Ничего страшного, кажется, ещё не случилось. Просто Путин в интервью заявил, вопрос с островами может быть решён исключительно на основания Совместной советско-японской декларации от 1956 года. А в этой декларации ничего не сказано о том, как будут передаваться острова, на каких условиях и т.д. В общем, переговоры будем вести и вести, и вести… И всё будет хорошо!

И действительно, можно было бы поверить, что всё будет хорошо. В смысле целостности и неделимости. Но, 16 ноября 2018 года секретарь японского правительства Ёсихидэ Суга делает заявление, что правительство Японии, в целом, готово… Готово к чему? Если убрать весь дипломатический политес, то японцы согласны заключить Мирный договор после передачи им островов Хабомаи и Шикотан. И очень надеются, что всё случится уже в этом году.

А следом идёт заявление японского премьера: Синдзо Абэ торжественно обещает, что на этих островах не будет американских военных баз.

А это всё, в совокупности, очень плохо.

Два года назад я уже писал про «спорные острова» — Нужен ли России мирный договор с Японией? Подробно, с картами, историей вопроса и дательным разбором японских аппетитов.

С той поры ничего не изменилось, кроме одного момента - японцы вдруг смягчили свою позицию и уже согласны «всего» на два острова. При этом «наши партнёры» не скрывают по какой причине они решили смилостивиться - после Путина придёт «более решительный и самостоятельный руководитель», с которым можно будет разрешить и остальные территориальные проблемы.

Наши государственные СМИ ограничились по этому поводу двухминутными роликами (что крайне удивительно - переговоры длились не один час), в интернете появились статьи с разной степенью оптимизма. Патриоты уверенны, что Путин не допустит и такого быть не может. Либералы опасаются, что «путинский режим» сейчас получит от японцев за острова деньги и заткнёт «быдлу» рот, а «совки» в благодарность и дальше будут голосовать за Великого.

Китайцы злорадствуют, что хитрый Путин опять улыбался, но ничего не обещал.

Отметилось несколько экспертов с предположением, что острова отдадим, но не сразу, а постепенно. Лет так за 50 или 100. Поэтапно. Острова хорошие, но сейчас очень деньги нужны. И, как бонус, мирный договор. Народ сейчас злой, а если постепенно, то и волки с мясом, и бараны не поймут, что их не просто остригли, но уже на шашлык разделали.

Я нашёл только одного блоггера, жителя тех самых Курильских островов, который крикнул: Караул, грабят!

И мне его озабоченность близка и понятна. Очень похоже на то, что действительно грабят.

Зачем Путин вообще встречается с этим Абэ? Понятно, что японского премьера ничего, кроме наших территорий не интересует. Ну хочет японский человек войти в историю своего народа. И выборы у него скоро.

Зачем вытащили на свет эту хрущевскую декларацию от 1956 года? Хрущева, между прочим, за эту инициативу чуть к стенке не поставили - это было одним из серьёзных пунктов обвинения, когда «кукурузника» в 1964 году с поста Первого секретаря снимали. Пожалели и не расстреляли. Хотя, по советским законом, за такое вольное обращение с территорией вполне могли дурную башку зелёнкой намазать. На совершенно законных основаниях.

И вот опять эта бумажка всплыла.

Зачем России мирный договор с Японией? Какого рожна Путину и Медведеву в этой Японии мёдом намазано?

Я совсем не разделяю бодрости патриотов, которые полагают, что Путин «не сдаст» только потому, что он Путин. У нас за Горбачёвым и Ельциным закрепился статус разбирателей России. А Путин, вроде бы, как собиратель. После Крыма.

Только ведь и эта парочка, Путин-Медведев, была замечена в разбазаривании казённых земель.

В 2008 году Китаю пожаловали с царского плеча 337 квадратных километров в районе Хабаровска.

В 2010 году Норвегии подарили 300 000 квадратных километров шельфа (для справки: площадь Белгородской области 27 100 кв. км.) с 60 % запаса российского минтая, месторождениями газа и нефти примерно на 30 - 50 миллиардов американских рублей. Не могу не вспомнить пенсионеров, на которых денег нет и которые страну разоряют.

В 2011 году Азербайджан получил половину водозабора реки Самур и два села с проживающими в них 600 семьями. Даже не царский, а какой-то сатрапский подарок - земля с холопами.

А через два года отрезали в пользу того же Азербайджана ещё порядка 10 000 га и оставили 300 000 лезгин буквально без куска хлеба - переданы были высокогорные пастбища, золотой фонд края. На этих пастбищах лезгины сотни лет скот пасли и с этих лугов три района жили. А больше в тех местах пастбищ нет - одни горы вокруг.

И назовите мне причину, по которой Курильские острова не уплывут в Японию, как облака?

Должна же быть какая-то логика в поступках президента Путина и его команды?

Мирный договор заключить? А нам от него теплее станет? Семьдесят три года прожили без договора и что? Да этот договор японцам больше, чем нам нужен. У китайцев очень хорошая память, чего они и не скрывают. А Япония им сильно задолжала. Скоро придётся, без вариантов, по счетам платить. И в регионе нет другой страны, кроме России, которая могла бы помочь японцам сохранить, как минимум, стабильность. А ещё есть корейцы, особенно северные, которые любят над Японией ракеты пускать.

