Постановление СМ РСФСР от 20 июля 1981 г. № 389
"Об утверждении Правил застройки сельских населенных пунктов РСФСР"

Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила застройки сельских населенных пунктов РСФСР.

2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 6 мая 1970 г. № 280 "Об утверждении Правил застройки сельских населенных пунктов РСФСР" (СП РСФСР, 1970 г., № 14, ст. 83).

Правила застройки сельских населенных пунктов РСФСР

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки и осуществления застройки и благоустройства сельских населенных пунктов РСФСР.

2. Правила застройки сельских населенных пунктов РСФСР являются обязательными для всех государственных, кооперативных и других общественных предприятий, учреждений и организаций, а также для индивидуальных застройщиков.

3. При застройке сельских населенных пунктов необходимо исходить из задач преобразования их в благоустроенные поселки с хорошими жилищными и культурно-бытовыми условиями, удовлетворяющими запросам сельского населения, и соответствующими производствами, позволяющими создать условия для высокопроизводительного труда сельского населения и интенсивного развития сельского хозяйства и учитывающими возможность ведения сельскими жителями личных подсобных хозяйств.

4. Все виды строительства и благоустройства в сельских населенных пунктах производятся с разрешения соответствующего исполкома поселкового, сельского и районного (в районных центрах) Совета народных депутатов.

5. Госстрои автономных республик, управления (отделы) по делам строительства и архитектуры, районные архитекторы в порядке, устанавливаемом Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами, выдают архитектурно-планировочные задания, которые являются основой для разработки проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов, проектов застройки жилых зон, общественных центров, отдельных жилых и общественных зданий, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений санаторно-курортного профиля и других объектов строительства в сельской местности.

6. Отвод земельных участков государственным, кооперативным и другим общественным предприятиям, учреждениям и организациям, а также индивидуальным застройщикам для строительства в сельских населенных пунктах производится в установленном порядке.

7. Организации, выполняющие инженерные изыскания, сдают на хранение госстроям автономных республик, управлениям (отделам) по делам строительства и архитектуры, районным архитекторам все топографо-геодезические и инженерно-геологические материалы, в том числе и материалы по подземным коммуникациям и сооружениям, в порядке, устанавливаемом Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами. При этом должны быть определены головные организации, отвечающие за обобщение и систематизацию всех топографо-геодезических и инженерно-геологических материалов, создание и ведение картотеки по этим вопросам. Документация по подземным коммуникациям и сооружениям, а также работы по уточнению их положения в натуре выполняются под контролем районных архитекторов совместно с эксплуатирующими организациями и учреждениями.

8. Для разрешения вопросов, связанных с планировкой, застройкой, инженерным оборудованием, благоустройством и озеленением сельских населенных пунктов, при райисполкомах создаются постоянные комиссии в составе: председателя райисполкома или его заместителя (председатель комиссии), районного архитектора, главного (старшего) инженера-землеустроителя, районного инженера-инспектора государственного архитектурно-строительного контроля, представителей плановой комиссии, производственного управления сельского хозяйства, отдела (управления) коммунального хозяйства и отдела культуры райисполкома, районной санитарно-эпидемиологической станции, инспекции пожарного надзора и органа по регулированию использования и охране вод.

При выборе территории под строительство в состав комиссии включается также представитель проектной организации.

9. Строительство жилых домов , объектов культурно-бытового и производственного назначения должно осуществляться в сельских населенных пунктах на основе утвержденных схем и проектов районной планировки и в строгом соответствии с проектами планировки и застройки сельских населенных пунктов.

10. Осуществление любого вида строительства допускается только при наличии у застройщика (землепользователя) разрешения на производство строительных работ.

11. Перенос проекта в натуру выполняется производственной группой районного архитектора. Проверка планового и высотного положения строящихся сооружений, инженерных сетей (надземных и подземных), исполнительная съемка выполняются подрядными строительными организациями и, в виде исключения, могут быть выполнены производственной группой районного архитектора.

12. Капитальные вложения на строительство в сельских населенных пунктах должны определяться с учетом очередности, последовательности и комплексности застройки, обеспечивающей население необходимыми видами коммунального и культурно-бытового обслуживания.

13. Предприятия, учреждения и организации, ведущие строительство в сельских населенных пунктах, принимают в установленном порядке долевое участие в сооружении общих сетей водоснабжения, канализации, энергоснабжения и других объектов, а также в благоустройстве населенных пунктов.

14. Советами Министров автономных республик, исполкомами местных Советов народных депутатов обеспечивается систематический контроль за застройкой и благоустройством населенных пунктов.

II. Порядок осуществления строительства и благоустройства

15. Застройка сельских поселков должна быть проста и выразительна, иметь четкую организацию уличной сети, обеспечивать связь существующих и вновь размещаемых объектов, способствовать сохранению ценных зданий и сооружений, многолетних насаждений, создавать законченные комплексы в архитектурном отношении.

При разработке проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов размещение жилых, производственных зон, формирование общественного центра необходимо предусматривать с учетом особенностей участка и условий местности - характера рельефа, наличия лесных массивов, живописных речных долин, открытых водоемов и других элементов природы. Парковая зона должна органично увязываться с природным окружением.

16. Основным направлением строительства в сельских населенных пунктах является реконструкция существующей застройки и использование свободных площадей в границах этих населенных пунктов. Развитие сельских населенных пунктов за счет прилегающих к ним земель допускается в установленном порядке при соответствующих расчетах, подтверждающих необходимость и экономическую целесообразность строительства.

