На углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки стоит великолепный бело-розовый дворец с атлантами, прекрасный, как свадебный торт. Это Дворец Белосельских-Белозерских (Сергиевский). Восхищённые современники писали, что дворец - это «величественное палаццо», а архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Но история дворца не так проста, как кажется на первый взгляд.

Начать следует с того, что название дворца призрачно: по заказчику своего нынешнего облика, князю Эсперу Белосельскому-Белозерскому, скончавшемуся в 1846-м году, в то самое время, когда рыли фундамент здания. Участком между Невским и Фонтанкой Белосельские-Белозерские владели с конца XVIII века, приобретя его у сенатора Нарышкина. Первоначально здесь был построен дом в стиле классицизма (1799-1800, архитектор Демерцов), с фасадом, выходящим на Невский. Время шло, положение князей Белосельских-Белозерских в обществе становилось всё более и более весомым, и особняк оказался слишком скромен.


Особняк князей Белосельских-Белозерских принес Андрею Штакеншнейдеру славу «преемника изящного вкуса графа Растрелли» (по выражению авторитетнейшего в XIX веке СМИ - «Северной пчелы»), он же и стал последним частным дворцом, возведённым на Невском проспекте в XIX веке. Справедливости ради нужно сказать, что официальный статус дворца это здание получит позже, когда перейдёт в собственность императорской фамилии, однако его нарядный, по-старинному роскошный облик выдавал аристократические притязания его владельцев. Князья Белосельские-Белозерские по знатности превосходили даже самих Романовых, ибо род свой вели от Рюрика, и поэтому их кровь была самого что ни на есть небесного оттенка.

Заказчик, князь Эспер Белосельский-Белозерский, прекрасный уже по своему имени (в переводе с греческого - «вечерняя звезда»), был большим умницей и ценителем искусства, знатоком и коллекционером живописи. Именно ему, в искреннем содружестве со Штакеншнейдером (на минуточку, сыном мельника) принадлежит идея возродить стиль славных времён Елизаветы Петровны и Людовика XV, то есть барочно-рокайльные мотивы. Первые проекты разрабатывались в 1840-1841-х годах, однако строительство велось в 1846-1848-х, когда Штакеншнейдер освободился от заказов императорской фамилии и смог приступить к работам для своего друга. Однако князь Эспер был слишком прекрасен, чтобы в судьбе его не было подвохов: отправившись по служебной необходимости на инспекцию лазаретов Николаевской железной дороги, заразился тифом и скончался. Его супруга, Елена Павловна, падчерица грозного шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа, первая красавица света, мужа откровенно презирала ещё при его жизни и вскоре вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея, красавца и нумизмата, и во дворце жить не стала, хотя и по достоинству оценила творение Штакеншнейдера.


Большинство залов оформлены в стиле роккоко. Анфиладу залов второго этажа вдоль Фонтанки начинает Малиновая гостиная с окнами на реку и на проспект. Затем - Зелёная гостиная и Приёмная с живописным панно «Праздник Венеры» и мебелью фабрики Ф. Мельцера. Анфилада вдоль Невского проспекта: Гостиная и Парадная столовая, картинная галерея, в ХХ веке приспособленная под фойе концертного зала. Гордость дворца нынче - Парадная лестница хорошей сохранности.


Роскошный особняк стал центром светской жизни столицы: Елена Павловна устраивала здесь великолепные балы, часто - только для семьи императора (императорский Аничков дворец совсем рядом). Известно, что Мария Фёдоровна обожала танцевать, а Александр III - играть в вист. Желая завершить бал, Александр III под различными предлогами по одному вызывал музыкантов до тех пор, пока музыка естественным образом не смолкала. Только после этого он подходил к супруге и удалялся с ней из дворца. На музыкальных вечерах здесь выступали Ференц Лист и Антон Рубинштейн.