Инвестиции? Очень сомнительное приобретение. Инвестиции - это не «на тебе денег и делай, что хочешь». А это такая форма целевого кредитования. Денежки нужно будет вернуть, да ещё и с процентами. И под государственные гарантии.

Этот как я бы машину отдал, а мне покупатель за машину кредит выдал. Машина его и деньги я должен.

А потом я сильно сомневаюсь, что японцы действительно будут инвестировать в значимые проекты на Дальнем Востоке. Зачем им сильная Россия на Тихом океане? Проблем мало и они создадут себе ещё одну очень большую?

Вариант поменять японские инвестиции на русские обещания я рассматривать вообще не буду. По той причине, что это вероятность следующая после прилёта марсиан. У них Ельциных — Горбачёвых в премьеры не выбирают.

Понятно для чего инвестиции чиновникам и придворному бизнесу, а нам, россиянам, к чему такой подарок? Потом лет двести рассчитываться за украденные деньги и любоваться бывшими нашими островами?

Какой-то политический выигрыш? Тут с какой стороны не посмотри - одни минусы… Японцы надавили покрепче и русские отдали. А Калининград, а Крым, а исконные украинские земли до Урала, а Кемска волость, наконец? Тут аппетит у многих проснётся, в том числе и у Китая. Если раздают даром, то почему бы и не потребовать?

И не лишним будет помнить, что Япония - это девушка США. Абэ может пообещать, что он хоть бабой станет. А прикажут американцы и будут на островах базы. Чего стоят обещания «наших партнёров», если они договора рвут легко и непринуждённо? И японцы не исключение. Было у же в российско-японских отношениях такое. Передумали. Похлопает Абэ грустными глазами и уйдёт, в ранге эпического героя для своего народа, на пенсию. Или просто пошлёт туда, куда японцы дураков посылают. И что? Начнём войну за наши бывшие острова?

Бросим на них две атомных бомбы и они нас полюбят. Как американцев. Или лучше три, чтобы сильнее любили?

Передача островов Японии - это, в политике, будет не просто стратегическим проигрышем. Это будет преддверие капитуляции.

Японцы, получив острова, станут нашими союзниками в регионе? Как стали норвежцы, которые в благодарность за щедрый дар начали требовать увеличить их долю в Арктике, поскольку у них территория «приросла», притащили к себе и в бывшие наши воды американские военные корабли, ввели против России санкции и объявили русских самой большой угрозой для Норвегии?

Или Азербайджан после подарка земель с живыми людьми нас сильно полюбил?

А как к этому отнесутся жители «оставшихся» островов, Сахалина, Камчатки, Приморья и всего Дальнего Востока?

Зачем все эти прыжки и подскоки на берегу Тихого океана? Игра, если это игра, уж больно рискованная. И что занимательно, не сулящая никакого выигрыша для Государства Российского. Кому тут Путин «крутит Антона на нос»?

Получается, что кроме «инвестиций» другого интереса нет. Кто-то очень хочет денег… Много денег.

А в такой ситуации я бы не стал утверждать, что Путин не сдаст. Вы у почти пенсионеров спросите или у тех, кто жил на границе с Азербайджаном и кого даже не спросили, хочет ли он поменять гражданство. Если пахнет деньгами (особенно большими деньгами), ставить на либерала очень рискованно - чем больше денег, тем дальше от России новая демократическая родина. Они это с кока-колой с детских лет впитывают.

Потому, вполне вероятно, что курильский блогггер не зря кричал: Караул! Грабят!
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /

Согласно сообщениям российских информационных агентств и японских СМИ, переговоры между Россией и Японией о заключении мирного договора перешли в техническую фазу.

На встрече на полях саммита G20 в Буэнос-Айресе Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии договорились о новом механизме решения проблемы мирного договора между двумя странами.

Заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов и замглавы МИД Японии Такэо Мори назначены спецпредставителями, ведущими переговоры о мирном договоре. Курировать работу спецпредставителей будут министры иностранных дел России и Японии – Сергей Лавров и Таро Коно.

Как ожидается, перед следующим визитом Синдзо Абэ в Россию, если будет такая возможность, планируется провести встречу между главами МИД – Сергеем Лавровым и Таро Коно.

В российском МИД отметили, что изменение формата переговоров не является радикально новым, речь идет только об уточнении этого формата.

Тем не менее, назначение двух спецпредставителей означает, что лидеры России и Японии основное политическое решение приняли, и теперь вопрос может быть передан техническим специалистам.

Суть политического решения в том, что Россия и Япония согласились действовать в духе известной Декларации 1956 года, по которой Россия (в статье 9 Декларации - СССР) «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора».

Ранее Япония возражала против предложений сначала заключить мирный договор, а только потом переходить к обсуждению вопросов о спорных территориях. Собственно, в этом и заключается политический прогресс – стороны вернулись к позициям, обозначенным ими до обострения российско-японских отношений, возникших в результате заключения Японией соглашения об оборонном сотрудничестве с США.

Впрочем, японская газета «Майнити», сообщая о назначении спецпредставителей, оговаривает, что придется разрешить вопросы, поставленные российским президентом, в частности, число и условия передачи островов, а также то, какая страна будет обладать суверенитетом над ними, и что делать с проблемой возможного размещения военных баз США на передаваемой территории.

