Согласно формулировке Ф. Ньюби, хай-тек - это эстетизация технологии, больше обязанная наперед заданному архитектурному представлению о ней, чем ее инженерной рационализации. Хотя в рамках хай-тека архитектор тесно сотрудничает с инженером, это направление фактически лежит вне инженерной традиции как таковой и имеет, прежде всего, дело с экспериментами в области технологической образности.

Институт вычислительного проектирования и Институт структурного проектирования и структурного проектирования Штутгартского университета завершили новый исследовательский павильон, который демонстрирует методы изготовления роботизированных текстильных изделий для сегментированных деревянных листов. Павильон является первым в своем роде, который использует промышленное шитье деревянных элементов в архитектурном масштабе.

Целью проекта является создание небольшого поселка для детей, преодолевающего масштабную среду традиционного дневного ухода. Маломасштабная деревенская атмосфера достигается путем деления здания на 11 небольших домов с разной ориентацией. Различные игровые программы сосредоточены вокруг двух зимних садов, которые породили эти небольшие индивидуальные пространства, где дети могут создавать собственные игровые ниши внутри здания.

  • Ганс Холляйн

Холляйн - один из самых значительных архитекторов современности. В его произведениях ожили былые ценности рубежа столетий, создав базу для новых успехов австрийской архитектуры. Его воздействие можно обнаружить почти во всех частях света.

  • Йорн Утзон

Йорн Утзон родился 9 апреля 1918 года и вырос в Дании. Период учения Йорна в архитектурной школе при Академии искусств в Копенгагене (1937–1942) совпал с немецкой оккупацией Дании. В архитектурной школе Утзон учился у известных датских архитекторов - Штеена Элера Расмуссена и Кая Фискера, в творчестве которых нашло отражение стремление скандинавских архитекторов 1930-х годов увязать прогрессивные основы функционализма с национальными традициями.

Стратегическое расположение Нового Круизного терминала имело двойную цель: повысить эффективность бизнеса и улучшить интеграцию в город. По этой причине проект включает в себя новые здания, работы по водному плану и открытые пространства общественного призвания. Довольно часто новый культурный центр, кажется, предоставляет привилегированные услуги. Чтобы сделать новый филармонический театр подлинно общественным аттракционом, крайне важно обеспечить не только привлекательную архитектуру, но и привлекательную смесь городского использования.

  • Кендзо Танге

Кендзо Танге - бесспорно, крупнейший японский архитектор 20-го столетия. Его творчество по своему характеру глубоко национально, однако вместе с тем Танге принадлежит к числу зодчих, чье значение не ограничено рамками национальной культуры. Его произведения дерзки и необычны, их новизна объясняется бескомпромиссным поиском правдивого отражения действительности.

В комплексе есть филармония, зал камерной музыки, рестораны, бары, панорамная терраса с видом на гамбург и гавань, апартаменты, отель и парковку. Этот жилой проект состоит из полного ремонта кишечника и нового строительства за одним из самых красивых и старых чугунных фасадов в Нью-Йорке. Тщательный подход требовался путем смешивания современной архитектуры с историческим сохранением. Комиссия по памятникам Нью-Йорка требовала, чтобы любое добавление на крыше было невидимым. Здание, однако, сидит на очень видимом углу с малоэтажным двухэтажным зданием через улицу.

  • Ээро Сааринен

Ээро Сааринен - один из крупнейших архитекторов США послевоенного времени - родился 20 августа 1910 года в Киркконумми, в Финляндии. Его отцом был знаменитый финский архитектор Элиэл Сааринен. В 1923 году семья Сааринена переехала в Соединенные Штаты Америки, и фактически формирование творческой индивидуальности Ээро происходило в этой стране.

Это означало, что крыша здания была видна почти в трех кварталах от нее. Вдохновленные моделью для нового типа ухода, установленной Мэгги Кесвиком Янксом, они придают большое значение архитектуре, чтобы поднять дух и помочь в процессе терапии. Дизайн Манчестерского центра нацелен на создание внутренней среды в саду и, соответственно, впервые увиден в конце улицы, выложенной деревьями, в нескольких минутах ходьбы от больницы Кристи и ее ведущей единицы онкологии. Основная функция здания - быть органическим цехом по переработке пищевых продуктов.

  • Михаил Васильевич Посохин

Посохин справедливо может быть причислен к тем мастерам, которые прокладывали пути развития отечественной архитектуры. У него счастливо сложилась творческая жизнь, и большая часть его идей осуществилась. Архитектор имел шестое чувство - он чуял, что грядет завтра, и потому всегда «бил в точку». Это свойство присущее великому мастеру.

Сырье поступает из органических производств по всей стране; собираются, обрабатываются и упаковываются здесь, а затем доставляются в другие места в качестве готовой продукции. Дизайн вдохновлен традиционным зданием. Первоначальная идея состоит в том, чтобы построить расширенный внутренний дворик, место работы с естественной, гибкой, независимой атмосферой и по отношению к широкой окружающей сельской местности.

Хабба, место совместной работы, стремится создать новую редакцию этого пространства, но по-другому, чем первый. Расположенная на равнине Пампас, к востоку от провинции Кордова, Часовня Сан-Бернардо стоит на небольшом холме деревьев, изначально занимаемом сельским домом и его загонами, которые были демонтированы для повторного использования его материалов, главным образом его столетних кирпичей. На сайте нет электричества, водопровода или любого вида обслуживания, природа налагает его условия.

  • Оскар Нимейер

Оскар Рибейру де Алмейда де Нимейер Соарис Филью родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро, в обеспеченной семье и воспитывался в доме родителей матери. Его родители - португальцы, но среди далеких предков архитектор называет немцев и индейца из племени арарибойа, которое жило когда-то в районе Рио-де-Жанейро.