Именование «Сергиевский» дворец получил в 1884-м году, когда великий князь Сергей Александрович, младший брат Александра III и дядя Николая II, купил его к свадьбе с красавицей Эллой Гессенской, в России известной как Елизавета Фёдоровна. Елизавета Фёдоровна, в свою очередь, была старшей сестрой будущей Александры Фёдоровны, последней русской императрицы, и в 1894-м году, перед своим бракосочетанием, юная принцесса Алиса, или Аликс, как звали её близкие люди, жила именно здесь.


В 1905-м году Сергей Александрович, назначенный за четырнадцать лет до этого генерал-губернатором Москвы, был убит террористом Каляевым. Елизавета Фёдоровна, по велению души перешедшая в православие ещё в 1891-м (как великая княгиня она была не обязана это делать), основала после гибели Сергея Александровича Марфо-Марьинскую обитель милосердия в Москве и стала её настоятельницей, а дворец передала племяннику и воспитаннику великого князя Дмитрию Павловичу. В Первую мировую войну Дмитрий Павлович передал особняк англо-русскому лазарету, который разместился в пяти самых больших его залах (в том числе концертном и в картинной галерее). В 1917-м году великий князь участвовал в заговоре против Распутина, и его выслали из России. Однако Дмитрию Павловичу удалось из-за границы продать дворец банкиру и промышленнику И. И. Стахееву.


В 1918-м году Сергиевский дворец был национализирован, и в нём разместились курсы Красной пропаганды. В конце 1919-го года часть здания передана районному комитету комсомола, в 1920-м году - районному комитету партии Центрального, затем Куйбышевского района. На комитеты уходила часть здания, остальное сдавалось в аренду различным организациям. В 1941-м году во дворце формировались отряды народного ополчения, а во время блокады он сильно пострадал. С 1948-го по 1988-й годы здание реставрировалось, воссоздавались утраченные интерьеры. Сюда начали водить экскурсии, затем начались и концерты. В 1991-м году дворец Белосельских-Белозерских обрёл официальный статус Петербургского культурного центра: здесь выступает Академический симфонический оркестр под руководством Р. Мартынова, проводятся выставки, располагаются различные организации, как-то Городской туристско-информационный центр и даже Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака.

в 2004 году мне выпала удача посмотреть интерьеры дворца Марии Николаевны (Мариинского), созданные любимцем царской семьи Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. и вот, наконец, я добралась до другого его творения дворца Белосельских-Белозерских. новое здание было создано на месте старого дворца, землю для которого купил русский писатель, философ и дипломат князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский. проект этого чуда "второго рококо" Штакеншнейдер осуществляет в 1847-1848 гг. по заказу Эспера Александровича и его жены Елены Павловны Бибиковой для дальнейшего житья князя Константина Эсперовича Белосельского-Белозерского, племянника Зинаиды Волконской. существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец, выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. семья заметно обнищала и в 1884 году владельцем дворца стал великий князя Сергей Александрович (младший брат Александра III), который купил его в качестве свадебного подарка для своей красавицы-жены Эллы (Елизаветы Федоровны). правда прожила пара в особняке только 7 лет: с 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы. однако, когда в 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик Иван Каляев и Елизавета Федоровна стала игуменьей московской Марфо-Марьинской обители, дворец в 1911 году попал в руки в великому князю Дмитрию Павловичу (кузену Николая II) - здесь он был под домашним арестом после участия в убийстве Распутина. во время Первой мировой войны (1915-1918 гг.) в Сергиевском дворце (так он назывался после приобретения его Сергеем Александровичем и вензель именно с его инициалами украшает решетки парадной лестницы и балкона) размещался британско-русский военный госпиталь. сейчас здесь располагается Управление по делам Президента РФ.

на самом деле сохранилось здесь не так много: 6 парадных покоев, а также личные интерьеры Дмитрия Павловича (там сейчас располагается музей Собчака, где я ещё не была). все жилые покои были уничтожены бомбами и восстановление их никто не планирует. однако лично я была удовлетворена и тем, что увидела. попадаешь во дворец через парадную лестницу в виде раскрывшегося веера.

вид на Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских. кстати, изначально дворец был цвета терракоты, так что в данный момент он стоит в своем первоначальном облике.