Напомним, что ранее японская газета «Асахи» сообщала об обещании Синдзо Абэ Владимиру Путину не размещать американские военные базы на спорных островах Курильской гряды, если они будут переданы Японии.

По всей видимости, Владимир Путин и Синдзо Абэ заключили «джентльменское соглашение» – действовать в духе Декларации 1956 года, и реализовать ее статью 9 в полном объеме, если позволит общественное мнение двух стран.

В таком виде компромисс является уступкой с двух сторон – Москва соглашается на передачу островов Хабомаи и Шикотан, а Токио снимает претензии на о. Итуруп и о. Кунашир.

Основной проблемой здесь является общественное мнение в обеих странах. Россияне не хотели бы передавать Японии вообще ни один из спорных островов, и на этом основана официальная позиция МИД России – эти территории находятся под суверенитетом России, а японцы желали бы провести размежевание на Курильской гряде по трактату 1855 года, то есть получить и острова Хабомаи, и о. Шикотан, и о. Итуруп, и о. Кунашир.

Интересен и вопрос о том, какая страна будет обладать суверенитетом надо островами Хабомаи и о. Шикотан, инициированный Владимиром Путиным, когда он комментировал содержание Декларации 1956 года.


Из международной практики кроме наиболее очевидных ответов «конечно, Россия», или «конечно, Япония», известны и более экзотические формы, вроде совладения (кондоминиума»), т.н. «свободной территории» под международным управлением (ну, например, наподобие «свободной территории Триест», существовавшей некоторое время после Второй мировой войны, демилитаризованной зоны, оставления островов под российским суверенитетом, но передачи их в аренду Японии на 99 лет, передачи островов под японский суверенитет и заключения соглашения об аренде их Россией в течение 99 лет, и т.д.

В конце концов, форма, в какой «джентльменское соглашение» может быть реализовано, не так уж и важна. Гораздо важнее другое – а зачем вообще это нужно России, учитывая, что, ни население страны, ни политические партии и движения передачи спорных территорий Японии не хотят, а мирный договор не так уж и нужен, так как состояние войны между Москвой и Токио прекращено уже по той же Декларации 1956 года?

Ни сейчас, ни в краткосрочной перспективе России это, разумеется, никоим образом не нужно. Если с августа 1945 года Япония спокойно сосуществует с Россией, без обладания «Северными территориями», скорее всего, она и еще столько же времени прекрасно обойдется без этих нескольких скалистых клочков земли, омываемых океаном.

Однако долго ли Япония просуществует в виде проамериканского марионеточного государства? Хотя это определение наверняка обидно для японцев, но сейчас и ЕС, и Япония сидят под американским стратегическим зонтиком и в целом несамостоятельны, зависят от Вашингтона.

При этом в Европе набирает силу тенденция к обособлению от США и НАТО, и со временем, с горизонтом лет 50-75, вероятно, ЕС превратится в самостоятельный мировой центр силы. Это же рассуждение применимо и к Японии, и тогда возникает вопрос – насколько дружественной будет по-настоящему независимая мощная Япония к России?

Однако Япония, урегулировавшая территориальную проблему с Россией ко взаимному удовлетворению, в случае выхода из-под американского стратегического зонтика (а тогда она перестанет быть «проамериканской»), представляет собой потенциально весьма выгодный России международный фактор, возможно – интересного регионального партнера, отчасти в противовес КНР, отчасти в противовес США.

14:32 — REGNUM Отказ пресс-секретаря президента РФ комментировать «нюансы» переговоров тет-а-тет Владимира Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ лишь усилил подозрения в отношении сговора за спиной народа по поводу судьбы законно принадлежащих нашей стране островов Малой Курильской гряды, да и островов Большой Курильской гряды тоже.

Публикации в российских СМИ о том, что поставивший целью своей политической жизни «возвращение» Курильских островов Абэ якобы готов «закрыть вопрос», удовлетворившись лишь Малой Курильской грядой — островом Шикотан и 18 мелкими островами, именуемыми в Японии Хабомаи, свидетельствуют о недостаточном понимании существующих в Японии настроений по вопросу о так называемых «северных территориях». В действительности Абэ и его окружение предложили Путину лишь начать с Малой Курильской гряды. А затем, отнюдь не прекращая выдвигать необоснованные требования, добиваться включения в состав японского государства и островов Большой Курильской гряды — Кунашира и Итурупа, на которые у Японии нет никаких юридических прав и оснований. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с почти ежедневными заверениями генсека кабинета министров Японии Ё. Суга, который убеждает народ в отсутствии в позиции Абэ каких-либо изменений по поводу требований всех «северных территорий» — Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи, разумеется, с окружающими их богатейшими 200-мильными экономическими зонами.

Что касается попыток для начала заманить Путина в переговоры о «возвращении» якобы только двух островов, то эта коварная идея принадлежит не Абэ, а «консультирующему» его по методам работы с русскими бывшему коллеге по партии ушлому политикану Мунэо Судзуки, в свое время исключенному из Либерально-демократической партии Японии и отбывшему тюремный срок за коррупцию. Он предложил Абэ свой план, который пытался реализовать при обработке Бориса Ельцина, соглашавшегося на определенном этапе не без участия Судзуки «подарить другу Рю (тогдашнему премьер-министру Японии Рютаро Хасимото)» все южнокурильские острова. Кстати, надо отдать должное японским премьерам, которые, используя японские методы «обволакивания» партнера лестью и посулами, быстро добиваются «дружбы» с нужными им российскими политиками и перехода их к сокрытым от общественности сугубо конфиденциальным переговорам.

