своим экономическим, идеологическим и культурным факторам. С точки зрения развития цивилизации, это намного более выгодный вариант, при котором лидер каждого «полюса» обязан создавать в своей зоне влияния условия выгодные государствам, и обычным людям. Проще говоря, это стандартный вариант конкуренции на рынке. Чем больше предприятий соперничают друг с другом, тем выше будет качество продукции, ниже стоимость, больше акций, бонусов и так далее.

История полярности до образования СССР

Вплоть до выхода США на мировую арену и образования СССР наша планета практически не знала, что такое биполярная система. Из-за слабого развития технологий и непрерывных войн сложилась такая ситуация что в каждом отдельном регионе было сразу несколько держав, которые могли составить друг другу конкуренцию по всем показателям. Например, в Европе к таковым можно было отнести Германию, Англию, Францию и Испанию. Из можно отметить Турцию и Швецию (которая и в Европе была далеко не на последнем месте). И подобное можно сказать о любых частях мира. Общим было только одно: никто не мог претендовать на всемирное господство, хотя Англия со своим огромным флотом прилагала для этого все возможные усилия. Но все изменилось со становлением двух сверхдержав, США и СССР.

Биполярный мир до конца Холодной войны

Вторая мировая война стала основной причиной биполярности. С одной стороны - Советский Союз, понесший огромные потери, но сумевший в самые короткие сроки восстановить промышленность и экономику, владеющий большей частью мира и невероятным количеством ресурсов. С другой стороны США, которые на протяжении всей войны успешно торговали с обеими сторонами и активно развивали собственное государство. Более того, когда результат противостояния стал очевиден, они быстро сориентировались и успели даже немного повоевать своими десантными частями. Остальные страны понесли настолько серьезные потери, что все усилия их были направлены на восстановление, а не на мировое господство. Как результат, две огромных державы начали «бодаться» друг с другом, не слишком прислушиваясь к мнению окружающих. И так продолжалось вплоть до конца 80-х, начала 90-х, когда СССР проиграл в Холодной войне, что и стало началом распада биполярной системы.

Монополярный мир

С тех пор и примерно до 2014 года ведущую роль в мире занимали Соединенные Штаты. Они вмешивались во все конфликты и брали все, что хотели (земли, ресурсы, людей, технологии и многое другое). Противопоставить мощи этой страны никто особо ничего не мог, ведь помимо действительно сильной армии у нее также была серьезная информационная поддержка, способная убедить даже в том, что черное - это белое. Как результат - текущее напряжение в мире, развитие наркоторговли, образование многочисленных террористических группировок и так далее.

Текущая ситуация

Второй этап формирования биполярной начался примерно в 2014 году и продолжается по сей день. Российской Федерации еще достаточно далеко до того момента, когда с ней начнут считаться точно так же, как с США, но все производимые сейчас действия уверенно ведут именно к такому исходу. Кроме того, достаточно активно ведет себя Китай, но, в отличие от тех же Штатов или РФ, у КНР мировое господство никогда не было основной целью. Население этой страны достаточно большое и постоянно увеличивается, так что в конечном итоге она все равно станет ведущей державой в мире.

Особенности монополярности

Монополярность, в отличие от биполярной системы мира, не подразумевает необходимости учитывать мнение других стран. У нее есть только один вариант дальнейшего развития: объединение всех государств под одним флагом, создание некой глобальной структуры, а фактически - единой на всей планете страны. Любые другие действия, направленные в первую очередь на увеличение мощи своей страны (в нашем случае - США), постепенно приводят к тому, что монополярность перестает привлекать людей и они ищут любую альтернативу.

При грамотном использовании собственного влияния можно было бы изменить ситуацию в другую сторону и вместо стран-сателлитов создать страны-союзники. Это было бы значительно выгоднее, но не дало бы того роста мощи, который демонстрировали Соединенные Штаты все это время. На данном этапе пытаться что-то сделать уже поздно, но за ускользающий титул мирового господина США будут держаться до последнего.

Возможное будущее

Текущее развитие человеческой цивилизации может привести только к трем основным вариантам. Возможно, это будет глобальный конфликт между несколькими группировками, неплохо описанный в книге Оруэлла «1984». Он будет нужен просто для того, чтобы объединить граждан образом злобного врага. При этом все контакты между странами будут нарушены, и в конечном итоге, по мере истощения природных ресурсов, конфликт или перейдет в решающую фазу с использованием оружия массового поражения, или же постепенно сойдет на нет просто из-за нехватки самого необходимого для продолжения войны.

Второй вариант развития - постепенное уменьшение влияния стран друг на друга и сравнительно может как стать началом долгой мирной эпохи, так и привести к закрытию границ и полному обрыву всех контактов с соседями. Вариант практически нереальный, который в реалиях современного мира даже представить сложно.

Последний вариант, к которому может привести становление текущей биполярной системы отношений, - образование единого государства после поражения одной из конфликтующих супердержав. В самом невероятном случае противники могут договориться, и совместно, повлияв на другие государства, сформировать общее для всех правительство, в рамках которого страны будут существовать скорее как некие корпорации. Существует множество других версий относительно того, к чему все это может привести, но они или слишком фантастичны, или требуют каких-то очень глобальных потрясений, которые сейчас сложно спрогнозировать. В качестве примера можно привести контакт с инопланетной расой, заболевания, уничтожающие больше половины мира, глобальную ядерную войну, открытие новых источников энергии и так далее.

Скорость развития цивилизации после становления монополярного мира значительно замедлилась. Были свернуты многочисленные теоретические исследования, не дающие выгоды в ближайшем будущем, практически закрылась космическая программа, остановился рост промышленности и исчезли грандиозные стройки.

Человечеству свойственно постоянно искать врага. Если его на самом деле нет, его нужно создать. На этом базируется биполярная система международных отношений. Это не хорошо, но и не плохо. Просто такой факт вынуждает нашу расу развиваться не самым эффективным способом. Проблему решил бы некий общий для всего вида враг, типа тех же «злобных инопланетян», но пока таковых в ближайшей перспективе не предвидится, как и других потенциальных претендентов на подобную роль. Так что, человечеству остается искать только врагов в своих рядах, желательно среди других стран.

Важную роль в монополярной и биполярной системах играет наличие ядерного оружия у достаточно большого количества стран. Сам факт взаимного уничтожения заставляет задумываться даже самые горячие головы и пытаться искать выход из кризиса другими, не военными методами. Если этот фактор по какой-то причине пропадет, очень вероятен очередной глобальный военный конфликт и передел сфер влияния, аналогичный тому, который произошел в Первой и Второй мировых войнах, хотя и считается, что подобные пережитки прошлого в современном мире невозможны.

Вывод

Как монополярная, так и биполярная система не является конечным этапом развития отношений между странами, но именно два полюса силы смогут дать нужный толчок, ведь в рамках противостояния и возникает потребность сделать больше и лучше соперника, что дает серьезный толчок науке, экономике, промышленности и другим сферам деятельности. Главное, чтобы конфликт оставался в пассивной фазе, так как боевые действия между супердержавами с большой долей вероятности могут привести к полному уничтожению человечества.