во внутренней отделке принимал участие скульптор Давид Иенсен, с его скульптур были сделаны из гипса атланты и кариатиды во всем дворце.

поднимаемся по лестнице и попадаем в зеленую Парадную столовую, предназначение которой можно понять по вставкам на стенах: амурам с фруктам. надо заметить, что фрукты на обеды привозили из оранжерей дворца Белосельских-Белозерских на Каменном острове. экскурсовод сказала, что ныне он отреставрирован, правда посмотреть на него можно только издали (как все ныне - это здание частное). помимо этого по углам висят четыре картины на мифологические сюжеты:

картина на античный сюжет.


амуры с фруктами.


элемент декора

из Парадной столовой мы сразу попадаем в проходную залу со стенами цвета "увядшей розы", украшенной лишь люстрами, лепниной и картиной "Похищение Елены Торянской" из собрания А. М. Белозерского. сейчас основная часть живописных полотен передана Эрмитажу, а остальные картины перевезены в особняк Белосельских-Белозерских на Крестовский остров. сюда, когда хозяева устраивали приемы, ставили карточные столы, и старики, после первого танца могли вдоволь насладиться игрой.

по середине гостиной дверь в Зеркальную залу для приемов, балов и танцев, которые длились с 21.00 до 5.00. кстати, на была во дворец любил приезжать сам император Александр III. императрица Мария Федоровна готова была танцевать до утра. чтобы пораньше уехать домой, Александр III, который во время бала играл в вист или вел непринужденную беседу, просил своего адъютанта, под разными предлогами, вызывать музыкантов из оркестра. когда оставался всего один музыкант, - он вставал со своего места и, кланяясь, разводил руками, показывая, что ничего не в силах сыграть, - император подходил к супруге и удалялся с бала. вообще, на балах нередко завязывались знакомства с "нужными людьми", с их помощью часто делалась карьера. правда, беззаботная молодежь приходила сюда все-таки ради танцев и только танцев. часто гости наряжались в театральные костюмы. один раз в год давался большой придворный бал. на него приглашалось около 3000 человек.


зала украшена "зеркалами лицепритными" (дорогими, сделанными на серебре), названными так потому, что они придавали лицу глядевшего в них приятный персиковый оттенок. помимо зеркал в зале несколько люстр - бронзовые и "бумажные" (созданные из папье-маше). "Здесь был дух старины" - вспоминали современники о приемах во дворце. здесь пела Александра Панаева, играл Лист, Чайковский.


люстра из папье-маше.

правда больше всего, конечно, поражает библиотека князя Сергея Александровича. деревянное убранство для которого делалось на фабрике знаменитого Мельцера. особенно хорошо витражи редкой техники - из лунного стекла. раньше здесь был домашний театр Белозерских, где в свое время проходила премьера грубоедовского "Горя от ума". среди документов я нашла литографию Зинаиды Волконской в роли мельничихи (из оперы Паизелло "Прекрасная Мельничиха") работы К. Агриколы.


музыкальные сочинения Зинаиды Волконской

да, я также упоминала, что во время Первой мировой войны здесь был лазарет. памятная табличка появилась совсем недавно. она была повешена на деньги потомков тех английских врачей, которые здесь работали.

самый красивый зал, Золотую гостиную Елизаветы Федоровны можно было только посмотреть. снимать там нельзя - все-таки приемная по делам Президента. внутри она просто чудная: со стенами, обитыми малиново-серебристым штофом, хрустальной люстрой, золотыми ажурными карнизами и прекрасным видом на Фонтанку и Невский проспект. а ещё я там обнаружила потайную дверь. экскурсовод сказала, что она была для прислуги - гостям выносили прохладительные напитки и лакомства. а ещё иногда хозяйка дома подслушивала разговоры гостей, настраиваясь на нужный лад. кстати, хоть Штакеншнейдер и создал интерьеры в подражании французскому рококо, все де свою лепту он внес - растительный орнамент был составлен из флоры нашего края.


Дмитрий Павлович и императрица Александра Федоровна.

Я уверена, что при своей поездке в Санкт-Петербург во время непременного для всех туристов променада по Невскому проспекту вы непременно обратите внимание на здание, удивительное по красоте.