Стадион Сонора выделяется как иконографический элемент региона, представляющего кратер Эль-Колорадо, расположенный в биосферном заповеднике «Эль-Пикацате» и имеющий необходимую силу, чтобы сделать Эстадио-Сонору элементом идентичности для города и его жителей. Это первый дом и главный детонатор нового городского развития «Пуэрта Оест» в городе Эрмосильо.

Башня основана на переосмыслении традиционной организации офисного пространства, предлагая множество новых рабочих сред для всех пользователей, обогащая универсальную модель торгового пространства. Таким образом, изучается архитектура, которая способствует осознанию сообщества и дает пространство более здоровой и более эффективной среде.

  • Филип Джонсон

А. Мендини назвал Филипа Джонсона «последним архитектором эпохи мастеров и первым - эпохи без мастеров». Сам Джонсон называет себя по-разному. Он и современный архитектор, и постмодернист, и функциональный модернист, и структурный классицист, и функциональный эклектик - это делается не без кокетства. Но парадокс в том, что при всем «наигрыше» каждое из подобных определений справедливо, ибо как архитектор он на своем веку был разным.

Хотя архитектурная форма выглядит как отличный контраст с природой, она имеет прочную связь с сайтом и окружением. Закрытое пространство позволяет пользователям не только видеть, но и размышлять над вещами, которые могли быть упущены, от простых человеческих взаимодействий до скромного великолепия природы. Окружающая среда становится одним из ключевых компонентов архитектуры, и пространство в значительной степени формируется, служа своей собственной роли и присутствию в качестве незабываемого архитектурного пространства, добавляя новое понимание восприятия и отношения людей к архитектуре.

  • Брюс Гофф

«Стилей столько, сколько вкусов, которые нужно удовлетворить», - эти слова Эдгара По могли бы служить девизом к творчеству Брюса Гоффа. В своем творчестве архитектор всегда выступал как нонконформист. Он создавал дома странные, причудливые, привлекающие внимание и пользующиеся признанием у потребителей. Дома-представления, дома-спектакли, некая форма поп-арта, по замечанию английского критика Ч. Дженкса.

Париж, его столица, называется «Город любви» или «Город огней» благодаря своей истории и создает атмосферу, которая непреодолима для тех, кто ее знает. Одной из характеристик, отличающих Париж от других городов, является количество архитектурных работ, которые пронизывают город, а также вкус и прекрасную работу, которую эта культура имела со своими зданиями. Вы можете найти как барочные, классические, модернистские конструкции, так и даже впечатляющие конструкции арт-нова и деко.

Без сомнения, самый известный памятник в Париже. Самый известный в мире и, безусловно, один из самых разнообразных. Между его можно найти произведения искусства до импрессионизма, столько же изобразительного искусства, как археология и декоративное искусство. Этот музей сам по себе является архитектурным памятником, сочетающим современность с лучшими в прошлом. В своей истории он был домом для королей Франции до постройки Версаля.

  • Алексей Николаевич Душкин

Московское метро по праву считается одним из красивейших в мире. Образ лучших станций Московского метрополитена связан с именем Алексея Николаевича Душкина.

  • Луис Кан

Имя Кана стало широко известным в конце 1950-х годов. Его творчество отмечено стремлением к значительности образного содержания, утверждению гуманистических ценностей. Концепция архитектора, открывающая путь к творчеству вне ассоциаций с уже существующим, вне подражания, и органическое соединение в одном лице мыслителя и художника, теоретика и крупного практика импонируют западной архитектурной молодежи.

Это один из самых известных памятников французской столицы и всего мира. Одна из самых известных церквей в мире и ценится за ее готический стиль. Он отличается впечатляющими витражами и характерной архитектурой того времени. Это церковь католического культа и успокаивает епископальный Париж.

Это одно из самых примитивных зданий готического стиля. Посвящается Марии, матери Иисуса Христа, в окружении вод реки Сены. Центр Помпиду является самым распространенным названием Национального центра искусств и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже, спроектированного молодыми архитекторами Ренцо Пиано и Ричардом Роджерсом.

  • Карлос Рауль Вильянуэва

«У архитектора две задачи: оберегать ценности и создавать новые ценности», - писал Карлос Рауль Вильянуэва. С его именем связан резкий подъем архитектуры в Венесуэле в послевоенные годы. Никогда ранее венесуэльская архитектура, пожалуй, не создавала произведений, представляющих интерес в мировом масштабе.

Самый креативный и запрошенный архитектор дня родился в Дании и хочет приехать в Аргентину на Международную биеннале архитектуры Буэнос-Айреса, которая была сделана на электростанции в октябре. Датчане исполнится 43 в октябре, за неделю до прибытия в Буэнос-Айрес на Международную архитектурную биеннале.

Итак, через неделю после того, как он исполнил 43 года, Бьярке Ингельс наступит на патриотическую почву, приглашенную городским правительством, чтобы рассказать об архитектурных идеях, которые сделали его знаменитым. Имейте в виду, что ни одна из датских идей не будет необычной. Всего 15 лет назад парень даже не построил собачью хижину, и сегодня у него почти 50 проектов по всему миру, и у него есть два десятка мега готовых работ.

  • Алвар Аалто

Аалто известен и как основоположник современной финской архитектуры, и как мастер, обладающий неповторимой художественной индивидуальностью. Его поиски неизменно устремлены к гармонии между человеком со всем разнообразием его потребностей и той средой, которую формирует архитектура. Аалто - самый яркий пример архитектора, который знает, как заставить стандарт служить эмоциональной стороне зодчества.