Строительство сельского населенного пункта на новом месте допускается:

в районах освоения новых земель и строительства крупных гидротехнических сооружений;

при залегании в границах существующего поселка полезных ископаемых, имеющих промышленное значение. В этом случае строительство сельских населенных пунктов на новом месте осуществляется при условии, если не представляется возможным разместить объекты нового строительства в близлежащих населенных пунктах.

17. При застройке сельских населенных пунктов не допускается необоснованный снос жилых домов, максимально сохраняются имеющиеся общественные и производственные здания, а также зеленые насаждения.

18. Основными проектно-планировочными документами, в соответствии с которыми осуществляется строительство в сельских населенных пунктах, являются утвержденные в установленном порядке:

а) схемы и проекты районной планировки;

б) проекты планировки и застройки сельских населенных пунктов;

в) проектно-сметная документация на строительство зданий и сооружений.

19. При отсутствии проекта планировки и застройки сельского населенного пункта строительство в нем может осуществляться, в виде исключения, с разрешения Совета Министров автономной республики, крайисполкома, облисполкома по схеме размещения первоочередного строительства.

20. Схема размещения первоочередного строительства составляется в соответствии со строительными нормами и правилами, согласовывается с госстроем автономной республики, управлением (отделом) по делам строительства и архитектуры, другими заинтересованными организациями и утверждается райисполкомом.

21. Схема размещения первоочередного строительства действует до трех лет, в течение которых должен быть разработан проект планировки и застройки сельского населенного пункта.

22. Новое строительство должно размещаться в развиваемых на перспективу населенных пунктах.

В населенных пунктах, сохраняемых на расчетный срок, разрешается капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, проведение работ по инженерному оборудованию, благоустройству и озеленению территории, по улучшению дорог, мостов и тротуаров. В этих населенных пунктах по решению райисполкомов при необходимости может быть допущено строительство отдельных домов для работников совхозов и колхозников, других специалистов, работающих в сельской местности, а также переоборудование существующих зданий и сооружений для размещения культурно-бытовых учреждений повседневного обслуживания.

В населенных пунктах, жители которых сселяются в первую очередь, разрешается текущий ремонт зданий и сооружений, проведение работ по благоустройству и озеленению территорий, по улучшению дорог, мостов и тротуаров.

23. Планировка и застройка территории сельскохозяйственных предприятий, расположенных в городах, в пригородных и курортных зонах, осуществляется в соответствии с генеральными планами этих городов и проектами планировки пригородных и курортных зон.

24. На участках, отведенных под застройку, запрещается строительство временных зданий и сооружений без разрешения соответствующих исполкомов районных, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

Временные здания и сооружения, а также железнодорожные подъездные пути, возведенные на период строительства, должны быть после его окончания разобраны организацией, осуществляющей строительство, а занимаемая ими территория приведена в порядок.

25. Одним из важнейших требований к проектированию и строительству всех видов зданий и сооружений, планировке и застройке сельских населенных пунктов является охрана окружающей среды.

26. Размещение новых и реконструкция действующих предприятий, зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения должны проводиться только при условии исключения влияния вредных для здоровья населения факторов, проведения мероприятий, направленных на охрану водоемов, почвы, атмосферного воздуха от загрязнения, и соответствовать действующим нормативам в части соблюдения санитарно-защитных зон между предприятиями и жилыми зонами населенных пунктов.

27. Существующие в жилых районах и кварталах вредные в санитарном отношении производства не подлежат расширению и в дальнейшем должны быть перемещены на другие участки или осуществлены меры по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы.

28. Работы по застройке сельских населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры, осуществляются с соблюдением требований, установленных Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

29. Строительство памятников, обелисков, монументов и мемориальных сооружений осуществляется в сельских населенных пунктах в установленном порядке.

Застройка производственных зон

30. Строительство и реконструкция сельскохозяйственных комплексов должны осуществляться на основе расчетов, подтверждающих экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость проектирования и строительства данных комплексов.

При составлении проекта необходимо руководствоваться схемами и проектами районной планировки по виду, мощности и местоположению сельскохозяйственных комплексов.

31. Размещение и строительство производственных комплексов, сельскохозяйственных предприятий и отдельных производственных построек осуществляются в пределах производственной зоны сельского населенного пункта с учетом технологических, санитарных и противопожарных норм.

32. При размещении отдельных зданий в пределах производственных зон необходимо:

рационально использовать существующие постройки, инженерные коммуникации и элементы благоустройства;

предусматривать четко выраженные линии застройки для создания архитектурно-планировочной композиции существующих и вновь размещаемых объектов.

33. При размещении зданий и сооружений в производственной зоне предусматривать возможность организации единых общепоселковых сетей электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, очистных сооружений и дорог.

Застройка жилой зоны

34. Проектирование и строительство сельских населенных пунктов необходимо осуществлять с учетом эстетических требований к их застройке и благоустройству. Архитектурно-планировочная композиция застройки сельского населенного пункта должна представлять собой единый ансамбль, включающий группы жилых домов, общественных и культурно-бытовых зданий.