Но вернемся к личности непонятно почему, но серьезно влияющего на нынешнего премьера Абэ г-на Судзуки. После первого официального визита президента РФ Владимира Путина в Японию в 2000 году местные газеты подчеркивали, что Путин впервые признал действенность Совместной декларации 1956 года, а, значит, предстоит продолжение переговоров по территориальному вопросу. Отмечалось, что

«Путин стал первым из нынешних российских лидеров, признавшим действенность декларации и возможность ее использования в качестве юридической основы для продолжения переговоров двух стран, связанных с их территориальным спором».

Делался вывод о склонности нового президента искать развязки политических противоречий с Японией, что порождало у официального Токио определенный оптимизм.

То, что Путина поняли правильно, фактически подтвердили представители МИД РФ, которые в своих разъяснениях японским журналистам предпочли не подтверждать, но и не отрицать подобное толкование замечаний президента. Сам же Путин на пресс-конференции в Токио ограничился лишь констатацией сложности ситуации.

«Что нужно сделать для окончательного решения проблемы, которая существует между Россией и Японией? — задал он вопрос и сам ответил на него. — Если бы мы это знали на сто процентов, то, наверное, сейчас отвечали бы на другие вопросы».

Следует отметить, что занятая Путиным, а вернее, навязанная дипломатами еще из ельцинского окружения позиция содержала в себе явное противоречие. С одной стороны, в опубликованном по итогам визита совместном заявлении объектами спора вновь назывались все южнокурильские острова, на которые претендует Япония, а с другой — намечалась линия на возвращение к условиям Совместной декларации 1956 года, где речь идет лишь об островах Хабомаи и Шикотан.

Иван Шилов © ИА REGNUM

Уловив настроение Путина искать пути «окончательного разрешения проблемы», японские политики решили помочь в таком поиске. Наибольшую активность в этом направлении развернул занимавший на протяжении ряда лет важные посты в правящей партии и правительстве Мунэо Судзуки. Являясь депутатом парламента от расположенного на севере Хоккайдо избирательного округа, этот политик задался целью «внести личный вклад» в разрешение территориального спора с Россией. Для этого он установил тесные связи с отвечавшими за японо-российские отношения чиновниками МИД Японии, а через них с российскими дипломатами и политиками. Довольно скоро Судзуки удалось «приватизировать» территориальную проблему, добившись полного контроля над ходом ее обсуждения внешнеполитическими ведомствами двух стран.

План Судзуки и его приспешников в японском МИД состоял в том, чтобы втянуть российское правительство в обсуждение конкретных вопросов о «возвращении» для начала островов Хабомаи и Шикотан. Во время бесед с российскими политиками и дипломатами в Токио и Москве основное внимание Судзуки уделял именно островам Малой Курильской гряды, намекая на якобы существовавшую возможность при определенных условиях ограничиться передачей лишь этих территорий. В то же время своим японским коллегам он обещал непременно побуждать российскую сторону не отказываться и от поиска решения вопроса о Кунашире и Итурупе. Однако многое говорит о том, что сам-то Судзуки в своих тайных замыслах был согласен на получение лишь Хабомаи и Шикотана, ибо в этом случае эти острова, а главное — богатые морепродуктами омывающие их воды, скорее всего, административно вошли бы в район его избирательного округа со всеми вытекающими материальными выгодами. О том, что этот политикан при решении государственных вопросов не забывал про свой карман, свидетельствовал разразившийся впоследствии громкий коррупционный скандал, итогом которого стал арест Судзуки и его подельников из числа высокопоставленных дипломатов и тюремные сроки. Однако это было потом.

В период же 2000−2001 гг. политические маневры Судзуки на японо-российском направлении встречали понимание премьер-министра Японии Ёсиро Мори, который, как и все его предшественники на этом посту, желал оставить свое имя в истории, добившись «возвращения исконно японских территорий». Это проявилось в его нескрываемой заинтересованности расширить контакты с президентом Путиным с тем, чтобы убедить последнего в большой выгоде для России разрешения территориального спора и подписания между двумя государствами мирного договора. В связи с тем, что популярность Мори в стране падала, премьер-министр рассчитывал поправить свои дела, организовав как можно скорее очередную встречу с Путиным для внесения «новых» предложений по территориальному вопросу.

Сначала японо-российский саммит в Иркутске был назначен на конец февраля 2001 г., но затем перенесен российской стороной на 25 марта. По всей вероятности, Москве нужно было время для проверки достоверности «информации» о готовности Токио к компромиссу, которую поставлял «друг России» Судзуки. Судя по последовавшим событиям, в Кремле было принято решение с большей определенностью дать японцам понять, что территориальную проблему можно было бы разрешить, вернувшись к условиям 1956 года.