Потому что Бьярк любит инновации, и для него важна архитектура, которая может превратиться в реальность, что сначала кажется мечтой. Он едва мог начать круто поворачивать, чтобы они были действительно разными. Некоторые из его архитектурных идей: многоквартирный дом, который выглядит как трехмерная пирамидальная башня, другая, которая, как представляется, сделана из плохо уложенных ящиков, блок квартир с остроконечными балконами, такими как шипы или электростанция с лыжный склон на крыше, который вместо дыма тянет паровые кольца через дымоходы.

  • Ганс Шарун

Шарун - несомненно самый своеобразный и наиболее известный архитектор, живший в ФРГ. Его творчество оказалось на острие одного из самых новых и самых спорных архитектурных течений. Оно привлекло внимание мировой архитектурной печати, приобрело международную популярность. Одни стремились подражать Шаруну, у других его работы вызывали резко отрицательную реакцию.

Здание, которое заканчивается в Манхэттене, использует вид и ориентацию с особой формой. Но, как вы видите сегодня, красивый, успешный, симпатичный и супер-канчеро, в молодости Бьярк не хотел быть архитектором, его мечтой было рисовать комиксы. Деду Кнуду и Мать Елизавете казалось, что у сына будет время посвятить себя рисованию и что ему будет лучше изучать архитектуру. «Это был семейный проект», теперь говорят счастливые киски. Вскоре его детище стало целым персонажем мира архитектуры, вселенной, в которой большинство освященных превосходит.

  • Рихард Нейтра

Рихард Йозеф Нейтра родился в Вене 8 апреля 1892 года. Образование получил в Венском технологическом институте. Австрийский архитектор Отто Вагнер был для него тем же, чем Салливен для Райта. Во время войны Нейтра служил офицером на Балканах.

  • Пьер Луиджи Нерви

Пьер Луиджи Нерви сочетал в себе глубокие знания инженера-конструктора с творческой фантазией архитектора. Большепролетные покрытия из армоцемента - материала, им исследованного и разработанного, получили всеобщее признание и принесли ему всемирную известность.

На этом фоне заядлого завоевателя, с его родного Копенгагена, его творения уже прибыли в Соединенные Штаты, Китай, Дубай, Мексику и до Казаистана, среди прочих. В Буэнос-Айресе Бьярк собирается двигаться, как рыба в воде. Он очень хорошо говорит по-испански, потому что он провел год, изучая архитектуру в Барселоне. Там он сам утверждает, что он стал тем, кем он является сегодня.

Учителя, которые его знали, не очень признательны его творческим наклонностям. Год спустя Бьярк вернулся в Копенгаген, преобразованный и настроенный на то, чтобы зарабатывать на жизнь архитектурой. Вы скажете: «Какое простое имя». В вселенной Бьярке нет ничего, что не было бы гениальным. То есть, ребенок отметил свою судьбу.

  • Константин Степанович Мельников

Мельников был, несомненно, одним из самых ярких и своеобразных архитекторов мировой архитектуры XX века.

  • Эрих Мендельсон

Мендельсон - один из виднейших немецких архитекторов, выступивших в начале 1920-х годов с позицией, противоположной эклектике и стилизаторству.

Они строят лыжный склон на заводе по переработке мусора

Не зная, насколько большой может быть укус, он вышел из ниоткуда, чтобы съесть мир. Балконы являются отличительной чертой набора инновационных молодежных отделов. Вскоре после этого Пер заказал здание в совершенно новом районе, и задача заключалась в том, чтобы заставить людей покупать в этой пустыне. Строив здание экономически, специальный воздух г-на Бига привлек таких людей, которые любят чувствовать себя пионерами. 110 квартир были проданы в первое воскресенье. Внутри есть бассейн с водой из Дании и оригинальная статуя, перенесенная на мероприятие.

  • Ле Корбюзье

6 октября 1887 года в Швейцарии родился Шарль Эдуар Жаннере-Гри. Ему было суждено под именем Ле Корбюзье приобрести мировую известность. (Псевдоним появился в 1935 году.)

  • Людвиг Мис ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ был одним из основоположников рационалистической архитектуры в Германии, а после Второй мировой войны он стал одним из ведущих архитекторов США.

Бьярк поднял вверх спираль, которую можно было окружить круглой пилетитой посередине. Он заполнил бассейн морской водой из Копенгагена и переместил традиционную статую сирены, которая является символом порта. Что-то вроде взятия Фонтана Лола Мора в Пекин. В пустом месте, оставленном маленькой русалкой в ​​Копенгагене, Бьярк поставил плазму, в которой вы могли видеть, как статуя проходила в Шанхае.

Буэнос-Айрес станет мировой штаб-квартирой архитектуры

В первый раз, когда он увидел их уродливыми, он упал в Нью-Йорке. Потому что в Копенгагене одно дело быть сумасшедшим, где все справедливо. Другой - сделать завиток в Китае, который для чего угодно. Но совсем другое дело - бросить каниту в воздух на Манхэттене, где все тяжелые грузы.

  • Лев Владимирович Руднев

Руднев обладал особым даром создавать крупную монументальную форму в архитектуре. Построенные им здания несут отпечаток яркого, самобытного таланта. Их образы впечатляющи, ясны и представлены всем понятным архитектурным языком. Они запоминаются на всю жизнь.

  • Вальтер Гропиус

Вальтер Гропиус вошел в историю как один из зачинателей рационалистического направления современной архитектуры, общепризнанный лидер немецких функционалистов 1920-х годов, создатель и первый руководитель знаменитого Баухауза.

  • Григорий Борисович Бархин

Исследователи архитектуры и архитекторы, работавшие с Григорием Борисовичем, учившиеся у него, знавшие его, говорят о нем как об архитекторе-новаторе, творчество которого по сей день современно в своей сути и отвечает самым строгим представлениям о полноценном архитектурно-художественном произведении.