Расположено оно близ Аничкого (того самого, перекинутого над Фонтанкой, где с XIX века происходит клодтовское «укрощение коня»). Пройти равнодушно мимо вы просто не сможете – так хорош данный дворец Белосельских-Белозерских! Сразу обращу ваше внимание на то, что этот необарочный архитектурный шедевр нашей Северной столицы сегодня является также известным культурным учреждением города.

Думаю, посетить место, где музицировал даже сам Пётр Ильич Чайковский, вам станет интересно.

История появления

Познакомлю вас с тем, как складывалась судьба данного дворца.

Место расположения

При строительстве новой столицы Российской империи в начале XVIII века места у Фонтанки отдавались Петром Великим для владений разных великосветских особ. Вот и участок, где располагается нынешний дворец Белосельских-Белозерских, изначально также обживался знатью. Принадлежал он по-первости князю А. И. Шаховскому, затем – сенаторам П. В. Мятлеву и И. А. Нарышкину. В конце XVIII века у последнего это место выкупила княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская – супруга князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского.


И вот в 1800 году здесь строится (архитектор Ф. И. Демерцов) особняк, выходящий фасадом на Невский проспект. Но это был только скромный «старший брат» сегодняшнего дворца, исполненный в классическом стиле. Для знатной семьи здание со временем стало казаться простоватым и не соответствовало их блистательному положению в обществе. Отмечу, что княжеский род этой фамилии вёл начало ещё от самого Владимира Мономаха.


Вот и решено было превратить особнячок в нечто более престижное.

Рождение дворца

Новый дворец Белосельских-Белозерских было поручено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.



Проект был создан и одобрен в 1841 году даже Императором Николаем I. Сама постройка завершилась к 1848 году. По ходу отмечу, что после данного здания частные дворцы в Петербурге уже не будут строиться. Оно стало последним в их блестящей плеяде.


Под руководством Штакеншнейдера были перестроены смотрящие на Фонтанку и Невский корпуса, а также появились два флигеля во дворе. Фасады нового дворца Белосельских-Белозерских выполнены в стиле барокко. Есть мнение, что образцом для данного здания стал Строгановский дворец (сегодня, с 1988 года – филиал Русского музея).


Данное здание вы можете увидеть, проходя по Невскому проспекту в том месте, где он пересекается с рекой Мойкой.

Интерьеры

Расскажу вам, что новый дворец теперь щеголял не только своим архитектурным решением, но и великолепием внешнего облика и внутренних покоев. Помните песню про Атлантов, которые «держат небо на каменных руках». Так вот, точно также как эти величественные изваяния украшают вид портика Эрмитажа, сегодня они привлекают взоры прохожих, поддерживая и фасады дворца Белосельских-Белозерских.


Всего фигур шестнадцать. К Фонтанке обращены шесть из них, на Невский проспект взирают восемь, а на знаменитый Аничков мост посматривают ещё два. Внутри помещений дворца также присутствуют эти титаны в компании кариатид.


Скульптуры были созданы по моделям Д. И. Иенсена. Убранство залов было выполнено в манере рококо. При прохождении анфилады залов второго этажа вначале гости попадали в Малиновую гостиную.


За ней следовали Зелёная гостиная и приёмная, которую оживляло панно «Праздник Венеры» и изящная мебель производства мельцеровской фабрики. Вереница помещений вдоль Невского проспекта открывалась гостиной и Парадной столовой.



Именно она в XX веке будет нести функцию фойе концертного зала, который поначалу делился на два помещения. Также из картинной галереи можно было попасть и в Театральный зал.

К помещения первого этажа относились приёмная, кабинет и столовая. Приходящие гости могли уже сразу ощутить атмосферу торжественных раутов, лишь только ступив на каменные ступени Парадной лестницы.


Также во дворце был проведен водопровод.

Первые владельцы

Я согласна с расхожим мнением, что в нашей жизни забавно что-то загадывать наперёд. Отмечу, что инициатору создания дворца, возведенного Штакеншнейдером, князю Эсперу Александровичу Белосельскому-Белозерскому не довелось пожить в новых хоромах.