Похоже, в Иркутске, в конфиденциальном порядке, Путин согласился обсуждать вариант передачи Японии Малой Курильской гряды. Если верить тогдашнему премьер-министру Мори, Путин заявил, что в случае переизбрания президентом на второй срок готов вести переговоры по поводу Шикотана и Хабомаи. По утверждению бывшего японского премьера, дословно было сказано следующее:

«Передачу Японии Хабомаи и Шикотана сейчас трудно реализовать. А вот если меня переизберут на второй срок, то я приложу все силы для возвращения Японии этих островов».

Впоследствии МИД РФ отказался подтвердить это высказывание.

Услышав подобное из уст президента, Мори принялся «ковать железо, пока горячо». Он всячески убеждал собеседника согласиться на «возвращение» всех южнокурильских островов, заявляя о готовности Японии получить желаемое не одновременно, а как бы в рассрочку — сначала Хабомаи и Шикотан, а затем, по прошествии некоторого времени, — Кунашир и Итуруп. При этом японская позиция подавалась как якобы проявление нового, более гибкого подхода к решению территориальной проблемы.

Естественно, Путин не мог согласиться с таким «расширительным» толкованием своего согласия на продолжение переговоров о двух островах, о чем и было прямо сказано японскому премьеру. Более того, президент счел необходимым указать на существующие разночтения записанного в Совместной декларации, заявив, что статья 9-я «нуждается в дополнительной работе экспертов для выработки единообразного понимания» ее положений. Суть же «разночтений» состоит в том, что японская сторона почему-то считает, что текст 9-й статьи якобы предполагает передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан вне зависимости от подписания мирного договора. Договор же, по японской версии, может быть заключен лишь после разрешения в пользу Японии вопроса о принадлежности и островов Кунашир и Итуруп.

Подобное толкование по меньшей мере странно — ведь в этой статье Совместной декларации со всей определенностью записано:

«При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

Отсюда со всей очевидностью вытекает, что по Совместной декларации 1956 г. возможность передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан предусмотрена лишь на условии согласия японской стороны с отказом от иных территориальных претензий и подтверждении этого фактом заключения мирного договора. В связи с этим выдвижение претензий на Кунашир и Итуруп является не чем иным, как произвольным шагом японской дипломатии.

Несмотря на то, что в Иркутске президент Путин вежливо отверг предложение японской стороны о начале так называемых «переговоров по двум колеям», а именно по Хабомаи и Шикотану и отдельно по Кунаширу и Итурупу, он, как и год назад, подписал согласованный российскими и японскими дипломатами документ, в котором повторялись и даже расширялись выгодные Японии формулировки ельцинского периода. Тем самым как бы повисало в воздухе предложение президента рассмотреть возможность возвращения к компромиссу 1956 года.

Тем не менее, к немалому удовлетворению японской стороны, в совместное заявление вновь были вписаны выгодные Японии положения, фиксирующие «спорность» всех островов, на которые претендует Токио. В совместном заявлении, скрепленном подписью президента РФ, в частности, было записано, что стороны:

» — Исходя из этого, согласились ускорить дальнейшие переговоры с целью заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи и таким образом достичь полной нормализации двусторонних отношений на основе Токийской декларации о российско-японских отношениях 1993 года;

— договорились активизировать переговоры с целью достижения взаимоприемлемого решения и в ближайшее возможное время определить конкретное направление движения к заключению мирного договора;

— подтвердили, что будут продолжать сотрудничество, связанное с островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, направленное на создание благоприятных условий для скорейшего заключения мирного договора;

— подтвердили важность реализации подписанного 16 января 2001 года в Москве министрами иностранных дел И. С. Ивановым и Ё. Коно Меморандума о новом издании Совместного сборника документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией и деятельности по разъяснению общественности важности заключения мирного договора».

Иван Шилов © ИА REGNUM

Текст Иркутского заявления, как и содержание аналогичных двусторонних документов ельцинского периода, хотя и был во многом навязан японской стороной и содержал выгодные ей констатации, не выходил за рамки «меморандума о намерениях». Указание на стремление «заключить мирный договор путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи» не означало, что вопрос о принадлежности этих островов априори должен быть решен в пользу Японии. Обратило на себя внимание появление в заявлении, видимо, по инициативе российской стороны, пункта, характеризующего Совместную декларацию 1956 г. как «базовый юридический документ». Это являлось свидетельством намерения российского руководства на определенном этапе вынести условия 1956 г. в центр российско-японских переговоров о заключении мирного договора.

Однако замысел втянуть Москву в конкретные переговоры о передаче островов Хабомаи и Шикотан на условиях согласия с последующим обсуждением вопроса о принадлежности Кунашира и Итурупа осуществить не удалось. Можно сказать, что инспирированная Судзуки и его российскими партнерами комбинация с «реанимацией» условий 1956 г. обернулась как для японской, так и российской стороны фиаско. Кремлю было дано понять, что при любом развитии хода переговоров японское правительство не пойдет на отказ от притязаний на Кунашир и Итуруп. Одна из ведущих газет Японии «Асахи симбун» отмечала после иркутской встречи:

«…Россия все еще утверждает, будто бы согласно Декларации территориальные переговоры завершаются с возвращением Японии лишь двух островов. Но если это так, и Россия не готова идти дальше возврата Японии двух островов, то это чревато не чем иным, как провалом переговоров. В то же время, если предположить, что Япония, требующая четыре острова, согласилась бы сейчас на получение лишь двух островов, то это всё равно приведет в дальнейшем к переговорам о возврате ей двух других оставшихся островов. А поэтому на нынешней встрече руководителей двух стран подобные расхождения в их позициях остались абсолютно не преодоленными».