  • Владимир Алексеевич Щуко

На международных выставках 1911 года в Риме и Турине самыми лучшими и красивыми архитектурными произведениями были признаны русские павильоны. В Риме среди великих, мировых памятников архитектуры была поставлена ротонда - круглое здание под куполом с белыми дорическими колоннами и копиями статуй Горного института.

  • Огюст Перре

Огюст Перре - архитектор, впервые сделавший железобетон материалом зодчества, был в то же время последовательным выразителем классической традиции во Франции. Начало его творчества относится еще к первому десятилетию XX века, но роль одного из лидеров современной архитектуры он сохранил в течение всей долгой жизни.

  • Алексей Викторович Щусев

«Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью», - говорил Щусев. Он постоянно искал связь архитектурных форм с жизненными процессами, не считая застывшими ни те, ни другие. Как истинный художник, он пробовал себя в разнообразных формах архитектуры, находя удовлетворение в познании и выражении все нового и нового и не удовлетворяясь до конца.

  • Иван Александрович Фомин

Замечательный проектировщик и практик-строитель, превосходный художник, теоретик искусства и педагог И.А. Фомин, оказал огромное влияние на творчество многих архитекторов. С его именем связано представление о зодчем-мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти по пути новаторства, в то же время мудро и бережно относясь к художественному наследию прошлого.

  • Адольф Лоос

Имя архитектора Адольфа Лооса связано с борьбой против бессмысленного украшательства в искусстве. Эта борьба прошла через все его творчество. Вплоть до конца своей жизни Лоос проповедовал и в теории и на практике идею очищения искусства - теорию пуризма…

  • Иван Иванович Рерберг

Рерберг сформировался как строитель и мастер архитектуры еще в дореволюционное время, а в советские годы очень активно и с большим успехом работал над решением крупных архитектурно-строительных задач. Щусев считал его большим мастером, сказав: «Богатый опыт и огромные организаторские способности И.И. Рерберга дают право назвать его одним из крупнейших строителей Москвы». Без его работ нельзя представить сейчас российскую столицу.

  • Фрэнк Ллойд Райт

Райт - крупнейший архитектор в истории США. За более чем семьдесят лет своего творческого пути он сделал для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада. Райт выдвинул принцип архитектуры органичной - то есть целостной, являющейся неотделимой частью среды, окружающей человека.

  • Чарлз Макинтош

В архитектуре Англии, где господствовал неоромантизм, влияние «ар нуво» ощущалось слабо. Единственным его представителем в этой стране исследователи считают шотландского архитектора и художника Макинтоша.

  • Петер Беренс

В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920-х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность - с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных решений. В личности Беренса суммированы многие противоречия его времени.

  • Иван Владиславович Жолтовский

Пожалуй, ни одна творческая личность в истории советской архитектуры не привлекала такого пристального внимания, не вызывала столь противоположных мнений, яростных споров и противоречивых оценок, как личность Жолтовского. Его называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем, у него желали учиться и потом пытались забыть все то, что он внушал.

  • Йозеф Ольбрих

Йозеф Мария Ольбрих был уроженцем города Троппау в Силезии, теперь это чешский город Опава. Родился Йозеф 22 декабря 1867 года. В 1882–1893 годах Ольбрих занимался сначала в Венской школе прикладных искусств, затем в Академии искусств.

  • Анри Ван де Вельде

Анри Ван де Вельде, один из основоположников бельгийской ветви «стиля модерн» - «Ар нуво», стоит в ряду крупнейших архитекторов-новаторов рубежа XIX–XX веков. Его творчество, отражая всю сложность этого переходного периода, полно противоречий. Богато одаренный - музыкант, художник, архитектор и литератор, - он соединил в себе талант теоретика, практика и педагога.

  • Виктор Орта

Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где занимался у А. Бала. Первые самостоятельные работы - три дома на улице Дуз Шамбре в Генте. С 1890 года построил большой ряд домов в Брюсселе, в том числе особняк Тасселя на улице Турин.

  • Федор Осипович Шехтель

Шехтель принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа 19–20-го столетий. Жизнь и творчество этого замечательного мастера связаны по преимуществу с Москвой, хотя он, подобно своим современникам, много проектировал для провинции.

  • Роман Иванович Клейн

Если мысленно объединить на одной территории все здания, построенные в Москве Клейном, то получится целый маленький город со своим центром. В своих лучших произведениях зодчий претворил ту новую тенденцию, которая получила развитие уже в наше время, - «возможно рационального, бережливого употребления материала и труда, возможно скудных, в обрез, размеров строительного тела, - писал Клейн.

  • Луис Салливен

Американский архитектор Луис Генри Салливен стал одним из пионеров рационалистической архитектуры 20-го столетия. Его работы в области теории зодчества еще более значительны. Салливен ставил перед собой грандиозную утопическую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и повести его к гуманистическим целям. Теория архитектуры, созданная Салливеном, по своей бурной эмоциональности граничит с поэзией.

  • Хендрик Петрус Берлаге

Берлаге - один из основоположников рационалистического направления в архитектуре Голландии, принадлежит к числу выдающихся мастеров мировой архитектуры рубежа XIX–XX веков. Выступив уже в начале своего творческого пути против эклектики и бутафорской декоративности, он создал свою оригинальную интерпретацию «стиля модерн», в которую внес много чисто национальных черт.

  • Антонио Гауди

Гауди был великим художником. Его школы не существует, но выработанные им представления об архитектуре, черпающей вдохновение в формах живой природы, разработанные им средства пространственной геометрии открыты каждому, кто хочет найти собственные стиль и форму, не подражая мастерам.

  • Отто Вагнер

Архитектор Отто Вагнер, воспитанник венской школы середины XIX века, одним из первых поднял восстание против всеобщего увлечения историческими стилями и, по выражению Г. Тице, до самой смерти «был в походе против ненавистною врага» - фальши, порожденной в искусстве имитацией старины.