35. В целях повышения архитектурной выразительности застройки сельских населенных пунктов:

при строительстве жилых домов и надворных построек необходимо использовать национальные и местные традиции, опыт народного зодчества. При проектировании и привязке типовых проектов жилых домов, особенно усадебных, следует разрабатывать решения функционально-эстетических элементов сельского дома (скатной кровли, карнизов, цоколя, наличников, фронтонов, крылец и т.п.);

36. Этажность и типы жилых домов для строительства, осуществляемого в сельских населенных пунктах за счет государственных капитальных вложений, определяются Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами. При этом следует предусматривать преимущественное применение одно-двухэтажных одно-двухквартирных жилых домов усадебного типа и многоквартирных блокированных жилых домов с приусадебными земельными участками. В зависимости от местных условий допускается применение секционных жилых домов не выше четырех этажей.

37. Для всех многоквартирных жилых домов необходимо предусматривать хозяйственные и бытовые помещения. Помещения для содержания скота и птицы личного подсобного хозяйства граждан рекомендуется размещать на специально отведенных площадках, в стороне от жилой застройки, детских и спортивных площадок, а также участков, предназначенных под зеленые насаждения общего пользования, с учетом санитарных и зооветеринарных требований.

38. В целях дальнейшего улучшения жилищно-бытовых условий граждан в сельских населенных пунктах необходимо развивать индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с привлечением средств сельского населения. Для кооперативного строительства необходимо отводить участки, свободные от застройки и обеспеченные инженерными коммуникациями.

39. Застройка и благоустройство участка, отведенного индивидуальному застройщику, должны производиться в строгом соответствии с генпланом участка, выданным районным архитектором.

40. В сельских населенных пунктах для населения, проживающего в секционных и многоквартирных домах, разрешается строительство блокированных гаражей.

В зонах усадебной застройки, при согласовании в установленном порядке, разрешается строительство индивидуальных гаражей на приусадебных участках без нарушения линии застройки.

Инженерное оборудование, благоустройство и озеленение

41. Инженерное оборудование, благоустройство и озеленение сельских населенных пунктов производится одновременно со строительством жилых домов, общественных и производственных зданий.

Ко времени сдачи в эксплуатацию жилых домов, общественных зданий, других сооружений должны быть закончены работы по инженерному оборудованию и благоустройству территории.

42. Инженерное оборудование сельских населенных пунктов должно осуществляться поэтапно. Общественный центр и кварталы застройки многоквартирными домами обеспечивать централизованными системами инженерного оборудования. В кварталах усадебной застройки на первом этапе предусматривать местные системы водоснабжения и канализации, а на последующих этапах осуществлять строительство централизованных сетей водопровода и канализации с очистными сооружениями с подключением к ним жилых домов.

Теплоснабжение усадебных домов на первом этапе, как правило, осуществлять от местных генераторов тепла.

43. В сельских населенных пунктах следует предусматривать, как правило, водосточную сеть открытого типа.

44. В сельских населенных пунктах, в которых предусматривается устройство централизованной канализации, следует ориентироваться на строительство компактных очистных сооружений, а при соответствующих благоприятных геологических и гидрогеологических условиях - на устройство естественной биологической очистки сточных вод.

45. При домах в два и более этажей необходимо предусматривать для размещения мусоросборников площадки с твердым покрытием и удобными подъездами.

Для мусора и жидких нечистот должны предусматриваться (с соблюдением санитарных требований) места свалок, поля запахивания и ассенизации, исключающие вредное воздействие на окружающую среду.

46. Участки жилых домов, общественных зданий и производственных комплексов рекомендуется ограждать со стороны улиц и соседних владений оградами в виде живых изгородей из кустарников.

При устройстве ограждений, выходящих на улицу, их конструкция и применяемые материалы согласовываются с районным архитектором.

47. На всех застройщиков (в том числе и на индивидуальных) возлагается обязательное проведение работ по озеленению и благоустройству участков, устройству тротуаров в пределах занимаемых ими участков, постоянный уход и содержание в надлежащем порядке как самих участков, так и прилегающих к ним тротуаров и проездов.

48. Территория сельских населенных пунктов должна быть озеленена в целях улучшения санитарно-гигиенических условий для жизни и отдыха населения, защиты строений от пожаров, сильных ветров, а также шума, пыли и отработанных газов транспортных средств.

Зеленые насаждения должны служить также для укрепления берегов водоемов, оврагов, откосов и осушения заболоченных территорий.

В мероприятиях по озеленению населенного пункта предусматриваются:

а) озеленение площадей, улиц и проездов;

б) создание общественных парков и садов;

в) озеленение участков, занимаемых жилыми, общественными, производственными зданиями и сооружениями, а также территорий специального назначения (санитарно-защитных, ветрозащитных, водоохранных, противопожарных).

49. Ветрозащитные, водоохранные, противопожарные и другие территории при благоприятных климатических и почвенных условиях рекомендуется использовать под многолетние фруктовые насаждения.

50. Запрещается строительство на территории скверов, бульваров и парков зданий, не имеющих отношения к организации отдыха населения.

51. При наличии на территории сельского населенного пункта водоемов (реки, озера, пруда) их берега и прибрежные зоны должны использоваться для устройства парков, садов, пляжей и спортивных сооружений.

52. Предприятия, учреждения, организации и отдельные лица, которым отводятся земельные участки для строительства в сельских населенных пунктах, обязаны обеспечить сохранность существующих на этих участках зеленых насаждений. В случае необходимости вырубки деревьев для освобождения площадки под строительство застройщик должен осуществить новую посадку деревьев в местах и количестве, определяемых исполкомом местного Совета народных депутатов.