Подобная ситуация сохраняется и на сегодняшний день. Тем не менее итоги Иркутской встречи внесли новый акцент в российско-японский диалог по проблеме заключения мирного договора, продемонстрировали стремление Москвы искать компромиссные варианты.

Конец закулисной деятельности Судзуки и его состоявшей из японских и российских дипломатов «команды» положил пришедший к власти в апреле 2001 г. новый премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Уже в своем первом выступлении в японском парламенте он особо подчеркнул, что будет неуклонно добиваться возвращения Японии всех четырех южнокурильских островов. Это означало, что сделанное российской стороной предложение о возможности передачи двух островов было отвергнуто. Критике был подвергнут и японский план ведения переговоров «по двум колеям», то есть отдельно о передаче островов Хабомаи и Шикотан и о принадлежности Кунашира и Итурупа.

Однако тесные контакты российских дипломатов с Судзуки и его помощниками продолжались до тех пор, пока в Японии вокруг этого дельца от политики не разразился небывалый по масштабам коррупционный скандал, вовлекший в себя как предпринимателей, так и немало чиновников японского МИД. И лишь после этого, поняв, наконец, с кем оно имело дело, российское руководство несколько охладело к закулисным контактам с японскими политиками. Более того, было принято решение продемонстрировать твердую позицию в отношении японских притязаний на дальневосточные земли России. С молчаливого согласия, а может быть, и по инициативе Кремля 18 марта 2002 г. в Государственной думе РФ были проведены открытые слушания «Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности». Слушания были организованы совместно Комитетом по безопасности, Комитетом по международным делам и Комитетом по геополитике, в которых преобладали лояльные правительству депутаты.

«Исходя из юридического, исторического и морального обоснования принадлежности южных Курильских островов, а также принимая во внимание их исключительную важность с геополитической, военно-стратегической, морально-политической и экономической точек зрения, участники парламентских слушаний заявляют о том, что так называемый территориальный вопрос нашел свое законное и справедливое решение по итогам Второй мировой войны, закрепленное соответствующими международными соглашениями, и в повестке дня российско-японских отношений стоять не должен».

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Участники слушаний выразили свое убеждение в том, что «мирный договор с Японией ценой территориальных уступок России неприемлем». Было предложено, чтобы глава государства ориентировал МИД России на отказ от бесплодных переговоров и на заключение с Японией всеобъемлющего Договора о добрососедстве и сотрудничестве.

Какой-либо публичной реакции президента на это обращение не последовало. Более того, высокопоставленный представитель МИД РФ поспешил заверить японцев, что Москва «будет и дальше продолжать переговоры с Токио по поводу четырех островов». Это позволило министру иностранных дел Японии Ёрико Кавагути высказать мнение о том, что «позиция российского правительства отличается от позиции Думы» и следует «доверять заявлениям правительства России о его готовности обсуждать все вопросы, связанные с переговорами о мирном договоре двух стран».

То, что происходит сейчас, является всего лишь попыткой «реанимации» плана Судзуки, только теперь объектом «активных мероприятий» стал президент РФ Владимир Путин.

Важно понимать, что даже если решивший поставить на кон свою репутацию политика Абэ и согласится на условия сдачи Россией только Хабомаи и Шикотана, ему не позволят это сделать не только оппозиция, но и однопартийцы. Напомним, что на последних выборах председателя партии за другого кандидата, Сигэру Исиба, проголосовала треть участников съезда. А Исиба, как известно, критически отзывается о методах работы Абэ с российским президентом.

Не следует забывать и то, что парламентская Коммунистическая партия Японии выступает в своей программе за «возвращение» всех Курильских островов вплоть до Камчатки. А многочисленные в стране поддерживаемые крупным капиталом правонационалистические организации и вовсе требуют «все Тисима и Карафуто», то есть все Курилы и Южный Сахалин. Именно эти лозунги начертаны на их «украшенных» милитаристскими флагами пропагандистских машинах и содержатся в истошных криках у стен российского посольства и других российских учреждений в Японии.

Иван Шилов © ИА REGNUM

Да и опросы впитавшего со школьной скамьи убеждение в «исконной принадлежности Японии всех северных территорий» населения страны показывают, что за вариант разрешения «территориального вопроса» на основе волюнтаристского «хрущевского компромисса» выступает явное меньшинство. Так что Малая Курильская гряда едва ли устроит японцев, подчеркивающих, что она составляет лишь 7 процентов площади желанных «северных территорий».

К тому же наше население не информируется о том, что в действительности Абэ предлагает не условия 1956 года, а реанимацию «ельцинско-козыревского» плана сдачи Курил в два этапа — «два плюс альфа» — сначала Шикотана и Хабомаи, а затем Кунашира и Итурупа. Есть в Японии и идея вписать в проектируемый мирный договор согласие российской стороны продолжать переговоры о «возвращении» Кунашира и Итурупа. Но тогда это будет не мирный договор, а какой-то другой, ибо мирный договор предусматривает окончательное урегулирование линии прохождения границы.