Случилось так, что в 1846 году он скончался от тифа. Вдовствующая княгиня Елена Павловна была женщиной видной. Она скоро повторно вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея.


Новая семья обосновалась в особняке на Литейном проспекте. Вам вероятно будет интересно, что же стало с дворцом? Княгиня начинает использовать его с целью устройства в нём балов и светских раутов.


И дворец пользовался такой популярностью, что даже императорские особы нередко становились его гостями. Кстати, а почему бы и нет? Ведь располагался дворец Белосельских-Белозерских рядышком с прекрасным Аничковым, облюбованным в ту пору семьей Императора Александра III.


Его жена Мария Федоровна, в отличие от своего венценосного супруга очень любила потанцевать. А он занимал себя при этом карточной игрой.

Передам вам одну байку о том, на что порой приходилось идти Государю, чтобы уговорить супругу возвратиться домой. Поговаривали, что он тайком подзывал к себе по очереди музыкантов и поручал каждому какое-то срочное дело. Когда продолжать игру становилось некому, Марии Федоровне невольно приходилось идти навстречу мужу.


Вот такой тактичный манёвр использовал этот находчивый супруг.Кстати, я не зря вначале рассказа упоминала вам о П. И. Чайковском.


Помимо балов княгиня Елена Павловна проводила в своём новом дворце также и вечера музыки, принять участие в которых приглашались самые видные музыканты и композиторы той поры. Среди них были также Ф. Лист и А. Рубинштейн.

Последующие хозяева

Моя прабабушка говаривала: «Не выйдет жить, как хочется, а выйдет жить, как сложится». В унисон данной поговорке «сложилось» и с первыми хозяевами. Конечно, хорошо обладать таким роскошеством для устройства увеселительных мероприятий! Но что делать, если твои капиталы уже не могут поддерживать всё это великолепие? Выход был найден весьма банальный – для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан. Достался он великому князю Сергею Александровичу.


При этом прежний хозяин – князь Кочубей – частично перевёз ценности из бывших хором в особняк на Крестовском острове, где обосновался с супругой.


Отмечу, что с того времени дворец Белосельских-Белозерских стали звать ещё и Сергиевским.


Очередные владельцы (а Сергей Александрович в то время женился на Елизавете Гессен-Дармштадской) также внесли новшества в свою нынешнюю резиденцию. К примеру, при помощи архитектора Р. Ф. Мельцера Театральный зал теперь превратился в библиотеку. Жизнь никогда не протекала буднично-обыденно для деятельных светских особ такой величины.


Уже в 1891 году Сергей Александрович становится генерал-губернатором Москвы, и переезжает в Первопрестольную с супругой. Отмечу, что во время их отсутствия в 1894 году стены дворца Белосельских-Белозерских гостеприимно приняли принцессу Алису (будущую русскую императрицу Александру Федоровну), перед её венчанием с Николаем II.


Хозяин дворца в 1905 году был убит террористом. Его вдова Елизавета Федоровна организовала в Москве знаменитую Марфо-Мариинскую обитель, став её настоятельницей. Что касается героя моего повествования, то вдовствующая княгиня за неимением своих детей передала его племяннику погибшего мужа Дмитрию Павловичу. Возможно именно под влиянием милосердной тёти в годы Первой мировой войны новый хозяин предоставил дворцовые апартаменты под нужды столицы. Здесь с 1916 года Британским Красным крестом был открыт Англо-русский военный госпиталь (он просуществовал до 1918 года).


А Дмитрий Павлович из-за своего участия в убийстве Распутина покинул Россию, будучи сосланным в Персию. Дворец Белосельских-Белозерских прикупил известный промышленник И. И. Стахеев. Поговаривают, что опальный князь умудрился провернуть эту сделку из-за границы. Правда, документов, подтверждающих сие, найдено не было.

Давайте теперь посмотрим, что стало с этим шедевром архитектуры после революции.Понятно, что также как и другие здания, ранее принадлежавшие знати, он в 1918 году был национализирован.