III. Порядок оформления разрешений на производство строительных работ

53. Выдача разрешений на производство строительных работ, осуществляемых государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также индивидуальными застройщиками, производится районными инженерами-инспекторами государственного архитектурно-строительного контроля или районными архитекторами.

54. Для получения разрешения на производство строительных работ государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения и организации обязаны представить:

в) план земельного участка и документ, удостоверяющий право на земельный участок;

г) регистрационную карту объекта;

д) титульный список на строительство объекта;

е) проектно-сметную документацию на строительство, утвержденную в установленном порядке;

ж) стройгенплан (на крупные объекты и комплексы зданий);

з) карточку учета работников, осуществляющих руководство строительством;

и) договор с проектной организацией на ведение авторского надзора за строительством объектов;

к) выписки из приказов застройщика и строительной организации о назначении ответственного лица по технадзору и производителя работ;

л) журнал производства работ.

55. Для получения разрешения на производство работ по строительству жилых домов и хозяйственных построек индивидуальные застройщики обязаны представить районному инженеру-инспектору государственного архитектурностроительного контроля или районному архитектору:

а) заявление застройщика о выдаче разрешения на производство строительных работ;

б) решение о предоставлении земельного участка под застройку;

г) план застройки земельного участка, проект оформления фасадной части зданий (дома, гаража, хозпостроек), согласованные с районным архитектором;

д) документ, удостоверяющий право на земельный участок;

е) разрешение на специальное водопользование при устройстве на приусадебном участке копаных шахтных колодцев, забивных фильтровых колодцев, каптажей источников и других малых сооружений.

Индивидуальные застройщики в процессе строительства могут внести изменения в проект жилого дома только с разрешения районного архитектора, а при увеличении площади застройки - с разрешения органа, предоставившего земельный участок.

56. Обеспечение проектами жилых домов и планами застройки усадебных участков по заказу индивидуальных застройщиков производится хозрасчетными производственными группами при районных архитекторах.

57. При предоставлении документов, предусмотренных в пунктах 54 и 55 настоящих Правил, разрешение застройщикам на производство строительных работ оформляется в 10-дневный срок.

IV. Порядок осуществления архитектурно-строительного контроля за строительством и благоустройством

58. Районные архитекторы и инженеры-инспекторы государственного архитектурно-строительного контроля осуществляют контроль за качеством строительства в сельских населенных пунктах и несут ответственность за застройку и благоустройство.

59. Районные архитекторы и инженеры-инспекторы государственного архитектурно-строительного контроля в случаях нарушения проекта планировки и застройки сельского населенного пункта или другой проектной документации вносят предложения в соответствующий исполком Совета народных депутатов о запрещении или приостановлении строительства.

Застройщики, допустившие отступления от проектов, обязаны за свой счет устранить допущенные нарушения. Застройщики, допустившие самовольное строительство, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

60. Госстрои автономных республик, управления (отделы) по делам строительства и архитектуры в целях повышения качества сельского строительства привлекают к проведению этой работы архитектурно-строительную общественность.

61. Органы архитектурно-строительного контроля при строительстве зданий и сооружений, а также производстве работ по благоустройству площадей, улиц и проездов осуществляют контроль за соблюдением установленных проектами красных линий и линий регулирования застройки.

Предприятия, учреждения и организации, а также отдельные граждане, допустившие нарушение красных линий или линий регулирования застройки, обязаны своими силами и за свой счет устранить указанные нарушения в сроки, установленные исполкомами районных, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

При невыполнении указанных требований устранение нарушений обеспечивается исполкомами районных, поселковых, сельских Советов народных депутатов за счет предприятий, учреждений и организаций и отдельных граждан, допустивших нарушения.

62. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов в сельских населенных пунктах производится в установленном порядке.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова»

Факультет заочного обучения

Кафедра «земельного кадастра»

«Проект планировки и застройки сельского населенного пункта».

Пояснительная записка к курсовому проекту

Вариант 9.

Выполнил: студентка 5-го курса

специальности «Городской кадастр»

Шифр Гк – 09 - 64

Беспалова А.С.

Проверил: преподаватель

Шестакова О.А.

Пермь 2013г.

Задание на проектирование.

Введение.

Глава 1. Общие сведения о территории местного самоуправления.

      Местоположение. Социально-экономическая и территориальная характеристика

      Природно-климатические условия. Природные ресурсы. Анализ использования земельного фонда.

      Градообразующие факторы. Производство и перспективы его развития.

Глава 2. Предварительные расчеты к проекту. Расчет потребности в территориях.

2.1 Определение проектной численности населения

2.2 Расчет количества семей на перспективу

2.3 Расчет величины и структуры жилищного фонда. Расчет количества жилых домов и расчет селитебной территории

2.4 Определение потребности и состава учреждений и предприятий общественного обслуживания. Расчет их вместимости и размеров земельных участков

2.5 Расчет ландшафтно-рекриационной территории

2.6 Расчет производных территорий

2.7 Расчет потребной территории населенного пункта

Глава 3. Общая схема планировки. Планировочная структура населенного пункта.

3.1 Анализ исходных характеристик территории. Выбор территории под застройку

3.2 Функциональное зонирование территории населенного пункта

3.3 Формирование общественных центров

3.4 Схема уличной сети

3.5 Размещение зданий, учреждений общественного обслуживания

Глава 4. Планировка и застройка жилой зоны.