В заключение с прискорбием отметим, что Курилы останутся российскими не в результате принципиальной позиции российской власти, а вследствие реваншистских настроений японцев, придерживающихся бесперспективного в данном случае принципа «всё или ничего».

08:57 — REGNUM У жителей Курильских островов вызывают недоумение и возмущение «советы» некоторых жителей центральной полосы России по поводу сдачи Курил Японии. Советуют возрадоваться и сдаваться. Приводят и аргументы — «вам там лучше будет». Курильчане в ответ советуют сначала сдать немцам Москву — по тем же основаниям, передаёт корреспондент ИА REGNUM .

Оксана Ризнич

Директор Курильского Краеведческого музея, писатель и художник Оксана Ризнич, разместила на своей странице в Фейсбук очень эмоциональное, полное негодования обращение к всевозможным «советчикам».

""Советчики» из Москвы, Твери и даже Киева настоятельно рекомендуют курильчанам возрадоваться, сдать Курилы Японии и жить счастливо. Аргумент один: «там же лучше». Есть и другие мнения тех, кто никогда не был на Курилах и вообще — на Дальнем Востоке. Они также никогда не бывали в Японии. Их довод: «пусть забирают, я все равно никогда не ела крабов».

Страна обсуждает, почему Россия не должна потерять Курилы. Всерьёз. Доводы всякие собирает. Пишут комментарии:

«Пусть отдадут, местным жителям с японцами будет лучше».

«Пусть отдадут, я всё равно никогда не ела камчатского краба».

«Пусть отдадут, потому что нам всё равно ничего не достанется».

Кроме как пожрать и набить собственный карман, у идиотов нет больше никаких устремлений в жизни. Россия не должна потерять Курилы потому, что просто — они есть у России. Всё! И когда я читаю всю эту чушь, мне хочется начать рассуждать так же, как рассуждают идиоты:

«А нужна ли нам Москва? Подумайте сами? Нужна? Зачем? Десять аргументов, пожалуйста, списком. Давайте отдадим? Японцам, китайцам, немцам — и чего во время Второй мировой не отдали? Москвичам точно ведь лучше будет под немцами — порядок будет. Кому еще нужен кусок российской территории? Хабаровчанам будет ведь хорошо с китайцами. Жителям Карелии будет очень хорошо с финнами. Киевляне тоже курильскую тему с энтузиазмом обсуждают. Ну, этим-то уже давно хорошо. Ну, не нужны вам наши Курилы — сидите спокойно в своих городах, ешьте кильку в томате и не лезьте! Ишь, острова они раздают! Землевладельцы чертовы!» — написала Оксана Ризнич.

Корреспонденту ИА REGNUM удалось дозвониться до Оксаны Ризнич, несмотря на то, что не везде на островах хорошо работает сотовая связь.

: «Как там, жители Итурупа? Что говорят про передачу Курил Японии?».

«А вот мы сейчас у них и спросим. Эй, хлопцы, как вы относитесь к передаче Курил Японии?» — окликнула она прохожих.

«Никак не относимся. Это Москве делать нечего, а у нас работа. Как мы можем относиться? Отрицательно, конечно», — ответили прохожие.

«Ну, вот, видишь? Тут народ занятой, рабочий, им глупости обсуждать некогда. Никто не верит в такую возможность. Потому так спокойны. Да и как вообще можно в такое верить? Вот тут на днях бабушка на остановке мне говорит, мол, больницу построили. И тут же спрашивает — неужто прямо с больницей японцам и отдадут? Не отдадут, говорю. Она сразу и успокоилась — говорит, ну и хорошо, а то ишь, «намылились», — смеётся Оксана.

«Я вот одного не пойму: откуда взялись все эти комментаторы? Впечатление, что сидели много лет и только и думали, как бы нашу курильскую жизнь улучшить путем передачи нас японцам. Нет, ну, а?! И ведь большинство-то — ни уха, ни рыла в том, что такое Курилы. А Курилы — это наша земля. Наша. Какие вообще могут быть разговоры о передаче их Японии? Сколько лет та Япония владела Курилами? Несчастные 90 лет? Из них лет 40 от силы она здесь что-то делала. Тут люди живут. Живут! Государственная граница оформлена и признана всеми странами. Ну, кроме Японии. Ну, так и чёрт с ней! Японцы же визы оформляют, когда приезжают сюда? Значит, тоже признают. Да почему мы вообще должны это обсуждать?!» — возмущается она.

Не первый год между Курилами и японским Хоккайдо существуют безвизовые обмены. Жители Курил ездят в Японию, японцы — на Курилы. Люди — обычные люди — общаются между собой. И прекрасно знают цену разговорам разных политиков про то, как «горюет вся японская нация по поводу нерешенного курильского вопроса».