Теперь здесь расположились курсы Красной пропаганды. В конце 1919 года некоторые помещения занял районный комитет комсомола, а в 1920 году – районный комитет партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Остальные залы и кабинеты пошли для аренды различных организаций. В то же время из дворца вывезли его уникальную коллекцию картин, которую некогда собрало семейство Белосельских-Белозерских. Часть её отошла , а часть – особняку на Крестовском острове, в который когда-то выехала продавшая дворец на Невском княгиня Елена Павловна. Видимо, все исторические кульбиты не прошли бесследно и для здания. В конце 20-ых годов XX века здесь пришлось делать ремонт.


В трагическое для Ленинграда блокадное время дворец сильно пострадал. После Победы вначале в 1949, а потом в 1954 году в нём велись восстановительные работы. Воссозданы были и утраченные за пронесшиеся годы интерьеры. Это происходило в период с 1960 по 1988 года под руководством известного советского архитектора-реставратора Ирины Николаевны Бенуа. Отмечу, что уже с конца 70-ых годов прошлого века во дворец стали водить экскурсии. Кстати, видимо было не позабыто и его «музыкальное прошлое» из имперских времён. Ведь с 1989 года тут не только вновь устраиваются концерты, но также Зеркальный зал дворца становится основной площадкой для Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.


Дополню, что в 1991 году дворец Белосельских-Белозерских официально становится культурным центром Северной столицы. Помню, как гуляя по Невскому с друзьями-студентами в начале 90-ых, мы наткнулись на объявление, сообщавшее, что в этом дворце заработала выставка-экспозиция восковых фигур. Я не очень люблю подобный вид искусства, и эта новость почему-то показалась несколько несуразной. А вот ассоциировать данный прекрасный дворец с концертными мероприятиями мне кажется более гармоничным. Хотя, это лишь моё частное мнение.

Дворец в наши дни

Сегодня мы с вами можем беспрепятственно побывать в этом замечательном месте на ознакомительной экскурсии (об этом расскажу ниже).


Мне хочется отметить, что правительство города уделяет большое внимание техническому состоянию и восстановительным работам дворца. Так, в начале XXI века был отреставрирован фасад дома, а в 2005 году – Парадная лестница, картинная галерея и Дубовый зал.


Кстати, с 2003 года дворец передан под юрисдикцию Управления делами президента РФ. В наши дни здесь сохранились подлинные интерьеры. Кстати, Зеркальный (бальный) зал, обладающий отличной акустикой, используется, как и раньше, для проведения музыкальных мероприятий.


К ним относятся концерты «Молодые исполнители России», проводимые здесь с 2006 года. Часть помещений отдана в аренду разным организациям, например, Комитету по туризму и развитию курортов и Первому петербургскому телеканалу.Зайдите в этот дворец и полюбуйтесь его убранством, которое было создано в давно минувшие годы и до сих пор не перестает удивлять гостей.


Поднявшись по Парадной лестнице, вы сможете увидеть памятную табличку, повествующую, что в годы Первой мировой войны тут находился лазарет Красного креста. По левую сторону будет необычный музей им. А. Собчака.


Он поведает вам о процессе демократизации в России. Занимает он целых пять помещений.

Также при случае весьма советую побывать на концертах. Ведь их широкий диапазон – от вечеров классической музыки до выступления эстрадных исполнителей – позволит выбрать что-то по вкусу каждому гостю.Помимо прочего сегодня дворец несёт также функцию культурного центра. Тут проводятся фестивали, вернисажи, конкурсные мероприятия.

Как добраться

Как я уже упоминала, Дворец Белосельских-Белозерских находится у на пересечении Невского проспекта и Фонтанки. Полный адрес: Невский проспект, 41. Добраться сюда лучше всего при помощи метро. Есть 2 пути – от станций «Маяковская» и «Гостиный двор».


От Гостиного двора (1) ваш путь ко дворцу (2) проляжет мимо замечательного Аничкова дворца (3), через одноименный с ним мостик (4). Так что удобный случай сделать снимки на память!

Расстояние от станции метро «Маяковская» примерно такое же.