  • Генри Ричардсон

Многословие и измельченность неоготических построек не соответствовали возникшему в конце XIX века стремлению к композиционной целостности и обобщенности архитектурных форм. Это стремление выразилось в широком распространении неороманских построек во многих европейских странах и США.

  • Гюстав Эйфель

Двенадцатую Всемирную промышленную выставку 1889 года было решено провести в Париже. Столица Франции уже в четвертый раз удостоилась чести стать местом форума достижений современной науки и техники.

  • Николай Леонтьевич Бенуа

Творчество Бенуа выходит за границы лишь общехудожественных ценностей. Бенуа, этот «архитектор-художник», знаток исторических стилей, был и опытным архитектором-практиком, строителем.

  • Джозеф Пэкстон

Идея организации всемирной выставки, на которой были бы показаны лучшие достижения в области общественного производства, материальной и духовной деятельности человечества, давно носилась в воздухе и пленяла лучшие головы Европы. К середине XIX века идея всемирной выставки созрела окончательно.

  • Анри Лабруст

Анри Лабруст родился в Париже 11 мая 1801 года. Он получил образование в Академии изящных искусств, где был одним из самых способных учеников. В 23 года Анри был удостоен «Гран-при де Ром», что дало ему возможность провести пять лет в вилле Медичи в Риме. За эти пять лет он научился видеть в шедеврах архитектуры античного Рима нечто большее, чем просто памятники или же арсенал прекрасных поучительных форм.

  • Джеймс Богард

Начало применению каркасных конструкций, в современном значении этого слова, было положено еще в 1848 году в США, на родине небоскребов. Решающий шаг был сделан тогда, когда железные колонны заменили кирпичную кладку в качестве опор, несущих междуэтажные перекрытия. Примером одной из первых конструкций такого типа служит пятиэтажное здание фабрики, построенное в Нью-Йорке в 1848 году. Автором проекта был изобретатель каркаса Богард.

  • Александр Павлович Брюллов

Творчество Брюллова, одного из пионеров эклектики, отразило переходный этап развития русского зодчества 19-го столетия. Архитектура созданных им произведений - это сплав художественных концепций классицизма, в традициях которого он был воспитан, и стилизаторства, выражавшего идеи романтизма.

  • Чарлз Бэрри

Чарлз Бэрри родился 23 мая 1795 года в Вестминстере. В 1817 году он отправился в путешествие по Индии и на Восток, посетил также Грецию, Египет, Сирию. Возвратился в Англию Бэрри в 1821 году, привезя с собой массу эскизов.

  • Константин Андреевич Тон

Константин Андреевич Тон родился в Санкт-Петербурге 6 ноября 1794 года в зажиточной семье. Его отец содержал мастерскую ювелирных изделий. В октябре 1803 года мальчик был определен в Петербургскую Академию художеств, а с 1809 года начал специально заниматься архитектурой и очень успешно.

  • Огюст Монферран

Монферран - выдающийся архитектор первой половины 19-го столетия. Как справедливо замечают некоторые исследователи, даже если бы он ничего не построил, кроме собора и Александровской колонны, имя его вошло бы в золотой фонд мирового зодчества. Однако Монферран был автором еще целого ряда интереснейших произведений архитектуры как в Петербурге, так и в других городах России.

  • Доменико Жилярди

Жилярди принадлежит к замечательной плеяде русских зодчих первой трети XIX века, поднявших русскую классическую архитектурную школу до уровня мировой. Выразительное творчество Жилярди, его проникновение в традиции русского зодчества, мастерство композиции, умение сочетать сооружение с городским или загородным ландшафтом, с природой вызывают неизменное признание и в наши дни.

  • Осип Иванович Бове

Бове прошел большой творческий путь - от безвестного ученика Кремлевской экспедиции до «главного архитектора» Москвы. Он был тонким художником, умеющим простоту и целесообразность композиционного решения сочетать с изысканностью и красотой архитектурных форм и декора. Зодчий глубоко понимал русскую архитектуру, творчески относился к национальным традициям, что определило многие прогрессивные черты его творчества.

  • Карл Фридрих Шинкель

Интерес к древнегреческой культуре возродился в Европе в конце XVIII – начале XIX века. Благородное и возвышенное искусство греческой классики стало предметом восхищения и образцом для подражания.

  • Карл Иванович Росси

Карл Иванович Росси родился 29 декабря 1775 года. С юных лет он был связан с миром искусств. О его матери, знаменитой балерине, приглашенной на петербургскую сцену в екатерининское время, сослуживец Росси по Комитету для строения и гидравлических работ Ф.Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: «Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре».

  • Василий Петрович Стасов

Творчество этого архитектора практически завершило почти столетний период развития русской классической архитектуры. И если в начале этого периода неизменно называется имя Баженова, конец его неразрывно связан с именем Стасова.

  • Андреян Дмитриевич Захаров

Творчество Захарова - одна из самых ярких и содержательных страниц в истории русской архитектуры 18–19-го столетий. Новаторское значение его деятельности огромно. Никому до него не удавалось осуществить в таких размерах и с такой силой идею здания-массива, господствующего в обширном городском ансамбле и всем строем своих форм выражающего высокую общенародную идею в столь ясных и цельных образах.

  • Тома де Томон

Тома де Томон родился 12 апреля 1760 года в швейцарском городе Берне. Образование получил во Франции, где отец его находился на военной службе. Сведения о детстве и юности Томона, о его первоначальном воспитании скудны и зачастую противоречивы. Но рисунки и акварели Томона дают представление о его первых опытах в искусстве.