4.1 Система уличной сети. Планировочная структура населенного пункта

4.2 Застройка жилыми домами

4.2.1 Застройка индивидуальными и блокированными жилыми домами

4.2.2 Застройка секционными домами

Глава 5 . Расположение производственной зоны относительно жилой застройки.

Глава 6. Инженерное оборудование и благоустройство населенного пункта.

6.1 Инженерное оборудование. Состав и размещение производственных и инженерно-коммунальных объектов

Глава 7. Технико-экономическое обоснование проекта .

7.1 Основные технико-экономические показатели

Заключение.

Список нормативно-технической документации и литературы.

Введение.

Населенный пункт или поселение – это первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного места, которое используется для длительного проживания. Все поселения делятся на два типа: городские и сельские.

К сельским населенным пунктам относятся поселения, не имеющие статуса городских. Основной отличительной особенностью сельских населенных пунктов является занятость подавляющего большинства трудоспособного населения в сельскохозяйственном производстве. Другие особенности: небольшие размеры таких поселений по численности населения; преимущественно малоэтажная застройка одноквартирными домами усадебного типа; широкие возможности для ведения личного подсобного хозяйства в целях удовлетворения потребностей семьи.

Сельские населенные пункты не только находятся в окружении земель сельскохозяйственного назначения, но и являются сами частью сельскохозяйственного производства. Это диктует необходимость определенной организации их территории и размещения на ней жилых, культурно-бытовых, производственных и других зданий и сооружений, таким образом, чтобы обеспечивалась рациональная технология сельскохозяйственного производства не зависимо от форм собственности и хозяйствования. Осуществляется такая организация территории в процессе реализа­ции проектных предложений, разработанных в проекте планировки и застройки территорий местного самоуправления (как минимальной административно-территориальной единицы в сельской местности) или конкретного населенного пункта.

Проект планировки (генеральный план) территории местного самоуправления является новым видом проектно-планировочной документации, введенным в целях повышения социальной и экономической эффективности градостроительного проектирования на селе. При этом под территорией местного самоуправления понимается вся территория, которая по сложившимся границам относится к поселениям, входящим в состав местного самоуправления.

Сельские населенные пункты необходимо проектировать на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований; схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Сельские населенные пункты следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее республик, краев, областей, округов, административных районов и сельских административно-территориальных образований, а также межобластных, межрайонных и межхозяйственных систем расселения. При этом следует учитывать формирование единых для систем расселения социальной, производственной, инженерно-транспортной и других инфраструктур, а также развиваемые на перспективу трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи в пределах зоны влияния поселения-центра или подцентра системы расселения. Размеры зон влияния следует принимать: для городов - центров административно-территориальных образований на основе данных схем расселения, схем и проектов районной планировки с учетом существующих административных границ республик, краев, областей, административных районов; сельских поселений - центров административных районов и сельских административно-территориальных образований - в границах административных районов и сельских административно-территориальных образований. В проектах планировки и застройки сельских населенных пунктов необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

Страница 16 из 40

СЕТЬ УЛИЦ И ДОРОГ

6.17. Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значений, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в табл. 7.

6.18*. Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по табл. 8*, сельских поселений - по табл. 9.

6.19. Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, не менее 25 м.

Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

6.20. В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.

6.21*. На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:

до проезжей части, опор, деревьев...................... 0,75.

до тротуаров.......................................................... 0,5;

до стоянок автомобилей и остановок

общественного транспорта. ................................. 1,5.

Примечание. Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией. Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.

6.22*. Радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее, м:

для магистральных улиц и дорог

регулируемого движения................................... 8

местного значения.............................................. 5

на транспортных площадях.............................. 12

В стесненных условиях и при реконструкции радиусы закругления магистральных улиц и дорог регулируемого движения допускается уменьшать, но принимать не менее 6 м, на транспортных площадях - 8 м.

При отсутствии бордюрного ограждения, а также в случае применения минимальных радиусов закругления ширину проезжей части улиц и дорог следует увеличивать на 1м на каждую полосу движения за счет боковых разделительных полос или уширения с внешней стороны.

Примечание. Для общественного транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) радиусы закругления устанавливается в соответствии с техническими требованиями эксплуатации этих видов транспорта.

6.23*. На нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон равнобедренного треугольника для условий "транспорт-транспорт" при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее, м: 25 и 40. Для условий "пешеход-транспорт" размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения транспорта 25 и 40 км/ч соответственно 8х40 и 10х50 м.

В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.

Примечание. В условиях сложившейся капитальной застройки, не позволяющей организовать необходимые треугольники видимости, безопасное движение транспорта и пешеходов следует обеспечивать средствами регулирования и специального технического оборудования.

6.24. В селитебных районах, в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см; не допускаются крутые (более 100 % о) короткие рампы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более 50 % о. На путях с уклонами 30-60 % о необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.