Выбор маршрута за вами.

Предложения для гостей

Посетителей здесь ждёт масса интересного:


Кстати, если вы оказались рядом с этим дворцом (1) и захотели перекусить, то буквально в двух шагах на Невском проспекте, 45-47 есть сразу 3 вполне приятных, на мой взгляд, местечка:

  • «МакКафе» (2), ресторанчик, где очень вкусно готовят суши,
  • «Две палочки» (3),
  • ресторан «Палкинъ» (4).

Кроме того, можно быстро перекусить и в Макдоналдсе (5), который также располагается здесь.

Напоследок

Я уверена, что для любознательных путешественников будет полезным свидание с этим уютным дворцом. Он, как и другие его собратья, затаил в своих покоях не только массу придворных тайн, но и более современных историй, относящихся уже к XX-XXI векам.


Может быть, он не столь помпезный, как прочие петербургские дворцы, но по-моему, это милое розовое здание на Невском, нисколько не проигрывает им, даря нам с вами свою самобытность и очарование.


А знакомясь ближе с историей уникальных строений Санкт-Петербурга, мы с вами удивительным образом соприкасаемся и с судьбами людей, их создавших, в них проживавших, в них гостивших… Перед нами увлекательнейшая книга повестей лет минувших, куда так интересно заглянуть!


Среди многочисленных памятников архитектуры, расположенных на Невском проспекте, один из самых заметных - дворец князей Белосельских-Белозерских. Он был построен в 1848 г. известным архитектором эпохи Николая I А.И. Штакеншнейдером.

Проект здания был представлен императору, и он одобрил его. Построенный дворец восхитил современников.

О нем писали, что это "величественное палаццо", "совершенство в своем роде", а Штакеншнейдер "совершил настоящий художественный подвиг". Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке.

Первые владельцы дворца - представители древнейшего княжеского рода, ведущие начало от Владимира Мономаха,- Белосельские-Белозерские. Многие из них были военными, дипломатами, занимали важные посты при царском дворе.

Приемы, устраивавшиеся князьями в собственном дворце на Невском, славились размахом и роскошью. По великолепию их сравнивали с императорскими приемами в Зимнем дворце. Князья Белосельские-Белозерские увлекались музыкой, театром, литературой, собирали художественные коллекции (живопись, фарфор, серебро), которые украшали залы дворца.

В конце XIX века дворец был приобретен сыном императора Александра II - великим князем Сергеем Александровичем по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. владелица дворца Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу (впоследствии известному, как участник убийства Григория Распутина).

После Октябрьской революции 1917 г. здание было национализировано. В советский период здесь размещались разные общественные организации, а главным арендатором был РК КПСС Куйбышевского района. Во время блокады здание пострадало от бомбежек и артобстрелов, и после войны во дворце велись реставрационные работы.

В 1992 г. во дворце расположился Петербургский культурный центр. А с января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию, проводятся обследования и реставрационные работы.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже:

Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Придя во дворец на экскурсию, Вы увидите великолепные интерьеры дворца и узнаете все интересующие Вас подробности о его архитекторе, владельцах и событиях связанных с этим старинным особняком.

Материал и фото из инета

Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, построенным на Невском проспекте.

Владельцы дворца относились к старейшему в России княжескому роду, начиная с XVI века, представители этого рода занимали высокие посты на государственной службе.

Строительство нового дворца на Невском проспекте осуществлялось по заказу князя Эспера Белосельского-Белозерского.

Здание занимает участок на пересечении Невского проспекта с рекой Фонтанкой, современный адрес Невский пр. д.41.

Строительство дворца осуществлялось по проекту А. Штакеншнейдера в 1846-1848 годы, здание стало ярким примером богатого аристократического особняка середины XIX века.
Стоявший на этом участке ранее особняк с фасадами в стиле Ампир, возведенный в начале XIX века по проекту архитектора Ф.И.Демерцова, был полностью видоизменен. Были полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, а так же возведены новые флигеля во дворе дома. Заново были оформлены и интерьеры дворца .