  • Андрей Никифорович Воронихин

О происхождении знаменитого зодчего Андрея Никифоровича Воронихина почти ничего не известно. В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье записано, что 17 (по новому стилю - 28) октября 1759 года у «домового Никифора Воронина родился сын Андрей».

  • Иван Егорович Старов

Произведения Старова отличают идейная и художественная выразительность, ясность и логичность планировочного и объемного решения, монументальность, достигнутые лаконичными средствами.

  • Джакомо Кваренги

20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д’Иманья, входящего в провинцию северо-итальянского города Бергамо.

  • Чарлз Камерон

Чарлз Камерон, строитель Павловска, знаменитых царскосельских залов, галереи и Агатовых комнат, главный архитектор Адмиралтейства начала 19-го столетия, был человеком необычайной судьбы, которая все еще открывается в своем действительном характере подчас благодаря случайностям, но чаще лишь в результате длительных и кропотливых усилий исследователей.

  • Матвей Федорович Казаков

Творчество Казакова - значительнейшее явление в русской архитектуре. Начав свою деятельность в пору становления русского классицизма, он стал одним из замечательных его представителей, создал свое, оригинальное направление, связанное со специфическими особенностями русского быта.

  • Василий Иванович Баженов

Имя Баженова - одно из самых ярких в русской архитектуре благодаря размаху замыслов, свободе, силе и своеобразию его творческой фантазии.

  • Клод Никола Леду

Произведения Клода Никола Леду поразительно современны. Его часто называли «проклятым архитектором», так как большинство его произведений было разрушено. Леду стремился создать идеальный город по образцу построения симфонии, а также к пластическому воплощению космических форм. Так, например, в его проектах сфера символизировала земной шар.

  • Алейжадинью

С развитием всего бразильского искусства неразрывно связано творчество мулата из капитании Минас-Жераис Антониу Франсиску Лисбоа, прозванного Алейжадинью, то есть «Маленький калека», потому что в годы расцвета его таланта он болел все усиливавшейся проказой.

  • Юрий Матвеевич Фельтен

Деятельность Фельтена пришлась на годы, когда барокко уступало место классицизму, ставшему вскоре главным направлением искусства. Наследие зодчего сфокусировало признаки архитектуры переходного времени.

  • Роберт Адам

Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт.

  • Уильям Чеймберс

Уильям Чеймберс родился 27 октября 1723 года в Гетеборге в семье шотландского купца, которая затем перебралась в Англию. Получив коммерческое образование, Чеймберс поступил на службу шведско-индийской компании.

  • Дмитрий Васильевич Ухтомский

Дмитрий Васильевич Ухтомский родился в 1719 году в селе Семеновском Пошехонского уезда. Он происходил из древнего, но обедневшего княжеского рода. Двенадцатилетним подростком Дмитрия определили в московскую школу «математических и навигацких наук», которую он закончил в 1733 году.

  • Антонио Ринальди

Своими творческими поисками Ринальди вместе с другими современными ему зодчими России вырабатывал принципы нового архитектурного стиля - классицизма, отразив одновременно тенденции барокко, переплавленные эстетикой классицизма в новую архитектоническую систему, в новые композиционные приемы и новый декор интерьеров.

  • Франческо Бартоломео Растрелли

Среди славной когорты зодчих, создавших неповторимый облик Петербурга, особое место занимает итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, или, как его еще называли на русский манер, Варфоломей Варфоломеевич. Он прожил большую и, безусловно, интересную жизнь.

  • Жак Анж Габриель

Жак Анж Габриель - наиболее пленительный мастер французской архитектуры. Стиль Габриеля - это чрезвычайно самобытное и органическое явление, порожденное естественным, «глубинным» развитием зодчества Франции. Его творчество отличают приближенность к человеку, интимность, а также изысканная тонкость декоративных деталей.

  • Бальтазар Нейман

Иоганн Бальтазар Нейман родился в 1687 году. Он вырос в немецкой части Богемии, где имел хорошую возможность ознакомился с церквами в стиле итальянского барокко.

  • Михаил Григорьевич Земцов

О детстве и юности Михаила Григорьевича Земцова известно мало. Точные даты рождения и смерти, его происхождение остаются все еще невыясненными. Одни авторы считают, что он родился в 1686 году, другие называют 1688 год. Неизвестно, как протекали его детство и юность.

  • Уильям Кент

В начале XVIII века превалировало мнение, что художественное произведение должно отвечать требованиям правды и естественности, а значит, проектируемое здание не должно расходиться с требованиями, исходящими от самой природы вещей.

  • Доменико Трезини

Доменико Андреа Трезини родился в 1670 году в маленьком, уютном швейцарском городке Астано. Никто из его рода не славился богатством. Но над входом в дом горделиво сиял начищенный щит с дворянским гербом.

  • Иоганн Лукас фон Хильдебрандт

Иоганн Лукас фон Хильдебрандт родился 14 ноября 1668 года в Генуе в семье офицера императорской армии и учился у известного итальянского зодчего Карло Фонтаны.

  • Джон Ванбру

Джон Ванбру родился 24 января 1664 года. Он был сыном купца. Первой любовью Джона стала литература. Он стал известным английским комедиографом. Его литературное творчество характерно для последнего этапа периода реставрации.

  • Маттеус Даниэль Пёппельман

Самый яркий этап в развитии архитектуры Дрездена относится к первой половине XVIII века. Именно тогда сложились ансамбли, и поныне составляющие красу и славу города. «На самой вершине своего великолепия сверкающий Дрезден», - восторженно пишет хронист Искандер об этом времени.

  • Андреас Шлютер

С конца XVII века наряду с Баварией и Саксонией крупным культурным центром становится Пруссия. Самым одаренным из мастеров, состоящих на службе у прусских королей, был архитектор и скульптор Андреас Шлютер. Имя его было окружено ореолом славы. Многие его современники называли его «северным Микеланджело». Его творчество отличается драматизмом и страстной патетичностью замысла.