Таблица 7

Основное назначение дорог и улиц

Магистральные дороги:

скоростного движения

Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах: выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересечения с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях

регулируемого движения

Транспортная связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне

Магистральные улицы:

общегородского значения:

непрерывного движения

Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях

регулируемого движения

Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне

районного значения:

транспортно-пешеходные

Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также междужилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы

пешеходно-транспортные

Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района

улицы в жилой застройке

Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения

улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах)

Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне

пешеходные улицы и дороги

Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта

парковые дороги

Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей

Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов

велосипедные дорожки

Проезд на велосипедах или свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах связь а пределах планировочных районов

Примечания: 1. Главные улицы, как правило, выделяются из состава транспортно-пешеходных, пешеходно-транспортных и пешеходных улиц и являются основой архитектурно-планировочного построения общегородского центра.

2. В зависимости от величины и планировочной структуры городов, объемов движения указанные основные категории улиц и дорог допускается дополнять или применять их неполный состав. Если расчетные затраты времени на трудовые передвижения превышают установленные настоящими нормами, допускается при наличии специальных обоснований принимать категории магистральных улиц и дорог, приведенные в настоящей таблице для групп городов с большей численностью населения.

3. В условиях реконструкции, а также для улиц районного значения допускается устройство магистралей или их участков, предназначенных только для пропуска средств общественного транспорта с организацией трамвайно-пешеходного, троллейбусно-пешеходного или автобусно-пешеходного движений.

4. В исторических городах следует предусматривать исключение или сокращение объемов движения наземного транспорта через территорию исторического ядра общегородского центра: устройство обходных магистральных улиц, улиц с ограниченным движением транспорта, пешеходных улиц и зон; размещение стоянок автомобилей преимущественно по периметру этого ядра.

Таблица 8*

Рас-четная ско-рость дви-жения, км/ч

Ши-рина по-лосы дви-жения, м

Число полос дви-жения

Наи-меньший ра-диус кри-вых в плане, м

Наи-больший про-дольный ук-лон, % о

Ши-рина пеше-ходной части тро-туара, м

Магистральные дороги:

скоростного движения

регулируемого движения

Магистральные улицы:

общегородского значения:

непрерывного движения

регулируемого движения

районного значения:

транспортно-пешеходные

пешеходно-транспортные

Улицы и дороги местного значения:

улицы в жилой застройке

улицы и дороги научно-производственных,

промышленных и коммунально-складских районов

парковые дороги

основные

второстепенные

Пешеходные улицы:

основные

По рас-чету

По прое-кту

второстепенные

Велосипедные дорожки:

обособленные

изолированные

* С учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей.

Примечания*: 1. Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: магистральных дорог - 50-75; магистральных улиц - 40-80; улиц и дорог местного значения - 15-25.

2*. В условиях сложного рельефа или реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью территории допускается снижать расчетную скорость движения для дорог скоростного и улиц непрерывного движения на 10 км/ч с уменьшением радиусов кривых в плане и увеличением продольных уклонов.

3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м: для пропуска автобусов в часы "пик" при интенсивности более 40 ед/ч, а в условиях реконструкции - более 20 ед/ч допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8-12 м.

На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м.

4. В климатических подрайонах 1А, 1Б и 1Г наибольшие продольные уклоны проезжей части магистральных улиц и дорог следует уменьшать на 10 %. В местностях с объемом снегоприноса за зиму более 600 м 3 /м в пределах проезжей части улиц и дорог следует предусматривать полосы шириной до 3 м для складирования снега.

5. В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.

6. В климатических подрайонах 1А, 1Б и 1Г, в местностях с объемом снегоприноса более 200 м 3 /м ширину тротуаров на магистральных улицах следует принимать не менее 3 м.

7. В условиях реконструкции ни улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел/ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.

8. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.

9. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.

10. В малых, средних и больших городах, а также в условиях реконструкции и при организации одностороннего движения транспорта допускается использовать параметры магистральных улиц районного значения для проектирования магистральных улиц общегородского значения.

Таблица 9

Основное назна-чение

Расчет-ная ско-рость дви-жения, км/ч

Шири-на по-лосы дви-жения, м

Число полос дви-жения

Шири-на пе-шеходной части тро-туара, м

Поселковая до-рога

Связь сельского поселения с внеш-ними дорогами общей сети

Главная улица

Связь жилых тер-риторий с общес-твенным центром

Улица в жилой застройке:

основная

Связь внутри жи-лых территорий и с главной улицей по направлениям с интенсивным движением

второстепенная (переулок)

Связь между ос-новными жилыми улицами

Связь жилых до-мов, расположен-ных в глубине квартала, с ули-цей

Хозяйственный проезд, скотопрогон

Прогон личного скота и проезд грузового транс-порта к приусаде-бным участкам

6.25. На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200-300 м.

Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованные лестницами и пандусами, следует предусматривать с интервалом:

400-800 м на дорогах скоростного движения, линиях скоростного трамвая и железных дорогах;

300-400 м на магистральных улицах непрерывного движения.

Примечания: 1. Допускается устройство пешеходных переходов в разных уровнях на магистральных улицах регулируемого движения при пешеходном потоке через проезжую часть более 3000 чел/ч.

2. Пешеходные пути (тротуары, площадки, лестницы) у административных и торговых центров, гостиниц, театров, выставок и рынков следует проектировать из условий обеспечения плотности пешеходных потоков в час "пик" не более 0,3 чел/м 2 ; на предзаводских площадях, у спортивно-зрелищных учреждений, кинотеатров, вокзалов - 0,8 чел/м 2 .