Архитектурный облик дворца Белосельских- Белозерских говорит о том, что в качестве архитектурного прототипа послужил дворец графа А.С.Строганова на Невском проспекте, возведенный по проекту Ф.Б.Растрелли в середине XVIII века.

Оба здания расположены на похожих угловых участках: одно на углу Мойки, другое-на углу Фонтанки.
В отделке фасадов А.Штакеншнейдер использовал арсенал пышного стиля барокко-полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна, фигуры атлантов и др. Этот стиль царил в русской архитектуре в середине XVIII века, в то время, когда и был построен Строгановский дворец .

В соответствии со стилем барокко на фасаде так же расположились многочисленные колонны, а фасады имеют нарядную окраску в три цвета.
Особенно удачной стилизацией под барокко стали фигуры атлантов, выполненные по моделям Д.И.Иенсена.

Парадная лестница дворца Белосельских-Белозерских и большинство залов были так же оформлены с использованием мотивов русской и западноевропейской архитектуры первой половины и середины XVIII века-барокко и рококо.

Современники считали дворец Белосельских-Белозерских "совершенством в своем роде" и называли Штакеншнейдера "преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли". Дворец стал первым в Санкт-Петербурге примером особняка в стиле «второго барокко».

С середины XIX столетия в русскую архитектуру вошло такое стилистическое направление, как эклектика. Архитекторы, создавая проекты своих зданий использовали мотивы различных стилей архитектуры.

Следуя распространенной тогда «политике умного выбора», учитывалось функциональное назначение здания. Так как Штакеншнейдер проектировал дворец, то и мотивы он использовал пышного и нарядного стиля барокко.
Не смотря на внешнее сходство со своим прототипом, существует значительная разница. Особенно отчетливой разница между этими двумя дворцами становится при сопоставлении их планов.

С середины XIX века дворец Белосельских-Белозерских стал местом проведения знаменитых балов и других светских мероприятий. На концертах во дворце выступали Антон Рубинштейн и Ференц Лист. Частыми гостями дворца Белосельских-Белозерских были представители императорской семьи, так как на противоположном берегу Фонтанки находился Аничков дворец .
В 1884 году дворец был приобретен императорской семьей, в нем поселился брат императора Александра III-великий князь и будущий генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович. Он въехал сюда со своей супругой Елизаветой Федоровной (урожденной принцессой Эллой Гессен-Дармштадской) сразу после венчания.

С тех пор дворец стали называть Сергиевским. Для новых владельцев ряд интерьеров был переделан по проекту Р.Ф. Мельцера.
Во дворце Сергей Александрович бывал лишь наездами. В отличие от своего брата императора, Сергею Александровичу не удалось избежать гибели от рук террористов.

4 февраля 1905 году эсер Каляев убил великого князя. Его вдова организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей. Дворец на Невском проспекте Елизавета Фёдоровна передала племяннику великого князя Дмитрию Павловичу, так как своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.
Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов. Позже Дмитрий Павлович вошел в круг высокопоставленных заговорщиков против Григория Распутина.

После убийства Распутина участники заговора были подвергнуты домашнему аресту, дворец стал роскошной тюрьмой для Дмитрия Павловича и Феликса Юсупова.
В 1917 великий князь Дмитрий Павлович был выслан из России, что спасло ему жизнь, он оказался одним из немногих уцелевших Романовых, дожил 1942 года. Всего за несколько месяцев до революции дворец приобрел банкир и промышленник Стахеев.

После революции дворец был национализирован. С 1920 года здесь размещался районный комитет партии Куйбышевского района. Коллекция картин, собранная Белосельскими-Белозерскими была передана частично Государственному Эрмитажу , частично в особняк на Крестовском острове.
После событий августа 1991 года дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по Культуре мэрии Санкт-Петербурга.

Во дворце прекрасно сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная.
Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины-конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое. Сегодня дворец открыт для посетителей, здесь проводятся концерты. В начале века здесь открылся Музей восковых фигур. Культурный центр проводит так же многочисленные выставки и конференции.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века . Крига.СПб.,2009

© Е. А. Паршина, 2009