  • Иоганн Фишер фон Эрлах

Иоганн Бернгард Фишер фон Эрлах родился 20 июля 1656 года в Граце в семье скульптора. Художественное образование он получил в Риме и Неаполе.

  • Кристофер Рен

Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века - Шекспиром, Ньютоном и Мильтоном.

  • Гварино Гварини

В итальянской архитектуре Гварини занял особое положение. Ему удалось внести в общий тон трезвой рациональности туринской архитектуры контрастную ноту. Именно в годы пребывания в столице Савойского герцогства Гварини создал свои главные произведения.

  • Луи Лево

Во-ле-Виконт, Коллеж четырех наций и вклад в создание Версаля поставили Лево в самый первый ряд мастеров архитектуры.

  • Франческо Борромини

Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации.

  • Джованни Лоренцо Бернини

«Синьор кавалер Бернини, слух о Вашем несравненном таланте и о столь счастливо завершенных Ваших творениях распространился за пределы Италии, а также чуть ли не за пределы Европы, и везде у нас в Англии Ваше славное имя превыше всех мастеров, когда-либо отличавшихся в Вашей профессии. Не соблаговолите ли Вы изваять из мрамора наш портрет…»

  • Франсуа Мансар

В первой половине и середине 17-го столетия Франция переживает своего рода «возрождение Возрождения». Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар.

  • Иниго Джонс

Иниго Джонс - первая яркая творческая индивидуальность и первое подлинно новое явление в английском зодчестве XVII века.

  • Хуан де Эррера

Уроженец селения Мобельян провинции Сантандер в Астурии Хуан де Эррера прошел сложный жизненный путь, в котором преобладала не столько творческая, сколько придворная и военная карьера. Но Хуан де Эррера сумел подчинить обстоятельства жизни неуемной тяге к знаниям.

  • Андреа Палладио

Во второй половине XVI века венецианская архитектура выдвинулась на такой же высочайший уровень, что и живопись того времени, благодаря Палладио.

  • Якопо Сансовино

Сансовино был известен при жизни, прежде всего, как скульптор. Однако именно его архитектурная деятельность, во многом определившая последующее развитие венецианской архитектуры, явилась основой его посмертной славы.

  • Рафаэль

Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью рода - его предки происходили из небольшого городка Кольбордоло близ Урбино и были мелкими торговцами.

  • Микеланджело

Когда говорят, что Микеланджело - гений, не только выражают суждение о его искусстве, но и дают ему историческую оценку. Гений, в представлении людей XVI века, являл собой некую сверхъестественную силу, воздействовавшую на человеческую душу, что в романтическую эпоху будет называться «вдохновение».

  • Браманте

Браманте открыл краткий период так называемого римского классического искусства.

  • Аристотель Фьораванти

Длинна череда архитекторов-иноземцев, нашедших вторую родину в нашей стране, вложивших знания, мастерство, силы в развитие российской архитектуры, но Фьораванти был первым.

  • Леон Баттиста Альберти

Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения.

  • Филиппо Брунеллески

Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески

За каждым зданием стоит архитектор. Об этом нечасто вспоминают даже во время посещения знаменитых своей красотой или оригинальностью строений. Между тем известные архитекторы влияют на развитие культуры не в меньшей степени, чем писатели и художники. Они впитывают идеи, витающие в воздухе, и дарят им материальную форму. Здания, отражающие суть эпохи, ее настроение и главенствующую философию, становятся шедеврами. О людях, дарящих их миру, и пойдет речь ниже.

Вдохновитель гениев

Самые известные архитекторы прошлого увековечили свои имена, создав великолепные здания, славящиеся красотой и многие столетия спустя. Один из них — Джотто ди Бондоне. Итальянский живописец и архитектор родился в 1267 году. Он стал новатором в изобразительном искусстве, заложил основу итальянской школы живописи. Фресками и иконами Джотто любовались Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Иногда ему приписывают авторство капеллы дель Арена в Падуе, но далеко не все исследователи с этим согласны. Несомненно, что Джотто создал фрески, украшающие собор. Главное архитектурное творение мастера — колокольня Санта-Мария-дель-Фьоре, кафедрального собора Флоренции. Джотто не дожил до завершения строительства — в 1337 году, когда он умер, возвели лишь первый ярус сооружения.

Великий мыслитель

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) часто возглавляет список «Известные архитекторы мира». Знаменитый итальянец был скульптором, мыслителем, художником и поэтом. Среди его архитектурных творений значатся библиотека Лауренциана, фасад церкви Святого Лоренцо. По его проекту возвели римский Дворец сенаторов и Дворец Консерваторов. В оформлении этих зданий Микеланджело использовал колоссальный ордер, с его легкой руки вошедший затем в моду. Архитектор работал и над планом знаменитого собора Святого Петра в Риме. Сегодня Микеланджело по праву называет одним из величайших мастеров за всю историю человечества.

Джованни Лоренцо Бернини

Известные архитекторы Италии на этом не заканчиваются. Преемником Микеланджело считается Джованни (1598-1680). Он был не только архитектором, но и скульптором и художником. Бернини отличался умением объединять все три вида искусства, создавая единое визуальное пространство. Вместе с Франческо Борромини и Пьетро да Кортона он заложил основы

Одно из главных творений Бернини — проект площади Святого Петра. Колоннада перед знаменитым собором — также детище архитектора. Он трудился над светскими и религиозными сооружениями. При создании последних Бернини часто использовал скрытые источники света для усиления впечатления, производимого службой. Он же автор многих римских фонтанов, без которых сегодня трудно себе представить Вечный город.