Содержание

Основные гигиенические требования к планировке городов и других населенных пунктов заключаются в хорошем провет­ривании территории, свободном проникновении солнечной ра­диации, величине открытых пространств и зеленых насаждений, правильном размещении отдельных объектов, предупреждаю­щем загрязнение промышленными выбросами и развитие шу­ма, обеспечении удобных путей сообщения между отдельными частями города. Застройка должна быть открытой, т.е. не пре­пятствующей вентиляции и естественному освещению города и помещений, и, кроме того, достаточно свободной. Большая плотность застройки приводит к тесному расположению домов, образованию узких кривых улиц и малых площадей, плохо ос­вещаемых и проветриваемых. В городах земельный участок, от­водимый под застройку, делится на 4 зоны:

1) жилую, или так называемую селитебную, предназначен­ную для жилых, общественных и административных зданий, связанных с повседневным обслуживанием жителей, а также для зеленых насаждений общественного пользования;

2) промышленную, в пределах которой размещаются фабри­ки, заводы, электростанции и связанные с ними объекты;

3) коммунально-складскую, включающую базы и склады, гара­жи, автобусные и троллейбусные парки, трамвайные депо и др.;

4) внешнего транспорта, в пределах которой размещаются пассажирские и грузовые станции, порты, пристани и др.

На территории сельского населенного пункта выделяют толь­ко селитебную и производственную зоны.

На прилегающих к городам территориях предусматривают ор­ганизацию пригородных зон как резерва для последующего раз­вития городов и для размещения объектов их хозяйственного об­служивания, а также зеленых зон. Последние предназначены для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состо­яния воздушного бассейна и санитарно-гигиенических условий.

В пределах зеленой зоны размещают лесопарки, сады, дома от­дыха, пансионаты, пляжи, физкультурные и спортивные сооруже­ния, пионерские лагеря и лечебно-профилактические учреждения (при наличии соответствующих природно-лечебных факторов).

Под жилую зону отводят лучший участок, по возможности вблизи озера, реки, парка, и учитывают господствующее направ­ление ветров. Жилую зону отделяют от промышленной санитар­ными озелененными разрывами, ширину которых определяют в зависимости от степени вредности промышленных выбросов. По этому признаку промышленные предприятия делят на 5 клас­сов, причем для 1-го класса устанавливается разрыв 2000 м, для 2-го - 1000 м, для 3-го - 500 м, для 4-го - 300 м и для 5-го - 10 м. В отдельных случаях при очень интенсивных и опасных вы­бросах размеры санитарно-защитных зон могут быть увеличены.

Планировка населенных мест характеризуется главным обра­зом расположением улиц. В старых и новых городах наиболь­шее распространение получили 2 системы планировки: шах­матная, или прямоугольная, и радиальная, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки, и выбор той или иной планировки зависит от размера города, рельефа и других мест­ных условий, обеспечивающих наилучщую инсоляцию и вен­тиляцию кварталов и зданий.

При шахматной системе планировки улицы располагаются перпендикулярно друг другу, бывают, как правило, прямыми, достаточно широкими, облегчая поступление чистого воздуха. Эту систему широко используют при расположении населенных пунктов на берегу моря или большой реки. Однако в крупных го­родах она неудобна в связи с затруднением передвижения опт пе­риферии к центру и обратно, в качестве недостатка также указы­вают на ее однообразие, монотонность, что не совсем правильно: с помощью художественного оформления улиц и площадей мож­но сделать профиль города достаточно выразительным и краси­вым, в чем можно убедиться на примере Санкт-Петербурга.

Радиальная система планировки предусматривает направле­ние главных улиц от центра к периферии, для удобства сооб­щения между собой они пересекаются меньшими кольцевыми улицами, а иногда, например в Москве, они являются важней­шими уличными артериями. Радиальная система считается бо­лее целесообразной и живописной, сокращает время передви­жения по городу и позволяет планировать в шахматном порядке дома, расположенные между кольцевыми улицами, для улуч­шения освещения и создания в них тишины.

Примером шахматной планировки могут служить многие волжские города, а радиальной - Москва, Нередко в одном и том же городе используют обе системы, например центральная часть Санкт-Петербурга спланирована по радиальной системе, а Васильевский остров - по шахматной. В прошлом для Москвы, строившейся без плана, была характерна так называемая паутин­ная система с массой пересекающих улицу кривых переулков, препятствующих движению транспорта, инсоляции помещений и создающих застой уличного воздуха. В настоящее время в связи с реконструкцией Москвы столица приобретает новый облик: при сохранении радиально-кольцевой системы используют при проектировании жилых кварталов шахматную, расширяют уличные магистрали, устраивают новые свободные пространства, обеспечивающие дальнейшее строительство современных жилых и общественных зданий и вид современного столичного города.

Первичной структурной единицей селитебной территории города является микрорайон площадью 10-60 га. В пределах его размещают школы, детские сады, ясли, магазины, столо­вые, спортивные площадки, зеленые зоны спокойного отдыха, библиотеки, парикмахерские, кинотеатры и другие учрежде­ния, необходимые для удовлетворения повседневных потреб­ностей населения. Объединение 3-5 микрорайонов составляет жилой район города площадью от 80 до 250 га, в котором име­ются поликлиники, больницы, женские консультации, театры, спортивные сооружения и др. При такой системе расселения жителям не приходится часто ездить в центр города, как это на­до было делать в прошлом в связи с сосредоточением там ма­газинов, учебных заведений, зрелищных, административных и лечебно-профилактических учреждений и т.д.