«Да японцы в большинстве своем и не знают, что это такое — вот вся эта проблема! Японские бизнесмены — те да, горюют. Но не по поводу принадлежности Курил, а по поводу того, что их правительство не даёт им зарабатывать деньги! Они бы с радостью вели бизнес на Курилах — на российских Курилах! А господин японский премьер Синдзо Абэ вообще, похоже, решил подменить реальную работу на благо Японии и японцев борьбой за решение проблемы надуманной. Пусть вон идёт Хоккайдо развивает! Это ж из Москвы кажется, что там, на Хоккайдо, рай. А там очень давно — не рай. Там помоек и разваленных зданий едва ли не столько же, сколько на Курилах. Рыбацкий бизнес фактически похоронен, дети рыбаков уезжают из родного дома в Токио, потому, что не видят перспектив на Хоккайдо. Вот куда надо приложить свою энергию мистеру Абэ! А то у меня создаётся впечатление, что мы, курильчане, знаем о проблемах Хоккайдо больше, чем японский премьер. Пусть мистер Абэ идёт и занимается развитием своей страны — у него там работы непочатый край. И японцы, я уверена, оценят это куда больше, чем надуманную проблему «северных территорий». Потому, что эта «проблема» — и не проблема вовсе. Это личные амбиции Абэ — и не более того. И когда мне говорят «японцы настаивают на передаче Курил», мне становится просто смешно. Простые японцы, обычные люди, совсем не того хотят от своей власти. И в этом мы, россияне, очень похожи с японцами — мы ведь тоже, как и они, хотим от своих политиков реальной работы, а не придуманных ими «проблем», — убеждена Оксана Ризнич.

В ходе государственного визита в Сингапур и встречи с японским премьером Синдзо Абэ, президент России, Владимир Путин обещал вернуться к обсуждению декларации 1956 года и вопросу о ратификации мирного договора с Японией.

Курилы: отдать нельзя остаться

В частности, российский лидер заявил, что в той самой советской декларации "говорится, что Советский Союз после подписания мирного договора готов передать Японии два южных острова.

Не говорится, на каком основании передать, под чьим суверенитетом эти острова останутся. Но зафиксирована готовность два острова передать. После этого состоялась ратификация Верховным Советом СССР и японским парламентом. А затем Япония отказалась от выполнения договоренностей".

Естественно, что оппозиционная общественность и СМИ восприняли это заявление, как готовность Путина отдать Японии Курильские острова. Особенно, в контексте того, что Абэ уже пообещал на этих островах, в случае их передачи Японии не размещать военных баз США.

Но понятно, что восприятие озабоченной общественности крайне отличается от того, что происходит в реальности. А в реальности есть советская декларация 1956 года, в рамках которой советское правительство заявило, что мирный договор с Японией будет ратифицирован после того, как СССР передаст Японии Хабомаи и Шикотан.

А вот японское правительство тогда от подписания этой декларации отказалось потому, что хочет больше, чем два острова, а в идеале хочет всю курильскую гряду. И вот тогда, конечно, мирный договор.

Что касается военных баз, то здесь тоже все более чем интересно. Абэ, конечно, заявил, что их не будет, если что. Но вот еще в 2016 году Сётаро Яти, глава Совбеза Японии заявлял Патрушеву нечто прямо противоположное. И нужно понимать, что в последние несколько десятилетий международная дипломатия сводится к простому тезису "обещать — не значит жениться".

Особенно это актуально в отношении нашей страны. И Путин, да и наши дипломаты и специалисты по внешней политике не могут этого не понимать. Особенно после истории с Ливией, да и с Сирией тоже. Ну и с нерасширением НАТО на Восток, о чем тот же Путин регулярно напоминает западным партнерам.

При этом, как отмечает автор телеграм-канала "Невротик", "отсутствие мирного договора не мешает ни полноценным дипломатическим отношениям, ни оживлённым контактам в любой другой сфере — от частного туризма до экономики. Никак не похоже на "состояние войны".

По факту обе заинтересованные стороны такое положение дел вполне устраивает. А если не устраивает кого из третьих сторон, — так это не наши проблемы, и на то как раз существует "курильский ритуал", имеющий огромное политическое значение и не имеющий ровно никакого значения прикладного.

Что же касается прикладного или экономического применения, то оно, в общем, тоже есть. К примеру, в 2017 году правительство РФ установило на Шикотане зону опережающего экономического развития, и вообще выделило Шикотан в территорию особой экономики совместно с японской стороной.

Всё та же озабоченная общественность уже в этом увидела "начало передачи Японии Курил". Но мало кто заметил, что такое решение было в штыки воспринято и рядом представителей Японии. У них там тоже своя озабоченная общественность имеется.

Японцев тогда возмутило, что эта экономическая зона была оформлена в рамках внутреннего российского законодательства. Они требовали отдельных соглашений и выработки отдельной юридической базы.

Но, как говорится, "Хренушки вам, а не Кунашир". Потому, что Курилы — это российская территория, на которой действует только и сугубо российское законодательство. В итоге и зона есть, и экономическое развитие есть, и завод на Шикотане по переработке морепродуктов строится и развивается, и всё вроде как упокоилось, озабоченная общественность что у нас, что у них про эти события позабыла.

Но вот новый виток переговоров, новые заявления, весьма, кстати, неопределенные потому, что Россия хоть и правопреемница СССР, но декларация 1956 года действительно выглядит весьма туманно. А договариваться с Японией о сотрудничестве, действительно нужно, все же это обширный рынок и наше партнерство было бы выгодно обеим сторонам.

И вполне естественно, что в рамках переговоров на высшем уровне Российский и Японский лидеры просто не могли не коснуться темы Курил. Того же Абэ, не заведи он разговор на эту тему, просто не поняли бы японские избиратели.

Что же до самих островов, то они как были российскими, там ими и остаются. И в этом смысле, пока никаких юридических изменений не планируется.