Палладианец из династии Адамов

Перенесем теперь в Шотландию образца XVIII века. Здесь в 1728 году родился Роберт Адам, один из значительных представителей британского классицизма. Он принадлежал к династии палладианцев, последователей раннего классицизма в архитектуре. Обязательными чертами стиля были строгая симметрия и использование канонов, сложившихся в период Античности.

Творения Адама имеют особый узнаваемый почерк. Им присуща легкость и изящность, нередкое появление элементов неоготики. Архитектор положил начало так называемому адамову стилю. Он умел соединять основные элементы классицизма с такой непринужденностью, как будто долгое время жил среди античных творений и знал, как мыслят его создатели.

До наших дней сохранились в первозданном виде лишь немногие архитектурные шедевры Адама. Среди них частный дом Кедлстон-холл недалеко от города Дерби. В последние годы архитектор творил в основном в Эдинбурге. По его проекту было возведено здание университета в этом городе.

Известные архитекторы России

А в нашей стране примерно в это же время творил Василий Баженов. Теоретик архитектуры, педагог и художник, он отдавал предпочтение классицизму и заложил основы российской псевдоготики. Баженов создал несколько впечатляющих сооружений в Москве и Санкт-Петербурге. Одно из самых знаменитых зданий в современной столице — Дом Пашкова — построен по его проекту. До наших дней практически не дошло творений Баженова.

А первым архитектором Санкт-Петербурга стал Он вдохнул свежую струю в российское зодчество, принеся с собой европейские традиции. Трезини является автором большого числа сооружений, создающих облик привычного нам Петербурга. В их число входит Петра Первого, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, где сегодня размещается университет.

В Петербурге в разные годы творили и известные русские архитекторы Николай Александрович Львов, Александр Глебович Успенский, Михаил Григорьевич Земцов и другие. Последний из названных был учеником Трезини. Земцов стал первым русским архитектором Города на Неве. К числу его творений в стиле раннего барокко относится Церковь Симеона и Анны, Каскад «Золотая гора» в Нижнем парке Петергофа, проект Аничкова дворца и полностью перестроенный после пожара Спасо-Преображенский собор.

Немало видных архитекторов трудилось и СССР. На смену рационалистам во главе с Николаем Ладовским, стремившихся достичь объективности в формообразовании и композиции, пришли конструктивисты, считавшие функциональность важнее эстетизации. Яркими представителями последних были братья Весины. Значительный след в облике Москвы оставил Михаил Васильевич Посохин, бывший главным архитектором столицы с 60-х до начала 80-х годов. Благодаря ему в городе появился Дворец съездов, здание СЭВ, спорткомплекс «Олимпийский» и так далее.

Зачинатели стиля

Дома известных архитекторов современности отличаются от творений прошлого эклектичностью. Если стиль задний метров эпохи Возрождения или Нового времени определить довольно просто, то сегодняшние сооружения часто сочетают элементы разных направлений. Однако эклектика родилась не на пустом месте: она вобрала в себя черты стилей, большинство из которых сложились в прошлом столетии.

Одно из самых популярных сейчас направлений в архитектуре — хай-тек. Первопроходцем стиля чаще всего называют Нормана Фостера (род. 1935) и его «Бюро четверых». Он спроектировал аэропорт в Гонконге, мост «Миллениум» и небоскреб Мэри-Экс в Лондоне. При строительстве последнего использована так называемая сетчатая оболочка, разработанная русским архитектором Владимиром Григорьевичем Шуховым (1853-1939), которого Фостер, по собственному признанию, считает своими кумиром. Шухов создал первые в нашей стране нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Примененные им для строительства зданий стальные сетчатые оболочки спустя некоторое время стали одним из любимых элементов у представителей хай-тека. Бюро Фостера спроектировало здания в России: реконструкцию острова Новая Голландия, строящийся сейчас ММДЦ «Москва-Сити».

В согласии с природой

В противоположность хай-теку, прославляющему величие технологического прогресса, стиль био-тек предлагает создавать здания, не спорящие с природой, а продолжающие ее. Многие известные архитекторы современности отдают дань этой идее. Основоположником стиля считается Антонио Гауди (1852-1926). Большая часть творений знаменитого испанского архитектора находится в Барселоне. Его работы - Дворец Гуэля, Дом Мила, Дом Бальо — невозможно ни с чем перепутать. Они как будто живут, движутся. Источником вдохновения для мастера была природа. Отсюда и особая текучесть зданий, отсутствие прямых линий, непривычные формы и образы. По его проекту до сих пор возводят Храм Святого Семейства, напоминающий внешне замок из песка.

Стремление к единению с природой — черта, характеризующая проекты известных архитекторов, которые считаются последователями Фрэнка Ллойда Райта (1867-1959). Его считают одним из самых влиятельных фигур в зарубежном зодчестве. Райт создал концепцию «органической архитектуры». Центральными понятиями теории была целостность и единение с природой. Строения, созданные Райтом, являются продолжением естественной среды, для них характерны открытые планы, использование природных материалов, конструктивные особенности, заимствованные у древних японских храмов.

Модернизм и функционализм

Не менее значимой фигурой является и Ле Корбюзье (1887-1965). Творения и труды французского архитектора подарили миру архитектуру модернизма и функционализма. Здания, возведенные Ле Корбюзье нетрудно узнать. Их отличает объемные блоки, поднятые над землей, плоские крыши-террасы, просматриваемые фасады, так называемые свободные формы. Все эти особенности быстро стали неотъемлемой частью современной архитектуры.

Конечно, выше перечислены далеко не все известные архитекторы. Повествование можно продолжать очень долго, причем список постоянно пополняется. Известные архитекторы времени, в котором мы живем, нередко открывают нам творения мастеров прошлых лет, незаслуженно забытых.