В настоящее время при планировке микрорайонов использу­ют преимущественно открытую застройку (свободное размеще­ние зданий), обеспечивающую нормальные условия освещения и проветривания территории и зданий. Закрытая, или сплош­ная, застройка с замкнутым двором в виде колодца (рис. 4.1) не­допустима, особенно при высоких зданиях. Этот вид застройки получил развитие в связи со стремлением к максимальному использованию дорогостоящей городской земли.

Рис. 4.1. Закрытая система застройки города с дворами-колодцами.


а б

Рис. 4.2. Система застройки кварталов: а - строчная; б - перимет­ральная.

При открытой свободной застройке кварталов допускается разнообразная группировка зданий и открытых пространств. Наиболее распространены строчная система застройки, когда дома строят параллельно друг другу, и периметральная, при ко­торой их располагают длинником вдоль улицы по периметру квартала с обязательными разрывами (рис. 4.2).

Применяют и смешанную систему застройки - с расположе­нием домов вдоль улицы и внутри квартала. В гигиеническом отношении наиболее благоприятна строчная застройка, позво­ляющая обеспечить в большинстве квартир тишину и чистоту воздуха благодаря удалению от улицы. С точки зрения внешне­го вида и возможностей архитектурного оформления зданий преимущество имеет периметральная застройка. Выбор систе­мы застройки зависит от местных условий, рельефа строитель­ного участка, климатических и других особенностей.

Важное значение имеет плотность застройки жилых районов. Ширина улиц и величина разрывов между фасадами зданий должна равняться не менее 1,5 высоты более высокого проти­востоящего здания, чтобы обеспечить проникновение прямого дневного света в 1-е этажи, проветривание помещений и улиц. Нормируется также плотность заселения. Высокая плотность заселения неблагоприятна в санитарно-эпидемиологическом отношении и отрицательно влияет на нервно-психическую сферу, создавая шумную обстановку и другие неудобства бы­тового характера, поэтому понятно стремление жителей боль­ших городов к природе, уединению, покою в свободное от ра­боты время.

Большую роль в оздоровлении условий жизни играют зеле­ные насаждения, которые оказывают благоприятное влияние на микроклимат населенных мест. В летнее время днем темпе­ратура воздуха в саду, на бульваре, парке на 2-3 °С ниже, чем на открытом месте, а влажность - на 12-14 % выше: кроны деревьев устраняют палящее действие солнечных лучей. Бла­годаря этому на озелененных территориях создаются прохлад­ные зоны, улучшающие тепловое самочувствие у находящихся здесь людей. Вследствие разницы температуры среди зелени и на прилегающих открытых пространствах образуются воз­душные токи, благоприятно влияющие на температурно-влаж­ностный режим соседних территорий. Зимой и в холодную по­году зеленые насаждения, снижая скорость движения воздуха, уменьшают охлаждение тела.

Не меньшее гигиеническое значение имеет механическая очистка воздуха от пыли, сажи, дыма. Деревья и кустарники слу­жат своеобразным фильтром, задерживая на поверхности лис­тьев, ветвей и отводов пылевые частицы, которые стряхиваются вниз при ветре, смываются во время дождя и при искусственном поливе. Листва растений задерживает и некоторые газообраз­ные примеси, например сернистый газ. Травянистый покров газонов препятствует образованию пыли на поверхности поч­вы. Наибольшим пылезащитным свойством и способностью испарять воду, выделять кислород и поглощать углекислоту об­ладает тополь. Однако весной в течение недели возможно за­сорение воздуха пухом от семян дерева. Этого можно избежать, если высаживать только мужские особи (тополь - двудомное растение, пылят женские серо-зеленые цветки).

Положительная роль зеленых насаждений проявляется также в уменьшении уличного шума, увеличении числа легких атмос­ферных ионов за счет фотоэффекта на поверхности листьев (об­разование электронов под влиянием солнечных лучей), в выде­лении растениями летучих органических веществ. Эти вещества (фитонциды) оказывают антимикробное действие и вызывают у человека благоприятные физиологические реакции. В какой-то мере следует учитывать влияние зеленых насаждений на хи­мический состав воздуха (ассимиляция двуокиси углерода).

Несомненно их существенное значение с точки зрения эстети­ческого наслаждения, которое они доставляют человеку, прибли­жая его к природе и оказывая благоприятное успокаивающее действие на нервную систему своим красивым видом, сочетания­ми света и тени, запаха и цвета, шелеста листьев и пения птиц и т.д.

Весьма важно правильное озеленение городской территории. Для защиты от пыли, дыма, газов и создания прохладных зон в летнее время наиболее целесообразно такое расположение зе­леных насаждений, при котором город был бы так пронизан ими, чтобы из любой его части можно было пройти в другую среди зе­лени. Зеленые насаждения в жилом квартале должны служить продолжением внеквартальной зелени города. Посадки деревьев на улицах устраивают либо вдоль тротуаров, либо посреди в виде бульваров. Особенно целесообразны зеленые насаждения между тротуарами и проезжей частью, причем не менее чем в 2 ряда, так как только это обеспечивает уменьшение уличного шума.

Правилами озеленения городов предусмотрено равномерное распределение зеленых насаждений по всем микрорайонам го­рода, по возможности центр должен быть связан с окраинами бульварами, аллеями и уличными посадками. Следует уделять внимание созданию так называемых парков культуры и отдыха в пределах города и на его окраинах.